Меню Рубрики

Флейта при бронхиальной астме

Выбор духового инструмента при астме для многих кажется совершенно неочевидным решением. Оказывается, напротив, эта музыкальная специальность рекомендуется при данном заболевании. Есть ли какие-либо противопоказания для игры на духовых инструментах? Вот об этом пойдет разговор.

Духовые музыкальные инструменты — это семейство музыкальных инструментов, в которых извлечение звука происходит в результате вдувания в них воздушной струи. Их разделяют на деревянные и медные. К деревянно-духовым относят блокфлейту, флейту, гобой, кларнет, фагот, саксофон и многие народные духовые инструменты. К медно-духовым — трубу, валторну, тромбон, альт, тенор, баритон и тубу.

Сфера использования этих инструментов крайне широка: джазовые, духовые, симфонические оркестры, ансамбли различных составов академического, эстрадного, авангардного и других жанров. В настоящее время духовые инструменты часто используются в вокально-инструментальных коллективах различных поп- и рок-направлений.

Родители часто приводят своих детей в класс духовых в музыкальных школах ради оздоровления. Большим количеством исследований в разных странах установлено, что систематическая игра на духовых инструментах заметно улучшает самочувствие, уменьшает количество приступов.

Действительно, занятия на духовых инструментах способствуют оздоровлению системы дыхания. При игре на этих инструментах создается сопротивление воздуху, который выдыхается. Это помогает легочным альвеолам максимально раскрываться, что несет за собой улучшение газообмена в организме и развитию легочной ткани.

Программа обучения игре на любых духовых инструментах обязательно включает в себя специальные упражнения, которые обучают абдоминальному дыханию. Это такой способ дыхания, при котором вдох осуществляется диафрагмой, а выдох — брюшной полостью. Владение техникой брюшного дыхания полезно любому человеку: она позволяет расслабить мышцы, давящие на диафрагму и улучшить кровообращение. Кстати, это даже помогает снять напряжение в стрессовой ситуации.

Пациентам с легочными болезнями врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах в качестве дополнения к основному лечению и поддержки ремиссии в будущем. Это очень хорошая дыхательная гимнастика для легких. Однако, перед тем как повести ребенка в музыкальную школу, необходима обязательная консультация врача-пульмонолога, чтобы исключить противопоказания.

Самую большую нагрузку при игре на духовых инструментах испытывают легкие. При этом легочная ткань максимально растягивается, что недопустимо при некоторых заболеваниях. Внимательно изучите противопоказания: перенесенный рахит 2, 3 степени, многократные воспаления легких, грыжа брюшной полости, паховая или пахово-мошоночная грыжа, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, эмфизема легких.

Общепринятые возрастные рекомендации таковы:

  • с 3-4 лет – блокфлейта;
  • с 9-10 лет – флейта, гобой;
  • с 10-11 лет – кларнет, начинающий этап обучения — кларнет ми-бемоль (es);
  • с 11-12 лет – саксофон, альт, тенор, баритон, труба;
  • с 12-13 лет – валторна, туба;
  • с 14 лет – фагот, тромбон;

Обычно до перехода на основной духовой инструмент проводится обучение на блокфлейте, а до того – подготовительные или развивающие занятия музыкой.

Надеюсь, что эта статья поможет вам в выборе музыкальной специальности, учитывая особенности вашего ребенка.

источник

Как давно девочка начала переходить на флейту?

Дело в том, что новички не умеют контролировать поток воздуха, направляемый в флейту, грубо говоря, обычно они дуют туда со всей дури, плюс ещё приходится часто дыхание брать. В итоге после непродолжительной игры часто начинает кружиться голова.

Если проблема действительно в этом, то можно посоветовать только делать паузы в занятиях и стараться экономнее расходовать воздух — т.е. дуть слабее и не играть на издыхании.

А что по этому поводу думает педагог Вашей дочери?

Это не моя дочь:) мои на скрипках играют:)
А той девочке учительница говорит: «мало занимаешься, вот и болит». А как заниматься, если болит?
Перешла она на оркестровую флейту, вроде, прошлой зимой. Могу уточнить.

Угу, изучение музыкальных инструментов уже давно стало входить в программу медицинских факультетов)))

Типа — заболел ОРЗ — поиграй на скрипке. Живот болит? — вот тебе ф-но, голова кружится? — треугольником побалуйся и т.п.

Насколько я знаю, игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей. А голова кружится у всех учеников-духовиков пока их легкие и сосуды мозга не привыкнут к повышенной вентиляции, которая сама по себе очень полезна, именно из-за нее и рекомендуются эти занятия.
Да мы тут не спорим. Шутим мы. Carolina только делает вид, что обижается, и что против флейты настроена, а сама, как и я, флейту преподаёт. Но гобой, я чувствую, любит больше. Гобой инструмент безумно дорогой, с флейтой не сравнить. Простенький (и плохонький) китайский гобой тысяч 40 рублей стоит, а китайская флейта того же уровня тысяч 5. Зато уроки флейты заметно дороже.
Замете — я не рекомендовал бы китайские инструменты и совершенно здоровым людям, а уж астматикам они однозначно вред нанесут.
Всем детям и их родителям рекомендовал бы играть на блокфлейтах. От 300 до 100 рублей стоит инструмент, на котором играть уже можно. От астмы точно помогает. И к прекрасному человек приобщается активно. Хотя уроки блокфлейты тоже не даром даются. Начинайте с блокфлейты. А уж потом, освоившись, обязательно переходите на флейту (ну или на гобой что ли). Это сейчас необыкновенно модно во всем мире – играть на флейте. А у нас в стране отвлекает от проблем связанных с кризисом.
Эх, жаль духовые инструменты не от всех болезней помогают. Однако послушаем классика. Сразу извиняюсь за длинные цитаты, но они стоят внимания. Здорово написано.

Максим Горький:»Егор Булычов и другие»

Егор Булычов – умный, талантливый человек, крупный лесопромышленник. Фабула пьесы — история болезни Булычова.

П а в л и н. Как известно вам — убедил я старосту храма моегорасширить хор певчих, а также беседовал с генералом Бетлингом опожертвовании на колокол новостроящегося храма во имя небесного предстателявашего, Егория. Б у л ы ч о в. Не дал на колокол?П а в л и н. Отказал и даже неприятно пошутил: «Медь говорит, даже вполковых оркестрах — не люблю!» Вот вам бы на колокол-то хорошопожертвовать по причине вашего недомогания?Б у л ы ч о в (вставая). Колокольным звоном болезни не лечат.П а в л и н. Как знать? Науке причины болезней неведомы. В некоторыхсанаториях иностранных музыкой лечат, слышал я. Тоже и у нас существуетпожарный, он игрой на трубе пользует. Б у л ы ч о в (усмехаясь). На какой трубе?П а в л и н. На медной. Говорят, весьма большая труба!Б у л ы ч о в. Ну, если — большая. Вылечивает?П а в л и н. Будто бы успешно! Всё может быть, высокопочтеннейший ЕгорВасильевич! Всё может быть. В тайнах живём, во мраке многочисленных инеразрешимых тайн. Кажется нам, что — светло и свет сей исходит от разуманашего, а ведь светло-то лишь для телесного зрения, дух же, может быть,разумом только затемняется и даже — угашается.Б у л ы ч о в (вздыхая). Эко слов-то у тебя сколько.

Булычов. Глаха — трубач пришел?
Глафира. В кухне сидит.
Булычов. Съем кашу — веди его сюда. Что это — как тихо в доме?
Глафира. Наверху все.
Булычов (пьет водку). Ну — и ладно.
……………………………………………………………………………………………………
Булычов. Черт с ней, с кашей! Шурку позови. (Остался один и жадно пьет рюмку за рюмкой.)

Входит Трубач. Он смешной, тощий, жалкий, за плечами — на ремнях — большая труба в мешке.

Трубач. Здравия желаю вашему степенству.
Булычов (удивлен). Здорово. Садись. Глаха, затвори дверь. Вот какой ты.
Трубач. Так точно.
Булычов. Н-ну. неказист! Рассказывай, как лечишь?
Трубач. Лечение мое простое, ваше степенство, только люди привыкли питаться лекарствами из аптеки и не верят мне, так что я деньги вперед прошу.
Булычов. Это ты неплохо придумал! А вылечиваешь?
Трубач. Сотни вылечил.
Булычов. Не разбогател, однако.
Трубач. На добром деле не богатеют.
Булычов. Вон как ты? От каких же болезней вылечиваешь?
Трубач. Все болезни одинаково происходят по причине дурного воздуха в животе, так что я ото всех лечу.
Булычов (усмехаясь). Храбро! Ну-ко, покажи трубу-то.
Трубач. Рубль заплатить можете?
Булычов. Рубль? Найдется. Глаха — есть у тебя? Получи. Дешево берешь.
Трубач. Это — для начала. (Развязал мешок, вытащил басовую трубу.)

Булычов. Самовар какой. Шурок, — хорош целитель? А ну-ко, подуй!

Трубач откашлялся, трубит, не очень громко, кашляет.

Булычов. Это и — все?
Трубач. Четыре раза в сутки по пяти минут, и — готово!
Булычов. Выдыхается человек? Умирает?
Трубач. Никогда! Сотни вылечил!
Булычов. Так. Ну, а теперь скажи правду; ты — кем себя считаешь — дураком или жуликом?
Трубач (вздохнув). Вот и вы не верите, как все.
Булычов (посмеиваясь). Ты — не прячь трубу-то! Говори прямо: дурак или жулик? Денег дам!
Шура. Не надо обижать его, папа!
Булычов. Я не обижаю, Шурок! Тебя как звать, лекарь?
Трубач. Гаврила Увеков.
Булычов. Гаврило? (Смеется.) Ох, черт. Неужто — Гаврило?
Трубач. Имя очень простое. никто не смеется!
Булычов. Так — ты кто же: глупый или плут?
Трубач. Шестнадцать рублей дадите?
Булычов. Глаха, — принеси! В спальне. Почему шестнадцать, Гаврило?
Трубач. Ошибся! Надо было больше спросить.
Булычов. Значит — глупый ты?
Трубач. Да нет, я не дурак.
Булычов. Стало быть — жулик?
Трубач. Да и не жулик. Сами знаете: без обмана — не проживешь.
Булычов. Вот это — верно! Это, брат, нехорошо, а — верно.
Шура. Разве не стыдно обманывать?
Трубач. А почему стыдно, если верят?
Булычов (возбужденно). И это — правильно! Понимаешь, Шурка? Это — правильно! А поп Павлин эдак не скажет! Он — не смеет!
Трубач. За правду мне прибавить надо. И — вот вам крест! — некоторым труба помогает.
Булычов. Верю, — двадцать пять дай ему, Глаха. Давай еще. Давай все!
Трубач. Вот уж. покорно благодарю. Может, попробуете трубу-то? Пес ее знает. как она, а ей-богу — действует!
Булычов. Нет, спасибо! Ах, ты, Гаврило, Гаврило! (Смеется.) Ты. вот что, ты покажи, как она. Ну-ко — действуй! Да — потолще!

Трубач напряженно и оглушительно трубит. Глафира смотрит на Булычова тревожно. Шура, зажав уши, смеется.

Вбегают Достигаевы, Звонцовы, Башкин, Ксения.

Варвара. Что это такое, папаша?
Ксения. Егор, что ты еще затеял?
Звонцов (Трубачу). Ты пьяный?
Булычов. Не тронь! Не смей! Глуши их, Гаврило! Это же Гаврило-архангел конец миру трубит.
Ксения. Ой, ой, помешался.
Башкин (Звонцову). Вот видите?
Шура. Папа, ты слышишь? Они говорят — с ума сошел ты! Уходите, трубач, уходите!
Булычов. Не надо! Глуши, Гаврило! Светопреставление! Конец миру. Труби-и.

А насчёт 10-и летней девочки напомню — речь шла о том, что у ребёнка от игры голова болит, а не кружится.

источник


Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5-13 лет
Заключение (для музыкантов-духовиков)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи»

«Заболевание и лечение дыхательных путей»

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее — это наши дети. На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.

Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы вправе поставить вопрос: “ Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение”. Статистические данные дают для этого не мало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизации, наркомании, ВИЧ/ СПИД, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Необходимость изучать состояние здоровья младших школьников обусловлено тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все — и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.

Таким образом, первым условием управления здоровьесбережением является наличие системы подготовки педагогических кадров в работе по здоровьесбережению обучающихся и самооздоровлению педагогов.

Причины, вызывающие заболевание, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним причинам относятся наследственность, врожденные особенности;

К внешним – механические факторы (ушибы, травмы, ранения);

Физические – (действия электрического тока, , лучистой энергии, атмосферное давление);

Химические – (отравления солями тяжелых металлов, ядохимикаты);

Биологические – (болезнетворные микробы, вирусы, простейшие);

+ на 50% и более от социальных условий и образа жизни;

+ на 20-25 % от уровня загрязнения среды обитания;

+ до 20% на него оказывают влияние генетические факторы;

+ на 8 % -10% уровень здравоохранения.

Здоровье подрастающего человека — это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей.

В своей работе я попытаюсь рассказать вам об интересном факте, который до сих пор очень редко применяется на практике в России. Это лечение заболеваний дыхательно-легочных путей, путем занятий на духовых инструментах.

Бронхиальная астма, пневмония.

Бронхиальная астма — заболевание, вызывающее едва ли не мистический страх как у самих больных, так и у родных и близких больного. Это и понятно: на фоне кажущегося полного благополучия человек внезапно начинает задыхаться, словно попадает в некое безвоздушное пространство, окружающее лишь его одного. Для окружающих страшно не только созерцание самого приступа, страшно желать помочь — и ощущать свое практически полное бессилие. Для родителей, чьи дети страдают бронхиальной астмой, каждый такой приступ у ребёнка — тяжелейшее испытание.

Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний детского возраста. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 5 до 10% детей страдают этим заболеванием, и с каждым годом этот показатель увеличивается. Серьезную тревогу вызывает также рост смертности от бронхиальной астмы и количества госпитализаций в педиатрические учреждения.

Заболевание это известно с давних времен. Сам термин «астма» происходит от греческого слова, означающего одышку или затрудненное дыхание. Во втором столетии нашей эры Гален описал бронхиальную астму как спастическое состояние дыхательной системы. Он правильно предположил, что бронхиальная астма связана с непроходимостью бронхов и предложил разжижать слизь, забивающую бронхи.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов. Она характеризуется периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции слизи и отека слизистой оболочки бронхов.

Бронхиальная астма относится к болезням с наследственной предрасположенностью и, как правило, развивается у детей, в семейном анамнезе которых отмечаются больные с аллергическими заболеваниями.

Отмечаемый в последние годы рост заболеваемости бронхиальной астмой связывается в значительной мере с загрязнением окружающей среды, и прежде всего атмосферного воздуха, химическими соединениями, как правило за счет индустриального и фотохимического смога.

Помимо вышеперечисленных факторов, обострение бронхиальной астмы у детей могут вызвать физические нагрузки, эмоциональный стресс, плач, смех, изменение метеоситуации, резкие запахи красок, дезодорантов, парфюмерных изделий, а также табачный дым.

Вирусные инфекции относятся к наиболее частым причинам приступов астмы. Многие астматики склонны к частым острым респираторным заболеваниям.

Таким образом, бронхиальная астма — это мультифакториальное заболевание, развитие которого тесно связано с воздействием генетических и внешнесредовых факторов. Выяснение причин, вызывающих бронхиальную астму, существенно повышает эффективность терапевтических мероприятий.

Для лечения бронхиальной астмы используются препараты базисной терапии, воздействующие на механизм заболевания, посредством которых пациенты контролируют астму, и симптоматические препараты, влияющие только на гладкую мускулатуру бронхиального дерева и снимающие приступ.

Метод Бутейко — специально разработанный комплекс упражнений. Основной задачей при лечении бронхиальной астмы с помощью дыхательной гимнастики Бутейко является постепенное повышение процентного содержания углекислого газа в воздухе легких, что позволяет за очень короткий срок уменьшить гиперсекрецию и отек слизистой оболочки бронхов, снизить повышенный тонус гладких мышц стенки бронхов и тем самым устранить клинические проявления болезни.

Практикующий врач Лилия Пальмирова советует для детей, страдающими этим заболеванием очень полезна дыхательная гимнастика: регулярное надувание тугих воздушных шариков (для детей младшего возраста) или игра на духовых музыкальных инструментах (флейта, труба, саксофон и др.) для детей школьного возраста.

Медики нашли новое средство лечения астмы: оказывается, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду, музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда (Австралия), показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.

В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовало глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из инструмента.

Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до 3 метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструмент обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.

В качестве профилактического средства рекомендуется научить ребенка дышать животом (диафрагменное дыхание). Это способствует лучшей вентиляции нижних отделов легких. Чтобы научить ребенка дышать животиком уложите его на диван или кровать, положите его руку на живот и расскажите что при вдохе рука должна подниматься, а при выдохе – опускаться. Вдох должен быстрый и глубокий, выдох – медленный и «до конца».

Вдох, пауза на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов, — объясняет физиологию Андрей Васильков. — При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Игра на духовых инструментах снимает приступ бронхиальной астмы.

Вот что рассказывает руководитель центра — кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии Тульского ГУ, эксперт по проблемам бронхиальной астмы у детей, заслуженный врач России Татьяна Николаевна Кожевникова:

— Центр был организован неслучайно. В Туле очень высок процент детей, страдающих аллергией, которая часто приводит к такому серьезному заболеванию, как бронхиальная астма. В последнее время из-за ряда причин уровень заболеваемости бронхиальной астмой увеличился. Например, в 2002 году больных астмой детей было 873, в 2006 году — 1112 человек, а в 2009 году аж 1623 ребенка.

Дети проходят целый комплекс процедур в отделении восстановительного лечения, которое находится здесь же, в поликлинике: массаж, небулайзерная терапия. Принимают лечебные коктейли в фитобаре, занимаются лечебной гимнастикой в тренажерном зале, плавают в бассейне…

Активно применяется арттерапия: игра на духовых музыкальных инструментах и пение, которые положительно влияют на функции дыхания, разрабатывают легкие.

Вот несколько писем, говорящих, что занятия на духовых инструментах способствуют улучшению в течении болезни.

Всем здравствуйте! Девушки. когда детки подрастут лет до 5-6,попробуйте отдать их на занятия на духовых инструментах. Проконсультируйтесь со своим доктором. В моей практике за 13 лет были детишки и с астмой и с бронхитами и просто часто болеющие, и с впалой грудной клеткой. Некоторые, когда начинали заниматься, не могли обходиться без ингалятора. В подавляющем большинстве случаев наступает значительное улучшение, снижается частота и интенсивность приступов. У нас и сейчас многие ученики приходят заниматься «по медицинским показаниям», а уж потом втягиваются, достигают успехов и остаются заниматься дальше.

Александра Михайловна 18 июля 2009 года:

Лечение сына от аллергического астматического бронхита осуществляли с помощью игры на духовых инструментах. Сейчас он играет на тубе. Состояние здоровья значительно улучшилось. Я сама музыкант-педагог по профессии. В детстве лечила боли в животе у себя самой игрой на фортепиано. И боли отступали.

Вот еще одно письмо: Моя мама в свое время отдала брата на флейту в 4 года (потом перешли на трубу), интуитивно понимая, что это может помочь. Действительно эффект есть. Ингаляторы постепенно уходили из его жизни. Но по поводу успехов. может у кого не очень тяжелая форма бронхиальной астмы, те чего-то и достигнут. Брат не мог набирать достаточное для успехов количество воздуха в легкие.

Ответ: Кэтти, так ведь и среди полностью здоровых деток успехи у всех разные, а профессионалами становятся вообще единицы. Главное — ребятишкам нравится заниматься, а здоровье объективно улучшается! Просто после блокфлейты (для малышей 4-8 лет) нужно грамотно выбрать основной духовой инструмент, учитывая и желание ребёнка, и его «калибр», и состояние здоровья.

То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук:

– При игре на саксофоне или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких.

А вот еще один рассказ из жизни:

60-ый год 20-го столетия. У одной семейной пары рождается ребенок-мальчик. Роды проходят тяжело и врачи говорят, что женщина в будущем не сможет иметь детей. В три месяца мальчик заболевает гнойным плевритом. Если кто не знает плеврит – это воспаление плевры с образованием фибринозного налета на ее поверхности или в ее полости. Плевриты условно разделяют на сухие и выпотные. При «сухом» плевра набухает, утолщается, становится неровной. При выпотном, в плевральной полости скапливается жидкость, которая может быть светлой, кровянистой или гнойной.

В 60-тые годы компьютеров еще не было, и чтоб попасть в ядро и выкачать гной из плевры нужна была высокая квалификация врача. Но в обычном городе таковых не нашлось и через две недели мальчик умирает.

Через восемь лет женщина снова решается завести ребенка, но на 7-мом месяце беременности ей говорят, что у нее мертвый плод. И делают искусственный выкидыш. Но ребенок оказывается жив. На свет появляется семимесячный мальчик, с весом 1 кг. 600 г.. Три месяца он проводит в больнице и с весом 3,5 кг. Его выписывают. В 7-м месяцев он тоже заболевает гнойным плевритом. В городской больнице, откачав 0,5 литра гнойной жидкости и 2 раза возвращая его с того света, врачи разводят руками. Но в этот раз женщина настаивает на операции в столице. Откачав еще 0,5 гнойной жидкости, столичные врачи, делают чудо — мальчик остается жить. Но только с кучей болезней. Это и хроническая пневмония и хронический 2-х сторонний бронхит, и туберкулез легких и много других болячек.

Каждый год для него становится кошмаром – приходится по 5-8 раз лежать в больнице. В 10 лет лечащий врач ему предлагает заняться обучением на духовых инструментах. С этого момента все хронические болезни постепенно отступают и его состояние с каждым годом становится все лучше и лучше. В 18 лет он поступает на духовое отделение и заканчивает его. С 20 лет воспалением легким он болел всего 1 раз. Про бронхит он забыл вообще. Этому есть все подтверждения, записанные в его медицинской карточке. Так вот этот 7-ми месячный мальчик, 1,6 кг веса от рождения стоит сейчас перед вами. Но это пример лечения пневмонии.

А вот еще одно подтверждение того, что бронхиальная астма лечится нетрадиционным методом:

^ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ

Патент Российской Федерации от 10.10.1995.

Автор: Любарский Анатолий Григорьевич

Суть изобретения: Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5 13 лет в межприступном периоде, при котором проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовых музыкальных инструментах. Курс занятий продолжается 2-3 мес. трижды в день, по 10-30 мин каждое занятие. На занятиях производят дыхательные упражнения на инструменте под руководством педагога-музыканта и под наблюдением врача, при которых после грудобрюшного вдоха носом производят выдох в инструмент ртом и постепенно от занятия к занятию изменяют протяженность извлекаемого звука от 2 до 60 с и его звуковысотность. Через 2-3 месяца занятий наступает длительный период улучшения самочувствия пациента, приступы прекращаются.

Изобретение относится к медицине, конкретнее к лечению бронхиальной астмы у детей нетрадиционным способом, и может быть использовано специально обученными педагогами-музыкантами под наблюдением врача-педиатра.

Особенность способа заключается в том, что больному не внушают мысль о том, что игра на инструменте есть лечебная процедура, напротив, пациента заинтересовывают собственно игрой на музыкальном инструменте, что позволяет отвлечь его внимание от физических нагрузок, это в свою очередь дает возможность педагогу работать на пределе физических возможностей ребенка, постепенно расширяя их, и не акцентируя внимания на волевом компоненте процесса дыхания.

На первых занятиях ребенку педагог-музыкант ставит грудобрюшной вдох, отличающийся от обычного музыкального тем, что его производят не ртом, а носом без задержки в носоглотке. Затем ребенка учат выдоху «на опоре» ртом. Чувство опоры возникает в результате напряженного равновесия мышц вдоха и выдоха, т.е. ощущается, что в легких воздух сжат, а через сжатые губы посылают упругий сконцентрированный поток воздуха.

В период постановки дыхания, чтобы сделать занятия менее скучными и однообразными, пациента также обучают нотам и длительностям.

После закрепления навыков музыкального исполнительского дыхания переходят непосредственно к занятиям на духовом инструменте.

Каждое занятие условно делят на две части. Первая часть занятия представляет собой духовую гимнастику, при которой ребенок берет осознанный вдох и производит активный выдох в различных музыкальных длительностях от коротких к длинным в различных вариантах и на различных по высоте нотах. Извлечение различных по высоте нот требует различного напряжения мышц выдоха, что способствует постепенному, утонченному укреплению дыхательного аппарата.

Вторая часть занятия предусматривает игру на инструменте музыкальных упражнений и пьес, что повышает интерес к занятиям.

Наиболее эффективно проводить занятия на музыкальном инструменте с детьми трижды в день, хотя допустимо снижать число занятий в день. При снижении числа занятий эффективность лечения снижается, увеличивается продолжительность лечения.

Продолжительность каждого занятия не должна быть меньше 10 мин чистой игры на инструменте и не более 30 мин, так как к этому времени у детей наступает утомление.

Способ применим для лечения детей, начиная с 5-и летнего возраста, потому что в этом возрасте возникает интерес к игре на музыкальных инструментах, ребенка легко увлечь занятиями и улучшить его самочувствие.

Можно этим способом лечить подростков старше 15 лет и взрослых, но сформированную личность тяжелее заинтересовать регулярными занятиями на духовом инструменте.

Опыт работы с больными детьми и взрослыми показал, что за два месяца ежедневных трехразовых занятий по способу настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими или прекращаются, т.е. через 2 месяца, занятий на духовом инструменте по предлагаемому способу наступает период длительной ремиссии у большинства больных бронхиальной астмой.

Улучшение состояния пациентов происходит за счет укрепления мышц выдоха, которые обеспечивают волевой выдох в самом начале приступа и приступа не происходит, поскольку обычно при приступе затруднен именно выдох. Если все же начался приступ бронхиальной астмы, то благодаря укрепленным мышцам дыхательного аппарата, его удается гасить волевым выдыханием воздуха, иммитирующим выдох на занятиях музыкой, и самочувствие пациента быстрее приходит в норму.

3-й месяц занятий необходим как реабилитационный период. Если прекратились приступы, нет отдышки, то рекомендуется в дальнейшем (после завершения занятий по способу) продолжать занятия музыкой на духовых инструментах в музыкальной школе или духовом оркестре.

Занятия музыкой по способу можно проводить со страдающими бронхиальной астмой на любых духовых инструментах, но необходимо учитывать возраст и состояние здоровья конкретного пациента.

Нежелательны занятия на таких инструментах, как труба, валторна, саксофон, так как игра на них требует очень высокого напряжения при выдохе во время игры.

Воздействие музыки на профилактику заболеваний.

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Вот некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыкотерапевтического опыта:

• СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

• ОРГĂН – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;

• ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ) – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;

• БАРАБАН – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;

• ФЛЕЙТА – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;

• САКСОФОН – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;

• КЛАРНЕТ – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;

• МЕТАЛЛОФОН, КОЛОКОЛЬЧИКИ – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).

• АРФА – гармонизирует работу сердца;

• ВИОЛОНЧЕЛЬ – лечит сердце, благотворно действует на почки;

• ЦЫМБАЛЫ – уравновешивают энергетику печени;

• ГАРМОНЬ, БАЯН, АККОРДЕОН – активизируют работу всей брюшной полости;

БУБНЫ, БАРАБАНЫ, ДУДОЧКИ, РОЖКИ, ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует)

СКРИПКА, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА, АЛЬТ (т.е. струнные) – лучшие инструменты для “сердечников”. Ученые из г. Самарканда на основе собственных изысканий пришли к выводу, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление./

В ходе исследований, проведенных кафедрой нормальной физиологии медицинского факультета российского Университета дружбы народов совместно с кафедрой рефлексотерапии Московского медицинского стоматологического института и Институтом традиционной медицины и музыкальной терапии, было установлено, что лучше всего успокаивают нервы СКРИПКА и ФОРТЕПИАНО, расслабляет – ФЛЕЙТА, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – ГОБОЙ и КЛАРНЕТ, лечит сердце – ВИОЛОНЧЕЛЬ.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ излечиваются звуками барабана, ксилофона, духовых инструментов – особенно кларнета, гобоя, рожка, флейты.

БРОНХО-ЛЕГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ лечатся звуками духовых (особенно – металлических: труба, тромбон и т.п.) инструментов.

В Австралии распространенный метод лечении храпа — игра на духовых инструментах. Такое хобби — хорошая тренировка для мышц верхних дыхательных путей.

Директор НИИ пульмонологии, главный пульмонолог России, академик Александр Чучалин считает, что игра на флейте лечит нарушения дыхания.

Дело в том, что во время лечения астмы необходимо обеспечить интенсивную аэрацию лёгких. Поможет здесь, прежде всего, флейта с ее большим расходом воздуха – глубокий вдох и медленный выдох до конца.

Вообще занятия флейтой рекомендуются при бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни, аллергических поражениях верхних дыхательных путей, аллергических заболеваниях кожи, остеохондрозе и функциональных нарушениях ЦНС, психастении, алкоголизме, наркомании, нарушении иммунитета и гормонального баланса, нейроэндокринных синдромах климактерического периода, нарушении потенции, расстройств менструального цикла и многих других. Кроме того, игра на флейте положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию, лечит координационные нарушения, нарушения слуха, гипер- и гиподинамию.

В мире уже давно можно получить диплом музыкального терапевта. И это образование дают не в медицинских ВУЗах, а в консерваториях. Бывает так — человек играет на флейте, и консерваторию закончил, но только не как флейтист, а как терапевт. Специальность эта, кстати, весьма востребована.

Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки.

И вот маленький тест-опрос профессиональных музыкантов-духовиков города Твери:

  1. Было опрошено 25 человек
  2. Вопросов было всего2: -Сколько раз болели пневмонией, бронхитом, эмфиземой, туберкулезом(ОРЗ, ОРВИ и другие вирусные заболевания верхних дыхательных путей в расчет не брались) до того, как стали заниматься на инструменте и после.

Ответы: До занятий на духовых инструментах 12 человек (почти 50%) 1-2 раза в год лечили воспаление легких. 6 человек – редко, но тоже лечили (22%). 3 человека не лечились (11%). Остальные не помнят(17%).

После того, как стали заниматься на инструменте 1 человек (5%) раз в год болеет воспалением легких, 15 человек всего 1 раз болели чем- то подобным (60%), 8 человек вообще не лечились (32%), 1 не помнит (3%).

^ Заключение (для музыкантов-духовиков)

Исполнительское дыхание. Его сущность.

Значение. И методы развития.

Техника дыхания исполнителя на духовых инструментах это прежде всего техника владения звуком включающее в себя все многообразие тембра, динамики, штрихов и артикуляции. Если хорошо поставлено дыхание по звуку можно судить сразу что у человека есть тембр, динамика, артикуляция. Культура звучания предполагает наличие определенной школы дыхания. Если зарождению звука определяющая роль принадлежит языку то в ведению звука она принадлежит воздушной струе выдыхаемой исполнителем в инструмент. Характер воздушной струи корректируется кроме мышц дыхания губными мышцами, мышцами языка. А все они вместе контролируются слухом. Условно исполнительское дыхание можно сравнить со смычком у скрипачей. Исполнительское дыхание является активным выразительным средством в арсенале музыканта духовика.

Профессиональное дыхание исполнителя на духовых инструментах определяется в первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами в полной мере работающими при вдохе и выдохе. В дыхательном механизме участвуют мышцы вдоха и выдоха. От умелого использования этих мышц антогонистов зависит техника дыхания исполнителя. К мышцам вдоха относится: диафрагма и наружные межреберные. К мышцам выдоха относятся: брюшной пресс и внутренние межреберные мышцы. Исполнитель должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством развития и тренировки дыхательных мышц. Выдох во взаимодействии с губами, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука , в его ведении и в различных видах его проявления в техники . Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука и разносторонние технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других компонентов исполнительского аппарата: губ, языка, пальцев. Две фазы дыхания ( вдох и выдох ) могут по разному использоваться в исполнительском процессе. При естественном физиологическом дыхании человека вдох это активный акт при котором легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается вниз. Выдох наоборот пассивный акт: полость легких, грудная клетка и диафрагма возвращаются в свое первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл протекает: вдох, выдох, пауза.

источник

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Семейный детский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Личный семейный психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Крайне хорошо помогает при этом игра на кожаной флейте

Крайне хорошо помогает при этом игра на кожаной флейте

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Мне Пилатес помог(там хорошая дыхательная гимнастика), и солевая лампа.
Побывала как-то в соляной пещере, ОЧЕН помогло.
После этого, купила соляную лампу, вот сейчас сижу з компом, а рядом соляная лампа горит.

Кто про что,а вшивый про баню. Что,на вашей флейте,желающих играть,не находится?

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Автор, сколько вам лет? Если вы старше переходного возраста, то игра на духовых инструментах . ?

немного не по теме но все таки важно не волноваться во вторых зимой шарф лучше натягивать по детски на нос так защищаются легкие от агрессивного холодного воздуха и еще барсучий жир почитайте о нем тоже очень помогает

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характера)И какой нахрен детски сад?? У людей играющих на духовых инструментах, серьезно ( с детства к примеру) не бывает заболеваний органов дыхательной системы(и это факт)

Мне Пилатес помог(там хорошая дыхательная гимнастика), и солевая лампа.Побывала как-то в соляной пещере, ОЧЕН помогло.После этого, купила соляную лампу, вот сейчас сижу з компом, а рядом соляная лампа горит.

Серьёзно факт ? С детства если заниматься , но на каком именно духовом лучше ?

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характер)

Серьёзно факт ? С детства если заниматься , но на каком именно духовом лучше ?

если дефицит меди то на медном.если дефицит железа то на железном.к сожалению при дефиците SH-групп очень трудно подобрать инструмент, состоящий из них.

но вот я лично сакс рекомендую, он самый тяжелый (по дыхалке)И самый красивый по исполнению))))

Небольшая оговорка. Не сакс, а сeкc. Оральный. Тут нужны большие навыки. Советую.

Почему дет. Сад ? Кто вам это сказал ? При паразитах приступы бывают ?

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характера)И какой нахрен детски сад?? У людей играющих на духовых инструментах, серьезно ( с детства к примеру) не бывает заболеваний органов дыхательной системы(и это факт)

От чего же? На моей флейте постоянно играют. Но я, как истинный ценитель, постоянно ищу новых игроков. Как насчет того, чтобы, возможно, именно вам сыграть на этот раз?

Повторю еще раз астма это паразиты,если Вы не верите,что земля круглая,это еще не значит что она квадратная.

Про шарик читала , но ещё прочла , что его можно заменить этим способом . да,да я вот насчёт перерасти . А в каком возрасте уже поздно ? Переходный — это конкретно сколько лет ?

Земля,к вашему не круглая)))У моего ребенка астма. Паразитов нет. Смешно читать таких умников.

Я не умник,просто таких как Вы умников вылечила 15 человек от астмы,они тоже вначале кричали,что у них нет паразитов,а когда увидели их в унитазе,в транс впали.

Я поняла о чем вы. Паразиты могут и в бронхи попасть и могут просто кровь отправлять как аллергены. Эозинофилов проверяют в крови для этоготи сдают анализы. Я де писала видов и причин астмы много . Но это не бронхиальная . и плюс для того кого я интересуюсь человека ему делали зондирование , что бы исключить вероятность паразитов.

Зондирование ни о чем не говорит,не всех паразитов можно увидеть даже в микроскоп,но все астматики которые проходили антипаразитарную программу чудесно выздоравливали.

Вы имеете ввиду , что зачем искать если их можно сразу травить так ? А если ничего нет и вред только больше нанесешь ?

Повторю еще раз астма это паразиты,если Вы не верите,что земля круглая,это еще не значит что она квадратная.

Вы явно неверно используете терминологию. Астма это проявление аллергической (чаще всего) реакции в виде приступов удушья. Провоцировать такие приступы могут, например, пылевые клещи или клещи, живущие в постельном белье. Вы их называете паразитами? И о реакции на них пишите? В противном случае ваши слова-бред. Астма связана с недостатком в организме гормонов-глюкокортикостироидов, а паразиты даже физически, если и поселяются в организме, то не в легких.

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

я работаю в музыкальной школе 17 лет, преподаю флейту. В этом году у меня заканчивает школу пятнадцатилетний парень, который пришёл ко мне учиться в 5 лет именно по причине страшенных приступов астмы, с постоянным прибытием в стационарах. На протяжении занятий на блок флейте, а потом и на поперечной флейте приступы становились всё реже, а потом и совсем прошли. Теперь он помимо музыкальной школы, играет в городской хоккейной команде. И это не единственный случай в моей практике.

Дорогие женщины и девушки!
На протяжении долгого времени я занималась исследованием бронхиальной астмой, которой страдала с 16 лет. Я как и вы перепробовала все возможные варианты: западная медицина, восточная медицина, дыхательная гимнастика, диеты и многое другое, но решение я нашла в самой себе.
И только последние три года стали для меня предельно полезными в изучении и наблюдении астмы и самой себя.
Никакого шаманства, врачевания и тому подобной ерунды. В моем случае, это чистая психосоматика, осознанность своих эмоций и действий.
Я прошла этот путь и точно знаю, что кроме нас самих нам не помогут ни врачи, ни таблетки, ни травки, ни что-нибудь подобное. Вся сила в нас самих.
Я с огромным удовольствием поделюсь своим опытом со всеми желающими и совершенно бесплатно 🙂 прошу вас, не стесняйтесь и пиши мне на почту borisik@ymail.com. Давайте пройдём этот путь вместе и начнём вдыхать нашу жизнь в полном её проявлении 🙂

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Благотворное влияние игры на духовых инструментах на дыхательную систему человека

Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, и все родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Особенно популярны сейчас музыкальные кружки.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохраниться десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные.

Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Ребенок наверняка проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах.

Страдающим астмой особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна и прочие, а для детей трёх лет — блокфлейта). Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!

Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи.

Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.

В музыкальных школах — целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовом отделении школы, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны.

Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 12 лет – к этому возрасту ребенок достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 10 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или сопилке.

Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья, – рассказывает преподаватель по классу духовых инструментов Юрий Федоренко: «У меня было несколько учеников, которые игрой на саксофоне лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи».

То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на саксофоне или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна – все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное – развивается дыхание! Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Тут всегда (за исключением валторны – иногда) нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно будет следить преподаватель.

Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения.

Лечение астмы по-австралийски.

Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях главное – иметь с собой компактный баллончик-аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские медики обнаружили новый способ лечения астмы – игрой на духовых музыкальных инструментах.

Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда (Австралия), показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.

В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовало глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента.

Любопытно, что девочки в исследовании не участвовали: во многих аборигенских племенах Австралии диджериду считается исключительно «мужским» инструментом. А избавиться от симптомов астмы девочки и женщины могут, если будут брать уроки вокала. Опыты показали, что пение существенно облегчает состояние астматиков обоих полов.

Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструмент обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.

1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с.

2. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с.

источник

Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5 13 лет в межприступном периоде, при котором проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовых музыкальных инструментах. Курс занятий продолжается 2 3 мес. трижды в день, по 10 30 мин каждое занятие. На занятиях производят дыхательные упражнения на инструменте под руководством педагога-музыканта и под наблюдением врача, при которых после грудобрюшного вдоха носом производят выдох в инструмент ртом и постепенно от занятия к занятию изменяют протяженность извлекаемого звука от 2 до 60 с и его звуковысотность. Через 2 3 мес занятий наступает длительный период улучшения самочувствия пациента, приступы прекращаются. 1 табл.

Изобретение относится к медицине, конкретнее к лечению бронхиальной астмы у детей нетрадиционным способом, и может быть использовано специально обученными педагогами-музыкантами под наблюдением врача-педиатра.

Известен способ лечения заболеваний по А.Н.Стрельниковой (Чайковский А. М. Шенкман С.В. Искусство быть здоровым. М. Физкультура и спорт, 1984. Глава «Парадоксальная дыхательная гимнастика», стр. 297-302) путем дыхательной гимнастики. По этому способу «вдох первичен, выдох вторичен, вдох причина, выдох. следствие. Надо тренировать вдох короткий, резкий, активный, ритмичный, по возможности эмоциональный». Выдох при этом пассивен, он идет без волевой регуляции. При этом способе дыхательной гимнастики используется полная жизненная емкость легких: как при игре на духовом инструменте, однако мышцы выдоха пассивны.

Известен способ лечения бронхиальной астмы у детей 7-13 лет по авт. св. N 1174025. При лечебной физкультуре по этому способу использовались ходьба, бег и упражнения для различных мышечных групп с акцентом на выдох и произношением гласных и согласных. Недостатком данного способа является применение препаратов наряду с гимнастикой и отсутствует целенаправленное укрепление мышц выдоха.

Известен способ волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по К.П.Бутейко, применяемый для лечения в том числе и бронхиальной астмы, который принимает за прототип ( З.Бутейко К.П. Метод Бутейко. М. Патриот, 1990, с. 148-165). Этот способ лечения заключается «в волевом постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки». Недостатком этого способа является сложность его применения для лечения детей, а именно: теория метода ВЛГД непонятна для сознания ребенка; однообразие упражнений по волевой регуляции процесса дыхания по Бутейко К.П. быстро утомляет маленьких пациентов; при самостоятельных занятиях ВЛГД отсутствуют простые критерии правильности выполнения дыхательных упражнений, особенно для понимания ребенка.

Сущность предлагаемого способа лечения больных бронхиальной астмой детей от 5 до 13 лет заключается в том, что с больным в течении 2-3 мес. проводят ежедневные индивидуальные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовом музыкальном инструменте. Занятия проводят 3 раза в день по 10-30 мин, причем постепенно от занятия к занятию увеличивают протяженность извлекаемого при выдохе в инструмент от 2 до 60 с и более, в зависимости от индивидуальных особенностей больного.

Способ лечения пригоден для больных бронхиальной астмой легкой и средней степени.

Способ может быть реализован специально обученным педагогом-музыкантом под наблюдением врача-педиатра.

Особенность способа заключается в том, что больному не внушают мысль о том, что игра на инструменте есть лечебная процедура, напротив, пациента заинтересовывают собственно игрой на музыкальном инструменте, что позволяет отвлечь его внимание от физических нагрузок, это в свою очередь дает возможность педагогу работать на пределе физических возможностей ребенка, постепенно расширяя их, и не акцентируя внимания на волевом компоненте процесса дыхания.

На первых занятиях ребенку педагог-музыкант ставит грудобрюшной вдох, отличающийся от обычного музыкального тем, что его производят не ртом, а носом без задержки в носоглотке. Затем ребенка учат выдоху «на опоре» ртом. Чувство опоры возникает в результате напряженного равновесия мышц вдоха и выдоха, т.е. ощущается, что в легких воздух сжат, а через сжатые губы посылают упругий сконцентрированный поток воздуха.

В период постановки дыхания, чтобы сделать занятия менее скучными и однообразными, пациента также обучают нотам и длительностям.

После закрепления навыков музыкального исполнительского дыхания переходят непосредственно к занятиям на духовом инструменте.

Каждое занятие условно делят на две части. Первая часть занятия представляет собой духовую гимнастику, при которой ребенок берет осознанный вдох и производит активный выдох в различных музыкальных длительностях от коротких к длинным в различных вариантах и на различных по высоте нотах. Извлечение различных по высоте нот требует различного напряжения мышц выдоха, что способствует постепенному, утонченному укреплению дыхательного аппарата.

Вторая часть занятия предусматривает игру на инструменте музыкальных упражнений и пьес, что повышает интерес к занятиям.

Наиболее эффективно проводить занятия на музыкальном инструменте с детьми трижды в день, хотя допустимо снижать число занятий в день. При снижении числа занятий эффективность лечения снижается, увеличивается продолжительность лечения.

Продолжительность каждого занятия не должна быть меньше 10 мин чистой игры на инструменте и не более 30 мин, так как к этому времени у детей наступает утомление.

Способ применим для лечения детей, начиная с 5-и летнего возраста, потому что в этом возрасте возникает интерес к игре на музыкальных инструментах, ребенка легко увлечь занятиями и улучшить его самочувствие.

Можно этим способом лечить подростков старше 15 лет и взрослых, но сформированную личность тяжелее заинтересовать регулярными занятиями на духовом инструменте.

По предложенному способу занятие по волевой регуляции процесса дыхания заключается в том, что точно дозируется объем воздуха, нужного для исполнения музыкальной фразы, и при вдохе, и при выдохе, причем правильность дыхания легко контролировать слухом по качеству звука как с педагогом, так и при самостоятельных занятиях.

Опыт работы с больными детьми и взрослыми показал, что за два месяца ежедневных трехразовых занятий по способу настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими или прекращаются, т.е. через 2 мес, занятий на духовом инструменте по предлагаемому способу наступает период длительной ремиссии у большинства больных бронхиальной астмой.

Улучшение состояния пациентов происходит за счет укрепления мышц выдоха, которые обеспечивают волевой выдох в самом начале приступа и приступа не происходит, поскольку обычно при приступе затруднен именно выдох. Если все же начался приступ бронхиальной астмы, то благодаря укрепленным мышцам дыхательного аппарата, его удается гасить волевым выдыханием воздуха, иммитирующим выдох на занятиях музыкой, и самочувствие пациента быстрее приходит в норму.

3-й месяц занятий необходим как реабилитационный период. Если прекратились приступы, нет отдышки, то рекомендуется в дальнейшем (после завершения занятий по способу) продолжать занятия музыкой на духовых инструментах в музыкальной школе или духовом оркестре.

Занятия музыкой по способу можно проводить со страдающими бронхиальной астмой на любых духовых инструментах, но необходимо учитывать возраст и состояние здоровья конкретного пациента.

Нежелательны занятия на таких инструментах, как труба, труба волторна, саксофон, так как игра на них требует очень высокого напряжения при выдохе во время игры.

П р и м е р. Больной Скрипалев Алеша, 12 лет направлен 2-й детской горбольницей г. Липецка на занятия по предлагаемому способу с диагнозом: аллергическая бронхиальная астма средней тяжести в послеприступный период. Страдает бронхиальной астмой с 4-х лет, аллергия на пищу, запах, сладкое. Каждую ночь отмечались непродолжительные приступы, которые снимались астмопеном. В 11 лет проходил курс лечения по методу К.П.Бутейко. Улучшение было незначительное, так как этот метод вызывал у ребенка отрицательные эмоции, связанные с трудностью выполнения волевых дыхательных упражнений. После окончания курса лечения по К.П.Бутейко вновь возобновились приступы.

Алеша стал заниматься на духовом инструменте 2 раза в неделю с педагогом-музыкантом по 30 мин, и 3 раза в день по 20 мин с мамой. Для домашних занятий был разработан точный поминутный план и показаны критерии определения правильного вдоха и выдоха. В течении первых 20 дней занятия заметных улучшений не наблюдалось, за это время был один приступ. Медикаменты были исключены полностью с началом занятий. Начиная с 21 дня занятий, приступы полностью прекратились. В дальнейшем (до окончания трехмесячного курса занятий) самочувствие было хорошее, приступов не наблюдалось ни днем, ни ночью. ОРЗ, которое перенес ребенок во время курса занятий музыкой, никаких осложнений не проявило.

Для оценки эффективности способа лечения по способу было проведено обследование пациента до начала занятий и повторно через 2 мес. Результаты обследования приведены ниже в таблице, из которой следует, что лечение по способу было эффективным.

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ, включающий регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания в межприступном периоде, отличающийся тем, что занятия по волевой регуляции процесса дыхания проводят при игре на духовых инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот, при этом занятия музыкой осуществляют трижды в день по 10-30 мин в течение 2-3 месяцев с постепенным увеличением протяженности извлекаемого звука от 2 до 60 с.

источник

Читайте также:  Хиджама при бронхиальной астме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *