Меню Рубрики

Бронхиальная астма и вокальной

«Мне поставили диагноз «бронхиальная астма». Врач, в числе прочих рекомендаций, дал и очень странную – петь. Желательно с преподавателем по вокалу, но можно и в домашнем караоке. Спросить я постеснялась, а теперь думаю, зачем мне пение при таком заболевании?»

Комментирует доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой доказательной медицины РГМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА Заурбек Рамазанович Айсанов.

– Врач дал вам верную рекомендацию. Дыхательные упражнения, которые человек выполняет на курсах вокала, действительно являются хорошим немедикаментозным методом оздоровления. Поэтому он может применяться в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких, сокращенно ХОБЛ.

Более того, сегодня подобные методики широко применяются в ведущих западных клиниках по лечению легочных проблем. Они называются «речевой терапией».

Однако стоит отметить, что занятия вокалом не могут назначаться отдельно. Только в комплексе с лекарствами, назначенными врачом. В этом случае они могут существенно повысить эффективность медикаментов, поскольку положительно влияют на функцию легких. И таким образом – снизить частоту обострений и госпитализаций у пациентов с ХОБЛ и астматиков.

Дело в том, что вокальная практика является разновидностью дыхательной гимнастики. Она учит пациента правильно дышать. Способна увеличить возможности легких по вентиляции и доставке кислорода разным органам и системам. Да и общее состояние организма и качество жизни в целом существенно улучшаются.

Комментирует одна из основателей и директор школы музыки в Москве «Music Story» Ольга Афанасьева.

– В моей работе было много случаев, когда ко мне приходили учиться петь люди, страдающие различными легочными заболеваниями. В том числе – и бронхиальной астмой. И я на своем опыте могу сказать, что вокальные уроки очень развивают дыхательную систему человека. И, что немаловажно, дают понять, как функционируют легкие. И как им помочь, учитывая все нагрузки, присущие болезням и жизни в городе.

Безусловно, если врач назначил лекарства, отказываться от них самовольно ни в коем случае не следует. Но помочь себе избежать приступов астмы можно с помощью тех упражнений, которые мы с учениками выполняем на уроках. К примеру, более глубокое дыхание, которое активизируется только вдохом через нос, помогает наполнить воздухом нижние отделы легких. Это уменьшает стресс, дает релаксацию и успокоение.

Такое дыхание способно также снизить давление, нормализовать пульс, стимулировать иммунитет. Более того, оно даже осуществляет своеобразный массаж сердца и всех внутренних органов за счет движения диафрагмы.

Заниматься пением я бы рекомендовала и людям без заболеваний легких и бронхов. Когда с помощью специальных упражнений вы научитесь дышать «животом», ваша жизнь изменится к лучшему. Как минимум, вы станете спокойнее, что в наше стрессовое время очень важно. А как максимум – еще и укрепите здоровье.

Единственный нюанс – домашнее караоке все же стоит предпочесть здоровым людям. Курсы профессионального вокала нужны именно для постановки правильного дыхания. А просто караоке такого навыка не даст. И эффект, возможно, будет противоположный. Ведь если органы дыхания не в порядке, порой трудно даже просто дышать – не то что петь!

Это интересно!

Эксперимент с пением проводился в одном из госпиталей Лондона. Пациентам с заболеваниями органов дыхания предложили на выбор два варианта проведения досуга: пение и просмотр кинофильмов. При этом и те, и другие получали совершенно одинаковое лечение.

После завершения испытаний выяснилось, что те, кто пел, субъективно лучше стали себя чувствовать. Исследователи полагают, что помогает не само пение, а определенные дыхательные упражнения, которые обязательно присутствуют на уроках вокала. Пациенты учатся регулировать свое дыхание и тем самым снижают частоту и интенсивность приступов.

источник

  • Авторы: Осипова Г.Л., Осипова В.В., Рвачёва А.В., Терехов Д.В., Синицын Е.А.
  • Выпуск: Том 9, № 4 (2018)
  • Страницы: 74-79
  • Раздел: Обзоры
  • URL:https://journals.eco-vector.com/clinpractice/article/view/10592
  • DOI:https://doi.org/10.17816/clinpract9474-79

Клиническая картина дисфункции голосовых связок широко варьирует от легкой одышки до острого нарушения внешнего дыхания, которое может имитировать приступ астмы. Лечение вокальной дисфункции связок и бронхиальной астмы различаются. Ранняя диагностика вокальной дисфункции связок может предотвратить неправильное лечение и, следовательно, свести к минимуму возрастающие расходы на здравоохранение.

Известно, что у многих пациентов (25–35%) с бронхиальной астмой, установленной в системе общей врачебной практики, этот диагноз подтвердить не удается. Если бронхиальная астма остается неконтролируемой, а симптомы устойчивы к лечению препаратами базисной терапии (при отсутствии данных о наличии стероид- резистентности и т.д.) ступени 4–5 (GINA, 2018) в течение 6 мес и есть сомнения в правильности диагноза, то необходимо исключить и такое заболевание, как вокальная дисфункция голосовых связок, которое может быть ошибочно принято за астму или сочетаться с ней [1–4]. Сопутствующая дисфункция голосовых связок у пациентов с бронхиальной астмой, по данным некоторых исследователей, наблюдается у 50% пациентов [5].

Для описания аномального движения голосовых связок в медицинской литературе было использовано свыше 70 терминов, и на сегодняшний день наиболее часто встречающийся из них — «дисфункция голосовых связок».

Индуцированная обструкция голосовых связок — это нарушение функции голосовых связок, при котором структура гортани остается в норме [6]. Пациенты с вокальной дисфункцией обычно жалуются на одышку, появление дисфонии при воздействии различных ароматических веществ, аэрозолей и т.д. Описывая состояние, пациент часто указывает на область шеи, где ему «что-то мешает» при дыхании [3]. При этом ингаляционные β2-агонисты, купирующие симптомы бронхиальной астмы, в данном случае не оказывают должного эффекта [6].

K. Newman и соавт. [7] было проведено проспективное обследование 167 пациентов с трудноизлечимой бронхиальной астмой и сделан вывод о том, что в 30% случаев причиной неудачи лечения является вокальная дисфункция связок: около 1/3 этих пациентов имели только вокальную дисфункцию и около 2/3 ― сочетание бронхиальной астмы с вокальной дисфункцией.

Впервые дисфункция голосовых связок была описана клинически в 1842 г. как дисфункция гортанных мышц, иногда наблюдаемая у женщин во время истерики [8]. В 1869 г. Джеймс Маккензи (James Mackenzie) во время проведения ларингоскопии впервые поставил диагноз вокальной дисфункции у «истерических» пациентов [9]. В 1902 г. сэр Уильям Ослер (William Osler) описал в учебнике «Принципы и практика медицины» вокальную дисфункцию связок как расстройство, затрагивающее инспираторную и экспираторную фазы дыхательного цикла [10].

Следующее описание вокальной дисфункции было дано в медицинской литературе 70 лет спустя, в 1974 г., Р. Паттерсоном (R. Patterson) и его коллегами: у 33-летней пациентки, имеющей в анамнезе 15 госпитализаций: ученые назвали такое дыхание «стридором Мюнхгаузена» [11]. Синдром Мюнхгаузена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает на глобальном уровне или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т.п. Термин «синдром Мюнхгаузена» (англ. Münchausen syndrome) предложен Ричардом Ашером (Richard Alan John Asher), впервые описавшим в 1951 г. поведение пациентов, склонных выдумывать или вызывать у себя болезненные симптомы. Первоначально это название использовалось для обозначения всех подобных расстройств. На современном этапе «синдромом Мюнхгаузена» называют крайнюю и длительную форму симулятивного расстройства, при которой создание видимости болезни занимает центральное место в жизни человека.

Основная функция гортани — обеспечение защиты нижних дыхательных путей от воздействия различных триггеров. Механизм, лежащий в основе движения голосовых связок, представляет собой гиперфункциональный гортанный рефлекс, защищающий нижние дыхательные пути от аспирации. При дисфункции голосовых связок наблюдается преходящая обструкция верхних дыхательных путей, связанная с парадоксальной аддукцией (закрытием) голосовых складок (связок), которая может возникать в течение одной или обеих стадий дыхательного цикла [2]. Обычно вокальные связки во время вдоха широко открываются (открываются незадолго до наступления вдоха) и достигают максимальной ширины в середине вдоха.

Эпизоды вокальной дисфункции часто начинаются и заканчиваются внезапно, поэтому конкретные триггеры не всегда идентифицируются [12−14]. Провоцирующими факторами могут выступать инфекции верхних дыхательных путей, профессиональные вредности (аммиак, моющие химикаты, органические растворители), разговор, смех, пение, изжога, кашель, еда, физические нагрузки, постназальный затек, перемена погоды, эмоциональный стресс, воздействие различных запахов и других переносимых по воздуху раздражителей [15, 16]. М. Morris и соавт. предложена классификация расстройств движения гортани при вокальной дисфункции связок и выделены три формы — психогенная, обусловленная физической нагрузкой и ирритантная [17−19].

Возможными триггерами могут быть неврологические заболевания, травмы шейного отдела позвоночника. Острый ларингит или рецидивирующий хронический ларингит могут способствовать первоначальному проявлению заболевания или усиливать предшествующие симптомы. Пациенты с монолатеральными или двусторонними парезами голосовых связок часто страдают не только типичными приступами вокальной дисфункции связок, но и стрессовой одышкой на вдохе, что связано с относительным сужением гортани из-за недостаточного раскрытия голосовых связок [18].

Клиническая картина дисфункции голосовых связок широко варьирует от отсутствия симптомов до легкой одышки и острого респираторного дистресса, который может имитировать приступ астмы [20].

При осмотре врач обычно обращает внимание на то, что пациенты с вокальной дисфункцией при описании респираторных симптомов часто указывают на горло. Связано это с тем, что при вокальной дисфункции сужаются связки, а не бронхи, и неприятные ощущения возникают в области шеи, а не в области груди, как при астме. Именно поэтому назначенная врачом базисная терапия ингаляторами либо не помогает вовсе, либо усугубляет симптомы у пациента [21, 22].

При остром приступе вокальной дисфункции у пациента возникают стридорозное дыхание (свистящий шум на вдохе), реже — хрипы на выдохе, тахипноэ, охриплость голоса, дисфония, кашель; отмечается подергивание мышц шеи или верхней части грудной клетки, появляется выраженное беспокойство или дистресс [23].

Эндоскопическое исследование с прямой визуализацией вокальных складок с помощью гибкой трансназальной волоконно-оптической ларингоскопии во время обострения является «золотым стандартом» в диагностике вокальной дисфункции связок [4, 7, 24]. Наличие стимуляции вдоха является ключом к постановке диагноза [25].

Клиническая картина осложняется, если пациенты страдают бронхиальной астмой и вокальной дисфункцией связок одновременно, так как триггерные механизмы этих заболеваний схожи. Острые астмоподобные симптомы вызывают тревогу у пациентов, а ошибочно выставленный диагноз обусловливает ненадлежащее использование брохолитических препаратов, ненужные визиты к врачам и обращения за неотложной помощью.

У 15% пациентов с вокальной дисфункцией возникает одышка при физической нагрузке, что приводит к многократным обращениям за неотложной помощью (чаще у женщин). Пациенты с вокальной дисфункцией получают лекарства от тревоги и/или депрессии, а это подтверждает, что одной из причин описываемого расстройства является эмоциональный настрой. Проведение у пациентов с вокальной дисфункцией аллергенспецифической иммунотерапии, воздействующей на триггеры, уменьшало частоту симптомов астмы, обострения бронхиальной астмы [26].

Во время обострения заболевания жалобы пациента с вокальной дисфункцией не соответствуют объективным результатам [25]. Дифференциально диагностическое значение имеет соотношение фазы вдоха и выдоха. При бронхиальной астме фаза выдоха доминирует. Если стетоскоп расположить на шее, то при бронхиальной астме можно зафиксировать короткий вдох и продолжительный выдох, а при синдроме дисфункции голосовых связок, напротив, выслушивается продолжительный вдох и короткий выдох. Вдох сопровождается появлением грубого дыхательного шума, а выдох свободен от спастических шумов. В период кризисного ухудшения состояния при внешнем осмотре пациента следует обратить внимание на западение в области ягулярной ямки, которое появляется на высоте вдоха. Этот признак характерен только для больных с дисфункцией голосовых связок. Практическим врачам рекомендуется консультировать таких пациентов у ЛОР-врачей с целью подтвердить факт дисфункции голосовых связок.

Массивная ингаляционная терапия (особенно глюкокортикостероидами), которая проводится у пациентов с бронхиальной астмой, обострила эту проблему. Гормональные препараты способны влиять на функцию голосовых связок, вызывая миопатический эффект или грибковое поражение слизистой оболочки верхнего отдела дыхательных путей, включая и голосовые связки. У некоторых пациентов ингаляционные глюкокортикостероиды вызывают такое побочное действие, как осиплость голоса. Для представителей многих профессий (учителя, певцы, политические деятели и т.д.) назначение ингаляционных стероидных препаратов является серьезной проблемой, так как может привести к развитию слабости голосовых связок, а также более серьезным процессам (таким как грибковая обсемененность слизистых оболочек дыхательных путей).

Точная дифференциальная диагностика астмы и вокальной дисфункции позволяет назначить адекватное лечение и, в частности, может ограничить потенциальное чрезмерное назначение глюкокортикостероидов и бронхолитиков у пациента с вокальной дисфункцией связок [27].

При появлении одышки во время физических нагрузок и неэффективности адренергических бронходилататоров, таких как сальбутамол или тербуталин, врачу следует предположить у пациента вокальную дисфункцию [6].

Так, в 1984 г. у 33-летней спортсменки-бегуньи во время забега появились дистанционные хрипы. В течение 10 лет она лечилась от астмы, симптомы которой появлялись при физической нагрузке. После обследования, включавшего тест с метахолином (отрицательный), спирометрию и анализ кривой поток-объем (выявлено характерное сглаживание кривой инспираторного потока), диагноз астмы был изменен на вокальную дисфункцию [28].

Кроме спирометрии необходимо проводить ларингоскопию. Диагноз ставится в случае выявления инспираторного закрытия голосовых связок при прямой ларингоскопии. Провокационный тест с метахолином при отрицательном результате имеет высокую прогностическую ценность для исключения диагноза астмы [29].

Дифференциальная диагностика проводится в отношении врожденных, аллергических, нервных, нервно-мышечных, злокачественных, посттравматических и острых воспалительных изменений гортани и трахеи [3]. Также известно, что вокальная дисфункция связок часто сочетается с синдромом обструктивного апноэ [29].

С целью отличия симптомов вокальной дисфункции связок от астматических R. Traister и колл. была разработана полезная система подсчета баллов ― индекс вокальной дисфункции связок Питтсбурга. Это простой и легкий в использовании опросник для пациентов, где они оценивают свои симптомы в баллах. Чувствительность опросника составила 83% у пациентов с диагнозом вокальной дисфункции связок [30].

Несмотря на доброкачественное течение заболевания, вокальная дисфункция связок может привести к тяжелым симптомам, развитию тяжелой дыхательной недостаточности и даже необходимости интубации трахеи и трахеостомии. Ведение пациентов с вокальной дисфункцией связок часто требует мультидисциплинарного подхода с участием врачей первичной медико-санитарной помощи, пульмонолога, аллерголога, отоларинголога, гастроэнтеролога, невролога, психиатра или психолога, дефектолога и спортивного тренера [22, 31].

Лечение вокальной дисфункции и бронхиальной астмы различаются. Ранняя диагностика вокальной дисфункции связок может предотвратить неправильное лечение и таким образом свести к минимуму возрастающие расходы на здравоохранение. Препараты, применяемые для лечения астмы, включая ингаляционные бронходилататоры и глюкокортикостероиды, должны использоваться только в том случае, если диагноз однозначен, и пациенты могут давать на них хотя бы минимальный ответ [25].

Обучение пациентов является важнейшим компонентом лечения. Знание нормальной физиологии и функциональных аномалий, вызывающих симптомы, помогает пациентам понять их диагноз и добиться контроля симптомов при вокальной дисфункции связок.

S. Fowler и соавт. [32] разработали опросник симптомов вокальной дисфункции связок (Questionnaire for symptom monitoring in vocal cord dysfunction, VCDQ), содержащий 12 вопросов для мониторинга симптомов вокальной дисфункции связок. Опросник VCDQ и система подсчета по баллам еще не изучены в больших популяциях, но призваны помочь оценить тяжесть заболевания и в дальнейшем обеспечить надлежащее ведение таких пациентов.

  1. Вы чувствуете, что ваши симптомы ограничены горлом или верхней частью груди?
  2. Вы чувствуете, что есть ограничение в горле или верхней части груди, препятствующее прохождению воздуха в определенной точке?
  3. У вас есть одышка при вдохе?
  4. У вас внезапно начинаются приступы?
  5. Чувствуете ли вы что-то в горле, что вы не можете «прочистить»?
  6. Меняется ли ваш голос, когда у вас есть обострение?
  7. Чувствуете ли вы, что ваше дыхание громкое или шумное во время обострения?
  8. Какие конкретные триггеры вызывают ваши обострения?
  9. Чувствуете ли вы, что ваши симптомы не были правильно поняты?
  10. У вас есть трудности с легким давлением: например, мешает плотная одежда, трудно сгибать шею?
  11. Обострения влияют на вашу социальную жизнь?
  12. Помогают ли лекарства от астмы?
  13. Использование ингаляторов от астмы иногда усугубляет симптомы?
  14. Вы когда-нибудь чувствовали головокружение или головокружение во время обострения?
  15. У вас есть онемение или покалывание в руках, ногах или губах во время приступа?
  16. Когда начинаются симптомы, вы обычно кашляете?
Читайте также:  Немое легкое при бронхиальной астме

Важно, чтобы пациенты знали, что приступы непродолжительны по времени и проходят самостоятельно, к тому же они не опасны для жизни, даже если «выглядят чрезвычайно угрожающими».

Терапия вокальной дисфункции начинается с применения дыхательного аэрозольного ингалятора ипратропия бромида, который предотвращает возникновение вокальной дисфункции голосовых связок. Лечение у врача-логопеда является стандартным для пациентов со спонтанно возникающей вокальной дисфункцией связок. Проводится обучение различным дыхательным техникам, известным как методы быстрого высвобождения, которые способствуют быстрому освобождению голосовых складок от парадоксального движения, ответственного за развитие дисфункциональной симптоматики [23]. Для лечения и предотвращения обострений у пациентов с вокальной дисфункцией связок, особенно с симптомом кашля, бывает эффективен такой метод психотерапии, как гипноз. Показатели пикфлуометрии (пиковая скорость выдоха, л/мин) помогут врачу отличить симптомы гипервентиляции от астмы.

Вокальная дисфункция связок в настоящее время является по большей части недиагностированным заболеванием, которое без адекватного лечения приобретает тяжелое течение. Пациентам, заболевание которых часто протекает под маской тяжелой или рефрактерной бронхиальной астмы, назначаются массивные дозы глюкокортикостероидов. Специфический и правильно собранный анамнез, проведение обследования в большинстве случаев предотвращают необоснованные госпитализации, способствуют правильной постановке диагноза и назначению эффективного лечения.

Автор, ответственный за переписку.
Email: osipovagl@mail.ru

Россия, 115682, г. Москва, Ореховый бульвар, д.28

докт. мед. наук, заведующая отделом клинических исследований

Россия, 115682, г. Москва, Ореховый бульвар, д.28

канд. мед. наук, старший научный сотрудник

Россия, 115682, г. Москва, Ореховый бульвар, д.28

канд. мед. наук, заведующая лабораторией иммунологии

Россия, 115682, г. Москва, Ореховый бульвар, д.28

Россия, 115682, г. Москва, Ореховый бульвар, д.28

науч. сотр. лаборатории иммунологии

  1. Ioan I, Marchal F, Coffinet L., et al. Breathing-related changes of respiratory resistance in vocal cord dysfunction. Respirology. 2016;21(6):1134–1136. doi: 10.1111/resp.12735.
  2. Tilles SА. Vocal cord dysfunction in children and adolescents. Curr Allergy Asthma Rep. 2003;3(6):467–472. doi: 10.1007/s11882-003-0056-z.
  3. Kenn K, Hess MМ. Vocal cord dysfunction: an important differential diagnosis of bronchial asthma. Dtsch Arztebl Int. 2008;105(41):699–704. doi: 10.3238/arztebl.2008.0699.
  4. Morris MJ, Allan PF, Perkins PJ. Vocal cord dysfunction: etiologies and treatment. Clin Pulm Med. 2006;13(2):73–86. doi: 10.1097/01.cpm.0000203745.50250.3b.
  5. Low K, Lau K, Holmes P., et al. Abnormal vocal cord function in difficult-to-treat asthma. Am J Respir Crit Care Med. 2011;184(1):50–56. doi: 10.1164/rccm.201010-1604OC.
  6. Weinberger M. Dysfunctional breathing in children and adolescents. Acta Paediatr. 2017; 106 (12):1898–1899. doi: 10.1111/apa.14006.
  7. Newman KB, Mason UG, Schmaling KB. Clinical features of vocal cord dysfunction. Am J Respir Crit Care Med. 1995;152(4 Pt 1):1382–1386. doi: 10.1164/ajrccm.152.4.7551399.
  8. Dunglison RD. The practice of medicine. Philadelphia: Lea and Blanchard; 1842. рр. 257–258.
  9. Mackenzie M. Use of the laryngoscope in diseases of the throat. Ed. 2. Philadelphia: Lindsay & Blakiston; 1869.
  10. Hysteria WO. The principles and practice of medicine. 1902.
  11. Patterson R, Schatz M, Horton M. Munchausen’s stridor: non-organic laryngeal obstruction. Clin Allergy. 1974; 4(3):307–310. doi: 10.1111/j.1365-2222.1974.tb01390.x.
  12. Hoyte FC. Vocal cord dysfunction. Immunol Allergy Clin North Am. 2013;33(1):1–22. doi: 10.1016/j.iac.2012.10.010.
  13. Barnes SD, Grob CS, Lachman BS, et al. Psychogenic upper airway obstruction presenting as refractory wheezing. J Pediatr. 1986; 109(6):1067–1070. doi: 10.1016/s0022-3476(86)80302-x.
  14. Vlahakis NE, Patel AM, Maragos NE, Beck KC. Diagnosis of vocal cord dysfunction: the utility of spirometry and plethysmography. Chest. 2002;122(6):2246–2249. doi: 10.1378/chest.122.6.2246.
  15. Hseu A, Sandler M, Ericson D, et al. Paradoxical vocal fold motion in children presenting with exercise induced dyspnea. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2016;90:165–169. doi: 10.1016/j.ijporl.2016.09.007.
  16. Moscato G, Pala G, Cullinan P, et al. EAACI Position Paper on assessment of cough in the workplace. Allergy. 2014;69(3):292–304. doi: 10.1111/all.12352.
  17. Sittel C, Wassermann K, Mathen F, Eckel HE. [Unilateral and bilateral recurrence of inferior laryngeal nerve paralysis. (Article in German)]. Pneumologie. 2001;55(12):568–578. doi: 10.1055/s-2001-19004.
  18. Maillard I, Schweizer V, Broccard A, et al. Use of botulinum toxin type A to avoid tracheal intubation or tracheostomy in severe paradoxical vocal cord movement. Chest. 2000;118(3):874–877. doi: 10.1378/chest.118.3.874.
  19. Morris JM, Christopher KL. Diagnostic criteria for the classification of vocal cord dysfunction. Chest. 2010;138:1213–1223.
  20. McFadden ER Jr, Zawadski DK. Vocal cord dysfunction masquerading as exercise-induced asthma. A physiologic cause for ‘choking’ during athletic activities. Am J Respir Crit Care Med. 1996;153(3):942–947. doi: 10.1164/ajrccm.153.3.8630577.
  21. Altman KW, Simpson CB, Amin MR, et al. Cough and paradoxical vocal fold motion. Otolaryngol Head Neck Surg. 2002;127(6):501–511. doi: 10.1067/mhn.2002.127589.
  22. Hicks M, Brugman SM, Katial R. Vocal cord dysfunction/paradoxical vocal fold motion. Prim Care. 2008; 35(1):81–103. doi: 10.1016/j.pop.2007.09.005.
  23. Perkner JJ, Fennelly KP, Balkissoon R, et al. Irritant-associated vocal cord dysfunction. J Occup Environ Med. 1998;40(2):136–143. doi: 10.1097/00043764-199802000-00009.
  24. Christopher KL, Morris MJ. Vocal cord dysfunction, paradoxic vocal fold motion, or laryngomalacia? Our understanding requires an interdisciplinary approach. Otolaryngol Clin North Am. 2010;43(1):43–66. doi: 10.1016/j.otc.2009.12.002.
  25. Cohen SM, Bellucci E. Healthcare utilization among patients with vocal cord dysfunction. Nurs Forum. 2011;46(3):177–185. doi: 10.1111/j.1744-6198.2011.00224.x.
  26. Holmes PW, Lau KK, Crossett M, et. al. Diagnosis of vocal cord dysfunction in asthma with high resolution dynamic volume computerized tomography of the larynx. Respirulogy. 2009;14(8):1106–1113. doi: 10.1111/j.1440-1843.2009.01629.x.
  27. Lakin RC, Metzger WJ, Haughey BH. Upper airway obstruction presenting as exercise-induced asthma. Chest. 1984;86(3):499–501. doi: 10.1378/chest.86.3.499.
  28. Crapo RO, Casaburi R, Coates AL, et al. Guidelines for methacholine and exercise challenge testing-1999. This official statement of the American thoracic society was adopted by the ATS board of directors, july 1999. Am J Respir Crit Care Med. 2000;161(1):309–329. doi: 10.1164/ajrccm.161.1.ats11-99.
  29. Rubinstein I, Slutsky AS, Zamel N, Hoffstein V. Paradoxical glottic narrowing in patients with severe obstructive sleep apnea. J Clin Invest. 1988;81(4):1051–1055. doi: 10.1172/JCI113416.
  30. Traister RS, Fajt ML, Landsittel D, Petrov AA. A novel scoring system to distinguish vocal cord dysfunction from asthma. J Allergy Clin Immunol Pract. 2014; 2(1):65–69. doi: 10.1016/j.jaip.2013.09.002.
  31. Sandage MJ, Zelazny SK. Paradoxical vocal fold motion in children and adolescents. Lang Speech Hear Serv Sch. 2004;35(4):353–362. doi: 10.1044/0161-1461(2004/034).
  32. Fowler SJ, Thurston A, Chesworth B, et al. The VCDQ — a questionnaire for symptom monitoring in vocal cord dysfunction. Clin Exp Allergy. 2015;45(9):1406–1411. doi: 10.1111/cea.12550.

Аннотация — 112

PDF (Russian) — 71

© Осипова Г.Л., Осипова В.В., Рвачёва А.В., Терехов Д.В., Синицын Е.А., 2019


Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

источник

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

источник

Юная певица, обладательница изумительного голоса, соли­стка Метрополитен Опера, оказалась в трагической ситуации: у нее появились угрожающие признаки астмы, и она больше не могла петь.
Врач откровенно сказал: «Я могу дать вам лишь временное облегчение.

Почему люди по-разному расплачи­ваются за свои дурные привычки? Почему один предрасполо­жен таким образом, а другой иначе? Почему у одного человека развивается болезнь почек, а у другого образуются камни в желчном пузыре? Почему два человека, получившие сильное пе­реохлаждение в снежную бурю, не заболевают одной и той же пневмонией? Почему один подхватывает воспаление легких, а другой — только простуду? Почему один страдает от бронхиального катара на протяжении ряда лет, но без астматических симптомов, а у другого с таким же катаром появляются и сим­птомы астмы? В настоящее время принято говорить, что один — аллергик, а другой — нет, но это лишь еще одно обозна­чение, которое ничего не разъясняет.
Астматик остается невротиком. Под этим я подразумеваю предрасположенность к развитию нервной болезни. Но что та­кое предрасположение? Ответ, я твердо верю, находится прежде всего в слабом телосложении, во многих случаях играет роль на­следственность, в других — врожденная недостаточность (не­полноценность), проистекающая от неправильного питания ро­дителей и нескольких поколений предков.
Другими факторами, могущими дать вклад в так называе­мое предрасположение, являются: напряжения (стрессы)— при­вычные (обыденные), внутренние и окружающие. Табак под­вергает напряжению сердце и легкие, переедание — печень и почки, чрезмерная физическая активность — сердце и суставы, страхи — сердце и нервную систему. Это образцы напряжений (стрессов) на органы и системы организма, являющиеся частью обычной жизни. Такие стрессы ослабляют и замедляют работу органов и функций и закладывают фундамент для местных па­тологических изменений.
Холод и тепло, сухость и влажность и другие факторы окру­жающей среды могут также быть причиной значительных на­пряжений (стрессов), причиняющих вред организму. Неожи­данные резкие усиления этих факторов иногда вызывают кри­зис.
Говоря об астме, как и других сходных болезнях, мы имеем в виду состояние крови и тканей, которое именуем токсемией. Это состояние является результатом образа жизни, характери­зующегося чрезмерным расходом нервной энергии, приводяще­го к нервному истощению. При этом состоянии жизненные функции отправляются на низком физиологическом уровне. Следовательно, выброс отходов затруднен настолько, что они начинают накапливаться в крови, лимфе и тканях.
Наличие большего, чем физиологически нормального, ко­личества отходов в организме — отходы всегда выносятся кро­вью и лимфой прочь из клеток и выделяются — вызывает в ре­зультате раздражение и воспаление. У людей, у которых такой процесс имеет место, закладывается основа для поражения аст­мой дыхательных путей.
По моему мнению, это объяснение причины астмы обосно­ванно, поскольку выброс токсинов, восстановление нервной энергии и исправление образа жизни приводят к стойкому ис­чезновению симптомов, и человек перестает страдать от астмы. Так как никакой другой путь, кроме физиологического отдыха, не ведет к более быстрому освобождению организма от его ток­сического груза, то никакой другой путь не приносит облегче­ния от приступов астмы так уверенно и быстро, как это делает голодание. Но облегчение — это еще не все, в чем нуждается страдалец. Он хочет выздороветь, и он достигает желаемого, ес­ли голодание проводится достаточно долгое время и его жиз­ненные привычки, как и способ питания после голодания, при­водятся в соответствие с подлинными физиологическими нуж­дами.
Длительность голодания, дающего астматику возможность легко и свободно дышать, зависит от глубины поражения болез­нью. Обычно в пределах от 24 до 36 часов (в самых тяжелых слу­чаях) больным нужно находиться в постели. Дыхание на этой стадии еще не нормальное, что быстро выявляется при выслу­шивании стетоскопом. В легких могут быть хрипы, так как в их структуре находятся остатки слизи. Более того, выделение слизи не прекратится в течение нескольких дней.
Я сторонник, если это только возможно, проведения голо­дания до полной очистки легких и исчезновения всех симптомов заболевания. Очень худым и слабым пациентам длительное го­лодание не всегда рекомендуется. В таких случаях голодание должно сменяться периодом легкого питания, а затем рекомен­дуется еще один курс голодания. В запущенных случаях для пол­ного выздоровления может потребоваться проведение несколь­ких коротких голоданий, сменяемых периодами тщательно про­думанного питания.
Некоторые сторонники голодания советуют начинать пи­тание по прохождении не менее 36 часов после исчезновения всех симптомов астмы. Но они также настаивают на возобнов­лении голодания, если с началом питания возвращаются астма­тические явления. Возвращение симптомов вскоре после начала принятия пищи означает, что голодание еще не достигло того уровня, который необходим для восстановления в организме полного порядка.
Я не считаю, что с астмой нужно играть в такой манере. Ес­ли это возможно, следует проводить длительный курс голода­ния, который, как доказано, гораздо более результативен для излечения.

Читайте также:  Ингаляция с беродуалом при бронхиальной астме

источник

  • Michael Jackson (1122)
  • Майкл Джексон (1104)
  • даты и события в жизни Майкла (128)
  • Ladies Only! (39)
  • Michael Jackson tribute (26)
  • Видео (video) (331)
  • GIF анимация (58)
  • Настроение. (295)
  • Музыка (233)
  • Фото (photo) (179)
  • О Майкле Джексоне с любовью и юмором. (146)
  • Майкл Джексон. Расследования (115)
  • Dangerous (41)
  • HIStory (14)
  • moonwalker (9)
  • Каталог (4)
  • Искусство (World Art) (94)
  • Стихи (35)
  • Кинематограф (33)
  • фотография (4)
  • балет (1)
  • Всяко разно (84)
  • Известные люди (77)
  • Интересные факты (72)
  • Смешно (70)
  • dance( танцы) (40)
  • Информационное моделирование. Поиск реальности. (28)
  • Новости (news) (26)
  • Майкл Джексон. Неверленд. (20)
  • Мода, стиль, имидж (19)
  • Ювелирные украшения (3)
  • В мире обманов и подделок (13)
  • Родословная (12)
  • Мой город (2)
  • Майкл Джексон . Искусство (10)
  • Подарочки для девушек (7)
  • История (7)
  • здоровье (5)
  • Человек и животные (3)
  • Архитектура стран мира (3)
  • Животные и человек (1)
  • Помощь и Благотворительность (1)
  • кулинария (1)
  • Гении нашей планеты. (0)

Лечение пением (вокалотерапия)

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная
сила звуков произносимых собственным голосом.

Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение,
особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека.

Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни,
но и значительно улучшить свое здоровье.

По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека.

ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой.

Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте).
И более совершенного (в частности — стерапевтической точки зрения) музыкального инструмента,
подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения.

Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса.

Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее
средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание,
которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.

Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ.

Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным.
Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать
на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.

Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки,
оздоравливает весь организм.

Методы ВОКАЛОТЕРАПИИ (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются
во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств:
неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем‑либо),
депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей),
бронхиальной астмы, головных болей и др.
Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин,
вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение,
прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус.
Так что, если вас вывели из себя,
то именно пение может возвратить вам хорошее настроение.

С помощью пения можно также вызвать и выразить те или иные чувства.

.
При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение
и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи,
даже исправить такой дефект, как заикание.

В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы.
В древности люди интуитивно угадывали наличии в пении большой оздоровительной силы,
но не могли научно обосновать этот факт.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”.

“Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых.
Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь.

Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.
Когда человек говорит или поет (одним словом – “звучит”), то, по разным оценкам,
от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими)
и только 15-40 % – во внешнюю среду.

Пение очень полезно для беременных и их будущих детей.

Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка,
которые настроены на определенные звуковые частоты.
Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг.
Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике
хоры a‑capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения.
В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

ТЕМБР голоса – это особая, индивидуальная его окраска, зависящая от обертонов.
Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи.
У каждого человеческого голоса – свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток,
чем‑то “похожий” на дактилоскопический оттиск.

Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все.

Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит.

«От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья.

Физиологическое (правильное) дыхание – дыхание нижними ребрами.
Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное.
К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями.
Это приводит к гипервентиляции.
Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии.

Отсюда – бронхиальная астма или сердечные дисфункции.

А при чем здесь вокал, пение?…
Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание.
Это хороший тренинг.
Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация.
С помощью специальной аппаратуры мы снимаем ее c любого органа,
делаем математические раскладки и анализируем.

Мы объективно можем выявить резонансные ноты печени, селезенки…

И потом все эти данные используем для акустического массажа.
Попробуйте промассировать печень руками.
Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью
восстановить кровообращение и удалить застои.

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ .

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков
и звукосочетаний, произносимых собственным голосом.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии
(т. е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”),
то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой
специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме звуков и ):

– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

– лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

– оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

– улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря,
предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

– лечит уши, улучшает дыхание;
– улучшает работу головного мозга.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

– снижает кровяное давление;

, , – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать.

Обязательно следует обращать внимание с какой интенсивностью пропеваются звуки.
Если протекает сердечно – сосудистое заболевание,
то не следует делать упражнение слишком интенсивно;
если необходима терапия органов брюшной полости – наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.

Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или “пропеваемых” звуков (звукосочетаний)
рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии
орган (или система), и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Современная медицина сейчас всерьёз углубилась в изучение звука на здоровье.
Связь здоровья, сознания, звуковой вибрации очевидна. Наша жизнь напрямую связана с тем,
на какой частоте вибрирует наше сознание.

В современной медицине‑как альфа, бетта, тетта волны.
При ритмичном пении человек переходит на более длинные тетта волны,
дающие ему более глубокое понимание жизни.

Вибрация звука — связующее звено между физическим и духовным здоровьем,
способствует раскрытию всего жизненного потенциала.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания,
которое является важнейшим фактором нашего здоровья.

Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких.

При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы.
Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы,
который отвечает за активизацию внутренних органов.

Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению
и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения
у больных детей приступов бронхиальной астмы,
и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре,
это уже давно не вызывает ни у кого удивления.
Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний.
Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно.
В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа.
Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма,
которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме.
Таким образом, пения является отличной профилактикой простудных заболеваний.
Американские ученые провели исследования среди певцов одной оперной группы.
Оказалось, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку
(как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу.
Продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных
певцов значительно выше средней.

Пение и легкая форма заикания.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма.
Те люди, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением.
Особенно это касается детей.
Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением,
тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка.
Главное – это регулярные занятия.

И.. повторю вновь, что пение отличное средство от депрессии.

Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе,
то во время пения испытывает значительное облегчение.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние.

Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете усталость и напряженность
– совет один – пойте!

Пойте все, что вы можете и помните, даже если никогда этому не учились.

Гораздо полезнее петь не в одиночестве, а всей семьей.
Или в приятном коллективе. )))

Так что — ПОЙТЕ и НЕ БОЛЕЙТЕ!!
И НЕ ГРУСТИТЕ!

В связи с тем, что я очень люблю Майкла Джексона,
хочу завершить этот небольшой пост
этим призывом ко всем, кому он также близок..

источник

«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

С древних времен лекарям известна уникальная сила звуков, которые человек произносит своим голосом. Современные медики пришли к выводу, что занятия вокалом позитивно влияет на здоровье и общее состояние. ПЕТЬ — не только приятно, но и полезно!

Мы не раз писали о целебном влиянии музыки, изучали так называемый эффект Моцарта. А сейчас поговорим о полезном влиянии пения. «Его уникальность еще в том, что музыкальный инструмент — голосовые связки — всегда с нами», — говорит Людмила Гончаренко — преподаватель вокала, музыкант с 20-ти летним стажем, завуч одной из музыкальных школ Днепропетровска.

Твой Малыш узнает, в чем же польза пения для взрослых и детей, что можно лечить с его помощью, как использовать арт-терапию в обычной жизни. и главное, могут ли освоить пение все люди? Огромный опыт Людмилы позволяет ей делать обобщения и выводы. Прислушаемся?

Т.М: Людмила, пение действительно полезно всем? Почему?

Людмила Гончаренко:

В Тибете монахи до сих пор при лечении нервных болезней используют вокальные упражнения.

Начнем с того, что пение плодотворно влияет на эмоциональное состояние человека, при пении мозг осуществляет выработку эндорфина — так называемого «гормона радости».

Известно давно, что пение — как сольное, так и хоровое использовалось для лечения душевных недугов. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. С помощью пения сейчас лечат такой дефект, как заикание.

Доказано, что звукосочетание «ОМ» снижает давление, приводит в баланс тело, ум и сердце. «УХ», «АХ», «ОХ» — освобождает нас от негативной энергии.

Важно! Эти звуки пропевать либо на одном звуке, либо используя попевки.

Т.М: Какие физические недуги можно лечить с помощью пения?

Людмила Гончаренко: Мы знаем, что пение – это во многом искусство правильного дыхания. Дыхание — основа жизни и функционирования нашего организма. Существуют особые методы лечения астмы с помощью обучения пению, и когда врачи выписывают направление на пение в хоре при диагнозе «бронхиальная астма». И это уже не вызывает удивление.

Пение серьезно помогает улучшать дикцию и устранять речевые недостатки. Чем раньше, к примеру, заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него шансов избавиться от этого недостатка.

Если опять вернуться к проблемам, имеющим и физические, и психологические проблемы, то нужно сказать еще о таком важном эффекте пения, как логопедический.

Читайте также:  Можно ли людям с астмой заниматься спортом

Мало того, многие заикающиеся люди, великолепно поют, хотя в быту продолжают заикаться, хоть и в меньшей мере.

Т.М: Почему так происходит? Каков механизм влияния пения в этом случае?

Людмила Гончаренко: Дело в том, что в процессе исполнения песни одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой, таким образом главное препятствие – произношение первого звука в слове для заикающегося сглаживается. Ребенок слушая как поют другие (учитель, хор, ансамбль ) попадает в такт, что тоже позволяет сгладить акцент. Установлено, что легкая форма заикания может исчезнуть полностью. Средняя и сложная формы заикания коррекции с помощью одного лишь пения не поддаются, но оно может стать частью терапии.

Т.М: Очень любопытно. А есть примеры излечения?

Людмила Гончаренко: В одном из интервью известный актер Василий Лановой рассказал, что в детстве он заикался. В качестве лекарственного средства от заикания его учитель выбрала украинские песни. Почему она выбрала украинскую песню? В большинстве народных, особенно, украинских песен между словами почти нет пауз. А, как известно, одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, — это произношение первого звука в слове. В песне все звуки поются связанно и льются вместе с музыкой. Слова песни известны, заучены и переходы от одного слова к другому как бы отрепетированы. К тому же, есть еще одна составляющая песни — ритм. А ритмическая речь является одним из важнейших способов коррекции заикания.

Если ребенок получает комплексное музыкальное обучение (посещает уроки в музыкальной школе), со временем он сможет себе аккомпанировать на гитаре, фортепиано, бандуре, что способствует устранению спазматических задержек. Речь запускается как бы рукой, определяет темп, ритм речи, а значит, опять же, снимается барьер, который мешает заикающемуся человечку говорить легко и просто.

Т.М: Так петь могут все люди?

Людмила Гончаренко: Это тема для отдельного разговора. Скажу, лишь, что физиологически человек с рождения приспособлен к пению. Он имеет « музыкальные поля» — 47-е поле лобных и 38-е поле задних долей головного мозга, а также «способность быть способным».

Но у большинства людей голос мало отличимый от разговорного. Такой невыразительный голос можно назвать «непевческим» или « бытовым». Но его можно развивать. В основе этого — постановка голоса в технике резонансного пения, позволяющая из « непевческого» голоса создать голос «певческий» (диапазон, сила,тембр,вибрато, неутомляемость).

В детском возрасте это сделать проще всего. В эволюции «голосок-голос-голосище» ребенок берет непосредственное участие и это очень мотивирует, повышает самооценку и позволяет расти во всех смыслах.

Начинать нужно из коллективных занятий.

Лучше всего непевческий голос может развиться в хоре или ансамбле.

И если родители хотят, чтобы дети пели, не следует сразу стремиться к сольному пению (хотя есть очень одаренные дети — самородки — которые могут начать и с этого), позвольте малышу развиваться в коллективе. А дальше возможны самые разные пути развития, вплоть до профессиональной сольной деятельности.

И еще: петь можно и нужно всем. Конечно, для того, чтобы выйти на сцену, нужно учиться, но ведь петь можно и в душе, и в душевной компании, и просто подпевая любимому певцу. Ведь это, прежде всего, удовольствие. Да и учиться никогда не поздно!

Наш консультант: Людмила Гончаренко,

преподаватель вокала и бандуры, завуч музыкальной школы № 10
г. Днепропетровск.

источник

Бронхиальная астма – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера. Приступ бронхиальной астмы часто развивается после предвестников и характеризуется коротким резким вдохом и шумным длительным выдохом. Обычно он сопровождается кашлем с вязкой мокротой и громкими свистящими хрипами. Методы диагностики включают оценку данных спирометрии, пикфлоуметрии, аллергопроб, клинических и иммунологических анализов крови. В лечении используются аэрозольные бета-адреномиметики, м-холинолитики, АСИТ, при тяжелых формах заболевания применяются глюкокортикостероиды.

За последние два десятка лет заболеваемость бронхиальной астмой (БА) выросла, и на сегодняшний день в мире около 300 миллионов астматиков. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, которому подверженные все люди, вне зависимости от пола и возраста. Смертность среди больных бронхиальной астмой достаточно высока. Тот факт, что в последние двадцать лет заболеваемость бронхиальной астмой у детей постоянно растет, делает бронхиальную астму не просто болезнью, а социальной проблемой, на борьбу с которой направляется максимум сил. Несмотря на сложность, бронхиальная астма хорошо поддается лечению, благодаря которому можно добиться стойкой и длительной ремиссии. Постоянный контроль над своим состоянием позволяет пациентам полностью предотвратить наступление приступов удушья, снизить или исключить прием препаратов для купирования приступов, а так же вести активный образ жизни. Это помогает поддержать функции легких и полностью исключить риск осложнений.

Наиболее опасными провоцирующими факторами для развития бронхиальной астмы являются экзогенные аллергены, лабораторные тесты на которые подтверждают высокий уровень чувствительности у больных БА и у лиц, которые входят в группу риска. Самыми распространенными аллергенами являются бытовые аллергены – это домашняя и книжная пыль, корм для аквариумных рыбок и перхоть животных, аллергены растительного происхождения и пищевые аллергены, которые еще называют нутритивными. У 20-40% больных бронхиальной астмой выявляется сходная реакция на лекарственные препараты, а у 2% болезнь получена вследствие работы на вредном производстве или же, например, в парфюмерных магазинах.

Инфекционные факторы тоже являются важным звеном в этиопатогенезе бронхиальной астмы, так как микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности могут выступать в качестве аллергенов, вызывая сенсибилизацию организма. Кроме того, постоянный контакт с инфекцией поддерживает воспалительный процесс бронхиального дерева в активной фазе, что повышает чувствительность организма к экзогенным аллергенам. Так называемые гаптенные аллергены, то есть аллергены небелковой структуры, попадая в организм человека и связываясь его белками так же провоцируют аллергические приступы и увеличивают вероятность возникновения БА. Такие факторы, как переохлаждение, отягощенная наследственность и стрессовые состояния тоже занимают одно из важных мест в этиологии бронхиальной астмы.

Хронические воспалительные процессы в органах дыхания ведут к их гиперактивности, в результате которой при контакте с аллергенами или раздражителями, мгновенно развивается обструкция бронхов, что ограничивает скорость потока воздуха и вызывает удушье. Приступы удушья наблюдаются с разной периодичностью, но даже в стадии ремиссии воспалительный процесс в дыхательных путях сохраняется. В основе нарушения проходимости потока воздуха, при бронхиальной астме лежат следующие компоненты: обструкция дыхательных путей из-за спазмов гладкой мускулатуры бронхов или вследствие отека их слизистой оболочки; закупорка бронхов секретом подслизистых желез дыхательных путей из-за их гиперфункции; замещение мышечной ткани бронхов на соединительную при длительном течении заболевания, из-за чего возникают склеротические изменения в стенке бронхов.

В основе изменений бронхов лежит сенсибилизация организма, когда при аллергических реакциях немедленного типа, протекающих в виде анафилаксий, вырабатываются антитела, а при повторной встрече с аллергеном происходит мгновенное высвобождение гистамина, что и приводит к отеку слизистой бронхов и к гиперсекреции желез. Иммунокомплексные аллергические реакции и реакции замедленной чувствительности протекают аналогично, но с менее выраженными симптомами. Повышенное количество ионов кальция в крови человека в последнее время тоже рассматривается как предрасполагающий фактор, так как избыток кальция может провоцировать спазмы, в том числе и спазмы мускулатуры бронхов.

При патологоанатомическом исследовании умерших во время приступа удушья отмечается полная или частичная закупорка бронхов вязкой густой слизью и эмфизематозное расширение легких из-за затрудненного выдоха. Микроскопия тканей чаще всего имеет сходную картину – это утолщенный мышечный слой, гипертрофированные бронхиальные железы, инфильтративные стенки бронхов с десквамацией эпителия.

БА подразделяется по этиологии, тяжести течения, уровню контроля и другим параметрам. По происхождению выделяют аллергическую (в т. ч. профессиональную БА), неаллергическую (в т. ч. аспириновую БА), неуточненную, смешанную бронхиальную астму. По степени тяжести различают следующие формы БА:

  1. Интермиттирующая (эпизодическая). Симптомы возникают реже одного раза в неделю, обострения редкие и короткие.
  2. Персистирующая (постоянного течения). Делится на 3 степени:
  • легкая — симптомы возникают от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц
  • средняя — частота приступов ежедневная
  • тяжелая — симптомы сохраняются практически постоянно.

В течении астмы выделяют обострения и ремиссию (нестабильную или стабильную). По возможности контроля над пристпуами БА может быть контролируемой, частично контролируемой и неконтролируемой. Полный диагноз пациента с бронхиальной астмой включает в себя все вышеперечисленные характеристики. Например, «Бронхиальная астма неаллергического происхождения, интермиттирующая, контролируемая, в стадии стабильной ремиссии».

Приступ удушья при бронхиальной астме делится на три периода: период предвестников, период разгара и период обратного развития. Период предвестников наиболее выражен у пациентов с инфекционно-аллергической природой БА, он проявляется вазомоторными реакциями со стороны органов носоглотки (обильные водянистые выделения, непрекращающееся чихание). Второй период (он может начаться внезапно) характеризуется ощущением стесненности в грудной клетке, которое не позволяет дышать свободно. Вдох становится резким и коротким, а выдох наоборот продолжительным и шумным. Дыхание сопровождается громкими свистящими хрипами, появляется кашель с вязкой, трудно отхаркиваемой мокротой, что делает дыхание аритмичным.

Во время приступа положение пациента вынужденное, обычно он старается принять сидячее положение с наклоненным вперед корпусом, и найти точку опоры или опирается локтями в колени. Лицо становится одутловатым, а во время выдоха шейные вены набухают. В зависимости от тяжести приступа можно наблюдать участие мышц, которые помогают преодолеть сопротивление на выдохе. В периоде обратного развития начинается постепенное отхождение мокроты, количество хрипов уменьшается, и приступ удушья постепенно угасает.

Проявления, при которых можно заподозрить наличие бронхиальной астмы.

  • высокотональные свистящие хрипы при выдохе, особенно у детей.
  • повторяющиеся эпизоды свистящих хрипов, затрудненного дыхания, чувства стеснения в грудной клетке и кашель, усиливающийся в ночной время.
  • сезонность ухудшений самочувствия со стороны органов дыхания
  • наличие экземы, аллергических заболеваний в анамнезе.
  • ухудшение или возникновение симптоматики при контакте с аллергенами, приеме препаратов, при контакте с дымом, при резких изменениях температуры окружающей среды, ОРЗ, физических нагрузках и эмоциональных напряжениях.
  • частые простудные заболевания «спускающиеся» в нижние отделы дыхательных путей.
  • улучшение состояние после приема антигистаминных и противоастматических препаратов.

В зависимости от тяжести и интенсивности приступов удушья бронхиальная астма может осложняться эмфиземой легких и последующим присоединением вторичной сердечно-легочной недостаточности. Передозировка бета-адреностимуляторов или быстрое снижение дозировки глюкокортикостероидов, а так же контакт с массивной дозой аллергена могут привести к возникновению астматического статуса, когда приступы удушья идут один за другим и их практически невозможно купировать. Астматический статус может закончиться летальным исходом.

Диагноз обычно ставится клиницистом-пульмонологом на основании жалоб и наличия характерной симптоматики. Все остальные методы исследования направлены на установление степени тяжести и этиологии заболевания. При перкуссии звук ясный коробочный из-за гипервоздушности легких, подвижность легких резко ограничена, а их границы смещены вниз. При аускультации над легкими прослушивается везикулярное дыхание, ослабленное с удлиненным выдохом и с большим количеством сухих свистящих хрипов. Из-за увеличения легких в объеме, точка абсолютной тупости сердца уменьшается, тоны сердца приглушенные с акцентом второго тона над легочной артерией. Из инструментальных исследований проводится:

  • Спирометрия. Спирография помогает оценить степень обструкции бронхов, выяснить вариабельность и обратимость обструкции, а так же подтвердить диагноз. При БА форсированный выдох после ингаляции бронхолитиком за 1 секунду увеличивается на 12% (200мл) и более. Но для получения более точной информации спирометрию следует проводить несколько раз.
  • Пикфлоуметрия. Измерение пиковой активности выдоха (ПСВ) позволяет проводить мониторинг состояния пациента, сравнивая показатели с полученными ранее. Увеличение ПСВ после ингаляции бронхолитика на 20% и более от ПСВ до ингаляции четко свидетельствует о наличии бронхиальной астмы.

Дополнительная диагностика включает в себя проведение тестов с аллергенами, ЭКГ, бронхоскопию и рентгенографию легких. Лабораторные исследования крови имеют большое значение в подтверждении аллергической природы бронхиальной астмы, а так же для мониторинга эффективности лечения.

  • Анализа крови. Изменения в ОАК — эозинофилия и незначительное повышение СОЭ — определяются только в период обострения. Оценка газового состава крови необходима во время приступа для оценки тяжести ДН. Биохимический анализ крови не является основным методом диагностики, так как изменения носят общий характер и подобные исследования назначаются для мониторинга состояния пациента в период обострения.
  • Общий анализ мокроты. При микроскопии в мокроте можно обнаружить большое количество эозинофилов, кристаллы Шарко-Лейдена (блестящие прозрачные кристаллы, образующиеся после разрушения эозинофилов и имеющие форму ромбов или октаэдров), спирали Куршмана (образуются из-за мелких спастических сокращений бронхов и выглядят как слепки прозрачной слизи в форме спиралей). Нейтральные лейкоциты можно обнаружить у пациентов с инфекционно-зависимой бронхиальной астмой в стадии активного воспалительного процесса. Так же отмечено выделение телец Креола во время приступа – это округлые образования, состоящие из эпителиальных клеток.
  • Исследование иммунного статуса. При бронхиальной астме количество и активность Т-супрессоров резко снижается, а количество иммуноглобулинов в крови увеличивается. Использование тестов для определения количества иммуноглобулинов Е важно в том случае, если нет возможности провести аллергологические тесты.

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием вне зависимости от частоты приступов, то основополагающим моментом в терапии является исключение контакта с возможными аллергенами, соблюдение элиминационных диет и рациональное трудоустройство. Если же удается выявить аллерген, то специфическая гипосенсибилизирующая терапия помогает снизить реакцию организма на него.

Для купирования приступов удушья применяют бета-адреномиметики в форме аэрозоля, для того чтобы быстро увеличить просвет бронхов и улучшить отток мокроты. Это фенотерола гидробромид, сальбутамол, орципреналин. Доза в каждом случае подбирается индивидуально. Так же хорошо купируют приступы препараты группы м-холинолитиков – аэрозоли ипратропия бромида и его комбинации с фенотеролом.

Ксантиновые производные пользуются среди больных бронхиальной астмой большой популярностью. Они назначаются для предотвращения приступов удушья в виде таблетированных форм пролонгированного действия. В последние несколько лет препараты, которые препятствуют дегрануляции тучных клеток, дают положительный эффект при лечении бронхиальной астмы. Это кетотифен, кромогликат натрия и антагонисты ионов кальция.

При лечении тяжелых форм БА подключают гормональную терапию, в глюкокортикостероидах нуждается почти четверть пациентов, 15-20 мг Преднизолона принимают в утренние часы вместе с антацидными препаратами, которые защищают слизистую желудка. В условиях стационара гормональные препараты могут быть назначены в виде инъекций. Особенность лечения бронхиальной астмы в том, что нужно использовать лекарственные препараты в минимальной эффективной дозе и добиваться еще большего снижения дозировок. Для лучшего отхождения мокроты показаны отхаркивающие и муколитические препараты.

Течение бронхиальной астмы состоит из череды обострений и ремиссий, при своевременном выявлении можно добиться устойчивой и длительной ремиссии, прогноз же зависит в большей степени от того, насколько внимательно пациент относится к своему здоровью и соблюдает предписания врача. Большое значение имеет профилактика бронхиальной астмы, которая заключается в санации очагов хронической инфекции, борьбе с курением, а так же в минимизации контактов с аллергенами. Это особенно важно для людей, которые входят в группу риска или имеют отягощенную наследственность.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *