Меню Рубрики

Какие упражнения нельзя делать при бронхиальной астме

Комплексная физическая реабилитация при бронхиальной астме

1. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме

Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровления, нормализации или улучшения показателей функции легочного дыхания и сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и профессиональной трудоспособности.

Основная цель реабилитации при бронхиальной астме — купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период, нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим — медицинская и профессионально-социальная.

Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации.

Чаще используют медикаментозное лечение больных астмой. Среди противоастматических препаратов наиболее признанными являются бронхоспазмолитики (симпатомиметики и теофиллин), глюкокортикоидные гормоны и кромолин-натрий (интал). Реже используются холинолитики, изучается действие антагонистов кальция. Особое место отводится попыткам воздействовать на иммунные процессы с помощью иммуномодуляторов и иммуннодепресантов, а также применению гемосорбции. Аллергологи проводят специфическую гипо-сенсибилизацию. У больных астмой часто применяют противокашлевые и отхаркивающие средства.

Важную роль играют немедикаментозные способы лечения больных: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, иглорефлексотерапия и другие, то есть физическая реабилитация.

Физическая реабилитация — необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функций легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма. Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации — ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.

Механизмы лечебного действия физических упражнений при бронхиальной астме

К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол.

При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению.

Движение является естественным биологическим стимулятором процессов роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций человека. Ограничение двигательной активности у больных бронхиальной астмой приводит к уменьшению объема сердца, систолического объема крови и объема циркулирующей крови. В скелетных мышцах снижаются синтез белков при одновременном усилении их распада, окислительно-восстановительные процессы, что ведет к сдвигу кислотно основного состояния в сторону дыхательного, а потом и метаболического ацидоза, увеличивается выделение азота, серы, фосфора, кальция, натрия и калия из организма. Особенно страдает функция надпочечников.

В результате систематической тренировки повышается тонус центральной нервной системы, улучшается деятельность анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного. Любая реакция организма: двигательная, сосудистая, дыхательная — воспримимается двигательными нервными волокнами, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, где эта информация перерабатывается.

Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гилофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикостероидных гормонов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для усиленного синтеза биоферментов.

Физические упражнения способствуют нормализации обмена веществ, что связано с улучшением кровообращения, дыхания и деятельности других систем организма. Воздействуя на нервную систему и мышцы физическими упражнениями, добиваются восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов.

ЛФК может также действовать на психическое состояние больного, способствовать уравновешиванию процессов в коре большого мозга.

Информация о газовом составе артериальной крови поступает в дыхательный центр из рефлексогенных зон преимущественно от хеморецепторов синокаротидных зон, а также от механорецепторов альвеол, бронхов, трахеи и дыхательной мускулатуры. При бронхиальной астме наблюдаются качественные и количественные изменения в сигнализации, поступающей в дыхательный центр, и в его ответной импульсации, направляющейся к системам, обеспечивающим дыхание.

В последнее время, отмечают выраженную корригирующую роль коры головного мозга в регуляции дыхания.

Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием занятий лечебной физической культурой повышается общий тонус и улучшается нервно-психическое состояние больного; тонизируется центральная нервная система; улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорковых центров; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех механизмов лечебного действия физических упражнений. Все это проявления тонизирующего действия лечебной физической культуры.

Систематически применяемые физические упражнения, улучшая крово — и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. При регенераторных процессах отмечается их стимуляция и приспособление структур регенерирующих тканей к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательных мышц, суставного аппарата грудной клетки и позвоночника. Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений является восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений активизирует обменные процессы в органах и тканях всего организма.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления организма формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться и автоматизироваться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Простые дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика с произнесением звуков рефлекторно уменьшают спазм бронхов и бронхиол — влияние носоглоточного рефлекса. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

При необходимости содействовать выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из легких или воздухоносных путей физические упражнения могут оказывать симптоматическое лечебное действие.

И, наконец, применение физических упражнений может способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. За счет произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигается полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление легких (ликвидация ателектазов) и равномерная их вентиляция. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этого происходит за счет воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

  • 1. Способствовать уменьшению спазма бронхов и бронхиол.
  • 2. Обучить больного управлять своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа.
  • 3. Активизировать трофические процессы в тканях.
  • 4. Укрепить организм больного в целом, и в частности дыхательную мускулатуру, для предупреждения развития у больного эмфиземы легких.
  • 5. Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальный стереотип регуляции дыхательного аппарата.
  • 6. Повысить нервно-психический тонус больного.
  • 7. Повысить адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам, сохранение трудо — и работоспособности.

Основными средствами ЛФК при бронхиальной астме являются физические упражнения (в частности, дыхательные упражнения) в сочетании с естественными факторами природы. В условиях стационара чаще применяются гимнастические упражнения в форме урока или процедуры лечебной гимнастики и утренняя дыхательная гимнастика.

Перспективным, легко дозируемым упражнением при бронхиальной астме является ходьба. В стационаре она может применяться при выполнении лечебной гимнастики, а также в виде дозированной ходьбы и прогулок.

К дыхательным упражнениям, применяемым при бронхиальной астме, относятся статические (разновидности дыхания: верхнегрудное, реберное-нижнегрудное дыхание, дыхание диафрагмой и животом, полное дыхание; дыхательные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла продолжительность вдоха-выдоха, выдох через свисток или специально сконструированное сопротивление, выдох и вдох по счету, вдох через трубочку и т.д.; звуковые упражнения — произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе; произнесение скороговорок на выдохе и т.д.). Вторую группу составляют динамические дыхательные упражнения, то есть такие, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Третью группу составляют дренажные физические упражнения, способствующие отхождению мокроты.

Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом. Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании — улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов).

В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога:

  • 1) физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела — асаны;
  • 2) специальные дыхательные упражнения — пранайама.

Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК.

Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания — до 24-26 в 1 минуту.

При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами — соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массажа, иглотерапии в сочетании с ЛФК.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И. П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца.

Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища;

лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки;

лежа на спине с приподнятой верхней частью тела.

Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких.

В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы:

  • 1. Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного.
  • 2. Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения.
  • 3. Соблюдение дозировки упражнений.

При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками.

Читайте также:  Методическая разработка бронхиальная астма у детей

Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе — 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6).

Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1. Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно.
  • 2. Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы — более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры.
  • 3. После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение.
  • 4. Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища).

Так, как длительная работа одних и тех же мышечных групп вызывает утомление центральной нервной системы и самих мышц, необходимо чередование работы различных групп мышц, которое способствует поддержанию высокого уровня работоспособности организма и обеспечивает нужный эффект тренировки.

5. В процессе занятий ЛГ рекомендуется периодически обновлять и усложнять физические упражнения, помня, что положительный эффект тренировки достигается в результате постоянной выработки новых условно рефлекторных связей и только благодаря систематическим занятиям.

Таким образом, проведение лечебной физкультуры способствует нормализации работы дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и улучшению самочувствия и качества жизни людей, страдающих бронхиальной астмой.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Бронхиальная астма относится к числу распространенных заболеваний. На сегодняшний день диагноз «бронхиальная астма» поставлен приблизительно 300 миллионам человек в мире. При этом в Украине болеет около 5 % населения, что соответствует примерно 2,3 миллионам человек.

Диагноз бронхиальная астма заставляет человека все время остерегаться всевозможных рисков, ведь приступ может спровоцировать что угодно. Поэтому люди, болеющие астмой, стараются избегать любых физических нагрузок. И совершенно напрасно, поскольку упражнения не только не повредят, но и помогут легким работать лучше.

При бронхиальной астме действительно противопоказаны интенсивные и несбалансированные физические нагрузки, поскольку они могут спровоцировать очередной приступ удушья. Но подразумевает ли это полный отказ от упражнений или занятий спортом? Конечно, нет. Просто следует придерживаться некоторых правил.

Тренировки должны проходить согласно специально разработанным программам. Больным с диагнозом «астма» рекомендуется так называемая дыхательная гимнастика.

Основными задачами, которые пред собой ставит дыхательная гимнастика, являются:

Восстановление равновесия процессов возбуждения-торможения головного мозга, нормализация работы дыхательного центра.

Улучшение процесса вентиляции легких.

Устранение чрезмерного сужения бронхиол и бронхов, которое вызывает астма.

Активизация питательных процессов в тканях.

Обучение человека удлиненному выдоху.

Обучение управлению своим дыханием, особенно во время приступа.

Это упражнение нужно выполнять при пробуждении, не вставая с постели. Лежа на спине, следует ноги согнуть в коленях, максимально подтянуть их к груди. При этом выполняется неторопливый выдох через рот. Упражнение повторить несколько раз.

Выполняется стоя или в положении сидя. Пальцем закрывается сначала одна ноздря и выполняется вдох и выдох через вторую ноздрю, затем наоборот. Упражнение выполняется поочередно.

Выполняется в положении стоя, при этом руки – на талии. При вдохе необходимо максимально надуть свой живот как шарик, затем его втянуть при резком выдохе. Дыхание через нос.

Выполняется стоя. Для выполнения это упражнения нужны трубочка и сосуд, наполненный водой. Через трубочку совершается очень глубокий вдох, а затем максимально медленный выдох через нее, но уже в воду. Повторять данное упражнение на протяжении 10 минут пять раз в день.

Выполняется в положении стоя. Нужно несколько приподняться на носки, руки в сплетенном виде немного поднять вверх и отвести назад. На «раз» опуститься на стопы, быстро наклониться вперед, опустив руки вниз (имитировать рубку дров), затем назад, одновременно сильно и громко выдохнув при этом. На счет «два» – исходное положение.

Выполняется стоя. Расположение ног – на ширине плеч. Нужно приподняться немного на носочки, наклониться слегка вперед. Представьте, что вы сейчас спуститесь с горы. Руки необходимо расположить перед собой и сжать в кулаки. На «раз» нужно опуститься на стопы, приседать таким образом, чтобы животом касаться бедер. Руки сначала опускать вниз, затем отводить назад. Наклониться вперед и выдохнуть. На «два», оставаясь в таком же положении (с руками сзади), встать на ноги, сделать выдох. Повторить несколько раз.

Выполнять в положении лежа на спине, руки при этом положить под ягодицами. На счет «раз–два–три» необходимо сделать длительный выдох, втягивая при этом живот и задействовав брюшной пресс. На счет «четыре» следует вдохнуть, максимально выпятив живот. После этого нужно глухо покашлять.

Выполняется стоя. Вдыхая воздух носом, следует выдохнуть его на счет «раз–два–три» порциями. Далее сквозь зубы сделать повторный выдох, произнося при этом звуки «ш», «з».

Выполняется стоя. Используются обыкновенные надувные шарики, которые необходимо надувать, пока они не лопнут. Рекомендуется надувать 2 шарика в день.

Не ленитесь и выполняйте перечисленные или подобные упражнения каждый день! Вы увидите, как астма отступает и возвращается контроль над собственным дыханием.

источник

Врачи не могут дать однозначный ответ, совместима ли бронхиальная астма и профессиональный спорт. Сильные физические нагрузки могут вызвать приступ и бронхоспазм.

Но в то же время легкие тренировки необходимы для укрепления дыхательных мышц, поддержания иммунитета, что позволяет облегчить течение болезни. Спортсмены с астмой должны дозировать и контролировать свои занятия, чтобы они приносили пользу организму. Посещение тренировок разрешено лишь в состоянии ремиссии.

Бронхиальная астма является хронической болезнью с периодическими приступами удушья из-за бронхоспазма. Пациенты вынуждены носить с собой ингалятор и применять его при ухудшении самочувствия, если этого не сделать, может наступить асфиксия. Провоцируют затруднение дыхания различные аллергены.

В жизни астматика есть определенные ограничения. К одному из них относится физическая нагрузка при бронхиальной астме. Многие разновидности спорта этим людям строго запрещены. В то же время врачи уверены, что нормированная физическая активность требуется астматику для облегчения протекания патологии.

Пациентов интересует вопрос, можно ли заниматься спортом людям с диагнозом «бронхиальная астма». Раньше доктора однозначно запрещали пациентам тренировки. Это объясняется тем, что значительные физические нагрузки и физкультура при бронхиальной астме способны вызвать приступы. Ведь при интенсивных занятиях дыхание учащается, слизистые нижних дыхательных путей пересушиваются и охлаждаются, это провоцирует бронхоспазм.

Читайте также:  Золотым стандартом лечения бронхиальной астмы

В зависимости от течения заболевания и индивидуальных особенностей недуг способен проявиться удушьем, кашлем, одышками, болями в груди. Иногда приступ у пациента начинается спустя незначительное время после занятий. Но в то же время отсутствие нагрузок ухудшает кровообращение в легких, ухудшает иммунитет, и пациент становится уязвим перед любым воспалительным процессом.

Сейчас никого не удивишь астматиками в спорте, и астма уже не является строгим противопоказанием для физической активности. Напротив, практически все врачи советуют с детских лет приучать больных к занятиям, но только после разрешения пульмонолога и лечащего доктора.

Астма и спорт — совместимые вещи, но при правильном подходе к нагрузкам. Пациентам рекомендуют заниматься спортом для:

  • улучшения обменных процессов;
  • восстановления иммунитета;
  • устранения избытка калорий;
  • снабжения тканей кислородом;
  • подавления негативных мыслей, депрессий;
  • поддержки общего тонуса организма;
  • повышения устойчивости к влиянию плохой экологии;
  • развития дыхательного аппарата;
  • повышения сопротивляемости организма к хроническим патологиям.

Чтобы тренировка мышц принесла пользу, следует грамотно составить комплекс упражнений, контролировать состояние при нагрузках и в случае малейшего недомогания прекращать занятие.

Тяжелая степень астмы требует минимальных физических нагрузок. Здесь разрешены несложные гимнастические упражнения и дыхательные процедуры. При средней и легкой стадии выбор вида спортивных тренировок расширяется, но предпочтение следует отдать занятиям, укрепляющим мышцы, особенно диафрагмы и плечевого пояса. Астматикам рекомендованы следующие виды спорта:

  • легкая атлетика;
  • теннис;
  • спортивная ходьба;
  • бальные танцы;
  • фитнес;
  • занятия плаванием;
  • аэробика, аквааэробика;
  • гимнастика;
  • бадминтон;
  • велоспорт;
  • единоборства, но с осторожностью, чтобы не получить удар в грудную клетку;
  • волейбол, футбол, баскетбол.

Что касается плавания при бронхиальной астме, то тренировки хорошо укрепляют дыхательный аппарат. В момент занятий нагрузка равномерно распределена между мышцами и дыхательной системой. Это помогает улучшить вентиляцию бронхиального древа и легких.

Помимо этого, водные процедуры улучшают снабжение тканей кислородом. Оказывая влияние на бронхи и сосудистую систему, тренировки помогают закалять организм, улучшают сопротивляемость инфекциям, укрепляя иммунитет. Поэтому при бронхиальной астме плаванье выступает неотъемлемым помощником в лечении патологии.

Давая ответ на вопрос, можно ли заниматься греблей при астме, стоит отметить, что и здесь противопоказаний с медицинской точки зрения нет. Танцевальные кружки и легкая атлетика помогают избавиться от ощущения сдавливания в груди и улучшают вентиляцию легких.

Самым лучшим и нужным видом занятий для астматика выступает дыхательная гимнастика. Она применяется при различной степени недуга, даже при тяжелой форме. Комплекс процедур включает как физические упражнения, так и речевую тренировку, что позволяет нормализовать дыхание. Все уроки проводятся сидя, в спокойном состоянии. Активные физические нагрузки вводятся постепенно, с плавным увеличением сложности. Если пациент не настроен на занятие, то оное лучше перенести.

Польза гимнастики заключается в тренировке мускулатуры дыхательного аппарата и создании дыхательного резерва. В процессе занятий задействуются участки легких, в которых обычно не происходит газообмен. За счет этого дыхательный аппарат начинает работать продуктивнее.

Выбор вида спорта должен проходить под контролем специалиста. После сдачи анализов пульмонолог поможет определиться, какой тип тренировок наиболее подходит пациенту. Учитывая индивидуальные особенности организма и специфику болезни, разным пациентам могут потребоваться различные виды нагрузок.

Повышенные нагрузки при астме вредны, поэтому таким больным запрещены некоторые разновидности спорта. Силовые тренировки могут привести к травмам грудной клетки, что вызовет приступ заболевания. Верховая езда в первую очередь тесно связана с животными, а триггером развития астмы часто выступает шерсть.

Ответ на вопрос, можно ли заниматься зимним спортом пациентам с астмой, неоднозначен. Но лучше отказаться от лыж, хоккея, фристайла, так как при поступлении холодного воздуха при вдохе сужаются бронхи, начинается бронхоспазм. Удушье от физических нагрузок при астме может случиться, если выбрать спорт, где необходимо прилагать большие усилия. Сюда относят:

  • занятия на турниках, кольцах;
  • тяжелую атлетику;
  • бег с препятствиями или на длинные дистанции. Астма и спортивный бег могут совмещаться лишь при легкой короткой пробежке;
  • биатлон.

Не разрешаются при бронхиальной астме упражнения и виды спорта, требующие задержки дыхания или связанные с недостаточным поступлением кислорода. В эту категорию входят дайвинг, фридайвинг, альпинизм, подводная охота, прыжки с парашютом.

У детей астма и спорт так же сочетаются, как и у взрослых. Нормированная активность малыша помогает ему правильно развиваться и легче переносить недуг. У деток занятия спортом при астме направлены на поддержание дыхательной системы в норме и тренировку диафрагмы. Это способствует уменьшению воспалений и неприятной симптоматики.

Если ребенок, имеющий астму, желает заниматься спортом, то нужно подбирать подходящую секцию вместе с пульмонологом. К наиболее популярным у детей занятиям относят баскетбол, футбол, волейбол, теннис, плавание. У пловцов не только развиваются все группы мышц, но также повышается общая сопротивляемость организма, поэтому этот вид спорта достаточно востребован.

Чтобы обеспечить необходимую дыхательную нагрузку, можно предложить малышу боевые искусства: ушу, дзюдо, тхэквондо. Главное — все занятия проводить на фоне основного лечения и в период ремиссии.

Неправильное дозирование тренировок может дать отрицательный эффект, и вместо улучшения состояния у ребенка возникнут проблемы со здоровьем. Поэтому очень важно составлять индивидуальный график занятий и при ухудшении самочувствия изменять подход, переводя малыша на более легкие упражнения.

При желании заняться укрепляющими упражнениями астматику нужно сдать общие анализы и получить консультацию пульмонолога. Виды занятий спортом и комплекс домашних упражнений при астме подбирается лечащим врачом. А все тренировки при бронхиальной астме и изменения в нагрузках обязан проконтролировать тренер. Помимо этого, для спортсменов есть особые правила проведения занятий:

  • следует контролировать любые изменения самочувствия, при проявлении кашля или других симптомов стоит прервать тренировку;
  • нужно отказаться от занятий в непрогретом, запыленном, душном помещении. Астматикам нужно находиться в хорошо вентилируемом и просторном зале. Также приступ может настигнуть пациента при тренировках на свежем воздухе в период цветения растений, поэтому стоит избегать мест со значительным количеством зелени;
  • каждому занятию должна предшествовать разогревающая разминка. Это позволит подготовить мышцы и снизит вероятность бронхоспазма;
  • тренироваться можно только в период ремиссии. Если наступает обострение, в этот период занятия нужно отменить;
  • следует выполнять все требования тренера;
  • увеличение нагрузок производится постепенно, с постоянным контролем состояния;
  • в момент физических нагрузок у пациента с астмой поблизости должен находиться ингалятор. На начальных этапах приступа он поможет быстро нормализовать состояние;
  • при измерении пульса в момент занятий показатель в норме не должен быть более 140 уд/мин, в противном случае нужно сделать передышку;
  • спорт при астме у пациента должен быть ежедневным занятием.

Отвечая на вопрос, можно ли при астме бегать, следует заметить, что это возможно лишь до появления одышки. Если появляются сложности при дыхании, нужно перестать тренироваться и приступить к более простым упражнениям или перенести занятие на другой день.

Первые тренировки должны контролироваться врачом, который будет проверять показатели до начала занятий, а также после них. Если на протяжении нескольких недель общая картина состояния ухудшается, то подбирается другой вид спорта, в тяжелом случае назначается только ежедневная гимнастика.

Спорт и физическая нагрузка при бронхиальной астме не только разрешены, но и приносят существенную пользу здоровью пациента. Исключением может стать только наличие индивидуальных противопоказаний.

Специалисты рекомендуют подбирать вид спорта с учетом состояния пациента и особенностей течения болезни. Оптимальными являются плавание, баскетбол, волейбол, дзюдо. Правильное нормирование нагрузки и соблюдение рекомендаций врача позволяет астматикам достигать больших высот в спортивной карьере.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.
Читайте также:  Листья эвкалипта лечение астмы

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Бронхиальная астма — этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия — обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие — немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови — увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Упражнения при бронхиальной астме нельзя выполнять в период обострения болезни

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный — подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом — выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните — выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды — выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос — выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните — поднимите плечевой пояс, на выдохе — опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.
  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните — сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательные упражнения — один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.
  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать — вдох носом, выдох ртом.

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном — согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе — опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой — «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам — в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы — диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий — залог успеха!

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания — «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

  1. Упражнение «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите — параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение — это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.

Выполняя упражнение «Ладошки», не думайте о выдохе, активен только вдох

Упражнение «Погончики» можно делать сидя и даже лежа

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лёжа

Упражнение «Вдох-выдох» надо делать в темпоритме строевого шага

При возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не поднимайте ноги высоко, уменьшите амплитуду подъёма

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг — развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох — не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, на вдохе — живот втянуть, на выдохе — выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких — 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

    Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

    Второй уровень. За 120 секунд: вдох — 5 секунд, пауза — 5 секунд, выдох — 5 секунд, перерыв — 5 секунд (три подхода в минуту).

    Третий уровень. За 180 секунд: вдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд, выдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд (два подхода в минуту).

    Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох — перерыв — выдох — перерыв — все по 10 секунд (конечная цель — одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).
  13. Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

    Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

    ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

    Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

    Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой — залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

    Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас — от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *