Меню Рубрики

Как побороть астму у ребенка

Как развивается астма

Астма определяется врачами как заболевание, характеризующееся эпизодами бронхиальной обструкции (нарушения проходимости бронхов), полностью или частично обратимых. В основе ее лежит воспаление слизистой бронхов и бронхиальная гиперреактивность.

Во время приступа бронхиальной обструкции происходит сужение просвета как мелких, так и более крупных бронхов.

У всех больных астмой, когда нет приступа, тем не менее обнаруживаются признаки воспалительного процесса в слизистой оболочки бронха. Этот факт ставит вопрос о лечении воспалительного процесса — и не только во время приступа астмы. Такие препараты есть, так что настойчивое проведение длительного лечения должно стать основой борьбы с астмой.

Не менее важно и второе положение — о наличии у больных астмой бронхиальной гиперреактивности, то есть повышенной раздражимости бронхов, отвечающих спазмом даже на ничтожные количества раздражающих веществ во вдыхаемом воздухе. Это заставляет создавать для этих больных здоровую воздушную среду.

«Не все астма, что свистит»

Бронхиальная обструкция наблюдается не только при астме, но и при ряде других заболеваний. При большинстве из них, особенно у взрослых, заболевание не имеет ремиссии (светлых промежутков), что и отличает их от астмы.

Но в детском возрасте существует группа очень похожих на астму заболеваний, связанных с вирусной инфекцией. К астме они не имеют никакого отношения. И больной астмой грудной ребенок, и его сверстник без признаков аллергии могут дать эпизод обструкции на фоне ОРВИ. Разница состоит лишь в том, что у астматика приступы заболевания будут повторяться, причем не только при ОРВИ, но и в ответ на тот или иной неинфекционный аллерген, тогда как ребенок без аллергии заболеет обструктивным бронхитом и, скорее всего, «перерастет», так что бронхиальная обструкция после 1-2 подобных эпизодов прекратится. Именно этот факт порождает сложности в указанных выше «взаимоотношениях» с диагнозом «астма» у многих родителей, а также не полное принятие педиатрами определения астмы.

В чем отличие обструктивного бронхита на фоне ОРВИ и астмы? При некоторых вирусных инфекциях у грудных детей наблюдается воспаление слизистой оболочки бронха, которая утолщается, и увеличивается продукция слизи. Это ведет к сужению очень узких детских бронхов, что сопровождается, так же как при астме, затруднением выхода. Такая картина может повториться 1-2 раза, но с ростом ребенка и увеличением диаметра его бронхов новая инфекция, хотя и вызывает бронхит, существенного нарушения бронхиальной проходимости не вызывает.

То же происходит и у ребенка-аллергика, однако со временем, благодаря сохранению гиперреактивности бронхов, практически каждая новая инфекция будет сопровождаться бронхоспазмом. Более того, такой ребенок может дать приступы обструкции в ответ на вдыхание аэроаллергенов — а это и есть бронхиальная астма.

Среди детей первых трех лет, имеющих обструктивные заболевания, группой риска по бронхиальной астме являются:

— дети с аллергической предрасположенностью (аллергией у родителей, имеющих кожные аллергические проявления, положительные кожные аллергические пробы или высокий уровень иммуноглобулина Е);

— дети, обструктивное заболевание которых развивается без температуры (что говорит о роли неинфекционного аллергена);

— дети, имеющие более 3 обструктивных эпизодов.

В возрасте после 3 лет практически всем детям с обструктивными проявлениями уместно ставить диагноз бронхиальной астмы, правда, у многих из них через 1-3 года заболевание прекращается.

Формы бронхиальной астмы

Выше мы упоминали о двух формах астмы — аллергической и неаллергической. Этим деление астмы на формы не ограничивается.

У многих детей астма протекает без выраженных приступов, во время обострения у них возникает бронхит с явными признаками обструкции, который у нас принято называть астматическим бронхитом, что не должно успокаивать родителей: астматический бронхит есть форма бронхиальной астмы.

У некоторых детей приступ астмы протекает как упорный ночной кашель без выраженной одышки — это тоже форма астмы, которая со временем может переходить в типичную форму.

У ряда детей возникают одышка и затруднение дыхания в ответ на физическую нагрузку — это астма физического напряжения, а развивается приступ как результат бронхиальной гиперреактивности, стимулированной мышечными усилиями.

Многие родители замечают, что приступ астмы возникает при сильном волнении ребенка, иногда даже говорят о «психической астме». Вряд ли есть основания говорить о психическом механизме астмы, а вот в том, что при любой форме этой болезни волнения, особенно связанные с неспособностью ребенка справиться с той или иной проблемой, могут вызвать приступ, — сомнений нет. Поэтому в семье, где есть ребенок с астмой, очень важен здоровый психологический климат.

Как протекает астма

«Обычный» приступ развивается внезапно, учащается дыхание, затрудняется выдох, ребенок принимает сидячую позу и дышит поверхностно. Часто свистящее дыхание слышно на расстоянии, иногда оно ощущается только при поднесении уха ко рту ребенка. Затруднение выдоха ведет к задержке воздуха в грудной клетке, она обычно вздувается, если положить на нее руки, то ощущается дрожание на выходе.

Приступ может держаться от нескольких минут до многих часов, нередко он кончается самопроизвольно. Однако ждать, когда он пройдет, или применять сомнительные средства (их напридумано очень много) недопустимо: удушье — очень мучительное явление, так что каждая минута промедления с эффективным лечением усиливает страдания ребенка, пугает его, что само по себе может усиливать бронхоспазм. В более тяжелых случаях требуется интенсивная терапия.

Различаются больные и по характеру межприступного периода. У некоторых больных никаких изменений выявить не удается, тогда как у других и в межприступном периоде имеются существенные ограничения со стороны дыхательной функции.

Лечение астмы

Когда я смотрю больного астмой ребенка, первое, о чем я ставлю его родителей в известность, что астма не излечивается ни одним из известных средств. Возможно, это жестоко, но почему я говорю об этом? Потому что многие родители в поисках чудо-средства пробуют самые разные методы, большинство которых не только не приносят пользы, но и вредят больному.

Если не рассчитывать на излечение, то в чем смысл лечения? Смысл его состоит в том, чтобы уменьшить тяжесть астмы, научиться предотвращать приступы, по крайней мере сделать их более редкими, быстро снимать приступ в случае его возникновения. Короче, сделать жизнь ребенка полноценной — как у здорового ребенка.

А в отношении возможности излечения я всегда «облегчаю душу» родителей — в очень большом проценте случаев астма у ребенка проходит самостоятельно.

Ну, а как правильно лечить астму? Надо четко различать лечебные меры, помогающие избавиться от уже возникшего приступа, и средства, позволяющие смягчить течение болезни.

Как предупредить приступ? Предупреждение приступов является основной задачей базисного лечения. Но к этому следует добавить и меры по возможному предупреждению контакта с аллергенами, в первую очередь — с домашней пылью. Лучше убрать ковры и мягкую мебель, по крайней мере в комнате, где спит ребенок. Я нередко шучу — идеальная спальня для ребенка — тюремная камера, где, кроме койки, стола и табуретки, ничего нет. Важно закрыть книги в стеклянных полках, чаще использовать пылесос для уборки, причем лучше увлажняющий. Чтобы уменьшить контакт больного с клещом-дерматофагоидесом, следует обтянуть матрас ребенка полиэтиленовой пленкой и надеть 2 наволочки на подушки. С учетом аллергизирующих свойств пера птицы — следует заменить перьевые подушки на ватные или поролоновые.

Очень трудно расстаться с домашними животными, но это необходимо, если выявлена чувствительность ребенка к их шерсти. В комнате не следует иметь живых цветов — для больного могут быть опасны не только их запахи и пыльца, но и грибок-аспергилюс, который часто заводится в цветочных горшках. У маленьких больных астмой нередко приступ может быть связан с пищевыми аллергенами.

Вряд ли надо говорить о вреде курения в квартире, где есть больной астмой. Для него в первую очередь следует создать условия, обеспечивающие максимальное пребывание на свежем воздухе. Да и все другие меры предупреждения аллергии должны полностью соблюдаться.

Очень важно закалять ребенка — это уменьшит чистоту респираторных инфекций, которые часто являются причиной приступа и способствуют усилению бронхиальной гиперреактивности.

Очень многие дети с астмой плохо переносят физическую нагрузку — через 5-7 минут от начала бега или подвижных игр у них возникает бронхоспазм, вызывающий одышку, или даже приступ астмы. Для предупреждения этого следует сделать 1-2 ингаляции бета-мииетика или принять порошок эуфиллина, после этого бронхоспазм не разовьется, а через 20-30 минут под влиянием физической нагрузки бронхи, наоборот, расширятся, что очень полезно для больного.

Именно поэтому физическая культура, повышение физической выносливости входит в арсенал лечебных средств при астме. Более того, физическая тренировка повышает самооценку больного, способствует выработке у него уверенности в собственных силах и снижает зависимость от взрослых. Очень полезна дыхательная гимнастика, больные астмой в процессе занятий обучаются правильному дыханию.

Многие родители спрашивают, можно ли ребенку с астмой ехать на юг, к морю. Опыт показывает, что такая смена климата обычно провоцирует приступ астмы, так что к этому надо быть готовым. Но затем дети обычно чувствуют себя хорошо и получают много пользы от пребывания на море — ведь морской воздух очень чист, дыхание им снижает гиперреактивность бронхов. По возвращению домой многие больные вновь дают приступы астмы, и к этому тоже надо быть готовым. В целом, польза от такой поездки будет ощутимой, если пробыть на юге месяца полтора-два, не меньше.

Другой частый вопрос — о смене климата. В большинстве случаев «подобрать» климат не удается, так что я обычно не советую родителям пускаться в это очень непростое предприятие. Если астма четко связана с цветением определенного растения, на этот период иногда можно увезти ребенка в другой регион, но чаще всего полностью избавиться от астмы таким способом не удается. Это же относится и к поездкам в горы, где на высоте 1500-2000 метров очень мало аллергенов: это полезно (в том числе и с точки зрения физической тренировки), но полностью избавиться от астмы все же не удается.

Ну а как отнестись к лечению астмы в соляных шахтах? Там в воздухе нет аллергенов, и это способствует снижению гиперреактивности бронхов. Но ведь всю жизнь в шахте не просидишь, так что рассчитывать на излечение не приходится. А вот пребывание в галокамере (комнате, стены которой покрыты солью) представляется мне по меньшей мере сомнительным.

Альтернативные методы лечения

Многим приходилось слышать или читать о чудодейственных средствах — иглоукалывании, особых дыхательных приемах, о чудо-лекарствах, экстрасенсах, якобы излечивающих астму. Да, действительно, легкий приступ можно снять с помощью задержки дыхания или иглоукалывания, но я никогда не мог понять, чем иглоукалывание лучше ингаляции. Более того, задержки дыхания даже при среднетяжелой астме могут быть весьма опасны.

Я не знаю ни одного солидного исследования, в котором было бы доказано излечение астмы с помощью этих методов, а сведения типа «мы лечились у экстрасенса — и астма прошла» совершенно неубедительны: ведь у большенства детей астма рано или поздно проходит!

А вред от всех этих методов один — прибегая к ним, родители отвлекаются от тех мер, которые действительно помогают при астме, в частности — не проводят базисного лечения. Да и применение при приступе других лекарств (приходится слышать от родителей, что им рекомендовали бронхолитин, но-шпу, папаверин, солутан и даже антибиотики) недопустимо, так как они, как правило, не облегчают страдания ребенка.

Что ждет в будущем больного астмой? При правильном лечении, как правило, удается стабилизировать состояние ребенка, и если приступы не прекращаются совсем, то снижается их частота и тяжесть.

И не надо забывать, что очень часто астма проходит.

опубликовано 15/09/2011 21:15
обновлено 30/07/2018
— Болезни органов дыхания

источник

Если правильно лечить болезнь – полноценная жизнь гарантирована; если игнорировать — ребенок может стать инвалидом.

Ежегодно в мире увеличивается количество людей, страдающих бронхиальной астмой – такова невеселая статистика ВОЗ. Благоприятствует этому ухудшающаяся экологическая ситуация, поскольку этот фактор чаще других провоцирует заболевание. Но списывать все на экологию будет неправильным, существует еще около десятка причин, из-за которых у ребенка может появиться данное заболевание.

Увы, фактор наследственности играет здесь ведущую роль: если у ребенка один из родителей страдает аллергией, то его шансы заболеть бронхиальной астмой не менее 50%, если оба — риск возрастает до 70%.

Еще одна частая причина заболевания — курение матери во время беременности. Вынужденное пассивное курение плода внутри утробы может вызвать у него заболевания дыхательного тракта. Но бывает так, что прямой вины мамы в болезни малыша нет: к бронхиальной астме малыша может привести также токсикоз, гипоксия, инфекции, перенесенные во время беременности.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание аллергического характера и вызвать его могут различные аллергены: цветочная пыльца, домашняя пыль, плесень, шерсть животных, пух птиц, корм рыб, лекарственные препараты, пища, например, мед, морепродукты, орехи.

В крайне редких случаях в первые месяцы жизни ребенку ставят диагноз «бронхиальная астма». Причина в том, что симптомы заболевания сходны с проявлениями ОРВИ, поэтому врачи могут манипулировать такими диагнозами как «астматический бронхит», «обструктивный синдром», «астматический компонент» и др.

Но если у малыша затрудненное дыхание наблюдалось более 4 раз на протяжении первого года жизни, то в этом случае обращаются к диагнозу «бронхиальная астма». У малышей в возрасте до 1 года причиной астмы, как правило, становятся лекарственные или пищевые аллергены.

Читайте также:  Бронхиальная астма беседа с больным

В возрасте от 1 года до 3 лет астму могут вызвать бытовые или грибковые аллергены, также причиной аллергии могут стать животные или птицы. Кстати, в том случае, если выяснится, что аллергеном является шерсть любимого питомца, спешите передать его в надежные руки, ведь даже спустя несколько месяцев, а, может, и лет после удаления животного аллерген все еще будет сохраняться.

Если бронхиальная астма появилась у малыша в возрасте 3-4 лет, то ее скорее вызвала аллергия на пыльцу растений.

Если ребенок проживает в загрязненном экологически неблагополучном районе – это уже само по себе может стать причиной возникновения аллергии и появиться она может в любое время и в любом возрасте.

Первым проявлением болезни становится аллергический насморк, сопровождаемый чиханием. Ребенок испытывает дискомфорт, капризничает. Это состояние может длиться несколько часов, иногда затягивается на несколько дней. Приступ бронхиальной астмы начинается с сухого кашля, доходящего до рвоты. Кашель нарастает, становится все сильнее, появляется одышка, вдох больного свистящий, выдох затруднен.

Если врача не вызвали на той стадии, когда был насморк, его нужно срочно вызвать сейчас. До приезда врача нужно пытаться успокоить малыша (да и самому не впадать в панику!), постараться чем-то занять и часто поить, даже если эти попытки будут сопровождаться рвотой. Нужно помнить, что во время приступа бронхиальной астмы при учащенном дыхании ребенок теряет много жидкости, что приводит к обезвоживанию организма, а это усиливает сужение бронхов и, соответственно, еще больше ухудшает состояние больного.

Поить ребенка нужно по 1-2 чайные ложки (больше он не сможет) каждые 15 минут. В качестве питься использовать чистую или минеральную воду без газа, компот из сухофруктов.

Еще раз подчеркнем: никакого самолечения! Противокашлевые препараты, горячие ингаляции, прием антибиотиков и другие методы, которые могут облегчить состояние ребенка при простудных заболеваниях в случае бронхиальной астмы могут серьезно навредить.

На сегодняшний день существует множество антигистаминных, бронхорасширяющих, отхаркивающих и других препаратов, которые эффективно купируют удушье, но назначать их в каждом конкретном случае должен только специалист. Кроме того, после обследования на выявление аллергена, которое будет проходить под контролем врача-аллерголога, ребенку будет назначена индивидуальная система профилактического лечения.

Главное, не драматизировать ситуацию! В том случае, когда поставлен правильный диагноз и болезнь лечится бояться нечего. Жизнь человека может быть совершенно полноценной – примеров тому тысячи. Хуже – если родители пренебрегают рекомендациями врача – тогда состояние ребенка может серьезно ухудшиться. См. также — Лечение детской астмы в горах.

Кроме обязательного медикаментозного лечения малышу нужно создать адекватные его состоянию условия для жизни. В первую очередь критически подойти к вопросу организации детской комнаты: никаких ковров, мягких игрушек, отрытых полок с книгами, цветов на подоконниках и т.д.

А еще научите малыша специальной дыхательной гимнастике, упражнениям ЛФК и минимум один раз в три месяца 10-дневный курс массажа на грудной клетке. Вашему ребенку не нужен щадящий режим – ему нужен активный образ жизни!

источник

Бронхиальная астма — это воспалительное заболевание бронхов с хроническим течением , которое провоцируется различными аллергенами.

Родители, уделяющие достаточное внимание заботе о ребенке, состоянию его здоровья, гигиене, питанию, недоумевают, когда слышат этот диагноз от врача. Он звучит как приговор. Что делать и как нужно лечить астму у ребенка?

Для того чтобы лечение было результативным, необходимо разобраться в особенностях течения, симптомах болезни и о том, какие существуют провоцирующие факторы.

Для детской астмы характерно возникновение начальных признаков у детей до 5 лет. Но в последнее время регистрируются случаи даже у грудных младенцев. Мальчики более предрасположены к развитию заболевания.

Болезнь могут спровоцировать следующие факторы:

  • при внутриутробном развитии — курение матери или работа на вредном производстве;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • наличие аллергических заболеваний — атопический дерматит, экзема;
  • пищевая аллергия на белок коровьего молока, куриный белок, орехи, злаки, красные ягоды или фрукты;
  • бытовые аллергены — домашняя пыль и клещи;
  • частое применение антибактериальной терапии;
  • плохая экология;
  • недоразвитие или аномалия строения органов дыхания;
  • аллергическая реакция на шерсть домашних животных, пух птиц;
  • более 7-8 случаев ОРВИ в год, которые могут сопровождаться обструкцией бронхов;
  • наличие аллергических заболеваний или бронхиальной астмы у ближайших родственников.

Развитию заболевания у детей до года чаще способствуют пищевые аллергены и сопутствующие дерматиты, в более позднем возрасте — поллиноз.

Для удобства диагностики симптомыразделяют по возрастным категориям.

  1. Проявления у детей до года: на ранних этапах родители могут обратить внимание на постоянные выделения из носа, раздражительность и плохой сон ребенка, кашель, возникающий ранним утром или ночью.
  2. Позже появляются более грозные симптомы: ребенок отказывается от груди либо вяло сосет, возникают приступы удушья, дыхание становится шумным, появляется посинение в области носогубного треугольника, кашель сухой.
  3. У детей от года до шести лет: первые проявления в виде упорного кашля во время занятия активными играми, длительное подкашливание после пролеченных ОРЗ, быстрая утомляемость, возникновение кашля при вдохе через рот или от прохладного воздуха.
  4. Далее возникают более явные признаки — ребенок жалуется на упадок сил, боли или ощущение сдавливания в области грудной клетки, отказывается от подвижных игр. При развитии симптомов бронхиальной обструкции появляются свистящее дыхание, сухой кашель с трудноотделяемой мокротой, затрудненный выдох и короткий вдох, мышцы грудной клетки становятся чрезмерно подвижными.
  5. Симптомы у детей старшего возраста: в любое время суток может возникать постоянный сухой кашель с отделением вязкой, густой мокроты. Проявляется синюшность под глазами вследствие постоянного кислородного голодания тканей. Возможно отставание в физическом развитии. Дети малоподвижны, боятся спровоцировать приступ. При его возникновении занимают вынужденную позу: садится, наклонив туловище вперед и упираясь руками в опору.

Для определения тяжести заболевания применяется таблица, в которой учитываются частота и длительность обострений, наличие ночных приступов и показатели функциональной пробы.

Эти данные необходимы для определения тактики лечения и дальнейшего прогноза.

Вылечить бронхиальную астму навсегда в настоящее время невозможно никакими лекарственными средствами. Для чего тогда вообще заниматься лечением? Цели:

  1. Уменьшить тяжесть заболевания.
  2. Снизить частоту обострений.
  3. Начиться снимать приступ и предотвращать его появление.
  4. Улучшить качество жизни ребенка.

Многие практикующие врачи заверяют, что астма у ребенка может пройти самостоятельно с наступлением полового созревания.

Не нужно пренебрегать рекомендациями по профилактике, особенно если у ребенка есть астмоподобные симптомы, указывающие на поражение бронхов (кашель, сухие свистящие хрипы, одышка или затрудненное дыхание), но диагноз еще не выставлен. Если наблюдаются сопутствующие аллергические проявления, проводят профилактическую терапию антигистаминными препаратами.

При диагнозе «бронхиальная астма» профилактика направлена на уменьшение частоты обострений и предполагает исключение провоцирующих факторов:

  1. Удаление бытовых аллергенов. Родителям придется следить за чистотой в доме вдвойне: ежедневно проводить влажную уборку, менять постельное белье не реже 2 раз в неделю, вместо шерстяных ковров использовать ламинат, линолеум. Зимняя одежда и белье должны быть из искусственных материалов, не содержать пуха, меха и шерсти. Мягкие игрушки заменить на резиновые, деревянные либо почаще их стирать.
  2. Экологические факторы. Возможно, смена места проживания решит проблему вредного воздействия окружающей среды.
  3. Профилактика ОРВИ. Вакцинирование ребенка, прием поливитаминов и закаливание организма помогут снизить вредное влияние на бронхи и уменьшить частоту приступов.
  4. Пищевая аллергия. Если она выявлена, исключить полностью из рациона продукты, содержащие определенный аллерген. Необходимо обеспечить ребенку сбалансированное питание.

Подобными мерами можно достичь длительной ремиссии (периода затихания болезни).

Включает в себя методы медикаментозной и немедикаментозной терапии. Процесс длительный, в некоторых случаях пожизненный, поэтому родителям следует запастись терпением, не верить в чудодейственные пилюли и другие средства лечения, которые могут за один раз избавить от возникшего заболевания.

Детям-астматикам постарше нужно объяснить, что это необходимость, и при строгом соблюдении всех рекомендаций они смогут жить полноценной жизнью.

Целью лечения является купирование возникшего приступа у детей и базисная терапия для того, чтобы смягчить течение патологии. Препараты принимаются перорально, в виде инъекций и ингаляционно.

Симптоматическая терапия направлена на быстрое снятие спазма в бронхах, который и вызвал приступ. Применяются лекарства, способствующие расширению бронхов (бронхолитики). Наиболее предпочтительными являются:

  • адреномиметики (сальбутамол, фенотерол);
  • антихолинергические препараты (ипратропия бромид);
  • метилксантины, средства с теофиллином;
  • комбинированные препараты — адреномиметик + антихолинергик;
  • гормональные препараты в ингаляционной форме.

Группу препарата определяет врач с учетом тяжести течения, возраста, частоты приступов, показателей инструментального обследования, эффективности ранее назначенных лекарств.

Метод введения препаратов предпочтительно ингаляционный. Средство попадает непосредственно в органы дыхания и действует быстрее. Существуют специальные приспособления для доставки аэрозоля в бронхи — это небулайзер. Благодаря аппарату вещество не оседает на задней стенке глотки, а проходит дальше по воздухоносным путям. Астматику такой аппарат необходим в доме.

Еще одно устройство, облегчающее введение лекарственных препаратов от астмы, — спейсер. Он позволяет применять меньшую дозу лекарства, но увеличивает эффективность его проникновения в легкие в 2 раза.

Данные лекарственные средства оказывают лишь временный эффект и применяются в экстренных случаях. Бесконтрольное применение может привести к возникновению резистентности (устойчивости) при очередном приступе. Поэтому нужно контролировать детей старшего возраста, которые могут злоупотреблять препаратами из-за страха возникновения приступа.

Базисная терапия состоит из лекарств с противовоспалительным действием и бронхорасширяющим эффектом. К ним относятся:

  • длительно действующие бронходилататоры;
  • системные и ингаляционные гормональные средства;
  • антилейкотриеновые препараты;
  • кромоны;
  • антицитокиновые средства.

Базисное лечение также подбирает врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Родителям ни в коем случае нельзя отменять его или менять дозировки. В особенности это касается системного применения глюкокортикостероидов. При их отмене может возникнуть ряд серьезных побочных эффектов.

Официальных клинических исследований на тему немедикаментозных способов не проводилось, доказательной базы у этих методов нет. Но врачи отмечают, что детям, у которых удалось достичь высокого эффекта в лечении, длительной ремиссии и стойких результатов, проводили дополнительную терапию. Она включает:

  • физиотерапевтические процедуры. Ультрафиолетовое облучение активизирует обмен веществ, улучшает тканевое дыхание. Иглоукалывание помогает вырабатывать гормоны, которые способствуют купированию приступа в дальнейшем;
  • лечебную физкультуру, в том числе бег, плавание, активные игры. Такие занятия повышают устойчивость к нагрузкам, способствуют развитию дыхательного аппарата, восстанавливают кровообращение и улучшают насыщение тканей кислородом;
  • хорошие результаты дает проведение дыхательной гимнастики. Она тренирует мышцы, ребенок учится управлять дыханием, происходит дренирование (очищение) бронхов от вязкой мокроты;
  • использование природных факторов — грязевые лечебницы, минеральные воды, смена климата, соляные пещеры, высокогорная терапия на курортах. Это способствует восстановлению функции внешнего дыхания, мелкие бронхи, забитые слизью, очищаются;
  • массаж, вибромассаж способствует улучшению обмена кислорода и углекислого газа в легких, уменьшается обструкция, бронхи очищаются.

Фитотерапия, ароматерапия, которые так любят некоторые родители, для детей с астмой не рекомендованы. Причина в том, что они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать новый приступ.

Любой из немедикаментозных методов можно применять только после консультации с врачом. Он оценит риски и даст рекомендации, способствующие хорошему результату.

Приступ — это остро возникшее состояние удушья, свистящего дыхания, слышимого на расстоянии и спастического кашля.

Алгоритм действия при оказании первой помощи:

  1. Посчитать количество дыхательных движений. Дать ребенку препарат, расширяющий бронхи, через ингаляционный баллончик, спейсер либо небулайзер. Посадить так, чтобы он мог опереться (стул, кровать) и задействовать вспомогательные мышцы для дыхания. Следить за изменением состояния в течение 20 минут. Частота дыхания должна снизиться, межреберные мышцы не должны западать, кашель — стать реже.
  2. Если через 20 минут эффекта нет, повторить введение препарата в той же дозировке или поменять на комбинированный препарат. Оценить состояние.
  3. При отсутствии улучшения ввести ингаляционный кортикостероид.
  4. Если приступ не удалось купировать в течение одного часа, следует немедленно отвезти ребенка в больницу.

При диагностировании астмы у ребенка родителям следует обучиться оказанию первой помощи. Это можно сделать в школах здоровья, организованных в поликлиниках.

Лечить астму успешно означает добиться контроля над ней. Оцениваются следующие признаки:

  1. Уменьшение частоты приступов до показателя менее 2 раз в неделю.
  2. Приступы и пробуждения ночью прекращаются.
  3. У ребенка восстанавливается физическая активность.
  4. Необходимость в применении препаратов снижается.
  5. Улучшаются результаты функциональных проб (пикфлоуметрия, спирометрия).

На основании этих показателей аллерголог уменьшает дозировку лекарственных препаратов базовой терапии, может отменить системные препараты. Астма у детей требует постоянного планового посещения врача с целью коррекции терапии, проведения инструментальных обследований и оценки изменений.

Бронхиальная астма не так страшна. Конечно, родитель, однажды увидев ребенка в состоянии приступа, пугается, пытается найти всевозможные методы, чтобы облегчить симптомы и избавиться от заболевания. Но любой врач подтвердит: болезнь поддается контролю.

Можно жить без ее проявлений целые десятилетия. Основная задача родителей — помочь ребенку адаптироваться, не заниматься самолечением и по возможности посещать школу здоровья, где они получат много дополнительной полезной информации.

источник

С точки зрения традиционной медицины, бронхиальная астма – болезнь неизлечимая. Врачи лишь пытаются контролировать ее ход при помощи медикаментов и различных процедур. Врач гомеопат, ректор Института гомеопатии «Протос», доктор медицинских наук, профессор Наталья Костинская, утверждает обратное: бронхиальная астма лечится, если устранить причину ее возникновения.

В настоящее время растет количество детей, страдающих бронхиальной астмой. Чем раньше начать правильное лечение, тем с большей вероятностью можно побороть недуг. Лечение следует начинать с выявления причин.

Читайте также:  Кто победил астму и чем отзывы

У бронхиальной астмы две самые распространенные причины:

1. Психосоматическая, или неврогенная. Возникает как следствие стресса. Причем стресс не обязательно может быть острым, у детей причиной астмы может быть гиперопека со стороны близких: родителей, бабушек, дедушек. Например, у одного пациента мама при малейшем кашле в тревоге бежала к ребенку, ребенок кашлял все больше, поэтому мама бросила работу, чтобы ухаживать за ним. Постепенно начались приступы астматического бронхита. Подключилась бабушка-врач, начались вызовы скорой помощи. У папы при этом появилось чувство вины за то, что он мало уделяет внимание семье. На этом фоне у ребенка утяжеляется течение болезни, и астматический бронхит перерастает в бронхиальную астму. Психологическая обстановка в семье является толчковым моментом. Потом уже присоединяется инфекция, аллергические и аутоиммунные процессы, и в конечном счете оказывается задействованным весь организм.

Конечно, довольно тяжело установить, что причиной является гиперопека. На первый взгляд ребенок растет в любви и заботе, но болеет. Толчком к развитию бронхиальной астмы может быть также и недостаток внимания со стороны родителей.

2. Подавленные простудные или кожные заболевания. Если ребенка от гриппа или другого простудного заболевания лечили антибиотиками либо другими сульфаниламидами, которые снизили его иммунитет, то, как принято говорить в гомеопатии, болезнь может перейти на другой уровень. Из простых простудных заболеваний начинается бронхит, затем хронический бронхит, после бронхит с астматическим компонентом и астма. То же самое может получиться, если дерматиты только лишь замазывать мазями, лишь снимая симптом, а не устраняя причину.

Конечно, не у всех детей, кто получал антибиотики, развивается астма. Определяющую роль играет наследственная предрасположенность. При этом наличие бронхиальной астмы в семье вовсе необязательно. Отягощающей наследственностью могут быть также заболевания легких (плевриты, туберкулез, положительная реакция Манту), некоторые тяжелые заболевания.

Как можно вылечить астму?

Создать ребенку психологический комфорт. Самостоятельно либо совместно с психологом выработать правильную линию воспитания;

Повысить собственную резистентность организма (сопротивляемость болезням) и по возможности освободить организм от последствий антибиотиков – отварами, травами;

Часто бронхиальная астма соседствует с кожным заболеванием. При этом, если кожное заболевание залечивать при помощи кремов, может наступить обострение астмы. Лучше снимать зуд при помощи диеты;

Помогают при астме немедикаментозные методы лечения: дыхание по Бутейко, гомеопатические препараты, соляные пещеры, массажи.

В антропософской медицине применяется эффективный метод лечения астмы – эвритмия. Это терапия движением, при которой закономерности речи или звуков превращаются в движение. При работе с бронхиальной астмой в антропософской медицине сочетают произношение определенных букв с определенными движениями.

При астме также необходимо лечение источников инфекций: лечение ангины, гайморита, санация зубов. Постоянные источники инфекции поддерживают астму. Причем лечить нужно не химическими препаратами, ведь лекарства, как дополнительные токсины, лишь усложняют ход астмы. Подойдут физиотерапевтические процедуры: ультрафиолет, кварц, обработка непосредственных очагов инфекций.

Пытаясь бороться с астмой традиционными методами, лишь снимая симптомы при помощи ингаляторов, мы получим лишь законченного астматика. Разумные пациенты пытаются найти альтернативные методы лечения. И чем раньше начать лечение астмы у ребенка, тем благоприятнее прогноз.

Присоединяйтесь также к группе Lady.ТСН.ua на facebook.
Следите за обновлениями раздела!

источник

Бытует мнение, что избавиться от бронхиальной астмы невозможно. И в большинстве случаев это действительно так. Когда болезнь уже пустила глубокие корни и длительный период оккупирует организм, шансы на полное выздоровление мизерны. И все же оптимисты (лучшая часть человечества) утверждают, что вылечить заболевание можно. Хотя делать это желательно все же на начальной стадии и с основательной подготовкой.

Бронхиальная астма – воспалительный процесс в органах дыхания, имеющий неинфекционную природу. Воспаление носит хронический характер и не возникает одномоментно. Порой проходят годы от появления начальных симптомов до тяжелых периодических приступов.

Заболевание развивается при нарушении нормальной реактивности бронхов. У здорового человека ответ бронхиальных стенок на тот или иной раздражитель адекватен. У астматика в силу различных причин появляется повышенная реактивность слизистой оболочки. В результате даже при малейшем раздражении происходит сужение просвета бронхов за счет сокращения их гладких мышц, увеличивается продукция вязкой и густой слизи, а при длительном воспалении происходит гипертрофия слизистой оболочки.

Бронхиальная астма возникает как ответ на длительное раздражение слизистой оболочки. Причины запуска гиперсекреции слизистой, периодических бронхоспазмов, утолщения бронхиальных стенок находятся как внутри организма, так и в окружающей среде:

  • Наследственность. Является одним из главных предрасполагающих факторов. Вероятность проявлений у ребенка астмы при наличии заболевания у кого-либо из родителей составляет 30%;
  • Внутренние факторы: склонность к аллергии, сбои в работе иммунной или эндокринной системы, нарушенный обмен веществ. Любая патология приводит к развитию гиперчувствительности слизистой оболочки бронхиальных стенок;
  • Внешние факторы: аллергические реагенты (атопическая форма), возбудители инфекционных заболеваний (вирусы, бактерии, грибы), неблагоприятные экологические условия, профессиональные вредности, определенные медикаментозные препараты.

Последняя группа факторов, как правило, является провоцирующим элементом при возникновении приступов. Развитию же самого механизма заболевания способствуют первые две группы.

Бронхиальная астма молодеет, об этом говорит статистика: детская заболеваемость, как в России, так и во всем мире в 2-2,5 раза выше взрослой. Поэтому родителям, имеющим такое заболевание, следует внимательно следить за ребенком, чтобы в случае необходимости начать лечение как можно раньше.

Проявления бронхиальной астмы могут длительное время оставаться незамеченными, т. к. по отдельности их можно принять за симптомы других заболеваний. Однако наличие хотя бы одного из них (особенно у детей) – серьезный повод для тщательной диагностики:

  • Кашель. Наличие постоянного покашливания – один из первых начальных симптомов. Вначале абсолютно сухой, он может заканчиваться выделением небольшого количества мокроты. Характерно возникновение приступов в ночные или утренние часы;
  • Одышка. Недостаточный просвет бронхов порождает постоянную одышку, дыхание становится частым и поверхностным, а выдох – гораздо длиннее вдоха. Это – характерная именно для астмы деталь, так организм стремится избавиться от излишков углекислого газа;
  • Хрипы и свист в легких приобретают постоянный характер и порой слышны даже стоящему рядом человеку;
  • Поза апноэ – также один из характерных признаков. Во время приступа кашля больной стремится зафиксировать конечности: усевшись на стул или кровать, упирается ногами в пол и хватается руками за спинку.

По мере развития заболевания, если симптомы прошли незамеченными и лечение не начато, появляются более тяжелые признаки астмы:

  • Цианоз (синюшность) кожи и ногтевых пластин развивается как следствие гипоксии (недостатка кислорода);
  • Ногтевые пластины становятся выпуклыми наподобие часовых стекол, а суставы на дистальных фалангах пальцев утолщаются;
  • Головная боль и головокружение развиваются как следствие постоянной нехватки кислорода;
  • Ухудшение общего состояния происходит также как следствие гипоксии. Больной чувствует постоянную усталость и слабость.

С течением времени усиливается гиперактивность слизистой оболочки, аллергические реакции проявляются не только в отношении бронхов. Могут развиваться другие заболевания аллергической природы: псориаз, атопический дерматит, ринит, экзема.

Бронхиальная астма – прогрессирующее заболевание, и постоянный недостаток кислорода в организме не может не сказаться на функционировании почти всех систем и органов. Различают осложнения острые и хронические.

  • Пневмоторакс – в результате разрыва легочной ткани происходит скопление воздуха в плевральной полости;
  • Пневмомедиастинум – при разрыве легочной ткани воздух скапливается в клетчатке средостения;
  • Беттолепсия – потеря сознания во время кашлевого приступа из-за недостаточного снабжения мозга кислородом;
  • Ателектаз – нарушение легочной вентиляции и спадение альвеол в результате закупорки слизью бронхов.

Острые осложнения, как правило, появляются у пациентов со стажем, на поздних стадиях заболевания. Если приступ затягивается или появляются необычные симптомы, следует не медлить и вызвать «скорую».

Хронические:

  • Пневмосклероз – замещение функциональной ткани легких соединительной тканью, в результате происходит уменьшение дыхательной поверхности легкого;
  • Эмфизема легких – в результате деструктивных изменений альвеолярных стенок они перестают выполнять свои функции, кашель появляется и вне приступов;
  • Легочное сердце – патологические процессы в легких становятся причиной постепенного увеличения полости правого желудочка сердца. Могут появляться слабость, головокружение, боли в области сердца, отеки и ухудшение аппетита.

Возможно появление осложнений со стороны ЖКТ, проявляющиеся в результате длительного использования медикаментов: язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. На поздних стадиях могут возникнуть мозговые патологии (дыхательная энцефалопатия), метаболические (закисление крови, повышение в ней уровня углекислого газа). К ним относят и снижение уровня калия в крови, что является причиной аритмии, ухудшения работы почек, нарушения свертываемости крови.

Наличие симптомов – уже достаточный повод для обращения к врачу. Сбор данных анамнеза – начальный этап диагностики. Обязательно должны быть уточнены длительность и частота приступов, когда появились первые симптомы, зависимость появления приступов от контакта с определенным раздражителем, а также есть ли наследственная предрасположенность или склонность к аллергии.

При необходимости получения дополнительных показателей могут назначаться следующие исследования:

  • Спирометрия – оценка выдыхаемого за одну секунду воздуха и общее количество выдыхаемого воздуха;
  • Пикфлоуметрия – оценка скорости выдоха воздуха;
  • Реактивность дыхательных путей – оценка степени сужения бронхов спирометрией после вдыхания различных аллергенов;
  • Лабораторные исследования крови и мокроты могут выявить повышенное количество эозинофилов – свидетельство наличия воспалительного процесса;
  • Аллергические тесты – кожные пробы либо выявление увеличения иммуноглобулинов E в крови могут помочь подтверждению диагноза об аллергенной природе заболевания;
  • Рентгенография – проводится для дифференциации бронхиальной астмы с другими легочными патологиями (туберкулез, бронхит).

Все лекарства, используемые в лечении, делят на две большие группы: базисные и симптоматические. Базисная терапия призвана обеспечить предотвращение приступов путем воздействия на механизм развития воспаления. Такие препараты принимают длительное время и постоянно. К базисным средствам относят:

  • Глюкокортикостероиды: ингаляционные (Флутиказон, Будесонид) и системные (Преднизолон, Бетаметазон). Предпочтительно применение ингаляционных форм из-за незначительных побочных действий. При тяжелых осложненных формах заболевания используют системные препараты;
  • Стабилизаторы тучных клеток: Недокромил, Интал. Подавляют острые и пролонгированные ответы бронхоспастического свойства на атаку аллергенов;
  • Лейкотриеновые антагонисты: Зафирлукаст, Монтелукаст. Средства относятся к новому поколению противоастматических препаратов, позволяющих в значительной степени сократить применение β₂-адреномиметиков короткого действия.

Симптоматическое лечение используется для купирования приступа и осуществляется при помощи следующих групп лекарств:

  • β₂-адреномиметики: длительного (Салметерол, Формотерол) и короткого действия (Беротек, Сальбутамол, Бриканил). Препараты длительного действия используются 2 раза в сутки, а короткого – от трех и больше;
  • Ксантины: Эуфиллин, Теофиллин. Используются при невосприимчивости к препаратам из предыдущей группы. Могут применяться как ингаляционно, так и перорально;
  • Комбинированные: Симбикорт, Серетид, Серетид мультидиск. Содержат в составе базисное средство и бронходилататор (бронхо расширитель) – препарат из одной из предыдущих групп;
  • Отхаркивающие:Лазолван, Амброгексал, Амбробене.

Схема приема препаратов базисной и симптоматической терапии для успешного лечения должна быть составлена только компетентным специалистом.

Многие используют при лечении астмы народные рецепты, параллельно с приемом медикаментов либо как временный заменитель при длительном использовании синтетических средств:

  • Берут равные части подорожника, фиалки трехцветной, травы росянки, цветков бузины. 4 ч. л. смеси заливают 2 ст. кипятка, настаивают, процеживают и выпивают в течение дня равными частями;
  • Смесь сока репы с медом в равных частях принимают несколько раз в день по 1-2 ст. л. ;
  • Принимают внутрь чеснок, начиная с одного зубчика и доводя до 6-10 зубчиков ежедневного приема;
  • Чай из коры дикой вишни пьют перед едой по 1 стакану. Приобретают его в магазинах здорового питания;
  • Помещают 4 ст. очищенных тыквенных семечек в 2 л воды и варят до упаривания объема до 1 л, добавляют 1 л меда в процеженный отвар и варят до загустения. Принимают по 1 ч. л. после каждого приема пищи;
  • Принимают перед сном 1 ч. л. тертого хрена пополам с медом.

Бронхиальная астма имеет аллергическую природу, поэтому даже при приеме народных средств необходимо проконсультироваться с врачом.

Мероприятия профилактики бронхиальной астмы носят первичный и вторичный характер. Особую осторожность следует соблюдать лицам с генетической предрасположенностью и склонностью к аллергическим реакциям. Первичные профилактические меры включают:

  • Исключение из окружения возможных аллергенов: домашней пыли, шерсти животных, запахов бытовой химии, парфюмерии, косметики; устранение профессиональных вредностей;
  • Соблюдение санитарных норм по уборке, проветриваемости помещений, увлажнение воздуха;
  • Повышение уровня иммунитета: полноценное питание, закаливание, занятия физкультурой;
  • Отказ от вредных привычек, особенно от курения.

Вторичные меры – это первичные плюс различные массажи, дыхательные упражнения, иглоукалывание и др. Словом, все, что помогает предотвратить приближающийся приступ уже больным лицам.

Эффективная дыхательная гимнастика при ХОБЛ описана тут.

Навсегда избавиться от астмы – задача не из легких. Однако такие случаи есть, надо только не сдаваться. И основное внимание уделять повышению иммунной защиты – главному барьеру на пути любого заболевания.

источник

Дорогие наши читатели! Дорогие, родители!

Тема нашего сегодняшнего обсуждения — лечение бронхиальной астмы у детей. Страшно наблюдать астматический приступ у взрослых. Но если удушье у ребенка — это просто невыносимо для всех окружающих людей. Что же сказать о любящих родителях, себя готовых отдать за своего ребенка!

Эта история произошла много лет назад, в пору становления учения Константина Павловича Бутейко в нашей стране, то есть в 1990-е годы. Автор этих строк проводила занятия по обучению методу Бутейко а Находке (на выезде). В то время, можно сказать, дыхание по Бутейко совершало триумфальное шествие по Союзу. Тысячные, на месяцы, очереди в Новосибирском Центре Бутейко привели к идее работать на выезде, не обременяя больных людей путешествием в Новосибирск, проживанию на квартирах и т.п. Гостиницы у Центра не было. А что было? 2-3 комнатки, арендованные в Медсанчасти. Экономические трудности уже были, но жить еще было можно. Что же случилось? Где эти очереди сейчас? Метод не подтвердился? Люди разочаровались?

Читайте также:  Вылечили астму на море

Нет, все подтвердилось! Даже, более того: списки болезней и симптомов болезней, уходящих на методе Бутейко (Волевая Ликвидация Глубокого Дыхания — ВЛГД) составились именно тогда. Больные заполняли дневники с указанием своих болезней и симптомов, а затем отмечали, как быстро поддаются методу ВЛГД эти болезненные явления. Многие пациенты, ошеломленные эффективностью метода Константина Павловича и благодарные за исцеление, заполняли дневники и высылали их в Центр Бутейко и после занятий.

Статистическая обработка этих документов и позволила говорить о «непостижимой эффективности» метода Бутейко в облегчении или полном излечении многих современных «болезней цивилизации», с которыми безуспешно борется высокоразвитая современная западная медицина. Почему безуспешно?

В эталоне мирового сообщества — США — десятки миллионов (именно десятки — 10, 15, 20 миллионов) людей страдают гипертонией, стенокардией, астмой, диабетом, бронхитами, остеохондрозом, бессонницей, головными болями, тревожностью и т.п. Сидят на все более эффективных лекарствах, привязаны к семейным (!) врачам и медицинским страховкам. Случаев полного излечения нет, серьезная болезнь — кошмар всех западных людей. Деньги, деньги, деньги.

А у нас разве не так? Именно так. Но люди старшего поколения помнят другие времена и другой подход к тем же проблемам. Конечно, советская медицина опиралась на «передовой» западный опыт, но люди хотя бы имели больничные листы, сочувствие окружающих и очень дешевые лекарства, не говоря уже о том, что все жили на зарплату, скромную, но обеспечивающую достойную жизнь.

Метод Бутейко обещал, при выполнении Приказа №591 Министерства Здравоохранения СССР от 30 апреля 1985 года «О мероприятиях по внедрению метода волевой регуляции глубины дыхания при лечении бронхиальной астмы», качественное улучшение хорошо поставленного здравоохранения. Конечно, никелево-стеклянных корпусов, набитых западной медтехникой не было. Не было дорогущих лекарств и страховой медицины. А было. что было? Чистенькие палаты (главврач обходил отделения с ваткой: проверял есть ли пыль на кроватях, окнах, стенах. ), медперсонал — в хрустящих белоснежных халатах, скромное, но здоровое питание и очень много добросовестных, искренне сочувствующих больным врачей, медсестер, нянечек. Были, конечно, хорошие и «разные».

Именно поэтому «провалы медицины так болезненно воспринимались народом». Но, казалось, «еще немного, еще чуть-чуть», догоним западных коллег и все будет замечательно. Теперь ясно — у них самих провалы.

К.П. Бутейко объясняет, что подход к здоровью и болезням кардинально неправильный: «Основной вывод, к которому мы должны прийти к концу нашей беседы — это вывод о том, что надо коренным образом, буквально на 180 градусов срочно перестраивать основную профилактику и тактику предупреждения и лечения наиболее частых заболеваний человека, связанных с поражением нервной системы, легких, сосудов, обмена веществ. Эти болезни надо лечить и предупреждать обратно тому, что до сих пор делалось.»

Это цитата из лекции К.П. Бутейко в МГУ в 1969 году. Интересно, что в начале лекции Константин Павлович предупреждал: «Заранее должен вас попросить, что не надо ничему удивляться, и не надо возмущаться. И поэтому записки надо писать к концу лекции, когда кое-что прояснится.»

Но вернемся в 90-е годы 20-го века. Пункт нашего внимания — г. Находка, отделение пульмонологии Центральной городской больницы. В группе обучающихся методу ВЛГД (волевой ликвидации глубокого дыхания) и медперсонал, и больные. В других группах в городе (в том числе в Райкоме и Исполкоме) — все желающие. Мне пришлось даже перебросить часть людей на свой следующий приезд, так много было желающих обучиться. Просто бум!

Вечерами я изучала дневники. В одном из дневников читаю: «Стаж болезни (бронхиальная астма) — 20 лет.» Возвращаюсь к графе «возраст». 23 года . «Господи, да у девочки астма с 3-х лет! Она еще и не жила: 2-3, иногда 4 вызова «скорой помощи» по ночам. Живет с бабушкой, инвалид (это в 23 года-то!). Гормональная зависимость — 10 лет . Родители, имея еще 2-х детей, передали Олю на попечение бабушки. Две пенсии бабушкина и Олина. Все. Конечно, Оля идет по графе «благотворительная помощь».

Оля занималась хорошо. Потом она заведовала отделением Центра в г.Находке. Через 2,5 месяца она полностью ушла от гормонов. Что касается ночных приступов, то они ушли еще во время 10-дневных занятий. Константин Павлович разработал специальную технику снятия ночных приступов. Еще год Оля (на всякий случай) носила с собой гормональный препарат в сумочке. Выздоровела полностью, вышла замуж, уехала в Китай на несколько лет. Иногда писала открытки: все хорошо, лучше себя чувствую, занимаюсь методом в облегченной форме, при ухудшении «прижимаю дыхание сильнее».

Вот такая история. Не исключительная: астма наиболее яркий пример симптома болезни глубокого дыхания, теорию которой разработал К.П. Бутейко, а затем 10 лет экспериментально, вместе с сотрудниками своей лаборатории, подтверждал эту теорию.

Все верно: причиной бронхиальной астмы является чрезмерно-глубокое дыхание , вымывающее из легких драгоценный углекислый газ, СО2 — главный регулятор обмена веществ, одну из важнейших констант организма, позволяющую поддерживать постоянство внутренних сред организма.

Собственно, астма — не болезнь. С точки зрения открытия К.П. Бутейко. Астма — защитная реакция человеческого организма против потери СО2, углекислого газа! Непредвзятому человеку, без современных медицинских предрассудков все очень просто объяснить «на пальцах».

Легкие, на самом деле, это в основном резервуар для хранения СО2. Конечно, и кислород важен — тоже одна из констант организма. И внешнее дыхание поставляет в альвеолы легких кислород из атмосферного воздуха, чтобы передать его в артериальную кровь. Уже из крови кислород, О2, перейдет в межклеточную жидкость, из которой с помощью процесса диффузии попадет в клетки. В клетках, из которых состоят все ткани и органы, идет биосинтез всех важных и нужных для жизнедеятельности веществ, в том числе и биосинтез СО2: углерод из пищи соединяется с кислородом и в результате из клетки в венозную кровь поступает углекислый газ. По пути в легкие углекислый газ отдается во все ткани, где его не хватает (недостаточная собственная наработка). Остаток СО2 доставляется в легкие, где хранится в альвеолах. Уже почти 150 лет физиологам непонятно, почему не все альвеолы легких участвуют в процессе передачи кислорода в кровь, для чего они? С точки зрения К.П. Бутейко это очевидно: для хранения СО2.

И СО2 и О2 имеются и в артериальной, и в венозной крови. Сложная система регуляции забирает и СО2 и О2 из крови для нужд тканей и органов, в которых образовался дефицит того или иного из этих важнейших газов (констант).

Очень важно! Недостаток кислорода (О2) приводит к гипоксии — кислородному голоданию клеток, тканей, органов, систем организма. Недостаток углекислого газа приводит к гипокарбии — углекислотному голоданию всего организма. Что в свою очередь влечет за собой:

  1. Повышение возбудимости нервной системы, а, значит, и к сбоям в регуляторной деятельности организма.
  2. Уменьшению рН (концентрации водородных ионов в крови), сбоям в кислотно-щелочном равновесии, в активности витаминов и ферментов, в скорости биохимических реакций и, в конечном счете, к нарушению обмена веществ — основы жизни.
  3. Этот пункт самый удивительный: недостаток СО2 (гипокарбия) приводит к гипоксии — кислородному голоданию.

Вот это да! Ну просто левой рукой чесать правое ухо! Но это бесспорный экспериментальный факт: еще в 1894 году русский физиолог Б.Ф. Вериго опубликовал свою статью в немецком (!) научном журнале с описанием этого эффекта: если в крови падает напряжение СО2 (его содержание в крови), то гемоглобин, соединяющийся с кислородом в непрочное соединение — оксигемоглобин — удерживает О2 тем прочнее, сильнее, чем меньше СО2! Это означает, что кровь наполнена кислородом достаточно (гемоглобин насыщен кислородом на 96-98% при нормальном дыхании, остальные 1-3% гемоглобина находятся вне легких (шунтируются), не участвуя в процессе дыхания). А в клетки кислород попадает в меньшем, чем нужно количестве, потому что связь кислород — гемоглобин слишком прочная. Таким образом, возникает кислородное голодание тканей — из-за нехватки, дефицита СО2, углекислого газа.

Спустя 12 лет этот эффект подтвердил датский физиолог Христиан Бор, кстати, отец знаменитого лауреата Нобелевской премии по физике Нильса Бора и Харальда Бора, тоже известного математика. Поэтому с 1906 года этот эффект на Западе называют эффектом Бора, а у нас — эффектом Вериго-Бора. Такова вот научная справедливость.

Конечно, любящая мамочка ребенка, страдающего приступами удушья (бронхиальной астмой) нетерпеливо воскликнет: «Да мне-то что до этих научных спекуляций! У меня ребенок задыхается!»

Дорогие родители! Пока Вы, лично Вы, не поймете, что причина страданий Вашего ребенка в его глубоком дыхании , Вы будете мучить себя и своего ребенка современными средствами лечения астмы. Есть, конечно, небольшая надежда, что «ребенок перерастет свою болезнь». Надежда есть, такое случается. Но Оля из Находки с 3-х лет болела астмой и к 23-м годам стала инвалидом. Не «переросла болезнь».

Главная цель наших рассуждений не «образованность свою показать», а обратиться к разуму читателей: смотрите, есть он, есть альтернативный выход! Метод Бутейко почти в 100% избавляет от ночных приступов астмы, от гормональной зависимости. Надо просто с помощью опытного, авторитетного методиста ВЛГД нормализовать дыхание.

Ребенку эти рассуждения не помогут, разум еще слаб. Но родителей с помощью популярного изложения открытия и теории К.П. Бутейко можно попробовать убедить. Хотя, опыт автора этих строк говорит о невероятной разумности современных детей. Ко мне, как методисту ВЛГД (методисту Бутейко), в спортивный зал школы или детсада (детей ведь не заставишь сидеть в маленькой комнате) приводили 10-12 детей, больных всеми мыслимыми детскими болезнями. Мамы, иногда папы, часто бабушки и дедушки заполняли дневники, вели домашние тренировки.

Приходишь на 1-е занятие: на лавочках, вдоль стены сидят маленькие старички в возрасте от 5 лет до 12. Глаза печальные, руки плетями висят вдоль тела. Безразличие, апатия. Друг с другом не общаются. Мамы за столом записывают мою лекцию. Усталые лица, обреченное выражение на этих лицах. В них тоже надо влить свой энтузиазм, веру в непостижимую эффективность метода.

Раскачиваешь, раскачиваешь эту апатичную группу взрослых и детей. Со взрослыми больше прибегаешь к убеждению, с детьми — особая методика — игры, но тоже «на детском языке» рассказываешь им о причине их болезни. Дети схватывают моментально, взрослые, в основном, с сомнением, тугодумием. Но и те, и другие упорно тренируются на занятиях и дома.

Уже после 4-5 занятий, взрослые начинают одергивать детей: «Не шумите; не бегайте; Саша, что ты кричишь!; Марина, не бегай, тебе нельзя. » Раскрасневшиеся дети, уже перезнакомившиеся, носятся по залу, шумят, смеются, хохочут, борются друг с другом. Один мальчик, лет 5, полез на шест и свалился с грохотом. Мамы в ужасе замерли. Он, виновато поводя глазами, водит головой из стороны в сторону, плотно зажав рот: рот ведь закрыт!

На последнем, 10-м занятии экзамен: взрослые делятся своими достижениями (здоровых ведь давно нет), дети — своими. «Дети, что самое главное вы поняли?» Наташа: «А глу-у-бо-ко-оо. дышать нельзя!». Сеня: «А рот всегда должен быть закрыт. Дышим мы только носом. Рот мы открываем только, если хотим сказать что-то очень умное.» Наташе — 6 лет, а Сене и вообще 5.

В группу набирались дети от 5 до 12 лет. Но слава метода распространялась. Приходили с детьми 4-х лет: «Пожалуйста, возьмите в группу. Он (она) все поймет. Посмотрите, какой он умный. Правда, Вася, ты хорошо будешь заниматься?» Константин Павлович говорил: «Метод для разумных людей или просто для очень послушных».

Но, дорогие мои родители, дедушки и бабушки! Ваши дети и внуки дышат так, как и вы сами. Дети во всем подражают нам, взрослым. Начните с себя, поймите, что причина и Ваших болезней — глубокое дыхание (на 90-98%). Исправьте свое дыхание и помогите своим детям, внукам нормализовать дыхание.

Ведь все просто: при глубоком дыхании из легких вымывается СО2, углекислый газ. Клетки специально нарабатывают его для нужд организма. Если возникает дефицит СО2 в легких, то организм включает методы защиты против потери СО2.

Слизистые усиленно нарабатывают секреты: нос закладывается. Это сигнальная лампочка: уменьшить интенсивность дыхания. Но и взрослые, и дети открывают рот: теперь регуляции «вдоха-выдоха» нет: слизь начинает нарабатываться в горле, носоглотке, трахее, бронхах, в подслизистом слое набухают вены, чтобы уменьшить просвет всех трубок, ходов, по которым идет отток СО2. Нет, человеку, а тем более ребенку, непонятно. Прыскают в нос, в горло. Следующая защитная реакция — спазм. Но у нас на вооружении бронхолитики, спазмолитики. Идет борьба современной медицины западного образца против Матери-Природы. Кто победит? Тот, у кого разума больше. Вот уже и первые приступы. Вот уже и астма в разгаре. А что надо? Научить ребенка дышать по-Бутейко.

Дипломированный методист Бутейко,
Людмила Валерьевна Сокольская.

Как обучиться методу Бутейко?

Открыта запись на обучение методу Бутейко с получением «Практического видео-курса по методу Бутейко»

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *