Меню Рубрики

Бронхиальная астма для школьников

Бронхиальная астма у детей развивается на основе хронического аллер­гического воспаления бронхов и их гиперреактивности. Характеризуется периодически возникающими приступами затруднённого дыхания или удушья в результате распространённой бронхиальной обструкции, обус­ловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отёком стенки бронха. Бронхиальная астма, особенно в грудном и раннем возрасте — не единственное заболевание, сопровождаемое периодически возникающими приступами обструкции. Международный консенсус не отождествляет рецидивирующий обструктивный бронхит с бронхиальной астмой, хотя и признаёт, что в ряде случаев так протекает дебют бронхиальной астмы. В отличие от бронхита при бронхиальной астме обострения имеют характер приступа и развиваются (хотя бы в части случаев) в ответ на воздействие неинфекционных аллергенов.

Развитие астматического приступа связано с действием причинных ип галяционных аллергенов, но у детей первого года жизни лекарственные и пищевые аллергены играют не меньшую роль. Основные бытовые

и пыльцевые аллергены: ■ клещи, эпидермис кошек, собак, хомяков; ■ шерсть, перо, слюна млекопитающих и птиц; ■ хитин и экскременты тараканов, сухой рыбий корм (дафнии);

в сырых помещениях — споры грибов; ■ в конце марта—мае — пыльца деревьев (ольха, берёза, лещина, ива, дуб, тополь); ■ в летние месяцы — пыльца злаковых (тимофеевка, ежа, костёр, пшеница, рожь);

в августе—сентябре — сорные травы (амброзия, лебеда, крапива, по­лынь).

У половины больных сенсибилизация поливалентна. Антибиотики (особенно пенициллины), сульфаниламиды, витаминные препараты могут вызвать приступ как во время лечения ими, так и при попадании их в окружающую среду (при производстве) или продукты питания (ис­пользование в животноводстве).

Ацетилсалициловая кислота (например, аспирин*) и другие НПВС могут вызывать приступы «аспириновой» астмы, что связано не с сенси­билизацией, а с нарушением синтеза простагландинов.

Способствовать развитию бронхиальной астмы могут: ■ метеорологи­ческие факторы; ■ поллютанты (табачный дым, промышленные вы­бросы); ■ вирусные инфекции (респираторно-синцитиальные, рино- и другие вирусы), повышающие гиперреактивность бронхов.

Желудочно-пищеводный рефлюкс нередко вызывает обструктивные нарушения; рефлюкс выявляют у многих больных бронхиальной аст­мой. Частым стимулом, вызывающим бронхоспазм и приступы удушья, оказывается физическая нагрузка. Вызвать приступ может и психоло­гический стресс.

Критерии диагноза бронхиальной астмы:

приступы спастического кашля (часто ночного). Позитивный

аллергологический анамнез: отягощенная наследственность,

проявления атопии в прошлом, непереносимость пищевых продуктов, ЛС, положительные кожные пробы в прошлом повышают вероятность диагноза бронхиальной астмы у реб!ёнка.

Симптоматика приступа бронхиальной астмы складывается из обструкции бронхов (удлинённый выдох и свистящие сухие хрипы, ортопноэ) и при­знаков, характеризующих степень дыхательной недостаточности.

Критерии оценки тяжести приступа бронхиальной астмы у детей (Наци­ональная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики» М., 1997). Используемый ниже показатель объёма форси­рованного выдоха за 1 с (ОФВ,) — объём воздуха, изгоняемый с макси­мальным усилием из лёгких в течение 1 -й секунды выдоха после глубокого вдоха. Нормальное значение ОФВ,=75% ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких).

Лёгкий приступ бронхиальной астмы.

Физическая активность сохранена. □

Состояние сознания: иногда возбуждение.

Участие вспомогательных мыши нерезкое

Свистящее дыхание: в конце выдоха.

Участие вспомогательных мышц выражено резко.

Физическая активность отсутствует.

Состояние сознания: спутанность, кома.

Дыхание: тахи- или брадипноэ.

Участие вспомогательных мышц: парадоксальное дыхание.

источник

Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.

Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.

Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…

— А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.

У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.

Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.

А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.

Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.

Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.

Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.

Астма — это воспаление бронхов, и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.

И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.

Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.

Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.

Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.

И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…

Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.

Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.

Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?

Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.

Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.

Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

Читайте также:  Чем лечить бронхиальную астму беременным

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Зачастую только одно устранение действия аллергенов не способно полностью устранять симптомы астмы, и если родители выявили у ребенка начальные проявления патологии, необходимо посетить врача и разработать совместно с ним индивидуальный план обследования и терапии. Зачастую бронхиальную астму у детей сложно диагностировать, так как она может проявлять себя различными симптомами в сложных сочетаниях. Чтобы облегчить задачу врачу и постановку диагноза, нужно вести особый дневник астмы, в котором нужно отмечать длительность, тяжесть и частоту симптомов астмы у ребенка, появление кашля, отмечать все простуды и недомогания, изменения в дыхании.

Родителям важно будет предоставить врачу информацию относительно наличия аллергической предрасположенности у детей, а также аллергологического анамнеза семьи. Важно указать частоту различных заболеваний и симптомы разных болезней, когда, как и чем болели дети с рождения, и также отметить возможное влияние разного рода аллергенных и неаллергенных раздражителей.

Чтобы предупредить приступы астмы прежде, чем они разовьются, и будут причинять ребенку дискомфорт, нужно выяснить разного рода предупредительные сигналы организма, указывающие на наличие скорых приступов астмы (предвестники). Помимо развития кашлевых приступов или хрипов у детей формируются изменения в настроении, особенности внешности, жалобы на плохое самочувствие. Подобные жалобы указывают на возможное развитие скорого приступа бронхиальной обструкции.

Обычно первичным лечением, которое прописывают детям при астме, является проведение определенного рода ингаляций с препаратами. Вариантом в контроле астмы считается измерение воздушного потока, которое будет подсчитывать объемы выдыхаемого ребенком воздуха при дыхании. Исходя из определенной скорости воздушных потоков, врач может оценить состояние маленького пациента.

После этого родители совместно с ребенком будут сами проводить измерения хотя бы однократно за сутки, убеждаясь в том, что дыхание ребенка при лечении осуществляется на долженствующем уровне. При понижении показателей скорости воздушных потоков можно косвенно судить о скором приступе астмы, что дает родителям большой запас времени, чтобы применить необходимые лечебные мероприятия.

Сегодня разработаны новые виды лекарств, которые называют лейкотриенами, они показали достаточный эффект в процессе контроля астмы при лечении многих пациентов. Большая часть этих препаратов, например, Сингуляр и Аколат, показали свою безопасность и эффективность у детей после двухлетнего возраста. Но есть ситуации, когда никакие из лекарств не показывают высокой эффективности, тогда можно проконсультироваться с врачом-аллергологом о проведении иммунотерапии. Исследования показали, что при длительном курсе иммунотерапии с целью подавления аллергии могут уменьшаться признаки бронхиальной астмы до слабой степени тяжести, при которой многие дети успешно сокращают нагрузку лекарствами на организм и ведут вполне нормальный образ жизни.

У детей с бронхиальной астмой зачастую уменьшается количество отделяемой слюны и увеличивается заброс желудочной кислоты в пищевод при применении лекарства в виде ингаляторов. При этом они могут подвергаться повышенным рискам развития гингивитов и кариеса. Но воздействие лекарства против астмы на полость рта вполне можно практически целиком устранить при ополаскивании ее водой несколько раз за сутки.

Аллергические обострения у детей или начало приступов астмы можно контролировать в период, когда ребенок находится дома. После семи лет большую часть времени дети могут проводить на территории школы или на дополнительных занятиях. Важно знать, что неконтролируемая аллергия существенно препятствует школьному обучению ребенка или пребыванию на дополнительных кружках. За счет астмы дети могут пропускать много школьных часов за год, что резко скажется на успеваемости. Когда дети находятся в классе, побочные действия от принимаемых препаратов, дефицит сна, либо ощущение общей разбитости и усталости в результате обострения аллергической патологии могут препятствовать нормальной успеваемости ребенка и получения необходимого объема знаний. Чтобы взять под контроль астму или иные проявления аллергии, прежде всего, нужно разработать совместно с врачом-аллергологом план контроля за болезнью для нахождения в школе, в котором будут описаны симптомы болезни, которые нужно контролировать, и способы их устранения. План по устранению астмы должен указывать пусковые механизмы приступов, а также информацию о критических состояниях, симптомы и правильные шаги, которые нужно предпринимать в случае развития приступов.

Родители должны удостовериться, что ребенок взял с собой в школу все предписанные ему ежедневные препараты. Это поможет предотвращению проблем на уроках. Помимо этого, нужно убедиться в том, что препараты для чрезвычайных ситуаций в виде ингалятора или специального шприца с препаратом доступны в школе. Нужно обсудить надлежащее применение препаратов со школьным медицинским работником или любыми учителями, которые будут находиться с ребенком в период обучения. Если ребенок имеет пищевые ограничения, ему не стоит обедать в школьной столовой, родители собирают разрешенные блюда с собой и объясняют об опасности приема тех продуктов, что есть в буфете и их влияния на здоровье. Сообщите классному руководителю и преподавателям эти факты на мероприятиях, выездах на природу и днях рождения.

Если ребенок астматик, и приступы вызываются физическими нагрузками, нужно поставить в известность учителя физкультуры, указать симптомы объем необходимых действий при развитии критических ситуаций. Важно сказать педагогу, что ребенок может участвовать в занятиях и тренировках, но в целом его нагрузки должны ограничиваться его физическими возможностями, он может делать их медленнее или в меньшем объеме.

источник

20:32, 27 марта 2018 г. | Автор: Ирина Никоненко

Кто хоть однажды видел приступ удушья при бронхиальной астме у детей, тот вряд ли его забудет: ребенок вдохнул и не может выдохнуть, в груди у него все свистит и хрипит, он задыхается, губы синеют, в глазах смертельный ужас. Как помочь больному малышу? Можно ли избежать этого недуга?

Читайте также:  Как лечить полипы при астме

Рассказывает врач пульмонолог-аллерголог высшей категории Наталья КРАСКОВСКАЯ.

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний детского возраста. От 5 до 10 процентов детей страдают этим заболеванием, и с каждым годом показатель увеличивается. Серьезную тревогу вызывает также рост смертности от бронхиальной астмы и количества госпитализаций в педиатрические учреждения.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов. Оно характеризуется периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции слизи и отека слизистой оболочки бронхов. На основании типичных приступов удушья врач определяет диагноз “бронхиальная астма”. Иногда его ставят даже в тех случаях, когда у ребенка отмечается длительный сухой приступообразный кашель, который усиливается по ночам или при пробуждении.

Чаще всего бронхиальная астма возникает у детей школьного возраста, но может начаться и в грудничковом возрасте. До 11 лет встречается она чаще у мальчиков — это связано с анатомическими особенностями дыхательного тракта: он более узкий, чем у девочек. После 11 лет эта разница исчезает. У взрослых заболевание встречается чаще у женщин, чем у мужчин.

— атопическую бронхиальную астму, связанную с попаданием в бронхи аллергена и развитие аллергической реакции;

— инфекционно-зависимую, неаллергическую, развивающуюся на фоне инфекционного поражения дыхательных путей.

При атопической бронхиальной астме приступ удушья развивается только при наличии аллергенов — разных веществ, обладающих общим свойством вызывать аллергическое воспаление.

У детей до года чаще всего виновниками заболевания оказываются пищевые и лекарственные аллергены: белок коровьего молока, прикормы, содержащие консерванты, цитрусовые, шоколад, яйца, клубника, мед. После двух лет на смену пищевым аллергенам приходят бытовые и грибковые. Самые распространенные — это микроскопические домашние клещи. Они живут в плинтусах, коврах, одеялах, в подушках и являются причиной круглогодичной астмы. Клещ достаточно нежен, погибает при низких и высоких температурах. Не зря раньше матрасы на мороз выносили. К бытовым аллергенам относятся также: домашняя пыль; шерсть и перхоть кошек и собак; корм рыбок, споры плесневых грибков, растущих в помещениях; тараканы и грызуны, у последних аллергеном является запах мочи и запах их самих.

У детей старше 3—4 лет самой частой причиной атопической бронхиальной астмы является аллергия на пыльцу растений и перекрестные реакции с пищевыми аллергенами.

При инфекционно-зависимой неаллергической бронхиальной астме перенесенные в раннем возрасте тяжелые респираторные инфекции, пневмонии, бронхиты, приводят к повреждению слизистой оболочки бронхов, снижают ее защитную функцию, способствуют повышенной выработке иммуноактивных веществ, что приводит к гиперреактивности бронхов, проявляющейся клиническими признаками бронхиальной астмы.

Наследственность. Бронхиальная астма развивается у людей с наследственной предрасположенностью к аллергиям. Замечено, что ребенку это заболевание передается, как правило, от отца. В 80 процентах случаях у больных детей аллергией страдают оба родителя.

Течение беременности. Когда беременность протекает с токсикозами, профессиональными вредностями, инфекциями во время беременности, а также несоблюдением диеты и употреблением продуктов, опасных с точки зрения аллергии, — риск развития бронхиальной астмы у ребенка резко повышается.

Плохая экологическая обстановка, особенно в крупных, промышленных городах, каким и является Красноярск. Воздух, которым мы дышим, насыщен отходами промышленных предприятий: окисью азота, формальдегидом, серой — это так называемые полютанты, вещества аллергизирующие организм человека.

Табакокурение взрослых. Пассивное курение крохи, когда взрослые курят при ребенке, приводит к сильнейшему раздражению его слизистых оболочек бронхов. Особенно опасно курение матери во время беременности.

Триггеры — так называют пусковые механизмы недуга. Они не имеют отношения к возникновению самой болезни, но провоцируют ее обострение. Например, воздействие холодного воздуха, изменение погоды, ОРВИ. Это могут быть и чрезмерные физические нагрузки. Для детей характерна так называемая астма физического напряжения, когда приступы провоцируются быстрой ходьбой или бегом. Смех, испуг и другие сильные эмоции, а также резкие запахи тоже могут стать причиной приступа астмы.

В связи с особенностями организма у детей до 3 лет приступы астмы сопровождаются значительным отеком слизистой оболочки бронхов с обильным выделением в их просвет слизи, что характеризуются большим количеством влажных хрипов, разных по силе. Зачастую приступ развивается следующим образом. Утром у малыша появляется жидкие водянистые выделения из носа. Температура тела, как правило, нормальная. Ребенок начинает чихать, чешет нос, а через некоторое время начинает подкашливать. После дневного сна, а чаще к ночи или ночью кашель усиливается. Он становится приступообразным, упорным. На вершине кашля возможна рвота, в содержимом которой можно заметить вязкую слизистую мокроту. Именно вязкая мокрота провоцирует рвотный рефлекс. Ребенок становится беспокойным, не желает лежать, дышит часто, при этом выдох затруднен. Ему трудно дышать, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура: втягивается участок шеи над грудиной, задействованы межреберные мышцы и мышцы живота. Малыш стремится занять удобное полусидячее положение, облегчающее дыхание. При этом дыхание становится шумным, свистящим, его слышно со стороны. Крылья носа раздуваются, набухают шейные вены, кожа носогубного треугольника, кистей и стоп становится синюшной.

У детей после 3 лет выделение слизи в просвет бронхов и воспалительный отек слизистой оболочки уже не столь значительны. Поэтому для приступа характерны чувство сдавления в груди. Он сопровождается сухими свистящими хрипами, выдох затруднен, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Нередко приступ бронхиальной астмы может протекать в виде сухого упорного надсадного приступообразного кашля.

Симптомы болезни, как правило, появляются или усиливаются ночью и в утренние часы, что связано с суточными биоритмами. Ночью становится максимальной концентрация в крови биологически активных веществ, способных вызывать сужение бронхов. Кроме того, в ночное время активизируется парасимпатическая нервная система, влияющая на тонус гладких мышц, а уровень гормонов, способных расширять бронхи, становится минимальным — гормоны “спят”. В результате происходит спазм гладкой мускулатуры бронхов. К тому же во время сна у детей значительно снижается активность мышц, участвующих в дыхании. При этом увеличивается время выдоха и изменяется соотношение времени выдоха и вдоха, и это тоже способствует развитию ночных приступов удушья

Если приступ бронхоспазма продолжается более 6 часов, развивается астматический статус — тяжелейшее состояние организма, ведущее к смерти от недостатка кислорода. Но даже когда с помощью различных средств удается снять бронхоспазм и прекратить приступ удушья, воспаление на слизистых бронхов еще долго продолжается и чаще всего становится хроническим. Вот почему течение бронхиальной астмы циклическое: фаза обострения в виде приступов удушья сменяется фазой покоя, но не здоровья.

Если развился острый приступ у ребенка, первое, что надо сделать — по возможности избавиться от аллергена, втрое — сразу применить средство расширяющие бронхи быстрого действия — бронходиллятаторы, чаще это лекарство в ингаляторе. Врач-аллерголог обычно подробно расписывает для больного ребенка, какими средствами, в каких дозах и как долго надо ими пользоваться (все индивидуально), чтобы прекратить приступ.

Если приступ не проходит, несмотря на все принятые меры, не стоит ждать, лучше вызвать скорую помощь. Причем при вызове обязательно нужно сказать, что ребенок не может дышать и задыхается — это будет поводом отправить к вам специализированную педиатрическую бригаду. По медицинским нормативам вызовы по поводу приступа бронхиальной астмы у ребенка относятся к первой категории неотложности. С момента поступления вызова до выезда бригады проходит не более 4 минут и 15 минут отпущено на дорогу. Причиной задержки скорой являются только пробки на дорогах.

Уважаемые водители! Пожалуйста, всегда уступайте дорогу скорой помощи, возможно, она едет к задыхающемуся ребенку!

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся их повышенной чувствительностью к внешним и внутренним стимулам и проявляющееся периодически возникающими приступами удушья. Развитие бронхиальной астмы связывают в последние годы с особым видом воспаления в бронхах, которое приводит к тому, что резко повышается их чувствительность к раздражающим факторам. Под действием раздражающего, “запускающего”, фактора развивается сокращение мускулатуры бронхов — бронхоспазм, отек слизистой бронхов, обильное образование густого секрета — мокроты. Эти процессы и определяют развитие астматического приступа. Заболевание хроническое, периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Обострение проявляется приступами удушья. О них мы подробно рассказывали в предыдущей статье.

Когда с помощью различных средств удается снять бронхоспазм и прекратить приступ удушья, воспаление на слизистых бронхов еще долго продолжается и чаще всего становится хроническим. Приступы удушья не проходят бесследно. В легочной и сердечно-сосудистой системах происходят грубые разрушительные изменения, ведущие к тяжелым осложнениям, таким, как эмфизема легких и легочное сердце. Вот почему необходимы курсы лечения вне обострения заболевания.

Подтвердить диагноз бронхиальной астмы может только специалист — врач аллерголог-пульмонолог. Он подробно расспросит обо всех признаках заболевания именно у вашего ребенка, проведет необходимое обследование. Больному делают рентген, берут анализы крови и мокроты. При подозрении на аллергическую бронхиальную астму обязательно проводят аллергопробы, чтобы выявить конкретный аллерген. Если все указывает на инфекционно-зависимую бронхиальную астму, подтверждать диагноз будут с помощью исследования функции внешнего дыхания (ФВН). Это обследование позволяет оценить дыхательную функцию легких. Оно проводится с помощью специального аппарата, в который пациент выдыхает, а в это время на экране отображается графическая кривая с указанием основных показателей работы дыхательной системы. При этом выявляется уровень бронхиальной проходимости.

Последние годы все шире применяют еще один способ определения степени обструкции бронхов — определение максимальной (пиковой) скорости выдоха. Исследование проводится с помощью прибора пикфлоуметра. Это портативный прибор в виде прямоугольника, снабженного шкалой с подвижной стрелкой, указывающей максимальную скорость выдоха. Измерения проводятся утром и вечером, результаты заносятся в специальный дневник. Анализ этого дневника помогает врачу и в диагностике заболевания, и в определении тяжести состояния ребенка, и подборе наиболее эффективного лечения конкретного больного, и в дальнейшем позволяет оценивать проводимую терапию. Однако использование пикфлоуметра возможно лишь у детей старше пяти лет.

У маленьких детей очень важно знать частоту дыхания в здоровом состоянии. При начинающемся приступе частота дыхания возрастает, когда приступ заканчивается — дыхание становится реже. Чтобы определить частоту дыхания у малыша, маме надо выбрать момент вне приступа, можно во время сна, положить ладонь на грудку или спинку малыша и подсчитать, сколько раз грудная клетка поднималась за 15 секунд (столько вздохов и сделал малыш). Полученную величину умножить на четыре — это и будет частота дыханий в минуту.

Нормальная частота дыхания у новорожденных 40—60 в минуту, от одного до 12 месяцев — 35—48, от года до 3 лет — 28—35, от четырех до шести лет — 24—26.

Лечение бронхиальной астмы складывается из следующих направлений:

1) по возможности избегать контакта с тем фактором, который вызывает приступ, для этого каждый больной бронхиальной астмой вместе со своим врачом должен составить перечень этих факторов;

2) своевременное лечение заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, заболеваний органов пищеварения, в том числе желчевыводящих путей;

3) четкое следование плану использования лекарств, выписанных врачом.

Лекарственные препараты при бронхиальной астме подразделяются на средства быстрого действия, применяемые для прекращения астматического приступа, в основном ингаляционные формы; и противорецедивные средства, уменьшающие проявления воспаления в бронхах, тем самым снижающие чувствительность бронхов к “запускающим” факторам, что позволяет увеличить периоды ремиссии (без приступов удушья) и улучшить функции легких.

Дозы и порядок приема лекарств должны определяться врачом. Самостоятельное изменение доз недопустимо. Больной бронхиальной астмой должен постоянно иметь при себе быстродействующий препарат. При уменьшении эффекта от обычно применяемых препаратов необходимо срочно обратиться к врачу.

В настоящее время используются многие нелекарственные методы лечения — дыхательная гимнастика, иглорефлексотерапия, лечебное голодание и другие, но, выбирая их, следует обязательно посоветоваться с врачом.

Профилактика бронхиальной астмы у ребенка должна проводиться уже при беременности матери, особенно если она сама или кто-то из ближайших родственников страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Чтобы у ребенка не развилась повышенная чувствительность бронхов на любое раздражение, ведущая к развитию бронхиальной астмы, будущая мама должна соблюдать меры предосторожности: находиться под наблюдением врача акушера-гинеколога и аллерголога с ранних сроков беременности, соблюдать все их рекомендации, есть как можно меньше аллергических продуктов, отказаться от любых домашних животных, ни в коем случае не курить самой или находиться в помещении, где курят.

После рождения ребенка нужно кормить грудным молоком до года, потому что прикорм, содержащий консерванты, может вызвать аллергию. Малыш должен быть под постоянным наблюдением врача, чтобы не пропустить самого начала болезни, когда помощь наиболее эффективная. Если у новорожденного часто бывают расстройства кишечника, насморк, затрудненное дыхание, нужно обязательно обратиться к детскому аллергологу.

Если ребенок все же заболел бронхиальной астмой, профилактикой для него будет своевременное лечение хронического аллергического воспаления, не дожидаясь приступов удушья. Как и чем лечить, назначит врач — детский аллерголог-пульмонолог. А родители должны быть его союзниками: регулярно наблюдать ребенка у врача и выполнять все его рекомендации:

1. Гипоаллергенная диета и гипоаллергенный быт — исключение любых аллергенов.

2. Обязательный прием базисной терапии.

3. Своевременное купирование обострений.

4. На период наибольшей вероятности заболеть ОРВИ, при эпидемиях гриппа, перед контактом с аллергеном применять средства расширяющие бронхи длительного действия. Их вашему ребенку выпишет врач.

5. Своевременно санировать хронические очаги инфекции.

В предыдущей статье мы подробно останавливались на купировании острого приступа удушья у ребенка. Несколько советов после приступа.

Состояние после приступа может быть различным. Некоторые дети уже на следующий день активны и не испытывают никаких болезненных проявлений. Но у большинства остается кашель с выделением мокроты. Во время физической или эмоциональной нагрузки кашель обычно усиливается. Поэтому в период после приступа оберегайте малыша от активных игр, бега, эмоциональных нагрузок. При нормальной температуре можно вывести ребенка на прогулку. Однако погода должна быть безветренной, а мороз не ниже 10 градусов. При аллергии на пыльцу гулять можно лишь после дождя, когда ее концентрация в воздухе будет минимальной.

Читайте также:  Признаки появления бронхиальной астмы

После приступа больному следует проводить массаж грудной клетки — это облегчит отхождение мокроты и очищение бронхов. Приемам массажа мамам можно обучиться в стационаре, где лечился ребенок, или в кабинете массажа в детской поликлинике. Помимо курсов массажа, в период обострения детям-астматикам полезно два раза в год проводить профилактические десятидневные курсы массажа грудной клетки.

Как жить с бронхиальной астмой, что надо делать, чтобы периоды ремиссии (без приступов) были как можно длиннее, родителей малышей, страдающих этим недугом, обучают врачи в специальных школах, созданных в детских поликлиниках. В Красноярске работают две таких школы для городских детей. А в специализированных детских аллергологических отделениях работу проводят индивидуально с родителями каждого ребенка.

Ребенок не виноват в своей болезни. Соблюдая все рекомендации врача, вы поможете ему жить полноценной жизнью. Одной из рекомендаций врачей-аллергологов является настоятельная просьба отдавать ребятишек с бронхиальной астмой заниматься хоровым пением, а при выборе музыкального инструмента предпочесть обучение на духовых инструментах. Легкие малыша вам спасибо скажут.

Материал подготовили Ирина НИКОНЕНКО и Ксения ГУСЕВА

источник

Бронхиальная астма представляет собой хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и протекающее в виде приступов затрудненного дыхания или удушья. В основе развития заболевания лежат 3 процесса: бронхоконстрикция (сужение бронхов, обусловленное спазмом), гиперсекреция (повышенное образование) слизи и отек стенки бронхов.

Бронхиальная астма у школьников является одним из самых распространенных хронических заболеваний легких. В среднем ее частота колеблется в пределах 50–60 % от всей легочной патологии и неуклонно продолжает расти.

К факторам, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы, относятся:

• Отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям. Если у обоих родителей отсутствуют аллергические заболевания, то риск развития у ребенка бронхиальной астмы составляет 0—25 %. При наличии атопии у обоих родителей вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы составляет 60—100 %. При этом наследуется не само заболевание, а предрасположенность к атопии и/или бронхиальной гиперреактивности.

• Патологическое течение беременности, родов и периода новорожденности.

• Наличие аллергических заболеваний у ребенка (поллиноз, аллергический ринит, конъюнктивит, атопический дерматит и др.).

• Наличие в анамнезе частых острых респираторных вирусных инфекций (5–6 раз в год и более).

• Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, поллютантов.

• Табакокурение (в том числе и пассивное).

К факторам, непосредственно являющимся причинами развития бронхиальной астмы, относятся аллергены, приводящие к развитию сенсибилизации организма. Различают 2 группы аллергенов: экзогенные (проникают в организм из окружающей среды) и эндогенные (образуются в собственном организме).

Аллергены бывают следующих типов:

• Пищевые – коровье молоко, яйца, рыба, шоколад, цитрусовые, куриное мясо, мед, орехи и др.

• Бытовые – клещи домашней пыли. Они размножаются в коврах, мягкой мебели, игрушках. Практически 100 % детей имеют сенсибилизацию к клещам домашней пыли.

• Эпидермальные аллергены, или аллергены животного происхождения – шерсть, перо, слюна, экскременты животных, сухой корм для рыбок (дафнии), насекомые.

• Грибковые аллергены – плесневые и дрожжевые грибы.

• Пыльцевые аллергены – деревья и кустарники (береза, ясень, тополь, ольха, орешник, дуб), злаковые травы (тимофеевка, мятлик, пырей, рожь, пшеница, греча) и сорные травы (лебеда, амброзия, конопля, полынь).

• Лекарственные средства (антибиотики, сульфаниламиды, витамины, нестероидные противовоспалительные средства).

• Химические вещества (поллютанты, бытовая химия, соли тяжелых металлов).

Однако у большинства школьников отмечается поливалентная сенсибилизация.

Для развития приступа бронхиальной астмы необходимо воздействие пусковых (триггерных) факторов. Триггеры – это вещества, вызывающие обострение бронхиальной астмы путем активации хронического аллергического воспаления в бронхах.

К факторам, вызывающим обострение бронхиальной астмы, относят следующие:

• Острые респираторные вирусные инфекции, так как вирусы повреждают слизистую оболочку дыхательных путей и повышают ее чувствительность к аллергенам.

• Физическая нагрузка, так как при этом повышается реактивность бронхов, возникает гипервентиляция и изменяется характер секрета в бронхах.

• Резкое изменение погодных условий: перепад температуры, давления, влажности.

• Загрязнение окружающего воздуха (табачный дым, промышленные выбросы).

• Психоэмоциональное перенапряжение (стресс, страх, смех).

Во внеприступный период на наличие бронхиальной астмы указывают: неоднократные бронхиты, особенно с обструкцией, и ОРВИ, протекающие без повышения температуры; появление приступообразного кашля и одышки при стрессовых ситуациях, повышенной физической нагрузке, при снижении температуры; упорный мучительный кашель, особенно по ночам; периодически появляющееся чувство сдавления в груди.

Как правило, приступ бронхиальной астмы начинается с периода предвестников (предприступный период). Продолжительность предприступного периода может составлять от нескольких часов до 2–3 суток.

Нарушается общее состояние школьника: отмечаются беспокойство, раздражительность, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение аппетита. При осмотре ребенка в этот период выявляются бледность или покраснение лица, блеск глаз, повышенная потливость. Могут быть жалобы на головную боль, тошноту, боли в животе. Появляется заложенность носа, обильное водянистое отделяемое из носа, зуд, чихание, слезотечение, першение в горле. У многих наблюдается нарушение сна. Может беспокоить мучительный сухой, приступообразный кашель. Постепенно появляется одышка с затрудненным выдохом и свистящие хрипы, слышимые на расстоянии. Как правило, имеются признаки острой респираторной вирусной инфекции.

Затем наступает приступный период, который длится от нескольких минут до нескольких дней и развивается остро. Наиболее часто приступ начинается ночью или ранним утром. Больные в приступном периоде становятся очень беспокойными, мечутся. Температура тела остается в норме. Усиливается дыхательный дискомфорт, появляется ощущение нехватки воздуха, сжатия грудной клетки. Присоединяется выраженная экспираторная одышка. Дыхание шумное, слышимое на расстоянии. Отмечается сухой приступообразный кашель с трудно отделяемой, вязкой мокротой. Частота дыхательных движений выше возрастной нормы. Больной ребенок принимает вынужденное сидячее положение с опорой руками о колени.

Затем наступает послеприступный период, который характеризуется присоединением продуктивного влажного кашля с отделением слизистой мокроты и исчезновением одышки. Продолжительность послеприступного периода в среднем составляет 2–5 дней. Отмечаются слабость, некоторая оглушенность, сонливость и заторможенность.

В межприступный период признаков бронхоспазма не выявляется. Однако у большинства школьников полной нормализации бронхиальной проводимости не происходит.

По степени тяжести выделяют легкий, среднетяжелый и тяжелый приступы, а также астматический статус.

Для приступа легкой степени характерно умеренное затруднение дыхания. Самочувствие ребенка практически не страдает. Физическая активность и разговорная речь сохранены. Дыхание учащено, выдох удлинен. В конце выдоха выслушивается свистящее дыхание.

Для приступа средней степени тяжести характерна выраженная клиническая картина. Нарушается общее состояние, выявляется бледность кожных покровов, периоральный цианоз и цианоз носогубного треугольника. Больной принимает вынужденное положение. Физическая активность ограничена. Ребенок возбужден. Регистрируется выраженная экспираторная одышка.

Для приступа тяжелой степени характерно возникновение выраженных дыхательных расстройств. Школьник принимает вынужденное положение, становится беспокойным, появляется чувство страха, дыхательная паника, холодный пот. Речь затруднена. Экспираторная одышка выражена крайне резко. Свистящее дыхание слышится на расстоянии. При осмотре выявляется акроцианоз.

Астматический статус представляет собой затяжной приступ бронхиальной астмы, характеризующийся выраженной дыхательной недостаточностью и возникающий в результате глубокой блокады ?-адренергических рецепторов.

При легком течении бронхиальной астмы в месяц происходит не более 1 приступа. Они протекают легко и быстро купируются. Ночные приступы редкие или даже отсутствуют. Нарушения физической активности не отмечается. В период обострения пиковая скорость выдоха составляет 80 % от нормы. Суточные колебания бронхопроходимости не более 20 %. В период ремиссии симптомы полностью отсутствуют. Функция внешнего дыхания нормальная. Продолжительность периода ремиссии составляет 3 и более месяцев. Приступы купируются самостоятельно или однократным приемом бронхолитических препаратов. Базисная противовоспалительная терапия осуществляется кромогликатом натрия, недокромилом натрия.

При среднетяжелом течении бронхиальной астмы количество приступов в месяц составляет 3–4. Отмечаются приступы средней степени тяжести, протекающие с выраженными нарушениями функции внешнего дыхания. Ночные приступы наблюдаются 3–4 раза в неделю. Отмечается снижение переносимости физической нагрузки. В период обострения пиковая скорость выдоха составляет 60–80 % от нормы. Суточные колебания бронхопроходимости 20–30 %. В период ремиссии сохраняются клинико-функциональные изменения. Продолжительность периодов ремиссии – менее 3 месяцев. Приступы бронхиальной астмы купируются бронхолитиками (ингаляционно или парентерально), по показаниям назначаются глюкокортикостероиды парентерально. Базисная противовоспалительная терапия осуществляется кромогликатом натрия, недокромилом натрия и ингаляционными глюкокортикостероидами.

При тяжелом течении бронхиальной астмы приступы возникают несколько раз в неделю или даже ежедневно. Клиническая картина характеризуется проявлениями тяжелых приступов и астматического состояния. Ночные приступы практически ежедневны. Переносимость физических нагрузок снижена. В период обострения пиковая скорость выдоха составляет менее 60 % от нормы. Суточные колебания бронхопроходимости более 30 %. Длительность периодов ремиссии менее 1–2 месяцев. Даже в период ремиссии сохраняются признаки дыхательной недостаточности различной степени выраженности.

Приступы бронхиальной астмы купируются назначением бронхоспазмолитиков в сочетании с глюкокортикостероидами.

Необходимо стационарное лечение. Базисная противовоспалительная терапия проводится ингаляционными и системными кортикостероидами.

Основными принципами терапии бронхиальной астмы у школьников являются следующие.

• Предупреждение и лечение угрожающих жизни состояний.

• Уменьшение и полная ликвидация клинических проявлений.

• Уменьшение частоты и выраженности обострений.

• Улучшение показателей функции внешнего дыхания.

• Поддержание нормальной жизнедеятельности.

• Снижение потребности в бронхолитиках.

• Ликвидация побочных эффектов от лечения.

Лечение бронхиальной астмы состоит из 2 основных компонентов:

? базисная терапия, в основе которой лежит подавление воспалительного процесса в бронхах;

? купирование приступа бронхиальной астмы.

Базисная противовоспалительная терапия осуществляется следующими препаратами:

•?Нестероидные противовоспалительные средства подавляют высвобождение медиаторов воспаления из тучных клеток, уменьшают неиммунологические изменения и гиперреактивность бронхов. Предпочтение отдают ингаляционному пути введения (аэрозоли, спейсер, небулайзер). К ним относятся: кромогликат натрия (интал) – дозированный ингалятор (1 мг в 1 дозе), порошок для ингаляций в капсулах (в 1 капсуле 20 мг); недокромил натрия (тайлед) – дозированный ингалятор (2 мг в 1 дозе); стабилизаторы мембран тучных клеток – кетотифен, таблетки по 1 мг. Применяют длительно, в течение 3–6 месяцев.

При легком течении астмы противовоспалительные препараты применяются для профилактики обострений.

• Ингаляционные глюкокортикоиды: бекламетазондипропионат (альдецин, бекотид, бекломет, беклазон) – дозированные ингаляторы (1 доза 50 мкг), применяют по 100 мкг 2–4 раза в сутки; будесонид (в 1 дозе 200 мкг), применяют по 100–200 мкг 2 раза в сутки; флутиказонапропионат (фликсотид) (в 1 дозе 50, 125 и 200 мкг), применяют по 50—100 мкг 2 раза в сутки.

• Системные стероиды применяют только в случае неэффективности ингаляционных.

• Бронходилятаторы (препараты, снимающие спазм бронхов). Применяются селективные ?-2-адреномиме– тики.

• ?-2-агонисты короткого действия назначаются для купирования приступа бронхиальной астмы: сальбутамол, фенотерол, тербуталин.

• ?-2-агонисты пролонгированного (продленного) действия (формотерол, клебутерол, сальбутамол пролонгированного действия).

• Блокаторы М-холинорецепторов: ипратропиум бромид.

• Метилксантины: эуфиллин, теофиллин.

• Специфическая аллерговакцинация осуществляется школьникам с легкой и среднетяжелой бронхиальной астмой при условии выявления причинно значимого аллергена.

• При легком течении бронхиальной астмы применяются в качестве противовоспалительной терапии кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки. Бронходилятаторы длительного применения не показаны.

• При среднетяжелом течении бронхиальной астмы также применяются кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки, однако при малой эффективности лечения назначают средние дозы ингаляционных глюкокортикостероидов в течение 6–8 недель. В качестве бронхорасширяющих препаратов используются ?-2-агонисты пролонгированного действия или теофиллины пролонгированного действия.

• При тяжелом течении бронхиальной астмы применяется базисная терапия в составе ингаляционных стероидов в высоких дозах, при неэффективности возможно увеличение дозы и добавление короткого курса стероидов внутрь.

Лечение приступа бронхиальной астмы

• При легких приступах необходима ингаляция бронхолитика короткого действия (1–2 дозы). После купирования приступа необходимо продолжить прием бронхолитиков в течение 24–48 ч 3–4 раза в день или использовать эуфиллин внутрь по 10–15 мг/кг в сутки.

• Для лечения среднетяжелого приступа необходима ингаляция бронхолитика по 1–2 дозы, эуфиллин внутривенно 5 мг/кг, при неэффективности назначают глюкокортикостероиды (преднизолон 1–2 мг/кг). В дальнейшем после купирования приступа необходимо продолжить прием бронхолитиков короткого действия в течение 1–2 дней с переходом на бронхолитики пролонгированного действия и увеличением дозы базисной противовоспалительной терапии.

• При лечении тяжелого приступа используются: оксигенотерапия; инфузионная терапия с целью дегидратации; внутривенное введение эуфиллина 2,4 %-ного 5 мг/кг, с постепенным уменьшением дозы до 0,6–0,8 мг/кг; парентеральное введение глюкокортикостероидов из расчета 2—10 мг/кг по преднизолону; ?-2-агонисты применяются на начальных этапах приступа по 1 дозе с интервалом в 20 минут через спейсер или небулайзер.

Однако при развитии астматического статуса применение ?-2-агонистов необоснованно, так как при этом состоянии отмечается глубокая блокада ?-адренергических рецепторов.

Немедикаментозные методы являются не самостоятельными, а вспомогательными методами в комбинации с базисным лечением:

• Физиотерапия: электрофорез на грудную клетку с раствором магния сульфата или калия иодида; индуктометрия области надпочечников; амплипульс-терапия; ультрафиолетовое облучение области грудной клетки; вакуумный массаж грудной клетки; баротерапия, саунотерапия, спелеотерапия и др.

• Лечебная физическая культура: занятия спортом, ходьба, плавание; респираторная терапия: дыхательные тренировки, обучение сознательному контролю дыхания, релаксационная тренировка; рефлексотерапия: иглорефлексотерапия, электроакупунктура, точечный массаж.

Профилактика включает в себя предотвращение приступов бронхиальной астмы и ее утяжеления.

Для этого необходимо соблюдение гипоаллергенного режима:

? ежедневная влажная уборка помещения;

? частое проветривание комнаты;

? соблюдение температурного режима (температура в комнате должна быть не более 18 °C);

? удаление ковров, портьер, открытых книжных полок;

? использование синтетических подушек и одеял;

? устранение очагов избыточной влажности;

? удаление домашних животных, особенно при доказанной сенсибилизации больного к их аллергенам;

? необходима профилактика острых респираторных вирусных инфекций;

? из рациона больного ребенка необходимо полностью исключить продукты и лекарственные препараты, вызывающие приступ заболевания;

? закаливание и физическое оздоровление школьников.

Профилактические прививки больным бронхиальной астмой проводят в период ремиссии в полном объеме.

Прогноз бронхиальной астмы достаточно неблагоприятный. Интенсивность прогрессирования заболевания зависит от степени тяжести, спектра сенсибилизации и адекватности проводимой терапии.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *