Меню Рубрики

Бронхиальная астма у детей духовой инструмент

Музыкотерапия и вокал — еще два средства улучшения здоровья астматика ! Оказывается , музыка обладает целебным действием , и с ее помощью можно лечить бронхиальную астму и другие заболевания .

Инструмент аборигенов , как инструмент лечения астмы

Ученые из Австралии выяснили , что симптомы астмы облегчает игра на диджериду — музыкальном духовом инструменте аборигенов Австралии , одном из старейших духовых инструментов во всем мире .

10 местных мальчиков каждую неделю играли на диджериду в течение 6 месяцев . Они, конечно , находились под наблюдением ученого Роберта Эли из университета Южного Куинсленда . В ходе исследования выяснилось , что регулярная игра на этом инструменте способствует улучшению дыхания и в целом восстановлению здоровья . Роберт Эли считает , что ответственным за улучшение здоровья можно считать глубокое дыхание , требуемое для игры на диджериду .

Астму можно лечить пением

« Вдох и пауза на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы ( он ответственен за активизацию внутренних органов ), — объясняет физиологию пения доктор из Челябинска . — При бронхиальной астме , пневмонии и бронхитах симпатическая система перевозбуждается . Пение снимает приступ астмы . Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и игре на духовых инструментах ».

Музыкотерапия

О новом методе лечения астмы подробно рассказала Светлана Николаевна Шарая , терапевт московской Межведомственной клинической больницы № 38Министерства здравоохранения РФ .

Моцарт подарил нам Депардье

Раньше возможности музыки использовались в зависимости от интуиции и опыта врача . Объективных критериев , позволяющих прицельно выбрать то , что необходимо конкретному пациенту , не существовало .

К примеру , знаменитый французский актер Жерар Депардье отправился в молодости покорить Париж . На тот момент на его пути стояло серьезное затруднение — парень сильно заикался . Врач прописал ему каждый день не менее 2 часов слушать Моцарта . Через 2 месяца заикание прошло . Тогда доктор определил правильно , что именно нужно будущей звезде кинематографа , но подсказала ему это интуиция .

Сегодня появились современные компьютерные, технологии. Все изменилось. Благодаря такими возможностями, музыкотерапия стала эффективным и новым методом лечения.

Компьютер расширяет возможности специалиста, позволяет выяснить множество подробностей и деталей, быстро протестировать пациента. Но принимает решения человека. Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу пациента, помогает им слиться в единое гармоничное целое. Ведь появление музыкальной терапии глубоко связано с духовным богатством человечества — музыкой, со способностью воспринимать и переживать ее звуки и образы.

Кому «прописывают» музыкальное лечение?

— Используют музыкотерапию при лечении заболеваниях нервной системы: переутомлении, неврозах, неврастении, бессоннице. Гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, гастриты, бронхиальная астма, хронический бронхит, болезни мочеполовой системы тоже поддаются такому лечению. «Прописываем» музыкальную терапию и тем, кто страдает лекарственной аллергией и имеет другие хронические заболевания, которые связаны с психоэмоциональным состоянием пациента.

Кстати, существуют музыкальные программы, которые действуют как анальгетики, обезболивающие препараты. То есть существует еще одна сфера применения музыки — обезболивание.

Процесс лечения

— Пациент, пришедший на прием, заполняет специальную анкету. Так мы выясняем, какой вид и жанр музыки ему приятен, понятен и близок. Затем обязательно обследуем. Это необходимо даже в том случае, если у пациента имеется полное клиническое заключение о здоровье.

Оценить психоэмоциональное состояние пациента на сегодняшний момент и сделать экспресс-диагностику важнейших систем организма — задача врача-музыкотерапевта. С помощью специальных цветных карточек тестируют уровень психической активности и фон настроения. Разложив их перед человеком, предлагают выбрать самый приятный цвет. После карточку со стола или с экрана монитора убирают, и процедура повторяется до тех пор, пока самый малопривлекательный для человека цвет не останется в одиночестве.

Душевное состояние человека достоверно характеризует порядок выбора. После измеряют электрическое сопротивление в точках акупунктуры это позволяет уточнить диагноз. С помощью полученной информации музыкотерапевт составляет индивидуальную программу для пациента. Здесь важны и произведения, и музыкальные инструменты в них звучащие.

Например, на печень лучше влияет кларнет, а для сердца полезнее струнные. Лечение происходит большой комнате, которая неярко освещенной.

Чтобы почувствовать результат, как долго нужно слушать?
— От 30 до 45 минут — продолжительность одного сеанса. Общее их число может колебаться от 10 до 20 — это зависит от конкретных обстоятельств. Ведь в процессе лечения состояние человека изменяется и врач его контролирует.

Нужны ли пациенту наушники?

— В помещении с нормальной акустикой удобнее обходиться без них. Но можно использовать микронаушники, с их помощью музыкой удается воздействовать на точки акупунктуры. Для этого микронаушники прикладывают к соответствующим местам на коже, и обыкновенным пластырем закрепляют на время сеанса.

«Слушаем кожей»?

— Каждый орган человека имеет определенные колебания, скажем, индивидуальный звуковой «портрет». При помощи спецмикрофонов можно услышать и проанализировать «мелодию», в которую сложились эти природные колебания. Если работа органа нарушена, то искажается и его звучание.

Цель новой методики — музыкотерапии — в восстановлении гармонии звуковой палитры организма. В принципе, этот эффект можно достичь и при обычном прослушивании, но когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны, вызванные ею вибрации, напрямую налаживают игру нашего внутреннего «оркестра».

Музыкальное самоление
— Все-таки бороться с серьезными заболеваниями — это дело врача. Но музыкальное самолечение во многих ситуациях может принести пользу. Существуют специальные наборы аудиокассет лечебно-профилактической музыки. К примеру, вы пришли с работы уставшая, «антистрессовая» кассета поможет прийти в себя быстро.

И от бессонницы есть кассета. «Бронхиальная астма», «Гипертония», «Язвенная болезнь желудка» — вот неполный список названий существующих кассет.

Но воздержитесь от самовольной замены музыкой привычного лечения, возможно лишь избежать обострения, снизить дозы. Со временем, надеюсь, в каждой семье кроме традиционной появится и домашняя музаптечка.

источник

Такой диагноз ставится, когда под влиянием самых разных причин сужается просвет бронхов. По данным последних исследований, от этого недуга сейчас страдают около 5% детей. У детей приступы обычно возникают из-за избыточной реакции организма на вирусную инфекцию и аллергены.

При ОРВИ у грудных детей слизистая бронхов воспаляется и утолщается, из-за обилия слизи и без того тонкие бронхи сужаются, и малыш испытывает трудности при дыхании. Воздух из легких начинает выходить с хрипом и свистом. Подобное может повторяться один-два раза, но, когда ребенок повзрослеет и диаметр бронхов увеличится, он эту обструкцию перерастет. Подобные эпизоды останутся в прошлом.

У ребенка-аллергика астма развивается по такому же пути, только по мере взросления приступы бронхоспазма не уходят, а, наоборот, начинаются на фоне любой инфекции и в ответ на контакт с аллергеном.

Если у грудничка из-за пищевой аллергии, обычно на коровье молоко, на коже появляются красные пятна, речь идет об атопическом дерматите. Через один-два года пищевая аллергия проходит, но появляется реакция на пыль и пыльцу – аллергический ринит. Такой поворот событий может привести к приступам бронхоспазма, не связанным с ОРВИ. Иногда картина настолько типичная, что диагноз «бронхиальная астма» ставится даже грудничку.

Здесь большое значение имеет наследственность. Если оба родителя – аллергики, вероятность того, что ребенок унаследует аллергию и она может развиться в бронхиальную астму, возрастает. Важно также, как протекала беременность, был ли после рождения младенец на искусственной вентиляции легких, на каком сроке беременности он родился, была ли у малыша внутриутробная пневмония.

Родителям следует насторожиться, если ребенок часто болеет и у него без симптомов ОРВИ несколько раз повторяются эпизоды частого, шумного дыхания. В этом случае надо обратиться к педиатру, который при необходимости направит малыша на консультацию к аллергологу. Бывает, что с возрастом астма уходит, но ждать, что малыш ее перерастет, нельзя. Недуг должен находиться под медицинским контролем.

Доктор подробно расспросит родителей о наследственных заболеваниях, узнает, есть ли в семье аллергики и астматики, когда и как часто бывают приступы затрудненного дыхания у ребенка. Обязательно послушает легкие малыша при помощи фонендоскопа. Но спазм мелких бронхов таким образом зафиксировать не удастся. Потому детям старше 5 лет исследуют функцию внешнего дыхания. Ребенок трижды изо всех сил дышит в специальный аппарат. Затем ему дают вдохнуть бронхорасширяющее средство. Если показатели значительно улучшились, значит, есть скрытый бронхоспазм и можно подозревать астму. Чтобы определить виновника приступов, назначается исследование крови на аллергены или делаются кожные пробы. Обычно рекомендуется показать малыша лор-врачу. Осмотр у этого специалиста также поможет определить, что виновато – аллергены или вирусы.

Приступ астмы начинается с навязчивого сухого кашля. Ребенок жалуется на ощущение сдавленности в груди, его дыхание становится частым и шумным, часто сопровождается свистом. Появляется одышка. Малыш не может лежать и принимает вынужденную позу: садится, опираясь ладонями о край стула или кровати. Благодаря этому межреберные промежутки расширяются, объем легких увеличивается и астматику становится немного легче, но ненадолго.

Справиться с этими симптомами поможет препарат первой помощи, расширяющий бронхи. Его вдыхают в течение 5–7 минут через ингалятор-небулайзер. Прибор переводит лекарство из жидкого состояния в туман, и оно доходит до самых нижних отделов дыхательных путей – мелких бронхов.

Когда даже гормоны оказываются бессильными, ингаляции приходится делать чаще трех раз в день, надо вызывать скорую помощь. Врач введет лекарство уже внутривенно. В очень тяжелых случаях может потребоваться госпитализация.

Часто кажется, что приступ начинается неожиданно. Ничего подобного! У него всегда есть предвестники. Обзаведитесь пикфлуометром – прибором, с помощью которого можно определить объем выдоха. В течение трех месяцев утром и вечером трижды выдыхая в трубочку и выбирая лучший показатель, можно понять, какие значения характерны для вашего случая. Если они уменьшаются, обратитесь к врачу, чтобы понять причину. Поводом для визита к аллергологу является и большой разрыв между утренними и вечерними показателями. Чтобы исправить ситуацию, доктор назначит терапию – бронхорасширяющие препараты и при необходимости гормоны. Есть и комбинированные лекарства «2 в 1». Эффект длится 12 часов. Обычно приступ удается предупредить и заблокировать на дальних подступах. Дозы и периодичность приема постепенно могут уменьшаться. Сегодня очень часто ремиссия длится годами, и к помощи лекарств можно прибегать достаточно редко.

Более того, сегодняшний уровень развития аллергологии позволяет контролировать даже очень тяжелые формы бронхиальной астмы.

Снижается и частота обострений. Препараты имеют минимум побочных эффектов. Доза зависит от веса и возраста ребенка. Вводят такие лекарства всего лишь один-два раза в месяц. Гормональную терапию это не отменяет, но дозы гормонов постепенно уменьшаются.

Виновниками приступов астмы могут стать самые разные аллергены: домашняя пыль, пыльца растений, шерсть и эпителиальные клетки, которые находятся в моче или слюне животных, сухой корм для рыб, загрязняющие воздух вещества. Потому чем аскетичнее домашняя обстановка, тем лучше для астматика. Избавьтесь от ковров и тяжелых портьер, держите книги на закрытых полках, регулярно делайте влажную уборку. Обзаведитесь увлажнителями и очистителями воздуха в квартире.

Если среди аллергенов числится пыльца растений, примерно за две недели до начала цветения назначаются противоастматические препараты. Они бывают антигистаминными или антилейкотриеновыми (гистамины и лейкотриены участвуют в аллергической реакции). Таким образом можно предотвратить спазм бронхов. Современные лекарства пьют раз в день. Они не вызывают сонливости. Предупредить аллергический насморк помогают антигистаминные спреи, а конъюнктивит – глазные капли. Рекомендовать их должен только доктор, он же должен их и отменять. Обычно курс продолжается до тех пор, пока не закончится цветение.

источник

Выбор духового инструмента при астме для многих кажется совершенно неочевидным решением. Оказывается, напротив, эта музыкальная специальность рекомендуется при данном заболевании. Есть ли какие-либо противопоказания для игры на духовых инструментах? Вот об этом пойдет разговор.

Духовые музыкальные инструменты — это семейство музыкальных инструментов, в которых извлечение звука происходит в результате вдувания в них воздушной струи. Их разделяют на деревянные и медные. К деревянно-духовым относят блокфлейту, флейту, гобой, кларнет, фагот, саксофон и многие народные духовые инструменты. К медно-духовым — трубу, валторну, тромбон, альт, тенор, баритон и тубу.

Сфера использования этих инструментов крайне широка: джазовые, духовые, симфонические оркестры, ансамбли различных составов академического, эстрадного, авангардного и других жанров. В настоящее время духовые инструменты часто используются в вокально-инструментальных коллективах различных поп- и рок-направлений.

Родители часто приводят своих детей в класс духовых в музыкальных школах ради оздоровления. Большим количеством исследований в разных странах установлено, что систематическая игра на духовых инструментах заметно улучшает самочувствие, уменьшает количество приступов.

Действительно, занятия на духовых инструментах способствуют оздоровлению системы дыхания. При игре на этих инструментах создается сопротивление воздуху, который выдыхается. Это помогает легочным альвеолам максимально раскрываться, что несет за собой улучшение газообмена в организме и развитию легочной ткани.

Программа обучения игре на любых духовых инструментах обязательно включает в себя специальные упражнения, которые обучают абдоминальному дыханию. Это такой способ дыхания, при котором вдох осуществляется диафрагмой, а выдох — брюшной полостью. Владение техникой брюшного дыхания полезно любому человеку: она позволяет расслабить мышцы, давящие на диафрагму и улучшить кровообращение. Кстати, это даже помогает снять напряжение в стрессовой ситуации.

Пациентам с легочными болезнями врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах в качестве дополнения к основному лечению и поддержки ремиссии в будущем. Это очень хорошая дыхательная гимнастика для легких. Однако, перед тем как повести ребенка в музыкальную школу, необходима обязательная консультация врача-пульмонолога, чтобы исключить противопоказания.

Самую большую нагрузку при игре на духовых инструментах испытывают легкие. При этом легочная ткань максимально растягивается, что недопустимо при некоторых заболеваниях. Внимательно изучите противопоказания: перенесенный рахит 2, 3 степени, многократные воспаления легких, грыжа брюшной полости, паховая или пахово-мошоночная грыжа, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, эмфизема легких.

Читайте также:  Имбирь для лечения астмы отзывы

Общепринятые возрастные рекомендации таковы:

  • с 3-4 лет – блокфлейта;
  • с 9-10 лет – флейта, гобой;
  • с 10-11 лет – кларнет, начинающий этап обучения — кларнет ми-бемоль (es);
  • с 11-12 лет – саксофон, альт, тенор, баритон, труба;
  • с 12-13 лет – валторна, туба;
  • с 14 лет – фагот, тромбон;

Обычно до перехода на основной духовой инструмент проводится обучение на блокфлейте, а до того – подготовительные или развивающие занятия музыкой.

Надеюсь, что эта статья поможет вам в выборе музыкальной специальности, учитывая особенности вашего ребенка.

источник

Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5 13 лет в межприступном периоде, при котором проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовых музыкальных инструментах. Курс занятий продолжается 2 3 мес. трижды в день, по 10 30 мин каждое занятие. На занятиях производят дыхательные упражнения на инструменте под руководством педагога-музыканта и под наблюдением врача, при которых после грудобрюшного вдоха носом производят выдох в инструмент ртом и постепенно от занятия к занятию изменяют протяженность извлекаемого звука от 2 до 60 с и его звуковысотность. Через 2 3 мес занятий наступает длительный период улучшения самочувствия пациента, приступы прекращаются. 1 табл.

Изобретение относится к медицине, конкретнее к лечению бронхиальной астмы у детей нетрадиционным способом, и может быть использовано специально обученными педагогами-музыкантами под наблюдением врача-педиатра.

Известен способ лечения заболеваний по А.Н.Стрельниковой (Чайковский А. М. Шенкман С.В. Искусство быть здоровым. М. Физкультура и спорт, 1984. Глава «Парадоксальная дыхательная гимнастика», стр. 297-302) путем дыхательной гимнастики. По этому способу «вдох первичен, выдох вторичен, вдох причина, выдох. следствие. Надо тренировать вдох короткий, резкий, активный, ритмичный, по возможности эмоциональный». Выдох при этом пассивен, он идет без волевой регуляции. При этом способе дыхательной гимнастики используется полная жизненная емкость легких: как при игре на духовом инструменте, однако мышцы выдоха пассивны.

Известен способ лечения бронхиальной астмы у детей 7-13 лет по авт. св. N 1174025. При лечебной физкультуре по этому способу использовались ходьба, бег и упражнения для различных мышечных групп с акцентом на выдох и произношением гласных и согласных. Недостатком данного способа является применение препаратов наряду с гимнастикой и отсутствует целенаправленное укрепление мышц выдоха.

Известен способ волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по К.П.Бутейко, применяемый для лечения в том числе и бронхиальной астмы, который принимает за прототип ( З.Бутейко К.П. Метод Бутейко. М. Патриот, 1990, с. 148-165). Этот способ лечения заключается «в волевом постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки». Недостатком этого способа является сложность его применения для лечения детей, а именно: теория метода ВЛГД непонятна для сознания ребенка; однообразие упражнений по волевой регуляции процесса дыхания по Бутейко К.П. быстро утомляет маленьких пациентов; при самостоятельных занятиях ВЛГД отсутствуют простые критерии правильности выполнения дыхательных упражнений, особенно для понимания ребенка.

Сущность предлагаемого способа лечения больных бронхиальной астмой детей от 5 до 13 лет заключается в том, что с больным в течении 2-3 мес. проводят ежедневные индивидуальные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовом музыкальном инструменте. Занятия проводят 3 раза в день по 10-30 мин, причем постепенно от занятия к занятию увеличивают протяженность извлекаемого при выдохе в инструмент от 2 до 60 с и более, в зависимости от индивидуальных особенностей больного.

Способ лечения пригоден для больных бронхиальной астмой легкой и средней степени.

Способ может быть реализован специально обученным педагогом-музыкантом под наблюдением врача-педиатра.

Особенность способа заключается в том, что больному не внушают мысль о том, что игра на инструменте есть лечебная процедура, напротив, пациента заинтересовывают собственно игрой на музыкальном инструменте, что позволяет отвлечь его внимание от физических нагрузок, это в свою очередь дает возможность педагогу работать на пределе физических возможностей ребенка, постепенно расширяя их, и не акцентируя внимания на волевом компоненте процесса дыхания.

На первых занятиях ребенку педагог-музыкант ставит грудобрюшной вдох, отличающийся от обычного музыкального тем, что его производят не ртом, а носом без задержки в носоглотке. Затем ребенка учат выдоху «на опоре» ртом. Чувство опоры возникает в результате напряженного равновесия мышц вдоха и выдоха, т.е. ощущается, что в легких воздух сжат, а через сжатые губы посылают упругий сконцентрированный поток воздуха.

В период постановки дыхания, чтобы сделать занятия менее скучными и однообразными, пациента также обучают нотам и длительностям.

После закрепления навыков музыкального исполнительского дыхания переходят непосредственно к занятиям на духовом инструменте.

Каждое занятие условно делят на две части. Первая часть занятия представляет собой духовую гимнастику, при которой ребенок берет осознанный вдох и производит активный выдох в различных музыкальных длительностях от коротких к длинным в различных вариантах и на различных по высоте нотах. Извлечение различных по высоте нот требует различного напряжения мышц выдоха, что способствует постепенному, утонченному укреплению дыхательного аппарата.

Вторая часть занятия предусматривает игру на инструменте музыкальных упражнений и пьес, что повышает интерес к занятиям.

Наиболее эффективно проводить занятия на музыкальном инструменте с детьми трижды в день, хотя допустимо снижать число занятий в день. При снижении числа занятий эффективность лечения снижается, увеличивается продолжительность лечения.

Продолжительность каждого занятия не должна быть меньше 10 мин чистой игры на инструменте и не более 30 мин, так как к этому времени у детей наступает утомление.

Способ применим для лечения детей, начиная с 5-и летнего возраста, потому что в этом возрасте возникает интерес к игре на музыкальных инструментах, ребенка легко увлечь занятиями и улучшить его самочувствие.

Можно этим способом лечить подростков старше 15 лет и взрослых, но сформированную личность тяжелее заинтересовать регулярными занятиями на духовом инструменте.

По предложенному способу занятие по волевой регуляции процесса дыхания заключается в том, что точно дозируется объем воздуха, нужного для исполнения музыкальной фразы, и при вдохе, и при выдохе, причем правильность дыхания легко контролировать слухом по качеству звука как с педагогом, так и при самостоятельных занятиях.

Опыт работы с больными детьми и взрослыми показал, что за два месяца ежедневных трехразовых занятий по способу настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими или прекращаются, т.е. через 2 мес, занятий на духовом инструменте по предлагаемому способу наступает период длительной ремиссии у большинства больных бронхиальной астмой.

Улучшение состояния пациентов происходит за счет укрепления мышц выдоха, которые обеспечивают волевой выдох в самом начале приступа и приступа не происходит, поскольку обычно при приступе затруднен именно выдох. Если все же начался приступ бронхиальной астмы, то благодаря укрепленным мышцам дыхательного аппарата, его удается гасить волевым выдыханием воздуха, иммитирующим выдох на занятиях музыкой, и самочувствие пациента быстрее приходит в норму.

3-й месяц занятий необходим как реабилитационный период. Если прекратились приступы, нет отдышки, то рекомендуется в дальнейшем (после завершения занятий по способу) продолжать занятия музыкой на духовых инструментах в музыкальной школе или духовом оркестре.

Занятия музыкой по способу можно проводить со страдающими бронхиальной астмой на любых духовых инструментах, но необходимо учитывать возраст и состояние здоровья конкретного пациента.

Нежелательны занятия на таких инструментах, как труба, труба волторна, саксофон, так как игра на них требует очень высокого напряжения при выдохе во время игры.

П р и м е р. Больной Скрипалев Алеша, 12 лет направлен 2-й детской горбольницей г. Липецка на занятия по предлагаемому способу с диагнозом: аллергическая бронхиальная астма средней тяжести в послеприступный период. Страдает бронхиальной астмой с 4-х лет, аллергия на пищу, запах, сладкое. Каждую ночь отмечались непродолжительные приступы, которые снимались астмопеном. В 11 лет проходил курс лечения по методу К.П.Бутейко. Улучшение было незначительное, так как этот метод вызывал у ребенка отрицательные эмоции, связанные с трудностью выполнения волевых дыхательных упражнений. После окончания курса лечения по К.П.Бутейко вновь возобновились приступы.

Алеша стал заниматься на духовом инструменте 2 раза в неделю с педагогом-музыкантом по 30 мин, и 3 раза в день по 20 мин с мамой. Для домашних занятий был разработан точный поминутный план и показаны критерии определения правильного вдоха и выдоха. В течении первых 20 дней занятия заметных улучшений не наблюдалось, за это время был один приступ. Медикаменты были исключены полностью с началом занятий. Начиная с 21 дня занятий, приступы полностью прекратились. В дальнейшем (до окончания трехмесячного курса занятий) самочувствие было хорошее, приступов не наблюдалось ни днем, ни ночью. ОРЗ, которое перенес ребенок во время курса занятий музыкой, никаких осложнений не проявило.

Для оценки эффективности способа лечения по способу было проведено обследование пациента до начала занятий и повторно через 2 мес. Результаты обследования приведены ниже в таблице, из которой следует, что лечение по способу было эффективным.

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ, включающий регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания в межприступном периоде, отличающийся тем, что занятия по волевой регуляции процесса дыхания проводят при игре на духовых инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот, при этом занятия музыкой осуществляют трижды в день по 10-30 мин в течение 2-3 месяцев с постепенным увеличением протяженности извлекаемого звука от 2 до 60 с.

источник

Появление сухой формы кашля может быть симптомом такого хронического заболевания, как бронхиальная астма у детей. Необходимо вовремя распознать приступ бронхиальной астмы и знать, как оказать первую помощь. При несвоевременной терапии приступов заболевания могут наблюдаться негативные последствия. Заболевание является распространенным по всему миру и в регионах России.

Воспаление хронического типа в дыхательных путях называется бронхиальной астмой. Болезнь развивается у детей под воздействием аллергенов различной этиологии. Среди характеристик заболевания выделяют гиперреактивность бронхов к факторам окружающей среды (из-за спазма бронхов), отеки стенок бронхов и их повышенную секрецию. Бронхиальная астма у детей является часто встречающимся недугом и поражает 10% людей.

Болезнь может начать проявлять себя в любом возрасте, но признаки астмы у детей чаще встречаются в возрасте от 2 до 5 лет. Заболевание не проходит самостоятельно, и во взрослой жизни, заболев еще ребенком, человек находит у себя ее проявления. Заболевание не относится к группе передающихся, поэтому ею нельзя заразиться от больного. К моменту полового созревания у подростков симптомы астмы могут пропасть, наступает ремиссия. Изменения окружающей среды влекут за собой возвращение болезни. Симптомы бронхиальной астмы у детей:

  • приступы удушья (могут случаться 1 раз в месяц);
  • сухой кашель;
  • шумное дыхание;
  • беспокойство;
  • хрипы.

Предвестники удушья возникают за пару дней дней до самого приступа. Состояние ребенка изменяется в худшую сторону: появляется испуг, возбужденное состояние и наблюдается плохой сон. Среди дальнейших предвестников болезни выделяется краснота носа и прозрачная жидкость из него, сухой кашель, особенно усиливающийся после дневного сна, выделение слизи (мокроты). Далее развивается приступообразная форма астмы, которая проходит в несколько этапов:

  • во время сна или после пробуждения, сухой кашель усиливается;
  • происходит заложенность носа;
  • малыш начинает дышать через рот;
  • появление одышки;
  • недостаток кислорода;
  • колебания грудной клетки;
  • затруднение дыхания;
  • дыхание становится прерывистым с частыми, короткими вдохами, которые сопровождаются свистящим шумом в легких.

Существует 2 самые распространенные причины возникновения астмы у детей – генетическая предрасположенность и плохая экология в месте проживания. Зафиксировано, что в 70% случаев дети получают заболевание по наследству и даже от дальних родственников. К остальным причинам относят половой признак болезни (мальчики подвержены заболеванию чаще) и наличие лишнего веса (вентиляция легких нарушена). Также причины бронхиальной астмы у детей могут быть внешними:

  • пища (мед, орехи, цитрус, шоколад, рыба, молочные продукты);
  • пыль;
  • сырость;
  • шерсть животных, их обильная линька;
  • плесень, грибки, пылевой клещ в квартире;
  • весенний, летний период (пора цветений);
  • медикаментозные препараты (антибиотики или ацетилсалициловая кислота).

Методы диагностирования бронхиальной астмы, помогающие оценить степень развития заболевания, различаются на 2 вида: самостоятельное определение и лабораторные исследования. Первый метод основывается на сборе анамнеза о характере кашля, который сопровождается хрипами и проявляется в ответ на аллергены. Перед проведением инструментальных методов диагностики врач изучает историю болезни у родственников на предмет выявления генетической предрасположенности. Диагностика бронхиальной астмы у детей старше 5 лет проводится такими методами:

  • спирометрией;
  • тестами с использованием бронхолитических средств, метахолином, физической нагрузкой;
  • определением газового состава крови;
  • анализом периферической крови, мокроты;
  • кожными аллергическими пробами;
  • определением общего содержания специфических IgE и IgE;
  • пикфлоуметрией (измерение скорости воздуха при выдохе);
  • рентгенографией органов грудной клетки.

Начинать оптимальное лечение астмы у детей стоит с выявления аллергена и дальнейшего устранения. Терапия заболевания включает народные методы, медикаментозные и немедикаментозные способы лечения, профилактические меры по обустройству помещения. Среди немедикаментозных методов выделяют физиотерапию, массаж, целебную физкультуру, правильные методики дыхания, закаливание малыша, посещение соляных пещер и создание лечебного микроклимата. Народные методы лечения астмы основаны на употреблении настоев и отваров из следующих растений:

  • крапивы;
  • ромашки;
  • одуванчика;
  • корня солодки;
  • мать-и-мачехи;
  • багульника.

Если родитель увидел приступ бронхиальной астмы, то нужно успокоить малыша, использовать ингалятор и позвонить в скорую помощь. Устранить аллерген, который привел заболевание в действие. Открыв окно для проникновения свежего воздуха (не холодного), дать малышу антигистаминный препарат для снятия отека дыхательных путей. Верхнюю часть тела ребенка можно освободить от одежды, а ноги опустить в таз с температурой воды в 45 градусов. По окончанию приступа, ребенок начнет выкашливать вязкую мокроту белого цвета. Для лучшего разжижения уместно дать препарат Амброксол.

Читайте также:  Лечение бронхиальной астмы заключение

Заболевание не лечится, поэтому методы симптоматического лечения и базисной терапии направлены на облегчение состояния ребенка, и выступают в роли поддерживающих манипуляций. Детский организм крайне чувствителен к приему антибиотиков и при их неправильном подборе существует большой риск нанести вред здоровью малыша. Положительный эффект оказывают ингаляции (Беродуалом), аэрозоли, но дети часто не умеют ими пользоваться, в результате лишь 20% от дозировки лекарства достигает бронхов. Среди других препаратов медикаментозного назначения выделяют:

  • бронхорасширяющие средства (Сальбутамол, Беротек, Вентолин);
  • кортикостероидные препараты;
  • антибиотики;
  • гормональные средства;
  • лекарства с особым веществом для стабилизации клеточных мембран;
  • антигистаминные препараты;
  • кромоны (Кромогликат, Кетопрофен);
  • ингибиторы лейкотриенов (Сингуляр, Аколат).

Кроме ухудшения состояния ребенка, при анализируемом заболевании происходит уязвимость внутренних органов, что создает благоприятные условия для развития патологий. К самым опасным осложнениям относится астматический статус – респираторный патологический процесс, при котором происходит обострение астмы, удушающие приступы не прекращаются, мокрота не выходит и при отсутствии неотложной помощи медиков и госпитализации в клинику, ребенок может умереть. Среди других последствий астмы выделяют заболевания:

  • мозга;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • метаболизма;
  • нервной системы;
  • желудочно-кишечные.

Манипуляции, направленные на профилактику, могут быть первичными и вторичными. Предупреждение возникновения болезни относят к первичной профилактике, которая проводится детям, входящим в группу риска заболевания: с атопическим дерматитом, наследственной предрасположенностью, с эпизодами крупа и симптомами бронхообструктивного синдрома, наблюдаемого при ОРВИ. Вторичная профилактика бронхиальной астмы у детей проводится для тех пациентов, у которых ранее были приступы. Профилактические меры включают:

Первичная профилактика во время беременности и в период лактации Вторичная профилактика
здоровый образ жизни ликвидация аллергенов
правильное питание борьба с синуситами, хронической легочной инфекцией
предупреждение ОРВИ влажная уборка помещений
ограничение приема лекарств исключить контакт с животными, аллергенными комнатными растениями
грудное вскармливание нельзя держать аквариумы с сухим кормом
отказ от активного, пассивного курения ликвидация очагов плесени, влажности
закаливание, методы оздоровления устранить контакты с пыльцой, ограничить прогулки в период цветения
хорошая экология общее закаливание организма
отказ от контакта с химическими реагентами дыхательная гимнастика
устранение возможных аллергенов в жилом помещении во время ОРВИ прием бронхолитических препаратов

Ангелина, 29 лет Моему сыну поставили диагноз астмы в возрасте 3 лет. Сейчас ему 6, приступы начали уменьшаться. Всегда в сумке специальный набор из небулайзера, любимой игрушки для успокоения ребенка и противоастматический препарат Амброксол. Каждый год летаем в Анапу, где ребенку становится легче дышать. Думаем переехать жить за город.

Валентина, 34 года У меня двое детей и девочке передалась астма по линии мужа. Казахстан считаю лучшим местом для жизни, кого настигло такое несчастье. Есть ингалятор, но мы им не пользуемся – влажная уборка, отсутствие животных и чистый воздух помогают моей девочке дышать. Врач прописал базисную терапию, препарат Монтелар и аллерген-специфическую иммунотерапию (АСИТ).

Анастасия, 23 года У меня астма была с детского возраста. Дома находилось 2 кота с длинной шерстью, может это и стало аллергеном. Пришли с мамой в 7 лет к врачу, она запретила принимать антибиотики и посоветовала лечить отваром овса, пить травы (ромашку, эфедру). Лекарства сократить до минимума. Котов пришлось отдать. Я давно не ощущала приступов.

источник

Бронхиальная астма — одно из самых серьезных и распространенных заболеваний у детей. С каждым годом количество детей больных астмой увеличивается и поэтому все родители должны быть в курсе того, почему возникает эта болезнь, как она проявляется и как правильно ее лечить?

По статистике, бронхиальной астмой болеют 4-10% детей, среди которых преобладают мальчики. Каждые 10 лет число астматиков увеличивается на 50%. До сегодняшнего дня у врачей нет однозначного ответа, какие причины влияют на то, что детей, больных астмой становится все больше и больше. Но все же основная часть медиков склоняется к мнению, что чаще всего бронхиальной астмой болеют те, кто имеет наследственную предрасположенность к этой болезни, страдает аллергией, живет в районах с плохой экологией и перенес более 3-х эпизодов обструктивного бронхита.

Основные симптомы астмы — сухой кашель и приступы удушья. Кашель при астме может начаться в любой момент и затем перейти в приступ, сопровождаемый удушьем. Во время приступа у ребенка учащается дыхание и затрудняется выдох. Дыхание становится поверхностным, а иногда и свистящим. Мучительное чувство удушья вызывает у ребенка страх, что само по себе может усиливать бронхоспазм.

Чаще всего приступы астмы начинаются ночью во время сна и днем после сильного эмоционального потрясения или физической нагрузки. С физиологической точки зрения причина развития бронхиальной астмы — сужение просветов в бронхах вследствие воспаления их слизистой оболочки, отека стенок и гиперсекреции слизи.

Воспаление в бронхах может привести к сужению их просветов, частому сухому кашлю и одышке не только при астме, но и при других заболеваниях, вызываемых вирусами и инфекцией. Например, при ОРВИ, гриппе и обструктивном бронхите. Именно этот факт порождает затруднения при постановке диагноза астма у многих врачей.

Главное отличие бронхиальной астмы от воспалений бронхов, осложненных затруднением отхождения слизи и одышкой, заключается в том, что бронхиальная обструкция может повториться 1-2 раза, но по мере роста ребенка и увеличения диаметра его бронхов нарушения бронхиальной проходимости уже проходят.

В основе же развития бронхиальной астмы лежит патология иммунной системы, заключающейся в избыточной выработке секреции иммуноглобулина Е, отвечающего за развитие аллергических реакций. В норме иммуноглобулин Е держится в организме у детей в следовых количествах, он необходим для осуществления противоглистного и противопаразитного действия.

По этой причине иммунная система ребенка, больного астмой, реагирует на те вещества, на которые в норме реагировать не должна. Вследствие этого в бронхах развивается хроническое аллергическое воспаление, которое практически неизлечимо. Никакими, даже самыми разрекламированными лекарствами и народными средствами, полностью избавиться от астмы невозможно.

Правильное лечение бронхиальной астмы у детей состоит из трех этапов:

1. Поддерживающая лекарственная терапия, позволяющая держать под контролем воспалительный процесс в дыхательных путях. В зависимости от того, что спровоцировало возникновение аллергической реакции в бронхах, применяют различные препараты, снижающие аллергическую реакцию и воспаление в бронхах.

Несмотря на то, что некоторые врачи сейчас не рекомендуют применять для лечения астмы у детей антибиотики, муколитики и седативные препараты, утверждая, что антибиотики не приносят никакой пользы при лечении астмы, муколитики — только увеличивают образование слизи, а успокаивающие средства уменьшают глубину дыхания, пока адекватной замены этим лекарствам нет. Поэтому на практике для лечения бронхиальной астмы педиатры назначают антибиотики, бронхолитики, муколитики и отхаркивающие. Они позволяют расширить и очистить дыхательные пути, что облегчает прохождение воздуха и позволяет держать под контролем воспалительный процесс.

2. Избегание контактов с аллергенами, провоцирующими приступы астмы и удушья. Самые распространенные аллергены — домашняя пыль, шерсть животных, пыльца растений, сухой и грязный воздух. Помните, друг астматика — свежий чистый воздух. Поэтому в детской комнате необходимо убрать ковры и ненужную мебель, которые являются пылесборниками. Влажную уборку в комнате ребенка надо делать каждый день, ее часто нужно проветривать, а с домашними животными и растениями лучше расстаться.

3. Самостоятельное пользование карманными ингаляторами для оперативного снятия бронхоспазмов. Для купирования приступов астмы в экстренных ситуациях применяют препараты, расширяющие бронхи — b2-агонисты. Это сальбутамол, беродуал, эуфиллин, фенотерол и тербуталин. Кроме того, существуют комбинированные препараты, сочетающие в себе противовоспалительное и бронхорасширяющее средства, такие как симбикорт и серетид.

Оптимальный способ введения препаратов, расширяющих бронхи — ингаляционный, так как в этом случае они доставляются быстрее и непосредственно в дыхательные пути. Кроме того, при использовании ингаляторов требуется значительно меньшая доза препарата, что заметно снижает риск развития побочных эффектов. Лучше всего для лечения астмы у детей подходят карманные ингаляторы и небулайзеры. Для оперативного снятия приступа астмы рекомендуется научить детей самостоятельно пользоваться карманными ингаляторами в возрасте 5 лет.

К дополнительным средствам лечения бронхиальной астмы относятся восстанавливающая диета, закаливание, занятия физкультурой и массаж. Правильное питание, одобренное диетологом и пульмонологом, положительно сказывается на выведении мокроты из организма. Высокую эффективность при лечении астмы у детей показывает дыхательная гимнастика, так как при нарушении бронхиальной проходимости очень важно уметь правильно дышать. В качестве дополнительных процедур допустимо использовать народные методы лечения астмы, которые основаны на приеме настоек и отваров лекарственных трав, прополиса, меда, молока и других средств, оказывающих противовоспалительный эффект.

Задача родителей, у детей которых диагностировали астму — приблизить жизнь своего ребенка к полноценной. Лечить ребенка, страдающего бронхиальной астмой, надо под постоянным контролем пульмонолога. Начать лечение нужно сразу после появления у ребенка первых симптомов. Это позволит быстрее купировать распространение аллергена и не допустить повторения приступов астмы.

— Вернуться в оглавление раздела «Пульмонология.»

источник

Бронхиальная астма у детей развивается на основе хронического аллер­гического воспаления бронхов и их гиперреактивности. Характеризуется периодически возникающими приступами затруднённого дыхания или удушья в результате распространённой бронхиальной обструкции, обус­ловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отёком стенки бронха. Бронхиальная астма, особенно в грудном и раннем возрасте — не единственное заболевание, сопровождаемое периодически возникающими приступами обструкции. Международный консенсус не отождествляет рецидивирующий обструктивный бронхит с бронхиальной астмой, хотя и признаёт, что в ряде случаев так протекает дебют бронхиальной астмы. В отличие от бронхита при бронхиальной астме обострения имеют характер приступа и развиваются (хотя бы в части случаев) в ответ на воздействие неинфекционных аллергенов.

Развитие астматического приступа связано с действием причинных ип галяционных аллергенов, но у детей первого года жизни лекарственные и пищевые аллергены играют не меньшую роль. Основные бытовые

и пыльцевые аллергены: ■ клещи, эпидермис кошек, собак, хомяков; ■ шерсть, перо, слюна млекопитающих и птиц; ■ хитин и экскременты тараканов, сухой рыбий корм (дафнии);

в сырых помещениях — споры грибов; ■ в конце марта—мае — пыльца деревьев (ольха, берёза, лещина, ива, дуб, тополь); ■ в летние месяцы — пыльца злаковых (тимофеевка, ежа, костёр, пшеница, рожь);

в августе—сентябре — сорные травы (амброзия, лебеда, крапива, по­лынь).

У половины больных сенсибилизация поливалентна. Антибиотики (особенно пенициллины), сульфаниламиды, витаминные препараты могут вызвать приступ как во время лечения ими, так и при попадании их в окружающую среду (при производстве) или продукты питания (ис­пользование в животноводстве).

Ацетилсалициловая кислота (например, аспирин*) и другие НПВС могут вызывать приступы «аспириновой» астмы, что связано не с сенси­билизацией, а с нарушением синтеза простагландинов.

Способствовать развитию бронхиальной астмы могут: ■ метеорологи­ческие факторы; ■ поллютанты (табачный дым, промышленные вы­бросы); ■ вирусные инфекции (респираторно-синцитиальные, рино- и другие вирусы), повышающие гиперреактивность бронхов.

Желудочно-пищеводный рефлюкс нередко вызывает обструктивные нарушения; рефлюкс выявляют у многих больных бронхиальной аст­мой. Частым стимулом, вызывающим бронхоспазм и приступы удушья, оказывается физическая нагрузка. Вызвать приступ может и психоло­гический стресс.

Критерии диагноза бронхиальной астмы:

приступы спастического кашля (часто ночного). Позитивный

аллергологический анамнез: отягощенная наследственность,

проявления атопии в прошлом, непереносимость пищевых продуктов, ЛС, положительные кожные пробы в прошлом повышают вероятность диагноза бронхиальной астмы у реб!ёнка.

Симптоматика приступа бронхиальной астмы складывается из обструкции бронхов (удлинённый выдох и свистящие сухие хрипы, ортопноэ) и при­знаков, характеризующих степень дыхательной недостаточности.

Критерии оценки тяжести приступа бронхиальной астмы у детей (Наци­ональная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики» М., 1997). Используемый ниже показатель объёма форси­рованного выдоха за 1 с (ОФВ,) — объём воздуха, изгоняемый с макси­мальным усилием из лёгких в течение 1 -й секунды выдоха после глубокого вдоха. Нормальное значение ОФВ,=75% ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких).

Лёгкий приступ бронхиальной астмы.

Физическая активность сохранена. □

Состояние сознания: иногда возбуждение.

Участие вспомогательных мыши нерезкое

Свистящее дыхание: в конце выдоха.

Участие вспомогательных мышц выражено резко.

Физическая активность отсутствует.

Состояние сознания: спутанность, кома.

Дыхание: тахи- или брадипноэ.

Участие вспомогательных мышц: парадоксальное дыхание.

источник

Бронхиальная астма у детей – это хроническое аллергическое заболевание дыхательных путей, сопровождающееся воспалением и изменением реактивности бронхов, а также возникающей на этом фоне бронхиальной обструкцией. Бронхиальная астма у детей протекает с явлениями экспираторной одышки, свистящими хрипами, приступообразным кашлем, эпизодами удушья. Диагноз бронхиальной астмы у детей устанавливается с учетом аллергологического анамнеза; проведения спирометрии, пикфлоуметрии, рентгенографии органов грудной клетки, кожных аллергопроб; определения IgE, газового состава крови, исследования мокроты. Лечение бронхиальной астмы у детей предполагает элиминацию аллергенов, использование аэрозольных бронхолитиков и противовоспалительных препаратов, антигистаминных средств, проведение специфической иммунотерапии.

Бронхиальная астма у детей – хронический аллергический (инфекционно-аллергический) воспалительный процесс в бронхах, приводящий к обратимому нарушению бронхиальной проходимости. Бронхиальная астма встречается у детей разных географических регионов в 5-10% случаев. Бронхиальная астма у детей чаще развивается в дошкольном возрасте (80%); нередко первые приступы возникают уже на первом году жизни. Изучение особенностей возникновения, течения, диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей требует междисциплинарного взаимодействия педиатрии, детской пульмонологии и аллергологии-иммунологии.

Бронхиальная астма у ребенка возникает при участии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. У большинства детей с бронхиальной астмой имеется отягощенная наследственность по аллергическим заболеваниям — поллинозу, атопическому дерматиту, пищевой аллергии и др.

Сенсибилизирующими факторами окружающей среды могут выступать ингаляционные и пищевые аллергены, бактериальные и вирусные инфекции, химические и лекарственные вещества. Ингаляционными аллергенами, провоцирующими бронхиальную астму у детей, чаще выступают домашняя и книжная пыль, шерсть животных, продукты жизнедеятельности домашних клещей, плесневые грибки, сухой корм для животных или рыб, пыльца цветущих деревьев и трав.

Читайте также:  Тесты по терапии лечение астмы

Пищевая аллергия служит причиной бронхиальной астмы у детей в 4-6% случаев. Чаще всего этому способствует ранний перевод на искусственное вскармливание, непереносимость животного белка, продуктов растительного происхождения, искусственных красителей и др. Пищевая аллергия у детей часто развивается на фоне заболеваний ЖКТ: гастрита, энтероколита, панкреатита, дисбактериоза кишечника.

Триггерами бронхиальной астмы у детей могут являться вирусы – возбудители парагриппа, гриппа, ОРВИ, а также бактериальная инфекция (стрептококк, стафилококк, пневмококк, клебсиелла, нейссерия), хламидии, микоплазмы и другие микроорганизмы, колонизирующие слизистую бронхов. У некоторых детей с бронхиальной астмой сенсибилизация может вызываться промышленными аллергенами, приемом лекарственных средств (антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов и др.).

Факторами обострения бронхиальной астмы у детей, провоцирующими развитие бронхоспазма, могут выступать инфекции, холодный воздух, метеочувствительность, табачный дым, физические нагрузки, эмоциональный стресс.

В патогенезе бронхиальной астмы у детей выделяют: иммунологическую, иммунохимическую, патофизиологическую и условно-рефлекторную фазы. В иммунологической стадии под влиянием аллергена продуцируются антитела класса IgE, которые фиксируются на клетках-мишенях (главным образом, тучных клетках слизистой бронхов). В иммунохимическую стадию повторный контакт с аллергеном сопровождается его связыванием с IgE на поверхности клеток-мишеней. Этот процесс протекает с дегрануляцией тучных клеток, активацией эозинофилов и выделением медиаторов, обладающих вазоактивным и бронхоспастическим эффектом. В патофизиологическую стадию бронхиальной астмы у детей под влиянием медиаторов возникает отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, воспаление и гиперсекреция слизи. В дальнейшем приступы бронхиальной астмы у детей возникают по условно-рефлекторному механизму.

Течение бронхиальной астмы у детей имеет циклический характер, в котором выделяют периоды предвестников, приступов удушья, послеприступный и межприступный периоды. Во время периода предвестников у детей с бронхиальной астмой может отмечаться беспокойство, нарушение сна, головная боль, зуд кожи и глаз, заложенность носа, сухой кашель. Продолжительность периода предвестников – от нескольких минут до нескольких суток.

Собственно приступ удушья сопровождается ощущением сдавления в груди и нехватки воздуха, одышкой экспираторного типа. Дыхание становится свистящим, с участием вспомогательной мускулатуры; на расстоянии слышны хрипы. Во время приступа бронхиальной астмы ребенок испуган, принимает положение ортопноэ, не может разговаривать, ловит воздух ртом. Кожа лица становится бледной с выраженным цианозом носогубного треугольника и ушных раковин, покрывается холодным потом. Во время приступа бронхиальной астмы у детей отмечается малопродуктивный кашель с трудноотделяемой густой, вязкой мокротой.

При аускультации определяется жесткое или ослабленное дыхание с большим количеством сухих свистящих хрипов; при перкуссии — коробочный звук. Со стороны сердечно-сосудистой системы выявляется тахикардия, повышение АД, приглушение сердечных тонов. При длительности приступа бронхиальной астмы от 6 часов и более, говорят о развитии у детей астматического статуса.

Приступ бронхиальной астмы у детей завершается отхождением густой мокроты, что приводит к облегчению дыхания. Сразу после приступа ребенок ощущает сонливость, общую слабость; он заторможен и вял. Тахикардия сменяется брадикардией, повышенное АД – артериальной гипотонией.

Во время межприступных периодов дети с бронхиальной астмой могут чувствовать себя практически нормально. По тяжести клинического течения различают 3 степени бронхиальной астмы у детей (на основании частоты приступов и показателей ФВД). При легкой степени бронхиальной астмы у детей приступы удушья редкие (реже 1 раза в месяц) и быстро купируются. В межприступные периоды общее самочувствие не нарушено, показатели спирометрии соответствуют возрастной норме.

Среднетяжелая степень бронхиальной астмы у детей протекает с частотой обострений 3-4 раза в месяц; скоростные показатели спирометрии составляют 80-60% от нормы. При тяжелой степени бронхиальной астмы приступы удушья у детей возникают 3-4 раза в месяц; показатели ФВД составляют менее 60% от возрастной нормы.

При постановке диагноза бронхиальной астмы у детей учитывают данные семейного и аллергологического анамнеза, физикального, инструментального и лабораторного обследования. Диагностика бронхиальной астмы у детей требует участия различных специалистов: педиатра, детского пульмонолога, детского аллерголога-иммунолога.

В комплекс инструментального обследования входит проведение спирометрии (детям старше 5 лет), тестов с бронхолитиками и физической нагрузкой (велоэргометрией), пикфлоуметрии, рентгенографии легких и органов грудной клетки.

Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты, определение общего и специфических IgE, исследование газового состава крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит постановка кожных аллергических проб.

В процессе диагностики требуется исключение других заболеваний у детей, протекающих с бронхообструкцией: инородных тел бронхов, трахео- и бронхомаляции, муковисцидоза, облитерирующего бронхиолита, обструктивного бронхита, бронхогенных кист и др.

К основным направлениям лечения бронхиальной астмы у детей относятся: выявление и элиминация аллергенов, рациональная медикаментозная терапия, направленная на снижение количества обострений и купирование приступов удушья, немедикаментозная восстановительная терапия.

При выявлении бронхиальной астмы у детей, прежде всего, необходимо исключить контакт с факторами, провоцирующими обострение заболевания. С этой целью может рекомендоваться гипоаллергенная диета, организация гипоаллергенного быта, отмена лекарственных препаратов, расставание с домашними питомцами, смена места жительства и др. Показан длительный профилактический прием антигистаминных средств. При невозможности избавиться от потенциальных аллергенов проводится специфическая иммунотерапия, предполагающая гипосенсибилизацию организма путем введении (сублингвального, перорального или парентерального) постепенно возрастающих доз причинно значимого аллергена.

Основу лекарственной терапии бронхиальной астмы у детей составляют ингаляции стабилизаторов мембран тучных клеток (недокромила, кромоглициевой кислоты), глюкокортикоидов (беклометазона, флутиказона, флунизолида, будезонида и др.), бронхолитиков (сальбутамола, фенотерола), комбинированных препаратов. Подбор схемы лечения, сочетания препаратов и дозировки осуществляет врач. Показателем эффективности терапии бронхиальной астмы у детей служит длительная ремиссия и отсутствие прогрессирования заболевания.

При развитии приступа бронхиальной астмы у детей проводятся повторные ингаляции бронхолитиков, кислородотерапия, небулайзерная терапия, парентеральное введение глюкокортикоидов.

В межприступный период детям с бронхиальной астмой назначаются курсы физиотерапии (аэроионотерапии, индуктотермии, ДМВ-терапии, магнитотерапии, электрофореза, ультрафонофореза), водолечения, массажа грудной клетки, точечного массажа, дыхательной гимнастики, спелеотерапии и др. Гомеопатическая терапия в ряде случаев позволяет предупредить рецидивы заболевания и снизить дозу гормональных препаратов. Подбор и назначение препаратов осуществляется детским гомеопатом.

Проявления бронхиальной астмы у детей могут уменьшиться, исчезнуть или усилиться после полового созревания. У 60-80% детей бронхиальная астма остается на всю жизнь. Тяжелое течение бронхиальной астмы у детей приводит к гормональной зависимости и инвалидизации. На течение и прогноз бронхиальной астмы влияют сроки начала и систематичность лечения.

Профилактика бронхиальной астмы у детей включает своевременное выявление и исключение причинно значимых аллергенов, специфическую и неспецифическую иммунопрофилактику, лечение аллергозов. Необходимо обучение родителей и детей методам регулярного контроля состояния бронхиальной проходимости при помощи пикфлоуметрии.

источник

Вердикт, услышанный от лечащего врача о том, что у ребёнка астма, не на шутку пугает родителей. Так ли страшен этот диагноз? Как жить с респираторной аллергией, не омрачая детство малыша строгими запретами? Существует ли способ вылечить бронхиальную астму?

Бронхиальная астма у детей — патология респираторной (дыхательной) системы атопической или неаллергической природы, вызывающее сужение бронхиального просвета за счёт воспаления слизистой бронха, скопления большого количества слизи, спазма мускулатуры мелких бронхов.

Огромную роль в появлении бронхиальной астмы имеет генетическая детерминированность, а также вирусные заболевания.

Перенесённое мамой в период беременности вирусное заболевание потенцирует выработку Th2-лимфоцитов и провоцирует формирование повышенной чувствительности иммунитета к вирусам. ОРВИ и осложнения в виде бронхита часто предрасполагают к формированию предпосылок появления предастматического состояния.

Особо опасные инфекции в плане начала респираторных аллергозов:

  • респираторно-синцитиальная инфекция;
  • инфекции гриппа и парагриппа;
  • аденовирусная инфекция с бронхообструктивным синдромом.

Как самостоятельно родителям диагностировать у малыша приступ бронхиальной обструкции? Помогут следующие признаки:

  • свистящее тяжёлое дыхание;
  • приступообразный сухой кашель;
  • ребёнок жалуется на ощущение сдавленности в груди.

При обострении средней тяжести прослушиваются множественные хрипы, появляется заметная одышка, ребёнок принимает вынужденное положение. Вынужденное положение при приступе бронхиальной астмы характеризуется позой сидя с крепкой опорой на руки. Больной ребёнок возбуждён, испуган, часто плачет. Начаться приступ может после соприкосновения с аллергеном.

В переводе с врачебного языка обструкцией называют сужение просвета бронхов вследствие спазма гладкой мускулатуры в их стенках и скопления мокроты.

При аллергической астме чаще всего приступ начинается с зуда в горле, многократного чихания, насморка. Далее возникает удушающий кашель с затруднённым дыханием. Первая помощь при приступе должна быть незамедлительной и своевременной.

Приступ удушья при бронхиальной астме:

  • может появиться среди полного здоровья;
  • может быть спровоцирован взаимодействием с аллергеном или вирусной инфекцией;
  • требует неотложной помощи в виде ингаляции препарата первой помощи — Сальбутамола.

Диагностические процедуры при респираторных аллергозах включают следующие мероприятия:

  1. Определение показателей функции дыхания (ФВД) с бронхолитиками для постановки основного диагноза.
  2. Определение газов крови.
  3. Специальное аллергологическое обследование, характеризующееся выявлением аллергена.
  4. Для дифференцировки бронхиальной и долевой пневмонии у детей с бронхиальной астмой назначают рентгенографию.

1. Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы включает применение бронхорасширяющих средств. Для купирования приступа бронхиальной астмы применяют средства из фармакологических групп адреномиметиков и холиноблокаторов.

Купирующим эффектом при бронхоспазме обладают следующие препараты:

  • Беродуал в аэрозоле и в растворе для ингаляций для небулайзера;
  • Сальбутамол;
  • Вентолин;
  • раствор Саламол Стери-неб для ингаляций.

Купирование приступа бронхиальной обструкции у детей достаточно быстро происходит после применения этих лекарств.

2. При отсутствии эффекта используют ингаляции с глюкокортикостероидами. Препараты для купирования — Будесонид, Пульмикорт.

Купирование приступа бронхиальной астмы не должно сопровождаться бесконтрольным приемом лекарств, содержащих бета-адреномиметики.

Маленькому пациенту с астмой доктор подберёт базисную терапию для предупреждения приступов бронхиальной обструкции. Базисная терапия характеризуется применением гормональных ингаляторов — Пульмикорта, Альвеско, Асманекса.

Существуют комбинированные гормональные ингаляторы. В состав входит глюкокортикостероид и пролонгированный бета2-адреномиметик. Например, Симбикорт, Тевакомб, Серетид и Серетид-мультидиск. Предотвращению бронхиальной обструкции способствует систематическое использование базисного лечения.

Для улучшения отхождения мокроты применяют препараты Амброксола в таблетированных удобных формах, в виде сладких сиропов, растворов для ингаляций. Данные лекарственные средства оказывают благоприятное действие на состав мокроты и препятствуют её загустеванию.

Прекрасно зарекомендовали себя в терапии атопической бронхиальной астмы антилейкотриеновые препараты — Сингуляр и Аколат. Препараты характеризуются прекрасной переносимостью у детей.

Препарат обладает хорошим противовоспалительным, разжижающими мокроту свойствами. Лекарство стимулирует надпочечниковую кору, снимает спазм, усиливая выработку собственных глюкокортикостероидов. Выпускается в саше по 25 мг. Курс лечения до 1 месяца.

  • детям до четырёх лет рекомендуется делать ингаляции с применением лицевой маски для небулайзера;
  • с 4 до 6-летнего возраста применяют аэрозоли с мундштуком и спейсером;
  • с достижения 6 лет используют порошковые ингаляторы, инактивируемые вдохом;
  • для детей всех возрастов подойдёт небулайзер с лицевой маской.

Прекрасным эффектом при реабилитации больных обладает санаторно-курортное лечение. Педиатры советуют выбирать санатории в местной климатической зоне для избегания проблем с акклиматизацией и адаптацией к новой местности.

Существуют санатории, специализирующиеся исключительно на терапии страдающих бронхиальной астмой пациентов:

  • Белокуриха;
  • Валуево;
  • Болгарский санаторий Сандански;
  • Едел санаторий в Чехии.

Прекрасными климатическими условиями для астматиков обладают курорты на берегу Мёртвого моря.

Применяют следующие методики:

  • посещение гало- и спелеокамеры;
  • оксигенотерапия (горный воздух);
  • ингаляции;
  • массаж;
  • магнитотерапия;
  • аэрозольтерапия.

Аэроионотерапия — метод, применение которого возможно даже при наличии частых приступов астмы. Аэроионизаторы создают направленный поток ионов воздуха. Ионы активируют защитные силы антиоксидантной системы, что оказывает терапевтическое действие.

Аппарат Аэровион способен создавать дозированный поток ионов. Электрическое поле сверхнизких частот, создаваемое прибором, безопасно. Курс 12 процедур.

После снятия обострения рекомендуется применять синусоидально модулированные токи. Аппарат, носящий название «Амплипульс», создаёт пульсацию тока. Больные, получившие курс амплипульс-терапии, отмечают уменьшение кашля, исчезновение одышки, растут показатели ФВД. Процедура улучшает местное кровообращение, регулирует тонус бронхов.

Хорошим противовоспалительным эффектом обладает электромагнитное поле. Дециметровые волны проникают в ткани, активируют окислительно-восстановительные процессы. ДМВ-терапия проводится на приборах «Ранет», «Солнышко». Курс 10 процедур, через день.

При лёгкой бронхиальной обструкции возможно использовать ультразвуковую терапию с достижением противоаллергического эффекта со снятием спазма.

Современным высокоэффективным методом терапии является пунктурная физиотерапия. Аккупунктурные точки при этом методе раздражаются лазером, ультразвуком, КВЧ. Метод безболезненный и хорошо переносится. Воздействием на определённые точки можно снять даже сильное обострение респираторной аллергии.

Рекомендовано исключить из питания ребёнка потенциальные аллергены.

Профилактика приступов бронхиальной астмы – это в том числе и элиминационная диета с исключением продуктов, вызывающих выброс гистамина — шоколада, кофе, клубники, грибов, ферментированных сыров, копчёностей.

Диетическое питание должно быть сбалансировано по энергетической ценности.

Респираторная аллергия, часто характеризующаяся тяжёлыми обострениями — заболевание серьёзное, нередко приводящее к инвалидности.

Поэтому очень важна первичная профилактика бронхиальной астмы у детей, имеющих опасную склонность к атопическим недугам. Она заключается в раннем начале грамотного лечения аллергического насморка, крапивницы, пищевой аллергии. При выявлении бытовой сенсибилизации и наличия аллергического ринита необходимо проведение АСИТ (аллергенспецифическая иммунная терапия).

АСИТ позволяет навсегда избавиться от сенсибилизации к бытовым и особенно к пыльцевым аллергенам.

Профилактика тяжёлых, трудно контролируемых, приступов бронхиальной астмы — применение базисной терапии.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы — комплекс мер по предупреждению астмы у детей, страдающих различными аллергическими недугами.

Больные дети могут быть приглашены на комиссию по медико-социальной экспертизе не ранее полугода от начала терапии бронхиальной обструкции.

При контролируемой респираторной аллергии ограничения жизнедеятельности не наблюдается.

Дети с тяжёлой неконтролируемой медикаментозно бронхиальной астмой, принимающие таблетированные гормональные препараты и нуждающиеся в частом стационарном лечении, как правило, получают инвалидность.

Семья ребёнка-инвалида по бронхиальной астме получает лекарственное и социальное обеспечение по решению МСЭ.

Таким образом, говоря о детской астме, всегда хочется подчеркнуть тот момент, что астма хоть и является серьёзным заболеванием, но вполне может (и должна) быть контролируемой. Родителям необходимо знать, как снять приступ бронхиальной астмы у ребёнка, как правильно пользоваться ингалятором и небулайзером, когда следует незамедлительно обратиться за медпомощью. Посещение астма-школы будет полезно всем, кто столкнулся с проблемой респираторной аллергии.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *