Меню Рубрики

Астма школа в петербурге

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья.

Астма встречается у людей всех возрастов, однако чаще всего она проявляется у детей — половина из них потом «перерастает» свою болезнь. Сейчас более 300 млн. человек в мире страдает этим заболеванием и число их постоянно возрастает.

Хроническое воспаление, которое наблюдается у больных бронхиальной астмой, делает дыхательные пути чувствительными к аллергенам, химическим раздражителям, табачному дыму и т.д. При их воздействии возникают отек и спазм бронхов, в этот момент бронхиальная слизь вырабатывается в большом количестве. Это затрудняет нормальное прохождение воздуха по дыхательным путям во время дыхания.

Выделяют следующие основные типы бронхиальной астмы:

  • Атопическая (связанная с проникновением в бронхи специфического аллергена) и инфекционно-зависимая (прогрессирующая на фоне инфекционного повреждения дыхательных путей);
  • Гормонально-зависимая – в этом случае пациенту необходимо длительное, иногда перманентное использование глюкокортикостероидных гормонов;
  • Аспириновая – связана с непереносимостью аспирина, и других НПВП (анальгин, панадол, бутадион, ортофен, индометацин и др.). В большинстве случаев сопровождается полипозом носа.
  • Астма физического усилия – проявление симптомов через несколько минут после физической нагрузки;
  • По тяжести течения – легкая, средняя, тяжелая;
  • Наследственность;
  • Профессиональные вредности (вредные газы, испарения и т.д.);
  • Экологические факторы (питание, алкоголь, моющие средства);
  • Микроорганизмы (инфекционно-аллергическая природа астмы).

Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на защитные силы организма и, безусловно, сказываются на иммунитете. Длительное воздействие вышеперечисленных факторов провоцирует хроническое воспаление бронхов, вследствие чего постепенно сужается просвет, а ткань легких теряет эластичность. Именно поэтому обструкция бронхов, а также накопление в них вязкой, плохо отделяемой мокроты, являются основными звеньями патогенеза бронхиальной астмы.

Наиболее характерными проявлениями астмы являются:

  • Кашель — может быть частым, мучительным и постоянным. Кашель может ухудшаться ночью, после физического усилия, после вдыхания холодного воздуха;
  • Экспираторная (с преимущественным затруднением выдоха) одышка — дыхание может быть настолько ограничено, что это вызывает страх невозможности выдохнуть;
  • Свистящие хрипы, слышные на расстоянии — вызываются вибрацией воздуха с силой проходящего через суженные дыхательные пути;
  • Приступы удушья.

Для правильной постановки диагноза необходимо проведение комплексного обследования, основная задача которого — выявление причины, вызывающей бронхиальную астму, установление механизмов развития болезни, выявление сопутствующих заболеваний, в том числе аллергических.

В нашей клинике вы можете пройти комплексную диагностику:

  • Исследование функции внешнего дыхания (спирометрия);
  • Определение уровня общего IgE;
  • Определение специфических IgE к 36 аллергенам: бытовым, пыльцевым, эпидермальным, пищевым, грибковым аллергенам);
  • Кожные аллергопробы;
  • Широкая иммунологическая диагностика.

источник

Основной целью «Школы бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента.

В Кировском районе Санкт-Петербурга на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Консультативно-диагностический центр №85» работает Школа бронхиальной астмы (Школа БА).

При подозрении диагноза Бронхиальная астма, лечащий врач лечебного учреждения Кировского района выдает направление на консультацию в консультативно-диагностический центр №85 и в случае подтверждения диагноза, специалист Центра направляет пациента на занятия в Школу БА. (Обращаем внимание, что направление пациентам выдается только при впервые выявленном заболевании).

Основной целью «Школы бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Для этого организуются «Школы для больных бронхиальной астмой» или «Астма-школы», занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные (общей практики) врачи.

Всемирный день астмы с 1998 года отмечается ежегодно 11 декабря по решению Всемирной организации здравоохранения.

Основные цели этого Дня состоят в том, чтобы повысить представление об астме как о глобальной проблеме здоровья, информировать население о последних достижениях в научной сфере и привлечь государственные и другие органы власти к осуществлению программ эффективного лечения астмы.

Бронхиальная астма – одно из наиболее распространенных и тяжелых аллергических заболеваний. Оно значительно ухудшает качество жизни пациентов, нередко приводит к инвалидности. По данным исследований, астмой страдает около 5% взрослого и более 10% детского населения страны.

Бронхиальная астма – заболевание аллергического происхождения, основным признаком которого являются приступы удушья, обусловленные нарушением проходимости бронхов вследствие бронхоспазма, отека слизистой оболочки бронхов и гиперсекреции слизи. Бронхиальная астма широко распространена во всем мире и частота ее возникновения постоянно возрастает. Загрязнение окружающей среды, появление новых искусственно синтезированных веществ, изменение характера и качества питания, все большее применение фармацевтических средств в лечении различных болезней – вот основные причины роста заболеваемости бронхиальной астмой.

Число случаев бронхиальной астмы зачастую оказывается заниженным из-за трудностей в дифференциальной диагностике с целым рядом заболеваний, вызывающих приступы удушья (хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких, сердечная астма, муковисцидоз, бронхоэктатическая болезнь и др.).

Фактором развития бронхиальной астмы является врожденная или приобретенная чувствительность бронхов к различным аллергенам. Эти аллергены попадают в бронхи в процессе дыхания.

Медицинская помощь пациентам с бронхиальной астмой оказывается как в рамках первичной медико-санитарной помощи, так и в рамках специализированной помощи. Первичная амбулаторная помощь оказывается участковыми терапевтами и врачами общей практики в условиях поликлиник и офисов врачей общей практики. Специализированную медицинскую помощь оказывают врачи аллергологи и пульмонологи в стационарах и медицинских центрах.

источник

-Вам или вашим близким пришлось столкнуться с астмой,

-Вам не хватает специализированной информации и навыков, чтобы управлять болезнью и жить полноценной жизнью,
Показать полностью…

-Вы хотите получить актуальные и научно доказанные знания и индивидуальные рекомендации от эксперта экстра класса,

-А кроме того желаете посетить осенний Петербург, отдохнуть в комфортабельном отеле, окунуться в мир SPA, зарядиться знаниями и вдохновением,

тогда мы приглашаем вас принять участие в астма-школе Baltic breeze 2018, которая пройдет 16-25 сентября в Санкт-Петербурге.

Для Вас будут организованы индивидуальные врачебные консультации, семинары и круглые столы по программе астма-школы, трансфер аэропорт Пулково (вокзалы СПб)- отель и обратно, размещение в комфортабельном спа-отеле в Курортном районе Санкт-Петербурга с полупансионом (завтрак и обед «шведский стол»), экскурсионная программа по Санкт-Петербургу и пригородам, спа-процедуры и многое другое.

В течении 10 дней в группе из 10-12 человек вы получите жизненно необходимые знания и навыки для контроля астмы, с комфортом отдохнете среди соснового леса на берегу Балтики, окунетесь в неповторимую атмосферу великолепного осеннего Петербурга и заведете новые знакомства с единомышленниками и профессионалами.

В ходе экскурсионной программы вы узнаете самое захватывающие из истории города и познакомитесь с его главными достопримечательностями: Дворцовой площадью, Исакиевским собором, Медным всадником, Петропавловской крепостью и многим другим. Вы покатаетесь по рекам и каналам на речном трамвае, а на ночной экскурсии увидите самое уникальное и романтическое зрелище Северной столицы- развод мостов над Невой. В один из дней Вы посетите Петергоф, прогуляетесь по его паркам и сможете полюбоваться его потрясающими фонтанами.

Проживать и обучаться вы будете в одном из самых привлекательных отелей Курортного района Санкт-Петербурга Репино Cronwell Park отель( http://hotel-repino.ru), расположенного в п. Репино, в 45 км от центра города, в сосновом парке на берегу Финского залива .Отель имеет категорию » три звезды» и располагает спа-зоной с бассейном, гидромассажем, финской и инфракрасной саунами, турецкой парной. Предусмотрено двухместное размещение в комфортабельных номерах категории стандарт Twin (за дополнительную плату возможно одноместное размещение или размещение в номере более высокой категории).

Наша команда:
Организатор и куратор- я, Шишмаков Андрей, врач общей практики, врач-пульмонолог с врачебным стажем более 13 лет.
Кроме работы в моей жизни всегда были и остаются путешествия. Я объездил более 20 стран, самостоятельно организуя туры для себя, своей семьи и друзей.
Чем дальше от дома я уезжал, тем отчетливее понимал, как много значит для меня Петербург, город, который меняет каждого, кто хотя бы раз здесь побывает.
В ходе нашей астма-школы я хочу показать вам то лучшее, чем славен Питер.
Наш преподаватель- истинная петербурженка, любимица пациентов и своих учеников, лучший специалист по обучению пациентов с астмой, создатель и бессменный руководитель астма-школы при петербургской Александровской больнице, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры пульмонологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Собченко Светлана Александровна.
Наш гид- Бурдина Екатерина, профессиональный гид-экскурсовод первой категории. С рождения живет в Санкт-Петербурге и любит его всей душой. Более 20 лет организует авторские экскурсии по Санкт-Петербургу и его пригородам.

Стоимость программы:
-при бронировании до 31.05.2018— 57.000 руб, далее -60000 руб.
При заезде группы из 2х и более человек скидка на второго и последующих участников группы 3000 руб.

В стоимость тура входит:
-Две консультации врача -пульмонолога.
-6 семинаров и заключительный круглый стол по программе астма-школы.
— Трансфер аэропорт (вокзал)-отель-аэропорт (вокзал)
-Проживание 9 ночей в отеле категории 3 звезды в номере стандарт (двухместное размещение).
-Ежедневное сопровождение группы сертифицированным врачом- пульмонологом
-Питание полупансион (завтрак, обед «шведский стол»).
-Утренее посещение акватермальной зоны в течении 1 часа ежедневно (с 8.30 до 13.00).
-Спа-день.
— 2 городских и 1 пригородная экскурсия ( транспорт включен).
-Заключительный ужин в ресторане.

Не входит в стоимость:
— Билеты до Санкт- Петербурга и обратно.
-Дополнительные врачебные консультации и диагностические исследование.
— Медикаменты, лечебные и диагностические приборы.
— Медицинская страховка (граждане России имеют право на получение бесплатной медицинской помощи по полису ОМС).
-Ужины.
-Входные билеты в музеи.
— Транспорт отель -Санкт-Петербург (кроме трансфера, экскурсионного обслуживания.

источник

В прошлом году от болезней органов дыхания в Петербурге умерло 1851 человек

13.04.2018 в 18:07, просмотров: 845

Большинство «убила» пневмония. Но среди болезней, которые могут завершиться не выздоровлением, а смертью, значится и бронхиальная астма. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, ненамного уступающее по частоте артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца.

Три фактора развития болезни

Оно существенно снижает качество жизни человека, приводит к инвалидизации, снижает работоспособность. При этом многие астматики даже не подозревают, что они больны. Накануне Всемирного дня здоровья в Петербурге дали старт общероссийской программе «Здоровые легкие». А эксперты рассказали, что нужно делать, чтобы каждый петербуржец, даже те, кому поставлен диагноз «бронхиальная астма», смог дышать полной грудью.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое развивается в следствии вдыхания человеком аллергенов. При этом попадании их на слизистые происходит отек бронха, образуется мокрота, могут начаться спазмы. Просвет бронхов, по которым в легкое поступает воздух, закрывается или суживается.

Симптомы бронхиальной астмы: сначала кашель, хрипы при дыхании. Потом — боль в грудной клетке. В крайних случаях начинается удушье.

Почему это происходит именно в нашем округе и, в частности, в Санкт-Петербурге? Эксперты выделили несколько факторов.

Фактор первый — особенности климата. Он у нас холодный, с малым количеством солнечных дней, высокой влажностью и проливными дождями. Весна же сопровождается сухостью и пылевыми бурями. Все это способствуют снижению иммунитета. А большое скопление людей в мегаполисе приводит к росту заболеваемости гриппом, ОРВИ и бронхиальной астмой. Как уберечься? Один из способов — прививаться от гриппа и пневмококковой инфекции.

Фактор второй — распространенность табакокурения. В нашем городе курильщиков больше, чем в среднем по России. Даже среди астматиков доля курящих до недавнего времени превышала 40 процентов. После выхода антитабачного закона, запрещающего курение в общественных местах, число дымящих больных снизилось до 30 процентов. Но это все равно много. А ведь именно эта вредная привычка способствует обострению заболевания.

Фактор третий — питерские коммуналки. А точнее, живущая и разрастающаяся в них грибковая флора. Именно грибковые аллергены приводят и к развитию, и к обострению заболевания.

Аппаратура есть, работать не умеем?

По словам главного пульмонолога ФМБА России, директора Научно-исследовательского института пульмонологии Александра АВЕРЬЯНОВА, в разных странах мира бронхиальной астмой болеет в среднем до 10 процентов населения. Среди детей эта доля доходит до 15–17 процентов. В то же время в России официально страдают от этого заболевания менее 2,5 процентов населения. С чем это связано?

— К сожалению, с тем, что в нашей стране большинству больных диагноз «бронхиальная астма» просто не ставится. Они ходят, кашляют, похрипывают, посвистывают, но им, как правило, диагностируют бронхит. В итоге люди не получают должного лечения, — говорит Александр Аверьянов. — Наконец, находится фактор, который провоцирует ухудшение в течении болезни, и только тогда устанавливается верный диагноз устанавливается. Мировая статистика говорит о том, что 50–70 процентов выявленных больных страдают легкой формой астмы, без приступов удушья. В России почти 80 процентов пациентов, стоящих на учете у терапевтов и пульмонологов — больные с средне-тяжелой и тяжелой астмой.

При этом, например, Петербург полностью укомплектован оборудованием для выявления этого заболевания. Только вот, как говорят эксперты, либо врач неправильно делает замеры, либо неверно их интерпретирует. Но в итоге болезнь может остаться незамеченной.

Программа «Здоровые легкие» направлена на то, что исправить эту ситуацию и научить, как пациентов, как и врачей правильно бороться с астмой.

Читайте также:  Чем лечить первые признаки астмы

— В рамках программы будут проводиться как образовательные мероприятия для пациентов, так и вестись обучение врачей первичного звена, пульмонологов, — сообщил один из авторов программы, президент Российского респираторного общества Андрей БЕЛЕВСКИЙ. — Будут разрабатываться региональные программы улучшения помощи больным с заболеваниями легких, в частности бронхиальной астмой.

Кстати, уже сейчас в России разрабатывается новый стандарт врача-пульмонолога, в котором будет прописано, что он должен знать, что уметь и за что нести ответственность. Это важнейший документ, который изменит в числе прочего программу подготовки врачей по этой дисциплине.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Главный пульмонолог ФМБА России, директор Научно-исследовательского института пульмонологии Александр АВЕРЬЯНОВ :

«Можно сказать, что астма следует за аллергией, а их стало очень много. Существует урбанистическая теория аллергии, согласно которой, из-за того, что дети перестают контактировать с естественными аллергенами во внешней среде, находятся в рафинированном обществе, живут в городах в условиях чистоты, у них при встрече с этими аллергенами в более позднем возрасте и развивается аллергия».

«МК» ИНСТРУКТАЖ

4 наивных вопроса об астме

  • Есть ли генетическая предрасположенность к развитию этого заболевания?

По словам экспертов, у астмы нет прямого генетического наследования. Однако, если родители страдают этим заболеванием, вероятность его развития у ребенка вырастает на 75 процентов. Почему такое происходит? Пока что точного ответа на этот вопрос нет, но исследования ведутся.

  • Проверяют ли на наличие астмы по время диспансеризации?

В Петербурге — да. Спирография предусмотрена на втором этапе диспансеризации. Главное, чтобы на первом терапевт разглядел ее признаки, заподозрил наличие заболевания и направил на исследование.

  • Правда ли, что замена обычных сигарет на электронные или вейпы снизят риск развития болезни?

Нет. Может стать даже хуже.

— Электронные сигареты не менее опасны, чем обычные. Во-первых, некоторые из них содержат никотин и его количество не подвергается никакому учету. Человек с никотиновой зависимостью может выкурить больше этой смеси и получить большую дозу никотина, чем нанесет себе больший вред, — говорит Ольга Титова. — Во-вторых, в паровых смесях имеются вещества, каждый из которых для астматика может стать аллергеном и спровоцировать бронхоспазмы.

  • К кому бежать, если появились симптомы?

Если у вас появились такие симптомы как кашель, посвистывание или похрипывание при дыхании, обратитесь к терапевту. Именно он должен назначить обследование у пульмонолога. Это может быть обследование на аллергию, замер уровня выдыхаемого азота или оценка пиковой скорости выдоха.

Правда, на деле выясняется, что не все терапевты могут распознать первые симптомы бронхиальной астмы, чтобы отправить пациента на дополнительные процедуры. Поэтому сейчас эксперты-пульмонологи готовят для своих коллег из первичного звена практические рекомендации. Этакие «настольные листки», в которых прописаны не только алгоритмы ведения пациентов с астмой, но и их маршрутизация: на какие обследования и к какому специалисту направить человека.

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Читайте также:  Симптомы проявления бронхиальной астмы

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Школа здоровья при бронхиальной астме необходима для получения астматиками знаний о заболевании. Многие люди, которые болеют бронхиальной астмой, почти ничего не знают о патологии и должным образом не умеют купировать приступы. Чтобы точно знать патогенез болезни, необходимо понимать, как устроены бронхи, какие функции они выполняют, и какие патологические процессы могут в них происходить. Астма – это хроническое заболевание, которое протекает долгие годы. На протяжении всей жизни больной сталкивается с периодами обострения и ремиссии. Задача школы заключена в том, чтобы больной мог контролировать своё самочувствие, и не допускал рецидивов.

Школа астмы предназначена для обучения пациентов с бронхиальной астмой. Уроки в таком учреждении проходят курсами, во время обучения пациенты проходят определённые темы, которые в дальнейшем помогут предотвратить приступы. Кроме этого, занятия направлены на предупреждение развития разных осложнений.

Во время уроков в астма-школе больные узнают особенности течения болезни и тонкости лечения. Кроме этого, больные учатся пользоваться специальными приборами, которые необходимо применять для лечения астмы. К таким приборам относятся небулайзер, спейсер и ингалятор. Специалисты рассказывают, как следует вести себя при надвигающемся приступе удушья, что помогает значительно снизить смертность в среде астматиков.

Школа организуется для обучения пациентов с бронхиальной астмой как лежащих в стационаре, так и амбулаторных больных. Занятия проводятся на базе районных поликлиник, о графике работы школы здоровья сообщает участковый врач, он же составляет списки потенциальных учеников.

Если занятия организуются в стационаре для всех больных астмой. О начале работы школы здоровья ставят в известность всех работающих там врачей, они и занимаются комплектацией групп. Набирают в группы людей, которым на данный момент больше всего требуется пройти такое обучение.

Посещение такой школы здоровья добровольное. Занятие проводят доктора или же обученные медсёстры.

Посещать школу бронхиальной астмы можно астматикам разного возраста и пола. Кроме того, не имеет значения вид патологии и продолжительность болезни. Единственное, что учитывается, тяжесть болезни. Для людей с тяжело протекающей астмой назначаются дополнительные индивидуальные уроки.

Отдельно формируют детские группы для проведения занятий в школе здоровья. Подобные школы располагаются в детских больницах или стационарах пульмонологии. В этих школах детей в игровой форме обучают всем необходимым навыкам, а важная информация им подаётся в больше доступной форме, чем взрослым.

Астма-школа – это отличная профилактика заболевания. Если ходить на занятия регулярно, то можно значительно повысить свой уровень знаний.

Каждый человек должен контролировать состояние здоровья. У больных с бронхиальной астмой контроль над своим самочувствием – это жизненная необходимость. Такие люди должны следить за течением болезни и понимать, для чего необходимо то или иное лечение. Больной должен всё знать о заболевании и учиться жить с такой патологией. Следует понимать, что отсутствие нужных знаний, а также некорректно оказанная помощь при приступе может привести к серьёзным последствиям для здоровья и даже к смертельному исходу.

Читайте также:  Приступы астмы каждый день что делать

Школа здоровья для астматиков направлена на решение следующих важных задач:

  • Предупреждение прогрессирования болезни.
  • Профилактика обострений и серьёзных осложнений у детей и взрослых.
  • Общая информация о механизме развития бронхиальной астмы.
  • Обучение пациентов самостоятельному определению уровня тяжести патологии.
  • Знакомство с самыми первыми признаками приближающегося астматического удушья.
  • Обучение методам быстрого купирования астматического удушья.
  • Методы предотвращения приступов удушья.
  • Общая информация о способах самопомощи в период приступа удушья.
  • Общая информация об инновационных методах лечения болезни.
  • Обучение пользованию различными приборами и приспособлениями. Врач воочию показывает, как нужно использовать ингалятор, небулайзер или спейсер.
  • Обучение методам самостоятельного контроля течения болезни.
  • Обучение способам минимизации факторов риска.

Вся работа школы здоровья направлена на снижение уровня смертности среди всех больных астмой. Достичь этого можно, если больные астмой будут исправно посещать уроки астма-школы.

Посещение школы здоровья приводит к снижению числа приступов и значительному улучшению качества жизни астматика.

Чтобы проводимые занятия давали хороший результат, важно правильно организовать их. Обратить внимание стоит на такие аспекты:

  • В группах должна быть в достаточном количестве комфортная мебель для размещения людей. Кроме этого, нужно обратить внимание на качество освещения и техническую возможность подключить компьютерную технику.
  • В группы записывают не больше 10 больных одновременно. Если занятия одновременно проводить для большего числа больных. То это может отразиться на общем качестве лекций. Врач может не успеть ответить на все возникающие у людей вопросы.
  • В школу следует ходить и родным астматика. Родственники должны знать, как можно оказать помощь астматику во время приступа.
  • Курс состоит максимум из 10 лекций, каждая длится не больше полутора часов. Желательно проводить занятия каждый день или же через день, чтобы больные не забывали полученную информацию.
  • За год можно провести до 10 профилактических курсов, при этом лекции в летнее время лучше не проводить вообще.

Лекции должны выстраиваться по принципу доверительной беседы. На самом первом уроке инструктор рассказывает правила посещения школы.

Врач должен донести людям, которые посещают школу здоровья, что все вопросы следует задавать сразу же, а не ждать окончания урока.

Во время прохождения курса обучения состав группы нельзя менять. Сначала проходят обучение одни 10 человек, а затем набирают новую группу. Чтобы повысить эффективность работы школы здоровья, необходимо учесть такие организационные моменты:

  • В комнате для проведения уроков желательно поставить столы, чтобы больные могли записать пройденный материал.
  • Подаваемый больным материал нужно правильно подбирать по сложности. Лектор должен учитывать, что один материал запоминается легко, а другой может вызвать трудности.
  • План каждого занятия лектор оглашает в самом начале урока.
  • При проведении занятий желательно показывать презентации, фотографии и графики. Графический материал легче воспринимается мозгом.
  • К каждому ученику школы здоровья должен быть индивидуальный подход.
  • Для проведения уроков отбирают персонал, который имеет не только медицинские знания, но и умеет их правильно донести. Лектор должен вызывать у больных доверие.

Лектору нежелательно употреблять медицинские термины, лучше говорить на понятном для всех языке.

В программу обучения обязательно включают изучение строения органов дыхания, инновационные методы лечения патологии и рассказывают об отличиях между астмой и обычным бронхитом. Люди, больные бронхиальной астмой, должны понимать, что знания и умения, которым обучают в школе здоровья, могут не только улучшить качество жизни, но и предотвратить смертельный исход.

источник

Отдел медико-социальных проблем

В составе отдела работают 2 доктора наук, 4 кандидата наук.

Основными направлениями научных работ отдела являются:

  • разработка и обоснование принципов организации пульмонологиче­ской помощи;
  • изучение эпидемиологии заболеваний легких нетуберкулезной этиоло­гии;
  • выявление связи ведущих неблагоприятных факторов (профессиональ­ная вредность, курение, наследственность) и заболеваний органов ды­хания;
  • анализ статистических данных об их распространенности и исходах;
  • изучение качества жизни больных заболеваниями органов дыхания;
  • развитие приложений телемедицинских технологий в пульмонологии.

Сотрудники отдела проводят сравнительный анализ эффективности раз­личных вариантов организации медицинской помощи больным заболеваниями органов дыхания, разрабатывают методические рекомендации по организа­ции рациональных форм работы специализированной пульмонологической службы и оценке качества оказания медицинской помощи в лечебных учре­ждениях, исследуют качество жизни, связанное со здоровьем. Исследования качества жизни больных пульмонологического профиля проводятся с исполь­зованием лицензионных опросников (общих и специальных), осуще­ствляется апробация детского опросника. Cотрудники отдела приняли участие в многоцентровом исследовании по изучению качества жиз­ни больных бронхиальной астмой в России (Программа «ИКАР»).

Учебно-методическая и консультативная работа. Научные сотрудники отдела читают лекции для научных сотрудников и практических врачей, про­водят консультации по методикам исследования качества жизни, статистиче­ской обработки данных научных исследований, использованию современных информационных технологий, оказывают методическую и практическую по­мощь студентам при подготовке курсовых и дипломных работ.

СПб, 197089, ул. Льва Толстого, д. 6-8, корп. 44, НИИ пульмонологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

Тел.: 234-51-87, Суховская Ольга Анатольевна. e-mail: pulmorg@mail.ru

Отдел патологии органов дыхания

В штате 6 докторов наук, 6 кандидатов наук.

В отдел патологии органов дыхания входят

  • группа клинической физиоло­гии дыхания;
  • группа физиологии кровообращения;
  • группа лучевой диагностики;
  • лаборатория экспериментальной пульмонологии в составе группы экспе­риментальной патологии и группы патоморфологии.

Диагностическая работа

Диагностические исследования, проводимые в подразделении.

Инструментальные: спирометрия, бодиплетизмография, исследование диффузионной способности легких, импульсная осциллометрия, исследова­ние легочного газообмена при дозированной физической нагрузке, исследо­вание газов крови, ЭКГ, эходоппперкардиография, реография.

Основные направления научной работы: изучение изменений механики дыхания и легочного газообмена на дозированную физическую нагрузку и дыхание газовыми смесями с различным содержанием кислорода, диастоли-ческой функции желудочков сердца ультразвуковой методикой в режиме M-color с определением скорости распространения диастолической волны. Усовершенствование морфологической диагностики диссеминированных процессов в легких.

В отделе проводятся экспериментальные исследования путей развития оксидативного стресса в легких как основного механизма повреждения и разработка способов медикаментозной коррекции антиоксидантной защиты легких.

(812) 4994802 Аганезова Елена Сергеевна (группа клинической физиоло­гии дыхания);

(812) 4994847 Александров Альберт Леонидович (группа физиологии кровообращения);

(812) 4994890 Лисочкин Борис Григорьевич (группа патоморфологии);

(812) 4994820 Данилов Лев Николаевич (группа экспериментальной пато­логии).

Лаборатория хирургии легких НИИ Пульмонологии СПБГМУ

Оказывает специализированную консультативную, стационарную диагностическую лечебную и хирургическую помощь больным со следующей патологией органов дыхания

  • злокачественные и доброкачественные опухоли легких, плевры, средостения
  • эмфизема легких
  • рецидивирующий спонтанный пневмоторакс
  • плевральные выпоты
  • стенозы трахеи и крупных бронхов
  • трахеопищеводные и бронхопищеводные свищи
  • хронические нагноительные заболевания легких, бронхоэктазы
  • хроническая эмпиема плевры
  • врожденная патология легких
  • инородные тела бронхов и легких
  • патология диафрагмы
  • гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

В отделении выполняются сложные реконструктивно-восстановительные, органосохраняющие, эндоскопические, видеоторакоскопические вмешательства на органах грудной полости с использованием современных технологий. Проводится комбинированное лечение злокачественных опухолей легких, в том числе поздних стадий, включающее хирургические вмешательства, противоопухолевую химиотерапию, лучевую терапию, иммунотерапию, эндоскопическую лазерную фотодеструкцию, фотодинамическую терапию, а также паллиативное лечение неоперабельных больных.

Сотрудники лаборатории проходили стажировки в ведущих клиниках Западной Европы, являются членами международных и отечественных научных обществ.
Консультируют сотрудники лаборатории
Акопов Андрей Леонидович – заведующий лабораторией хирургии легких НИИ пульмонологии, профессор кафедры госпитальной хирургии №1
раб.тел. (812) 499 6826
моб.тел. 939 3723
e-mail: akopovand@mail.ru
Горбунков Станислав Дмитриевич – научный сотрудник лаборатории хирургии легких НИИ пульмонологии
рабочий тел. (812) 499 6868
Агишев Алексей Сергеевич – научный сотрудник лаборатории хирургии легких НИИ пульмонологии
рабочий тел. (812) 499 6868

ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА
проводится на базе хирургического торакального отделения клиники госпитальной хирургии №1 СПбГМУ, стационара дневного пребывания клиники пульмонологии СПбГМУ, а также центра амбулаторной хирургии ПСПбГМУ. Все перечисленные подразделения, также как и НИИ пульмонологии СПбГМУ, находятся по адресу Санкт-Петербург, улица Льва Толстого, д. 68, корп. 44.
Сотрудники лаборатории существляют консультативную помощь в клиниках и больницах Санкт-Петербурга и области.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Последипломная — клиническая ординатура, интернатура.

На базе лаборатории хирургии легких проводятся курсы повышения квалификации по специальности «торакальная хирургия» длительностью 1 месяц.

  • хирургическая коррекция эмфиземы легких у больных хронической обструктивной болезнью легких
  • хирургическое лечение рака легкого
  • предоперационная химиотерапия при немелко-клеточном раке легкого
  • диагностика и лечение плевральных выпотов
  • диагностика и лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни
  • эндоскопическая хирургия трахеи и крупных бронхов
  • видеоторакоскопические диагностические и лечебные вмешательства на органах грудной полости

Отдел терапевтической пульмонологии

Численность сотрудников: всего 39 человек, из них 9 докторов наук, 20 кандидатов наук.

Отдел терапевтической пульмонологии является одним из основных структурных подразделений НИИ пульмонологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Пав­лова.

В его состав входят: лаборатории хронической обструктивной патоло­гии легких, бронхиальной астмы, интерстициальных заболеваний легких, вро­жденной и генетически детерминированных заболеваний, детской пульмоно­логии, реабилитации болезней органов дыхания. Центр помощи больных му-ковисцидозом.

Приоритетными направлениями работы отдела являются:

диагностика, лечение и реабилитация больных пульмонологического профиля с бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких, с интерстициальными заболеваниями легких (саркоидоз легких и др. гранулематозы легких, фиброзирующие альвеолиты, коллагенозы, болезни накопления, легочные васкулиты, ангиолейомиоматоз и др.), врожденными и генетически детерминированными заболеваниями легких (муковисцидоз, синдром Картагенера, дефицит а,-антитрипсина и др.);
оптимизация методов лечения хронической обструктивной болезни легких у больных пожилого и старческого возраста, изучение особенно­стей течения, осложнений и исходов ХОБЛ;
лечение детей раннего возраста и глубоконедоношенных (с респира­торными расстройствами и бронхолегочной дисплазией) в отделении реа­нимации и патологии новорожденных, в том числе находящихся на меха­нической вентиляции и нуждающихся в кислородной поддержке;
лечение стационарных больных пульмонологического профиля; кон­сультирование больных, страдающих заболеваниями органов дыхания, на­правленных поликлиниками СПб; диспансеризация больных бронхиальной астмой, включая беременных.
Сотрудники отдела проводят лечебную работу на базе пульмонологиче­ского отделения кафедры хирургии №1 ПСПбГМУ (60 коек), кафедры и кли­ники госпитальной терапии СПбГМУ (140 коек), пульмонологического отде­ления Госпиталя для ветеранов войн (ГВВ), пульмонологическое отделение на 140 коек городской больницы № 32, отделения пульмонологии Ленинград­ской областной детской больницы (48 коек), инфекционно-пульмо-нологического отделения Детской городской больницы Св. Ольги (45 коек), в Дневном стационаре НИИ пульмонологии. Всего 508 мест, в том числе 82 — с повышенной комфортностью.

Основные лечебные мероприятия: стандартизированное базисное лече­ние ХОБЛ, БА, интерстициальных заболеваний легких, небулайзерная тера­пия, длительная кислородотерапия на дому, оригинальные физиотерапевти­ческие методы лечения больных, разгрузочно-диетическая терапия, бароте­рапия; иглорефпексотерапия, психотерапия, специфическая гипосенсибили-зация, плазмаферез, лечебная физкультура.

Отделом терапевтической пульмонологии проводятся:

консультации сложных в дифференциально-диагностическом и лечеб­ном плане больных в клиниках и больницах города, Ленинградской области, России, стран СНГ и др. медицинских учреждениях, в том числе заочные консультации по медицинским документам;
проведение детской дифференциально-диагностической комиссии в НИИП.
Разрабатываются программы для обучения пациентов, организовываются школы для больных. Организованы «Астма — школы».

Участие в работе дифференциально-диагностической комиссии в го­родском диагностическом центре № 1.

Диагностическая работа отдела терапевтической пульмонологии:

разработан методический подход по прогнозированию риска развития бронхообструктивного синдрома в семьях больных хроническим бронхитом на основе анализа ряда генетических маркеров с учетом факта курения;
клинико-генеалогическое обследование пациентов с исследованием хлоридов потовой жидкости, разности назальных потенциалов, ДНК-зондовой диагностикой гена муковисцидоза;
тестирование мутаций генов системы детоксикации;
Инструментальные методы обследования: эхокардиографическое ис­следование, определение механических свойств легких, ФВД, фибробронхо-скопия, бронхопровокационные пробы, аллергологическое тестирование (кожные пробы); иридодиагностика.

Лабораторные: иммуноферментный анализ, спектрофотометрический и хемилюминисцентный методы, исследование спонтанной агрегации тромбо­цитов и эритроцитов, иммуногенетические исследования (исследование анти­генов HLA-системы); определение кортизола крови, 11-ОКС крови, корти-золпоглощения лимфоцитов; цитологическое исследование мокроты.

Чтение циклов лекций по детской пульмонологии, бронхиальной аст­ме, а также лекции по бронхолегочным заболеваниям у детей для вра­чей-терапевтов на циклах первичной специализации по пульмонологии, проводятся выездные по детской пульмонологии в Твери и Омске обу­чающие циклы по разгрузочно-диетической терапии (Бурятия), аналогич­ные обучающие циклы проводятся среди пульмонологов города; лекции и практические занятия по технологии проведения небулайзерной терапии в Центре небулайзерной терапии НИИ пульмонологии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и на базе пульмонологического отделения Госпиталя для ветеранов войн.
Чтение лекций по различным аспектам проблемы «интерстициальные заболевания легких» в поликлиниках для терапевтов и пульмонологов.
Проведение всероссийских и городских конференций для врачей («Генетика в пульмонологии», «Бронхолегочная дисплазия», «Инфекции нижних дыхательных путей», «Актуальные вопросы детской пульмоноло­гии»).

Основные направления научной работы:

  • изучение роли наследственных факторов с целью прогнозирования риска развития бронхообструктивного синдрома в семьях больных хрони­ческим бронхитом; изучение особенностей течения, осложнений и исхо­дов ХОБЛ у больных пожилого и старческого возраста для оптимизации методов лечения.
  • анализ организации лечения и реабилитации больных внегоспитальны-ми пневмониями в условиях реформирования здравоохранения Санкт-Петербурга и совершенствование программ реабилитации с учетом осо­бенностей течения заболевания.
  • разработка и усовершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации больных интерстициальными и профессионально обуслов­ленными заболеваниями легких на основе изучения вопросов этиологии, эпидемиологии и особенностей патологического процесса при отдельных нозологиях.
  • эпидемиология хронических болезней органов дыхания нетуберкулез­ной этиологии у детей в регионе с развитой инфрастуктурой на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • вопросы донозологической диагностики бронхиальной астмы, воз­можности математического прогнозирования ее возникновения и харак­тера течения; семейные исследования при бронхиальной астме; исследо­вание роли сочетанной патологии при бронхиальной астме; тяжелая астма у лиц молодого возраста,- исследование роли систем детоксикации небла­гоприятных факторов внешней средь! у больных с различными формами БА.

Адрес: СПб, 197089, ул. Льва Толстого, д. 6-8, корп. 44, НИИ пульмонологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

Руководитель отдела терапевтической пульмонологии д.м.н. профессор Гембицкая Татьяна Евгеньевна, тел. 234-13-83.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *