Меню Рубрики

Диагноз астма для ребенка в школе

Зачастую только одно устранение действия аллергенов не способно полностью устранять симптомы астмы, и если родители выявили у ребенка начальные проявления патологии, необходимо посетить врача и разработать совместно с ним индивидуальный план обследования и терапии. Зачастую бронхиальную астму у детей сложно диагностировать, так как она может проявлять себя различными симптомами в сложных сочетаниях. Чтобы облегчить задачу врачу и постановку диагноза, нужно вести особый дневник астмы, в котором нужно отмечать длительность, тяжесть и частоту симптомов астмы у ребенка, появление кашля, отмечать все простуды и недомогания, изменения в дыхании.

Родителям важно будет предоставить врачу информацию относительно наличия аллергической предрасположенности у детей, а также аллергологического анамнеза семьи. Важно указать частоту различных заболеваний и симптомы разных болезней, когда, как и чем болели дети с рождения, и также отметить возможное влияние разного рода аллергенных и неаллергенных раздражителей.

Чтобы предупредить приступы астмы прежде, чем они разовьются, и будут причинять ребенку дискомфорт, нужно выяснить разного рода предупредительные сигналы организма, указывающие на наличие скорых приступов астмы (предвестники). Помимо развития кашлевых приступов или хрипов у детей формируются изменения в настроении, особенности внешности, жалобы на плохое самочувствие. Подобные жалобы указывают на возможное развитие скорого приступа бронхиальной обструкции.

Обычно первичным лечением, которое прописывают детям при астме, является проведение определенного рода ингаляций с препаратами. Вариантом в контроле астмы считается измерение воздушного потока, которое будет подсчитывать объемы выдыхаемого ребенком воздуха при дыхании. Исходя из определенной скорости воздушных потоков, врач может оценить состояние маленького пациента.

После этого родители совместно с ребенком будут сами проводить измерения хотя бы однократно за сутки, убеждаясь в том, что дыхание ребенка при лечении осуществляется на долженствующем уровне. При понижении показателей скорости воздушных потоков можно косвенно судить о скором приступе астмы, что дает родителям большой запас времени, чтобы применить необходимые лечебные мероприятия.

Сегодня разработаны новые виды лекарств, которые называют лейкотриенами, они показали достаточный эффект в процессе контроля астмы при лечении многих пациентов. Большая часть этих препаратов, например, Сингуляр и Аколат, показали свою безопасность и эффективность у детей после двухлетнего возраста. Но есть ситуации, когда никакие из лекарств не показывают высокой эффективности, тогда можно проконсультироваться с врачом-аллергологом о проведении иммунотерапии. Исследования показали, что при длительном курсе иммунотерапии с целью подавления аллергии могут уменьшаться признаки бронхиальной астмы до слабой степени тяжести, при которой многие дети успешно сокращают нагрузку лекарствами на организм и ведут вполне нормальный образ жизни.

У детей с бронхиальной астмой зачастую уменьшается количество отделяемой слюны и увеличивается заброс желудочной кислоты в пищевод при применении лекарства в виде ингаляторов. При этом они могут подвергаться повышенным рискам развития гингивитов и кариеса. Но воздействие лекарства против астмы на полость рта вполне можно практически целиком устранить при ополаскивании ее водой несколько раз за сутки.

Аллергические обострения у детей или начало приступов астмы можно контролировать в период, когда ребенок находится дома. После семи лет большую часть времени дети могут проводить на территории школы или на дополнительных занятиях. Важно знать, что неконтролируемая аллергия существенно препятствует школьному обучению ребенка или пребыванию на дополнительных кружках. За счет астмы дети могут пропускать много школьных часов за год, что резко скажется на успеваемости. Когда дети находятся в классе, побочные действия от принимаемых препаратов, дефицит сна, либо ощущение общей разбитости и усталости в результате обострения аллергической патологии могут препятствовать нормальной успеваемости ребенка и получения необходимого объема знаний. Чтобы взять под контроль астму или иные проявления аллергии, прежде всего, нужно разработать совместно с врачом-аллергологом план контроля за болезнью для нахождения в школе, в котором будут описаны симптомы болезни, которые нужно контролировать, и способы их устранения. План по устранению астмы должен указывать пусковые механизмы приступов, а также информацию о критических состояниях, симптомы и правильные шаги, которые нужно предпринимать в случае развития приступов.

Родители должны удостовериться, что ребенок взял с собой в школу все предписанные ему ежедневные препараты. Это поможет предотвращению проблем на уроках. Помимо этого, нужно убедиться в том, что препараты для чрезвычайных ситуаций в виде ингалятора или специального шприца с препаратом доступны в школе. Нужно обсудить надлежащее применение препаратов со школьным медицинским работником или любыми учителями, которые будут находиться с ребенком в период обучения. Если ребенок имеет пищевые ограничения, ему не стоит обедать в школьной столовой, родители собирают разрешенные блюда с собой и объясняют об опасности приема тех продуктов, что есть в буфете и их влияния на здоровье. Сообщите классному руководителю и преподавателям эти факты на мероприятиях, выездах на природу и днях рождения.

Если ребенок астматик, и приступы вызываются физическими нагрузками, нужно поставить в известность учителя физкультуры, указать симптомы объем необходимых действий при развитии критических ситуаций. Важно сказать педагогу, что ребенок может участвовать в занятиях и тренировках, но в целом его нагрузки должны ограничиваться его физическими возможностями, он может делать их медленнее или в меньшем объеме.

источник

Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.

Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.

Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…

— А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.

У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.

Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.

А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.

Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.

Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.

Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.

Астма — это воспаление бронхов, и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.

И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.

Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.

Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.

Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.

И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…

Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.

Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.

Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?

Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.

Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.

Читайте также:  Вред и польза преднизолона при астме

Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.

источник

Бронхиальная астма (БА) – опасное заболевание дыхательных путей, имеющее аллергическую природу. В основе ее развития лежит хронический воспалительный процесс в дыхательных путях, а также повышенная активность бронхов в ответ на разные раздражители.

Болезнь характеризуется появлением частых и продолжительных периодов закупорки легких (они могут быть полностью или частично обратимыми).

В процессе таких приступов может наблюдаться кашель приступообразного характера, свист в легких, а также ощущение стеснения в груди.

Бронхиальная астма у детей может развиваться в любом возрасте: и у грудного ребенка, и у подростка. Первые симптомы у детей могут появляться в 2 года.

В 7 лет (то есть уже к школьному периоду) вероятность наступления такого заболевания еще больше возрастает. В разных странах распространенность такого заболевания сильно варьируется, от 1,5 до 10 процентов.

Астма у ребенка может развиваться под воздействием таких факторов:

  • вредное воздействие загрязнителей воздуха (сюда входит не только сигаретный дым, а также диоксид азота и другие газоподобные загрязнители);
  • появление в доме клещей, тараканов, грибков и проч.);
  • частая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями (особенно это относится к детскому возрасту);
  • синдром дыхательного расстройства в анамнезе, а также другие неуточненные расстройства);
  • курение (особенно, если пагубную привычку имела беременная или кормящая мать);
  • частые эмоциональные стрессы;
  • пребывание в холодной среде, частые переохлаждения;
  • недостаточное и некачественное питание;
  • неблагоприятные воздействия метеорологических факторов.

Чаще всего сенсибилизацию вызывают так называемые ингаляционные аллергены. Их условно делят на:

Важно! Особая роль в развитии бронхиальной астмы у детей принадлежит домашним животным. В частности, опасность имеют слюна, шерсть, чешуйки и другие остатки жизнедеятельности.

Бывает, что у детей аллергия вызывается лекарствами.

Особенно опасны в плане развития бронхиальной астмы у ребенка

  • сульфаниламидные препараты;
  • пенициллины;
  • некоторые витамины (А, Е, С);
  • Аспирин.

Сильное и частое пребывание ребенка на улице не только полезно, но может быть и вредно. Это приводит к тому, что ребенок-астматик может плохо реагировать на пыльцу растений, пыль, выхлопные газы и др.

Наконец, астма у ребенка может быть проявлением атопического процесса. Это означает, что организм бывает предрасположенным к чрезмерной выработке иммуноглобулина Е. А ведь известно, что хронический астматический процесс может возникать под воздействием медиаторов. Если они появляются в крови у детей под воздействием IgE, то рано или поздно у таких детей может развиваться бронхоспазм.

Осложнения при бронхиальной астме у детей могут быть связанными с появлением ателектазов ткани легкого. Они развиваются от того, что слизистая оболочка отекает, и просвет в бронхах закрывается густой слизью. Если не лечить такое заболевание, то может развиваться пневмосклероз.

В отдельных случаях у ребенка может развиваться эмфизема. Она возникает из-за повреждения альвеол, попадания воздуха в грудную клетку. Возможно также развитие хронической эмфиземы с нарушением работы легкого, сердца и сосудов.

Итак, разные вещества, находящиеся в воздухе, так или иначе провоцируют астматический приступ. У каждого человека могут быть свои активные возбудители приступа болезни. Часто вызвать его может даже холодный воздух.

Если здоровый человек вдыхает воздух, он попадает в трахею или дыхательное горло. Далее из трахеи воздух попадает в бронхи, в свою очередь, состоящие из бронхиол.

Соответственно, из бронхиол воздух попадает в альвеолы легкого, где и происходит газообмен. Здоровые бронхи не имеют преград, и воздух проходит по ним свободно.

А вот при бронхиальной астме поражаются больше всего именно бронхиолы. При контакте бронхиол с веществами-аллергенами в них происходит активный воспалительный процесс с выделением большого количества мокроты.

Одновременно все мышечные ткани, окружающие бронхи и бронхиолы, начинают постепенно сжиматься. Тем самым просвет дыхательных путей уменьшается. Так происходит до тех пор, пока дыхание становится невозможным. У пациента развиваются признаки асфиксии.

Астма у новорожденных, к сожалению, может появляться довольно часто. Часто родители могут не обращать внимания на характерные симптомы болезни и списывать все на простуду. Итак, проявления болезни у новорожденных такие:

  1. Очень сильный кашель, при котором практически не выделяется мокрота. Характерно, что кашель развивается приступоподобно, после сна (а иногда и в вечернее время).
  2. Если ребенка поместить вертикально, то интенсивность кашлевого приступа немного уменьшается. Если же после этого опять положить ребенка, то приступ усилится.
  3. Незадолго до появления приступа малыш может капризничать.
  4. Характерно развитие одышки.
  5. Прерывистость дыхания. Причем и вдыхаемый, и выдыхаемый воздух выходит из организма с шумом, иногда и со свистом.

Такие признаки могут быть и у детей до 2 лет.

У детей после достижения 2-летнего возраста основные признаки болезни те же, что и у новорожденных, однако их легче выявить.

Дети от 4 до 7 лет могут иметь такие симптомы:

  1. В груди ощущается очень сильное давление. Оно не дает возможности ребенку сделать нормальный вдох.
  2. Если же малыш 4-7 лет пытается сделать вдох ртом, то появляется очень сильный кашель, который затрудняет процесс дыхания.
  3. Могут быть атипичные симптомы астматического процесса – такие, как высыпание на коже и зуд. Иногда ребенка может беспокоить сильное выделение мокроты.
  4. В 4-7 лет часто может появляться сильный кашель. Он буквально терзает ребенка, так как проявляется длительное время. Астматический процесс может напоминать бронхит. Очень важно, что мокрота при таком кашле не выделяется.
  5. Характерно, что признаки навязчивого кашля могут возникать в одних и тех же условиях. Родителям надо следить за тем, в каких именно ситуациях появляется кашель и обратиться к врачу при наличии подозрительных признаков.

К сожалению, подростки не всегда серьезно относятся к этому заболеванию и даже считают его безобидным. Такое поведение может спровоцировать обострение бронхиальной астмы у детей.

Подростки также забывают о том, что им надо вводить специальные препараты (некоторые врачи специально подбирают средства, которые можно было бы вводить в организм один, максимум – 2 раза в день).

Признаки такого заболевания в основном не отличаются от тех, что бывают у взрослых. И первая помощь в таких случаях не отличается ничем от «взрослой». Подростковый максимализм, игнорирование лечения, а также вредные привычки могут спровоцировать развитие осложнений.

После проведения всех необходимых лечебных процедур назначается лечение. Детская педиатрия часто имеет дело с бронхиальной астмой, и для каждого ребенка составляется индивидуальный план терапии. Как правило, астматический процесс у ребенка лечится в два этапа.

На первом этапе проводится определение возбудителя-аллергена, а на втором – проводится прием необходимых лекарств.

В зависимости от каждого конкретного случая препараты против астмы вводятся только во время приступа, или же может требоваться постоянное их введение. Лекарства могут иметь жидкую форму или же вводиться в ингаляционной форме.

Около половины маленьких детей в возрасте 4-7 лет постепенно избавляются от астмы до окончания школы. Однако у 4-7-летних детей лечение этого заболевания занимает больше времени, чем у взрослых. Правда, с началом пубертатного периода проявления бронхиальной астмы проходят.

Если врач назначил ребенку лекарства против астмы, их надо принимать очень тщательно и продолжительное время. Только так можно предупредить возможное обострение астмы.

Глюкокортикостеродиные препараты не назначаются, особенно, если ребенок еще не достиг четырех лет. Это связано с нежелательными эффектами:

  • риск появления лишнего веса;
  • понижение активности иммунной системы;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

Диагноз бронхиальная астма у детей — серьезное ипытание, но болезнь можно предупредить. Для этого следует обратить внимание на выполнение таких полезных рекомендаций:

Грудное вскармливание ребенка должно быть как минимум до достижения им одного года. С грудным молоком в организм ребенка поступают все необходимые антитела, обеспечивающие иммунную защиту.

Некоторые матери практикуют грудное вскармливание до 2 лет. Это очень хорошо.

  • Прикорм вводится только после разрешения врача. Несоблюдение этого правила может вызвать аллергию.
  • Нужно избавиться от материалов, впитывающих в себя пыль.
  • Чтобы исключить аллергию, нужно отказаться от домашних животных. Под запрет попадают даже рыбки.
  • Закаливание – очень хороший и доступный способ повысить работу иммунной системы.
  • Итак, астма – это не совсем «обычное» детское заболевание, которое нужно лечить только в моменты обострений.

    В случае с астмой, обязательны регулярные диагностика и терапия. Если не уделить лечению болезни должного внимания, то оно может вызвать опасные осложнения, иногда очень тяжелые.

    источник

    Если ребенку поставили диагноз «бронхиальная астма», это не приговор, а руководство к действию. О причинах этого заболевания, диагностике и методах лечения рассказывает врач аллерголог-иммунолог Клиники семейной медицины «ФламингоМед» Ольга Леонидовна Тарбаева.

    Кашель и кислородное «голодание»

    В классической формулировке бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание органов дыхания, основные

    признаки которого — приступы одышки, кашля, а иногда и удушья.

    Но у детей это заболевание протекает несколько иначе, чем у взрослых.

    — Ребенок может быть очень активным. И единственное, что его беспокоит, — кашель, — рассказывает Ольга Леонидовна. — При бронхиальной астме как такового приступа удушья у ребенка нет. Клинически мы видим приступообразный кашель. Ребенок кашляет постоянно — днем, вечером, ночью. Кроме проблем с легкими бронхиальная астма негативно влияет и на другие внутренние органы.

    — Бывает, что, когда подростка приводят на прием к аллергологу, выясняется, что бронхиальной астмой он страдает три, пять, а то и семь лет. В первую очередь, от хронической гипоксии страдает центральная нервная система, сердце, так как у этих органов очень большая потребность в кислороде. Ребенок может отставать в развитии, в росте.

    Всегда ли виновата кошка…

    Чаще у детей бронхиальная астма протекает «под маской» ОРЗ с обструктивным синдромом. Поэтому очень важно как педиатрам, так и родителям взять на заметку следующее. Если ребенок более трех раз за год болеет ОРЗ с обструктивным синдромом, у него есть в роду аллергики, а в раннем возрасте наблюдался атопический дерматит, необходимо подтвердить или опровергнуть диагноз «бронхиальная астма».

    Очень важно вовремя обратиться к аллергологу на обследование, которое выявит причинный аллерген, чтобы исключить с ним контакт ребенка. Для выявления аллергена используется всевозможная диагностика — это пробы, анализ крови на аллергены и др.

    В этой ситуации всегда очень остро стоит вопрос, как быть с домашними животными. Считается, что именно они чаще всего являются причиной детского недуга.

    — Нужно определить, является ли животное аллергеном для конкретного ребенка. При подозрении на аллергию убирать из дома всех животных, изначально неправильно, — полагает врач аллерголог-иммунолог. — Есть интересная теория, которая находит свое подтверждение в клинических исследованиях. Оказывается, чем раньше ребенок начинает контактировать с животными, тем быстрее у него устанавливается чувствительность к аллергенам, и в дальнейшем детский организм на них не реагирует.

    Бывает, наоборот, проводимое лечение не приносит положительных результатов, потому что родители «забыли» упомянуть, что дома держат двух пушистых котов редкой породы. Я бы посоветовала, прежде чем заводить домашнего питомца или стремиться от него избавиться, выяснить — есть у ребенка аллергия на него или нет.

    Мальчик вырос и… поправился?

    Если диагноз подтвердился, надо понимать, что бронхиальная астма — хроническое заболевание. Полностью излечиться от нее нельзя, но перевести болезнь в ремиссию, которая может длиться всю жизнь, вполне возможно, считает Ольга Тарбаева.

    Когда выявляется аллерген, назначается терапия, очень важно ее соблюдать. Родители должны четко осознавать необходимость лечения и строго следовать врачебным рекомендациям.

    — Детский организм с благодарностью воспринимает лечение, он может перестроиться, — убеждена Ольга Леонидовна. — Многие мои пациенты — ребята-астматики — занимаются профессиональным спортом, некоторые даже выступали на чемпионатах мира. Это лишний раз доказывает, что бронхиальная астма — не приговор.

    К тому же, по словам специалиста, существует легкая форма бронхиальной астмы. У детей раннего возраста, особенно на Крайнем Севере, провоцирующим фактором ее появления является простуда — вирусная или бактериальная инфекция. Как правило, но только у мальчиков после подросткового возраста болезнь может уходить в длительную ремиссию. Как говорят, ребенок «перерастает болезнь».

    — Сейчас ученые уже нашли объяснение этому явлению. Когда мальчик растет, увеличивается выработка гормона тестостерона, который снижает аллергическое воспаление, — поясняет Ольга Тарбаева. — Но уповать только на то, что мальчик «перерастет», нельзя. Надо принимать определенные меры, чтобы снять аллергическое воспаление и восстановить структуру легких.

    Кроме лекарственной терапии существуют дополнительные методы лечения, которые также очень важны. Это занятия спортом, если разрешает доктор.

    — Занятия спортом при бронхиальной астме — это метод лечения, — подчеркивает врач аллерголог-иммунолог. — Если ребенок готов к повышенной физической нагрузке, нужно начинать тренировать его легкие. Любой спорт с нагрузкой на дыхательную систему полезен ребенку с астмой. Большую пользу принесет и санаторно-курортное лечение. Здесь важен комплексный подход. Это и климатотерапия, когда мы вывозим ребенка с Крайнего Севера, это и плавание, и дыхательная гимнастика, и массаж. В купе это дает очень хороший эффект.

    «Ликбез» для родителей

    Когда родители узнают о диагнозе «бронхиальная астма», у них возникает очень много вопросов. Их пугает возможная инвалидность ребенка, они ищут причину заболевания, хотят знать, какие методы лечения наиболее эффективные.

    — Лечение от бронхиальной астмы длительное и специфическое. И в нем должны участвовать как сам ребенок, так и все члены семьи, — считает Ольга Тарбаева. – Во-первых, не следует скрывать от ребенка его диагноз. Зная его, ребенок должен прислушиваться к себе, говорить взрослым — родителям, учителям, когда и почему ему стало плохо. Он должен знать, какие лекарственные препараты он принимает. Для более эффективного лечения нужна обратная связь между врачом, маленьким пациентом и его родителями. В рамках одного врачебного приема проконсультировать «на все случаи жизни» невозможно.

    Для этого в Клинике семейной медицины «ФламингоМед» проводятся астма-школы для родителей маленьких пациентов, для подростков, готовых воспринять информацию, как им жить с этим диагнозом. Занятия в астма-школах я провожу 14 лет. Такой «ликбез» действительно помогает спокойно оценить ситуацию, знать, что нужно делать, чтобы лечение было успешным, и впоследствии бронхиальная астма не давала о себе знать.

    источник

    Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.

    Читайте также:  Астма болезнь народные средства

    В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.

    Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?

    Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.

    Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.

    Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.

    Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.

    Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.

    И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.

    Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?

    Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:

    Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?

    Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.

    Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?

    Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.

    Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.

    Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.

    Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?

    Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:

    источник

    20:32, 27 марта 2018 г. | Автор: Ирина Никоненко

    Кто хоть однажды видел приступ удушья при бронхиальной астме у детей, тот вряд ли его забудет: ребенок вдохнул и не может выдохнуть, в груди у него все свистит и хрипит, он задыхается, губы синеют, в глазах смертельный ужас. Как помочь больному малышу? Можно ли избежать этого недуга?

    Рассказывает врач пульмонолог-аллерголог высшей категории Наталья КРАСКОВСКАЯ.

    Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний детского возраста. От 5 до 10 процентов детей страдают этим заболеванием, и с каждым годом показатель увеличивается. Серьезную тревогу вызывает также рост смертности от бронхиальной астмы и количества госпитализаций в педиатрические учреждения.

    В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов. Оно характеризуется периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции слизи и отека слизистой оболочки бронхов. На основании типичных приступов удушья врач определяет диагноз “бронхиальная астма”. Иногда его ставят даже в тех случаях, когда у ребенка отмечается длительный сухой приступообразный кашель, который усиливается по ночам или при пробуждении.

    Чаще всего бронхиальная астма возникает у детей школьного возраста, но может начаться и в грудничковом возрасте. До 11 лет встречается она чаще у мальчиков — это связано с анатомическими особенностями дыхательного тракта: он более узкий, чем у девочек. После 11 лет эта разница исчезает. У взрослых заболевание встречается чаще у женщин, чем у мужчин.

    — атопическую бронхиальную астму, связанную с попаданием в бронхи аллергена и развитие аллергической реакции;

    — инфекционно-зависимую, неаллергическую, развивающуюся на фоне инфекционного поражения дыхательных путей.

    При атопической бронхиальной астме приступ удушья развивается только при наличии аллергенов — разных веществ, обладающих общим свойством вызывать аллергическое воспаление.

    У детей до года чаще всего виновниками заболевания оказываются пищевые и лекарственные аллергены: белок коровьего молока, прикормы, содержащие консерванты, цитрусовые, шоколад, яйца, клубника, мед. После двух лет на смену пищевым аллергенам приходят бытовые и грибковые. Самые распространенные — это микроскопические домашние клещи. Они живут в плинтусах, коврах, одеялах, в подушках и являются причиной круглогодичной астмы. Клещ достаточно нежен, погибает при низких и высоких температурах. Не зря раньше матрасы на мороз выносили. К бытовым аллергенам относятся также: домашняя пыль; шерсть и перхоть кошек и собак; корм рыбок, споры плесневых грибков, растущих в помещениях; тараканы и грызуны, у последних аллергеном является запах мочи и запах их самих.

    У детей старше 3—4 лет самой частой причиной атопической бронхиальной астмы является аллергия на пыльцу растений и перекрестные реакции с пищевыми аллергенами.

    При инфекционно-зависимой неаллергической бронхиальной астме перенесенные в раннем возрасте тяжелые респираторные инфекции, пневмонии, бронхиты, приводят к повреждению слизистой оболочки бронхов, снижают ее защитную функцию, способствуют повышенной выработке иммуноактивных веществ, что приводит к гиперреактивности бронхов, проявляющейся клиническими признаками бронхиальной астмы.

    Наследственность. Бронхиальная астма развивается у людей с наследственной предрасположенностью к аллергиям. Замечено, что ребенку это заболевание передается, как правило, от отца. В 80 процентах случаях у больных детей аллергией страдают оба родителя.

    Течение беременности. Когда беременность протекает с токсикозами, профессиональными вредностями, инфекциями во время беременности, а также несоблюдением диеты и употреблением продуктов, опасных с точки зрения аллергии, — риск развития бронхиальной астмы у ребенка резко повышается.

    Плохая экологическая обстановка, особенно в крупных, промышленных городах, каким и является Красноярск. Воздух, которым мы дышим, насыщен отходами промышленных предприятий: окисью азота, формальдегидом, серой — это так называемые полютанты, вещества аллергизирующие организм человека.

    Табакокурение взрослых. Пассивное курение крохи, когда взрослые курят при ребенке, приводит к сильнейшему раздражению его слизистых оболочек бронхов. Особенно опасно курение матери во время беременности.

    Триггеры — так называют пусковые механизмы недуга. Они не имеют отношения к возникновению самой болезни, но провоцируют ее обострение. Например, воздействие холодного воздуха, изменение погоды, ОРВИ. Это могут быть и чрезмерные физические нагрузки. Для детей характерна так называемая астма физического напряжения, когда приступы провоцируются быстрой ходьбой или бегом. Смех, испуг и другие сильные эмоции, а также резкие запахи тоже могут стать причиной приступа астмы.

    В связи с особенностями организма у детей до 3 лет приступы астмы сопровождаются значительным отеком слизистой оболочки бронхов с обильным выделением в их просвет слизи, что характеризуются большим количеством влажных хрипов, разных по силе. Зачастую приступ развивается следующим образом. Утром у малыша появляется жидкие водянистые выделения из носа. Температура тела, как правило, нормальная. Ребенок начинает чихать, чешет нос, а через некоторое время начинает подкашливать. После дневного сна, а чаще к ночи или ночью кашель усиливается. Он становится приступообразным, упорным. На вершине кашля возможна рвота, в содержимом которой можно заметить вязкую слизистую мокроту. Именно вязкая мокрота провоцирует рвотный рефлекс. Ребенок становится беспокойным, не желает лежать, дышит часто, при этом выдох затруднен. Ему трудно дышать, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура: втягивается участок шеи над грудиной, задействованы межреберные мышцы и мышцы живота. Малыш стремится занять удобное полусидячее положение, облегчающее дыхание. При этом дыхание становится шумным, свистящим, его слышно со стороны. Крылья носа раздуваются, набухают шейные вены, кожа носогубного треугольника, кистей и стоп становится синюшной.

    У детей после 3 лет выделение слизи в просвет бронхов и воспалительный отек слизистой оболочки уже не столь значительны. Поэтому для приступа характерны чувство сдавления в груди. Он сопровождается сухими свистящими хрипами, выдох затруднен, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Нередко приступ бронхиальной астмы может протекать в виде сухого упорного надсадного приступообразного кашля.

    Симптомы болезни, как правило, появляются или усиливаются ночью и в утренние часы, что связано с суточными биоритмами. Ночью становится максимальной концентрация в крови биологически активных веществ, способных вызывать сужение бронхов. Кроме того, в ночное время активизируется парасимпатическая нервная система, влияющая на тонус гладких мышц, а уровень гормонов, способных расширять бронхи, становится минимальным — гормоны “спят”. В результате происходит спазм гладкой мускулатуры бронхов. К тому же во время сна у детей значительно снижается активность мышц, участвующих в дыхании. При этом увеличивается время выдоха и изменяется соотношение времени выдоха и вдоха, и это тоже способствует развитию ночных приступов удушья

    Если приступ бронхоспазма продолжается более 6 часов, развивается астматический статус — тяжелейшее состояние организма, ведущее к смерти от недостатка кислорода. Но даже когда с помощью различных средств удается снять бронхоспазм и прекратить приступ удушья, воспаление на слизистых бронхов еще долго продолжается и чаще всего становится хроническим. Вот почему течение бронхиальной астмы циклическое: фаза обострения в виде приступов удушья сменяется фазой покоя, но не здоровья.

    Если развился острый приступ у ребенка, первое, что надо сделать — по возможности избавиться от аллергена, втрое — сразу применить средство расширяющие бронхи быстрого действия — бронходиллятаторы, чаще это лекарство в ингаляторе. Врач-аллерголог обычно подробно расписывает для больного ребенка, какими средствами, в каких дозах и как долго надо ими пользоваться (все индивидуально), чтобы прекратить приступ.

    Если приступ не проходит, несмотря на все принятые меры, не стоит ждать, лучше вызвать скорую помощь. Причем при вызове обязательно нужно сказать, что ребенок не может дышать и задыхается — это будет поводом отправить к вам специализированную педиатрическую бригаду. По медицинским нормативам вызовы по поводу приступа бронхиальной астмы у ребенка относятся к первой категории неотложности. С момента поступления вызова до выезда бригады проходит не более 4 минут и 15 минут отпущено на дорогу. Причиной задержки скорой являются только пробки на дорогах.

    Уважаемые водители! Пожалуйста, всегда уступайте дорогу скорой помощи, возможно, она едет к задыхающемуся ребенку!

    Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся их повышенной чувствительностью к внешним и внутренним стимулам и проявляющееся периодически возникающими приступами удушья. Развитие бронхиальной астмы связывают в последние годы с особым видом воспаления в бронхах, которое приводит к тому, что резко повышается их чувствительность к раздражающим факторам. Под действием раздражающего, “запускающего”, фактора развивается сокращение мускулатуры бронхов — бронхоспазм, отек слизистой бронхов, обильное образование густого секрета — мокроты. Эти процессы и определяют развитие астматического приступа. Заболевание хроническое, периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Обострение проявляется приступами удушья. О них мы подробно рассказывали в предыдущей статье.

    Когда с помощью различных средств удается снять бронхоспазм и прекратить приступ удушья, воспаление на слизистых бронхов еще долго продолжается и чаще всего становится хроническим. Приступы удушья не проходят бесследно. В легочной и сердечно-сосудистой системах происходят грубые разрушительные изменения, ведущие к тяжелым осложнениям, таким, как эмфизема легких и легочное сердце. Вот почему необходимы курсы лечения вне обострения заболевания.

    Подтвердить диагноз бронхиальной астмы может только специалист — врач аллерголог-пульмонолог. Он подробно расспросит обо всех признаках заболевания именно у вашего ребенка, проведет необходимое обследование. Больному делают рентген, берут анализы крови и мокроты. При подозрении на аллергическую бронхиальную астму обязательно проводят аллергопробы, чтобы выявить конкретный аллерген. Если все указывает на инфекционно-зависимую бронхиальную астму, подтверждать диагноз будут с помощью исследования функции внешнего дыхания (ФВН). Это обследование позволяет оценить дыхательную функцию легких. Оно проводится с помощью специального аппарата, в который пациент выдыхает, а в это время на экране отображается графическая кривая с указанием основных показателей работы дыхательной системы. При этом выявляется уровень бронхиальной проходимости.

    Читайте также:  Стандарт ведения детей с бронхиальной астмой

    Последние годы все шире применяют еще один способ определения степени обструкции бронхов — определение максимальной (пиковой) скорости выдоха. Исследование проводится с помощью прибора пикфлоуметра. Это портативный прибор в виде прямоугольника, снабженного шкалой с подвижной стрелкой, указывающей максимальную скорость выдоха. Измерения проводятся утром и вечером, результаты заносятся в специальный дневник. Анализ этого дневника помогает врачу и в диагностике заболевания, и в определении тяжести состояния ребенка, и подборе наиболее эффективного лечения конкретного больного, и в дальнейшем позволяет оценивать проводимую терапию. Однако использование пикфлоуметра возможно лишь у детей старше пяти лет.

    У маленьких детей очень важно знать частоту дыхания в здоровом состоянии. При начинающемся приступе частота дыхания возрастает, когда приступ заканчивается — дыхание становится реже. Чтобы определить частоту дыхания у малыша, маме надо выбрать момент вне приступа, можно во время сна, положить ладонь на грудку или спинку малыша и подсчитать, сколько раз грудная клетка поднималась за 15 секунд (столько вздохов и сделал малыш). Полученную величину умножить на четыре — это и будет частота дыханий в минуту.

    Нормальная частота дыхания у новорожденных 40—60 в минуту, от одного до 12 месяцев — 35—48, от года до 3 лет — 28—35, от четырех до шести лет — 24—26.

    Лечение бронхиальной астмы складывается из следующих направлений:

    1) по возможности избегать контакта с тем фактором, который вызывает приступ, для этого каждый больной бронхиальной астмой вместе со своим врачом должен составить перечень этих факторов;

    2) своевременное лечение заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, заболеваний органов пищеварения, в том числе желчевыводящих путей;

    3) четкое следование плану использования лекарств, выписанных врачом.

    Лекарственные препараты при бронхиальной астме подразделяются на средства быстрого действия, применяемые для прекращения астматического приступа, в основном ингаляционные формы; и противорецедивные средства, уменьшающие проявления воспаления в бронхах, тем самым снижающие чувствительность бронхов к “запускающим” факторам, что позволяет увеличить периоды ремиссии (без приступов удушья) и улучшить функции легких.

    Дозы и порядок приема лекарств должны определяться врачом. Самостоятельное изменение доз недопустимо. Больной бронхиальной астмой должен постоянно иметь при себе быстродействующий препарат. При уменьшении эффекта от обычно применяемых препаратов необходимо срочно обратиться к врачу.

    В настоящее время используются многие нелекарственные методы лечения — дыхательная гимнастика, иглорефлексотерапия, лечебное голодание и другие, но, выбирая их, следует обязательно посоветоваться с врачом.

    Профилактика бронхиальной астмы у ребенка должна проводиться уже при беременности матери, особенно если она сама или кто-то из ближайших родственников страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Чтобы у ребенка не развилась повышенная чувствительность бронхов на любое раздражение, ведущая к развитию бронхиальной астмы, будущая мама должна соблюдать меры предосторожности: находиться под наблюдением врача акушера-гинеколога и аллерголога с ранних сроков беременности, соблюдать все их рекомендации, есть как можно меньше аллергических продуктов, отказаться от любых домашних животных, ни в коем случае не курить самой или находиться в помещении, где курят.

    После рождения ребенка нужно кормить грудным молоком до года, потому что прикорм, содержащий консерванты, может вызвать аллергию. Малыш должен быть под постоянным наблюдением врача, чтобы не пропустить самого начала болезни, когда помощь наиболее эффективная. Если у новорожденного часто бывают расстройства кишечника, насморк, затрудненное дыхание, нужно обязательно обратиться к детскому аллергологу.

    Если ребенок все же заболел бронхиальной астмой, профилактикой для него будет своевременное лечение хронического аллергического воспаления, не дожидаясь приступов удушья. Как и чем лечить, назначит врач — детский аллерголог-пульмонолог. А родители должны быть его союзниками: регулярно наблюдать ребенка у врача и выполнять все его рекомендации:

    1. Гипоаллергенная диета и гипоаллергенный быт — исключение любых аллергенов.

    2. Обязательный прием базисной терапии.

    3. Своевременное купирование обострений.

    4. На период наибольшей вероятности заболеть ОРВИ, при эпидемиях гриппа, перед контактом с аллергеном применять средства расширяющие бронхи длительного действия. Их вашему ребенку выпишет врач.

    5. Своевременно санировать хронические очаги инфекции.

    В предыдущей статье мы подробно останавливались на купировании острого приступа удушья у ребенка. Несколько советов после приступа.

    Состояние после приступа может быть различным. Некоторые дети уже на следующий день активны и не испытывают никаких болезненных проявлений. Но у большинства остается кашель с выделением мокроты. Во время физической или эмоциональной нагрузки кашель обычно усиливается. Поэтому в период после приступа оберегайте малыша от активных игр, бега, эмоциональных нагрузок. При нормальной температуре можно вывести ребенка на прогулку. Однако погода должна быть безветренной, а мороз не ниже 10 градусов. При аллергии на пыльцу гулять можно лишь после дождя, когда ее концентрация в воздухе будет минимальной.

    После приступа больному следует проводить массаж грудной клетки — это облегчит отхождение мокроты и очищение бронхов. Приемам массажа мамам можно обучиться в стационаре, где лечился ребенок, или в кабинете массажа в детской поликлинике. Помимо курсов массажа, в период обострения детям-астматикам полезно два раза в год проводить профилактические десятидневные курсы массажа грудной клетки.

    Как жить с бронхиальной астмой, что надо делать, чтобы периоды ремиссии (без приступов) были как можно длиннее, родителей малышей, страдающих этим недугом, обучают врачи в специальных школах, созданных в детских поликлиниках. В Красноярске работают две таких школы для городских детей. А в специализированных детских аллергологических отделениях работу проводят индивидуально с родителями каждого ребенка.

    Ребенок не виноват в своей болезни. Соблюдая все рекомендации врача, вы поможете ему жить полноценной жизнью. Одной из рекомендаций врачей-аллергологов является настоятельная просьба отдавать ребятишек с бронхиальной астмой заниматься хоровым пением, а при выборе музыкального инструмента предпочесть обучение на духовых инструментах. Легкие малыша вам спасибо скажут.

    Материал подготовили Ирина НИКОНЕНКО и Ксения ГУСЕВА

    источник

    Не у всех детей симптомы астмы одинаковы, они разнообразны и могут меняться от приступа к приступу.

    К возможным признакам и симптомам астмы у ребенка относятся:

    • Частый кашель, возникающий во время игр, ночью, во время смеха или плача
    • Хронический кашель (может быть единственным симптомом)
    • Пониженная активность во время игр
    • Частое прерывистое дыхание
    • Жалобы на боль или стеснение в груди
    • Свист во время вдоха или выдоха – свистящее дыхание
    • Колебательные движения грудной клетки из-за затрудненного дыхания
    • Удушье, нехватка дыхания
    • Напряжение мышц шеи и груди
    • Ощущение слабости, усталость

    При обнаружении симптомов астмы у ребенка, педиатр обязан также оценить другие состояния или заболевания, способные усложнить процесс дыхания. Почти половина младенцев и детей дошкольного возраста с повторяющимися эпизодами свистящего дыхания, удушьем или кашлем (даже если симптомы купируются препаратами от астмы) не считаются больными астмой в возрасте до 6 лет. По этой причине многие педиатры используют термин «реактивное заболевание дыхательных путей» или бронхиолит, описывая состояние у детей этого возраста (вместо того, чтобы записывать их в астматики).

    Насколько распространена астма у детей?

    Астма – одно из наиболее распространённых хронических заболеваний у детей, и тенденция не радует – заболеваемость прогрессирует. Астма может начаться в любом возрасте (даже в пожилом), но у многих первые симптомы появляются в возрасте до 5 лет.

    Существует много предпосылок развития астмы у детей. К ним относятся:

    • Сенная лихорадка (поллиноз) или экзема (аллергическая кожная сыпь)
    • Наследственный анамнез по астме или аллергии
    • Частые респираторные инфекции
    • Низкая масса тела при рождении
    • Контакт с табачным дымом до или после рождения
    • Темный цвет кожи или пуэрториканская этническая принадлежность
    • Неблагоприятные условия окружающей среды

    Почему показатель заболеваемости астмой у детей растет?

    Никто достоверно не знает истинную причину такого роста. Некоторые специалисты полагают, это связано с тем, что современные дети больше времени проводят дома или в закрытых помещениях и, следовательно, более подвержены воздействию вредных факторов – бытовая пыль, загрязненный воздух, пассивное курение. Другие считают, что современные дети не в достаточной мере болеют «детскими болезнями», чтобы сосредоточить внимание иммунной системы на бактериях и вирусах.

    Как ставится диагноз «астма» у детей?

    Диагноз ставят на основании данных истории болезни, симптомов и результатов физического обследования. Направляясь к доктору с грудным или ребенком старшего возраста во время астматического приступа, имейте в виду, что симптомы могут пройти, пока вы дойдете до кабинета врача. И это не повод остановиться и повернуть назад. Помните: родители играют ключевую вспомогательную роль для врача в постановке правильного диагноза.

    История болезни и описание симптомов астмы: педиатра должны заинтересовать любые эпизоды нарушения дыхания у вас или вашего ребенка, в том числе семейный анамнез по астме, аллергии, кожного заболевания – экземы, или других заболеваний легких. Важно подробно описать все симптомы, замеченные у ребенка – кашель, свистящее дыхание, удушье, боль или стеснение в груди – подробно, включая то, когда и как часто эти симптомы возникают.

    Физическое обследование: врач прослушает сердце и легкие ребенка, а также постарается выявить признаки аллергических реакций носа или глаз.

    Тесты: многим для точной постановки диагноза потребуется проведение рентгенографии органов грудной клетки, а детям от 6 лет и старше проведут тест на функцию легких – спирометрию. Спирометрия измеряет количество воздуха в легких и скорость его выдыхания. Результаты помогут врачу определить тяжесть течения заболевания. Другие тесты могут быть также проведены с целью частичного выявления «пусковых факторов» астмы у ребенка. К таким тестам относятся: кожная аллергическая проба, анализ крови на IgE или рентгенография для выявления синусита или гастроэзофагального рефлюкса, отягощающих астму. Возможно, вам будет предложен также современный метод диагностики, измеряющий уровень оксида азота во время дыхания.

    Избегание контакта с «пусковыми факторами», применение предписанных препаратов и ежедневная бдительность в отношении симптомов заболевания – способ эффективного контроля астмы у детей любого возраста. Дети, больные астмой, ни в коем случае не должны быть подвержены действию табачного дыма. Правильный прием лекарств – основа хорошего контроля заболевания.

    На основании данных об истории болезни ребенка и наблюдений за течением астмы педиатр составит план действий по контролю заболевания. Позаботьтесь о том, чтобы получить его письменную копию. В плане должно быть описано, когда и как ребенок должен принимать препараты от астмы, что делать, если симптомы нарастают и состояние ухудшается и когда следует вызывать «Скорую помощь». Убедитесь, что план написан доступным для вас языком и вам все в нем понятно. Если после прочтения у вас остались вопросы, задайте их доктору.

    План действий при астме – очень важная часть успешного контроля астмы у ребенка. Также позаботьтесь о том, чтобы у воспитателя или школьного учителя обязательно имелась копия такого плана (чтобы они имели представление, как вести себя и быстро купировать приступ, если он возник у малыша вне дома).

    Как давать препараты от астмы ребенку дошкольного возраста?

    Дети дошкольного возраста пользуются для лечения астмы теми же группами препаратов, что и старшие. Стероиды в виде аэрозолей – эффективные препараты для лечения астмы. Однако, в любом случае, препараты даются в иной форме детям до 4-х лет (ингалятор или маска), а суточная доза меньше.

    Последние руководства по контролю астмы рекомендуют постепенное приближение способов лечения и доз для детей старше 4-х лет. В том числе, использование препаратов быстрого действия (например, сальбутамола) для периодически возникающих симптомов астмы. Применение низких доз стероидных аэрозолей – следующий шаг. Далее лечение должно быть сосредоточено на контроле астмы. Если астма ребенка контролируется в течение минимум трех месяцев, врач может снизить дозу препаратов или перевести лечение на уровень ниже. Консультируйтесь с врачом о приеме конкретных препаратов и правильной дозировке.

    В зависимости от возраста ребенка, используются ингаляторы или препараты в форме растворов (применяются в виде распылителей – небулайзеры). Небулайзер доставляет препарат, переводя его из жидкой формы в пар. В виде пара ребенок будет вдыхать препарат через маску. Такая прцедура (вдыхание через маску) длится 10-15 минут и может повторяться до четырех раз в день. Доктор подскажет вам, как часто необходимо давать ребенку подышать с использованием небулайзера.

    В зависимости от возраста, ребенок может использовать дозирующий ингалятор со спейсером. Спейсер – отсек, прикрепленный к ингалятору и препятствующий распылению всего препарата. Это позволяет ребенку вдыхать препарат с индивидуально подходящей ему скоростью. Обсудите с врачом возможности использования дозирующего ингалятора со спейсером.

    Каковы цели и задачи лечения астмы у ребенка?

    Астму невозможно излечить, но ее можно контролировать. Ваша цель и ответственность как родителей сделать все возможное, чтобы:

    • Ребенок мог жить активной нормальной жизнью
    • Не допустить хронизацию и ухудшение симптомов
    • Ребенок мог посещать школу каждый день
    • Ребенок был активным во время игр, спортивных занятий без всяких усилий
    • Избегать частых визитов скорой помощи или поездок в больницу
    • Использовать корректирующие астму препараты с минимальным количеством или с отсутствием побочных эффектов

    Работайте в тесном контакте с врачами и постарайтесь узнать об этом заболевании как можно больше (как избежать контакта с факторами, провоцирующими астму, как действуют препараты от астмы и как правильно использовать эти препараты).

    Избавится ли ребенок от астмы с возрастом?

    По сей день остается много неизученного об астме и функционировании легких у детей. В настоящее время специалисты считают, что если у младенца или ребенка дошкольного возраста возникает три или более эпизода свистящего дыхания (обычно во время заболевания вирусными инфекциями), вероятность развития астмы у него в течение жизни составляет 50/50%. Если у ребенка неблагоприятный наследственный анамнез по астме, в окружении есть курильщики или он сталкивается с другими вредными факторами, провоцирующими астму – риск возрастает. Терапия астмы не уменьшит этих рисков.

    К тому же, если однажды чувствительность дыхательных путей человека повышается, они сохраняют эту особенность до конца жизни. Как бы то ни было, примерно у половины детей, больных астмой, симптомы с возрастом уменьшаются, поэтому иногда говорят, что они «перерастают» свою астму. У другой половины симптомы сохраняются и во взрослом возрасте. К сожалению, невозможно прогнозировать, уменьшатся или сохранятся симптомы у конкретного человека с возрастом.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *