Меню Рубрики

Бронхиальная астма аллергическая психосоматика

Психосоматика бронхиальной астмы предусматривает взаимодействие психогенного и психоэмоционального факторов при развитии бронхолегочных заболеваний. Многочисленные обследования доказали, что между удушьем и внешним психогенным раздражителем существует тесная взаимосвязь.

Практически каждый пациент отмечает, что астматический приступ осложняется при волнении, эмоциональном стрессе или душевном напряжении. Бронхиальная астма, как раз и является характерным примером психосоматической природы развития, который напрямую зависит от устойчивости психики. Практически каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой, отмечает ухудшение состояния во время сильных эмоций.

Астматическое заболевание может возникнуть не только в результате эмоционального фактора. Его основной причиной является повышенная чувствительность иммунной системы к различным раздражителям, поступающим в организм. Нередко спровоцировать астматический приступ может и нервное перенапряжение.

К психосоматическим причинам развития заболевания относятся:

  • сильный эмоциональный стресс;
  • нервные потрясения;
  • психологическая неустойчивость нервной системы;
  • нервно-психические заболевания хронической этиологии и т.д.

У детей бронхиальная астма может передаться генетически, однако это не является показателем обязательного возникновения заболевания. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональная устойчивость и общее восприятие ситуации. Если эмоциональное напряжение своевременно снимать, вероятность появления астматического приступа может снизиться в несколько раз.

Как правило, физическое и психосоматическое развитие болезни имеют тесную взаимосвязь, что является причиной острого приступа, которым может сопровождаться бронхиальная астма.

Наибольшее количество бронхолегочных заболеваний встречается у детей, старше 5 лет. Мальчики болеют гораздо чаще девочек, что объясняется с точки зрения психосоматики более строгим воспитанием. Как правило, большая часть пациентов избавляется от астмы в период гормонального созревания, когда происходит перестройка эндокринной системы.

Немаловажную роль в развитии заболевания играет социальная обстановка в семье. Доказано, что болезнь может встречаться у каждого 3 пациента, выросшего в неполной семье. Нередко отмечаются случаи, когда заболевание у ребенка резко развивается в пьющих семьях, кроме того на ухудшение психосоматики ребенка может повлиять развод родителей.

У взрослых астматиков пик заболеваемости приходится на 23-36 лет. В этом возрастном периоде отмечается наиболее высокий рост психологической напряженности. Характерно, что в этой группе пациентов наиболее часто заболевают женщины.

К основным признакам бронхиальной астмы относятся:

  • нарушение дыхательной деятельности;
  • свистящие хрипы;
  • чувство сдавленности в области грудной клетки;
  • мучительный кашель.

Помимо характерной симптоматики, могут наблюдаться психосоматические симптомы, которые связаны с эмоциональным состоянием больного и особенно ребенка.

  • повышенная нервная возбудимость или, наоборот, полная апатия;
  • нарушения режима отдыха и сна;

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • иногда может присутствовать немотивированная агрессия и эмоциональные срывы.

При появлении любого из этих признаков, помимо аллерголога и пульмонолога, требуется консультация профессионального психолога, который способен оценить тяжесть симптоматики и принять необходимые меры к облегчению состояния больного.

Тяжесть психосоматики определяется поведением пациента. Для определения психологического портрета человека, страдающего этим заболеванием, проводится оценка его состояния по следующим критериям:

Как правило, в этот период времени больной старается уединиться, скрывая свои эмоции. При хроническом течении бронхиальной астмы самоизоляция больного наблюдается более сильно.

Больной становится капризным, ему трудно понравиться и угодить. Поведение в быту становится чрезмерно педантичным, с повышенными требованиям к окружающим. В случае малейшего нарушения его требований, больной замыкается и отстраняется от происходящего. Чаще всего этот такое поведение встречается у ребенка, что затрудняет психодиагностику.

При возникновении конфликтных ситуаций, пациент не способен принять быстрое решение или совершить поступок. Внешне он вполне может принять точку зрения оппонента, но внутренне он не меняет своего мнения.

При психосоматике у астматиков наблюдается быстрая речь, которая нередко окрашена негативной эмоциональностью. Они утверждают, что окружающие люди не могут оценить их состояние. Как правило, астматики достаточно тяжело переносят стрессовые ситуации, что приводит к острому приступу заболевания.

Психосоматическое лечение направлено, в первую очередь на обучение пациента выражать свои эмоции, не сдерживая их. Важно научить человека делиться с близкими людьми своими проблемами и переживаниями. Главным в психосоматическом лечении является умение справляться со стрессовыми ситуациями, избегая нервного перенапряжения.

Как правило, самостоятельно выяснить психологические причины заболевания достаточно сложно, особенно у ребенка. Поэтому требуется помощь высококвалифицированного психоаналитика, который сможет выяснить истоки заболевания, в том числе и у ребенка.

Медикаментозная терапия предусматривает, помимо симптоматического лечения, назначение седативных препаратов (Валерианы, Пустырника, антигистаминных средств).

При острых стрессовых ситуациях применяются седуксен или элениум. Более сильные транквилизаторы назначать не рекомендуется. Необходимо отметить, что хорошую эффективность в комплексе психотерапии показывают упражнения на дыхание, иглотерапия, массажные процедуры и климатотерапия.

Бронхиальная астма принадлежит к одному из самых малоизученных и сложных заболеваний бронхолегочной системы, поэтому для лечения используется весь спектр медикаментозной и вспомогательной терапии, что позволяет добиться длительной ремиссии и предотвратить возможные рецидивы.

источник

«Многие болезни родом из детства». Совсем недавно наши специалисты решали этот вопрос. И в этой статье мы расскажем, в чем были причины и что мы делали. А после прочтения каждый из вас сможет ясно просмотреть свои взаимодействия психики и тела. Итак, поехали.

Астма официально признана медициной и считается исключительно психосоматическим заболеванием, несмотря на то, что в нем так же участвует инфекционная и аллергическая часть.

Вы должны учитывать, что эмоциональное состояние играет здесь не последнее значение.

Например, можно создать аллергическую реакцию, просто думая об аллергене, который запускает приступ (и мы воочию наблюдали такие вещи).

Иначе говоря, у астматика может начаться приступ только из-за того, что он думает об аллергене, тем самым провоцируя приступ.

И, если мы можем сделать так, то можем сделать и обратно.

Корни психологического значения болезни лежат, как правило, в ранних отношениях ребенка с матерью.

Например, мать по каким-то причинам вообще не хотела рожать, но родила. Или она долгое время до болезни не замечала потребностей малыша и попросту их игнорировала.

То есть, в обоих случаях, отвергала его.

В процессе общения, при сближении с родным человечком, она каждый раз чувствует раздражение на него (за то, что он есть) и чувство вины перед ним (что не может должным образом быть матерью).

Дети в этот момент прекрасно чувствуют материнское отношение к ним, ее негодование и отчуждение.

Тогда в ребенке рождается тревога и страх.

При этом как-то выразить свои чувства он не может, так как мать запрещает ему их выражать, запрещает кричать и плакать.

А дети плачут, когда им нужно удовлетворить какие-то свои потребности. Но малыш боится своими проявлениями чувств оттолкнуть мать еще больше.

Невозможность установить теплый, любящий контакт с матерью вызывает развитие другого способа контактирования с ней. Это контакт через болезнь.

Он начинает контактировать с ней через свое тело.

И через болезнь ребенок получает одобрение, заботу и теплое отношение матери.

В итоге получает то, что давно хочет и сильно нуждается.

Все, цель достигнута, пусть даже и бессознательно. Скажите, какой ребенок после этого захочет выздоравливать?

Если он выздоровеет, то тогда снова лишится внимания, одобрения и заботы. Потому что мотивов выздоравливать нет.

Круг замкнулся. Мать мучается с больным дитем, хотя причина в ней.

А ведь все так просто — просто любить! Лишний раз обнять и обратить внимание, поцеловать и сказать теплые слова. И никакой болезни не будет!

Отвержение ребенка – центральная причина возникновения нашего симптома.

Почему мать его отвергает – это уже другой вопрос.

Возможно, и, скорее всего, из-за своей психологической незрелости, или собственных неразрешенных внутренних конфликтов.

Малыш растет, и в дальнейшем симптом астмы становятся способом манипуляции близким окружением. Окружением, которое для него важно и значимо.

Вся манипуляция направлена на получение внимания, любви и удовлетворение своих потребностей.

Кровинка вырастает, но и во взрослом возрасте бессознательно ведет себя так же. Потому что это уже его навык – он научился так действовать.

Да. В одном случае любви недостаточно, в другом — родительская забота так велика, что просто душит.

Невозможно свободно и самостоятельно сделать вдох и выдох, их все время кто-то делает за тебя. В этих отношениях невозможно «дышать полной грудью».

У детей срабатывает жизненный инстинкт. Они бессознательно ищут выхода, и более тяжелые проявления болезни появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Теперь несколько слов об атмосфере в семье, которая тоже может стать источником ситуации.

Причина астмы больного ребенка так же может лежать и в невротической семье (мы, будучи родителями — тоже «родом из детства» и над своими «заморочками» никто не работает – у нас это не является в порядке вещей).

В этом случае болеющий может быть нужен уже нам для избегания разрешения какого-то конфликта в семье.

Пока он болеет, конфликт «тлеет» и не обостряется. Все вокруг крутятся и не высказывают своих недовольств, в семье больной, зачем еще больше «поднимать волну».

Таким образом, все члены семьи «уходят» от решения конфликта.

  • они переживают больше негативных эмоций, чем здоровые люди, и и так же больше их выражают;
  • астматики мало устойчивы к стрессам;
  • инфантильны (сохраняют черты детского возраста);
  • постоянно недовольны собой, таким какой есть;
  • завышенные требования к себе и заниженная самооценка (ощущение собственно несостоятельности;
  • добиваются желаемого результата с помощью приступа;
  • предъявляют повышенные требования к окружающим, но не к себе;
  • перекладывают ответственность за себя на окружающих;
  • повышенная тревожность, блокируют собственные эмоции;
  • им сложно выразить словами свое эмоциональное состояние;
  • трудно принимать решения, так как в этом случае резко повышается тревога;
  • неадекватно реагируют на заболевание: депрессией, фобиями, ипохондрией;
  • и т.д.

Ключевые ситуации, трудные для астматиков, — это выразить агрессию (враждебность) или нежность.

Лучше всего поддаются терапии те, у кого симптомы выражены сильно. Таким примером может быть наша клиентка, с которой мы справились с ее хронической психосоматикой аллергии. Те же, у кого симптомы выражены слабо, не особо охотно сотрудничают в терапии с психологом, им не хватает заинтересованности в работе.

На момент нашей встречи клиентка болела уже долгие годы. Принимала медицинские препараты для облегчения симптома.

Кроме отношений с мамой, мы разбирали вопрос, откуда взялся аллерген (запах чего-нибудь не чистого), вызывающий спазм.

При выяснении откуда образовался аллерген на запах нечистот, бессознательная память стала поднимать на поверхность образы детства: она маленькая, частный, деревянный дом, по избе бегает много ребятишек…

На кухне по хозяйству «крутится» бабушка и постоянно вытирает руки о свой фартук, поэтому он стал совершенно грязным.

Когда дети пробегали мимо нее, она их ловила и высмаркивала в этот же грязный фартук.

И, когда бабушка высмаркивала ее, она вспомнила свои сильные ощущения удушья от грязи, запаха фартука. И каждый раз в горле появлялся спазм.

Так происходило каждый день, целый день, и этого оказалось достаточно, чтобы сформировать заболевание, которое проявилось уже в более позднем возрасте.

Запахи нечистот в ее случае стали аллергеном.

На этом примере хотим подчеркнуть еще раз, что много людей могут иметь одно и то же заболевание, но причины, сформировавшие его, будут совершенно индивидуальны!

Не все болеющие астмой сморкались в этот «бабушкин фартук».

Психосоматика астмы у взрослых и детей помогает привлекать к себе внимание, помогает управлять другими людьми.

Больной может организовать свою жизнь вокруг лечения, и ему не надо будет принимать жизненно важных решений.

Если запах сигарет дает спазм, то можно отучить курить своего мужа, при этом не придется настойчиво и чрезмерно его «пилить» по этому поводу.

Как вы думаете, а какова ваша выгода от вашей болезни? И да, если вам нужен грамотный психолог по психосоматике, мы всегда рады.

Будьте здоровы. И работайте над собой вместе с нами!

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

источник

Бронхиальная астма в 30 процентах случаев диагностируется как психосоматическое заболевание. Психосоматика астмы предполагает тесную связь между психологическими, душевными переживаниями человека и возникновением этого недуга. Это значит, что в указанных случаях симптомы и приступы астмы возникают именно и только на фоне психологических причин.

Рассмотрим причины возникновения бронхиальной астмы. Как можно установить что явилось причиной заболевания астмой: внешние или внутренние (душевные, психологические) факторы? Методом исключения.

  • Во-первых, необходимо исключить внешние по отношению к человеку факторы: неподходящий климат, курение, наличие химических производств, аллергия на что-либо и т.д. Хотя, в современном мире практически все живут в таких условиях, где присутствует хотя бы один из перечисленных внешних факторов. Но не все заболевают астмой. Это и есть повод задуматься, особенно, если ничего из перечисленного Вас не затрагивает.
  • Поэтому, во-вторых, речь пойдет о внутренних причинах, связанных с негативными душевными переживаниями человека, причем в которых он находился долгое время. То есть, в этом случае астма возникает на нервной почве.
Читайте также:  Удаление зубного камня при астме

Если рассматривать причины появления астмы у взрослого человека, то это будет: недовольство собой, перекладывание ответственности на окружающих, зависимость от мнения других, негативное переживание одиночества, подавленность. Иногда в корне этой болезни у взрослого человека оказываются негативные переживания, полученные в детстве.

Перейдем к причинам возникновения бронхиальной астмы у детей. Назовем две основные причины: отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери. Эти две причины включают множество подпричин.

  • В первом случае, с отсутствием-недостатком любви матери связано отсутствие атмосферы любви и тепла в семье, отсюда – частые или постоянные конфликты и стрессовые ситуации в семье. А это очень негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Просто понаблюдайте за собой: как часто вы выходите из себя и кричите на детей, выясняете отношения с супругом (супругой) или как часто вы обнимаете своих детей и супруга (супругу) и говорите им: «я тебя люблю» просто так.
  • Вторая причина заболевания ребенка связана с другой крайностью в поведении родителей: гиперзабота, которая буквально «душит» ребенка, не дает самостоятельно «вздохнуть». Самое главное, что гиперопека – не есть проявление любви, как считают многие! Если я тащу своего ребенка во всевозможные (но так ли нужные) кружки-секции, диктую и приказываю что и как делать, не даю ему возможности самому что-то решать-выбирать (сами-то захотели бы так жить?) – разве я люблю? Нет. Так ответят вам все мудрые известные педагоги-классики и здравомыслящие люди.

Возможно ли исцелиться от астмы как психосоматического заболевания? Выход всегда есть. Скажем сразу, болезнь вообще случайно не появляется, она, по сути, является сигналом для человека, умеющего мыслить. Сигналом к изменению себя. Один древний мудрец сказал: Человек к 40 годам становится для себя доктором или остается дураком.

А дальше, если хотите избавиться от них – подберите себе новый позитивный настрой посредством музыки, творчества, поездки, обновления окружающего пространства (перестановка в квартире, изменение цветовой гаммы в интерьере) и себя (чтение любимых книг, изменение прически, привнесение в гардероб ярких вещей) и т.д.

То есть, в случае с астмой как психосоматическим заболеванием, очень действенными оказываются психологические и психотерапевтические методы и приемы.

Что касается возможностей исцеления детей, то это опять же всецело зависит от взрослых — родителей, а особенно, от создательницы домашней атмосферы – мамы. Поверьте мне, любовь мамы может все. Тем более, любовь самых близких людей на свете: мамы и папы. Да, так просто и дешево. НЕ надо торопиться пичкать ребенка таблетками, надо обнимать, любить и выражать любовь (а это — не одно и то же).

Даже мы, взрослые, любим, когда нам говорят ласковые слова, обнимают, когда не кричат на нас, внимательно нас слушают, а детям это – жизненно необходимо! От этого зависит их душевное и физическое здоровье!
Может быть так, что в результате диагностики выявилась непсихосоматическая астма, возникшая из-за внешних причин. Тогда традиционное лечение лекарствами помогает очень хорошо (в отличие психосоматической астмы). Определенные травы, различные ингаляторы и специальные люстры помогают не только снять приступы астматического удушья, но и постепенно облегчают симптомы протекания заболевания, подводя к полному выздоровлению.

Опять же, параллельно с консервативным лечением также улучшайте атмосферу в семье, обнимайте почаще детей-астматиков, а лучше – всех членов семьи. Почему? Бывает так, что, когда ребенок заболевает, родители начинают искать виновного, возрастают недовольства, ссоры. Запомните: виноватых здесь нет, есть просто необходимость в любви и душевном тепле.

Еще один важный момент: дети до 12 лет очень тесно связаны с родителями на энергетическом уровне. Это значит, что, если с родителями что-то не так (имеется в виду негатив: ссоры, агрессия, ненависть, ревность, зависть и т.д.), то, даже если это не показывается ребенку, негативная информация считывается им бессознательно. Далее психическое здоровье ребенка начинает ухудшаться (истерики, капризы, упрямство, непослушание, нереагирование, страхи). Если негатив продолжается долго, то ребенок заболевает физически. Так проявляется и психосоматика астмы, и других заболеваний детей (только в причинах заболевания другими болезнями вместо удушающей заботы-любви или недостатка любви будут другие психологические акценты).

Ребенок несет в себе энергетическую, генетическую, психическую информацию и мамы, и папы, поэтому их душевное состояние влияет, в первую очередь, на него, самого беззащитного в семье. Поэтому, если ребенок заболевает, и ему нет 12 лет, то мудрецы и целители причину ищут (и, как правило, находят) в отношениях папа-мама (муж-жена) или душевных страданиях одного из родителей.

Буду рада, если эта статья послужит кому-нибудь подсказкой.

источник

Психосоматика бронхиальной астмы играет важную роль в лечении заболевания. Вне зависимости от типа, симптомы болезни проявляются в большинстве случаев именно в стрессовых ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Причины появления недуга хорошо поясняет американская писательница и психолог Луиза Хей. Рассмотрим, в чём же заключается психосоматика бронхиальной астмы у детей и взрослых.

Бронхиальная астма способна развиться у физически здорового человека, если создать для этого благоприятные условия. Что говорит по этому поводу статистика, рассмотрено ниже.

Какие люди склонны к развитию дыхательной патологии:

  • Мальчики возрастом до 5 лет – чрезмерная строгость родителей в воспитании
  • Взрослые возрастом от 20 до 35 лет – наиболее высокий уровень стресса
  • Женщины старше 35 лет – повышенная чувствительность и сдерживание переживаний

Возникновение заболевания может быть спровоцировано любым нервным потрясением. Специалисты сформировали портрет личности, наиболее уязвимой для астматических нападок.

Характерные признаки человека, склонного к дыхательной патологии:

  • Одиночка, занимающийся карьерным ростом и самореализацией
  • Педант, желающий, чтобы всё вокруг происходило согласно его желаниям
  • Брюзга, вступающий в споры с окружающими даже без веской на то причины

Сюда также относится нерешительность. Совершая какой-либо шаг, человек руководствуется взвешенными и обдуманными причинами. Проявлению решительности сопутствует уравновешенность и эмоциональная твёрдость. Для этого необходимо умение владеть ситуацией, чего не скажешь об астматиках. Впадая в нервное перенапряжение, такие люди полностью отдаются панической атаке. Это и вызывает быстрое сокращение мышечной ткани бронхов, что приводит к удушью. В силу психологических особенностей, астматики неспособны взять ситуацию под собственный контроль.

Одновременно с удушьем появляется кашель, нездоровые хрипы. Аналогично обычному стрессовому состоянию организма, тело покрывается красными пятнами, потеют ладони, возникает тремор. Симптомы также характерны для заболеваний сердечнососудистой системы, поэтому не спешите делать выводы. Правильный диагноз поставит специалист.

Психология астмы у взрослых обусловлена эмоциональной нестабильностью и нервными расстройствами. Симптоматика практически одинакова, но причины могут отличаться. Указанные ниже варианты относятся к общепринятым. В медицине возможны случаи развития бронхиальной патологии по индивидуальным психологическим причинам.

Психологические причины дыхательного заболевания:

  • Желание брать и неумение отдавать что-либо – затруднительный выдох
  • Хроническое ощущение тревоги – провоцирование коротких частых вдохов
  • Подавление переживаний и чувств – накопление отрицательных эмоций
  • Непринятие чего-либо – формирование аллергии с проявлением удушья

Сам факт развития патологии необязателен. Согласно указанной выше статистике, астматическим нападкам подвержены личности, принимающие все события близко к сердцу и неспособные к самоконтролю. Чтобы избежать подобной участи, важно научиться правильному высвобождению от негативных эмоций. А для этого в большинстве случаев требуется помощь психолога.

Ещё одна причина развития астмы – наследственность. В формировании не играет роли эмоциональное состояние личности. Однако с помощью психологических приёмов врождённое заболевание можно облегчить. Если у взрослого всё же развилась астма на нервной почве, специалисты ищут причины в детстве. Поговорим о психосоматике дыхательной патологии у детей.

Главная психосоматическая причина формирования патологии у ребенка – это нездоровая семейная атмосфера. И речь здесь идёт не только о реальном факте общения детей и родителей. Проблема кроется гораздо глубже, ещё с момента пребывания в утробе матери. В этом плане патологическим заболеванием дыхательных путей чаще всего страдают нежеланные дети.

Ощущая свою ненужность, малыш чувствует себя одиноким и беззащитным, что провоцирует формирование астмы. А уже сила проявления недуга зависит от особенностей личности и темперамента, а также от физиологических факторов. Формирование астмы вызывает стрессовое состояние матери в период беременности.

Специалисты полагают, что психосоматика детской астмы кроется в недостатке внимания со стороны родителей. Речь идёт о плаче в младенческом возрасте. Малыш издаёт крик, чтобы мама проявила своё тепло и ласку. Если же этого не происходит, то плач превращается в истерику, а истерика сопровождается захлёбываниями и приступами удушья, что в конечном итоге приводит к бронхиальной астме.

Однако также отмечены случаи развития патологии от чрезмерной родительской опеки. В любом случае, здесь играет роль психологическая нестабильность, как и у взрослых.

Сразу откажитесь от самолечения, т.к. при проявлении бронхиальной астмы важно узнать мнение специалиста. Многие люди путают недуг с более серьёзными болезнями, ведь симптомы удушья характерны и для проблем с сердечнососудистой системой. Также перебои в дыхании возможны при обычном дыхательном нервозе – это когда в любой стрессовой ситуации человек начинает задыхаться из-за переполнения лёгких воздухом. Поэтому перед лечением важно установить правильный диагноз.

В большинстве случаев полностью излечиться от астмы невозможно.

Это заболевание протекает хронически. Однако если точно следовать указаниям доктора, можно максимально снизить частоту появления приступов. Пройдите полное обследование в больнице, сделайте анализ крови, ЭКГ, рентген и пр. Это нужно для разъяснения причины формирования недуга. Зная причину, врач сможет назначить курс лечения. Общее условие для всех типов астмы – это помещение пациента в благоприятную эмоциональную атмосферу. В психологическом плане, частота и сила проявлений приступов удушья зависит от типа личности человека, поэтому методология лечения для всех индивидуальна.

Общепринятые методы лечения психосоматической астмы:

  • Выявление раздражающих факторов и полная ликвидация
  • Воспитание стрессоустойчивости и самоконтроля с помощью психолога
  • Применение ингаляторов при проявлении приступов удушья

При дыхательных сбоях также помогают упражнения А. Стрельниковой. Доктор представляет комплексы гимнастики для детей и взрослых, применимых в жизненных ситуациях. Методика заключается в правильном насыщении головного мозга кислородом. Однако перед использованием дыхательных упражнений посоветуйтесь с лечащим врачом.

Приступы удушья чаще всего связаны с эмоциональной нестабильностью, вот почему важно обратиться за помощью к квалифицированному психотерапевту. Врач определит психосоматику астмы и назначит наиболее подходящий курс лечения и профилактики.

Психологические методы лечения психосоматической астмы заключаются в прохождении следующих этапов:

  • Создание здоровой эмоциональной атмосферы и контролируемое выражение чувств;
  • Проведение границы «взять – отдать» и полное принятие данного факта;
  • Выявление причины ощущения беззащитности и борьба со страхами.

Самоконтроль – вот главная составляющая для астматика. Однако это не значит, что пациент обязан сдерживать проявление эмоций. Здесь психологи рекомендуют наоборот, раскрываться перед близкими людьми, делиться переживаниями, но при этом не впадать в истерику. Подобное здоровое выражение чувств полезно каждому человеку, иначе накопленные эмоции приведут к взрыву.

Важно понять принцип «взять – отдать», ведь эти понятия существуют только парно и во взаимодействии. Астматики характеризуются заниженной самооценкой, что приводит к депрессии, выйти из которой возможно с помощью препаратов. А в совокупности с удушьем общая картина ещё более ухудшается. За чувством беззащитности, ненужности и неполноценности кроется определённый страх. Найдите в себе силы выявить его и побороть, чтобы предупредить дальнейшие проявления сбоев дыхания. Главный критерий – здоровая атмосфера.

Для астматиков важно, чтобы в окружающей социальной среде царили взаимопонимание и согласие. В таком окружении человек сможет спокойно выразить свои переживания, не уходя в себя и не впадая в истерику.

Большинство специалистов рассматривают астму как психосоматическое заболевание, ведь по статистике психологические причины обуславливают формирование болезни. Профилактика возникновения и развития патологии – это самоконтроль. Научиться обуздать свои эмоции возможно даже людям с расстроенной нервной системой, главное захотеть. В этом вопросе важна помощь психолога.

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Читайте также:  Применение лекарственных средств при бронхиальной астме у детей

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Читайте также:  Неотложная помощь при бронхиальной астме для скорой помощи

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов). Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека. Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях. Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Стресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми. Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов. Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *