Меню Рубрики

Кнейп мое водолечение астма

Просим откликнутся тех, кто занимается выращиванием хлореллы или спирулины.

Сообщение Ansaraides » 11 янв 2014, 05:54

Я совершенно согласен с выводами Кнейпа.
Эту книгу прочитал лет 6 назад.
Сейчас удалось найти и опубликовать.

Сердечные болезни
Это только одна глава из этой важнейшей книги.

Мы теперь немало встречаем людей, страдающих нервными, желудочными и сердечными болезнями. Сердце, желудок и нервы — это козлы отпущения, которым приходится расплачиваться за многое. Если кто-либо 20—30 лет был совершенно здоров, если он до этого времени не чувствовал, так сказать, где у него сердце, и вдруг начинает хворать, то сейчас же предполагают какую-нибудь сердечную болезнь или даже неизлечимый, органический порок сердца. Пустые слова! Многолетний опыт — мне приходилось видеть массу таких случаев — убедил меня, что все эти пороки сердца вовсе не существуют. Из 100 случаев, когда больные сами предполагали, у себя сердечное страдание или в них предполагали это, было очень мало действительно больных сердцем. Обыкновенно сердце оказывалось здоровым, а были причины, вызывающие временное страдание сердца. Самая здоровая кошка закричит, если вы ей наступите на хвост. Лучшие часы остановятся, если снять гири; но было бы неверно уверять, что часы плохи. Самая лучшая флейта перестанет издавать звуки, если закрыть клапаны. Самое здоровое сердце может неправильно действовать, если какой-нибудь враг, сидящий в теле, сдавит ему, так сказать, горло. Отыщите этого врага, устраните известное болезненное состояние, и вместе с этим исчезнет всякое страдание сердца. Меня всегда раздражает, когда говорят: «сердечные болезни», «сердечные болезни»! Этим только бесполезно пугают людей и усиливают тревогу еще новым волнением.

Одно лицо жаловалось мне, что у него, по мнению врачей, болезнь сердца: оно слишком расширяется. Я осведомился: был ли он когда-нибудь болен. Он отрицал это, но, подумав немного, прибавил, что у него на одной ноге в коленном сгибе сыпь. Этого было для меня достаточно. Здоровый, крепкий мужской организм сам открыл себе путь для выделения нездоровых соков. Моя задача состояла теперь только в том, чтобы помочь организму по возможности скорее и лучше освободиться от них. Кроме того, больной заметил, что всякий раз, когда сыпь увеличивается, он чувствует облегчение в области сердца; если же сыпь пропадала или уменьшалась, то всегда появлялось сильное сердцебиение. Я посоветовал делать 2 раза в неделю короткое обертывание, одно нижнее обертывание, один испанский плащ и одну ножную паровую ванну. В течение 3 недель организм выделил все нездоровое, и больной совершенно выздоровел.

Раз ночью, часов в 10, меня позвали к одной женщине, которая так задыхалась, что уже не могла говорить. Сердце у нее так сильно билось, что его биение ясно было видно на одеяле и его удары были слышны даже на некотором расстоянии. Во рту больная ощущала сладкий вкус; она боялась, что умрет от кровотечения, как ее мать, умершая в том же году. Врач нашел, что у нее несколько болезней, но главным образом болезнь сердца. Руки и ноги холодны, сильное сердцебиение! Что же это значит? Вероятно, вся кровь прилила из конечностей к сердцу и ищет оттуда выхода; от этого происходят биения и удары, как будто кровь хочет разорвать клапаны. Вам приходилось видеть, с каким шумом вода, собравшаяся во время дождя в одно место, стремится найти себе выход; она хочет проложить себе дорогу силой. Уже через несколько минут удалось уменьшить страшное сердцебиение у этой женщины при помощи вдвое сложенного мокрого полотенца, которое положили ей на живот. Через десять минут сердце билось уже спокойно. На другой день больной сделали в постели 2 полных обмывания; на 3-й день — испанский плащ, на 4-й — паровую ванну для головы; на 5-й — ножную паровую ванну. В таком порядке она продолжала делать эти применения воды еще некоторое время. После этого сердце совершенно выздоровело.

Один высокопоставленный господин был много лет болен и только с трудом мог продолжать исполнение своих обязанностей. Самый пустяк вызывал у него сильнейшее сердцебиение, возбуждение, страх. Окружающие должны были быть с ним очень осторожны. Всякое горе и радость вызывали у него сильнейшее сердцебиение. И зимой, и летом комнаты его отапливались, в квартире поддерживалась определенная температура. Он обращался к знаменитейшим врачам. Они все решили, что пациент страдает, кроме геморроя, болезни легких и печени — еще болезнью сердца, которая должна окончиться параличом сердца. Этот господин действительно вскоре умер.

Тело было вскрыто, и что же оказалось? Легкие, печень и сердце принадлежали к самым здоровым органам, но вокруг сердца образовалась масса жира; в груди тоже образовался целый слой жира. Итак, этот господин умер от недостатка крови. Запас крови весь истощился, потому что она вся превратилась в мускулы и жир. Мне рассказал это один врач, присутствовавший при вскрытии, и прибавил: «И в этом случае наука снова сильно ошиблась».

Одна девушка жаловалась, что она чувствует всегда давление в области сердца, и сердцебиения усиливаются в такой степени, что она всякий раз боится, как бы не умереть вдруг; это бывает с ней при быстрой ходьбе, от испуга, а также, когда она слышит рассказ о несчастии; руки и ноги холодеют, а в сердце чувствуется сильный жар. По мнению врачей, у нее была болезнь сердца. Само собой разумеется, что болезнь сердца, да и могло ли это быть что-либо иное?

Так ясно, так просто здесь в сущности все дело! Если к ребенку, сидящему на пороге двери, подбегает большая собака, он начинает кричать, вскакивать и в испуге бежит в дом с криком: «Мама, мама!» То же самое бывает и с сердцем, когда что-нибудь его испугает: оно поднимает крик, стучит, кровь бежит от порога, т.е. от конечностей, в дом — в сердце. Что же тут странного, где же здесь страдание сердца? Я посоветовал девушке прежде всего оставить все бесполезные укутывания и т. п. и затем применять более легкие способы для закаливания тела. Нежное существо уже не станет тогда пугаться лая собаки, не станет содрогаться при свисте локомотива. Лучшие средства: ежедневное стояние до колен в холодной воде три раза по 1 минуте и держание рук столько же времени в холодной воде. Если вода покажется ребенку слишком холодной, он может согревать ее своим дыханием. Эти применения нужно делать одну неделю. После этого делать еженедельно 3 раза ночью, вставая с постели, быстрые обмывания холодной водой и только раз в неделю принимать холодную ванну продолжительностью не более 1/2 минуты с сильным обмыванием верхних частей тела. Эти применения воды нужно делать в продолжение 2-й недели. В 3-ю и 4-ю недели больная должна делать ежедневно верхнее и нижнее обливание и после него сейчас же согреваться движением или работой. Через 6 недель больная была совершенно здорова.

Одна девушка приходит ко мне и просит помощи. «6 лет я была учительницей музыки в одном институте. Теперь меня мучат такие сильные головные боли, что я не могу слышать звуков ни одного инструмента: ни органа, ни рояля, ни скрипки. Даже звон колокольчиков, которыми звонят в церкви, вызывает сильную боль в голове. По мнению врачей, у меня нервное и сердечное страдание. Я не могу вернуться в монастырь больной, и я должна остаться без всяких средств к существованию». Я отвечал ей, что помочь ей ничем не могу. На ее вопрос, почему я ничего не могу для нее сделать, я отвечал ей: «Вы как образованная городская барышня, знающая хорошо языки и музыку, не захотите делать то, что я вам прикажу. Вообще ваше состояние хоть и очень плачевно, но все-таки его можно улучшить». «Чтобы быть здоровой, я соглашусь на все»,— сказала она, быстро решившись, и сдержала свое слово. Я велел ей в продолжение 10 дней ходить босиком по лугу — был март. Ежедневно она принимала теплую ножную ванну и верхнее обливание. Через 6 дней вместо теплой ножной ванны ежедневно становилась в воду до живота. Насколько ей позволяли ее силы и навык, она работала в поле.

Дней через 10 она вернулась домой, где продолжала делать все эти применения воды с удовольствием и охотой и занималась по-прежнему, как у меня, домашними и полевыми работами. Вместо игры на фортепиано она усердно работала заступом и граблями. Чем больше крепло тело, тем слабее становились нервные и сердечные страдания. Через 4 месяца она совершенно выздоровела

источник

Натуропат и священник Себастьян Кнейп создал философию жизни, в которой он видит человека, как неотъемлемого субъекта живой природы, которому необходимо проводить различные процедуры в естественной среде. Мышление Себастьяна Кнейпа (1821 – 1897) до сих пор считается новаторским и широко применяется в профилактической и природной медицине.

«Природа щедро обеспечила нас всем необходимым, что нужно для сохранения здоровья» — слова Себастьяна Кнейпа.

На протяжении всей своей жизни Кнейп изучал и расширял свои знания о целебных свойствах воды, лекарственных растениях, затем делал собственные выводы.

Священник создал свою концепцию, глядя на человека. По его словам, жизнь человека и окружающая природа – это неразрывно сбалансированное устройство.

Кнейп считал, что все должно быть во взаимосвязанном балансе: вода, растения, упражнения, диеты. Таким образом, его философия относится к целостному образу жизни. Убеждения Себастьяна Кнейпа остаются актуальными по сей день.

В возрасте 28 лет Кнейп излечил себя от серьёзного заболевания – туберкулеза. В период болезни в руки священника попала книга о гидротерапии, которой он вдохновился, и стал практиковать данное лечение. Несколько раз в неделю он погружался в ледяную воду реки Дунай.

Кратковременные погружения в холодную воду укрепляли иммунную систему. Затем его туберкулез вошел в ремиссию, и он перестал болеть. В дальнейшем весь остаток своей долгой жизни Кнейп посвятил изучению целительной силы воды и определённых растений.

С 1855 по 1880 гг он проводил многочисленные тесты и наблюдения, чтобы расширить свои знания. Свои водные процедуры он практиковал на себе и своих пациентах. В дальнейшем он создал успешную профилактическую и лечебную концепцию. Его процедуры включают в себя контрастные ванны, холодные полоскания, горячие и холодные влажные компрессы.

В результате различных водных процедур укрепляется здоровье, исчезает стресс, усталость. Сегодня существуют специализированные центры, учреждения, санатории, которые практикуют водолечение Кнейпа. Водолечение, ванны, спа обычно осуществляются специализированными врачами.

Кнейп не доктор, но священник. Кроме того, он был одним из самых влиятельных фигур по развитию натуропатии и гидротерапии. Толчком для развития и применения на практике гидротерапии послужила его болезнь. Несмотря на многие обвинения в шарлатанстве, жалобы, он достиг замечательных успехов в терапии. Себастьян Кнейп опубликовал свои книги и начал сотрудничать с врачами. Кроме этого, в 1893 году многие известные спа-курорты применяли его методику, где лечились более 30000 гостей курорта.

Метод Кнейпа основан на пяти условиях: вода, движение, питание, лекарственные растения, сбалансированный образ жизни.

Методику Кнейпа часто применяют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, при ослаблении иммунной системы, при заболеваниях костей, суставов, а также при психических расстройствах.

С другой стороны методика Кнейпа служит профилактикой против развития различных заболеваний. Например, ходьба босиком, травяные ванны, полезные продукты.

Имя Кнейп, прежде всего, известно, как основатель лечения с использованием воды. Оно включает в себя широкий спектр ванн, душей, топтание воды, изменение температуры воды и пара в различной интенсивности.

Типичной формой гидротерапии являются контрастные ванны с горячей и холодной водой. Такое лечение влияет на кровообращение, а также оно регулирует тепловой баланс в организме.

Кроме этого, вода является носителем активных ингредиентов. Например, в банях, либо при обёртываниях полезно применять лекарственные растения, которые имеют успокаивающий или тонизирующий эффект. Кнейп также рекомендовал добавлять отвары трав в ванны (цветы сенны, сосновые иголки, шишки).

Обливание колен струей холодной воды рекомендуется проводить от бессонницы, высокого артериального давления, при варикозном расширении вен.

Обливание водой от бедер до ступней применяется при проблемах с кровообращением, при целлюлите и геморрое.

Обливание рук, плеч используется от усталости, перенапряжении, головных болей.

Ходьба по воде, траве босиком укрепляет иммунную систему.

Движение и физическая активность

Достаточное количество физической активности играет важную роль для здоровья человека. Также Себастьян Кнейп настоятельно рекомендовал всем двигаться, чтобы предотвратить болезнь. Отсутствие физических упражнений не только ослабевают сердечно-сосудистую систему, но и способствуют развитию заболеваний костей и суставов, нервной системы, психики. Пассивный образ жизни негативно влияет на выработку гормонов, функции внутренних органов.

Ежедневное движение на свежем воздухе явно улучшает здоровье сердечно-сосудистой системы, насыщает организм кислородом, повышает силу, выносливость, настроение, улучшает естественную детоксикацию. Кнейп говорил: «Бездействие – ослабевает организм, упражнения – укрепляют, перегрузки – вредят». Таким образом, упражнения, а также любая физическая активность должны быть в умеренных количествах. Кнейп также был сторонником ходьбы босиком по земле и траве(читайте здесь), а также по воде.

Кнейп уделял большое внимание здоровому питанию. По словам Себастьяна Кнейпа, пища должна быть простой и естественной, но и сбалансированной. Меню должно быть разнообразным и преимущественно состоять из растительных продуктов. Пищу не следует долго готовить либо переваривать. Неправильное питание – это слишком много жира, соли, сахара, мяса.

Для поддержания здоровья Кнейп рекомендует использовать лекарственные растения в различных формах. В фитотерапии, как известно, применяют в основном травяные чаи. Например, вы можете принимать чай от простуды, либо от проблем с пищеварением (читайте здесь), чай для повышения циркуляции крови, укрепления сердца и др. Однако возможности фитотерапии выходят далеко за рамки чаев. Все средства фитотерапии направлены на улучшение и укрепление здоровья.

источник

Кнейп Себастьян( Sebastian Kneipp), немецкий католический священник в Баварии. Родился 17 мая 1821

г, умер 1897 г, 5 (17) июня. Приобрел известность введением своей системы водолечения и естественного

оздоровления, которая пользовалась огромной популярностью в конце XIX начале ХХ века. Его труды

несколько раз переиздавались в дореволюционной России и были весьма распространены в народной среде.

Сам он предназначал простые рецепты своей системы именно для бедных слоев населения, от чего они не

Кнейп утверждал, что холодная вода закаляет и лечит все болезни, а кто понимает действие воды и умеет

применять ее в разнообразных видах, тот обладает таким целебным средством, равного которому нет. Вода,

как считал Себастьян Кнейп, обладает тремя основными свойствами: растворять, удалять и укреплять, и это

дает возможность утверждать, что обычная чистая вода излечивает все вообще излечимые болезни при

правильном систематическом ее применении.

Его заслуга состоит в том, что он превратил водолечение, применяемое жрецами и лекарями Древнего

Египта, Греции, Рима и Индии, в систему тренировки и закаливания организма. Вид водной процедуры,

интенсивность ее проведения и продолжительность назначаются в зависимости от самочувствия больного и

особенностей протекания болезни.

Кнейпписал: «Многие века и тысячелетия душевные (психические) болезни, угнетенные состояния духа, подавленности, депрессии наполовину с отчаянием, уныния, дурные настроения не имели бы место в жизни

Читайте также:  Какие аэрозоли гормональные при астме

людей, если бы вместилище души старательно очищалось прохладной водой. Никто не боится и не

опасается умываться холодной водой; каждый, напротив, ищет в этом простом средстве поддержку своего

Естественный образ жизни и методика лечения Себастьяна Кнейпаимеют 5 основных направлений.

Вода (гидротерапия). Известны около 200 различных способов ее применения: обливания, травяные ванны, компрессы. Водные процедуры можно порекомендовать практически для каждого.

Аптека Себастьяна Кнейпас лекарственными растениями ( фитотерапия), животным и минеральным

сырьем в качестве основных субстанций, которые оказывают мягкое воздействие на организм. «В течение

многих лет я лечил большей частью травами и меньше водой, при этом получал прекрасные результаты».

Лечебное питание (диетология). Многие рецепты из Кнейпаполностью соответствуют современным

познаниям. Простая пища в разумных пределах — это самое лучшее. «Нужно приказать своему желудку

остановиться, прежде чем он наполнится».

Гимнастика и здоровая прогулка( двигательная терапия) были для него также путями к здоровью. «Любой

плуг, который стоит, ржавеет».

Психосоматическое лечениеявляется для него, священника, необходимым. «Многие, кто приходил ко мне, не могли добиться никаких успехов. Только после того, как удавалось привести в порядок их души, наступало

улучшение и в их физическом состоянии». Связь между душой и телом Кнейпсчитал само собой

Как революционный эволюционист, католический священник уже тогда воздавал хвалу свету, воздуху, воде и

солнцу, высказывался против очень тесной одежды и отмечал преимущества жизни вдеревне. В его методике

большую роль играет все простое, естественное, щадящее. Необходимым условием исцеления он считал и

активное участие самого пациента.

Наиболее известна его книга МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕиспытанное в продолжении более 40 лет самим

автором. Предлагаемое для излечения болезней и поддержания здоровья.

Кнейп Себастьян. МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕ. Предисловие

СОСТАВИЛ Себастьян Кнейп.(Sebastian Kneipp) Священник в Верисгофене (в Баварии).

С портретом автора И 228 рисунками.

Перевод под редакцией д-ра медицины И. Фдоринского

Издание второе исправленное и дополненное по последнему после смерти автора 62-му немецкому изданию.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ Издание книжного склада Н. Аскарханова.6, Троицкая ул., в.1898. Дозволено цензурою.—

С.-Петербург, 15 сентября 1897 года.

Предисловие к 1-му изданию

Как священник я принимаю ближе всего к сердцу благо бессмертной души. Для этого я живу и за это готов

умереть. Но и смертные тела доставили мне в течение 30—40 лет немало забот и потребовали от меня

самоотверженного труда. Я не искал этого труда. Приход больного был и остался для меня в тягость. И

только взгляд на Того, Кто сошел с небес, чтобы исцелить все наши недуги, и воспоминание заповеди —

«блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» —могли подавить во мне искушение отвечать отказом

на обращаемые ко мне просьбы. Это искушение было тем сильнее, что мои лечебные советы доставляли мне

не выгоду, а скорее потерю драгоценного времени; не почести, а клевету и преследование; не благодарность, а во многих случаях насмешки и злорадство. Понятно каждому, что при таком отношении к моей

деятельности у меня не могло появиться особой охоты писать, тем более, что тело мое, удрученное годами, и

Только настоятельные, неотступные требования моих друзей, утверждавших, что грешно унести с собой в мо-

гилу столько познаний, приобретенных долгим опытом, бесчисленные письменные просьбы излеченных мною

людей, в особенности же мольбы бедных, покинутых, больных жителей деревни, заставляют меня против

воли взять перо в слабые уже руки.

К беднейшим классам, к заброшенным и забытым жителям деревни я всегда относился с особенной любовью

и вниманием. Им-то главным образом я и посвящаю свою книжку. Изложение, сообразно цели, просто и ясно.

Я намеренно пишу в форме беседы, что, по-моему, гораздо лучше, чем сухое, лишенное жизни, якобы

Далекий от борьбы против существующего направления в медицине, я не думаю также ни полемизировать с

кем-либо в отдельности, ни нападать на чью-либо ученость и славу.

Я прекрасно знаю, что в сущности только специалисту прилично издавать такие книги; но мне все-таки

кажется и что и специалисты должны быть благодарны профану, который делится с ними своими

сведениями, приобретенными долгим опытом.

Всякое честное возражение, всякую правильную поправку я встречу с благодарностью. На легкую же критику,

вытекающую из партийности, я не стану обращать внимания и спокойно снесу «шарлатана» и «недоучку».

Сильнейшее мое желание состоит в том, чтобы врач — человек призвания — снял с меня эту тяжесть, эту

трудную работу, чтобы специалисты основательнее изучили метод лечения водой. Пусть при этом на мою

работу смотрят как на малое вспомогательное средство.

Должен сказать, что я мог быть страшно богатым, если бы захотел брать хотя бы часть предлагавшихся мне

пациентами денег. А этих пациентов, без преувеличения, у меня было тысячи, десятки тысяч. Многие

пациенты приходили ко мне и говорили: «Я даю 100, 200 марок, если вы меня вылечите». Страждущий ищет

повсюду помощи и охотно платит врачу, что ему следует, если тот его излечивает, все равно — последует ли

исцеление от бутылки с лекарством или от кружки с водой.

Знаменитые врачи решительно и с большим успехом положили начало методу лечения водой, но вместе с

ними сошли в могилу и их познания и советы. О, если бы, наконец, после зари наступило светлое долгое

Прежде всего да благословит Господь Бог эту выходящую в свет книжку!

И когда друзья моего водолечения узнают, что я перешел в вечность, пусть помолятся они за меня, пусть

пошлют свою молитву туда, где Врач врачей исцеляет огнем наши бедные души.

источник

Зашла тут на форуме речь о методиках из системы Кнейппа.
И вот подумал, что надо, чтобы это замечательное имя прозвучало у нас на форуме.
Ентшура и Локемпер в нашем основополагающем труде по Щелочной Системе его, Кнейпа, упоминают с большим пиететом…

“В природе нет спешки, для исцеления нужно время” – таким образом звучит цитата, приписываемая священнику и основателю направления в лечении при помощи естественных свойств организма – Себастьяну Кнейппу. Сегодня его метод успешно используется во многих санаториях, лечебницах и СПА-центрах.

Всемирную известность Себастьян Кнейпп получил после того, как с помощью курса водолечения смог излечиться от туберкулеза.

Кнейп родился в 1827 году в баварской Швабии. Отец, бедный ткач, обучил сына своему ремеслу. Но мальчик мечтал стать священником. И вряд ли бы мечта осуществилась, если бы не сердобольный священник, который дал деньги на образование Себастьяна. Кнейп закончил гимназию и к 23 годам поступил слушателем богословских наук сначала в мюнхенскую, а затем диллингенскую (на Дунае, близ Аугсбурга) семинарию. Однако радость была недолгой — молодой человек заболел чахоткой. Болезнь развивалась настолько стремительно, что через каких-нибудь полгода он был признан врачами безнадежным. В это время в его руки случайно попал трактат по гидротерапии выдающегося немецкого врача Гуфеланда, лейб-медика при прусском дворе.

Себастьян ухватился за этот метод, как утопающий за соломинку. Лечиться в специальном заведении средств не было, и он решился на крайность: купание в холодной воде Дуная.

Вот как об этом рассказывает сам Кнейпп:

“Я сам давно уже потерял всякую надежду на исцеление и с тихой покорностью ожидал своего конца. Однажды мне попалась в руки, какая-то незначительная книжонка; я раскрыл ее; в ней говорилось о водолечении. Я стал перелистывать дальше и нашел в ней нечто совершенно невероятное. Вдруг у меня промелькнула мысль, не найду ли я чего-нибудь, относящегося к моей болезни. Я стал перелистывать дальше. Действительно попалось место, совершенно подходящее к моей болезни. Какая радость, какое утешение!
Книжка, в которой говорилось о целебной силе холодной воды была написана врачом (др. С. Ган).
Теперь, когда я уже на 50 лет старше, мои друзья все еще льстят мне, восхищаясь силой моего голоса и удивляясь моей телесной силе.
Вода осталась мне верным другом; можно ли меня упрекнуть, что и я сохраняю к ней неизменную дружбу!»

В последние годы жизни Кнейпа (он умер в 1896 году) в Верисгофен, где он исполнял духовные обязанности в доминиканском монастыре, съезжались до 15 000 человек различных национальностей и общественного положения.
Сегодня Себастьян Кнейпп считается одним из основателей традиционной европейской медины.

Что же представляет собой метод Кнейппа?

Основополагающий аспект в методе Кнейппа – это рассмотрение человека как неразрывного едининства тела и ума. Чтобы повысить выносливость тела и его сопротивляемость внешним факторам, необходимо добиться гармонии всех физических, духовных и интеллектуальных функций.

Для этого он предлагает использовать 5 основополагающих метода:

5. сбалансированный образ жизни

Кнейпп исходил из того, что любая болезнь — это больше, чем просто сумма симптомов, и у нее бывает несколько причин. Он говорил, что цивилизация не просто отлучает нас от природы, но и скрывает от нас нашу собственную природу и что нам необходимо снова научиться прислушиваться к собственному телу и понимать сигналы, которые оно посылает. Кнейпп считал, что трех свойств воды — растворять, удалять и укреплять — вполне достаточно для утверждения: вода излечивает все.

Кнейпп рекомендовал в повседневной жизни следовать следующим правилам: раньше ложиться, раньше вставать; ходить босиком по утренней росе, мокрым камням; применять обмывание, обертывание, полуванны, ножные ванны, компрессы, головные ванны, глазные ванны, паровые ванны, холодный и контрастный душ; следовать простейшим диетам (никаких стимуляторов, мяса и хлеба поменьше). Особое значение Кнейпп придавал хождению по свежему или подтаявшему снегу: «Только в первые минуты нужно употребить некоторое усилие, затем уже не остается следа от чувства холода. Такая прогулка должна продолжаться от 3 до 4 минут. Однако не следует стоять на одном месте — нужно ходить…»

Кнейпп предлагает следующие методы водолечения: компрессы, лечение паром, ванны, обмывания, обтирания и питье воды. Метод выбирается исходя из причин заболевания.

Вода расстворяет вредные вещества в крови. При обливании холодной водой укрепляется и закаливается весь организм. Чтобы избежать переохлаждения следует переходить к обливаниям холодной водой постепенно, начиная с температуры воды 14-15 градусов и с каждым днем снижать температуру. Тело после принятия водных процедур вытирать не нужно. Одежду надевают на мокрое тело, при этом оно согревается быстрее и равномернее. После купания в холодной воде необходимо подвигаться, но перегреваться не стоит.

Некоторые рекомендации С. Кнейппа

Обливание всего тела, включая голову и ноги

Это обливание можно применять как в доме (в ванне, в бочке и т. п.), так и за его пределами. Особенно полезно проводить обливание в летней душевой, находящейся в саду среди цветов и деревьев. В этом случае целебное обливание водой дополняется ароматерапией. Включив душ, струю воды попеременно направляют главным образом на позвоночник, затылок, область желудка и солнечного сплетения, а также на места сгибания рук и ног. Температура воды не должна превышать 18 °С (оптимальная температура — 15-18 °С). Высота падения воды должна быть небольшой, так как, ударяя с силой по телу, вода способна вызвать излишнее перенапряжение нервной системы. После обливания водой необходимо проделать комплекс физических упражнений, чтобы согреть свой организм и уберечь его от переохлаждения.

Особенно хорошо подобные обливания воздействуют на раздражительных людей, приводя их в состояние бодрости и спокойствия.

Обливание верхней части тела

Этот вид обливания предполагает обливание водой только до пояса. Чтобы вода не стекала вниз, к ногам, нужно укутать поясницу полотенцем. Обе руки ставятся на дно тазика, чтобы тело приняло горизонтальное положение, поэтому желательно участие в процедуре близких. Первая лейка выливается на правое плечо, приподнятое таким образом, чтобы затем вода по спине стекала к левому плечу и левой руке. Второй и третьей лейкой обливают район седьмого шейного позвонка и затем весь позвоночник и всю спину, заканчивая всегда верхней частью руки, неважно, левой или правой. Голова при этом должна оставаться сухой, а шею, наоборот, нужно обильно поливать. Чем равномернее растекается вода по телу, тем легче переносится обливание и тем быстрее согреется тело. Нормальное протекание процедуры должно сопровождаться легким покраснением кожи. Если этого не происходит, нужно рукой хорошо растереть обливаемые места. Тем, кто только начал выполнять процедуры, достаточно одной лейки. Через 2—3 недели можно перейти к 2—3 лейкам, а позже остановиться на 5—6 лейках.

Такие обливания полезны прежде всего тем, кто склонен к легочным заболеваниям (только не в период активного протекания болезни), а также тем, кто ищет быстрый и эффективный способ взбадривания организма.

Обливание бедер

Заключается в первоначальном обливании водой ног, а затем бедер. Обливание осуществляется в положении стоя в количестве 5—6 леек воды. Обливание начинают с задней части стопы, затем по задней части ноги, медленно по ягодицам, оттуда двигаются по передней части, задерживаясь в зоне паха и, наконец, заканчивают обливание по внутренней части ноги.

Особенно рекомендуется при атеросклеротических поражениях нижних конечностей, а также при варикозном расширении вен, тромбофлебитах.

Ручные ванны

При сильном сердцебиении помогают холодные ванны для рук во второй половине дня (опустить в холодную воду руки по локоть на 5—10 мин).

Раздеться по пояс и опустить обе руки по локоть в таз с водой (37—38 °С). Спину и грудь вместе с тазом укутать большим полотенцем или одеялом, чтобы вода не остывала слишком быстро. Голова должна быть открыта. Как только вода начнет остывать, приподнять краешек полотенца и подлить горячей воды. Постепенно поднимать температуру воды примерно до 41—42 °С. Как только лоб станет влажным от пота, закончить процедуру, принять теплый душ без мыла, растереться досуха, чтобы кожа стала розовой. Надеть теплое белье, лечь в постель и выпить горячий потогонный чай с медом и лимонным соком. Лучше всего парить руки на ночь.

Горячие ручные ванны помогают при насморке, бронхите, гриппе, гайморите.

Хождение по воде

Если плохо засыпаете, если мучают головные боли, поможет хождение по воде. Ходить по воде можно и в обыкновенной ванне. Вначале в холодную воду погружают ноги до лодыжек, затем до икр, а еще лучше, если вода доходит до колен. Сначала процедуру делают в течение 1 мин, а затем по 5—6 мин. После процедуры необходимо двигаться до тех пор, пока тело не согреется.

Разумеется, методика Кнейппа – не панацея от всех болезней. И она ни в коем случае не конкурирует с традиционными методами лечения, а лишь дополняет их. Тем не менее, наблюдения ученых подтверждают, что во многих случаях применение методики Кнейппа улучшает самочувствие пациентов, снижает дозу принимаемых химико-синтетических лекарственных препаратов или даже вовсе позволяет отказаться от них без ущерба здоровью. Считается, что водолечение по Кнейппу помогает и в борьбе с лишними килограммами, причем его можно комбинировать с самыми разными диетами.

Для использования метода в домашних условиях компания Dornbracht разработала несколько специальных душевых леек с открытым изливом, например, шланг Water Tube Kneipp.

источник

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц)

Читайте также:  Можно ли вылечить астму на море

Кнейп Себастьян( Sebastian Kneipp), немецкий католический священник в Баварии. Родился 17 мая 1821

г, умер 1897 г, 5 (17) июня. Приобрел известность введением своей системы водолечения и естественного

оздоровления, которая пользовалась огромной популярностью в конце XIX начале ХХ века. Его труды

несколько раз переиздавались в дореволюционной России и были весьма распространены в народной среде.

Сам он предназначал простые рецепты своей системы именно для бедных слоев населения, от чего они не

Кнейп утверждал, что холодная вода закаляет и лечит все болезни, а кто понимает действие воды и умеет

применять ее в разнообразных видах, тот обладает таким целебным средством, равного которому нет. Вода,

как считал Себастьян Кнейп, обладает тремя основными свойствами: растворять, удалять и укреплять, и это

дает возможность утверждать, что обычная чистая вода излечивает все вообще излечимые болезни при

правильном систематическом ее применении.

Его заслуга состоит в том, что он превратил водолечение, применяемое жрецами и лекарями Древнего

Египта, Греции, Рима и Индии, в систему тренировки и закаливания организма. Вид водной процедуры,

интенсивность ее проведения и продолжительность назначаются в зависимости от самочувствия больного и

особенностей протекания болезни.

Кнейпписал: «Многие века и тысячелетия душевные (психические) болезни, угнетенные состояния духа, подавленности, депрессии наполовину с отчаянием, уныния, дурные настроения не имели бы место в жизни

людей, если бы вместилище души старательно очищалось прохладной водой. Никто не боится и не

опасается умываться холодной водой; каждый, напротив, ищет в этом простом средстве поддержку своего

Естественный образ жизни и методика лечения Себастьяна Кнейпаимеют 5 основных направлений.

Вода (гидротерапия). Известны около 200 различных способов ее применения: обливания, травяные ванны, компрессы. Водные процедуры можно порекомендовать практически для каждого.

Аптека Себастьяна Кнейпас лекарственными растениями ( фитотерапия), животным и минеральным

сырьем в качестве основных субстанций, которые оказывают мягкое воздействие на организм. «В течение

многих лет я лечил большей частью травами и меньше водой, при этом получал прекрасные результаты».

Лечебное питание (диетология). Многие рецепты из Кнейпаполностью соответствуют современным

познаниям. Простая пища в разумных пределах – это самое лучшее. «Нужно приказать своему желудку

остановиться, прежде чем он наполнится».

Гимнастика и здоровая прогулка( двигательная терапия) были для него также путями к здоровью. «Любой

плуг, который стоит, ржавеет».

Психосоматическое лечениеявляется для него, священника, необходимым. «Многие, кто приходил ко мне, не могли добиться никаких успехов. Только после того, как удавалось привести в порядок их души, наступало

улучшение и в их физическом состоянии». Связь между душой и телом Кнейпсчитал само собой

Как революционный эволюционист, католический священник уже тогда воздавал хвалу свету, воздуху, воде и

солнцу, высказывался против очень тесной одежды и отмечал преимущества жизни вдеревне. В его методике

большую роль играет все простое, естественное, щадящее. Необходимым условием исцеления он считал и

активное участие самого пациента.

Наиболее известна его книга МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕиспытанное в продолжении более 40 лет самим

автором. Предлагаемое для излечения болезней и поддержания здоровья.

Кнейп Себастьян. МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕ. Предисловие

СОСТАВИЛ Себастьян Кнейп.(Sebastian Kneipp) Священник в Верисгофене (в Баварии).

С портретом автора И 228 рисунками.

Перевод под редакцией д-ра медицины И. Фдоринского

Издание второе исправленное и дополненное по последнему после смерти автора 62-му немецкому изданию.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ Издание книжного склада Н. Аскарханова.6, Троицкая ул., в.1898. Дозволено цензурою.—

С.-Петербург, 15 сентября 1897 года.

Предисловие к 1-му изданию

Как священник я принимаю ближе всего к сердцу благо бессмертной души. Для этого я живу и за это готов

умереть. Но и смертные тела доставили мне в течение 30—40 лет немало забот и потребовали от меня

самоотверженного труда. Я не искал этого труда. Приход больного был и остался для меня в тягость. И

только взгляд на Того, Кто сошел с небес, чтобы исцелить все наши недуги, и воспоминание заповеди —

«блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» —могли подавить во мне искушение отвечать отказом

на обращаемые ко мне просьбы. Это искушение было тем сильнее, что мои лечебные советы доставляли мне

не выгоду, а скорее потерю драгоценного времени; не почести, а клевету и преследование; не благодарность, а во многих случаях насмешки и злорадство. Понятно каждому, что при таком отношении к моей

деятельности у меня не могло появиться особой охоты писать, тем более, что тело мое, удрученное годами, и

Только настоятельные, неотступные требования моих друзей, утверждавших, что грешно унести с собой в мо-

гилу столько познаний, приобретенных долгим опытом, бесчисленные письменные просьбы излеченных мною

людей, в особенности же мольбы бедных, покинутых, больных жителей деревни, заставляют меня против

воли взять перо в слабые уже руки.

К беднейшим классам, к заброшенным и забытым жителям деревни я всегда относился с особенной любовью

и вниманием. Им-то главным образом я и посвящаю свою книжку. Изложение, сообразно цели, просто и ясно.

Я намеренно пишу в форме беседы, что, по-моему, гораздо лучше, чем сухое, лишенное жизни, якобы

Далекий от борьбы против существующего направления в медицине, я не думаю также ни полемизировать с

кем-либо в отдельности, ни нападать на чью-либо ученость и славу.

Я прекрасно знаю, что в сущности только специалисту прилично издавать такие книги; но мне все-таки

кажется и что и специалисты должны быть благодарны профану, который делится с ними своими

сведениями, приобретенными долгим опытом.

Всякое честное возражение, всякую правильную поправку я встречу с благодарностью. На легкую же критику,

вытекающую из партийности, я не стану обращать внимания и спокойно снесу «шарлатана» и «недоучку».

Сильнейшее мое желание состоит в том, чтобы врач – человек призвания – снял с меня эту тяжесть, эту

трудную работу, чтобы специалисты основательнее изучили метод лечения водой. Пусть при этом на мою

работу смотрят как на малое вспомогательное средство.

Должен сказать, что я мог быть страшно богатым, если бы захотел брать хотя бы часть предлагавшихся мне

пациентами денег. А этих пациентов, без преувеличения, у меня было тысячи, десятки тысяч. Многие

пациенты приходили ко мне и говорили: «Я даю 100, 200 марок, если вы меня вылечите». Страждущий ищет

повсюду помощи и охотно платит врачу, что ему следует, если тот его излечивает, все равно – последует ли

исцеление от бутылки с лекарством или от кружки с водой.

Знаменитые врачи решительно и с большим успехом положили начало методу лечения водой, но вместе с

ними сошли в могилу и их познания и советы. О, если бы, наконец, после зари наступило светлое долгое

Прежде всего да благословит Господь Бог эту выходящую в свет книжку!

И когда друзья моего водолечения узнают, что я перешел в вечность, пусть помолятся они за меня, пусть

пошлют свою молитву туда, где Врач врачей исцеляет огнем наши бедные души.

Верисгофен, 1 (13) октября 1886. Автор

Из предисловия к 6-му изданию

Я пользуюсь здесь случаем, чтобы вновь рекомендовать водолечебное заведение близ Бибераха в

Вюртемберге. Устроенное вполне по моей системе, оно будет открыто в мае 1889 г.; заведовать им будет

опытный врач, д-р медицины И. Штюцле, всесторонне и основательно ознакомившийся с моей системой. Я

твердо уверен, что мое водолечение доставит таким врачам удовлетворение, а их пациентам послужит на

Верисгофен, 1 (13) января 1889.

Из предисловия к 12-му изданию

Особенно радует меня то, что уже возникли и возникают в разных местах новые водолечебные заведения,

так что больным не приходится теперь далеко ездить для облегчения своих страданий. Заведение близ

Бибераха открыто уже; многие больные обращались туда и нашли там счастливое исцеление. Кроме того,

есть заведение в Имменштадте. И о нем можно сказать только хорошее, так что существует надежда, что в

будущем это дело примет еще более широкие размеры.

Третье водолечебное заведение открыто в Ульме и будет все больше и больше расширяться.

В Розенгейме по общему настоянию горожан открыто недавно заведение по моей системе, и мне уже

пришлось слышать о хороших результатах. Да оно и понятно! Д-р Бернгубер был долгое время в

Верисгофене врачом при моей водолечебнице и отлично знает свое дело. К тому же он не только хороший

врач, но и прекрасный оператор. Не раз приходилось слышать от него: «Водой можно излечить такие

болезни, при которых другие средства недейственны». Поэтому-то я не без основания надеюсь, что именно

это заведение достигнет особенно хорошего состояния и развития.

Д-р Георг Вольф открыл новое заведение в Траун-штейне. У него спокойный, благородный характер. Он

долгое время был у меня в Верисгофене и основательно «изучил мое водолечение, и я смело могу

рекомендовать пациентам обращаться к этому врачу с полным доверием. Таким образом, и мои далекие

друзья в Австрии имеют теперь возможность познакомиться под его руководством с хорошим действием

моего водолечения, ибо больные из Австрии и Венгрии, посетившие мое водолечебное заведение в

Верисгофене, по возвращении домой распространили о нем хорошую славу по всей стране.

Верисгофен, 3 (15) декабря 1889.

Из предисловия к 27-му изданию

Из новых заведений, основанных на моем принципе, следует упомянуть о холодной водолечебнице Шердинг

в Верхней Австрии. Она находится в ведении моего ученика Отто Эбепгехта, и я охотно рекомендую это заве-

Второе заведение в Австрии открыто недавно в Брик-сене, в Южном Тироле, д-ром Отто ф. Гугенбергом. И

это заведение, руководимое одним из лучших моих учеников, я также рекомендую.

В январе 1891 г. д-р Лёзер открыл водолечебницу, работающую по моему методу, в Фейтсгехгейме близ

Вюрцбурга. Д-р Лёзер– здравомыслящий врач и, несомненно, окажется на высоте своей задачи.

Верисгофеи, 26 февраля (10 марта) 1891

Из предисловия к 33-му изданию

Я хочу указать теперь на то, что в 33-м издании сделаны кое-какие изменения. Есть люди, которых даже

самый простой способ изложения вводит в сомнение. Поэтому здесь кое-что изменено, иное выпущено,

другое добавлено, так что в общем все сочинение лучше выдержано и может быть применено с большей

уверенностью. Если Богу угодно будет, после этого издания выйдет еще одно, совершенно переработанное.

Верисгофеи, 14 (26) августа .1891

Из предисловия к 50-му изданию

«Водолечение» дожило до 50-го издания и могла бы праздновать свой юбилей, взывая ко всем людям, в

особенности к больным: «Изучайте воду, ее применение и действие, и она окажет вам помощь, где еще

Я же могу лишь радоваться и желать от всего сердца, чтобы и впредь повсюду больные получали облегчение

и помощь. В особенности желаю, чтобы специалисты медицины потрудились над правильным применением

воды и этой падчерице своего искусства отвели уголек в сокровищнице лечебных средств. 1894.

Из предисловия к 60-му изданию

В одном почтенном семействе был прекрасно воспитанный сын, подававший самые лучшие надежды и для

своего положения и звания достаточно хорошо образованный. Однажды он обратился к своему отцу с

просьбою позволить ему отправиться в кругосветное путешествие, обещая по прошествии девяти лет

вернуться домой и рассказать все пережитое им в пути. Его намерением было остаться после путешествия

при родителях добрым и верным сыном. Весьма неохотно отпустили своего сына добрые родители: они

боялись, как бы он не попал в дурное общество, которое испортило бы его. Наконец, сын получил

родительское благословение и отправился в путь с самыми лучшими намерениями и твердым желанием

добросовестно и верно выполнить данное отцу обещание. Ровно через 9 лет он вернулся домой таким же

прекрасным сыном, каким оставил родительский дом, и каждый, встречавшийся с ним, так же охотно, как и

родители, слушал рассказ о его приключениях.

Изображенная здесь картина подходит к «Моему водолечению», которое я в благороднейшем намерении

выпустил в свет 9 лет тому назад, дабы доставить людям облегчение и помощь в их многообразных немощах

и болезнях и в то же время научить их как следует жить, чтобы оставаться здоровым, способным к труду и

выносливым и достигнуть глубокой старости. Благосклонный повсюду прием и необычайно быстрое

распространение «Моего водолечения» принадлежат, бесспорно, к редким явлениям. Действительно, нелегко

найти книгу, которая в столь короткий срок выдержала бы 59 изданий, и теперь появляется 60-м. Не менее

поразительна и перемена, постигшая скромный еще так недавно Верисгофен. Кто видел эту деревушку в

прежние годы и увидит теперь, тот, пожалуй, не узнает ее. Чем более распространялись мои книги, тем

большее количество больных стекалось в Верисгофен, и я вынужден был, хотя вовсе и не думал о том,

учредить водолечебницу, чтобы больные могли найти утешение и помощь на самой «родине водолечения».

Поскольку я лично вначале был не склонен к устройству подобной больницы, постольку же мало сочувствия к

этому высказывали долгое время и жители Верисгофена, и только добрые отношения между мною и моими

прихожанами помогли, наконец, осуществить предприятие.

Спустя 9 лет сын возвратился домой и рассказал свою жизненную повесть. Точно так же и «Мое

водолечение» по прошествии 9 лет могло бы кое-что рассказать о своей судьбе. Прекрасно принятое в

лучших домах, иными оно. с неудовольствием было заброшено в дальний угол. С ним произошло то, что

бывает со многими новшествами; все хорошее нередко подвергается нападкам, а если бы оно не

подвергалось им, то это было бы также не совсем хорошо. То же самое случилось и с «Моим водолечением»

Теперь выходит в свет 60-е издание. Желаю ему высшего успеха повсюду, где оно найдет себе применение!

А я своею душою стану всюду сопутствовать книге, призывая Творца и Устроителя всякой судьбы, да сделает

Он всех участниками всего, что полезно для временного и вечного блага людей.

Верисгофен, 15 (27) марта 1896. Автор

Кнейп Себастьян. МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕ. Введение

Если на дереве не найдется двух листьев, совершенно похожих один на другой, то тем более на свете нет

двух людей с совершенно одинаковой судьбой; и если б каждый мог перед смертью описать свою жизнь, то

различных биографий было бы столько же, сколько людей. Часто кажется, что жизненные пути человека так

же перепутаны друг с другом, как нитки в запутанном клубке – без всякой цели, без всякого порядка; но это

лишь кажется, на деле же этого никогда не бывает. Светоч веры посылает свой освещающий луч в густую

тьму и показывает нам, как все эти перепутанные нити ведут к одному и служат мудрым предначертаниям и

целям Создателя. Пути Провидения неисповедимы. Когда я, удрученный годами, бросаю взгляд на

прожитые годы и наблюдаю извилины моего жизненного пути, я вижу, что часто стоял на краю гибели; но

потом, вопреки всякому ожиданию, путь мой осветился лучом призвания, и я имею тем большее основание

превозносить мудрое и любвеобильное Провидение, что оно путем, ведущим, по людскому мнению, к гибели

и смерти, указало мне и бесчисленному множеству других новые источники жизни.

Читайте также:  Молитва при лечение астмы

Мне было около 21 года, когда я с путевой книжкой в кармане покинул родину. В книжке было написано, что я

– ткацкий подмастерье; но в сердце у меня еще с детских лет было написано иное, С невыразимой и

страстной тоской мечтал я об осуществлении своего идеала и долгие-долгие годы ждал этого отпуска – я

желал сделаться священником. Итак, я ушел не для того; чтобы направлять и дальше ткацкий челнок, как

того желали и надеялись, а переходил с места на место, отыскивая кого-нибудь, кто бы помог мне учиться. Во

мне принял участие теперь уже покойный прелат Матиас Меркле (ум. 1881), бывший тогда капелланом в

Грененбахе, и два года давал мне частные уроки с таким усердием, что я по прошествии этих двух лет мог

быть принят в гимназию. Труд был не легкий и, как казалось, напрасный. После 5 лет величайших лишений и

напряженной работы я был разбит телесно и душевно. Раз отец приехал, чтобы увезти меня из города, и у

меня до сих пор еще звучат в ушах слова моего, квартирного хозяина: «Послушайте, господин ткач! На этот

раз вы увозите своего сына в последний раз». И не Он один, так думал. Разделяли его мнение и другие. Зна-

менитый в то время военный врач, большой филантроп и великодушный утешитель бедных больных, посетил

меня в предпоследний год моего пребывания в гимназии 90 раз, в последний год– более 100 раз; но моя все

более развивающаяся болезненность побеждала его медицинские познания и готовую на всякие жертвы

любовь к ближнему. Я сам потерял надежду на выздоровление и с тихой покорностью ожидал конца.

Для развлечения я часто с удовольствием перелистывал книги. Случай (пользуюсь этим

общеупотребительным, но ничего не выражающим словом, потому что никакого случая не существует)

подсунул мне под руки маленькую книжку; в ней речь шла о водолечении. Я ее перелистал; там были

написаны невероятные, на первый взгляд, вещи. Вдруг у меня блеснула мысль: «да ведь здесь описано твое

собственное состояние! Я начал перелистывать снова. Действительно, они были похожи, походили как две

капли воды! Что за радость, что за утешение! Новые надежды наэлектризовали мое вялое тело и еще более

увядший дух. Книжка эта сначала была соломинкой, за которую ухватился утопающий; вскоре она сделалась

опорой для больного; наконец, теперь она является для меня вестником спасения, ниспосланным

милосердным Провидением в надлежащее время, в минуту крайней опасности.

Книжка, в которой говорилось о лечебной силе свежей воды, написана была врачом; приемы лечения были

большей частью очень суровы и строги. Я пробовал три месяца, потом полгода; заметного улучшения не

было, но не было и вреда. Это придало мне бодрости. Наступила зима 1849 года. Я снова находился в

Диллингене. 2—3 раза в неделю я выбирал уединенное место и купался несколько минут в Дунае. Быстро я

подходил к месту купания, еще быстрее возвращался домой в теплую комнату. Эти холодные ванны никогда

не вредили, но пользы приносили, как мне казалось, немного. В 1850 году я перешел в Георгианум в

Мюнхене. Там встретился я с одним бедным студентом, которому было еще хуже, чем мне; врач заведения

отказался выдать ему свидетельство о здоровье, так как, по его мнению, студенту оставалось недолго жить.

Теперь у меня был товарищ. Я его посвятил в тайны моей книжки, и мы вдвоем стали взапуски лечиться.

Вскоре мой Приятель получил от врача желаемое свидетельство и жив до сих пор. Я сам крепнул все более и

более, сделался священником и отправляю св. службу уже более 38 лет. Друзья мои, льстя мне, говорят, что

они удивляются силе моего голоса и моей телесной крепости при моем 70-летнем возрасте. Вода стала моим

верным другом; кто упрекнет меня за то, что и я остался ей навсегда верен? Кто сам испытал нужду и

несчастье, тот умеет сочувствовать нужде и несчастию ближнего.

Не все больные несчастны в одинаковой степени. Кто обладает средствами и путями к излечению, тот легко

может примириться с кратковременным страданием. В первые годы таких больных я сам отсылал сотнями и

тысячами обратно. В нашем сочувствии нуждается прежде всего бедняк, оставленный врачами и лишенный

лечебных средств. Огромное количество таких людей я причисляю к своим друзьям; таких бедных и

совершенно обнищавших, не находивших нигде помощи, я никогда не отсылал от себя. Мне всегда казалось,

да и теперь кажется жестоким и бессовестным запирать перед такими несчастными двери, отказывать им в

том источнике помощи, который принес мне самому исцеление и спасение.

Громадное количество больных, еще большее разнообразие их болезней побуждало меня к обогащению

опытом и к усовершенствованию методов водолечения.

Своему первому советнику – вышеупомянутой книжке– я сердечно благодарен за ее первые уроки по во-

долечению. Но скоро уже я помял, что многие способы Применения воды слишком сильно действуют на чело-

веческий организм, устрашают своею суровостью. Прежде все способы водолечения без разбора называли

«лошадиным лечением», да и теперь еще многие из тех, что ругают все то, чего не знают, огульно называют

водолечение мошенничеством, пачкотней и т. п. Я охотно допускаю, что некоторые приемы еще

примитивного, т. е. только что возникшего и не развившегося водолечения приличествуют более одаренному

крепкими мускулами и костями коню, чем слабому творению – человеку, обладающему нежными покровами и

В биографии знаменитого Патера Равиньяяа имеется следующее место: «болезнь его, страдание горла от

напряжения (патер был знаменитый проповедник, исполнявший свой долг в Лондоне, Париже и других

больших городах с чисто апостольским рвением) усиливалась и скоро перешла в хроническую. Дыхательное

горло представляло почти сплошную рану, голоса не было слышно. Целых два года (1846—1848) протекли

для него в бездействий и страданиях. Лечение в различных местах, перемена воздуха на юге – все было

безуспешно. В июне 1848 года патер Равиньян остановился у доктора К. на его даче в долине Б. Однажды

после мессы, в час, когда собрались вместе все обитатели дачи, доктор с озабоченным лицом объявил

собравшимся, что патер Равиньян не выйдет к завтраку, так как чувствует себя хуже. С этими словами он и

сам ушел к больному и сказал ему: «Встаньте и следуйте за мной!» – «Куда же вы меня поведете?» – спро-

сил тот.– «Я хочу бросить вас в воду».– «В воду? – спросил Равиньян. – При лихорадке, при кашле? Ну что

ж, делать нечего, я в вашей власти и должен вам повиноваться!» Дело шло о так называемой внезапной

ванне (Sturz-bad) – очень суровом, но действенном средстве, как говорит биограф. Результат был

удивительный. Уже к обеду доктор с триумфом привел больного, который чувствовал себя превосходно и,

утром еще немой, вечером рассказывал историю своего исцеления».

Это и я считаю чем-то вроде «лошадиного лечения», которого, несмотря на его успех, никогда не применял к

себе и никому не советовал бы пробовать.

Здесь я должен сказать, что согласен далеко не со всеми способами лечения в наших водолечебницах, не-

которые же прямо не одобряю. Последние кажутся мне слишком сильными и, если можно так выразиться,

слишком односторонними. Часто лечение ведется по одному и тому же способу и слишком мало, по моему

мнению, обращается внимания на различие между пациентами, их большую или меньшую слабость, более

или менее укоренившуюся болезнь, различные степени ее разрушительного действия, последствий и т. д.

Здесь-то, в применении разнообразнейших способов лечения, в приложении одного и того же способа

отдельно к каждому пациенту, и должен проя-явиться знающий свое дело. Ко мне являлись из различных

водолечебниц больные с горькими жалобами: «Это невозможно выдержать, я совершенно обессилен!»

Ничего подобного не должно быть. Один здоровый мужчина рассказал мне, что он испортил себе здоровье

умыванием по утрам.– «Как же это случилось?» – спросил я.– «Каждый день,– последовал ответ,– я

держал 1/4 часа голову под ключевой водой, холодной как лед». Было бы удивительно, если бы подобный

смельчак не заболел серьезно! Нам смешон такой неразумный поступок, а между тем сколько людей,

которые, по-видимому, должны были бы уметь применять водолечение, действовали еще безумнее и тем

самым отвратили больных навсегда от воды. Многочисленные примеры могут служить разительным

доказательством моего мнения.

Я предостерегаю от всякого слишком сильного и слишком частого применения воды. Иначе польза,

ожидаемая от лечения, превращается во вред, надежда и доверие пациента превращаются в страх и ужас.

30 лет я исследовал и испытывал всякое отдельное применение на самом себе. Три раза – сознаюсь в этом

открыто – я был вынужден изменять свою систему водолечения, постепенно отпуская вожжи и переходя от

строгого режима к мягкому, а от последнего к еще более мягкому. По теперешнему моему твердому

убеждению, основанному на 17-летней практике и многочисленных излечениях, только тот может применять

водолечение с наивыгоднейшим действием и вернейшими результатами, кто умеет пользоваться им в

простейшей, легчайшей и невиннейшей форме.

В первой части моей книги указано, в каких формах я пользуюсь водой как целебным средством, а в третьей

говорится об отдельных болезнях. Во второй части (см. особое введение к ней) я собрал, особенно для

поселян, некоторые средства для домашней аптеки, служащие внутри организма для тех же трех целей, что и

вода, а именно: для растворения, выделения вредных веществ и укрепления тела.

Каждому, кто обращается ко мне за помощью, я предварительно предлагаю несколько вопросов, чтобы не

поступить опрометчиво и себе во вред.

В этой книжке я должен сам ответить вкратце на следующие вопросы;

1. Что такое болезнь и какой источник всех болезней?

Человеческое тело – одно из чудеснейших творений Создателя. Всякий член подогнан к другому, каждый

член строго соразмерен и составляет часть единого гармоничного дивного целого. Еще удивительнее

соединение органов и их общая деятельность внутри организма. Даже наибольший скептик из врачей и

естествоиспытателей, «не открывший еще ланцетом и скальпелем души», не может не подивиться

неподражаемому образу человеческому. Все внутри и вне человека как бы издает одну лишь мелодию: «все

во мне и вокруг меня да благославляет имя Господне!» Эта гармония, этот образцовый порядок, называемый

здоровьем, нарушается самыми разнообразными расстройствами и вмешательствами, которые и называют

словом «болезнь». Болезни внутри, болезни и страдания тела снаружи составляют тот насущный хлеб,

который большинству людей приходится жевать вольно или невольно.

Все эти болезни, как бы они ни назывались, по моему мнению, имеют свое основание и причину, свой корень

и начало в крови, лучше сказать – в расстройствах крови, вызванных или неправильным ее обращением, или

же нарушенным дурными соками составом. Подобно благоустроенной оросительной системе, сеть

кровеносных сосудов прорезывает все тело, соответственным образом питая каждый орган своим красным

живительным соком. В целом существует порядок; всякое усиление или ослабление течения крови, всякое

проникновение в нее чуждых элементов нарушает покой и соглаеие, вызывает расстройство, вместо

2. Чем достигается излечение?

По следам на снегу опытный охотник узнает зверя. Если он хочет настигнуть оленя, серну, лисицу, он отправ-

ляется по их следам. Искусный врач быстро узнает, где гнездится болезнь, где ее корень и как далеко она

расп-ространилась По симптомам он, узнает болезнь, а узнав ее, выбирает уже соответствующие средства.

Можно подумать, что все это просто! Иной раз действительно просто, а иной раз нет. Если кто-нибудь придет

ко мне с отмороженными ушами, то я прекрасно знаю, что это произошло от холода; если кто-нибудь отдавит

себе мельничным жерновом палец и сильно вскрикнет, я его не стану расспрашивать, где у него болит.

Далеко не так просто обстоит дело с обыкновенной головной болью или желудочными, нервными,

сердечными и другими страданиями, которые могут быть вызваны не только разнообразнейшими причинами,

но очень часто происходят вследствие страданий соседних органов, что в свою очередь болезненно

действует на желудок, сердце, почки и т. д. Соломинка может остановить ход самых больших часов.

Ничтожнейшая малость может вызвать мучительнейшее сердечной волнение. Отыскать немедленно эту

малость – в том и заключается искусство. Исследование болезни часто бывает очень сложно и запутано и не

обходится без ошибок. Немало примеров этому приведено в третьей части моей книги.

Когда я ударяю ногой или топором по стволу молодого дуба, он дрожит, а вместе с ним дрожит каждая ветка, каждый лист. Лист дрожит – значит, он тронут каким-либо предметом? Нет, это будет ложное заключение!

Ствол дрожит,– а потому дрожит ветка, а на ней и лист как часть и частичка ствола. Нервы – те же ветки на

дереве тела. «У него нервное расстройство!» Что это значит? А то, что весь организм получил удар,

ослаблен, поэтому и нервы дрожат.

Разрежьте осторожно ножницами паутину от, центра к периферии (к крайнему кругу). Вся сеть распустится;

сотканные с удивительной точностью, как бы отмеренные циркулем, четырехугольники и треугольники

превращаются внезапно в беспорядочные, неправильные фигуры. Казалось бы, что труд паука пропал даром.

Но стоит ему только найти конечную нить своей сети, и он снова приведет ее, в прежний удивительный

порядок. Найти эту крошечную нить и составляет искусство! Если же, вместо того чтобы искать ее, он стал бы

возиться в своей ткани без толку, он уничтожил бы ее совсем.

Теперь я отвечу на наш вопрос. Как просто, легко и несложно, почти безошибочно лечение, если я знаю

заранее, что всякая болезнь происходит от расстройства в крови! Лечение тогда может иметь только две

или я должен восстановить правильное обращение крови, если оно нарушено, или же я должен постараться

удалить из крови все дурные, нарушающие нормальный состав ее соки и вещества.

Другой работы в данном случае, исключая укрепление ослабленного организма, не существует.

3. Каким образом вода содействует излечению?

Чернильное пятно на руке быстро смывается водой, а кровоточащая рана очищается ею. Когда летом после

напряженного дневного труда вы смываете холодной водой струящийся с вашего лба пот, вы оживаете

вновь: вода освежает вас, укрепляет и доставляет вам облегчение. Мать, заметив на головке своего ребенка

струпья или грязь, берет теплую воду, а не то щелок, и смывает все это.

Трех свойств воды – растворять, удалять (как бы смывать) и укреплять – достаточно_для нас, чтобы

утверждать, что вода, и в особенности наше водолечение, излечивает все вообще излечимые болезни, ибо

всякое применение воды при лечении имеет целью удалить корень болезни.

а) растворить в крови болезненные вещества;

в) очищенную таким образом кровь привести снова к правильному обращению;

г) наконец, закалить ослабленный организм, т.е. укрепить его для новой деятельности.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *