Меню Рубрики

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме по иванову с м

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Читайте также:  Как снять приступ астмы в домашних условиях без ингалятора

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

3. Бронхиальная астма – каждый вдох на вес золота

Расскажем, что же такое бронхиальная астма

Вспомните библейскую легенду о сотворении человека: на шестой день творения создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо дыхание жизни и стал человек душою живою.

Земная жизнь человека начинается с первого вздоха, легкие наполняются воздухом, приходят в движение ткани внутренних органов, и человек подключается к миру живых существ. Он испустил последний вздох, – говорят про умершего человека, первое и последнее дыхание – это начало и конец: дыхание без сомнения основа жизни. «Дыхание», «духовный», «вдохновение» – все эти слова происходят от одного корня и смыслового значения. Обратите внимание на внешний вид легкого – оно похоже на перевернутое дерево: ствол, ветки, листья. Наш бронхолегочный аппарат подобен древу жизни. И корни жизни следуют искать в системе дыхания.

А вот эта система и поражается в первую очередь.

Бронхиальная астма – хроническое аллергическое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей.

Характеризуется измененной реактивностью бронхов, вход воздуха в легкие и боратный выход затрудняются, становится трудно дышать.

«Астма» (astma) в переводе с греческого значит «удушье» или «тяжелое дыхание». Упоминание об этом заболевании встречается у Гиппократа, Галена, Цельсия. В папирусах Эберса описана аллергическая астма у императоров Древнего Рима (Августа и Клавдия).

У одних людей возникает кашель, у других – свист, свистящий звук, возникающий при проталкивании воздуха через слишком узкие отверстия бронхиальных трубочек, некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха. Воздух, находящийся в воздушных мешочках (альвеолах), оказывается в «ловушке». Дыхательные движения (вдох и выдох) становятся короткими, частыми, нерегулярными.

Заболевание нередко начинается приступообразным кашлем, сопровождающимся экспираторной отдышкой, с отхождением небольшого количества стекловидной мокроты (астматический бронхит). Развернутая картина бронхиальной астмы характеризуется появлением легких и средней тяжести или тяжелых приступов удушья. Приступ может начаться предвестником (обильное выделение водянистого секрета из носа, чиханье, приступообразный кашель и т. п.). Приступ астмы характеризуется сопровождающимися слышимыми на расстоянии хрипами, из груди вырываются свистящие звуки. Грудная клетка находится в положении максимального вдоха. В дыхании принимают участие мышцы плечевого пояса, спины, брюшной стенки, выслушивается множество сухих хрипов.

Приступ астмы проходит несколько этапов.

Бронхиальные трубочки окружены тонкими мышцами. Когда вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, эти мышцы сокращаются и сдавливают бронхи. Воздух уже не сможет по ним свободно проходить в легкие. Поэтому они не получают достаточное количество свежего воздуха и не могут отдать уже ненужный организму отработанный воздух с углекислым газом.

2. Заполнение бронхов слизью.

Бронхиальные трубочки изнутри выстланы слизистой оболочкой, в которых есть клетки, вырабатывающие слизь. У здорового человека слизь сохраняет воздухоносные пути влажными. При бронхиальной астме при попадании в бронхи аллергенов (веществ, вызывающих приступ астмы) слизи вырабатывается больше, чем нужно, она закрывает просвет бронхов и еще более затрудняет дыхание.

3. Набухание стенок бронхов.

Бронхиальные трубочки от раздражения воспаляются. Они увеличиваются в размере, утолщаются так же, как опухает поврежденный палец, когда его травмируют. Утолщение внутренней оболочки приводит к еще большему сужению просвета бронха, и воздух с трудом проходит через бронхи при вдохе и выдохе. Чем больше сужены бронхи, тем труднее дышать.

К концу приступа, примерно через 1 ч, начинается покашливание, и отделяется небольшое количество стекловидной вязкой мокроты.

При этом заболевании изменяется строение бронхов, нарушается функция ресничек мерцательного эпителия, бронхиальный эпителий разрушается. Происходит сбой микроциркуляции в стенках бронхов, что приводит к склерозу. В воспалительном процессе в бронхах участвуют и тучные клетки, содержащие биологически активные вещества (гистамин, брадикинин, калидин, серотонин и др.).

Из-за всех этих изменений формируется синдром бронхиального спазма. В механизме бронхоспазма играет роль сужение бронха, отек слизистой оболочки бронхов, нарушение слизеобразования и склеротические изменения. Огромную роль в формировании этого синдрома играет гиперреактивность бронхов, т. е. повышенная реакция на воздействие самых различных раздражителей. Реакция бронхоспазма универсальная, т. е. раздражители могут быть различными, а реакция бронхов – той же самой.

Бронхиальная астма различается по причине возникновения и степени тяжести. До сих пор отсутствует единая мировая классификация бронхиальной астмы.

По степени тяжести бронхиальную астму делят на легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой степени тяжести обычно отсутствуют классические развернутые приступы удушья. Признаки бронхоспазма отмечаются не чаще 1?2 раз в неделю и являются кратковременными. От дыхательного дискомфорта по ночам больные просыпаются менее 1?2 раз в месяц. В межприступные периоды состояние таких больных стабильное.

При среднетяжелой форме приступы удушья бывают чаще 1?2 раза в неделю. Приступы же бронхиальной астмы по ночам возникают чаще 2 раз в месяц. Прием лекарственных препаратов необходим даже в межприступный период.

При тяжелом течении бронхиальной астмы отмечаются частые обострения заболевания. Причем они могут быть опасными для жизни человека. Приступы носят затяжной характер, случаются даже по ночам. Симптомы бронхиальных спазмов сохраняются в межприступном периоде. Приступы проявляются время от времени даже у человека, который живет в одном и том же месте и ведет неизменный образ жизни.

Заболевание носит рецидивирующий характер, т. е. имеет склонность регулярно обостряться.

Приступы, сочетающиеся с периодами благополучия, являются отличительной чертой этой болезни.

На развитие бронхиальной астмы влияют как внешние, так и внутренние факторы. То есть следует учитывать и влияние окружающей среды, и особенности самого организма (в частности, состояние иммунной и эндокринной систем). Так как главным и неотъемлемым признаком болезни являются приступы удушья, рассмотрим, что же может провоцировать их появление.

1) неинфекционные (их также называют атопическими) аллергены, содержащиеся в пыли, пыльце растений, а также производственные, пищевые (яйца, шоколад, грибы, земляника, цитрусовые), аллергены, продукты жизнедеятельности платяных клещей, насекомых, аллергены, содержащиеся в шерсти животных, чешуе рыб, и, несомненно, лекарственные аллергены (например, известно, что «безобидный» аспирин часто провоцирует острый приступ астмы у больных-аллергиков);

2) инфекционные аллергены (вирусы и бактерии, поражающие дыхательные пути, а также вездесущие микоплазмы и грибки);

3) механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль);

4) интенсивная физическая нагрузка и метеорологические факторы (изменение температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления и магнитного поля Земли);

Влияние всех перечисленных выше моментов испытывает каждый человек, но не у всех это приводит к патологическому процессу.

Кто же предрасположен к бронхиальной астме?

1. Наследственная предрасположенность, генетические факторы (если болен один из родителей, вероятность заболевания ребенка составляет 20?30 %, при заболевании обоих родителей – 75 %);

2. Особенности развития и болезни детей (раннее искусственное вскармливание, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, пищевая и лекарственная аллергия, частые острые респираторные вирусные инфекции).

3. Патология беременности (недоношенность плода, перенесенные во время беременности вирусные респираторные и аллергические заболевания могут повлиять на развитие болезни у будущего ребенка).

4. Особенности труда, быта и болезни взрослых (работа на «вредном производстве», контакт с химическими веществами в быту, частые острые и обострение хронических воспалительных заболеваний органов дыхания, нервно-психический стресс, расстройства центральной нервной системы, курение).

5. Врожденная повышенная чувствительность бронхов и трахеи к воздействию аллергенов, химических и физических факторов.

Итак, бронхиальная астма в большинстве случаев является аллергическим заболеванием. Она возникает у лиц с повышенной чувствительностью к некоторым веществам, ставшим для них аллергенами. Традиционно различают атопическую бронхиальную астму, вызываемую инфекционными аллергенами, и инфекционно-независимую.

Построение рационального питания больных бронхиальной астмой имеет решающее лечебное действие.

Следует исключить из рациона продукты, вызывающие аллергические реакции у больного: рыбу, крабы, сырую капусту, редис, землянику, цитрусовые. Диета должна быть достаточно разнообразной и калорийной, но не способствующей полноте. При бронхиальной астме надо обязательно использовать продукты, богатые солями кальция: сыр, творог, кисломолочные продукты, салаты, поскольку соли кальция обладают противовоспалительным и противоаллергическим действием. А вот соленья, маринады на время лечения бронхиальной астмы следует ограничить. Овощи и фрукты лучше есть сырыми.

Такие острые продукты, как чеснок, лук, горчица и жгучий перец, облегчают дыхание. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не забывать о них, когда будете готовить себе еду. Больше же всего внимания уделите чесноку! Ведь он убирает застои и очищает забитые протоки, помогает отделению мокроты, снимает спазмы в бронхах, возникающие во время астмы и других респираторных заболеваний. Мы настоятельно советуем мелко натирать чеснок, смешивать его с солью и свежим сливочным маслом и намазывать эту смесь на хлеб или добавлять в разные блюда (на 100 г масла – 5 крупных долек чеснока, соль – по вкусу).

Читайте также:  От астмы китайские таблетки для

Лук обладает противовоспалительными и антигистаминными свойствами и поэтому уменьшает воспалительные процесса в бронхах. Горчица и жгучий перец очищают дыхательные пути от забивающей их мокроты. Не забывайте о репе! Например, можно 2 ст. л. измельченной репы залить 1 стаканом кипятка, варить в течение 15 мин, процедить и пить по 1/4 части отвара 4 раза в день или по 1 стакану на ночь.

Необходимо ограничить потребление бараньего, свиного и говяжьего жира. Это же ограничение касается и углеводов. Поменьше также поваренной соли! При появлении отеков необходимо уменьшить количество жидкости до 1?1,5 л в сутки. При составлении своего меню исключите продукты, повышающие возбудимость центральной нервной системы: крепкий чай, кофе, какао, крепкие бульоны, острые закуски, специи и маринады.

Мы рекомендуем включать в питание жидкую молочную кашу из геркулеса и жидкое картофельное пюре, приготовленные с большим количеством молока (эти блюда способствуют снятию бронхоспазма). Не забывайте о тертой редьке, которую заправляйте растительным маслом или сметаной. Из напитков можно посоветовать заваривать рожь, овес, ячмень с добавлением цикория или очищенного горького миндаля и пить их как обыкновенный кофе. Очень вкусен и полезен такой кофе с горячим топленым молоком. При изнуряющем кашле рекомендуется пить горячее молоко со щелочной минеральной водой. Маленьким детям дают пить отвар инжира в молоке.

Лечение керосином бронхиальной астмы по Н. А. Сухининой с соавторами

Раствор керосина 9 капель очищенного в 1 стакане теплой воды необходимо принимать внутрь каждые 2 ч по 1/3 стакана ежедневно.

В качестве альтернативы этому способу можно использовать растирания грудной клетки и спины больного мазью, которая изготовляется из керосина и вазелинового масла. Ингредиенты смешиваются в стеклянной емкости в процентном соотношении 1: 4. Готовая смесь втирается в кожу массирующими движениями ладоней по направлению от позвоночного столба к подмышечным впадинам и ключицам. Данный способ лечения производит максимальный эффект, если его сочетать с назначениями врача, традиционными процедурами.

Принимают 2 ч. л. порошка в день. Глину разводят холодной водой и принимают 2 раза в день за 1 ч до еды утром и вечером.

Травяная аптека Л. и Г. Погожевых

Трава багульника болотного – 25 г, лист крапивы – 15 г. Залить смесь 1 л кипятка, настаивать в течение 3 ч, процедить. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день после еды. Детям – по 1 ст. л. 3 раза в день после еды.

Залить 3 ст. л. плодов боярышника 3 стаканами кипятка, настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Пить по 1 стакану 3 раза в день.

Залить 2 ст. л. измельченной травы 2 стаканами кипятка. Настоять в течение 1 ч, процедить. Выпить в 3 приема за 30 мин до еды.

Залить 2 ст. л. листа земляники 2 стаканами кипятка. Настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Принимать 3 раза в день за 30 мин до еды.

Залить 1 ч. л. измельченного листа крапивы 1 стаканом кипятка, довести до кипения, настоять в течение 3?4 ч, процедить. Пить 3 раза в день за 30 мин до еды.

Залить 4 ч. л. измельченного листа мать-и-мачехи 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 30 мин, процедить. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день.

Сбор: мать-и-мачеха, подорожник, почки сосны. Взять поровну листа мать-и-мачехи, листа подорожника, почек сосны, измельчить. Залить 2 ч. л. смеси 1 стаканом холодной воды. Настаивать в течение 2 ч. Затем прокипятить в закрытой посуде в течение 5 мин и процедить.

Принимать по 1 ст. л. 3 раза в день перед едой.

Залить 1 ст. л. измельченного листа подорожника 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 15 мин, процедить. Принимать по 1 ст. л. 4 раза в день до еды.

Залить 1 ч. л. семян полыни 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день перед едой.

Взять поровну травы тимьяна ползучего, сосновых почек, плодов аниса, плодов фенхеля, измельчить. Залить 1 ст. л. смеси 1 стаканом теплой воды, нагревать на кипящей водяной бане в течение 15 мин, охладить, процедить. Пить по 1/3 стакана 3?4 раза в день.

Взять поровну плодов аниса, травы тимьяна, плодов фенхеля, семян льна, измельчить. Залить 4 ч. л. сбора 1 стаканом теплой воды, настаивать в течение 2 ч, затем кипятить в течение 5 мин, процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день.

Взять поровну цветков бузины, травы росянки, листа подорожника, травы фиалки. Залить 4 ч. л. сбора 1 стаканом теплой воды, настаивать в течение 2 ч, кипятить в течение 5 мин, процедить. Отвар выпить в течение дня.

Фитотерапия при бронхиальной астме по Кортикову В. Н. и Кортикову А. В. (способы приготовления и употребления см. в народных средствах, собранных другими целителями):

агава американская (сок листьев);

алтей лекарственный (корни и плоды);

герань кроваво-красная (корневища);

скипидар из лиственницы сибирской;

подсолнечник (краевые язычковые цветка);

рожь посевная (цветущая трава);

сосновые почки, подорожник, мать-и-мачеха;

бузина черная, подорожник, фиалка трехцветная;

анис, бузина черная, корни ивы, мать-и-мачеха, шиповник.

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой

Хороший эффект при бронхиальной астме оказывает лечебная гимнастика. Она улучшает вентиляцию легких, устраняет закупорку бронхов, повышает качество выдоха. Этому в первую очередь служит тренировка дыхательных мышц, и особенно диафрагмы. Для больных астмой предпочтительнее брюшной тип дыхания.

Специальные упражнения помогут вам выработать умение управлять своим дыханием. Важно научиться делать вдох и выдох через нос, а также втягивать живот при выдохе. В частности гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой или К. П. Бутейко, помогает понизить чувствительность бронхов к действию аллергенов – как внутренних, так и внешних. Гимнастика снимает налет с голосовых связок, трахеи и бронхов (он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой). Со временем при регулярных ежедневных занятиях легкие полностью очищаются от вредных накоплений.

Кроме того, дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает осуществить заветную мечту многих женщин: наконец-то избавиться от лишнего веса и приобрести стройную фигуру.

Занятия лечебной гимнастикой нужно проводить постоянно, только так можно добиться положительных результатов. Упражнения делают в хорошо проветриваемом помещении, а в теплое время года лучше выйти на воздух.

Основное внимание в гимнастике уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать – он уходит самопроизвольно.

Два главных упражнения: наклон и одновременно резкий и короткий вдох: сведение согнутых в локтях рук, помещенных перед грудью на уровне плеч, и одновременно короткий вдох.

При обучении гимнастике А. Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка – тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный, и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому не стесняйтесь, яростно понюхайте воздух.

Выдох – результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите лишь за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточные объем и глубину без особых усилий.

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в ритме песен и плясок. И тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп – 60?72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока – 100?200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов – 1?3 с.

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс состоит из 6 упражнений. Вначале – разминка. Встаньте прямо, вытянув руки по швам, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Делая вдох, думайте: «Гарью пахнет! Откуда?»

Шагайте на месте и одновременно с каждым шагом делайте вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох (а не вдох-выдох, как в обычной гимнастике).

Сделайте 96 (100) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов длинные вдохи делать невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится что-то вроде рок-н-ролла. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Их должно быть столько, сколько вы сможете сделать легко.

Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом, короткий и шумный. 96 вдохов. Думайте: «Пахнет гарью! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух.

Покачивайте головой, словно говоря кому-то: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»

Ноги – на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – на ту, в сторону которой вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился выдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимайте, смотрите вниз на воображаемый насос. Мгновенный вдох. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. «Насос» особенно эффективен при заикании. Наклоны вперед делаются ритмично и легко. Низко не наклоняйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните: «накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага.

Делайте подряд уже не 8, а 16 вдохов-движений. Затем отдых в течение 3?4 с, и снова 16 вдохов-движений.

Это упражнение часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный и приступ печеночной колики.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.

Ограничения: это упражнение не рекомендуется делать при травмах головы и позвоночника; при повышенном артериальном, внутрипочечном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, в почках и мочевом пузыре.

Поднимите руки на уровень плеч. Согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, т. е. чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторяйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Не уводите руки далеко от тела. Они рядом. Локти не разгибайте.

Норма: «пошмыгайте» носом 3 раза по 32 вдоха-движения.

Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3?4 с.

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя, лежа (при травме руки это упражнение можно делать одной здоровой рукой).

Ограничения: сердечникам (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) в первую неделю тренировок упражнение «обними плечи» не делать.

На второй неделе, выполняя это упражнение, делать только по 8 вдохов-движений. Затем отдых 3?5 с и т. д.

На третьей неделе тренировок можно делать уже по 16 или 32 вдоха-движения без остановки.

Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» – «обними плечи», «насос» – «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

Одна нога впереди, другая – сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога, стоящая сзади, чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив это движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Другие авторы добавляют еще несколько упражнений к комплексу. Их комментарии к уже перечисленным упражнениям для удобства выполнения движений включены в описание.

Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом в темпоритме строевого шага и одновременно сжимайте ладони в кулаки (делайте хватательные движения). Сделай подряд четыре шумных, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем опустите руки и отдохните 3?4 с – паузы. Помните: активный вдох носом ? пассивный выдох ртом после каждого вдоха.

Норма: «пошмыгайте» носом 24 раза по четыре.

Упражнение «ладошки» можно выполнять стоя, сидя, а в тяжелом состоянии – даже лежа. Если человек прикован к постели и обездвижен совсем, то можно просто «шмыгать» носом без всяких движений, по два-четыре вдоха. Затем отдых в течение 3?5 с, и снова два или четыре шумных, коротких вдоха.

Читайте также:  С астмой можно лететь на самолете

В начале выполнения упражнения возможно легкое головокружение. Не пугайтесь – оно пройдет. При сильном головокружении сядьте и выполните упражнение сидя, делая паузы после каждых четырех вдохов-движений (отдыхать можно не 3?4 с, а от 5 до 10 с).

Встаньте прямо. Кисти сожмите в кулаки и прижмите к поясу. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены, выдох ушел. Выше пояса кисти не поднимать.

Сделайте подряд уже не четыре вдоха-движения, а восемь. Затем отдых 3?4 с, и снова восемь вдохов-движений.

Норма: «пошмыгайте» носом 12 раз по восемь вдохов-движений.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя, лежа.

Всем, кто заинтересовался гимнастикой Стрельниковой, следует знать, что она оказывает общее влияние на весь организм и может применяться не только при бронхиальной астме. По наблюдениям М. А. Щетинина, при шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память.

Упражнение активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Гимнастика помогает подросткам, страдающим сколиозами, ликвидировать сутулость. В подростковом возрасте она дает возможность увеличить рост (особенно в период полового созревания). Для взрослой женщины гимнастика полезна и в случае опущения внутренних органов.

Гимнастика Стрельниковой излечивает заикание, благотворно влияет на состояние сердца и сосудов.

Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко

Цель этой гимнастики – научить человека контролировать свое дыхание, делать его более спокойным. Применительно к бронхиальной астме это очень ценный момент, так как судорожные вдохи во время приступа еще более усиливают спазм бронхиального дерева. Схематически нормальное дыхание здорового человека соответствует формуле: медленный неглубокий вдох (2?3 с), медленный выдох (3?4 с) и задержка дыхания (3?4 с). Чем длительнее задержка дыхания, тем лучше. Идеальная задержка дыхания для астматиков – 1 мин.

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме по Иванову С. М.

Тренировку дыхания осуществляют специальными дыхательными упражнения с произношением на медленном выдохе звуков-букв. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают и психотерапевтическое воздействие.

Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятия согласные звуки: «с», «з», «ш», «щ»; а затем согласные звуки: «ж», «р» и гласные «у», «е», «и», «а» (основные буквы для тренировки дыхания).

Обычно в начале тренировки произносят букву в течение 5?7 с, доходя в дальнейшем до 15?20 с.

Когда больной овладеет своим дыханием (произношением отдельных букв в течение 15 с), переходят к последней тренировке дыхания в виде произношения на одном выдохе комбинации из двух, а затем – трех букв. Когда больной освоит произношение на одном выдохе трех букв, переходят к произношению на выдохе гласных букв с прерыванием произношения в середине выдоха. Например, «БрУУУ»; «ПрУУУУ»; «МрОООО»; «ТрОООО» и т. п. Из приставок, облегчающих произношение гласных букв, можно применять приставки (произносимые кратко): «Бр», «Вр», «Гр», «Др», «Жр», «Кр», «Пр», «Шр», «Хр». На последнем этапе тренировки дыхания используют произношение какой-либо буквы с усилением ее в середине упражнения: например, «ссссССССсссс», «ШрииииИИИИиииии», «ДрааааААААаааа» и т. д.

Для разнообразия занятий можно проводить не четырехкратное повторение одной буквы, а однократное произношение разных букв, например «СССС», «ЗЗЗЗ», «ШШШШ», «Брииии», «Врееее», «ДрОООО», «ПрУУУУ» или комбинации из согласных и гласных букв, например «ГраАААА», «ЖЖЖЖЖ», «ПрИИИИ», «РРРР».

При проведении специальных дыхательных упражнений не следует форсировать вдох и особенно выдох. При воспроизведении звука-буквы последнюю следует произносить медленно до тех пор, пока хватит дыхания.

Нужно приучаться к вдыханию и выдыханию через нос (использование носоглоточного рефлекса), а также втягиванию живота при выдохе.

Таблица 1. Схема занятий по лечебной гимнастике для больных бронхиальной астмой по С. М. Иванову

Лечебная физкультура по Э. В. Кокосову и А. Н. Стрельниковой

Лечебная физкультура существенно закрепляет эффект лечения бронхиальной астмы. Комплекс упражнений рекомендуется выполнять в период между приступами. Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки, подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Лечебная гимнастика активизирует выделение гормонов надпочечника – адреналина, что в свою очередь обусловливает бронхорасширяющий эффект. Регулярно выполняемые упражнения увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что трудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Надо сказать, что учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что по современным представлениям может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2?3 с.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100?110 ударов в минуту, а дыхания – 20?24.

В течение 5 мин частота пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Примерный комплекс упражнений

1. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища. Ходьба на месте в течение 1 мин (2 шага – вдох, 4?5 ? выдох, 2 шага – пауза). Темп средний.

2. И. п. – то же. Делая шаг правой ногой вперед, развести прямые руки в стороны – вдох; вернуться в и. п. – выдох; пауза. На выдохе прогнуться, на паузе расслабиться. Повторите 3?4 раза каждой ногой.

3. И. п. – то же. Руки к плечам – вдох; наклоняя туловище в сторону, поднять руки вверх – выдох; пауза, расслабиться. Повторить 2?3 раза в каждую сторону.

4. И. п. – то же. Махи расслабленными руками вперед-назад в течение 20?30 с. Дыхание произвольное.

1. И. п. – откинуться на спинку стула, ноги на ширине плеч, руки на коленях и бедрах. Спокойное дыхание в течение 1 мин. Следить за плавностью вдоха, выдоха и соблюдением паузы.

2. И. п. – то же. Вдохнуть, выдохнуть, задержать дыхание. Подсчитайте, в течение какого времени удается задержать дыхание. Со временем вы сможете это делать более длительно. Следите, чтобы после задержки дыхания вдох был по возможности спокойным. Сделать один раз.

3. И. п. – то же. Развести прямые руки в стороны, взмахом поднять прямую ногу вверх – вдох; делая хлопок под ногой, выдыхая, произнести «ха»; опустить ногу и руки; пауза, расслабление. Повторить 3?4 раза каждой ногой.

1. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Вдохнуть, развести прямые руки в стороны; возвращаясь в и. п., расслабляясь, – выдох. Темп средний. Повторить 4 раза.

2. И. п. – то же. Поднять руки вперед – вдох; взмах правой ногой к левой руке – выдох; вернуться в и. п. – пауза. Руки в и. п. опускать мягко, возможно больше их расслабляя. Повторить 3?5 раз каждой ногой.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены. Во время вдоха живот выпячивать, выдыхая – втягивать (брюшное дыхание). Дыхание спокойное, ровное. Выполнять в течение 1 мин.

4. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Имитация гребли: поднять прямые руки вперед – вдох; согнуть их и приблизить к груди – выдох; вернуться в и. п. – пауза. Повторить 4?5 раз.

5. И. п. – то же. Кистями рук обхватить нижние боковые отделы грудной клетки. Во время выдоха произносить звук «р»; в конце выдоха сжимать нижнюю часть грудной клетки, как бы помогая выдоху; пауза. Упражнение повторить, произнося последовательно звуки «ж» и «з», а в дальнейшем и сочетание звуков «бррух» («бррах», «бррох», «бррих»), «жррух» («жррах», «жррох», «жррех»). Каждый звук и сочетание звуков тянуть в течение 10?15 с.

Больной может выбрать наиболее понравившийся ему звук или сочетание звуков и повторять только его в течение 1?2 мин, памятуя при этом, что, например, звук «ж» можно протянуть за минуту не более 4 раз, если придерживаться необходимого темпа, а сочетание звуков «бррах» – 6?7 раз, так как продолжительность их звучания значительно меньше.

1. И. п. – то же. Последовательные движения правой и левой рукой: на пояс, в сторону, на пояс, вниз с постепенным ускорением темпа. Дыхание произвольное. Повторить 5?6 раз.

2. И. п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох; расслабляя их, опустить – выдох; пауза с расслаблением мышц плеч, рук, туловища. Повторить 4?5 раз.

3. И. п. – то же. Руки вперед, круговые движения вправо и влево в течение 15?20 с. Дыхание произвольное, свободное.

4. И. п. – то же. Поднять прямые руки через стороны вверх – вдох; скрестить руки на груди, опустить расслабленно вниз – выдох, пауза. Повторить 3?4 раза.

1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Откинуться на спинку стула. Диафрагмальное дыхание в течение 1 мин: на вдохе живот поднимается вверх, на выдохе – втягивается. Расслабить мышцы. Отдохнуть в течение 3 мин. Дыхание свободное.

Выполняя упражнения, старайтесь дышать не чаще 18 раз в минуту. Часто дыхание может вызвать головокружение и одышку и даже спровоцировать приступ бронхиальной астмы. Идеально, если частота дыхания при выполнении упражнений – 12?14 в минуту.

Если во время выполнения комплекса приступы удушья не возникают, можно приступить к занятиям ходьбой в зеленой зоне, лучше за городом. Ходить следует по возможности ежедневно в удобное время, натощак или через 2?3 ч после еды. Частота дыхания в начале тренировки не должна превышать 20 мин, частота сердечных сокращений (пульс) – 60 ударов.

Тренироваться можно на грунтовой или асфальтовой дорожке длиной 1000?2000 м (средний шаг человека, рост которого 160?170 см равен 60?70 см).

Начинать ходьбу рекомендуется в среднем темпе (80 шагов в минуту) и в первое занятие достаточно пройти 500 м. Постепенно в течение двух недель расстояние можно увеличить до 2000 м, а темп ходьбы до 110 шагов в минуту. Частота пульса не должна превышать 120 ударов в минуту. Если появится затрудненное дыхание, не пугайтесь, попытайтесь сами его снять. Для этого надо остановиться, сесть, лучше на скамейку и выполнить следующие упражнения.

1. Вдохнуть. Произнести на выдохе «пфф» при плотно сжатых губах: пауза. Повторить 4?5 раз.

2. Вдохнуть. Произнести во время выдоха при закрытом рте звук «мм», закрытый стон. Пауза. Повторить 5?6 раз.

3. Подушечками безымянных пальцев произвести растирание обеих сторон носа снизу вверх, в трех точках: на крыльях носа, выше крыльев носа и у корня носа. Длительность массажа каждой точки – 1 мин.

4. Указательным или большим пальцем надавить сверху вниз на заднюю поверхность грудины в области яремной ямки до появления умеренной боли.

Если через 2?3 мин дыхание нормализуется, давление можно ослабить. Длительность однократного массажа этой точки – до 5 мин.

Если указанные меры не помогли, следует воспользоваться лекарствами, которыми вы обычно купируете приступ удушья. Продолжать тренировку в этот день не следует, ее следует провести на следующий день при условии хорошего самочувствия.

Дыхательная гимнастика по Болотову

При дыхательной гимнастике надо произносить определенные звуки, и на выдохе сначала быстро проговариваются согласные: «ш», «щ», «з», «с». Затем, по мере выдыхания воздуха из легких, к ним присоединяются гласные звуки: «у», «а», «е», «и». Эти упражнения сначала делаются в течение нескольких сунд, а затем время их произношения постепенно увеличивается до полуминуты.

1. Быстрая фаза – «ш», медленная фаза ? «у»: «ш-ш-у-у-у-у-у».

2. Быстрая фаза – «щ», медленная фаза ? «а»: «щ-щ-а-а-а-а-а».

3. Быстрая фаза – «з», медленная фаза ? «е»: «з-з-е-е-е-е-е».

4. Быстрая фаза – «с», медленная фаза ? «и»: «с-с-и-и-и-и-и».

Соединение согласных и гласных звуков можно выбирать произвольно, так, как наиболее удобно.

В программу движения, помимо предложенных дыхательных упражнений, необходимо включать простой комплекс дыхательных упражнений.

Очищение внутренних органов при бронхиальной астме

Периодически (по 1 неделе каждый месяц) нужно также проводить курс очищения для улучшения работы печени, поскольку это наш главный фильтр, очищающий кровь от токсических веществ, которые в противном случае могут попасть в слизистую бронхов и вызвать приступ. Наиболее мягкий способ чистки печени – прием травяного сбора.

Взять по 1 ч. л. спорыша (горца птичьего), березового листа и кукурузных рылец. Залить смесь 1 стаканом кипятка. Настаивать, укутав, в течение 1 ч. Пить настой в теплом виде до еды – весь стакан в течение дня. Курс, как и говорилось ранее, – 1 неделя.

Средство обладает желчегонным действием, освобождает печеночные желчные протоки от застойной желчи, а значит, и стимулирует активность самой печени.

Улучшение работы печени помогает справиться с дисбактериозом, поддерживающим течение бронхиальной астмы.

«Казалось бы, весной, когда вся природа оживает, пробуждается, цветут цветы, у меня появляются слезотечение, чиханье, насморк, головные боли».

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *