Меню Рубрики

Физические проблемы при бронхиальной астме

Бронхиальная астма как хроническое заболевание бронхиального дерева на фоне нарушения иммунитета, аллергии и невроза. Общая характеристика рекомендаций и противопоказаний физических нагрузок при бронхиальной астме. Особенности дыхательной гимнастики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль физической культуры при заболевании бронхиальной астмы

Актуальность темы: В последние десятилетия отмечается значительный рост интереса специалистов к проблеме бронхиальной астмы и физической нагрузки. Это связано, с одной стороны с созданием удобной модели для изучения обратимого бронхоспазма у больных, страдающих бронхиальной астмой, с другой стороны постоянно интригующей загадкой для специалистов в виде необоснованной легкости возникновения приступа и быстротой обратного развития его. Актуальность проблемы обусловлена и необходимостью создания рефрактерности больного к физической нагрузке. Наличие физической дезадаптации больного бронхиальной астмы — это один из основных психо-эмоциональных стрессовых факторов, мешающих нормальному образу жизни пациента. Особенно важной эта проблема становится у детей, для которых характерен подвижный образ жизни. Астма физического напряжения довольно часто отмечается и у взрослых людей, когда они подвергаются сильной и длительной физической нагрузке. У взрослых сформировавшаяся физическая интолерантность приводит к потере работоспособности и ранней инвалидности.

Выявить и обосновать методику ЛФК при бронхиальной астме.

1.Охарактеризовать бронхиальную астму как заболевание системы органов дыхания.

2.Выявить и обосновать показания и противопоказания к физическим упражнениям при бронхиальной астме.

3.Обосновать выбранную методику ЛФК при бронхиальной астме.

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание бронхиального дерева на фоне нарушения иммунитета, аллергии и невроза. Бронхиальная астма сопровождается хроническим воспалением бронхов с инфекцией или без нее. Провоцировать развитие бронхиальной астмы может общая зашлакованность организма (печени, кишечника), наличие паразитов (токсоплазма, хламидия, аскариды) или хронических инфекций верхних дыхательных путей.

Обострение бронхиальной астмы может случаться от физической нагрузки, от холода, на фоне простуды, при перенасыщении организма аллергенами (с пищей. водой. воздухом).

Астма — заболевание, при котором периодически возникают приступы удушья из-за сужения бронхов. К сужению бронхов ведут три процесса: спазм мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки бронхов, избыточное образование слизи. Такие явления затрудняют дыхание, возникают одышка и удушья — основные симптомы приступа астмы. Характерные для приступа астмы хрипы — результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.

Как проявляется бронхиальная астма знают все. Это приступообразный кашель, с удушьем которое завершается отхождением скудной, вязкой мокроты.

2.Рекомендации и противопоказания физических нагрузок при бронхиальной астме

Спорт для астмы является одним из основных методов лечения заболевания. Кроме физических упражнений и комплексов, при астме можно свободно заниматься такими видами спорта, как волейбол, теннис и борьба. Можно совершать велосипедные прогулки и спортивную ходьбу. Не рекомендуют при астме заниматься баскетболом, хоккеем, зимними видами спорта, бегать на короткие и длинные дистанции. Эти виды спорта предполагают интенсивную длительную физическую нагрузку, при которой органы дыхания сильно напрягаются.

Занятия аэробикой при бронхиальной астме, пожалуй, самые эффективные для восстановления правильного ритма дыхания. Аэробные комплексы представляют собой ряд динамических упражнений, которые выполняются как на выдохе, так и на вдохе. Это позволяет равномерно распределить периодичность вдыхания и выдыхания воздуха, сочетая их с физическими упражнениями, а так же улучшает кровоток в бронхах и препятствует появлению спазмов.

Данный вид физической активности заключается в выполнении специального комплекса упражнений на разные группы мышц. Комплекс упражнений подбирает доктор индивидуально для пациента с бронхиальной астмой, согласно истории болезни, периода протекания и степени тяжести заболевания. Лучше всего выполнять комплексы под руководством инструктора, он сможет регулировать степень нагрузки на организм, количество выполняемых упражнений на ту или иную группу дыхательных мышц и время, отведенное на тренировку. К тому же в обязанности инструктора входит контроль состояния больного во время выполнения комплекса. Если состояние больного ухудшилось во время тренировки, инструктор меняет комплекс и адаптирует его индивидуально к каждому человеку.

Этот вид физической нагрузки очень полезен при астме. Заниматься дыхательной гимнастикой можно при любой степени заболевания. Главное — это консультация врача перед началом занятий. Дыхательная гимнастика представляет собой физические и речевые упражнения, которые выполняет больной на выдохе. Начинают дыхательные упражнения со спокойного темпа в сидячем положении, постепенно добавляя нагрузку и различные физические упражнения. Для этого можно использовать комплексы гимнастики Стрельниковой, занятия пилатесом или боди-флексом, но только после консультации с лечащим доктором. Упражнения проводят в теплых, хорошо проветриваемых помещениях, со средними показателями влажности воздуха.

Это вид спорта, который активно тренирует дыхательный аппарат человека. Плавание хорошо подходит для людей, которые болеют бронхиальной астмой. В процессе плавания вся нагрузка приходится на верхнюю часть туловища и дыхательные органы, происходит интенсивная работа легких и бронхов, их хорошая вентиляция. Прекрасно разрабатываются бронхи и сосуды, насыщается кислородом кровь, за счет этого прекращаются спазмы, пропадают приступы удушья и кашля.

3.Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме

бронхиальный физический гимнастика

Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится занятие физкультурой, должна быть заблаговременно проведена влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

4.Рекомендованные комплексы упражнений при бронхиальной астме

Первый комплекс упражнений.

Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом — вдох, опустить вниз — выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

Стоя, правая рука на груди, левая — на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе — брюшная стенка поднимается, на выдохе — опускается.

Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов — вдох, опустить вниз — выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

Второй комплекс упражнений.

Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

Стоя,1- -руки в стороны — вдох, 2-3 — расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища — вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх — вдох, 2-3- наклон в сторону — выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад — вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны — вниз, локти назад — вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища — вдох, 2 -и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны — вдох, 3-4 — выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 — локти назад, прогнуться — вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

5.Рекомендованный комплекс ЛФК

В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.

Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.

Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.

Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».

В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.

Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.

Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».

Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.

Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).

Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.

Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.

Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Сесть на стул, плотно прислонившись к спинке. На счет 1-2 сделать вдох через нос, на 3-4 выдохнуть через рот, приоткрытый щелочкой. Число повторов 3-6.

На счет 1-2 сделать вдох и поднять вверх одну руку. На 3-4 выдохнуть, опустить руку. На счет 5-6 задержать дыхание. Выполнить упражнение с другой рукой. Повторить 3-6 раз.

Подвинуться на край стула. Руки положить на колени ладонями вверх. Сгибать и разгибать кисти и стопы одновременно. Число повторов -9-12.

Снова придвинуться к спинке стула. На счет 1-2 сделать вдох, на 3-6 -выдох, на 7 -зажать нос и задержать дыхание. Число повторов -4-6.

Прижать ладони к груди. Откашляться несильными толчками 2-3 раза.

Упереться руками в колени, туловище слегка наклонить вперед. На счет 1-2 вдохнуть через нос, на 3-6 -выдохнуть через рот «щелочкой». Число повторов 4-6.

Подвинуться на край стула. Кисти поставить на плечевые суставы. На выдохе медленно крутить локтями вперед, на вдохе -назад. И так 4-6 раз.

Опустить руки по швам. На вдохе поднимать плечи, на выдохе опускать. Сделать 4-6 раз.

На вдохе обе руки поднимать наверх, на выдохе, проговаривая длительный звук «ш-ш», опускать вниз. Выполнить 4-6 раз. (С голосовых связок вибрация передается на бронхи, что способствует их расслаблению.)

Руки положить на колени. На счет 1 сделать вдох, на 2-6 переплести руки в замок перед грудью и сделать выдох, произнося протяжный звук «ж-ж».

Руки по швам. На счет 1 поднять обе руки вверх. На 2-4 опустить вниз со звуком «пф-ф».

Откинуться на спинку стула, расслабить конечности. Сидеть так 1-2 минуты.

Сесть, оперевшись на спинку стула. На счет 1-2 сделать обычный вдох, на 3-4 — полный выдох, на 5-6 — зажать нос, задержав дыхание. Число повторов 8-10.

Прижать руки к груди. Откашляться 3-4 раза короткими толчками.

Сидя на стуле, выполнять диафрагмальное дыхание: на вдохе максимально выпячивать мышцы живота вперед, на выдохе — втягивать. Делать упражнение в течение 1 минуты.

Делать обычные неглубокие вдохи. На выдохах максимально долго произносить звуки «а», «о». Повторить 2-3 раза.

На счет 1-2 сделать вдох и поднять плечи, на 3 — выдохнуть, на 4-6 расслабиться. Повторить 4-5 раз.

На счет 1 вдохнуть и поднять обе руки вверх, на 2-8 — выдохнуть и опустить руки, произнеся длительное «ха». Выполнить 4-5 раз.

На счет 1 — вдох, развести руки в стороны. На счет 2 — согнуть ногу. На 3-6 — выдохнуть и подтянуть ее руками к груди. На 7-10 откашляться. Сделать 2-4 раза.

Положить руки на колени, слегка наклониться вперед. Выполнять диафрагмальное дыхание в течение 1,5 минут.

Положить кисти на плечи. На счет 1-2 поворачиваться в правую сторону, на 3-4 — в левую. Выполнить 5-6 раз.

На счет 1-2 вдохнуть, заложив руки в подмышки. На 3-4 выдохнуть и наклониться вперед, притянув кисти к стопам. На 5-8 расслабиться и вернуться в исходное положение.

Выполнять диафрагмальное дыхание на протяжении 1,5 минут.

На счет 1-2 поставить руки на плечи. На 3-4 выдохнуть и наклониться вправо, коснувшись правой рукой пола. На 5-6 занять исходную позицию. Выполнить упражнение в каждую сторону 5-6 раз.

Руки согнуть в локтях, прижать сжатые кулаки к плечам. На счет 1 сделать вдох, на 2 выдохнуть и повернуться влево, разогнув при этом правую руку. Повторить по 5-10 раз в каждую сторону.

Выполнять диафрагмальное дыхание 1-1,5 минуты.

Упереться руками в стул, выпрямить ноги. Имитировать езду на велосипеде как можно дольше.

Положить ладони на нижнюю часть груди. На счет 1-3 сделать выдох и наклониться вперед, на 4-6 — вдох и вернуться в исходную позицию.

Сидя на краю стула, имитировать ногами ходьбу в течение 30-60 сек.

На счет 1 — вдох, согнуть руки в локтях. На счет 2 — выдох и расслабиться.

Откинувшись на спинку стула, спокойно дышать в течение 1 минуты.

Среднее время на выполнение каждого упражнения — 1-2 минуты. То есть должно получиться примерно по 5-6 повторений в спокойном темпе. Начинать следует с минимальных нагрузок, постепенно их увеличивая. При ухудшении самочувствия следует делать перерыв в занятиях, или корректировать комплекс упражнений.

1) Положение стоя, выпрямившись. Одну ногу отставляем назад, ставя ее на носок. Одновременно с этим поднимаем руки вверх и прогибаемся в пояснице — вдох. Опускаем руки и возвращаем ногу на место — выдох. Повторяем то же упражнение с другой ногой.

Читайте также:  Чем лечить бронхиальную астму с температурой

2) Ноги на ширине плеч. Поднимаем руки вперед — вдох. Наклоняемся вперед (руки при этом опускаются вниз). В таком согнутом положении делаем плавные, покачивающие движения влево-право, свободно дыша и произнося на выдохе звук «з». Далее делаем вдох и на выдохе разгибаемся.

3) Ноги на ширине плеч, руки подняты вверх (можно для удобства взять гимнастическую палку). Вдох, наклон вместе с руками влево — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Наклон вправо — выдох. Вдохи производим через нос, выдыхаем с шумом через свернутые трубочкой губы.

4) Положения стоя. Поднимаемся на носочках, плечи отводим назад, вдыхаем полной грудью (руками можно держаться за стену, чтобы не упасть). Опускаемся на полную стопу — выдох со звуком «ш».

5) Положение стоя. Руки поднимаем вверх через стороны — вдох. На выдохе приседаем на корточки, обхватывая колени руками. В таком положении вдох и выдох. На следующем вдохе медленно встаем и

6) Небольшая передышка: ходим по комнате в течение 2 минут, свободно дыша.

7) Положение — сидя на стуле со спинкой. Руки разводим в стороны, прогибаемся — вдох. Скрещиваем руки на грудной клетке, давя на нее и втягивая живот — выдох через свернутые трубочкой губы.

8) Положение — лежа на спине на твердой поверхности (коврик на полу, кушетка). Вдох, затем на задержанном дыхании сгибаем ноги в коленях и подтягиваем их к грудной клетке — выдох. Обхватываем ноги руками, приподнимаем голову и слегка перекатываемся на позвоночнике — дыхание при этом свободное. Затем медленно возвращаем ноги на место и спокойно лежим, отдыхая 30 секунд. Это упражнение можно повторять не более 3 раз в день. Если начинаете задыхаться — делать не стоит вовсе.

9) Положение — то же, что и в п.8. Руки при этом закинуты за голову. Вдох, взмах руками и резкий подъем корпуса с переходом в положение сидя. Выдох. Медленно, не резко пытаемся тянуться руками к стопам, свободно дыша. Затем вдох и на выдохе принимаем исходное положение.

10)Передышка в виде двухминутного хождения, затем пассивный отдых.

От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод, основанный на использовании физических упражнений, направленный на достижение стойкого положительного терапевтического эффекта и профилактику осложнений различных заболеваний. ЛФК позволяет быстрее оправиться от болезни, обрести трудоспособность и сформировать правильный двигательный стереотип.

Занятия ФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

Список использованной литературы

1. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. М.: Рипол, 2009 г.

источник

студент Института Экономики, Астраханский государственный технический университет,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры «Физическое воспитание»,

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

старший преподаватель, кафедры «Физическое воспитание»,

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Бронхиальная астма является глобальной проблемой, актуальность которой во всем мире возрастает. Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Она может быть врожденной, то есть переданной по наследству, а так же она может быть приобретенной. Она проявляет себя в том что человек начинает задыхаться. Бронхиальная астма называют одной из болезней цивилизации, поскольку ее распространенность в современном обществе постоянно растает. Статистика свидетельствует, что заболевание, проявившееся в детском возрасте в 60–80% случаев, продолжается у взрослых пациентов. В настоящее время в мире насчитывается около 300 млн. больных бронхиальной астмой. В России распространенность бронхиальной астмы среди детей также высока и достигает 12,1%. Многочисленные экологические проблемы, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, использование огромного спектра различных химических веществ в быту, нередко бесконтрольное применение лекарственных средств и многие другие неблагоприятные факторы воздействуют на организм, негативно сказываются на здоровье ребенка и респираторная система (дыха́тельная систе́ма (лат. Systemarespiratorium) — система органов человека и других животных, которая служит для газообмена организма с окружающей средой (обеспечивает поступление кислорода и выведение углекислого газа) при этом является одной из наиболее уязвимых.

Лечебная физическая культура стала неотъемлемой частью комплексной терапии, профилактики и реабилитации людей, больных бронхиальной астмой. На современном этапе в связи с распространением болезни у детей значительно возрастает роль физической культуры. Ранняя инвалидизация детей, больных бронхиальной астмой, ограничивает их двигательную активность и в дальнейшем выбор профессии.

Заболеваемость в России на первый взгляд не очень большая – 2,2% (около 7 млн человек), однако имеет место значительное количество смертных случаев – 28,6 случаев на 100 тыс. населения [1]. Это означает, что около 43 тыс. человек в России ежегодно погибает от бронхиальной астмы. Россия занимает второе место в мире после Китая, где смертность еще больше – 36,7 случаев. В США, по данным Национального института здоровья, бронхиальной астмой страдают около 10 млн. человек, но более 80% имеют признаки легкой болезни.

Сегодня в мире насчитывается около 300 млн больных бронхиальной астмой. К 2025 г., по мнению экспертов, эта цифра увеличится до 400 млн [2]. По распространенности астма превосходит такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца (в 300 раз), рак легких (в 33 раза), инсульт (в 15 раз) и ВИЧ-инфекция (в 5 раз). Большую тревогу вызывает тот факт, что бронхиальной астмой болеют более 10% детей.

Шансы ребенка заболеть бронхиальной астмой увеличиваются втрое, если его мать или отец страдает этой болезнью. Если же оба родителя — астматики, то их дети заболевают астмой в семь раз чаще, нежели дети здоровых родителей. Эта тенденция выявлена на основании широкомасштабного обследования, охватившего 140 тысяч жителей 22 стран.

Доктор Renee D. Goodwinp из Колумбийского университета считает, что у астмы и душевных расстройств, вероятно, имеются общие корни, которые требуют разработки принципиально новых подходов к лечению этих заболеваний.

Современный подход к лечению астмы заключается в том, что больной должен пройти обучение у врача, чтобы уверенно справляться с возможным приступом астмы. Самыми важными аспектами успешного контроля астмы является тщательный подбор медикаментозного лечения и регулярный мониторинг состояния больного.

Кратковременные физические упражнения изменяют соотношение клеток крови у детей при бронхиальной астме.

Но в некоторых случаях физическая нагрузка способствует ухудшению состояния больных разного возраста. Особенно это касается тяжёлых и длительных физических упражнений, после которых у многих пациентов часто наблюдаете ухудшение состояния слизистой оболочки дыхательных путей и появление воспалительных процессов: ларингита, бронхита, трахеита и т.п. Кроме этого, у некоторых больных физические нагрузки провоцируют развитие приступов бронхиальной астмы.

В результате этого у больного человека возникают приступы экспираторной отдышки, при которых вдыхание воздуха является достаточно свободным, а выдыхание – крайне затруднено. Из-за этого нарушается газообмен в лёгких и возникает гипоксия (плохое снабжение организма кислородом). У больных наблюдается кашель, хрипы в лёгких, нарушение функции сердечно-сосудистой системы, страх смерти. Если больному в момент приступа бронхиальной астмы не оказать своевременной медицинской помощи, то может возникнуть угроза его жизни.

В наше время предложено много различных методов лечения бронхиальной астмы: от бронхорасширяющих лекарств до специфической десенсибилизации (снижения чувствительности организма к определённым аллергенам). К сожалению, до сих пор нет единой высоко эффективной схемы лечения, и поэтому подавляющее большинство больных требуют систематической медикаментозной терапии и периодической госпитализации в стационар.

Группой исследователей из США, под руководством C.D.Schwindt, было проведено серьёзное исследование, позволившее изучить механизмы влияния физических упражнений на показатели крови детей-подростков, страдающих бронхиальной астмой лёгкой и средней степени тяжести [3].

Результаты исследования показали, что недлительные физические упражнения вызывают повышение общего содержания циркулирующих в крови лейкоцитов, а также изменения соотношения различных видов лейкоцитов, причём это касалось тех клеток, которые отвечают за иммунный ответ.

Таким образом, к выбору физических упражнений для детей, страдающих бронхиальной астмой, следует подходить с осторожностью и подбирать их тщательно, чтобы не спровоцировать развития приступов астмы и воспалительных процессов в дыхательной системе.

Некоторые виды спорта могут действительно спровоцировать астматический приступ. Совершенно очевидно, что зимние виды спорта, такие как, например, активные занятия фигурным катанием, не являются «хорошими» для астматиков. Однако плавание в теплой воде бассейна, напротив, является одним из лучших видов спорта для астматиков, и регулярные занятия таким видом спорта рекомендуются астматикам для поддержания физической формы. Такая физическая нагрузка включает вдыхание воздуха, который уже согрет и увлажнен до такой степени, что никакого охлаждения бронхиальных труб не происходит. Однако здесь нужно принять во внимание еще одно условие, что некоторые люди слишком чувствительны к хлорке, которая используется для стерилизации воды в бассейне, и поэтому при наличии такой чувствительности можно ожидать появления приступа астмы.

В комплексном лечении средства физической культуры специальной направленности являются мощным фактором оздоровительного воздействия на организм человека. Регулярные занятия физическими упражнениями, снижают количество и тяжесть астматических приступов, уменьшая степень отдышки, способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов. Средства физической культуры наиболее экологически чисты и при правильном их применении не бывает осложнений.

Дополнительно могут использоваться дозированная ходьба, легкий бег, велотренировки, плавание, лыжные прогулки.

На занятиях необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— человек, страдающий бронхиальной астмой, должен всегда иметь при себе ингалятор;

— воздух в помещении, где проходят занятия, не должен быть сухим и холодным, так как вдыхание холодного сухого воздуха может вызвать рефлекторное сужение бронхов, что в свою очередь затрудняет выдох;

— необходимо обратить внимание на ровное правильное дыхание, акцентировать выдох;

— противопоказаны упражнения связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

При бронхиальной астме используются такие упражнения лечебной гимнастике, которые могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью. ЛФК оказывает неспецифическое патогенетическое воздействие на организм, способствуя восстановлению нарушенных функциональных связей. Систематические физические упражнения способствуют более быстрому рассасыванию экссудата (жидкость, выделяющаяся в ткани или полости организма из мелких кровеносных сосудов при воспалении).

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

  • дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
  • дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;
  • упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;
  • диафрагменное дыхание;
  • упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
  • массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме.

Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

В заключении хотелось бы сказать что бронхиальная астма – это не «приговор». Это заболевание можно лечить. Как было уже выше сказано нужно следить за своим питанием, развивать свои физические качества с помощью плавания, бега, физических нагрузок и так далее. Большинство взрослых и детей с астмой могут вести нормальную жизнь при условии, что они строго следуют советам врачей и принимают лекарства по лечебному плану. Примерно в половине случаев детская астма проходит к 20 годам. Прогноз для взрослых астматиков, у которых в целом хорошее состояние здоровья, также очень благоприятный, если они строго следят за своим состоянием.

Успехи в лечении этого заболевания, достигнутые в течение трех последних десятилетий, значительны. Они позволили резко снизить смертность от БА, свести к минимуму случаи так называемого «астматического статуса». Ведущую роль в этом сыграла глобальная инициатива GINA, объединившая многих мировых экспертов в работе над созданием единого руководства, которое ежегодно обновляется. В России основные положения диагностики и лечения БА изложены в национальном руководстве по болезням органов дыхания и федеральных рекомендациях и стандартах по диагностике и лечению БА, инициатором создания которых и научным редактором является академик РАМН, главный терапевт-пульмонолог Минздравсоцразвития России А. Г. Чучалин.

Средства ЛФК, дыхательных упражнений возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Целью этих действий при бронхиальной астме являются:

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Читайте также:  Средства используемые при бронхиальной астме

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

Читайте также:  Бронхиальная астма как психосоматическое расстройство

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Бронхиальная астма – это состояние, при котором дыхательные пути сужаются и отекают, что вызывает удушье, кашель и хрипы.

Для некоторых людей астма – это всего лишь мелкая неприятность. Для других она может быть серьезной проблемой, которая мешает в повседневной жизни, а иногда вызывает опасные приступы, которые без оказания помощи могут закончиться фатально.

Астму нельзя полностью излечить, но ее симптомы можно эффективно контролировать. Течение болезни со временем существенно меняется, поэтому очень важно постоянно наблюдаться у врача. Если будет нужно, врач вовремя сможет откорректировать дозы ваших лекарств или назначить новые.

Не до конца понятно, почему у одних людей возникает астма, а у других нет. Ученые полагают, что в развитии астмы играют роль наследственность и факторы окружающей среды.

Основные триггеры, вызывающие бронхиальную астму:

• Воздушные аллергены, такие как пыльца, перхоть животных, плесень, частички насекомых (особенно тараканов).
• Воздушные раздражители, такие как сигаретный дым, промышленная пыль.
• Продукты питания, среди которых особенно выделяют арахис и моллюсков.
• Респираторные инфекции, в том числе обыкновенная простуда.
• Физическая активность (астма физического усилия).
• Влияние холодного воздуха.
• Лекарственные препараты, включая бета-блокаторы, аспирин, ибупрофен, напроксен и много других.
• Сильные эмоциональные переживания и стресс.
• Сульфиты и консерванты, добавляемые в пищу и напитки.
• Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ).
• Менструальный цикл у женщин.

Известно огромное множество факторов, которые повышают риск возникновения бронхиальной астмы.

• Наличие астмы у близких родственников (братьев, сестер или родителей).
• Другое аллергическое заболевание, такое как атопический дерматит или аллергический ринит (сенная лихорадка).
• Избыточная масса тела.
• Табакокурение, в том числе пассивное курение.
• Внутриутробное воздействие табака (мать курила во время беременности).
• Воздействие выхлопных газов и промышленного смога.
• Вдыхание вредных веществ на работе: химические лаборатории, аптеки, косметические салоны, промышленное производство и т.д.
• Воздействие некоторых бактериальных и вирусных инфекций, а также паразитов.
• Низкая масса тела при рождении.

Тяжесть бронхиальной астмы может существенно варьировать. У вас могут быть редкие приступы удушья во время нагрузок или стресса, а могут быть ежедневные, непрекращающиеся проблемы.

• Приступы удушья.
• Тяжесть или боль в груди.
• Нарушение сна из-за одышки, кашля и хрипов.
• Свистящий звук при выдохе.
• Кашель и хрипы, которые ухудшаются при респираторных инфекциях.

Есть несколько признаков того, что ваша астма ухудшается:

• Приступы становятся чаще и тяжелее.
• Дышать стало труднее, чем раньше.
• Требуется чаще применять ингалятор.

У некоторых людей астма обостряется в следующих ситуациях:

• Физические нагрузки, особенно на холодном воздухе.
• Контакт с пищевыми или воздушными аллергенами.
• Пребывание в помещении, насыщенном пылью, духами, реактивами и др.

В случае приступа астмы человек может умереть, если вовремя не оказать ему помощь. Если вы или кто-то рядом с вами испытывает приступ астмы, вызовите скорую помощь. Угрожающие признаки при астме:

• Удушье и хрипы внезапно ухудшились, больной не может дышать.
• При минимальной физической активности возникает одышка.
• Использование ингалятора не приносит облегчения.

2. Свяжитесь со своим врачом.

В следующих случаях нужно на ближайшее время запланировать визит к врачу:

• Вы считаете, что у вас астма. Если вас беспокоит частый кашель, затруднение дыхания и хрипы, которые продолжаются несколько дней, обратитесь к врачу. Раннее лечение астмы помогает предотвратить серьезные последствия.
• Мониторинг состояния после диагноза. Если у вас обнаружили астму, постоянно посещайте врача для контроля. Хороший долговременный контроль астмы сократит частоту приступов, предотвратит осложнения и поможет вам жить полноценной жизнью.
• Ваше состояние стало хуже. Если вы заметили ухудшение симптомов астмы, обратитесь к врачу как можно быстрее. То же самое касается случаев, если назначенные вам ранее лекарства стали хуже помогать. Возможно, врач пересмотрит назначения. Не повышайте дозы лекарств самостоятельно!

Чтобы исключить другие возможные состояния, такие как респираторная инфекция или ХОЗЛ (хронические обструктивные заболевания легких), врач должен провести физический осмотр и сделать ряд анализов.

2. Тесты для измерения функций легких.

Эти тесты проводятся для того, чтобы увидеть, насколько хорошо работают ваши легкие. Обычной процедурой является спирометрия. Во время спирометрии вам придется вдыхать и выдыхать воздух, чтобы прибор измерил емкость легких и другие параметры.

Пикфлоуметр – это еще одно полезное устройство для контроля астмы. Пикфлоуметры представляют собой компактные приборы, которые определяют, насколько тяжело вам сделать выдох. Этот прибор можно использовать в домашних условиях – он в любое время поможет вам узнать, насколько изменилось ваше состояние.

Тесты для определения функции легких можно проводить до и после приема бронходилататора, такого как альбутерол. Эти препараты расширяют дыхательные пути и помогают вам дышать свободнее. Если функция ваших легких улучшилась на фоне этих препаратов, значит, скорее всего, у вас астма.

Другие процедуры, применяемые для диагностики астмы, включают:

• Тест с метахолином. Этот тест очень распространен в США. Метахолин считается мощным триггером астмы, при его вдыхании возникает сужение бронхов. Если вы остро реагируете на метахолин, то, вероятно, у вас астма. Этот тест может быть назначен, даже если ваша спирометрия была в норме.
• Тест с оксидом азота. Этот тест редко применяется. С его помощью измеряют количество газа (оксида азота), которое вы вдохнули. Когда дыхательные пути воспалены – это признак астмы – у вас обнаружиться повышенный уровень оксида азота.
• Визуализация. Рентген грудной клетки и высокоразрешающая компьютерная томография (КТ) легких и назальных пазух могут обнаружить структурные аномалии и другие болезни, вызвавшие нарушение дыхания.
• Анализ мокроты на эозинофилы. При этом анализе лаборант исследует вашу мокроту на наличие эозинофилов – одной из разновидностей белых кровяных телец. Эозинофилы присутствуют в мокроте при астме, и становятся хорошо заметными в образце при добавлении розового красителя эозина.
• Провокационные тесты для выявления астмы физического усилия и реакции на холод. При этих тестах врач определяет состояние бронхов до и после физических упражнений, а также после вдыхания холодного воздуха.

Профилактика приступов и долговременный контроль – главная цель лечения астмы. Лечение начинают с того, что определяют триггеры, которые вызывают приступы астмы именно у вас. Врач порекомендует вам тщательно избегать этих триггеров. Кроме того, вам назначат медикаменты для постоянного приема и средства для срочного купирования приступа, которые вам нужно будет всегда носить с собой.

Выбор медикаментов для вас зависит от многих вещей, включая ваш возраст, симптомы, триггеры астмы, сопутствующие заболевания и др. Профилактические средства длительного действия уменьшат воспаление дыхательных путей и предотвратят приступы. Быстродействующие ингаляторы (бронходилататоры) могут быстро открыть дыхательные пути и купировать приступ. В некоторых случаях назначают и противоаллергические препараты.

1. Профилактические средства длительного действия.

Эти препараты, которые обычно являются краеугольным камнем лечения астмы, принимают ежедневно. Они постоянно держат астму под контролем и существенно снижают вероятность астматического приступа. К таким препаратам относят:

• Ингаляционные кортикостероиды. Сюда относят флутиказон (Flonase), будесонид (Rhinocort, Pulmicort), мометазон (Nasonex), флунизолид (Aerobid), циклезонид (Alvesco), беклометазон (Qvar, Beconase) и другие. Возможно, вам придется принимать эти лекарства несколько дней или недель, прежде чем вы почувствуете результат. В отличие от оральных кортикостероидов, эти препараты имеют сравнительно низкий риск побочных эффектов и более пригодны для регулярного применения.
• Модификаторы лейкотриена. Эти оральные препараты – включая монтелукаст (Singulair) и зафирлукаст (Accolate) – помогают облегчать симптомы астмы на протяжении 24 часов. В редких случаях эти лекарства вызывают побочные эффекты со стороны психики, такие как депрессия, галлюцинации, агрессивность, возбуждение, суицидальные мысли и др. При необычных реакциях следует немедленно обратиться к врачу.
• Бета-агонисты длительного действия. Эти ингаляционные препараты, к которым относят сальметерол (Serevent) и формотерол (Foradil), надолго расширяют дыхательные пути и улучшают дыхание. Некоторые исследования показывают, что они могут повышать риск тяжелого приступа астмы, поэтому их рекомендуют применять параллельно с ингаляционными кортикостероидами.
• Комбинированные ингаляторы. Эти препараты могут содержать сочетание флутиказона и сальметерола (Advair Diskus), будесонида и формотерола (Symbicort), мометазона и формотерола (Dulera). То есть, в них содержится бета-агонист, расширяющий бронхи, и кортикостероид, подавляющий воспаление.
• Теофиллин (Theotard, Theo-24, Elixophyllin). Это оральный препарат для ежедневного приема, который помогает расширить бронхи, расслабляя гладкую мускулатуру дыхательных путей. Сейчас он не используется так широко, как в предыдущие годы.

2. Медикаменты для быстрого купирования приступов.

Эти препараты используются для быстрого, кратковременного снятия симптомов астмы во время приступа, а также перед нагрузками (по рекомендации врача). К ним относятся:

• Ингаляционные антихолинергические средства, такие как ипратропия бромид (Atrovent) и комбинированные препараты на его основе (Berodual N). Как и другие бронходилататоры, ипратропий быстро расширяет бронхи и облегчает дыхание. Он часто используется при эмфиземе и хроническом бронхите, но иногда назначается и для купирования приступов астмы.
• Бета-агонисты короткого действия. Эти ингаляционные препараты действуют очень быстро и купируют приступ астмы. К ним относят альбутерол (Ventolin), левальбутерол (Xopenex HFA) и пирбутерол (Maxair). Бета-агонисты короткого действия могут использоваться с помощью портативного ручного ингалятора или небулайзера.
• Оральные и внутривенные кортикостероиды. Эти препараты, среди которых преднизолон и метилпреднизолон, уменьшают воспаление дыхательных путей, вызванное тяжелой бронхиальной астмой. Они могут вызывать серьезные побочные эффекты при долгом применении, поэтому их используют только для кратковременного лечения.

Если у вас приступ астмы, то ингалятор быстрого действия поможет вам лучше всего. Но при правильном приеме медикаментов длительного действия вы не должны часто нуждаться в таких мерах. Не забывайте вести учет, сколько доз ингалятора вы используете каждую неделю. Если вы начали применять его слишком часто, обратитесь к врачу за консультацией. Возможно, вам понадобится дополнительное средство для профилактики приступов.

3. Противоаллергические препараты при астме.

Противоаллергические медикаменты, назначаемые при астме, включают:

• Средства для иммунотерапии. Это своеобразные вакцины, которые учат организм нормально реагировать на введение определенного аллергена. Такие препараты вводят парентерально. Изначально назначают по одной дозе в неделю на протяжении пары месяцев, после чего делают уколы только один раз в месяц в течение следующих 3-5 лет.
• Омализумаб (Xolair). Этот инъекционный препарат модифицирует работу иммунной системы и назначается больным с тяжелой бронхиальной астмой.
• Антигистаминные препараты. Среди них широко известный лоратадин, дифенгирамин (Димедрол), хлоропирамин (Супрастин), кетотифен и другие. Их обычно сочетают с другими препаратами для лечения астмы.

1. Избегайте опасных для вас триггеров:

• Используйте кондиционер со специальными фильтрами для очистки воздуха.
• Очистите все предметы в доме от частиц, которые могут провоцировать астму.
• Поддерживайте оптимальную влажность с помощью хумидифайера.
• Не допускайте появления плесени в жилом помещении.
• Избегайте животных, если вы чувствительны к ним.
• Регулярно делайте уборку в доме и на рабочем месте.
• Закрывайте рот и нос, когда на улице холодно.

2. Заботьтесь о своем здоровье:

• Регулярно занимайтесь физкультурой, следуя рекомендациям врача.
• Употребляйте больше витаминов и клетчатки (фрукты, овощи).
• Делайте прививки против гриппа и других инфекций.
• Лечите изжогу и заболевания желудка (ГЭРБ).
• Поддерживайте здоровую массу тела.

Некоторые нетрадиционные методы лечения могут облегчить симптомы астмы. Тем не менее, помните, что эти методы никогда не заменят традиционного, одобренного научной медициной лечения. Поговорите со своим врачом перед тем, как попробовать тот или иной метод – возможно, вам он не подойдет.

Альтернативные методы лечения астмы включают:

• Дыхательные техники, такие как техника Бутейко или йога.
• Акупунктура (иглоукалывание): древняя восточная техника лечения, которую должен практиковать только специалист.
• Релаксация. Эти техники включают медитацию, метод обратной биологической связи, гипноз, прогрессивную мышечную релаксацию и др.
• Омега-3 жирные кислоты: биологически активные вещества, которые содержатся в рыбьем жире, семенах льна и других природных источниках. Они могут уменьшать воспаление бронхов при астме.
• Лекарственные травы. Некоторые растения могут улучшать состояние при астме. Особенно много растительных рецептов в китайской и индийской медицине. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед приемом любых нетрадиционных средств!

Возможные осложнения астмы включают:

• Нарушение сна, недосыпание и низкая трудоспособность.
• Необратимое сужение бронхов (ремоделирование дыхательных путей).
• Побочные эффекты, связанные с длительным лечением астмы.
• Угрожающие жизни приступы удушья.

Тесно сотрудничая с вашим врачом, вы можете составить план лечения вашей болезни, профилактики приступов и повышения качества жизни.

• Следовать вашему плану лечения и регулярно посещать лечащего врача.
• Принимать все лекарства в точности так, как назначил ваш врач.
• Получать прививки против гриппа и других респираторных инфекций.
• Выявлять и избегать все провоцирующие факторы астмы, опасные для вас.
• Внимательно следить за своим состоянием, особенно за дыханием.
• Вовремя распознавать и купировать астматические приступы.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *