Меню Рубрики

Астма при переходном возрасте

Бронхиальная астма – одно из самых распространенных и опасных аллергических заболеваний в наше время. Сегодня это заболевание диагностируют даже у детей первых лет жизни, причины появления и развития заболевания до сих пор точно не выяснены, поэтому в группе риска находятся все, независимо от возраста и состояния здоровья. Плохая экологическая обстановка в стране приводит к росту числа детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой и знать первые признаки астмы у детей должен каждый родитель. Ведь чем раньше будет начато лечение, особенно у детей и подростков, тем больше шансов на благоприятный исход заболевания.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, проявляющееся приступами удушья, свистящими хрипами, кашлем и одышкой. Современная медицина относит бронхиальную астму к психосоматическим заболеваниям, где причина возникновения не только внешние раздражители (в данном случае – аллергены), но и внутренняя настроенность организма больного. Затруднение дыхания вызывает отек и воспаление слизистой оболочки дыхательных путей, скопление большого количества слизи и повышенная чувствительность рецепторов слизистой к внешним раздражителям. Спровоцировать начало приступа может множество причин: от вдыхания аллергена до нервного напряжения или усталости.

В зависимости от стадии болезни, характерные признаки могут значительно изменяться. Также симптомы бронхиальной астмы у взрослых, детей и подростков имеют свои особенности.

1. Риск развития бронхиальной астмы у здоровых людей – на этой стадии никаких признаков заболевания еще нет, в организме человека присутствуют определенные нарушения – в эндокринной, нервной или иммунной системе, но выявить эти изменения можно только в результате тщательного обследования. Такие состояния делают организм человека более подверженным различным болезным, в том числе и бронхиальной астме. Особенно важно уделять внимание растущему организму детей и подростков, чаще всего, заболевание начинается в период бурного роста и развития организма – в первые годы жизни или во время пубертата у подростков.

2. Предастма – это состояние, при котором появляются первые клинические симптомы заболевания, при неблагоприятных условиях, они могут привести к началу болезни. К признакам пред-астмы относят – частые простудные заболевания, другие аллергически проявления – вазомоторный ринит, крапивница, конъюнктивит, навязчивый кашель, одышка. Постепенно могут появиться и другие признаки болезни, но, на этой стадии, приступы удушья отсутствуют.

Основные признаки, позволяющие отличить бронхиальную астму от других заболеваний, следующие:

  1. затрудненное дыхание;
  2. сухой, мучительный кашель, усиливающийся в ночные часы и не купируемый обычными противокашлевыми средствами;
  3. свисты и хрипы, слышимые на расстоянии при дыхании;
  4. чувство сдавливания в грудной клетке;
  5. ощущение нехватки воздуха, страх, обильное потоотделение.

Все эти признаки усиливаются по ночам, после контакта с аллергенами или после физической и эмоциональной нагрузки.

При бронхиальной астме у детей, подростков и взрослых возникает чувство нехватки воздуха, нарушение глубины, частоты и ритма дыхания. Характерно затруднение и удлинение выдоха, из-за сужения дыхательных ходов, для выталкивания отработанного воздуха из легких, больному с бронхиальной астмой требуется дополнительное усилие всех групп дыхательных мышц и плечевого пояса. В связи с этим, во время приступа больной занимает вынужденное положение – он садится в постели, опираясь руками за своей спиной, или наклоняется вперед, приподнимая и сведя плечи.

Кашель возникает из-за раздражения слизистой оболочки бронхов различными веществами, это защитная реакция организма, направленная на удаление из дыхательных путей инородных веществ или бактерий. При бронхиальной астме, кашель сухой, тяжелый, мучительный для больного, характерны приступы кашля, во время которых больной задыхается, не может откашляться или прекратить кашель, при таких приступах мокрота не отделяется или в конце выделяется небольшое количество стекловидной прозрачной жидкости.

Хрипы и свисты при дыхании больного бронхиальной астмой слышны даже на расстоянии, характерны сухие свистящие хрипы, выслушиваемые над всей поверхностью легких, в начале приступа они слышны только самому больному, но, по мере утяжеления состояния больного, становятся все более звучными и «музыкальными».

Во время приступа пациент ощущает чувство нехватки воздуха и сдавления в груди, по словам больных: «как будто кто-то сжал грудную клетку и не дает выдохнуть воздух». Такое состояние сопровождается страхом, паникой, не редко больные застывают на одном месте, боясь сделать лишнее движение или, наоборот, мечутся по комнате, только усугубляя свое состояние.

У детей признаки бронхиальной астмы могут сильно отличаться, первые симптомы заболевания на ранней стадии могут появиться в любом возрасте. Обычно первые признаки появляются в возрасте до 3-х лет, частые аллергические реакции на различные раздражители — пищевые аллергены, домашняя пыль, эпидермис животных и человека, различные красители и так далее, могут спровоцировать начало бронхиальной астмы.

Первые признаки болезни могут отличаться от привычной клинической картины заболевания у взрослых – ребенок становится раздражительным, плаксивым, плохо спит и ест, во время дыхания в его груди возникают свистящие и хрипящие звуки, появляется сухой навязчивый кашель.

Очень часто родители начало бронхиальной астмы у детей принимают за обычное ОРВИ или простуду и начинают лечить ее как вирусную инфекцию. Отличительной особенностью бронхиальной астмы у детей является удлинение выдоха — примерно в два раза длиннее вдоха, и свистящие хрипы при дыхании. Дети старшего возраста жалуются на нехватку воздуха, тяжесть в груди страх во время приступа.

У подростков начало бронхиальной астмы могут спровоцировать гормональные изменения в организме, но иногда дети «перерастают» бронхиальную астму и у трети больных, в подростковом возрасте наступает значительное улучшение состояния и даже выздоровление. Но, при лечении подростков, нужно обратить особое внимание на наличие или отсутствие изменений в дыхательной системе.

Если у больного сохраняется гиперреактивность бронхов, нарушена функция внешнего дыхания и есть изменения в легочной ткани, то риск повторного развития болезни увеличивается в несколько раз. У подростков приступы бронхиальной астмы не отличаются от клинической картины болезни взрослых, единственным отличием может быть быстрое начало и развитие приступов и отсутствие видимых причин, спровоцировавших их начало.

Кроме основных признаков, бронхиальная астма может также проявляться и другими симптомами. Самая распространенная форма заболевания – это кашлевая астма, но возможна и астма без кашля и без одышки.

К необычным симптомам бронхиальной астмы относят:

  • прерывистое «неровное» дыхание;
  • шумы во время вздохов – «вздыхания»;
  • апатия, отсутствие двигательной активности;
  • повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться на чем-либо;
  • нарушение сна.

Такие симптомы чаще появляются у детей и подростков, поэтому при любых нарушениях дыхания, появлении непонятных признаков или каких-либо из вышеописанных симптомов, необходимо срочно обращаться к врачу, для своевременной диагностики и лечения.

источник

Дебют бронхиальной астмы в молодом возрасте требует особого подхода, как в терапии, так и в разъяснении подростку необходимости соблюдения тех или иных мер. К сожалению, «бунтарский дух» порой противится врачебным предписаниям, в результате чего болезнь переходит в более тяжелую форму, увеличивается количество неотложных состояний. Выход есть — рассмотрим наиболее актуальные варианты современного лечения бронхиальной астмы.

Как утверждает крупный специалист-пульмонолог, профессор Первого МГМУ им.И.М.Сеченова, Овчаренко Светлана Ивановна, клиническая картина заболевания именно у подростков не всегда вписывается в «классику жанра» вследствие психологических и поведенческих особенностей. Подросткам свойственно парадоксальное течение бронхиальной астмы, которое можно объяснить следующими факторами:

  • Зависимость от мнения окружающих, состояние депрессии, комплексы по поводу факта заболевания,
  • Злоупотребление короткодействующими ингаляторами,
  • Курение,
  • Нечеткое следование рекомендациям врача.

«Масла в огонь» подливают статистические данные: мальчики болеют чаще девочек, как в раннем возрасте, так и в подростковом соотношение оценивается как 6% мальчиков на 3,7% девочек. Отчасти цифры складываются именно за счет неутешительной цепочки «болезнь»-«отказ от лечения»-«тяжелое течение, осложнения». Поэтому с мальчиками нужно проводить более наглядную, но, в то же время, аккуратную разъяснительную беседу об их заболевании.

Одним из важных прорывов 21 века в лечении болезней является применение аллергенспецифической иммунотерапии, так называемой АСИТ-терапии. Методика разработана за границей, и все надежнее укореняется и в нашей стране. Разберемся, в чем же состоит ее прелесть и как она работает.

Главной проблемой при бронхиальной астме становится воспаление аллергического характера, а также повышенная гиперреактивность бронхолегочной системы при столкновении с различными летучими веществами. То есть, патологический ответ аллергического характера возникает на любой (безвредный для другого человека) стимул — вдохнуть ароматный цветок, запах краски, уловить едва заметный шлейф французских духов… И если у другого человека возникают лишь положительные (или не очень) эмоции, то у астматика может развиться астматический статус, когда приступы удушья перетекают один в другой и, без помощи ингаляторов или реаниматологов, помимо малоприятных ощущений человек получает реальную угрозу жизни и здоровью.

Врачи придумали, как снизить неадекватный ответ иммунной системы. Принцип АСИТ-терапии гениален и прост до невозможности и несколько схож с вакцинацией. В случае превалирующего аллергического генеза бронхиальной астмы, под контролем врача аллерголога-иммунолога пациенту четко определяют его «слабое звено», а именно, на что у него возникает реакция — проводят скарификационные кожные тесты, как с определенными антигенами, так и неспецифическими агентами. Вместе с результатами обследования (рентген органов грудной клетки, общий анализ крови, функция внешнего дыхания) врач принимает решение о начале планомерного введения микродоз того или иного аллергена для того, чтобы снизить чувствительность организма.

И если на рассвете использования методики речь шла о систематическом инъекционном введении препарата, то сейчас на фармакологическом рынке появились таблетированные и капельные препараты — что значительно упрощает лечение пациентов младшего (с пяти лет) и подросткового возраста.

К сожалению, в Российской Федерации представлены не все препараты, необходимые для проведения курса АСИТ-терапии. В частности, есть средства помощи лицам, страдающим от сезонного пыления березы, но тем, у кого определяется реакция на домашних животных, придется немного подождать. Представители фармацевтической компании обещают наладить поставки в течение нескольких ближайших лет. В Соединенных Штатах Америки и странах Европы такая терапия вовсю (с успехом!) используется.

Проведено несколько больших клинических исследований (Lambert N., Massanari M.), которые доказали безопасность и эффективность АСИТ-терапии при бронхиальной астме. При этом важным моментом является доказательство именно аллергической природы бронхиальной астмы, для этого необходимы лабораторные тесты — определение специфических иммуноглобулинов Е в сыворотке крови.

Естественно, до начала терапии необходимо достичь абсолютного контроля над симптомами астмы. Аллерголог-иммунолог Ксения Кузьмина утверждает, что прямым показанием для назначения АСИТ-терапии является контролируемая астма легкого и среднетяжелого течения (не тяжелая!). Если астма контролируется лишь отчасти, как показали исследования Massanari M., достичь контроля поможет препарат омализумаб. Препарат моноклональных антител уменьшает воспаление путем связывания с «ответственными» клетками — иммуноглобулинами класса Е. Моноклональные антитела разрешены к применению у взрослых, подростков и детей с шести лет (Thomson N.C., Chaudhuri R.).

Признаки «контролируемой» астмы:

  • Отсутствуют пробуждения по ночам от кашля или приступов удушья,
  • В дневное время приступы регистрируются не чаще двух раз в неделю, соответственно, препараты «скорой помощи» — ингаляторы с короткодействующим бронхолитиком — требуются не чаще двух раз в неделю,
  • По результатам главного теста астматиков, ФВД (функция внешнего дыхания), объем усиленного выдоха за первую секунду должен составлять не менее 70%.

Для утверждения контроля над течением бронхиальной астмы могут быть использованы любые средства — глюкокортикостероиды, антилейкотриеновые препараты. Во время проведения аллергенспецифической терапии в проведенных исследованиях параллельно использовался препарат омализумаб.

Пубертатный период — это переломный возраст. С одной стороны, возникают «летучие» состояния, которые ребенок может перерасти и забыть навсегда. С другой стороны, если у ребенка наблюдается аллергический марш — в раннем возрасте регистрировался атопический дерматит, чуть позже сформировался поллиноз, и уже отмечаются первые признаки бронхиальной астмы — надеяться в этом случае на то, что ребенок «перерастет», не следует.

На самом раннем этапе бронхиальная астма хорошо поддается лекарственному контролю, а при условии адекватного восприятия подростком болезни, соблюдения гипоаллергенного быта, регулярных осмотров у специалиста и своевременного проведения АСИТ-терапии — ребенок получает ощутимую надежду на длительную ремиссию.

Как и любое хроническое заболевание, аллергический фон для манифестации бронхиальной астмы формируется годами — в течение продолжительного времени складываются условия для поломки адекватного функционирования организма. Отчасти поэтому, времени для лечения столь запущенного процесса требуется немало — как утверждают аллергологи-иммунологи, необходимо несколько лет для достижения стойкого эффекта, то есть несколько курсов терапии. У некоторых пациентов после первого курса значимый клинический эффект отсутствует — но это не должно служить поводом для прерывания терапии! Через 3-5 лет, по окончании курса эффект обязательно будет. Если учесть, что это реальный шанс взять болезнь под полный контроль и отказаться от привязанности к применению ингаляторов и более серьезных средств — это реальный выход из положения.

Самый главный момент — уговорить на послушное лечение подростка, который мог еще не сталкиваться с крайними проявлениями бронхиальной астмы, а именно статусом, когда приступы удушья перетекают один в другой или с изнуряющим кашлем на протяжении многих месяцев, при кашлевой форме. Профессор института иммунологии МЗ РФ, специалист по аллергенспецифической терапии Игорь Сергеевич Гущин утверждает, «чем раньше начато лечение, чем меньше симптомов имеет ребенок, тем более выраженным будет эффект».

Читайте также:  Настойка имбиря на спирту при астме

Здесь важна совместная работа докторов, родителей и психологов. Необходимо ненавязчиво, но вполне определенно рассказать ребенку о механизмах его заболевания, о том, что стыдиться ему нечего, и эта болезнь достаточно распространена среди жителей мегаполисов, но бороться с ним абсолютно необходимо, более того — как можно более тщательно выполнять рекомендации докторов. И тогда у него появится шанс на здоровое «безоблачное» будущее. На «бунтарей» может воздействовать идея постоянной привязанности к ингаляционным средствам и, в противовес — свобода от «рабской» зависимости от лекарственных средств.

источник

Для астмы характерно четыре клинических стадии развития:

  • первый этап заключается в отсутствии признаков болезни как таковых. Основная проблема заключается в нарушениях работы различных систем организма (нервная, эндокринная, иммунная). Определить их можно только с помощью комплексного обследования. Организм становится более подверженным заболеваниям различной этиологии, особенно во время активного роста и развития (пубертатный период, первые несколько лет жизни малыша);
  • начальная или предастма – состояние, характеризующееся угрозой развития астмы. Заключается в проявлении аллергии различной этиологии в комплексе с процессами воспалительного характера в органах дыхания или вазомоторных нарушений. В этот период не регистрируются приступы удушья как при астме. Скорее, они носят легкий характер. Выделяют три формы: инфекционно-аллергического, атопического (неинфекционного) и смешанного происхождения;
  • приступ удушья – крайняя степень затруднения дыхания, ощущение нехватки воздуха. Требует немедленной терапии с помощью препаратов, прописанных больному, и вызова бригады «Скорой помощи». Опасно обструкцией легких и переходом в тяжелую форму (астматический статус);
  • астматический статус – тяжелый приступ бронхиальной астмы, не поддающийся купированию препаратами, которые принимает больной. Это состояние очень опасно и требует незамедлительной бронходилатирующей терапии в условиях стационара. Опасен декомпенсацией дыхательной системы и кровообращения, может привести к пневмотораксу, ателектазу, эмфиземе. Приводит к состоянию комы, реже – к летальному исходу.

Впервые термин предастма был введен в 1969 году (П.К. Булатов, А.Д. Адо). В зарубежной медицинской практике не существует такого понятия. Лишь некоторые выделяют ее как специфическое состояние у детей (грудного возраста и первых лет жизни), которое предшествует непосредственно развитию бронхиальной астмы.

Предастма наблюдается у 5-10% населения. Ее наличие увеличивает возможность развития бронхиальной астмы в 18-20 раз. В группу предастмы относятся истинные аллергические болезни дыхательных путей (поллиноз, ринит, синусит, бронхит, альвеолит), обостряющиеся в течение всего года или периодически (сезонно). Их сочетание с увеличенным содержанием эозинофилов в мокроте, крови и проявление аллергии внелегочного характера (экзема, отек Квинке, крапивница, нейродермит) представляет полную картину предастмы.

Лечение этого заболевания рассматривается как первичные профилактические меры, предотвращающие развитие астмы. Его проводят с учетом нарушений функций органов дыхания и факторов, влияющих на развитие предастмы. Терапия обеих форм этого состояния на первом этапе предполагает предупреждение контакта с аллергеном. При инфекционно-аллергическом происхождении проводят санацию всех очагов воспаления в организме, начиная с системы органов дыхания. Лечение заболевания атопической этиологии начинается с абсолютного или максимально возможного прекращения контакта с веществом-раздражителем.

Больным рекомендовано в периоды обострения заболеваний (весна, осень) проходить комплексное обследование. На основании полученных результатов назначают профилактическое лечение: ингаляции, препараты для отхаркивания, лечебная физкультура, спелеокамера, физиотерапия (УВЧ и другие), фитотерапия, антибактериальные лекарственные средства при воспалительных процессах.

Существует ряд признаков, по которым можно определить начало развития бронхиальной астмы. Они проявляются задолго до непосредственного обострения (приступа) заболевания и являются индикатором начала предастмы. Но диагностика затруднена тем, что эти симптомы очень легко перепутать с обычным недомоганием или вирусной инфекцией. Поэтому задуматься сразу о развитии серьезного заболевания очень сложно.

Первые симптомы начала развития болезни проявляются в легкой форме (чаще всего в ночное время):

  • В ночное время удушье выражается в виде обычного непродолжительного или периодического кашля. Утром и днем все симптомы исчезают. Из-за прерывистого сна человек ощущает сильную усталость, будто «всю ночь разгружал вагоны».
  • Ухудшение самочувствия и кашель днем наблюдаются при определенных условиях. Это может быть работа, общественный транспорт или прогулка вдоль улицы с интенсивным движением. Скорее всего, в этот момент человек контактирует с аллергеном или веществом-раздражителем, который способствует обострению первых симптомов. Дома самочувствие, чаще всего, улучшается, кашель проходит.
  • При кашле выделяется прозрачная и вязкая мокрота в небольшом количестве (характерно только для астмы).
  • Физическая нагрузка сопровождается кашлем, легкой одышкой, быстрым утомлением. Выполнение одной и той же работы с каждым разом требует все большего количества сил, поэтому человек вынужден чаще делать перерыв на отдых.
  • Холодный воздух или резкие запахи в помещении (парфюмерия, ароматизаторы, бытовая химия, специи) вызывают нарушение дыхания. После устранения этих факторов симптомы прекращаются.
  • Эмоциональная напряженность, стрессовые ситуации приводят к затруднению дыхания.
  • Ухудшение самочувствия в летнее время (насморк, кашель, хрипы) в ветреную солнечную погоду с облегчением в период повышенной влажности.
  • Сыпь, покраснения и другие аллергические реакции (в том числе наследственная предрасположенность к ним), возникающие на природе или при уборке дома.

Все симптомы прекращаются самостоятельно после удаления раздражающего фактора, но это не повод для отсрочки визита к врачу. На ранних стадиях лечить астму гораздо легче и эффективнее.

Диагнозом «бронхиальная астма» обладают до 10% детей и подростков. Симптомы заболевания чаще всего проявляются после 3-5 лет, но зарегистрированы случаи в более раннем возрасте и они, к сожалению, не редкость. Из-за сложной экологической обстановки, неправильного образа питания и жизни родителей и детей заболеваемость резко возросла.

У детей признаки начала астмы немного отличаются от таковых у взрослых. Вся ответственность за раннюю диагностику лежит на родителях, их чуткости и внимательности в отношении своего ребенка. Но многое зависит от него самого:

  • состояние здоровья: в раннем возрасте дети подвержены частым респираторным заболеваниям, которые в большинстве случаев включают в себя кашель и хрипы. Это ослабляет бдительность родителей и педиатров;
  • личные качества: стеснительность, страх попасть в больницу, отсутствие способности ясно выражать свои мысли или говорить вообще – еще больше затрудняют диагностику астмы.

Первые проявления астмы у детей и подростков сходны с таковыми у взрослых:

Дыхание у детей, сопровождающееся хрипами, далеко не всегда указывает на развитие бронхиальной астмы:

  • у малышей, чьи родители злоупотребляют курением, или детей, родившихся раньше срока, прослушиваются хрипы или свистящее дыхание;
  • чаще всего хрипящее дыхание самопроизвольно проходит к трем годам;
  • хрипы могут оставаться как остаточное явление после респираторных заболеваний.

Но если с возрастом характер дыхания не меняется, у ребенка есть проявления атипического дерматита, смех или плач провоцируют кашель, то незамедлительно следует обратиться к врачу.

Все заболевания дыхательных путей сопровождаются кашлем. Но кашель, как признак астмы, имеет ряд особенностей:

  • присутствует постоянно или начинается без особой причины;
  • чаще всего обостряется ночью, сопровождается хрипами и одышкой;
  • прослеживается четкая зависимость между приступами кашля и физической нагрузкой, плачем или смехом.
  • Нарушение дыхания и чувство заложенности

Поверхностное дыхание у детей отследить довольно сложно. Взрослый делает не более 19 дыхательных движений в минуту, при этом движение грудной клетки ярко выражено. В этом случае отследить даже небольшую одышку не составит труда.

В силу физиологических причин частота дыхания у детей выше таковой у взрослых, а выраженность движений грудной клетки меньше. Поэтому отследить начало одышки очень сложно.

Чувство заложенности в груди ребенок не всегда может понять и описать самостоятельно, при этом внешне будет выглядеть абсолютно здоровым.

Бронхиальная астма у подростков – отдельная тема. Ко всем сложностям, сопровождающим эту болезнь, присоединяются проблемы «переходного» возраста как физиологического, так и эмоционального характера. Течение заболевания у подростков в пубертатный период различается в зависимости от пола.

Так у 84% мальчиков наблюдаются улучшения (приступы переходят в более легкую форму, сокращается их количество) в связи с активной выработкой тестостерона, который обладает угнетающим действием иммунной реакции на аллерген. Однако мальчики с тяжелой формой астмы отстают в половом созревании примерно на год от сверстников.

Течение заболевания у девочек (до 49%) в период полового созревания проходит очень тяжело и не зависит от степени астмы. Это связано с гормональным дисбалансом (постоянное изменение соотношения эстрогена и прогестерона выступает раздражающим фактором) и свойством эстрогена стимулировать синтез антител и прочие иммунные параметры.

У девочек-подростков с тяжелой формой астмы раньше появляются вторичные половые признаки и менархе, но процесс становления менструальной функции и ее цикличности отличается большей длительностью.

Максимализм, присущий всем подросткам, и преобладающее негативное отношение ухудшает течение астмы и затрудняет раннюю диагностику. Подросток отрицает проявление своей болезни и сопровождающих ее симптомов, скрывает ухудшение состояния.

Ребята прошедшие эту стадию переходят к отказу от применения ингаляторов (особенно в публичных местах) и от лечения в целом, развивается комплекс неполноценности в связи с необходимыми ограничениями (физической нагрузкой, уборкой в классе) и переходит в постоянный стресс, который усугубляется непониманием со стороны сверстников. Другие начинают шантажировать своим заболеванием родителей и близких, вымогая при этом все что угодно.

Каждый человек, ребенок, подросток или взрослый, индивидуален и в связи с особенностями организма первые симптомы астмы несколько различаются. Такие проявления не всегда удается связать непосредственно с заболеванием:

  • частое дыхание без хрипов и при отсутствии одышки;
  • частые вздохи (человек набирает как можно больше воздуха в легкие);
  • постоянная усталость и беспокойство;
  • неспособность сфокусировать внимание на каком-либо действии или предмете;
  • кашель хронического характера;
  • «потеря голоса».

Наличие любого из перечисленных симптомов – это серьезный повод для безотлагательного обращения к врачу (терапевта, аллерголога, пульмонолога). Лечение своевременно выявленного заболевания позволяет восстановить нормальное функционирование дыхательной системы и жизненную активность, снизить частоту обострений, дозировку лекарственных средств и их побочные эффекты, предотвратить возникающие после приступа осложнения.

источник

Дети, как и взрослые, подвержены воспалительным заболеваниям органов дыхания. Бронхиальная астма у подростков и детей младшего возраста — одно из самых распространенных явлений. Ею страдает от 5 до 10% детей.

Чтобы остановить развитие этого заболевания, родители должны внимательно следить за состоянием здоровья своего ребенка. Важно своевременно начать лечение и устранить причины, провоцирующие возникновение болезни.

Бронхиальная астма – воспалительный процесс в верхних дыхательных путях, усиливающийся под воздействием раздражителей. Под их влиянием происходит сужение просвета бронхиального дерева, на стенках бронхов скапливается слизь.

Это приводит к нарушению дыхательной функции, сопровождается отечностью и приступами удушья.

Астму у подростка вызывают различные факторы аллергического и неаллергического происхождения. Важно вовремя распознать провокатор болезни и устранить его воздействие на организм.

Без соответствующего лечения и постоянного наблюдения у врача заболевание может выйти из-под контроля и привести к серьезным осложнениям.

Согласно статистике, признаки бронхиальной астмы у 30-50% подростков исчезают в переходном возрасте (чаще у мальчиков), но вновь появляются по мере взросления.

Переживаемые в пубертатный период физиологические и эмоциональные изменения налагают отпечаток на характер подростка. Он не может долгое время привыкнуть к изменениям, происходящим с его телом, адаптироваться в обществе, найти общий язык с родителями и сверстниками.

В этот период подростки склонны к подражанию своим кумирам (не всегда положительным). Они не могут справиться с гневом, обидой, часто впадают в ярость, стремятся добиться свободы и независимости от взрослых, приобретают вредные привычки, которые вызывают ухудшение здоровья.

Все системы организма (эндокринная, нервная, иммунная и др.) неразрывно связаны между собой, что и нарушение работы хотя бы одной из них оказывает непосредственное влияние на протекание астмы.

Дополнительными причинами, которые могут спровоцировать прогрессирование заболевания и неадекватную реакцию на лечение, являются:

  • неустойчивое психоэмоциональное состояние;
  • вредные привычки (курение, наркотики, алкоголь);
  • первое сексуальное общение;
  • гормональные сбои;
  • заражение венерическими болезнями;
  • невылеченные простудные и кожные заболевания;
  • патологии внутренних органов;
  • психологические проблемы.

Особенностями течения бронхиальной астмы у подростков является:

  • нестабильное эмоциональное состояние;
  • учащение ночных приступов;
  • сухой навязчивый кашель;
  • приступы одышки.

Бронхиальная астма у подростков в период полового созревания протекает более тяжело, чем у младших детей. Она может привести к отставанию в физическом и интеллектуальном развитии. Особенно тяжело в период полового созревания заболевание протекает у девочек, так как изменяется уровень половых гормонов в организме, что приводит к обострению БА.

У мальчиков состояние улучшается благодаря увеличенной выработке тестостерона, который снижает чувствительность организма к воздействию аллергенов.

Часто при появлении признаков болезни подростки стараются скрыть их от родителей, считая несущественными. Даже при подтверждении диагноза подростки не хотят проходить лечение и пользоваться ингаляторами. Они опасаются насмешек и презрения сверстников, что приводит к обострению болезни и ее тяжелому течению.

Читайте также:  Затрудненное отхождение мокроты при астме

Родители должны найти подход к ребенку, ненавязчиво охарактеризовать сложившуюся ситуацию, объяснить подростку, какие последствия могут возникнуть при несвоевременно начатом лечении или нарушении предписаний врача.

На фоне стресса у молодых людей может произойти резкое ухудшение болезни, поэтому важно наладить благоприятную, дружескую атмосферу в семье и окружении подростка.

Заболевание возникает из-за повышенной чувствительности бронхов к различным раздражителям. Особенно тяжелым является течение бронхиальной астмы, если ребенок подвержен атопическому дерматиту или генетически предрасположен к данному недугу.

Возраст – один из показателей, оказывающих непосредственное влияние на развитие астмы у подростков. На данном этапе как раз начинается гормональная перестройка, ведущая к внешним и внутренним изменениям в организме.

Клинические симптомы, характеризующие наличие астмы у подростков:

  • насморк или заложенность носа;
  • появление сухого кашля, усиливающегося в ночное время;
  • затрудненное дыхание и одышка при физической нагрузке;
  • ощущение сдавливания в грудной клетке;
  • свистящее дыхание с хрипами;
  • паническое чувство, сопровождающееся нехваткой воздуха (удушьем);
  • усиленное потоотделение;
  • нарушение режима сна;
  • повышение утомляемости и эмоциональной возбудимости;
  • появление сыпи и покраснений (при аллергии).

Проявления болезни усиливаются при контакте с аллергенами (шерстью, пухом, пыльцой растений, табачным дымом, пылью и другими).

Степень тяжести заболевания может изменяться на протяжении жизни больного. Даже при исчезновении клинических проявлений астмы (в подростковый период) функция легких остается нарушенной, сохраняется кашель, гиперреактивность бронхов.

Заболевание классифицируется по степени тяжести и имеет следующие формы:

  • интермиттирующая – носит эпизодический характер, приступы происходят редко;
  • легкая – приступы возникают не чаще 2-3 раз в неделю;
  • среднетяжелая — приступы каждый день;
  • персистирующая тяжелая — осложненная, с приступами, постоянно возникающими до нескольких раз в день.

Также бронхиальная астма различается по степени контроля над заболеванием:

  • контролируемая – характеризуется отсутствием клинических симптомов, скорость выдоха нормальная, применение препаратов быстрого реагирования не требуется;
  • частично контролируемая – незначительное количество симптомов, обострения не чаще 3-4 в год, необходимо применение лекарственных средств быстрого действия;
  • неконтролируемая – рассматривается как обострение и нуждается в постоянном наблюдении и медикаментозной терапии.

Зачастую ранние проявления бронхиальной астмы сходны с симптомами простуды и воспринимаются родителями как вирусная инфекция. В результате проводится лечение, которое не улучшает состояние ребенка.

Для постановки точного диагноза при любых подозрительных симптомах необходимо обследовать ребенка у врача.

При помощи диагностических мероприятий определяется наличие бронхиальной астмы у подростка.

Для этого проводятся следующие исследования:

  • анализы крови и мокроты;
  • рентгенография легких;
  • измерение максимальной скорости выдоха (для выявления сужения бронхиального просвета);
  • измерение объема и скорости внешнего дыхания;
  • кожные пробы на аллергическую реакцию;
  • нагрузочные тесты (с помощью бега, приседаний).

Только с помощью ранней диагностики возможно выявление, а также устранение негативных проявлений и получение эффективного лечения.

На начальной стадии развития бронхиальная астма у подростков легко поддается лечению.

Для более продуктивной терапии необходимо установить полный контроль над болезнью. Он заключается в купировании воспалительного процесса в дыхательных путях, нормализации функции дыхания и сохранении физической активности астматика.

Существуют различные методы лечения, но при выборе лекарственных препаратов следует учитывать возраст пациента и наличие у него психосоматических и нейровегетативных нарушений (для их дальнейшей корректировки).

В зависимости от течения болезни используют средства базисной и симптоматической терапии.

Симптоматические препараты являются средством быстрого реагирования и используются для купирования приступов астмы.

Базисные препараты (противовоспалительные, глюкокортикостероидные, бронхолитические, антихолинергические, бета2-адреномиметики) применяются в течение длительного времени и устраняют воспалительные процессы в органах дыхания, расширяют бронхи, помогают выведению мокроты. Они приостанавливают обострение астмы, уменьшают ее проявления и переводят заболевание в контролируемое состояние.

Все медикаменты в большей или меньшей степени обладают побочными эффектами, поэтому их необходимо использовать строго по предписанию врача, точно соблюдая указанную дозировку и сроки применения.

Врач обучает подростка технике самоконтроля и правильности использования ингалятора во время приступа, а его родителей — приемам и методам оказания неотложной помощи.

Проведение физиотерапевтических процедур оказывает неоценимую помощь, так как является дополнительным средством в лечении бронхиальной астмы.

Они проводятся как в период обострений, так и ремиссии и включают:

  • дыхательную гимнастику;
  • фонофорез и электрофорез;
  • магнитотерапию;
  • лазеротерапию;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • закаливающие процедуры;
  • комплексный массаж;
  • электросон;
  • курортное лечение.

Больным бронхиальной астмой также необходимо придерживаться правильного питания, режима сна, чаще бывать на воздухе, укреплять иммунную систему и обязательно исключать контакт с возможными аллергенами.

Бронхиальная астма – заболевание, которое может привести не только к нарушению привычного образа жизни подростка, но и к серьезным осложнениям, в тяжелых случаях – к астматическому статусу, представляющему серьезную угрозу для жизни.

Следует помнить, что своевременно проведенная терапия способна облегчить состояние больного и помогает взять под контроль заболевание.

Это позволит перевести его в стадию длительной ремиссии, исключить возникновение обострений и снять ограничения в физической активности подростка.

источник

Дебют бронхиальной астмы в молодом возрасте требует особого подхода, как в терапии, так и в разъяснении подростку необходимости соблюдения тех или иных мер. К сожалению, «бунтарский дух» порой противится врачебным предписаниям, в результате чего болезнь переходит в более тяжелую форму, увеличивается количество неотложных состояний. Выход есть — рассмотрим наиболее актуальные варианты современного лечения бронхиальной астмы.

Как утверждает крупный специалист-пульмонолог, профессор Первого МГМУ им.И.М.Сеченова, Овчаренко Светлана Ивановна, клиническая картина заболевания именно у подростков не всегда вписывается в «классику жанра» вследствие психологических и поведенческих особенностей. Подросткам свойственно парадоксальное течение бронхиальной астмы, которое можно объяснить следующими факторами:

  • Зависимость от мнения окружающих, состояние депрессии , комплексы по поводу факта заболевания,
  • Злоупотребление короткодействующими ингаляторами,
  • Курение,
  • Нечеткое следование рекомендациям врача.

«Масла в огонь» подливают статистические данные: мальчики болеют чаще девочек, как в раннем возрасте, так и в подростковом соотношение оценивается как 6% мальчиков на 3,7% девочек. Отчасти цифры складываются именно за счет неутешительной цепочки «болезнь»-«отказ от лечения»-«тяжелое течение, осложнения». Поэтому с мальчиками нужно проводить более наглядную, но, в то же время, аккуратную разъяснительную беседу об их заболевании.

Одним из важных прорывов 21 века в лечении болезней является применение аллергенспецифической иммунотерапии, так называемой АСИТ-терапии. Методика разработана за границей, и все надежнее укореняется и в нашей стране. Разберемся, в чем же состоит ее прелесть и как она работает.

Главной проблемой при бронхиальной астме становится воспаление аллергического характера, а также повышенная гиперреактивность бронхолегочной системы при столкновении с различными летучими веществами. То есть, патологический ответ аллергического характера возникает на любой (безвредный для другого человека) стимул — вдохнуть ароматный цветок, запах краски, уловить едва заметный шлейф французских духов… И если у другого человека возникают лишь положительные (или не очень) эмоции, то у астматика может развиться астматический статус, когда приступы удушья перетекают один в другой и, без помощи ингаляторов или реаниматологов, помимо малоприятных ощущений человек получает реальную угрозу жизни и здоровью.

Врачи придумали, как снизить неадекватный ответ иммунной системы. Принцип АСИТ-терапии гениален и прост до невозможности и несколько схож с вакцинацией. В случае превалирующего аллергического генеза бронхиальной астмы, под контролем врача аллерголога-иммунолога пациенту четко определяют его «слабое звено», а именно, на что у него возникает реакция — проводят скарификационные кожные тесты, как с определенными антигенами, так и неспецифическими агентами. Вместе с результатами обследования (рентген органов грудной клетки, общий анализ крови , функция внешнего дыхания) врач принимает решение о начале планомерного введения микродоз того или иного аллергена для того, чтобы снизить чувствительность организма.

И если на рассвете использования методики речь шла о систематическом инъекционном введении препарата, то сейчас на фармакологическом рынке появились таблетированные и капельные препараты — что значительно упрощает лечение пациентов младшего (с пяти лет) и подросткового возраста.

К сожалению, в Российской Федерации представлены не все препараты, необходимые для проведения курса АСИТ-терапии. В частности, есть средства помощи лицам, страдающим от сезонного пыления березы, но тем, у кого определяется реакция на домашних животных, придется немного подождать. Представители фармацевтической компании обещают наладить поставки в течение нескольких ближайших лет. В Соединенных Штатах Америки и странах Европы такая терапия вовсю (с успехом!) используется.

Проведено несколько больших клинических исследований (Lambert N., Massanari M.), которые доказали безопасность и эффективность АСИТ-терапии при бронхиальной астме. При этом важным моментом является доказательство именно аллергической природы бронхиальной астмы, для этого необходимы лабораторные тесты — определение специфических иммуноглобулинов Е в сыворотке крови.

Естественно, до начала терапии необходимо достичь абсолютного контроля над симптомами астмы. Аллерголог-иммунолог Ксения Кузьмина утверждает, что прямым показанием для назначения АСИТ-терапии является контролируемая астма легкого и среднетяжелого течения (не тяжелая!). Если астма контролируется лишь отчасти, как показали исследования Massanari M., достичь контроля поможет препарат омализумаб. Препарат моноклональных антител уменьшает воспаление путем связывания с «ответственными» клетками — иммуноглобулинами класса Е. Моноклональные антитела разрешены к применению у взрослых, подростков и детей с шести лет (Thomson N.C., Chaudhuri R.).

Признаки «контролируемой» астмы:

  • Отсутствуют пробуждения по ночам от кашля или приступов удушья,
  • В дневное время приступы регистрируются не чаще двух раз в неделю, соответственно, препараты «скорой помощи» — ингаляторы с короткодействующим бронхолитиком — требуются не чаще двух раз в неделю,
  • По результатам главного теста астматиков, ФВД (функция внешнего дыхания), объем усиленного выдоха за первую секунду должен составлять не менее 70%.

Для утверждения контроля над течением бронхиальной астмы могут быть использованы любые средства — глюкокортикостероиды, антилейкотриеновые препараты. Во время проведения аллергенспецифической терапии в проведенных исследованиях параллельно использовался препарат омализумаб.

Пубертатный период — это переломный возраст. С одной стороны, возникают «летучие» состояния, которые ребенок может перерасти и забыть навсегда. С другой стороны, если у ребенка наблюдается аллергический марш — в раннем возрасте регистрировался атопический дерматит , чуть позже сформировался поллиноз, и уже отмечаются первые признаки бронхиальной астмы — надеяться в этом случае на то, что ребенок «перерастет», не следует.

На самом раннем этапе бронхиальная астма хорошо поддается лекарственному контролю, а при условии адекватного восприятия подростком болезни, соблюдения гипоаллергенного быта, регулярных осмотров у специалиста и своевременного проведения АСИТ-терапии — ребенок получает ощутимую надежду на длительную ремиссию.

Как и любое хроническое заболевание, аллергический фон для манифестации бронхиальной астмы формируется годами — в течение продолжительного времени складываются условия для поломки адекватного функционирования организма. Отчасти поэтому, времени для лечения столь запущенного процесса требуется немало — как утверждают аллергологи-иммунологи, необходимо несколько лет для достижения стойкого эффекта, то есть несколько курсов терапии. У некоторых пациентов после первого курса значимый клинический эффект отсутствует — но это не должно служить поводом для прерывания терапии! Через 3-5 лет, по окончании курса эффект обязательно будет. Если учесть, что это реальный шанс взять болезнь под полный контроль и отказаться от привязанности к применению ингаляторов и более серьезных средств — это реальный выход из положения.

Самый главный момент — уговорить на послушное лечение подростка, который мог еще не сталкиваться с крайними проявлениями бронхиальной астмы, а именно статусом, когда приступы удушья перетекают один в другой или с изнуряющим кашлем на протяжении многих месяцев, при кашлевой форме. Профессор института иммунологии МЗ РФ, специалист по аллергенспецифической терапии Игорь Сергеевич Гущин утверждает, «чем раньше начато лечение, чем меньше симптомов имеет ребенок, тем более выраженным будет эффект».

Здесь важна совместная работа докторов, родителей и психологов. Необходимо ненавязчиво, но вполне определенно рассказать ребенку о механизмах его заболевания, о том, что стыдиться ему нечего, и эта болезнь достаточно распространена среди жителей мегаполисов, но бороться с ним абсолютно необходимо, более того — как можно более тщательно выполнять рекомендации докторов. И тогда у него появится шанс на здоровое «безоблачное» будущее. На «бунтарей» может воздействовать идея постоянной привязанности к ингаляционным средствам и, в противовес — свобода от «рабской» зависимости от лекарственных средств.

источник

Широкая распространенность астмы, изменение тяжести ее течения, неудовлетворенность результатами терапии тяжелой астмы побуждают к углублению исследований по фенотипированию астмы. Индивидуальный подход к диагностике и лечению астмы у подростков всегда до

The prevalence of asthma, severity change, dissatisfaction with the treatment of severe asthma to encourage in-depth study on the phenotyping of asthma. An individual approach to the diagnosis and treatment of asthma in adolescents should always take into account the physical, social, psychological characteristics of this age period.

Несмотря на то, что термин «фенотип» был предложен еще в начале ХХ века, процесс идентификации фенотипов астмы и создания на этой основе классификационных критериев болезни оказался не совсем простым.

Проблемы патофизиологической неоднородности и клинической многоликости различных форм бронхиальной астмы (БА) активно разрабатывались отечественными учеными [1, 2], в той или иной степени находили отражение в различных классификациях [3], а современный этап изучения БА ознаменован включением понятия о гетерогенности непосредственно в определение болезни: «Астма является гетерогенным заболеванием, характеризуется, как правило, хроническим воспалением дыхательных путей» [4].

Читайте также:  Упражнения от астмы тибетской медициной

Фенотипирование заболевания и связанного с ним эндотипирования становится ключевым для выбора оптимальной терапии при астме, позволяет обеспечить дифференцированный подход к лечению, разработке индивидуальных схем терапии данного заболевания и эффективных алгоритмов применения лекарственных препаратов [5].

Фенотип (от греческого слова phainotip — являю, обнаруживаю) рассматривается как совокупность характеристик, присущих индивиду на определенной стадии развития, своеобразный «вынос» генетической информации навстречу факторам среды; это клинически наблюдаемые паттерны, клинические и морфологические находки, ответ на лечение. Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов, это то, что мы видим и, возможно, можем изменить. Эндотип описывает ключевые патогенетические механизмы для определенного фенотипа астмы.

Возраст является одним из главных факторов, формирующих фенотип астмы, и включает в себя патофизиологические события, экспозицию аллергенов и триггеров, а также изменения естественного течения болезни. Важные аспекты гетерогенности детской бронхиальной астмы и ее течения в различных возрастных группах нашли свое отражение в современных клинических руководствах [6, 7].

Возрастная периодизация в клинических руководствах по детской астме опирается на особенности течения заболевания и основана на практическом удобстве, при этом выделяются следующие возрастные группы: младенцы (0–2 лет); дети дошкольного возраста (3–5 лет); школьники (6–12 лет); подростки. Следует отметить, что в международном масштабе официального определения точного возраста для подростков нет. Термин «подростки» не упоминается в международных конвенциях, но Организация объединенных наций признает подростками людей в возрасте 10–19 лет, т. е. людей, чей возраст ограничен рамками второго десятилетия жизни. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны, региона проживания, культурно-национальных особенностей, а также пола (от 10–12 до 17–18 лет). В большинстве работ по возрастной периодизации указывается, что подростковый возраст у мальчиков длится с 13 до 16, а у девочек — с 12 до 15 лет; выделяют младший подростковый — 11–13 лет; старший подростковый — 14–15 лет, а также юношеский возраст — от 17 до 21 года у юношей и от 16 до 20 лет у девушек, то есть временные границы юношеского возраста (17–21 год) также дифференцируются в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями. Предложенная возрастная периодизация построена на биологическом принципе: этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции (переходный, или пубертатный, период) [8].

Развитие представлений о меняющихся характеристиках астмы в различные возрастные периоды отражено в согласованном отчете ассоциации практикующих аллергологов (PRACTALL). В документе отмечается, что различные фенотипы БА могут быть определены с учетом возраста ребенка и пусковых факторов болезни. Распознавание этих различных фенотипов и тяжести заболевания может помочь в более точной оценке прогноза и стратегий терапии [6]. На рис. приведен подход к определению фенотипов БА у детей в возрасте старше 2 лет, изложенный в согласованном отчете. Преобладание того или иного фенотипа полезно для решения проблем диагностики и лечения, однако фенотипы могут сочетаться и давать феномен перекрытия.

Принципы дифференцирования фенотипов бронхиальной астмы согласно данным рекомендациям распространяются на детей дошкольного и школьного возраста и включают вирусиндуцированный фенотип; астму, индуцированную физической нагрузкой; фенотип аллергической (аллергениндуцированной) астмы и бронхиальной астмы неизвестной этиологии. Наиболее частый и заметный фенотип среди детей более старшего возраста — аллергическая (атопическая) бронхиальная астма. Отсутствие специфичного аллергического триггера может указывать на фенотип неаллергической бронхиальной астмы. Однако клиницисты должны рассматривать вероятность данного фенотипа с осторожностью, поскольку невозможность идентифицировать аллергический триггерный феномен может являться лишь свидетельством того, что он просто не был обнаружен [6, 7].

Проблемы фенотипирования астмы у подростков уже длительное время остаются в фокусе внимания, но до настоящего времени нет полного представления о формировании, а также стабильности фенотипов, особенно в связи с отсутствием продольных исследований. Не заявлены отличительные особенности фенотипов в отношении тяжести или длительности заболевания. Фенотип охватывает клинически значимые свойства болезни, но не обязательно связывает эти характеристики с этиологией и патофизиологией заболевания [9, 10].

Фенотипы БА различаются по тяжести, эффективности лечения, риску неблагоприятных исходов, риску прогрессирующего снижения функции легких и формирования необратимой бронхиальной обструкции. Представление об астме как единой болезни уходит в историческое прошлое, и все больше исследователей рассматривают астму как клинический синдром, требующий не только фенотипической детализации [11, 12], но и анализа возрастной динамики, оценки эволюции и прогноза течения болезни.

Одной из обсуждаемых тем в клинической аллергологии и пульмонологии является сравнительный анализ распространенности астмы в различных возрастных группах. Если показатели распространенности астмы у детей дошкольного и школьного возраста выше, чем у подростков, то означает ли это, что астма «исчезает» в пубертате, с тем чтобы вновь появились ее симптомы в зрелом возрасте? Связано ли это с естественным течением болезни или на этот процесс откладывает отпечаток «структура личности подростка, в которой, как писал Л. С. Выготский, нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. В ней переход, все течет».

Оценка возрастной эволюции болезни от детства к зрелости предоставляет возможность получить ответы на вопросы об основных тенденциях в изменении распространенности болезни. В связи с тем, что большинство эпидемиологических исследований последних лет, касающихся распространенности БА, не всегда основывалось на методах стандартизированного сбора и анализа данных и, следовательно, не позволяло осуществлять корректные сравнения многочисленных данных, полученных в разных странах, было организовано уникальное эпидемиологическое исследование, которое внесено в Книгу рекордов Гиннеса в 2004 г. как самое большое эпидемиологическое исследование у детей. В нем участвовали 1 018 846 детей из 105 стран мира, 306 научно-исследовательских центров из многих стран Европы, Северной и Латинской Америки, Африки, Австралии. Это Международное исследование астмы и аллергии у детей (International Study of Asthma and Allergies in Childhood (ISAAC), в основе которого лежит стандартизированная методология, рекомендованная и одобренная Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization, WHO) [13–15].

В первой (1993–1997) и третьей (2000–2003) фазах ISAAC участвовали две возрастные группы детей: 13–14 лет и 6–7 лет. В России исследования, выполненные по программе ISAAC в Москве в 1993 г., предусматривали анкетирование только старшей возрастной группы. Обследование двух возрастных контингентов 13–14 и 6–7 лет впервые было проведено в Новосибирске под руководством проф. С. М. Гавалова по инициативе академика РАМН, проф. А. Г. Чучалина и под патронажем проф. Д. Шарпена (Франция). Издание валидизированного вопросника ISAAC на русском языке позволило провести исследования во многих других регионах России и улучшить диагностику БА у детей. Основные результаты российских исследований показывают, что в обеих возрастных группах распространенность симптомов БА была сопоставима со среднемировыми и северовосточноевропейскими показателями [16].

Программа ISAAC позволила выявить значительную вариабельность симптомов в различных регионах и даже внутри одной страны. Анализ результатов выполнения программы ISAAC в России показывает, что даже в опубликованных работах отмечаются неточности в методологии исследований и трактовке полученных данных. Причинами этого можно считать отсутствие единого координационного центра проведения подобных исследований в России.

Распространенность БА очень вариабельна и составляет от 0,5% до 15–20% в детской популяции. В разных странах мира частота бронхиальной астмы увеличивается: во многих англоязычных странах сообщается об увеличении распространенности заболевания. Однако эти тенденции также вариабельны. В настоящее время опубликованы результаты III фазы программы ISAAC, представляющей собой повторение I фазы исследования через 5–10 лет в 106 центрах из 56 стран. В большинстве стран распространенность признаков астмы существенно не изменилась между I и III фазами (1993–2003) и в некоторых странах даже уменьшилась.

Встречаемость текущих симптомов (за предшествовавшие 12 месяцев) изменялась медленно от 13,2% до 13,7% у детей 13–14 лет (среднее увеличение 0,06% в год) и от 11,1% до 11,6% у детей 6–7 лет (среднее увеличение 0,13% в год). Частота тяжелой астмы и распространенность астмы, измеренной с помощью видеоопросников, колебалась незначительно [17].

Корректное сравнение динамики эпидемиологических данных, полученных по стандартизированной методологии ISAAC в России, возможно только в двух регионах. В Москве за период с 1993 по 2002 г. зафиксирован рост распространенности текущих показателей почти в 2,5 раза, особенно ночных симптомов. В Новосибирске сравнение результатов 1996 и 2002 гг. свидетельствует о стабильной частоте признаков БА у старших и младших школьников (это единственные данные по России, которые вошли в представленные выше результаты программы ISAAC, фаза III). Сохраняется преобладание легких, редко рецидивировавших форм патологии в обеих возрастных группах (81,2% и 81,5% соответственно), отмечен прогредиентный рост тяжелых приступов удушья у восьмиклассников, зарегистрировано увеличение сочетанного поражения верхних и нижних отделов респираторного тракта (с 3,7% до 4,8%).

С 2003 г. исследований в мире по стандартизированным координированным эпидемиологическим программам не проводилось, поэтому с этого времени не представляется возможным оценить распространенность и тяжесть астмы в мировом масштабе и нельзя экстраполировать полученные данные на регионы, где подобные исследования не были проведены, хотя в последующем выполнялись инициативные исследования с использованием вопросников и методологии ISAAC в других регионах России и мира.

Эти исследования не позволяют дать однозначного ответа на вопрос об изменении фенотипов астмы от раннего детства к подростковому периоду, поскольку применение вопросника ISAAC ограничено по возрастному параметру — школьники младших (6–7 лет) и старших (13–14 лет) классов, без привлечения других возрастных категорий детей [14].

В связи с этим большой интерес представляет анализ специальной исследовательской программы, ориентированной на подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Для этой группы Комитетом экспертов Европы по астме и аллергии был разработан новый инструмент исследования — вопросник GA2LEN (Global Allergy and Asthma European Network — Глобальная сеть по аллергии и астме в Европе) [18].

Вопросник GA2LEN состоит из четырех разделов: паспортные данные; вопросы о наличии у респондента бронхиальной астмы и астма-подобных симптомов, аллергического ринита (АР), атопического дерматита (АД). Кроме информации об аллергических болезнях в вопроснике GA2LEN учтены факторы риска формирования и обострения БА, АР и АД. В феврале 2005 г. состоялось совещание рабочей группы GA2LEN, которая обобщила 18 когортных исследований с рождения, оценивающих астму и атопию. Первое исследование началось в Дании, большинство последующих — в Северной и Западной Европе (Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция, Нидерланды). С 1996 г. когортные исследования с рождения были начаты в Испании и Италии. Ежегодно стартовало по крайней мере одно новое исследование когорт с рождения, 7 — только в 1996–1997 гг. 5 больших исследований в Норвегии, Швеции, Нидерландах и Германии набирали более 3000 участников каждое.

Эти исследования оценивали распространенность, естественное течение, факторы риска астмы и атопических заболеваний. В большинстве случаев исследования проводились в больших городах (или городах с метрополитеном), что позволяет оценивать эти результаты только для городов, переносить их на население страны в целом нельзя [19].

В России в рамках международного исследования GA2LEN было проведено изучение распространенности БА в популяции подростков двумя исследовательскими центрами России в Москве и Томске [20]. В указанных центрах на основании собственных баз данных создана сплошная выборка детей в возрасте от 15 до 18 лет.

В исследование были включены 2014 подростков (1004 в Москве и 1010 — в Томске). При условном распределении 1:1 выборки обоих исследовательских центров по количеству включенных пациентов были сопоставимы (р = 0,818). Распределение подростков, включенных в исследование по полу, было следующим: 44,6% мальчики и 55,4% девочки. При этом значимых различий как между регионами проживания респондентов, так и внутри групп по географическому признаку (Москва и Томск) установлено не было. Средний возраст подростков исследуемой группы составил 15,48 ± 0,02 года. Однако при разделении по половому признаку установлено, что девочки были старше мальчиков во всей популяции и в городе Томске (р 0,05). Все эти пациенты имели в детском возрасте легкую атопическую БА (8% от всех больных легкой БА в когорте).

Продолжение читайте в следующем номере.

Н. Г. Астафьева 1 , доктор медицинских наук, профессор
И. В. Гамова, кандидат медицинских наук
Е. Н. Удовиченко, кандидат медицинских наук
И. А. Перфилова, кандидат медицинских наук
И. Э. Михайлова
О. С. Наумова

ГБОУ ВПО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *