Меню Рубрики

Что влияет на развитие астмы у детей

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут выявить первые признаки астмы у ребенка.

И как будет диагностировать и лечить заболевание специалист, к которому отправиться нужно незамедлительно.

Астма довольно часто может наблюдаться у детей, и родителям очень важно знать, как распознать начало заболевания и что делать дальше. При бронхиальной астме воспаляются слизистые бронхов.

Как правило, причиной является аллергия. Воспаление сужает просвет дыхательных путей, ребенку трудно дышать. Обычно астма приступообразная.

Когда приступ заканчивается, нормальное дыхание восстанавливается. Самым важным является нормализация дыхания ребенка во время астматического приступа.

При малейших симптомах, похожих на признаки астмы, необходимо сразу же отвести ребенка на прием к специалисту, который назначит адекватное лечение для предупреждения новых приступов заболевания.

Приступы астмы у детей возникают вследствие гиперреактивности бронхов. Вызывает гиперреактивность аллерген, на который реагирует ребенок.

Главной причиной такой реакции выступает наследственная предрасположенность.

Очень влияет на возможность развития астмы состояние иммунной системы ребенка.

Кроме того, первые признаки астмы у детей могут возникнуть из-за плохой экологической обстановки, когда в воздухе присутствуют пыль в больших количествах, выхлопные газы, другие примеси.

Ребенок может реагировать приступами астмы и на продукты. Также аллергию в виде астмы могут вызывать некоторые лекарственные средства и бытовые химические вещества, шерсть домашних питомцев, пыльца растений, холодный либо сухой воздух.

Более подвержены заболеванию дети, у которых имеется избыточный вес.

Родители самостоятельно могут выделить первые признаки бронхиальной астмы у детей.

Иногда это сложно, так как симптоматика похожа на простуду или вирусные заболевания. Но в случае возникновения астмы температуры у ребенка нет, а кашель сухой и частый.

Можно предполагать возможность этой болезни, если:

  • Сначала наблюдаются слизистые выделения из носа (водянистые), ребенок чихает после сна.
  • С утра ребенок кашляет (кашель слабый и сухой).
  • После обеда он может стать интенсивнее, перейти во влажный.
  • На второй день он превращается в сухой приступообразный.
  • Ребенок страдает одышкой, дышит с трудом, со свистом, вдохи частые и неполные.
  • Приступы происходят в любое время.

При посинении зоны губного треугольника необходима немедленная госпитализация.

Синюшность в губной области свидетельствует о нехватке кислорода. В любом случае, следует сразу показать ребенка специалисту, чтобы предупредить тяжелые осложнения потенциальной бронхиальной астмы.

Первые признаки астмы у ребенка должны увидеть родители. А специалист может заподозрить бронхиальную астму, если имеется следующая симптоматика:

  • У ребенка регулярно возникают хрипы (ежемесячно).
  • Ребенок кашляет на прогулке, во время игр, у него появляются хрипы.
  • Кашель чаще возникает ночью.
  • Хрипы повторяются в любой сезон.

Болезнь характеризуется легкой, средней и тяжелой формами. Специалист назначит необходимое лечение, исходя из клинической картины заболевания и степени его тяжести.

Выслушав родителей и уяснив клиническую картину, врач прибегнет к определенным методам диагностики, чтобы диагноз был поставлен абсолютно точно.

К таким методам относятся:

  • Выстукивание и прослушивание.
  • Назначение кожных аллергопроб для определения раздражителя.
  • Рентгенография.
  • Спирометрия для определения емкости легких, объема и скорости выдоха. Исследование проводится для детей после шести лет.
  • Анализ крови на иммуноглобулин Е, количество которого всегда повышено при наличии аллергии у детей.

Если ребенок заболел бронхиальной астмой, полностью вылечить его невозможно. Однако правильной терапией можно убрать приступ, вывести аллерген.

Для этого существуют специальные медикаментозные препараты. Специалист подбирает лекарства, их дозы, продолжительность терапевтического курса индивидуально, в зависимости от того, насколько приступы тяжелы.

Все лекарственные средства от астмы врачи делят на симптоматические и базисные. Первые (бронхолитики) снимут бронхоспазм, и воздух станет нормально попадать в легкие ребенка.

Это скорая помощь при астме, продолжительно принимать препараты данной группы запрещается.

После оказания первой помощи используются базисные лекарства, которые убирают воспаление и выводят раздражитель из организма.

Эти лекарства не отличаются мгновенным действием, но постепенно снижают и уменьшают воспаление в бронхах, способствуют полной ликвидации астматических приступов.

Лекарства базисной группы назначаются на длительное время. Результаты терапии дают эффект спустя две-три недели.

Часто врачом выбираются гормональные средства. Сейчас существуют гормональные препараты, обладающие минимальными побочными проявлениями. Выпускаются они в виде ингаляторов.

Специалисты предписывают использование и иных терапевтических методик, позволяющих полностью снять астматические признаки. Это физические упражнения, рефлексотерапия, упражнения для дыхания.

Родители должны внимательно наблюдать за симптоматикой, чтобы при необходимости вовремя обращаться к врачу.

Если диагноз подтвержден, дома должны быть лекарства для оказания экстренной помощи при приступе астмы. После оказания первой помощи нужно вести ребенка к специалисту.

Профилактические меры укрепляют иммунную систему ребенка.

  • Если есть возможность, кормите малыша грудью.
  • Прикорм необходимо вводить правильно (не раньше 6 мес.).
  • В квартире не должны находиться «пылесборники»: ковры, плотные шторы.
  • Важно часто делать влажную уборку.
  • В доме не должно быть домашних питомцев, поскольку их шерсть выступает серьезным аллергеном. Аллергию могут вызывать даже аквариумные рыбки.
  • Средства бытовой химии следует применять исключительно гипоаллергенные. Это правило распространяется также на одеяла и подушки.

Считается, что астма контролируется, если:

  • Симптоматика отсутствует.
  • У ребенка активная жизнь.
  • Ребенок занимается без проблем спортом.
  • Прием лекарств, предупреждающих астматические приступы, происходит регулярно.
  1. Существуют первые признаки (предвестники), по которым родители могут понять, что у ребенка начинается приступ астмы.
  2. Как правило, причиной астмы выступает аллерген.
  3. Родители, заподозрив астму у ребенка, должны сразу отправиться с ним к врачу.
  4. Своевременное диагностирование заболевания и правильное лечение будет залогом предупреждения астматических приступов.

До встречи в новых статьях!

источник

Бронхиальная астма у детей – заболевание дыхательных путей, связанное с протекающими там воспалительными процессами. Под воздействием внешнего раздражителя, чаще всего аллергена, происходит спазм, вызывающий удушье.

В педиатрии диагноз «бронхиальная астма» в большинстве случаев ставят пациентам в возрасте старше 2 лет. Заболевание чаще всего связано с генетической предрасположенностью.

Если у родственников данная патология уже встречалась, значит, велика вероятность, что у ребенка будет такой же диагноз.

Бронхиальная астма у детей протекает с чередованием состояния обострения и ремиссии. Причем периодичность и длительность каждого из периодов связана с индивидуальными особенностями детского организма.

Астма не является заразным заболеванием. Если у ребенка появился кашель и свистящее дыхание после контакта с больным с похожими симптомами – это не астма. Скорее всего, это бронхообструкция, вызванная инфекционным заболеванием бронхов.

Для того чтобы ребенку поставить диагноз «бронхиальная астма», необходимо провести ряд анализов и обследований. Несмотря на то что эта болезнь не делает ребенка инвалидом, она требует соблюдения ряда ограничений.

Они связаны с питанием, образом жизни и условиями проживания. Главная задача родителей — обеспечить ребенку такие условия, при которых приступы удушья будут случаться как можно реже.

Существует несколько классификаций бронхиальной астмы у детей.

В первом случае астму классифицируют, исходя из первопричины заболевания. В этом случае выделяют следующие формы болезни:

  1. БА аллергического типа. Связана с аллергическими реакциями на тот или иной раздражитель. Проявляется кашлем, иногда сопровождается насморком. При этом выделения из носа прозрачные. Пациент может чихать и жаловаться на заложенность носа. Чаще всего появляется из-за таких аллергенов, как шерсть животного, пыль, пыльца, и других видов экзогенных раздражителей.
  2. БА, не связанная с аллергией. Возникает из-за контакта с веществами небелковой природы. Чаще всего это лекарства, химические вещества. К БА этого типа также относят патологии, связанные с психоэмоциональными потрясениями, вызванные физическими нагрузками, возникшие из-за нарушений работы эндокринной системы и из-за поражения болезнетворными микроорганизмами.
  3. БА смешанного типа. В этом случае астматические симптомы могут быть как реакцией на аллерген, так и на воздействие прочих факторов.

Обычно при диагностировании бронхиальной астмы у детей определяют степень тяжести болезни. В этом случае выделяют:

  1. Легкую степень. На этой стадии приступы заболевания случаются редко. Они довольно быстро и легко купируются. В ночное время болезнь почти никогда не беспокоит ребенка. Физические нагрузки разрешены и легко переносятся. Когда наступает состояние ремиссии, признаки болезни полностью отсутствует.
  2. Среднетяжелая степень. В этом случае проявления бронхиальной астмы у ребенка более выражены. Приступы беспокоят примерно один раз в семь дней. Для их купирования обязателен прием бронхолитиков. Учащаются ночные приступы. Физическая активность ограничена. Без лекарственной терапии даже в стадии ремиссии наблюдаются нарушения дыхательной функции.
  3. Тяжелая степень заболевания. Обострения астмы происходят очень часто. Приступы повторяются несколько раз в неделю и могут носить тяжелый и затяжной характер. Требуется ежедневный прием кортикостероидных препаратов. Каждую ночь наблюдаются астматические проявления. Сон нарушается. Физические нагрузки переносятся с трудом. Периодов ремиссии нет.

Если приступ астмы не удается купировать несколько часов, такое состояние называется астматическим статусом. В этом случае требуется незамедлительная госпитализация.

Этиология бронхиальной астмы у детей достаточно хорошо изучена. Выделены основные причины и факторы риска.

Бронхиальная астма у ребенка может возникнуть из-за генетической предрасположенности, а также под воздействием внешних факторов. Установлено, что большинство детей, которым поставлен диагноз»бронхиальная астма», имеют родственников с такими заболеваниями, как:

  • поллиноз;
  • атипический дерматит;
  • пищевая аллергия;
  • другие виды патологий, связанных с аллергией.

Заболевание проявляется не у всех детей с отягощенной наследственностью. Однако существуют определенные факторы, увеличивающие вероятность развития БА. К ним относятся:

  • тяжелая беременность;
  • затяжные и осложненные роды;
  • преждевременные роды, когда ребенок рождается недоношенным;
  • плохая экология.

Кроме этого, еще одной немаловажной причиной бронхиальной астмы у детей является воздействие разнообразных раздражителей.

  • пыль;
  • слюна, шерсть, пух, выделения животных и птиц;
  • бытовая химия;
  • аллергены, содержащиеся в пище;
  • возбудители инфекционных заболеваний;
  • лекарства;
  • парфюмерия и т. д.

В первые годы жизни ребенка аллергены попадают в организм в основном с пищей. У более взрослых детей добавляются другие раздражители. Например, может возникнуть аллергия на пыль или пыльцу.

Спровоцировать спазм бронхов может и микроклещ, обитающий в домашней пыли. Также следует остерегаться реакции на перья птиц и разнообразную плесень. Однако даже если из квартиры удалить все источники аллергенов, они будут сохраняться в квартире еще в течение длительного времени.

Очень серьезным фактором, способным вызвать бронхиальную астму у ребенка, является курение. Табачный дым – сильный аллерген. У детей курящих родителей в десятки раз возрастает риск заболевания.

Также увеличивают риск развития болезни респираторные заболевания различной природы. Обструктивные бронхиты, поверяющиеся раз за разом, способны спровоцировать астму.

Перегрев и переохлаждение также пагубно влияют на состояние организма.

Сильное эмоциональное потрясение у ребенка – испуг, стресс, скандалы в семье – является фактором риска развития бронхиальной астмы.

Важно упомянуть и аспириновую астму. Прием ацетилсалициловой кислоты (несмотря на то что лекарство само по себе не является аллергеном) может вызвать приступ удушья у ребенка.

Разнообразные заболевания ЖКТ могут усугубить протекание астмы. Например, гастроэзофагеальный рефлюкс провоцирует ночные приступы.

Исходя из общей симптоматики, в течении бронхиальной астмы выделяют три основных периода:

Симптомы бронхиальной астмы в этом периоде у детей или полностью отсутствуют, или слабо выражены. Однако если астма началась в очень раннем возрасте или протекает очень тяжело, возможно отставание в развитии из-за нехватки кислорода при приступах в периоды обострений.

В этом случае ребенок может быть очень плаксивым и эмоционально нестабильным, даже когда его ничего не беспокоит. Ремиссия бывает полной, неполной и фармакологической.

При полной ремиссии симптомы отсутствуют полностью, ребенок ощущает себя здоровым. Неполная характеризуется ограничением физической активности и незначительными проявлениями.

Фармакологическая наступает при постоянном медикаментозном лечении.

Характеризуется повторяющимися приступами бронхиальной астмы у ребенка разной степени тяжести и продолжительности. Именно в этот период проводится диагностика и устанавливается степень тяжести болезни.

В этом состоянии проявляются такие симптомы бронхиальной астмы у детей, как кашель, состояние удушья, затрудненность вдоха и выдоха. Приступ у детей чаще всего начинается в ночное время или вечером, и его предваряют специфические проявления.

Основным симптомом, по которому можно предположить бронхиальную астму у ребенка, является именно начавшийся приступ.

На ранних стадиях у детей наблюдаются так называемые предприступные симптомы бронхиальной астмы, продолжающиеся до трех суток. К ним относят:

  • плаксивость;
  • раздражительность;
  • нарушения аппетита;
  • проблемы со сном;
  • незначительные прозрачные выделения из носа;
  • сухой кашель, который со временем становится влажным;
  • головная боль.

За всем этим следует сам приступ. Для него характерны:

  • сухой кашель, уменьшающийся при принятии вертикального положения;
  • затрудненное свистящее дыхание;
  • страх;
  • увеличение частоты сердечных сокращений;
  • бледность кожи, цианоз.

В начале заболевания приступ прекращается сам через некоторое время. Однако не стоит этого дожидаться, необходимо дать ребенку бронхолитики. Нехватка кислорода губительна для детского организма. После окончания приступа кашель становится влажным, ребенок начинает откашливаться.

Следует учитывать, что существуют характерные особенности протекания бронхиальной астмы у детей раннего и более старшего возраста:

  1. У грудничков. В этом возрасте астма трудно диагностируется, так как она протекает по-другому, чем у детей других возрастных групп. У ребенка появляются прозрачные выделения из носа. При осмотре врач может отметить отек миндалин и хрипы в области над легкими. У ребенка нарушается сон, он становится более раздражительным. Возможно нарушение стула. Вдохи становятся частыми и короткими. При выдохе слышен свист.
  2. Возраст ребенка от года до 6 лет. Первые признаки развития астмы у детей в этом возрасте становятся более выраженными и легко диагностируемыми. К ним относят: нарушение сна, периодический кашель, часто появляющийся во сне. После физической нагрузки ребенок может жаловаться на тяжесть в груди.
  3. Школьный возраст. Чаще всего можно наблюдать кашель в ночное время или после физкультуры. Ребенок старается избегать активных игр. При кашле наблюдается характерная поза: упор на руки в сидячем положении.
  4. У подростков. Чаще всего к этому возрасту болезнь уже проявилась, и диагноз установлен. Очень часто в этот период наступает длительная ремиссия, и кажется, что болезнь прошла. Однако это не так. Повышенная чувствительность бронхов сохраняется, и болезнь ждет своего часа. Очень часто бывает, что уже во взрослом возрасте забытые симптомы возвращаются.

Приступы бронхиальной астмы, постоянно повторяющиеся у детей, могут вызвать разнообразные осложнения.

Они подразделяются на 2 типа:

  1. Осложнения, связанные с нарушением работы дыхательной системы. Чаще всего это эмфизема легких, ателектаз, пневмоторакс или дыхательная недостаточность.
  2. Осложнения, связанные с нарушением работы сердца. В этом случае возможно повышение давления крови в его правых отделах (связанных с подачей крови в легкие), а также сердечная недостаточность или отек тканей.

Диагностика бронхиальной астмы проводится у детей с учетом как наследственных факторов, так и аллергологического анамнеза. К врачу-пульмонологу следует обратиться, если выявлен хотя бы один признак бронхиальной астмы.

Консультация врача необходима, если у детей:

  • Каждая простуда сопровождается сухим кашлем и свистящим дыханием. При этом ставится диагноз «бронхообструктивный синдром».
  • Сухой кашель и хрипы имеют сезонный характер и появляются в период активного цветения растений.
  • Когда на физические нагрузки, прием лекарственных средств и на проявление сильных эмоций организм отвечает кашлем и затруднением дыхания.

Основной вид обследования, которое проводят для диагностики бронхиальной астмы у ребенка, – это пикфлоуметрия. С ее помощью оценивают максимальную скорость выдоха для определения состояния бронхов.

Это обследование назначают, когда ребенку исполняется не менее 5 лет. Раньше малышу сложно объяснить, что от него требуется. Измерения проводят в стационаре и дома.

При этом важно вести график распорядка дня, а также записывать все принимаемые лекарства и пищу. Это позволит выявить факторы, влияющие на развитие приступа.

Кроме этого, при обследовании проводят:

  • тесты с бронхолитиками и физической нагрузкой (велоэргометрия);
  • рентгенографию легких;
  • рентгенографию других органов грудной клетки.

Также большое диагностическое значение имеют и лабораторные исследования:

  • клинический анализ крови;
  • клинический анализ мочи;
  • общий анализ мокроты;
  • определение IgE;
  • исследование газового состава крови.

Не менее важными при диагностике астмы являются кожные пробы на аллергены.

Обследование позволяет исключить другие заболевания, связанные с обструкцией бронхов.

Многие родители задаются вопросом, как же правильно лечить бронхиальную астму у детей.

Для этого используется медикаментозная терапия, направленная на снижение количества приступов, и немедикаментозные методы, позволяющие уменьшить проявления болезни и продлить период ремиссии.

Читайте также:  Рекомендации для медицинской сестры при бронхиальной астме

В первую очередь важно понять, что полностью вылечить бронхиальную астму невозможно. Существует ряд мер, направленных на купирование симптомов и предотвращение обострений.

Для выбора оптимального подхода следует обратиться к врачу, который подробно расскажет, как лечить патологию и как правильно организовать жизнь ребенка, чтобы добиться состояния ремиссии.

Родители должны четко знать, как у ребенка проявляются первые признаки приступа. При диагнозе «бронхиальная астма» у детей требуется понимать, что первая неотложная помощь является жизненно необходимой.

В первую очередь нужно внимательно осмотреть ребенка, также следует проанализировать его дыхание:

  • в норме частота дыхания не превышает 20 вдохов за минуту;
  • мышцы плеч не должны быть задействованы в процессе дыхания;
  • перед приступом можно отметить расширение ноздрей;
  • следует насторожиться, если дыхание хриплое;
  • во время приступа бронхиальной астмы начинается сухой кашель;
  • если кожа побледнела, а вокруг губ приобрела синюшный оттенок – у ребенка начался приступ.

Для облегчения состояния ребенка требуется его усадить на стул. Важно обеспечить приток свежего воздуха. Даже если приступ несильный, рекомендуется все-таки вызвать скорую помощь.

В ожидании врача ребенка следует успокоить.

Если рядом есть лекарства, приступ хорошо помогает купировать ингалятор с бронхорасширящими средствами – сальбутамолом, ипратропия бромидом.

При купировании приступа бронхиальной астмы у детей важно строгая дозировка бронхолитического препарата. Передозировка может привести к астматическому статусу. А это опасно для жизни ребенка.

Лечение бронхиальной астмы у детей и подростков включает несколько направлений:

  • гормональная терапия;
  • негормональная терапия;
  • дополнительные лекарственные средства.

К негормональной терапии можно отнести следующие виды препаратов:

  1. Стабилизаторы мембран тучных клеток. Их действие направлено на уменьшение отека слизистой. Однако эффект накопительный. Иногда требуется принимать лекарства не менее нескольких месяцев. Купировать приступ препараты этой группы не могут, зато эффективны для поддержания состояния ремиссии.
  2. Антигистаминные препараты. Они предотвращают развитие аллергической реакции. Курс лечения продолжается не менее одного месяца.
  3. Антагонисты лейкотриеновых рецепторов. В их состав входит действующее вещество зафирлукаст или монтелукаст. Наиболее эффективны при аспириновой астме или в случае приступа, вызванного физической нагрузкой.

Гормональную базисную терапию при бронхиальной астме назначают при часто повторяющихся приступах, когда у детей возможно развитие астматического статуса, несмотря на назначенное негормональное лечение.

Это эффективные препараты противовоспалительного действия, но при длительном использовании вызывают привыкание. Через некоторое время может потребоваться увеличение дозировки. Также возможно развитие грибкового стоматита.

Кроме приема лекарств, для лечения бронхиальной астмы у ребенка используют и другие методы. Хорошие результаты дают:

  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • иглорефлексотерапия;
  • дыхательная гимнастика;
  • закаливание.

Также врачи-педиатры отмечают высокую эффективность аллерген-специфической иммунотерапии. Но у нее есть возрастное ограничение.

Ребенок должен быть не младше 5 лет. Суть метода в том, что ребенку-астматику вводят микродозу аллергена, провоцирующего приступ астмы. Постепенно увеличивая дозу, организм «приучают» к аллергену. Курс длится не менее трех месяцев.

Также ребенка, страдающего астмой, необходимо обеспечить диетическим питанием. Требуется сократить употребление углеводов и исключить из рациона продукты-аллергены.

Прогнозы при бронхиальной астме у детей даются врачом. Согласно статистике, в 30% случаев она проходит после наступления периода полового созревания.

В остальных случаях пациент болеет всю жизнь. Кому-то требуется пожизненная медикаментозная терапия, кто-то обходится профилактическими средствами. Но всегда существует риск, что стадия ремиссии прекратится, и начнется период обострения.

При тяжелом течении БА у ребенка развивается гормональная зависимость, которая может привести к инвалидизации. Однако при своевременно начатом лечении прогноз благоприятный.

Профилактические меры очень важны для поддержания удовлетворительного состояния у ребенка, страдающего бронхиальной астмой. Важно повышать иммунитет, не допуская развития инфекционных заболеваний.

Из дома, где проживает больной ребенок, следует убрать все предметы, способные вызвать аллергическую реакцию. Важно стараться поддерживать спокойную обстановку в семье, оберегая ребенка от излишнего стресса.

Правильная профилактика способна продлить состояние ремиссии у больного, что является очень важным.

источник

Детская бронхиальная астма — это одно из тяжелых аллергических заболеваний, зачастую приводящих к существенным ограничениям в повседневной жизни детей и их социальной адаптации. Астму у детей описывали даже писатели-классики отечественной и зарубежной литературы. Но сегодня астму вполне можно контролировать и сделать жизнь с нею у ребенка вполне полноценной. По данным исследователей, от астмы страдают даже многие из известных спортсменов-олимпийцев, при этом многим это совсем не помешало получить медали в соревнованиях. Но чтобы этого добиться, родителям необходим длительный путь по лечению и контролю за астмой с раннего детства.

Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, приводящее к возникновению затрудненного дыхания, одышки, свистов и отделения мокроты, возникающее в результате выраженного спазма бронхов под воздействием аллергенов. Это может приводить к выраженным нарушениям респираторных функций и проблемам со здоровьем, но если у родителей есть хороший доктор и правильный план по управлению астмой, вполне возможно нормальное дыхание, ведение здоровой и полноценной жизни, не ограничивающей ребенка ни в каких сферах. При этом ребенок вполне может посещать школу, заниматься спортом и достигать различных вершин в своей деятельности. Контроль над астмой начинается с подробного изучения всех изменений дыхания и обмена веществ, которые возникают в результате ее наличия в организме.

Основные изменения, происходящие в дыхательной системе при астме — это процесс воспаления в области бронхиального дерева, производство избыточного количества вязкой мокроты в комплексе со спазмом гладкой мускулатуры бронхов, что приводит к перекрытию свободного доступа воздуха через дыхательные пути. Как результат этого могут возникать такие ощущения, будто дыхание происходит сквозь тонкую соломинку и каждый вдох дается с огромным трудом. Примерно у 75-85% детей формирование аллергических реакций является либо последствием астмы, либо они становятся непосредственными причинами, которые способствуют проявлению тяжелых приступов бронхиальной обструкции. Но к радости родителей, на сегодня имеется существенный арсенал средств, которые помогают справляться с проявлениями обструкции, спазмами и хрипами в легких и бронхах, нормализуют затрудненное дыхание. Но что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с приступами и облегчить течение астмы?

Бронхиальная астма у детей — это серьезное и порой угрожаемое жизни заболевание в детском возрасте, поэтому очень важно, чтобы родители страдающего ребенка всегда находились в тесном контакте с лечащим доктором, чтобы помочь в управлении симптомами заболевания. Важно обратить особое внимание на некоторые особые моменты в повседневной жизни.

Зачастую в период младенчества продукты питания могут вызывать аллергические симптомы, похожие на астму, или же на проявления аллергического ринита, а такие аллергены, как аэрогенные экологические факторы в виде пыльцы, перхоти и шерсти животных, пылевых клещей и плесени могут провоцировать приступы астмы с дошкольного возраста. Если у родителей возникли подозрения на то, что у ребенка развиваются приступы аллергического характера на получаемые им продукты питания или на контакты с экологическими факторами, важно сделать все максимально возможное для разграничения контактов с ними.

Важно помнить о том, что такие типы раздражителей, как воздействие дыма, духов или препаратов бытовой химии, холодного воздуха или некоторых медикаментов, могут вызывать приступы неаллергической бронхиальной астмы. Стоит постараться держать подобные раздражающие факторы как можно далее от мест, где находятся дети . Категорически стоит отказаться от курения в доме, особенно, если табачным дымом дышит ребенок.

Зачастую с развитием астмы связывают и стрессы, которым была подвержена мама ребенка. Это может в дальнейшем приводить к развитию гиперреактивности бронхов и появлению хрипов у младенцев, что может плавно перерастать в развитие уже именно астматических приступов. Стрессовые факторы могут быть самостоятельными негативными пусковыми механизмами или они дополняют вирусные инфекции, внутренние сбои организма и влияние аллергенов, которые приводят к перегрузке иммунной системы, что и увеличивает риски развития в последующем бронхиальной астмы. В условиях хронического стресса иммунитет детей часто может давать сбои.

Около 80% детей с бронхиальной астмой заболевают ею до возраста пяти лет. Стоит наблюдать за проявлением некоторых из типичных симптомов. Родителям важно прислушиваться к наличию небольшого кашля, который постепенно переходит во все более явный. Также они должны знать о том, что перенесенный грипп или постоянные инфекции области пазух носа могут усиливать проявления симптомов аллергии, которые имеют дети.

Важно обращать внимание на то, чем питается ребенок. Особенно это касается всевозможных магазинных вкусностей. Исследования показывают, что такое питание как чипсы, сухарики и снеки с переработанными жирами, могут провоцировать приступы хрипов и астмы. При наличии бронхиальной астмы требуется особое, гипоаллергенное питание , которое поможет снизить аллергенную нагрузку на тело ребенка.

Важно отучать детей от гаджетов и видеоигр в пользу обеспечения их подвижными играми и прогулками на свежем воздухе. Совсем недавние исследования показали связь тучности и лишнего веса с сидячим образом жизни, а также с повышенными рисками заболевания. При этом аэробные упражнения на воздухе могут быть отличным способом для борьбы с астмой и ее профилактики. Только всегда нужно убедиться в том, что ребенок правильно разминается и разогревается перед выполнением упражнений и правильно отдыхает и остывает после их проведения, что не допускается обезвоживания организма и лекарства для купирования приступов астмы родители всегда имеют под рукой на случай непредвиденных обстоятельств. Одним из прекрасных средств для астматиков в борьбе с болезнью является плавание, так как сырой теплый воздух может предотвращать обструкцию дыхательных путей.

источник

Стремительный рост заболеваемости бронхиальной астмы у подрастающего поколения происходит во всем мире. Причем по наблюдениям врачей, увеличилось число случаев тяжелого протекания болезни, развития осложнений и смертельных случаев. За последние два десятка лет бронхиальная астма стала не только медицинской, но и социальной проблемой, которую надо решать максимально быстро.

Существует несколько причин роста детской заболеваемости:

  • Генетическая предрасположенность. Вероятность развития астмы выше у детей, родители которых переболели ею хотя бы один раз. Причем случаи по материнской линии увеличивает риск до 50 %.
  • Осложнения при беременности, родовые травмы, гипоксия и возникшие по этой причине нарушения работы ЦНС также повышают риск возникновения астмы у детей.
  • Загрязненная внешняя среда, загазованность воздуха способствуют развитию у детей чувствительности к аллергенам.
  • Пассивное курение. Увлечение будущей матери никотином, частое присутствие ребенка в прокуренном помещении или рядом с любителем табака оборачивается ослаблением иммунной системы.
  • Несформированность организма в силу возраста. Дети особенно уязвимы к болезням в первые пять лет жизни. Затем, по мере усиления иммунной системы, организм «перерастает» астму, но повышенная восприимчивость к возбудителям болезни остается на всю жизнь.
  • Парацетамол и препараты с его содержанием. Лекарство относится к веществам, провоцирующим бронхиальную астму.
  • Гормональная перестройка: может спровоцировать развитие бронхиальной астмы в подростковом возрасте.

Какие будут последствия бронхиальной астмы у детей – предугадать невозможно. Все зависит от уязвимости органов и благоприятных условий для развития патологии на тот момент. Врачи отследили несколько видов осложнений:

  • Респираторные (острые и хронические)
  • Сердечно-сосудистые
  • Патологии нервной системы
  • Метаболические
  • Желудочно-кишечные
  • Патологии мозга
  • Прочие нарушения.

Самым опасным для жизни ребенка осложнением является астматический статус. Он характеризуется сильной отечностью дыхательный путей, скоплением большого количества не отходящей мокроты. Из-за этого происходит критическое сужение просвета, развивается легочная недостаточность. Приступы удушья следуют один за другим, они плохо устраняются, и в итоге развивается гипоксический криз. Для его подавления требуется квалифицированная помощь медиков, иначе ребенок может умереть. Последующее лечение занимает длительное время, проводится в пульмонологическом отделении.

К легочным острым осложнениям бронхиальной астмы также относятся:

  • Дыхательная недостаточность: из-за резкого сужения просветов в легкие поступает слишком малое количество кислорода. Больному требуется ИВЛ и прием брохолитиков.
  • Спонтанный пневмоторакс – разрывы легочной ткани, в результате воздух выходит из легких и скапливается в плевральной полости. У больного наблюдается дыхательная недостаточность, сильные боли в области груди.
  • Пневмомедиастинум – состояние, развивающееся вследствие скопления воздуха в подкожной клетчатке шеи, лица, грудной клетки, в тяжелых случаях – всего организма. Больному требуется срочная госпитализация.
  • Ателектаз – закупорка бронхов вязкой, не отходящей слизью, что приводит к нарушению нормальной вентиляции легких. У больного развивается поверхностное дыхание, удушье. Ателектаз встречается чаще у детей из-за недостаточной развитости дыхательной системы и слишком малых просветов в бронхах.
  • Пневмония у детей-астматиков развивается вдвое чаще, чем у других людей. Болезнь отличается стремительным развитием с бурным проявлением симптомов и резким ухудшением дыхательной функции. Лечение проходит только в больнице.

Осложнениями хронического типа являются:

  • Хронический обструктивный бронхит: развивается наиболее часто, не поддается лечению. При заболевании стенки бронхов утолщаются, развивается сильная отечность. Из-за этого приток воздуха сокращается, больной постоянно испытывает дефицит кислорода.
  • Гиперинфляция легких: дисфункция легочной ткани, которая не обеспечивает необходимого количества воздуха. Патология неизлечима, терапия может лишь облегчить проявление симптомов.
  • Пневмосклероз развивается чаще у астматиков после бронхита или воспаления легких. Характеризуется постоянным сухим кашлем и одышкой, болями в грудной клетке.
  • Эмфизема – необратимое изменение структуры и работы альвеол, из-за чего поступает недостаточное количество воздуха. Организм испытывает постоянное кислородное голодание. Осложнение не поддается лечению, возможно лишь облегчение симптомов и поддержание ремиссии.

Недостаточное поступление воздуха пагубно отражается на работе многих органов и систем. В первую очередь страдает сердце, так как при кислородном голодании возрастает давление в малом круге кровообращения, грудной клетке. Это способствует развитию:

Типичным осложнением бронхиальной астмы у взрослых и детей является формирование легочного сердца. Возникновению патологии способствует недостаточное поступление воздуха: из-за развившейся гипоксии правая часть сердечной мышцы увеличивается и разрыхляется. Сердце перестает прокачивать необходимый объем крови, вследствие этого артериальное давление понижается. При удушье оно падает еще сильнее, что может привести к остановке сердца.

При недостаточном поступлении кислорода в крови нарушается газообмен. Количество углекислого газа увеличивается, из-за этого клетки повреждаются. Изменения в работе головного мозга приводят к развитию осложнений:

  • Нервно-психическим расстройствам
  • Дисфункции мозга
  • Дыхательной энцефалопатии
  • Частым обморокам.

Дефицит кислорода приводит к изменению поведения больного, он становится апатичным либо агрессивно-возбужденным. Осложнение бронхиальной астмы в виде дыхательной энцефалопатии способствует задержке физического и психического развития ребенка.

Нарушения нормального функционирования ЖКТ при бронхиальной астме возникают вследствие приема препаратов, устраняющих приступы удушья, – в первую очередь глюкокортикостероидов. Длительное применение лекарств негативно отражается на состоянии пищеварительного тракта, приводит к повреждениям слизистых оболочек, способствует развитию пептической язвы у взрослых и детей.

При особо тяжелых поражениях открывается внутреннее кровотечение, что содействует развитию опасных для жизни состояний, а затем и смерти ребенка. Сложность предупреждения таких заболеваний в том, что практически нет возможности отказаться от применения препаратов для купирования приступов удушья – первопричины поражения ЖКТ. Поэтому единственным способом профилактики является предупреждение обострения астмы у детей.

Осложнение бронхиальной астмы может вызвать изменение состава крови: количество диоксида углерода уменьшится, калия увеличится. Дисбаланс приводит к возникновению аритмии, почечной недостаточности, ухудшению свертываемости и окислению крови. Измененный химический состав негативно влияет на работу всех органов, способствуя развитию патологических процессов.

Помимо этого, у детей возникают и иные осложнения, которые хотя и не связаны напрямую с бронхиальной астмой, но имеют к ней опосредованное отношение. Так, во время приступов изнуряющего кашля у ребенка может произойти недержание кала или мочи из-за ослабления тонуса сфинктеров. В дальнейшем это приводит к ослаблению мышц таза, развитию геморроя, а затем – выпадению геморроидальных узлов или матки.

Не исключено развитие грыж различных видов, повреждений внутренних органов и вызванных этим кровотечений. Повышение внутреннего давления во время приступов кашля может спровоцировать попадание содержимого желудка в пищевод – вызвать изжогу у ребенка.

Заболевание легче предупредить, чем бороться с его последствиями и осложнениями. В силу маленького возраста и неразвитости организма у малышей болезнь развивается быстрее и протекает тяжелее, чем у взрослых. Зачастую она развивается у новорожденных и детей, еще не умеющих говорить, и потому не способных объяснить, что и где у них болит. Это значительно осложняет диагностику и лечение.

Читайте также:  Сестринская помощь при бронхиальной астме проблемы пациента

Поэтому многое зависит от родителей – они должны внимательно отслеживать все симптомы, не медлить с обращением к врачам или вызовом скорой помощи. Учитывая, какие опасные осложнения вызывает бронхиальная астма, любое промедление или некачественное лечение может серьезно повредить здоровью или жизни ребенка.

источник

Бронхиальная астма у детей — хроническое заболевание легких, проявляется периодически возникающими приступами затруднения дыхания или удушья.

Основная роль в развитии бронхиальной астмы у детей принадлежит аллергической реакции, которая в ответ на воздействие различных аллергенов и вызывает заболевание. Аллергию вызывают домашняя пыль, аллергены животных и птиц, пыльца растений, плесневые грибы. Причинами астмы у детей также являются промышленные аллергены (никель, хром, формальдегид, выхлопные газы автотранспорта).

Пассивное курение — один из сильнейших факторов развития бронхиальной астмы у детей. Табачный дым стимулирует воспаление в дыхательных путях. В диете появилось большое количество консервированных продуктов, «новых» аллергенов, антибиотиков широкого спектра действия, которые содержатся и в продуктах питания. Установлена важная роль инфекции, прежде всего вирусной, в развитии бронхиальной астмы у детей.

Жилые помещения стали более изолированными, теплыми и сухими, с низкой скоростью вентиляции — это является идеальным микроклиматом для роста клещей домашней пыли.

Маленькие дети проводят большую часть времени в квартирах, поэтому загрязнение воздуха внутри жилых помещений играет важную роль в развитии у них бронхиальной астмы. Источники загрязнения — газовые плиты, печное отопление, некачественные строительные и отделочные материалы, выделяющие вредные соединения.

Неблагоприятным фоном для раннего развития бронхиальной астмы у детей являются повреждения центральной нервной системы вследствие патологического течения беременности и родов, гипоксия плода, родовые травмы.

Воздействие аллергенов и неспецифических факторов на дыхательные пути провоцирует развитие бронхоспазма, отека стенки бронхов, обтюрации их просвета слизью (лат. obturatio — закупоривание). Хроническое аллергическое воспаление приводит к изменениям в стенке бронхов. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые респираторные инфекции увеличивают риск развития бронхиальной астмы в более старшем возрасте.

Наиболее характерное, типичное проявления бронхиальной астмы у детей — это приступы, протекающие в виде затруднения дыхания, пароксизмов экспираторного удушья (затруднение выдоха).

Пыльцевая бронхиальная астма у детей очень часто сочетается с другими проявлениями поллиноза (аллергическим конъюнктивитом и ринитом).

Дисбаланс функционального состояния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в детском возрасте оказывает большое влияние на развитие бронхиальной астмы. У детей, больных бронхиальной астмой, имеются существенные изменения в электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что подтверждает наличие нарушений корково-подкорковых взаимоотношений.

Важное место при бронхиальной астме у детей занимают гипервентиляционные нарушения — избыточная, неадекватная гипервентиляция легких в ответ на различные воздействия. В группе детей с положительной гипервентиляционной пробой чаще отмечаются вегетативная дисфункция и нарушение процессов регуляции. Чаще отмечается затруднение вдоха во время приступов, ощущение нехватки воздуха, вздохи, нарушения поведения (тревожность, эмоциональная лабильность), головные боли, сердцебиение, боли в животе во время приступа. Нередко приступы развиваются при эмоциональных стрессах, физических нагрузках.

У многих детей, больных бронхиальной астмой, приступы провоцируются физической нагрузкой. Посленагрузочный бронхоспазм характерен для подавляющего большинства детей, больных бронхиальной астмой (60-90%). Наиболее часто он развивается при беге, особенно в гору, после степ-теста, при езде на велосипеде, очень редко — при плавании. При этом длительность нагрузки более значима, чем ее интенсивность. У больных бронхиальной астмой короткий бег (до 2 мин) дает бронхорасширяющий эффект, при беге в течение 8-12 мин может сохраняться бронходилатация, сменяющаяся иногда бронхоспазмом на 4-6-й минуте от начала упражнения. Посленагрузочный бронхоспазм у большинства детей обычно проходит спонтанно в течение 15-20 мин.

Длительное время бронхиальная астма в раннем возрасте не распознается, и больные лечатся нерационально от «ОРВИ с бронхообструктивным синдромом», «рецидивирующего обструктивного бронхита». Через несколько лет у детей наблюдается переход обструктивного бронхита в типичную бронхиальную астму. Ранняя диагностика и своевременное начало соответствующей терапии — во многом успех лечения астмы у детей.

Клещевая бронхиальная астма характерно возникновение приступов затрудненного дыхания в ночные часы — в период наибольшей экспозиции к аллергенам микроклещей домашней пыли.

Течение грибковой бронхиальной астмы связано с особенностями распространения грибов и концентрацией их спор в окружающей среде. Обострение грибковой бронхиальной астмы учащается в период образования спор грибов — с марта и до первых заморозков, чаще возникает при проживании ребенка в сырых помещениях, а также при употреблении в пищу таких продуктов, как грибы, сыр, кислое молоко, дрожжевое тесто и т. д., а также при назначении лекарственных средств — производных грибов (антибиотики пенициллинового ряда). Пыльцевая бронхиальная астма обычно возникает в разгар цветения некоторых растений.

Обычно развитие приступов пищевой бронхиальной астмы связано с сенсибилизацией к рыбе, яйцам, цитрусовым, белкам коровьего молока. Развитию приступа затрудненного дыхания у таких больных обычно предшествуют крапивница, отек губ, иногда боли в животе, диспептические явления.

Исследование функции внешнего дыхания при бронхиальной астме является непременным условием оценки состояния больного.

Исследование функции внешнего дыхания (ФВД) у детей старше 6 лет является обязательным для диагностики и оценки степени тяжести и контроля бронхиальной астмы. Для выявления бронхиальной обструкции исследование функции легких у больного ребенка желательно проводить при наличии симптомов болезни и до приема бронхорасширяющих средств.

Нарушения вентиляционной способности легких, характер и тип этих нарушений (обструктивный, рестриктивный или смешанный) выявляют в процессе проведения спирометрии.

Пикфлоуметрия (определение пиковой скорости выдоха, ПСВ) — важный метод диагностики и последующего контроля течения бронхиальной астмы у пациентов старше 5 лет.

Тест выполняется в положении стоя.

Ребенку необходимо объяснить, что он должен набрать в легкие как можно больше воздуха, а затем выдохнуть этот воздух максимально быстро. Форсированный выдох выполняется трижды, и максимальное значение выбирается в качестве исходного, с которым сравниваются все дальнейшие измерения.

Обследование у иммунолога и аллерголога позволяет определить значение аллергического компонента в развитии астмы и более дифференцированно составить программу лечении реабилитации.

Бронхиальная астма, начавшись в детстве, часто продолжается в зрелом возрасте. Бронхиальная астма у детей приводит к снижению качества жизни, может явиться причиной инвалидности, а иногда и смертельных случаев.

Несмотря на то, что бронхиальная астма исчезает у 30-50% детей (особенно мужского пола) в пубертатном периоде, она часто вновь возникает во взрослой жизни. Доказано, что бронхиальная астма, начавшаяся в детстве, в 60-80% случаев продолжается у больных, достигших зрелого возраста.

Даже когда исчезает клиника бронхиальной астмы, функция легких у пациентов остается измененной, сохраняется гиперреактивность дыхательных путей (особенно к холодному воздуху) или кашель. У детей с бронхиальной астмой средней тяжести и особенно при тяжелой бронхиальной астме исчезновение приступов удушья с возрастом наблюдается редко.

Среднетяжелая бронхиальная астма накладывает ограничения на физическое развитие детей, что приводит к ограничению активности формированию низкой самооценки. Хроническое течение астмы у детей негативно влияет на эмоциональное состояние. Страх удушья формирует тревожность, чувство отверженности. У подростков, больных бронхиальной астмой, часто отмечается инфантильное поведение, зависимость. Для детей с бронхиальной астмой характерным является более высокий уровень негативных эмоций.

Около 25-30% обострений заболевания связаны с периодами эмоционального напряжения. Эмоциональный стресс сам по себе может быть пусковым фактором обострения бронхиальной астмы. Смех, плач, страх, психологическое давление в семье могут привести к гипервентиляции и реакции бронхоспазма. К такому же эффекту приводят приступы паники у детей с бронхиальной астмой.

Улучшение достигается комплексной терапией, обязательно включающей бронхолитики, дыхательные упражнения, направленные на поддержание нормального стереотипа дыхания во внеприступном периоде.

Для предупреждения посленагрузочного бронхоспазма перед физической нагрузкой следует проводить ингаляцию симпатомиметиков, кромогликата или недокромила натрия.

Лечение также должно проходить под контролем функциональных исследований. Восстановление функции легких отстает от клинического улучшения. Когда у детей уже нет ощущения удушья и затрудненного дыхания, бронхиальная проходимость, по данным функциональных исследований, еще остается нарушенной практически у всех больных, а после исчезновения свистящих хрипов в легких — по крайней мере у половины. Нормальные показатели функции внешнего дыхания в периоде ремиссии бронхиальной астмы не означают отсутствия гиперреактивности бронхов, а неполное восстановление бронхиальной проходимости почти всегда сопровождается бронхиальной гиперреактивностью.

У больных отмечается положительный эффект от препаратов, нормализующих тонус вегетативной нервной системы, от тренировки диафрагмального дыхания.

Для коррекции нарушений вентиляции легких, иммунной системы и дисбаланса вегетативной нервной системы при бронхиальной астме у детей эффективно применение медицинской технологии «Дыхательная гимнастика на ИТИ — дыхательном тренажере Фролова».

Фитотерапия при астме проводится с учетом всех особенностей возраста и клинической картины заболевания.

Применяются растения, которые относят к группе препаратов, обладающих противовоспалительными свойствами: алтей лекарственный, девясил высокий, зверобой продырявленный, календула лекарственная, подорожник большой, cолодка голая и др. Противопоказанием к фитотерапии служит пыльцевая сенсибилизация.

Особое значение имеет грудное вскармливание, которое обеспечивает защиту от развития аллергических заболеваний в первые годы жизни ребенка. Риск развития бронхиальной астмы у детей в дошкольном возрасте значительно ниже у тех из них, кто находился на грудном вскармливании хотя бы первые 4 месяца жизни.

Гигиена жилых помещений — устранение аллергенов, тщательная влажная уборка и очищения, ионизация воздуха. Полный отказ родителей от курения.

Рациональное питание с исключением продуктов, содержащих аллергены, консерванты. Не рекомендуются продукты с консервантами, в том числе колбасы, буженина, ветчина.

Приём омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, особенно в комбинации с элиминационными мероприятиями, может существенно уменьшить симптомы бронхиальной астмы и улучшить качество жизни.

Квалифицированное лечение инфекционных заболеваний, санация хронических очагов инфекции (гайморит, тонзиллит и др.).

Адаптивная лечебная физкультура. Обязательное проведение дыхательных упражений, наиболее удобный вариант для выполнения дыхательной гимнастики — медицинская технология «Дыхательная гимнастика на ИТИ — дыхательном тренажере Фролова».

Создание позитивного психологического климата в семье, профилактика стрессовых ситуаций.

источник

Исследователи установили, что астма, передаваемая от матери к ребенку, может быть не только генетикой; кишечные бактерии могут играть в этом ключевую роль. Пробиотики могли бы предотвратить некоторые случаи детской астмы. В новом исследовании, опубликованном в European Respiratory Journal, ученые показали связь между астмой и кишечными бактериями.

Бронхиальная астма — это достаточно распространенное заболевание, которое встречается у 13% беременных женщин. Во время беременности симптомы могут ухудшаться, и ребенок может родиться с низким весом. Этот эффект особенно выражен у младенцев мужского пола. Кроме того, у матерей больных астмой, дети также склонны к развитию астмы.

В последние годы кишечные бактерии или микробиом находятся в центре внимания. Ученые установили, что микробиом влияет на развитие сахарного диабета 1 типа и шизофрению . Авторы нового исследования считают, что микробиом влияет на развитие астмы у детей.

Исследователи во главе с эпидемиологом Анитой Козырской (Anita Kozyrskyj) изучили взаимодействие между бронхиальной астмой во время беременности и кишечными бактериями. В исследовании участвовали 1000 матерей с детьми. В 3-4-месячном возрасте у младенцев оценивали фекальную микробиоту.

Ученые обнаружили, что у мальчиков, у которых матери страдали бронхиальной астмой, на треть было больше риска получить микробиом кишечника со специфическими характеристиками.

«Мы наблюдали значительное сокращение семейства микробов, называемых Лактобациллы, у мальчиков, и это особенно было заметно, если у матери была аллергия или избыточный вес», — говорит Анита Козырская.

Такое изменение микробиомы ранее объяснялось другими факторами. Например, если женщинам с бронхиальной астмой назначались антибиотики или им проводили кесарево сечение, все это изменяло состав бактерий в кишечнике ребенка.
В данном исследовании ученые учитывали эти факторы, а также вес женщины до беременности, находится ли ребенок на грудном вскармливании, этническую принадлежность и аллергию у матери. Даже после учета всех этих факторов уровень Лактобацилл у 3 — 4-х месячных детей был ниже. Ученые впервые обнаружили доказательства, что изменение бактерий кишечника могут быть результатом материнской астмы во время беременности.

Козырская объясняет важность выводов: «Наше открытие в конечном итоге может привести к новому профилактическому подходу, предполагающему изменение микробиома у младенцев, чтобы уменьшить риск развития у них бронхиальной астмы».

Интересно, но астма влияет на бактерии кишечника новорожденных по-разному.

«Девочки», — говорит Козырская, «имели больше бактерий семейства Bacteroidaceae, имеющие большое значение для поддержания слизистого барьера, который защищает кишечник от повреждения вредными веществами».

Ученые отмечают некоторые недостатки в исследовании. Например, бронхиальная астма оценивалась матерями, а не врачами. Но поскольку в исследовании участвовало относительно большое количество участников, авторы заключают:

«Наши результаты дают первые доказательства того, что астма матери влияет на микробный состав кишечника у детей и не зависит от родовых и послеродовых событий».

Koleva P. T. et al. Sex-specific impact of asthma during pregnancy on infant gut microbiota //European Respiratory Journal. – 2017. – Т. 50. – №. 5. – С. 1700280.

источник

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические.

Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний.

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы.

В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний:

хронический неконтролируемый стресс,

Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты.

Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины).

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп.

Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла.

Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают.

Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии.

Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

  • Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.
  • Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги.Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма — не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.
  • Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2—3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.
  • Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.
Читайте также:  Доктор комаровский про бронхиальную астму видео

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы.

Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием.

У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль.

Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы.

В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса.

Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии,

30% относятся к психологическим,

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы.

Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств.

Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку.

Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением.

Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери.

Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа.

Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства.

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы.

Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа.

психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь),

долгосрочная индивидуальная психотерапия,

Однако, эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности.

Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными — при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом:

психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов .

При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций.

Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах.

склонность к легкому возникновению фрустрации,

преобладанию отрицательных эмоций над положительными,

невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов.

В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы:

При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности).

И, поскольку, для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена.

Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность.

У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства:

тревога со вторичной гипотимией,

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков.

При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия.

Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности.

В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости.

За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности:

астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её;

они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию.

У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается.

Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния.

Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет.

С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха.

Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются.

Человек физически просто не может вдохнуть.

При чем дальше происходит такая петля обратной связи:

человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника.

Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены.

Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц.

Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери.

Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом.

Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства.

Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений.

Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности.

Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации .

Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов.

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний.

Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача.

Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности .

Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью».

От самих больных их страх остается скрытым.

В. Бройтигам пишет: «При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции».

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций «отдать – принять» и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленными с ними».

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве.

В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм:

вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств.

Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды.

При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой.

Р егулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние.

С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

  • Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.
  • Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.
  • Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
  • Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *