Меню Рубрики

Бронхиальная астма экзамены в школе

Бронхиальная астма — одна из самых распространённых болезней дыхательной системы, сопровождаемая высокой инвалидизацией и смертностью больных.

Архангельская область является «лидером» в Российской Федерации по бронхиальной астме.

Нехватка времени у врача-пульмонолога на приёме на обучение больных бронхиальной астмой, низкая осведомленность населения о лечении и профилактике астмы, несвоевременное обращение к врачу ведут к потере трудоспособности в молодом возрасте, частой госпитализации, к развитию осложнений этого заболевания (эмфизема легких, астматический статус и т.л).

Школа «Бронхиальная астма» организована на базе профилактического отделения городской поликлиники № 4 под непосредственным руководством врача-пульмонолога.

Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана, и настоящим Положением.

Школа «Бронхиальная астма» оборудована всем необходимым для организации учебного процесса.

Работу в школе осуществляют средний медицинский работник — медсестра -инструктор отделения профилактики, получившая специальную подготовку.

Основные цели и задачи обучения:

1. Акцент на концентрации ежедневного воспаления.

2. Информация во избежание провоцирующих факторов.

3. Цель и техника применения пикфлоуметрии.

4. Разъяснение пользы от ведения дневника больным бронхиальной астмой.

5. Концентрация ограниченного применения бронхолитиков.

6. Осознание важности регулярного применения противовоспалительных

7. Правильный подбор аэрозольного устройства дня конкретного больного.

8. Применение написанного плана поэтапного лечения.

В соответствии с указанными задачами медицинский персонал школы «Бронхиальная астма» осуществляет:

Работу по обучению. Она включает индивидуальные консультации и проведение лектория (цикл из 5-дневных занятий, по завершении которых проводится контроль знаний).

Посещения на дому (тяжёлых больных). Для этого вида работы выделяется 3 часа в один из рабочих дней недели.

Подготовка к занятиям, организация работы, заполнение документации.

Оценка работы школы «Бронхиальная астма» осуществляется врачом-пульмонологом на основании учета количественных и качественных показателей работы за год.

Выставка профилактических препаратов и бронхолитиков, спейсера.

Набор дня оказания медицинской помощи при остром приступе бронхиальной астмы.

Печатные наглядные пособия, схема легких. Ведение медицинской документации:

Работником школы «Бронхиальная астма» регулярно осуществляется заполнение следующей документации:

журнал учёта групповых консультаций;

журнал индивидуальных консультаций;

тетрадь консультаций на дому;

тетрадь контроля пикфлоуметрии;

тетрадь учета небулайзеротерапии;

тетрадь учета организационно-методической работы.

В конце года проводится оценка эффективности работы по обучению пациентов с бронхиальной астмой.

число астматичесхих статусов;

количество вызовов службы «Скорой помощи»;

количество пациентов, вновь вышедших на инвалидность;

количество больных, отказавшихся от курения.

1). Что такое бронхиальная астма? Понятие, определение. Как устроены дыхательные пути вне приступа, при приступе, факторы и причины бронхиальной астмы.

2). Цель создания «Астма-школы» как профилактического звена

1).Пикфлоуметрия. Методика проведения. Ведение дневника (графика).

2) Пищевая аллергия. Гипоаллергенная диета.

1). Основные препараты, используемые для лечения бронхиальной астмы.

Лечение бронхиальной астмы в зависимости от степени тяжести.

Помощь при остром приступе астмы.

Ночная астма, причины, связь аллергии с ночной астмой. Оборудование спальни больного.

1). Лечение и профилактика вирусной инфекции.

2). Нетрадиционные методы лечения бронхиальной астмы.

3). Проведение контроля знаний.

Школа обязана ежегодно предоставлять в территориальный диабетический центр отчёт за прошедший период.

Реорганизация и ликвидация школы производится в соответствии с действующим законодательством РФ.

источник

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Читайте также:  Как влияет астма на голос

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Перечень заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

Заболевание Сроки освобождения от экзаменов
Активный прогрессирующий туберкулез легких и другие прогрессирующие формы внелегочного туберкулеза Постоянно
Туберкулезный менингит Постоянно
Полиомиелит острый Постоянно
Вирусный гепатит До 1 месяца после выписки из стационара
Менингококковый менингит, серозный и гнойный менингит различной этиологии До 1 года после выписки из стационара
Серозные и гнойные энцефалиты и менингоэнцефалиты Постоянно
Инфекционный мононуклеоз (тяжелое и среднетяжелое течение) До 1 месяца после выписки из стационара
Детские инфекционные болезни (коклюш, дифтерия, скарлатина, ветряная оспа, краснуха. Корь, эпидемический паротит, кишечные инфекции), иерсиниоз, болезнь Лайма Индивидуально до 1 месяца после выздоровления
СПИД Постоянно
Злокачественные опухоли Постоянно
Эндокринные заболевания:
    сахарный диабет (средняя и тяжелая формы);

гипотиреоз (суб- и декомпенсированное течение);

несахарный диабет (средняя и тяжелые формы);

хроническая надпочечниковая недостаточность (средняя и тяжелая формы);

  • врожденная дисфункция коры надпочечников.
  • Постоянно
    Эндокринные заболевания: острый и подострый тиреоидит Индивидуально до 6 месяцев после выписки из стационара
    Субтотальная резекция щитовидной железы До 10-12 месяцев после операции
    Заболевания системы крови:
    • лейкоз;
    • гемофилия (среднетяжелая и тяжелая формы).
    Постоянно
    Заболевания системы крови: анемия различной этиологии (среднетяжелая и тяжелая формы) Не менее 6 месяцев после нормализации показателей крови
    Заболевания системы крови: идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) Не менее 9 месяцев после нормализации уровня тромбоцитов
    Заболевания системы крови: геморрагический васкулит Не менее 9 месяцев после обострения
    Шизофрения Строго индивидуально при обязательном заключении психиатра
    Психозы различной этиологии Строго индивидуально при обязательном заключении психиатра
    Психопатии, психоподобные состояния в стадии декомпенсации Строго индивидуально при обязательном заключении психиатра
    Неврозы, неврозоподобные состояния, реактивные состояния в стадии декомпенсации Строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога или психиатра
    Эпилепсия с частыми и средней частоты припадками Постоянно
    Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии, психоорганический синдром Строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога или психиатра
    Заболевания центральной и периферической нервной системы при наличии глубоких и стойких нарушений движений, координации, чувствительности или трофики Строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога
    Перенесенный арахноидит с периодическими обострениями и снижением трудоспособности Строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога
    Выраженные вазовегетативные нарушения со склонностью к ангиоспазмам, сосудистыми кризами, обморочным состоянием и другими тяжелыми проявлениями вазопатии Строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога
    Тяжелые нарушения речи (моторная и сенсорная алалия, афазия, выраженная дизартрия) Постоянно от устных экзаменов
    Высокая степень заикания Постоянно от устных экзаменов
    Высокая близорукость с осложнениями со стороны сосудистой и сетчатой оболочек независимо от остроты зрения Постоянно
    Близорукость слабой и средней степени с осложнениями со стороны сосудистой и сетчатой оболочек и значительным понижением остроты зрения ниже 0,5 одного глаза и ниже 0,1 другого (с коррекцией) Постоянно
    Близорукость любой степени независимо от остроты зрения после хирургического вмешательства или лазерной коагуляции сетчатки Индивидуально 1-3 месяца после вмешательства
    Двусторонняя афакия или артифакия Постоянно
    Односторонняя афакия или артифакия До 1 года после хирургического вмешательства
    Заболевания роговицы, сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва, имеющие прогредиентное или рецидивирующее течение Постоянно
    Глаукома Постоянно
    Тугоухость II-IV степени Постоянно от диктанта и изложения по русскому, белорусскому и др. языкам (при восприятии текста на слух)
    Ревматизм — активная фаза До 6 месяцев после последней атаки
    Артериальная гипертензия Постоянно по заключению кардиолога
    Бронхиальная астма средней тяжести и тяжелое течение Постоянно
    Хронические неспецифические заболевания легких (нагноительные заболевания на фоне врожденных пороков развития легких, бронхоэктатическая болезнь) с частыми обострениями (2-3 раза в год) или явлениями легочной недостаточности Постоянно
    Операция по поводу бронхоэктатической болезни До 6 месяцев после операции
    Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, в том числе острые эрозии и язвы Два месяца после обострения
    Хронический активный гепатит Постоянно
    Хронический персистирующий гепатит В период обострения
    Болезнь Крона Постоянно
    Неспецифический язвенный колит Постоянно
    Острый гломерулонефрит Один месяц после выписки из стационара
    Хронический гломерулонефрит с прогрессирующим или рецидивирующим течением Постоянно
    Острый пиелонефрит Один месяц после выписки из стационара
    Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением Постоянно
    Системные заболевания соединительной ткани (красная волчанка, распространенная склеродермия, дерматомиозит и другие) Постоянно
    Заболевания кожи в резко выраженной степени (эпидермолиз, распространенная экзема, диффузный нейродермит, распространенный псориаз и другие) Один месяц после выздоровления
    Врожденные и приобретенные пороки сердца, состояние после операции по поводу порока сердца Строго индивидуально по заключению кардиолога, ревматолога или кардиохирурга
    Операция по поводу аппендицита Две недели после выписки из стационара
    Грыжесечение Две недели после выписки из стационара
    Операция по поводу непроходимости кишечника Один месяц после выписки из стационара
    Переломы костей верхней конечности В период иммобилизации от всех экзаменов, до 1 месяца со дня снятия иммобилизации при переломах костей ведущей руки от письменных экзаменов
    Переломы костей нижней конечности Две-три недели со дня снятия иммобилизации
    Перелом черепа, позвоночника и костей туловища Два месяца после выписки из стационара
    Черепно-мозговые травмы, травматические повреждения спинного мозга: без последствий или с минимальными неврологическими нарушениями До 2-х месяцев после получения травмы
    Черепно-мозговые травмы, травматические повреждения спинного мозга: со стойкими умеренно выраженными и выраженными нарушениями Постоянно
    Ревматоидный артрит, часто обостряющийся, с нарушением функции органов движения Постоянно
    Врожденные и приобретенные деформации грудной клетки с нарушением функции внешнего дыхания Постоянно
    Беременность Нормально протекающая — с 22 недель, патологически — с любого срока
    Читайте также:  Что такое бронхиальная астма и ее симтомы

    * Кроме заболеваний, указанных в данном перечне, приказом отдела (управления) образования районного (городского) исполнительного комитета по медицинским показаниям на основании заключения ВКК и решения педагогического совета от переводных выпускных экзаменов могут также освобождаться следующие категории учащихся:

      — больные дети и подростки, обучающиеся индивидуально на дому;

    — учащиеся, являющиеся инвалидами, при значительном ограничении жизнедеятельности (передвижения, самообслуживания, ориентации, общения и контроля за поведением);

    — учащиеся с хроническими заболеваниями при значительном снижении трудоспособности и с учетом состояния их здоровья в текущем году (в особых случаях).

    источник

    И. Н. Викулина

    Бронхиальная астма (БА) — одна из наиболее распространенных хронических патологий у детей. Частота этого заболевания постоянно растет. Именно поэтому существует множество международных программ и консенсусов для профилактики и борьбы с распространением БА. Несмотря на все разногласия программ, они содержат положения о значимой роли медицинского обучения как самих пациентов, так и их родственников. Об одной из таких программ рассказывает сотрудник кафедры детских болезней N3 СПбПМА, руководитель «Астма-школы» детской поликлиники N76 Ирина Николаевна Викулина.

    Для того чтобы улучшить результаты терапии и качество жизни детей с бронхиальной астмой, эффективно осуществлять контроль за заболеванием, необходимо научить их определенному стилю жизни. То, как будет воспринимать ребенок с бронхиальной астмой этот «стиль», будет ли он осознанно следовать рекомендациям врача, зависит не только от его индивидуального восприятия болезни и темпов ее развития, нo и от отношения к болезни членов его семьи, родственников, товарищей и учителей в школе.
    Для формирования уже с младшего школьного возраста собственной активной позиции больных детей к лечению, для них и их ближайших родственников организуются совместные занятия по специальной образовательной программе в форме «Астма-школ».
    Совместное обучение в «Астма-школе» детей и их родителей позволяет добиться лучшего взаимодействия с врачом, повысить качество лечения, избежать инвалидизации ребенка и уменьшить прямые и непрямые расходы на его лечение. Кроме медицинских знаний слушатели школ приобретают определенный психологический настрой, который позволяет ребенку преодолеть «комплексы неполноценности», неуверенность в себе и своем будущем. Улучшается психологический климат в семье ребенка, создаются предпосылки для более полного развития его личности и раскрытия диапазона его возможностей для дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
    «Учимся управлять бронхиальной астмой» — образовательная программа базисного этапа. Она создана на основе американского прототипа ACT (Asthma Care Traning for Kids) и адаптирована для российских условий.
    Слушатели — дети 7-12 лет, больные БА, и их родители во время занятий, которые длятся от 1,5 до 2-х часов, знакомятся с симптомами, режимами контроля и лечения БА, учатся самостоятельно принимать решения в процессе управления заболеванием, что позволяет уменьшить частоту и тяжесть приступов. Дети и родители обучаются раздельно, но в конце каждого занятия они объединяются, чтобы поделиться полученной информацией. В каждую группу включается до десяти семей. После окончания курса обучения каждая семья получает комплект практических рекомендаций и наглядные пособия для повседневного использования. Информация излагается в игровой форме, с применением аналогии дорожных правил («поведение водителя в соответствии с сигналами светофора»), что позволяет научить детей управлять своей бронхиальной астмой, действуя в соответствии с предписанными правилами. Родителям информация дается более подробно с использованием материалов международного консенсуса и современных достижений российской педиатрии и аллергологии.
    Программа изложена в методическом руководстве, предназначенном для инструктора (врача или среднего медицинского работника, прошедшего специальную подготовку по аллергологии), который проводит эти занятия. По нашим наблюдениям после обучения по программе «Учимся управлять бронхиальной астмой» отмечается:
    уменьшение частоты и тяжести приступов бронхиальной астмы;
    сокращение числа внеплановых госпитализаций, вызовов скорой помощи и посещений врача, связанных с обострением заболевания;
    сокращение наименований лекарственных препаратов, которые используются при бронхиальной астме;
    сокращение пропущенных дней в школе из-за обострения астмы и, следовательно, повышение успеваемости;
    повышение выносливости, в т. ч. физических и психологических нагрузок (дополнительное обучение в музыкальных, художественных школах и т. д.).
    Предварительная оценка программы «Учимся управлять бронхиальной астмой» позволяет говорить о том, что она хорошо воспринимается детьми и их родителями и может найти применение в отечественной практике.
    «Астма-школы» уже существуют во многих регионах России. В течение нескольких месяцев такие школы действуют и в Санкт-Петербурге.

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРОГРАММЕ «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ»

    источник

    Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается порядка 300 млн. больных бронхиальной астмой. Астма может начаться в любом возрасте. У подавляющего большинства больных можно выявить наследственную предрасположенность к астме. Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и их родственников. Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с тщательным выполнением ими квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность пациентов об основных факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах терапии приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

    Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.

    Школы здоровья для больных астмой

    Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных бронхиальной астмой (БА) связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которое приводит к неправильному выполнению предписаний врача. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Неосведомленность больных о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами, являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализаций, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожанию лечения.

    Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа.

    Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов самоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Обучение пациента подразумевает установление партнерства между ним и медицинским работником в условиях постоянной проверки и обновления знаний.

    Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают следующую необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

    «Школа для больных бронхиальной астмой» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

    1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.

    2. Дать возможность пациенту с бронхиальной астмой оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.

    3. Научить пациента с астмой самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы, предотвращать его.

    4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

    5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и пикфлоуметр для лечения астмы.

    6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

    Определение астмы и современные принципы лечения бронхиальной астмы

    Астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами удушья, одышкой (с преимущественным затруднением выдоха), кашля.

    Надо отметить, что такой взгляд на астму, как на воспалительное заболевание, сформировался чуть более 15 лет назад. Именно это позволило добиться прорыва в лечении бронхиальной астмы. До этого астма рассматривалась, как бронхообструктивное заболевание с соответствующим подходом к лечению: назначались препараты, направленные, в основном, на снятие бронхоспазма. Такое лечение приводило к быстрому прогрессированию астмы и инвалидизации пациентов.

    Как только пульмонологи решили направить свои усилия не на снятие бронхоспазма, а на его причину — воспаление на слизистой бронхов, астма сразу стала контролируемой. Однако, 15-ти с небольшим лет оказалось мало, чтобы все наши доктора успели ознакомиться с новыми взглядами на астму и подходами к лечению астмы. Поэтому и сегодня я получаю пациентов, которые даже не подозревают о том, что для лечения астмы есть еще что-то, кроме бронхорасширителей ( беротек, беродуал, венталин, сальбутамол, астмопент, эуфиллин и его производные). Хуже того, доктора, неудосужившиеся ознакомиться с новыми достижениями в области астмы, еще и запугивают пациентов вредом от новых противовоспалительных препаратов. Но мы с Вами постараемся быть на переднем крае новых достижений в лечении астмы. И если Международный консенсус по бронхиальной астме, принятый в 1993 году нацеливает на борьбу с воспалением, как на причину бронхообструкции при астме, то мы постараемся воздействовать на причину воспаления. Именно для этого в клинике разработана специальная иммунологическая программа, позволяющая выявлять причину воспаления (а не повод — аллерген) и эффективно бороться с астмой.

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

    МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

    Школа здоровья для больных бронхиальной астмой – регулярная форма занятий с больными, которые в течение определенного периода времени изучают ряд тем.

    — для амбулаторных и стационарных больных;

    — как врачами, так и специально обученным средним медицинским персоналом;

    — для всех больных бронхиальной астмой – единственное требование – сохраненный интеллект и память (больной должен усвоить полученную информацию); в группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания.

    — для больных с тяжелой формой бронхиальной астмы необходимо дополнять групповые занятия индивидуальным обучением.

    Набор в Школу здоровья для больных бронхиальной астмой осуществляется:

    В стационаре: о начале работы Школы здоровья оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и направляют их на занятия.

    На амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают больным предполагаемую дату начала занятий, затем по контактному телефону пациенты оповещаются о начале занятий.

    Школа здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

    — ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

    — инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

    — статистические формы регистрации и учета;

    — закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

    Обязательным требованием является «недопуск» на последующие занятия тех пациентов, кто не посетил первого занятия, т.е. Школа должна быть «закрытым коллективом» и в процессе цикла занятий не присоединялись новые больные. Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, а затем набирается новая группа.

    Количество больных в группе не должно быть более 8-10 человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

    Для занятий лучше иметь учебный класс или другое помещение, где имеются столы, чтобы пациентам было удобнее производить записи.

    К каждому занятию необходимо иметь демонстрационный материал: плакаты, буклеты, лекарства, видеофильм и др.

    Цикл занятий может быть ограничен 5 уроками продолжительностью не более 1,5 часов. Общая продолжительность цикла должна составлять не более 7-10 дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в зависимости от потребности их может быть и больше. В летние месяцы обучение не проводится.

    На первом занятии необходимо предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача прерывается вопросами и замечаниями больных, и занятие из лекции превращается в беседу.

    Образовательная программа включает следующие темы:

    1) Что такое бронхиальная астма?

    2) Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.

    3) Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.

    4) Неаллергические причины бронхиальной астмы.

    5) Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии.

    6) Индивидуальные зоны контроля.

    7) Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.

    8) Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

    9) Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.

    10) Лечение обострения бронхиальной астмы.

    11) Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.

    Пример занятия с больными бронхиальной астмой:

    Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

    Определение бронхиальной астмы.

    Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

    Строение дыхательных путей.

    Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

    Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

    Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

    На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

    Читайте также:  Терапия преднизолоном при бронхиальной астме

    Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

    Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

    Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

    Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

    о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

    о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

    о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

    об аллергических причинах бронхиальной астмы.

    Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

    Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве корма для рыб. Среди факторов, способствующих росту числа аллергических заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

    Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

    Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

    Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

    В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

    Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

    Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

    На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

    Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

    На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели. Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

    Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

    Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

    Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

    Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

    Неаллергические причины бронхиальной астмы

    К неаллергическим причинам, вызывающим приступ удушья у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональный стресс, резкая перемена погоды, выход на холодный воздух, вирусная инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, высокая влажность и др. Одним из характерных признаков бронхиальной астмы является повышенная чувствительность бронхиального дерева отвечать сужением просвета бронхов на воздействие различных неаллергических стимулов, при этом возникает приступ удушья. С гиперреактивностью дыхательных путей бороться очень сложно, и главный метод лечения – стараться избегать ситуаций, при которых возникает приступ удушья.

    Известно, что нервный стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься физкультурой, закаливаться. Существует и ряд больных, которым нужно конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу.

    Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холод, рекомендуется за 20-30 минут сделать ингаляцию сальбутамола. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Больным необходимо объяснить, что при астме можно заниматься спортом. Бронхиальная астма не является противопоказанием для занятий спортом, наоборот, физическая активность способствует улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плаванье.

    Профилактика бронхиальной астмы!

    Важность профилактики бронхиальной астмы, как и любого другого заболевания, переоценить трудно. Казалось бы, уже давно все знают, как предупредить эту болезнь, и очень многие, так или иначе, стараются не допустить её к себе. Но, как показывает врачебная практика, поток больных с признаками бронхиальной астмы продолжает безжалостно расти.

    О том же говорят и цифры: заболеваемость астмой уверенно приближается к 10%. Один из десяти человек в той или иной степени страдает от нехватки воздуха, от удушья! И все это несмотря на ежегодное проведение Дня борьбы с бронхиальной астмой, на огромные средства, затраченные на лечение болезни, ее диагностику и реабилитацию больных.

    Да, окружающая среда, питание, стремительное внедрение в жизнь синтетических материалов — все это играет огромную роль в распространении бронхиальной астмы, но так же настойчиво должны внедряться в умы населения и знания по профилактике этого заболевания. Та профилактика, о которой говорили несколько десятилетий назад, может уже оказаться неактуальной сегодня, хотя основные ее принципы остаются неизменными.

    Профилактика бронхиальной астмы, как и любой другой болезни, бывает первичной и вторичной. Первичная профилактика — это комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения астмы. Вторичная профилактика имеет целью не допустить развитие осложнений болезни, предотвратить приступы удушья у тех людей, которые уже болели астмой ранее или болеют в настоящий момент. В ряде случаев выделяют еще и третичную профилактику бронхиальной астмы, цель которой — исключить летальный исход в случае осложненного течения астмы. Однако большинство специалистов считает, что смерть от бронхиальной астмы — это скорее казуистика чем возможный исход заболевания. Именно поэтому третичная профилактика, в большей мере, касается лишь врачей-реаниматологов, и в данной статье рассматриваться не будет.

    Широко известно выражение, что любую болезнь легче предупредить, нежели лечить, да и не только легче, но и дешевле. Поэтому принципами первичной профилактики бронхиальной астмы должен владеть любой человек, независимо от пола, возраста и социального статуса. Например, начиная уже с раннего возраста, родители должны приучать своих детей к чистоте в комнате, к влажной уборке, к проветриванию, что не позволяет собираться пыли в жилом помещении.

    Особый подход к первичной профилактике должен быть у людей с высоким риском заболевания бронхиальной астмой. К ним относятся:

    — лица с наследственной предрасположенностью к астме, в том числе и дети, чьи родители или ближайшие родственники страдают от удушья;

    — перенесшие или страдающие атопическим дерматитом;

    — перенесшие или страдающие любой формой аллергии (лекарственная, сезонная, на продукты питания и т.п.);

    — имеющие близких родственников, которые перенесли ту или иную аллергию;

    — лица с признаками бронхообстуктивного синдрома, возникающего при различных (чаще простудных) заболеваниях дыхательной системы;

    — рабочие, чьи условия труда способствуют развитию бронхиальной астмы (работа в пыльных условиях, с различными летучими химическими веществами, в том числе парфюмерия, бытовая химия и пр., фермеры).

    Чтобы не допустить развитие болезни, всем перечисленным выше лицам необходимо обратить внимание на следующие меры первичной профилактики бронхиальной астмы:

    — улучшение экологической обстановки, насколько это возможно (например, постоянная или временная смена места жительства);

    — частая уборка помещений, минимальное количество ковров, мягких игрушек, книг в жилом помещении, особенно в спальнях;

    — соблюдение правил личной гигиены;

    — следить за чистотой домашних животных, а желательно вообще их не заводить;

    — пользоваться гипоаллергенными предметами быта;

    — правильное и здоровое питание качественными продуктами с минимальным количеством пищевых добавок, тщательное мытье продуктов, особенно из магазина или рынка;

    — как можно меньше пользоваться аэроаллергенами: дезодоранты, освежители воздуха, парфюмерия, особенно в виде спреев, и т.п.;

    — уменьшить, а при возможности бросить курение, в том числе исключить пассивное курение;

    — устранение профессиональных вредностей (если нарастают признаки бронхиальной астмы, то наилучшим вариантом является смена места работы);

    — прием любых лекарственных средств только после консультации врача;

    — устранение в кратчайшие сроки любых аллергических проявлений и обязательное определение их источника;

    — предотвращение контакта с заведомо известным продуктом (предметом), вызывающим аллергию;

    — своевременное лечение респираторных инфекций;

    — ведение здорового образа жизни, укрепление иммунитета, закаливание, регулярные физические упражнения.

    — санаторно-курортное профилактическое лечение в местах с морским климатом либо на высокогорье.

    Беременным, чтобы предупредить астму у будущего ребенка, следует отнестись к данной профилактике с особой серьезностью. Необходимо категорически исключить курение, своевременно лечить аллергию и инфекционные заболевания, правильно питаться. Грудное вскармливание — еще одна дополнительная защита ребенка от бронхиальной астмы.

    Если же предупредить болезнь не удалось, и начали появляться первые признаки удушья, значит пора приниматься за вторичную профилактику бронхиальной астмы. Чтобы исключить возникновение осложнений в будущем, в первую очередь, необходимо четко соблюдать назначенное доктором лечение.

    Своевременная диагностика и терапия бронхиальной астмы — это основной и главенствующий принцип вторичной профилактики. Только благодаря ему можно избежать прогрессирования болезни и исключить тяжелые приступы удушья. Конечно, кроме серьезного подхода к антиастматической терапии, вторичная профилактика требует выполнения следующих мероприятий:

    — своевременное лечение хронических заболеваний бронхо-легочной системы, в том числе обструкций, не связанных с астмой (ХОБЛ);

    — полный отказ от курения, избежание пассивного курения, исключение крепких алкогольных напитков;

    — необходимо убрать из комнаты больного все, что может накапливать пыль, регулярно проводить уборку и проветривание;

    — исключить контакт с домашними животными, в том числе не рекомендуется содержать аквариум, так как корм для рыбок обладает высокой астматической активностью;

    — особую осторожность необходимо проявлять в весенне-летний период, когда цветут растения и возможны частые укусы насекомых;

    — полное исключение из меню высокоаллергенных продуктов, а также продуктов, содержащих большое количество пищевых добавок;

    — показаны проведение лечебного массажа, самомассажа;

    — рекомендуется дыхательная гимнастика (дыхание по методу Бутейко, различные дыхательные упражнения, ингаляции с использованием небулайзеров и др.)

    — хорошие результаты по профилактике обострений бронхиальной астмы показывает иглоукалывание, фитотерапия, спелеотерапия (лечение в соляных пещерах).

    Надо стараться не болеть ОРВИ, чему способствует закаливание, сон на свежем воздухе, профилактический прием витаминов. Также позволяют снизить частоту приступов бронхиальной астмы и методы народной терапии, они облегчают течение заболевания, ускорят выздоровление.

    Как видно, принципы вторичной профилактики астмы очень тесно переплетаются с первичной профилактикой, и это не случайно. Совокупность всех мер, направленных на предупреждение или устранение заболевания всегда показывают наилучший эффект, чем их применение по отдельности.

    Больным с бронхиальной астмой рекомендовано санаторно-курортное лечение. Наиболее благоприятный период для этого — время цветения, когда в воздухе содержится большое количество пыльцы. Уехать на это время в другую местность, где период цветения уже прошел или еще не начался, очень полезно. Благоприятные места для астматиков — Кисловодск и все Приэльбрусье, Прибалтика, горный Алтай (летом), Туркмения, южный берег Крыма, практически все европейское Средиземноморье. Но ехать в другой регион, в другую климатическую зону можно только вне обострения астмы.

    Если же приступы удушья начали беспокоить чаще и дышать становится все труднее, то в таком случае нужно обратиться за медицинской помощью и при необходимости госпитализироваться в специализированный стационар. Только после купирования обострения можно съездить на курорт, чтобы закрепить результаты лечения. Это позволит значительно укрепить здоровье и забыть о бронхиальной астме на ближайшее, а может и на более продолжительное время.

    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *