Меню Рубрики

Как одевать детей с астмой

Врачи не могут дать однозначный ответ, совместима ли бронхиальная астма и профессиональный спорт. Сильные физические нагрузки могут вызвать приступ и бронхоспазм.

Но в то же время легкие тренировки необходимы для укрепления дыхательных мышц, поддержания иммунитета, что позволяет облегчить течение болезни. Спортсмены с астмой должны дозировать и контролировать свои занятия, чтобы они приносили пользу организму. Посещение тренировок разрешено лишь в состоянии ремиссии.

Бронхиальная астма является хронической болезнью с периодическими приступами удушья из-за бронхоспазма. Пациенты вынуждены носить с собой ингалятор и применять его при ухудшении самочувствия, если этого не сделать, может наступить асфиксия. Провоцируют затруднение дыхания различные аллергены.

В жизни астматика есть определенные ограничения. К одному из них относится физическая нагрузка при бронхиальной астме. Многие разновидности спорта этим людям строго запрещены. В то же время врачи уверены, что нормированная физическая активность требуется астматику для облегчения протекания патологии.

Пациентов интересует вопрос, можно ли заниматься спортом людям с диагнозом «бронхиальная астма». Раньше доктора однозначно запрещали пациентам тренировки. Это объясняется тем, что значительные физические нагрузки и физкультура при бронхиальной астме способны вызвать приступы. Ведь при интенсивных занятиях дыхание учащается, слизистые нижних дыхательных путей пересушиваются и охлаждаются, это провоцирует бронхоспазм.

В зависимости от течения заболевания и индивидуальных особенностей недуг способен проявиться удушьем, кашлем, одышками, болями в груди. Иногда приступ у пациента начинается спустя незначительное время после занятий. Но в то же время отсутствие нагрузок ухудшает кровообращение в легких, ухудшает иммунитет, и пациент становится уязвим перед любым воспалительным процессом.

Сейчас никого не удивишь астматиками в спорте, и астма уже не является строгим противопоказанием для физической активности. Напротив, практически все врачи советуют с детских лет приучать больных к занятиям, но только после разрешения пульмонолога и лечащего доктора.

Астма и спорт — совместимые вещи, но при правильном подходе к нагрузкам. Пациентам рекомендуют заниматься спортом для:

  • улучшения обменных процессов;
  • восстановления иммунитета;
  • устранения избытка калорий;
  • снабжения тканей кислородом;
  • подавления негативных мыслей, депрессий;
  • поддержки общего тонуса организма;
  • повышения устойчивости к влиянию плохой экологии;
  • развития дыхательного аппарата;
  • повышения сопротивляемости организма к хроническим патологиям.

Чтобы тренировка мышц принесла пользу, следует грамотно составить комплекс упражнений, контролировать состояние при нагрузках и в случае малейшего недомогания прекращать занятие.

Тяжелая степень астмы требует минимальных физических нагрузок. Здесь разрешены несложные гимнастические упражнения и дыхательные процедуры. При средней и легкой стадии выбор вида спортивных тренировок расширяется, но предпочтение следует отдать занятиям, укрепляющим мышцы, особенно диафрагмы и плечевого пояса. Астматикам рекомендованы следующие виды спорта:

  • легкая атлетика;
  • теннис;
  • спортивная ходьба;
  • бальные танцы;
  • фитнес;
  • занятия плаванием;
  • аэробика, аквааэробика;
  • гимнастика;
  • бадминтон;
  • велоспорт;
  • единоборства, но с осторожностью, чтобы не получить удар в грудную клетку;
  • волейбол, футбол, баскетбол.

Что касается плавания при бронхиальной астме, то тренировки хорошо укрепляют дыхательный аппарат. В момент занятий нагрузка равномерно распределена между мышцами и дыхательной системой. Это помогает улучшить вентиляцию бронхиального древа и легких.

Помимо этого, водные процедуры улучшают снабжение тканей кислородом. Оказывая влияние на бронхи и сосудистую систему, тренировки помогают закалять организм, улучшают сопротивляемость инфекциям, укрепляя иммунитет. Поэтому при бронхиальной астме плаванье выступает неотъемлемым помощником в лечении патологии.

Давая ответ на вопрос, можно ли заниматься греблей при астме, стоит отметить, что и здесь противопоказаний с медицинской точки зрения нет. Танцевальные кружки и легкая атлетика помогают избавиться от ощущения сдавливания в груди и улучшают вентиляцию легких.

Самым лучшим и нужным видом занятий для астматика выступает дыхательная гимнастика. Она применяется при различной степени недуга, даже при тяжелой форме. Комплекс процедур включает как физические упражнения, так и речевую тренировку, что позволяет нормализовать дыхание. Все уроки проводятся сидя, в спокойном состоянии. Активные физические нагрузки вводятся постепенно, с плавным увеличением сложности. Если пациент не настроен на занятие, то оное лучше перенести.

Польза гимнастики заключается в тренировке мускулатуры дыхательного аппарата и создании дыхательного резерва. В процессе занятий задействуются участки легких, в которых обычно не происходит газообмен. За счет этого дыхательный аппарат начинает работать продуктивнее.

Выбор вида спорта должен проходить под контролем специалиста. После сдачи анализов пульмонолог поможет определиться, какой тип тренировок наиболее подходит пациенту. Учитывая индивидуальные особенности организма и специфику болезни, разным пациентам могут потребоваться различные виды нагрузок.

Повышенные нагрузки при астме вредны, поэтому таким больным запрещены некоторые разновидности спорта. Силовые тренировки могут привести к травмам грудной клетки, что вызовет приступ заболевания. Верховая езда в первую очередь тесно связана с животными, а триггером развития астмы часто выступает шерсть.

Ответ на вопрос, можно ли заниматься зимним спортом пациентам с астмой, неоднозначен. Но лучше отказаться от лыж, хоккея, фристайла, так как при поступлении холодного воздуха при вдохе сужаются бронхи, начинается бронхоспазм. Удушье от физических нагрузок при астме может случиться, если выбрать спорт, где необходимо прилагать большие усилия. Сюда относят:

  • занятия на турниках, кольцах;
  • тяжелую атлетику;
  • бег с препятствиями или на длинные дистанции. Астма и спортивный бег могут совмещаться лишь при легкой короткой пробежке;
  • биатлон.

Не разрешаются при бронхиальной астме упражнения и виды спорта, требующие задержки дыхания или связанные с недостаточным поступлением кислорода. В эту категорию входят дайвинг, фридайвинг, альпинизм, подводная охота, прыжки с парашютом.

У детей астма и спорт так же сочетаются, как и у взрослых. Нормированная активность малыша помогает ему правильно развиваться и легче переносить недуг. У деток занятия спортом при астме направлены на поддержание дыхательной системы в норме и тренировку диафрагмы. Это способствует уменьшению воспалений и неприятной симптоматики.

Если ребенок, имеющий астму, желает заниматься спортом, то нужно подбирать подходящую секцию вместе с пульмонологом. К наиболее популярным у детей занятиям относят баскетбол, футбол, волейбол, теннис, плавание. У пловцов не только развиваются все группы мышц, но также повышается общая сопротивляемость организма, поэтому этот вид спорта достаточно востребован.

Чтобы обеспечить необходимую дыхательную нагрузку, можно предложить малышу боевые искусства: ушу, дзюдо, тхэквондо. Главное — все занятия проводить на фоне основного лечения и в период ремиссии.

Неправильное дозирование тренировок может дать отрицательный эффект, и вместо улучшения состояния у ребенка возникнут проблемы со здоровьем. Поэтому очень важно составлять индивидуальный график занятий и при ухудшении самочувствия изменять подход, переводя малыша на более легкие упражнения.

При желании заняться укрепляющими упражнениями астматику нужно сдать общие анализы и получить консультацию пульмонолога. Виды занятий спортом и комплекс домашних упражнений при астме подбирается лечащим врачом. А все тренировки при бронхиальной астме и изменения в нагрузках обязан проконтролировать тренер. Помимо этого, для спортсменов есть особые правила проведения занятий:

  • следует контролировать любые изменения самочувствия, при проявлении кашля или других симптомов стоит прервать тренировку;
  • нужно отказаться от занятий в непрогретом, запыленном, душном помещении. Астматикам нужно находиться в хорошо вентилируемом и просторном зале. Также приступ может настигнуть пациента при тренировках на свежем воздухе в период цветения растений, поэтому стоит избегать мест со значительным количеством зелени;
  • каждому занятию должна предшествовать разогревающая разминка. Это позволит подготовить мышцы и снизит вероятность бронхоспазма;
  • тренироваться можно только в период ремиссии. Если наступает обострение, в этот период занятия нужно отменить;
  • следует выполнять все требования тренера;
  • увеличение нагрузок производится постепенно, с постоянным контролем состояния;
  • в момент физических нагрузок у пациента с астмой поблизости должен находиться ингалятор. На начальных этапах приступа он поможет быстро нормализовать состояние;
  • при измерении пульса в момент занятий показатель в норме не должен быть более 140 уд/мин, в противном случае нужно сделать передышку;
  • спорт при астме у пациента должен быть ежедневным занятием.

Отвечая на вопрос, можно ли при астме бегать, следует заметить, что это возможно лишь до появления одышки. Если появляются сложности при дыхании, нужно перестать тренироваться и приступить к более простым упражнениям или перенести занятие на другой день.

Первые тренировки должны контролироваться врачом, который будет проверять показатели до начала занятий, а также после них. Если на протяжении нескольких недель общая картина состояния ухудшается, то подбирается другой вид спорта, в тяжелом случае назначается только ежедневная гимнастика.

Спорт и физическая нагрузка при бронхиальной астме не только разрешены, но и приносят существенную пользу здоровью пациента. Исключением может стать только наличие индивидуальных противопоказаний.

Специалисты рекомендуют подбирать вид спорта с учетом состояния пациента и особенностей течения болезни. Оптимальными являются плавание, баскетбол, волейбол, дзюдо. Правильное нормирование нагрузки и соблюдение рекомендаций врача позволяет астматикам достигать больших высот в спортивной карьере.

источник

Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.

В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.

Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?

Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.

Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.

Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.

Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.

Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.

И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.

Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?

Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:

Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?

Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.

Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?

Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.

Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.

Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.

Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?

Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:

источник

Вердикт, услышанный от лечащего врача о том, что у ребёнка астма, не на шутку пугает родителей. Так ли страшен этот диагноз? Как жить с респираторной аллергией, не омрачая детство малыша строгими запретами? Существует ли способ вылечить бронхиальную астму?

Бронхиальная астма у детей — патология респираторной (дыхательной) системы атопической или неаллергической природы, вызывающее сужение бронхиального просвета за счёт воспаления слизистой бронха, скопления большого количества слизи, спазма мускулатуры мелких бронхов.

Огромную роль в появлении бронхиальной астмы имеет генетическая детерминированность, а также вирусные заболевания.

Читайте также:  При сердечной астме показаны сердечные гликозиды

Перенесённое мамой в период беременности вирусное заболевание потенцирует выработку Th2-лимфоцитов и провоцирует формирование повышенной чувствительности иммунитета к вирусам. ОРВИ и осложнения в виде бронхита часто предрасполагают к формированию предпосылок появления предастматического состояния.

Особо опасные инфекции в плане начала респираторных аллергозов:

  • респираторно-синцитиальная инфекция;
  • инфекции гриппа и парагриппа;
  • аденовирусная инфекция с бронхообструктивным синдромом.

Как самостоятельно родителям диагностировать у малыша приступ бронхиальной обструкции? Помогут следующие признаки:

  • свистящее тяжёлое дыхание;
  • приступообразный сухой кашель;
  • ребёнок жалуется на ощущение сдавленности в груди.

При обострении средней тяжести прослушиваются множественные хрипы, появляется заметная одышка, ребёнок принимает вынужденное положение. Вынужденное положение при приступе бронхиальной астмы характеризуется позой сидя с крепкой опорой на руки. Больной ребёнок возбуждён, испуган, часто плачет. Начаться приступ может после соприкосновения с аллергеном.

В переводе с врачебного языка обструкцией называют сужение просвета бронхов вследствие спазма гладкой мускулатуры в их стенках и скопления мокроты.

При аллергической астме чаще всего приступ начинается с зуда в горле, многократного чихания, насморка. Далее возникает удушающий кашель с затруднённым дыханием. Первая помощь при приступе должна быть незамедлительной и своевременной.

Приступ удушья при бронхиальной астме:

  • может появиться среди полного здоровья;
  • может быть спровоцирован взаимодействием с аллергеном или вирусной инфекцией;
  • требует неотложной помощи в виде ингаляции препарата первой помощи — Сальбутамола.

Диагностические процедуры при респираторных аллергозах включают следующие мероприятия:

  1. Определение показателей функции дыхания (ФВД) с бронхолитиками для постановки основного диагноза.
  2. Определение газов крови.
  3. Специальное аллергологическое обследование, характеризующееся выявлением аллергена.
  4. Для дифференцировки бронхиальной и долевой пневмонии у детей с бронхиальной астмой назначают рентгенографию.

1. Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы включает применение бронхорасширяющих средств. Для купирования приступа бронхиальной астмы применяют средства из фармакологических групп адреномиметиков и холиноблокаторов.

Купирующим эффектом при бронхоспазме обладают следующие препараты:

  • Беродуал в аэрозоле и в растворе для ингаляций для небулайзера;
  • Сальбутамол;
  • Вентолин;
  • раствор Саламол Стери-неб для ингаляций.

Купирование приступа бронхиальной обструкции у детей достаточно быстро происходит после применения этих лекарств.

2. При отсутствии эффекта используют ингаляции с глюкокортикостероидами. Препараты для купирования — Будесонид, Пульмикорт.

Купирование приступа бронхиальной астмы не должно сопровождаться бесконтрольным приемом лекарств, содержащих бета-адреномиметики.

Маленькому пациенту с астмой доктор подберёт базисную терапию для предупреждения приступов бронхиальной обструкции. Базисная терапия характеризуется применением гормональных ингаляторов — Пульмикорта, Альвеско, Асманекса.

Существуют комбинированные гормональные ингаляторы. В состав входит глюкокортикостероид и пролонгированный бета2-адреномиметик. Например, Симбикорт, Тевакомб, Серетид и Серетид-мультидиск. Предотвращению бронхиальной обструкции способствует систематическое использование базисного лечения.

Для улучшения отхождения мокроты применяют препараты Амброксола в таблетированных удобных формах, в виде сладких сиропов, растворов для ингаляций. Данные лекарственные средства оказывают благоприятное действие на состав мокроты и препятствуют её загустеванию.

Прекрасно зарекомендовали себя в терапии атопической бронхиальной астмы антилейкотриеновые препараты — Сингуляр и Аколат. Препараты характеризуются прекрасной переносимостью у детей.

Препарат обладает хорошим противовоспалительным, разжижающими мокроту свойствами. Лекарство стимулирует надпочечниковую кору, снимает спазм, усиливая выработку собственных глюкокортикостероидов. Выпускается в саше по 25 мг. Курс лечения до 1 месяца.

  • детям до четырёх лет рекомендуется делать ингаляции с применением лицевой маски для небулайзера;
  • с 4 до 6-летнего возраста применяют аэрозоли с мундштуком и спейсером;
  • с достижения 6 лет используют порошковые ингаляторы, инактивируемые вдохом;
  • для детей всех возрастов подойдёт небулайзер с лицевой маской.

Прекрасным эффектом при реабилитации больных обладает санаторно-курортное лечение. Педиатры советуют выбирать санатории в местной климатической зоне для избегания проблем с акклиматизацией и адаптацией к новой местности.

Существуют санатории, специализирующиеся исключительно на терапии страдающих бронхиальной астмой пациентов:

  • Белокуриха;
  • Валуево;
  • Болгарский санаторий Сандански;
  • Едел санаторий в Чехии.

Прекрасными климатическими условиями для астматиков обладают курорты на берегу Мёртвого моря.

Применяют следующие методики:

  • посещение гало- и спелеокамеры;
  • оксигенотерапия (горный воздух);
  • ингаляции;
  • массаж;
  • магнитотерапия;
  • аэрозольтерапия.

Аэроионотерапия — метод, применение которого возможно даже при наличии частых приступов астмы. Аэроионизаторы создают направленный поток ионов воздуха. Ионы активируют защитные силы антиоксидантной системы, что оказывает терапевтическое действие.

Аппарат Аэровион способен создавать дозированный поток ионов. Электрическое поле сверхнизких частот, создаваемое прибором, безопасно. Курс 12 процедур.

После снятия обострения рекомендуется применять синусоидально модулированные токи. Аппарат, носящий название «Амплипульс», создаёт пульсацию тока. Больные, получившие курс амплипульс-терапии, отмечают уменьшение кашля, исчезновение одышки, растут показатели ФВД. Процедура улучшает местное кровообращение, регулирует тонус бронхов.

Хорошим противовоспалительным эффектом обладает электромагнитное поле. Дециметровые волны проникают в ткани, активируют окислительно-восстановительные процессы. ДМВ-терапия проводится на приборах «Ранет», «Солнышко». Курс 10 процедур, через день.

При лёгкой бронхиальной обструкции возможно использовать ультразвуковую терапию с достижением противоаллергического эффекта со снятием спазма.

Современным высокоэффективным методом терапии является пунктурная физиотерапия. Аккупунктурные точки при этом методе раздражаются лазером, ультразвуком, КВЧ. Метод безболезненный и хорошо переносится. Воздействием на определённые точки можно снять даже сильное обострение респираторной аллергии.

Рекомендовано исключить из питания ребёнка потенциальные аллергены.

Профилактика приступов бронхиальной астмы – это в том числе и элиминационная диета с исключением продуктов, вызывающих выброс гистамина — шоколада, кофе, клубники, грибов, ферментированных сыров, копчёностей.

Диетическое питание должно быть сбалансировано по энергетической ценности.

Респираторная аллергия, часто характеризующаяся тяжёлыми обострениями — заболевание серьёзное, нередко приводящее к инвалидности.

Поэтому очень важна первичная профилактика бронхиальной астмы у детей, имеющих опасную склонность к атопическим недугам. Она заключается в раннем начале грамотного лечения аллергического насморка, крапивницы, пищевой аллергии. При выявлении бытовой сенсибилизации и наличия аллергического ринита необходимо проведение АСИТ (аллергенспецифическая иммунная терапия).

АСИТ позволяет навсегда избавиться от сенсибилизации к бытовым и особенно к пыльцевым аллергенам.

Профилактика тяжёлых, трудно контролируемых, приступов бронхиальной астмы — применение базисной терапии.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы — комплекс мер по предупреждению астмы у детей, страдающих различными аллергическими недугами.

Больные дети могут быть приглашены на комиссию по медико-социальной экспертизе не ранее полугода от начала терапии бронхиальной обструкции.

При контролируемой респираторной аллергии ограничения жизнедеятельности не наблюдается.

Дети с тяжёлой неконтролируемой медикаментозно бронхиальной астмой, принимающие таблетированные гормональные препараты и нуждающиеся в частом стационарном лечении, как правило, получают инвалидность.

Семья ребёнка-инвалида по бронхиальной астме получает лекарственное и социальное обеспечение по решению МСЭ.

Таким образом, говоря о детской астме, всегда хочется подчеркнуть тот момент, что астма хоть и является серьёзным заболеванием, но вполне может (и должна) быть контролируемой. Родителям необходимо знать, как снять приступ бронхиальной астмы у ребёнка, как правильно пользоваться ингалятором и небулайзером, когда следует незамедлительно обратиться за медпомощью. Посещение астма-школы будет полезно всем, кто столкнулся с проблемой респираторной аллергии.

источник

Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.

Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.

Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…

— А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.

У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.

Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.

А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.

Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.

Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.

Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.

Астма — это воспаление бронхов, и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.

И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.

Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.

Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.

Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.

И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…

Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.

Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.

Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?

Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.

Читайте также:  Каким видом спорта заняться ребенку с бронхиальной астмой

Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.

Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.

источник

Как развивается астма

Астма определяется врачами как заболевание, характеризующееся эпизодами бронхиальной обструкции (нарушения проходимости бронхов), полностью или частично обратимых. В основе ее лежит воспаление слизистой бронхов и бронхиальная гиперреактивность.

Во время приступа бронхиальной обструкции происходит сужение просвета как мелких, так и более крупных бронхов.

У всех больных астмой, когда нет приступа, тем не менее обнаруживаются признаки воспалительного процесса в слизистой оболочки бронха. Этот факт ставит вопрос о лечении воспалительного процесса — и не только во время приступа астмы. Такие препараты есть, так что настойчивое проведение длительного лечения должно стать основой борьбы с астмой.

Не менее важно и второе положение — о наличии у больных астмой бронхиальной гиперреактивности, то есть повышенной раздражимости бронхов, отвечающих спазмом даже на ничтожные количества раздражающих веществ во вдыхаемом воздухе. Это заставляет создавать для этих больных здоровую воздушную среду.

«Не все астма, что свистит»

Бронхиальная обструкция наблюдается не только при астме, но и при ряде других заболеваний. При большинстве из них, особенно у взрослых, заболевание не имеет ремиссии (светлых промежутков), что и отличает их от астмы.

Но в детском возрасте существует группа очень похожих на астму заболеваний, связанных с вирусной инфекцией. К астме они не имеют никакого отношения. И больной астмой грудной ребенок, и его сверстник без признаков аллергии могут дать эпизод обструкции на фоне ОРВИ. Разница состоит лишь в том, что у астматика приступы заболевания будут повторяться, причем не только при ОРВИ, но и в ответ на тот или иной неинфекционный аллерген, тогда как ребенок без аллергии заболеет обструктивным бронхитом и, скорее всего, «перерастет», так что бронхиальная обструкция после 1-2 подобных эпизодов прекратится. Именно этот факт порождает сложности в указанных выше «взаимоотношениях» с диагнозом «астма» у многих родителей, а также не полное принятие педиатрами определения астмы.

В чем отличие обструктивного бронхита на фоне ОРВИ и астмы? При некоторых вирусных инфекциях у грудных детей наблюдается воспаление слизистой оболочки бронха, которая утолщается, и увеличивается продукция слизи. Это ведет к сужению очень узких детских бронхов, что сопровождается, так же как при астме, затруднением выхода. Такая картина может повториться 1-2 раза, но с ростом ребенка и увеличением диаметра его бронхов новая инфекция, хотя и вызывает бронхит, существенного нарушения бронхиальной проходимости не вызывает.

То же происходит и у ребенка-аллергика, однако со временем, благодаря сохранению гиперреактивности бронхов, практически каждая новая инфекция будет сопровождаться бронхоспазмом. Более того, такой ребенок может дать приступы обструкции в ответ на вдыхание аэроаллергенов — а это и есть бронхиальная астма.

Среди детей первых трех лет, имеющих обструктивные заболевания, группой риска по бронхиальной астме являются:

— дети с аллергической предрасположенностью (аллергией у родителей, имеющих кожные аллергические проявления, положительные кожные аллергические пробы или высокий уровень иммуноглобулина Е);

— дети, обструктивное заболевание которых развивается без температуры (что говорит о роли неинфекционного аллергена);

— дети, имеющие более 3 обструктивных эпизодов.

В возрасте после 3 лет практически всем детям с обструктивными проявлениями уместно ставить диагноз бронхиальной астмы, правда, у многих из них через 1-3 года заболевание прекращается.

Формы бронхиальной астмы

Выше мы упоминали о двух формах астмы — аллергической и неаллергической. Этим деление астмы на формы не ограничивается.

У многих детей астма протекает без выраженных приступов, во время обострения у них возникает бронхит с явными признаками обструкции, который у нас принято называть астматическим бронхитом, что не должно успокаивать родителей: астматический бронхит есть форма бронхиальной астмы.

У некоторых детей приступ астмы протекает как упорный ночной кашель без выраженной одышки — это тоже форма астмы, которая со временем может переходить в типичную форму.

У ряда детей возникают одышка и затруднение дыхания в ответ на физическую нагрузку — это астма физического напряжения, а развивается приступ как результат бронхиальной гиперреактивности, стимулированной мышечными усилиями.

Многие родители замечают, что приступ астмы возникает при сильном волнении ребенка, иногда даже говорят о «психической астме». Вряд ли есть основания говорить о психическом механизме астмы, а вот в том, что при любой форме этой болезни волнения, особенно связанные с неспособностью ребенка справиться с той или иной проблемой, могут вызвать приступ, — сомнений нет. Поэтому в семье, где есть ребенок с астмой, очень важен здоровый психологический климат.

Как протекает астма

«Обычный» приступ развивается внезапно, учащается дыхание, затрудняется выдох, ребенок принимает сидячую позу и дышит поверхностно. Часто свистящее дыхание слышно на расстоянии, иногда оно ощущается только при поднесении уха ко рту ребенка. Затруднение выдоха ведет к задержке воздуха в грудной клетке, она обычно вздувается, если положить на нее руки, то ощущается дрожание на выходе.

Приступ может держаться от нескольких минут до многих часов, нередко он кончается самопроизвольно. Однако ждать, когда он пройдет, или применять сомнительные средства (их напридумано очень много) недопустимо: удушье — очень мучительное явление, так что каждая минута промедления с эффективным лечением усиливает страдания ребенка, пугает его, что само по себе может усиливать бронхоспазм. В более тяжелых случаях требуется интенсивная терапия.

Различаются больные и по характеру межприступного периода. У некоторых больных никаких изменений выявить не удается, тогда как у других и в межприступном периоде имеются существенные ограничения со стороны дыхательной функции.

Лечение астмы

Когда я смотрю больного астмой ребенка, первое, о чем я ставлю его родителей в известность, что астма не излечивается ни одним из известных средств. Возможно, это жестоко, но почему я говорю об этом? Потому что многие родители в поисках чудо-средства пробуют самые разные методы, большинство которых не только не приносят пользы, но и вредят больному.

Если не рассчитывать на излечение, то в чем смысл лечения? Смысл его состоит в том, чтобы уменьшить тяжесть астмы, научиться предотвращать приступы, по крайней мере сделать их более редкими, быстро снимать приступ в случае его возникновения. Короче, сделать жизнь ребенка полноценной — как у здорового ребенка.

А в отношении возможности излечения я всегда «облегчаю душу» родителей — в очень большом проценте случаев астма у ребенка проходит самостоятельно.

Ну, а как правильно лечить астму? Надо четко различать лечебные меры, помогающие избавиться от уже возникшего приступа, и средства, позволяющие смягчить течение болезни.

Как предупредить приступ? Предупреждение приступов является основной задачей базисного лечения. Но к этому следует добавить и меры по возможному предупреждению контакта с аллергенами, в первую очередь — с домашней пылью. Лучше убрать ковры и мягкую мебель, по крайней мере в комнате, где спит ребенок. Я нередко шучу — идеальная спальня для ребенка — тюремная камера, где, кроме койки, стола и табуретки, ничего нет. Важно закрыть книги в стеклянных полках, чаще использовать пылесос для уборки, причем лучше увлажняющий. Чтобы уменьшить контакт больного с клещом-дерматофагоидесом, следует обтянуть матрас ребенка полиэтиленовой пленкой и надеть 2 наволочки на подушки. С учетом аллергизирующих свойств пера птицы — следует заменить перьевые подушки на ватные или поролоновые.

Очень трудно расстаться с домашними животными, но это необходимо, если выявлена чувствительность ребенка к их шерсти. В комнате не следует иметь живых цветов — для больного могут быть опасны не только их запахи и пыльца, но и грибок-аспергилюс, который часто заводится в цветочных горшках. У маленьких больных астмой нередко приступ может быть связан с пищевыми аллергенами.

Вряд ли надо говорить о вреде курения в квартире, где есть больной астмой. Для него в первую очередь следует создать условия, обеспечивающие максимальное пребывание на свежем воздухе. Да и все другие меры предупреждения аллергии должны полностью соблюдаться.

Очень важно закалять ребенка — это уменьшит чистоту респираторных инфекций, которые часто являются причиной приступа и способствуют усилению бронхиальной гиперреактивности.

Очень многие дети с астмой плохо переносят физическую нагрузку — через 5-7 минут от начала бега или подвижных игр у них возникает бронхоспазм, вызывающий одышку, или даже приступ астмы. Для предупреждения этого следует сделать 1-2 ингаляции бета-мииетика или принять порошок эуфиллина, после этого бронхоспазм не разовьется, а через 20-30 минут под влиянием физической нагрузки бронхи, наоборот, расширятся, что очень полезно для больного.

Именно поэтому физическая культура, повышение физической выносливости входит в арсенал лечебных средств при астме. Более того, физическая тренировка повышает самооценку больного, способствует выработке у него уверенности в собственных силах и снижает зависимость от взрослых. Очень полезна дыхательная гимнастика, больные астмой в процессе занятий обучаются правильному дыханию.

Многие родители спрашивают, можно ли ребенку с астмой ехать на юг, к морю. Опыт показывает, что такая смена климата обычно провоцирует приступ астмы, так что к этому надо быть готовым. Но затем дети обычно чувствуют себя хорошо и получают много пользы от пребывания на море — ведь морской воздух очень чист, дыхание им снижает гиперреактивность бронхов. По возвращению домой многие больные вновь дают приступы астмы, и к этому тоже надо быть готовым. В целом, польза от такой поездки будет ощутимой, если пробыть на юге месяца полтора-два, не меньше.

Другой частый вопрос — о смене климата. В большинстве случаев «подобрать» климат не удается, так что я обычно не советую родителям пускаться в это очень непростое предприятие. Если астма четко связана с цветением определенного растения, на этот период иногда можно увезти ребенка в другой регион, но чаще всего полностью избавиться от астмы таким способом не удается. Это же относится и к поездкам в горы, где на высоте 1500-2000 метров очень мало аллергенов: это полезно (в том числе и с точки зрения физической тренировки), но полностью избавиться от астмы все же не удается.

Ну а как отнестись к лечению астмы в соляных шахтах? Там в воздухе нет аллергенов, и это способствует снижению гиперреактивности бронхов. Но ведь всю жизнь в шахте не просидишь, так что рассчитывать на излечение не приходится. А вот пребывание в галокамере (комнате, стены которой покрыты солью) представляется мне по меньшей мере сомнительным.

Альтернативные методы лечения

Многим приходилось слышать или читать о чудодейственных средствах — иглоукалывании, особых дыхательных приемах, о чудо-лекарствах, экстрасенсах, якобы излечивающих астму. Да, действительно, легкий приступ можно снять с помощью задержки дыхания или иглоукалывания, но я никогда не мог понять, чем иглоукалывание лучше ингаляции. Более того, задержки дыхания даже при среднетяжелой астме могут быть весьма опасны.

Я не знаю ни одного солидного исследования, в котором было бы доказано излечение астмы с помощью этих методов, а сведения типа «мы лечились у экстрасенса — и астма прошла» совершенно неубедительны: ведь у большенства детей астма рано или поздно проходит!

А вред от всех этих методов один — прибегая к ним, родители отвлекаются от тех мер, которые действительно помогают при астме, в частности — не проводят базисного лечения. Да и применение при приступе других лекарств (приходится слышать от родителей, что им рекомендовали бронхолитин, но-шпу, папаверин, солутан и даже антибиотики) недопустимо, так как они, как правило, не облегчают страдания ребенка.

Что ждет в будущем больного астмой? При правильном лечении, как правило, удается стабилизировать состояние ребенка, и если приступы не прекращаются совсем, то снижается их частота и тяжесть.

И не надо забывать, что очень часто астма проходит.

опубликовано 15/09/2011 21:15
обновлено 30/07/2018
— Болезни органов дыхания

источник

Любые детские заболевания – повод для родительских переживаний. Если же речь идёт о столь серьёзном недуге, как бронхиальная астма, все мысли и внимание родителей обращаются на борьбу за здоровье крохи.

Женский сайт «Красивая и Успешная», поддерживая всех мам, дети которых хоть однажды испытали приступ удушающего кашля, посвящает данную страничку проблеме астмы. Симптомы и лечение бронхиальной астмы у детей, причины развития недуга – эти вопросы заслуживают пристального внимания любого родителя.

Бронхи – это хрящевые трубочки, которые являются продолжением трахей. Эти трубочки похожи на перевёрнутое дерево с ветвями, проникающими в лёгкие. Кончики у бронхиальных «веточек» врезаются в лёгочные пузырьки – мешочки, закачивающие кислород в артерии и вены.

Воздух в лёгочные мешочки поступает по бронхам, как по трубопроводу. Если этот природный «трубопровод» работает без помех, кислород свободно проходит в лёгкие. Но при возникновении спазма в бронхах или при заполнении их прохода слизью воздух не может проникнуть к жизненно важным мешочкам. В итоге начинается асфиксия – острая нехватка кислорода.

У младенцев до года проходит интенсивное развитие бронхиального дерева. К тому же, мышцы бронхов у малышей ещё очень мягкие, а не до конца сформированные реснитчатые клетки слизистой не всегда справляются с удалением лишней слизи.

Активное развитие бронхов также наблюдается у подростков. Именно поэтому в раннем младенчестве и в подростковом возрасте дети подвержены бронхиальной астме больше, чем в другие периоды своей жизни.

Болезнь возникает по самым разным причинам, но все они связаны с повышенной чувствительностью бронхиальных трубочек к внешним раздражителям. Попадая на поверхность слизистой оболочки, эти раздражители вызывают воспаление и отёк, вследствие которых бронхиальный проход сильно сужается, затрудняя дыхание.

Раздражители могут иметь инфекционную или аллергическую природу. В зависимости от этого астма делится на 3 основных вида:

  1. Атопическая, или аллергическая, астма. Развивается на почве повышенной чувствительности бронхов. Наиболее распространёнными аллергенами являются шерсть и слюна животных, цветочная пыльца, птичий пух, споры плесени, некоторые лекарства. Нередко бронхиальная астма развивается у детей, страдающих пищевой аллергией. Педиатры считают, что борьба с пищевой аллергией у малышей является важной профилактической мерой астмы.
  2. Инфекционно-аллергическая. Как правило, эта форма заболевания возникает на фоне перенесённого заболевания органов дыхания. Эта форма у маленьких детей встречается реже.
  3. Смешанная форма астмы – наиболее тяжёлая. Она развивается у людей, склонных к аллергии, на почве перенесённого заболевания органов дыхания.

Какими бы ни были причины болезни, в любом случае признаки астмы у детей – это опасный сигнал. Каждому родителю важно знать, как выглядит эта болезнь на ранних стадиях, чтобы вовремя начать борьбу с ней.

Когда болезнь только начинается, нередко её признаки обнаруживаются лишь на приёме у врача, во время прослушивания работы органов дыхания с помощью стетоскопа.

Читайте также:  Рецепты при бронхиальной астме для детей

Важно помнить, что признаки и симптомы бронхиальной астмы у детей разного возраста отличаются. Так, например, малыши до года перед приступом становятся капризными, плаксивыми. У них также может появиться сухой, мучительный кашель, постепенно усиливающийся и затрудняющий дыхание. Дети старше 5 лет при данном заболевании могут жаловаться на боли в груди при вдохе. У многих малышей перед приступом аллергической астмы могут появляться выделения из носа.

Родители, которые не знают, как у детей начинается бронхиальная астма, иногда путают её признаки с симптомами ОРВИ, пытаясь самостоятельно лечить малышей.

Сайт sympaty.net предупреждает, что хуже всего, если при таком самолечении начинается неконтролируемый приём антибиотиков: в некоторых случаях, в частности, при атопической астме, противомикробные препараты могут усугубить аллергическую реакцию вплоть до анафилактического шока. Поэтому малышей с кашлем и ринитом, даже если у них не повысилась температура, лечить дома нельзя. Заболевшего кроху нужно обязательно показать опытному педиатру, который сможет поставить правильный диагноз.

В учреждении здравоохранения поставить маленькому пациенту диагноз «бронхиальная астма» врач может только после ряда анализов. Заподозрив, что у ребёнка начинается астма, педиатр, скорее всего, предложит родителям пройти следующие виды обследований:

  • Спирометрию – исследование уровня проходимости бронхиальных труб.
  • Анализ крови на определение её газового состава.
  • Проведение тестов на работу бронхов с использованием метахолина, физической нагрузки, бронхолитиков.
  • Пикфлоуметрию – определение скорости движения воздуха при выдыхании.
  • Аллергические пробы.
  • Рентген органов грудной клетки.

Астма считается неизлечимым заболеванием. Самым важным моментом в терапии недуга является оказание первой помощи во время приступа. Если малыш начал беспокоиться, дышать чаще, прикладывая усилия для вдоха, и при этом движение воздуха по его дыхательным путям стало слышимым для окружающих, необходимо сразу воспользоваться бронхолитиком. Если это возможно, следует открыть окно в комнате.

Чтобы нормализовать работу органов дыхания, нужно успокоить малыша, взять его на руки, верхнюю часть тела ребёнка освободить от одежды, а ножки опустить в таз с тёплой водой.

Современные противоастматические лекарства направлены на устранение симптомов патологии и облегчения общего состояния больного. Для этого используется 2 основные группы препаратов:

  1. Симптоматические. К данной группе относятся бронхолитики – лекарства, которые увеличивают диаметр просвета бронх. В доме, где живёт астматик, обязательно должны быть специальные ингаляторы (Вентолин, Беротек, Беродуал и др.). Малышам, которые ещё не умеют вдыхать лекарства через ингалятор, принимать бронхолитики рекомендуется через спейсер – специальную камеру, в которую через особый резервуар под давлением подаётся аэрозоль. Благодаря высокой скорости движения аэрозоль достигает поверхности бронхов и начинает немедленно действовать. Принимать бронхорасширяющие препараты можно лишь для купирования приступа: слишком частое использование бронхолитиков приведёт к тому, что они перестанут действовать.
  2. Базисные. Такие препараты применяют для снижения количества приступов и уменьшения воспалительного процесса в бронхах. К средствам, применяемым для лечения детской бронхиальной астмы, относят:
  • Антигистаминные средства – препараты, которые помогут снизить остроту реакции организма на аллерген (Лоратадин, Телфаст, Кларитин и др.).
  • Антибиотики. Поскольку бактериальные инфекции являются одним из факторов развития болезни, противомикробные препараты нередко используются в комплексной терапии астмы.
  • Препараты, стабилизирующие мембраны тучных клеток.
  • Гормональные средства. Поскольку гормоны оказывают сильнейшее влияние на детский организм, то применяют подобные лекарства лишь в случае очень тяжёлой формы заболевания. Как правило, педиатры назначают детям препараты в форме распылителей или ингаляторов.

Немаловажную роль в лечении астмы у детей играет фитотерапия. Для улучшения работы бронхов детям можно принимать растительные средства на основе мать-и-мачехи, солодки, ромашки. Эти растения обладают отхаркивающим действием.

Вспомогательными методами терапии астмы являются также санаторно-курортное лечение, физиотерапия, дыхательная гимнастика, массаж.

Родителям важно помнить, что приступы астмы у детей, как правило, вызываются определёнными факторами, поэтому для профилактики необходимо выполнять такие меры:

  • Оградить малыша от контакта с аллергенами. Для этого из помещения, в котором находится малыш, следует убрать любые накопители пыли. В квартире ежедневно выполнять влажную уборку. Регулярно проветривать детскую.
  • Использовать бытовую химию по минимуму.
  • Закалять малыша, часто гуляя с ним на свежем воздухе. При возможности, желательно посещать парки, в которых растут хвойные.
  • Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье. Малышам с астмой жизненно необходим психологический комфорт.

Медики утверждают, что многие дети-астматики, которые соблюдают все правила лечения, перерастают болезнь и во взрослом возрасте забывают о ней навсегда. Об этом каждой маме такого ребёнка нужно постоянно помнить, никогда не опуская руки и внушая своему малышу мысль о том, что всё обязательно будет хорошо.

источник

Как же распознать коварный недуг? Как помочь ребенку во время приступа бронхиальной астмы?

«Астма — это когда ходишь в четверть шага, думаешь в четверть мысли, работаешь в четверть возможности и только задыхаешься в полную мощь» (К. Паустовский)

По официальным данным, распространенность бронхиальной астмы у детей составляет 5-12%. Однако заболевание встречается гораздо чаще. К сожалению, диагноз выставляется своевременно всего лишь в одном случае из четырех-пяти. А ведь бронхиальная астма — очень грозное заболевание, поскольку в любой момент ее течение может осложниться приступом.

Так как же распознать коварный недуг? Как помочь ребенку во время приступа бронхиальной астмы?

Бронхиальная астма: особенности приступа в зависимости от возраста ребенка

Дорогие мамы, конечно, вы не врачи и всего знать не можете, да и не обязаны. Однако будет лучше, если вы «вооружитесь» некоторыми знаниями о симптомах приступа бронхиальной астмы в зависимости от возраста ребенка. Это необходимо для того, чтобы вы смогли оказать своевременную помощь своему малышу.

Бронхиальная астма иногда дебютирует даже в первые месяцы жизни . Однако, к сожалению, диагноз зачастую выставляется позднее. Поскольку врачи принимают затрудненное дыхание у малыша и влажный кашель за проявление острой вирусной инфекции или острого оструктивного бронхита.

Причина — нетипичное течение заболевания у детей в первые несколько лет жизни. Это связано с некоторыми особенностями строения легочной ткани (небольшой объем) и бронхиального дерева (узкий просвет бронхов, легкоранимая слизистая оболочка, хорошее кровоснабжение).

Все эти моменты приводят к развитию выраженного отека и сужения бронхов (спазму), а также выделению большого количества слизи в их просвет. В результате нарушается проходимость бронхов. Поэтому в легких у малютки выслушивается большое количество влажных хрипов.

• у малыша эпизоды сильного мучительного кашля повторяются, а интервал между ними менее восьми дней

• на протяжении трех дней у ребенка возникают ночные приступы сильного мучительного кашля.

Перед развитием типичного (обычного) приступа бронхиальной астмы начинаются так называемые предвестники , которые могут продолжаться от нескольких часов до двух-трех суток. В этот период кроха возбужден, раздражителен, плохо спит или сонливый, иногда испуган, говорит шепотом.

Сам приступ чаще всего развивается в ночные или утренние часы. Это связано с тем, что ночью увеличивается уровень биологически активных веществ, вызывающих сужение бронхов. В то же время, уровень гормонов, расширяющих бронхи, наоборот, уменьшается. Кроме того, ночью активность мышц, участвующих в дыхании, значительно снижена.

Как правило, типичный приступ бронхиальной астмы начинается и протекает следующим образом:

* Утром у крохи из носа появляются жидкие выделения, он начинает чихать и чесать нос, а спустя несколько часов присоединяется кашель.

* Во второй половине дня или ближе к вечеру кашель усиливается, как правило, уже становится влажным. Тогда как у детей постарше обычно он становится влажным ближе к концу приступа.

* Приступ начинается ночью или ближе к утру (четыре-шесть часов утра): кашель становится приступообразным, мучительным, упорным. Когда он достигает максимума, может появиться рвота, в которой присутствует вязкая слизистая мокрота.

Во время приступа малыш тяжело и часто дышит (одышка), у него затруднен и удлинен выдох. При этом дыхание у крохи становится шумным, свистящим и слышимым на расстоянии нескольких метров.

Кроме того, в дыхании часто принимает участие вспомогательная мускулатура. Вы можете это заметить по втягивающимся межреберным промежуткам, участкам шеи над грудиной и ключицами, а также по раздувающимся крыльям носа.

В момент приступа ребенок ведет себя беспокойно и отказывается ложиться. Он стремится занять вынужденное, но удобное положение: полусидя или сидя, но опираясь руками на колени. Поскольку это облегчает дыхание.

Нередко кожа меняет свой цвет : вокруг рта (носогубный треугольник) и на кончиках пальцев она может приобрести синюшный оттенок.

* Зачастую во время приступа у ребенка поднимается температура тела, что и становится основой для установления неправильного диагноза: «ОРВИ», «Пневмония», «Обструктивный бронхит».

* Приступ заканчивается самостоятельно или при помощи лекарственных препаратов отхождением мокроты.

* После приступа малыш обычно сонливый и заторможенный.

Однако из-за особенностей строения легких и бронхов типичный приступ у деток до трех лет развивается редко. Гораздо чаще он протекает в виде упорного мучительного кашля в ночное время.

Приступ связан больше со спазмом бронхов, тогда как отек слизистой и выделение в их просвет слизи выражено незначительно. Поэтому он сопровождается сухими хрипами и сухим кашлем, а ребенок жалуется на чувство сдавленности в груди. Все остальные симптомы приступа бронхиальной астмы такие же, как и у детей до трех лет.

Кроме того, если у ребенка любого возраста бронхиальная астма протекает тяжело, приступ может развиться и в дневное время.

* Чтобы вовремя заметить учащенное дыхание у крохи, вам необходимо научится правильно определять его частоту.

Для этого вне приступа положите ладонь на грудь или спинку малыша и посчитайте, сколько раз она поднимется за 15 секунд. Затем полученную цифру умножьте на 4, что составит число дыхательных движений в минуту. Или посчитайте за 30 секунд и умножьте на 2.

Во время приступа точно также считайте частоту дыхательных движений. Это поможет вам понять, улучшается ли состояние ребенка или нет.

В норме частота дыхательных движений в минуту у ребенка составляет:

— с шести до двенадцати месяцев — 35-40

— с четырех до шести лет — 24-26

— с семи до девяти лет — 21-23

— с десяти до двенадцати лет — 18-20

— с тринадцати лет и старше — 16-18

* Существует устройство, которое позволяет узнать о приближении приступа бронхиальной астмы у ребенка за несколько часов или даже дней до него — пикфлоуметр. Это портативный прибор, который снабжен шкалой и подвижной стрелкой.

Пикфлоуметр измеряет пиковую скорость выдоха (ПСВ), которая уменьшается при сужении просвета бронхов. Прибор хорош, но имеет недостаток: его после небольшого обучения могут использовать только дети старше пяти лет.

Прежде всего, запомните, что дома вы можете купировать только легкие и умеренно выраженные приступы. Во время них у ребенка появляется одышка (учащается дыхание и затрудняется выдох) лишь при движении или проявлении эмоций — например, если малыш играет, ходит, смеется, плачет, кушает. То есть одышка у крохи в состоянии покоя отсутствует. Кроме того, цвет кожи во время приступа не меняется.

Если приступ развился впервые, немедленно вызовите скорую помощь, а до ее приезда помогите крохе:

* По возможности прекратите контакт с аллергеном, если он известен.

* Обеспечьте доступ воздуха в помещение.

* Снимите, если есть, тугую одежду.

* Помогите крохе принять положение полусидя. Так ему будет легче дышать.

* Сохраняйте спокойствие и внушайте малышу, что опасности никакой нет и приступ скоро пройдет. Так вы успокоите его.

* Поите малыша чистой или минеральной негазированной водой часто и небольшими порциями. Это очень важно, поскольку при учащенном дыхании он теряет много жидкости, что ведет к обезвоживанию, усиливает сужение бронхов и ухудшает общее состояние ребенка.

Если диагноз уже выставлен, а приступ развился не впервые, у вас уже должна быть аптечка с необходимыми лекарственными препаратами быстрого действия, которые расширяют бронхи (бронхолитики).

Как правило, это баллончик дозированного аэрозольного ингалятора: беродуал, сальбутамол, беротек или другие. Поэтому примените рекомендованный врачом лекарственный препарат (одну ингаляционную дозу), дайте свободный доступ воздуху, обязательно успокойте ребенка и поите его водой.

Затем каждые 20 минут оценивайте общее состояние крохи и при необходимости повторяйте ингаляцию. Например, если ребенок себя чувствует лучше, но кашель и небольшая одышка сохраняется.

Однако помните, что для купирования одного приступа бронхиальной астмы можно применить всего пять-шесть ингаляций с двадцатиминутным интервалом. Поскольку возможна передозировка лекарственного препарата или развитие нежелательных последствий (побочных эффектов). Обычно для снятия легкого и умеренного выраженного приступа бронхиальной астмы достаточно от 1 до 3 ингаляций с двадцатиминутным интервалом.

Когда дыхание станет реже, а кашель уменьшится, можно считать, что состояние ребенка улучшилось.

К сожалению, дети не всегда могут сделать полноценный вдох, поэтому поэтому для ингаляций используйте специальное вспомогательное устройство — спейсер.

Он представляет собой полый цилиндр (но может иметь и другую форму), который снабжен маской или мундштуком. Пользоваться спейсером несложно: в специальное отверстие вставляется баллончик с лекарственным веществом, которое впрыскивается в полость приспособления, а его вдыхание осуществляется через маску (у малышей до четырех лет) или мундштук (у детей старше четырех).

Кроме того, детям первых лет жизни для доставки лекарственного вещества непосредственно в легкие предпочтительнее пользоваться небулайзерами (ингаляторами). Для них используйте аптечные растворы лекарственных препаратов, дозировка которых должна соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего применять компрессорный ингалятор или меш-небулайзер, поскольку в них лекарственные вещества не разрушаются.

Во время приступа не накладываете ребенку горчичники, не делайте ножных ванн с теплой водой, не растирайте его кожу пахнущими веществами, не давайте отвары трав и мед. Эти действия могут только усилить приступ!

Важно! Помните, что у детей общее состояние может быстро и резко ухудшиться, поэтому не медлите с вызовом машины скорой помощи в следующих ситуациях:

* Если по истечении одного-двух часов от начала оказания помощи приступ не купировался.

* При появлении учащенного дыхания и затрудненного выдоха у ребенка в состоянии покоя.

* Когда ребенку трудно говорить и ходить, он сидит в вынужденном положении.

* Если кожа малыша побледнела или появилась ее синюшность на кончиках пальцев, вокруг губ и крыльев носа.

* Когда кроха излишне возбужден («дыхательная паника») или у него нарастает слабость.

* Если вы живете далеко от лечебного учреждения.

* У вас отсутствует возможность оказать помощь в полном объеме дома.

* Если вашему малышу еще не исполнился год.

Все зависит от общего самочувствия ребенка:

— Если ваш малыш на следующий день активен и чувствует себя хорошо , продолжите основное (базисное) лечение, назначенное врачом.

— Если у ребенка сохраняется кашель, усиливающийся после физической или эмоциональной нагрузки, постарайтесь оградить его от активных игр и бега.

Для лечения продолжайте вводить препарат, расширяющий бронхи, еще 1-2 дня по одной ингаляции каждые 4 часа бодрствования.

И обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом. Поскольку возможно понадобится увеличить дозу уже назначенного лекарственного препарата для основного (базисного) лечения на 7-10 дней или прописать другое лекарство.

Важно! Препараты, расширяющие бронхи, применяются только для купирования приступа бронхиальной астмы. Поскольку они не действуют на аллергическое воспаление и не обладают лечебными свойствами . Поэтому никогда не увеличивайте их дозу или длительность применения, лучше обратитесь к врачу.

Дорогие мамы, приступ — грозное осложнение бронхиальной астмы, поэтому лучше предупреждайте его развитие. Для этого старайтесь ограждать малыша от возможных провоцирующих факторов (домашняя пыль, мед, шерсть животных и другие), а также соблюдайте все врачебные рекомендации. И тогда вы сможете контролировать это коварное заболевание, а ваш малыш будет наслаждаться свободным дыханием.

Автор : Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *