Меню Рубрики

Астма упражнения для дыхания ребенок

Бронхиальная астма — этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия — обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие — немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови — увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Упражнения при бронхиальной астме нельзя выполнять в период обострения болезни

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный — подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом — выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните — выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды — выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос — выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните — поднимите плечевой пояс, на выдохе — опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.
  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните — сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательные упражнения — один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.
  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать — вдох носом, выдох ртом.

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном — согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе — опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой — «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам — в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы — диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий — залог успеха!

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания — «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

  1. Упражнение «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите — параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение — это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.

Выполняя упражнение «Ладошки», не думайте о выдохе, активен только вдох

Упражнение «Погончики» можно делать сидя и даже лежа

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лёжа

Упражнение «Вдох-выдох» надо делать в темпоритме строевого шага

При возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не поднимайте ноги высоко, уменьшите амплитуду подъёма

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг — развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох — не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, на вдохе — живот втянуть, на выдохе — выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких — 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

    Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

    Второй уровень. За 120 секунд: вдох — 5 секунд, пауза — 5 секунд, выдох — 5 секунд, перерыв — 5 секунд (три подхода в минуту).

    Третий уровень. За 180 секунд: вдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд, выдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд (два подхода в минуту).

    Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох — перерыв — выдох — перерыв — все по 10 секунд (конечная цель — одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).
  13. Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

    Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

    ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

    Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

    Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой — залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

    Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас — от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

    источник

    Дыхательная гимнастика при астме помогает укрепить организм без опасности спровоцировать удушье. Специальные упражнения повышают тонус, укрепляют систему дыхания и существенно снижают среднее количество астматических приступов в месяц.
    Хотя лечебная гимнастика не может заменить медикаментозную терапию, она отлично справляется с ролью вспомогательного средства. И детям, и взрослым, страдающим от астмы, следует регулярно заниматься хотя бы по одному из общеизвестных курсов. Хорошо, если вы выучите не только стандартные движения, но и методики, помогающие восстановить дыхание при приступе: у вас появится помощь облегчить свое состояние даже в ситуации отсутствия ингалятора или противоаллергических препаратов.

    Читайте также:  Базовая терапия лечения астмы

    Прежде, чем начать выполнять даже простейшие дыхательные упражнения при бронхиальной астме, убедитесь в отсутствии факторов, способных спровоцировать очередной астматический приступ. Занятия необходимо отложить в любом из следующих случаев:

    • Острый приступ удушья, характеризующийся постоянным сухим кашлем. Болезненное покашливание не может прекратиться из-за сильного спазма в бронхах. Устраните его медикаментами, а затем дайте своему организму отдохнуть – занимайтесь только после паузы.
    • Одышка, сбивчивое дыхание. Эти состояния провоцируются длительными забегами, интенсивной ходьбой, а иногда – пережитым стрессом. Успокойтесь, отдышитесь, проверьте пульс. Если Вы чувствуете себя подавленно, то одышка может возвращаться снова и снова, поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы оказаться в более благоприятной психологической ситуации. Нет такой возможности? Задумайтесь об альтернативных нагрузках. К примеру, йога при астме позволяет научиться контролировать дыхание без опасности усугубления симптомов заболевания.
    • Неблагоприятные погодные условия (если Вы занимаетесь на свежем воздухе). Холод, ветреная погода, удушливый зной, сырость – дополнительные угрозы для больного с астмой. В такие дни даже на простых прогулках следует сохранять повышенную бдительность. Если Вы не хотите переносить тренировку, выполняйте упражнения дома или в спортзале.
    • Душное помещение (для занятий внутри). Хорошая вентиляционная система или регулярное проветривание – неважно, как Вы этого добьетесь, но в зале должно быть достаточно свежего воздуха. Если помещение не проветривается, в нем скапливаются частицы кожи и пота, воздух быстро становится влажным. Следите за микросредой, иначе эффект от занятий будет обратным.
    • Острые заболевания дыхательной системы, как текущие, так и недавно перенесенные. Стандартные упражнения при бронхиальной астме не предполагают перегрузок, но некоторые усилия приложить все же придется. Если организм уже нагружен борьбой с болезнью, стоит дать себе выздороветь и дождаться завершения восстановительного периода.

    Поскольку гимнастические программы для астматиков рассчитаны на пациентов с любым уровнем физической подготовки, Вам не придется навсегда отказываться от тренировок из-за хронических заболеваний, индивидуальных особенностей физической подготовки и т.д. Как видно из списка выше, все противопоказания легко устранимы: в некоторых случаях необходимо сменить условия для занятий, в других – просто немного подождать.

    Гимнастика при бронхиальной астме подразделяется на различные «школы» и ответвления: комплексы для детей и взрослых, программы от разных авторов и т.д. Следующие правила необходимо соблюдать при выполнении укрепляющих упражнений любого направления:

    • Дышите ртом, если нет противоположной инструкции. Так вы не только укрепите дыхательный аппарат, но и защитите себя от попадания выделений носоглотки в чувствительные бронхи. Пользуйтесь носовым дыханием только в том случае, если это специально указано в технике выполнения упражнения.
    • Откажитесь от глубоких вдохов. Забудьте обо всех рекомендациях в духе «дышите полной грудью». Любой комплекс дыхательных упражнений при астме выполняется на т.н. «поверхностном» дыхании, безопасном для пациентов, склонных к частым приступам удушья.
    • Совершайте движения сразу после вдоха, но до выдоха. На момент выполнения упражнения дыхательная система должна находиться в состоянии покоя. Это правило особенно актуально, если Вы страдаете от очередного астматического осложнения, и количество мокроты в бронхиальной системе повышено.

    И помните: упражнения при астме дают максимальный положительный эффект только в результате регулярных тренировок. Количество подходов, как и оптимальную частоту занятий, можно обсудить с лечащим врачом.

    Одобренная специалистами дыхательная гимнастика при бронхиальной астме доступна как детям, так и взрослым пациентам. Возрастного барьера здесь нет. Стандарты тренировок общие для всех: после принятия пищи необходимо подождать час-полтора, во время занятий нужно следить за своими ощущениями, при появлении недомогания – немедленно сообщить врачу.
    Наибольшее распространение получили комплексы, разработанные Стрельниковой. На них и стоит сделать упор: в долгосрочной перспективе именно они дадут максимальный результат. Остальные техники могут выступать в качестве дополнительной стимулирующей нагрузки. Обучая ребенка дыхательной гимнастике любого типа, не забывайте, что для детей с бронхиальной астмой на первых порах желательны групповые занятия. В компании сверстников малыш быстро освоит упражнения для индивидуального выполнения дома под присмотром взрослых.

    Если у Вас или Ваших близких диагностирована бронхиальная астма, то дыхательная гимнастика обязательна к освоению и регулярному выполнению. Чем быстрее вы включите в свою жизнь комплекс упражнений, тем быстрее получите первые результаты. Особое значение имеет дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме, позволяющая успокоить организм во время приступа.
    Следующие движения выполняются при любом уровне физической подготовки. Они подходят как для облегчения дыхательной функции при удушье, так и в качестве профилактической меры:

    • «Насос». Встаньте прямо, ноги чуть уже, чем в положении по ширине плеч. Возьмите в руки продолговатый предмет – например, свернутую в трубочку газету. Если стоять тяжело, сядьте, обопритесь руками о колени для поддержки, но ноги расставьте так же. Выполните плавный прогиб к полу, округляя спину в процессе. Спина и шея должны быть расслаблены, голова – опущена, но не провисает. Оказавшись в нижней точке, резко и шумно вдохните воздух носом до 4 раз. Затем поднимайтесь в исходное положение. В верхней точке быстро и энергично выдохните ртом. Повторите 8-10 раз в частом, спокойном, ритмичном темпе, затем еще 10 раз. Двух подходов достаточно для начинающих и детей. Если чувствуете себя уверенно, можете выполнять упражнение по 3 подхода.
    • «Наклоны». Исходное положение – легкий наклон вперед с опущенной головой, руки согнуты в локтях. Выполните сильный, быстрый вдох и начинайте постепенно выпрямляться. В процессе подъема выталкивайте воздух из груди легкими, спокойными выдохами – до трех за движение. После второго подъема отдыхайте в течение 4-7 секунд, затем продолжайте. Упражнение не имеет четкой продолжительности: выполняйте его до тех пор, пока чувствуете себя комфортно, но не более четверти часа. Если чувствуете усталость при вдохе в нижней точке, замените исходное «стоячее положение»: сядьте на стул, округлите спину, обопритесь локтями на колени, затем выполняйте движение согласно обычной инструкции.
    • «Обнимаем плечи». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на одном уровне с плечами, слегка разведены, ладони повернуты к лицу. Резким движением сведите руки, не опуская их, так, чтобы одна рука коснулась противоположного плеча, а другая – ушла под противоположную подмышечную впадину. Руки сводятся одновременно, в момент выполнения движения обязателен быстрый, глубокий вдох, на расслаблении – выдох. Если чувствуете себя уверенно, дышите носом на вдохе.

    Гимнастика Стрельниковой при астме позволяет проработать «носовое» дыхание, поскольку механика движений практически полностью исключает опасность попадания мокроты в бронхи. Тем не менее, первые занятия лучше проводить с инструктором, чтобы избежать ошибок при привыкании к новым упражнениям.

    Основные упражнения можно и нужно перемежать дополнительными занятиями. Так Вы быстрее привыкните к правильным ощущениям на вдохе и выдохе, и научитесь дышать наиболее полезным образом. Следующие техники позволяют снизить количество астматических приступов и оптимизировать дыхательную систему:

    • Занятия по Бутейко. Упражнения направлены исключительно на развитие дыхания, выполняются стоя или сидя. Методика заключается в чередовании поверхностного носового дыхания с медленными и глубокими вдохами, при этом вырабатывается привычка к правильному дыхательному темпу. Первые занятия обязательно проводить под наблюдением врача или инструктора. Взрослый, получивший профессиональные рекомендации, может обучать технике дыхания детей после того, как освоит ее сам.
    • Звуковая гимнастика. При бронхиальной астме крайне важно научиться плавно выдыхать. Пение гласных и произнесение определенных согласных на выдохе способствует освоению данного навыка. Методика лучше всего подходит детям, но рекомендуется и взрослым – для стабилизации самочувствия и хорошего настроения. Втяните воздух носом, затем продолжительно пропевайте гласную или тяните согласный звук, стараясь опустошать легкие ровным потоком. Повторите. Для разогрева следует начинать с гласных, затем переходите на наиболее легко тянущиеся согласные (р, с, з), завершайте шипящими (ж, ш, щ).

    Специальные тренажеры также могут повысить глубину вдоха, но чрезмерно увлекаться ими не следует: легко перенапрячься. Общий объем занятий в любом из направлений не должен превышать часа-двух в сутки. Как правило, лечебная физкультура занимает не более 20-40 минут – такой нагрузки достаточно для профилактических упражнений.

    Сочетайте выбранную методику с приемом лекарств и обычными физическими нагрузками, и астматические приступы сведутся к минимуму. Если же удушье застанет врасплох, повторите одно из выученных движений для облегчения своего состояния. Есть ли у Вас любимые лечебные упражнения, и доводилось ли Вам использовать их для нейтрализации приступа? Ответы присылайте в комментарии.

    источник

    Астма – серьезное заболевание, лечить которое можно при использовании медикаментов, а также комплекса дыхательной гимнастики. Правильная техника выполнения способствует улучшению работы дыхательных органов.

    Дыхательная гимнастика при астме увеличивает эластичность стенок бронхов, по кровеносным сосудам в большем объеме поступает кровь, перенося достаточное количество кислорода. Кроме того, она является эффективным способом предупреждения инсульта.

    Если правильно выполнять лечебную гимнастику, то она не только помогает организму бороться с заболеванием, но и оказывает положительное воздействие на организм в целом:

    • обмен веществ приходит в норму;
    • снижается содержание холестерина;
    • иммунитет укрепляется;
    • сердце работает правильно, без нарушений;
    • нервная система пациента становится выносливее, снимается стресс.

    Если говорить о гимнастике для дыхания в целом, то стоит сказать, что она повышает качество жизни пациента.

    С точки зрения воздействия на заболевание можно отметить следующее положительное влияние упражнений:

    • газообмен в органах дыхательной системы нормализуется, и клетки получают необходимое количество кислорода;
    • при правильном дыхании лучше отходит слизь из бронхов;
    • мышцы грудной клетки становятся крепче и эластичнее;
    • предотвращается застой крови в легких;
    • предупреждается появление спаек.

    Дыхание при бронхиальной астме – важный момент, которому стоит уделять большое внимание. Если правильно и регулярно выполнять дыхательную гимнастику, можно добиться желаемых результатов.

    Бронхи освобождаются от слизи, улучшается вентиляция и дыхательная функция легких. Дышать правильно при астме – это значит снизить до минимума частоту приступов удушья.

    Правильное выполнение упражнений позволяет добиться следующих результатов:

    • уменьшается выраженность симптомов;
    • дыхательный аппарат восстанавливается и приходит в норму;
    • улучшается эмоциональное состояние;
    • снижается воздействие стрессов, которые усугубляют заболевание;
    • нормализуется сон.

    Для того чтобы добиться максимального результата, специалисты советуют делать гимнастику в полной тишине. Не стоит включать музыку, лучше сосредоточиться на вдохах и выдохах. Главными принципами занятий должны стать регулярность, правильность выполнения упражнений и серьезный подход.

    Дыхательные упражнения при астме, а также при бронхите должны проводиться в полном покое, без спешки и регулярно.

    Есть ряд правил проведения тренировки при бронхиальной астме, следуя которым можно избежать большой нагрузки на организм и добиться лучшего результата:

    • во время гимнастики необходимо дышать ртом. Если не следовать данному правилу при выполнении упражнений для лечения бронхиальной астмы, то содержимое из носоглотки может попасть в легкие, и занятия не только не дадут нужного эффекта, но еще и навредят организму;
    • при обострении заболевания упражнения нужно выполнять в перерывах между приступами. Если не следовать этому правилу, то возможно появление сильнейшего кашля и бронхоспазмов;
    • дыхание должно быть поверхностным, чтобы не спровоцировать усиление симптомов заболевания. Эмоции необходимо контролировать;
    • регулярность – главное требование к выполнению упражнений.

    Упражнения назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями больного. Необходимо следовать всем рекомендациям, которые дает лечащий врач.

    Методик проведения гимнастики при астме большое количество. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по Бутейко и Стрельниковой.

    Выполнение этих двух видов гимнастики при астме доступно не только взрослым, но и детям.

    Обратите внимание: независимо от того, какая методика была назначена пациенту, в случае если при выполнении упражнений появляется неприятное ощущение или кашель, обязательно стоит об этом сказать врачу для дальнейшей коррекции занятий. Любая из методик не должна вызывать дискомфорта!

    Дыхательные упражнения при бронхиальной астме выполняются комплексно. Тренировки начинаются с минимальной нагрузки, которая постепенно увеличивается.

    Основным преимуществом является то, что для гимнастики не требуется специальных приспособлений. Достаточно находиться в тишине и четко следовать правилам проведения упражнений.

    Основной комплекс упражнений включает движения, которые используются в любой методике и помогают нормализовать дыхание:

    • как правило, при астме мокрота и слизь накапливается внутри бронхов в ночное время. Чтобы прочистить их, необходимо, не вставая с постели, подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, при этом, как только ноги приблизились к грудной клетке, нужно сделать выдох ртом. На начальном этапе, примерно первые 10-15 дней, упражнение повторяется не менее 10 раз, а затем количество постепенно увеличивается;
    • после выполнения первого упражнения нужно встать на ноги, руки — на талии. Следует вдохнуть максимальное количество воздуха носом, при этом живот должен максимально округлиться. Далее делается резкий выдох, и живот должен максимально втянуться. В случае если упражнение делает астматик, то не рекомендовано его выполнять более 10 раз за один подход. Если при выполнении появляется головокружение, занятия прекращаются;
    • «поочередное дыхание» — вдыхать по очереди то правой, то левой ноздрей. Постоянно меняя одну сторону на другую, повторить не менее 10 раз;
    • для того чтобы борьба с астмой была более эффективной, необходимо проводить глубокую вентиляцию легких. Для этого пациент усаживается на стул, руки на колени. Вдох – руки развести, выдох — руки соединить на левом колене и потянуть его к груди. То же самое повторяется и с правым коленом. При осложнениях бронхиальной астмы упражнение делается не более 10 раз;
    • астмой болеют не только взрослые, но и дети. Усадить ребенка и заставить его делать упражнения достаточно сложно. Поэтому можно с ним поиграть. Для этого ребенок вдыхает большое количество воздуха ртом, а выдох должен быть медленным. Можно использовать трубочку, опущенную в воду, через которую ребенок будет выдыхать. При данном упражнении нужно наблюдать, чтобы время выдоха постепенно увеличивалось.
    Читайте также:  Пульмикорт для ингаляций дозировка взрослым в период астмы

    Правильное выполнение упражнений – залог того, что приступы астмы станут повторяться все реже и реже.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой пользуется большой популярностью не только среди больных астмой, но и среди докторов, которые рекомендуют ее выполнять.

    Дыхательные упражнения при бронхиальной астме были разработаны Стрельниковой несколько десятков лет назад. Основная цель методики заключается не только в помощи больному с астматическими приступами, но и в улучшении состояния здоровья в целом.

    В 1980 году информация о методике появилась в популярном в то время журнале «Физкультура и спорт», после чего методика не только получила широкое распространение, но и за время своего существования помогла справиться с приступами большому количеству людей.

    Согласно наблюдениям врачей, помощь от методики будет только в том случае, если пациент выполняет упражнения два раза в день. Кроме астмы, занятия способствуют улучшению процессов метаболизма, кровообращения, восстановлению нервной системы.

    Методика помогает при пневмонии и застойных процессах в легких. В гимнастике задействованы все части тела: руки, голова, ноги, пресс, даже таз. Для того чтобы правильно выполнять все упражнения, необходимо воспользоваться рекомендациями и изучить методику более подробно.

    Как правильно делать упражнения по Стрельниковой:

    • воздух нужно вдыхать только носом. Вдох должен быть резким. Не стоит концентрировать внимание на выдохе, так как это отвлекает;
    • выдох проводится через нос, при этом сопровождается определенными телодвижениями;
    • вдыхать воздух нужно в ритме строевого шага;
    • все упражнения делаются на счет 8. Считать нужно мысленно;
    • можно делать гимнастику стоя, лежа или сидя. Выбор положения зависит от пациента.

    Рассмотрим несколько упражнений, которыми должен овладеть каждый пациент на начальном этапе:

    • «ладошки» — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Быстро проводится 4 резких вдоха. При этом ладони с каждым вдохом сжимаются в кулак. При выдохе ладони произвольно разжимаются. Упражнение повторяется не менее 96 раз. Обратите внимание – при выполнении данного упражнения тело остается неподвижным, работают только ладони и дыхательная система;
    • «погончики» — упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Руки прижаты к телу на уровне пояса и сжаты в кулаки. При каждом вдохе руки как будто отталкивают что-то вниз. При вдохе руки возвращаются в исходное положение. Упражнение делается блоками: 4 подхода по 12 раз.

    Это два упражнения, с которых стоит начинать лечебную гимнастику. Далее постепенно прибавляются дополнительные упражнения. Новые упражнения нужно делать не все сразу, а вводить постепенно.

    Полный комплекс упражнений можно посмотреть на официальном сайте Стрельниковой.

    Обратите внимание: предложенная гимнастика признана достаточно эффективной, и очень важно, если на момент приступа больной ей владеет. При сильном приступе можно сесть, руки упереть в колени, слегка наклоняясь, вдохнуть и отклониться назад, позволяя воздуху выйти. Повторить 2-4 раза и сделать перерыв на 10 секунд.

    При появлении заболевания у ребенка многие врачи рекомендуют посещение ЛФК, но, в соответствии с теорией Стрельниковой, она запрещена, так как вызвать приступ и усугубить заболевание может именно физическая нагрузка. Поэтому оптимальным вариантом в борьбе с болезнью станет дыхательная гимнастика. Упражнения с ребенком лучше выполнять вместе, превращая их в игру.

    Несмотря на все положительные моменты дыхательной гимнастики, пациент в период занятий должен наблюдаться у врача. Он будет контролировать состояние больного и при необходимости назначит лекарственные препараты.

    Бронхиальную астму можно лечить при помощи дыхательной гимнастики по методу Бутейко. Метод был предложен еще в 1952 году, но до сих пор широко используется при лечении заболевания.

    Основной причиной появления бронхиальной астмы автор считает отсутствие в организме необходимого количества углекислого газа. Глубокий вдох позволяет поступать кислороду внутрь организма, уменьшая количество углекислого газа.

    Из-за недостатка углекислого газа развивается бронхоспазм, уменьшается поступление воздуха, что может привести к кислородному голоданию.

    Поэтому, по мнению Бутейко, вдох при астме должен быть неглубоким. Задержать дыхание может каждый, но вот научиться дышать поверхностно — нет.

    Результат можно увидеть только при регулярных тренировках. Основные упражнения методики основаны на уменьшении поступления кислорода в организм и накоплении углекислого газа:

    • полный вдох грудью, задержка дыхания на 7,5 секунды. После пауза 5 секунд, и повторяется все с самого начала не менее 10 раз;
    • вдох ноздрями поочередно: 10 раз одной ноздрей, 10 — другой;
    • для того чтобы легкие работали правильно, необходимо проводить глубокую вентиляцию легких. Необходимо сделать 12 предельно глубоких вдохов в течение 60 секунд. На каждый вдох отводится не более 5 секунд;
    • дышать можно по уровням, на каждом уровне на вдох отводится свое количество времени. Это так называемое редкое дыхание.

    Все упражнения по Бутейко выполняются в положении стоя или сидя. После занятий нужно принять комфортную позу и расслабиться. В таком положении следует находиться до тех пор, пока дыхание не восстановится и не станет ровным.

    Звуковая гимнастика незаменима для восстановления дыхательных органов при астме. Упражнения включают в себя не только занятия физической культурой, но еще и обучение правильному дыханию с использованием различных звуков.

    Звуки, которые пациент произносит при дыхательных упражнениях, оказывают благотворное воздействие на организм и помогают избежать приступов астмы.

    Звук создает вибрацию, которая, опускаясь в грудную клетку, способствует расслаблению мышц, благодаря этому пациент лучше дышит, и астматические приступы происходят реже. Для того чтобы гимнастика принесла пользу, а не вред, необходимо соблюдать основные правила ее выполнения:

    • каждое звуковое упражнение начинается и заканчивается звуками «ппф». Они произносятся при сложении губ трубочкой;
    • обязательным условием является произношение закрытого звука «ммм». Это упражнение проводится в положении сидя, руки нужно сложить на коленях;
    • звук должен издаваться пациентом на выдохе;
    • длительность звучания постепенно увеличивается с 5 до 30 секунд.

    Нельзя начинать гимнастику со сложных упражнений. Есть несколько этапов, которые необходимо выполнять поочередно. На подготовительном этапе пациент учится произносить звуки «о», «у», «е». При переходе к первому этапу произносятся звуки «д», «с», «з».

    Звуковую гимнастику, как и все другие упражнения, можно делать только в период, когда отсутствуют приступы. Комплексное лечение должно включать упражнения, связанные с физической нагрузкой, дыхательные тренировки и звуковую гимнастику.

    Дыхательные упражнения для лечения астмы занимают особое место среди лечебной медицины стран Востока. Йога позволяет делать дыхательную гимнастику при астме в полном объеме.

    При этом задействованы не только легкие, но и вся мускулатура органов дыхания, и вспомогательные мышцы. Все упражнения йогов выполняются в положении сидя, ноги скрещены «по-турецки».

    Йоги рекомендуют: постарайтесь почувствовать, как движется воздух внутри вашего организма. Он должен заполнить живот, грудь, а только потом появится ощущение того, что воздух подходит к ключицам.

    Дыхательная гимнастика для лечения бронхиальной астмы у детей несколько отличается от занятий для взрослых. Упражнения для восстановления дыхания при астме можно выполнять ребенку с 3 лет.

    Независимо от того, какая методика была выбрана в качестве лечения заболевания, нельзя малыша заставлять заниматься насильно. Все проводится исключительно в форме игры.

    Основная задача родителя в данном процессе — научить ребенка дышать через нос. Упражнения при астме для детей те же самые, что и для взрослых. Желательно, чтобы на первых занятиях с ребенком занимался инструктор, который объяснит, как правильно делать гимнастику.

    Дыхательная гимнастика при астме – это дополнение к основному лечению, но несмотря на то что в большинстве случаев она влияет положительно на организм, бывают и такие ситуации, когда занятия приносят вред.

    Поэтому дыхательную гимнастику для астматиков стоит прекратить в случае:

    • появления приступов удушья в процессе выполнения упражнений;
    • сильного кашля (сухого или влажного);
    • развития воспалительного процесса;
    • тромбофлебита;
    • плохой вентиляции в помещении. Обязательным условием выполнения занятий должен стать свежий воздух;
    • при онкологических заболеваниях гимнастику делать нельзя.

    Следуя основным правилам, можно в кратчайшие сроки пусть не избавиться от заболевания, но снизить частоту приступов.

    Проведение гимнастики при бронхиальной астме — важный момент в борьбе с заболеваниями дыхательных путей.

    Правильная организация занятий, их регулярность – залог того, что в кратчайшие сроки больной научится правильно дышать и контролировать свой страх, что позволит сократить продолжительность приступа.

    Лечебная физическая культура назначается врачом, который наблюдает пациента длительное время.

    источник

    Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

    Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

    Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

    Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

    Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

    С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

    Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

    Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

    При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

    1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
    2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
    3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
    4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
    5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

    Преимущества данного метода:

    1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
    2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
    3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
    4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

    Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

    1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
    2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
    3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
    4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
    5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

    Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

    1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
    2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
    3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение — специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
    4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
    5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

    Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

    Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

    Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

    1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
    2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
    3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
    4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
    5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.
    1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
    2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
    3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
    4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».
    Читайте также:  Не могу откашляться при астме

    Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

    Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

    Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

    Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное — правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

    При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

    Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

    1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
    2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
    3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

    Упражнения, эффективные при астме:

    1. «Кулачки».
      Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
    2. «Насос».
      Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе — выпрямляемся. Делаем ритмично.
    3. «Погончики».
      В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
    4. «Обними плечи».
      Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
    5. «Повороты головы».
      На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

    Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

    Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

    Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

    1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
    2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
    3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

    Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

    Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

    Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

    Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

    Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

    источник

    Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.

    Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

    Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхо — легочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

    Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

    Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

    Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

    Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

    Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

    При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

    Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.

    Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

    Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

    Курс дыхательных упражнений

    Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

    1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

    2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

    3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

    4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

    5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

    6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

    Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

    Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора

    1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

    2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

    3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

    4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

    5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

    Упражнения, способствующие усвоению гармонично-полного дыхания

    1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

    2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

    3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

    4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

    5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

    Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

    Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

    1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

    2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

    3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

    4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

    5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

    6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

    Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *