Меню Рубрики

Бронхиальная астма практическое занятие

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА» Методическая разработка практического занятия по теме «Бронхиальная астма» разработана для преподавателей при обучении . »

Хохлова Галина Николаевна

заместитель директора по учебной работе

Государственное областное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования «Мурманский областной

центр повышения квалификации специалистов здравоохранения»

Методическая разработка практического занятия по теме «Бронхиальная астма»

разработана для преподавателей при обучении слушателей на цикле повышения квалификации 15.1 «Первичная медико-профилактическая помощь населению».

Практическое занятие проводится в форме «Мастерская знаний», целью которого является совершенствование профессиональных компетенций специалистов здравоохранения.

В ходе занятия используются современные информационнокоммуникационные технологии и выстроено с применением интерактивных форм, методов и приемов обучения. Выбор интерактивных форм и методов работы на данном занятии позволяет активизировать познавательную деятельность слушателей, проводить рефлексию на всех его этапах, совершенствовать личностные компетенции: коммуникативные, информационные, общекультурные.

Цели занятия:

Совершенствовать профессиональные компетенции по сестринскому процессу при бронхиальной астме.

факторы и пусковые механизмы возникновения бронхиальной астмы;

основные проблемы пациентов;

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» особенности ухода за пациентами;

алгоритм оказания неотложной помощи.

собрать объективную и субъективную информацию, провести сестринское обследование;

провести сестринскую оценку и осуществить адекватный сестринский процесс;

правильно подготовить пациентов к дополнительным методам исследования;

проводить профилактические мероприятия, направленные на восстановление нарушенных функций.

2. Развивающие: развивать личностные компетенции: коммуникативные, информационные, общекультурные, креативные и когнитивные.

Продолжительность: 90 минут.

Хронологическая карта занятия Организационный момент 3 минуты 1.

Тема, мотивация, актуальность, цели, план 5 минут 2.

Теоретическая часть (вводная часть) 8 минут 3.

Цель этапа: актуализация опорных знаний и личного опыта слушателей.

Практическая часть 70 минут 4.

Цель этапа: продемонстрировать знания и умения применения всех

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» Кислород – как здоровье: пока он есть, его не замечаешь. И лишь испытав нехватку кислорода, человек осознает эту первейшую потребность организма – дышать.

Бронхиальная астма – это серьезная проблема современной медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей, которое может быть тяжелым и подчас даже смертельным.

В настоящее время все больше внимания уделяется заболеваниям органов дыхания.

Медицинским сестрам отводится большая роль в обучении пациентов в вопросах самоконтроля своего состояния, профилактики данного заболевания и в организации правильного ухода за пациентами.

Статистика свидетельствует, что заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы неуклонно растут. Так, если в конце XIX и начале XX столетия, по данным различных авторов, бронхиальной астмой страдало не более 1,0 % от общей численности населения земного шара, то в настоящее время астмой болеют более 10% — 15% жителей Земли.

В последнее время в Мурманской области наблюдается увеличение количества случаев заболеваний бронхиальной астмой (2012 год – 9885 случаев, 2013 год – 10454 случая). Увеличивается и детская заболеваемость (впервые зарегистрированных в возрасте до 14 лет – 198 случаев в 2012 году, 239 случаев в 2013 году).

Актуальность проблемы очевидна и поэтому медицинская сестра должна знать:

факторы и пусковые механизмы возникновения бронхиальной астмы основные проблемы пациентов особенности ухода за пациентами с бронхиальной астмой алгоритм оказания неотложной помощи уметь:

Первая часть практического занятия будет проходить в форме «Мастерская знаний», суть которой заключается в коллективном решении поставленной проблемы.

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя»

4.1. Решение ситуационной задачи.

Слушателям предлагается следующая проблемная ситуация.

Вы участковая медицинская сестра.

Во время посещения на дому, пациента 65 лет, с диагнозом «Бронхиальная астма, смешанного генеза, средней степени тяжести, контролируемая частично», он пожаловался на ухудшение своего состояния. Пациента беспокоит одышка, которая усиливается при умеренной физической нагрузке, кашель с отхождением небольшого количества вязкой, стекловидной мокроты.

Кашель возникает в утренние часы. В последнее время появились ночные приступы одышки до 1 раза в неделю. Все назначенные врачом лекарственные препараты принимает нерегулярно, в основном, когда плохо себя чувствует.

Использует «Беклометазон» только при приступах, но желаемого эффекта не достигает. При общении с пациентом медсестра выяснила, что при применении ингалятора пациент допускает ряд ошибок. По словам пациента, инструкция набрана очень мелким шрифтом и непонятна.

Определите список возможных проблем пациента.

Составьте план сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой.

Определите, к какой группе лекарственных препаратов относится 3.

назначенный препарат? Допускает ли пациент ошибку при использовании «Беклометазона»? Если да, то какую?

Слушателям сообщается, что в течение 10 минут они будут работать над проблемой индивидуально.

4.1.2. Самоконструкция (индивидуальная работа).

На данном этапе слушатели самостоятельно выполняют задание по решению ситуационной задачи.

Работа индивидуальная. Время – 10 минут.

По их просьбе выдаются:

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» методическая разработка (Понятие об иерархии потребностей человека и их удовлетворении в применении к сестринскому процессу);

схема обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания;

4.1.3 Социоконструкция (работа малыми группами).

На данном этапе для работы над поставленной проблемой слушатели объединяются малыми группами.

Задание остается прежним:

Определите список возможных проблем пациента.

Составьте план сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой.

Определите, к какой группе лекарственных препаратов относится 3.

назначенный препарат? Допускает ли пациент ошибку при использовании «Беклометазона»? Если да, то какую?

В ходе работы слушатели вновь затребовали от преподавателя недостающие источники знания:

методическая разработка «Что вы и ваша семья можете сделать, чтобы не страдать от бронхиальной астмы»;

таблицы стандартных значений Пик-флоу.

Через 10 минут преподаватель предлагает слушателям предоставить результаты работы. Афиширование результатов работы осуществляется устно.

Представителю каждой подгруппы предлагается доложить результаты работы по следующим направлениям:

1 подгруппа: Составьте список возможных проблем пациента.

2 подгруппа: Составьте план сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой (на примере проблемной ситуации).

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» 3 подгруппа: Определите, к какой группе лекарственных препаратов относится назначенный препарат? Допускает ли пациент ошибку при использовании «Беклометазона»? Если да, то какую?

Преподаватель корректирует ответы, указывает на упущенные возможности и предлагает более глубоко исследовать проблему.

4.1.4. Социоконструкция (работа всей группой).

На этом этапе слушатели объединяются всей группой и работают 10 минут.

Им необходимо представить окончательные результаты задания:

Составьте список возможных проблем пациента.

Составьте план сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой 2.

(на примере проблемной ситуации).

Определите, к какой группе лекарственных препаратов относится 3.

назначенный препарат? Допускает ли пациент ошибку при использовании «Беклометазона»? Если да, то какую?

После составления ответа, работы афишируются слушателями письменно на листах ватмана по направлениям:

Составьте список возможных проблем пациента.

Составьте план сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой 2.

(на примере проблемной ситуации).

Определите, к какой группе лекарственных препаратов относится 3.

назначенный препарат? Допускает ли пациент ошибку при использовании «Беклометазона»? Если да, то какую?

4.1.6. Оценка преподавателем проведенной работы и сравнение с эталоном ответа.

Завершающим этапом в работе над поставленной проблемой является сравнение полученных результатов с эталоном ответа, разработанным преподавателем.

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» В заключение занятия слушателям предлагается расставить приоритеты применительно к конкретному пациенту и данной проблемной ситуации.

4.1.7. Рефлексия (оценка и самооценка слушателей).

Как вы оцениваете результаты своей работы?

Понравилось ли им занятие в данной форме?

Что для вас было полезным в ходе работы?

Какие трудности вы испытывали и почему?

4.1.8. Подведение итогов первой части практической работы.

Преподаватель продолжает беседу, оценивая реализацию поставленных перед слушателями целей. Оценивает работу всей группы в целом.

На данном этапе слушатели работают всей группой. Им предложен перечень признаков и алгоритм оказания неотложной помощи при бронхиальной астме.

Выберите признаки, по которым Вы заподозрите период разгара 1.

Чихание Удушье Экспираторная одышка Тахикардия Кашель с выделением розовой пенистой мокроты Бледное одутловатое лицо Инспираторная одышка Чувство страха и беспокойства Надсадный кашель с отделением «стекловидной мокроты»

Свистящие («дистанционные») хрипы Шумное клокочущее дыхание Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» Одышка Вынужденное положение, с упором рук на колени Определите последовательность действий.

Время – 5 минут Действия Обоснования Усадить пациента с упором на руки или помочь для обеспечения свободного занять удобное положение; расстегнуть стесняющую дыхания, для улучшения дыхания.

одежду; обеспечить доступ свежего воздуха.

Вызов дежурного врача через третье лицо, вызов для оказания квалифицированной скорой медицинской помощи. медицинской помощи.

Приготовить к приходу врача: 2,4% р-р эуфиллина; для оказания неотложной помощи.

0,1% р-р адреналина; р-р гидрокортизона; р-р преднизолона; антигистаминные препараты; физ. р-р.

По возможности провести оксигенотерапию. для улучшения газообмена в легких.

Контролировать состояние пациента (РS, ЧДД, АД — для своевременного выявления при наличии аппарата для измерения АД). осложнений Применить карманный ингалятор 1-2 вдоха для снятия спазма гладкой («Сальбутамол», «Беротек», «Бекотид»), которым мускулатуры бронхов обычно пользуется пациент (если пациент не пользовался ингалятором) или провести ингаляцию через небулайзер (при наличии аппарата) «Беродуал», «Беротек», «Вентолин».

Выполнение дальнейших мероприятий по для оказания качественной назначению врача. медицинской помощи Завершающим этапом в работе является сравнение полученных результатов с эталоном ответа, разработанным преподавателем.

Преподаватель подводит итоги всего занятия, оценивая реализацию поставленных перед слушателями целей.

Оценивает работу всей группы в целом.

Преподаватель еще раз подчеркивает актуальность данной темы.

Бронхиальная астма является очень распространенным заболеванием. Несмотря на четкое определение болезни, достаточно яркие симптомы и большие возможности функциональных методов исследования. Астму часто диагностируют как различные формы бронхита и, как следствие этого, неэффективно и неадекватно лечат. Таким образом, распространенный тезис о том, что «все, что сопровождается свистящими хрипами, еще не является Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015 «Педагогическая технология и мастерство учителя» астмой» необходимо изменить, так как более подходящей точкой зрения является: «все, что сопровождается свистящими хрипами, следует считать астмой до тех пор, пока не будет доказано обратное».

Атлас по неотложной помощи, Москва « МЕДпресс – информ», 2009 год.

Журнал «Сестринское дело», 8 – 2008 год.

Справочник для медицинских сестер реанимационных отделений СанктПетербург, 2004 год.

Руководство «клинические рекомендации по диагностике, лечению и 4.

профилактике бронхиальной астмы». Под редакцией председателя Российского респираторного общества, академика РАМН, профессора А.Г.Чучалина, Москва, 2005 год.

Журнал «Астма и аллергия» 2008/2(45). ООО «Издательский дом 5.

Научно – практическое медицинское издание «Что вы и ваша семья 6.

может сделать, чтобы не страдать от бронхиальной астмы». ООО «Издательский дом «Атмосфера»», 2002 год.

Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015

«ВЦСПС 2.0 Поскольку в последние годы стало модным обожествлять практически любой советский опыт, то под эту гребенку в профсоюзах попала и система ВЦСПС. Регулярно приходится слышать о том. »

«Алгебра сигнатур 1245 Заключение Синей Алсигны Во введении к данной «синей» части Алгебры сигнатур были заданы два вопроса:Как Устроено Мироздание?Что делать с «иудо христианством» Алсигны? По завершении работы над переизложением книги рабейну Йосифа Хаима (Бен Иш Хайя) Даат ве Твуна (Знание и Понимание) попробуем сформулировать ответы на. »

«Наша жизнь Так распорядилась судьба, что инвалид в нашем технократическом, урбанизированном, демократичном обществе начала XXI века часто оказывается выключенным из обычного человеческого повседневного круга общения. Он оказывается наглухо привязанным к своей квартире вовсе не потому, что здо. »

«библиотека на http://www.christianart.ru Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893) Жизнь О жизнь! ты миг, но миг прекрасный, Мне невозвратный, дорогой; Равно счастливый и несчастный Расстаться не хотят с тобой. Ты миг, но данный нам от Бога Не для того, чтобы роптать На свой удел, свою дорогу И дар бесценный проклинать. »

Читайте также:  Путевки с бронхиальной астмой где получить

«138 Законопроект РСПП по развитию примирительных процедур м. а. кульков, Исполнительный директор Объединенной службы медиации (посредничества) при РСПП; m.kulkov@kkplaw.ru Предлагаем вниманию читателей зако. »

«не официальный перевод В случае расхождения между узбекской и русской версией, узбекская версия устава будет иметь преимущественную силу Зарегистрировано Утверждено Министерством юстиции в соответствии с протоколом Республики Узбекистан общего собрания акционеров подпись и печать Национальной холдинговой. »

«ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ № г. Санкт-Петербург » _ » _ 20_ г. (Наименование контрагента), именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице (должность, ФИО), действующего на основании (), с одной ст. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации ============================================================= Угрозы, вызываемые распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни =============================================. »

2017 www.book.lib-i.ru — «Бесплатная электронная библиотека — электронные ресурсы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

источник

Методическая разработка практических занятий для студентов Практическое занятие № Тема: «бронхиальная астма»

Научиться распознавать различные формы пневмонии.

Научиться составлять план обследования больных с пневмонией.

Научиться составлять план лечения больных с пневмонией.

Научиться распознавать симптомы с пневмонии, заподозрить у больного осложнения пневмонии и оказать врачебную помощь.

Научиться проводить дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями (рак легкого, туберкулез легких, плеврит).

Научиться составлять план лечения больных с пневмонией, комплекс профилактических мероприятий.

Анатомию трахеобронхиального дерева.

Механику дыхания, обмен газов в легких.

Особенности формирования хронического иммунного воспаления. Реакции гиперчувствительности и их роль в развитии бронхиальной астмы.

Патофизиологию бронхоспазма. Вентиляционно-перфузионные нарушения. Мукоцилиарный клиренс и его роль в формировании хронических заболеваний органов дыханияю

Понятие о дыхательной недостаточности. Обструктивный и рестриктивный типы нарушения вентиляции.

Механизмы бронхообструкции при бронхиальной астме.

Методику обследования больных с бронхообструктивным синдромом. Уметь собрать анамнез, провести внешний осмотр, дыхательные пробы, топографическая и сравнительная перкуссия легких, подвижность нижнего легочного края, аускультация легких.

Лабор аторные и инструментальные методы исследования при бронхиальной астме с их интерпретацией: общий анализ крови, общий анализ мокроты, иммунограмма, спирография, проба с бронхолитиками, суточная вариабельность ОФВ1, рентгенография грудной клетки.

Механизм действия основных групп препаратов: мембраностабилизаторы, антилейкотриеновые препараты, В2-агонисты короткого действия и пролонгированные, М-холинолитики, метилксантины, глюкокортикоиды, муколитические средства.

Оценку состояния верхних дыхательных путей.

Инфекционные и неинфекционные аллергены. Роль различных микробных агентов в развитии бронхиальной астмы.

Методы диагностики аллергии заболеваний. Специфическая иммунотерапия.

Патоморфологические изменения при бронхиальной астме.

Вышеуказанные вопросы изучены ранее на следующих теоретических кафедрах:

Кафедра нормальной анатомии

Привес М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с.

Кафедра нормальной физиологии

Нормальная физиология человека: Учебник.-М., Медицина, 2005.-928 с.

Кафедра патологической анатомии

Патологическая анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.

Кафедра патологической физиологии

Адо А.Д. Патологическая физиология.-М.: Триада, 2001.-574 с.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.: Медицина, 2002.-592 с.

Харкевич Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.

продолжительность занятия и место его проведения

Место занятия – учебная комната кафедры и палата терапевтического отделения.

Время занятия – с 9:00 до 12:15.

методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ

Схемы, таблицы, рисунки, слайды по теме практического занятия.

Больные с пневмонией, история болезни, амбулаторная карта.

Методическая разработка практических занятий для студентов.

Методическое пособие «Современная пульмонология».

Методическое пособие «Фармакотерапия внутренних болезней и их осложнений».

Хронометраж практического занятия:

30 мин. – текущий контроль – написание контрольных вопросов, тестов, решение типовых задач.

20 мин. – курация больных, микрокурация.

1 час – клинический разбор больного с бронхиальной астмой и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение).

1 час – тестовый контроль знаний студентов, решение типовых задачи по теме занятия

содержание ТЕМЫ «бронхиальная астма»

Клинико-патогенетические варианты БА.

Основные клинико – лабораторные и инструментальные диагностические критерии БА.

источник

Методическая разработка практического занятия по пм 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля» на тему «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

«Мытищинское медицинское училище (техникум) »

Методическая разработка практического занятия по ПМ 02 « Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля»

на тему «Сестринский процесс при бронхиальной астме».

Преподаватель: А.Ж. Арзанова

Образовательная

  • научить оказанию квалифицированной неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы;
  • развить клиническое мышление;
  • показать и научить правильному использованию карманного ингалятора, небулайзера, дискхалера, пикфлоуметра;
  • научить применять знания и умения при решении ситуационных клинических задач;
  • закрепить знания о выписке рецептов, и групп препаратов.

Воспитательная

  • установить доверительное общение в коллективе студентов;
  • создать атмосферу взаимопонимания;
  • чуткое отношение к больному.

Мотивация занятия:

Бронхиальная астма является серьезной глобальной проблемой. Люди всех возрастов во всем мире страдают этим хроническим заболеванием дыхательных путей, которое при недостаточно эффективном лечении может значительно ограничивать повседневную жизнь пациентов и даже приводить к смерти. В настоящее время больные с бронхиальной астмой составляют значительную часть пациентов. По данным эпидемиологических исследований последних лет от 4 до 8% населения страдают бронхиальной астмой. Отмечается рост распространенности и смертности, связанных с бронхиальной астмой, несмотря на значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств.

Большая роль в уходе, лечении, профилактике и диспансерном наблюдении отводится медсестре, поэтому проблема обучения медсестер по теме «Сестринский процесс при бронхиальной астме» является актуальной в наше время.

Задачи для студентов:

  • овладеть на практике сестринским процессом при бронхиальной астме;
  • освоить оказание квалифицированной неотложной помощи пациенту при приступе бронхиальной астмы;
  • научиться самим пользоваться карманным ингалятором, небулайзером, дискхалером, пикфлоуметром;
  • обучить пациента самостоятельному пользованию карманным ингалятором, небулайзером, дискхалером, пикфлоуметром;
  • грамотно выписывать рецепты.

Тип занятия – урок-совершенствования умений и навыков.

Оснащение — тесты, ситуационные задачи, плакаты, пикфлоуметр, небулайзер, карманный ингалятор, лекарственные препараты, проектор.

Междисциплинарные связи — анатомия, патология, фармакология.

Внутридисциплинарные связи –пульмонология.

Форма занятия – практическое обучение.

Место проведения занятия – учебный кабинет.

Продолжительность занятия – 180 мин.

Технологии, методики— информационно- коммуникационные технологии; коллективный способ обучения; объяснительно- иллюстративный и репродуктивный методы; проблемный и частично- поисковый методы.

— определение понятия «бронхиальная астма»,

— этиологию бронхиальной астмы и виды аллергенов,

— клинические проявления бронхиальной астмы,

— проблемы пациентов: настоящие физиологические, психологические, потенциальные,

— методы диагностики данного заболевания,

— подготовку пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования,

— типичные признаки приступа удушья,

— алгоритм оказания доврачебной помощи при приступе удушья,

— профилактические мероприятия и принципы лечения бронхиальной астмы.

— осуществлять сестринский процесс при бронхиальной астме;

— оказывать доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы,

— решать ситуационные задачи;

— выполнять следующие процедуры и манипуляции:

  • измерение частоты дыхания;
  • ингаляторное введение лекарств;
  • использование пикфлоуметра, небулайзера, дискхалера, карманного ингалятора.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (определить цели, тему, план занятия) 5 мин
  2. Фронтальный опрос 15 мин
  3. Решение ситуационной задачи 35 мин
  4. Практическая часть:
  • использование карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра 20мин
  • построение графика измерения пикфлоуметрии 10 мин
  • подробный разбор оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы 20 мин
  • выписывание направлений на общий анализ мочи, крови,

мокроты 10 мин

  • выписывание рецептов 10 мин
  • Сбор анамнеза у пациента с бронхиальной астмой. Разбор и составление алгоритма по уходу. 20мин
  1. Тест – контроль по итогам занятия 25мин
  2. Подведение итогов урока. Задание на дом 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Цель: создать рабочую обстановку, настроить на целенаправленность деятельности, активизировать внимание.

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид, проверяет готовность студента к занятию, сообщает тему, цели, отмечает значение данного занятия в будущей практической деятельности.

  1. Фронтальный опрос.

Студенты поочередно отвечают на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ он получает 1 балл.

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы

  1. Сколько долей в правом и левом легком? (3 и 2)
  2. Какие виды дыхания вы знаете? (внешнее и внутреннее; брюшное и грудное)
  3. Что такое внешнее дыхание? (поглощается кислород и выделяется углекислый газ, т. е. связь с окружающей средой)
  4. Что такое внутреннее дыхание? (газообмен между кровью и тканями)
  5. Как называется функциональная единица легочной ткани? (ацинус)
  6. Из чего состоит ацинус? (из альвеол и бронхиол)
  7. Что является основной функцией легкого? (газообмен)
  8. Сколько ударов в мин составляет частота дыхания здорового человека? (16-20 ударов в мин)

Сестринский процесс

  1. Назовите виды одышки. (инспираторная, экспираторная, смешанная)
  2. Какие вам известны патологические типы дыхания? (дыхание Чейн-Стокса, Биота, Куссмауля)
  3. При каких заболеваниях наблюдается мучительный, сухой, непрерывный кашель? (при фарингите, трахеите, раке бронха, плеврите)
  4. Что является предвестниками бронхиальной астмы? (чихание, приступообразный кашель, кожный зуд)
  5. При какой бронхиальной астме они появляются (аллергической или инфекционной)? (аллергической)
  6. Назовите приоритетную проблему при приступе бронхиальной астмы. (приступ удушья)
  7. Какие симптомы (настоящие физиологические проблемы) встречаются при бронхиальной астме? (экспираторная одышка, чувство сжатия за грудиной)
  8. Назовите потенциальные проблемы при бронхиальной астме.

( эмфизема легких)

Диагностика

  1. Какие лабораторные методы исследования проводят при диагностики бронхиальной астмы? (общий анализ крови, анализ мокроты)
  2. Что наблюдается в общем анализе крови при бронхиальной астме? (лейкопения, эозинофилия)
  3. Чем необходимо обеспечить пациента при появлении мокроты? (индивидуальной плевательницей)
  4. Каким р-ром обрабатывают индивидуальную плевательницу? (0,5% р-ром хлорамина)
  5. Что выявляется при исследовании мокроты? (много эозинофилов, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена)
  6. Что относится к инструментальным методам обследования при диагностики бронхиальной астмы? (пикфлоуметрия, спирометрия, рентген органов грудной полости)
  7. Что такое пикфлоуметрия? (измерение пиковой скорости выдоха)
  8. Что позволяют выявить кожные пробы с аллергенами? (на что у больных аллергия)

Принципы лечения:

  1. Отличаются ли лечебные мероприятия во время приступа и в межприступный период? (да)
  2. Какое положение принимает пациент во время приступа бронхиальной астмы? (вынужденное; сидя, опираясь о твердую поверхность)
  3. Что м/с должна сделать для улучшения дыхания пациента? (доступ свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду, психологически успокоить пациента)
  4. Чем м/с поможет воспользоваться пациенту для купирования приступа (карманным ингалятором)
  5. С помощью чего можно улучшить качество ингаляции? (с помощью спейсера, небулайзера)
  6. Что относится к бронхолитическим лекарственным средствам? (сальбутамол, беротек)
  7. Как правильно вводить эуфиллин при приступе бронхиальной астмы? (2,4% р-р, в/ в 10 мл, предварительно развести в физ р-ре)
  8. Что м/с введет по назначению врача при тяжелом приступе? (глюкокортикоиды)

Профилактика заболевания

  1. Какие виды профилактики вы знаете? (первичная, вторичная, третичная)
  2. Что можно отнести к первичной профилактике бронхиальной астмы? (устранить источник аллергии, курение и т.д.)
  3. Должны ли состоять на диспансерном учете лица, угрожаемые в отношении бронхиальной астмы? Почему? (да, для профилактики приступов)
  4. Что относится к мерам вторичной профилактики? (все мероприятия, проводимые в межприступный период)
  5. Что должна посоветовать м/с пациенту с повышенной чувствительностью к пыльцевым аллергенам? (ограничить прибытие в загородных условиях)
  6. Что является мерой профилактики против клещевой и пылевой бронхиальной астме? (поддержание чистоты в жилом помещении)
  7. Как часто нужно проводить убору помещения при пылевой бронхиальной астме? (ежедневно)
  8. Мерой предупреждения воздействия инфекционных аллергенов является…(борьба за снижение заболеваемости инфекционных аллергенов, тщательная санация очагов инфекции в дых.путях)

3. Решение ситуационной задачи

Проводится в виде мини игры. Один из студентов (по усмотрению преподавателя) будет изображать больного с бронхиальной астмой, а другой студент выполняет роль медсестры. Остальные контролируют ситуацию и принимают участие в сборе анамнеза пациента и оказании неотложной помощи. Задают следующие вопросы:

«Впервые ли у вас это состояние?»,

«Сколько времени у Вас длится приступ?»,

4. Практическая часть

  • Использование карманного ингалятора, дискхалера, небулайзера, пикфлоуметра

Пользование карманным ингалятором

Показания: назначение врача

Оснащение:

  • мыло;
  • индивидуальное полотенце;
  • индивидуальный ингалятор
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
  1. Объяснить пациенту цель проведения процедуры и получить его согласие. Объяснить последовательность действий.
Обеспечение права пациента на информацию и осознанное участие в процедуре.
  1. Приготовить необходимое оснащение.
Обеспечение чёткости выполнения процедуры.
  1. Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем.
Обеспечение чёткости выполнения манипуляции.
Выполнение процедуры
  1. Снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.
Необходимое условия для выполнения процедуры.
  1. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.
Достижение равномерного распре- деления лекарственного препарата внутри баллончика.
  1. Предложить пациенту сделать глубокий выдох, взять в руку баллончик с аэрозолем, поднести ко рту и обхватить губами мундштук.
Обеспечение поступления нужной дозы лекарственного средства.
  1. Сделать глубокий вдохи одновременно нажать на дно баллончика.
Необходимое условие для выполнения манипуляции.
  1. Рекомендовать пациенту задержать дыхание на несколько секунд (5-10 сек) , затем вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.
Завершение процедуры
  1. После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок.
Обеспечение хранения препарата.
  1. Вымыть руки и осушить их индивидуальным полотенцем.
Обеспечение личной гигиены.
Читайте также:  Как пойти в армию если не годен с астмой

Помните:чем глубже вводится доза аэрозоля, тем он эффективнее.

Примечание: при введении дозы аэрозоля в нос необходимо помнить, что голова должна быть наклонена к противоположному плечу и запрокинута слегка назад. При введении в правую ноздрю лекарственного средства необходимо прижать левое крыло носа к перегородке.

  1. Назовите и покажите детали карманного ингалятора.
  2. Назовите приспособление для ингалятора, представленное на иллюстрации. С какой целью оно применяется?

Ответы:

  1. Карманный ингалятор состоит из баллончика с лекарственным веществом, корпуса с мундштуком и крышки мундштука.
  2. На иллюстрации представлен спейсер, предназначенный для облегчения дыхательного маневра при выполнении ингаляций и профилактики кандидозного стоматита у пациентов, пользующихся стероидными гормонами в ингаляционной форме.

Пикфлоуметр универсальный

Индивидуальный прибор для определения функции внешнего дыхания, позволяющий измерять максимальную скорость, с которой воздух проходит через дыхательные пути при форсированном выдохе.

Пикфлоуметрия (от английского «peak-flow» — пиковый поток) -важнейший тест для больных б р о н х и а л ь н о й а с т м о й , хроническим бронхитом и другими заболеваниями легких, требующих постоянного контроля за состоянием проходимости дыхательных путей.

Ежедневное применение ПИКФЛОУМЕТРА помогает обнаружить проблемы с дыханием даже до того, как у больного появляются явные симптомы заболевания.

Методика применения проста. Больной самостоятельно может выполнять исследования и вести ежедневный график их регистрации.

Регулярные измерения функции внешнего дыхания при лечении бронхиальной астмы так же необходимы, как и измерения артериального давления при гипертонической болезни.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

  • Заболевания органов дыхания, сопровождающиеся спазмом бронхов (измерения в момент появления симптомов и в бессимптомном периоде).
  • Для подбора индивидуальных ингаляционных препаратов: сравнив показания пикфлоуметра до применения препарата и через 20 минут после, можно оценить его влияние на состояние проходимости бронхов.
  • Мониторинг при пробной терапии препаратами, эффект действия которых развивается постепенно, в течение нескольких недель.
  • Выявление и лечение обострений и приступов бронхиальной астмы. Применение пикфлоуметра дает больному лучшее понимание степени тяжести приступа или обострения заболевания. С помощью графика измеренных значений пиковой объемной скорости форсированного выдоха врач может дать больному четкие рекомендации по объему применяемой терапии.

Дискхалер

Дискхалер – это устройство, предназначенное для ингаляции сальметерола в виде сухого порошка.

1. Необходимо снять чехол с мундштука и убедиться в его чистоте.

2. Держа белую извлекаемую кассету с мундштуком за выступающие наружу углы, осторожно потяните ее на себя до появления участков с насечками, которые находятся на боковых поверхностях кассеты.

3. Держа кассету указательным и большим пальцами за участки с насечками, вдавите последние внутрь и осторожно извлеките кассету из корпуса дискхалера.

4. Поместите ротадиск на колесо с отверстиями цифрами вверх. После этого полностью (до щелчка) вставьте кассету с диском в дискхалер.

5. Сделайте глубокий выдох.

6. Держа дискхалер горизонтально, аккуратно поместите мундштук между зубами и плотно охватите его губами. Не закрывайте отверстие для воздуха, расположенные по бокам мундштука. Сделайте долгий и максимально глубокий вдох.

7. Задержите дыхание и выньте мундштук дискхалера изо рта. Продолжайте удерживать дыхание как можно дольше.

  • Подробный разбор оказания неотложной помощи при приступе

бронхиальной астмы

Опрос с опорой на наглядность.

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;

в) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 доз) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов (с учётом предыдущих приёмов, не более 3-х доз за час и не более 8 раз в сутки), воспользоваться небулайзером;

г) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;

д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

  1. бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 0,1% р-р адреналина;
  2. глюкокортикоиды: преднизолон, гидрокортизон,
  3. физ. раствор;

е) выполнить назначения врача.

  • Выписывание направлений на общий анализ крови, мочи, мокроты

МУЗ «Мытищинская городская больница»

МУЗ «Мытищинская городская больница»

МУЗ «Мытищинская городская больница»

D.S. Производить по одному вдоху 2 раза в день.

S. По одной капсуле 2 раза в день во время еды.

S. По одной капсуле 3 раза в день.

  1. Преднизолон:

Rp.: Prednizoloni 0,005

S. По одной таблетке 2 раза в день во время еды.

  • Сбор анамнеза у пациента с бронхиальной астмой. Разбор и составление алгоритма по уходу.

На прошлом занятии студенты собирали анамнез у больных бронхиальной астмой. Теперь каждый студент рассказывает о проделанном задании.

С целью проверки полученных знаний и умений

Выбрать только один правильный ответ.

(уровень А)

  1. Бронхиальная астма – это воспалительное заболевание:

а) дыхательных путей;

2. Одним из предрасполагающих факторов бронхиальной астмы является:

г) злоупотребление жирной пищи.

3. Установите соответствие:

Группа аллергенов: аллерген:

1) растительный а) цветочная пыльца

3) пищевой в) шерсть собаки

4) бытовой г) домашняя пыль

Предвестниками болезни могут быть

Приоритетной проблемой бронхиальной астмы является

6. Какое положение принимает пациент во время приступа бронхиальной астмы?

б) сидя с упором о твердую поверхность;

в) лежа, с возвышенным ножным концом;

8. Назовите независимое вмешательство при оказании неотложной помощи:

а) использование карманного ингалятора;

б) назначение оксигенотерапии;

9. Установите соответствие:

Название препарата: Группа препарата:

2) преднизолон б) стабилизатор тучных клеток

10. Расставьте в нужном порядке:

1) психологически успокоить пациента;

5) применить карманный ингалятор.

Выбрать только один правильный ответ.

(уровень А)

  1. Дополните предложение:

Хроническое воспалительное аллергическое заболевание, характеризующееся приступами удушья называется

2. В основе развития приступа лежит:

а) расширение и отек слизистой бронхов;

б) спазм легочной артерии и отек слизистой бронхов;

в) спазм и отек слизистой бронхов;

г) спазм легочной артерии и слизистой бронхов.

3. Причиной аллергической формы бронхиальной астмы является:

б) домашняя пыль, продукты пчеловодства;

в) домашняя пыль, продукты пчеловодства, антибиотики;

г) домашняя пыль, продукты пчеловодства, антибиотики, пыльца растений.

4. Настоящими физиологическими проблемами бронхиальной астмы является:

б) приступ удушья, вязкая мокрота;

в) приступ удушья, вязкая мокрота, чувство страха;

г) приступ удушья, вязкая мокрота, чувство страха, рвота.

5. Установите соответствие:

Метод обследования: Назначение:

1) спирометрия а) пиковая скорость выдоха

2) пикфлоуметрия б) функция внешнего дыхания

6. Для лучшего эффекта бронхолитик применяют:

7. Расставьте в нужном порядке:

1) рекомендовать пациенту задержать дыхание на несколько секунд (5-10 сек), затем вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

3) сделать глубокий вдох и одновременно нажать на дно баллончика.

5) предложить пациенту сделать глубокий выдох, взять в руку баллончик с аэрозолем, поднести ко рту и обхватить губами мундштук.

2) хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.

4) снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.

8. Установить соответствие:

Манипуляции: Виды вмешательств:

1) придать позу астматика а) независимое

2) оксигенотерапия б) зависимое

3) применить карманный ингалятор

9. Для предупреждения гипоксии м/с должна провести:

а) гирудотерапию, оксигенотерапию;

б) оксигенотерапию, диетотерапию;

в) ароматерапию, гирудотерапию;

г) диетотерапию, ароматерапию.

10. Для профилактики приступов удушья используется:

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы

  1. 3 и 2
  2. внешнее и внутреннее; брюшное и грудное
  3. поглощается кислород и выделяется углекислый газ, т. е. связь с окружающей средой
  4. газообмен между кровью и тканями
  5. ацинус
  6. из альвеол и бронхиол
  7. газообмен
  8. 16-20 ударов в мин

Сестринский процесс

  1. инспираторная, экспираторная, смешанная
  2. дыхание Чейн-Стокса, Биота, Куссмауля
  3. при фарингите, трахеите, раке бронха, плеврите
  4. чихание, приступообразный кашель, кожный зуд
  5. аллергической
  6. приступ удушья
  7. настоящие физиологические проблемы встречаются при бронхиальной астме- экспираторная одышка, чувство сжатия за грудиной

16. эмфизема легких

Диагностика

  1. общий анализ крови, анализ мокроты
  2. лейкопения, эозинофилия
  3. индивидуальной плевательницей
  4. 0,5% р-ром хлорамина
  5. много эозинофилов, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена
  6. пикфлоуметрия, спирометрия, рентген органов грудной полости
  7. измерение пиковой скорости выдоха
  8. на что у больных аллергия

Принципы лечения:

  1. да
  2. вынужденное; сидя, опираясь о твердую поверхность
  3. доступ свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду, психологически успокоить пациента
  4. карманным ингалятором
  5. с помощью спейсера, небулайзера
  6. сальбутамол, беротек
  7. 2,4% р-р, в/ в 10 мл, предварительно развести в физ р-ре
  8. глюкокортикоиды

Профилактика заболевания

  1. первичная, вторичная, третичная
  2. устранить источник аллергии, курение и т.д.
  3. да, для профилактики приступов
  4. все мероприятия, проводимые в межприступный период
  5. ограничить прибытие в загородных условиях
  6. поддержание чистоты в жилом помещении
  7. ежедневно
  8. борьба за снижение заболеваемости инфекционных аллергенов, тщательная санация очагов инфекции в дых.путях.

Ответы к тесту по теме «Сестринский процесс при бронхиальной астме».

4. чихание, приступообразный кашель 6. б

«5» -все ответы верны. (91 — 100%)

«3» — 7 или 8 ответов (71 — 80%)

«2» — меньше 7 ответов (70% и ниже).

6. Задание на дом

  1. Повторить АФО дыхательной системы.
  2. Подготовиться по теме «Сестринский процесс при пневмонии»
  3. Выписать рецепты:

А) т активин (имунномодулятор);

Д) дексаметазон (глюкокортикоид).

Пациентка П., 45 лет поступила в пульмонологическое отделение с жалобами на головную боль, ломоту, боль в костях, температуру 40ºС, пониженный аппетит похудание, заторможенность.

Объективно: кожа гиперемирована, грудная клетка отстает в акте дыхания, притупление легочного звука над очагом, тахикардия.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки;
  2. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  1. В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко «Внутренние болезни», «Сестринское дело», 2000 г.
  2. М.И. Федюкович «Внутренние болезни».2001 г.
  3. Н. П. Елинов «Рецептурный справочник для медсестер»2006 г.
  4. М. Д. Машковский «Лекарственные средства» 2004 г.
  5. Э. В Смолева «Сестринское дело в терапии» 2001 г.
  6. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2011 г.
  7. www.ginasthma.org.
  8. www.medQ.ru. Методические рекомендации Российского респираторного общества. 2012 год.

Цель: обеспечить качественное исследование состава крови пациента.

Подготовка:информирование и обучение пациента.

Этапы Обоснование
  1. Объяснить пациенту/члену семьи смысл и необходимость предстоящего исследования и получить его согласие на исследование.
Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.
  1. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей подготовки к исследованию.

В амбулаторных и стационарных условиях:

  • объяснить пациенту, что кровь на исследование возьмут у него из пальца;
  • анализ проводится натощак;

Примечание: в отдельных случаях допускается взятие крови после еды.

  • перед взятием крови не делать процедуры (в/м и в/в введение лекарств, физиотерапию, массаж, гимнастику, рентгеновские исследования).
Привлечение пациента/семьи к осознанному участию в подготовке.

Эти процедуры могут повлиять на показатели крови.

  1. Задать вопросы по алгоритму подготовки.
Убедиться в правильности понятой информации.
  1. Указать, к каким последствиям приведёт нарушение рекомендаций медсестры.
Нарушение условий подготовки и сбора материала приведут к ошибочным результатам исследования, что затруднит диагностику и лечение.
  1. В амбулаторных условиях:
  • дать направление на исследование, заполнив его по форме;
  • объяснить где и в какое время сдается кровь.

В условиях стационара:

  • предупредить больного о времени взятия крови (лаборант приходит в отделение)
Обеспечение своевременного исследования.

Показание: выявление патологических изменений в моче.

Оснащение:

  • чистая сухая баночная ёмкость 200-250 мм;
  • направление (этикетка).
Этапы Обоснование
  1. Объясните пациенту цель предстоящего исследования и получите его согласие.
Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.
  1. Объясните пациенту цель и ход предстоящей подготовки к исследованию.
Обеспечение достоверности результата исследования.
  1. А. В амбулаторных условиях:
  • обучите пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: стеклянная банка и крышка должны быть вымыты содой (без мыла);

Б. В амбулаторных и стационарных условиях:

  • обучите пациента технике гигиенической процедуры (подмывание) утром, накануне исследования: тёплой водой с мылом в направлении от уретры к промежности с последующим подсушиванием салфеткой в том же направлении (если у пациентки в этот период менструация посоветуйте ей закрыть отверстие влагалища ватно-марлевым тампоном);

В. Обучите пациента технике сбора мочи

для исследования: утром после гигиенической процедуры начать мочеиспускание в унитаз на «1, 2» задержать мочеиспускание, открыть банку и собрать в неё 100-200 мл мочи (при необходимости следует завершить мочеиспускание в унитаз); закрыть банку крышкой.

Обеспечение достоверности результата исследования и осознанного участия пациента в исследовании.

Обеспечение достоверности результата исследования и осознанного участия пациента в исследовании.

Исключается попадание эритроцитов в мочу из половых путей.

Обеспечивается необходимое количество мочи для исследования. Обеспечивается достоверность результата.

  1. Попросите пациента повторить всю полученную от вас информацию (если пациент имеет трудности в общении — обеспечьте его письменной инструкцией- в виде памяток).
Обеспечивается уверенность сестринского персонала в эффективности обучения.
  1. А. В амбулаторных условиях:
  • дайте пациенту направление на исследование мочи, заполнив его по форме;
  • объясните пациенту, куда и в какое время он или его близкие должны принести ёмкость с мочой и направление.

Б. В условиях стационара:

  • объясните пациенту, где он должен оставить ёмкость с мочой и кому сообщить об этом.
Обеспечивается своевременная доставка материала в лабораторию.

Обеспечивается своевременная доставка материала в лабораторию.

Читайте также:  Сахарном диабете астме болезнях

Примечание: при мочеиспускании первую струю выделить в унитаз, затем в ёмкость для сбора мочи и завершить мочеиспускание опять в унитаз.

Цель: обеспечить качественную подготовку к исследованию, обеспечить хранение доставку материала на исследование для достоверного диагностирования заболеваний дыхательной системы и своевременное получение результата.

Подготовка: информирование и обучение пациента.

Оснащение:

  • стерильная стеклянная плевательница из прозрачного стекла;
  • дезинфицирующие растворы:

— 5% р-р хлорамина,

источник

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»

Название Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»
страница 1/6
Тип Методическая разработка

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области

«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»

РАССМОТРЕНО

Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Метод . совета

для преподавателя к практическому занятию

по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии

по теме «Бронхиальная астма»
Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».

На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.

Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.

Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.

Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

Тема занятия: «Бронхиальная астма».

Специальность: Лечебное дело

Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.

Место занятия: кабинет доклинической практики.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.

Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.

1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен

— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,

— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;

— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,

применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,

— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,

— оформлять направления и выписывать рецепты;

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,

— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,

— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра.

— развивать логическое мышление и познавательные процессы,

— развивать мыслительную активность обучающихся,

— развивать умения, применять полученные знания на практике,

— развивать способность к самостоятельной деятельности.

— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,

— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,

— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.

Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.

ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ОП 02 Анатомия и физиология человека.

Субъективные методы обследования пациента.

Объективные методы обследования пациента.

Лабораторные и инструментальные методы исследования.
Материально-техническое обеспечение занятия

1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».

2. «Пользование пикфлоуметром».

3. «Пользование карманным ингалятором».

Технические средства обучения:

— бланки направлений, бланки рецептов.

Мебель и медицинское оборудование:

— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,

— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,

— стол для преподавателя- 1 шт.,

— карманные ингаляторы – 5 шт.,

— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,

— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,

Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,

Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.

Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»

1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:

б) кашель с гнойной мокротой,

2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:

б) горизонтальное с приподнятыми ногами,

г) сидя, с упором руками на колени.

3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:

4. Стекловидная мокрота выделяется при:

5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме

6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:

г) прекращение контакта с аллергеном.

7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:

8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:

9. Пикфлоуметрия — это определение:

б) жизненной емкости легких,

г) пиковой скорости выдоха.

10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме:

11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:

в) кристаллы Шарко – Лейдена,

12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:

в) аллергенов животного происхождения,

г) аллергенов растительного происхождения.

13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:

а) везикулярное дыхание, хрипов нет,

б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,

в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,

г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.

14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:

15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:

а) контакт с пищевым аллергеном,

б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,

в) инфекционное заболевание,

г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.

16. Транспортировка больного с приступом удушья:

б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,

в) лежа с повернутой головой на бок,

г) лежа с возвышенными конечностями.

а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,

б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,

в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,

г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.

18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме:

19. При экспираторной одышке затруднен:

20. Экспираторный характер одышки отмечается при:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *