Меню Рубрики

Бронхиальная астма у детей диалог с родителями

Бронхиальная астма у подростка — тема деликатная и щепетильная. С одной стороны «пускать на самотек» столь грозное заболевание никак нельзя, а с другой — ершистый ребенок отрицает симптомы болезни, отказывается использовать лечебные ингаляторы и не идет на контакт с родителями.

Понять подростка можно: на его плечи ложится значительная нагрузка в школе, подготовка к поступлению в учебные заведения, давит мнение сверстников, да и соблазны, такие как курение и алкоголь, становятся интересны. Однако забывать о здоровье тоже не следует, ошибки в этом возрасте могут иметь последствия спустя годы.

В международный день отказа от курения — 15 ноября — вместе со специалистами разберем, в чем особенности течения подростковой бронхиальной астмы. И почему курение как активное, так и пассивное оказывает столь негативное влияние на болезнь.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание легких, наиболее распространенное в мире в настоящее время. Среди взрослого населения ей страдают примерно 6%, среди детей — до 30%. В последние годы намечается тенденция к омоложению бронхиальной астмы и утяжелению ее течения. Дебют болезни зачастую случается в детском и подростковом возрасте.

Распространенность бронхиальной астмы среди детей зависит от пола. Чаще всего с этим заболеванием сталкиваются родители мальчиков. После 18 лет гендерные различия стираются.

Атопическая бронхиальная астма встречается среди подростков в 88,2% случаев, гораздо реже диагностируют неаллергическую (8,6%) и «аспириновую» (3,2%) формы.

Течение бронхиальной астмы в пубертатный период носит парадоксальный характер. Симптомы и жалобы не укладываются в классическую картину, которую привыкли наблюдать врачи. Нередко эквивалентом приступа выступает ночной кашель, а типичные приступы могут отсутствовать вовсе или быть кратковременными. Между эпизодами кашля, как правило, ребенок чувствует себя здоровым.

Несмотря на то, что бронхиальная астма является хроническим заболеванием, многим родителям хочется верить в чудесное выздоровление ребенка, достигшего возраста 12-14 лет. Действительно, симптомы болезни становятся значительно легче или даже исчезают совсем у 30-70% подростков. Однако это отнюдь не выздоровление. Несмотря на хорошее самочувствие, функция легких остается неполноценной. Если такому «выздоровевшему» подростку выполнить исследование функции внешнего дыхания, то врач вполне может зафиксировать наличие скрытого бронхоспазма. Контакт с внешними раздражителями, такими как табачный дым, может спровоцировать кашель, что указывает на сохраняющуюся гиперреактивность бронхов.

«Исчезнувшая» в пубертатном периоде бронхиальная астма, особенно у мальчиков, вновь возникает во взрослом возрасте.

Почему же бронхиальная астма — заболевание, которое имеет четкие критерии диагностики и классические проявления, имеет совершенно нетипичное течение в возрасте от 12 до 20 лет? Частично это объясняется психологическими особенностями подросткового периода: резкая смена настроения, депрессивные мысли, зависимость от мнения друзей, повышенные требования к себе и комплексы, связанные с наличием заболевания. Помимо этого, ребенок становится подверженным влиянию соблазнов, делающих его крутым в глазах сверстников — курение, употребление алкоголя. Отрицание у себя болезни становится причиной отказа от лечебных ингаляторов, невыполнения рекомендаций врача и злоупотребления короткодействующими бронхолитиками (препаратами, снимающими симптомы кратковременно).

В большинстве случаев подростки страдают бронхиальной астмой легкой степени тяжести, что позволяет расслабиться как взрослым, так и детям.

Родители считают, что их ребенок взрослеет и постепенно «перерастает» заболевание, а потому можно успокоиться. Можно отказаться от посещения врача и отменить лечение. К тому же, объяснить подростку, что его болезнь, несмотря на минимальные симптомы, требует контроля, крайне сложно. Заставить пользоваться ингаляторами — еще сложнее. Родители же стараются избежать конфликта с взрывным подростком. Еще одна проблема — возникающая необходимость поиска врача аллерголога-иммунолога для постоянного наблюдения ребенка.

Большинство подростков не придают должного значения бронхиальной астме. Они считают, что умереть от нее невозможно, а все остальное не требует их внимания. Желание скрыть свое заболевание, чтобы не казаться «неполноценным», со временем приводит к тому, что ребенок невольно преуменьшает тяжесть симптомов или вовсе отрицает их наличие и считает себя абсолютно здоровым. Хотя в это время медленно, но верно происходит потеря контроля над заболеванием.

Согласно статистическим данным, распространенность курения среди людей с диагностированной бронхиальной астмой составляет порядка 25-30%, а среди подростков доходит до 50%. Доказано, что эта пагубная привычка способна провоцировать развитие бронхиальной астмы и утяжелять ее течение.

Дело в том, что табачный дым провоцирует развитие воспаления в бронхах, особенно мелкого калибра, а также способствует развитию в них необратимых структурных изменений. Все это приводит к нарушению вентиляции легких, а значит — потере контроля над заболеванием, более частым обострениям.

Не менее опасным для ребенка является пассивное курение людей в его близком окружении — родителей и друзей. В пассивном курении принято выделять основной поток дыма, выдыхаемый человеком, и боковой, который выделяется тлеющей сигаретой. Частицы боковой струи настолько малы, что способны проникать в мелкие бронхи и вызывать их воспаление. Именно поэтому курение родителей в присутствии подростка приводит к более частым обострениям у него бронхиальной астмы.

Без сомнения, запрет на курение является одной из важных рекомендаций врача аллерголога-иммунолога своим пациентам, страдающим бронхиальной астмой. Однако отношение подростков к этой рекомендации — неоднозначное и практически не связано с наличием у них заболевания. Те из них, кто курят, получают важную выгоду в виде удовольствия, уважения сверстников, самоутверждения. Отрицательные последствия они просто не замечают. Те ребята, кто сознательно отказался от пагубной привычки, считают ее непривлекательной, не вкусной и лишь в некоторых случаях действительно вредной для здоровья.

Тактика лечения бронхиальной астмы у подростков, в соответствии с клиническими рекомендациями, не отличается от таковой у взрослых. Она представляет собой ступенчатый подход с использованием различных лекарственных препаратов в зависимости от тяжести проявлений. Однако это удел врачей — определять степень тяжести и схему лечения. А вот роль родителей в достижении контроля над бронхиальной астмой у ребенка куда более серьезная. Задача мамы и папы не только приобретать необходимые лекарства, следить за их регулярным приемом, но и поддерживать доверительные отношения с подростком. Стараться максимально деликатно относиться к желанию сына или дочери быть на равных со сверстниками и при этом донести до них необходимость лечения.

К сожалению, далеко не всегда сами родители хорошо осведомлены о заболевании своего ребенка. С целью ликвидировать пробелы в знаниях, совместно с ребенком они могут обратиться на прием к специалисту для осмотра и беседы, заранее предупредив о более долгом времени консультации. Или посетить специальную школу бронхиальной астмы. При этом родителям не стоит отказывать подростку в желании самостоятельно отдельно побеседовать с врачом и задать интересующие его вопросы.

Подростки, как правило, ориентируются на краткосрочный результат, что они имеют здесь и сейчас. Если окружение требует быть здоровым и сильным, то ребенок начнет скрывать или отрицать симптомы болезни. Если заслужить уважение среди сверстников можно курением, то он пойдет и на это, не задумываясь о последствиях. К сожалению, бронхиальная астма — болезнь, которая не любит быть отвергнутой и даст о себе знать более тяжелым течением в будущем. Чтобы этого не произошло, рекомендации по лечению должны выполняться как самим ребенком, так и его родителями.

Подросток находится как бы посередине между периодом детства и уже взрослой жизнью. Он не идентифицирует себя ни с маленьким ребенком, ни с взрослым человеком. Его нервная система неустойчива, а внутри «играют» гормоны, совладать с которыми он не в состоянии. Зачастую про подростков говорят «нет твердой почвы под ногами». В этот период жизни на первый план выходят друзья и тусовки. Слабеет авторитет родителей, а важным становится мнение сверстников. Появляется желание выделиться среди остальных, показать себя крутым, сильным, модным, нестандартным — быть супергероем. А разве супергерой может быть нездоровым? Конечно, нет. Бронхиальная астма или любое другое заболевание, считаются среди подростков слабостью, ущербностью, ограничением способностей. Ребенок страшится оценки сверстников, боится быть осмеянным, непризнанным, отвергнутым. Отсюда скрывание ингалятора при астме, отказ от ношения очков при близорукости и так далее. Подросток начинает выпячивать свои, как он думает, сильные качества: смелость, решительность, инициативность, лидерские способности. Ботаны, как называют умных учеников, и нездоровые дети при этом становятся изгоями. Проблемы возникают из-за страха перед мнением сверстников и отсутствия понятия нормы. У подростка еще нет достаточно жизненного опыта, сформированной психики, чтобы понять, что быть нездоровым и нуждаться в ингаляторе — это нормально.

Протест и старания отстраниться от всего стандартного также характерны для пубертатного периода. Подросток пытается избежать всех стандартов и быть уникальным. Он не наденет пальто и шапку по совету родителей, потому что это носят все. Он не будет пользоваться ингалятором, потому что это стандартное лечение болезни.

Родителям важно найти общий язык с ребенком. Не пытаться ему ничего навязывать, не сравнивать с другими детьми. Стать с подростком на равных, ни ниже и ни выше, а на равных. Представить себя подростком, быть «в одной теме». Можно даже заниматься с ним каким-то одним делом, найти в его интересах отдушину для себя. Это расположит ребенка к родителям и вернет их авторитет, вернет доверие. Поддержка, понимание, принятие, любовь, неподдельный интерес, свобода быть самим собой — в этом нуждается подросток.

источник

Детская бронхиальная астма — это одно из тяжелых аллергических заболеваний, зачастую приводящих к существенным ограничениям в повседневной жизни детей и их социальной адаптации. Астму у детей описывали даже писатели-классики отечественной и зарубежной литературы. Но сегодня астму вполне можно контролировать и сделать жизнь с нею у ребенка вполне полноценной. По данным исследователей, от астмы страдают даже многие из известных спортсменов-олимпийцев, при этом многим это совсем не помешало получить медали в соревнованиях. Но чтобы этого добиться, родителям необходим длительный путь по лечению и контролю за астмой с раннего детства.

Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, приводящее к возникновению затрудненного дыхания, одышки, свистов и отделения мокроты, возникающее в результате выраженного спазма бронхов под воздействием аллергенов. Это может приводить к выраженным нарушениям респираторных функций и проблемам со здоровьем, но если у родителей есть хороший доктор и правильный план по управлению астмой, вполне возможно нормальное дыхание, ведение здоровой и полноценной жизни, не ограничивающей ребенка ни в каких сферах. При этом ребенок вполне может посещать школу, заниматься спортом и достигать различных вершин в своей деятельности. Контроль над астмой начинается с подробного изучения всех изменений дыхания и обмена веществ, которые возникают в результате ее наличия в организме.

Основные изменения, происходящие в дыхательной системе при астме — это процесс воспаления в области бронхиального дерева, производство избыточного количества вязкой мокроты в комплексе со спазмом гладкой мускулатуры бронхов, что приводит к перекрытию свободного доступа воздуха через дыхательные пути. Как результат этого могут возникать такие ощущения, будто дыхание происходит сквозь тонкую соломинку и каждый вдох дается с огромным трудом. Примерно у 75-85% детей формирование аллергических реакций является либо последствием астмы, либо они становятся непосредственными причинами, которые способствуют проявлению тяжелых приступов бронхиальной обструкции. Но к радости родителей, на сегодня имеется существенный арсенал средств, которые помогают справляться с проявлениями обструкции, спазмами и хрипами в легких и бронхах, нормализуют затрудненное дыхание. Но что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с приступами и облегчить течение астмы?

Бронхиальная астма у детей — это серьезное и порой угрожаемое жизни заболевание в детском возрасте, поэтому очень важно, чтобы родители страдающего ребенка всегда находились в тесном контакте с лечащим доктором, чтобы помочь в управлении симптомами заболевания. Важно обратить особое внимание на некоторые особые моменты в повседневной жизни.

Зачастую в период младенчества продукты питания могут вызывать аллергические симптомы, похожие на астму, или же на проявления аллергического ринита, а такие аллергены, как аэрогенные экологические факторы в виде пыльцы, перхоти и шерсти животных, пылевых клещей и плесени могут провоцировать приступы астмы с дошкольного возраста. Если у родителей возникли подозрения на то, что у ребенка развиваются приступы аллергического характера на получаемые им продукты питания или на контакты с экологическими факторами, важно сделать все максимально возможное для разграничения контактов с ними.

Важно помнить о том, что такие типы раздражителей, как воздействие дыма, духов или препаратов бытовой химии, холодного воздуха или некоторых медикаментов, могут вызывать приступы неаллергической бронхиальной астмы. Стоит постараться держать подобные раздражающие факторы как можно далее от мест, где находятся дети . Категорически стоит отказаться от курения в доме, особенно, если табачным дымом дышит ребенок.

Зачастую с развитием астмы связывают и стрессы, которым была подвержена мама ребенка. Это может в дальнейшем приводить к развитию гиперреактивности бронхов и появлению хрипов у младенцев, что может плавно перерастать в развитие уже именно астматических приступов. Стрессовые факторы могут быть самостоятельными негативными пусковыми механизмами или они дополняют вирусные инфекции, внутренние сбои организма и влияние аллергенов, которые приводят к перегрузке иммунной системы, что и увеличивает риски развития в последующем бронхиальной астмы. В условиях хронического стресса иммунитет детей часто может давать сбои.

Около 80% детей с бронхиальной астмой заболевают ею до возраста пяти лет. Стоит наблюдать за проявлением некоторых из типичных симптомов. Родителям важно прислушиваться к наличию небольшого кашля, который постепенно переходит во все более явный. Также они должны знать о том, что перенесенный грипп или постоянные инфекции области пазух носа могут усиливать проявления симптомов аллергии, которые имеют дети.

Важно обращать внимание на то, чем питается ребенок. Особенно это касается всевозможных магазинных вкусностей. Исследования показывают, что такое питание как чипсы, сухарики и снеки с переработанными жирами, могут провоцировать приступы хрипов и астмы. При наличии бронхиальной астмы требуется особое, гипоаллергенное питание , которое поможет снизить аллергенную нагрузку на тело ребенка.

Важно отучать детей от гаджетов и видеоигр в пользу обеспечения их подвижными играми и прогулками на свежем воздухе. Совсем недавние исследования показали связь тучности и лишнего веса с сидячим образом жизни, а также с повышенными рисками заболевания. При этом аэробные упражнения на воздухе могут быть отличным способом для борьбы с астмой и ее профилактики. Только всегда нужно убедиться в том, что ребенок правильно разминается и разогревается перед выполнением упражнений и правильно отдыхает и остывает после их проведения, что не допускается обезвоживания организма и лекарства для купирования приступов астмы родители всегда имеют под рукой на случай непредвиденных обстоятельств. Одним из прекрасных средств для астматиков в борьбе с болезнью является плавание, так как сырой теплый воздух может предотвращать обструкцию дыхательных путей.

источник

1 Н.А. Геппе, В.А. Ревякина, Н.Г. Астафьева Бронхиальная астма у детей Диалог с родителями Москва Медиа Сфера 2014

Читайте также:  Кора надпочечников и астма

2 УДК ББК Г 27 Геппе Н.А., Ревякина В.А., Астафьева Н.Г. Бронхиальная астма у детей. Диалог с родителями. М.: Медиа Сфера, с. ISBN Оглавление Глава 1. Что такое бронхиальная астма. Анатомия и физиология органов дыхания Что такое бронхиальная астма. Почему возникает бронхиальная астма Несколько слов о наследственности. Передается ли бронхиальная астма по наследству Можно ли предотвратить возникновение астмы Книга предназначена для совместной работы педиатров, которые по роду своей деятельности сталкиваются с детьми, страдающими бронхиальной астмой, и общаются с родителями больных детей. Она содержит советы о том, как педиатру научить родителей распознавать симптомы заболевания, как грамотно вести себя ребенку и находящемуся рядом взрослому во время приступов, как лечить заболевание, как жить с ним полноценной жизнью. Советы изложены в доступной научно-популярной форме, понятной и педиатру, и не специалисту. УДК ББК Н.А. Геппе и соавторы, 2014 Медиа Сфера, 2014 Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Дыхательная система. Строение и функция. Какие изменения происходят в бронхах при бронхиальной астме Почему возникает приступ астмы Провоцирующие факторы. Что вызывает развитие бронхиальной астмы и симптомы заболевания Симптомы бронхиальной астмы Правила поведения при возникновении приступа затрудненного дыхания Как контролировать бронхиальную астму Значение лекарственной терапии при бронхиальной астме Профилактика бронхиальной астмы. Социальная адаптация. Права ребенка Вопросы и ответы

3 Введение Эта книга написана для врачей, которые могут поговорить с родителями и ребенком, страдающим бронхиальной астмой. Пациенты и их родители могут получить знания об этом заболевании на занятиях в «Астма-школе», и материалы книги помогут организовать эти занятия. Родители, у которых дети болеют бронхиальной астмой, должны знать как можно больше о следующем: о сути заболевания; процирующих факторах; особенностях клинических проявлений в разном возрасте; современных методах лечения и профилактики бронхиальной астмы; приемах неотложной помощи при развитии затруднения дыхания. Прочитав эту книгу, врач сможет объяснить родителям, что в настоящее время бронхиальную астму можно успешно лечить и контролировать, что есть люди со сходными проблемами. Лечение детей, больных бронхиальной астмой, длительный и непростой процесс. Диагноз астмы может поставить только врач, и лечение назначает врач, но для достижения эффекта от проводимой терапии очень важно сотрудничество и взаимопонимание родителей больного ребенка и педиатра. Все высказывания о каких-либо методах быстрого и легкого эффективного лечения при этом заболевании являются несостоятельными. Главная идея книги в том, что соблюдение квалифицированных медицинских рекомендаций позволит контролировать течение болезни, достичь успехов в лечении, вести ребенку соответствующий его возрасту образ жизни. Жизнь ребенка с астмой может быть полноценной и гармоничной в физическом, психологическом и социальном плане.

4 Глава 1. Что такое бронхиальная астма? Анатомия и физиология органов дыхания Глава 1. ЧТО ТАКОЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА? АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Что такое бронхиальная астма? Бронхиальная астма это заболевание дыхательной системы, при котором периодически возникает затрудненное дыхание, одышка, удушье, приступы кашля или свистящее дыхание, слышное на расстоянии. Бронхиальная астма это хроническое заболевание с аллергическим воспалением в слизистой оболочке бронхов и гиперреактивностью, т.е. повышенной чувствительностью бронхов к различным веществам и воздействиям. Все симптомы появляются из-за временного сужения просвета бронхов бронхиальной обструкции и ограничения потока воздуха. Обструкция при астме непостоянная, развивается в результате резкого сокращения мышц бронхов (спазма бронхов), повышенного образования мокроты и отека слизистой оболочки бронхов в ответ на воздействие провоцирующих факторов. Бронхиальная астма может возникнуть в любом возрасте. Чаще симптомы появляются в первые 5 лет жизни, но могут появиться и у подростков. Проявления заболевания очень разнообразны и зависят от возраста, характера воспаления, провоцирующих факторов (физическая нагрузка, вирусные инфекции, вдыхание холодного воздуха и т.д.), сочетания с аллергическим ринитом, кожными аллергическими проявлениями. Несколько слов о наследственности. Передается ли бронхиальная астма по наследству? Развитие бронхиальной астмы зависит от фенотипа родителей. Астма и атопия у отца или матери сочетаются с повышением частоты бронхиальной астмы в первые два десятилетия жизни. При этом по 6 7

5 Глава 1. Что такое бронхиальная астма? Анатомия и физиология органов дыхания наследству передается не конкретно бронхиальная астма, а предрасположенность к аллергии (атопия). Действительно, в семье больного ребенка и среди родственников довольно часто отмечаются аллергические заболевания. Отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям повышает риск возникновения бронхиальной астмы у ребенка. У многих детей бронхиальная астма нередко сочетается с другими аллергическими проявлениями (атопический дерматит, аллергический ринит). Исследования в семьях также показали, что генетический компонент связан с ответом на лечение. Можно ли предотвратить возникновение астмы? На сегодняшний день нет рекомендаций, следуя которым можно быть абсолютно уверенным, что у ребенка не разовьется бронхиальная астма. Однако необходимо знать комплекс мер, которые следует соблюдать, чтобы уменьшить риск развития бронхиальной астмы или облегчить ее проявления. Какие окружающие факторы оказывают сильное влияние на появление первых симптомов и реализацию наследственной предрасположенности? Это курение в окружении ребенка, особенно во время беременности, сенсибилизация к домашним аллергенам, особенно к домашним клещам и аллергенам животных, респираторные заболевания с вовлечением нижних дыхательных путей (бронхит, бронхиолит, пневмония). В зависимости от спектра раздражителей (аллергены, физическая нагрузка, сигаретный дым, смех, холодный воздух, резкий запах и т.д), нужно соблюдать необходимые мероприятия внутри и вне помещений. Один из наиболее частых вопросов пройдет ли астма с возрастом Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием легких, то у большинства больных болезнь сохраняется на протяжении всей жизни. Вместе с тем, после полового созревания, являющегося одной из ступеней физиологического развития организма, симптомы бронхиальной астмы могут изменяться: уменьшаться до полного исчезновения, сохраняться или усиливаться. Но 8 9

6 Глава 1. Что такое бронхиальная астма? Анатомия и физиология органов дыхания даже в том случае, когда симптомы бронхиальной астмы исчезают, это говорит лишь о длительной ремиссии хронического заболевания. Поэтому важно постоянно наблюдать за состоянием ребенка, предупреждать обострения и проводить профилактические мероприятия. Задача врача и родителей научиться контролировать болезнь ребенка таким образом, чтобы не допускать обострений. 10 Дыхательная система. Строение и функция Органы дыхания разделяются на верхние и нижние дыхательные пути. При вдохе воздух проникает в верхние дыхательные пути, где он согревается за счет большого количества кровеносных сосудов, увлажняется и очищается. Если носовое дыхание нарушено при респираторных заболеваниях, а также в случае аллергического ринита, то холодный и неочищенный воздух через открытый рот поступает в нижние дыхательные пути и оказывает раздражающее действие на бронхи. Восстановление носового дыхания необходимый компонент успешного лечения детей с астмой. Лимфоглоточное «кольцо» является барьером для инфекции и активно участвует в иммунитете. Если у ребенка выявляются «аденоиды», важно сначала провести консервативное лечение и только потом решать вопрос об операции. Продолжением гортани является трахея, которая в грудной клетке делится, как «ветки дерева» на бронхи все более мелкие, оканчивающиеся мельчайшими воздушными мешочками альвеолами. Именно в альвеолах происходит газообмен поступление кислорода и выделение из организма углекислого газа. Вдох и выдох осуществляются при участии различных мышц. Важную роль в дыхании играет диафрагма и диафрагмальное дыхание. Диафрагма самая большая и мощная мышца человеческого тела, разделяющая грудную и брюшную полость. При сокращении диафрагма поднимается, воздух выходит из грудной клетки, при расслаблении опускается воздух поступает в легкие. Работает диафрагма обычно в свободном режиме, незаметно для человека, обеспечивая спокойное дыхание. Однако частично можно управлять ее работой, замедляя или урежая дыхание с помощью специальных упражнений. Мышцы грудной клетки, шеи и живота начинают активно работать при физической нагрузке, при возникновении обструкции бронхов при бронхиальной астме, при этом возрастает и частота дыхания. Строение бронхов. Внутренняя поверхность бронхов выстлана слизистой оболочкой, состоящей из клеток реснитчатого эпителия. Колебания ресничек направлены на удаление из бронхов слизи и инородных частиц. Слизь вырабатывается специальными клетками слизистой оболочки, располагается на поверхности эпителия и служит барьером для инфекции, защищает эпителий. Продукция слизи увеличивается при развитии воспаления. Она становится густой, вязкой, плохо откашливается. Эпителий дыхательных путей не только важный механический барьер, он участвует в организации врожденного иммунитета. Под слизистым слоем в стенке бронха расположен мышечный слой, регулирующий просвет бронхов. Просвет бронхов при обострении бронхиальной астмы сужается, а при прекращении действия провоцирующего фактора и под влиянием лекарств восстанавливается. Основная функция дыхательной системы доставка кислорода из воздуха ко всем органам и тканям организма, что обеспечивает их нормальную жизнедеятельность. Дыхание, которое на первый взгляд кажется таким простым, в действительности представляет собой очень сложный процесс. Во время дыхания в легкие приносится свежий воздух. Когда этот воздух, пройдя через трахею и бронхи, попадает в альвеолы, то содержащийся в нем кислород переходит в кровь и с кровью разносится по всему организму. Из крови в альвеолы поступает ненужный организму углекислый газ и опять через бронхи, трахею с выдохом уносится из организма. Таким образом, при каждом вдохе и выдохе организм обменивает углекислый газ на кислород, необходимый для питания всех клеток организма. 11

7 Какие изменения происходят в бронхах при бронхиальной астме? Почему возникает приступ затрудненного дыхания? При бронхиальной астме у ребенка повышена чувствительность бронхов к факторам окружающей среды, при контакте с аллергенами или другими провокаторами происходят изменения, приводящие к сужению дыхательных путей. Спазм бронхов (бронхи сжимаются). В стенке бронха есть слой тонких мышц. Когда вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, мышцы сокращаются и просвет бронхов сужается. Воздух уже не может свободно проходить в легкие. Нарушается газообмен, организм не получает достаточного количества свежего воздуха. Увеличение продукции слизи. У здорового человека слизь сохраняет воздухоносные пути влажными, обеспечивает движение ресничек эпителия. При бронхиальной, астме при попадании в бронхи аллергенов, слизи вырабатывается больше, чем нужно, она становится густой, вязкой, закрывает просвет бронхов. Сильный приступообразный кашель не приносит облегчения. У детей причиной обострения нередко являются респираторные вирусные инфекции. Отек стенки бронха. Слизистая оболочка бронха в результате воспаления утолщается, что приводит к еще большему сужению просвета бронха, и воздух с еще большим трудом проходит через бронхи при вдохе и выдохе, что сопровождается высоким тонким свистом. У маленьких детей дыхательные пути меньше по размеру, чем у взрослых, легкие обильно снабжаются кровью. В результате все три компонента сужения просвета бронхов более выражены даже при небольшом воспалении. Если бронхиальная астма протекает с частыми и тяжелыми обострениями, неправильно лечится, то в результате хронического воспаления возникают нарушения в строении всех составляющих стенки бронха. 12 Глава 2. Провоцирующие факторы. Окружающие факторы, играющие роль в развитии бронхиальной астмы Глава 2. ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ОКРУЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ИГРАЮЩИЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Бронхиальная астма возникает при сочетании генетических и внешних средовых факторов. Многие факторы окружающей среды могут быть причиной возникновения бронхиальной астмы и ее обострений. Поэтому очень важно знать, какие именно факторы окружающей среды вызывают приступ бронхиальной астмы, и по возможности избегать контакта с ними. Как не существует одинаковых людей, так и причины, вызывающие бронхиальную астму, могут быть различными. Типичными факторами являются аллергены жилища и внешние аллергены, способные вызвать у чувствительного, сенсибилизированного к ним человека аллергическую реакцию, в том числе и приступ бронхиальной астмы. Аллергены запускают в организме сложные механизмы развития аллергического воспаления, результатом которого являются различные клинические проявления аллергии со стороны бронхов, легких, а также глаз, кожи, 13

8 носоглотки, желудочно-кишечного тракта. Первыми признаками аллергии у ребенка нередко бывают симптомы со стороны желудочнокишечного тракта и кожи, которые могут предшествовать проявлениям со стороны дыхательных путей. Это фенотип аллергического «марша» с последовательным вовлечением различных систем от атопического дерматита до аллергического ринита и бронхиальной астмы возможный вариант развития бронхиальной астмы в раннем возрасте. Аллергическое заболевание кожи проявляется покраснением, отеком и зудом. Для аллергического ринита характерны такие симптомы, как чихание, зуд в носу, водянистое отделяемое, заложенность носа. Эти симптомы очень важно отличать от проявлений вирусной респираторной инфекции. Круг аллергенов разнообразен. К внутренним аллергенам относятся: домашняя пыль, клещи домашней пыли, перо и пух подушек, шерсть и выделения домашних животных (шерсть, перхоть, слюна), споры грибов, сухой корм для аквариумных рыбок, вещества бытовой химии, косметические средства. Отдельно следует рассмотреть пищевые продукты и лекарства. Глава 2. Провоцирующие факторы. Окружающие факторы, играющие роль в развитии бронхиальной астмы Аллергия на домашнюю пыль и клещей является большой проблемой при бронхиальной астме, т.к. больные контактируют с этими аллергенами постоянно и эта продолжительная аллергическая реакция повышает неспецифическую реактивность бронхов. Из пищевых продуктов могут быть причиной затрудненного дыхания рыба и морепродукты (креветки, раки, устрицы и т.д), коровье молоко, мед, орехи, продукты, содержащие грибковые аллергены, шоколад, цитрусовые. Правильное определение виновного пищевого аллергена и назначение специальной диеты приводит к полному исчезновению проявлений пищевой аллергии. Возможна также взаимосвязь между низким поступлением специфических микронутриентов и поздним началом астмы. Предполагается, что диетические особенности имеют большее отношение к развитию астмы, чем уровень индивидуальных микронутриентов. Некоторые лекарства также могут вызывать появление аллергии. Если появилась аллергия (спазм бронхов, сыпь или другие нежелательные реакции), необходимо сказать об этом врачу, запомнить лекарство и никогда его больше не принимать

9 Внешними аллергенами являются пыльца растений (деревьев, трав и сорняков), споры грибов. У больных с аллергией на пыльцу растений в сезон цветения резко повышается неспецифическая гиперреактивность бронхов, возникают приступы бронхиальной астмы на физическую нагрузку, вдыхание холодного воздуха. Для того чтобы бороться с аллергией, необходимо выявить аллерген или аллергены и устранить их. Загрязнение окружающей среды является одним из факторов повышения частоты бронхиальной астмы, способствующей повышению реализации генетической предрасположенности. У детей, живущих вдоль транспортных магистралей, в местах, где присутствуют предприятия, значительно чаще возникает проявление обструкции бронхов, аллергические заболевания. Необходимо избегать воздействия аллергенов, курения (пассивного и активного), регулярно проводить уборку и использовать барьерные методы защиты (порошок микроцеллулозы Назаваль). Провоцирующими обострение бронхиальной астмы факторами являются: вирусная инфекция, физические упражнения, психотравмирующие ситуации, изменение погоды, вдыхание холодного Глава 2. Провоцирующие факторы. Окружающие факторы, играющие роль в развитии бронхиальной астмы воздуха, эмоциональное возбуждение. Очень важна роль семьи в создании оптимальных условий для полноценной психологической и социальной адаптации ребенка с бронхиальной астмой. Физическая нагрузка Часто родители ограничивают физическую активность ребенка, так как физическая нагрузка провоцирует одышку, затруднение дыхания. Ребенок освобождается от занятий физкультурой в школе, ему не разрешают посещать спортивные секции. Однако необходимо знать, что бронхоспазм в ответ на физическую нагрузку проявление бронхиальной гиперреактивности и аллергического воспаления в бронхах. Назначение врачом адекватного противоастматического лечения приводит, как правило, к исчезновению или уменьшению посленагрузочного бронхоспазма. Важны дозированные физические нагрузки. Необходимо определить уровень и вид физической нагрузки, при которой не возникает проблем с дыханием. Важно помнить, что при астме не нужно слишком ограничивать физическую активность. Среди участников Олимпийских игр достаточно спортсменов, страдающих бронхиальной астмой, что не мешает им занимать призовые места

Читайте также:  Контроль бронхиальной астмы в таблице

10 18 Глава 2. Провоцирующие факторы. Окружающие факторы, играющие роль в развитии бронхиальной астмы Для повышения физической активности существует несколько принципов: обсудить с врачом виды спорта, которыми хотел бы заниматься ребенок; выполнять физическую нагрузку с учетом переносимости; постепенно наращивать продолжительность нагрузки, тренироваться. Если появилась одышка, чувство нехватки воздуха нужно сделать перерыв в упражнениях, проделать упражнения по диафрагмальному дыханию, релаксации или другие дыхательные упражнения; если постоянно появляется одышка при нагрузке, возможно, достигнут предел нагрузки, либо нужно сменить вид физической активности. Поговорите об этом с врачом, возможно, он изменит рекомендации по лечению. При легкой бронхиальной астме эффективны антагонисты лейкотриеновых рецепторов (монтелукаст), защищающие бронхи при физических нагрузках, сырой, холодной погоде. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) часто являются фактором, провоцирующим возникновение приступов бронхиальной астмы, особенно у детей раннего возраста. Вирусные бронхолиты на первом году жизни сочетаются с повышенным риском бронхиальной астмы. Иногда первые симптомы бронхиальной астмы возникают без видимой причины или им предшествует инфекция дыхательных путей, которая способствует накоплению в них слизи. Респираторные вирусы (особенно риновирусы), патогенные бактерии, включая грибковые инфекции, а также комменсальные бактерии, заселяющие все органы человеческого организма, особенно кишечник (микробиота), взаимосвязаны с развитием заболевания. Появление свистящего дыхания, ночной кашель, нарушающий сон ребенка на фоне простудного заболевания, повторение этих симптомов в течение года на фоне ОРВИ и особенно вне связи с ОРВИ являются настораживающими в отношении диагноза бронхиальной астмы. Это может быть связано с недостаточным противовирусным ответом иммунитета. Ранняя постепенная сенсибилизация к круглогодичным аэроаллергенам в сочетании с инфекциями нижних дыхательных путей становятся главными составляющими, отвечающими за воспаление в дыхательных путях, которое ведет к возникновению бронхиальной астмы. Необходима профилактика острых респираторных заболеваний у детей: закаливание, тренировка дыхания, по рекомендации врача прием противовирусных, антибактериальных, иммунокоррегирующих препаратов. Выявить провоцирующие факторы, на которые реагирует ребенок, помогут следующие вопросы: В какое время года чаще всего появляются симптомы заболевания? У некоторых детей симптомы астмы возникают в течение всего года, у других только в определенные месяцы, весной или осенью. Возникают ли приступообразный кашель, одышка, дистанционные свистящие хрипы при ОРВИ? Связаны ли эти симптомы с вирусными инфекциями? Где возник приступ астмы, в каких условиях? Очень важно знать, был ли приступ астмы на улице, в лесу, поле или в помещении, где, например, пахло краской или было накурено. Был ли контакт с животными кошки, собаки, хомяки, лошади или птицы (попугаи)? Иногда приступ возникает после посещения цирка, катания на лошади. Какое было настроение у ребенка? Был ли он огорчен или возбужден? Проявлял ли свое настроение смехом или плачем? При физической нагрузке или упражнениях возникает кашель, свистящее дыхание? Очень важно попытаться вспомнить те продукты питания, употребление которых предшествовало приступу затрудненного дыхания. Какая была погода? Иногда приступы астмы возникают, когда очень жаркая или очень холодная погода, или при резкой смене температуры, в грозу. 19

11 Глава 3. Симптомы бронхиальной астмы. Что такое симптом? Более точно выявить аллергены можно специальными методами обследования, на которые направляет врач-аллерголог-иммунолог. Лечение подбирается индивидуально в соответствии с выявленной причиной и фактическим состоянием здоровья. Глава 3. СИМПТОМЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ. ЧТО ТАКОЕ СИМПТОМ? Доктор диагностирует бронхиальную астму на основе комплекса клинических симптомов в сочетании с провоцирующими факторами (триггерами). Один из важнейших моментов для больного с бронхиальной астмой это знать свои симптомы. Если родители или ребенок научатся узнавать свои ранние симптомы, то они смогут сделать все необходимое, чтобы предотвратить ухудшение состояния. Учитывая различия патологических механизмов, вызывающих обструкцию бронхов, клинические симптомы могут отличаться. Основной симптом бронхиальной астмы это затруднение дыхания, одышка, чувство нехватки воздуха. Возникает он тогда, когда вход воздуха в легкие и выход его обратно затруднены. У одних появляется кашель, у других свистящий звук при дыхании, некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха. Воздух, находящийся в воздушных мешочках (альвеолах), оказывается как бы в ловушке, так как он уже не может оттуда выйти, а свежий воздух не может туда войти. При этом дыхательные движения (вдох-выдох) становятся короткими, частыми и неглубокими. Перед развитием приступа удушья могут появиться предупреждающие признаки (сигналы), так называемые различные симптомы-предвестники: насморк, раздражительность, вялость, чихание, кашель, зуд в глазах, першение в горле, головная боль. Если симптомы возникают в основном во время вирусной инфекции, выделяется вариант вирус-индуцированной бронхиальной астмы. Можно также выделить астму на физическую нагрузку

12 Глава 3. Симптомы бронхиальной астмы. Что такое симптом? Во время приступа бронхиальной астмы ребенок занимает вынужденное положение сидя, плечи подняты, грудная клетка вздута. Мышцы шеи напрягаются, рот открыт. В дыхании участвуют мышцы шеи и грудной клетки. Приступ бронхиальной астмы в легких случаях может пройти самостоятельно, однако чаще необходим прием лекарственных препаратов, которые прописывает врач. Между обострениями дети себя хорошо чувствуют, и может возникнуть надежда, что приступов больше не будет. Однако, бронхиальная астма заболевание хроническое, симптомы вновь появляются при действии провоцирующих факторов, обострении, и важно знать, как избегать этих обострений. Необходимо обращать внимание на ранние предупреждающие признаки астмы: кашель; чувство стеснения в груди; усталость; першение в горле; слезящиеся глаза; жар; сухость во рту; холодная и влажная кожа; изменение цвета лица; боль в горле; учащение сердцебиения; эмоциональные ощущение пустоты, безразличия, плаксивость, нервозность, раздражительность, беспокойство и др. Когда возникают симптомы бронхиальной астмы? Днем после контакта с провоцирующими факторами. Ночью и в предутренние часы. После физической нагрузки. Во время респираторного вирусного заболевания. Если ребенок и родители не знают свои симптомы, попробуйте с врачом проанализировать особенности последнего обострения и какие признаки могли бы подсказать на ранних этапах возникновение ухудшения. У детей раннего возраста астма имеет ряд отличительных особенностей. Симптомы возникают на фоне ОРВИ в виде учащенного дыхания со свистами, которые слышны на расстоянии. Первым признаком начинающейся астмы может быть ночной кашель, который не исчезает, даже если ребенок просыпается. Причиной этого кашля могут быть: бытовая сенсибилизация, загрязнение окружающей среды, пуховые или перьевые подушки, которые следует заменить

13 Глава 4. Правила поведения при возникновении приступа затрудненного дыхания Как контролировать состояние ребенка с бронхиальной астмой? Используйте принцип «Цветовые сигналы светофора», «Ты на месте водителя». Ребенку можно в форме игры объяснить, что бронхиальная астма сравнивается с машиной и он на месте водителя. При полной исправности всех механизмов, когда нет симптомов астмы и нет причин, способных ухудшить состояние, движению нет препятствий. Появление симптомов ухудшения состояния является препятствием движению. Зеленый симптомов бронхиальной астмы нет «двигаюсь на полной скорости». В этой ситуации ребенок получает правильную адекватную состоянию терапию, заболевание находится под контролем, или если астма не тяжелая, он вообще не нуждается в лечении, но должен соблюдать правила поведения и ограничения. Этот период необходимо использовать для восстановления нарушенных функций, занятий спортом, закаливания. Желтый появились ранние симптомы-предвестники (насморк и слезящиеся глаза, кашель, чихание, головная боль, боль в шее, зуд, усталость и слабость, боль в животе) «должен сбавить скорость». Это ранние начальные симптомы. Возможно, действует провоцирующий фактор, начинается обострение или проводимая терапия не является достаточной. В зависимости от рекомендаций врача, может потребоваться усиление или пересмотр терапии. Красный симптомы бронхиальной астмы: сдавливание в груди, затрудненное свистящее дыхание, кашель, чувство нехватки воздуха «должен остановиться, нужна помощь». Это обострение заболевания. При развитии обострения необходимо следовать индивидуальному плану и принимать лекарства, которые порекомендовал врач для ликвидации приступа. Если не удается справиться, нужно срочно обратиться к врачу, лучше к специалисту, который наблюдает ребенка. Если родители и ребенок знакомы с пикфлоуметром, нужно проверить пиковую скорость выдоха, которая снижается в зависимости от ухудшения на 20 40%. Глава 4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРИСТУПА ЗАТРУДНЕННОГО ДЫХАНИЯ Зная провоцирующие факторы бронхиальной астмы у каждого конкретного ребенка, можно не только предупреждать развитие обострений болезни, но и существенно влиять на течение заболевания. Важную роль играют элиминационные мероприятия, т.е. устранение или уменьшение концентрации аллергенов в окружающей среде, профилактика ОРВИ, чередование физических и умственных нагрузок, адекватные физические нагрузки и т.д. Следует обратить внимание, что в каждой конкретной ситуации можно выбрать несколько вариантов решений и каждая семья должна следовать оптимальному компромиссному решению, которое полезно для ребенка и избавит от семейных конфликтов. Правила поведения Очень важно знать провоцирующие факторы обострения астмы, а также как правильно ввести себя при возникновении приступа удушья. Для этого: 1. Попытайтесь обнаружить причину возникновения приступа: если во время игры на улице это может быть пыльца растений, холодный воздух; если при беге или другой физической нагрузке это может быть чрезмерная нагрузка (переутомление); если в доме кто-то курит это может быть табачный дым; если после огорчения, возбуждения, смеха это могут быть эмоции; 24 25

14 Глава 4. Правила поведения при возникновении приступа затрудненного дыхания если приступ начинается сразу после обеда это может быть какойлибо из пищевых продуктов, например шоколад, молоко, рыба, орехи и т.д. 2. Прервите действие провоцирующего фактора: если это пыльца уйдите подальше от травы, растений или зайдите в помещение; если это физическая нагрузка остановитесь, отдохните, сделайте дыхательные упражнения; если это контакт с животными избегайте их; если это табачный дым уйдите в другую комнату, закройте за собой дверь, откройте окно или выйдите на улицу; если это эмоции сядьте, успокойтесь, отвлекитесь, расслабьтесь и сделайте несколько упражнений на релаксацию; если это что-либо из пищи старайтесь избегать употребления этого продукта, даже если очень любите и т.д. 3. Если с устранением причины симптомы не исчезли, нужно принять необходимое лекарство, бронхолитик, рекомендованный врачом, сделать дыхательные упражнения. 4. Если спустя минут не становится легче или симптомы нарастают научите ребенка обращаться за помощью: если это случилось в школе обратитесь к учителю, мед. сестре, врачу; если дома обратитесь к родителям, если их нет дома к соседям. Дома на видном месте всегда должны быть рабочие телефоны родителей, скорой помощи, близких родственников и соседей, чтобы 26 ребенок знал, к кому можно обратиться за помощью, если он остается дома один. 5. Если лекарство не помогает, вызовите врача или попросите кого-нибудь сделать это. Расскажите врачу о симптомах, предположении, что могло их вызвать, скажите врачу, какие лекарства и какие мероприятия уже предприняты. Точно выполняйте инструкции, данные врачом, в том числе, если доктор рекомендует, то ребенка нужно госпитализировать. Если ребенок маленький, его необходимо госпитализировать, так как ухудшение может развиться очень быстро. Диафрагмальное дыхание важная помощь при астме Очень полезным для детей с астмой является диафрагмальный тип дыхания, т.е. дыхание «животом», которое позволяет расслабиться во время приступа, помогает действию лекарств. Детей необходимо обучить приемам расслабления и дыхательным упражнениям, которые можно применять во время приступа. Страх во время затрудненного дыхания может привести к ухудшению состояния ребенка. Очень важно сохранять спокойствие и попытаться расслабиться. Почему надо оставаться спокойным? Две основные причины: Когда человек с бронхиальной астмой нервничает или возбуждается, то дыхание становится поверхностным, частым и таким образом меньше воздуха поступает в легкие и выходит обратно. Когда человек расстроен или нервничает, он не способен принимать правильные решения. Если в этот момент необходимо попросить кого-либо о помощи, то не всегда можно как следует объяснить свою проблему. Кроме того, нервозность одного человека передается другим людям. Для примера приводится «Комплекс упражнений на напряжение и расслабление», который можно использовать у детей с 5 6 лет. Цель расслабляющей гимнастики научить умению расслабляться, сохранять спокойствие во время приступа астмы и переключать внимание. Выполняется сидя на стуле или лежа на полу. Руки лежат на коленях или располагаются вдоль тела. Предлагается закрыть глаза и опустить подбородок на грудь. 27

15 Глава 4. Правила поведения при возникновении приступа затрудненного дыхания Поочередно напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья. Каждый раз после напряжения следует полное расслабление, которое сопровождается воображением пребывания в красивом и приятном месте. Зная особенности характера и интересов ребенка, родители могут придумать, как еще можно сохранить спокойствие, например, занявшись любимым делом. Принципы самоконтроля Для осуществления самоконтроля за своим состоянием любой человек должен уметь измерять частоту пульса и дыхания. В норме у детей старше 7 лет частота сердцебиения составляет 80 ударов в минуту, частота дыхания в пределах 20 в минуту. Дети и родители обучаются подсчету пульса и частоте дыхания. Выполнять упражнения «напряжение и расслабление» 2 раза в день по 5 7 минут. Предлагается завести дневник наблюдения, где записывать частоту пульса и дыхания до и после проведения занятий на релаксацию. Этим приемам можно обучиться в астма-школе, где также можно обсудить, какой при этом наблюдался эффект. Диафрагмальное дыхание проводится в положении сидя, плечи расправлены, спина прямая или лежа на коврике, колени согнуты. Правая рука лежит на животе, контролируя движение брюшной стенки, левая на груди, контролирует участие грудной клетки в дыхании. Дыхание осуществляется только животом (диафрагмой). Медленный вдох через нос, живот поднимается, надувается, «как мячик». После вдоха следует небольшая пауза и затем медленный выдох через слегка сжатые губы. При этом живот, «мячик» сдувается. В конце выдоха полная релаксация. Представь себе, что воздух тянется от ног к грудной клетке, через все тело к легким. При выдохе вообрази, что воздух проталкивается к ногам. Отведи достаточно времени для такого дыхания. Каждый раз наполняя легкие, воздух задерживается на пару секунд. Выдыхая, почувствуешь, что ноги тяжелеют по мере того, как ты успокаиваешься. Упражнение повторяется в течение 5 7 минут. При дыхании «животом» воздух более медленно и плавно поступает в легкие, при этом исключается напряжение мышц грудной клетки, снимается напряжение. 28 Для того чтобы понимать, что делает ребенок, родителям необходимо освоить также эти упражнения. Упражнения для осанки Встаньте спиной к стене. Положите руки между стеной и нижней частью спины. Выравнивая спину, пытайтесь спиной прижать руки к стене. Теперь встаньте на цыпочки, согните колени и медленно присядьте. Помните, что нижнюю часть спины надо держать прижатой к стене. Положите книгу на голову. Сделайте 2 шага вперед и 5 шагов назад, неся книгу на голове. Во время приступа астмы ребенок начинает нервничать и уже не может вспомнить, как надо дышать правильно. После проведенного обучения, при появлении затрудненного дыхания или приступа бронхиальной астмы, необходимо сконцентрироваться на том, чтобы дышать медленно и ровно, используя диафрагмальное дыхание. Постараться не паниковать, посидеть спокойно, расслабить плечи, сосредоточиться на медленном, глубоком вдохе. Необходимые «шаги» во время приступа Принять удобную позу и постараться расслабиться. Умение расслаблять мышцы всего тела в момент затрудненного дыхания требует предварительных тренировок во внеприступные периоды, как и умение пользоваться диафрагмальным дыханием. Уметь сдерживать во время приступа желание дышать часто, чтобы не усугублять одышку. Дыхание должно быть по возможности редким и равномерным. Расстегнуть одежду, обеспечить доступ свежего воздуха в помещение. При нетяжелом приступе этих мероприятий часто бывает достаточно для улучшения состояния. Если приступ не купируется, сделать 1 2 ингаляции лекарственного 29

Читайте также:  Препараты базисного лечения астмы

16 Глава 4. Правила поведения при возникновении приступа затрудненного дыхания препарата, расширяющего бронхи. Больные бронхиальной астмой должны иметь при себе препараты, снимающие приступы удушья. Легче сделать ингаляцию лекарства с помощью небулайзера, особенно детям раннего возраста. Небулайзер предназначен для ингаляции специальных лекарств, доставляемых в виде аэрозоля в бронхи. Пить воду маленькими частыми глотками. Выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание). Помните, что меры, принятые в первый момент, могут предотвратить дальнейшее ухудшение. Ребенок должен помнить, что во время приступа нужно: сохранять спокойствие; подождать, чтобы подействовало лекарство; контролировать свое самочувствие по нарастанию или исчезновению симптомов; постараться думать о чем-нибудь другом: при этом симптомы могут исчезнуть. Ухудшение обычно развивается в течение нескольких часов или дней, однако иногда в течение нескольких минут. Улучшение состояния после обострения бронхиальной астмы может происходить постепенно: может пройти несколько дней прежде, чем легочная функция восстановится до нормального уровня. Даже при регулярном и правильном лечении существует опасность возникновения приступа удушья, который может быть спровоцирован самыми различными обстоятельствами и возникнуть в любых условиях. Поэтому важно знать, как себя вести во время приступа бронхиальной астмы. Если кашель и одышка быстро усиливаются, свистящее дыхание и хрипы в грудной клетке нарастают, изменяются цвет лица, голос, поведение, то это «сигналы» к тому, что пора обратиться за медицинской помощью. Если налицо хотя бы один из этих признаков, обращайтесь за медицинской помощью. Хрипы усиливаются, несмотря на то что принято бронхорасширяющее лекарство и прошло время, чтобы оно начало действовать. Для ингаляционных препаратов минут, для эуфиллина мин. 30 Дыхание учащается, несмотря на то что лекарство должно было подействовать. Сильно затруднено дыхание. Трудно ходить или говорить, невозможно лежать. Губы и ногти синие. Если есть этот признак, немедленно обратитесь к врачу или в кабинет неотложной помощи. Снижена пиковая скорость выдоха ниже 50% от нормальных или лучших показателей. Независимо от тяжести приступа, нужно немедленно начать оказывать помощь. Если приступ нетяжелый, можно попытаться оказать помощь без дополнительного обращения к врачу. Главное не поддаваться панике, действовать уверенно, спокойно, помогая успокоиться ребенку. Важно отработать алгоритм помощи заранее. Оказание помощи при остром приступе следует начинать с момента появления ранних симптомов. Родители, прошедшие обучение в астма-школе, четко представляют, что ребенок должен знать, как вести себя во время приступа, поэтому вместе с врачом разрабатывают план поведения во время приступа и проводят регулярные тренировки на релаксацию, дыхательные упражнения, по технике ингаляции. С детьми в классе должна быть проведена определенная работа для того, чтобы больной ребенок не испытывал стеснения при необходимости приема препарата. Всем пациентам с бронхиальной астмой необходимо знать: телефоны скорой и неотложной помощи; телефон своего лечащего врача. 31

17 Глава 5. Как контролировать бронхиальную астму? Глава 5. КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ БРОНХИАЛЬНУЮ АСТМУ? Контроль бронхиальной астмы означает, насколько болезнь находится под контролем благодаря лечению и правильному ведению ребенка. Если ребенок не ощущает симптомов заболевания или они незначительные это значит, что астма находится под полным контролем; если дневные, ночные проявления дают о себе знать контроль неполный или отсутствует. Тест по контролю над астмой (АСТ) Для оценки уровня контроля можно использовать простые тесты, в которых пациент отвечает на некоторые вопросы, касающиеся заболевания бронхиальной астмой. У пациентов 12 лет и старше используется тест по контролю астмы (АСТ), в котором нужно ответить на 5 вопросов. Для детей от 5 до 12 лет разработан специальный детский тест, где ответы на вопросы дает не только ребенок, но и родители. Ответы на все вопросы оцениваются в баллах, набирается определенная сумма. Если набрано 25 баллов все хорошо, волноваться нет причин; если балла то контроль неполный, если 19 и ниже астма не контролируется. При неполном контроле и его отсутствии следует вместе с врачом обсудить причины такого состояния и как этот контроль улучшить. Одним из необходимых условий успешного лечения астмы является проведение постоянного самоконтроля за состоянием дыхания, за проходимостью дыхательных путей. Самоконтроль за состоянием позволяет избежать обострения и применяется при многих заболеваниях. Например, при сахарном диабете регулярный самоконтроль за уровнем сахара в крови; при гипертонической болезни регулярный самоконтроль за уровнем артериального давления. Пикфлоуметрия Ощущения больного и клинические симптомы не всегда соответствуют истинному состоянию проходимости бронхов, и необходимо объективно определить, насколько нарушена бронхиальная 32 33

18 Глава 5. Как контролировать бронхиальную астму? проходимость. С этой целью используется портативный, простой в применении прибор пикфлоуметр. Этот прибор позволяет измерять объем проходящего воздуха при вдохе в единицу времени, т.е. пиковую скорость выдоха (ПСВ) в литрах в минуту. Выдох более сильный когда бронхи в нормальном состоянии. Когда бронхи сужены сила выдоха меньше. Пикфлоуметрию нужно проводить 2 3 раза в неделю, при необходимости утром и вечером. Если бронхиальная астма контролируется, то показатели будут наилучшими и колебания показателя в течение дня минимальными. Продолжительность пикфлоуметрии в среднем 2 3 недели. Результаты отмечаются в графике и обсуждаются с врачом. С помощью пикфлоуметрии можно контролировать: состояние ребенка; предсказывать обострение бронхиальной астмы; оценивать эффективность лечения. Пикфлоуметром могут пользоваться дети, в основном с 5-летнего возраста, иногда раньше с 3 4 лет. Оценка результатов пикфлоуметрии Первое исследование проводится с врачом, чтобы запомнить, как правильно сделать выдох. Измеряется ПСВ, уточняется рост. Выбираются лучшие показатели. Определяются по таблице нормальные значении ПСВ и сравниваются с показателями у ребенка. Выделяются границы ПСВ согласно цветам светофора: в зеленой зоне показатели ПСВ нормальные % от должной нормы проявлений астмы нет, бронхи в норме; в желтой зоне значения ПСВ составляют 60 80% от должной нормы бронхи сужаются, появляются симптомы астмы; в красной зоне показатели ПСВ резко снижаются, менее 60% от нормы, что говорит об очень сильном сужении просвета бронхов. График пикфлоуметрии помогает определить действие провоцирующих факторов. Так, например, ПСВ снижается при начальных симптомах ОРВИ, при действии аллергенов, утомлении ребенка. Все это позволяет корректировать окружение ребенка и его режим. Если показатели постепенно день за днем возрастают, значит назначенное лечение эффективно. Если показатели остаются без изменений, 34 значит назначенная терапия не приносит должного эффекта и нужно посоветоваться с врачом. Правила пользования пикфлоуметром Наденьте мундштук на пикфлоуметр. Пациент должен делать измерения стоя, держа пикфлоуметр горизонтально. Убедитесь, что бегунок-стрелка находится в начале шкалы. Пациент должен глубоко вдохнуть, обхватить мундштук губами и выдохнуть резко и быстро, как будто гасишь свечи на торте по случаю праздника. Отметьте результат. Дважды повторите исследование. Выберите наивысший результат и отметьте его. Сравните полученные данные с должными для каждого ребенка, определяемыми по таблице. Наиболее частые ошибки при пикфлоуметрии 1. Неплотно обхватывается мундштук, воздух выходит из уголков рта. 2. Мундштук закрывается языком или зубами, при этом показатели очень низкие. 3. Выдох длинный, медленный, а не сильный, короткий. 4. Пикфлоуметр направлен в пол, а не горизонтально. 35

19 Глава 6. Значение лекарственной терапии при бронхиальной астме ДНЕВНИК ПИКФЛОУМЕТРИИ ПСВ/Дата Норма у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в Пульс Частота дыхания Симптомы: приступы удушья, кашель, одышка Лечение: базисные препараты. бронхолитики Глава 6. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Ведение ребенка с бронхиальной астмой включает комплекс мероприятий, направленных на уменьшение воспаления в бронхах и профилактику обострений. Программа включает: элиминацию причинно-значимых факторов; просвещение родителей пациентов; назначение лекарств; реабилитацию. Медикаментозные методы Медикаментозная терапия важна для сохранения контроля над заболеванием. Она проводится под наблюдением врача, который пе- Симптомы Воспаление 36 37

20 Глава 6. Значение лекарственной терапии при бронхиальной астме риодически осуществляет ее коррекцию, дополняя или отменяя препараты. Обязательным условием успешного лечения бронхиальной астмы является строгое соблюдение доз и длительности назначенной терапии. При хорошем состоянии и отсутствии симптомов заболевания дети ведут активный образ жизни, занимаются учебой, любимым делом и спортом. Есть две основные группы лекарств: «облегчающие» направленные на быстрое расширение бронхов и «контролирующие» (базисные) уменьшающие воспаление и риск возникновения обострений. Для «облегчения» или улучшения проходимости воздуха по дыхательным путям используют быстродействующие бронхорасширяющие препараты (сальбутамол, беродуал). Ингаляции лекарства из дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ) лучше со спейсером. Также у детей особенно раннего возраста эффективны ингаляции аэрозоля с помощью специального устройства небулайзера. После первого же обострения, оказания первой помощи или вызова скорой помощи нужно обязательно обратиться за консультацией к специалисту аллергологу или пульмонологу. При выраженном обострении «облегчающие препараты» комбинируют с кортикостероидами (ингаляционными и системными). Детям первых лет жизни делают ингаляции суспензии будесонита (пульмикорт — суспензия). Родителей необходимо информировать о препаратах, необходимых при оказании экстренной помощи больному, обладающие бронхорасширяющим эффектом. Необходимо строго соблюдать дозы, предписанные врачом, так как при передозировке этих лекарств возможны 38 осложнения. Родители ребенка должны быть ориентированы на то, что препараты базисной терапии оказывают недостаточное действие во время приступа астмы, а лекарства для экстренного оказания помощи не дают долговременного эффекта, так как они не влияют на воспаление. Пути введения лекарственных препаратов Различные лекарства действуют по-разному. Для того чтобы разобраться, какие лекарства когда нужно принимать, важно знать, как они действуют. Время, необходимое для того, чтобы лекарство подействовало, зависит от состава препарата и того, как оно принимается. Для того, чтобы препарат оказал нужный эффект, он должен попасть в бронхи. Эффективен современный путь введения лекарства при бронхиальной астме в виде ингаляции. Аэрозоль попадает в бронхи, где и начинает действовать через 1 3 минуты. Препарат может назначаться в виде таблеток. Проглатываемая таблетка после растворения в желудке попадает в кровоток, и кровь доставляет лекарство в бронхи. Весь это процесс занимает примерно минут. Если делается укол, то лекарство попадает в кровь, и нескольких минут ему достаточно, чтобы оказать эффект. Важно помнить, что лекарство против астмы выписано врачом специально для конкретного пациента. Существует несколько важных правил по приему лекарств, которые следует запомнить. ПРАВИЛО 1. Никогда не принимать лекарства, принадлежащие другому больному. Если кто-то из членов семьи или друзей тоже болен бронхиальной астмой, то у них могут быть препараты, выписанные врачом для них. Но каждый ребенок должен всегда иметь под рукой только собственные препараты, выписанные врачом, и пользоваться только ими. 39

21 Глава 6. Значение лекарственной терапии при бронхиальной астме ПРАВИЛО 2. Всегда нужно быть уверенным, что необходимый препарат есть в достаточном количестве, даже если лекарство принимается только в момент появления затрудненного дыхания. Чтобы проверить, достаточно ли лекарства в ингаляторе, можно опустить баллончик в чашку с водой. Если лекарства достаточно, баллончик опустится на дно или будет плавать вертикально, как поплавок. Если лекарство кончается, баллончик займет косое или горизонтальное положение. ПРАВИЛО 3. Принимайте лекарство строго в установленное время, придерживаясь схемы, которую рекомендовал врач. Ни в коем случае не пропускайте приема лекарств только из-за того, что у ребенка в этот момент нет приступа или кажется, что ребенок чувствует себя вполне нормально. Не принимайте больше или меньше назначенной врачом дозы. Прикрепите схему приема препарата на видном месте. ПРАВИЛО 4. Если после приема каких-то препаратов, назначенных врачом, ребенок почувствовал себя плохо или появились неприятные ощущения, которых не было раньше, нужно прекратить прием лекарств и немедленно посоветоваться с врачом. Помните! Если у пациента появляется потребность в частом применении бронхо-расширяющих средств (больше 3 4 раз в сутки), это означает, что бронхиальная астма плохо контролируется. В такой ситуации родителям необходимо обратиться за советом к врачу. Ни в коем случае нельзя пользоваться этими препаратами бесконтрольно. Передозировка бронхолитиков чрезвычайно опасна для здоровья и жизни детей. Бесконтрольное применение этих средств или неправильная их дозировка могут сопровождаться сердцебиением и даже нарушениями ритма сердца, головокружением, бессонницей, беспокойством, неприятными ощущениями при прикосновении к коже, дрожанием. Заподозрить бронхиальную астму может участковый врач, который среди наблюдаемых детей выделяет тех, у кого есть риск возникновения бронхиальной астмы или подозрительные симптомы. Участковый врач проводит необходимые обследования и направляет ребенка на консультацию к специалисту аллергологу-иммунолог или пульмонологу. 40 Диагноз астмы может быть особенно труден у маленьких детей первых лет жизни. В зависимости от возраста проводятся исследования легочной функции. Общение с врачом Врач делает определенные заключения о здоровье, основываясь на том, что ему рассказывают. Перед визитом к врачу родителям необходимо подготовиться к обмену с ним информацией как о себе, так и о ребенке. Запишите вопросы, которые хотите задать врачу. На визите у врача расскажите ему о течении заболевания ребенка. Обязательно сообщите: какие симптомы со стороны органов дыхания наблюдаются у ребенка; как чувствует себя ребенок после последнего посещения врача, были ли приступы одышки, кашля, эпизоды свистящего дыхания; не появляются ли у него хрипы или кашель во время физической нагрузки, какие еще ситуации вызывают приступы затрудненного дыхания; какие лекарства помогают ребенку, какова их доза и частота приема; есть ли проблемы с приемом лекарств, например побочные эффекты или сложности со схемой приема. Заполните «Тест по контролю астмы» ( подробности в главе 5). Обсудите с врачом, какие физические нагрузки можно выполнять, какие можно посещать кружки или дополнительные занятия. Обязательно посетите астма-школу. Препараты базисной терапии Препараты, позволяющие контролировать течение бронхиальной астмы, обозначают как средства предупреждающие и уменьшающие риск обострений. Дети при нетяжелом течении бронхиальной астмы для профилактики обострений и контроля принимают препараты антагонисты лейкотриеновых рецепторов. Лейкотриены образуются при воспалении, вызывают бронхоспазм, отек тканей. Антагонисты лейкотриеновых рецепторов или ингибиторы синтеза лейкотриенов позволяют снизить эозинофилию крови, уменьшают воспаление в бронхах, которое раз- 41

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *