Меню Рубрики

Астма у ребенка психотерапия

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием. Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний. Статья подготовлена на основе анализа имеющихся в литературе материалов и исследований по психотерапии бронхиальной астмы.

Навигация по сайту:

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом. По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла. Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают. Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии. Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

* Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.

* Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма — не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.

* Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2—3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

* Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы. Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

* Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы. Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием. У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль. Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы. В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса. Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии, 30% относятся к психологическим, 40% — к инфекциям и 30% — к аллергии. Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств. Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

* Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку. Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением. Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери. Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

* Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства. Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы. Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа. Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь), гипноз, групповая психотерапия, семейная психотерапия, долгосрочная индивидуальная психотерапия, аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности. Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными — при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.
Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом: психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов. При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций. Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность (чувствительность), склонность к легкому возникновению фрустрации, преобладанию отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов. В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы: отрицание, вытеснение и регрессия. При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена. Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.
Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность. У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства: астения, тревога со вторичной гипотимией, эмоциональная неустойчивость.
Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков. При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия. Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке. Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.
В другом исследовании установлены следующие личностные особенности: астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её; они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию. У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается. Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния. Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет. С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха. Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются. Человек физически просто не может вдохнуть. При чем дальше происходит такая петля обратной связи: человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника. Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены. Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц. Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери. Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом. Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства. Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений. Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности. Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний. Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери.
Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.
Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.
Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача. Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.
Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью». От самих больных их страх остается скрытым. В. Бройтигам пишет: «При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции».
Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций «отдать – принять» и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленными с ними».
Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве. В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм: вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств. Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды. При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой. Регулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние. С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

* Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.

* Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.

* Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.

* Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

источник

Бронхиальная астма — типичное для детского и подросткового возраста психосоматическое заболевание с явной тенденцией к хроническому течению. В целом, понятия «психосоматические», или «психофизиологические», заболевания включают расстройства с соматической симптоматикой и отчетливой органической патологией, при которых, однако, причиной или поддерживающими болезнь факторами могут быть психические влияния.

Для последних десятилетий характерно все более настороженное отношение к постулату о причинной связи между психическими влияниями (например, травмирующими переживаниями, продолжительными конфликтами) и соматическими проявлениями болезни (повреждениями тканей различных органов).

Под бронхиальной астмой мы понимаем приступы удушья с удлиненным и затрудненным выдохом, связанные со спазмами гладкой мускулатуры малых бронхов и бронхиол. Учащение таких приступов может угрожать жизни. В промежутках между приступами часто не бывает никаких жалоб.

Бронхиальная астма — наиболее частое хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В больших детских популяциях им страдают около 2—4% детей. В ФРГ сообщается о частоте 1—2%. 30—40% случаев манифестируют в пубертатном возрасте. Ведущим в клинической картине является астматический приступ, обусловленный спазмами гладкой мускулатуры бронхов с гиперсекрецией слизи, а иногда и отеком.

Современные схемы классификации отражают упомянутую выше необходимость осторожного отношения к тезису об очевидной связи между психическими воздействиями и соматическими изменениями при так называемых «классических» психосоматических заболеваниях, к которым относится бронхиальная астма. Это не означает, что при бронхиальной астме психические влияния не играют никакой роли.

В МКБ-10 различные формы астмы включены в рубрику «психологические и поведенческие факторы, связанные с заболеваниями, классифицированными в других разделах» (F 54). Поясняется: «Эта категория должна использоваться для регистрации наличия психологических или поведенческих факторов, играющих существенную роль в этиологии соматических заболеваний, классифицируемых в других главах МКБ-10». Органические компоненты регистрируются дополнительно под рубрикой J 40—J 47, включающей «хронические заболевания нижних дыхательных путей».

Относительно этиологии и патогенеза сегодня считают, что бронхиальная астма должна рассматриваться главным образом в рамках мульти-факторной теории, пытающейся интегрировать различные моменты, способствующие развитию заболевания или провоцирующие приступы.

Предполагают наличие генетической предрасположенности, приводящей к манифестации болезни при воздействии различных провоцирующих факторов (инфекции, иммунологической реакции, эмоциональной нагрузки). Важную роль при этом играют психологические и семейные отягощающие ситуации. Они не являются единственными или ведущими причинами, но имеют значение для возникновения и поддержания болезни в целом или астматического приступа.

Эта осторожная и умеренная гипотеза об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы учитывает тот факт, что многие ранее сформулированные психогенетические теории (например, теории специфической личностной структуры, специфических семейных конфликтов или специфических отношений между матерью и ребенком) были опровергнуты эмпирическими исследованиями. Взаимосвязи между различными обсуждаемыми факторами представлены на рисунке.

В соответствии с многочисленностью факторов, имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.

2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:
• попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);
• методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха — по показаниям;
• индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);
• проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;
• хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков.

Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами.

Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень. Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:
• на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);
• на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);
• на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача).

После тщательного функционального анализа, учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы. При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.).

Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику.
Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

Несмотря на интенсивные психотерапевтические меры и комбинированную психологическую и медикаментозную терапию, примерно у 25% больных детей и подростков болезнь переходит в хроническую форму (меньше чем у половины из них — в тяжелую).

Согласно Штейнхаусену, бронхиальная астма, начинающаяся в детстве, характеризуется у 30% больных наступлением длительной стабильной ремиссии, у 20% — ремиссией в периоды отсутствия аллергенов, и еще у 20% — развитием других аллергических симптомов или заболеваний. Летальность составляет 1%. Если клиническая симптоматика возникает лишь во время инфекций, прогноз особенно благоприятен. Неблагоприятные прогностические факторы — высокая частота приступов и сочетание астмы с экземой.

В остальном следует согласиться, что психологические факторы сильно влияют на течение бронхиальной астмы и это позитивно отражается на целенаправленном применении психотерапии.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

источник

У вас астма? Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины астмы.

Доктор Н. Волкова пишет: «Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины. Можно полагать, что и остальные 15% болезней связаны с психикой, но установить эту связь ещё предстоит в будущем… Среди причин возникновения болезней чувства и эмоции занимают одно из главных мест, а физические факторы – переохлаждение, инфекции – действуют вторично, как пусковой механизм…»

Сначала заполняется пигментная эпителиальная отслойка, а затем происходит выход из пространства подпространства сетчатки из одного или нескольких фокальных точек, обычно расположенных в границах пигментированного эпителиального отростка сетчатки. Это единственная форма центральной серозной хориоретинопатии, которая имеет клинически очевидную пигментную эпителиальную отслойку и может быть документирована с помощью флуоресцентной визуализации. В других формах отрыв пигментированного эпителия может рассматриваться только на месте выведения, поскольку он не может быть обнаружен биомикроскопией.

Доктор А. Менегетти в своей книге «Психосоматика» пишет: «Болезнь – это язык, речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном. Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет…»

Особый тип утечки в центральной серозной хориоретинопатии, по-видимому, не имеет окончательной ценности для прогнозирования конечного визуального прогноза; однако он может указывать продолжительность отрыва. По большей части, выходы дымоходов, как правило, являются острыми проявлениями, и ускользает в чернильных пятнах хронических проявлений.

Этиология болезни неясна; некоторые авторы считают, что люди с этим типом заболеваний часто высококонкурентны, с принудительной зависимостью от работы, которые связаны с появлением их симптомов с необычным стрессом, такими как смена работы, семейные проблемы, смерть или болезнь в семье или травмы при авариях. Болезнь также встречается у беременных женщин. Хотя они находят эти характеристики у 100% своих пациентов, могут быть другие факторы, которые еще не рассмотрены. Характеристики личности.

Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины астмы.
Вот что пишут об этом всемирно известные эксперты в данной области и авторы книг по данной тематике.

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит «Люби себя!»» пишет о возможных метафизических причинах астмы:
Астма носит перемежающийся характер. Ее основным симптомом является затрудненное дыхание, причем выдох становится натужным и тяжелым, а вдох — легким и быстрым. Это затруднение дыхания сопровождается свистом в грудной клетке, который слышен в стетоскоп, а часто и без него. В перерывах между приступами дыхание нормализуется, свист исчезает.
Эмоциональная блокировка:
Так как астматику легко вдохнуть, но трудно выдохнуть, его тело подсказывает ему, что он хочет слишком многого. Он берет больше, чем следует, и отдает с большим трудом. Он хочет казаться более сильным, чем он есть на самом деле, так как думает, что этим вызовет любовь к себе. Он не способен реально оценивать свои возможности и способности. Он хочет, чтобы все было так, как он желает, а когда это не получается, он привлекает к себе внимание астматическим «свистом». Астма для него также является хорошим оправданием того, что он не так силен, как ему хотелось бы.
Ментальная блокировка:
Приступы астмы — серьезный сигнал о том, что твое желание как можно больше взять отравляет и душит твой организм. Пора тебе наконец признать свои слабости и недостатки, то есть признать себя человеком. Избавься от мысли, что власть над другими людьми может дать тебе их уважение и любовь, и не пытайся доминировать над близкими с помощью своей болезни. См. также статьи АЛЛЕРГИЯ и ЛЕГКИЕ (ПРОБЛЕМЫ).

Гипотеза, поднятая с психоаналитической точки зрения для пациентов с этим визуальным заболеванием, называемая центральной серозной хориоретинопатией, с учетом символического смысла зрения и его отсутствия в смысле силы и кастрации, заключается в том, что пациенты ответственны, конкурентоспособны, высокое чувство долга и тело, которое используется только для выживания, а не для удовольствия. Другие характеристики, которые могут быть найдены в них, — это те, которые созданы выше других и без какой-либо ошибки, всегда в ситуации большей власти, чтобы быть наиболее квалифицированными и иметь сильное владение привязанностью.

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «»Рейки» — универсальная энергия жизни» пишут о возможных метафизических причинах астмы:
Астма — это симптом, при котором ты хотя и принимаешь в себя много воздуха, но выдыхание его представляет для тебя серьезные трудности. И поскольку ты можешь выдохнуть лишь незначительную часть, то очень скоро наступает момент, когда ты уже не можешь больше вдохнуть в себя новую порцию воздуха, воздухообмен становится все меньше и меньше. Возможно, ты человек, желающий получить любовь, однако сам не научился любовь дарить. Но так не бывает: только принимать, но не отдавать. За что же ты так цепляешься, чего ты не хочешь отдать? Какие стороны жизни ты отвергаешь и не хочешь принять? Чего ты так боишься и против чего у тебя рождается агрессия, — и в этом ты не хочешь даже себе признаться?
— Прочитай по этому поводу Евангелие от Матфея, главу 5, стих 44. Пойми, что у жизни имеется в избытке все для каждого. В тебе уже есть вся полнота жизни, и только твое сознание, твой страх, что тебе достанется слишком мало, отделяет тебя от этой полноты. Поэтому передай другим часть того, что ты уже сейчас имеешь от полноты жизни, чтобы поток жизни мог течь дальше. И признайся себе спокойно в своей теперешней беспомощности и в относительной своей малости. Только так к тебе может прийти помощь. Впусти сознательно в себя те области, которые ты до сих пор всегда избегал и отвергал. Принимай и интегрируй жизнь во всей ее целостности, и ты узнаешь, как внезапно исчезнут все враги, что все это было только в твоем сознании. Наконец-то ты вновь сможешь вздохнуть свободно. Чудесное чувство!

Такая характеристика может оставаться до тех пор, пока триггерное событие — в смысле неспособности или неспособности увидеть то, чего не хватает в их жизни, — способствует развитию болезни и ее кастрирующему эффекту. Фактически, характеристики субъектов с этим типом личности следующие: необходимость достижения целей, компетентности и социального признания; склонность ускорять выполнение любой задачи; экстраординарная психическая и физическая активность, а также очевидное участие в нескольких срочных мероприятиях.

В настоящем исследовании мы изучали органические элементы визуального заболевания, известные как центральный серозный патогенный хориретин, а также психологические и социальные характеристики некоторых пациентов, страдающих от него. Четыре месяца были обнаружены у четырех пациентов, трое из которых были мужчинами и женщина; средний возраст составлял 35 лет, а среднее школьное образование было среднего уровня. Интервью состояло из 37 открытых вопросов для получения данных о личности и аспекте привязанности, а также семи закрытых вопросов по социально-демографическим данным.

Доктор Валерий В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» пишет о возможных метафизических причинах астмы:
Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания. Астма — это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.
Я заметил, что астматики — это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась мной практически в каждом случае астмы.
Астма — это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.
Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве — это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.
Астма у детей — это боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести — они за все принимают вину на себя.
Ко мне на прием, как к врачу-гомеопату, пришла женщина со своим сыном, у которого периодически были приступы астмы. Назначенное мной гомеопатическое лечение дало очень хорошие результаты, но болезнь полностью не ушла.
Сразу на первом сеансе я про себя отметил, что причины болезни сына скрыты в поведении его матери. Это была одна из тех женщин, которые контролируют своих детей во всем. Своей такой «заботой» они буквально не дают им «свободно вздохнуть». Дальнейшее исследование подсознательной программы поведения матери показало, что к болезни сына привели постоянные страхи — страхи в отношении жизни, себя, своего сына. Эти страхи она унаследовала от своей матери, которая боялась буквально всего.
В процессе беседы женщина неоднократно использовала такие фразы: «Задыхаюсь от жизни», «Несусь куда-то и не могу остановиться и сделать передышку».
Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря — чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

Вопросы касались следующих аспектов. Самостоятельное описание предмета. Восприятие другими. Чувства грусти. Выражение привязанности печали через плач. Физическое или словесное выражение гнева. Основания для беспокойства. Как только испытуемые были обнаружены, проводились интервью с ними, которые проводились в приемной или в отделении Офтальмологии больницы со средней продолжительностью 50 минут.

В своем самоописании четыре субъекта были оценены с использованием работы и силы в качестве контрольной точки, основной характеристикой которой является ограничение. Они не сказали, что спокойствие было частью их. Они считали себя хорошо функционирующими.

На прием ко мне пришла женщина с больным сыном. У юноши был хронический АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. Болел он им с детства. Общаясь с подсознанием матери, мы выяснили, что причина болезни — это ее всевозможные страхи. Сначала она боялась рожать и во время беременности испытывала сильнейший страх перед родами. Она боялась, что ребенок и она сама могут задохнуться во время родов. Это отложилось в подсознательной программе сына уже в утробе матери. Потом родственники, которые, кстати, были врачами, пугали ее постоянно тем, что каждая болезнь может привести к смерти. В итоге у ребенка начала формироваться болезнь, которая просто являлась отражением страхов матери.

В их отношениях с другими тремя субъектами они прокомментировали, что отношения были хорошими, без сильной связи удовольствия или неприязни, отношениями, в которых была хорошая подгонка. Другие обратились к коллегам по работе, друзьям и партнерам по взаимоотношениям. Они не выразили никакой существенной связи, и в отношении отношения пары они были описаны в ней с прилагательными, такими как «неотложные», «хорошие» или «хорошие», которые использовались скорее как критерии эффективности, чем подобные выражения, в которых указывают на существование эмоциональной связи.

Одна моя пациентка настолько сильно «заботилась» и беспокоилась о своем сыне, что это привело не только к образованию опухоли в груди, но и к развитию астматических приступов у ребенка. Так как своим поведением она буквально не давала ему свободно жить, а значит, и дышать.

Согласно Сергею С. Коновалову («Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции»), возможными метафизическими причинами астмы являются:
Астма, как правило, начинается в детстве. Заболевание — это подавленный всхлип, в основе которого лежит конфликт, отсутствие моральной поддержки, страх за себя. Как правило, астматики в жизни совсем не плачут, потому что не могут слезами выразить свое состояние. Причина астмы — подавленные эмоции и прежде всего сильный подсознательный страх перед жизнью, который выражается в нежелании быть здесь и сейчас.
Астма у детей характерна тем, что ребенок ощущает себя бесправным, принимает всю вину в семейных конфликтах на себя. У него очень развитая совесть. Из-за этого его преследует чувство подавленности.
У взрослого астма начинается тогда, когда он теряет уверенность в том, что может самостоятельно решать проблемы, он тоже боится жизни и как бы впадает в детство, ждет защиты и помощи со стороны, но позвать на помощь не может. Эмоции могут быть не подавленные, а открытые (гнев, обида, злоба и жажда отмщения). За ними скрываются другие чувства — незащищенность и страх.
Способ излечения.
Найти силы и возможность рассказать о своих истинных страхах. Если рядом нет близкого человека или никто не понимает, то поплакаться в подушку, рассказать кукле, коту, собаке, главное — высказаться, и вас обязательно услышат. Во время медитации с книгой больше импровизировать с молитвами и обращениями к Учителю. Это поможет получить большой заряд энергии, он усилит вашу волю. Больше бывать на природе, все лето проводить за городом, особенно возле воды. Принимать душ два раза в день — он смывает поверхностные эмоции и очищает ауру.

На грусти один из испытуемых отрицательно ответил на вопрос о том, что однажды испытал эти эмоции. Другие согласились с этим. В отношении ситуаций, в которых проявилась эта эмоция, один говорил о «ребенке», другой о смерти родственников, а другой о ситуациях оскорбления или здоровья.

Реакция на чувство грусти была связана с желанием плакать и выражением плача в двух субъектах, к отставке и избеганию, учитывая, что ощущение опасно, а не его репрессии. Когда его спросили о последней ситуации печали для четырех испытуемых, они только назвали сцены, но не объяснили ситуации. По мотивам грусти были также незначительные связи в четырех предметах, поскольку родственники не были названы людьми, то есть с их собственным именем, и не проявляли никакой привязанности к ним; на общении эмоций, это могли видеть другие, но это не было произнесено ни одним из предметов.

Владимир Жикаренцев в своей книге «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением астмы:
Удушающая, подавляющая любовь. Неспособность дышать ради самого/самой себя. Подавление, душение чувств. Подавленное желание плакать.
Гармонизирующие мысли: Для меня безопасно взять на себя ответственность за собственную жизнь. Я выбираю быть свободным/свободной.
Астма детская: Страх жизни. Нежелание быть здесь.
Гармонизирующие мысли: Этот ребенок в безопасности и любим всеми. Его с радостью принимают и заботятся о нем.

В связи с последним случаем, один из испытуемых поставил его в ситуации, произошедшей семь лет назад, другой не помнил, и последняя из испытуемых дала дату также очень предыдущую, не понимая, что пока он собирался плакать. Что касается того, что они сделали, когда им захотелось плакать, один из них сказал, что после семи лет назад не было другого случая; другой субъект ответил, говоря о своем текущем состоянии здоровья, и последний заявил, что он часто плакал. Если кто-то заметил его желание плакать, субъект сказал, что никто ничего не сказал, другой указал, что он плакал, когда он брал, но не упоминал, что принятие его было событием, в котором он сопровождал или упоминал имена, другой парень сказал, что он плачет, когда смотрит фильмы на телевидении, как будто плачет было что-то, вызванное другим, с которым нет никаких отношений.

Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением астмы:
Неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий.
Гармонизирующие мысли: Теперь мне можно спокойно брать свою жизнь в собственные руки. Я выбираю свободу.
Астма детская: Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.
Гармонизирующие мысли: Этот ребенок в полной безопасности, его любят.

Что касается сообщения о плачевном, два предмета отказались разговаривать с другими, и третий субъект сказал, что его дети спросили его, почему он был грустен. Изучая индивидуальную историю выражения плача, только один запомнил, что плакал, другой сказал, что он не делал этого круглым путем, еще один указал, что он ничего не получил, плача, и последний сказал, что он не ругался, ведя себя хорошо, как если плач был следствием регалий и, когда он хорошо себя ведет, избегает этого последствия. Что касается кричащих ситуаций в детстве, трое связаны с плачем в результате взрослой лени от вреда, в результате чего было отменено ненадлежащее поведение, и они могли тогда вести себя надлежащим образом.

Анатолий Некрасов в своей книге «1000 и один способ быть самим собой» пишет о возможных метафизических причинах астмы:
Астма – эта болезнь сигнализирует о том, что у человека запросы больше, чем отдача Миру любви и добра. То есть, налицо нарушение энергообмена человека с Миром. Необходимо честно посмотреть на себя, убрать гордыню и заняться пересмотром своего мировоззрения.

Выражение крика во взрослой жизни было по трем предметам из-за болезни или смерти родственников, а в остальном — нынешней болезнью. В среднем трое мужчин были 20 лет без плача. При указании ситуации они назвали событие, но не задействованы персонажи. Что касается того, были ли они одни во время плача, два субъекта сказали «нет», но не добавляли информацию о людях, которые их сопровождали. Если бы они поговорили с кем-то, как они, трое мужчин сказали, что они этого не сделали; женщина, напротив, рассказала всей своей семье.

Ощущение после плача описывалось двумя субъектами как «облегчение», а с другой — «отдыхом», а женщина, которая кричала больше, говорила, что «это не было отнято от беспокойства». Что касается ситуаций гнева, предмет 1 изложил вопрос, 2 был огорчен, субъект 3 отрицал эмоции и 4 говорил о детях, но никогда не упоминался по имени или индивидуализирован. Три из четырех испытуемых сообщили, что когда-либо были злы; только одна женщина, которая отрицательно отреагировала на чувство грусти, отрицала это.

Доктор Лууле Виилма в своей книге «Психологические причины болезней» пишет:
Астма – Подавленный страх. Боязнь плохого отношения к себе. Отсутствие смелости жить полноценной жизнью. Стеснительность в проявлении любви.
Астма у детей – Подавленные чувства любви, страх перед жизнью.

Сергей Н. Лазарев в своих книгах «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего» пишет о том, что основной причиной абсолютно всех болезней, является дефицит, недостаток или даже отсутствие любви в душе человека. Когда человек ставит что-то выше любви к Богу (а Бог, как говорится в Библии, есть Любовь), то он вместо обретения божественной любви устремляется к чему-то другому. К тому, что (ошибочно) считает более важным в жизни: деньги, слава, богатство, власть, удовольствия, секс, отношения, способности, порядок, мораль, знания и многим-многим другим материальным и духовным ценностям… Но это все не цель, а только средства для обретения божественной (истинной) любви, любви к Богу, любви, как у Бога. А туда, где нет (истинной) любви в душе, как обратная связь от Вселенной, приходят болезни, проблемы и прочие неприятности. Это нужно для того, чтобы человек задумался, осознал, что не туда идет, думает, говорит и делает что-то не так и начал исправляться, стал на правильный Путь! Есть множество нюансов, как проявляется болезнь в нашем организме. Подробнее об этой практической концепции можно узнать из книг, семинаров и видео-семинаров Сергея Николаевича Лазарева.

Им было невозможно описать это ощущение физически, и они не могли перевести его в слова. По отношению к связям эмоция гнева кажется, по-видимому, признана другими, хотя она не была выражена субъектами, поскольку в переживании этой эмоции три выбрали решения подавления; только один из испытуемых сказал, что, когда он рассердился, он выразил это, хотя он не мог указать, как он это сделал.

Что касается того, что они испытали предварительную занятость, все четыре субъекта ответили утвердительно. Причинами беспокойства были, соответственно, здоровье, дети, ответственность за работу и «все». Когда их спрашивали о том, что они чувствовали, когда беспокоились, то есть, как они трансформировали эту эмоцию — ответы варьировались от сосредоточения внимания на задаче, на невозможности разрешить ситуацию, активность и плач.

Поиски и исследования метафизических (тонких, ментальных, эмоциональных, психосоматических, подсознательных, глубинных) причин астмы продолжаются. Этот материал непрерывно корректируется. Просим читателей писать свои комментарии и прислать дополнения к данной статье. Продолжение следует!

Список используемой литературы:

Что касается того, комментировали ли они эту проблему, два субъекта ответили утвердительно и два отрицательно. Чувство беспокойства было невозможно описать; его ответы на вопрос «Откуда вы знаете, что он беспокоится?» были: «Прошу прощения», «Я не знаю», «Я не знаю» и «Я не знаю, как это сказать».

Профиль личности, найденный в предметах исследования, показывает, что они не были описаны как спокойные или расслабленные; напротив, они изображали себя очень активными, спешащими с настоятельной необходимостью. Они редко описывали проблемы с другими людьми, но им также было трудно относиться к другим и учитывать их; то есть с их точки зрения эти люди не были значительными. Их отношения с ними были хрупкими и взаимозаменяемыми. В своей работе они не установили аффективных связей с партнерами или начальниками, учитывая высокую концепцию самих себя; они не могли относиться к тем, кто казался им ниже, поскольку то, что выполняли испытуемые, было настолько высоким, что другие не находились на их уровне спроса.

  1. Владимир Жикаренцев. «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь».
  2. Луиза Хей. «Исцели себя сам».
  3. Лазарев С. Н. «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего».
  4. Валерий Синельников. «Возлюби болезнь свою».
  5. Лиз Бурбо. «Твое тело говорит: «Люби себя!».
  6. Бодо Багински, Шарамон Шалила. «Рейки» — универсальная энергия жизни».
  7. Сергей С. Коновалов «Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции».
  8. Л.Виилма «Душевный свет», «Психологические причины болезней», «Прощаю себе».
  9. Анатолий Некрасов «1000 и один способ быть самим собой».

Перепады эмоционального состояния человека способствуют развитию астмы психосоматической у людей разных полов и возрастов. В зависимости от преобладающих эмоций меняется частота и глубина дыхания, влияющая на работу органов и систем. На его интенсивность влияют физические нагрузки, например, бег или занятия в спортивном зале. Дыхание — физиологический процесс, выполняющий регулятивную функцию в организме, а также являющийся основой жизнедеятельности.

Они установили отношения без конфликтов с другими, в которых не было очевидных проблем или аффектов положительного характера. Субъекты хорошо справлялись с деятельностью и, как можно сказать, хорошо адаптировались, не выражали свои эмоции легко, не могли говорить о них, и их ответы были очень конкретными.

Другие аспекты личности обнаруживаются в том, что отрицательные чувства не называются или не ощущаются явно, и появляются положительные. Гнев и печаль кажутся опытными как недостатки или слабости в характере, и, таким образом, представляют собой эмоции, выражение которых не допускается. Что касается чувства эмоций, субъекты не могли выразить свои эмоции словами, как если бы они находились в примитивном состоянии и поэтому не могли быть связаны с вербальным представлением, оставив эмоции в теле.

Развитию бронхиальной астмы (БА) нередко больше способствуют эмоциональные, нежели физиологические факторы. В большинстве случаев эмоции не могут сами по себе стать отправной точкой развития заболевания. Всегда требуются объективные внутренние факторы, например, ослабленный иммунитет или склонность к заболеваниям бронхов. Опасность эмоциональных перегрузок заключается в их способности формировать астматический процесс.

Проследить существующую взаимосвязь можно в любом возрасте. Малыш, испытывающий нехватку материнской любви и заботы, начинает учащенно дышать. Если подобное повторяется достаточно часто, заболевание системы органов дыхания не заставит себя долго ждать. Повышенную опасность представляет собой и обратный процесс — чрезмерная забота.

В подростковом и зрелом возрасте психологические причины заболевания системы органов дыхания связаны со следующими факторами:

  • частые попытки подавить агрессию или злобу;
  • неумение справляться с депрессией;
  • нереализованное желание ласки, нежности или близости;
  • частые попытки скрыть за мнимой агрессией просьбу о поддержке;
  • неспособность переживать одиночество или печаль;
  • длительное сдерживание «накативших» эмоций в момент стресса или перегрузки;
  • повышенная склонность к тревожности без всякого на то повода;
  • повышенная склонность к алекситимии — желание оперировать исключительно конкретными фактами и объектами при неспособности использовать творческую сторону мышления.

Особое внимание врачи уделяют латентной или явной агрессии, провоцирующей появление патологий в бронхах. Подобно кухонному чайнику, эмоции начинают «вскипать», нарушая привычный дыхательный ритм. Если это происходит достаточно часто, то у человека проявляется симптом бронхиальной астмы — удушье. К аналогичной категории относятся люди, не получающие сексуального удовольствия в требуемом объеме.

Неспособность адекватно воспринимать реакцию окружающих — псевдобронхиальная астма — формируется у людей, которые крайне болезненно реагируют на критику или обсуждение их действий или бездействия. В аналогичную группу риска входят люди, не умеющие делиться и испытавшие нарушения взаимоотношений с матерью.

У здоровых мужчин и женщин проблемы в бронхах появляются в качестве защитного механизма, формирующегося на фоне конфликтов межличностного или внутреннего характера. Таковые бывают нескольких видов.

Неврастеноподобный — перманентная тяга показать миру свой талант при постоянной неудовлетворенности собой и (или) результатами своего труда. Симптомы бронхиальной астмы формируются на фоне стресса, связанного с невозможностью достичь заведомо нереальной цели.

Истероподобный — завышенные требования по отношению к близкому и дальнему окружению. Бронхиальная астма проявляется в виде приступов, используемых для получения от окружения желаемого результата.

Психоастеноподобный — такие люди испытывают чувство тревоги по поводу и без повода. Большинство эмоций блокируется внутри ввиду отсутствия умений с ними справляться. По мнению психологов, приступы БА формируются при необходимости самостоятельного принятия ответственного решения.

Смешанный тип — глубинные психологические причины БА формируются при перманентном вовлечении слабохарактерного человека в конфликты близкого окружения.

Видео о психологических причинах и лечении астмы:

Делая человека заложником собственной неспособности найти общий язык, окружение провоцирует симптомы болезни. БА в данном случае выступает в качестве способа разрядки.

Вне зависимости от причин, сформировавшаяся бронхиальная астма лечится под наблюдением сотрудника медицинского учреждения. После сдачи необходимых анализов и прохождения обследования доктор сформирует терапевтический курс. Психосоматика и различные формы ее проявления требуют длительного корректирующего курса, связанного со следующим:

  • активизация способности брать на себя ответственность за происходящее;
  • научение умению правильно снимать накопившееся эмоциональное напряжение;
  • вскрытие и проработка сублимированных конфликтов прошлого;
  • формирование адекватной реакции на мнение и действия других людей;
  • формирование умений правильно строить взаимоотношения с окружающими, что больше не позволяет психосоматике брать верх над человеком.

Видео о психосоматике астмы и насморка, раздражительность в характере:

Проявления психосоматической формы астмы требуют длительного профессионального лечения у пульмонолога и психолога. Чем раньше пациент запишется к ним на прием, тем быстрее медицинские сотрудники помогут улучшить состояние здоровья. Главное, чтобы пациент отказался от попыток самостоятельно принимать лекарственные препараты.

источник

Читайте также:  Ночные приступы астмы сердца

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *