Меню Рубрики

Адаптированная образовательная программа астма

• образовательные программы являются не­отъемлемой частью комплексного лечения детей с бронхиальной астмой; целью прове­дения программ является развитие сотрудни­чества между врачом и пациентом;

• особенностью таких программ в педиатрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы па­циентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии.

• существуют различные формы и методы обу­чения пациентов: индивидуальные и группо­вые методики, видеообучение, специализи­рованные Интернет-сайты, адаптированные программы для детей младшего возраста (сказкотерапия), тренинги с участием психо­логов. Одной из распространенных форм яв­ляется Астма-школа;

• обучение пациентов, их родителей и родст­венников должно проводиться на всех этапах оказания медицинской помощи пациентам с бронхиальной астмой;

• образовательные программы должны быть направлены не только на семью больного, но и на врачей, средний медперсонал, педаго­гов, постоянно занимающихся с ребенком, страдающим бронхиальной астмой;

• психологическая помощь, осуществляемая параллельно с занятиями в Астма-школе, су­щественно повышает эффективность образо­вательных программ и улучшает комплайнс.

Обучение пациентов и их родителей является не­отъемлемой частью комплексной программы лече­ния бронхиальной астмы. Основной целью проведения образовательных программ является повыше­ние мотивации лечения — активного и сознательно­го следования врачебным рекомендациям. Разви­тие сотрудничества между врачом и пациентом (комплайнс, кооперативность) — обязательное усло­вие успешного обучения.

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тща­тельного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Для достижения оптимального контроля бронхи­альной астмы и формирования высокого уровня ка­чества жизни больных недостаточно вклада только врача, необходимо сотрудничество с пациентом. Никакие самые современные методы лечения не окажут должного эффекта, если пациент не будет четко следовать врачебным рекомендациям. Недо­статочная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе разви­тия и обострений бронхиальной астмы, а также о су­ществующих современных методах лечения приво­дит к тому, что многие из пациентов игнорируют на­значения врачей, самостоятельно прекращают лече­ние или прибегают к услугам парамедиков.

Приверженность лечению характеризуется отно­шением количества реально принятого препарата к теоретически назначенному, выраженным в процен­тах. Возможны нарушения вследствие недостаточно­го комплайнса: передозировка, уменьшение дозы и беспорядочный прием лекарств. По данным ряда ис­следований комплайнс пациентов с бронхиальной астмой, не прошедших образовательные программы, составляет не более 40-50%. Обучение пациентов должно начинаться с момента постановки диагноза и продолжаться на протяжении всего периода наблю­дения для достижения высокого уровня комплайнса (>80% выполнения назначений). При выборе метода и формы обучающих программ должен учитываться возраст пациентов. При лечении детей младшего возраста главным объектом обучения являются ро­дители или лица, ухаживающие за ребенком. Исполь­зуя адаптированные программы для детей младшего возраста, можно научить простым навыкам контроля детей начиная с трехлетнего возраста. Подростки — это особая группа со специфической возрастной психологией, нуждающаяся в использовании специ­альных программ, наиболее эффективными из кото­рых являются тренинги с участием психолога.

Существуют различные формы и методы обуче­ния. Наиболее широко применимы такие формы обу­чения, как непосредственные занятия с больными (групповой или индивидуальный метод), различные виды печатных изданий для пациентов (книги, газеты, брошюры, буклеты, журнал «Астма и аллергия» и т.п.), аудио- и видеокассеты, специальные компьютерные программы, обучающие Интернет-сайты, консульта­тивные телефонные линии «Астма-помощи».

Индивидуальный метод обучения — один из са­мых продуктивных, но одновременно и наиболее тру­доемких. Индивидуальное обучение проводится ле­чащим врачом, который детально знает особенности течения заболевания у данного пациента, контроли­рует и совершенствует знания и навыки больного на каждом визите. Ключевыми моментами индивиду­ального обучения являются развитие партнерства, длительный обмен информацией, обсуждение полу­ченных результатов. Ведущая роль в данной про­грамме отводится первой консультации, во время которой рекомендуется дать информацию о диагно­зе и простые сведения о существующих видах лече­ния, продемонстрировать различные виды ингалято­ров, чтобы больной мог принять участие в выборе приспособления, которое наиболее ему подходит. Следует дать возможность пациенту высказать свои опасения по поводу бронхиальной астмы и ее лече­ния и обсудить их. На основании этого врач и боль­ной должны прийти к согласию по поводу целей ле­чения. Уже при первом визите проводится обучение пациентов правильной технике пикфлоуметрии и ве­дению дневников. В завершение первой консульта­ции рекомендуется предоставить больному пись­менную информацию о бронхиальной астме и ее ле­чении для закрепления полученной вербальной ин­формации. При последующих консультациях реко­мендовано разработать совместно с пациентом (или родителями) план самоведения. Текущие консульта­ции при индивидуальном обучении больного должны включать проверку техники ингаляционной терапии, проверку записей симптомов и показателей пикфло­уметрии в дневнике больного, а также проверку сле­дования медикаментозному плану и выполнения ре­комендаций по вторичной профилактике. Учитывая, что продолжительность первой консультации при этом варианте образовательной программы может превышать 1 ч, возможность ее реализации в усло­виях амбулаторного приема представляется не все­гда приемлемой.

Наиболее распространенным методом обучения в России стал групповой метод, позволяющий од­новременно вовлекать в процесс многих пациентов. Наиболее часто этот метод реализуется в Астма-школах. Группы Астма-школ могут быть сформиро­ваны как из родителей, так и из самих пациентов старше 7 лет. Основные принципы формирования групп больных для Астма-школ предполагают обяза­тельное подтверждение диагноза, учет возраста па­циентов (разброс не более 3 лет), оптимально — оди­наковую степень тяжести заболевания. Важно учи­тывать, что родители с депрессивными тенденциями и высоким уровнем тревожности, изначально ориен­тированные на немедикаментозные методы лече­ния, мало подходят для групповых занятий и должны обучаться индивидуально.

В организации работы Астма-школ очень важна подготовка специалистов для проведения занятий, желателен предыдущий педагогический опыт и зна­ние основ психологии, в том числе детского и подро­сткового возраста. Тематические курсы усовершен­ствования, дающие врачам коммуникативные навы­ки работы с пациентами, проводимые с участием психологов, — оптимальный вариант подготовки спе­циалистов для Астма-школ (подробности на сайте http://lech.mma.ru/child). Методически необходи­мо предусмотреть минимальное оборудование для занятий — печатные издания, плакаты, возможность видеообучения, наличие демонстрационных образ­цов различных средств доставки, пикфлоуметров и т.п. Необходимо, чтобы подходы к лечению у врача, проводящего занятия в Астма-школе, и врачей, на­правляющих пациентов на обучение, были едиными.

Несмотря на разнообразие вариантов проведе­ния Астма-школ по длительности и интенсивности обучения, программа для пациентов и родителей обязательно должна включать следующие темы:

• элементарные сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания;

• понимание бронхиальной астмы как хронического заболевания, а потому необходимости постоянно­го контроля и лечения;

• сведения об основных аллергенах и ирритантах, принципах элиминационной терапии и аллерген­специфической иммунотерапии;

• самоконтроль состояния: симптомы и оценка пикфлоуметрии, навык измерения ЧСС, ЧД, заполне­ния дневника самонаблюдения;

• базовые знания об основных группах препаратов для лечения бронхиальной астмы, понятие базис­ной и симптоматической терапии;

• знакомство с основными видами средств ингаля­ционной доставки препаратов и освоение техники ингаляции;

• разбор алгоритмов действий при приступе и обострении бронхиальной астмы, планы самокон­троля в «системе цветовых зон»;

• характеристика основных немедикаментозных ме­тодов лечения (различные методики дыхательных гимнастик, массажа, закаливания, физиолечения) как альтернативных и вспомогательных вариантов терапии;

• обучение родителей необходимым навыкам экс­тренной доврачебной помощи (устранение небла­гоприятных факторов, водный режим, классиче­ский массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевти­ческие приемы; медикаментозное лечение, обра­щение к врачу);

• обсуждение вопросов социальной и психологиче­ской адаптации детей с бронхиальной астмой и профориентации.

При изложении материала очень важно адапти­ровать терминологию, делая ее понятной для роди­телей и детей различных возрастных групп. Нет не­обходимости в излишней детализации материала. Во время занятий врач не должен переходить от рассмотрения общих вопросов к частным пробле­мам конкретного ребенка.

Весь этот объем необходимых знаний и навыков может быть реализован в процессе проведения раз­
личного количества занятий: от 2-3 до 8-10 и более. Число и интенсивность занятий зависит от организа­ционных возможностей ЛПУ, где проводится Астма-школа. В России есть опыт проведения таких школ на базах специализированных санаториев, стацио­наров, поликлиник. При этом надо понимать, что Астма-школа лишь базовый этап обучения. Совер­шенствование и контроль знаний и навыков должны длиться на протяжении всего наблюдения пациента.

Наиболее приемлемы и целесообразны комби­нированные методы обучения, когда базовые зна­ния даются пациенту в виде групповых занятий, а за­тем лечащий врач совершенствует и пополняет эти знания в процессе наблюдения.

Особенностью образовательных программ в педи­атрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы пациентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Уровень кооперативности пациента в зависимости от возраста*

Возраст Описание кооперативности пациента
Дети до 5 лет Способны пассивно выполнять просьбы взрослых (прием таблеток, ингаляция через спейсер с помощью родителя и т.п.)
5-7 лет Способны освоить большинство необходимых навыков (пикфлоуметрия, применение различных видов ингаляторов и т.п.), но под контролем и при напоминании взрослых членов семьи
8-10 лет Способны к пониманию целесообразности назначения лекарственных средств, ориентируются в их названиях, целях их применения, побочных эффектах, противопоказаниях
11-12 лет Правильно оценивают свое состояние до и после приема лекарственных средств и активно участвуют в подборе медикаментозной терапии под контролем взрослого, самостоятельно и регулярно используют пикфлоуметр и ведут дневник самонаблюдения
13-14 лет Способны не только демонстрировать хорошее знание препаратов, но и планировать свое лечение без участия взрослых членов семьи, без напоминания самостоятельно контролируют наличие необходимого препарата на неделю вперед, самостоятельно ведут и хранят дневники самоконтроля без участия взрослых членов семьи

* По данным Howell J.H. et al. (1992).

Легко воспроизводимы и эффективны методики для детей младшего возраста, такие как «Почитаем вместе сказку» с образным изложением материала по бронхиальной астме, которые могут быть реали­зованы как групповая сказкотерапия и как индивиду­альное обучение при активном участии родителей.

Особого такта и выдержки необходимо придержи­ваться при обучении подростков, и течение бронхи­альной астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичности лечения. Юношеский максимализм и негативизм способствуют отказу от наблюдения и лечения, формированию вредных при­вычек, таких как курение табака, тем самым расши­ряют спектр факторов риска. В данной группе непри­емлемы обычные формы и методы обучения. Россий­ское исследование продемонстрировало, что подро­стки считают наиболее привлекательной формой обучения Интернет-проекты, тренинги, буклеты, вы­держанные в определенном стиле. Для проведения тренингов для подростков необходимо привлечение психолога или обученного психологом врача. Учиты­вая высокую распространенность курения табака в подростковом возрасте и доказанное отрицательное влияние этой зависимости на течение бронхиальной астмы, все программы для подростков должны обя­зательно включать обсуждение этого аспекта.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффек­тивность лечения при условии образования как всей семьи, так и врачей, среднего медперсонала, педа­гогов, постоянно занимающихся с ребенком, стра­дающим бронхиальной астмой. Семейная реабили­тация должна стать основным методом реабилита­ции детей с бронхиальной астмой.

Обучение пациентов, их родителей и родственни­ков должно проводиться на всех этапах оказания ме­дицинской помощи.

Широкие возможности в отношении образования пациентов представляются на этапе реабилитации в специализированных санаториях, отделениях вос­становительного лечения.

Практика свидетельствует, что при осуществле­нии образовательных программ снижается:

• количество приступов бронхиальной астмы;

• частота обращений за медицинской помощью;

• количество пропусков школьных занятий;

• количество листов нетрудоспособности у родите­лей в связи с уходом за больными детьми;

Образовательные программы не должны ограни­чиваться только отношением врач-родители (врач-пациент). В педиатрии система межличност­ных контактов значительно раздвигает свои границы и может быть обозначена как:

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улуч­шить течение и прогноз заболевания, снизить про­цент инвалидизации и повысить качество жизни де­тей, страдающих бронхиальной астмой.

С учетом психологических проблем у многих де­тей, больных бронхиальной астмой, к работе с ними имеет смысл привлекать специалиста-психолога, владеющего методами индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции. Такая психологи­ческая помощь, осуществляемая параллельно с за­нятиями в Астма-школе, существенно повышает эф­фективность последней и улучшает комплайнс паци­ентов. Индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать возмож­ность консультации социальных работников, помо­гающих решить сложные проблемы социальной адаптации пациентов и их семей, касающиеся изме­нения жилищно-бытовых условий и т.п. Одной из важных сторон социальной адаптации является так­же своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой (с участием школьного врача, педагогов и родителей).

Читайте также:  Симптомы бронхиальной астмы у пожилых людей

Представляется целесообразной организация образовательной работы во всех звеньях регио­нальных детских специализированных аллергологи­ческих и респираторных центров, что позволяет ме­тодически и организационно обеспечить проведе­ние комплексных согласованных лечебно-профи­лактических мероприятий в условиях конкретного региона, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового воз­раста), уменьшить финансовые затраты на дублиру­ющие друг друга медицинские службы и подразде­ления.

источник

Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по различным вопросам астмы.

Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и родителей.

Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. Создание российских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного финансирования здравоохранения

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в «Астма-школе».

Основной целью педиатрической «Астма-школы» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.

В основу «Астма-школы» заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни, 2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической: 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья — главный этап реабилитации больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.

Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью определения их исходного уровня знаний. Изучение анкет позволяет убедиться в том, что практически все родители не имеют четких представлений о сущности заболевания, его причинах, тяжести, прогнозе. Только 10% родителей понимают роль профилактической терапии, практически у всех родителей резко негативное отношение к терапии кортикостероидами. в том числе и ингаляционными, причем 75% из них не могут объяснить причину такого отношения.

В «Астма-школе» родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Основные темы, которые разъясняются на занятиях, следующие: что такое бронхиальная астма, причины возникновения бронхиальной астмы и значение аллергологической диагностики, организация элиминационных мероприятий и гипоаллергенных диет, принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии нестероидными и стероидными средствами, пикфлоуметрия. немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы (дыхательная гимнастика, плавание, хождение на лыжах, массаж, закаливание и др.). Обсуждается, как избежать контакта с воздушными поллютантами внутри помещения, почему у пассивных курильщиков бронхиальная астма протекает тяжелее и труднее поддается лечению. Роль семейной реабилитации. хронической очаговой инфекции носо-ротоглоточной зоны в профилактике приступов и другие профилактические воздействия.

Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения. Юношеский максимализм и негативизм способствуют отказу от наблюдения и лечения, вредным привычкам, тем самым расширяют спектр факторов риска.

Возможно имеет смысл создание «Астма-клубов» для подростков в виде переходного этапа от «Астма-школы» в детской практике к «Астма-школе» взрослых.

Пациентам-подросткам важно объяснить мотивацию их лечения с разъяснением принципов медикаментозной и немедикаментозной терапии. Терапия у них должна носить «ступенчатый» или «зональный» характер. Особое внимание уделяется вопросам физической и психологической реабилитации.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой. Семейная реабилитация должна стать основным стержнем в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Обучение родителей и родственников должно проводиться на всех этапах заболевания.

В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного. Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:

  1. получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания;
  2. обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчета пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведения дневника;
  3. обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;
  4. обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
  5. обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;
  6. обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; медикаментозное лечение, обращение к врачу):
  7. беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание): выяснение психологического климата в семье: овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
  8. обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.

По окончании курса лечения, стабилизации состояния, купирования обструктивного синдрома пациенты переводятся под амбулаторное наблюдение.

Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ снижается:

  • количество приступов астмы;
  • частота обращений за медицинской помощью:
  • количество пропусков школьных занятий;
  • количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
  • бронхолабильность дыхательных путей;
  • число госпитализаций.

Образовательные программы не ограничены только отношением врач — родители ( врач — пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:
  • родители — ребенок;
  • ребенок — сверстники;
  • ребенок — воспитатель, учитель;
  • ребенок — медицинский персонал;
  • ребенок — взрослые.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах, позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания. снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста); уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и подразделения.

В задачи астма-центра входит:

  • разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной астмой детей:
  • определение основных принципов лечения в данном регионе:
  • проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
  • консультация больных детей, коррекция проводимого лечения:
  • создание «Астма-школ» для больных детей и их родителей:
  • определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
  • определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов лечения;
  • специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.

Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно в условиях подобных центров.

Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).

В функцию психолога — специалиста по бронхиальной астме входит:

  • разработка форм и методов работы с больным и его семьей:
  • проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его семьей:
  • планирование посещений психолога больным и его семьей.

Больной может планировать посещение психолога самостоятельно.

Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием школьного врача, педагогов и родителей.

Ключевыми моментами для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой являются:

  • не ограничивать ребенка в активности и занятиях физической культурой и спортом;
  • регулярное мониторирование пиковой скорости выдоха для контроля эффективности лечения и ранней диагностики ухудшения состояния;
  • понимание критериев обращения эа неотложной медицинской помощью.

Родителей и детей старшего возраста необходимо обучить:
  • правилам пользования пикфлоуметром;
  • систематического ведения записей его значений:
  • определению уровня опасных и безопасных показателей пикфлоуметра (система цветовых «зон»);
  • немедленного извещения врача в случае опасного уровня показателя.

Принципы обучения больных и родителей:
  • здоровый Образ жизни;
  • знание причин формирования астмы у ребенка:
  • выделение управляемых факторов риска формирования и обострения астмы;
  • клинико-функциональный самоконтроль за течением астмы;
  • динамическое наблюдение у специалиста.

АСТМА-ШКОЛА

Это форма образования пациентов и их родителей, включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля. психологической коррекции поведения больного и членов семьи.

Программа подготовки.. в астма-школе должна включать следующую БАЗИСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ,

  • Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.
  • Информация о триггерах, факторах риска, методах
  • профилактики.
  • Симптомы обострения, приступа, тактика оказания помощи при приступе.
  • Обучения пользования пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.
  • Сведения о медикаментозной терапии.
  • Обучение навыкам пользования ингаляторами.
  • Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых «зон».
  • Обсуждение планов длительного ведения больного.

ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬНОГО И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ АСТМА-ЦЕНТР
основная часть контроля астмы ЦЕЛЬ:

Приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в различных ситуациях, психологическая коррекция для успешного контроля над симптомами астмы и повышения качества жизни.

СОТРУДНИЧЕСТВО (КОМПЛАЙНС) — ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ АСТМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО — это соглашение, достигнутое между врачом, медицинской сестрой и пациентом о том, какие действия необходимо предпринимать в случае приступов астмы или в особых ситуациях-Соглашение представлено в виде плана самоведения.

(городской, областной, республиканский) ЗАДАЧИ:
  • Адаптация национальных рекомендаций к локальным условиям.
  • Проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической) и консультации у смежных специалистов.
  • Диспансеризация больных.
  • Образование при бронхиальной астме.
  • Помощь в организации больных.
  • Пропаганда стратегии борьбы с бронхиальной астмой, —
  • Сотрудничество с фармацевтическими структурами для обеспечения больных высокоэффективными противоастматическими препаратами.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ВРАЧЕЙ
  • Повышение качества профессиональной подготовки по вопросам бронхиальной астмы.
  • Достижение преемственности в ведении больных на разных этапах болезни

МЕДСЕСТЕР
  • Приобретение навыков ведения больных в партнерстве с врачем Обучение методическим приемам образования больных

ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Информирование об:
  • эпидемиологических аспектах;
  • социальной значимости астмы;
  • стоимости лечения астмы;
  • — экономически рациональных и наиболее эффективных методах лечения.

ОКРУЖЕНИЯ БОЛЬНОГО
  • Обучение оказанию неотложной помощи;
  • Умению ориентироваться в психологических, правовых, социальных проблемах больного.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Комплекс социальных, педагогических, медицинских мероприятий, направленных на повышение качества жизни больных.

Для эффективного ОБРАЗОВАНИЯ необходимо:

  • Наличие образованных врачей, медсестер, причастных к вопросам астмы,
  • Методическое обеспечение (печатная продукция, видео, средства массовой информации, телефон ПОМОЩИ),
  • Возможность контроля течения болезни с использованием пикфлоуметров и аппаратов для оценки ФВД.
  • Наличие -широкого спектра противоастматических препаратов и средств доставки (спейсеров, небулайзеров).
  • Сотрудничество пациента и врача (комплайнс).

ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА АСТМОЙ:
Ступенчатый подход к образованию родителей и больных детей

СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ЭТАП

  • Формирование астма-клубов.
  • Организация больных в общества.
  • Выработка стратегии борьбы с астмой. 0000
  • Повышение качества жизни больного.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
  • Адресное образование с гибким формированием многочисленных групп.
  • Контроль знаний, полученных на базисном этапе. Закрепление, углубление знаний и навыков.
  • Дополнительные знания (закаливание, дыхательная гимнастика).
  • Помощь больному в социальных, правовых вопросах. Текущая работа с психологом .

БАЗИСНЫЙ ЭТАП
  • Формирование групп.
  • Выяснение исходного уровня знаний.
  • Первичное образование в астма-школе.
  • Изучение ситуации s семье и психологическая помощь.
  • Оценка окружения больного и коррекция его поведения.
Читайте также:  Мерами профилактики бронхиальной астмы является ограничение занятий спортом


Материалы для подготовки данного раздела представили:
Ревякина В. Л., Геппе Н. А., Огородова Л. М.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Заозерного

Зам. директора по воспитательной работе

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

инструктор по лечебной физической культуре

Давыдова Екатерина Сергеевна

Рабочая программа по лечебной физической культуре при бронхиальной астме разработана для детей младшего школьного возраста на основе Федерального закона Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г о введении ФГОС общего образования письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. N 03-255

1.2. Название учебного предмета и УМК

Учебный предмет «Лечебная физическая культура»

— «Лечебная физическая культура» — учебное пособие. В.А. Епифанов М., 2006г.

— «Лечебная физкультура и массаж» Н.А. Белая М.,2001г.

— «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 2011г

— «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селианов М., 2007г.

— «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.

-«Трехфазное дыхание» Е.А. Лукьянова, О.Ю. Ермолаев, В.П. Сергиенко М., 2005г.

1.3. Цели и задачи изучения данного предмета

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами лечебной физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде НОО (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе УУД.

1) формирование первоначальных представлений о значении лечебной физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о лечебной физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры т. д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

III . Содержание учебного предмета, курса

Знания о лечебной физической культуре.

Средства лечебной физической культуры.

Развитие коррекционно — компенсаторных навыков.

Основной формой организации учебной деятельности обучающимся является занятие по лечебной гимнастике. Во время занятия ведется контроль за самочувствием занимающимся. Нагрузка регулируется с учетом уровня физических возможностей, состояния здоровья занимающихся, а также пола и возраста.

Домашнее задание по предмету лечебная физическая культура дается на каждый день, так как важно при реабилитации использовать непрерывный метод в занятиях.

Оценивание занятий не происходит.

Чтобы вызвать интерес к занятиям, включают игровой метод в конце основной части занятия.

3.2 Ценностные ориентиры изучаемого предмета

Лечебную физическую культуру, как и другую двигательную деятельность ребенка с бронхиальной астмой, надо рассматривать как укрепление организма больного, особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений, уменьшение количества рецидивов заболевания. Способствование повышению вентиляции легких и улучшению газообмена.

IV . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному (среднему и верхнему),

полному, упражнения для тренировки дыхательных мышц, упражнения на восстановление дыхания, трехфазное дыхание.

источник

Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по различным вопросам астмы.

Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и родителей.

Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. Создание российских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного финансирования здравоохранения

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в «Астма-школе».

Основной целью педиатрической «Астма-школы» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.

В основу «Астма-школы» заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни, 2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической: 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья — главный этап реабилитации больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.

Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью определения их исходного уровня знаний. Изучение анкет позволяет убедиться в том, что практически все родители не имеют четких представлений о сущности заболевания, его причинах, тяжести, прогнозе. Только 10% родителей понимают роль профилактической терапии, практически у всех родителей резко негативное отношение к терапии кортикостероидами. в том числе и ингаляционными, причем 75% из них не могут объяснить причину такого отношения.

В «Астма-школе» родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Основные темы, которые разъясняются на занятиях, следующие: что такое бронхиальная астма, причины возникновения бронхиальной астмы и значение аллергологической диагностики, организация элиминационных мероприятий и гипоаллергенных диет, принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии нестероидными и стероидными средствами, пикфлоуметрия. немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы (дыхательная гимнастика, плавание, хождение на лыжах, массаж, закаливание и др.). Обсуждается, как избежать контакта с воздушными поллютантами внутри помещения, почему у пассивных курильщиков бронхиальная астма протекает тяжелее и труднее поддается лечению. Роль семейной реабилитации. хронической очаговой инфекции носо-ротоглоточной зоны в профилактике приступов и другие профилактические воздействия.

Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения. Юношеский максимализм и негативизм способствуют отказу от наблюдения и лечения, вредным привычкам, тем самым расширяют спектр факторов риска.

Возможно имеет смысл создание «Астма-клубов» для подростков в виде переходного этапа от «Астма-школы» в детской практике к «Астма-школе» взрослых.

Пациентам-подросткам важно объяснить мотивацию их лечения с разъяснением принципов медикаментозной и немедикаментозной терапии. Терапия у них должна носить «ступенчатый» или «зональный» характер. Особое внимание уделяется вопросам физической и психологической реабилитации.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой. Семейная реабилитация должна стать основным стержнем в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Обучение родителей и родственников должно проводиться на всех этапах заболевания.

В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного. Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:

  1. получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания;
  2. обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчета пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведения дневника;
  3. обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;
  4. обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
  5. обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;
  6. обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; медикаментозное лечение, обращение к врачу):
  7. беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание): выяснение психологического климата в семье: овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
  8. обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.
Читайте также:  Респираторная гимнастика при бронхиальной астме

По окончании курса лечения, стабилизации состояния, купирования обструктивного синдрома пациенты переводятся под амбулаторное наблюдение.

Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ снижается:

  • количество приступов астмы;
  • частота обращений за медицинской помощью:
  • количество пропусков школьных занятий;
  • количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
  • бронхолабильность дыхательных путей;
  • число госпитализаций.

Образовательные программы не ограничены только отношением врач — родители ( врач — пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:
  • родители — ребенок;
  • ребенок — сверстники;
  • ребенок — воспитатель, учитель;
  • ребенок — медицинский персонал;
  • ребенок — взрослые.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах, позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания. снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста); уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и подразделения.

В задачи астма-центра входит:

  • разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной астмой детей:
  • определение основных принципов лечения в данном регионе:
  • проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
  • консультация больных детей, коррекция проводимого лечения:
  • создание «Астма-школ» для больных детей и их родителей:
  • определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
  • определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов лечения;
  • специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.

Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно в условиях подобных центров.

Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).

В функцию психолога — специалиста по бронхиальной астме входит:

  • разработка форм и методов работы с больным и его семьей:
  • проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его семьей:
  • планирование посещений психолога больным и его семьей.

Больной может планировать посещение психолога самостоятельно.

Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием школьного врача, педагогов и родителей.

Ключевыми моментами для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой являются:

  • не ограничивать ребенка в активности и занятиях физической культурой и спортом;
  • регулярное мониторирование пиковой скорости выдоха для контроля эффективности лечения и ранней диагностики ухудшения состояния;
  • понимание критериев обращения эа неотложной медицинской помощью.

Родителей и детей старшего возраста необходимо обучить:
  • правилам пользования пикфлоуметром;
  • систематического ведения записей его значений:
  • определению уровня опасных и безопасных показателей пикфлоуметра (система цветовых «зон»);
  • немедленного извещения врача в случае опасного уровня показателя.

Принципы обучения больных и родителей:
  • здоровый Образ жизни;
  • знание причин формирования астмы у ребенка:
  • выделение управляемых факторов риска формирования и обострения астмы;
  • клинико-функциональный самоконтроль за течением астмы;
  • динамическое наблюдение у специалиста.

АСТМА-ШКОЛА

Это форма образования пациентов и их родителей, включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля. психологической коррекции поведения больного и членов семьи.

Программа подготовки.. в астма-школе должна включать следующую БАЗИСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ,

  • Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.
  • Информация о триггерах, факторах риска, методах
  • профилактики.
  • Симптомы обострения, приступа, тактика оказания помощи при приступе.
  • Обучения пользования пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.
  • Сведения о медикаментозной терапии.
  • Обучение навыкам пользования ингаляторами.
  • Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых «зон».
  • Обсуждение планов длительного ведения больного.

ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬНОГО И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ АСТМА-ЦЕНТР
основная часть контроля астмы ЦЕЛЬ:

Приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в различных ситуациях, психологическая коррекция для успешного контроля над симптомами астмы и повышения качества жизни.

СОТРУДНИЧЕСТВО (КОМПЛАЙНС) — ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ АСТМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО — это соглашение, достигнутое между врачом, медицинской сестрой и пациентом о том, какие действия необходимо предпринимать в случае приступов астмы или в особых ситуациях-Соглашение представлено в виде плана самоведения.

(городской, областной, республиканский) ЗАДАЧИ:
  • Адаптация национальных рекомендаций к локальным условиям.
  • Проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической) и консультации у смежных специалистов.
  • Диспансеризация больных.
  • Образование при бронхиальной астме.
  • Помощь в организации больных.
  • Пропаганда стратегии борьбы с бронхиальной астмой, —
  • Сотрудничество с фармацевтическими структурами для обеспечения больных высокоэффективными противоастматическими препаратами.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ВРАЧЕЙ
  • Повышение качества профессиональной подготовки по вопросам бронхиальной астмы.
  • Достижение преемственности в ведении больных на разных этапах болезни

МЕДСЕСТЕР
  • Приобретение навыков ведения больных в партнерстве с врачем Обучение методическим приемам образования больных

ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Информирование об:
  • эпидемиологических аспектах;
  • социальной значимости астмы;
  • стоимости лечения астмы;
  • — экономически рациональных и наиболее эффективных методах лечения.

ОКРУЖЕНИЯ БОЛЬНОГО
  • Обучение оказанию неотложной помощи;
  • Умению ориентироваться в психологических, правовых, социальных проблемах больного.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Комплекс социальных, педагогических, медицинских мероприятий, направленных на повышение качества жизни больных.

Для эффективного ОБРАЗОВАНИЯ необходимо:

  • Наличие образованных врачей, медсестер, причастных к вопросам астмы,
  • Методическое обеспечение (печатная продукция, видео, средства массовой информации, телефон ПОМОЩИ),
  • Возможность контроля течения болезни с использованием пикфлоуметров и аппаратов для оценки ФВД.
  • Наличие -широкого спектра противоастматических препаратов и средств доставки (спейсеров, небулайзеров).
  • Сотрудничество пациента и врача (комплайнс).

ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА АСТМОЙ:
Ступенчатый подход к образованию родителей и больных детей

СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ЭТАП

  • Формирование астма-клубов.
  • Организация больных в общества.
  • Выработка стратегии борьбы с астмой. 0000
  • Повышение качества жизни больного.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
  • Адресное образование с гибким формированием многочисленных групп.
  • Контроль знаний, полученных на базисном этапе. Закрепление, углубление знаний и навыков.
  • Дополнительные знания (закаливание, дыхательная гимнастика).
  • Помощь больному в социальных, правовых вопросах. Текущая работа с психологом .

БАЗИСНЫЙ ЭТАП
  • Формирование групп.
  • Выяснение исходного уровня знаний.
  • Первичное образование в астма-школе.
  • Изучение ситуации s семье и психологическая помощь.
  • Оценка окружения больного и коррекция его поведения.


Материалы для подготовки данного раздела представили:
Ревякина В. Л., Геппе Н. А., Огородова Л. М.

источник

Эффективность лечения детей, больных БА зависит от тщательного выполнения родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей часто приводит к игнорированию назначений врача, что ухудшает прогноз болезни. Образование родителей является необходимой частью комплексной программы лечения и профилактики болезни. Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в астма-школе.

Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности терапии БА у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. Астма – школа включает циклы лекций и практические занятия, необходимые для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля, психологической коррекции поведения больного и членов семьи. Программа подготовки должна включать следующую базисную информацию:

— Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.

— Информацию о триггерах, факторах риска, методах профилактики.

— Симптомы обострения, приступа, тактику оказания помощи при приступе.

— Обучение пользованию пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.

— Сведения о медикаментозной терапии.

— Обучение навыкам пользования ингаляторами.

— Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых «зон».

— Обсуждение планов длительного ведения больного.

В России создана сеть образовательных программ, которые эффективно работают в рамках школ для детей и их родителей (28,32,59,76). В городе Чите в течение 3 лет функционирует Астма-школа на базе областного консультативно-диагностического центра для детей (главный врач – д.м.н. Бишарова Г.И.). Занятия в школе проводятся ежемесячно в течение недели и включают темы по основным вопросам причин, механизмов развития, профилактики и лечения бронхиальной астмы у детей (Приложение).

Для достижения эффекта от лечения астмы во всем мире разработаны обучающие программы для детей, их родителей, взрослых, больных астмой. Обучение в «Астма-школах» помогает больным понять свое заболевание, приобрести необходимые навыки, научиться самоконтролю и самовыведению из обострения заболевания. Методы обучения больных включают групповые и индивидуальные занятия, использование аудио- и видеокассет, печатной продукции.

С целью оценки эффективности работы Астма-школы проведен анализ анкет родителей, обучавшихся в 1998-2000 гг. До обучения анкетирование проведено среди 60 родителей, после обучения (срок от 6 до 30 месяцев) — у 45 человек. При анализе анкет выявлено, что частота обострений в год уменьшилась в два раза у 40% детей, частота пребывания в стационаре в год сократилась в три раза, частота обращений к аллергологу осталась прежней (в среднем 2,6 до обучения и 2,2 после обучения). Наличие конкретного и правильного плана оказания помощи ребенку в критической ситуации до обучения наблюдалось у 48,8%, после – у 86,6% родителей. Если знание пикфлоуметрии и спейсера до обучения наблюдалось только у 6,6% и 2,2% родителей, то после обучения этой информацией владели 77,7% и 71,1%, соответственно. Использование пикфлоуметра для оценки состояния и эффективности терапии и применение спейсера наблюдалось у 33,3% и 13,3% детей, соответственно, после обучения их родителей в Астма-школе. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности работы Астма-школы, что позволяет рекомендовать данный опыт для широкого внедрения в практику различных лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время для оценки эффективности лечения и образовательных программ используются различные варианты опросников, отражающих качество жизни детей, больных бронхиальной астмой (16,70). Основными параметрами качества жизни пациентов является ограничение двигательной активности, симптомы болезни, эмоциональная сфера.

Изучение качества жизни детей, больных бронхиальной астмой с помощью специального опросника (PAQLA) (98), который состоит из трех разделов (“ограничение деятельности”, “симптомы заболевания”, “эмоциональная сфера”) проведено у детей, больных БА. Для оценки показателей качества жизни применялась бальная шкала от 1 до 4, с расчетом интегративного показателя.

Всего опрошено 20 детей, в возрасте от 7 до 14 лет, 11 мальчиков и 9 девочек. У всех детей диагностирована бронхиальная астма: легкой степени тяжести – 2 человека, средней степени – 12, тяжелой степени – 6. При анализе полученных данных выявлено, что в большей степени снижают качество жизни симптомы заболевания (средний балл – 3,0), в меньшей степени эмоциональная сфера и ограничение деятельности (средний балл – 3,4). Интегративный показатель качества жизни зависел от степени тяжести болезни: у детей с легким течением – 4,1, со среднетяжелым – 3,3, с тяжелым течением – 2,9.

Таким образом, все дети, больные бронхиальной астмой независимо от тяжести заболевания испытывают нарушение качества жизни. По мере нарастания тяжести заболевания увеличивается процент детей с низким качеством жизни. Более выраженные изменения в эмоциональной сфере наблюдаются у мальчиков. Степень снижения качества жизни зависит от возраста ребенка. У детей препубертатного возраста (7-11 лет) преобладали умеренные изменения, а у подростков пубертатного возраста (12-14 лет) – минимально выраженные.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

Предисловие

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 903 | Нарушение авторских прав

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *