Меню Рубрики

Лфк при бронхиальной астме кратко

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание дыхательной системы. В последние десятилетия в лечении астмы достигнуты впечатляющие успехи.

Помимо лекарственного лечения, лечебная физкультура (ЛФК) при бронхиальной астме является важнейшим способом сохранения функции легких и качества жизни пациентов.

Астма — хроническое заболевание, при котором развивается воспаление в стенках мелких бронхов. Это воспаление приводит к отеку слизистой оболочки, появлению вязкой слизи в просвете, периодическому спазму гладких мышц бронхов. Указанные изменения вызывают сужение просвета мелких бронхов (бронхиальную обструкцию) и основные симптомы астмы: затрудненное дыхание или даже удушье, кашель с трудно отделяемой мокротой, появление хрипов в груди.

Часто причинами развития воспаления при астме являются: аллергия на микроскопических клещей домашней пыли, шерсть животных, пыльцу растений; наследственная предрасположенность, прием некоторых лекарств. Иногда причину астмы установить довольно трудно.

Хорошо известно, что инфекция не является причиной хронического воспаления бронхов при астме, поэтому астму не лечат антибиотиками; для этого существуют специальные противовоспалительные препараты.

Для бронхов при бронхиальной астме характерно состояние повышенной реактивности (гиперреактивности). Они реагируют спазмом на любой внешний раздражитель: пыль, дым, холодный воздух, резкий запах, контакт с аллергенами. Эти раздражители называются триггерами астмы и способны привести к появлению приступа удушья или кашля. Астмой можно заболеть в любом возрасте, но чаще болеют дети и молодые люди.

Поскольку астма является воспалительным заболеванием и основное направление ее лечения — противовоспалительная и бронхорасширяющая терапия, роль физических упражнений может недооцениваться врачом и пациентом. Но даже самая современная лекарственная терапия без достаточной физической тренировки при астме с возрастом приведет к ухудшению функции легких.

Лечебная физкультура — это система физических упражнений, стимулирующих жизненные функции организма человека. Физкультура при многих заболеваниях развивает выносливость, мышечную силу, координацию движений, повышает адаптацию. Лечебная гимнастика при бронхиальной астме может быть полезна пациентам любого возраста, с разными формами и стадией заболевания. Главное — правильный подбор комплекса упражнений с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений пациента.

Физические упражнения при астме способствуют повышению вентиляции легких и улучшению газообмена. Физкультура помогает улучшить кровообращение в легких, препятствует развитию эмфиземы, способствует восстановлению эластичности и подвижности грудной клетки, улучшает дренажную функцию бронхов. Известно, что при бронхиальной астме вследствие нарушения механики дыхания и хронической нехватки кислорода нарушается функция других органов, прежде всего сердечно-сосудистой системы. Регулярные физические тренировки оказывают нормализующее влияние на кровообращение, повышают утилизацию кислорода тканями.

Лечебная физкультура при астме преследует основные цели:

  • улучшение функции дыхательных мышц и подвижности грудной клетки;
  • нормализация механики дыхания;
  • улучшение дренажа бронхов при повышенной продукции бронхиальной слизи;
  • общая аэробная тренировка, повышение физической выносливости;
  • улучшение психологического состояния и качества жизни пациента.

Для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения вентиляции разных отделов легких и дренажной функции бронхов применяют специальный комплекс дыхательных упражнений.

  • Исходное положение стоя. Выполняют наклоны вперед, свободно свесив руки. Вдох через нос, выдох ртом, через сложенные трубочкой губы во время наклона. Выдох должен быть в 2-3 раза дольше вдоха.
  • Исходное положение стоя, руки должны быть опущены вдоль туловища. Делая вдох, поднимают кисти к подмышечным впадинам. На выдохе вытягивают руки вверх, а затем расслабленно опускают.
  • Исходное положение стоя, руки опущены. Делают глубокий вдох, на выдохе сгибают правую ногу и, помогая себе руками, подтягивают колено к груди. Повторяют для левой ноги.
  • Исходное положение сидя на стуле, спину нужно держать прямо, прижатой к спинке, руки вдоль туловища. Делают вдох, на выдохе выполняют наклон в сторону, скользя рукой вниз. Повторяют в другую сторону.

Физические упражнения данного комплекса выполняют по 5-6 раз, необходимо следить за глубиной и ритмом дыхания, продолжительность выдоха в 2-3 раза больше вдоха.

Существуют специальные авторские методики дыхательных упражнений при бронхиальной астме. Наиболее известные из них — гимнастика К. П. Бутейко и А. Н. Стрельниковой. Осваивать их, особенно гимнастику Бутейко, лучше под наблюдением опытного инструктора. Данные физические упражнения направлены в основном на улучшение механики дыхания.

Не только физкультура может улучшить дренажную функцию бронхов — этому способствуют специальные дыхательные тренажеры, например, тренажер Фролова.

Противопоказанием для дыхательной гимнастики при астме служит только астматический статус. Даже тяжелое обострение болезни не должно быть препятствием доступной физической активности. Как известно, в отделениях реанимации и интенсивной терапии стационаров, после выведения больного из угрожающего жизни состояния, приступают к «активизации», начиная ее с дыхательных упражнений. Естественно, делать это нужно под контролем врача и опытного инструктора ЛФК.

  1. Диафрагмальное дыхание. Исходное положение полулежа на спине (с подложенной высокой подушкой). Спокойно вдыхать через нос, поднимая живот; выдох ртом, живот при этом немного втягивается.
  2. Исходное положение сидя на стуле, с опорой на спину. На вдохе поднять согнутые в локтях руки к плечам; делая выдох, свести руки на груди.
  3. Исходное положение сидя на стуле. На вдохе развести руки в стороны; на выдохе наклониться вперед-вниз, опустив руки к полу.

Упражнения повторяют по 5-6 раз, не допуская переутомления пациента.

По мере улучшения состояния в комплекс включают физические упражнения для мелких групп мышц конечностей, затем более активные движения с участием средних и крупных мышечных групп. Обязательно делают паузы для отдыха и расслабления мышц, наблюдают за состоянием больного. Любое упражнение необходимо выполнять на выдохе (сгибание и разгибание рук, наклоны туловища). Лечебная физкультура при обострении астмы не должна включать упражнения, связанные с натуживанием и длительной задержкой дыхания. Оптимальное соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1.

После восстановления показателей функции легких лечебная физкультура включает общеразвивающие упражнения, способствующие улучшению кровообращения, укреплению мышц спины, ног и рук.

В период ремиссии можно применять физические упражнения с дозированным сопротивлением, небольшими отягощениями, со снарядами и на снарядах. Кроме того, обязательны аэробные тренировки: ходьба, бег трусцой, велосипед, плавание в зависимости от предпочтений пациента и переносимости нагрузки. В период ремиссии комплекс дыхательных упражнений рекомендуется выполнять ежедневно, аэробные тренировки и общеразвивающую физкультуру — 3-4 раза в неделю.

Аэробные тренировки желательно проводить на свежем воздухе, избегая при этом контакта с триггерами астмы. Так, людям с пыльцевой аллергией нельзя тренироваться на улице во время цветения растений-аллергенов, людям с повышенной чувствительностью к холоду не следует выходить на пробежку в промозглую, ветреную погоду. У некоторых пациентов бронхоспазм вызывает запах хлорки в бассейне. Поэтому конкретный вид аэробной тренировки для каждого пациента нужно подобрать индивидуально, с возможной заменой, в зависимости от времени года, погоды и других условий.

Пациентам, у которых бронхоспазм провоцируется физической нагрузкой или вдыханием холодного воздуха, можно применять за 20 минут до тренировки бронхорасширяющий ингалятор. Если потребность в ингаляторе возникает во время каждой тренировки, необходим пересмотр общего плана лечения и интенсивности нагрузки во время физических упражнений.
Правильно подобранное лекарственное лечение бронхиальной астмы позволяет пациенту сохранять активный образ жизни и хорошо переносить дозированные физические нагрузки. Нужно помнить, что регулярная физкультура — необходимое условие хорошего самочувствия и функции легких у больных астмой.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Читайте также:  Как заснуть при астме

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Определение лечебной физической культуры. Описание строения дыхательной системы человека. Обоснование применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме. Приведение примеров упражнений, рассмотрение особенностей их выполнения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский Университет Дружбы Народов

Институт Иностранных Языков

на тему: «Лечебная физкультура при бронхиальной астме«

Строение дыхательной системы человека

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост числа заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на 3-4-е место среди причин смертности населения. Что же касается, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования. Такой подъем заболеваемости связан с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обуславливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание, которое проявляется приступами удушья. Основным условием, обуславливающим развитие бронхиальной астмы, является врожденная или приобретенная повышенная чувствительность бронхов к раздражителям различного вида. Провоцирующими факторами бронхиальной астмы называют инфекционные и неинфекционные экзоаллергены. Заболевание является следствием нестандартной реакции организма на различные раздражители, которые провоцируют изменения в бронхах — появляется удушье, кашель, отделяется вязкая мокрота.

В своем реферате я рассмотрю применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.

Термином «лечебная физическая культура» обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Лечебная физкультура воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины.

Строение дыхательной системы человека

Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих в организме человека внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций.

Главными органами дыхательной системы являются лёгкие. Легкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Легкие обеспечивают поступление кислорода в организм и удаление из него газообразного продукта жизнедеятельности — углекислого газа. Атмосферный воздух поступает в легкие и выводится из них благодаря системе трубок, называемых дыхательными путями.

Выделяют верхние и нижние дыхательные пути. Переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани. Система верхних дыхательных путей состоит из носа, носоглотки и ротоглотки, а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани, трахей, бронхов, бронхиол, альвеол.

Легкие занимают большую часть грудной клетки. Из двух легких правое объемнее, так как немалое место в левой стороне грудной клетки занимает сердце. Каждое легкое делится на доли. Правое легкое имеет три доли — верхнюю, среднюю и нижнюю. Левое легкое имеет две доли — верхнюю и нижнюю. Доли отделены друг от друга и имеют на поверхности желобки — борозды.

Легкие образуют достаточно плотную решетку трубок. Самые большие из них — это бронхи, которые в верхнем отделе легких отделяют трахею слева и справа, входя в вещество соответствующего легкого. Внутри легкого бронхи ветвятся на вторичные и третичные бронхи, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие трубки, называемые бронхиолами. Бронхиолы заканчиваются воздушными мешочками, называемыми альвеолами.

Если легкие удалить из груди, они сожмутся, как лопнувшие воздушные шарики. Легкие не сжимаются благодаря поверхностному натяжению. Оно создается жидкостью, выделяемой тонкой плевральной оболочкой, которая покрывает легкие и стенки грудной полости. В легких имеются два вида плевральных оболочек: внутренняя (висцеральная) плевра и внешняя (пристеночная) плевра. Висцеральная плевра покрывает само легкое, заходя в его борозды. Пристеночная плевра изнутри покрывает стенки грудной полости. Эти две оболочки стыкуются только у ворот легкого — там, где легкое соединяется с трахеей бронхом и с сердцем легочными кровеносными сосудами. Во всех других случаях плевральные оболочки отделены друг от друга.

Когда взрослый человек находится в состоянии покоя, частота его дыхания составляет в среднем 14 раз в минуту. За сутки человек вдыхает и выдыхает более 800 литров воздуха. Во время тяжелых физических упражнений дыхание учащается до 80 раз в минуту.

Целью вдыхания и выдыхания такого значительного количества воздуха является намерение заставить легкие выполнять две функции: извлекать из воздуха кислород, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма, и высвобождать углекислый газ — продукт обмена внутренних химических процессов. Процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

1. Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как «легочную вентиляцию».

Читайте также:  Лечение бронхиальной астмы в европе

2. Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание).

3. Обмен газов между кровью и тканями.

4. Переход газов внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание).

Выпадение любого из этих четырех процессов приводит к нарушениям дыхания и создает опасность для жизни человека.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Приступ возникает рефлекторным путем, за счет раздражения легочных ветвей блуждающего нерва. Известно, что в блуждающем нерве имеются волокна, сужающие бронхи и вызывающие повышенное выделение секреции, то есть слизи на внутренних стенках бронхов и бронхиол. Кроме того, повышенную возбудимость блуждающего нерва могут вызвать различные интоксикации и инфекции, а также аллергизация организма. Приступы бронхиальной астмы иногда носят не только рефлекторный характер, но и условно-рефлекторный; наблюдались случаи, когда приступ возникал не только после вдыхания больным запаха розы, но и при показе больному искусственной розы.

Другими словами, приступом удушья организм как бы защищает себя от воздействия внешних агрессивных факторов. Например, если даже абсолютно здоровый человек попадет в помещение с резко пониженной температурой, по отношению к той в которой он находился ранее, то у него на рефлекторном уровне произойдет сужение бронхов и просвет между стенками резко сократится. Если же в дыхательные пути попадет инородное тело, например пыль, то во избежание попадания ее в альвеолы произойдет выделение мокроты, которая поглотит инородное тело и сможет выйти с ним через дыхательные пути наружу, не повредив альвеол. У больных бронхиальной астмой организм также реагирует на внешние изменения, но имеет чрезмерную чувствительность и гиперреакцию, благодаря чему легочные волокна блуждающего нерва заставляют в несколько раз больше сужаться бронхи и бронхиолы и больше выделять мокроты, чем у здорового человека.

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

При лечении бронхиальной астмы применяется комплекс физических упражнений, которые способствуют нормализации корковой динамики и нервной регуляции дыхательного акта. В результате выполнения упражнений происходит урежение дыхания, восстановление моторно-висцеральных рефлексов, которые регулируют тонус бронхов во время физической работы. Дыхательные упражнения с произношением звуков способствуют уменьшению спазма бронхов и бронхиол. Повышение адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности также благотворно влияет на состояние пациента. Кроме этого, усиливаются обменные процессы, упражнения помогают предупредить эмфизему легких. За счет укрепления дыхательных мышц, произвольного усиления выдоха, а также овладения различными дыхательными техниками больной может контролировать наступление приступов и облегчать их течение.

лечебный дыхательный астма упражнение

Лечебная гимнастика обычно назначается в периоды стихания приступов, когда общее состояние больного улучшается, и нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физкультура призвана решать задачи общего укрепления организма, приводить в норму протекание нервных процессов, снимать спазмы бронхов, восстанавливать нормальный дыхательный акт. Лечебная физкультура также способствует укреплению дыхательной мускулатуры, восстановлению навыков правильной осанки, нормализации экскурсии грудной клетки. Объем нагрузки определяется в зависимости от возраста пациента, тяжести заболевания, уровня физической подготовки.

Людям с бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, которые влекут за собой натуживание, задержку дыхания. Комплекс упражнений обычно содержит в себе: общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения на увеличение подвижности грудной клетки, дыхательные упражнения, призванные привить пациенту способность контролировать и управлять собственным дыхательным актом. Особенное внимание в упражнениях отводится тренировке диафрагмального дыхания и удлиненного выдоха, укрепления мышц брюшного пресса. Рекомендуемые дыхательные упражнения заключаются в поочередном произношении гласных и согласных звуков, что сочетается с сокращением мимической мускулатуры.

Применение статического дыхания с произвольным урежением, длительность 30-40 сек.

Сжать кисти в кулак, руки поднести к плечам — сделать вдох. Принять исходное положение — выдох.

Согнуть ногу вперед, обхватить руками и подтянуть к животу — выдох, принять исходное положение — вдох.

Выполнить поворот в сторону с отведением руки ладонью вверх — вдох, исходное положение — выдох.

Упражнение на дыхание с удлинением выдоха и произношением звуков «ш», «ж».

Выполнить наклон в сторону, рука скользит вниз по ножке стула — выдох, вернуться в исходное положение — вдох.

Исходное положение — стоя, ноги врозь, кисти располагаются на нижних ребрах сбоку. Отвести локти назад, происходит сдавливание грудной клетки — вдох. Сведение локтей и выдох.

Исходное положение — стоя, руками держась за спинку стула. Приседаем — выдох, исходное положение — вдох.

Исходное положение — ноги врозь, руки на пояс. Выполняем дыхательные упражнения с удлинением выдоха, на выдохе, вытянув губы трубочкой, произносим звуки «а», «о».

Медленная ходьба, сочетаемая с дыханием.

Исходное положение — ноги врозь, руки на пояс. Выполнить наклон вперед, достать руками сидение стула, выдохнуть, вернуться в исходное положение — сделать вдох.

Исходное положение — лежа на спине. Руку приподнять — вдох, расслабить мышцы, уронить руку на постель — выдох.

Исходное положение — то же. Поднимаем ногу и выдох. И.п. и вдох.

То же исходное положение. Применяется диафрагмальное дыхание с урежением частоты.

Ходьба в сочетании с дыханием.

Исходное положение — сидя, положить руки на колени. Выполнить наклон вперед, руки мягко скользят по ногам — выдох, принять и.п и вдох.

Исходное положение — сидя, руки поставить на пояс. Отвести левую руку в сторону, а правую вперед, одновременно выпрямить левую ногу. Повторить в другую сторону.

Исходное положение — сидя, руки положить на колени. Сгибаем и разгибаем ноги в голеностопных суставах, одновременно сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме позволяет: расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, затылка; улучшить работу диафрагмы, облегчить откашливание, предупредить эмфизему легких, а также увеличить эластичность грудной клетки, обучить правильному дыханию. Следует отметить что, не смотря на огромную пользу, которую способна оказать лечебная физкультура на организм заболевшего, к ней имеются противопоказания. Среди основных противопоказаний выделяют дыхательную и сердечную недостаточность.

Чучалин А. Г. «Бронхиальная астма»

Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура»

Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Лечебная физкультура, ее виды и формы. ЛФК для опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультуре для дыхательной системы по методу Стрельниковой. Комплекс ЛФК при ожирении.

реферат [15,3 K], добавлен 15.03.2009

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Строение и функции дыхательной системы. Здоровое дыхание и методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, Бутейко при бронхиальной астме.

реферат [41,7 K], добавлен 16.04.2009

Классификация бронхиальной астмы, причины возникновения. Внешние факторы риска. Определение биомаркеров воспаления. Методы учета эффективности лечебной физкультуры. Специальные дыхательные упражнения. Занятия лечебной гимнастикой. Массаж грудной клетки.

презентация [233,9 K], добавлен 10.05.2016

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Анатомо-морфологические особенности женского организма. Этиопатогенез, клиника и классификация воспалительных заболеваний женских половых органов. Механизм лечебного действия физических упражнений. Задачи, средства, методика лечебной физической культуры.

курсовая работа [698,5 K], добавлен 25.05.2012

Понятие сахарного диабета. Роль лечебной физической культуры при сахарном диабете. Применение физических упражнений с целью восстановления нормальных моторно-висцеральных рефлексов, регулирующих обмен веществ. Особенности занятия лечебной гимнастикой.

реферат [16,2 K], добавлен 07.10.2009

Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

реферат [820,0 K], добавлен 06.05.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Человек может некоторое время обходиться без еды и воды, но без воздуха его жизнь невозможна. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания.

Введение
Глава 1. Что такое астма?
1.1. Общая характеристика заболевания
1.2. Причины возникновения бронхиальной астмы
Глава 2. Традиционное лечение астмы
2.1. Методики предупреждающие приступы астмы
2.2. Лечебная физкультура как элемент терапии приступов астмы
2.3. Комплекс упражнений
Заключение
Список использованных источников

Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Человек может некоторое время обходиться без еды и воды, но без воздуха его жизнь невозможна. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Если поступление воздуха затруднено, то органы дыхания человека и сердце начинают работать в усиленном режиме, чтобы обеспечить необходимое количество кислорода для дыхания. Система органов дыхания и дыхательной системы у человека способна адаптироваться к условиям окружающей среды.

Учеными был установлен интересный факт. Воздух, который поступает в органы дыхания человека, условно образует два потока, один из которых проходит в левую часть носа и проникает в левое легкое, второй поток проникает в правую часть носа и попадает в правое легкое.

Процесс дыхания должен быть правильным, что немаловажно для нормальной жизнедеятельности. Поэтому необходимо знать о строении дыхательной системы человека и органов дыхания. Дыхательный аппарат человека включает трахею, легкие, бронхи, лимфотическую и сосудистую системы. Также к ним относят нервную систему и мышцы дыхания, плевру. К дыхательной системе человека относят верхние и нижние дыхательные пути. Верхние дыхательные пути: нос, глотка, полость рта. Нижние дыхательные пути: трахея, гортань и бронхи.

Дыхательные пути необходимы для поступления, а также выведения воздуха из легких – это самый главный орган все дыхательной системы между которыми расположено сердце.

Важным показателем внешнего дыхания у человека является измерение частоты дыхания и времени задержки дыхания на вдохе и выдохе

В различные периоды жизни частота дыхания имеет значительные отличия. Так, у новорожденного частота дыхания – 40-60 в 1 минуту, с возрастом она уменьшается: у детей до 5-6 лет – около 25, в 10 лет – 18-20. У здоровых нетренированных взрослых эта величина составляет 14-16 дыхательных движений в 1 минуту. При нарушении дыхательной функции появляется одышка [3].

Нарушение внешнего дыхания может наступить при различных повреждения бронхов и легких:

  • воспалительные процессы в легких, приводящие к уменьшению массы вентилируемых альвеол;
  • образование после воспалительного процесса в легких рубцовой соединительной ткани, которая уменьшает массу вентилируемых альвеол и снижает эластичность легких;
  • снижение воздушной проводимости бронхов и бронхиол, повышение их сопротивления току воздуха из-за различных причин – спазма, отека, рубцового сужения бронхов [4].

К. Бутейко, проведя исследования, представил оценку степени «глубокого дыхания в зависимости от степени риска в секундах, содержание СО2, показания пульса (ЧСС) и частоты (ЧД) в 1 минуту [табл.1].

Таблица 1. Оценка степени «глубокое дыхание»

Степень риска МП, сек. СО2, % ЧД/мин. ЧСС/мин.
норма 30 6,5 8 60
1 степень 25 6 10 65
2 степень 20 5,5 12 70
3 степень 15 5 15 75
4 степень 10 4,5 20 80
5 степень 5 4 25 90

Приведенные цифры выше указанных (условно-стандартов), определяют как сверхвыносливость, ниже – грозят трагическим (фактор риска) исходом, в частности – вероятность развития бронхоспазма и нарушения дыхательных функций, что выражено при бронхиальной астме.

Глава 1. Что такое астма?

1.1. Общая характеристика заболевания

Первый Международный астма-день был проведен в Барселоне в 1988 году в 35-т странах мира в рамках первой всемирной встречи по проблемам астмы. Он провозглашен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и проводится ежегодно в первый вторник мая по инициативе проекта «Международная инициатива против астмы» (GINA) с целью привлечь внимание общественности всего мира к проблемам астмы.

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».

К началу 21-ого века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 рез. И около 80 % детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет.

Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита. Она имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др. Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, peгулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению рефлекторного спазма бронхов и бронхиол под воздействием аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужение их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких — эмфиземе.

Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании. Дыхательные упражнения рефлекторно уменьшают у больного спазм бронхов и бронхиол (влияние носолегочного рефлекса). Как отмечалось на Международном консенсусе по проблемам диагностики и лечения бронхиальной астмы): “Бронхиальная астма представляет собой хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в развитии которого принимают участие множество элементов, включая гладкие мышечные клетки и эозинофилы. У людей с повышенной чувствительностью подобное воспаление вызывает симптомы, связанные с наличием распространенной обструкции дыхательных путей различной степени выраженности, обратимой спонтанно либо под действием проведенного лечения, а так же повышение чувствительности дыхательных путей к различным стимулам”.

Читайте также:  Народные методы лечения при бронхиальной астме

Гиперреактивность, как специфическая, так и неспецифическая, является главным универсальным патогенетическим признаком бронхиальной астмы, и лежит в основе нестабильности дыхательных путей. Особыми клеточными элементами воспаления при бронхиальной астме являются эозинофилы, гладкие мышечные клетки, Т-лимфациты и макрофаги.

1.2. Причины возникновения бронхиальной астмы

В этиологии бронхиальной астмы имеют значение следующие факторы:

1. Наследственность. Большое значение имеют генетические аспекты в вопросе причин развития бронхиальной астмы. В проведенных исследованиях сообщалось о случаях конкордантности, то есть когда оба из однояйцевых близнецов болели бронхиальной астмой. В клинической практике часто встречаются семейные случаи заболеваемости, когда у болеющей астмой матери дети так же заболевают этим недугом. В результате клинико-генеалогического анализа обнаружено, что у 1/3 больных заболевание носит наследственный характер. При наличии акцента на наследственный характер заболевания указывают на атопическую бронзиальную астму. В этом случае, при наличии астмы у одного из родителей, вероятность астмы у ребенка составляет 20—30 %, а если больны оба родителя, эта вероятность достигает 75 %. Было проведено исследование, в рамках которого наблюдали за формированием атопии у новорожденных в семьях фермеров и у монозиготных близнецов показало, что, несмотря на генетическую предрасположенность, развитие заболевания можно предотвратить исключая провоцирующие аллергены и путем коррекции иммунного ответа в период беременности. Норвежскими учеными установлено, что место и время рождения не влияют на формирование аллергических реакций и бронхиальной астмы.

2. Профессиональные факторы. Влияние биологической и минеральной пыли, в том числе древесной, мучной, хлопковой и т.д., вредных газов и испарений на возникновение респираторных заболеваний исследовалось у 9144 человек в 26 центрах в исследовании ECRHS. Женщины в основном контактировали с биологической пылью, а мужчины в 3—4 раза чаще, чем женщины, — с минеральной пылью, вредными газами и испарениями. При этом выявлено, что хронический кашель с выделением мокроты чаще возникал у лиц, контактировавших с вредными факторами, именно в этой популяции зарегистрированы случаи впервые возникшей бронхиальной астмы. При этом выявлено, что даже при уменьшении контакта с вредным профессиональным фактором, с течением времени неспецифическая гиперреактивность бронхов у лиц с профессиональной астмой не исчезает. Тяжесть профессиональной астмы в основном определяется продолжительностью заболевания и выраженностью симптомов, не зависит от возраста, пола, вредного профессионального фактора, атопии, курения.

3. Экологические факторы. 9-летнее эпидемиологическое исследование ECRHS-II, включившее 6588 здоровых лиц, подвергавшихся в течение указанного периода воздействию ряда неблагоприятных факторов (выхлопные газы, дым, повышенная влажность, вредные испарения и др.), показало, что у 3 % наблюдаемых в конце исследования возникли жалобы, соответствующие поражению дыхательной системы. После статистического анализа демографических, эпидемиологических и клинических данных был сделан вывод, что от 3 до 6 % новых случаев заболевания провоцируются воздействием поллютантов.

4. Питание. Исследования во многих странах, посвященные влиянию характера питания на течение заболевания показали, что лица, употребляющие продукты растительного происхождения, соки, богатые витаминами, клетчаткой, антиоксидантами, имеют незначительную тенденцию к более благоприятному течению бронхиальной астмы. Соответственно употребление продуктов животного происхождения, богатых жирами, белками и рафинированными легкоусвояемыми углеводами, связано с тяжёлым течением заболевания и частыми обострениями.

5. Алкоголь. Согласно исследованию датских ученых, членов Европейского респираторного общества (ERS), умеренное употребление алкоголя снижает риск заболеть астмой. Согласно исследования еженедельное употребление 10-60 мл алкоголя нивелирует шансы “заработать” астму, вдыхая пыльцу цветковых растений, белковые вещества кошек и собак, домашнюю пыль и даже кухонных тараканов. Десять “кубиков” алкоголя – это стандартный зарубежный “дринк”, соответствующий бутылке легкого пива или же неполному бокалу вина. При этом совcем непьющие люди, а также личности, злоупотребляющие алкоголем, имеют повышенные шансы развития астмы.

6. Моющие средства. 10-летнее исследование ECRHS в 10 странах Евросоюза показало, что различные моющие средства, в том числе чистящие аэрозоли содержат вещества, провоцирующие астму у взрослых; с применением этих средств связывают около 18 % новых случаев.

7. Микроорганизмы. Долгое время существовало представление о существовании астмы инфекционно-аллергической природы (классификация Адо и Булатова), согласно этой теории в патогенезе бронхиальной астмы учавствуют вирусы, грибки, бактерии.

Глава 2. Традиционное лечение астмы

2.1. Методики предупреждающие приступы астмы

В традиционном лечении астмы выделяют неотложные мероприятия по купированию приступа удушья и выведению больных из астматического статуса. А также комплексную терапию, направленную на само заболевание, и вторичную профилактику приступов астмы. Показания к госпитализации в начале заболевания определяются тяжестью состояния больных при выраженных обострениях; госпитализация в аллергологические отделения желательна в фазе ремиссии болезни, когда можно проводить специфическую диагностику и иммунотерапию.

Неотложная терапия приступа бронхиальной астмы при легком течении и в ранней стадии его развития обычно осуществляется самим больным по ранее полученным рекомендациям врача. Часто она ограничивается ингаляцией из дозированного ручного ингалятора 1-2 доз бета-адреномиметика (алупента, салбутамола, беротека) или бронхолитика (атровент), либо комбинированного препарата беродуал. Выбор препарата, его суточной дозы осуществляет врач, основываясь на результатах сравнительной оценки влияния разных доз этих бронхорасширяющих средств на состояние данного больного. При назначении бета-адреномиметиков больного предупреждают об опасности их передозировки и разрешают без непосредственного контроля врача ингалировать не более 8 доз в сутки.

Большое внимание уделяют психическому состоянию больного, ликвидации нередко возникающей «дыхательной паники» – нерационального учащения дыхания, усугубляющих нарушения вентиляции легких. Больного необходимо успокоить, вселить уверенность в скором разрешении приступа, помочь больному выбрать оптимальные ритм дыхания и позу.

«Звуковая гимнастика» способствует формированию правильно­го чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем виб­рации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты; при помощи создания небольшого положитель­ного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию ды­хательных путей.

Кроме «звуковой гимнастики», для улучшения вентиляции при­меняют специальные приспособления — мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек.

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный вы­дох в течение 3—4 с и фиксируют паузу 3—4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6—8 в минуту. Тренировки проводят посто­янно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2—3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К.П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3, больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Методика произвольного снижения Максимального Объема Дыхания (по В.В. Гневушеву). В начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыханий сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают терми­ном «дыхательный интервал». Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения МОД.

Хирургическое лечение малоэффективно и считается недостаточно обоснованным.

2.2. Лечебная физкультура как элемент терапии приступов астмы

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

3) активизация трофических процессов в тканях;

4) противодействие развитию эмфиземы легких;

5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

6) обучение удлиненному выдоху.

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория.

I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.

Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;

3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;

5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшениювыдоха;

6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клеткии облегчает дыхание).

В занятия лечебной гимнастикой для больных астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения.

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20—30 с). Дозировка упражнений— 4—12 раз. Темп медленный и средний.

Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.
III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.

Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.

2.3. Комплекс упражнений:

  1. Руки опущены. Поднять руки, потянуться — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить 3—4 раза.
  2. То же, руками имитировать движения с палками при ходьбе на лыжах. Дыхание произвольное. Повторить 7—8 раз.
  3. Руки на поясе. Отвести прямую руку в сторону, вверх — вдох, поставить на пояс — выдох. Повторить каждой рукой 3—4 раза.
  4. То же. Присесть, руки вытянуть вперед до уровня плеч — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить 4—5 раз.
  5. Руки вытянуты вперед, разведены чуть шире плеч. Махом прямой правой ноги достать пальцы левой руки, затем левой ногой достать пальцы правой руки. Дыхание произвольное. Повторить каждой ногой по 2—3 раза.
  6. Руки на поясе. Наклонить туловище влево, поднять правую руку — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить в каждую сторону по 2—3 раза.

Взять гимнастическую палку.

  1. Стоя. Руки с палкой подняты над головой. Наклониться вправо — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону
  2. Стоя, руки с палкой — перед грудью, согнуты в локтях. Быстро повернуться вправо, затем влево. Дыхание произвольное. Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.
  3. Стоя, руки с палкой внизу за спиной. Согнуть руки в локтях, достать палкой лопатки — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить 4—5 раз.
  4. Стоя, опираясь на палку, туловище слегка наклонить вперед. Диафрагмальное дыхание: выпятить живот — вдох, втянуть — выдох. Повторить 5—6 раз.

Лечебная физкультура (ЛФК) — это система применения самых разнообразных средств физических упражнений – ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., – т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.

В медицине — это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основная форма ЛФК — лечебная гимнастика — это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.

Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

Таким образом, даже краткий обзор возможностей лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека:

1) занимаясь физическими упражнениями, человек сам активно участвует в лечебно-восстановительном процессе, что благотворно влияет на его психоэмоциональную сферу;

2) воздействуя на нервную систему, регулируются функции поврежденных органов;

3) в результате систематического применения физических упражнений организм лучше приспособляется к постепенно возрастающим нагрузкам;

важнейшим механизмом ЛФК является также ее общетонизирующее влияние на человека;

4) занятия лечебной физкультурой имеют и воспитательное значение: человек привыкает систематически выполнять физические упражнения, это – становится его повседневной привычкой, способствует ведению здорового образа жизни.

Процесс изучения астмы как одной из важнейших проблем медицинской науки, убедительно демонстрирует успехи многих отраслей знаний от фундаментальных (медицинская генетика), до прикладных (организация здравоохранения). В тоже время проводимые исследования постоянно требуют пересмотра ряда концепций, создания новых международных консенсусов по проблеме астмы, разработки новых методов лечения и новых стандартов оказания медицинской помощи, постоянного образования и самообразования медицинских работников.

Список использованных источников

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *