Меню Рубрики

Частота дыхания у детей норма при астме

Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

Первое, чего так долго ждет будущая мама — первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:
• Они достаточно узкие.
• Относительно короткие.
• Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).

Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений — это норма.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.

Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).

Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать «Скорую помощь», чтобы предотвратить необратимые последствия.

Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.

Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

источник

Бронхиальная астма – хроническое заболевание, дыхание при котором изменяется из-за того, что сам дыхательный тракт пациента претерпевает изменения. Слизистая оболочка бронхов утолщается, их мелкие отделы суживаются, продукция слизи стенками дыхательных путей увеличивается.
Все эти факторы осложняют прохождение воздушной волны по бронхиальному дереву. Это явление сопровождают такие изменения: появляются свистящие хрипы, затруднения выдоха, дыхание становится более шумным, частота его может значительно возрастать.

Нормальная частота дыхания составляет 16-18 дыхательных движений в минуту.

Дыхание астматика может быть изменено как во время приступа, так и в межприступный период, если болезнь протекает достаточно тяжело. Чтобы обнаружить эти изменения, необходимы тщательный опрос больного, выявляющий одышку и ее экспираторный характер, то есть связь явления с выдохом, а также грамотное физикальное обследование.

Физикальным обследованием называются все те методы, результаты которых врач получает при помощи собственных систем органов чувств: обоняния, зрения, осязания и слуха. В случае с дыхательными изменениями у астматика важнейшим элементом для врача является слух. Астматические хрипы позволяет выявить аускультация или выслушивание грудной клетки.

Хрипы при астме формируются следующим образом:

  1. Из-за воспаления мышечные клетки в разных отделах дыхательного тракта спазмируются с разной силой;
  2. Мелкие бронхи – бронхиолы, суживаются;
  3. Степень сужения бронхиол зависит от степени сжатия мышечных клеток и степени утолщения слизистой оболочки дыхательного тракта;
  4. Прохождение воздушного потока через суженые отделы бронхиального дерева вызывает хрипы;
  5. Хрипы рассеянные, то есть неодинаковые над разными отделами грудной клетки.

В периоды между приступами, если течение болезни не слишком тяжелое, аускультация может вовсе не выявлять хрипы.

В противном же случае, если бронхиальная астма протекает особенно тяжело, свистящие хрипы у больного могут быть слышны даже на расстоянии.

Если хрипы выслушиваются в периоде между приступами, а также могут быть слышны на расстоянии, хотя раньше этих явлений у пациента не наблюдалось, следует незамедлительно принимать меры: это, скорее всего, свидетельствует об усугублении течения заболевания. В этом случае пациенту может угрожать тяжелая недостаточность дыхания.

Дыхательная недостаточность – это осложнение, которое возникает при многих острых и хронических заболеваниях дыхательного аппарата, в том числе при бронхиальной астме. Этот синдром является одной из главных причин, по которым у больных значительно снижается трудоспособность, физическая бытовая активность, растет ранняя смертность.

Дыхательная недостаточность – состояние, при котором газовый состав крови больного не может быть обеспечен работой его легких: парциальное давление кислорода в артериальной крови снижается до 60 мм ртутного столба и ниже этого значения, а парциальное давление углекислого газа возрастает при этом до 49 мм ртутного столба и выше этого значения. Развиваются гипоксемия, то есть недостаток кислорода, и гиперкапния, то есть избыток углекислого газа.

Наиболее простое и понятное определение синдрома дыхательной недостаточности было дано в 1947 году на XV терапевтическом Всесоюзном съезде. Оно заключает в себе следующее: дыхательная недостаточность есть состояние, при котором либо поддержание нормального газового состава в артериальной крови не может быть обеспечено, либо оно может быть достигнуто лишь за счет патологической работы дыхательного аппарата, что ведет к уменьшению функциональных возможностей.

Из официального определения 1947 года следует главное, что нужно уяснить о синдроме: дыхательная недостаточность может быть компенсированной, когда, за счет механизмов адаптации, организму удается поддержать газообмен на нормальном или близком к нормальному уровне, и декомпенсированной. Когда механизмы адаптации или компенсаторные механизмы уже не могут работать, дыхательная недостаточность усугубляется до такой степени, что газообмен страдает постоянно, без достижения нормальных газовых значений.

Это может оканчиваться фатальным исходом.

В зависимости от того, почему возникла дыхательная недостаточность, последнюю можно классифицировать на следующие:

1. Вентиляционная или гиперкапническая дыхательная недостаточность;

Для этой формы недостаточности дыхания характерно уменьшение выведения углекислого газа из организма. Возникает она вследствие:

  • Повреждений регуляторного дыхательного центра, который находится у человека в продолговатом мозге;
  • Поражений аппарата, обуславливающего движения грудной клетки во время дыхания, например, дыхательных нервов или мускулатуры;
  • Вследствие рестриктивных нарушений, то есть уменьшения количества дыхательных мешочков, непосредственно принимающих участие в дыхании. Подобные расстройства могут возникать при сдавлении легкого воздухом, жидкостью или при уменьшении площади дыхательной поверхности в связи с большим пневмоническим очагом, замещении легочной ткани соединительной. В связи с этим выделяется так называемая дыхательная недостаточность по рестриктивному типу.

Важно, что гиперкапнический вариант дыхательной недостаточности также возникает при сужении всего дыхательного тракта или его частей, что характерно для бронхиальной астмы. То есть обструкции воздухоносных путей. В связи с этим выделяется дыхательная недостаточность по обструктивному типу.

2. Паренхиматозная или гипоксемическая дыхательная недостаточность.

Для этой формы недостаточности дыхания характерно нарушение процесса обогащения крови кислородом, то есть гипоксемией. Развивается обычно при поражении так называемой альвеолярно-капиллярной мембраны, через которую и происходит собственно газообмен в дыхательных мешочках легких – альвеолах: кислород попадает в микрососуды слизистой оболочки дыхательных мешочков и начинает распространяться к органам и тканям всего организма.

При бронхиальной астме вентиляционная дыхательная недостаточность обычно через некоторое время начинает сопровождаться паренхиматозной, поскольку бронхообструкция неизменно ведет к повреждению дыхательной мембраны в альвеолах.

При бронхиальной астме и других заболеваниях дыхательного аппарата важно, чтобы дыхательная недостаточность была определена как синдром, а степень её учтена при лечении.

Чтобы определить недостаточность дыхания при астме, необходимо, чтобы была исследована функция внешнего дыхания у пациента.

Основные цели и задачи, которые необходимо выполнить во время оценки функции внешнего дыхания у больного, следующие:

  • Диагностировать нарушения функции внешнего дыхания;
  • Оценить тяжесть дыхательной недостаточности;
  • Дифференцировать обструктивные нарушения внешнего дыхания от рестриктивных;
  • Обосновать назначаемое лечение недостаточности дыхания;
  • Оценить эффективность терапии.

Чтобы решить вышеупомянутые задачи, применяются такие методы диагностики, как спирометрия и спирография, пневмотахометрия, тесты на диффузионную способность легких.

Чаще всего для изучения показателей внешнего дыхания при бронхиальной астме применяются такие методы, как спирометрия и спирография.

Спирометрический метод отличается от спирографического тем, что прибор спирограф не только измеряет основные дыхательные показатели у пациента, но и регистрирует все их изменения графическим способом.

Схема устройства спирометра.

Методика исследования заключается в следующем. Простая модель спирографа совмещает в себе подвижный цилиндр, который наполнен воздухом и помещен в емкость с водой, а также соединен с устройством-регистратором.

Больной садится на стул и дышит в трубку, которая находится в соединении с цилиндром, в котором воздух. Когда объем легких во время дыхания изменяется, объем цилиндра тоже претерпевает изменения.

Режимы проведения исследования:

  • Ранним утром, натощак, после отдыха в течение одного часа в положении лежа. До проведения исследования, за 12-24 часа, отменяется прием всех лекарств.
  • Утром или в дневное время, натощак либо через 2 часа после легкого завтрака. Перед тем, как проводить исследование, пациент отдыхает в течение 15 минут. Измерения проводятся в положении пациента сидя.
Читайте также:  Осложнения гормональной терапии при бронхиальной астме гипокалиемия

Температура воздуха в помещении для исследования должна составлять 18-24 градуса. Пациенту необходимо пояснить цели исследования и механизм его проведения.

Очень показательной для астматика является так называемая кривая «поток–объем». Этот график показывает объемную скорость потока вдыхаемого и выдыхаемого пациентом воздуха. При бронхиальной астме форма графической линии изменяется: образуется ее «провал».

Слева, закрашенная серым, кривая астматика. Виден «провал» в сравнении с нормой, приведенной справа.

Кривая форсированного выдоха также изменяется. У пациента с обструктивными изменениями в дыхательном аппарате, как при бронхиальной астме, объем форсированного выдоха за первую секунду значительно уменьшается.

Под буквой Б изображена кривая форсированного выдоха у астматика. Видно, что объем форсированного выдоха за первую секунду у последнего значительно меньше нормы, изображенной под буквой А.

По изменяющимся графическим данным можно судить об изменениях показателей функции внешнего дыхания у астматика в динамике, а также оценить эффективность лечебных мероприятий.

Самым страшным для пациента с дыхательной патологией, в том числе и для астматика, осложнением следует признать острую недостаточность дыхания, которая может привести даже к фатальному исходу.

Симптомы острой недостаточности дыхания быстро появляются и усиливаются. У больного учащается дыхание, увеличивается частота сокращений сердца, нарастает одышка, повышается артериальное давление, кожные покровы становятся цианотичными, то есть приобретают синюшный оттенок, астматик испытывает чувство страха, ощущение боли в груди, может потерять сознание.

Чтобы диагностировать острую форму недостаточности дыхания и быстро принять меры по ее устранению, необходимо оценить следующие показатели крови:

  • Сатурация. Эта величина показывает, каково насыщение гемоглобина кислородом.
  • Содержание буферных оснований или ВВ, бикарбоната, SB, и величины избытка оснований или BE. Все эти показатели отражают ионный баланс в крови.
  • Парциальное давление кислорода в крови или PaO, а также парциальное давление углекислого газа в крови или PaCO2. Эти показатели наиболее точно отражают способность легких к поглощению кислорода и к выведению углекислого газа.

Чтобы контролировать вышеупомянутые показатели в динамике, в артерии больного устанавливается катетер.

Постановка катетера в лучевую артерию.

Через него в любой момент можно получить небольшое количество крови для анализа.

Если человек болен бронхиальной астмой, то об изменениях его дыхательного аппарата, характерных для этой болезни, свидетельствуют изменения дыхания. Дыхательный акт у такого пациента во время приступов, а также, иногда, в период между ними, становится шумным, затрудненным на выдохе, сопровождается свистящими хрипами, которые иногда могут выслушиваться даже на расстоянии. Хрипы при этом рассеянные, различные над разными участками грудной клетки, так как сужение разных бронхиальных ветвей вариабельно, то есть неравнозначно.

Важным осложнением, связанным с нарушением функции дыхания у астматика, является дыхательная недостаточность. Недостаточность дыхания может быть хронической, нарастающей постепенно, или острой. О ней свидетельствуют такие методы оценки дыхания, как спирометрия и спирография, а также контроль газового состава крови и ее ионного состава.

Как только нарушения в дыхании у больного бронхиальной астмой начинают усиливаться или проявляться впервые, необходимо незамедлительно обратиться в лечебное учреждение. Это поможет своевременно принять меры и предотвратить наступление тяжелой недостаточности дыхания.

источник

При каждом остром приступе следует отметить длительность симптомов, получаемое лечение и течение предыдущих приступов. Клинические особенности следующие.
• Свистящее дыхание и тахипноэ (частота дыхания >50 в минуту у детей 2-5 лет, >30 — у детей 5 лет и старше), но это плохой ориентир тяжести состояния.
• Нарастающая тахикардия (>130 в минуту у детей в возрасте 2-5 лет, >120 — у детей 5 лет и старше) — лучший ориентир тяжести состояния.
• Участие вспомогательных мышц и западение уступчивых мест грудной клетки — также хороший ориентир тяжести.
• Наличие ярко выраженного парадоксального пульса (разница между систолическим давлением на вдохе и выдохе) указывает на среднюю степень тяжести или тяжёлую степень у ребёнка, но такие измерения трудно выполнить точно, поэтому это ненадёжный ориентир.

• Если одышка влияет на речь, приступ тяжёлый.
• Цианоз, быстрая утомляемость, сонливость — поздние симптомы, указывающие на угрожающий жизни приступ астмы, они могут сопровождаться отсутствием шумов в грудной клетке (немая грудная клетка) при аускультации, поскольку объём выдыхаемого воздуха очень мал. Однако возможна недооценка тяжести острого приступа астмы, если используют только объективное обследование. Поэтому нужны следующие действия.
• Следует измерить пульсовым оксиметром насыщение кислородом артериальной крови у всех детей, госпитализированных с острой астмой. Насыщение кислородом менее 92% подразумевает тяжёлый или угрожающий жизни приступ астмы.
• У детей школьного возраста следует регулярно измерять ПСВ.

1. Определить тяжесть приступа астмы у детей:
• лёгкий;
• средней степени;
• тяжёлый;
• угрожающий жизни

2. Мешает ли одышка речи или приёму пищи?

3. Оценка дыхания при острой астме у детей:
• Одышка — тяжёлая, если >30 в минуту
• Западение уступчивых мест грудной клетки:
• средней степени — некоторое западение межрёберных промежутков;
• тяжёлый — использование вспомогательных шейных мышц;
• Угрожающий жизни — слабые дыхательные усилия

Аускультация:
• свистящее дыхание;
• немая грудная клетка — слабое поступление воздуха при угрожающем жизни приступе

4. Пульс: частый >120 в минуту
5. Уровень сознания — изменён при угрозе жизни
6. Ребёнок обессилен?
7. Язык: цианоз при угрожающем жизни приступе

8. ПСВ (% должной):
• средней степени >50%;
• тяжёлый 92%;
• тяжёлый или угрожающий жизни

Острая одышка пугает как ребёнка, так и родителей. Квалифицированное лечение в спокойной обстановке — ключ к их уверенности. Ингаляционные бронходилататоры в высоких дозах, глюкокортикоиды и кислород составляют базисную терапию тяжёлой острой астмы.

После постановки диагноза ребёнку следует дать как можно быстрее b2-бронходилататор. При тяжёлом приступе нужно давать высокие дозы и повторять приём каждые 20-30 мин. При астме средней степени тяжести следует дать 10 вдохов b2-бронходилататора через ингалятор с измерителем доз и спейсер большого объёма. При тяжёлом, угрожающем жизни приступе астмы может быть необходимо дать b2-бронходилататор через небулайзер.

Эффективно при тяжёлой астме дополнение первоначальной терапии ипратропия бромидом через небулайзер. Кислород вводят при снижении насыщения кислородом артериальной крови. Короткий курс (2-5 дней) преднизолона перорально ускоряет выздоровление при острой астме средней степени тяжести или тяжёлой.

Внутривенная терапия играет роль у меньшего количества детей, слабо реагирующих на ингаляционные бронходилататоры. Им вводят аминофиллин или сальбутамол внутривенно. При внутривенном применении аминофиллина дозу насыщения вводят в течение 20 мин с последующей непрерывной инфузией.

Быстрое введение может вызвать судороги, тяжёлую рвоту и летальную сердечную аритмию. Если ребёнок уже получает теофиллин перорально, дозу насыщения вводить не следует. Как при введении аминофиллина, так и сальбутамола нужен мониторинг ЭКГ и контроль электролитов крови. Растёт количество доказательств того, что при угрожающем жизни приступе астмы эффективно внутривенное введение магния сульфата.

Антибиотики вводят только при наличии клинических признаков бактериальной инфекции. Иногда эти меры неэффективны, тогда показана ИВЛ.

После обострения следует пересмотреть поддерживающую терапию и технику ингаляций и изменить их, если они не соответствуют требованиям. Ребёнку нужно составить индивидуальный план действий при астме, а также организовать соответствующее диспансерное наблюдение для контроля течения заболевания врачом общей практики или для более сложных пациентов — педиатром.

1. Умеренная астма:
• Насыщение кислородом >92%
• ПСВ >50% должной или выше
• Нет клинических признаков тяжёлой астмы

Лечение умеренной астмы у детей:
• Кислород через лицевую маску/носовые канюли для достижения нормального насыщения кислородом
• b2-Агонисты короткого действия через спейсер, 2-4 вдоха каждые 2 мин, до 10 вдохов при необходимости
• Рассмотреть применение преднизолона перорально
• Повторная оценка в течение 1 ч

2. Тяжёлая астма:
• Одышка мешает разговору или питанию
• Участие вспомогательных мышц шеи
• Насыщение кислородом 50 в минуту (возраст 2-5 лет) или >30 в минуту (возраст старше 5 лет)
• Пульс >130 в минуту (возраст 2-5 лет) или >120 в минуту (возраст старше 5 лет)
• ПСВ >50% должной или выше

Лечение тяжелой астмы у детей:
• Кислород через лицевую маску/носовые канюли для достижения нормального насыщения кислородом
• b2-Агонисты короткого действия (сальбутамол или тербуталин) 10 вдохов через спейсер или небулайзер
• Преднизолон перорально или в/в гидрокортизон
• При недостаточной реакции ипратропия бромид через небулайзер
• При необходимости повторять приём бронходилататоров каждые 20-30 мин

3. Угрожающая жизни астма:
• Немая грудная клетка
• Слабые дыхательные усилия
• Изменённое сознание
• Цианоз
• Насыщение кислородом 50% должной или выше

Лечение угрожающей жизни астмы у детей:
• Кислород через лицевую маску/носовые канюли для достижения нормального насыщения кислородом
• b2-Агонист (сальбутамол или тербуталин) плюс ипратропия бромид через небулайзер
• В/в гидрокортизон
• Обсудить со старшим врачом, педиатрической бригадой интенсивной терапии или педиатром
• Повторять приём бронходилататоров каждые 20-30 мин

Оценка реакции на лечение острой астмы у детей: мониторинг частоты дыхания, пульса, насыщения кислородом, ПСВ

Тактика при улучшении на фоне лечения острой астмы у детей:
• Продолжить приём бронходилататоров каждые 1-4 ч
• Выписка при стабилизации на фоне лечения в течение 4 ч
• Продолжить пероральный приём преднизолона до 3 дней

Тактика при отсутствии улучшения на фоне лечения острой астмы у детей:
• Перевести в отделение интенсивного наблюдения или педиатрическое отделение интенсивной терапии и обдумать проведение рентгенографии грудной клетки и исследования газового состава крови
• Сальбутамол или аминофиллин внутривенно (с осторожностью, если уже вводят теофиллин)
• Обдумать введение болюса в/в магния сульфата

Рекомендации по выписке детей после лечения острой астмы:
• Проверить лечение и технику ингаляции
• Составить индивидуальный план действий при астме
• Организовать соответствующее диспансерное наблюдение

источник

Как же распознать коварный недуг? Как помочь ребенку во время приступа бронхиальной астмы?

«Астма — это когда ходишь в четверть шага, думаешь в четверть мысли, работаешь в четверть возможности и только задыхаешься в полную мощь» (К. Паустовский)

По официальным данным, распространенность бронхиальной астмы у детей составляет 5-12%. Однако заболевание встречается гораздо чаще. К сожалению, диагноз выставляется своевременно всего лишь в одном случае из четырех-пяти. А ведь бронхиальная астма — очень грозное заболевание, поскольку в любой момент ее течение может осложниться приступом.

Так как же распознать коварный недуг? Как помочь ребенку во время приступа бронхиальной астмы?

Бронхиальная астма: особенности приступа в зависимости от возраста ребенка

Дорогие мамы, конечно, вы не врачи и всего знать не можете, да и не обязаны. Однако будет лучше, если вы «вооружитесь» некоторыми знаниями о симптомах приступа бронхиальной астмы в зависимости от возраста ребенка. Это необходимо для того, чтобы вы смогли оказать своевременную помощь своему малышу.

Бронхиальная астма иногда дебютирует даже в первые месяцы жизни . Однако, к сожалению, диагноз зачастую выставляется позднее. Поскольку врачи принимают затрудненное дыхание у малыша и влажный кашель за проявление острой вирусной инфекции или острого оструктивного бронхита.

Причина — нетипичное течение заболевания у детей в первые несколько лет жизни. Это связано с некоторыми особенностями строения легочной ткани (небольшой объем) и бронхиального дерева (узкий просвет бронхов, легкоранимая слизистая оболочка, хорошее кровоснабжение).

Все эти моменты приводят к развитию выраженного отека и сужения бронхов (спазму), а также выделению большого количества слизи в их просвет. В результате нарушается проходимость бронхов. Поэтому в легких у малютки выслушивается большое количество влажных хрипов.

• у малыша эпизоды сильного мучительного кашля повторяются, а интервал между ними менее восьми дней

Читайте также:  Способы снятия стресса при бронхиальной астме

• на протяжении трех дней у ребенка возникают ночные приступы сильного мучительного кашля.

Перед развитием типичного (обычного) приступа бронхиальной астмы начинаются так называемые предвестники , которые могут продолжаться от нескольких часов до двух-трех суток. В этот период кроха возбужден, раздражителен, плохо спит или сонливый, иногда испуган, говорит шепотом.

Сам приступ чаще всего развивается в ночные или утренние часы. Это связано с тем, что ночью увеличивается уровень биологически активных веществ, вызывающих сужение бронхов. В то же время, уровень гормонов, расширяющих бронхи, наоборот, уменьшается. Кроме того, ночью активность мышц, участвующих в дыхании, значительно снижена.

Как правило, типичный приступ бронхиальной астмы начинается и протекает следующим образом:

* Утром у крохи из носа появляются жидкие выделения, он начинает чихать и чесать нос, а спустя несколько часов присоединяется кашель.

* Во второй половине дня или ближе к вечеру кашель усиливается, как правило, уже становится влажным. Тогда как у детей постарше обычно он становится влажным ближе к концу приступа.

* Приступ начинается ночью или ближе к утру (четыре-шесть часов утра): кашель становится приступообразным, мучительным, упорным. Когда он достигает максимума, может появиться рвота, в которой присутствует вязкая слизистая мокрота.

Во время приступа малыш тяжело и часто дышит (одышка), у него затруднен и удлинен выдох. При этом дыхание у крохи становится шумным, свистящим и слышимым на расстоянии нескольких метров.

Кроме того, в дыхании часто принимает участие вспомогательная мускулатура. Вы можете это заметить по втягивающимся межреберным промежуткам, участкам шеи над грудиной и ключицами, а также по раздувающимся крыльям носа.

В момент приступа ребенок ведет себя беспокойно и отказывается ложиться. Он стремится занять вынужденное, но удобное положение: полусидя или сидя, но опираясь руками на колени. Поскольку это облегчает дыхание.

Нередко кожа меняет свой цвет : вокруг рта (носогубный треугольник) и на кончиках пальцев она может приобрести синюшный оттенок.

* Зачастую во время приступа у ребенка поднимается температура тела, что и становится основой для установления неправильного диагноза: «ОРВИ», «Пневмония», «Обструктивный бронхит».

* Приступ заканчивается самостоятельно или при помощи лекарственных препаратов отхождением мокроты.

* После приступа малыш обычно сонливый и заторможенный.

Однако из-за особенностей строения легких и бронхов типичный приступ у деток до трех лет развивается редко. Гораздо чаще он протекает в виде упорного мучительного кашля в ночное время.

Приступ связан больше со спазмом бронхов, тогда как отек слизистой и выделение в их просвет слизи выражено незначительно. Поэтому он сопровождается сухими хрипами и сухим кашлем, а ребенок жалуется на чувство сдавленности в груди. Все остальные симптомы приступа бронхиальной астмы такие же, как и у детей до трех лет.

Кроме того, если у ребенка любого возраста бронхиальная астма протекает тяжело, приступ может развиться и в дневное время.

* Чтобы вовремя заметить учащенное дыхание у крохи, вам необходимо научится правильно определять его частоту.

Для этого вне приступа положите ладонь на грудь или спинку малыша и посчитайте, сколько раз она поднимется за 15 секунд. Затем полученную цифру умножьте на 4, что составит число дыхательных движений в минуту. Или посчитайте за 30 секунд и умножьте на 2.

Во время приступа точно также считайте частоту дыхательных движений. Это поможет вам понять, улучшается ли состояние ребенка или нет.

В норме частота дыхательных движений в минуту у ребенка составляет:

— с шести до двенадцати месяцев — 35-40

— с четырех до шести лет — 24-26

— с семи до девяти лет — 21-23

— с десяти до двенадцати лет — 18-20

— с тринадцати лет и старше — 16-18

* Существует устройство, которое позволяет узнать о приближении приступа бронхиальной астмы у ребенка за несколько часов или даже дней до него — пикфлоуметр. Это портативный прибор, который снабжен шкалой и подвижной стрелкой.

Пикфлоуметр измеряет пиковую скорость выдоха (ПСВ), которая уменьшается при сужении просвета бронхов. Прибор хорош, но имеет недостаток: его после небольшого обучения могут использовать только дети старше пяти лет.

Прежде всего, запомните, что дома вы можете купировать только легкие и умеренно выраженные приступы. Во время них у ребенка появляется одышка (учащается дыхание и затрудняется выдох) лишь при движении или проявлении эмоций — например, если малыш играет, ходит, смеется, плачет, кушает. То есть одышка у крохи в состоянии покоя отсутствует. Кроме того, цвет кожи во время приступа не меняется.

Если приступ развился впервые, немедленно вызовите скорую помощь, а до ее приезда помогите крохе:

* По возможности прекратите контакт с аллергеном, если он известен.

* Обеспечьте доступ воздуха в помещение.

* Снимите, если есть, тугую одежду.

* Помогите крохе принять положение полусидя. Так ему будет легче дышать.

* Сохраняйте спокойствие и внушайте малышу, что опасности никакой нет и приступ скоро пройдет. Так вы успокоите его.

* Поите малыша чистой или минеральной негазированной водой часто и небольшими порциями. Это очень важно, поскольку при учащенном дыхании он теряет много жидкости, что ведет к обезвоживанию, усиливает сужение бронхов и ухудшает общее состояние ребенка.

Если диагноз уже выставлен, а приступ развился не впервые, у вас уже должна быть аптечка с необходимыми лекарственными препаратами быстрого действия, которые расширяют бронхи (бронхолитики).

Как правило, это баллончик дозированного аэрозольного ингалятора: беродуал, сальбутамол, беротек или другие. Поэтому примените рекомендованный врачом лекарственный препарат (одну ингаляционную дозу), дайте свободный доступ воздуху, обязательно успокойте ребенка и поите его водой.

Затем каждые 20 минут оценивайте общее состояние крохи и при необходимости повторяйте ингаляцию. Например, если ребенок себя чувствует лучше, но кашель и небольшая одышка сохраняется.

Однако помните, что для купирования одного приступа бронхиальной астмы можно применить всего пять-шесть ингаляций с двадцатиминутным интервалом. Поскольку возможна передозировка лекарственного препарата или развитие нежелательных последствий (побочных эффектов). Обычно для снятия легкого и умеренного выраженного приступа бронхиальной астмы достаточно от 1 до 3 ингаляций с двадцатиминутным интервалом.

Когда дыхание станет реже, а кашель уменьшится, можно считать, что состояние ребенка улучшилось.

К сожалению, дети не всегда могут сделать полноценный вдох, поэтому поэтому для ингаляций используйте специальное вспомогательное устройство — спейсер.

Он представляет собой полый цилиндр (но может иметь и другую форму), который снабжен маской или мундштуком. Пользоваться спейсером несложно: в специальное отверстие вставляется баллончик с лекарственным веществом, которое впрыскивается в полость приспособления, а его вдыхание осуществляется через маску (у малышей до четырех лет) или мундштук (у детей старше четырех).

Кроме того, детям первых лет жизни для доставки лекарственного вещества непосредственно в легкие предпочтительнее пользоваться небулайзерами (ингаляторами). Для них используйте аптечные растворы лекарственных препаратов, дозировка которых должна соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего применять компрессорный ингалятор или меш-небулайзер, поскольку в них лекарственные вещества не разрушаются.

Во время приступа не накладываете ребенку горчичники, не делайте ножных ванн с теплой водой, не растирайте его кожу пахнущими веществами, не давайте отвары трав и мед. Эти действия могут только усилить приступ!

Важно! Помните, что у детей общее состояние может быстро и резко ухудшиться, поэтому не медлите с вызовом машины скорой помощи в следующих ситуациях:

* Если по истечении одного-двух часов от начала оказания помощи приступ не купировался.

* При появлении учащенного дыхания и затрудненного выдоха у ребенка в состоянии покоя.

* Когда ребенку трудно говорить и ходить, он сидит в вынужденном положении.

* Если кожа малыша побледнела или появилась ее синюшность на кончиках пальцев, вокруг губ и крыльев носа.

* Когда кроха излишне возбужден («дыхательная паника») или у него нарастает слабость.

* Если вы живете далеко от лечебного учреждения.

* У вас отсутствует возможность оказать помощь в полном объеме дома.

* Если вашему малышу еще не исполнился год.

Все зависит от общего самочувствия ребенка:

— Если ваш малыш на следующий день активен и чувствует себя хорошо , продолжите основное (базисное) лечение, назначенное врачом.

— Если у ребенка сохраняется кашель, усиливающийся после физической или эмоциональной нагрузки, постарайтесь оградить его от активных игр и бега.

Для лечения продолжайте вводить препарат, расширяющий бронхи, еще 1-2 дня по одной ингаляции каждые 4 часа бодрствования.

И обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом. Поскольку возможно понадобится увеличить дозу уже назначенного лекарственного препарата для основного (базисного) лечения на 7-10 дней или прописать другое лекарство.

Важно! Препараты, расширяющие бронхи, применяются только для купирования приступа бронхиальной астмы. Поскольку они не действуют на аллергическое воспаление и не обладают лечебными свойствами . Поэтому никогда не увеличивайте их дозу или длительность применения, лучше обратитесь к врачу.

Дорогие мамы, приступ — грозное осложнение бронхиальной астмы, поэтому лучше предупреждайте его развитие. Для этого старайтесь ограждать малыша от возможных провоцирующих факторов (домашняя пыль, мед, шерсть животных и другие), а также соблюдайте все врачебные рекомендации. И тогда вы сможете контролировать это коварное заболевание, а ваш малыш будет наслаждаться свободным дыханием.

Автор : Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

источник

Дыхание является показателем нормального функционирования всего организма (сердечной мышцы, легочной и нервной систем). Важно обращать внимание на частоту и глубину вдохов и выдохов у детей. При отклонении значений от нормы, требуется консультация педиатра и пульмонолога, кардиолога.

Специалисты проводят полное обследование с учетом изменения данных по возрастам.

В период внутриутробного развития плода осуществляется закладка и развитие жизненно важных органов. Завершение их формирования происходит после рождения. Дыхательная система начинает функционировать в полную силу только во взрослом возрасте.

Отличительные черты органов дыхания у детей:

  • с рождением ребенок делает первый вдох и происходит раскрытие легких. Их объем гораздо меньше, чем размеры грудной клетки. Но содержится достаточное количество кровеносных сосудов. Для насыщения органов кислородом дети совершают дыхательные движения чаще, чем взрослые;
  • большое количество дыхательных движений детей обусловлено и тем, что основная масса кислорода поступает через носовые проходы. У детей они узкие и короткие и содержат большое количество лимфатических и кровеносных сосудов. При малейшем раздражении (попадание пыли, инфекции или аллергенов) происходит отек слизистой, что еще больше затрудняет прохождение воздуха в легкие.

Дети плохо умеют дышать через ротовую полость, поэтому родителям рекомендуется чаще прочищать носовые проходы.

Частота дыхания у детей (норма по возрастам имеет существенные различия) проверяется педиатрами при ежемесячных осмотрах и сравниваются с показателями по возрасту ребенка. Подсчет количества вдохов и выдохов можно произвести родителями самостоятельно. При определении показателей нужно учитывать возраст ребенка, его весовую категорию, общее состояние здоровья и время суток.

Последовательность выполнения процедуры на дому:

  1. Определить тип дыхания у ребенка. До 4 лет у детей преобладает дыхание животом, то есть, при вдохах и выдохах происходит подъем и опускание брюшины (живота). С 4 до 10 лет отмечается преимущественно грудное дыхание. Визуально отмечается подъем и опускание грудной клетки. После 10 лет у мужского пола преобладает дыхание животом, а женского, грудное дыхание.
  2. После определения типа дыхания требуется подготовить часы с наличием секундной стрелки и привести ребенка в спокойное состояние. Игра, просмотр мультиков или испуг о предстоящей процедуре не позволит получить точные данные. У грудничков рекомендуется производить замеры в период сна. Показатель будет чуть ниже, чем в период бодрствования.
  3. Удобной позой для правильного подсчета вдохов и выдохов является лежачее положение. Детей с 1 года до 5 лет можно успокаивать погремушкой или спокойной беседой. В данном случае потребуется участие 2 родителей.
  4. Оценивать количество дыхательных движений можно визуально или путем прикладывания руки к животу или ребрам.
  5. Наиболее точными считаются показатели, замеренные за 1 мин. Если ребенок непоседа, то разрешено производить подсчеты по 15 или 30 сек. Полученное число умножить на 4 или 2. Но данные будут с погрешностью.
  6. Для повышения точности замера, процедуру требуется производить 3-4 раза. Полученное среднее арифметическое значение даст точное число, которое нужно сравнить с нормой по возрасту.
Читайте также:  Последствия инвалидности по астме

Одновременно рекомендуется измерять количество сердечных сокращений. При наличии отклонения показателей, ребенка нужно показать педиатру. Специалистом производится повторный замер показателем с учетом сопровождающих факторов (лишний вес, наличие насморка).

Сравнение частоты дыхания с нормативами требуется для оценки развития дыхательной системы и работы сердца. Изменение показателей в любую сторону может свидетельствовать о наличии патологии (инфекционной и неинфекционной природы).

Своевременное определение отклонений в развитии увеличивает вероятность полного выздоровления ребенка, без развития осложнений. Если замеры производились на протяжении нескольких дней, то их нужно показать педиатру. Данные позволят быстрее установить диагноз.

У новорожденных детей отмечаются самые высокие показатели частоты дыхания. Причем у недоношенных детей, значение может иметь уменьшенный диапазон из-за неритмичности вдохов и выдохов. Отклонения от нормы может определить только педиатр.

Допустимый диапазон частоты дыхания у детей до года:

Возрастной параметр Количество дыхательных движений в 1 мин
Доношенные дети Недоношенные
С рождения до 14 дней 40-60 20-80
С 15 дня до 3 месяцев 40-45 35-50
С 3 до 6 месяцев 30-40 35-45
Старше 6 месяцев и до года 30-35 30-35

К году диапазон частоты дыхания у доношенных и недоношенных детей сужается. У детей рожденных раньше срока остановка дыхания на 10-15 сек, считается нормой, если нет посинения конечностей и нарушения развития ребенка. При наличии отклонений необходим срочный осмотр у педиатра.

Частота дыхания у детей (норма по возрастам, представленная в таблице, не учитывает особенности состояния ребенка) постепенно снижается до достижения ребенком 18 лет. Так как происходит полное раскрытие легких (на всю грудную клетку), изменяется состояние носовых проходов и ребенок учится осуществлять дыхание через рот.

Показатели частоты дыхания детей от года до 18 лет:

Возрастные диапазоны Минимальное количество вдохов в мин Максимальное количество вдохов в мин
С 1 года до 2 лет 30 35
С 2 до 3 лет 25 35
С 3 до 4 лет 25 30
С 4 до 5 лет 20 30
С 5 до 7 лет 20 25
С 7 до 10 лет 18 25
С 10 до 14 лет 18 20
С 14 до 18 лет 16 20

При измерении частоты вдохов и выдохов самостоятельно, рекомендуется обращать внимание на глубину вдохов.

Если дыхание поверхностное, тогда оно естественным образом будет более частым, для восполнения дефицита кислорода. Если ребенок дышит полной грудью, но часто, то это сигнализирует о развитии патологии. Необходимо обследование легочной и сердечно-сосудистой систем.

Показатели ритмичности и частоты дыхания в период ночного сна отличаются от значений в момент бодрствования. У грудничков, во время отдыха, может отмечаться периодическое дыхание (рассмотрено ниже) или апноэ (остановка дыхания на 10-15 сек с кратностью повторений не менее 15 раз в течение 1 часа).

В момент сна происходит отдых всего организма (расслабление мышц и нервной системы, замедление сердечных сокращений), в результате потребление кислорода снижается, как следствие уменьшается частота и глубина вдохов и выдохов. При сомнении, дышит ребенок или нет, можно определить наличие вдохов по поднятиям и опусканию ребер или брюшины.

Не рекомендуется будить ребенка каждые 5-10 мин. Это навредит его нервной системе.

При наличии апноэ у недоношенных детей, родителям рекомендовано наблюдать за ритмичностью дыхания. Иногда малыш не может возобновить дыхательных процесс во сне из-за расслабления мышц. Рекомендуется будить ребенка, при отсутствии реакции срочно вызывать неотложную помощь, дополнительно принимать необходимые меры по восстановлению дыхательного процесса.

По мере взросления ритмичность и частота дыхания в период сна стабилизируются. В редких случаях данные отклонения наблюдаются у взрослого.

Факторы уменьшения частоты вдохов и выдохов могут иметь естественную и патологическую природу:

Естественные процессы Патологические процессы
Частые приступы апноэ. Травмы в области грудной клетки. Возможно, повреждение легочной ткани, или из-за ушиба процесс дыхания может сопровождаться сильными болями, что будет препятствовать нормальному ритму дыхания.
Сильное расслабление дыхательных мышц в период сна. Повреждение клеток головного мозга отвечающих за дыхательный рефлекс.
Физиологическая особенность организма (редкая частота дыхания). Наличие инородного предмета в дыхательных путях.
Формирование легочной системы при взрослении ребенка. Повреждение или воспаление нервных клеток регулирующих частоту вдохов и выдохов.
Понижение температуры Нарушение состояния или функционирования бронхов.
Побочное действие от приема лекарственных средств.
Удар током может привести к замедлению процесса дыхания.
Нарушение кровоснабжения, отек или опухолевые образования в головном мозге, влияющие на функционирование органов дыхания.
Травмирование позвоночника. Возможно нарушение нервных клеток регулирующих работоспособность мышечной ткани, отвечающей за дыхательные сокращения.
Сильное отравление организма ядами. Происходит сбой в работе всех органов и систем.
Атрофия мышечной ткани в результате паралича или длительного бездействия мышц.
Искривление позвоночника или рахитизм с последующей деформацией грудной клетки.
Патологические процессы в сердечно-сосудистой системе.

Видео о том, как поступать в случае задержки у ребенка дыхания:

Является ли нарушение процесса дыхания патологией или естественным процессом, возможно, определить при регулярном наблюдении за ребенком и полном обследовании у педиатра и пульмонолога.

Частота вдохов и выдохов может отклоняться от норм по возрасту в большую сторону, также, вследствие воздействия естественных и патологических факторов. Данная патология встречается чаще у детей, так как они еще не могут нормально регулировать процесс дыхания.

Естественные процессы Патологические процессы
Слишком сухой, горячий, разреженный (встречается в горах) воздух. Наличие насморка. Происходит заложенность и отечность носовых проходов. В результате ребенок вынужден совершать частые дыхательные процессы через рот.
Наличие физических нагрузок и быстрая ходьба. Заболевания бронхов. В результате происходит ухудшение питания тканей кислородом. Мозг посылает сигналы об увеличении частоты дыхания.
Волнение, страх или плачь у ребенка. Повышенная температура тела в следствии попадания инфекции.
Засорение носовых проходов корочками отработанной слизи. Нарушение функционирования клеток мозга вследствие травмы, наличия опухоли или нарушении кровоснабжения.
Большой вес ребенка. Для нормального функционирования всех органов требуется большее количество кислорода. Опухолевые образования (любой природы) в дыхательной системе.
Индивидуальная особенность функционирования легочной системы. Травмирование грудной клетки. Боль не дает делать глубокие вдохи, в результате ребенок переходит на частое, поверхностное дыхание.
Перегрев организма Нарушение функционирования органов сердечно-сосудистой системы. Из-за плохого кровообращения организм испытывает недостаток кислорода. Мозг посылает сигналы к его увеличению (повышается частота дыхания).
Колики в области пищеварительного тракта. Боли не дают дышать полной грудью. Менее болезненно частое и поверхностное дыхание.
Нарушение функционирования нервной системы, участков отвечающих за ритмичность и глубину дыхания.
Наличие бронхиальной астмы.
Из-за действия аллергенов.
Повышенное содержание токсинов или отравление ядами, медикаментами.
Побочное действие лекарственных средств.
Недостаток железа в крови. Вследствие этого для достаточного снабжения тканей кислородом, увеличивается частота дыхания.

При обнаружении патологического дыхания у новорожденного или у ребенка старше, рекомендовано обращение к педиатру для проведения обследования. Также специалист объяснит, как вести себя родителям при длительной остановке дыхания и правила проведения неотложной помощи до приезда скорой.

Частота дыхания у детей (норма по возрастам часто измеряется совместно с показателем сердцебиения) и биения сердца в спокойном состоянии:

Возрастной показатель Диапазон значений
Частоты дыхания Частоты сокращений сердца
С рождения до 14 дней 40-60 110-160
С 15 дня до 3 месяцев 40-45 135-160
С 3 до 6 месяцев 30-40 130-140
Старше 6 месяцев и до года 30-35 105-155
С 1 года до 2 лет 30-35 100-150
С 2 до 3 лет 25-35 95-150
С 3 до 4 лет 25-30 90-145
С 4 до 5 лет 20-30 85-130
С 5 до 7 лет 20-25 80-125
С 7 до 10 лет 18-25 70-115
С 10 до 14 лет 18-20 65-105
С 14 до 18 лет 16-20 60-95

При изменении частоты сокращений сердца происходит нарушение процесса дыхания и наоборот.

Увеличение или уменьшение значения частоты дыхания при нормальных значениях пульса возможно при следующих отклонениях:

  • индивидуальная физиологическая особенность детского организма;
  • плохое качество воздуха в помещении (горячий, сухой, загрязненный);
  • возрастные изменения в организме ребенка;
  • наличие колик в пищеварительном тракте;
  • засорение дыхательных путей (засохшая слизь).

Данные причины не относятся к патологической природе и проходят самостоятельно, без врачебного вмешательства. При наличии сомнений нужно пройти осмотр у педиатра.

Увеличение количества сердечных сокращений сопровождается изменением частоты дыхания.

Факторы, вызывающие нарушение:

  • физические нагрузки, бег, а также стресс, страх или повышенное волнение;
  • повышенная температура тела при перегреве;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
  • при попадании в организм инфекции;
  • сильное отравление токсинами и ядами;
  • побочное действие от приема медикаментов;
  • развитие онкологии;
  • наличие внутреннего или внешнего кровотечения;
  • попадание инородного предмета в дыхательные пути. Тело препятствует нормальному дыханию, а из-за испуга повышается показатель сокращений сердца.

Данные симптомы (повышенный или пониженный показатель частоты дыхания совместно с увеличением числа сердечных сокращений) требуют обращения к специалистам (педиатр, пульмонолог, кардиолог) для проведения обследования.

При замедлении биений сердца нарушение процесса дыхания происходит в следующих случаях:

  • патологические процессы в сердечнососудистой системе;
  • нарушение деятельности клеток мозга;
  • удар током;
  • при переохлаждении организма;
  • действие инфекции;
  • побочный эффект от приема лекарственных средств.

Пониженные показатели пульса и частоты дыхания наблюдаются у детей занимающихся спортом. Если ребенок не ведет спортивную деятельность, то изменение показателей означает развитие патологий. Требуется обследование.

Частота дыхания у детей (норма по возрастам является условным показателем, так как при заболеваниях и некоторых особенностях организма дыхание зачастую учащено или замедлено) зависит от температурных показателей тела.

До достижения ребенком 2 месяцев, при повышении температуры, происходит только увеличение частоты дыхания, сердцебиение остается в норме. После достижения ребенком 2 месяцев, происходит увеличение обоих показателей. Данная реакция организма обусловлена защитной и восстановительной реакцией организма.

Для восстановления частоты дыхания требуется:

  • в период ночного отдыха принимать горизонтальное положение на спине, но в момент приступа класть ребенка на спину не рекомендовано;
  • изменить пищевой рацион с увеличением количества свежих овощей и фруктов;
  • производить дыхательные упражнения с ребенком по 15-20 мин по 3 раза в сутки (медленный вдох носом, выдох через рот);
  • в игровой форме дышать с ребенком в пакет и надувание шаров;
  • если приступ вызван испугом, стрессом, то нужно дать детские успокоительные средства или отвары трав;
  • при отсутствии дыхания (при длительном приступе апноэ) нужно растормошить ребенка, дать понюхать нашатырный спирт (аккуратно, чтобы не обжечь слизистую носа). Иногда рекомендуется подержать малыша вверх ногами 1-3 мин. при этом нужно пошлепывать малыша по ягодицам. После этого побрызгать лицо ребенка холодной водой или умыть.

При сильном нарушении частоты дыхания необходимо вызвать неотложную помощь.

Медикаменты, кроме успокоительных препаратов в жидкой форме, давать ребенку нельзя, до устранения симптомов и выяснения причины. Нормализация частоты вдохов и выдохов у детей изменяется по возрастам в сторону снижения показателя. При наличии отклонений рекомендовано обращение к педиатру, для определения причины нарушения процесса дыхания. Самолечение недопустимо.

Автор: Котлячкова Светлана

Оформление статьи: Е.Чайкина

Видео, в котором рассказывается обо особенностях дыхания новорожденного:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *