Меню Рубрики

Астма школа на дому

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Читайте также:  Характеристика бронхиальной астмы по степени тяжести

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Делягин В.М., Аксенова Н.С., Ключникова И.В.

Проблема непрерывного оздоровления детей с бронхиальной астмой (БА) и предупреждения ее приступов актуальна. Эту работу следует проводить не только в условиях медицинских учреждений и в семьях, но и в школе . Однако взаимодействие между аллергологом-иммунологом, участковым педиатром, семьей и отделением профилактической (школьно-дошкольной) медицины требует совершенствования. Контроль за триггерными факторами в школе менее строгий, чем в домашних условиях. Школьный план ведения ребенка с БА должен строиться на основе профилактических мероприятий и должен предусматривать обучение немедицинского коллектива школы распознаванию симптомов обострения БА с адресом и телефоном обращения за экстренной помощью; контроль уроков физкультуры (адекватность физической нагрузки состоянию ребенка, симптомы «астмы напряжения», запыленность помещения, провокация бронхообструкции при физических упражнениях на холоде); контроль за санитарно-гигиеническим содержанием школьных помещений; соответствие меню в школьной столовой особенностям питания ребенка с БА; обучение ребенка специфическим требованиям безопасности: не меняться со сверстниками блюдами, сладостями и т.п., избегать запыленных помещений. Программы первичной и вторичной профилактики БА в период нахождения детей и подростков в организованных коллективах могут быть реализованы в рамках программы школ здоровья. Требуется взаимодействие медицинской службы с системой образования и муниципальными структурами.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Делягин В.М., Аксенова Н.С., Ключникова И.В.,

The problem of continuous health improvement of children with bronchial asthma and prevention of its attacks is relevant. This work should be carried out not only in medical institutions and in families, but also at school . However, the interaction between an allergy doctor-immunologist, a district pediatrician, the family and the preventive (school-preschool) medicine department should be improved. Control over trigger factors at school is less strict than at home. The school plan for management of a child with asthma should be based on preventive measures. It should prov >school to recognize the symptoms of asthma exacerbation and to learn the address and emergency telephone number; organizing control over physical education lessons (adequacy of physical activity to the child’s condition, symptoms of «stress asthma», dustiness of the room, provocation of bronchial obstruction during physical exercises in the cold); control over the sanitary-hygienic maintenance of school premises; compliance of the school canteen menu with the peculiarities of feeding a child with asthma; training the child to specific safety requirements: not to exchange food or sweets with the peers, to avoid dusty premises. The programs of primary and secondary asthma prevention during the children and adolescents being in organized groups can be implemented within the framework of health schools programs. The interaction of the medical service with the education system and municipal structures is required.

26 ^tl ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

В.М. дЕЛяГиН1, Н.С. АКСЕНОВА2, и.В. ключникова2

Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева МЗ РФ, 117997, г. Москва, ул. Саморы Машела, д. 1

2Детская городская поликлиника №150 Департамента Здравоохранения Москвы, 109451, г. Москва, ул. Братиславская, д. 1

Ребенок, астма, врач и школа

делягин Василий Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом клинической физиологии, тел. (495) 287-65-70, e-mail: delyagin-doktor@yandex.ru

Проблема непрерывного оздоровления детей с бронхиальной астмой (БА) и предупреждения ее приступов актуальна. Эту работу следует проводить не только в условиях медицинских учреждений и в семьях, но и в школе. Однако взаимодействие между аллергологом-иммунологом, участковым педиатром, семьей и отделением профилактической (школьно-дошкольной) медицины требует совершенствования. Контроль за триггерными факторами в школе менее строгий, чем в домашних условиях. Школьный план ведения ребенка с БА должен строиться на основе профилактических мероприятий и должен предусматривать обучение немедицинского коллектива школы распознаванию симптомов обострения БА с адресом и телефоном обращения за экстренной помощью; контроль уроков физкультуры (адекватность физической нагрузки состоянию ребенка, симптомы «астмы напряжения», запыленность помещения, провокация бронхообструкции при физических упражнениях на холоде); контроль за санитарно-гигиеническим содержанием школьных помещений; соответствие меню в школьной столовой особенностям питания ребенка с БА; обучение ребенка специфическим требованиям безопасности: не меняться со сверстниками блюдами, сладостями и т.п., избегать запыленных помещений. Программы первичной и вторичной профилактики БА в период нахождения детей и подростков в организованных коллективах могут быть реализованы в рамках программы школ здоровья. Требуется взаимодействие медицинской службы с системой образования и муниципальными структурами.

Ключевые слова: дети, бронхиальная астма, школа, программы здоровья.

V.M. DELYAGIN1, N.S. AKSYONOVA2, I.V. KLYUCHNIKOVA2

1 National Scientific-Research center for Children’s Hematology, Oncology and Immunology named after Dmitriy Rogachev, 1 Samora Mashel Str., Moscow, Russian Federation, 117997 Children’s Polyclinic №150, 1 Bratislavskaya Str., Moscow, Russian Federation, 109451

Child, asthma, doctor and school

Delyagin V.M. — D. Med. Sc., Professor, Head of the Clinical Physiology Department, tel. (495) 287-65-70, e-mail: delyagin-doktor@yandex.ru

The problem of continuous health improvement of children with bronchial asthma and prevention of its attacks is relevant. This work should be carried out not only in medical institutions and in families, but also at school. However, the interaction between an allergy doctor-immunologist, a district pediatrician, the family and the preventive (school-preschool) medicine department should be improved. Control over trigger factors at school is less strict than at home. The school plan for management of a child with asthma should be based on preventive measures. It should provide for the training of the non-medical staff of the school to recognize the symptoms of asthma exacerbation and to learn the address and emergency telephone number; organizing control over physical education lessons (adequacy of physical activity to the child’s condition, symptoms of «stress asthma», dustiness of the room, provocation of bronchial obstruction during physical exercises in the cold); control over the sanitary-hygienic maintenance of school premises; compliance of the school canteen menu with the peculiarities of feeding a child with asthma; training the child to specific safety requirements: not to exchange food or sweets with the peers, to avoid dusty premises. The programs of primary and secondary asthma prevention during the children and adolescents being in organized groups can be implemented within the framework of health schools programs. The interaction of the medical service with the education system and municipal structures is required.

Key words: ^den, bronchial asthma, school, health programs.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 27

Бронхиальная астма (БА, М5, М6) — самое частое хроническое заболевание детского и подросткового возраста. В Москве первичная заболеваемость БА в разные годы у детей составляет 1Д3-1,31%о, у подростков 15-17 лет — 8,9-16,8%, распространенность по этим же возрастным группам — 10,910,6% и 32,6-34,6% соответственно [1]. По результатам наших обследований, 5283 школьников в возрасте 7-17 лет в областном городе Северо-Запада России распространенность БА составляла 33,0%: среди мальчиков — 32,3%, среди девочек — 35,3% [2].

Читайте также:  Kar при бронхиальная астма

БА является одной из ведущих причин пропусков школьных занятий. Дети, страдающие БА, пропускают школьные занятия в 3 раза чаще, их успеваемость в 1,7 раза ниже, чем у здоровых детей [3, 4]. Причины пропусков могут быть как объективные, так и субъективные. Недостаточный контроль над БА ведет к пропускам занятий. Родители после снятия приступов бронхообструкции опасаются их повторения и продлевают пребывание дома. В случае ночного приступа родители нередко считают ребенка «утомленным» и дают «время на отдых». Дети, страдающие БА, могут чувствовать себя отличающимися от сверстников, психологически подавленными. Эти факторы отрицательно влияют на социальную адаптацию, успеваемость в школе и дальнейшую профессиональную успешность. Дети и подростки 16-25% всего своего времени проводят в школе [5]. В домашних условиях оптимизация образа жизни, элиминация антигенов, диета, прием препаратов существенно повышают качество жизни детей с БА. Аналогичный эффект следует ждать от соответствующих мероприятий в школе, что требует междисциплинарного взаимодействия.

В России по штатному расписанию в дошкольно-школьном отделении поликлиник 1 врачебная ставка приходится на 1200-1500 учащихся и 1 ставка среднего медработника — на 500-600 детей. Основная проблема контроля над астмой в условиях организованных коллективов, в том числе школах, недостаточное взаимодействия между аллергологом-иммунологом, участковым педиатром, семьей и отделением профилактической (школьно-дошкольной) медицины. Контроль за триггерными факторами в школе менее строгий, чем в домашних условиях. Родители чаще всего не информируют классного руководителя о БА у своего ребенка и о степени его готовности самостоятельно снимать приступ брон-хообструкции.

Возможные задачи медицинской службы

Критериями достижения контроля над БА является не только отсутствие эпизодов бронхообструкции, но и нормальное развитие ребенка с благополучной школьной успеваемостью. Пропуски занятий и низкая успеваемость — признаки недостаточного контроля над БА.

Планы по оздоровлению ребенка, разработанные с учетом санаторно-курортных условий и домашних проблем не могут удовлетворить школьного врача. Полноценный контроль над БА у школьника может быть только при условии достижения контроля над астмой до начала школьных занятий. К началу посещения школы должен быть подготовлен индивидуальный план медико-педагогического наблюдения за ребенком в условиях школы. Этот план не является копией плана наблюдения в семейных условиях. Ни одна школа никогда и вполне обоснованно не примет план по борьбе с БА на дому, т.к.

этот план основан на применении поддерживающих препаратов, принимаемых ежедневно (ингаляционные стероиды, пероральные лейкотриены и назальные стероиды). Школы не располагают ресурсами для приобретения и ежедневного использования соответствующих препаратов. Поэтому семья должна обеспечить наличие у ребенка ингалятора для экстренной помощи, а в школьный план должны быть включены заверенные инструкции лечащего врача и разрешение родителей/опекунов по использованию ингаляторов и препаратов экстренной помощи. Школы должны иметь установленную форму обмена информацией между лечащим врачом, школьным врачом и персоналом школы. Указанная форма должна обновляться дважды в год.

В плане должны быть предусмотрены:

• обучение немедицинского коллектива школы распознаванию симптомов обострения БА с адресом и телефоном обращения за экстренной помощью;

• контроль уроков физкультуры (адекватность физической нагрузки состоянию ребенка, симптомы «астмы напряжения», запыленность помещения, провокация бронхообструкции при физических упражнениях на холоде);

• контроль за санитарно-гигиеническим содержанием школьных помещений;

• соответствие меню в школьной столовой особенностям питания ребенка с БА;

• обучение ребенка специфическим требованиям безопасности: не меняться со сверстниками блюдами, сладостями и т.п., избегать запыленных помещений.

Таким образом, школьный план ведения ребенка с БА должен строиться на основе профилактических мероприятий.

Внутришкольные экологическое проблемы

Как и с внутридомовыми проблемами, невозможно признать, что само по себе состояние среды пребывания в школе или одного классного помещения — единственное условие сохранения здоровья ребенка с БА. Тем не менее, обстановка в школе может быть значимым резервуаром поллютантов и аллергенов [6, 7, 8].

В воздухе школьных помещений обнаруживаются те же аллергены, что и в квартирах: пыльца растений, антигены тараканов (Blag 1 and Blag 2), кошек (Feld 1), собак (Canf 1), мышей (Musm 1 и протеин мышиной мочи), клещей (Derf 1 и Derp 1), плесени [9]. Концентрация различных аллергенов в школах варьирует. Но концентрация в воздухе пыли и аллергенов плесени может превышать рубеж, за которым начинаются тяжелые осложнения [10]. Высокая концентрация в школьном воздухе аллергенов собак и кошек достигается за счет их пассивного переноса детьми, в чьем домашнем окружении находятся эти животные [11], наличием в школах аквариумов, «живых уголков» и т.д.

Не возникает сомнений о роли в развитии о обострении БА грибковых аллергенов в воздухе школьно-дошкольных помещений [12, 13, 14]. Аллергены грибков способны вызвать как IgE-зависимый, так и IgE-независимый провоспали-тельный и иммунный ответы. Это разнообразие реакций на грибки обусловлено не только аллергенами грибков, но и выделяемыми грибками биологически активными соединениями (например, ß-1,3-глюканы). Кроме того, грибки способны оказывать адьювантный эффект на аллергическую реакцию [15].

Кроме того, дети в школе активны. Их игры, особенно в холодное время года, когда возрастает время пребывания в помещениях, неизбежно сопровождается увеличением концентрации пыли в воздухе. В школах с недостаточной вентиляцией, избыточным количеством учащихся, распространенность БА выше. По нашим данным, распространенность БА в лицейской школе составляла 33,1%о (близко к среднему показателю в общей популяции обследованных нами школьников). Распространенность БА в наиболее переполненной школе была 45,8%, что выше, чем в общей популяции школьников: 29,05%; р i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оценка вегетативной нервной системы и коррекция ее дизрегуляции.

Наш опыт показывает высокую востребованность ДС для лечения детей с БА. Итогом лечения детей в дС в том числе может быть и разработка индивидуальных программ ведения детей с БА, где в обязательном порядке отражаются возможность проведения вакцинации, рекомендации по занятиям физической культурой и внешкольной дополнительной образовательной деятельностью, рекомендации по диете.

Затруднения при реализации программ по ведению детей с БА в школе, по нашему мнению, группируются по следующим проблемам:

• недостаточное медицинское сопровождение ребенка с БА в школе (отсутствие врачебных инструкций по экстренной помощи при бронхообструкции и соответствующего материального обеспечения; незнание учащимися методов самопомощи), неполный список учащихся с БА у школьного врача; недостаточные сведения по анамнезу заболевания и принимаемым препаратам;

• проблемы с ведением медицинской документации (регулярное обновление сведений о состоянии здоровья, регистрация частоты и характера приступов, динамики, дозировки препаратов);

• недостатки в формировании плана ведения школьника с БА (протокол экстренной помощи при

БА/анафилаксии: соответствие этого плана ресурсам школьного медицинского кабинета и степени подготовленности ребенка, медицинского немедицинского персонала школы; необеспеченность медицинским персоналом дошкольно-школьного отделения);

• недооценка значения дневных стационаров при поликлиниках, позволяющих оздоровить школьника без отрыва от семьи и школы;

• недостаточная подготовка немедицинского персонала к оказанию помощи в экстренных ситуациях;

• дефекты контроля санитарного состояний школы и пришкольных территорий, плохая вентиляция, курение в школе, наличие на пришкольной территории берез и других высокоаллергенных растений.

Программы первичной и вторичной профилактики Ба в период нахождения детей и подростков в организованных коллективах могут быть реализованы в рамках школ здоровья. Невозможно создать и реализовать такую программу только силами поликлинического звена медицинской службы. Требуется взаимодействие с системой образования и муниципальными структурами.

1. Сборник среднемосковских основных показателей деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы за 2013-2014 гг. — М., 2015. — 128 с.

2. Карпин Л.Е., Делягин В.М., Тимакова М.В. Распространенность некоторых заболеваний среди школьников по итогам массовых диспансерных обследований // Детская больница. — 2005. — 2. — С. 11-18.

3. Asthma and Allergy Foundation of America. Asthma facts and figures. http://www.aafa.org/display.cfm?id59&sub542. Accessed June 1, 2014.

4. Fowler M., Davenport M., Garg R. School functioning of US children with asthma // Pediatrics. — 1992. — 90 (6). — P. 939-944.

5. Hollenbach J., Cloutier M. Implementationg school asthma programs: lessons learned and recommendations // J. Allergy Clin. Immunol. — 2014. — 134 (6). — P. 16-25.

6. Dungy C., Kozak P., Gallup J., Galant S. Aeroallergen exposure in the elementary school setting // Ann Allergy. — 1986. — 56. — P. 218-221.

7. Chew G., Correa J., Perzanowski M. Mouse and cockroach allergens in the dust and air in northeastern United States inner-city public high schools // Indoor Air. — 2005. — 15. — P. 228-234.

8. Tortolero S., Bartholomew L., Tyrrell S. et al. Environmental allergens and irritants in schools: a focus on asthma // J. Sch. Health. — 2002. — 72. — P. 33-38.

9. Sarpong S., Wood R., Karrison T., Eggleston P.A. Cockroach allergen (Blag 1) in school dust // J. Allergy Clinlmmunol. — 1997. — 99. — P. 486-492.

10. Pongracic J., O’Connor G., Muilenberg M., et al. Differential effects of outdoor versus indoor fungal spores on asthma morbidity in inner-city children // J. Allergy Clin. Immunol. — 2010. — 125. — P. 593-599.

11. Perzanowski M., Ronmark E., Nold B., et al. Relevance of allergens from cats and dogs to asthma in the northernmost province of Sweden: schools as a major site of exposure // J. Allergy Clin. Immunol. — 1999. — 103 (6). — P. 1018-1024.

12. Santilli J., Rockwell W. Fungal contamination of elementary schools: a new environmental hazard // Ann. Allergy Asthma Immunol. — 2003. — 90 (2). — P. 203-208.

13. Choo C., Jalaludin J. An overview of indoor air quality and its impact on respiratory health among Malaysian school-aged children // Rev. Enviroment health. — 2015. — 30 (1). — P. 9-18.

14. Rawi N., Jalaludin J., Chuna P. Indoor air quality and respiratory health among Malay preschool children in Selangor // Biomad. Res. Int. — 2015. doi: 10.1155/2015/248178. Epub 2015 Apr 23.

15. Salo P., Sever M., Zeldin D. Indoor allergens in school and daycare environments // J. Allergy Clin. Immunol. — 2009. — 124 (2). — P. 185-194.

источник

Астма-школы создаются с целью обучения больного бронхиальной астмой навыкам самоконтроля за состоянием, самопомощи в период приступов удушья и профилактики обострений.

Астма-школа организуется на базе астма-центра, аллергологического или пульмонологического кабинета или стационара.

Кроме обучения в астма-школах осуществляется лечебный процесс, наблюдение за течением астмы.

Возникающий при этом союз врача и больного позволяет сделать терапию максимально гибкой и динамичной при активном медицински грамотном участии больного в собственном лечении.

В программу лечения входят индивидуальные и групповые занятия. На групповых занятиях больные получают доступную информацию о сущности бронхиальной астмы, аллергии, о принципах диагностики и лечения.

1. Понятие о бронхиальной астме, анатомия и физиология дыхательных путей.
2. Лекарственная терапия бронхиальной астмы.
3. Роль кортикостероидов в лечении бронхиальной астмы.
4. Обострение бронхиальной астмы. Ночная астма.
5. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы.

Кроме лекций и бесед проводятся дискуссии, решаются ситуационные задачи. Фундаментальным моментом этих занятий является непринужденное общение, обмен информацией между больными, что несколько сглаживает «доминирующую роль врача», вселяет в больного уверенность в собственных силах. Групповые занятия дополняются индивидуальными.

1) конкретизируются особенности заболевания применительно к каждому больному;
2) обращается внимание на правильное использование ингаляторов;
3) особое внимание отводится обучению больного контролю эффективности лечения, предлагаются критерии оценки терапии;
4) особенно важным моментом является обучение больного адекватному поведению во время приступа удушья, умению своевременно и правильно использовать лекарственные препараты, знать границы самостоятельного лечения, с тем чтобы вовремя обратиться за врачебной помощью.

Индивидуальные занятия необходимы для получения оптимального терапевтического результата. Обучение должно быть адаптировано к личности, запросам больного, позволять неоднократно возвращаться к трудным проблемам, давать возможность контролировать приобретенные навыки.

Астма-школы могут создаваться как на базе стационаров, так и в поликлиниках, астма-центрах. Коллектив больных в астма-школе должен быть закрытым, поскольку присоединение в процессе уже начавшегося обучения новых пациентов нецелесообразно, лучше формировать при их желании новую группу.

Необходимо контролировать эффективность лечения до занятий в астма-школе и в процессе обучения.

1) потребность в госпитализации;
2) наличие в анамнезе реанимационных мероприятий (астматический статус);
3) частоту вызова скорой помощи;
4) максимальную суточную потребность в симпатомиметиках и глюкокортикоидах.

Указанные критерии необходимо отражать в учебных журналах до и после цикла занятий.

Астма-школа должна иметь кабинет для занятий, оснащенный компьютером, набором слайдов, видеофильмов, видеотехникой, кодоскопом.

За организацию работы астма-школ несет ответственность главный врач стационара, поликлиники, на базе которой работает астма-школа.

На должность врача астма-школы назначается аллерголог или пульмонолог со стажем работы не менее 2—3 лет, прошедший подготовку в консультативно-методическом астма-центре или в институте усовершенствования на тематическом цикле.

Медицинский персонал астма-школы руководствуется в своей работе настоящим положением и другими нормативными актами.

Астма-школа — необходимый этап, обеспечивающий союз между врачом и больным, без которого организовать систему управления болезнью невозможно.

Без понимания сущности заболевания больной бронхиальной астмой не станет единомышленником врача при проведении длительных курсов лечения, не овладеет принципами оказания самопомощи в критических ситуациях. Эти два мотива позволяют утверждать, что образование больных и их родственников — главный залог успеха в ведении больного бронхиальной астмой.

Наряду с этим нельзя достоверно определить эффективность проводимого лечения, вовремя распознать наступающее обострение, определить объем терапии без мониторинга дыхания, который осуществляется пикфлоуметром. Показатели пикфлоуметрии в течение суток, регистрируемые графически в виде кривой, позволяют больным определить хаотический разброс показателей и указать на наиболее неблагополучные циркадные отклонения функциональных показателей.

Читайте также:  Борис толкачев суперзащита от астмы

Поэтому нужно научить больного, как пользоваться пикфлоуметром (см. рис. 7).

Больной должен уметь правильно использовать: дозированный ингалятор, современные спейсеры (небухалеры), аутохалеры, волюматики, которые отсекают большие аэрозольные лекарственные частицы, оседающие в полости рта, способные заглатываться и оказывать ненужные побочные реакции. Они также обеспечивают более плавное, равномерное поступление дозированных аэрозолей в органы дыхания.

В настоящее время предлагаются различные системы, обеспечивающие поступление аэрозолей в органы дыхания в виде лекарственной пудры без использования побудителей распыления — инертных газов фреонов, небезразличных для больного и опасных для озонового слоя земли. Это ротахалеры, ингаляторы-М, дискхалеры, спинхалеры, турбохалеры (рис. 12).

Современной технологии приема лекарственных аэрозолей пациент обучается в астма-школе. Это залог правильного использования современных высокоэффективных противовоспалительных лекарственных средств и быстро действующих В2-симпатомиметиков и других препаратов.

Приводим элементы программы для групповых занятий с пациентами в астма-школе.

1. В доступной для пациента форме излагаются ана гомо-физиологические особенности органов дыхания с позиции единства верхних дыхательных путей (нос, носоглотка, трахея), крупных, средних, мелких бронхов, проходимость которых обеспечивается сложным механизмом самоочищения (упорядоченной функцией мерцательного эпителия слизистой оболочки бронхиального дерева, омываемого содержимым бронхиальных желез), в сопоставлении с дистальными отделами, обеспечивающими диффузию газов (кислорода и углекислоты через альвеолярно-капиллярную мембрану) в покое и при физической нагрузке.

2. Обращается внимание на: аварийные механизмы самоочищения дыхательных путей при появлении препятствий в них вследствие набухания слизистой оболочки бронхиального дерева (в результате аллергического отека, появления клеточных инфильтратов), возникновения приступообразного кашля — реакции со стороны рефлексогенной кашлевой зоны (носоглотки, трахеи, слизистой оболочки крупных бронхов), экспираторной одышки, затруднения выдоха при нарушении самоочищения средних и особенно мелких бронхов.

Аллергическое воспаление верхних (круглогодичный и сезонный ринит) и ниркних (бронхиальная астма) дыхательных путей.

Бронхиальная аллергическая астма — не фатальное, а вполне управляемое заболевание при условии ранней диагностики, раннего лечения, раннего обучения пациента, наличия полного взаимопонимания и «союза между врачом и пациентом».

Методы, обеспечивающие управление заболеванием, — контроль, самоконтроль гиперреактивности бронхиального дерева с целью предупреждения приступообразного кашля или экспираторной одышки, удушья, возможная коррекция их с помощью современных лекарственных средств, используемых для предупреждения приступов бронхиальной астмы, для лечения бронхиальной астмы, для перевода заболевания с более тяжелой ступени на более легкую.

1. При управлении бронхиальной астмой обращается внимание на обеспечение самоконтроля за объемами выдыхаемого воздуха, выявлением возможной супрессии функциональных показателей внешнего дыхания с помощью современных портативных мониторов (пикфлоуметров), на регистрацию в течение суток вариабельных отклонений функциональных показателей внешнего дыхания.

2. Пациенты обучаются пикфлоуметрии с регистрацией показателей, их мониторированием в виде кривой на специальном бланке и с расчетом коэффициента вариабельности полученных показателей в течение суток (см. Бронхиальная астма), что позволяет управлять заболеванием, определять объем терапии в амбулаторных условиях (см. Бронхиальная астма).

1. Излагаются современные представления о противовоспалительной терапии (инталом, ингаляционными глюкокортикоидами, симпатомиметиками) и применении ее в зависимости от вариабельности функциональных показателей внешнего дыхания, а также от течения бронхиальной астмы. Осуществляется общее знакомство с течением бронхиальной астмы и функциональными показателями внешнего дыхания, определяющими степень тяжести и соответствующую ступень лекарственной терапии (см. Бронхиальная астма). Пациента обучают, как осуществлять самоконтроль — измерять не реже 2 раз в сутки показатели пикфлоуметрии с отметкой их на специальном бланке в виде кривой (в сравнении со стандартными значениями пиковой объемной скорости выдоха — ПОСВ (л/мин) и определением суточной вариабельности).

2. В зависимости от суточной вариабельности (ПОСвыд) объем лекарственной терапии регулируется с учетом так называемых зон благополучия, для удобства обозначаемых разными цветами по принципу «светофора». Например, высокая степень свободы — благополучная зона (зеленый цвет — вариабельность показателей 30 %), свидетельствующий о необходимости высокого объема лекарственной противовоспалительной терапии, визита к врачу и получения рекомендаций.

В соответствии с объемом и видом противовоспалительной терапии пациента обучают, как применять тот или иной лекарственный препарат, знакомят с его формами, современными приспособлениями для ингаляции — небулайзером, спейсером и др.

В процессе обучения пациентов в астма-школе их необходимо обеспечивать соответствующими методическими документами, информационными материалами об аллергенах, лекарственных препаратах, о способах изоляции от аллергена, в которых врач дает совет пациенту, как он должен вести себя в каждом конкретном случае.

Например, при сенсибилизации к пыльцовым аллергенам пациентам дается совет после возвращения с улицы в период цветения растений тщательно вымыть кожные покровы, волосы, во время сна закрывать окна, форточки, не заниматься заготовкой сена, не использовать для лечения заболеваний физиотерапевтические средства, не употреблять мед и другие продукты, содержащие пыльцу, избегать пребывания в местах, где много цветущих растений, особенно в ветреную и сухую погоду, отдыхать у водоемов с повышенной влажностью, в воздушной среде которых меньше пыльцы растений, носить солнцезащитные очки.

При сенсибилизации к бытовым аллергенам важно проводить санитарно-гигиенические мероприятия, включающие использование для обустройства жилища различных безаллергенных материалов, постельных принадлежностей из натуральных тканей, замену мягкой мебели на деревянную, влажную уборку квартиры, борьбу с тараканами, клещами, плесенью и др.

При сенсибилизации к эпидермальным аллергенам следует убрать из квартиры перьевые подушки, меховые и шерстяные изделия, не содержать в квартире животных и др.

источник

Врачу, во время осуществления приема больного с бронхиальной астмой довольно трудно подать всю необходимую информацию о заболевании и особенностях его лечения. Ограниченные временными рамками специалисты лишь в общих чертах описывают необходимые для больного мероприятия и ограничения. Именно поэтому астма-школа является достаточно важной формой коллективного образования для пациентов с бронхиальной астмой. Именно здесь астматики имеют возможность научиться эффективно справляться с приступами патологии, а также предотвращать их появление.

Школа для больных бронхиальной астмой, а в случае ведения маленьких пациентов и их родителей, представляет собой специализированные образовательные курсы. Программа этих курсов преподается в виде лекций и семинаров, в ходе которых их участникам разъясняется механизм появления и правильного контроля болезни. При этом слушатели курсов обязательно принимают активное участие в образовательном процессе, делясь своим личным опытом, решая ситуационные задачи в ходе ролевых игр.

В большинстве случаев такие астма-школы организовываются в специализированных пульмонологических центрах или иных медицинских учреждениях. В ходе каждого занятия слушатели курса могут задавать интересующие их вопросы и расширять имеющиеся знания. Обычно обучение в астма-школе длится 5-10 занятий по 1-1,5 часа каждый.

Проходить обучение в школе астмы могут больные любой возрастной группы, у которых наблюдается бронхиальная астма, ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Также занятия в астма-школе могут посещать родственники астматика, независимо от возраста больного.

Занятия в астма-школе могут посещать любые возрастные группы

Обычно занятия проводятся по группам, в каждой из которых находится по 7-12 человек. Большее количество людей в одну группу не набирают для обеспечения возможности качественного донесения материала и возможности пообщаться со слушателями курса. Чаще всего группы распределяются по возрастному критерию, поскольку такая градация обеспечивает более высокую эффективность занятий.

Для детей астматиков также в астма-школе проводятся отдельные занятия, на которых они присутствуют с родителями и вместе обучаются методам самоконтроля патологии.

Каждое из занятий, проводимых для больных бронхиальной астмой в специальной астма-школе, нацелено на расширение знаний пациента о патологии, и методах борьбы с ней. При этом основными целями обучения являются:

  1. Ознакомление астматиков с принципами и методами проведения самооценки и самоконтроля состояния в домашних условиях. Обучение принципам правильного ведения дневника пациента с бронхиальной астмой.
  2. Обучение правильному и своевременному оказанию доврачебной помощи и самопомощи при возникновении симптомов патологии.
  3. Подробное изучение механизма возникновения болезни, а также факторов, провоцирующих симптомы и усугубляющих течение астмы. Определение возможных рисков развития осложнений патологии.
  4. Прививание пациентам с бронхиальной астмой принципов здорового питания, а также особенностей приема пищи при наличии данного заболевания. Важным моментом является разъяснение астматикам причин запрета отдельных продуктов питания и механизмов их негативного воздействия на организм больного.
  5. Убедить в необходимости бросить курение. При этом пациенты должны учитывать, что колоссальный вред их организму наносит не только активный процесс курения, но и статус пассивного курильщика. Причина этого состоит не только во вдыхании табачного дыма, но и в том, что опасные частицы смол и металлов, высвобождающиеся при сгорании табака, легко оседают на одежде и теле не только самого курильщика, но и окружающих его людей.
  6. Обучение принципам правильного использования пикфлоуметра и самостоятельной оценки и контроля получаемых в ходе исследования результатов.

Для правильного и точного соблюдения всех рекомендаций врача больной должен знать, что результат терапии во многом зависит именно от его стараний и уверенности в положительном итоге лечения.

Задачами школы астмы являются:

  • Предупреждение прогрессирования заболевания;
  • Профилактика обострений и развития осложнений на фоне астмы или ХОБЛ;
  • Обучение методам здорового образа жизни и самоконтроля состояния, для обеспечения полноценной жизнедеятельности пациента и укрепления его общего здоровья. Это позволит не только предупредить развитие сопутствующих патологий, но и существенно снизит риски возникновения инвалидности и смертности среди больных бронхиальной астмой;
  • Информирование слушателей курсов школы астмы о необходимости регулярного контроля состояния здоровья;
  • Качественное повышение медицинских знаний о пульмонологии;
  • Определение потенциала полного избавления от проявлений бронхиальной астмы, а также его использование для улучшения качества и продолжительности жизни больного.

В результате уроков в школе астмы больной должен ознакомиться со строением дыхательной системы и принципами ее работы в здоровом состоянии и при астме. Астматику необходимо усвоить принципы обеспечения гипоаллергенного режима в условиях дома и мест наиболее частого пребывания. Также пациент должен научиться принципам самодиагностики, методам контроля болезни и безопасной корректировке лекарственной терапии.

В школе бронхиальной астмы занятия носят тематический характер. Каждый последующий урок рассматривает новую тему, постепенно углубляясь от общих сведений о болезни, к методам ее эффективного и безопасного лечения и контроля.

Для обеспечения хорошего усвоения рассматриваемого теоретического материала, каждое занятие условно подразделяется на несколько последовательных частей:

  1. Изложение теоретических основ. Все медицинские данные и факты при этом преподносятся на простом и доступном языке с использованием наглядных рисунков-схем.
  2. Опросная и семинарная часть, в которой слушатели курса отвечают на поставленные врачом вопросы и делятся собственным опытом.
  3. Практическая часть. Предполагает развязывание ситуационных примеров и задач, а также использование необходимых приспособлений, о которых шла речь в теоретической части.

Практическая часть в астма-школе

По окончании очередного урока слушатели курса могут задать интересующие их вопросы.

Поскольку школа бронхиальной астмы не является обязательным медицинским или образовательным учреждением, то четкой и урегулированной на государственном уровне учебной программы в нем нет. В большинстве случаев, разработкой образовательного плана, схем и тематики занятий в школе бронхиальной астмы, занимается отдельный ответственный врач или группа специалистов.

Основными тематиками, которые охватывает курс обучения в астма-школе являются:

  • Характеристика заболевания и способов его проявления;
  • Рассмотрение методов и средств для контроля состояния больного;
  • Изучение способов управления астмой с помощью лекарственных препаратов различных форм выпуска. Также здесь могут рассматриваться и принципы использования вспомогательных приспособлений, таких как ингаляторы и спейсеры;
  • Методы проведения эффективной и безопасной лечебной физкультуры;
  • Способы лечения и профилактики простудных заболеваний, как одних из провокаторов обострения астмы;
  • Правила питания и закаливания астматиков.

В большинстве случаев темы занятий в астма-школе излагаются в такой последовательности:

  1. Определение бронхиальной астмы и симптомов ее проявления. Изучение строения бронхов. Рассмотрение причин развития астмы и последствий аллергического воспаления тканей в бронхах.
  2. Взаимосвязь аллергии и астмы. Причины и механизм появления аллергических реакций. Методы предупреждения аллергии и астмы. Основы и важность проведения аллерготестирования, а также особенности различных диагностических методов.
  3. Способы самоконтроля аллергии и астмы с помощью пикфлоуметра. Подробное рассмотрение устройства пикфлоуметра, принципа его работы, методики использования и оценки полученных результатов. Способ определения индивидуальных норм в показателях прибора. Ведение дневника пикфлоуметрии и прогноз течения астмы на основании полученных данных.
  4. Определение понятия триггеров астмы. Влияние вирусных инфекций и отдельных внешних раздражителей на тяжесть состояния больного. Рассмотрение возможностей проведения физических нагрузок для больного бронхиальной астмой. Изучение особенностей постановки диагноза и принципов подбора лечения. Важность предотвращения эмоционального и физического перенапряжения.
  5. Виды ингаляторов, предназначенных для купирования симптомов астмы, принципы их подбора и правильного применения. Гормональные и противовоспалительные лекарственные средства для лечения астмы. Необходимость и способы безопасного использования стероидов и глюкокортикостероидов при терапии бронхиальной астмы.
  6. Профилактические мероприятия и методы эффективного и безопасного лечения простудных заболеваний, а также вирусных инфекций при астме.
  7. Понятие ночной астмы и методы профилактики возникновения приступов, в ходе которой необходимо максимально очистить помещение для отдыха от потенциальных аллергенов.
  8. Профилактика пищевой аллергии.
  9. Эффективные методы лечебной физкультуры и физиотерапии при терапии бронхиальной астмы.
  10. Признаки затяжного обострения астмы. Симптомы недостаточного контроля патологии. Профилактика приступов удушья и методы экстренной помощи при особо тяжелых случаях проявления болезни.

Занятия в астма-школе

При составлении таких учебных планов обязательно учитываются наиболее современные знания о патологии и методах ее устранения.

Оценка эффективности занятий в школе бронхиальной астмы может проводиться обычно на заключительном занятии курса. При этом учет полученных знаний может проводиться как в форме тестирования слушателей, так и в виде устного опроса. В любом из случаев оценка эффективности занятий выражается в процентном эквиваленте правильных ответов. Положительным итогом является результат, при котором материал группой усвоен более чем на 80%.

По окончанию школы астмы больной становится не только пациентом, но активным участником терапевтического процесса и полноценным партнером лечащего врача в вопросах собственного выздоровления.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *