Меню Рубрики

Какие упражнения делать при астме детям

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
— улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
— улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
— улучшение и нормализация внешнего дыхания
— улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
— увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
— десенсибилизация организма ребёнка
— нормализация основных нервных процессов
— предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
— повышение неспецифической сопротивляемости.

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков «О», «А», «У», «И», чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков «Д», «З», «Р», «Г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 — наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 — вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 — наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад — в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 — упор присев (мощный выдох). 2 — толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 — подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить «с-с». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 — повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук «м-м». Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 — руки опустить вниз.
3 — плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 — вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук «ф-ф». Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 — поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 — медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук «с-с». Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 — медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 — медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить «у-у-ух» до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 — руки с мячом к груди (вдох). 3-4 — толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха «б-р-у-ух». Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 — руки вверх за голову (вдох). 3-4 — бросок мяча вперёд с громким произнесением «ж-ж-о-х». Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте — 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Читайте также:  Препараты купирующие приступ бронхиальной астмы

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 — руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: «м-м-м». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 — руки вперёд (вдох). 2-3 — наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: «з-з-з». Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 — вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 2 — вернуться в и.п. – вдох. 3 — наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 4 — и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 — вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: «п-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 — вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) — выдох. 2 — вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: «б-а-х-х». Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 — подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 — медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: «о-х-х-х». Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос — 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос — 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 — руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 — медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 — вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: «ф-ф-ф».
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение «Маятник»
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 — ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение «Тачка»
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

источник

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхо — легочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

Курс дыхательных упражнений

Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

Упражнения, способствующие усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.
Читайте также:  Какие симптомы при астме у кошки

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Бронхиальная астма – это хроническая воспалительно-аллергическая болезнь, которая требует комплексного лечения. На сегодняшний день применяют не только медикаментозную терапию и методы народного лечения, но и физиотерапию, а также лечебную физкультуру.

Комплекс упражнений при бронхиальной астме не только помогает сократить количество рецидивов заболевания, но и улучшает общее самочувствие и состояние больных. Однако эффективен этот метод, только если делать гимнастику правильно и регулярно, поэтому каждый человек, страдающий данным заболеванием, должен владеть техникой выполнения упражнений.

Лечебная физкультура при данном заболевании направлена, в основном, на то, чтоб улучшить общее состояние дыхательной системы, а также на уменьшение симптомов заболевания в течении приступа. Благодаря тренировкам улучшается кровообращение и лимфоотток в органах грудной клетки, стимулируется трофика (питание) легочной ткани, улучшается ее эластичность.

Также благодаря ЛФК восстанавливается нормальное соотношение торможения и возбуждения в коре головного мозга, вследствие чего улучшается физиологическая вегетативная регуляция органов дыхания. Это приводит к тому, что стрессы и физические нагрузки меньше воздействуют на систему дыхания и не вызывают спазм бронхов.

Помимо этого, лечебная физкультура является отличной профилактикой эмфиземы легких – благодаря тренировкам увеличивается дыхательный объем и улучшается способность к газообмену.

Тренеры по ЛФК обучают своих пациентов, как правильно нужно дышать во время приступа (особенно важна техника пролонгированного выдоха) – это позволяет значительно облегчить самочувствие пациента и уменьшить интенсивность одышки.

Поскольку физкультура при данном заболевании оказывает огромное количество положительных эффектов, ее рекомендуют не только пациентам, страдающим недугом, но и людям, которые курят или имеют предрасположенность к аллергическим или воспалительным болезням верхних дыхательных путей.

Перед тем, как выполнять какие-либо упражнения, необходима консультация специалиста. Только врач сможет определить, когда, с какой интенсивностью и частотой можно тренироваться. Доктор, назначая лечебную физкультуру, должен учитывать множество факторов — возраст больного, стадию заболевания, наличие сопутствующих патологий, длительность течения болезни, общее состояние пациента и его физическую подготовку.

Вне зависимости от назначений врача, существуют общие правила, которых всегда нужно придерживаться, выполняя комплекс упражнений при бронхиальной астме:

  1. Тренировки желательно проводить на улице или после проветривания комнаты.
  2. Тренироваться можно только вне периода обострения, когда частота дыхания не превышает 20-25 раз в минуту.
  3. Если во время гимнастики самочувствие ухудшилось – нужно прекратить ЛФК.
  4. Лечебная физкультура дает более заметный результат в комбинации со спортивной ходьбой и плаваньем.
  5. Постепенно нужно увеличивать количество подходов и упражнений, но только после разрешения лечащего врача.

Соблюдая эти требования, нет риска навредить своему здоровью и ухудшить течение заболевания.

В лечебную гимнастику входит не только физкультура, но и звуковые и дыхательные упражнения. Регулярное выполнение данного комплекса ведет к улучшению нервно-психического состояния пациента, а также помогает укрепить органы дыхания и кровообращения.

Физкультура содействует развитию мышц, причем не только межреберных, но и мышц спины, пресса, диафрагмы. Это позволяет нормализовать дыхательный процесс, а также увеличивает жизненную емкость легких.

Дыхательная гимнастика улучшает эластичность бронхов и легочной ткани и их кровообращение. Это, в свою очередь, ведет к снижению отека слизистой оболочки, расширению просвета мельчайших бронхиол, а также к быстрой эвакуации (выведению) слизи, которая секретируется железами. Все это помогает человеку облегчить обострения заболевания.

Звуковая дыхательная гимнастика также улучшает резистентность бронхов и альвеол, что позволяет поддерживать легкие в тонусе, препятствует частому возникновению приступов данного заболевания.

А в сочетании с медикаментозным лечением, ЛФК помогает облегчить состояние больного и перевести заболевание в стадию стойкой ремиссии.

Несмотря на высокую эффективность тренировок при бронхиальной астме, далеко не всем пациентам можно делать такую гимнастику.

Существует ряд состояний, при которых физическая активность противопоказана:

  • тяжелое состояние больного (обострение заболевания, сильная одышка);
  • угроза легочного кровотечения;
  • злокачественные опухоли;
  • лихорадка;
  • выраженный болевой синдром во время тренировок;
  • тяжелые патологии сердечно-сосудистой системы организма.

Выполнять гимнастику при бронхиальной астме необходимо, однако не стоит этого делать, если имеются явные противопоказания. Если вы проигнорируете эту рекомендацию – существует высокий риск ухудшить собственное состояние.

Есть ряд упражнений, которые рекомендовано делать в стадии ремиссии при нормальном самочувствии. Среди них:

  1. Нужно развернуться вполоборота и развести обе руки, развернув ладони кверху. Повторить 12-13 раз в каждую сторону поочередно.
  2. Упражнение проводится в позе сидя, необходимо выполнять наклоны в бок, при этом рука должна соскальзывать по ножке стула. Наклон должен сопровождаться длительным выдохом. В первоначальной позиции необходимо глубоко и медленно вдохнуть. Сделать 15 раз.
  3. Встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки зафиксировать на уровне пояса. Попытаться свести локти перед собой, максимально выдохнув. Выполнять по 20-26 раз.
  4. Опереться на спинку стула, далее надо медленно присесть, сделав долгий и неспешный выдох. Подняться, глубоко вдохнуть. Выполнять по 8-10 раз.
  5. Положение такое же. Делать наклоны корпуса вперед, выдыхая. Вдохнуть, возвратиться в первоначальную позу. Повторить 25 раз.
  6. В положении лежа, необходимо поднять ногу, одновременно выдыхая. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд, опустить ногу, вдохнуть. Повторить по 5-10 раз поочередно левой и правой конечностью.
  7. Стоять прямо, с ровной спиной. Ходьба на месте в течение 2-3 мин. Можно делать до 8 подходов за тренировку.

Если организм положительно реагирует на выполнение основного комплекса упражнений, состояние не ухудшается, то через 2-3 недели можно добавить другие нагрузки. К ним относятся:

  1. Встать лицом к гимнастической стенке, руки положить на перекладину, которая находится на уровне груди. Сделать глубокий вдох, максимально напрячь мышцы рук, выдохнуть. Делать по 5-7 раз.
  2. Взять в руку мяч, делать бросок от плеча (на выдохе). Попеременно повторять на левую и правую руку (по 6-10 раз).
  3. Взять мяч в руки, поднятые над головой. Резко бросить мяч книзу, выдохнуть и расслабить руки. Выполнять 10-13 раз.
  4. В позе сидя, руки разогнуты в локтевых суставах, располагаются в горизонтальном положении, предельно разведены. Ноги согнуты в коленях, расставлены. Сделать глубокий вдох, повернуться вбок, выдыхая. Задержаться в таком положении на 5 секунд. Делать нужно поочередно влево и вправо, по 10-14 раз в каждую сторону.
  5. В позиции стоя, руки разогнуты и разведены по сторонам. Вдох сопровождается поднятием одной ноги, на выдохе ногу нужно расслабить и опустить. Повторять поочередно для каждой ноги, по 7-10 раз.

Дыхательную гимнастику можно распределить на 2 стадии — одну часть упражнений выполнить в начале тренировки, а вторую в конце. Наиболее эффективные методики дыхательной гимнастики:

  1. На протяжении 1 минуты глубоко дышать, при этом частота дыхания должна становиться все меньше.
  2. Ладони двух рук нужно сжать в кулак, а потом поднести к плечу, в то же время выдохнув.
  3. Ноги по очереди сгибать и прижимать к животу, глубоко вдохнув. Выдохнуть при возвращении в первоначальное положение.
  4. Глубоко вдохнуть, максимально долго выдыхать, произнося звуки «ж» и «ш».
  5. Выполнять в положении стоя. Левую руку положить на живот, правую – на грудную клетку. Контролированное дыхание на протяжении 30 секунд. При этом при выдохе мускулатура брюшного пресса должна втягиваться и напрягаться.
  6. Ноги поставить на ширине плеч, а руки на талии. Сделать глубокий вдох, далее задержать дыхание примерно на 3-5 секунд, медленно выдохнуть, произнося звуки «о», «а». Выполнять 10-13 раз.
  7. Выпрямить позвоночник, руками опереться на спинку стула или перекладину шведской стенки. Максимально вдохнуть носом, задержать дыхание, втянув живот и максимально напрягая мышцы пресса. Задержаться в таком положении на 15-30 секунд (в зависимости от возможностей пациента). Плавно выдохнуть, расслабиться. Выполнять по 1-2 раза, разрешено делать по 3-5 подходов за тренировку, но с перерывами не менее 5 минут.
Читайте также:  Как вылечится от бронхиальной астмы отзывы

В периоды обострения заболевания нужно выполнять только легкую гимнастику, делать ее нужно под контролем врача, не допуская ухудшения состояния. Специалисты в области ЛФК рекомендуют выполнять следующие упражнения:

  1. Лежа на спине, под головой высокая подушка. Вдохнуть, надув живот, выдохнуть, максимально втянув его. Во время выполнения упражнения должно чувствоваться небольшое напряжение в области живота и диафрагмы. Повторять 5-7 раз.
  2. Сидя на стуле со спинкой. Во время вдоха носом, согнуть в локтевых суставах руки и дотронуться до плеч, задержаться в этом положении на несколько секунд. Выдыхая, скрестить на груди руки. Выполнить 5-10 раз.
  3. Присев на край табурета (лучше низкого). Широко развести руки, сильно вдохнуть при этом, выдыхая, склониться вниз и дотронуться пальцами до пола. Повторить 10-12 раз.
  4. В позе сидя, руки согнуты, подведены к плечевым суставам. В таком положении поднимать руки в горизонтальное положение, глубоко вдыхая. Делать 5-10 раз.
  5. Сидя на краю стула, сгибать и выпрямлять стопу. При этом глубоко дышать и сжимать руки в кулаки. Повторить 15 раз.

Назначать выполнение первичного комплекса мероприятий нужно в период ремиссии болезни. Оценив состояние пациента, нужно удостовериться, что он готов к выполнению упражнений ЛФК.

Первая половина дня – это лучшее время для проведения упражнений. Идеальный вариант — выполнять комплекс упражнений через 2 часа после легкого завтрака. Ни в коем случае нельзя приступать к лечебной физкультуре сразу после приема пищи. Специалисты утверждают, что на пользу идут упражнения, выполненные на свежем воздухе. Но если такой возможности нет (например, в холодное время года), то стоит заниматься в помещении с открытым на проветривание окном – это обеспечит достаточное поступление кислорода.

Подводя итоги, можно выделить основной перечень рекомендаций, составленный опытными специалистами в области ЛФК. Если четко придерживаться правил из этого списка, эффективность комплекса упражнений резко вырастает, а количество осложнений значительно уменьшается. В число таких правил входят:

  1. Заниматься нужно регулярно, как минимум, 4-5 раз в день, не прерывая курс лечения больше, чем на 2-3 дня.
  2. Длительность занятий должна составлять от 30 до 60 минут – этого достаточно, чтоб проработать все мышцы, сделать дыхательные и звуковые упражнения.
  3. Занятия нужно проводить на свежем воздухе либо в помещении, где достаточно кислорода.
  4. Задерживать дыхание можно только под контролем тренера. При этом обязательно руками опираться на спинку стула или перекладину гимнастической стенки.
  5. Выдох должен быть в 2-4 раза длиннее, чем вдох.
  6. Каждую неделю нужно усложнять и менять упражнения. Но делать это нужно постепенно и под контролем специалиста.
  7. При ухудшении состояния или обострении заболевания необходимо сообщить врачу и уменьшить нагрузку на тренировках.

Подводя итоги, можно сказать, что комплекс лечебных нагрузок при бронхиальной астме – это отличное дополнение к медикаментозной терапии. Регулярное выполнение гимнастики улучшит общее самочувствие и облегчит течение болезни.

По результатам исследований, было замечено, что у людей, занимающихся ЛФК в течение 3 месяцев, частота обострений уменьшилась на 40-50%, а у пациентов, которые выполняют упражнения свыше полугода, количество рецидивов снизилось от 60 до 80%. Поэтому заниматься физической активностью при заболевании не только можно, но и нужно.

источник

Дыхание – основная функция организма, обеспечивающая его жизнедеятельность. Нарушение этой функции может быть причиной и следствием заболеваний органов дыхательной системы. Для восстановления их нормальной работы рекомендуется использовать специальную гимнастику для тренировки дыхательных мышц. Особенно полезны дыхательные упражнения при бронхиальной астме. Они способствуют не только облегчению симптомов заболевания, но и служат отличной профилактикой развития осложнений.

Бронхиальная астма – серьезное заболевание, имеющее в своей природе аллергическую составляющую и протекающее в хронической форме. Основными проявлениями болезни являются периодические приступы удушья, сухой кашель, затрудненное дыхание, чувство тяжести в груди. Лечение бронхиальной астмы предполагает комплексный подход, совмещающий лекарственную терапию, физиотерапевтические методы и лечебную физкультуру, одним из методов которой является дыхательная гимнастика.

Основные симптомы данного заболевания обусловлены затруднением дыхания из-за сужения просветов и спазма бронхов. Регулярные упражнения дыхательной гимнастики при астме позволяют улучшить проходимость бронхиальных путей и снизить частоту приступов удушья.

Важно: Дыхательная гимнастика не является заменой лекарственным препаратам. Это – дополнительный метод лечения бронхиальной астмы, который необходимо совмещать с медикаментозной терапией.

Правильное систематическое выполнение соответствующих упражнений способно обеспечить ряд положительных результатов:

  • расслабление мышечной ткани бронхиальных стенок, что приводит к прекращению спазма и расширению просветов;
  • более быстрое отделение мокроты, очищение бронхо-легочных путей, увеличение количества воздуха, поступающего в организм;
  • укрепление всех мышц, участвующих в дыхательном процессе – межреберных, околопозвоночных, грудобрюшной (диафрагмы);
  • умение управлять дыханием, за счет которого можно предотвратить появление приступов или уменьшить их количество.

Кроме того, дыхательная гимнастика способствует улучшению общего состояния за счет активизации кровообращения, нормализации состояния сердечно-сосудистой системы, повышения иммунитета, снятия стресса.

Преимуществами данного метода являются:

  • возможность освоения техники любым человеком без ограничений по возрасту;
  • отсутствие необходимости использования специальных приспособлений;
  • незначительное количество противопоказаний;
  • обеспечение стойкой ремиссии при регулярных занятиях.

В любом случае, перед тем как выполнять специальные дыхательные упражнения при бронхиальной астме, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

Заниматься лечебной физкультурой противопоказано:

  • во время приступа удушья или сильного кашля;
  • при экстремальных погодных условиях (в дождь, сильную жару или холод);
  • в душном непроветриваемом помещении;
  • в период острых бронхо-легочных заболеваний (бронхит, пневмония и т.п.).

Также не рекомендуется выполнять такую гимнастику при упадке сил, плохом самочувствии, сильной усталости. Позитивный настрой и нацеленность на результат – главные помощники в преодолении болезни.

Чтобы занятия приносили максимум пользы, тренировки необходимо проводить:

  • на свежем воздухе в любое время года, при отсутствии такой возможности – в комнате с открытыми окнами для обеспечения достаточного количества кислорода;
  • в полной тишине, которая позволит слышать свое дыхание и контролировать правильность выполнения;
  • в одиночестве или в специальных группах, поскольку постороннее вмешательство иди разговоры могут сбивать дыхание;
  • ежедневно – лучше всего утром и вечером;
  • в комплексе с физиопроцедурами.

Важно: Главное условие успеха – регулярность занятий. Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день, тщательно соблюдая указанную технику дыхания и физических движений.

Тренировку дыхания следует начинать сразу после пробуждения. Утренний комплекс содержит в себе специальные дыхательные упражнения при астме для отхождения мокроты:

  • В положении лежа сделать вдох, затем на продолжительном выдохе подтянуть к груди согнутые в коленях ноги, вернуться в исходную позицию. Повторять до легкой усталости.
  • Сидя или стоя, резко вдохнуть носом, задержать дыхание на 3 счета, выдохнуть ртом, произнося шипящий звук;
  • Вдохнуть ртом, закрыть одну ноздрю, выдохнуть через нос. Повторить, закрыв другую ноздрю.
  • Вдохнуть через нос, медленно выдохнуть ртом, сложив губы трубочкой.
  • Сесть за стол, взять стакан с водой и трубочку для напитков. Дышать через соломинку, выдыхая в воду.

Такую тренировку дыхания следует выполнять каждое утро, чтобы очистить бронхи и увеличить поступление кислорода в легкие.

Кроме утренней гимнастики существуют другие специальные дыхательные упражнения при бронхиальной астме, которые рекомендуется включать в дневной или вечерний комплекс:

  1. Стоя, руки на талии, глубоко вдыхая воздух, максимально надуть живот, резко выдохнуть, втянув живот под ребра.
  2. «Дровосек» – подняться на носочки, руки вверху, пальцы в замке. Резко опуститься на стопы, наклонившись вперед с вытянутыми руками, имитируя рубку дров, и одновременно сделать резкий выдох. Вернуться в исходную позицию.
  3. В положении стоя руками слегка сдавить нижнюю часть грудной клетки. Медленно выдохнуть с такими звуками – «рррр», «пфффф», «брррох», «дрррох», «брррх».
  4. Стать прямо, руки опустить вдоль туловища. Медленно вдыхая воздух, поднять плечи, на медленном выдохе – опустить со звуком «кха».

Приведенный комплекс можно выполнять самостоятельно или сочетать его с йогой и другими техниками.

Индийские йоги предлагают свой комплекс очистительных упражнений для бронхо-легочной системы:

  1. Сесть на пол в позе «Лотоса» или скрестив ноги по-турецки. Язык прижать к передним зубам, взгляд зафиксировать на кончике носа. Сделать 10 быстрых циклов вдох-выдох, затем глубоко вдохнуть и задержать дыхание на 10–15 секунд. Медленно выдохнуть. Повторить 3 раза. При малейшем напряжении прекратить выполнение.
  2. Стать прямо, ноги врозь. Сделать медленный шумный вдох носом и сразу же с силой выдохнуть воздух ртом, сложив губы трубочкой и делая ряд отдельных выдохов. При этом должна включиться в работу диафрагма и мышцы живота. При слабом выдохе теряется вся эффективность. Повторять 3 раза, выполнять 5 раз в день.
  3. Стать прямо, ноги врозь. Сделать медленный шумный вдох носом, медленно поднимая руки над головой. Задержать дыхание на 5–10 секунд, резко наклониться вперед, опустив руки перпендикулярно полу и одновременно сделав выдох ртом со звуком «ха». Выпрямиться с медленным вдохом, поднимая руки над головой, сразу же медленно выдохнуть, опуская руки вдоль туловища.
  4. Лечь на спину, руки вдоль туловища. Сделать медленный шумный вдох носом, поднимая руки и опустив их на пол за головой. Задержать дыхание на 5–10 секунд, резко поднять согнутые в коленях ноги, обхватить их руками, прижать к животу и одновременно выдохнуть со звуком «ха». Остаться на несколько секунд в этом положении, сделать медленный вдох, возвращаясь в исходную позицию.

По мнению йогов, эти упражнения помогают снять воспаления дыхательных путей, вывести мокроту, предупредить приступ астмы, избавиться от хронических бронхо-легочных заболеваний, улучшить вентиляцию легких.

Уникальная методика Александры Стрельниковой изначально была разработана для восстановления голоса у вокалистов. На практике оказалось, что она благотворно влияет на дыхательную функцию, облегчает состояния при заболеваниях органов дыхания и в частности при бронхиальной астме, а также оказывает общеукрепляющее и ряд других положительных действий на организм.

Выполнение лечебной физкультуры основывается на следующих принципах:

  • вдох – короткий и шумный, выполняется носом так, будто бы вдыхается аромат;
  • выдох – пассивный, выполняется ртом сам по себе;
  • выполнение – в заданном ритме на счет 4.

Упражнения не имеют ограничений по возрасту, противопоказаны только при повышенном артериальном и глазном давлении (глаукоме).

Гимнастика Стрельниковой состоит из большого комплекса упражнений, но при астме наиболее эффективны только некоторые из них. Для лучшего понимания техники выполнения рекомендуется использовать фото и приведенные ниже описания:

  1. «Кулачки» – стоя, ноги чуть расставлены, руки опущены. Сделать короткий вдох и одновременно сжать кулаки, затем – спокойный выдох ртом, кулаки разжимаются.
  2. «Насос» – стоя или сидя, плечи расслаблены, руки опущены. Сделать короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед, округляя спину и выполняя руками движение, имитирующее накачивание шины насосом. На выдохе выпрямиться.
  3. «Погончики» – стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты на уровне талии, пальцы слегка сжаты в кулаки. Сделать вдох, резко вытянуть руки чуть вперед и вниз, растопырив пальцы, как бы сбрасывая тяжесть. На выдохе занять исходную позицию.
  4. «Обними плечи» – стоя или сидя, руки согнуты на уровне плеч. Сделать вдох, обнять себя за плечи, руки должны быть параллельны друг другу без перекрещивания. На выдохе занять исходную позицию.
  5. «Повороты головой» – повернуть голову в одну сторону, сделать вдох, сразу же в другую сторону и еще один вдох, будто бы понюхать воздух: сначала с одной стороны, затем с другой. Выдох выполняется медленно во время поворота головы через приоткрытый рот.

Последние два упражнения очень хорошо помогают предотвратить приступ, если выполнить их при первых признаках удушья. В целом, гимнастика проводится легко и интересно, но для получения положительного результата требует правильного выполнения вдоха и выдоха.

При бронхиальной астме тренировка дыхания по Стрельниковой значительно облегчает состояние и сокращает количество приступов. Регулярные занятия способствуют расширению бронхов, выведению мокроты, насыщению тканей кислородом, улучшению общего состояния. При этом не стоит рассчитывать только на них и отказываться от лекарственной терапии. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению, значительно повышающим его эффективность.

Дыхательные упражнения при бронхиальной астме могут быть очень разными и предлагаются в большом количестве. Выполнять их все сразу не имеет смысла. Главное для получения положительного результата – регулярность и качество исполнения.

Сначала нужно выбрать несколько понравившихся движений, научиться делать их правильно, а затем постепенно подключать новые, овладевая различными техниками. При появлении неприятных ощущений нужно сразу же прекратить занятия, исключив упражнение, ставшее причиной дискомфорта, из дальнейших тренировок.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *