Меню Рубрики

Дыхательные тренажеры для детей с астмой

Asthma — греческое слово, в переводе означает «удушье». Именно удушье и есть самый главный признак и симптом этой болезни. Приступ кашля; затрудненного, хриплого, свистящего дыхания; удушья обычно начинается неожиданно. Доступ воздуха в легкие резко уменьшается или прекращается совсем. Частота, сила и продолжительность таких приступов индивидуальна для каждого конкретного человека.

К вашему сведению астма – это заболевание, которое может привести к смерти. Согласно официальной статистике, в год от астмы умирает четверть миллиона человек, в России — около 45 тысяч. На сегодня астмой болеет 300 млн. человек, и их количество в ближайшие 10 лет увеличится еще на 100 миллионов. Астма — самое распространенное заболевание в детском возрасте. Астмой болеют и дети, и взрослые, разница лишь в том, что среди детей чаще болеют мальчики, а среди взрослых — женщины.

В медицине эта болезнь считается хронической и лечебной методики, позволяющей полностью вылечиться, она предложить не может. Однако древнейшая медицина планеты – Аюрведа уже более 5000 лет утверждает, что одной из главных причин заболевания является неправильное дыхание и при помощи специальной дыхательной техники его вылечить можно!

Причины и симптомы астмы

К основным причинам возникновения приступов астмы относятся:

— различные «домашние» аллергены — продукты, шерсть домашних животных, табачный дым, духи (синтетические)и т.д.;

— различные «уличные» аллергены — пыльца растений, выхлопные газы, пыль и даже прямые лучи солнца;

— инфекционные заболевания, среди которых — простуда, грипп, синусит, бронхит;

— нестероидные противовоспалительные препараты и, особенно, аспирин: от него приступы могут возникать очень быстро и быть особенно тяжелыми;

— тяжелая физическая работа на холоде.

Кроме физических причин не менее активный характер могут иметь и нервно-психические причины астмы. Это может быть сильное волнение, страх или иной психо-эмоциональный стресс.

Первые симптомы бронхиальной астмы примерно половина больных испытала, не достигнув десятилетнего возраста. Еще около 30% больных «познакомились» с астмой до 40 лет, а у всех остальных это заболевание может развиться в любом возрасте. Астматические приступы могут проявляться, как раз в неделю, так и до нескольких раз в день. Приступ может проявляться в виде затрудненного или свистящего дыхания, одышки, кашля, удушья.

Вы должны обязательно помнить, что в случае, когда симптомы проявления астмы идут с нарастающей силой и не прекращаются в течение 1-2 суток и начинается приступ удушья, а речь затрудняется, в обязательном порядке необходим экстренный вызов скорой медицинской помощи.

Методы лечения заболевания

Лечение бронхиальной астмы начинается с диагностики, так как неправильно определенная причина заболевания может не только сильно ухудшить качество жизни больного, но и превратить его в инвалида. Для лечения астмы разработан целый ряд медицинских препаратов, к которым относят кортикостероидные препараты, бронхолитики, противовоспалительные препараты. Однако современные медицинские средства могут лишь улучшить качество жизни больного, но вылечить болезнь с их помощью невозможно.

Лечебно-профилактический эффект применения ТУИ

Огромную роль в борьбе с астмой играют профилактические мероприятия, среди которых на первом месте стоит избегание аллергического фактора, вызывающего приступ астмы, а на втором — пожизненный прием препаратов, снижающих количество и силу приступов.

Обратите внимание: избегать и принимать, а не лечить! Другим словами, астматику остается только надеяться.

Ответ на это безнадежное положение был найден более пяти тысяч лет назад Аюрведой (на санскрите «аюр» — жизнь, «веда» – знание). Главной причиной астмы йоги назвали неправильное дыхание и, используя специальные дыхательные техники, успешно лечили и лечат это заболевание.

Тем не менее, опыт показывает, что только около 3% людей способны освоить и правильно выполнять рекомендации этих техник. Решила эту проблему группа отечественных ученых разработавших различные модели дыхательных аппаратов тренажеров и методику выполнения тренировок на них, которая позволяет успешно бороться с приступами астмы и причинами, вызывающими их. К таким тренажерам относятся: комплекс ТУИ «Суперздоровье»; аппарат «Самоздрав», дыхательный тренажер; дыхательный тренажер Фролова. Сравнительные характеристики и принцип действия всех тренажеров вы можете прочитать, перейдя по этой ссылке.

По отзывам специалистов и людей, занимающихся на дыхательных тренажерах, самым эффективным и доступным для использования, включая и больных с ослабленным организмом, является дыхательный тренажер ТУИ «Суперздоровье». Выполнять дыхательные упражнения на ТУИ может любой человек, в любое удобное для себя время. Выполнение упражнений не требует больших волевых усилий, не имеет противопоказаний и не вызывает негативных побочных эффектов.

При ежедневных занятиях по прилагаемой инструкции по применению ТУИ «Суперздоровье», регулярно повышается содержание углекислого газа в крови, что ведет к перестройке работы дыхательного центра. Он начинает устойчиво поддерживать повышенную концентрацию СО2, что включает в работу антигипоксическую систему организма в результате этого:

— восстанавливаются и активизируются функции дыхательной системы;

— увеличивается масса дыхательных мышц и легочной ткани;

— увеличивается капиллярная сеть, улучшается снабжение питательными веществами и кислородом на клеточном уровне;

— улучшается качественный состав крови и ее функциональность за счет повышений уровня гемоглобина;

— улучшается выработка «гормонов адаптации» корой надпочечников;

— возрастает количество и активность митохондрий (энергетические станции клеток), что запускает механизм омоложения организма в целом;

— возрастает энергетический бескислородный обмен.

В результате комплексного воздействия этих факторов резко возрастает устойчивость организма, как «домашним», так и «уличным» аллергенам; инфекционным заболеваниям; аллергическому воздействию медицинских препаратов; физической и стрессовой нагрузке. Снижается сила и частота астматических приступов, которые вскоре исчезают совсем. Доказано, что более быстрого, эффективного и доступного способа борьбы с астмой сегодня нет.

Послушать о тренажере ТУИ отзывы людей, решивших проблемы с астмой, можно по ссылке – жмите сюда

Перейдя по ниже следующей ссылке, вы сможете прочитать статью автора комплекса «Суперздоровье» и соавтора «Самоздрав» Букина П. В. «Дыхательный тренажёр ТУИ Суперздоровье, вся правда» — жмите сюда

источник

В современном мире диагноз «детская астма» встречается все чаще. Плохая экология, увеличившееся количество респираторных заболеваний, раннее прекращение грудного вскармливания, наследственность – все это сказывается на здоровье малышей и устойчивости их организма. +

Но вместе с количеством заболевших увеличивается и количество средств, которые используют для лечения и профилактики астмы. О них сегодня и поговорим.

В статье о видах и особенностях заболеваний дыхательной системы мы уже рассказывали о бронхиальной астме. Давайте немного повторим эту информацию, чтобы лучше разобраться в симптоматике заболевания.

Бронхиальная астма – это хроническое заболевание, появляющееся из-за воспаления дыхательных путей и, как следствие, спазма бронхов. Стенки дыхательных путей при этом расширяются, а просвет сосудов сужается, из-за этого в бронхах скапливается много слизи, которая мешает нормальному дыханию.

Астма бывает двух видов: атопическая (аллергенная) и неатопическая (неаллергенная). Атопическая возникает из-за воздействия аллергенов: шерсти животного, пыли, пыльцы, парфюма и т.д.

Неатопическая форма встречается реже, примерно в 10% случаев, и появляется, если ребенок особенно чувствителен к инфекционным аллергенам – бактериям, грибкам, вирусам, гельминтам, вакцинам.

Астма может протекать в трех формах: легкой, средней тяжести и тяжелой. В зависимости от степени тяжести (частота и сила приступов), подбираются методы для купирования заболевания.

Детская астма может возникнуть по внешним и внутренним причинам.

Половая принадлежностью. Из-за строения грудной клетки астме больше подвержены мальчики. Просвет их бронхов изначально значительно уже.

Наследственность. Если в семье ребёнка кто-то страдает приступами астмы, то риск появления такого недуга у малыша значительно возрастает.

Лишний вес. Большой вес ребёнка влияет на положение диафрагмы: обычно у детей с ожирением она располагается слишком высоко, что мешает нормальной вентиляции лёгких и свободному дыханию.

Частая простуда. Если частые заболевания ребенка давали осложнения на бронхи, то риск появления бронхиальной астмы повышается. По данным российских исследователей, у каждого четвертого ребенка с обструкцией (сужением просвета) бронхов, появившейся из-за вирусного заболевания, впоследствии появлялась астма.

В современном мире существует множество причин для появляется астмы у ребёнка: от продуктов питания до любимого маминого парфюма.

Все триггеры астмы – причины, по которым может произойти спазм бронхов, мы собрали в одну картинку, которую вы можете сохранить себе.

Диагностировать астму у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. На это есть как минимум две причины.

  1. Бронхи у детей изначально имеют более узкий просвет, поэтому основным симптомом астмы становится не спазм и удушье, а обильное выделение мокроты и отек слизистой оболочки бронхов. И врачи, и родители нередко воспринимают это как симптом обычного ОРВИ или бронхита.
  2. В первые годы жизни ребенок не всегда может описать, что он чувствует. Например, не рассказать маме о болях в груди, плохом самочувствии после дневного сна или сильных приступах кашля, которые застают его в детском саду.

Чтобы отличить астму от вирусного заболевания органов дыхания, важно прислушиваться к своему ребенку и обращать внимание на так называемые «предвестники» астмы. Они возникают за 1-2 дня до появления основных симптомов заболевания:

  1. после ночного сна у ребенка может появиться водянистая слизь из носа, из-за нее малыш часто чихает и трет нос;
  2. через несколько часов после этого у ребенка появляется несильный сухой кашель;
  3. усиливается после обеда или дневного сна, но становится более влажным.

Через 1-2 дня после появления этих симптомов у ребенка появляется сильный сухой кашель, чаще всего приступообразный. У детей до одного года он сопровождается следующими признаками:

  1. в вертикальном положении кашель становится меньше, если ребёнка вернуть в горизонтальное положение, он будет кашлять также интенсивно;
  2. появляется одышка;
  3. ребенок начинает плакать или капризничать без видимых причин – так он реагирует на приближающийся приступ и заложенность носа;
  4. дыхание малыша становится прерывистым, вдохи – частыми и короткими;
  5. вдох и выдох сопровождаются свистом и шумом.

У детей старше одного года появляются еще и следующие признаки:

  1. у ребёнка не получается сделать полноценный вдох из-за сильного давления в груди;
  2. при длительном сухом кашле больше не выделяется мокрота;
  3. сильный кашель может появиться при попытке дышать через рот;
  4. могут появиться нетипичные признаки астмы: зуд, кожные высыпания или слезотечение.

Также стоит обратить внимание на условия, при которых у ребёнка появляется сильный кашель. Если длительные приступы возникают при контакте с животными, домашней пылью, во время выезда на природу в период цветения, при физической или сильной эмоциональной нагрузке, то ребенка необходимо показать к врачу.

Помимо всех этих признаков есть еще один важный симптом: при астме длительный кашель не сопровождается температурой. Обратите на это особое внимание, ведь астма (особенно у маленьких детей) внешне очень похожа на обычное простудное заболевание.

Препараты для лечения астмы делят на два типа: симптоматические и базисные. Первые применяют для экстренной помощи больному, чтобы как можно скорее снять спазм бронхов и обеспечить свободное прохождение воздуха через дыхательные пути. Чаще всего это ингаляторы, которые используются по мере необходимости.

Вторые средства применяют для снятия воспаления или удаления аллергена из организма. Это обширная группа препаратов, грамотно подобрать которые может только врач.

Эти средства используются для постоянного лечения, чтобы ребенок лучше чувствовал себя в повседневной жизни и как можно реже сталкивался с приступами астмы. Такие препараты не оказывают моментального воздействия, но помогают ребенку легче справляться с болезнью.

Похожий эффект оказывают и альтернативные методы лечения астмы: специальные лечебные тренировки, иглоукалывание, пребывание в соляных шахтах, дыхательная гимнастика или занятия на дыхательном тренажере и другие способы оздоровления организма.

Дыхательный тренажер и дыхательная гимнастика считаются одними из самых действенных способов для профилактики приступов астмы. Они расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, что положительно сказывается на их работе: помогает отхождению мокроты, улучшает дыхание и уменьшает количество приступов.

До пяти лет ребенок может заниматься специальной дыхательной гимнастикой для детей. Она носит большую игровую форму, но все равно оказывает положительный эффект на органы дыхания ребенка, а также развивает его речевой аппарат.

После пяти лет, когда ребенку надоест развлекательная подача дыхательных упражнений, а делать серьезные вдохи и выдохи будет слишком скучно, вы можете приобрести для него дыхательный тренажер.

Во время занятий ему не придется прикладывать особых усилий, главное, чтобы оно проходило в спокойной обстановке, а во время тренировки ребенок не отвлекался, не разговаривал и не находился в состоянии психо-эмоционального перевозбуждения. Родители обязательно должны контролировать прохождение занятий и следить за состоянием ребенка.

Дети до 12 лет должны проходить только три этапа нагрузки, он должен продолжаться не менее двух месяцев. Переходить к четвертому этапу дети могут только после 12 лет.

Ограничения также действует во время обострения болезни. В такие периоды заниматься на дыхательном тренажере нельзя. Но через несколько месяцев вы почувствуете, что приступы астмы посещают малыша гораздо реже.

Помимо медикаментозного и немедикаментозного лечения астмы существует несколько правил, которые необходимо соблюдать для профилактики приступов астмы у ребенка:

  1. постарайтесь избавиться от предметов, которые собирают пыль: ковры, шторы, текстиль, гобелены и т.д.;
  2. храните книги в закрытом стеклянном шкафу;
  3. используйте гипоаллергенные моющие средства;
  4. проветривайте комнаты как можно чаще;
  5. ежедневно проводите влажную уборку (без чистящих средств);
  6. укрепляйте иммунитет ребенка.

Если у ребенка появились признаки астмы, но еще ни разу не было приступов, особенно внимательно следите за его состоянием. Ребенок может просто испугаться болевых ощущений в груди или других симптомов недуга и ничего вам не сказать.

Чтобы вовремя среагировать на приступ астмы следите за дыханием ребенка. Обратитесь к врачу, если:

  1. количество вдохов не должно превышать 20 за 60 секунд;
  2. ребенок делает усилия во время вдоха, подключает к вдоху плечи и другие мышцы;
  3. малыш сутулиться, ставит руки на стол или колени, широко разводя локти, – скорее всего ему тяжело дышать, и он старается принять удобное положение;
  4. в дыхании ребенка есть хрипы при вдохе и выдохе, при тяжелой форме – только на выдохе;
  5. у малыша болезненный вид, как при простудном заболевании;
  6. при тяжелом приступе кожа может приобрести синий оттенок.

Желательно обратиться к врачу до появления приступов. Специалист диагностирует заболевание и назначит вам лекарства, которые помогут в дальнейшем, в том числе и для экстренной помощи при приступах.

Если врач диагностировал у ребенка астму, обязательно предупредите школьных учителей или детсадовских воспитателей о недуге ребенка, а также обеспечьте малыша ингалятором.

Если недуг одолел вашего малыша – не отчаивайтесь. Астма – заболевание серьезное и неприятное, но если грамотно соблюдать инструкции врача, а также заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой или лечебной физкультурой, то его состояние стабилизируется.

Читайте также:  Как применять базилик при астме

А чтобы узнать больше о здоровье детей и их иммунитете, подпишитесь на наш блог. Будем присылать интересные материалы каждую неделю.

источник

Дыхательный тренажер CosmicHealth for kids предназначен для улучшения кровообращения всего организма и, в первую, очередь головного мозга и сердца. Именно поэтому данный аппарат используется для помощи в лечении, на первый взгляд казалось бы совершенно разных заболеваний: артериальная гипертензия (повышенное артериальное давление), астма, бессонница, аллергия, заболевания нервной системы, частые респираторные заболевания и многие другие. В связи с улучшением поступления крови к больному органу нормализуется его работа, устраняется первопричина заболевания. При дыхании через капникатор (основную часть тренажера) происходит увеличение концентрации углекислоты в артериальной крови, благодаря чему расширяются просветы кровеносных сосудов, устраняется спазм мелких сосудов, улучшается кровоснабжение и процесс отдачи кровью кислорода во все органы и ткани. Такая методика позволяет бороться со многими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и др.), дыхательных путей (бронхиальной астмой, хроническим бронхитом), бессонницей, мигренями, остеохондрозом и другими хроническими недугами.

Устранение спазма мелких сосудов за счет восполнения недостатка в крови природного сосудорасширителя — углекислого газа (CO2).

CosmicHealth for kids восстанавливает кровоснабжение мозга, устраняет кислородную недостаточность мозговой ткани, что приводит к восстановлению нормального функционирования организма, и облегчает протекание психических процессов.

CosmicHealth for kids рекомендуется применять детям с целью профилактики респираторных заболеваний и улучшения сна. Тренажер способствует устранению гипервозбудимости, облегчая адаптацию ребенка к обучению. Защищает от воздействия на организм ребенка вредных экологических факторов.

Согласно статистическим данным, практически каждый третий ребёнок в мире страдает каким-либо видом аллергий. Особенно актуальна эта проблема для жителей крупных городов, где высокая степень загрязнения атмосферы провоцирует развитие этого заболевания с самого раннего возраста.

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных хронических заболеваний среди населения, и частота ее встречаемости продолжает расти примерно на 7% ежегодно. Заболеваемость в России составляет около 2,2% населения, однако РФ занимает второе место в мире по частоте смертей от бронхиальной астмы.

Многие дети с самого рождения страдают нарушениями сна: ребёнок подолгу не может заснуть, тяжело встаёт утром, несколько раз просыпается ночью. Все эти сложности влекут за собой снижение эмоционального фона ребёнка, он становится капризным и раздражительным.

Аденоиды у детей – это широко распространённое заболевание, которое проявляется от 1 года до 14-15 лет. Аденоиды – это паталогическое разрастание глоточной миндалины, которое может приводить к ухудшению слуха, частым простудным заболеваниям, нарушениям речи, отитам, а также — хроническому насморку.

  • ЧАСТЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ

Заболевания органов дыхания, по результатам официальной статистики, занимают одно из первых мест в структуре детской заболеваемости – 50-73%. Известно, что дети, часто болеющие острыми респираторными инфекционными заболеваниями, составляют группы риска по развитию острых бронхитов, формированию рецидивирующих бронхитов. Самой распространенной формой являются бронхиты.

источник

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение — специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.
  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное — правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе — выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Читайте также:  Этиология патогенез клиника и помощь при бронхиальной астме

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

источник

Нарушение дыхательной функции является достаточно серьезным нарушением, поскольку дыхание — важный аспект жизнедеятельности любого живого организма. Дыхание — это то, что мы не контролируем осознанно. Однако, существуют заболевания, которые способны нарушить систему. Для их восстановления требуется выполнение различных упражнений и прием специальных препаратов.

При бронхиальной астме часто назначают дыхательную гимнастику, которая способствует и снижению симптоматики и улучшению самочувствия человека. Не только терапия гормональными препаратами дает улучшение протекания болезни. Медикаменты являются главным способом лечения данной патологии, однако, такие альтернативные методы, как специальное дыхание, обеспечивают стойкую ремиссию даже у тех, кто болеет уже очень давно.

Бронхиальная астма — достаточно серьезное заболевание. Однако, оно несомненно поддается лечению. Астма проявляется одышкой, кашлем. Дыхание при бронхиальной астме очень тяжелое, затрудненное. Нередко становится слишком тяжелым, что угрожает здоровью человека.

Для профилактики и лечения бронхиальной астмы врачи назначают специфические занятия для дыхания, способствующие улучшению состояния человека, помимо серьезных препаратов.

Дыхательная гимнастика — альтернативный метод для излечения недуга. Она является одним из важных методов для любого астматика.

Гимнастика для дыхания помогает улучшить общее состояние человека при астме, благодаря активизации кровообращения, улучшения работы иммунной системы и снятию стресса.

Плюсы дыхательной гимнастики:

  • Можно выполнять в любом возрасте.
  • Специальные условия не требуются.
  • Противопоказания практически отсутствуют.
  • При регулярных практиках обеспечивается длительная ремиссия болезни.
  • Улучшается вентиляция легких.
  • Снижается проявление аллергических реакций организма.
  • Восстанавливается частота и правильность дыхания.
  • Увеличивается количество кислорода в крови, а углекислого газа — снижается.

Только врач сможет порекомендовать определенный комплекс действий, подобранный индивидуально для каждого человека, поэтому перед началом занятий следует обратиться к специалисту.

Помимо плюсов, занятия, несомненно, имеют свои особенности. К противопоказаниям относятся:

  • при смене погодных условий;
  • при стрессах и депрессии;
  • при вирусных инфекциях и высокой температуре;
  • воздержаться от занятий при сильном кашле.

Правильное дыхание обеспечивает улучшение состояния человека при болезни. Очень важно подбирать дыхательную гимнастику индивидуально, тем более при бронхиальной астме, чтобы не навредить организму. Занятия должны выполняться только в проветриваемом помещении, с доступом чистого воздуха. При слишком сухом и холодном воздухе ситуация может только усугубиться.

Существуют определенные правила, которых следует придерживаться во время занятий, особенно, если человек болеет бронхиальной астмой.

  • Лучше всего слушать вдохи и выдохи, основываясь на их звучании. Если человек не будет слышать звуки вдоха и выдоха, занятие будет осложнено. Поэтому проводить в тихом месте, без дополнительных лишних шумов.
  • Не разговаривать во время занятия.
  • Регулярность выполнения занятий.
  • Лучший эффект можно получить только совместно с физиопроцедурами и специальными препаратами, назначаемыми врачами при бронхиальной астме.

Правила выполнения дыхательной гимнастики

При регулярном выполнении гимнастики человек отмечает улучшение самочувствия уже через несколько занятий. Важно соблюдать все правила, чтобы не нанести вред организму.

Дыхательные упражнения имеют свою специфику, особенно для занятий при бронхиальной астме. Одни врачи рекомендуют один метод исполнения, другие — иной. Какой выбрать — может с точностью сказать доктор. Занятия направлены, прежде всего, на улучшение отхождения мокроты и снижения количества приступов у астматиков.

Дыхательная гимнастика имеет некоторые особенности исполнения при бронхиальной астме, однако у каждой техники есть общие правила. Первое правило — регулярность исполнения. Общие правила гласят, что заниматься лучше всего два раза в день для достижения наилучших результатов. Первое, что нужно сделать, встав с кровати утром — продышать поочередно каждой ноздрей. Сначала закрыть пальцем одну и сделать глубокий вдох, затем закрыть вторую и выдохнуть. Далее поменять.

Важное упражнение при бронхиальной астме — дыхание животом. Такую гимнастику часто используют йоги. Дыхание с помощью живота оказывает положительное влияние на состояние организма при бронхиальной астме.

Интересным упражнением является вдох носом, сильно выпучивая живот, как будто в нем надувается шарик. Количество повторов — до 8 раз. Еще один прием — глубокий вдох и обхватывание себя руками, будто совершается объятие. После чего необходимо постучать себя руками по спине и вернуться в положение.

Специальная уникальная методика, основанная на восстановлении голосовых связок носит название метода Стрельниковой. Часто используется для вокалистов и артистов для ускоренной регенерации после болезней.

Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой дают благоприятный эффект, благодаря общеукрепляющему действию на организм при астме и улучшению циркуляции крови в лор органах. Принципы гимнастики у взрослых: вдох с помощью носа. Выдох — мягкий и медленный, ртом. Выполняется на счет 4. Противопоказание к данному методу — заболевания глазного дна и глаукома.

Упражнений по Стрельниковой при бронхиальной астме масса. Все они направлены на улучшение дыхательной функции и регенерации тканей, с помощью улучшения кровообращения. Состояние больного улучшается и значительно снижается число приступов при астме.

Появление такой болезни, как бронхиальная астма, случается не только у взрослых. Дети тоже страдают этим недугом. Тренировки дыхания позитивно сказываются на детском организме, кроме того, они не имеют побочных явлений, в отличие от лекарственных препаратов.

Дыхательная гимнастика имеет свои особенности в исполнении для детей, болеющих бронхиальной астмой. Детям обычно сложнее контролировать свое дыхание, но можно выполнять технику в игровой форме, чтобы ребенку было интереснее.

Комплекс направлен, на произнесение определенных звуков во время дыхательных упражнений . Детям сложно выполнять движения животом, как взрослым или подъемы ног из определенного положения. Поэтому для них существует отдельный комплекс. Полезно для укрепления передней брюшной стенки выполнение таких дыхательных упражнений. Для малышей благоприятно сказывается на пищеварении.

Маленькие дети не могут длительное время выполнять дыхательную гимнастику при астме, им упражнения даются намного тяжелее, чем взрослым.

Однако, регулярные упражнения дают наилучший результат, поэтому родителям важно настроить ребенка на повседневное выполнение гимнастики.

Для усиления эффекта лекарственных препаратов врачи назначают дыхательную гимнастику. Это комплекс процедур, названных гимнастикой по Бутейко, направлен на снижение количества углекислого газа в крови и увеличение кислорода.

Метод Бутейко подразумевает полное расслабление диафрагмы при бронхиальной астме. Существует два правила по данному методу: уменьшение глубины вдоха и увеличение паузы после выдоха.

Научиться исполнять данное упражнение может каждый, однако для улучшения эффективности лучше всего получить консультацию специалиста. Он подскажет, как выполнять его правильно. После курса упражнений у человека может появиться некоторое затруднение для возвращения к привычному дыханию, поскольку требуется некоторое время для адаптации организма.

Йога-терапия оказывает положительный лечебный эффект при лечении патологии. Асаны, направленные на улучшение циркуляции крови и обеспечение клеток кислородом способствуют снижению количества приступов астмы. Йога лечит не только бронхо-легочные заболевания, она оказывает благотворное воздействие на весь организм в целом.

С помощью некоторых техник в практике можно нормализовать состояние человека при астме. Во время занятий необходимо следить за температурой воздуха в помещении. Йога должна выполняться в свободной теплой одежде, особенно при бронхиальной астме. Основу техник при бронхиальной астме, используемых в йоге, составляют несколько типов дыхания:

  • верхнее дыхание, выполняемое верхней частью легких, с помощью поднятия плечевого пояса на вдохе;
  • среднее дыхание, осуществляемое с помощью грудной клетки;
  • нижнее дыхание, которое подразумевает воздействие мышцами пресса;
  • полное, основанное на задействовании всех отделов легких.

Все занятия должны выполняться не ранее, чем через два часа после еды, но не на голодный желудок утром. Во время йоги можно применять и другие техники, например, включать дополнительную музыку, или мантры, использовать янтры и ароматические палочки. Необходимо помнить, что при бронхиальной астме разрешается использовать только специализированные гипоаллергенные палочки.

Дыхательная асана при бронхиальной астме

Одними из самых простых техник являются обыкновенные вдохи и выдохи, осуществляемые разными отделами живота и грудной клетки. Популярной позой является Ваджрасана, при которой необходимо одной рукой держаться за другую, расположив их за спиной, при этом, вдыхая, нужно производить движение назад, а на выдохе — вперед, совершая глубокий наклон.

Гимнастика обеспечивает стойкий положительный эффект при регулярных занятиях. Она оказывает не только местное действие на лор органы и легкие, но и общеукрепляющее действие на весь организм в целом. Бронхиальная астма успешно поддается лечению. Основу ее лечения составляет полный контроль над образом жизни болеющего человека. Только правильный образ жизни обеспечит снижение симптомов заболевания, вплоть до полного их исчезновения.

Люди, страдающие астмой, отмечают большое количество плюсов методики гимнастики, даже у детей, несмотря на некоторые сложности в ее исполнении малышами.

Противопоказания к проведению дыхательной гимнастики при бронхиальной астме настолько малы, что практически каждый может использовать ее для своего блага.

источник

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхо — легочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

Курс дыхательных упражнений

Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

Упражнения, способствующие усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Читайте также:  Сестринский диагноз при бронхиальной астме у детей

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

источник

Бронхиальная астма — этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия — обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие — немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови — увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Упражнения при бронхиальной астме нельзя выполнять в период обострения болезни

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный — подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом — выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните — выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды — выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос — выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните — поднимите плечевой пояс, на выдохе — опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.
  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните — сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательные упражнения — один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.
  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать — вдох носом, выдох ртом.

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном — согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе — опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой — «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам — в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы — диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий — залог успеха!

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания — «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

  1. Упражнение «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите — параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение — это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.

Выполняя упражнение «Ладошки», не думайте о выдохе, активен только вдох

Упражнение «Погончики» можно делать сидя и даже лежа

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лёжа

Упражнение «Вдох-выдох» надо делать в темпоритме строевого шага

При возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не поднимайте ноги высоко, уменьшите амплитуду подъёма

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг — развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох — не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, на вдохе — живот втянуть, на выдохе — выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких — 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

    Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

    Второй уровень. За 120 секунд: вдох — 5 секунд, пауза — 5 секунд, выдох — 5 секунд, перерыв — 5 секунд (три подхода в минуту).

    Третий уровень. За 180 секунд: вдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд, выдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд (два подхода в минуту).

    Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох — перерыв — выдох — перерыв — все по 10 секунд (конечная цель — одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).
  13. Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

    Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

    ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

    Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

    Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой — залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

    Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас — от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *