Меню Рубрики

Лфк и массаж в реабилитации больных с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Бронхиальная астма как хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Достижения в разработке противоастматических препаратов, немедикаментозные методы терапии. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Массаж и ЛФК в реабилитации больных бронхиальной астмой

бронхиальный астма физический упражнение

Бронхиальная астма представляет собой хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в развитии которого принимают участие множество элементов, включая гладкие мышечные клетки и эозинофилы. У людей с повышенной чувствительностью подобное воспаление вызывает симптомы, обычно связанные с наличием распространенной обструкции дыхательных путей различной степени выраженности, обратимой спонтанно либо под действием проведенного лечения, а так же повышение чувствительности дыхательных путей к различным стимулам.

Гиперреактивность, как специфическая, так и неспецифическая, является главным универсальным патогенетическим признаком бронхиальной астмы, и лежит в основе нестабильности дыхательных путей. Особыми клеточными элементами воспаления при бронхиальной астме являются эозинофилы, гладкие мышечные клетки, Т-лимфациты и макрофаги.

Как известно БА не всегда поддаётся лечению, в следствии того, что больной не всегда может избавиться от окружающих его аллергенов и триггеров. И это значит, что лечение БА продолжается всю жизнь.

За последние 20-30 лет достигнуты значительные успехи в разработке разнообразных лекарственных противоастматических препаратов, однако результаты терапии, которая может продолжаться у больного в течение многих лет, не всегда удовлетворяют как врача, так и пациента. Отмечается увеличение частоты аллергических и побочных реакций на лекарственные средства, формирование резистентности к различным препаратам.

Немедикаментозные методы терапии (НМТ), предупреждающие прогрессирование заболевания, уменьшают риск развития побочных явлений на лекарственные препараты, остаются недостаточно изученными и применяются, как правило, в фазе стихающего обострения и ремиссии БА среднетяжелого и легкого течения.

В процессе комплексной реабилитации наступление ремиссии происходит благодаря восстановлению собственных компенсаторных возможностей организма больного.

Анализ иностранной литературы показал, что в реабилитации пациентов, страдающих БА, помимо медикоментозного лечения и средств физической реабилитации широко применяются средства и формы адаптивной физической культуры (АФК). Большое значение предается адаптации больных в условиях современного общества. По мнению большинства зарубежных авторов, занятия адаптивной физической культурой и спортом — необходимая часть повседневной жизни больных БА, решающая задачи их социальной интеграции.

В нашей стране этой проблеме до настоящего времени практически не уделялось внимания. В связи с этим, актуальным остается поиск и разработка новых научно-обоснованных и эффективных программ оздоровления пациентов с бронхиальной астмой, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации и адаптации в обществе. Возникает потребность в применении новых подходов и организационных форм в комплексной реабилитации детей с использованием разнообразных форм АФК.

В комплексной терапии средства и формы физической реабилитации (ФР) являются фактором оздоровительного воздействия на организм пациента.

Лечебное действие физических упражнений и массажа при заболеваниях дыхательного аппарата.

Верхние дыхательные пути богаты разнообразными рецепторами. Важную роль играют рецепторы легких, грудной клетки и дыхательных мышц. Они выполняют функцию обратной связи между дыхательным центром и вентиляционным аппаратом. Сюда следует отнести чувствительные нервные окончания, которые возбуждаются при растяжении и спадении легочной ткани.

В последнее время в регулировании усилия, развиваемого дыхательной мускулатурой, придают функции проприорецепторов межреберных мышц.

Массаж дыхательных мышц вызывает усиление импульсации из первичных окончаний мышечных веретен и вовлечение большого числа мотонейронов, что приводит к усилению сокращения межреберных мышц. Афферентные стимулы от рецепторов мышечно-суставного аппарата грудной клетки направляются в дыхательный центр по восходящим путям спинного мозга. Что же касается диафрагмы, то она бедна собственными рецепторами. Афферентной системой, регулирующей сокращение диафрагмы, вероятно, служат упомянутые рецепторы легких и межреберных мышц.

Функции двух афферентных систем — «легочной» и «реберной» — находятся в отношении как бы противоборства: они уравновешивают либо дополняют друг друга.

Массаж грудной клетки, дыхательных мышц и паравертебральных областей (задних корешков грудных сегментов) вызывает определённые изменения структуры дыхательного цикла. Воздействие на рецепторные образования различными массажными приёмами и перкуссией нормализует функцию дыхательного аппарата. Исследования показали, что массаж обеспечивает координированное сокращение всех мышц, осуществляющих изменение объёма грудной полости и наиболее экономичное выполнение акта дыхания. В частности, эти механизмы оптимизируют соотношение глубины и ритма дыхательных движений, а также, возможно, обуславливают различные типы дыхательной кривой.

Массаж является одним из методов управления дыхательной мускулатуры. Массаж нормализует структуру дыхательного цикла, локальную вентиляцию легких, ЖЕЛ, ФЖЕЛ, биохимические показатели крови.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо-и, кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

Читайте также:  Лекарственные аллергены при бронхиальной астме

1) улучшение дыхательной функции;

2) укрепление дыхательной мускулатуры;

3) увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

4) способствовать растяжению плевральных спаек и очищению дыхательных путей от патологического секрета.

В результате правильно проведённого комплекса массажа и ЛФК мы должны получить следующие эффекты у пациента:

· Восстановление функции внешнего дыхания (ФВД)

· Улучшение адаптационных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем к физическим нагрузкам

· Укрепление мускулатуры грудной клетки (и бронхоальвеолярного аппарата) с увеличением подвижности позвоночника, ребер, диафрагмы

· Повышение сопротивляемости организма

· Улучшение обменных процессов

· Нормализацию функции центральной нервной системы (ЦНС).

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое отличается наличием обратимой обструкции бронхов. Факторы риска бронхиальнай астмы. Факторы, провоцирующие обострение бронхиальной астмы. Формы бронхиальной обструкции.

реферат [23,0 K], добавлен 21.12.2008

Астма как хроническое аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей с вовлечением многих клеток и медиаторов. Основы патогенеза бронхиальной астмы. Две клинические формы астматического статуса: анафилактическая и аллергически-метаболическая.

презентация [2,3 M], добавлен 21.04.2016

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Этиология недуга, виды аллергенов, симптомы, профилактика и принципы лечения. Признаки приступа удушья, алгоритм доврачебной помощи при его проявлении, сестринский процесс.

реферат [20,2 K], добавлен 21.12.2013

Хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Этиология бронхиальной астмы – аллергены. Неспецифические триггеры БА. Аллергическое воспаление слизистой оболочки бронхов. Проведение пикфлоуриметрии. Базисная и неотложная терапия, профилактика.

презентация [2,1 M], добавлен 01.03.2014

Хроническое прогрессирующее воспалительное заболевание дыхательных путей. Обратимая бронхиальная обструкция и гиперреактивность бронхов. Спазм гладкой мускулатуры бронхов. Оздоровление при помощи звуковых упражнений. Рекомендации по питанию, фитотерапия.

презентация [9,6 M], добавлен 19.12.2013

Бронхиальная астма как хроническое заболевание, ее клинические симптомы. Продолжительность приступов удушья. Роль инфекций дыхательных путей и экологического неблагополучия в возникновения бронхиальной астмы. Действия медицинской сестры при приступе.

презентация [1,5 M], добавлен 26.12.2016

Хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей: причины, признаки, этиология, патогенез, клиника. Диагностика и лечение астмы, медикаментозная терапия. Профилактика обострений, оказание экстренной помощи. Санитарно-гигиенические мероприятия.

презентация [468,0 K], добавлен 26.02.2016

Возникновение бронхиальной астмы у детей. Наследственность в происхождении бронхиальной астмы. Клиническая картина и схемы оценки статуса больного с бронхиальной астмой. Анализ заболеваемости бронхиальной астмой у детей ММУ ГП№ 9 ДПО-3 (участок 23).

реферат [122,9 K], добавлен 15.07.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Бронхиальную астму (БА) называют легочной чумой XХ – ХХI вв. По данным статистики, известно, что в мире БА болеет каждый 10 человек и каждые 10 лет это число удваивается. Ежегодно 2 млн человек погибают от астмы в приступе. БА характеризуется приступами удушья из-за сужения просвета мелких и средних бронхиол (спазм гладких мышц бронхов, набухание слизистой, появление в просвете бронхов патологического секрета). Дыхание затрудняется, особенно выдох (экспираторная одышка). Возникает ощущение нехватки воздуха, беспокойство, страх смерти. Воздух задерживается в легких, они растягиваются (эмфизема). Считается, что БА – инфекционно-аллергическое заболевание. Распад бактерий в органах дыхания человека, их токсины создают состояние повышенной чувствительности к ним (сенсибилизация). Аналогичное состояние возникает при аллергии к запаху цветов, сена, грибов, птичьему, рыбному кормам, к консервам, к пыли, в том числе бытовой, книжной, к холоду и т. д.

В приступе больной принимает характерную позу (сидя с упором на руки), страдание на лице. В дыхание включены дополнительные мышцы, затруднен выдох. В конце приступа уменьшается спазм бронхов, улучшается дыхание, отходит мокрота. Частота приступов разная: при легкой степени – один в несколько лет, при тяжелой – несколько раз в день. Длительность приступа от нескольких минут до нескольких часов. В механизме развития БА отмечают нарушения взаимоотношений между разными отделами ЦНС, которые регулируют тонус гладких мышц бронхов. Аллергены тоже возбуждают подкорку, блуждающий нерв, все это усиливает спазм мышц, формируется приступ.

ЛечениеБА комплексное: двигательный режим, психотерапия, малоаллергенная диета (исключить цитрусовые, красные плоды и овощи, яйца, рыбу и проч.), лекарства, расширяющие бронхи и улучшающие отхождение мокроты, физиолечение, ЛФК и массаж.

ЛФКспособствует нормализации тонуса ЦНС, ликвидации застойного патологического очага (уравновешивание процессов возбуждения и торможения к коре и подкорке), снятию мышечного спазма бронхов, умению управлять дыханием (спокойный неглубокий вдох и длинный плавный выдох), тренировке диафрагмального дыхания для увеличения подвижности грудной клетки, предупреждению осложнений, активизации трофических процессов в тканях, созданию психологического настроя на борьбу с болезнью, увеличению силы дыхательных мышц. ЛФК противопоказана при сильно выраженной (декомпенсированной) дыхательной недостаточности и декомпенсированной сердечно-сосудистой недостаточности.

Формы ЛФК при БА: лечебная гимнастика (ЛГ), утренняя гимнастика, дозированные прогулки. ЛФК назначается с учетом: возраста, тяжести и частоты приступов, функции кардиореспираторной системы.

Исходное положение в приступе: лежа на спине с приподнятым изголовьем, сидя на стуле, облокотившись на спинку; вне приступа – сидя, стоя. Курс ЛФК в стационаре состоит из двух периодов.

Подготовительный период (2–3 дня) – для ознакомления с функциональным состоянием больного.

Тренировочный период состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений. Делают дыхательные упражнения с произношением звуков (гласные, согласные, шипящие), простейшие гимнастические упражнения (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение конечностей и туловища, наклоны вперед, назад) и массаж. Подобные комплексы повторяются самостоятельно несколько раз в день.

Эти же упражнения рекомендуется выполнять при появлении предвестников приступа (напряженность, беспокойство, нарушение дыхания). При этом следует принять удобное положение: сесть, руки положить на стол, или на спинку стула, или на бедра. Кроме того, следует максимально расслабить мышцы спины, плечевого пояса, живота, диафрагмы, ног. Это облегчает выдох при удушье. Дышать больной должен без глубоких вдохов, так как они усиливают спазм; на выдохе следует задержать дыхание на 4–5 с для уменьшения потока патологических импульсов в дыхательный центр.

ЛГ начинается с легкого массажа лица, задней поверхности шеи, надплечий и грудной клетки. Включаются элементы самовнушения для мышечного расслабления. Общеукрепляющие упражнения чередуются со специальными: удлинение выдоха, произношение звуков (для детей подражания звукам самолета, паровоза, жука, комара), с сопротивлением на выдохе (через сжатые губы, зубы, через трубочку в воду, надувание резиновых игрушек). Необходимо уменьшить гипервентиляцию, так как потери углекислоты возбуждают дыхательный центр. Все упражнения выполняют в начале в покое, затем в сочетании с ходьбой. Если от этого приступ не снимается, то следует применять лекарство.

В межприступный период необходимо учиться поверхностно дышать с постепенным увеличением времени задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль по секундомеру). Тренировка дыхания в этот период должна проводиться осторожно, под контролем спирографии (метод исследования дыхательного аппарата), так как даже кратковременный бег, оптимальная ходьба, психическое напряжение приводят к приступам. Следует стремиться к увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, силы дыхательных мышц. После достижения стабильных показателей внешнего дыхания можно включать в занятие общеразвивающие упражнения, которые тренируют экстракардиальные факторы кровообращения, увеличивают силу мышц спины, конечностей. Эти упражнения (через 1–2) чередуются с упражнениями на расслабление.

Оценка эффективности ЛФК ведется по числу и длительности приступов, по интенсивности применяемой лекарственной терапии (нужно ли и сколько препаратов), по пульсу, частоте дыхания, времени задержки дыхания на вдохе или выдохе (пробы Штанге, Генчи). Для улучшения адаптации к нагрузке аппарата внешнего дыхания упражнения выполняются при поверхностном дыхании (наклоны, повороты туловища, приседания, отведения ног назад). После каждого упражнения надо максимально расслабить мышцы спины, шеи, живота, грудной клетки. Отдельные упражнения следует выполнять на задержке дыхания, на выдохе. Тренировка дыхания должна быть длительной.

В межприступный период добавляют упражнения с предметами, с отягощением, на снарядах, с произношением звуков (пф, ррр, брор, дорох, брух). После умеренного вдоха на медленном выдохе сдавливается грудная клетка в средних и нижних отделах и произносятся звуки (особенно рр с 5–7 с до 25–30 с). Повторять с удлинением звуков с 4 до 10 раз. Выдох удлиняется с 4–5 с до 12–25 с. Выведение мокроты идет параллельно с кашлевыми толчками. Покашливание – без глубоких вдохов, чтобы не усилить спазм. Эти же упражнения можно делать с полотенцем (опоясать грудную клетку полотенцем, концы впереди) и сдавливать грудную клетку на выдохе и произносить звуки (6—10 раз). Возможно также в положении полусидя (в постели, на кушетке) после умеренного вдоха на медленном выдохе подтягивать ноги к животу и груди. После выдоха поверхностный вдох.

Спустя 1–2 месяца проводятся по 3–4 занятия в день и добавляются упражнения с отягощениями для укрепления дыхательных мышц.

Массаж шеи, грудной клеткии надплечий(поглаживание, растирание, разминание, прерывистая вибрация, сдвигание), вначале массируется передняя, затем задняя поверхность грудной клетки.

Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные, межреберные мышцы, мышцы живота). Проводится интенсивный массаж мышц спины (особенно паравертебральных областей) на кушетке с приподнятым ножным концом. Продолжительность массажа – 10–15 мин. Курс – 15–20 процедур в сочетании с оксигенотерапией, ЛФК, прогулками, ездой на велосипеде. Массаж проводится до выполнения мышечных нагрузок. В реабилитационном периоде в занятия лечебной гимнастикой включаются дозированная ходьба, плавание, лыжи, коньки, волейбол и др.

Инновационные упражнения (элементы фонационной гимнастики)

Под фонетической ритмикой понимается система социально направленных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Целью данных комплексов упражнений является развитие и укрепление аппарата внешнего дыхания у больных и ослабленных людей, профилактика и реабилитация заболеваний органов дыхания. При этом необходимо начинать с дыхательных упражнений (тренировка диафрагмального дыхания), затем переходить к фонационным упражнениям (произношение звуков, фраз, слов, слогов на выдохе); возможно сочетание движений с разным ритмом, темпом речи, голосом и интонацией. Элементы фонетической ритмики можно использовать также на занятиях в специальных медицинских группах, на статических и динамических уроках во время восстановительных пауз, а также в период самостоятельной (или совместно с родителями) работы в домашних условиях.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1499 | Нарушение авторских прав

источник

Бронхиальная астма входит в тройку самых распространенных заболеваний дыхательной системы человека. Болезнь отличается острым течением и яркой симптоматикой, способной доставить человеку немало неприятных минут. Даже преодоление кризиса не гарантирует полного восстановления организма ввиду интенсивного негативного воздействия на организм всех ее проявлений.

В результате этого функциональность отдельных органов и систем резко снижается. Поэтому реабилитация при бронхиальной астме является одним из важнейших этапов комплексной терапии, направленных на нейтрализацию любых признаков заболевания и поддержание функциональности организма.

Бронхиальная астма является одной из наиболее опасных болезней дыхательной системы человека, имеющей воспалительный характер и отличающейся хронической природой. Спровоцировать развитие заболевания может множество факторов, среди которых особое место занимают следующие:

  • воздействие аллергенов;
  • инфекционные провокаторы;
  • механические воздействия и химические вещества;
  • климатические условия;
  • психологические перегрузки.

Эти факторы играют главенствующую роль в списке возможных причин возникновение и дальнейшего развития бронхиальной астмы. Каждый из них способен спровоцировать обострение и привести к стремительному ухудшению самочувствия. Главной особенностью болезни является острота и многообразие симптоматики, которая заключается в следующих проявлениях:

  • кашель;
  • одышка;
  • чувство заложенности в грудной клетке;
  • невозможность вдоха полной грудью;
  • боль и сдавленность в районе грудной клетки;
  • хрипы при вдохе-выдохе.

Все эти признаки носят комплексный характер и развиваются практически мгновенно в виде астматического приступа, имеющего тяжелые последствия вплоть до потери сознания. Кроме того, заболевание провоцирует изменения во многих органах и системах, сказываясь на их функциональности. Поэтому реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме играют важную роль и направлены на восстановление полноценной работы организма.

Реабилитация при астме включает в себя коррекцию рациона больного. Употребление определенных продуктов повышает риск развития аллергических реакций, что является одним из факторов возникновения астмы. Кроме того, употребление слишком жирной и высококалорийной пищи приводит к повышению нагрузки на желудочно-кишечный тракт, снижая общую устойчивость организма.

Читайте также:  Сердечная астма и отек легких этиология

Специальная диета построена на принципах здорового питания с небольшими особенностями, обусловленными специфичностью заболевания. В целом коррекция рациона при астме имеет следующий вид:

  1. Дробное питание. Принимать пищу необходимо небольшими порциями через каждые 3-4 часа. Подобный шаг дает возможность не перегружать организм, систематически предоставляя ему необходимое количество калорий для полноценной работы.
  2. Исключение пищи, создающей аллергенную нагрузку на организм. Перечень подобных продуктов достаточно обширен. Однако ограничивать необходимо употребление только тех, которые представляют опасность в конкретном случае. Выявить определенный вид опасных аллергенов можно путем проведения специальных анализов.
  3. Ограничение употребления вредных продуктов. Консервы, жирные, чрезмерно соленые и жареные блюда, снеки, алкогольные напитки, майонезы и острые соусы — употребление подобной пищи оказывает серьезную нагрузку на организм, поэтому ее необходимо избегать.
  4. Употреблять меньше продуктов, содержащих простые углеводы (хлеб, выпечка, макароны) и насыщенные жирные кислоты (свинина, сало, сливочное масло). Именно эти вещества перевариваются наиболее тяжело, а их часть откладывается в виде жировых отложений.
  5. Ежедневно употреблять 1,5-2 литра чистой негазированной воды. Она участвует во всех физиологических процессах организма, обновляя клетки и выводя из них продукты метаболизма.
  6. Использовать в пищу больше зелени, свежих фруктов и ягод (только тех видов, которые не находятся под запретом). Их употребление дает возможность организму получить необходимые минеральные вещества и витамины, которые отсутствуют в другой пище.

Правильное питание является залогом успешного преодоления кризиса и скорейшего восстановления всех систем, функциональность которых была нарушена в результате астматических атак.

Использование медикаментов является неотъемлемой частью комплексного лечения бронхиальной астмы. Их действие направлено на уменьшение воспалительных изменений в тканях и нейтрализацию спазма, возникающего в бронхах в моменты приступа.

В зависимости от степени тяжести заболевания и основных факторов, способствующих его развитию, проводится подбор составляющих терапии. Медикаментозное воздействие может включать использование следующих препаратов:

  • бронхолитики;
  • муколитики;
  • антибактериальные препараты;
  • антигистаминные средства;
  • седативные препараты;
  • кортикостероиды.

Применение каждого из этих средств направлено на достижение конкретного результата. Бронхолитики применяются для уменьшения спазма и расширения просвета в бронхах. Муколитики способствуют отхождению и выведению мокроты из дыхательных путей. Антибактериальные средства призваны уменьшить воспаление и предотвратить развитие инфекции.

Противоаллергические средства блокируют иммунный ответ организма на аллергены. Седативные препараты используются при коррекции психоэмоционального фона. Кортикостероиды применяются для снятия воспаления, уменьшения отека бронхов.

Важно! Выбор конкретных методик лечения и основных их составляющих является прерогативой лечащего врача. Именно он на основании имеющейся клинической картины и результатов исследований подбирает наиболее безопасную, но в то же время действенную терапию. При этом самолечение и бесконтрольное применение медикаментозных препаратов категорически запрещено.

Лечебная физкультура занимает значимое место в реабилитации при бронхиальной астме, поскольку способствует развитию дыхательных мышц, укреплению ткани легких, выведению секрета из бронхов. Однако далеко не все виды физических упражнений допустимы, поскольку чрезмерные нагрузки способны привести к прямо противоположному результату и спровоцировать приступ.

Поэтому к проведению ЛФК необходимо подходить с умом и не переусердствовать. При правильном проведении всех упражнений лечебная физкультура дает возможность добиться следующих результатов:

  • укрепить диафрагму;
  • расслабить нервную систему;
  • повысить уровень выносливости организма;
  • улучшить кровоснабжение тканей и мышц;
  • увеличить скорость обменных процессов.

Одной из наиболее действенных методик лечебной физкультуры является дыхательная гимнастика. Использование подобных упражнений позволяет укрепить мышцы грудной клетки (в частности диафрагмы), а также способствует очистке бронхов от скопившейся в них мокроты.

Физиотерапия является одним из способов реабилитации, призванных ускорить восстановление функций дыхательной системы. Дополнительной задачей физиопроцедур является снижение уровня воспалительных процессов, отечности тканей и увеличение скорости отхождения мокроты. Для достижения этих целей используется множество методик, но самым эффективными считаются следующие:

  • массаж;
  • электрофорез;
  • кардиотоническое воздействие;
  • климатотерапия;
  • волновое влияние.

Все эти методики занимают значимое место в структуре реабилитационных процедур и успешно используются для нейтрализации последствий астмы. Однако наиболее популярным и действенным методом физиотерапевтического воздействия является массаж.

Именно он позволяет существенно сократить время восстановления за счет улучшения циркуляции крови в тканях. Кроме того, простукивания и растирания позволяют увеличить скорость отхождения мокроты, уменьшить негативные последствия заболевания для органов дыхания.

В большинстве случаев развитие астмы является следствием иммунного ответа организма на тот или иной раздражитель. В результате сбоя в работе защитных систем возникает конфликт, который выражается в виде астматических проявлений.

Исходя из этого, укрепление иммунитета является необходимой частью реабилитационных процедур, призванной восстановить баланс в организме. Для улучшения общего физического состояния используются следующие средства:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • умеренное закаливание;
  • занятия физкультурой;
  • увеличение двигательной активности;
  • правильное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Соблюдение каждого из этих пунктов позволяет не только ускорить реабилитационный период, но и существенно укрепить организм. В результате систематического применения подобных методик на практике повышается выносливость, укрепляются все вид мышц, улучшается функционирование дыхательной системы. Глубина вдоха увеличивается, мышцы диафрагмы становятся крепче, что само по себе приводит к ускоренному отхождению мокроты и снижению риска развития приступа.

Реабилитационные мероприятия являются комплексными и состоят из нескольких равнозначных направлений. При этом их структура и составляющие определяются исключительно лечащим врачом, который сможет скомпоновать их оптимально и без риска для здоровья пациента. Порядок выполнения мероприятий имеет следующий вид:

  1. В месте постоянного нахождения больного устранить все виды аллергенов.
  2. Исключить воздействие эмоциональных и психологических раздражителей.
  3. Постепенно, чтобы не вызвать состояние стресса, перейти на необходимую диету, убрав из рациона запрещенные продукты и сбалансировав его.
  4. После привыкания к новому рациону в течение 1-2 недель ввести в распорядок дня упражнения ЛФК.
  5. Спустя 1-2 недели добавить другие методы реабилитации, такие как массаж, климатотерапия или электрофорез.
  6. Добавить дыхательные упражнения, а также следить за вдохом-выдохом во время занятия любыми видами гимнастики.

Используя подобную структуру занятий, минимизировать последствия астмы для организма не составит большого труда. При введении новых упражнений и методик необходимо делать небольшой перерыв, чтобы дать организму привыкнуть к новым условиям и не спровоцировать развитие обострения.

Реабилитация детей с бронхиальной астмой является важной частью комплексной терапии, поскольку организм ребенка способен перебороть болезнь. Благодаря возрастным особенностям поврежденные структуры быстро регенерируются, что дает возможность говорить о полноценном выздоровлении.

Единственной проблемой в лечении и реабилитации детей является несформированность иммунной системы. Нередко из-за неустойчивости защитных систем возникают рецидивные явления или развиваются новые аллергические реакции. Поэтому большая часть восстановительных процедур требует от родителей малыша полной самоотдачи.

Зарядка, массаж, прием медикаментов или физиопроцедуры должны проводиться под контролем взрослых и с их участием. Постоянное выполнение процедур и моральная поддержка ребенка дают возможность не только победить астму гораздо быстрее, но и полностью восстановить организм.

Проведение реабилитации при бронхиальной астме включает несколько правил, следование которым позволяет нейтрализовать ее негативные последствия быстрее. Выглядят они следующим образом:

  • соблюдение постоянной диеты;
  • непрерывность лечения, даже в том случае, если симптомы болезни полностью исчезли;
  • отказ от вредных привычек, способствующих угнетению защитных сил организма;
  • соблюдение сроков и дозировок при приеме медикаментов.

Выполнение этих простых правил позволяет существенно ускорить восстановление и дает возможность практически полностью исключить развитие обострений. Астма является серьезной болезнью, избавиться от которой не так уж и просто, а ее последствия будут напоминать о себе еще достаточно долго. Однако при своевременном лечении и качественной реабилитации победить ее возможно, как и полностью восстановить организм.

источник

Реабилитация при бронхиальной астме — это комплекс мероприятий, целью которых является максимально возможное устранение негативных последствий перенесенной болезни, восстановление здоровья, трудоспособности и естественных потребностей человека. Восстановление нарушенных функций включает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, устранение неблагоприятных факторов, нормализацию режима дня, специальную диету.

Порядок принятия реабилитационных мер подбирается в зависимости от состояния больного, с учетом длительности, тяжести заболевания, сопутствующих состояний. Выделяют такие этапы реабилитации, как:

  • Общеукрепляющие и профилактические мероприятия. К ним относят диету, обеспечение гипоаллергенной среды, режим дня.
  • Медикаментозное поддерживающее лечение.
  • Физиотерапия и вспомогательные процедуры, массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика.

Гипоаллергенная диета, снижающая риск возникновения приступов, должна подбираться индивидуально, с учетом реакции именно вашего организма на конкретные продукты. Пока отметим основные моменты, подходящие большинству. Питание должно быть низкокалорийным, небольшими порциями, но частым: 5-6 раз в день. При пищевой аллергии нужно исключить те продукты, на которые возникает реакция.

  • Овощи: кабачки, патиссоны, бобовые, все виды капусты, картофель, огурцы, лук, свекла, морковь, тыква.
  • Зелень: сельдерей (зелень и коренья), петрушка, укроп, базилик, майоран. В небольшом количестве – щавель, шпинат, зеленый лук.
  • Фрукты: груши, сливы, яблоки, абрикосы, лимоны, апельсины, если на них нет аллергии. Отдавайте предпочтение тем фруктам, что растут у вас в регионе.
  • Ягоды: облепиха, шиповник, черника, клюква, брусника, черноплодная рябина. При отсутствии противопоказаний – малина, смородина.
  • Если ягоды и фрукты оказались для вас под запретом – используйте тепловую обработку и сухофрукты. Часто люди, не переносящие абрикосы в свежем виде, могут пить компот из кураги. А печеные зеленые яблоки, посыпанные корицей, могут порадовать аллергика без неприятных последствий. Естественно, все индивидуально!
  • Мясо: предпочтение отдается птице и нежирному мясу (кролик, говядина).
  • Морепродукты и нежирные сорта рыбы.
  • Молочные продукты: молоко, кефир, ряженка и творог, йогурт (без ароматизаторов), сметана, масло, сычужные и ферментированные сыры. Можно все!
  • Крупы и макаронные изделия: любые, какие вам захочется. Гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, манная, пшеничная каши к вашему столу.
  • Масла: растительные (оливковое, льняное, подсолнечное, кукурузное), сливочные.

Не рекомендуются к употреблению кофе, какао и шоколад, алкоголь, яйца, жирные сорта мяса и рыбы, орехи и семечки, клубника и консервированные продукты. При «аспириновой» астме стоит исключить продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту: перец, томаты, малина, клубника, земляника, крыжовник, вишня, яблоки, персики. Ограничьте употребление соли и сахара, продуктов, содержащих искусственные ароматизаторы, красители и консерванты.

Как инфекционные, так и аллергические заболевания являются следствием нарушения работы иммунитета. В первом случае иммунная защита оказывается недостаточной, во втором – чрезмерной. Поэтому нормализация иммунного ответа — это важнейшая задача человека, имеющего приступы обструкции бронхов.
Способы укрепления иммунитета:

  • Ежедневные (с поправкой на погоду) прогулки на свежем воздухе. Если их еще нет в вашем распорядке дня, начинайте моцион в теплую погоду.
  • Физическая активность. Нагрузку нужно увеличивать очень плавно, не перестарайтесь. Если речь идет о ребенке, вы можете помочь ему, включив утреннюю зарядку в режим дня всей семьи – тогда малыш будет чувствовать себя не больным, которому нужно особое лечение, а здоровяком, который весело проводит время с семьей.
  • Закаливание. Не старайтесь сделать сразу много. Изменение образа жизни должно происходить понемногу, иначе это тоже окажется стрессом. Методик много, главное – постепенность и регулярность.
  • Нормализация сна и режима питания.

Все советы стары как мир. Но важно это не просто знать, а делать.

Медицинская реабилитация включает в основном применение бронхолитиков, муколитических препаратов, противовоспалительных и гипосенсибилизирующих средств.С целью очистить бронхи и бронхиолы от густой, порой стекловидной слизи применяют муколитики: ацетилцистеин (АЦЦ), амброксол (Лазолван, Аскорил, Бромгексин), карбоцистеин (Мукодин, Флюдитек).

Бронхолитики способствуют расширению просвета бронхов и снимают бронхоспазм. В период ремиссии рекомендуются β2-агонисты длительного действия, антихолинергические, а также комбинированные препараты (Сальметерол, Беродуал, Теопэк). Необходимость их применения, конкретные препараты и дозировку вам подберет врач.

В период восстановления назначаются поддерживающие дозы противовоспалительных и антигистаминных препаратов. Поскольку оба эти свойства есть в глюкокортикостероидах, то часто именно на них останавливают свой взор специалисты. Распространены такие препараты, как Пульмикорт, Флунизолид, Будесонид. В ситуации, когда у пациента аллергия на салицилаты и использование нестероидных противовоспалительных средств недопустимо, гормоны становятся единственным вариантом. Если вы делаете ингаляции с комбинированными препаратами, то гипосенсибилизирующий и муколитический эффект вы получаете одновременно.

Реабилитационные мероприятия с помощью физиотерапии направлены на расширение просвета бронхов с помощью уменьшения воспаления, отечности, разжижения и вывода мокроты. Для этих целей применяют баротерапию, электрофорез, фонофорез, низкочастотный ультразвук, магнитотерапию. Положительное влияние оказывают водолечение, рефлексотерапия (акупунктура и иглоукалывание), электросон. Можно разделить физиотерапевтические процедуры на несколько направлений.

Муколитики – средства, облегчающие разжижение и вывод мокроты. Благодаря муколитическим препаратам уменьшается количество вязкого бронхиального секрета в бронхах, который и является средой обитания для колоний патогенных микроорганизмов. Так снижается риск инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивается просвет бронхов, поэтому вероятность обратимой бронхообструкции снижается и количество приступов становится меньше, а их интенсивность ниже.
Для этой цели применяется метод ингаляционной аэро- и гидроаэроионотерапии, вибрационный массаж, флаттер-терапия, электротерапевтические методики рефлексогенного типа, оксигенобаротерапия. Ведущую роль играют ингаляции.

Читайте также:  Как лечить хронический ринит при астме

Массаж при бронхиальной астме назначают курсами по 5-15 сеансов и повторяют от 2 до 4 раз в год. Разогревающие приемы улучшают циркуляцию крови, а постукивания способствуют улучшению отхождения мокроты. Воздействие на рефлекторные зоны укрепляет иммунитет.
Курс массажа проводят только в период вне приступов и при хорошем самочувствии. Помните, что массаж – лечебная процедура, требующая серьезного отношения, и имеет противопоказания. О возможности такого лечения стоит проконсультироваться с врачом.

Для уменьшения воспаления применяют ультрафиолетовое облучение (УФО) с разной длиной волны, электрофорез.
Воздействие на область надпочечников волновыми методами, ультразвуком, магнитным полем позволяет активизировать выработку собственных кортикостероидов.
Облучение лазером рефлекторных зон и биологически активных точек снижает интенсивность воспаления.

Для устранения бронхоспазмов и улучшения вентиляции легких применяют ультразвуковую терапию,электрофорез, воздействие постоянным током.

Гипосенсибилизация направлена на нормализацию иммунного ответа и снижение чувствительности к аллергенам.
При инфекционно-аллергической астме возможна вакцинация специальными многократно разведенными ослабленными вакцинами или аллергенами. Это делается для постепенного повышения сопротивляемости организма.
Следующий метод это аутогемопунктура, когда человеку вкалывается его же венозная кровь. Это стимулирует иммунитет на распознавание белков по системе «свой-чужой». А поскольку все клетки оказываются своими, то аллергии не возникает. Так нормализуется иммунный ответ.
В качестве иммуномодулятора используют также метод спелеотерапии – нахождение в лечебных соляных пещерах.
При пищевой аллергии возможно применение метода колоногидротерапии, когда стенки кишечника орошают периодически водой (лечебные клизмы). Очищение кишечника от скопившихся в слизи токсинов способно уменьшить частоту и силу аллергических реакций. Также клизмы стимулируют кровообращение и выработку витаминов группы В.

В периоды приступов нарушается снабжение сердца кислородом, поэтому сердечно-сосудистая система нуждается в поддержке. Углекислая ванна обладает не только кардиотоническим, но и противовоспалительным эффектом. Диоксид углерода стимулирует коронарный кровоток, в результате чего снижается вероятность ишемических заболеваний сердца.

Регулярные лечебные упражнения занимают важнейшее место в терапии астмы. ЛФК позволяет противостоять развитию эмфиземы, укрепляет дыхательные мышцы, повышает эластичность легочной ткани, способствует отхождению бронхиального секрета. Занятия начинают с легких упражнений, постепенно повышая нагрузку. При выраженной одышке или приступе физическая нагрузка противопоказана. Важно во время занятий следить за правильностью дыхания.

Есть несколько методик дыхательных упражнений при астме, но наибольшую известность заслуженно получила отечественная методика К.П.Бутейко. Суть его метода заключается в уменьшении глубины выдоха, благодаря чему достигается снижение количества углекислоты в крови. Подробнее эта тема раскрыта на видео.

Климатотерапия подходит не всем пациентам и возможна только в период длительной ремиссии и после тщательного обследования. Иногда астма прочно связана с конкретным местом обитания и в другом городе, регионе, климате проходит совсем. Однако смена климата может оказаться полезной одним пациентам и пойти во вред другим. Противопоказано такое лечение пациентам с частыми и затяжными приступами, сердечной и дыхательной недостаточностью 2 и 3 степени. Обсудите с врачом возможность поездки в санаторий.

  1. Приступая к реабилитации, важно определить порядок восстановительных мероприятий:
    Обеспечьте безопасную среду, избавившись от аллергенов в местах постоянного пребывания.
  2. Плавно, в течение 2-3 недель перейдите на новую диету, полностью исключив запрещенные продукты и сбалансировав меню.
  3. Привыкнув к измененному питанию, добавляйте лечебную физкультуру. Главное на этом этапе – привыкнуть к регулярным занятиям, на это хватит 2 недель.
  4. Следите за дыханием во время ЛФК, постепенно уделяя ему все больше внимания. И, наконец, включайте дыхательную гимнастику.
  5. Теперь, при хорошем самочувствии, можно приступать к физиотерапии. Порядок и сроки прохождения процедур определит врач. Он же может предложить вам другой порядок реабилитационных мероприятий, подобрав для вас индивидуальную программу восстановления.

Некоторые факторы способствуют развитию заболевания и возникновению новых приступов, их называют триггерами. Прежде, чем приступать к реабилитации, необходимо ограничить влияние этих факторов:

  • Избавьте квартиру от «пылесборников» — удалите ковры, мягкие игрушки, тканевые драпировки, декор из натурального меха и шкур. Книжные полки закройте дверцами, чтобы защитить их от скопления пыли.
  • Ежедневно проводите влажную уборку без моющих средств – обычная протирка увлажнит помещение, облегчая дыхание, и избавит дом от пыли.
  • Не заводите дома животных. От имеющихся питомцев отказаться нелегко. Поэтому сначала проведите аллергопробу на шерсть, слюну и перхоть именно вашего домашнего животного. Если тест отрицательный и состояние здоровья позволяет, можно попробовать оставить питомца. Но все процедуры с вычесыванием любимчиков должны проводить другие люди вне вашего дома. При положительном тесте вам придется отказаться от домашнего любимца.
  • Оградите себя от контактов с больными людьми. Перед визитом уточняйте, все ли знакомые здоровы. Если у друга насморк, встречу лучше перенести. Ребенка обучите соблюдать дистанцию в общении с незнакомыми людьми и заботиться о личной гигиене – несложные меры профилактики позволят предупредить болезнь.
  • Не допускайте курения в доме. Астматикам противопоказан контакт с табачным дымом.
  • Не менее раза в неделю проводите стирку и тепловую обработку постельного белья (гладить, сушить на солнце) для предотвращения распространения домашних клещей. Они часто являются триггерами (провокаторами) заболевания.
  • Астма может иметь психосоматический характер. Причинами приступов могут быть страхи, комплексы, негативные установки, отношения в семье. Для работы с этими факторами лучше обратиться к психологу. Ребенку с астмой чаще говорите о своей любви, вере в него и принятии, о том, что ему по силам любые дела.
    При правильно подобранной и тщательно пройденной программе реабилитации пациенты в течение долгих лет сохраняют качество жизни.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *