Как перевести ребенка на домашнее обучение? Основания для перевода ребенка на домашнее обучение. Семейное образование
Вот уже в течение ряда лет набирает популярность тенденция отказа от школьного образования в пользу обучения ребенка на дому с последующей сдачей экзаменов в форме экстерната. У обеих систем, как школьной, так и надомной, есть свои сторонники и противники, которые приводят аргументы как в защиту, так и против каждой из систем. Давайте подробнее остановимся на каждой из них.
Итак, что такое образование? Образование условно можно разделить на две основные составляющие: во-первых, это непосредственно образовательная составляющая, то есть усвоение ребенком определенного минимума знаний в различных сферах науки (точные, гуманитарные и т. д.), во-вторых, это воспитательная составляющая. В более широком смысле последнее можно назвать социализацией ребенка. В какой из этих составляющих происходит лучшее усвоение специальных знаний?
В том или ином случае необходимо проверить уровень знаний через какие-либо контрольные мероприятия (экзамены, зачеты и так далее). Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.
Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе? Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем. Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников. Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена. В случае же надомного образования такой заинтересованности нет. Что, безусловно, повышает спрос с ребенка, отказавшегося от обучения в системе. На экзамене такому ребенку могут устроить допрос с пристрастием. Ведь то, что выделяется, то и привлекает внимание окружающих. Стоит только вспомнить эксперимент с обезьяной: перед ней ставят несколько кубиков и шар, и она выбирает, конечно же, шар, но, когда перед ней ставят только кубики, причем все, кроме одного (красного), желтые, она выбирает красный.
В свете этих факторов аттестация надомников становится более жестким испытанием для детей. Однако благодаря этому знания обучающегося дома будут в разы превосходить знания обычного школьника. Кто-то может выступить против выборочного изучения предметов на дому, но разве в школе дети не выбирают любимые предметы, к которым у них больше способностей? Поэтому ничуть не уступает школьной программе домашнее обучение. Русский язык или математика будет в приоритете – это уже покажет время.
В школе это, во-первых, общение с преподавателем, а во-вторых, общение с ровесниками (коллективом). К сожалению, в школах четко проявляется доминирование преподавателя над учеником, что придает общению приказно-испольнительный тон. Еще Черчилль утверждал, что в руках школьного учителя есть власть, которая премьер-министру даже и не снилась. Такое общение вырабатывает сразу несколько сторон характера у ребенка. Тут и умение выкручиваться, и унижаться, подчиняться. Такая социализация делает людей психическими инвалидами, ведь они не умеют общаться на равных. Это прямая дорога в госслужащие. Такие люди чрезвычайно изворотливы, хитры, но их приходится ставить на место, как в волчьей стае, иначе, почувствовав хоть малую толику превосходства над другими, они начинают хамить.
Теперь поговорим о том, каких детей переводят на домашнее обучение. Иногда действительно не стоит насиловать личность. Лучше дать ей гармонично развиться через семейное образование. Есть множество причин, по которым родители не отдают своих детей в учебные заведения.
Основания для перевода ребенка на домашнее обучение:
1. В случае, когда умственно ребенок на порядок опережает своих сверстников. К примеру, он уже умеет читать и писать, освоил самостоятельно программу начальных классов. Такой ребенок, попав в среду, где ему уже все понятно и известно, резко может потерять интерес к учебе вообще. Для таких детей есть и запасной вариант – пойти в школу, перепрыгнув несколько классов. Но такой подход не гарантирует полную адаптацию ребенка под окружающие условия, учитывая развитие психическое и физиологическое.
2. Если ваш ребенок серьезно увлекается каким-то делом, которое может стать его будущей профессией. Например, музыкант, художник и так далее. Сложно и непродуктивно смешивать эту деятельность с учебой в школе.
3. Если работа родителей требует постоянных переездов, что отнюдь не положительно сказывается на состоянии ребенка. Смена окружения – уже достаточный стресс, что уж говорить о социальной адаптации в каждой новой школе.
4. Когда родители отказываются отдавать ребенка в общеобразовательное учреждение по моральным, идеологическим или иным причинам.
5. Часто бывает так, что, если у чада серьезные проблемы со здоровьем, родители задумываются о том, как перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение. Обычно родители договариваются с учителями, чтобы те приходили обучать их сына или дочь дома.
Для начала необходимо разузнать обстановку в выбранном учебном заведении. В его уставе должен быть прописан пункт о домашнем обучении, в противном случае ждите отказа. Тогда придется обращаться в другие места или непосредственно в департамент образования местной администрации, чтобы они предоставили вам список школ с включенным в устав домашним образованием.
Совсем немного документов потребуется для того, чтобы обеспечить обучение ребенка на дому. Потребуется следующее: свидетельство о рождении ребенка или его паспорт, заявление о переходе на домашнее обучение, а также медицинские справки в случае, если причиной перевода стало состояние здоровья ребенка.
Если родители сами решили дать своему ребенку семейное образование, им понадобится выполнить бесхитростные действия. А именно: собрать документы, написать заявление, если ребенок переходит на данный тип обучения по состоянию здоровья, то родителям необходимо обратиться к участковому врачу за направлением на психолого-медико-педагогический консилиум, где будет решено, стоит ли переводить ребенка на домашнее образование.
Заявление о переходе на домашнее обучение пишется на имя директора школы, но также есть вероятность, что он не захочет брать на себя такую ответственность и перенаправит заявление в отдел образования. Как вариант – написать заявление сразу в администрацию.
Это заявление должно отображать количество предметов и часов, установленное для обучения на дому.
Как перевести ребенка на домашнее обучение? Необходимо согласовать составленный график занятий с администрацией школы. Планирование домашнего обучения можно предоставить школьным педагогам, а можно самостоятельно выработать свою методику, исходя из увлечений ребенка.
Существует несколько разновидностей образования на дому:
1) Надомное обучение. При таком подходе ребенку составляют индивидуальный план обучения школьные педагоги: учителя приходят на дом и читают предметы согласно графику. Этот вид образования обычно назначается при наличии медицинских показаний.
2) Экстернат. Ребенок изучает школьную программу либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Обучение происходит в удобном для него темпе и режиме. Такая методика предполагает самостоятельный контроль над сдачей экзаменов, к примеру ребенок может освоить двухлетнюю программу за один год и вырваться вперед своих сверстников по развитию.
3) Самостоятельное обучение. В данном случае ребенок сам выбирает стиль обучения, родители не принимают в этом никакого участия. Тем не менее все виды домашнего обучения подразумевают обязательное посещение ребенком школы два раза в год для сдачи экзаменов. Ведь только так ему удастся получить аттестат о получении среднего образования. Поэтому родителям необходимо взвесить все за и против, перед тем как отправлять ребенка в школу или обучать на дому.
Сейчас в мире цифровых технологий, интернет-общения и всплеска соцсетей реальным стало даже обучаться не только на дому, но и виртуально. К примеру, в Германии даже открыли первую виртуальную школу.
Сейчас школа – это не место для воспитания ребенка. Всего 20-30 лет назад знания получались только из книг, сейчас же диапазон источников в интернете просто массивный. Это существенно облегчит родителям и ребенку задачу создать правильное направление домашнего обучения.
Школа больше не является оплотом нравственного или морального образца. Дома вы можете подобрать индивидуальные занятия для собственного ребенка, основываясь на его интересах, увлечениях, хобби. Так он со временем научится самостоятельно распределять свое свободное время, чтобы извлекать максимум пользы. Конечно, у ребенка появляется больше свободного времени после перехода на домашнее обучение, но этим не следует злоупотреблять, ведь время – наш строитель. Предлагайте ребенку различные занятия, хвалите за попытки и вдохновляйте на новые свершения.
Безусловно, многие родители вряд ли могут выделить достаточно времени своему ребенку. В таком случае на помощь приходит онлайн-обучение. В интернете есть целые академии для юных специалистов, наполненные видео различных тематик и уровней. Стоит отметить, что такие академии предоставляют свои услуги на совершенно безвозмездной основе.
Сегодня многие университеты мира стали проводить онлайн-лекции. Единственным препятствием может стать знание языка, но это же не мешает вам заняться изучением английского, немецкого и других языков дома посредством интернет-ресурсов, репетиторов и так далее. Все решаемо.
Школа требует оценки, а в жизни детям пригодятся навыки. К примеру, работоспособность. «Хочу – не хочу» здесь не котируется. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно оперировать навыками изо дня в день. Такой навык вырабатывается не только в учебном заведении, а в занятиях интересным и полезным делом, вроде спорта, конструировании моделей, создании компьютерных игр. Очень важным еще является навык достижения результата. Такой навык сложно формировать в школьных условиях из-за того, что временной график не позволяет ребенку с головой погрузиться в знания и применить их на практике. Только ребенок начинает вникать, 45 минут учебного времени заканчиваются, и ему приходится срочно перенастраиваться. Этот метод изжил себя, так как память не успевает отложить полученные знания в отдельный «файл» в мозге ученика. В итоге школьные уроки превращаются во время, которое нужно просто «пережить». Обучение, как и любой процесс, должно приносить результат. Начал – закончил – получил результат. Такая схема научит не только терпению, трудоспособности, но и взрастит волевые качества ребенка.
Миф о том, что в школе живое общение, давно устарел. Всем известно, что в школе ученик должен молчать, меньше привлекать внимание и вообще быть тише воды, ниже травы. Только на мероприятиях в неформальной обстановке реально выстроить полноценную коммуникацию.
Как показывает практика, дети с уймой интересов, которые посещают различные кружки и секции, наиболее социально адаптированы, чем те, что молчат в тряпочку на протяжении всего урока. Есть ли смысл насиловать своих детей только потому, что система прописала? Дайте своим детям общение, уверенность, и тогда все дороги перед ними будут открыты!
Оценки – это всего лишь субъективное видение определенных людей. Они никак не должны влиять на ваши отношения с ребенком. Многие знаменитые люди вообще не заморачивались по поводу оценок и контрольных работ, потому что вовремя поняли, что в школе они теряли свое драгоценное время, которое могли потратить на совершенствование своих навыков и способностей.
Поощряйте всячески любое проявление интереса у ребенка. Любое увлечение – это уже прекрасно, даже если вам что-то кажется несерьезным. Дайте детям быть детьми. Период для распознания – это возраст от 9 до 13 лет. Нужно внимательно прислушиваться ко всем мечтам своего ребенка и давать ему возможность реализовать свои стремления. Пока у него есть дело, которое он может делать без передышки, пока готов вкладывать силы, у него формируются важные жизненные навыки.
Далеко не каждый педагог является истинным учителем, которого стоит слушать. Есть такие учителя, что могут применять рукоприкладство или нецензурную брань во время урока. Если такое происходит с кем-то, об этом нельзя умалчивать. Только через реформы можно добиться развития и совершенствования.
Только вы можете встать на его сторону, вы его опора и защита. Целый мир против вашего ребенка, встаньте на его сторону и поддержите его увлечения и интересы.
Решение о переводе ребенка на домашнее образование, или хоум-скулинг, как это принято называть сейчас, ложится полностью на плечи родителей, им придется взять на себя ответственность за будущее своего чада. И если так посмотреть, разве не их это прерогатива? С какой стати судьбу ваших детей должны решать чужие дяди-тети, учителя, чиновники и иже с ними?
Перед тем как перевести ребенка на домашнее обучение, его сперва нужно показать опытному психологу. Только сложив воедино пазл из особенностей характера, типа мышления, можно определить темперамент отпрыска. Именно эта процедура поможет выявить, готов ли он к хоум-скулингу.
Итак, мы рассказали вам, как перевести ребенка на домашнее обучение и в каких случаях это стоит делать. Теперь вы сможете принять правильное решение.
источник
Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.
Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).
Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.
Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение. Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте.
Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа. Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу. Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.
Шаг 2. Идем в школу.
В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.
Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.
После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.
Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.
«Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.
Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные.
Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п. До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка.
Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м. Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.
Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.
После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно. По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.
Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:
– с хроническими заболеваниями;
– которые длительно лечатся амбулаторно.
Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.
Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.
Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.
После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.
Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).
источник
2126 дн. с момента
до 1 cентября 2013 г.
источник
Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому. В списке — 60 пунктов.
В ранее действовавший перечень заболеваний внесены уточнения. Изменены названия болезней согласно Международной классификации, а также конкретизированы особенности их течения.
С00-С97 Злокачественные новообразования (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).
D30-D61 Апластические анемии (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).
D66-D67 Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени).
D69 Пурпура и другие геморрагические состояния (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).
D89 Отдельные нарушения, вовлекающие имунный механизм. (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).
Е10 Сахарный диабет I типа (тяжелой степени).
F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое расстройство). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F70-F79 Умственная отсталость. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F84 Общие расстройства психологического развития. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта). (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F98.1 Энкопрез неорганической природы. (Тяжелой степени, исключается каломазание).
F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы (Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G24.1 Идиопатическая семейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G24.2 Идиопатическая несемейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.3 Миоклонус. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.5 Другие виды хореи. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G31.8 Другие уточненные денегеративные болезни нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).
G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).
G40 Эпилепсия (С частыми приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне длительного подбора противосудорожной терапии).
G43 Мигрень в тяжелой степени.
G71.0 Мышечная дистрофия. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G71.2 Врожденные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G71.8 Другие первичные поражения мышц. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G72.8 Другие уточненные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G80 Детский церебральный паралич. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G82 Параплегия и тетраплегия (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
H16 Кератит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H20.1 Хронический иридоциклит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H30 Хориоретинальное воспаление. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H46 Hеврит зрительного нерва (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H33 Отслойка и разрывы сетчатки. (В течение 1 года после хирургического лечения).
H40.3-H40.6 Глаукома. (В терминальной стадии). Q15.0 Врожденная глаукома. (В терминальной стадии).
I50 Сердечная недостаточность 2 и 3 стадии.
J43 Эмфизема. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).
J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).
J96.1 Хроническая респираторная недостаточность 2 и 3 степени тяжести.
K50-K52 Неинфекционный энтерит и колит тяжелой степени.
K72.1 Xроническая печеночная недостаточность тяжелой степени.
K74 Фиброз и цирроз печени (Cостояние после трансплантации печени).
L10-L14 Буллезные нарушения тяжелой степени.
L20-L30 Дерматит и экзема. (Тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).
М05-M14 Воспалительные полиартропатии тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.
M24 Поражения суставов. (Cостояния после хирургического лечения, требующие длительной иммобилизации).
M30-M36 Системные поражения соединительной ткани. (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).
М91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) после хирургического лечения и требующий иммобилизации.
N01-N08 Гломерулярные болезни тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.
N10-N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек тяжелой степени, осложненное течение, состояние после трансплантации почки.
N18 Хроническая почечная недостаточность тяжелой степени.
Т90 Последствия травм головы. (Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения и т.п.).
Т91 Последствия травм шеи и туловища. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).
Т93 Последствия травм нижних конечностей. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).
Т94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).
источник
Законодательным основанием для возможности и порядка перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья служит:
часть 1 п. 2 статьи 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Статья 63 «Общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательное учреждение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.
Домашнее обучение по состоянию здоровья — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его обучение и успешную аттестацию. В то время как рассмотренная в предыдущем материале «Семейное образование: Компенсации родителям за семейное обучение?» форма «семейного обучения», предусматривает открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей.
В отличие от семейного обучения дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.
Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
В соответствии с принятым в 2012 году Законом об образовании дети могут получать общее образование как в образовательных учреждениях, так и вне их.
Ребенок по медицинским показаниям имеет право:
- на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании».
Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает:
- перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.
Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы для домашнего обучения возможно в том случае, если:
у ребенка имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени;
одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего ребенка при проведении медико-социальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.
Исходя из приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н:
- вторая степень ограничения способности к обучению предполагает необходимость обучения на дому.
Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.
Напомним, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к основным общеобразовательным программам относит:
- образовательные программы дошкольного образования,
- образовательные программы начального общего образования,
- образовательные программы основного общего образования и
- образовательные программы среднего общего образования,
т.е. те образовательные программы, которые должны осваиваться детьми в школе.
Таким образом, если у ребенка есть заболевание с той особенностью течения, которое изложено в приказе 436н, он имеет не только право на домашнее обучение, но и может претендовать на статус ребенка инвалида.
Почему может претендовать:
- потому что необходимо еще и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое должно подтвердить нуждаемость в таком виде обучения, то есть в домашнем обучении.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам:
Утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н
1. | C00 — C97 | Злокачественные новообразования | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | |||
2. | D60 — D61 | Апластические анемии | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга |
3. | D66 — D67 | Нарушение свертываемости крови | Тяжелой степени |
4. | D69 | Пурпура и другие геморрагические состояния | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 |
5. | D89 | Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
Болезни эндокринной системы | |||
6. | E10 | Сахарный диабет I типа | Тяжелой степени |
Психические расстройства и расстройства поведения | |||
7. | F06.6 | Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство | Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
8. | F07 | Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга | |
9. | F20 — F29 | Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства | |
10. | F30 — F39 | Расстройства настроения (аффективные расстройства) | |
11. | F70 — F79 | Умственная отсталость | |
12. | F84 | Общие расстройства психологического развития | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
13. | F90.1 | Гиперкинетическое расстройство поведения | |
14. | F95.2 | Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта) | |
15. | F98.1 | Энкопрез неорганической природы | Тяжелой степени, исключается каломазание |
16. | F98.8 | Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
Болезни нервной системы | |||
17. | G12 | Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
18. | G24.1 | Идиопатическая семейная дистония | Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии (более 1 месяца) |
19. | G24.2 | Идиопатическая несемейная дистония | |
20. | G25.3 | Миоклонус | |
21. | G25.4 | Хорея, вызванная лекарственным средством | |
22. | G25.5 | Другие виды хореи | |
23. | G25.8 | Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения | |
24. | G31.8 | Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске |
25. | G35 — G37 | Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы | |
26. | G40 | Эпилепсия | Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца) |
27. | G43 | Мигрень | Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней) |
28. | G71.0 | Мышечная дистрофия | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
29. | G71.2 | Врожденные миопатии | |
30. | G71.3 | Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках | |
31. | G71.8 | Другие первичные поражения мышц | |
32. | G72.8 | Другие уточненные миопатии | |
33. | G80 | Детский церебральный паралич | |
34. | G82 | Параплегия и тетраплегия | |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | |||
35. | H16 | Кератит | Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
36. | H20.1 | Хронический иридоциклит | |
37. | H30 | Хориоретинальное воспаление | |
38. | H46 | Неврит зрительного нерва | |
39. | H33 | Отслойка и разрывы сетчатки | В течение 1 года после хирургического лечения |
40. | H40.3 — H40.6 | Глаукомы | Терминальная стадия |
Q15.0 | Врожденная глаукома | ||
Болезни системы кровообращения | |||
41. | I50 | Сердечная недостаточность | Стадии II, III |
Болезни органов дыхания | |||
42. | J43 | Эмфизема | Тяжелой степени; состояние после трансплантации легкого |
43. | J44 | Другая хроническая обструктивная легочная болезнь | |
44. | J96.1 | Хроническая респираторная недостаточность | II, III степени тяжести |
Болезни органов пищеварения | |||
45. | K50 — K52 | Неинфекционный энтерит и колит | Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением |
46. | K72.1 | Хроническая печеночная недостаточность | Тяжелой степени |
47. | K74 | Фиброз и цирроз печени | Состояние после трансплантации печени |
Болезни кожи | |||
48. | L10 — L14 | Буллезные нарушения | Тяжелой степени |
49. | L20 — L30 | Дерматит и экзема | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | |||
50. | M05 — M14 | Воспалительные полиартропатии | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
51. | M24 | Другие поражения суставов | Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей |
52. | M30 — M36 | Системные поражения соединительной ткани | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
53. | M91.1 | Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) | После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
Болезни мочеполовой сферы | |||
54. | N01 — N08 | Гломерулярные болезни | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки |
55. | N10 — N16 | Тубуло-интерстициальные болезни почек | Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки |
56. | N18 | Хроническая почечная недостаточность | Тяжелой степени |
Последствия травм | |||
57. | T90 | Последствия травм головы | Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли |
58. | T91 | Последствия травм шеи и туловища | Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
59. | T93 | Последствия травм нижней конечности | |
60. | T94.0 | Последствия травм, захватывающих несколько областей тела |
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.
На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
- органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06–1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:
- для 1 – 4 классов — 8 уроков в неделю;
- для 5 – 8 классов — 10 уроков в неделю;
- для 9 классов — 11 уроков в неделю;
- для 10 – 11 классов — 12 уроков в неделю.
Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.
Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:
желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;
для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);
при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:
включая объем его учебной нагрузки,
а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или
путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся,
Во время домашнего обучения школа обязана:
предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
условия для промежуточной и итоговой аттестации;
документ государственного образца о соответствующем образовании.
Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.
Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:
то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;
длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.
Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение
Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.
Для получения справки нужно:
обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза;
далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.
Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо:
обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и
получить решение комиссии в назначенное время.
В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи:
врача, который выдал документ,
лечащего и главного врача поликлиники, и
круглая печать поликлиники.
Данная справка действительна 1 год.
Шаг 2. Изучить документы школы, в которой учится ребенок.
Несмотря на то, что домашнее обучение официально признано, далеко не каждая школа может его предоставить. Для того, чтобы узнать возможен ли перевод на домашнее обучение по причине здоровья в школе, нужно посмотреть устав школы. Устав можно попросить у завуча школы или найти на интернет-сайте школы.
После того как убедитесь, что школа позволяет осуществить перевод ребенка на домашнее обучение, необходимо приступать к сбору документов.
Шаг 3. Собрать комплект документов.
Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно собрать следующие документы:
справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике;
заявление на имя директора школы;
свидетельство о рождении ребёнка;
заявление в департамент образования.
Чтобы написать заявление на имя директора школы понадобится помощь педагогов или завуча, так как в заявлении должен быть указан перечень предметов, которые будут изучаться ребёнком и количество их часов.
Заявление в департамент образования стоит отправить (передать) одновременно с заявлением на имя директора. Это обусловлено тем, что несмотря на то, что школа обязана перевести ребёнка на домашнее обучение на основании врачебных показаний, директор школы может побояться брать на себя ответственность и перенаправить заявление в департамент образования.
Шаг 4. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.
Далее, с комплектом документов нужно прийти в школу, чтобы составить индивидуальный график домашнего обучения для ребёнка.
В нём должны быть отображены:
предметы и количество их часов;
также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и
график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.
При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.
Помимо индивидуального графика домашнего обучения:
между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и
указываются сроки контрольных аттестаций.
Шаг 5. Получить журнал учёта проведённых занятий.
На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий. В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. В идеальном варианте, журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.
Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание. Это почти тот же классный журнал, только для ребёнка, обучающегося на дому.
Если к ребёнку приходит репетитор, то пройденные темы, также должны быть отображены в журнале.
Шаг 6. Получить аттестат.
В отличие от семейного образования — на домашнем обучении ребёнок остаётся приписан к школе на время обучения. В зависимости от сложности заболевания, ребёнок может периодически посещать школу и общие уроки, также приходить на контрольные, промежуточные и итоговые аттестации. Всю эту информацию родители должны будут согласовывать, составляя индивидуальный график.
Таким образом, при сдаче ОГЭ или ЕГЭ, ребёнок вместе со своим классом сдаёт экзамены в установленное время и месте. В этом случае ребёнок получает аттестат стандартного образца. В случае, если заболевание не позволяет ребёнку покинуть дом или место лечения, школа берёт на себя организацию проведения итоговых аттестаций. Экзамены могут быть проведены дома, либо перенесены в связи с ухудшением состояния здоровья ребёнка.
Если ребёнок учится на домашнем обучении по индивидуальному графику или осваивает не полную программу, в таком случае школа также организует аттестации, согласно плану домашнего обучения ребёнка. В итоговом аттестате будут прописаны предметы, которые усвоил ребёнок.
Каждый субъект РФ вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся домашнего обучения лиц с ограниченными возможностями. Например, в Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 № 16 (ред. от 14.12.2016). Положения данного Закона распространяются на домашнее обучение детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья.
Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения детей на дому:
для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому;
обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями. Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования;
лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы;
коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
Статья 7 «Обучение на дому» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу:
- образовательное учреждение не в праве отказать ребенку, у которого имеются ограниченные возможности здоровья.
п.1, п.2 статьи 14 «Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
источник