Меню Рубрики

Как авиценна лечил астму

Астма — заболевание легких, при котором страдающий ею не может не дышать часто, как дышит задыхающийся и производящий тяжелую работу. Эта болезнь, если она случается у стариков, едва ли излечима и не доходит до созревания, да и как [это могло бы быть], если даже у юношей она тоже трудно излечима? В большинстве случаев астма усиливается, когда лежат на спине.

Эта болезнь принадлежит, к числу затяжных заболеваний, и при ней бывают острые приступы, наподобие приступов падучей и судорог. Повреждение при астме иногда коренится в самих легких и в примыкающих к ним областях, так как в артериях, их малых разветвлениях в сосочках 8 застревают густые соки, иногда оно находится в легочной трубке, а иногда в рыхлом веществе легких и в пустых местах 9 . Эти жидкости иногда изливаются в легкие из головы, особенно в южных странах и когда часто дуют южные ветры, но они устремляются также и из других 1 мест. Иногда же причиной образования [жидкостей] в легких является их холодность, причем [жидкости] начинают [скопляться] мало-помалу, а иногда они [образуются] из-за сока, который находится не в легких, и не в их артериях, а в желудке, и [либо] изливается в желудок из головы или печени, либо зарождается в самом желудке. Одышка, возникающая при восхождении на возвышенности, бывает от того, что желудок давит на грудобрюшную преграду, а грудобрюшная преграда давит на легкие. Печень, если она охладилась или уплотнилась, способствует иногда возникновению астмы. [Упомянутые] соки иногда вредоносны по всему качеству, а иногда они вредят своим количеством.

Порой, в редких случаях, [астма] возникает от сухости легких вследствие того, что они высыхают и съеживаются, а порой — из-за их холодности. Случается, что она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания, -[то есть] нервов, спинного мозга и головного мозга, или же из-за истечений, устремляющихся оттуда в органы дыхания. Бывает астма также и вследствие соучастия соседних органов, если они теснят органы дыхания и эти органы не расширяются; таков, например, переполненный желудок, который давит на грудобрюшную преграду.

Иногда [астма] бывает по причине обилия дымного пара, если он задерживается в легких и оказывается там, а иногда она бывает от ветров, которые задерживаются в дыхательных органах и стесняют дыхание; случается она также вследствие малой величины груди, не вмещающей нужного для дыхания [воздуха]: Это прирожденное повреждение дыхания подобно тому, что бывает от питательных веществ вследствие малых размеров желудка. Иногда астма усиливается и превращается в стоячее дыхание; зачастую она переходит в воспаление легких.

Признаки. Если причиной астмы являются соки или жидкости в самой дыхательной трубке, то в начале вдоха наблюдается стеснение, сопровождающееся откашливанием, хрипом, задержкой остановившейся материи, ощущением тяжести и отхаркиванием мокроты из места, близкого [к трубке]. Если соки [скопились] из-за катара, то астма наступает внезапно, а если нет, то мало-помалу. Если же [соки] находятся в жестких сосудах, то неравномерность пульса всегда носит характер перебоев; иногда это приводит к перебоям, которые становятся постоянными и губят [больного]. Чаще всего пульс при астме бывает с перебоями. Когда [соки скопляются] вне грудной полости, где бы то ни было, то кашля нет.

Если же астма возникла вследствие соучастия начальных мест [дыхания], то на это указывают признаки, о которых тебе уже было сказано, а если она наступила из-за соучастия соседствующих органов, об этом свидетельствует усиление [болезни] из-за волнения материи в этих органах или вследствие их переполнения. При возникновении астмы от катаров, об этом свидетельствует их наличие, а если она возникла вследствие внезапного прорыва гноя в дыхательные органы, на это указывает предшествующая опухоль и накопление гноя и в дальнейшем [явления], происходящие от вскрытия опухоли. Если астма случилась от сухости, на это указывает жажда и совершенное отсутствие мокроты, а также ослабление болезни от приема в пище чего-либо увлажняющего и от употребления увлажняющих лекарств. Когда причиной астмы являются ветры, то признаком этого служит [ощущение] легкости в области груди и стеснение [дыхания], которое изменяется в зависимости от приема раздувающей или нераздувающей пищи; если астма возникла по причине холодности натуры легких, как бывает у стариков, то она начинается мало-помалу и [постепенно] упрочивается.

Лечение астмы, стеснения дыхания и стоячего дыхания. [Астму], происходящую от жидкостей, лечат следующим способом: стараются осторожно и равномерно уничтожать находящиеся в легких таких больных жидкости; если ты распознал, что повреждение, случившееся в легких, произошло от обилия [жидкостей], то обязательно опорожни тело посредством послабления. Лекарства должны быть [при этом] разрежающими и способствующими созреванию, но не очень горячительными, ибо эти привело бы к высыханию и сгущению материи. Поэтому древние не вводили в составы, [применяемые] при астме, .опия, белены и мандрагоры,— разве только в том случае, когда этим хотели воспрепятствовать катару, если он усилился,— и даже подорожника блошного; [это делали] только если того хотел Аллах. Поэтому тебе следует заботиться об увлажнении материи и доведении ее до созревания, если она густая или вязкая, но не ограничиваться простым разрежением или отрыванием, ибо грубое [отрывание] и неподчинение материи нередко приводит даже к ранению легких. Точно также все то, что гонит мочу, приносит при этой болезни : вред, поскольку усиленно выводится [наиболее] жидкая часть влаги Если наряду с астмой обнаруживается наличие сока в печени, то тебе следует примешивать к грудным лекарствам лекарства вроде посконника и горькой полыни. [Средства], объединяющие в сильной степени оба [упомянутые] свойства, это, например, марена красильная, а также аристолохия. Если лечат ребенка, то следует смешивать лекарство с молоком его матери; для [детей] достаточны средние [по силе] лекарства, например, свежий фенхель с молоком. Одно из [средств], способствующих созреванию [соков] и отхаркиванию,— бульон из старого петуха.

К полезным для таких [больных] способам лечения принадлежит растирание груди и прилежащих к ней мест руками и грубыми . полотенцами, особенно если наблюдается стоячее дыхание. Растирание должно быть умеренным и сухим, без масла, если только не имеет место изнурение; в таком случае употребляют масло. Иногда следует применять при растирании тысячелистник сантолиновый и соду и сильно растирать ими [грудь]. Если материи много, то не избежать очищения посредством послабляющего, приготовленного, например, из семян крапивы, полиподиума, бешеного огурца и мякоти колоквинта. Один из способов лечения, [применяемых] после очищения и рвоты, это упражнения голоса, который постепенно повышают, [доводя его звуки] до большой силы и продолжительности.

К средствам лечения астмы принадлежит также непрерывная рвота, особенно после того, как [больной] поест редьки и выпьет четыре дирха ма баврака с пятью у кипами медового питья. Это [применяется] в том случае, если болезнь усилилась и положение стало тяжелым. Белая чемерица [тоже] очень полезна; при болезнях груди это надежное лекарство, которого не опасаются. Лучше всего взять пучок белой чемерицы, воткнуть его в редьку и оставить на один день и на одну ночь. Потом чемерицу выдергивают, а редьку съедают. Или берут горчицы и соли — того и другого один дирхам, армянского баврака — полдирха ма , соды — данак и дают все это выпить в пяти истарах воды с медом; количество меда в воде — одна укийя.

[Еще] один способ лечения при этой болезни — постоянное смягчение естества. Этому способствует употребление перед едой соленых каперсов, мелкой соленой рыбы_и бульона из старого петуха с сердцевиной сафлора, полевым вьюнком и свеклой. Если; же это не

смягчает, то поят ячменной водой, которую долго кипятили с небольшим количеством фурбийун а. Повилика весьма полезна при этой болезни; если приготовить из воды, в которой варилась повилика, воду, подслащенную медом, она очень поможет. Следует также принимать мискал повилики с ма йбухтаджем или отвар инжира, мяты и руты в воде, из которого приготовляют воду, подслащенную медом, или отвар пажитника с жирным инжиром и большим количеством меда. Его принимают за долгое время до еды и повторяют это несколько раз. [Полезен] также отвар пажитника и изюма в дождевой воде.

Один из способов лечения астмы состоит также в упражнениях [дыхания], при которых постепенно [переходят] от медленности к быстроте, чтобы поспешностью не вызвать удушья, резко приведя материю в движение.

Что же касается питания [таких больных], то их следует кормить после упражнений, подобных тем, о которых мы упомянули. Хлеб для них должен быть зрелый, из кислого теста, а закусывать следует разрежающими [яствами], в которые входят семена посевного кресса, иссоп, са’тар, мята. Сдабривать пищу им надлежит жиром зайцев, оленей, газелей и особенно лисиц, в частности их легкими: легкое лисицы служит лекарством от этой болезни, если его высушить и дать выпить Два дирха ма ; также [полезны! и легкие лесного ежа. Что же касается мяса, то [полезно мясо] рыбы — скалистой , речной, но не из прудов, или, например, воробья, турача, куропатки; бульон из петуха [тоже] приносит пользу. Иногда в пищу больных астмой кладут подорожник.

А питьем для них должно быть душистое вино, старое, жидкое, в небольшом количестве; если же хотят усилить созревание и способствовать отхаркиванию, то берут очень жидкое вино; медовое питье тоже очень помогает. От сладких вин, в помощь которым добавлены некоторые разрежающие средства, есть польза для таких больных, ибо они очищают и умеренно согревают. Надлежит отделять один от другого приемы пищи и питья и утолять жажду водою не разом, а в несколько раз.

Что же касается вещей, которых [больные астмой] должны избегать, то это, [например], баня — по мере возможности, особенно после еды; [не следует также] много спать, особенно днем; спать после еды — самая вредная для них вещь, если только их не поразило сильное изнеможение и изнурение или жар. В таком случае пусть немного поспят.

[Больные астмой] должны избегать есть зерна, от которых пучит, и воздерживаться от напитков после еды, будь то вода или вино. Сильные послабляющие лекарства, которые им подходят, это, например, питье из опопанакса и мякоти колоквинта — каждого по полдирха ма — с подслащенной медом водой или из бобровой струи с ушшаком. Пилюли с агариком необходимо употреблять в месяц два раза, если болезнь усилилась. Вот их пропись: агарика —три, корневища касатика — один, шандры обыкновенной — один, турби-та — пять дирхамов, ийараджа фикра — четыре дирха ма , мякоти колоквинта и анза рута того и другого по дирхаму, мирры — дирхам; [все это] замешивают с ма йбухтаджем. Пьют [каждый день] два дирха ма . И еще: мякоти колоквинта — полмискала, аниса — шестую часть мискала замешивают с водой, превращают в пилюли и употребляют после применения за день до этого чистой клизмы. А это такая клизма, которая состоит, например, из сока свеклы, кунжутного масла, баврака и того, что с этим сходно. И еще: мякоти колоквинта — два данака, семян крапивы — дирхам, повилики — полдирха ма замешать с водой, подслащенной медом. Это выпивают за один раз, потом ждут три часа и дают выпить одну укийю или три укийи подслащенной медом воды. И еще: мякоти колоквинта и цитварной полыни — поровну, баврака — полчасти, корня касатика — одну часть, опопанакса — одну часть. [Все это] превращают в пилюли и пьют каждый раз от полдирха ма до двух дирхамов, потом ждут час и дают полкутули подслащенной медом воды. И еще: горчицы — мискал, соли для теста и выжатого сока бешеного огурца — по полмискала. Из этого изготовляют восемь пилюль и один день пьют пилюлю, один день — нет, причем с подслащенной медом водой. Это смягчает естество и позволяет отхаркивать мокроту с легкостью.

Что же касается прочих лекарств, то следует переходить [от одного лекарства к другому] и не употреблять постоянно одно и то же средство, чтобы естество к нему не привыкло. К тому же, между лекарствами и телами [отдельных людей] имеются соответствия, которые нельзя постигнуть иначе, как по опыту», а когда [различные лекарства] испытаны, придерживайся наиболее полезного. Надлежит принимать во внимание, е какой стороны изливается материя; если она [идет] из головы, то к голове применяется лечение, упомянутое [в параграфе] о катарах, а также меры для очищения [головы] от сока; иногда в эти лекарства добавляют [средства], вызывающие онемение. Армянская глина удивительно [помогает] задерживать катары. •

. Что же касается количества лекарства, то, например, лекарства Диоскорида или круглой аристолохии дают каждый день по полдирха ма с водой, а таких, как сагапен с вином, можжевельник, кипарисовые шишки или переступень двудомный и белый, дают четыре с половиной данака с настоем различных корешков. [Столько же дают] уксуса, в котором многократно размачивали семена крапивы, или два дирха ма семян посевного кресса, на которые накапали масла сладкого миндаля, а корня валерианы — полдирха ма с сиканджубином из морского лука. Дело в том, что сиканджубин из морского лука очень помогает [при астме], так же как и один жареный морской лук, особенно с медом. [Полезна при астме] круглая аристолохия, мята обоих видов, цитварная полынь, касатик, дубровник, бобровая струя, а также отвар золототысячника. Золототысячник обоих видов помогает таким больным при двух обстоятельствах: толстый — при движении [болезни] и в начале и тонкий — когда [болезнь] неподвижна и в конце [заболевания]. Его приготовляют в виде лекарства для лизания с медом. [Дают] также набатейскую смолу — одну или с небольшим количеством слюногона и гальбана. Опопанакс — сильное [средство] и очень помогает от этой [болезни], но это одно из тех лекарств, при [употреблении] которых следует опасаться большого вреда для нервов. Лекарство из серы,весьма полезно при этом недуге, так же как и такое [средство]: взять посевного кресса и кунжута — каждого по тридцать дирхамов, иссопа — семь дирхамов. Количество на один прием [определяется] наблюдением.

Еще [лекарство]: сушеного лисьего легкого — пять [частей], горной мяты — четыре, семян сельдерея и индийского сададжа — каждого по восьми дирхамов, амома и перца — каждого по четыре дирха ма , семян белены — два. Из этого готовят сложное лекарство. Или берут семян морского лука с равным количеством лучшего меда, сгущают [состав] на угольях и дают его выпить один ма старун до еды и столько же после еды. Еще: [берут] мяты, тимьяна, “фиалкового корня”, перца и аниса, замешивают с медом и употребляют в количестве одной бундуки утром и вечером. И еще: [берут] дубровника полиум, армянской цитварной полыни, дубровника сосновидного, бобровой струи, ладана и иссопа — каждого по мискалу — и смешивают с медом; таково количество на два приема.

Или [берут] баврака четыре части, перца белого — две, ферулы вонючей — три, ушшака— две и замешивают с ма йбухтаджом. На прием дают одну бакиллу с подслащенной медом водой. [Или берут] бобровой струи, круглой аристолохии, ушшака — каждого По мискалу, перца — десять хабб и смешивают с густосваренным виноградным соком; на один прием дают бакиллу, [которую пьют] в сиканджубине. И еще: [берут] шандры, куста, ма й и и орешков пинии — каждого по мискалу, . дубровника полиум и бобровой струи — каждого по мискалу, белого перца я выжатого сока бешеного огурца — каждого по полмискала, [все это] замешивают с медом; на один прием дают бакиллу [и пьют] с подогретой и подслащенной медом водой. И еще: горчицы и баврака — каждого по две части, речной мяты и выжатого сока бешеного огурца — каждого по одной части, замешивают с уксусом из морского лука; на один прием дают кирсанну в медовой воде натощак. И еще: полынь цитварную, горькую полынь и руту замешивают на меду и сгущают отвар медом.

Читайте также:  Определение степени тяжести бронхиальной астмы

Или [принимают] отвар мяты с молоком, особенно если [у больного] жар.

Знай, что девясил и его настой очень полезны при этой болезни. К числу сильных лекарств от нее принадлежит мышьяк со смолой пинии, из которых изготовляют пилюли против астмы, а также поят мышьяком и смолой пинии с подслащенной медом водой или [дают] серу с яйцами всмятку. К числу отличных лекарств, близких к уравновешенности, принадлежит кумин с разбавленным уксусом; он очень полезен при стоячем дыхании.

К числу масел, которые капают в питье больных астмой, принадлежит масло сладкого и горького миндаля и масло пинии. Для втираний [употребляют], например, масло касатика и масло лавра, которыми натирают грудь, а также масло укропа. Что же касается окуриваний, то для этого применяют, например, мышьяк и серу, которыми окуривают, [добавляя] почечный жир, а также мирру, куст, цейлонскую корицу, шафран, аристолохию, жидкую ма йю, гальбан и сокотрийский сабур. [Употребляют] также мышьяк и длинную аристолохию, растирая их и замешивая на коровьем сале; из них приготовляют орешки и окуривают [больного] десять дней [подряд] по три раза в день.

Что же касается астмы и стеснения дыхания из-за дымных паров, которые охватывают сердце, или от скопившихся в артериях соков, то иногда при этом помогает кровопускание, которое лучше всего делать с левой стороны. Если же [эти заболевания] происходят от ветров, то при лечении их преследуются две цели; во-первых, осторожное рассеяние ветра — это достигается известными разрежающими лекарствами — и, во-вторых, открытие закупорок, чтобы [ветер], не поддающийся рассеянию, нашел себе выход. Одним из полезных при этом [средств] является втирание масла нарда, масла лавра и масла руты; к числу хороших лекарственных повязок принадлежат [повязки] с укропом, ромашкой и майораном в виде отвара, из которых делают компрессы на грудь и на бока. Из средств для питья [полезны] шаджазанийа, амрусийа, куфи, а также сагапен и опопанакс; на один прием любого из них дают по мискалу. Если причиной астмы и стеснения дыхания являются катары, то следует заняться лечением, препятствующим катарам, . и вызвать отхаркивание скопившейся [мокроты].

Что же касается стеснения дыхания, причину которого полагают в нервах, тогда как в действительности это разновидность затруднения дыхания и расстройства дыхания, не относящаяся к стеснению дыхания, то о лечении этого [недуга] мы уже упоминали в параграфе о затрудненном дыхании.

А если [астма] происходит от сухости и высыхания [легких], то полезно пить молоко ослицы и козы или [употреблять] холодные увлажняющие выжатые соки и масла, а также миндальное масло в похлебках и жидкое по составу вино, избегать уже известных тебе [веществ], которые сильно горячат, растворяют и сушат. Для таких больных подходят увлажняющие мази, охлаждающие пластыри и мягкие втирания. Что же касается стеснения дыхания вследствие жара, наряду с которым наблюдается пылание, то при этом следует применять охлаждающие пластыри и охлаждающие восковые мази.

На самом деле это есть разновидность расстройства дыхания, но не стеснение дыхания; густосваренное фиалковое питье и ячменная вода полезны при таком заболевании. При стеснении дыхания от холода [употребляют] согревающие в виде питья и мазей. Отвар пажитника с изюмом помогает таким больным.

источник

Авиценна оставил нам в наследство знаменитый Лечебник, в котором приведен и его рецепт долголетия.

Это имя наверняка слышал каждый. Средневековый арабский мыслитель, врачеватель, музыкант, философ.

Абу Али ибн Сина или Авиценна оставил потомкам около 30 трудов по медицине, дошедших до наших дней.

Я вам приведу рецепт долголетия из лечебника Авиценны.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья.

Причем, оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь.

Задача этого искусства гораздо скромнее, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела.

Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, чего исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

  • заменой исчезающей из тела влаги;
  • предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;
  • предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья- уравновесить семь факторов:

1. натуру ( то есть гармония тела, а именно содержание темперамента человека в равновесии) ;

2. физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование, физическую нагрузку). Ибн Сина говорит: “Тело, находящееся в движении, не нуждается в лечении”;

3. выбор питья и пищи- по-моему, даже расшифровывать не надо : «Человек есть то , что он ест!» ;

4. очистку тела от излишков ( то есть очищение организма от шлаков указывается как необходимая потребность сохранения здоровья) ;

5. сохранение правильного телосложения. Содержание тела в нормальном весе отмечается как важный фактор здоровья и критикуется как излишняя полнота, так и излишняя худощавость;

6. улучшение выдыхаемого через нос воздуха. Одним из главных условий здоровья человека, как указывает великий ученый, является окружающая среда, в первую очередь чистота воздуха, которым мы дышим. ;

7. приспособление одежды к потребностям тела. Соблюдение порядка и правил ношения адекватной погоде одежды указано в числе важных требований сохранения здоровья человека. Ученый указывает на необходимость выбора одежды в соответствии с требованиями времен года.

Интересен оригинальный подход великого мыслителя по видоизменениям биологических процессов, происходящих в организме при старении: «…с самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю влажность. Усыхание, которое происходит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота – тело стариков холодное и в то же время и более сухое».

Это подтверждается многочисленными исследованиями геронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегидратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже.

Ученый придавал огромное значение здоровому образу жизни в защите и укреплении здоровья.

Абу Али ибн Сина считал, что охрана здоровья равнозначно искусству жизни.

Авиценна в вопросах воспитания здорового обараза жизни особо отмечает закаливание, обучение физическим упражнениям.

Ученый отмечает наличие своеобразных упражнений для каждой части тела.

Ибн Сина создал теорию физического воспитания, свой особый кодекс основ физической культуры, свод законов физических упражнений для поддержания здорового духа и тела.

Ученый говорит не только о физическом воспитании детей, он говорит о полезности физических упражнений для людей зрелого и пожилого возраста.

Такие вопросы, как различные виды физических упражнений, воздействие бани на тело, необходимость использования массажа были отмечены ученым как факторы защиты здоровья и долголетия.

главными факторами долголетия являются режим питания,

содержание массы тела в норме,

влияние окружающей среды, то есть экологические обстоятельства,

гимнастику и физическое воспитание.

Важнейшими требованиями для охраны здоровья ученый считает занятие физическими упражнениями, соблюдение режима питания и сна.

Эти основные элементы сохранения здоровья человека и по сегодняшний день не утратили свою актуальность.

Применяйте этот рецепт долголетия!

Попробуйте другие рецепты:

Самый простой секрет долголетия (Авиценна считал его главным секретом)

Будьте здоровы и живите долго.

Комментируйте эти рецепты, делитесь статьей с друзьями.

источник

Лечение респираторных аллергозов является наиболее слож­ной проблемой современной медицины.

Описание конкретных аллергических заболеваний нужно начать с бронхиальной астмы (БА). И это очень непростая задача. Слишком серьезное и опасное это заболевание, сопровождающе­еся приступами удушья. На практике чаще приходится сталки­ваться с БА, чем с другими видами аллергии, и по обращаемости она занимает первое место среди респираторных аллергозов.

БА (asthma bronchiale от греч. asthma — тяжелое дыхание, удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторными приступами экспираторной одышки, вызванной диффузным нарушением бронхиальной проходимости, что свя­зано с локализацией аллергической реакции в тканях бронхиаль­ного дерева. Объединенный комитет Американской коллегии врачей-пульмонологов и Американского торакального общества определил БА как «заболевание, характеризующееся повышен­ной реактивностью воздухоносных путей на различные стимулы, проявляющиеся замедлением форсированного выдоха, степень

выраженности которого изменяется либо спонтанно, либо в ре­зультате проводимого лечения».

В 1991 году Американским институтом крови, сердца и легких было подтверждено, что бронхиальная астма характеризуется:

  • полной или частично обратимой обструкцией воздухонос­ных путей
  • воспалением
  • гиперреактивностью бронхов

БА как тяжелое заболевание известна с незапамятных времен.

О ней в своих рукописях упоминали Гомер и Геродот, Гален и Цельсий, Р. Лаэннек и Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

Классическое описание клинической картины БА сделал более 100 лет назад Г. И. Сокольский, а 1000 лет тому назад очень подробно, на научной и практической основе, эту болезнь описал Абу Али Ибн Сина. Его суждения на этот счет не потеряли своей ценности и по сей день. И сейчас каждый практикующий врач- клиницист, изучая книгу Ибн Сины «Канон врачебной науки» находит много ценной информации. Вот некоторые мысли и советы о лечении бронхиальной астмы, высказанные Ибн Синой: «Астма — заболевание легких, при котором страдающий ею не может не дышать часто, как дышит задыхающийся и про­изводящий тяжелую работу. Эта болезнь, если она случается у стариков, едва ли излечима и не доходит до созревания, да и как [это могло бы быть], если даже у юношей она трудно излечима? В большинстве случаев астма усиливается, когда лежат на спине.

. Эта болезнь принадлежит к числу затяжных болезней, и при ней бывают острые приступы, наподобие приступов падучей и судорог. Повреждение при астме иногда коренится в самих легких и в примыкающих к ним областях, так как в артериях, в их малых разветвлениях и сосочках застревают густые соки, иногда они находятся в легочной трубке, а иногда в рыхлом веществе легких и в пустых местах».

Подробно остановился врачеватель и на причине ее возник­новения: «Порой, в редких случаях, [астма] возникает от сухости легких вследствие того, что они высыхают и съеживаются, а порой — из-за их холодности. Случается, что она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания.

Иногда [астма] бывает по причине обилия дымного пара, если он задерживается в легких и оказывается там, а иногда бывает от ветров, которые задерживаются в дыхательных органах и стес­няют дыхание».

Ибн Сина, описывая признаки бронхиальной астмы, дал очень подробное определение, близкое к современному патоге­незу болезни. Читаем: «Если причиной астмы являются соки или жидкости в самой дыхательной трубке, то в начале вдоха наблю­дается стеснение, сопровождающееся откашливанием, хрипом, задержкой остановившейся материи, ощущением тяжести и от­харкиванием мокроты из места, близкого [к трубке]. Если соки [скопились] из-за катара, то астма наступает внезапно, а если нет, то мало-помалу». По-видимому, Ибн Сина имел в виду два вида бронхиальной астмы: аллергический (атопический) и ин- фекционно-аллергический. Далее, останавливаясь на лечении бронхиальной астмы, он пишет: «Лечение астмы, стеснения дыхания и стоячего дыхания. [Астму], происходящую от жид­костей, лечат следующим способом: стараются осторожно и равномерно уничтожать находящуюся в легких таких больных жидкость; если ты распознал, что повреждение, случившееся в легких, произошло от обилия [жидкостей], то обязательно опорожни тело посредством послабления. Лекарства должны быть при этом разрешающими и способствующими созреванию, но не очень горячительными, ибо это привело бы к высыханию и сгущению материи. Поэтому тебе следует заботиться об увлажнении материи и доведении ее до созревания, если она густая или вязкая. ».

Эти советы ученого и сейчас не устарели. При тяжелой брон­хиальной астме, особенно при астматическом статусе II и III ста­дий, в легких аускультативно исчезают хрипы. Это грозный симптом, опасный для жизни больного. Если с помощью лечения в легких вновь появляется масса сухих и влажных хрипов, на­чинается обильное выделение мокроты, опасность миновала, больной выходит уже из астматического статуса. Когда идет выделение мокроты, очищается дыхательный путь от густых, как говорил Авиценна, соков. В это время ни в коем случае нельзя назначать антигистаминные препараты, так как они усиливают густоту ненужных соков, т.е. мокроты, наоборот, больному необходимо получать отхаркивающие, если можно естественные препараты. Ибн Сина в это время даже не разрешал назначать такому больному мочегонные препараты, вот что он пишет: «Точ­но так же все то, что гонит мочу, приносит при этой болезни вред, поскольку усиленно выводится наиболее жидкая часть влаги».

Действительно, при астматическом статусе введение опреде­ленного состава жидкости (это будет описываться ниже) 2—3 раза в день, внутривенно, капельно (20 капель в минуту) помогает быстрее разжижить мокроту.

Давая совет детским врачам, Ибн Сина пишет: «Если лечат ребенка, то следует смешивать лекарство с молоком его матери; для [детей] достаточны средние [по силе] лекарства. ».

Очень ценные советы Ибн Сина дал по назначению лекарст­венных средств: «Что же касается прочих лекарств, то следует переходить [от одного лекарства к другому] и не употреблять постоянно одно и то же средство, чтобы естество к нему не при­выкло. К тому же, между лекарствами и телами [отдельных людей] имеются соответствия, которые нельзя постигнуть иначе, как по опыту, а когда [различные лекарства] испытаны, придер­живайся наиболее полезного».

Все, чему учил много веков назад Ибн Сина, подтверждает современная практика. Например, широкое применение глюко- кортикоидной терапии резко увеличивает гормонорезистентную или гормонозависимую формы бронхиальной астмы. Таким больным другие методы лечения уже не дают нужного эффекта, и бронхиальная астма протекает тяжело, с различными тяжелыми осложнениями, которые кончаются летальным исходом. Как видим, гормонорезистентность или гормонозависимость в совре­менной медицине вообще, в клинической аллергологии в частно­сти, стали большим злом. Вот почему в своей клинике мы ориен­тируемся прежде всего на немедикаментозную терапию.

При лечении бронхиальной астмы Ибн Сина использовал большое число сложных и простых лекарственных средств, кото­рые состоят из разных видов лекарственных трав. Удивитель­ность и гениальность ученого заключались в том, что при назначении лечения он учитывал разнообразность причин возникновения бронхиальной астмы. Нет сомнения, что реко­мендованные Ибн Синой методы лечения не потеряли своей ценности и в наши дни. В этом мы убедились на собственном опыте.

источник

Древний рецептурник Авиценны

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает об этом человеке что-либо конкретное. Средневековый арабский мыслитель. Философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али Ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня.

Затем принялись за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян. Их приходится восстанавливать, используя контекст или общее понимание тех качеств, которые требуются для достижения нужного эффекта.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие «пулегиевая мята». Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая.

Читайте также:  Из гипервентиляционного синдрома в астму

Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек. Рецептура Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты (все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке или магазине). Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.

Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита. Рецептура Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий – четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и одну каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке (опытным путем убедились, что и без гальбана препарат вполне действенный). Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Настой на корках граната от язвы желудка

Средневековый медик подарил нам рецепт избавления от язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60 °C, в соотношении 1: 10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).

Замена этого рецепта: долгое жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепт долголетия Авиценны

Рецептуры Авиценны не теряют актуальности и сегодня. Остается лишь сожалеть, что неприятие учения гениального медика католической инквизицией привело в середине XVII века к полному отказу европейской медицины от наследия Авиценны и забвению многих его трудов.

Восстановление этого наследия – долгая, кропотливая работа, однако вполне реальная. Важно лишь не утонуть в теоретизировании и каждый рецепт проверять на практике.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья. Причем оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь. Задача этого искусства гораздо скромней, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, что исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

• заменой исчезающей из тела влаги;

• предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

• предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья – уравновесить семь факторов: натуру, физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование), выбор питья и пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, улучшение выдыхаемого через нос воздуха, приспособление одежды к потребностям тела.

Рецепт закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купание после продолжительного сна.

Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.

Вскармливать ребенка грудью следует два года.

Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.

Формула здоровья от шести и до ста лет

По достижении ребенком шестилетнего возраста нужно передать его воспитателю и учить. Обучение должно протекать постепенно, ни в коем случае нельзя сразу же привязывать ребенка к книге.

В период между детством и юношеством нежелательны упражнения, требующие силы, – лучше ограничиться умеренными упражнениями.

Для сохранения здоровья взрослых главное – режим занятий физическими упражнениями, а уже потом – режим питания и сна.

Упражнения должны соответствовать каждому человеку. Например, качание на качелях подходит для лиц, ослабевших от лихорадки и для тех, кому трудно двигаться, полезно при последствиях болезней головы вроде рассеянного внимания и забывчивости. Упражнения для зрения выполняются путем пристального всматривания в мелкие предметы с последующим переводом взгляда на возвышенности и отдаленные предметы. Упражнения для груди и дыхательных органов выполняются путем чередования низкого, среднего и высокого голоса.

Желательно, чтобы выполняющий упражнения предохранял свои слабые органы от напряженного движения. Заниматься физическими упражнениями лучше на сытый желудок, лучшая пора для таких занятий – состояние уравновешенности. Однако перед занятиями следует освободить кишечник и мочевой пузырь, растереть тело грубой натуральной тканью. Натираются ореховым маслом и делают не слишком сильный массаж. Только после этого приступают к выполнению упражнений. Если по мере занятий выступающий пот стекает каплями, упражнения следует прекратить.

Здоровое питание заключается в соблюдении режима и употребления в пищу мяса козленка, теленка, барашка, очищенной пшеницы, собранной со здорового поля, хорошего душистого вина. К наиболее подходящим для питания фруктам относят очень спелый инжир, виноград и финики. Есть следует только с аппетитом и не сдерживать его, когда он разгорается. При еде досыта лучше принимать пищу 1–2 раза в день. Если случилось переедание, на следующий день лучше оставаться голодным и долго спать или долго и медленно ходить.

Если после еды не уменьшается частота пульса и не укорачивается дыхание, количество съеденной пищи можно считать умеренным. После употребления твердой нужно воздерживаться от жидкой и быстро усвояемой пищи (к примеру, после мяса нельзя есть фрукты). К числу самых вредных привычек относится употребление вина после еды: оно усваивается быстрее, а пища проскальзывает, не переварившись. Не рекомендуется искать разнообразия в еде, хотя она обязательно должна быть вкусной.

Пожилому человеку надо уменьшать количество еды.

Сразу после физических упражнений и после бани на пустой желудок нельзя пить воду. Причем пить следует не спеша, глотками, при сильной жажде – из кувшина с узким горлышком. Для уравновешенных натур лучшая для питья вода – умеренно прохладная или же охлажденная льдом извне.

Вино лучше пить маленькими рюмками. Если во время еды – 2–3 рюмки, не больше. Вино – прекрасное средство, побуждающее пищу проникать во все части тела. Белое и легкое вино подходит для людей с горячей натурой. Сладкое и густое – для тех, кто хочет поправиться и окрепнуть. Старое красное вино – для лиц с холодной и слизистой натурой. Молодым людям лучше пить старое вино, разбавленное по вкусу гранатовым соком и холодной водой.

Самый лучший сон – глубокий, приходящий после опускания пищи в желудок. Вредно засыпать как на пустой, так и на переполненный желудок. Дневной сон нежелателен: он портит цвет кожи, ослабляет нервы, снижает аппетит, делает человека ленивым, вялым, порождает болезни.

Сон на животе способствует хорошему пищеварению. Сон на спине может вызвать ночные кошмары и привести к параличу. Лучше всего, если сон начинается с лежания на правом боку, затем на левом.

источник

Рецепты Авиценны

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.
Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться рецептами Авиценны. Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами.
Во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая. Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек? Рецепт Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты. Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.
Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.
Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.
Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита? Рецепт Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.
В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке. Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Читайте также:  С чем нужно делать ингаляцию при бронхиальной астме

Настой на корках граната от язвы желудка. Рецепт Авиценны

Авиценна подарил нам рецепт избавления от язвы желудка. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60 С, в соотношении 1:10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления). Замена этого рецепта: долгое жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепты Авиценны для лечения кашля

«. Одно из таких средств — держать под языком орешек из мирры или майи, приготовленный с медом, или принять ложку гущи китрана или смолы терпентинового дерева с медом. Или пьют бальзамовое масло с сагапеном — до одного мискала, и серу с яйцами всмятку, а также употребляют лекарства для лизания из горячих слизей, вику чечевицеобразную с медом или сгущенный сок сладкого граната, в который положен мед».

Для втирания в грудь употребляют, например, масло касатика или масло нарцисса с красным воском или трагакант; полезен также медовый джуланджубин с соком инжира и изюмом, солодковый корень, венерин волос и миндальное масло, в котором растворили один мискал куфи (куфи — битум).

Приносит пользу отвар иссопа и копытня с инжиром и другие лекарства. Что же касается горячего кашля (кашля, возникшего от острого воспаления дыхательных путей), то его лечат известными угашающими средствами: выжатыми соками и маслами в виде мазей и втираний.

«. Полезно также лекарство для лизания из снотворного мака; вот его пропись: берут пятнадцать маковых коробочек, не очень свежих, и мочат в воде из ручья или в дождевой воде — дождевая вода лучше — один день и одну ночь. Затем зернышки разваривают путем кипячения, процеживают отвар, добавляют часть процеженного отвара полчасти меда или сахара и сгущают его в лекарство для лизания. Принимают ложку утром и ложку вечером.

Помогает таким больным ячменная вода с кордией, фиалковое питье, фиалки в виде варенья, холодный отвар иссопа, особенно когда болезнь созрела или в конце заболевания, и сок граната, в который кладут сахар — леденец или тростниковый сахар.

Свежих роз — 8 частей, орешков пинии — одну, смолы терпентинового дерева — одну, изюма — четыре, меду — сколько нужно (чтобы сгустить состав) и изготавливают из этого лекарство для лизания.

Мясистых фиников пять частей, солодки — 8 частей, шафрана и перца — каждого по 2 части, вики чечевицеобразной — 20 частей и замешивают с медом, с которого сняли пену.

Или берут шафрана, сумбула ароматного и перца — каждого по 1 части, шандры и иссопа — каждого по 3 части, мирры и солодки — каждого по 2 части. Все это замешивают с очищенным медом.

При хроническом кашле дают китран с медом в виде лекарства для лизания. Или дают поджаренное с медом льняное семя, одно или с перцем — на каждые 10 частей кладут 1 часть перца, — или же с мятой, или горчицу с горьким миндалем, а также митридат.

«. Иногда пилюли (от кашля) изготавливают следующим образом: крахмал, трагакант и густосваренный сок солодки превращают в пилюли, добавляя выжатого сока латука.

Сюда же относятся пилюли против холодного кашля (кашель, в основе которого лежат не воспалительные явления), которые приготавляют из густосваренного сока солодки, очищенных фиников, сердцевины зерен пшеницы, шафрана, трагаканта, орешков пинии, семян хлопчатника, семян мирта и семян снотворного мака с кожурой. «

Рецепт Авиценны закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купанье после продолжительного сна.
Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.
Вскармливать ребенка грудью следует два года.
Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.

Как воспитывать ребенка. Рекомендации Авиценны

По достижении ребенком шестилетнего возраста нужно передать его воспитателю и учить. Обучение должно протекать постепенно, ни в коем случае нельзя сразу же привязывать ребенка к книге. В период между детством и юношеством нежелательны упражнения, требующие силы, – лучше ограничиться умеренными упражнениями. Для сохранения здоровья взрослых главное – режим занятий физическими упражнениями, а уже потом – режим питания и сна.
Упражнения должны соответствовать каждому человеку. Например, качание на качелях подходит для лиц, ослабевших от лихорадки и для тех, кому трудно двигаться, полезно при последствиях болезней головы вроде рассеянного внимания и забывчивости. Упражнения для зрения выполняются путем пристального всматривания в мелкие предметы с последующим переводом взгляда на возвышенности и отдаленные предметы. Упражнения для груди и дыхательных органов выполняются путем чередования низкого, среднего и высокого голоса.
Желательно, чтобы выполняющий упражнения предохранял свои слабые органы от напряженного движения. Заниматься физическими упражнениями лучше на сытый желудок, лучшая пора для таких занятий – состояние уравновешенности. Однако перед занятиями следует освободить кишечник и мочевой пузырь, растереть тело грубой натуральной тканью. Натираются ореховым маслом и делают не слишком сильный массаж. Только после этого приступают к выполнению упражнений. Если по мере занятий выступающий пот стекает каплями, упражнения следует прекратить.
Здоровое питание заключается в соблюдении режима и употребления в пищу мяса козленка, теленка, барашка, очищенной пшеницы, собранной со здорового поля, хорошего душистого вина. К наиболее подходящим для питания фруктам относят очень спелый инжир, виноград и финики. Есть следует только с аппетитом и не сдерживать его, когда он разгорается. При еде досыта лучше принимать пищу 1–2 раза в день. Если случилось переедание, на следующий день лучше оставаться голодным и долго спать или долго и медленно ходить.
Если после еды не уменьшается частота пульса и не укорачивается дыхание, количество съеденной пищи можно считать умеренным. После употребления твердой нужно воздерживаться от жидкой и быстро усвояемой пищи (к примеру, после мяса нельзя есть фрукты). К числу самых вредных привычек относится употребление вина после еды: оно усваивается быстрее, а пища проскальзывает, не переварившись. Не рекомендуется искать разнообразия в еде, хотя она обязательно должна быть вкусной.
Пожилому человеку надо уменьшать количество еды.
Сразу после физических упражнений и после бани на пустой желудок нельзя пить воду. Причем пить следует не спеша, глотками, при сильной жажде – из кувшина с узким горлышком. Для уравновешенных натур лучшая для питья вода – умеренно прохладная или же охлажденная льдом извне.
Вино лучше пить маленькими рюмками. Если во время еды – 2–3 рюмки, не больше. Вино – прекрасное средство, побуждающее пищу проникать во все части тела. Белое и легкое вино подходит для людей с горячей натурой. Сладкое и густое – для тех, кто хочет поправиться и окрепнуть. Старое красное вино – для лиц с холодной и слизистой натурой. Молодым людям лучше пить старое вино, разбавленное по вкусу гранатовым соком и холодной водой.
Самый лучший сон – глубокий, приходящий после опускания пищи в желудок. Вредно засыпать как на пустой, так и на переполненный желудок. Дневной сон нежелателен: он портит цвет кожи, ослабляет нервы, снижает аппетит, делает человека ленивым, вялым, порождает болезни.
Сон на животе способствует хорошему пищеварению. Сон на спине может вызвать ночные кошмары и привести к параличу. Лучше всего, если сон начинается с лежания на правом боку, затем на левом.

Рецепты Авиценны от болей в костях и суставах

Прежде всего, боли следует разделить на хронические и острые. Первые не очень сильны, длительны, к ним, как правило, человек привыкает и даже не всегда активизируется на борьбу, что очень неправильно: продолжаясь долгое время, такие боли могут привести к деформациям суставов. Второй тип болей связан с покраснением суставов, местным повышением температуры, боль может пульсировать, ее трудно терпеть, и обычно больной готов на что угодно – лишь бы облегчить страдания.
Что делать, если хрустят пальцы. Если наблюдаются боли в мелких суставах или даже болей как таковых еще нет, но хрустят пальцы (верный признак приближения суставных болей), вам поможет сгущенный сок листьев ивы. В летний период (для средних широт с мая по август) отыщите дерево плакучей ивы и позаимствуйте у него охапку свежих зеленых листьев. Срывать их следует утром, при этом старайтесь брать преимущественно молоденькие листочки. Дома отожмите через соковыжималку сок из ивовых листьев. 20 г сока (это примерно десятая часть стандартного стакана) оставьте в теплом месте, пока не испарится две трети объема. Останется примерно 6 г сгущенного сока – это чуть больше чайной ложки. Сок ивы очень горек, поэтому добавьте в него по вкусу мед или сахар. Ежедневный прием чайной ложки сгущенного сока ивы продолжайте 10 дней, после перерыва такой же длительности лечение можно повторить, после второго такого же перерыва принимайте еще 10 дней.

Рецепт Авиценны от парадонтоза

1 кг синих баклажан порезать кружочками и три дня вымачивать в холодной воде (ежедневно ее меняя). Потом баклажаны отжать и залить раствором соли — 2 кг на 2 литра воды — поставить сверху пресс. Если раствор не покроет все баклажаны — долить воды. Через 10 дней баклажаны хорошо промыть проточной водой, отжать. нанизать на нитку и высушить над плитой. Высушенные кружочки сжигаем. положив на металлический противень. Дробим. Этим порошком чистить зубы, исчезнет желтый налет, эмаль станет белой. Для лечения пародонтоза нужно накладывать порошок на десны несколько дней подряд 2-3 раза в день на 5-7 минут, затем сполоснуть рот теплой водой. Когда десны перестанут кровоточить, еще 10 дней чистить этим порошком зубы утром и вечером. При зубной боли можно прикладывать порошок к деснам на 5-7 минут, потом прополоскать рот. Если сделать это два-три раза с промежутком в два часа, боль пройдет.

Рецепт Авиценны для лечения глазных болезней

Для лечения глазных болезней Авиценна рекомендовал варить сок чистотела с медом (в соотношении 1:1) на слабом огне, пока не прекратится выделение пены и сок не станет похожим на мед. Этой жидкостью Авиценна рекомендовал смазывать глаза от бельма и трахомы.

Рецепты Авиценны от импотенции

Авиценна пишет об анисе: «Он усиливает отделение мочи и белей, очищает матку от жидких белых истечений, побуждает к соитию». Авиценна указывает точную меру: полная доза на один раз отдельно, то есть без добавления других лекарств, полдирхама – это 1,5 грамма истолченных семян аниса.

Авиценна упоминает в своих трактатах пажитник. У пажитника, относящегося к семейству бобовых, созревшие семена черного цвета, плоские. Их отваривают в меду, сушат и толкут в порошок. Принимают на кончике перочинного ножа, запивая водным настоем семян спаржи. Эти круглые красные шарики семянок, взятые после увядания травы, мельчат, заваривают из расчета 12 – 15 штук на стакан кипятка, оставляют настаиваться на ночь. Пьют по четверти стакана 3 – 4 раза в день. Кстати, семена спаржи и поныне используются в гомеопатии от импотенции. Авиценна использовал пажитник в разных сочетаниях. Вот одно из них: «К числу превосходных лекарств, не отличающихся сильной, чрезмерной теплотой, принадлежит и следующее: берут пажитник и финики и варят то и другое, пока состав не поспеет, затем берут финики, вынимают из них косточки, сушат их, толкут и замешивают на меду. За один раз принимают примерно джиллавзу и запивают набизом». Набиз – алкогольный напиток, его можно заменить в наших условиях коньяком в количестве одной столовой ложки. Джиллавза – мера веса, равная 4,25 грамма.

В русской народной медицине часто используется водный настой корневищ аира при ослабленной половой деятельности. У Авиценны тоже говорится об этом: «Аир увеличивает похоть и возбуждает страсть».

Клубни любки двулистной и зеленоцветной, ятрышника мужского и других его видов издавна применялись при импотенции. На Украине любку до сих пор называют «люби мене, не покинь». Ценятся ятрышники и в народной медицине Беларуси. У Авиценны отмечено это же качество: «Ятрышник возбуждает похоть и способствует соитию, особенно если принимать с вином».

О крапиве у Авиценны говорится: «Крапива возбуждает похоть, особенно – ее семя с уваренным вином, и раскрывает устье матки, так что она принимает мужское семя. Такое же действие оказывает крапива, если ее есть с луком и яйцами». Тут невольно задумаешься над тем, почему некоторые травники дают мужу и жене пить отвар семян крапивы на портвейне. Мне попадался в руки такой рецепт: 5 столовых ложек семян варить 5 минут в 0,5 литра вина, принимать по 50 мл перед сном. Портвейн должен быть виноградным, а не каким-нибудь суррогатом.

Копытень если «растолочь, смешать со свежим молоком и смазать в паху, то усилит половую потенцию и укрепит половой член». Авиценна указывал на то, что копытень при приеме внутрь увеличивает количество мужского семени.

Орешки пинии Авиценна вводил в состав многих сложных лекарств от полового бессилия, применял их и в отдельности: «Они сильно увеличивают половое влечение и количество семени, если есть с кунжутом, с леденцом, с медом и с патокой». Пиния – это вид сосны, растущей в Средиземноморье. Ее семена крупнее и вкуснее, чем у сосны сибирской – кедра. Однако есть у Авиценны намек и на более мелкие кедровые орешки: «Что касается мелких, то это треугольные орешки с более плотной кожурой и более острой на вкус сердцевиной, в которой есть едкость и терпкость. Мелкие орешки более подходят на лекарственное средство…»

Действительно, орехи кедра не столько лакомство, сколько лекарство. Это известно с глубокой древности. В XVIII веке академик П. С. Паллас, побывавший с экспедицией в Сибири, отметил, что кедровые орехи восстанавливают мужскую силу, возвращают человеку молодость. Наиболее популярно молоко, приготовляемое из ядрышек кедровника: их растирают, постепенно приливая воду. Образуется ароматная белая эмульсия, в самом деле очень похожая на молоко, ощутимо поднимающая тонус, вызывающая прилив сил и бодрости. Можно пить по 2 – 3 чайные чашки в день.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *