Меню Рубрики

Бронхиальная астма пубертатный период

Для астмы характерно четыре клинических стадии развития:

  • первый этап заключается в отсутствии признаков болезни как таковых. Основная проблема заключается в нарушениях работы различных систем организма (нервная, эндокринная, иммунная). Определить их можно только с помощью комплексного обследования. Организм становится более подверженным заболеваниям различной этиологии, особенно во время активного роста и развития (пубертатный период, первые несколько лет жизни малыша);
  • начальная или предастма – состояние, характеризующееся угрозой развития астмы. Заключается в проявлении аллергии различной этиологии в комплексе с процессами воспалительного характера в органах дыхания или вазомоторных нарушений. В этот период не регистрируются приступы удушья как при астме. Скорее, они носят легкий характер. Выделяют три формы: инфекционно-аллергического, атопического (неинфекционного) и смешанного происхождения;
  • приступ удушья – крайняя степень затруднения дыхания, ощущение нехватки воздуха. Требует немедленной терапии с помощью препаратов, прописанных больному, и вызова бригады «Скорой помощи». Опасно обструкцией легких и переходом в тяжелую форму (астматический статус);
  • астматический статус – тяжелый приступ бронхиальной астмы, не поддающийся купированию препаратами, которые принимает больной. Это состояние очень опасно и требует незамедлительной бронходилатирующей терапии в условиях стационара. Опасен декомпенсацией дыхательной системы и кровообращения, может привести к пневмотораксу, ателектазу, эмфиземе. Приводит к состоянию комы, реже – к летальному исходу.

Впервые термин предастма был введен в 1969 году (П.К. Булатов, А.Д. Адо). В зарубежной медицинской практике не существует такого понятия. Лишь некоторые выделяют ее как специфическое состояние у детей (грудного возраста и первых лет жизни), которое предшествует непосредственно развитию бронхиальной астмы.

Предастма наблюдается у 5-10% населения. Ее наличие увеличивает возможность развития бронхиальной астмы в 18-20 раз. В группу предастмы относятся истинные аллергические болезни дыхательных путей (поллиноз, ринит, синусит, бронхит, альвеолит), обостряющиеся в течение всего года или периодически (сезонно). Их сочетание с увеличенным содержанием эозинофилов в мокроте, крови и проявление аллергии внелегочного характера (экзема, отек Квинке, крапивница, нейродермит) представляет полную картину предастмы.

Лечение этого заболевания рассматривается как первичные профилактические меры, предотвращающие развитие астмы. Его проводят с учетом нарушений функций органов дыхания и факторов, влияющих на развитие предастмы. Терапия обеих форм этого состояния на первом этапе предполагает предупреждение контакта с аллергеном. При инфекционно-аллергическом происхождении проводят санацию всех очагов воспаления в организме, начиная с системы органов дыхания. Лечение заболевания атопической этиологии начинается с абсолютного или максимально возможного прекращения контакта с веществом-раздражителем.

Больным рекомендовано в периоды обострения заболеваний (весна, осень) проходить комплексное обследование. На основании полученных результатов назначают профилактическое лечение: ингаляции, препараты для отхаркивания, лечебная физкультура, спелеокамера, физиотерапия (УВЧ и другие), фитотерапия, антибактериальные лекарственные средства при воспалительных процессах.

Существует ряд признаков, по которым можно определить начало развития бронхиальной астмы. Они проявляются задолго до непосредственного обострения (приступа) заболевания и являются индикатором начала предастмы. Но диагностика затруднена тем, что эти симптомы очень легко перепутать с обычным недомоганием или вирусной инфекцией. Поэтому задуматься сразу о развитии серьезного заболевания очень сложно.

Первые симптомы начала развития болезни проявляются в легкой форме (чаще всего в ночное время):

  • В ночное время удушье выражается в виде обычного непродолжительного или периодического кашля. Утром и днем все симптомы исчезают. Из-за прерывистого сна человек ощущает сильную усталость, будто «всю ночь разгружал вагоны».
  • Ухудшение самочувствия и кашель днем наблюдаются при определенных условиях. Это может быть работа, общественный транспорт или прогулка вдоль улицы с интенсивным движением. Скорее всего, в этот момент человек контактирует с аллергеном или веществом-раздражителем, который способствует обострению первых симптомов. Дома самочувствие, чаще всего, улучшается, кашель проходит.
  • При кашле выделяется прозрачная и вязкая мокрота в небольшом количестве (характерно только для астмы).
  • Физическая нагрузка сопровождается кашлем, легкой одышкой, быстрым утомлением. Выполнение одной и той же работы с каждым разом требует все большего количества сил, поэтому человек вынужден чаще делать перерыв на отдых.
  • Холодный воздух или резкие запахи в помещении (парфюмерия, ароматизаторы, бытовая химия, специи) вызывают нарушение дыхания. После устранения этих факторов симптомы прекращаются.
  • Эмоциональная напряженность, стрессовые ситуации приводят к затруднению дыхания.
  • Ухудшение самочувствия в летнее время (насморк, кашель, хрипы) в ветреную солнечную погоду с облегчением в период повышенной влажности.
  • Сыпь, покраснения и другие аллергические реакции (в том числе наследственная предрасположенность к ним), возникающие на природе или при уборке дома.

Все симптомы прекращаются самостоятельно после удаления раздражающего фактора, но это не повод для отсрочки визита к врачу. На ранних стадиях лечить астму гораздо легче и эффективнее.

Диагнозом «бронхиальная астма» обладают до 10% детей и подростков. Симптомы заболевания чаще всего проявляются после 3-5 лет, но зарегистрированы случаи в более раннем возрасте и они, к сожалению, не редкость. Из-за сложной экологической обстановки, неправильного образа питания и жизни родителей и детей заболеваемость резко возросла.

У детей признаки начала астмы немного отличаются от таковых у взрослых. Вся ответственность за раннюю диагностику лежит на родителях, их чуткости и внимательности в отношении своего ребенка. Но многое зависит от него самого:

  • состояние здоровья: в раннем возрасте дети подвержены частым респираторным заболеваниям, которые в большинстве случаев включают в себя кашель и хрипы. Это ослабляет бдительность родителей и педиатров;
  • личные качества: стеснительность, страх попасть в больницу, отсутствие способности ясно выражать свои мысли или говорить вообще – еще больше затрудняют диагностику астмы.

Первые проявления астмы у детей и подростков сходны с таковыми у взрослых:

Дыхание у детей, сопровождающееся хрипами, далеко не всегда указывает на развитие бронхиальной астмы:

  • у малышей, чьи родители злоупотребляют курением, или детей, родившихся раньше срока, прослушиваются хрипы или свистящее дыхание;
  • чаще всего хрипящее дыхание самопроизвольно проходит к трем годам;
  • хрипы могут оставаться как остаточное явление после респираторных заболеваний.

Но если с возрастом характер дыхания не меняется, у ребенка есть проявления атипического дерматита, смех или плач провоцируют кашель, то незамедлительно следует обратиться к врачу.

Все заболевания дыхательных путей сопровождаются кашлем. Но кашель, как признак астмы, имеет ряд особенностей:

  • присутствует постоянно или начинается без особой причины;
  • чаще всего обостряется ночью, сопровождается хрипами и одышкой;
  • прослеживается четкая зависимость между приступами кашля и физической нагрузкой, плачем или смехом.
  • Нарушение дыхания и чувство заложенности

Поверхностное дыхание у детей отследить довольно сложно. Взрослый делает не более 19 дыхательных движений в минуту, при этом движение грудной клетки ярко выражено. В этом случае отследить даже небольшую одышку не составит труда.

В силу физиологических причин частота дыхания у детей выше таковой у взрослых, а выраженность движений грудной клетки меньше. Поэтому отследить начало одышки очень сложно.

Чувство заложенности в груди ребенок не всегда может понять и описать самостоятельно, при этом внешне будет выглядеть абсолютно здоровым.

Бронхиальная астма у подростков – отдельная тема. Ко всем сложностям, сопровождающим эту болезнь, присоединяются проблемы «переходного» возраста как физиологического, так и эмоционального характера. Течение заболевания у подростков в пубертатный период различается в зависимости от пола.

Так у 84% мальчиков наблюдаются улучшения (приступы переходят в более легкую форму, сокращается их количество) в связи с активной выработкой тестостерона, который обладает угнетающим действием иммунной реакции на аллерген. Однако мальчики с тяжелой формой астмы отстают в половом созревании примерно на год от сверстников.

Течение заболевания у девочек (до 49%) в период полового созревания проходит очень тяжело и не зависит от степени астмы. Это связано с гормональным дисбалансом (постоянное изменение соотношения эстрогена и прогестерона выступает раздражающим фактором) и свойством эстрогена стимулировать синтез антител и прочие иммунные параметры.

У девочек-подростков с тяжелой формой астмы раньше появляются вторичные половые признаки и менархе, но процесс становления менструальной функции и ее цикличности отличается большей длительностью.

Максимализм, присущий всем подросткам, и преобладающее негативное отношение ухудшает течение астмы и затрудняет раннюю диагностику. Подросток отрицает проявление своей болезни и сопровождающих ее симптомов, скрывает ухудшение состояния.

Ребята прошедшие эту стадию переходят к отказу от применения ингаляторов (особенно в публичных местах) и от лечения в целом, развивается комплекс неполноценности в связи с необходимыми ограничениями (физической нагрузкой, уборкой в классе) и переходит в постоянный стресс, который усугубляется непониманием со стороны сверстников. Другие начинают шантажировать своим заболеванием родителей и близких, вымогая при этом все что угодно.

Каждый человек, ребенок, подросток или взрослый, индивидуален и в связи с особенностями организма первые симптомы астмы несколько различаются. Такие проявления не всегда удается связать непосредственно с заболеванием:

  • частое дыхание без хрипов и при отсутствии одышки;
  • частые вздохи (человек набирает как можно больше воздуха в легкие);
  • постоянная усталость и беспокойство;
  • неспособность сфокусировать внимание на каком-либо действии или предмете;
  • кашель хронического характера;
  • «потеря голоса».

Наличие любого из перечисленных симптомов – это серьезный повод для безотлагательного обращения к врачу (терапевта, аллерголога, пульмонолога). Лечение своевременно выявленного заболевания позволяет восстановить нормальное функционирование дыхательной системы и жизненную активность, снизить частоту обострений, дозировку лекарственных средств и их побочные эффекты, предотвратить возникающие после приступа осложнения.

источник

Дети, как и взрослые, подвержены воспалительным заболеваниям органов дыхания. Бронхиальная астма у подростков и детей младшего возраста — одно из самых распространенных явлений. Ею страдает от 5 до 10% детей.

Чтобы остановить развитие этого заболевания, родители должны внимательно следить за состоянием здоровья своего ребенка. Важно своевременно начать лечение и устранить причины, провоцирующие возникновение болезни.

Бронхиальная астма – воспалительный процесс в верхних дыхательных путях, усиливающийся под воздействием раздражителей. Под их влиянием происходит сужение просвета бронхиального дерева, на стенках бронхов скапливается слизь.

Это приводит к нарушению дыхательной функции, сопровождается отечностью и приступами удушья.

Астму у подростка вызывают различные факторы аллергического и неаллергического происхождения. Важно вовремя распознать провокатор болезни и устранить его воздействие на организм.

Без соответствующего лечения и постоянного наблюдения у врача заболевание может выйти из-под контроля и привести к серьезным осложнениям.

Согласно статистике, признаки бронхиальной астмы у 30-50% подростков исчезают в переходном возрасте (чаще у мальчиков), но вновь появляются по мере взросления.

Переживаемые в пубертатный период физиологические и эмоциональные изменения налагают отпечаток на характер подростка. Он не может долгое время привыкнуть к изменениям, происходящим с его телом, адаптироваться в обществе, найти общий язык с родителями и сверстниками.

В этот период подростки склонны к подражанию своим кумирам (не всегда положительным). Они не могут справиться с гневом, обидой, часто впадают в ярость, стремятся добиться свободы и независимости от взрослых, приобретают вредные привычки, которые вызывают ухудшение здоровья.

Все системы организма (эндокринная, нервная, иммунная и др.) неразрывно связаны между собой, что и нарушение работы хотя бы одной из них оказывает непосредственное влияние на протекание астмы.

Дополнительными причинами, которые могут спровоцировать прогрессирование заболевания и неадекватную реакцию на лечение, являются:

  • неустойчивое психоэмоциональное состояние;
  • вредные привычки (курение, наркотики, алкоголь);
  • первое сексуальное общение;
  • гормональные сбои;
  • заражение венерическими болезнями;
  • невылеченные простудные и кожные заболевания;
  • патологии внутренних органов;
  • психологические проблемы.

Особенностями течения бронхиальной астмы у подростков является:

  • нестабильное эмоциональное состояние;
  • учащение ночных приступов;
  • сухой навязчивый кашель;
  • приступы одышки.

Бронхиальная астма у подростков в период полового созревания протекает более тяжело, чем у младших детей. Она может привести к отставанию в физическом и интеллектуальном развитии. Особенно тяжело в период полового созревания заболевание протекает у девочек, так как изменяется уровень половых гормонов в организме, что приводит к обострению БА.

У мальчиков состояние улучшается благодаря увеличенной выработке тестостерона, который снижает чувствительность организма к воздействию аллергенов.

Часто при появлении признаков болезни подростки стараются скрыть их от родителей, считая несущественными. Даже при подтверждении диагноза подростки не хотят проходить лечение и пользоваться ингаляторами. Они опасаются насмешек и презрения сверстников, что приводит к обострению болезни и ее тяжелому течению.

Родители должны найти подход к ребенку, ненавязчиво охарактеризовать сложившуюся ситуацию, объяснить подростку, какие последствия могут возникнуть при несвоевременно начатом лечении или нарушении предписаний врача.

На фоне стресса у молодых людей может произойти резкое ухудшение болезни, поэтому важно наладить благоприятную, дружескую атмосферу в семье и окружении подростка.

Заболевание возникает из-за повышенной чувствительности бронхов к различным раздражителям. Особенно тяжелым является течение бронхиальной астмы, если ребенок подвержен атопическому дерматиту или генетически предрасположен к данному недугу.

Возраст – один из показателей, оказывающих непосредственное влияние на развитие астмы у подростков. На данном этапе как раз начинается гормональная перестройка, ведущая к внешним и внутренним изменениям в организме.

Клинические симптомы, характеризующие наличие астмы у подростков:

  • насморк или заложенность носа;
  • появление сухого кашля, усиливающегося в ночное время;
  • затрудненное дыхание и одышка при физической нагрузке;
  • ощущение сдавливания в грудной клетке;
  • свистящее дыхание с хрипами;
  • паническое чувство, сопровождающееся нехваткой воздуха (удушьем);
  • усиленное потоотделение;
  • нарушение режима сна;
  • повышение утомляемости и эмоциональной возбудимости;
  • появление сыпи и покраснений (при аллергии).

Проявления болезни усиливаются при контакте с аллергенами (шерстью, пухом, пыльцой растений, табачным дымом, пылью и другими).

Степень тяжести заболевания может изменяться на протяжении жизни больного. Даже при исчезновении клинических проявлений астмы (в подростковый период) функция легких остается нарушенной, сохраняется кашель, гиперреактивность бронхов.

Заболевание классифицируется по степени тяжести и имеет следующие формы:

  • интермиттирующая – носит эпизодический характер, приступы происходят редко;
  • легкая – приступы возникают не чаще 2-3 раз в неделю;
  • среднетяжелая — приступы каждый день;
  • персистирующая тяжелая — осложненная, с приступами, постоянно возникающими до нескольких раз в день.

Также бронхиальная астма различается по степени контроля над заболеванием:

  • контролируемая – характеризуется отсутствием клинических симптомов, скорость выдоха нормальная, применение препаратов быстрого реагирования не требуется;
  • частично контролируемая – незначительное количество симптомов, обострения не чаще 3-4 в год, необходимо применение лекарственных средств быстрого действия;
  • неконтролируемая – рассматривается как обострение и нуждается в постоянном наблюдении и медикаментозной терапии.

Зачастую ранние проявления бронхиальной астмы сходны с симптомами простуды и воспринимаются родителями как вирусная инфекция. В результате проводится лечение, которое не улучшает состояние ребенка.

Для постановки точного диагноза при любых подозрительных симптомах необходимо обследовать ребенка у врача.

При помощи диагностических мероприятий определяется наличие бронхиальной астмы у подростка.

Для этого проводятся следующие исследования:

  • анализы крови и мокроты;
  • рентгенография легких;
  • измерение максимальной скорости выдоха (для выявления сужения бронхиального просвета);
  • измерение объема и скорости внешнего дыхания;
  • кожные пробы на аллергическую реакцию;
  • нагрузочные тесты (с помощью бега, приседаний).

Только с помощью ранней диагностики возможно выявление, а также устранение негативных проявлений и получение эффективного лечения.

На начальной стадии развития бронхиальная астма у подростков легко поддается лечению.

Для более продуктивной терапии необходимо установить полный контроль над болезнью. Он заключается в купировании воспалительного процесса в дыхательных путях, нормализации функции дыхания и сохранении физической активности астматика.

Существуют различные методы лечения, но при выборе лекарственных препаратов следует учитывать возраст пациента и наличие у него психосоматических и нейровегетативных нарушений (для их дальнейшей корректировки).

В зависимости от течения болезни используют средства базисной и симптоматической терапии.

Симптоматические препараты являются средством быстрого реагирования и используются для купирования приступов астмы.

Базисные препараты (противовоспалительные, глюкокортикостероидные, бронхолитические, антихолинергические, бета2-адреномиметики) применяются в течение длительного времени и устраняют воспалительные процессы в органах дыхания, расширяют бронхи, помогают выведению мокроты. Они приостанавливают обострение астмы, уменьшают ее проявления и переводят заболевание в контролируемое состояние.

Все медикаменты в большей или меньшей степени обладают побочными эффектами, поэтому их необходимо использовать строго по предписанию врача, точно соблюдая указанную дозировку и сроки применения.

Врач обучает подростка технике самоконтроля и правильности использования ингалятора во время приступа, а его родителей — приемам и методам оказания неотложной помощи.

Читайте также:  Сухой кашель при астме симптомы

Проведение физиотерапевтических процедур оказывает неоценимую помощь, так как является дополнительным средством в лечении бронхиальной астмы.

Они проводятся как в период обострений, так и ремиссии и включают:

  • дыхательную гимнастику;
  • фонофорез и электрофорез;
  • магнитотерапию;
  • лазеротерапию;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • закаливающие процедуры;
  • комплексный массаж;
  • электросон;
  • курортное лечение.

Больным бронхиальной астмой также необходимо придерживаться правильного питания, режима сна, чаще бывать на воздухе, укреплять иммунную систему и обязательно исключать контакт с возможными аллергенами.

Бронхиальная астма – заболевание, которое может привести не только к нарушению привычного образа жизни подростка, но и к серьезным осложнениям, в тяжелых случаях – к астматическому статусу, представляющему серьезную угрозу для жизни.

Следует помнить, что своевременно проведенная терапия способна облегчить состояние больного и помогает взять под контроль заболевание.

Это позволит перевести его в стадию длительной ремиссии, исключить возникновение обострений и снять ограничения в физической активности подростка.

источник

Бронхиальная астма у подростка — тема деликатная и щепетильная. С одной стороны «пускать на самотек» столь грозное заболевание никак нельзя, а с другой — ершистый ребенок отрицает симптомы болезни, отказывается использовать лечебные ингаляторы и не идет на контакт с родителями.

Понять подростка можно: на его плечи ложится значительная нагрузка в школе, подготовка к поступлению в учебные заведения, давит мнение сверстников, да и соблазны, такие как курение и алкоголь, становятся интересны. Однако забывать о здоровье тоже не следует, ошибки в этом возрасте могут иметь последствия спустя годы.

В международный день отказа от курения — 15 ноября — вместе со специалистами разберем, в чем особенности течения подростковой бронхиальной астмы. И почему курение как активное, так и пассивное оказывает столь негативное влияние на болезнь.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание легких, наиболее распространенное в мире в настоящее время. Среди взрослого населения ей страдают примерно 6%, среди детей — до 30%. В последние годы намечается тенденция к омоложению бронхиальной астмы и утяжелению ее течения. Дебют болезни зачастую случается в детском и подростковом возрасте.

Распространенность бронхиальной астмы среди детей зависит от пола. Чаще всего с этим заболеванием сталкиваются родители мальчиков. После 18 лет гендерные различия стираются.

Атопическая бронхиальная астма встречается среди подростков в 88,2% случаев, гораздо реже диагностируют неаллергическую (8,6%) и «аспириновую» (3,2%) формы.

Течение бронхиальной астмы в пубертатный период носит парадоксальный характер. Симптомы и жалобы не укладываются в классическую картину, которую привыкли наблюдать врачи. Нередко эквивалентом приступа выступает ночной кашель, а типичные приступы могут отсутствовать вовсе или быть кратковременными. Между эпизодами кашля, как правило, ребенок чувствует себя здоровым.

Несмотря на то, что бронхиальная астма является хроническим заболеванием, многим родителям хочется верить в чудесное выздоровление ребенка, достигшего возраста 12-14 лет. Действительно, симптомы болезни становятся значительно легче или даже исчезают совсем у 30-70% подростков. Однако это отнюдь не выздоровление. Несмотря на хорошее самочувствие, функция легких остается неполноценной. Если такому «выздоровевшему» подростку выполнить исследование функции внешнего дыхания, то врач вполне может зафиксировать наличие скрытого бронхоспазма. Контакт с внешними раздражителями, такими как табачный дым, может спровоцировать кашель, что указывает на сохраняющуюся гиперреактивность бронхов.

«Исчезнувшая» в пубертатном периоде бронхиальная астма, особенно у мальчиков, вновь возникает во взрослом возрасте.

Почему же бронхиальная астма — заболевание, которое имеет четкие критерии диагностики и классические проявления, имеет совершенно нетипичное течение в возрасте от 12 до 20 лет? Частично это объясняется психологическими особенностями подросткового периода: резкая смена настроения, депрессивные мысли, зависимость от мнения друзей, повышенные требования к себе и комплексы, связанные с наличием заболевания. Помимо этого, ребенок становится подверженным влиянию соблазнов, делающих его крутым в глазах сверстников — курение, употребление алкоголя. Отрицание у себя болезни становится причиной отказа от лечебных ингаляторов, невыполнения рекомендаций врача и злоупотребления короткодействующими бронхолитиками (препаратами, снимающими симптомы кратковременно).

В большинстве случаев подростки страдают бронхиальной астмой легкой степени тяжести, что позволяет расслабиться как взрослым, так и детям.

Родители считают, что их ребенок взрослеет и постепенно «перерастает» заболевание, а потому можно успокоиться. Можно отказаться от посещения врача и отменить лечение. К тому же, объяснить подростку, что его болезнь, несмотря на минимальные симптомы, требует контроля, крайне сложно. Заставить пользоваться ингаляторами — еще сложнее. Родители же стараются избежать конфликта с взрывным подростком. Еще одна проблема — возникающая необходимость поиска врача аллерголога-иммунолога для постоянного наблюдения ребенка.

Большинство подростков не придают должного значения бронхиальной астме. Они считают, что умереть от нее невозможно, а все остальное не требует их внимания. Желание скрыть свое заболевание, чтобы не казаться «неполноценным», со временем приводит к тому, что ребенок невольно преуменьшает тяжесть симптомов или вовсе отрицает их наличие и считает себя абсолютно здоровым. Хотя в это время медленно, но верно происходит потеря контроля над заболеванием.

Согласно статистическим данным, распространенность курения среди людей с диагностированной бронхиальной астмой составляет порядка 25-30%, а среди подростков доходит до 50%. Доказано, что эта пагубная привычка способна провоцировать развитие бронхиальной астмы и утяжелять ее течение.

Дело в том, что табачный дым провоцирует развитие воспаления в бронхах, особенно мелкого калибра, а также способствует развитию в них необратимых структурных изменений. Все это приводит к нарушению вентиляции легких, а значит — потере контроля над заболеванием, более частым обострениям.

Не менее опасным для ребенка является пассивное курение людей в его близком окружении — родителей и друзей. В пассивном курении принято выделять основной поток дыма, выдыхаемый человеком, и боковой, который выделяется тлеющей сигаретой. Частицы боковой струи настолько малы, что способны проникать в мелкие бронхи и вызывать их воспаление. Именно поэтому курение родителей в присутствии подростка приводит к более частым обострениям у него бронхиальной астмы.

Без сомнения, запрет на курение является одной из важных рекомендаций врача аллерголога-иммунолога своим пациентам, страдающим бронхиальной астмой. Однако отношение подростков к этой рекомендации — неоднозначное и практически не связано с наличием у них заболевания. Те из них, кто курят, получают важную выгоду в виде удовольствия, уважения сверстников, самоутверждения. Отрицательные последствия они просто не замечают. Те ребята, кто сознательно отказался от пагубной привычки, считают ее непривлекательной, не вкусной и лишь в некоторых случаях действительно вредной для здоровья.

Тактика лечения бронхиальной астмы у подростков, в соответствии с клиническими рекомендациями, не отличается от таковой у взрослых. Она представляет собой ступенчатый подход с использованием различных лекарственных препаратов в зависимости от тяжести проявлений. Однако это удел врачей — определять степень тяжести и схему лечения. А вот роль родителей в достижении контроля над бронхиальной астмой у ребенка куда более серьезная. Задача мамы и папы не только приобретать необходимые лекарства, следить за их регулярным приемом, но и поддерживать доверительные отношения с подростком. Стараться максимально деликатно относиться к желанию сына или дочери быть на равных со сверстниками и при этом донести до них необходимость лечения.

К сожалению, далеко не всегда сами родители хорошо осведомлены о заболевании своего ребенка. С целью ликвидировать пробелы в знаниях, совместно с ребенком они могут обратиться на прием к специалисту для осмотра и беседы, заранее предупредив о более долгом времени консультации. Или посетить специальную школу бронхиальной астмы. При этом родителям не стоит отказывать подростку в желании самостоятельно отдельно побеседовать с врачом и задать интересующие его вопросы.

Подростки, как правило, ориентируются на краткосрочный результат, что они имеют здесь и сейчас. Если окружение требует быть здоровым и сильным, то ребенок начнет скрывать или отрицать симптомы болезни. Если заслужить уважение среди сверстников можно курением, то он пойдет и на это, не задумываясь о последствиях. К сожалению, бронхиальная астма — болезнь, которая не любит быть отвергнутой и даст о себе знать более тяжелым течением в будущем. Чтобы этого не произошло, рекомендации по лечению должны выполняться как самим ребенком, так и его родителями.

Подросток находится как бы посередине между периодом детства и уже взрослой жизнью. Он не идентифицирует себя ни с маленьким ребенком, ни с взрослым человеком. Его нервная система неустойчива, а внутри «играют» гормоны, совладать с которыми он не в состоянии. Зачастую про подростков говорят «нет твердой почвы под ногами». В этот период жизни на первый план выходят друзья и тусовки. Слабеет авторитет родителей, а важным становится мнение сверстников. Появляется желание выделиться среди остальных, показать себя крутым, сильным, модным, нестандартным — быть супергероем. А разве супергерой может быть нездоровым? Конечно, нет. Бронхиальная астма или любое другое заболевание, считаются среди подростков слабостью, ущербностью, ограничением способностей. Ребенок страшится оценки сверстников, боится быть осмеянным, непризнанным, отвергнутым. Отсюда скрывание ингалятора при астме, отказ от ношения очков при близорукости и так далее. Подросток начинает выпячивать свои, как он думает, сильные качества: смелость, решительность, инициативность, лидерские способности. Ботаны, как называют умных учеников, и нездоровые дети при этом становятся изгоями. Проблемы возникают из-за страха перед мнением сверстников и отсутствия понятия нормы. У подростка еще нет достаточно жизненного опыта, сформированной психики, чтобы понять, что быть нездоровым и нуждаться в ингаляторе — это нормально.

Протест и старания отстраниться от всего стандартного также характерны для пубертатного периода. Подросток пытается избежать всех стандартов и быть уникальным. Он не наденет пальто и шапку по совету родителей, потому что это носят все. Он не будет пользоваться ингалятором, потому что это стандартное лечение болезни.

Родителям важно найти общий язык с ребенком. Не пытаться ему ничего навязывать, не сравнивать с другими детьми. Стать с подростком на равных, ни ниже и ни выше, а на равных. Представить себя подростком, быть «в одной теме». Можно даже заниматься с ним каким-то одним делом, найти в его интересах отдушину для себя. Это расположит ребенка к родителям и вернет их авторитет, вернет доверие. Поддержка, понимание, принятие, любовь, неподдельный интерес, свобода быть самим собой — в этом нуждается подросток.

источник

За последние десятилетия в условиях быстрого развития высокотехнологичного общества и ухудшения экологической ситуации в мире лидирующие позиции занимают заболевания, в основе которых лежит аллергическое воспаление, например аллергический ринит (АР) и бронхиальная астма (БА). В настоящее время имеется тенденция к омоложению и усилению тяжести течения АР и БА, причем дебют приходится на социально-перспективный подростковый возраст. Многие клиницисты сталкиваются с проблемой диагностики БА из-за наличия длительных бессимптомных периодов с отсутствием изменений объективных показателей. Таким образом, чрезвычайно актуальна ранняя диагностика БА для подростков, т.к. назначение адекватного лечения определяет дальнейший прогноз.

Бронхиальная астма (БА) – наиболее распространенное хроническое заболевание органов дыхания, в настоящее время около 300 млн человек в мире страдают БА. Распространенность БА среди взрослого населения планеты составляет около 6%, среди детей – до 30%. В настоящее время имеется тенденция к омоложению и усилению тяжести клинического течения БА. Наиболее часто дебют заболевания наблюдается в детском и подростковом возрасте [3, 4, 7]. Распространенность БА варьируется в популяции в зависимости от половозрасных характеристик. Установлено, что в раннем возрасте чаще болеют мальчики, чем девочки (6,0 по сравнению с 3,7%), та же тенденция сохранятся и в пубертатном периоде, в возрасте 18 лет гендерные различия стираются, к 45 годам преобладают женщины [4, 7].

Анализируя данные литературы, можно констатировать, что с учетом возрастных особенностей у детей, страдающих аллергическим ринитом (АР), в подростковом возрасте может развиться БА [9]. Течение БА у подростков часто имеет парадоксальный, не укладывающийся в классическую картину характер, что частично объясняется психологическими особенностями, присущими данной возрастной категории, к которым относятся резкая смена настроения, склонность к депрессиям, зависимость от мнения сверстников, повышенная требовательность, наличие комплексов по поводу заболевания, злоупотребление бронхолитиками короткого действия, курение, невыполнение рекомендаций врачей. Также возрастные группы различаются по характеру течения БА и сопутствующим заболеваниям, подходам к диагностике и критериям оценки степени тяжести, имеют различный ответ на разные классы лекарственных препаратов [10]. Клинические проявления БА у подростков характеризуются большей, чем у взрослых, выраженностью гиперсекреторных и бронхоспастических симптомов. Эпидемиологические исследования показывают, что показатели распространенности БА в подростковом возрасте в несколько раз превышают таковые официальной статистики из-за отсутствия алгоритма верификации диагноза БА у подростков. Низкая приверженность лечению молодых пациентов с астмой ассоциируется с неблагоприятными исходами: увеличением числа визитов в отделения неотложной терапии, приемом пероральных глюкокортикостероидов, увеличением потребности в короткодействующих β2-агонистах и риском осложнений [12]. Знание алгоритмов диагностики необходимо как для специалистов, так и для врачей общей практики.

БА – это гетерогенное воспалительное заболевание. Оно диагностируется при наличии респираторных симптомов в анамнезе, таких как удушье, затруднение дыхания, чувство стеснения в груди и кашель, которые варьируются по продолжительности и интенсивности, так же как и бронхиальная обструкция [13].

На распространенность и тяжесть течения БА в подростковом периоде влияют генетические факторы, микроокружение, климат, качество и регулярность питания, интенсивная учебная и физическая нагрузка. Связь бронхиальной гиперреактивности и БА со степенью загрязнения окружающей среды указывает на возможную роль урбанизации и индустриализации в формировании этой патологии [10].

В основе БА лежит неадекватный ответ дыхательных путей на чужеродный антиген (аллерген). В ответ на внедрение аллергена его циторецепция стимулирует усиленный выброс медиаторов воспаления, что приводит к клиническим проявлениям: кашлю, затруднению дыхания, снижению скорости воздушного потока и затруднению его прохождения через дыхательные пути, спазму дыхательной мускулатуры, гиперпродукции секрета. В патогенезе приступов БА значительную роль играет обтурация мелких и средних бронхов густой мокротой, развившейся в результате нарушения функции клеток респираторного мерцательного эпителия и бронхоспазма [11]. К наиболее часто встречающимся формам БА у подростков, выделяемым на основе клинико-патогенетических особенностей, относится атопическая БА (88,2%), которая характеризуется наследственной предрасположенностью, также выделяют неаллергическую форму БА (8,6%), «аспириновую» астму (3,2%) [5]. Чужеродность аллергена определяется индивидуальными специфическими особенностями восприятия организма. Природа этого явления остается невыясненной. Приступы удушья могут возникать при контакте с домашней пылью, в состав которой входят клещи рода Dermatofagoides размером 0,2 мкм. Их хитиновый покров является мощным аллергеном. Домашним аллергеном может быть и порошок из дафнии – пресноводного рачка, применяемого в качестве корма для аквариумных рыб, а также споры непатогенных грибков. Огромной проблемой, относящейся к разряду круглогодичной аллергии, остается повышенная чувствительность к эпидермальным аллергенам. Наличие пищевой аллергии устанавливается при фактах возникновения приступов астмы при употреблении в пищу определенных пищевых продуктов. Также известно более 700 видов аллергенных растений и их пыльцы. Для возникновения реакции пыльца должна обладать аллергенными свойствами. Размер пыльцы составляет от 20 до 50 мкм. Она должна обладать летучестью и находиться в воздухе в значительных количествах, чтобы создавать определенную, довольно высокую концентрацию [1,2].

Диагностика аллергических заболеваний основывается на данных анамнеза жизни и болезни, результатах анализа аллергологического, фармакологического, пищевого анамнеза, особенностях клинических проявлений заболевания, данных лабораторной диагностики, кожного тестирования с различными аллергенами и на определении специфических иммуноглобулинов Е. Бронхиальные провокационные тесты проводят как с неспецифическими агентами, так и с определенными аллергенами [1, 2].

Основная цель лечения больных БА – достижение и длительное поддержание контроля заболевания. Контроль подразумевает минимум симптомов, включая ночные, или их отсутствие, минимальные нечастые обострения, отсутствие состояний, требующих неотложной помощи.

В настоящее время совместные усилия специалистов, систематическое планирование и наличие рабочей сети для внедрения стандартов оказания помощи больным позволяют независимо от места проживания достигать высокого контроля симптомов БА и повышать качество жизни.

Лечение больных астмой проводится длительно, как правило пожизненно. При этом надо помнить, что медикаментозная терапия не заменяет мер по предотвращению контакта больного с аллергенами и ирритантами. Подход к лечению конкретного больного зависит от его состояния и той цели, которая стоит на данный момент перед врачом.

Читайте также:  В какое время кашель при астме

Для лечения всех заболеваний аллергической природы используется несколько групп проверенных временем лекарственных препаратов, порядок, дозировку и комбинацию которых определяет исключительно лечащий врач, исходя из каждой конкретной ситуации. Неправильно подобранное лечение может вызывать побочные эффекты и приводить к обострению болезни. А самолечение аллергии вообще недопустимо, т.к. может повлечь необратимые последствия.

Антигистаминные лекарственные средства наиболее известны и результативными противоаллергическими препаратами, которые используются для лечения аллергического ринита, крапивницы. В последние годы врачи обычно отдают предпочтение препаратам второго поколения, к характерным особенностям которых относятся однократное суточное употребление, высокая специфичность к рецепторам. Антигистаминные средства эффективно устраняют все симптомы АР, однако в отношении затруднения носового дыхания их действия недостаточно. Топические глюкокортикостероиды считаются одним из наиболее эффективных средств лечения АР и БА. Они облегчают носовые симптомы, уменьшают концентрацию противовоспалительных медиаторов в слизистой оболочке носа. Производные кромоглициевой кислоты выпускают в виде аэрозолей для ингаляции, спреев для носа и капель для глаз. Принцип их действия заключается в стабилизации мембран тучных клеток. Глюкокортикостероиды выпускают в виде как инъекционных препаратов и таблеток, так и таких местных средств, как кремы, мази, ингаляторы, спреи и др. Антагонисты лейкотриеновых рецепторов показали свою достаточно высокую эффективность при лечении БА, они удобны в применении, могут использоваться в качестве препарата первой линии, обладают отличным профилем безопасности. Патогенетически обосновано использовать при вариантах БА, связанных с физической нагрузкой, непереносимостью аспирина и НПВП, у курящих пациентов [1, 16].

В случае тяжелой атопической персистирующей БА, не контролируемой высокими дозами ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС) в комбинации с длительно действующими β2-агонистами (ДДБА), в качестве дополнительной терапии возможно применение омализумаба (моноклональные антитела к IgE, разрешен к применению у детей с шести лет, подростков и взрослых) [13]. Селективно связываясь со свободными молекулами IgE, омализумаб препятствует их связи со специфическими рецепторами на тучных клетках и базофильных лейкоцитах, что в конечном итоге приводит к уменьшению секреции медиаторов аллергического воспаления и редукции самого воспаления [17].

Цель аллергенспецифической иммунотерапии (АСИТ) – создание невосприимчивости к веществу, на которое организм отвечает чрезмерной иммунной реакцией. Данную терапию должен проводить только аллерголог в условиях специализированного стационара или кабинета. Этот метод лечения обязательно проводится в период ремиссии, обычно в зимнее или осеннее время года. Терапевтическая тактика заключается во введении пациенту постоянно увеличивающихся доз, провоцирующих развитие реакции аллергена, начиная с малой. Данный способ наиболее эффективен при лечении АР и БА. Длительность лечения может растянуться на годы, однако в большинстве случаев у человека вырабатывается стойкая невосприимчивость к данному аллергену. Чем в более молодом возрасте и на более ранних стадиях развития болезни проведена АСИТ, тем более она эффективна [6].

Для пациента с БА до начала АСИТ необходимо достичь полного контроля над симптомами астмы (приступы астмы не чаще 2 раз в неделю, нет ночных пробуждений от астмы, потребность в бронхолитических средствах короткого действия реже, чем 2 раза в неделю, объем форсированного выдоха за 1-ю секунду не менее 70%). Для достижения контроля БА возможно применение любых препаратов базисной терапии (антилейкотриеновые, ИГКС, ИГКС в сочетании с ДДБА, ИГКС в сочетании с ДДБА и омализумабом). Опубликованы результаты нескольких исследований сочетанного применения АСИТ и омализумаба у больных атопической БА, которые показали хорошую эффективность и высокий профиль безопасности данной стратегии [14–15]. Назначение омализумаба пациентам с частично контролируемой БА позволило достичь полного контроля над симптомами астмы и в последующем провести АСИТ [8, 14–15].

БА у молодых пациентов может успешно контролироваться современными фармакологическими средствами при условии адекватного восприятия болезни пациентом, здорового и активного образа жизни, регулярного наблюдения у специалиста и своевременного проведения аллерген-специфического лечения.

1. Аллергология и иммунология. (Клинические рекомендации для педиатров) / Под ред. А.А. Баранова и Р.М. Хаитова. Союз педиатров России. 3-е изд., испр. и доп. М., 2011. С. 105–29.

2. Аллергология и иммунология: национальное руководство / Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. М., 2009. 397 с.

3. Астафьева Н.Г. Бронхиальная астма у подростков. Аллергология. 2005;2:12–6.

4. Горячкина Л.А., Ненашева Н.М., Тотикова М.Ч. и др. Особенности бронхиальной астмы у подростков мужского пола. Пульмонология. 2008;2:15–9.

5. Гущин М.Ю. Клинические, иммунологические и морфологические особенности бронхиальной астмы у подростков. Дисс. канд. мед. наук. М., 2011. С. 121

6. Гущин И.С., Курбачева О.М. Аллергия и аллергенспецифическая иммунотерапия. М., 2010. С. 165–69.

7. Детская аллергология / Под ред. А.А Баранова, И.И. Балаболкина. М., 2006. 688 с.

8. Ильина Н.И., Курбачева О.М., Павлова К.С. Эффективность аллергенспецифической иммунотерапии на фоне приема препарата омализумаб у пациентов с атопическими заболеваниями. Вопросы современной педиатрии. 2008;7(3):53–60.

9. Смоленов И.В., Машукова Н.Г. Первичная профилактика бронхиальной астмы у подростков. Клинические рекомендации. 2001. С. 17–21.

10. Овчаренко С.И., Акулова М.Н., Дробижев М.Ю., и др. Влияние психосоматических соотношений и расстройств личности на динамику контроля течения бронхиальной астмы. Пульмонология. 2009;3:32–5.

11. Чучалин А.Г. Тяжелые формы бронхиальной астмы. Тер. архив. 2001;3:5–9.

12. Friedman H.S., Navaratnam P., McLaughlin J. Adherence and asthma control with mometasone furoate versus fluticasone propionate in adolescents and young adults with mild asthma. J. Asthma. 2010;47(9):994–1000.

13. Gina_report_2014. www.ginasthma.org

14. Lambert N., Guiddir T,. Amat F., Just J. Pre-treatment by omalizumab allows allergen immunotherapy in children and young adults with severe allergic asthma. Pediatr. Allergy Immunol. 2014;25(8):829–32.

источник

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему: Бронхиальная астма у подростков: нейровегетативные и психосоматические особенности, реабилитационные программы, прогноз

Автореферат диссертации по медицине на тему Бронхиальная астма у подростков: нейровегетативные и психосоматические особенности, реабилитационные программы, прогноз

КЛЮЧЕВА Марина Геннадьевна

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ПОДРОСТКОВ: НЕЙРОВЕГЕТАТИВНЫЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОГНОЗ

Автореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора медицинских наук

Работа выполнена на кафедре педиатрии факультета дополнительного и послевузовского профессионального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации» Научные консультанты:

Доктор медицинских наук, профессор Геппе Наталья Анатольевна Доктор медицинских наук, профессор РЫБКИН Аркадий Исаакович Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук, профессор Мизерницкий Юрий Леонидович Доктор медицинских наук Волков Игорь Константинович Доктор медицинских наук, профессор Чемоданов Вадим Владимирович Ведущая организация — Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России

Защита состоится «_» 2004 г. в « $» часов на

заседании диссертационного совета Д 208.027.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации» по адресу: 153012 г. Иваново, пр.Ф.Энгельса, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановской государственной медицинской академии.

Автореферат разослан «_» «_»2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Доктор медицинских наук, профессор

Актуальность научного исследования

Бронхиальная астма является одной из актуальных проблем клинической медицины. Эпидемиологические исследования последних 10 лет свидетельствуют о том, что распространённость астмы среди детей в Европе колеблется от 3,3% до 10% (Hirsh T, Weiland SK, 1999; Heinrich J, Hoelscher В, Jacob В, 1999; Dubois P, Degrave E, 1998). В последние годы отмечен повышенный интерес к изучению взаимосвязи бронхиальной астмы детского и взрослого периодов жизни, к особенностям течения заболевания у подростков (Горячкина Л.А., 2002). Эпидемиологические данные свидетельствуют об исчезновении симптомов астмы у 30% детей в пубертатном периоде, но две трети детей продолжают страдать этим заболеванием и в пубертатном периоде и во взрослом (Weiner P, Magadle R, Waizman J, 1998; Lange P, 1999). До сих пор встречаются случаи смерти детей, страдающих бронхиальной астмой и 80% смертей приходится на возрастной интервал 11-16 лет (Коростовцев Д.С, Макарова И.В., 1999).

Транзиторные нейроэндокринные сдвиги, напряжение вегетативной регуляции, повышение функциональной активности ЦНС, эмоциональная лабильность, некритичное отношение к своему здоровью, характерные для подросткового периода развития, часто приводят к состоянию дезадаптации и ухудшению течения заболевания. Долгосрочные прогнозы БА у детей в настоящее время являются наиболее важными (Чучалин А.Г., 2002).

Ведущие специалисты, занимающиеся проблемой БА в детском возрасте, как в нашей стране, так и за рубежом указывают на значительную роль центральной и вегетативной нервной системы в возникновении и течении заболевания (Балаболкин И.И., 2001; Геппе Н.А., Даирова Р.А., 1998; Чучалин А.Г.,2000; Eglen R.M., 1998). Это связано с тем, что вегетативный аппарат активно участвует в регуляции бронхиального тонуса и реактивности посредством изменения функционального состояния рецепторов респираторного тракта (Федосеев Г.Б., 1996). При бронхиальной астме практически облигатно имеют место симптомы поражения центральной и вегетативной нервной системы как при обострении заболевания так и в фазу ремиссии (Балаболкин И.И., 1998; Зайцев СВ., 1999; Кутин В.А., 1991; Ловицкий СВ., 1997).

Бронхиальная астма относится к заболеваниям со значительной ролью психосоматических взаимоотношений в патогенезе и наиболее часто своим аффективным компонентом имеет тревожные расстройства (Жбанкова Н.Ю., 1989; Исаев Д.Н., 1996; Губачев Ю.М., 1997; Иванова О.Е., 1998). Наличие алекситимии, которая определяется как неспособность личности вербально выразить свое эмоциональное состояние, существенно усложняет проявления тревоги, способствует тому, что высокая тревожность реализуется не в

невротическую, а в психосоматическую симптоматику (Проворотов В.М., Будневский А.В., 2000).

Практический опыт показывает, что особенности психоэмоциональной сферы подростков, страдающих БА, нередко создают трудности в проведении фармакотерапии, проявляющиеся как в виде негативного отношения к лечению, так и в формировании психологической медикаментозной зависимости.

Таким образом, очевидна актуальность дальнейшего исследования нейровегетативных и психосоматических расстройств у детей и подростков, страдающих БА. Своевременная диагностика и коррекция нейровегетативных нарушений являются необходимыми условиями успешной комплексной терапии, направленной на улучшение качества жизни детей с бронхиальной астмой.

Несмотря на накопленный опыт в области изучения нейровегетативных изменений при бронхиальной астме, вопросы течения и прогноза этого заболевания у подростков с позиции психосоматических взаимоотношений остаются неисследованными. Мало изученной представляется характеристика изменений нейровегетативного статуса подростков с бронхиальной астмой на фоне медикаментозной и немедикаментозной терапии.

Цель научного исследования

Раскрыть значимость нейровегетативных и психосоматических нарушений в патогенезе бронхиальной астмы у подростков с тем, чтобы разработать современные технологии прогнозирования и терапевтической коррекции данных нарушений в программе лечения и реабилитации.

Задачи научного исследования

1. Уточнить роль медико-биологических, генетических и психосоциальных факторов в механизмах развития и прогноза бронхиальной астмы у подростков, систематизировать их по информационной значимости.

2. Оценить особенности вегетативной регуляции, мозговой гемодинамики, корково-подкорковых взаимоотношений при бронхиальной астме в течение подросткового периода развития в зависимости от периода, тяжести заболевания и от проводимой терапии, сопоставить полученные изменения с характером респираторной дисфункции.

3. Исследовать физический и психоэмоциональный статус подростков, страдающих бронхиальной астмой с учетом периода и тяжести заболевания.

4. Изучить особенности легочной гемодинамики, вентиляционно-перфузионных отношений у подростков с БА в зависимости oт нейровегетативного статуса.

5. Определить взаимосвязи показателей функции внешнего дыхания, вентиляционно-перфузионных параметров легких с маркерами нейровегетативных изменений и особенностями психосоматического статуса.

6. Оценить влияние терапии бронхиальной астмы на показатели вегетативного гомеостаза, мозговую гемо- и нейродинамику, вентиляционно-перфузионные соотношения и прогноз заболевания.

7. Разработать комплексы немедикаментозной коррекции нейровегетативных нарушений и систему организационных мер по улучшению диспансерного наблюдения подростков, страдающих БА, оценить эффективность их применения.

Научная новизна исследования

— раскрыты общие закономерности изменений вегетативной регуляции, биоэлектрической активности и межполушарной асимметрии головного мозга, церебральной гемодинамики, психоэмоционального статуса на протяжении подросткового периода, их взаимосвязь с параметрами функции внешнего дыхания, вентиляционно-перфузионными взаимоотношениями, периодом и тяжестью бронхиальной астмы, что свидетельствует о патогенетической значимости выявленных нейровегетативных нарушений при бронхиальной астме у подростков;

— разработана и предложена научная концепция образования у больных бронхиальной астмой патологической системы (кора — надсегментарные и сегментарные отделы ВНС — легкие), обуславливающей доминантный механизм заболевания и персистирующее течение воспалительного процесса в бронхах;

установлены клинико-функциональные маркеры риска и верифицированы патогенетические механизмы прогредиентного течения бронхиальной астмы в подростковом периоде;

— выявлено влияние ингаляционных р2-агонистов короткого действия и антихолинергических препаратов на вегетативный гомеостаз, биоэлектрическую активность головного мозга, церебральную гемодинамику, вентиляционно-перфузионные отношения в легких у больных бронхиальной астмой, подтверждающие целесообразность подбора бронхолитических препаратов с учетом нейровегетативного статуса пациента;

— раскрыты принципы и определены комплексы немедикаментозной коррекции патологических отклонений нейровегетативного статуса у больных бронхиальной астмой;

— разработана технология дифференцированного наблюдения подростков с бронхиальной астмой, с использованием алгоритма прогноза прогредиентного

течения заболевания, ранней диагностики нейровегетативных нарушений и патогенетически обоснованных корригирующих мероприятий.

Практическая значимость исследования

— Определены особенности течения бронхиальной астмы у подростков и разработана система организационных мер по улучшению диспансерного наблюдения данного контингента больных.

Предложены клинико-функциональные маркеры изменений вегетативной нервной системы, церебральной гемо- нейродинамики, психоэмоционального статуса, функции внешнего дыхания, вентиляционно-перфузионных отношений для оценки периода, степени тяжести и особенностей течения бронхиальной астмы у подростков.

— Определена информационно-диагностическая ценность параметров нейровегетативного статуса для верификации тяжести бронхиальной астмы и прогнозирования риска прогредиентного течения заболевания.

— Предложены критерии индивидуального подбора бронхолитической терапии у больных бронхиальной астмой с учетом особенностей нейровегетативного статуса.

— Разработаны, апробированы и внедрены комплексы немедикаментозной коррекции нейровегетативных нарушений у подростков с бронхиальной астмой. Доказано положительное влияние сочетанного использования медикаментозной терапии и комплексов немедикаментозной коррекции, способствующее сокращению периода обострения и более длительной ремиссии заболевания.

Научные положения, выносимые на защиту

— Нейровегетативные нарушения подростков с бронхиальной астмой, взаимосвязанные с выраженностью респираторной дисфункции, зависят от периода, тяжести заболевания и обусловлены формированием патологической системы (кора — надсегментарные и сегментарные отделы ВНС — легкие), поддерживающей персистирование воспалительного процесса в органах дыхания.

— Психосоматические нарушения у подростков с бронхиальной астмой являются спутником атопического состояния и играют значительную роль в патогенезе и прогнозе заболевания.

— Адекватная комплексная терапия, воздействующая на воспалительный процесс в органах дыхания, нормализует нейровегетативный статус,

церебральную гемодинамику, вентиляционно-перфузионные взаимоотношения у больных бронхиальной астмой. Возникающее при этом влияние лекарственных препаратов на регуляторные системы организма необходимо учитывать при выборе оптимальной тактики лечения.

Результаты работы доложены на XI, XII, XIII Национальных конгрессах по болезням органов дыхания (Москва 2001, 2002, Санкт-Петербург, 2003), VII, VIII Конгрессах педиатров России, Научно-практических конференциях, посвященных 140-летию Областной клинической больницы (Иваново, 2000), 70-летию Ивановской государственной медицинской академии (Иваново,2000), Всероссийской конференции с международным участием «Перинатальная психология и медицина» (Иваново, 2001), V конгресса «Современные проблемы аллергологии и иммунофармакологии» (Москва 2002), 1 и II Всероссийских конгрессах «Современные технологии в педиатрии» (Москва 2002, 2003), Всероссийской конференции «Пульмонология детского возраста: проблемы и решения» (Иваново,2002), XI Национальном Конгрессе «Человек и лекарство» (Москва,2004).

Публикации, внедрения результатов работы

На основании полученных данных опубликовано 34 научных работы, в том числе разделы в монографиях: «Болезни детей старшего возраста», «Болезни органов дыхания в практике педиатра», посвященные нейровегстативным и психосоматическим нарушениям при бронхиальной астме у детей и подростков, технологиям диагностики, оптимизации лечебных и реабилитационных мероприятий при данной патологии. Результаты исследований и вытекающие из них рекомендации используются в учебном процессе и практической работе кафедры педиатрии факультета дополнительного послевузовского и профессионального образования ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия МЗ РФ». В практику работы детского пульмонологического отделения областной клинической больницы г. Иваново внедрена система пульмонологической помощи, включающая прогнозирование, диагностику, клинико-функциональный контроль отклонений, комплексы немедикаментозной коррекции и оценку эффективности реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме.

Получены 2 удостоверения на рационализаторские предложения №2365 от 10.11.2003 «Светофильтры для оптической системы «АСИР» и № 2366

от 10.11.2003 «Способ оценки эффективности реабилитации подростков, страдающих бронхиальной астмой».

Объем и структура диссертации >

Диссертация изложена на 283 страницах печатного текста, имеет введение, обзор литературы, шесть глав результатов собственных исследований, заключение, выводы и практические рекомендации, иллюстрирована 64 таблицами, 5 рисунками, 3 схемами. Библиография содержит 337 источника, из них 207 отечественных, 130 — иностранных.

Читайте также:  Мирена и бронхиальная астма

Организация работы, методы и объем исследований

В настоящей работе проведено проспективное динамическое исследование по изучению клинико-функциональных, нейрофизиологических, психофизиологических параметров-у 245 больных в возрасте от 10 лет 11 месяцев до 17 лет 11 месяцев, соответственно критериям ВОЗ подросткового периода, с подтвержденным диагнозом бронхиальной астмы по классификации Научно-практической программы «Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика» (2004). 90 детей того же возраста без бронхолегочной патологии составили контрольные группы. Пациенты находились под наблюдением в детском пульмонологическом и пульмотерапевтическом отделениях областной клинической больницы г. Иваново. Распределение участников исследования по группам проводилось методом стратифицированной рандомизации.

2/3 обследованных составили мальчики. В первую группу вошли 127 подростков возрастного интервала от 10 лет 11 месяцев до 14 лет 11 месяцев, во вторую — 118 подростков в возрасте от 15 лет до 17 лет 11 месяцев. Распределение по тяжести в обеих группах было сходным: у 33,5% пациентов 1 группы и 35,6% второй диагностировано легкое, у 45,3 % и 46% -среднетяжелое и у 21,2% и 18,4% — тяжелое течение БА. 32% обследованных имели давность заболевания 10 лет и более, 40 % страдали БА в течение 6-10 лет, у 18 % «стаж» составил от 3 до 6 лет и только у 10 % — менее 3 лет.

Обследование больных проводилось в периоды обострения заболевания, неполной и полной клинической ремиссии. Период неполной ремиссии- БА диагностировали в случае стабильного течения и отсутствия выраженных симптомов заболевания в течение 1 месяца. Период полной ремиссии — в случае стабильного течения и отсутствия симптомов заболевания в течение 3 и более месяцев. В соответствии с Научно-практической программой «Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика» (2004) выделяли легкое

(интермиттирующее и персистирующее), среднетяжелое и тяжелое течение заболевания.

Базисная терапия считалась адекватной, если она соответствовала тяжести БА и приводила к достижению контроля над заболеванием. Контроль считался достигнутым, если у больного: отсутствовали обострения астмы; отсутствовали ночные приступы; отсутствовали ограничения физической активности; частота использования короткодействующих бронхоспазмолитиков для купирования симптомов астмы составляла 1,35) и умеренной долихоморфией (коэффициент 1,25-1,35) среди обследованных не встретилось, умеренная брахиморфия (коэффицент 0,85-0,75) выявлена у 28%,

выраженная брахиморфия (коэффициент Ключева, Марина Геннадьевна :: 2004 :: Иваново

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ НЕЙРОВЕГЕТА-ТИВНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Обзор литературы)

1.1. Роль и состояние нервной системы в патологическом процессе при бронхиальной астме.

1.2. Психосоматические аспекты бронхиальной астмы у детей и подростков.

1.3. Современные технологии лечебно-реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме у детей.

ГЛАВА 2. КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДАЕМЫХ БОЛЬНЫХ. ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Клиническая характеристика наблюдаемых больных. Особенности течения бронхиальной астмы у подростков.

2.2. Методы и объем исследования.

ГЛАВА 3. НЕЙРОВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

3.1. Особенности вегетативной регуляции при бронхиальной астме в течение подросткового периода в зависимости от периода, тяжести заболевания и проводимой терапии.

3.2. Функциональное состояние центральной нервной системы в зависимости от периода и тяжести заболевания.

3.3. Влияние ингаляционных бронхолитических препаратов на нейровегетативный статус.

ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ И ЛЕГОЧНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ПОДРОСТКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЕРИОДА, ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПРОВОДИМОЙ ТЕРАПИИ

4.1. Состояние церебральной гемодинамики при бронхиальной астме в течение подросткового периода в зависимости от периода и тяжести заболевания.

4.2. Состояние легочной гемодинамики, вентиляционно-перфузионных отношений в легких в зависимости от периода и тяжести заболевания.

4.3. Влияние ингаляционных бронхолитических препаратов на мозговую гемодинамику и вентиляционно-перфузионные отношения в легких.

ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

5.1. Физический статус и функциональная активность диафрагмы в зависимости от тяжести заболевания.

5.2. Особенности психоэмоциональных нарушений и типы психосоматической конституции.

5.3. Профиль функциональной асимметрии мозга и его роль в формировании психовегетативного синдрома.

5.4. Качество жизни подростков с бронхиальной астмой.

ГЛАВА 6. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НЕЙРОВЕГЕТАТИВНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ПОДРОСТКОВ

6.1. Анализ корреляционных взаимосвязей показателей функции внешнего дыхания, вентиляционно-перфузионных параметров легких с маркерами ней-ровегетативных изменений в различные периоды заболевания.

6.2. Психосоматические корреляции при бронхиальной астме у подростков.

ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРО-ГРЕДИЕНТНОГО ТЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ В ПОДРОСТКО

BOM ПЕРИОДЕ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ПОДРОСТКОВ

7.1. Информативная значимость параметров нейровегетативного статуса в оценке тяжести течения и прогноза бронхиальной астмы.

7.2. Сравнительная эффективность комплексов немедикаментозной коррекции психовегетативных нарушений у подростков с бронхиальной астмой.

7.3. Система организационно-методических мер по улучшений диспансерного наблюдения подростков с бронхиальной астмой.

Таким образом, очевидна актуальность дальнейшего исследования ней-ровегетативных и психосоматических расстройств у детей и подростков, страдающих БА. Своевременная диагностика и коррекция нейровегетативных нарушений являются необходимыми условиями успешной комплексной терапии, направленной на улучшение качества жизни детей с бронхиальной астмой.

Несмотря на накопленный опыт в области изучения нейровегетативных изменений при бронхиальной астме, вопросы течения и прогноза этого заболевания у подростков с позиции психосоматических взаимоотношений остаются неисследованными. Мало изученной представляется характеристика изменений нейровегетативного статуса подростков с бронхиальной астмой на фоне медикаментозной и немедикаментозной терапии.

Раскрыть значимость нейровегетативных и психосоматических нарушений в патогенезе бронхиальной астмы у подростков с тем, чтобы разработать современные технологии прогнозирования и терапевтической коррекции данных нарушений в программе лечения и реабилитации.

1. Уточнить роль медико-биологических, генетических и психосоциальных факторов в механизмах развития и прогноза бронхиальной астмы у подростков, систематизировать их по информационной значимости.

2. Оценить особенности вегетативной регуляции, мозговой гемодинамики, корково-подкорковых взаимоотношений при бронхиальной астме в течение подросткового периода развития в зависимости от периода, тяжести заболевания и от проводимой терапии, сопоставить полученные изменения с характером респираторной дисфункции.

3. Исследовать физический, психоэмоциональный и психофизиологичекий статус подростков, страдающих бронхиальной астмой с учетом периода и тяжести заболевания.

4. Изучить особенности легочной гемодинамики, вентиляционно-перфузионных отношений у подростков с БА в зависимости от нейровегета-тивного статуса.

5. Определить взаимосвязи показателей функции внешнего дыхания, вентиля-ционно-перфузионных параметров легких с маркерами нейровегетативных изменений и особенностями психосоматического статуса.

6. Оценить влияние терапии бронхиальной астмы на показатели вегетативного гомеостаза, мозговую гемо- и нейродинамику, вентиляционно-перфузионные соотношения и прогноз заболевания.

7. Разработать комплексы немедикаментозной коррекции нейровегетативных нарушений и систему организационных мер по улучшению диспансерного наблюдения подростков, страдающих БА, оценить эффективность их применения. ■ НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЙ

— раскрыты общие закономерности изменений вегетативной регуляции, биоэлектрической активности и межполушарной асимметрии головного мозга, церебральной гемодинамики, психоэмоционального статуса на протяжении подросткового периода, их взаимосвязь с параметрами функции внешнего дыхания, вентиляционно-перфузионными взаимоотношениями, особенностью течения, периодом и тяжестью бронхиальной астмы, что свидетельствует о патогенетической значимости выявленных нейровегетативных нарушений при бронхиальной астме у подростков;

— разработана и предложена научная концепция образования у больных бронхиальной астмой патологической системы (кора — надсегментарные и сегментарные отделы ВНС — легкие), обуславливающей доминантный механизм заболевания и персистирующее течение воспалительного процесса в бронхах;

— установлены клинико-функциональные маркеры риска и верифицированы патогенетические механизмы прогредиентного течения бронхиальной астмы в подростковом периоде;

— выявлено влияние ингаляционных р2-агонистов короткого действия и анти-холинергических препаратов на вегетативный гомеостаз, биоэлектрическую активность головного мозга, церебральную гемодинамику у больных бронхиальной астмой, подтверждающие целесообразность подбора бронхолитиче-ских препаратов с учетом нейровегетативного статуса пациента;

— раскрыты принципы и определены комплексы немедикаментозной коррекции патологических отклонений нейровегетативного статуса у больных бронхиальной астмой;

— разработана технология дифференцированного наблюдения подростков с бронхиальной астмой с использованием алгоритма прогноза прогредиентного течения заболевания, ранней диагностики нейровегетативных нарушений и патогенетически обоснованных корригирующих мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

— Определены особенности течения бронхиальной астмы у подростков и разработана система организационных мер по улучшению диспансерного наблюдения данного контингента больных.

— Предложены клинико-функциональные маркеры изменений вегетативной нервной системы, церебральной гемо- нейродинамики, психоэмоционального статуса, функции внешнего дыхания, вентиляционно-перфузионных отношений для оценки периода, степени тяжести и особенностей течения бронхиальной астмы у подростков.

— Определена информационно-диагностическая ценность параметров нейровегетативного статуса для верификации тяжести бронхиальной астмы и прогнозирования риска прогредиентного течения заболевания.

— Предложены критерии индивидуального подбора бронхолитической терапии у больных бронхиальной астмой с учетом особенностей нейровегетатив-ного статуса.

— Разработаны, апробированы и внедрены комплексы немедикаментозной коррекции нейровегетативных нарушений у подростков с бронхиальной астмой. Доказано положительное влияние сочетанного использования медикаментозной терапии и комплексов немедикаментозной коррекции, способствующее сокращению периода обострения и более длительной ремиссии заболевания.

НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

— Нейровегетативные нарушения у подростков с бронхиальной астмой вза-имсвязанные с выраженностью респираторной дисфункции, зависят от периода, тяжести заболевания и обусловлены формированием патологической системы (кора — надсегментарные и сегментарные отделы ВНС — легкие), поддерживающей персистирование воспалительного процесса в органах дыхания и оказывающей дезадаптивное влияние на организм.

— Психосоматические нарушения у подростков с бронхиальной астмой являются спутником атопического состояния и играют значительную роль в патогенезе и прогнозе заболевания.

— Адекватная комплексная терапия, воздействующая на воспалительный процесс в органах дыхания, нормализует нейровегетативный статус, церебральную гемодинамику, вентиляционно-перфузионные взаимоотношения у больных бронхиальной астмой. Возникающее при этом влияние лекарственных препаратов на регуляторные системы организма необходимо учитывать при выборе оптимальной тактики лечения.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Результаты работы доложены на XI, XII, XIII Национальных Конгрессах по болезням органов дыхания (Москва 2001, 2002, Санкт-Петербург, 2003), VII, VIII Конгрессах педиатров России, научно-практических конференциях, посвященных 140-летию Областной клинической больницы (Иваново, 2000), 70-летию Ивановской государственной медицинской академии (Иваново,2000), Всероссийской конференции с международным участием «Перинатальная психология и медицина» (Иваново, 2001), V конгресса «Современные проблемы аллергологии и иммунофармакологии» (Москва 2002), I и II Всероссийских конгрессах «Современные технологии в педиатрии» (Москва 2002, 2003), Всероссийской конференции «Пульмонология детского возраста: проблемы и решения» (Иваново,2002), XI Национальном Конгрессе ‘«Человек и лекарство» (Москва,2004).

ПУБЛИКАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

На основании полученных данных опубликовано 34 научных работы, в том числе разделы в монографиях: «Болезни детей старшего возраста», «Болезни органов дыхания в практике педиатра», посвященные нейровегетатив-ным и психосоматическим нарушениям при бронхиальной астме у детей и подростков, технологиям диагностики, оптимизации лечебных и реабилитационных мероприятий при данной патологии.

Результаты исследований и вытекающие из них рекомендации внедрены в учебный процесс и практическую работу кафедры педиатрии факультета дополнительного послевузовского и профессионального образования ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия МЗ РФ». В практику работы детского пульмонологического отделения областной клинической больницы г. Иваново внедрена система пульмонологической помощи, включающая прогнозирование, диагностику, клинико-функциональный контроль отклонений, комплексы немедикаментозной коррекции и оценку эффективности реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме.

Получены 2 удостоверения на рационализаторские предложения №2365 от10.11.2003 «Светофильтры для оптической системы «АСИР» и № 2366 отЮ. 11.2003 «Способ оценки эффективности реабилитации подростков, страдающих бронхиальной астмой».

Заключение диссертационного исследования на тему «Бронхиальная астма у подростков: нейровегетативные и психосоматические особенности, реабилитационные программы, прогноз»

1. Особенностями течения бронхиальной астмы у пациентов подросткового возраста являются: нестабильность течения, относительная частота ночных приступов и астматических состояний, высокая роль неспецифических факторов в качестве триггеров заболевания, значительное количество сопутствующей патологии и вредных привычек.

2. Прогноз прогредиентного течения бронхиальной астмы у подростков определяется: отсутствием адекватной базисной терапии, низкими показателями физического развития, наличием алекситимии, нейротизма и тревожности Значительное влияние на прогноз бронхиальной астмы оказывают: правополушарный профиль функциональной асимметрии мозга, интровертированный тип психосоматической конституции.

3. Развитие бронхиальной астмы у подростков характеризуется фазовыми изменениями параметров вегетативного статуса. Обострение заболевания сопровождается преобладанием тонуса симпатического отдела ВНС, на фоне значительного снижения общих адаптационных возможностей организма и вегетативного обеспечения деятельности, которые являются патогенетической основой реакций дезадаптации в этот период и максимально выражены у больных тяжелой астмой и у пациентов, не получающих базисную терапию. В ремиссию бронхиальной астмы установлено преобладание парасимпатического отдела ВНС, выраженность ваготонии коррелирует с тяжестью заболевания и сочетается с недостаточным вегетативным обеспечением деятельности у больных тяжелой астмой и у пациентов младшего подросткового возраста.

4. Для бронхиальной астмы характерны изменения функционального состояния ЦНС, церебральной гемодинамики в зависимости от фазы и выраженности патологического процесса в органах дыхания. Обострение заболевания характеризуется преобладанием патологических типов биоэлектрической активности головного мозга, указывающих на преимущественную заинтересованность мезо-диэнцефальных структур, выраженными нарушениями мозговой гемодинамики в виде повышения сосудистого тонуса и венозной дисгемии. В ремиссию бронхиальной астмы изменения биоэлектрической активности головного мозга, церебральной гемодинамики имеют тенденцию к нормализации, однако, у больных с тяжелым течением заболевания и у пациентов младшего подросткового возраста сохраняются преобладание патологических типов ЭЭГ и признаки венозной дисгемии, что свидетельствует о большей уязвимости нервной системы у данного контингента больных.

5. Психоэмоциональный статус подростков с бронхиальной астмой характеризуется низкими показателями по шкале экстра-интроверсии, высокими — по шкале нейротизма, тревожности и алекситимии, более высокие уровни которых отмечаются у больных, имеющих тяжелое течение заболевания. Сопряженность психоэмоциональных нарушений с синдромом вегетативной дистонии, изменениями церебральной гемодинамики — с одной стороны, и нарушениями легочной вентиляции-перфузии — с другой, подтверждает существенную роль психовегетативного синдрома в патогенезе бронхиальной астмы у подростков.

6. Тяжелое течение бронхиальной астмы у подростков, по сравнению с легким и среднетяжелым, сопровождается более низкими показателями физического развития пациентов (массы тела, окружности плеча, подвижности легочного края), коррелирующими со снижением толщины и функциональной активности диафрагмы.

7. Взаимовлияния параметров, характеризующих вегетативный гомеостаз, мозговую гемо-нейродинамику и показателей функции внешнего дыхания, вентиляции-перфузии легких, подтверждают патогенетическую значимость выявленных нейровегетативных изменений в поддержании адекватной вентиляции и гемодинамики легких.

8. Установлено влияние ингаляционных бронхолитиков на показатели церебральной гемодинамики и вентиляционно-перфузионных отношений в легких: сальбутамол повышает тонус мозговых сосудов, улучшает венозный отток из полости черепа, восстанавливает нормальный апикально-базальный градиент вентиляции-перфузии; ипратропиума бромид нормализует апикально-базальный градиент легочной вентиляции, минимально влияя на сосудистые системы головного мозга и легких.

9. Методы латеральной светоимпульсной терапии, релаксационно-диафрагмального дыхания, суггестивной музыкотерапии являются безопасными, патогенетически обоснованными способами коррекции нейровегетативных нарушений и могут быть включены в лечебный и реабилитационный комплексы больных бронхиальной астмой.

1. Для оптимизации ведения подростков, страдающих бронхиальной астмой, необходимо раннее выявление нейровегетативных и психосоматических расстройств с их своевременной коррекцией, что способствует более эффективной терапии больных.

2. В комплексную оценку нейровегетативного статуса больных бронхиальной астмой целесообразно включать вегетологическое, нейрофизиологическое и психологическое исследования с использованием методов: спектральный анализ вариабельности ритма сердца или кардиоинтервалография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, тест Айзенка, тест Люшера, опросник на выявление алекситимии, определение индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга.

3. Критерии бальной оценки маркеров вегетативного гомеостаза, мозговой гемо- и нейродинамики в дополнение к клиническим параметрам помогают верифицировать тяжесть БА, выделить подростков с высокой степенью риска прогредиентного течения заболевания, дают возможность оценивать адекватность проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий у данного контингента больных.

4. Для прогнозирования риска неблагоприятного течения бронхиальной астмы в подростковом возрасте рекомендуется использование формализованной таблицы с определением информативной ценности показателей физического и нейровегетативного статуса.

5. При выборе бронхолитических препаратов у больных бронхиальной астмой важно учитывать особенности вегетативного статуса, состояние церебральной нейродинамики: Р2

агонисты показаны больным с выраженной ваготонией и недостаточным вегетативным обеспечением, при отсутствии пароксизмальной активности на ЭЭГ. При наличии у больного психовегетативного синдрома, признаков пароксизмальной активности на ЭЭГ предпочтение следует отдавать ингаляционным холинолитикам.

6. В комплекс профилактических и лечебных мероприятий у больных бронхиальной астмой целесообразно включать коррекцию нейровегетативных нарушений: латеральная светоимпульсная терапия, диафрагмально-релаксационное дыхание, суггестивная музыкотерапия.

7. Рекомендуется четырех этапная система организационно-методических мер по улучшению диспансерного наблюдения подростков с бронхиальной астмой, которая позволит снизить риск возникновения тяжелых инвалидизирующих форм и будет способствовать уменьшению числа неблагоприятных исходов заболевания (схема №3).

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *