Меню Рубрики

Аллергия и астма пикфлоуметрия

Каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой, должен иметь пикфлоуметр так же как каждый гипертоник — аппарат для измерения артериального давления.

Что такое пикфлоуметр?

Это такой портативный аппарат, с помощью которого определяют один, но важный параметр, определяющий функцию внешнего дыхания, — пиковую, или максимальную скорость выдоха, с которой больной может выдохнуть воздух из легких. Этот показатель по-английски называется пикфлоу (peak flow), то есть, «максимальный поток», отсюда и название прибора. Максимальная скорость выдоха зависит от многого, но самое главное — она показывает, насколько сужены бронхи. Часто больной еще не ощущает ухуждения состояния, а уменьшение скорости при пикфлоуметрии позволит больному предпринять определенные действия еще до того, как существенно изменится его самочувствие.

Для чего необходима пикфлоуметрия?

1. Для объективной оценки эффективности проводимого лечения.

Если в результате регулярного измерения пиковой скорости выдоха больной видит, что она возрастает, это значит, что назначенное лечение эффективно, даже если он этого пока не слишком это замечает. Если показатель остается без изменений, значит, назначенная терапия не приносит должного эффекта, и надо изменить или усилить лечение. Эти решения в конечном итоге должен принимать врач, однако больной обязательно должен также ориентироваться в изменениях этих показателей.

2. Для контроля за состоянием бронхов.

Пикфлоуметрия поможет вовремя замечать их прогрессирующее сужение (то есть наступление обострения заболевания). Анализ пикфлоуметрии поможет больному и его врачу установить, какой показатель станет для пациента нормальным, при каких значениях надо изменять лечение, а когда необходимо срочно обращаться за медицинской помощью.

3. Для того чтобы выявить закономерности своей болезни.

Многие больные астмой знают, что даже на фоне хорошего самочувствия имеются изменения дыхания, закономерности появления которых выявить порой трудно. Кроме того, некоторые пациенты не могут ответить на вопрос, отчего возникают их приступы удушья. Даже доктора в ряде случаев не знают ответа. Проводя почасовое или ежедневное наблюдение за своими бронхами с помощью пикфлоуметра, одновременно отмечая, в каких условиях вы находитесь, какие лекарства принимаете, какую пищу едите, больной может выявить такие закономерности, о которых он даже не подозревал.

Предположим, вы идете на работу, в течение рабочего дня у вас пиковая скорость выдоха постепенно увеличивается. Дома вы с помощью пикфлоуметра отмечаете, что этот показатель у вас снижается. Посоветуйтесь с врачом, нет ли у вас дома аллергена, на который вы реагируете, например, домашняя пыль, шерсть кошки или корм для аквариумных рыбок. Может быть другая ситуация. Например, вы уходите на работу, и скорость уменьшается с того момента, как вы заняли свое рабочее место. Может быть, в этом случае, неблагоприятное вещество находится у вас на работе.

Обычно к пикфлоуметрам придаются дневники — суточный и недельный. Суточный дневник заполняется каждые два часа, недельный — ежедневно в течение недели два или три раза в день. В начале пользования пикфлоуметром в течение определенного периода времени постоянно определяют свой показатель, выявляя закономерности, а потом пикфлоуметр используют гораздо реже, для периодической проверки состояния своих бронхов, а также при всех случаях ощущения ухудшения дыхания.

Обычно к каждому аппарату прилагается подробная инструкция, однако общие правила пользования пикфлоуметрами мы упомянем сейчас.

Типы пикфлоуметров бывают разные, однако используют их все одинаково, делая резкий выдох в прибор. Стрелка, отклонившись, укажет на значение пиковой скорости выдоха. Выдох делают стоя или (что несколько хуже) сидя. Нужно сделать подряд три пробы, выбирая из них лучшее значение. Это значение и заносят в дневник. Приборы очень небольшие и легкие, их нетрудно взять с собой на работу или за город.

Очень важно оценить нормальное значение пиковой скорости выдоха для данного пациента.

Существует 2 точки зрения на определение нормы:

1.Во многих пособиях рекомендуется брать должное значение пиковой скорости выдоха, которое определяется по росту, возрасту и полу.

2. В качестве нормального значения брать усредненное наилучшее значение пиковой скорости выдоха, которое измеряется в период ремиссии заболевания.

Наилучший для данного больного показатель пиковой скорости выдоха может быть оценен за 2–3-недельный период, во время которого пациент записывает показатели пикфлоуметрии минимум один раз в день сразу после полудня. После каждого применения ингаляционного бета-агониста для купирования симптомов должно быть проведено дополнительное измерение.

Наилучшие персональные показатели обычно достигаются при измерении сразу после полудня после максимального объема терапии, стабилизировавшей состояние пациента.

Иногда для определения наилучшего показателя пиковой скорости выдоха может потребоваться курс пероральных кортикостероидов. Периодически наилучший персональный показатель следует переоценивать, учитывая прогрессирование заболевания.

источник

«Тематика занятий №№ п/пТема занятий Ф.И.О. лектора 1. Что такое бронхиальная астма? 2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма 3. Пищевая аллергия 4. . »

п/пТема занятий Ф.И.О. лектора

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма 3. Пищевая аллергия 4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

5. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы 6. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции 8. Основы общего массаж, закаливание.

Как возникла идея создания астма-школы ? В 1992 г. Международная Согласительная комиссия разработала программу лечения больных бронхиальной астмой. Эта программа состоит из 6 разделов. Первый раздел посвящен образованию больных для создания партнерства в лечении бронхиальной астмы. В мире чрезвычайно распространены различные формы образовательных программ для больных астмой. Работают астма-школы, астма-клубы, создаются группы самоподдержки, выпускаются газеты, журналы, видеофильмы и мультфильмы для детей. Получение объективных знаний о своей болезни и обучение навыкам самоконтроля необходимы для больного. С этой целью была создана астма-школа, которая показала, что обучение больных ведет к снижению числа обострений заболевания, снижении количества госпитализаций, вызовов «03» и общего количества используемых лекарств. Практические советы являются результатом большое клинического опыта.

Рекомендации станут основой знаний для больных на занятиях в астме-школы.

Набор больных. Астма-школу могут посещать все больные бронхиальной астмой. Единственные требования – это сохраненный интеллект и память, чтобы больной мог усвоить новую информацию. Группы в школах смешанные. В одну группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания. Смешение допустимо, более того – больные бронхиальной астмой с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшим, что идет последним на пользу.

Количество больных в группах. Для успешных занятий количество больных в группе не должно превышать 10-15 человек. В процессе занятий примерно 1/3 больных по различным причинам перестает посещать занятия, поэтому желательно набрать группу 15-18 человек — к 3-4 занятию сформируется постоянная группа 10-12 человек.

Реквизит. Для занятий нужен обычный учебный класс или любое помещение такой же площади. Важно, чтобы больным было удобно делать записи по ходу занятий. К каждому занятию желательно иметь какой-то демонстративный материал – плакат, лекарства, видеофильмы.

Как организовать цикл занятий. Общая продолжительность цикла составляет 1,5 месяца и включает в себя 8 занятий. Цикл обучения основан на разработанной обучающей программе. Продолжительность одного занятия от 1 до 1,5 часов. Частота занятий – 2 раза в неделю в будние дни.

Как строится занятие. На первом занятии нужно предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог перебивается вопросами и замечаниями больных и занятие быстро из лекции превращается в беседу. Желательно заранее подготовить вопросы, с которыми вы будете обращаться к аудитории, чтобы выяснить уровень информированности больных.

В астма-школе на каждую тему отводится по одному занятию. \Больные должны получить базовые знания о бронхиальной астме, последовательно переходя от понятия «Бронхиальная астма» к причинам приступов и лечению болезни (ситуационному и профилактическому).

Что такое бронхиальная астма?

План занятия:

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание.

Как устроены дыхательные пути – внешнее и внутреннее строение.

Что происходит в приступе астмы.

Первое занятие – всегда самое трудное во всем цикле. Больные не знакомы друг с другом. Занятие начинается с организации учебного цикла и кто принимает участие в работе астма-школы.

Тема первого занятия – что такое бронхиальная астма. Вводится определение: бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Цель первого занятия – объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, но не о полном излечении. Поэтому задача больного – научиться контролировать свою болезнь так, чтобы не допускать обострений болезни. Для этого и была создана астма-школа.

Для того, чтобы научится самоконтролю и самоведению астмы, нужно представлять как устроено бронхиальное дерево и легкие и что происходит в приступе астмы.

А. Внешнее строение бронхолегочной системы

1) Связь трахеи, бронхов, легких.

2) Ветвление бронхов, сравнение диаметра крупных и мелких бронхов, понятие бронхиального дерева.

3) Понятие альвеолы, ее роль в газообмене. Сравнение площади легких с помощью учебного класса.

Роль диафрагмы в дыхании, значение диафрагмального дыхания.

Вдох – активный, выдох – пассивный.

Б. Внутреннее строение бронхов.

Роль реснитчатого эпителия в самоочищении бронхиального дерева. Губительное влияние курения.

Понятие бронхиального секрета, мышц бронхов.

Что происходит в приступе астмы:

Понятие бронхоспазма, отека слизистой, гиперсекреции мокроты – демонстрация различий между бронхами в и вне приступа астмы.

Внимание! 1. Не забывайте по ходу рассказа задавать вопросы и отвечать на вопросы аудитории. Чем раньше ваш рассказ начнет прерываться вопросами больных, тем более успешно пройдет занятие.

Не тратьте много времени на рассказ о лекарствах, в том числе и при ответах на вопросы.

Пикфлоуметрия. Аллергия и астма.

План занятия:

Методика использования пикфлоуметра.

Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

Меры лечения и профилактики аллергии.

Реквизит: пикфлоуметр, дневник астматика для самоконтроля. варианты суточных и недельных кривых пикфлоумептрии.

На втором занятии группа будет более активна. Главная задача – добиться, чтобы в занятии участвовал каждый пациент. Это можно сделать следующими способами:

Задавайте группе как можно больше вопросов (Как вы считаете, что такое аллергия? Что нужно сделать в доме, если есть аллергия на домашнюю пыль? Почему иногда летом в лесу начинают течь слезы и появляется насморк? И т.д.). К ответам на вопросы привлекайте самих членов группы.Добейтесь того, чтобы больные не стеснялись задавать вопросы в течение всего занятия.

Дайте возможность каждому больному поделиться своим личным опытом лечения бронхиальной астмы.

Конечно, нельзя выполнить все эти задачи за одно занятие. Но за 3-4 занятия вы сможете это сделать.

Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной скорости выдоха (МСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья.

Техника измерения МСВ:

Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.

Плотно обхватить мундштук прибора губами.

Сделать полный резкий выдох.

Отметить показания прибора.

Повторить показания 1-2 раза, выбрать лучший результат.

Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии. С помощью этих дневников возможно:

Выявить аллерген (по падению показателей МСВ в течение дня);

Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель МСВ с установленной для данного больного нормой);

Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей;

Распознать начинающееся обострение БА;

Оценить эффективность базисной терапии.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого больной должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии.

Аллергия – это генетически обусловленное состояние, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов (домашней пыли, шерсти домашних животных и т.д.) вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Это определение достаточно сложно для человека, недавно заболевшего БА, однако необходимо для больных с длительным стажем заболевания, которые активно интересуются тем, что такое иммуноглобулины и аллергены. Интересно, что в специальной англоязычной литературе для больных астмой подробно излагается механизм аллергических реакций с описанием тучных клеток, ИгЕ и БАВ на уровне понимания студентов медицинских институтов. Приведите примеры аллергических реакций (приступ удушья, сенная лихорадка и т.д.) и в упрощенной форме объясните их механизм.

Обратитесь к группе с вопросом: какие аллергены выявлены у каждого. Типично, что больные начинают называть холод, инфекцию, резкие запахи. Необходимо назвать основные виды аллергенов – пыльцевые, бытовые, эпидермальные и пищевые.

Если у вас набрана большая группа и объяснение предыдущего материала заняло много времени – перенесите этот раздел на следующее занятие. Необходимо подробно остановиться на профилактике бытовой аллергии, которая включает: ежедневную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д. Желательно, чтобы уборкой занимался не сам больной БА, а члены его семьи или чтобы он это делал во влажной маске. После того как больной пропылесосил комнату, ему не нужно в ней оставаться, так как концентрация мелкой пыли в воздухе резко повышена – нужно дать время пыли улечься. При аллергии к эпидермису животных запрещается заводить домашних животных, На вопрос: «Можно ли заводить дома кошку, если есть аллергия на собак?» больные часто отвечают «да». Очень важно разъяснить, что при бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Приводим пример: к аллергии на эпидермис животных может присоединиться гиперчувствительность к бытовым аллергенам и наоборот и т.д. Поэтому категорически против домашних животных при уже имеющейся аллергии к эпидермису животных и домашней пыли. Больные должны знать, что «гипоаллергенных» животных нет. При пыльцевой аллергии важно знать календарь цветения растений (у преподавателя в асма-школе должен быть календарь цветения растений в данной местности) и принимать меры по избежанию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения-аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет, голодание в условиях стационара с целью обнаружить аллергенный продукт.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии. Больные или знают или слышали об этом методе. Всегда важно рассказать о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, уровень ИгЕ в крови, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

Существует целая группа лекарственных препаратов, созданных для лечения аллергии. На 2-м занятии мы не рассказываем больным подробно о них, только перечисляем: глюкокортикоиды в 2-х формах – ингаляционные (например, ингакорт, бекотид) и таблетированные (полькортолон, преднизолон, дексаметазон).

Читайте также:  Может ли анализ крови показать астму

План занятия:

Определение пищевой аллергии.

Клинические проявления пищевой аллергии.

Основные виды пищевой аллергии (истинные и псевдоаллергия).

Питание больного бронхиальной астмой.

Обследование больных с подозрением на пищевую аллергию.

перекрестная пищевая аллергия.

Голодание (показания, цель проведения, противопоказания).

В начале занятия мы даем понятие пищевой аллергии.

Пищевая аллергия – это различные виды аллергических реакций на тот или иной продукт или сочетание нескольких продуктов. Итак, какие же существуют виды аллергических реакций на пищевые продукты? Задайте этот вопрос больным, начните диалог сразу. Обязательно в конце дискуссии подчеркните, что пищевая аллергия многообразна своими проявлениями: крапивница, отек Квинке, мигрень, бронхиальная астма и др.

Обсудив с больными многообразие проявлений пищевой аллергии, можно и даже нужно коснуться механизмов возникновения реакции на тот или иной пищевой продукт. Мы разбираем с нашими пациентами истинные и псевдоаллергические реакции. Вопросу истинной аллергии посвящается несколько слов, т.к. у взрослых подобные реакции практически не возникают, а развиваются, как правило, в раннем детстве. Гораздо подробнее разбирается механизм псевдоаллергии, при котором ведущее место имеет поражение желудочно-кишечного тракта: дисбактериоз, хронический гастрит, хронический холицистит и др., состояние нервной системы, эмоционального фона. При этом нужно обязательно сказать о суммарном эффекте, под которым подразумевается одновременное поступление в организм нескольких пищевых аллергенов. Количество каждого из них недостаточно для того, чтобы вызвать реакцию, а суммация их действия приводит к выраженным клиническим проявлениям. Не забудьте сказать, употребление алкоголя способствует увеличению всасывания аллергенов и проявлению аллергических реакций. Важно подчеркнуть, что все острые приправы и некоторые овощи (редис, лук) могут действовать не как аллергены, а как химические раздражители, усиливая проявления аллергических реакций. Тяжесть проявления этих реакций зависит не только от количества пищевых продуктов, но и кулинарной обработки, т.к. многие продукты теряют антигенность при кипячении и варке (молоко, яйцо, овощи, фрукты).

Далее переходим к вопросу о питании больных бронхиальной астмой. Итак, диета должна быть гипоаллергенной и исключить различные неспецифические раздражители. Следует еще раз оговорить, что при бронхиальной астме нежелательно употреблять в пищу большое количество молока, яиц, крабов, орехов. Перца, горчицы и другие приправы. Особенно важно ее соблюдать в период обострения бронхиальной астмы. Однако больные должны в обязательном порядке употреблять достаточное количество белков, жиров и углеводов. Питание должно быть 3-5 разовым и последний прием пищи должен быть не менее чем за 2 часа до сна.

На занятии важно и нужно подчеркнуть, что соблюдать диету в период обострения бронхиальной астмы необходимо всем больным, а в период ремиссии употребление аллергенных продуктов не должно быть систематическим.

Говоря с пациентами о питании, обязательно коснитесь вопроса об аспириновой бронхиальной астме. Этим больным следует исключить мед, малину, малиновое варенье и пищевые продукты, содержащие большое количество пищевых красителей. Разбирая вопрос о перекрестной аллергии, скажите, что же такое перекрестная аллергия и приведите пример (сочетание поллиноза с тяжелыми аллергическими реакциями на орехи, яблоки, а у больных с аллергическими реакциями на укус перепончатокрылых – на мед и т.д.).

Диагностика пищевых аллергенов является трудной врачебной задачей. Поэтому, продолжая рассказ о пищевой аллергии и многообразии ее проявлений, всегда поставьте вопрос о том, можно ли выявить «виновный» аллергенный продукт. Пусть больные включаются в дискуссию. Некоторым из них уже проводили лечебно-диагностическое голодание, элиминационные и провокационные диеты. Несколько слов расскажите об этих диетах. А вопросу о голоде уделите достаточно большое внимание, т.к. во время занятия больные неоднократно спрашивают о пользе голодания. Важно подчеркнуть, что назначение голодания – врачебная задача. Для того, чтобы провести длительное голодание, необходимо тщательно исследовать желудочно-кишечный тракт больного. Объясните, что основная проблема длительного голодания – выход из голода. Несколько слов посвятите 24-часовому и 3-дневному голоданию.

Это занятие всегда проводится в хорошей эмоциональной атмосфере и обычно очень нравится больным. Они охотно принимают участие в любой предложенной дискуссии.

Неаллергические причины бронхиальной астмы.

План занятия:

Что может вызвать приступ удушья кроме аллергии?

Какие способы лечения и профилактики приступов удушья, вызванных неаллергическими причинами?

Ингаляционная терапия с помощью ультразвуковых ингаляторов.

К неаллергическим причинам, вызывающим приступ у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональной стресс, резкая перемена температуры (например, выход на холод), инфекция (в первую очередь вирусная), высокая влажность, лекарственные препараты (аспириновая астма), физическая нагрузка, резкие запахи, продукты. Введите понятие гиперреактивности бронхиального дерева, объясняя, что у каждого больного бронхиальной астмой бронхиальное дерево обладает следующей особенностью – в ответ на воздействие разнообразных неаллергических стимулов оно сужается, вследствие чего возникает приступ удушья.

Крайне важным является психоэмоциональное состояние больного астмой. Известно, что стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Не случайно до возникновения теории о воспалительной природе бронхиальной астмы ее называли «болезнью мозга». Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься спортом, обливаться холодной водой. Но существует ряд больных, которым нужно индивидуально и конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу.. В любом случае желательно иметь координаты психотерапевта, к которому можно направлять пациентов.

Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холодный воздух, мы рекомендуем за 20-30 мин. сделать ингаляцию бронходилятора. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Обсудите с больными, можно ли при бронхиальной астме заниматься спортом. Особенно это важно, если в группе много молодых больных. Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни может способствовать улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плавание.

Как правило, в группе мало больных с аспириновой формой бронхиальной астмы, поэтому мы коротко остановимся на том, какие лекарственные препараты запрещены к использованию среди этой группы больных и какой они должны придерживаться диеты.

Частым «виновником» приступа удушья является инфекция. Иногда это единственная причина болезни. Среди группы больных всегда есть астматики, которые страдают изолированной инфекционнозависимой формой бронхиальной астмы. Расспросите, каковы основные симптомы и как они лечатся при обострении заболевания. Обычно мы рассказываем больным, что при инфекционной форме астмы в бронхах присутствуют 2 вида воспаления бронхиального дерева – аллергическое и инфекционное, поэтому для лечения необходимо использовать как базисные противовоспалительные препараты (хромогликат натрия и его производные и (или) глюкокортикоиды) так и антибактериальные средства. Инфекционное воспаление может быть вызвано бактериями или вирусами (подробно речь об этом идет в занятии «Лечение и профилактика вирусной инфекции). Важно упомянуть, что больной сам может распознать присоединение бактериальной инфекции по изменению цвета мокроты на желтый или зеленый (в сочетании с другими симптомами инфекционного заболевания). Как правило, в этой ситуации нужно обратиться к помощи врача для назначения антибактериальных препаратов. Напомните схему приступа – спазм, отек, гиперсекреция мокроты. При обострении инфекционнозависимой формы бронхиальной астмы, практически всегда сопровождающейся хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, важное значение приобретает эвакуация мокроты из бронхиального дерева. Для этого существуют методы дыхательной гимнастики, физические упражнения и дренажные положения, с которыми больные знакомятся на следующих занятиях. Также очень важно, чтобы больные освоили технику ингаляций с помощью ультразвукового ингалятора. Для этого на занятии мы демонстрируем ингалятор, показываем как он работает и как правильно делать ингаляции. Перед ингаляцией желательно сделать вдох бронхоингалятора. Затем, через 15-20 минут следует ингаляция отхаркивающего раствора. Им может быть физиологический раствор, минеральная вода типа «Боржоми», 2-3% раствор соды (на стакан воды 1 чайная ложка соды). Через ультразвуковой ингалятор можно ингалировать любые отхаркивающие травы. Однако нужно помнить о возможности возникновения бронхоспазма.. После откашливания, при наличии гнойной мокроты через ингалятор можно ингалировать антисептические растворы – диоксидина или фурагина (диоксидин из расчета 10 мл диоксидина на 50 мл физиологического раствора; фурагин стандартный официальный р-р). Для эвакуации мокроты из бронхиального дерева широко используются пероральные препараты – бромгексин, мукалтин, настои и микстуры трав. Цель этого занятия – больные должны понять важность эвакуации мокроты из бронхиального дерева и освоить технику ингаляций.

«Основные итоги работы ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России за 2013 г.Научно-исследовательская программа по пульмонологии в 2013 г.: Эпидемиология болезней органов дыхания Профилактика, лечение болезней органов дыхания, повышени. »

«Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2012 г. N 26482МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от 15 ноября 2012 г. N 923нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКАОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮПО ПРОФИЛЮ ТЕРАПИЯ В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011. »

«Низшими растениями являются: ламинариямухомормох сфагнумпапоротникГрибы имеют более высокую организацию по сравнению с бактериями, так как обладают: способностью к об. »

«Результаты совместной работы сотрудников кафедры поликлинической хирургии с органами и учреждениями практического здравоохранения в 2014 году. Квалификационный уровень сотрудников клинической кафедр. »

«Профилактика бешенства среди людей Уважаемые школьники и родители! Сообщаем, что в Вологодской области с 2015 года регистрируется бешенство диких и домашних животных. Так, с 2015 по сентябрь 2017 годо. »

«ВАРИАНТ 11 ОГЭ-2016 Часть 1 (в данном тесте изложение не связано с текстом из части 2) Запишите текст в сжатом виде, разбив его на абзацы. Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я. »

«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ, ОНКОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ им. Дмитрия Рог. »

«34.02.01 «Сестринское дело»ПМ. 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ( МДК 01, МДК 02, МДК 03 ) ГБ ПОУ Республики Мордовия «Ардатовский медицинский колледж» Рассмотрен и одобрен на заседании ЦМК общепрофессиональных и специальных дисципли. »

«Тема: Головная боль Головная боль (ГБ) одно из наиболее частых болезненных состояний человека, встречающиеся у 25-40% населения. В структуре болевых синдромов ее распространенность занимает третье место после болей в спине и суст. »

2017 www.docx.lib-i.ru — «Бесплатная электронная библиотека — интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

источник

АЛЛЕРГИЯ И АСТМА. ПИКФЛОУМЕТРИЯ Аллергия. Аллергические реакции и аллергические воспаления. Предупреждение аллергии. ЗАН ЗАНЯТИЕ №2

АЛЛЕРГИЯ Термин «аллергия» («аллос» — другой, «эргос» — действие) родился в 1906 году — его предложил австрийский педиатр Клеманс Перке. Аллергия — это повышенная чувствительность к различным веществам, проявляющаяся необычными реакциями при контакте с ними. У здорового человека эти вещества не вызывают аллергии.

АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ У человека, чувствительного к каким-либо аллергенам, происходит синтез специфических антител (например, к пыльце, домашнему клещу, перхоти животных и т.д.). Молекулы этих антител проникают из крови в ткани, где они связываются с поверхностью так называемых тучных клеток. До 500000 молекул антител могут связываться с поверхностью одной тучной клетки, таким образом, каждая тучная клетка может распознавать множество самых разных аллергенов.

АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ВОСПАЛЕНИЯ Аллергическое воспаление начинается с каскада реакций, который начинается с высвобождения химических медиаторов из активированных тучных клеток. Эти медиаторы привлекают в зону контакта с аллергеном из крови другие воспалительные клетки. Вновь прибывшие клетки вместе с резидентными клетками ткани синтезируют новые медиаторы, что приводит к развитию воспаления.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АЛЛЕРГИИ Уже давно известно, что астма и другие аллергии относятся к семейным заболеваниям. Поэтому мероприятия, имеющие своей целью предотвращение развития заболевания, направлены именно на детей, чьи родители имеют астму или другие аллергические заболевания. И хотя развитие астмы и аллергических заболеваний невозможно полностью предотвратить, последние исследования говорят о том, что существуют некоторые мероприятия, которые могут быть предприняты в семьях, имеющих историю аллергических заболеваний, с целью отсрочить или смягчить болезнь у потомства.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ Пищевая аллергия у детей может приводить к различным аллергическим реакциям от сыпи до тяжелой системной реакции (анафилаксии). Грудное вскармливание, если это возможно, должно продолжаться по меньшей мере 4 — 6 месяцев, т.к. материнское молоко укрепляет иммунную систему ребенка и с наименьшей вероятностью может вызвать аллергическую реакцию. Не следует давать младенцам твердый прикорм до 6 месяцев. В возрасте 6 — 12 месяцев в диету можно вводить овощи, рис, мясо и фрукты. Каждый новый продукт должен вводиться отдельно от других (т.е. не одновременно) так, чтобы родители могли точно установить и удалить его из рациона в случае возникновения аллергической реакции.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АЛЛЕРГИИ К АЛЛЕРГЕНАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Развитие у детей аллергии к животным связано с присутствием «пушистых» животных: собак, кошек, кроликов и т.д. в доме ребенка в период новорожденности. Причиной аллергии к животным являются белки слюны, мочи и перхоть. По этой причине дети, чьи родители имеют аллергические заболевания, не должны контактировать с домашними животными в первые годы жизни.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АСТМЫ Так как аллергены могут провоцировать астму, нет ничего удивительного в том, что у детей, меньше контактировавших с клещом домашней пыли в период младенчества, реже развивается астма. Таким образом, соблюдение мер, описанных выше и направленных на устранение контакта ребенка с аллергеном клеща домашней пыли, должно снизить риск развития астмы, равно как и аллергии верхних дыхательных путей. Точно так же, т.к. контакт с животными в период младенчества может повысить риск развития астмы, дети не должны контактировать с домашними животными в первые годы жизни.

ЧТО ТАКОЕ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЕ? Если вы аллергик, то вы реагируете на какое-то конкретное вещество. Любое вещество, способное провоцировать аллергическую реакцию, называется аллергеном. Чтобы определить, какое конкретное вещество провоцирует вашу аллергию, аллерголог проводит аллерготестирование либо на коже, либо иногда по крови, используя небольшие количества наиболее клинически значимых аллергенов (чаще всего вызывающих аллергию).

С КАКИМИ АЛЛЕРГЕНАМИ ПРОВОДИТСЯ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЕ? продукты жизнидеятельности клещей домашней пыли (мелких жучков, которых видно только в микроскоп), которые живут в вашем доме; белки домашних животных, которые находятся в их перхоти, слюне или моче; плесень либо внутри дома, либо снаружи; пыльца трав, деревьев, сорняков и/или испражнения тараканов. Более опасные аллергические реакции могут быть вызваны: ядом жалящих насекомых; пищей; изделиями из натурального латекса, такими как перчатки или воздушные шарики, и лекарствами, такими как пенициллин.

КАКИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТИПЫ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ? Скарификационные (царапины) или прик-(уколы) тесты. Внутрикожные тесты — эти тесты похожи на скарификационные и прик-тесты, но отличаются большей чувствительностью (примечание переводчиков: но при этом меньшей специфичностью). Исследование крови (РАСТ или ИФА) — иногда доктор может предпочесть провести исследование крови, так называемый РАСТ-тест (радиоаллергосорбентный тест). Провокационные тесты — эти тесты выполняются лишь в том случае, когда все описанные выше тесты невозможны, но при этом пациент нуждается в продукте или лекарственном препарате, к которым он может иметь аллергию.

Читайте также:  Ингаляции боржоми при бронхиальной астме

КТО МОЖЕТ ПРОЙТИ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЕ? Взрослые и дети любого возраста могут пройти обследование на аллергию. Поскольку разные люди чувствительны к разным аллергенам, ваш аллерголог сначала опросит вас, чтобы определить, какие исследования для вас нужнее.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЯ Аллергопробы дают конкретную информацию. И коль скоро вы знаете конкретный аллерген, вызывающий ваши симптомы, вы может попробовать: 1) избегать контакта с аллергеном; 2) получать специфическое лечение 3) и при необходимости специфическую иммунотерапию аллергенами (СИТ).

ЧТО ТАКОЕ ПИКФЛОУМЕТР? Пикфлоуметр — простое, портативное, недорогое устройство, которое определяет пиковую скорость выдоха. Некоторые несколько похожи на дудочки. Пациенты с астмой выдыхают в это устройство сильно и быстро, и получаемое таким образом значение пиковой скорости выдоха показывает, насколько открыты дыхательные пути и насколько трудно/легко дышать.

ОСНОВНЫЕ ШАГИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКФЛОУМЕТРА: убедитесь, что стрелка прибора указывает на «0» или установлена в самом начале шкалы; встаньте (если вы способны); сделайте как можно более глубокий вдох; поместите мундштук пикфлоуметра в рот и обхватите его губами; выдохните так сильно и быстро, как только возможно (за 1 или 2 секунды); не кашляйте и не закрывайте языком мундштук; запишите полученное значение; повторите указанные выше шаги еще два раза и запишите самый высокий показатель из полученных трех в ваш дневник.

ЗАПОМНИТЕ! Как любой нормальный человек, который раз в полгода посещает стоматолога, любой здравомыслящий астматик не реже 1 раза в 3 месяца посещает своего врача — АЛЛЕРГОЛОГА или ПУЛЬМОНОЛОГА. Когда вы направляетесь к врачу, сформулируйте ваши вопросы или опасения. Вы будете подготовлены к беседе. Это крайне важно для успешного лечения.

источник

АЛЛЕРГИЯ И АСТМА. ПИКФЛОУМЕТРИЯ Аллергия. Аллергические реакции и аллергические воспаления. Предупреждение аллергии. ЗАН ЗАН ЗАНЯТИЕ 2. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.yazdorov-48.ru

Презентация на тему: » АЛЛЕРГИЯ И АСТМА. ПИКФЛОУМЕТРИЯ Аллергия. Аллергические реакции и аллергические воспаления. Предупреждение аллергии. ЗАН ЗАН ЗАНЯТИЕ 2.» — Транскрипт:

1 АЛЛЕРГИЯ И АСТМА. ПИКФЛОУМЕТРИЯ Аллергия. Аллергические реакции и аллергические воспаления. Предупреждение аллергии. ЗАН ЗАН ЗАНЯТИЕ 2

2 АЛЛЕРГИЯ Термин «аллергия» («аллос» — другой, «эргос» — действие) родился в 1906 году — его предложил австрийский педиатр Клеманс Перке. Аллергия — это повышенная чувствительность к различным веществам, проявляющаяся необычными реакциями при контакте с ними. У здорового человека эти вещества не вызывают аллергии.

3 АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ У человека, чувствительного к каким- либо аллергенам, происходит синтез специфических антител (например, к пыльце, домашнему клещу, перхоти животных и т.д.). Молекулы этих антител проникают из крови в ткани, где они связываются с поверхностью так называемых тучных клеток. До молекул антител могут связываться с поверхностью одной тучной клетки, таким образом, каждая тучная клетка может распознавать множество самых разных аллергенов.

4 АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ВОСПАЛЕНИЯ Аллергическое воспаление начинается с каскада реакций, который начинается с высвобождения химических медиаторов из активированных тучных клеток. Эти медиаторы привлекают в зону контакта с аллергеном из крови другие воспалительные клетки. Вновь прибывшие клетки вместе с резидентными клетками ткани синтезируют новые медиаторы, что приводит к развитию воспаления.

5 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АЛЛЕРГИИ Уже давно известно, что астма и другие аллергии относятся к семейным заболеваниям. Поэтому мероприятия, имеющие своей целью предотвращение развития заболевания, направлены именно на детей, чьи родители имеют астму или другие аллергические заболевания. И хотя развитие астмы и аллергических заболеваний невозможно полностью предотвратить, последние исследования говорят о том, что существуют некоторые мероприятия, которые могут быть предприняты в семьях, имеющих историю аллергических заболеваний, с целью отсрочить или смягчить болезнь у потомства.

6 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ Пищевая аллергия у детей может приводить к различным аллергическим реакциям от сыпи до тяжелой системной реакции (анафилаксии). Грудное вскармливание, если это возможно, должно продолжаться по меньшей мере месяцев, т.к. материнское молоко укрепляет иммунную систему ребенка и с наименьшей вероятностью может вызвать аллергическую реакцию. Не следует давать младенцам твердый прикорм до 6 месяцев. В возрасте месяцев в диету можно вводить овощи, рис, мясо и фрукты. Каждый новый продукт должен вводиться отдельно от других (т.е. не одновременно) так, чтобы родители могли точно установить и удалить его из рациона в случае возникновения аллергической реакции.

7 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АЛЛЕРГИИ К АЛЛЕРГЕНАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Развитие у детей аллергии к животным связано с присутствием «пушистых» животных: собак, кошек, кроликов и т.д. в доме ребенка в период новорожденности. Причиной аллергии к животным являются белки слюны, мочи и перхоть. По этой причине дети, чьи родители имеют аллергические заболевания, не должны контактировать с домашними животными в первые годы жизни.

8 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АСТМЫ Так как аллергены могут провоцировать астму, нет ничего удивительного в том, что у детей, меньше контактировавших с клещом домашней пыли в период младенчества, реже развивается астма. Таким образом, соблюдение мер, описанных выше и направленных на устранение контакта ребенка с аллергеном клеща домашней пыли, должно снизить риск развития астмы, равно как и аллергии верхних дыхательных путей. Точно так же, т.к. контакт с животными в период младенчества может повысить риск развития астмы, дети не должны контактировать с домашними животными в первые годы жизни.

9 ЧТО ТАКОЕ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЕ? Если вы аллергик, то вы реагируете на какое-то конкретное вещество. Любое вещество, способное провоцировать аллергическую реакцию, называется аллергеном. Чтобы определить, какое конкретное вещество провоцирует вашу аллергию, аллерголог проводит аллерготестирование либо на коже, либо иногда по крови, используя небольшие количества наиболее клинически значимых аллергенов (чаще всего вызывающих аллергию).

10 С КАКИМИ АЛЛЕРГЕНАМИ ПРОВОДИТСЯ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЕ? продукты жизнидеятельности клещей домашней пыли (мелких жучков, которых видно только в микроскоп), которые живут в вашем доме; белки домашних животных, которые находятся в их перхоти, слюне или моче; плесень либо внутри дома, либо снаружи; пыльца трав, деревьев, сорняков и/или испражнения тараканов. Более опасные аллергические реакции могут быть вызваны: ядом жалящих насекомых; пищей; изделиями из натурального латекса, такими как перчатки или воздушные шарики, и лекарствами, такими как пенициллин.

11 КАКИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТИПЫ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ? Скарификационные (царапины) или прик-(уколы) тесты. Внутрикожные тесты — эти тесты похожи на скарификационные и прик-тесты, но отличаются большей чувствительностью (примечание переводчиков: но при этом меньшей специфичностью). Исследование крови (РАСТ или ИФА) — иногда доктор может предпочесть провести исследование крови, так называемый РАСТ- тест (радиоаллергосорбентный тест). Провокационные тесты — эти тесты выполняются лишь в том случае, когда все описанные выше тесты невозможны, но при этом пациент нуждается в продукте или лекарственном препарате, к которым он может иметь аллергию.

12 КТО МОЖЕТ ПРОЙТИ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЕ? Взрослые и дети любого возраста могут пройти обследование на аллергию. Поскольку разные люди чувствительны к разным аллергенам, ваш аллерголог сначала опросит вас, чтобы определить, какие исследования для вас нужнее.

13 ПРИЧИНЫ ДЛЯ АЛЛЕРГОТЕСТИРОВАНИЯ Аллергопробы дают конкретную информацию. И коль скоро вы знаете конкретный аллерген, вызывающий ваши симптомы, вы может попробовать: 1) избегать контакта с аллергеном; 2) получать специфическое лечение 3) и при необходимости специфическую иммунотерапию аллергенами (СИТ).

14 ЧТО ТАКОЕ ПИКФЛОУМЕТР? Пикфлоуметр — простое, портативное, недорогое устройство, которое определяет пиковую скорость выдоха. Некоторые несколько похожи на дудочки. Пациенты с астмой выдыхают в это устройство сильно и быстро, и получаемое таким образом значение пиковой скорости выдоха показывает, насколько открыты дыхательные пути и насколько трудно/легко дышать.

15 ОСНОВНЫЕ ШАГИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКФЛОУМЕТРА: убедитесь, что стрелка прибора указывает на «0» или установлена в самом начале шкалы; встаньте (если вы способны); сделайте как можно более глубокий вдох; поместите мундштук пикфлоуметра в рот и обхватите его губами; выдохните так сильно и быстро, как только возможно (за 1 или 2 секунды); не кашляйте и не закрывайте языком мундштук; запишите полученное значение; повторите указанные выше шаги еще два раза и запишите самый высокий показатель из полученных трех в ваш дневник.

16 ЗАПОМНИТЕ! Как любой нормальный человек, который раз в полгода посещает стоматолога, любой здравомыслящий астматик не реже 1 раза в 3 месяца посещает своего врача — АЛЛЕРГОЛОГА или ПУЛЬМОНОЛОГА. Когда вы направляетесь к врачу, сформулируйте ваши вопросы или опасения. Вы будете подготовлены к беседе. Это крайне важно для успешного лечения.

источник

Все знают, что для контроля гипертонической болезни, люди которой страдают ей, сами измеряют себе давление, для того что бы своевременно принять лекарство и предотвратить развитие гипертонического криза. Больные сахарным диабетом контролируют уровень сахара в крови. А пациенты с бронхиальной астмой для самоконтроля течения заболевания, эффективности проводимого лечения используют пикфлуометр.

Пикфлуометр это такой портативный аппарат, с помощью которого определяют пиковую, или максимальную скорость выдоха, с которой больной может выдохнуть воздух из легких. Этот показатель по-английски называется пикфлоу (peak flow), то есть, «максимальный поток», отсюда и название прибора. Максимальная скорость выдоха зависит от многого, но самое главное — она показывает, насколько сужены бронхи. Часто больной еще не ощущает ухуждения состояния, а уменьшение скорости при пикфлоуметрии позволит больному предпринять определенные действия еще до того, как существенно изменится его самочувствие. Те если бронхообструкции нет, пикфлуометр будет показывать нормальные значения, если же прохождение воздуха через бронхи затруднено – показатели пикфлуометра будут ниже, чем при хорошем состоянии.

Пикфлоуметрию используют для:

• Установления диагноза и проведения дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся обструкцией дыхательных путей; (используется редко)

• Диагностики профессиональной астмы и установления других провоцирующих факторов; (используется редко)

• Для оценки эффективности лечения бронхиальной астмы (если пациент регулярно измеряет пиковую скорость выдоха и видит, что она возрастает, это значит, что назначенное лечение эффективно. Если показатель остается без изменений, значит, назначенная терапия не приносит должного эффекта, и надо изменить лечебную дозу препарата, те усилить лечение)

• Определение первых признаков надвигающегося обострения заболевания, контроль за состоянием бронхов ( пикфлуометрия поможет вовремя заметить прогрессирующее сужение бронхов, то есть наступление обострения заболевания. Большие колебания между утренним и вечерними показателями покажут что состояние нестабильное и это будет знаком для пациента и доктора о необходимости коррекции лечения, о возможности наступления обострения заболевания.

• Для выявления причины ухудшения состояния ( влияет ли на ребенка изменения погоды, место нахождения дома или у бабушки, физические нагрузки проводя почасовое или ежедневное наблюдение за своими бронхами с помощью пикфлоуметра и одновременно отмечая, в каких условиях вы находитесь можно выявить такие закономерности.

Как пользоваться пикфлуометром

Итак, каждому больному бронхиальной астмой рекомендована ежедневная пикфлоуметрия. Вначале пользования пикфлоуметром в течение определенного периода времени постоянно определяют свой показатель, выявляя закономерности, а потом пикфлоуметр используют гораздо реже, для периодической проверки состояния своих бронхов, а также при всех случаях ощущения ухудшения дыхания.
Типы пикфлоуметров бывают разные, однако используют их все одинаково, делая резкий выдох в прибор. Стрелка, отклонившись, укажет на значение пиковой скорости выдоха. Выдох делают стоя или (что несколько хуже) сидя. Измерять значение пиковой скорости выдоха необходимо 2 раза в день (утром и вечером). Желательно проводить измерение в одни и те же часы. Нужно сделать подряд три пробы, выбирая из них лучшее значение. Если пациентом уже используются бронхолитики, то утреннее измерение проводится до использования лекарственного препарата, а вечером через 3-4 часа после его применения. Все показатели необходимо отмечать на специальных графиках, которые прилагаются вместе с пикфлоуметрами в комплекте. Приборы очень небольшие и легкие, их нетрудно взять с собой на работу или за город.

Как оценить результаты пикфлоуметрии

Норма показателей выдоха рассчитывается индивидуально с учетом пола, возраста, роста. Хотя нужно отметить и обратить внимание пациента, важным в пикфлоуметрии является не только пиковая скорость выдоха, а суточные колебания этого показателя. Те. более информативной является кривая (график). В комплекте с пикфлуометром идут таблицы благодаря которым зная пол, возраст и рост ребенка вы можете определить ориентировочную норму пиковой скорости выдоха. Не следует считать, что значения, найденные вами в таблице, должны абсолютно соответствовать норме вашего ребенка. Существует понятие индивидуальной нормы, которая устанавливается в течение нескольких дней при хорошем самочувствии пациента. Если индивидуальная норма отличается от показателей таблицы в сторону уменьшения, обязательно посоветуйтесь с врачом и разберитесь, с чем это связано.
Необходимо также отметить, что проходимость бронхов так же как уровень артериального давления и температура тела имеет свои собственные суточные колебания. У здоровых детей они не должны превышать 15% от нормы. У детей с астмой – суточные колебания в период ремиссии бронхиальной астмы не должны превышать 20%.

Для облегчения процесса контроля бронхиальной астмы предложен принцип «Светофора», по которому указанным выше уровням пиковой скорости выдоха соответствуют определённые цвета светофора.

• «Зелёная зона». Зелёный цвет – показатель нормы. Астма находится под контролем, физическая активность и сон не нарушены. Показатели пиковой скорости выдоха обычно в пределах 80% от должных или лучших индивидуальных значений, разброс показателей обычно не превышает 20%. Ребенок довольно долго может чувствовать себя хорошо, “жить в зеленой зоне”, без лекарств. В этом случае мы говорим о клинической ремиссии. Или он может получать какие-либо лекарства, и тогда мы говорим уже о фармакологической ремиссии. Если состояние маленького пациента соответствует «зелёной зоне» в течение не менее 3-х месяцев, следует подумать о возможности осторожного «шага вниз». И обязательно продолжайте принимать лекарства, назначенные врачом, и вести тот же образ жизни, какой ведете обычно. Однако не расслабляйтесь! Ведь астма – заболевание, требующее постоянного внимания и контроля.

• «Жёлтая зона». Жёлтый цвет – сигнал «ВНИМАНИЕ». Появление симптомов астмы (ночные симптомы, снижение активности, кашель, свистящие хрипы, чувство сдавления грудной клетки при движении или в покое) и/или значения пиковой скорости выдоха 60-80% от должных или лучших индивидуальных значений с разбросом показателей 20-30% свидетельствуют или об обострении заболевания, или о недостаточно активной терапии в «зелёной зоне». Если показатели сползли в желтую зону или стали попадать туда периодически – значит, что-то изменилось, и об этом нужно подумать. Проанализируйте дневник, обратитесь к врачу. Ваша задача – вернуть показатели в зеленую зону!!

Читайте также:  Приказ минздравсоцразвития о больных астмой

• «Красная зона». Красный цвет – сигнал «ТРЕВОГА!». Симптомы астмы присутствуют в покое и при движении. Значения пиковой скорости выдоха ниже 50 — 60% от должных или лучших индивидуальных значений. «Красная зона» сигнализирует о необходимости неотложной помощи.

Выводы, которые напрашиваются. Конечно, у всех взрослых много забот и хлопот, мы постоянно чем то заняты и нам всегда некогда. Да и составление графика, постоянный контроль, дело кропотливое. Но то о чем вы должны помнить, начиная заниматься этими дополнительными хлопотами:

  • Хороший контроль состояния поможет постепенно сократить объем принимаемых лекарств, оставив лишь самые необходимые и в минимальных дозах.
  • Применение системы зон своевременно подскажет о надвигающейся опасности и, как минимум, предотвратит незапланированную госпитализацию.

А ведь именно этого мы с вами и хотим стабилизировать состояние, уменьшить дозировки лекарств или вообще отменить препараты, проконтролировать состояние и предугадать обострение……мы хотим, что бы наши дети чувствовали себя хорошо и это главное.

источник

2. Методика использования пикфлоуметра.

3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

6. Меры лечения и профилактики аллергии.

Реквизит: пикфлоуметр, дневник астматика для самоконтроля, варианты суточных и недельных кривых пикфлоумептрии. На втором занятии группа будет более активна. Ваша главная задача – добиться, чтобы в занятии участвовал каждый пациент. Это можно сделать следующими способами:

1. Задавайте группе как можно больше вопросов (Как вы считаете, что такое аллергия? Что нужно сделать в доме, если есть аллергия на домашнюю пыль? Почему иногда летом в лесу начинают течь слезы и появляется насморк? т.д.). К ответам на вопросы привлекайте самих членов группы (например, больной спрашивает: «Почему мне в приступе не помогает интал?» Подождите сами отвечать на этот вопрос. Спросите, что думает по этому поводу другой больной).

2. Добейтесь того, чтобы больные не стеснялись задавать вопросы в течение всего занятия.

3. Дайте возможность каждому больному поделиться своим личным опытом лечения бронхиальной астмы.

Конечно, нельзя выполнить все эти задачи за одно занятие. Но за 3-4 занятия вы сможете это сделать.

1. Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной скорости выдоха (МСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья.

1) Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.

3) Плотно обхватить мундштук прибора губами.

4) Сделать полный резкий выдох.

5) Отметить показания прибора.

6) Повторить показания 1-2 раза, выбрать лучший результат.

7) Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

3. Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пиклоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии. С помощью этих дневников возможно:

1) Выявить аллерген (по падению показателей МСВ в течение дня);

2) Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель МСВ с установленной для данного больного нормой);

3) Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей;

4) Распознать начинающееся обострение БА;

5) Оценить эффективность базисной терапии.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого врач должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии.

4. Аллергия – это генетически обусловленное состояние, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов (домашней пыли, шерсти домашних животных и т.д.) вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Это определение достаточно сложно для человека, недавно заболевшего БА, однако необходимо для больных с длительным стажем заболевания, которые активно интересуются тем, что такое иммуноглобулины и аллергены. Интересно, что в специальной англоязычной литературе для больных астмой подробно излагается механизм аллергических реакций с описанием тучных клеток, ИгЕ и БАВ на уровне понимания студентов медицинских институтов. Приведите примеры аллергических реакций (приступ удушья, сенная лихорадка и т.д.) и в упрощенной форме объясните их механизм.

5. Обратитесь к группе с вопросом: какие аллергены выявлены у каждого. Типично, что больные начинают называть холод, инфекцию, резкие запахи. Необходимо разграничивать аллергию и гиперчувствительность бронхиального дерева и назвать основные виды аллергенов – пыльцевые, бытовые, эпидермальные и пищевые.

6. Если у вас набрана большая группа и объяснение предыдущего материала заняло много времени – перенесите этот раздел на следующее занятие. Необходимо подробно остановиться на профилактике бытовой аллергии, которая включает: ежедневную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д. Желательно, чтобы уборкой занимался не сам больной БА, а члены его семьи или чтобы он это делал во влажной маске. После того как больной пропылесосил комнату, ему не нужно в ней оставаться, так как концентрация мелкой пыли в воздухе резко повышена – нужно дать время пыли улечься. Учитывая важность профилактики БА, в курсе астма-школы мы возвращаемся к этой теме повторно – в разделе «Ночная астма». При аллергии к эпидермису животных запрещается заводить домашних животных, На вопрос: «Можно ли заводить дома кошку, если есть аллергия на собак?» больные часто отвечают «да». Очень важно разъяснить, что при бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Приводим пример: к аллергии на эпидермис животных может присоединиться гиперчувствительность к бытовым аллергенам и наоборот и т.д. Поэтому мы категорически против домашних животных при уже имеющейся аллергии к эпидермису животных и домашней пыли. Больные должны знать, что «гипоаллергенных» животных нет. При пыльцевой аллергии важно знать календарь цветения растений (у преподавателя в асма-школе должен быть календарь цветения растений в данной местности) и принимать меры по избежанию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения-аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет, голодание в условиях стационара с целью обнаружить аллергенный продукт. Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии. Больные или знают или слышали об этом методе. Всегда важно рассказать о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, уровень ИгЕ в крови, стадия заболевания, возраст больного и т.д. Существует целая группа лекарственных препаратов, созданных для лечения аллергии. На 2-м занятии мы не рассказываем больным подробно о них, только перечисляем: интал, тайлед, дитэк, глюкокортикоиды в 2-х формах – ингаляционные (например, ингакорт, бекотид) и таблетированные (полькортолон, триамсинолон). Подробный рассказ об этих препаратах – на наших следующих занятиях.

1. Что такое аллергия? Приведите примеры.

3. Для чего нужен пикфлоуметр? Как им пользоваться?

4. Какие меры профилактики аллергических реакций при бытовой аллергии?

источник

Патологии дыхания приводят к тяжёлым нарушениям во всем организме. Это происходит из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа. Серьёзные нарушения дыхательной функции наблюдаются при хронических заболеваниях лёгких и бронхов. Кроме того, к гипоксии могут приводить и другие патологии. Среди них – ларингоспазм, увеличение миндалин 2-й и 3-й степени при тонзиллите, попадание в дыхательные пути инородного тела и т. д.

Чтобы различить заболевания между собой, проводятся различные методы исследования. Одним из них является пикфлоуметрия. Данная диагностическая процедура выполняется при подозрении на бронхиальную астму, хроническую обструктивную болезнь лёгких, эмфизему. Люди, страдающие этими патологиями, не понаслышке знают о таком приборе, как пикфлоуметр. Что это такое и как им пользоваться, должен объяснить врач. От показателей данного прибора зависит лечебная тактика.

Как известно, основным методом определения дыхательных функций является спирометрия. Тем не менее прибор, который необходим для данного исследования, довольно дорогостоящий и имеется только в поликлинике. Чтобы больные могли измерить показатели дыхания в домашних условиях, изобрели более удобное устройство – пикфлоуметр. Что это такое, знает каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой и ХОБЛ. Ведь подобные заболевания относятся к патологиям, при которых необходим постоянный мониторинг состояния. Особенно это касается пациентов с установленным диагнозом средней и тяжёлой степени. Благодаря пикфлоуметрии можно определить стадию заболевания. Ведь степень тяжести выставляется на основе такого показателя, как пиковая скорость выдоха (ПСВ). Пикфлоуметр – это портативный прибор, имеющийся у каждого больного. С его помощью можно измерять ПСВ как во время приступов, так и в состоянии покоя. Благодаря пикфлоуметру осуществляется контроль над заболеванием. При изменениях показателей этого прибора следует обратиться к врачу с целью коррекции лечения.

Действие пикфлоуметра основано на перемещении стрелки при давлении на неё воздушным потоком. На приборе имеется шкала от 0 до 1000. С её помощью определяется, какой объём воздуха пациент может выдохнуть за 1 минуту. Таким образом, можно приблизительно вычислить жизненную ёмкость легких. К прибору присоединяется мундштук. Именно в него больной производит выдох. Помимо цифр на приборе имеются цветные отметки. Они необходимы для оценки состояния дыхательной функции.

Несмотря на то что принцип работы пикфлоуметра довольно прост, в некоторых случаях отмечаются ошибки при его использовании. Чаще это касается пациентов детского возраста, которым нужно объяснять, как именно производить выдох. Чтобы ребёнку было понятно, ему говорят дуть так, как будто гасишь свечи на торте. Независимо от возраста пациента, все больные, страдающие бронхиальной астмой, должны посещать специальные занятия, организованные в поликлинике. Благодаря им люди узнают о правильном образе жизни, видах лекарственных препаратов и показаниях к их назначению. Для чего нужен пикфлоуметр, что это такое и как его использовать, тут также объясняют. Также пациентов информируют о целевых значениях данного прибора и выраженных отклонениях от нормы.

Пикфлоуметр – это прибор для измерения скорости выдоха, который был создан в 1950-х годах профессором Райтом. Это устройство имело тот же механизм действия, что и современный аппарат, но отличалось большими размерами. В 1975 году прибор был усовершенствован. Пикфлоуметр назывался аппаратом «мини-райт», имел небольшой размер и мог использоваться дома.

В настоящее время существует несколько видов приборов, выпускаемых различными медицинскими компаниями. Тем не менее они отличаются от «мини-райта» незначительно. Довольно популярным считается пикфлоуметр Omron. Данная фирма выпускает также и другие медицинские приборы. Среди них – тонометр, фонендоскоп, ингаляторы и т. д. Пикфлоуметры Omron хорошо зарекомендовали себя на рынке благодаря удобству в использовании и хорошему качеству.

Помимо привычных приборов, механизм которых основан на давлении воздуха, данная фирма выпускает и электронные устройства. Они удобны для пациентов, которые не могут самостоятельно регулировать дыхание (дети, пожилые люди).

Не уступает по качеству пикфлоуметр «Филипс». Он немного отличается по форме (прямоугольный), а также имеет подставку. Благодаря этому прибор можно не держать в момент проведения исследования.

Данный прибор необходимо использовать следующим образом:

  1. Достать пикфлоуметр из упаковки.
  2. Убедиться, что стрелка-указатель находится на отметке «0».
  3. Сделать максимальный вдох полной грудью.
  4. Охватить губами мундштук, при этом слегка придерживая его зубами. Язык не должен касаться прибора.
  5. Произвести единичный выдох с максимальной силой.
  6. Вынуть мундштук изо рта.
  7. Отметить показатель ПСВ.

Подобную процедуру следует повторить 3 раза подряд. После этого показатели стоит записать в специальный дневник, который ведут пациенты, страдающие бронхиальной астмой. Отмечается среднее значение пиковой скорости выдоха. При низком значении ПСВ (менее 60 %) следует сделать ингаляцию лекарственным препаратом быстрого действия. Пикфлоуметр электронный отличается тем, что значение пиковой скорости выдоха считается автоматически и отображается на экране. Как и при использовании механического прибора, исследование необходимо повторить 3 раза и отметить среднее значение ПСВ.

Независимо от фирмы-производителя, на всех пикфлоуметрах имеются цветные отметки. Они расположены сбоку от стрелки-указателя. Благодаря им можно судить о степени бронхиальной обструкции. Если ПСВ находится в пределах зелёного цвета (80-100 %), это означает, что заболевание поддаётся лечению и контролю. Показатели данной зоны свидетельствуют о стадии ремиссии и соответствуют объему выдыхаемого воздуха, равному 320-400 мл. Если ПСВ составляет 60-80 % от нормы, то на приборе это значение находится в пределах жёлтого цвета. Подобный результат означает, что заболевание находится в стадии обострения. При этом могут наблюдаться такие клинические проявления, как кашель, одышка при ходьбе, нарушение сна. Желтая зона является как бы предупреждающей о том, что следует пересмотреть лечение. Критическими считаются показатели, находящиеся в пределах красного цвета. При этом ПСВ составляет менее 60 % от нормы. Подобный результат является поводом для срочного обращения за медицинской помощью.

Целевые показатели пикфлоуметра должны соответствовать зелёной зоне. Если объем выдыхаемого воздуха равен более 320 мл, то разброс показателей ПСВ не превышает 20 % в сутки. Такой результат наблюдается у пациентов с контролируемым течением бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезнью легких. Показатели ПСВ соответствуют объему форсированного выдоха при проведении спирометрии. Норма обоих показателей у здоровых людей составляет 100 %. При физических нагрузках и заболеваниях дыхательных путей она может незначительно снижаться. Если у пациента установлен диагноз ХОБЛ или бронхиальная астма, то ПСВ, равная 80 %, — это норма выдоха. Пикфлоуметр регистрирует данный показатель 3 раза. Незначительные колебания суточного показателя пиковой скорости выдоха означают, что обструкция дыхательных путей выражена не сильно. При этом коррекция лечения не требуется.

При выраженных нарушениях функции дыхания показатели пикфлоуметрии ниже 80 %. То есть после произведения выдоха стрелка-указатель находится в желтой или красной зоне. Такие изменения наблюдаются только при хронических патологиях дыхательной системы. Чаще всего причиной является обструкция бронхов. В некоторых случаях снижение ПСВ может наблюдаться при рестриктивных нарушениях. Подобные изменения встречаются при тяжелых воспалительных заболеваниях легочной ткани (крупноочаговая пневмония, туберкулез). В отличие от хронических обструктивных патологий эти нарушения обратимы.

Хроническая обструкция бронхов имеет место при ХОБЛ и бронхиальной астме. Оба заболевания сопровождаются снижением ПСВ. Поэтому проведение пикфлоуметрии не всегда позволяет различить эти патологии. Тем не менее между данными заболеваниями имеется разница. При бронхиальной астме значение ПСВ чаще колеблется. Если приступы удушья отсутствуют, то значение пиковой скорости выдоха может быть нормальным. При обострении ПСВ резко снижается и восстанавливается сразу после приема бронхорасширяющих препаратов. ХОБЛ отличается прогрессирующим течением, отсутствием связи с воздействием аллергенов. После приема препаратов ПСВ изменяется не так сильно, как при астме.

Регулярное проведение пикфлоуметрии помогает предупредить развитие приступов. Для достоверности рекомендуется измерять ПСВ как минимум 2 раза в день – утром и вечером. Частота проведения исследования зависит от тяжести заболевания. Желательно использовать пикфлоуметр со сменными мундштуками. Это поможет избежать инфицирования слизистой оболочки рта.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *