Меню Рубрики

Лфк при астме комплекс упражнений для детей

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Бронхиальная астма — этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия — обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие — немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови — увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Упражнения при бронхиальной астме нельзя выполнять в период обострения болезни

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный — подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом — выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните — выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды — выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос — выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните — поднимите плечевой пояс, на выдохе — опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.
  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните — сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательные упражнения — один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.
  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать — вдох носом, выдох ртом.
Читайте также:  Развитие астмы на нервной почве

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном — согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе — опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой — «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам — в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы — диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий — залог успеха!

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания — «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

  1. Упражнение «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите — параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение — это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.

Выполняя упражнение «Ладошки», не думайте о выдохе, активен только вдох

Упражнение «Погончики» можно делать сидя и даже лежа

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лёжа

Упражнение «Вдох-выдох» надо делать в темпоритме строевого шага

При возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не поднимайте ноги высоко, уменьшите амплитуду подъёма

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг — развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох — не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, на вдохе — живот втянуть, на выдохе — выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких — 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

    Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

    Второй уровень. За 120 секунд: вдох — 5 секунд, пауза — 5 секунд, выдох — 5 секунд, перерыв — 5 секунд (три подхода в минуту).

    Третий уровень. За 180 секунд: вдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд, выдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд (два подхода в минуту).

    Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох — перерыв — выдох — перерыв — все по 10 секунд (конечная цель — одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).
  13. Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

    Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

    ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

    Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

    Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой — залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

    Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас — от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

    источник

    Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
    Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
    Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
    Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
    Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
    При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

    Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

    Лечение бронхиальной астмы у детей

    Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
    При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
    Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
    а) растирание сухим полотенцем
    б) комфортный душ
    в) своевременная смена нательного и постельного белья
    г) контрастное обливание
    д) массаж лица
    е) растирание подошв догоряча
    ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
    з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
    В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
    Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
    Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
    В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
    — улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
    — улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
    — улучшение и нормализация внешнего дыхания
    — улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
    — увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
    — десенсибилизация организма ребёнка
    — нормализация основных нервных процессов
    — предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
    — повышение неспецифической сопротивляемости.

    Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
    К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
    1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
    2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
    3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
    4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
    5) корригирующие упражнения
    6) упражнения для мышц живота.
    Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
    Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
    В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков «О», «А», «У», «И», чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков «Д», «З», «Р», «Г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
    Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
    Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
    Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
    В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
    Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
    В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
    Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
    Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
    При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
    Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

    Читайте также:  Как лечить бронхиальную астму хобл

    Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

    Комплекс №1.
    1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
    2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 — наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 — вернуться в и.п. (естественный вдох).
    3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 — наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
    4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад — в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
    5. И. П. – упор лёжа. 1 — упор присев (мощный выдох). 2 — толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
    6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 — подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
    7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

    Комплекс №2
    1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить «с-с». Повторить 4-5 раз.
    2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 — повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук «м-м». Повторить 4-5 раз.
    3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 — руки опустить вниз.
    3 — плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 — вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук «ф-ф». Повторить 3-4 раза.
    4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 — поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 — медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук «с-с». Повторить 4-5 раз.
    5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 — медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 — медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить «у-у-ух» до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
    6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 — руки с мячом к груди (вдох). 3-4 — толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха «б-р-у-ух». Сделать 5-6 бросков.
    7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 — руки вверх за голову (вдох). 3-4 — бросок мяча вперёд с громким произнесением «ж-ж-о-х». Повторить 5-6 раз.
    8. Ходьба на месте — 1 минута.
    9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

    Комплекс №3
    1. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 — руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: «м-м-м». Повторить 4-5 раз.
    2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 — руки вперёд (вдох). 2-3 — наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: «з-з-з». Повторить 3-4 раза.
    3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
    1 — вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 2 — вернуться в и.п. – вдох. 3 — наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 4 — и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
    4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 — вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: «п-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
    5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 — вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) — выдох. 2 — вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: «б-а-х-х». Повторить 3-4 раза.
    6. И. П. – основная стойка. 1 — подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
    7. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 — медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: «о-х-х-х». Повторить 8-10 раз.
    8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос — 1,5 минуты.
    9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос — 1 минута.
    10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 — руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 — медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 — вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: «ф-ф-ф».
    Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

    Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
    1) Упражнение «Маятник»
    И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 — ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох.
    2) Упражнение «Тачка»
    И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

    В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
    Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
    Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
    Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

    источник

    Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

    Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

    1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
    2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
    3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
    4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
    5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
    6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

    При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

    Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

    • регулярные приступы удушья;
    • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
    • кровотечения или опасность их возникновения;
    • злокачественные новообразования;
    • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

    Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

    Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

    Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

    Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

    Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

    Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

    На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

    При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

    1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
    2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
    3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
    4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
    5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.
    Читайте также:  Чем лечить орви у ребенка с астмой

    При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

    Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

    Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

    Упражнения в положении сидя:

    1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
    2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
    3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
    4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

    Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

    1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
    2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
    3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
    4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
    5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

    Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

    Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

    • не выполнять на холоде;
    • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
    • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

    Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

    Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

    Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

    Основные особенности занятий с детьми:

    1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
    2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
    3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
    4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
    5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
    6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
    7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
    8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
    9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

    Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

    Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

    Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

    Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

    Правила звуковой гимнастики:

    1. Вдох в 2-3 раза короче выдоха.
    2. Звуки произносятся во время выдыхания воздуха.
    3. Начинают занятия с произношения гласных – у, е, и, о, позже подключают з, р, с, заканчивать следует шипящими – щ, ш,ж.
    4. В процессе занятий присоединяют слоги с буквами б,р,х,д – «бахх», «друхх» и другие.
    5. Произносимый на выдохе звук следует постепенно удлинять. Начальное время – 4 секунды, дойти можно до 30 секунд.

    Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

    ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

    Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

    источник

    Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

    Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

    Основным симптомами астмы являются:

    • Одышка с затрудненным выдохом;
    • Приступы удушья;
    • Сухой или влажный кашель;
    • Легочные хрипы;
    • Чувство заложенности в грудной клетке.

    При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

    Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

    Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

    Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

    • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
    • Повышение эластичности легочных структур;
    • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
    • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
    • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
    • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
    • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
    • Урежение астматических приступов;
    • Облегчение выведения мокроты;
    • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
    • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

    Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

    • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
    • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
    • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
    • Злокачественные новообразования;
    • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
    • Тяжелые нарушения работы сердца;
    • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

    Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

    Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

    Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

    Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

    Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

    • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
    • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
    • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

    В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

    1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
    2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
    3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
    4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
    5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

    Все задания повторяют по 5 раз.

    Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

    Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

    Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

    Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

    Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

    Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

    • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
    • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
    • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
    • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

    Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

    Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

    • Перкуссия (постукивание);
    • Вибромассаж;
    • Точечный массаж;
    • Сегментарный массаж;
    • Самомассаж;
    • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

    Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

    Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

    1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
    2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
    3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
    4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
    5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
    6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

    Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

    1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
    2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
    3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
    4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
    5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
    6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

    ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

    1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
    2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
    3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
    4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
    5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

    Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *