Меню Рубрики

Лфк при бронхиальной астме межприступный период

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Вдох: руки в стороны. Выдох: подтянуть колени к животу с помощью рук.
  3. Вдох: отвести в сторону правую руку и ногу. Выдох: исходное положение. Повторить слева.
  4. Вдох: поднять плечи, голову повернуть в сторону. Выдох: исходное положение.
  5. Вдох: прогнуться, соединив лопатки. Выдох: подтянуть колени к животу.
  6. Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «ш».
  7. Вдох: руки на коленях. Выдох: произносить звук «ж».
  8. Руки поднять перед грудью, пальцы соединить «в замок». Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «пфф».

Соотношение фаз дыхания регулируется с помощью счета: 1,2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох, 7, 8 – пауза. Продолжительность выдоха должна составлять до 30 – 40 секунд.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. Вдох: развести колени. Выдох: исходное положение.
  3. Руки на поясе. Вдох: повороты туловища в сторону. Выдох: исходное положение.
  4. Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «ха».
  5. Поза «кучер на козлах» (предплечья лежат на коленях, глаза закрыты, мышцы расслаблены).
  6. Движения, имитирующие греблю на байдарке, с поворотами туловища в стороны (можно использовать гимнастическую палку).
  1. Вдох: руки поднять вверх через стороны, подняться на носки. Выдох: опустить руки вниз через стороны, качнуться с носка на пятку.
  2. Вдох: наклон в сторону, рука скользит по бедру. Выдох: исходное положение.
  3. Руки перед грудью «в замок». Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «уфф».
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, активными движениями руками.

В тренировочном режиме 3 – 4 раза в неделю проводятся физические тренировки: бег, плавание, занятия на велотренажере в течение 20 – 30 минут. После такой тренировки необходимо провести дыхательную гимнастику соответственно приведенным выше комплексам упражнений.

После вдоха через нос на выдохе следует произносить различные гласные и согласные звуки.

В подготовительном периоде начинают с произнесения звуков у, и, е, о. В тренировочном периоде начинают использовать звуки з, р, с, а в дальнейшем – ж, ш, щ.

Звуки на выдохе нужно произносить в течение 5 секунд с постепенным удлинением в процессе тренировок до 30 секунд

На выдохе можно проговаривать слоги с использованием звуков б, д, х, р (бах, бат, брохх, дррухх и т. п.). Звуковые упражнения повторяются в течение 2 – 3 минут до 5 – 6 раз в день. Между упражнениями следует делать паузу 30 секунд.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.
Читайте также:  Проблемы пациента при бронхиальной астме с сестринским процессом

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Бронхиальную астму (БА) называют легочной чумой XХ – ХХI вв. По данным статистики, известно, что в мире БА болеет каждый 10 человек и каждые 10 лет это число удваивается. Ежегодно 2 млн человек погибают от астмы в приступе. БА характеризуется приступами удушья из-за сужения просвета мелких и средних бронхиол (спазм гладких мышц бронхов, набухание слизистой, появление в просвете бронхов патологического секрета). Дыхание затрудняется, особенно выдох (экспираторная одышка). Возникает ощущение нехватки воздуха, беспокойство, страх смерти. Воздух задерживается в легких, они растягиваются (эмфизема). Считается, что БА – инфекционно-аллергическое заболевание. Распад бактерий в органах дыхания человека, их токсины создают состояние повышенной чувствительности к ним (сенсибилизация). Аналогичное состояние возникает при аллергии к запаху цветов, сена, грибов, птичьему, рыбному кормам, к консервам, к пыли, в том числе бытовой, книжной, к холоду и т. д.

В приступе больной принимает характерную позу (сидя с упором на руки), страдание на лице. В дыхание включены дополнительные мышцы, затруднен выдох. В конце приступа уменьшается спазм бронхов, улучшается дыхание, отходит мокрота. Частота приступов разная: при легкой степени – один в несколько лет, при тяжелой – несколько раз в день. Длительность приступа от нескольких минут до нескольких часов. В механизме развития БА отмечают нарушения взаимоотношений между разными отделами ЦНС, которые регулируют тонус гладких мышц бронхов. Аллергены тоже возбуждают подкорку, блуждающий нерв, все это усиливает спазм мышц, формируется приступ.

ЛечениеБА комплексное: двигательный режим, психотерапия, малоаллергенная диета (исключить цитрусовые, красные плоды и овощи, яйца, рыбу и проч.), лекарства, расширяющие бронхи и улучшающие отхождение мокроты, физиолечение, ЛФК и массаж.

ЛФКспособствует нормализации тонуса ЦНС, ликвидации застойного патологического очага (уравновешивание процессов возбуждения и торможения к коре и подкорке), снятию мышечного спазма бронхов, умению управлять дыханием (спокойный неглубокий вдох и длинный плавный выдох), тренировке диафрагмального дыхания для увеличения подвижности грудной клетки, предупреждению осложнений, активизации трофических процессов в тканях, созданию психологического настроя на борьбу с болезнью, увеличению силы дыхательных мышц. ЛФК противопоказана при сильно выраженной (декомпенсированной) дыхательной недостаточности и декомпенсированной сердечно-сосудистой недостаточности.

Формы ЛФК при БА: лечебная гимнастика (ЛГ), утренняя гимнастика, дозированные прогулки. ЛФК назначается с учетом: возраста, тяжести и частоты приступов, функции кардиореспираторной системы.

Исходное положение в приступе: лежа на спине с приподнятым изголовьем, сидя на стуле, облокотившись на спинку; вне приступа – сидя, стоя. Курс ЛФК в стационаре состоит из двух периодов.

Подготовительный период (2–3 дня) – для ознакомления с функциональным состоянием больного.

Тренировочный период состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений. Делают дыхательные упражнения с произношением звуков (гласные, согласные, шипящие), простейшие гимнастические упражнения (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение конечностей и туловища, наклоны вперед, назад) и массаж. Подобные комплексы повторяются самостоятельно несколько раз в день.

Эти же упражнения рекомендуется выполнять при появлении предвестников приступа (напряженность, беспокойство, нарушение дыхания). При этом следует принять удобное положение: сесть, руки положить на стол, или на спинку стула, или на бедра. Кроме того, следует максимально расслабить мышцы спины, плечевого пояса, живота, диафрагмы, ног. Это облегчает выдох при удушье. Дышать больной должен без глубоких вдохов, так как они усиливают спазм; на выдохе следует задержать дыхание на 4–5 с для уменьшения потока патологических импульсов в дыхательный центр.

ЛГ начинается с легкого массажа лица, задней поверхности шеи, надплечий и грудной клетки. Включаются элементы самовнушения для мышечного расслабления. Общеукрепляющие упражнения чередуются со специальными: удлинение выдоха, произношение звуков (для детей подражания звукам самолета, паровоза, жука, комара), с сопротивлением на выдохе (через сжатые губы, зубы, через трубочку в воду, надувание резиновых игрушек). Необходимо уменьшить гипервентиляцию, так как потери углекислоты возбуждают дыхательный центр. Все упражнения выполняют в начале в покое, затем в сочетании с ходьбой. Если от этого приступ не снимается, то следует применять лекарство.

В межприступный период необходимо учиться поверхностно дышать с постепенным увеличением времени задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль по секундомеру). Тренировка дыхания в этот период должна проводиться осторожно, под контролем спирографии (метод исследования дыхательного аппарата), так как даже кратковременный бег, оптимальная ходьба, психическое напряжение приводят к приступам. Следует стремиться к увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, силы дыхательных мышц. После достижения стабильных показателей внешнего дыхания можно включать в занятие общеразвивающие упражнения, которые тренируют экстракардиальные факторы кровообращения, увеличивают силу мышц спины, конечностей. Эти упражнения (через 1–2) чередуются с упражнениями на расслабление.

Оценка эффективности ЛФК ведется по числу и длительности приступов, по интенсивности применяемой лекарственной терапии (нужно ли и сколько препаратов), по пульсу, частоте дыхания, времени задержки дыхания на вдохе или выдохе (пробы Штанге, Генчи). Для улучшения адаптации к нагрузке аппарата внешнего дыхания упражнения выполняются при поверхностном дыхании (наклоны, повороты туловища, приседания, отведения ног назад). После каждого упражнения надо максимально расслабить мышцы спины, шеи, живота, грудной клетки. Отдельные упражнения следует выполнять на задержке дыхания, на выдохе. Тренировка дыхания должна быть длительной.

В межприступный период добавляют упражнения с предметами, с отягощением, на снарядах, с произношением звуков (пф, ррр, брор, дорох, брух). После умеренного вдоха на медленном выдохе сдавливается грудная клетка в средних и нижних отделах и произносятся звуки (особенно рр с 5–7 с до 25–30 с). Повторять с удлинением звуков с 4 до 10 раз. Выдох удлиняется с 4–5 с до 12–25 с. Выведение мокроты идет параллельно с кашлевыми толчками. Покашливание – без глубоких вдохов, чтобы не усилить спазм. Эти же упражнения можно делать с полотенцем (опоясать грудную клетку полотенцем, концы впереди) и сдавливать грудную клетку на выдохе и произносить звуки (6—10 раз). Возможно также в положении полусидя (в постели, на кушетке) после умеренного вдоха на медленном выдохе подтягивать ноги к животу и груди. После выдоха поверхностный вдох.

Спустя 1–2 месяца проводятся по 3–4 занятия в день и добавляются упражнения с отягощениями для укрепления дыхательных мышц.

Массаж шеи, грудной клеткии надплечий(поглаживание, растирание, разминание, прерывистая вибрация, сдвигание), вначале массируется передняя, затем задняя поверхность грудной клетки.

Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные, межреберные мышцы, мышцы живота). Проводится интенсивный массаж мышц спины (особенно паравертебральных областей) на кушетке с приподнятым ножным концом. Продолжительность массажа – 10–15 мин. Курс – 15–20 процедур в сочетании с оксигенотерапией, ЛФК, прогулками, ездой на велосипеде. Массаж проводится до выполнения мышечных нагрузок. В реабилитационном периоде в занятия лечебной гимнастикой включаются дозированная ходьба, плавание, лыжи, коньки, волейбол и др.

Инновационные упражнения (элементы фонационной гимнастики)

Под фонетической ритмикой понимается система социально направленных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Целью данных комплексов упражнений является развитие и укрепление аппарата внешнего дыхания у больных и ослабленных людей, профилактика и реабилитация заболеваний органов дыхания. При этом необходимо начинать с дыхательных упражнений (тренировка диафрагмального дыхания), затем переходить к фонационным упражнениям (произношение звуков, фраз, слов, слогов на выдохе); возможно сочетание движений с разным ритмом, темпом речи, голосом и интонацией. Элементы фонетической ритмики можно использовать также на занятиях в специальных медицинских группах, на статических и динамических уроках во время восстановительных пауз, а также в период самостоятельной (или совместно с родителями) работы в домашних условиях.

источник

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. Значительное место в системе комплекса лечебно-профилактических мер при бронхиальной астме принадлежит ЛФК.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются: нормализация тонуса центральной нервной системы (ликвидация застойного патологического очага возбуждения) и снижение общей напряженности; ликвидация патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление стереотипа регуляции дыхания; ликвидация или уменьшение спазма бронхов и бронхиол, снижение тонуса инспираторных мышц; восстановление функции дыхательной системы путем обучения больных управлять своим дыханием, развитием навыка ритмичного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха; укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки; обучение произвольному мышечному расслаблению; активизация трофических процессов и предупреждение развития эмфиземы легких; предупреждение и устранение нарушений функции различных органов и систем, вовлеченных в патологический процесс; повышение общей сопротивляемости организма к воздействию внешней среды.

Противопоказанием к назначению ЛФК является астматический статус, дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем, лихорадочные состояния.

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: процедура лечебной гимнастики, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки, облегченные спортивные игры, лыжные прогулки.

После окончания приступа для облегчения удаления трудно отделяющейся мокроты, устранения возникающих участков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом. В основном же ЛФК применяют в период между приступами при удовлетворительном общем состоянии больного.

Читайте также:  Рацион питания при бронхиальной астме

Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность, что зависит от функционального состояния кардиореспираторной системы, особенностей клинического течения бронхиальной астмы, тяжести состояния, наличия сопутствующих заболеваний, частоты приступов, возраста и т.д., и условно подразделяется на подготовительный и тренировочный периоды.

В подготовительном периоде знакомятся с состоянием больного и его функциональными возможностями, обучают навыкам правильного дыхания, поведению при приближении приступа и во время его.

В комплексы процедуры лечебной гимнастики включают простые, легко выполняемые гимнастические упражнения (сгибания, разгибания, отведения, приведения и вращения конечностей), способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц верхних и нижних конечностей. Каждое упражнение повторяют 4-5 раз, темп медленный, амплитуда средняя. Исходные положения: лежа на спине с приподнятым изголовьем, стоя, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, в расслабленном состоянии, что способствует лучшей экскурсии грудной клетки и облегчает выдох. Значительное место в процедуре занимают упражнения в расслаблении мышц.

На фоне общеразвивающих упражнений и в расслаблении мышц применяют специальные статические и динамические дыхательные упражнения, к которым относятся:

— упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, которые обеспечивают более полное удаление воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и оказывают тренирующее действие на диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в осуществлении полного выдоха;

— звуковая гимнастика, которая увеличивает фазу выдоха и способствует расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол;

— упражнения в урежении дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких;

— упражнения, направленные на тренировку мышц выдоха;

Все специальные дыхательные упражнения, в конечном итоге, направлены на развитие у больного навыка волевого сознательного управления выдохом: сделать его равномерным и удлиненным вместо спастического и прерывистого.

Больного необходимо научить поверхностно дышать, не делая глубоких вдохов, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе следует задержать дыхание, чтобы «успокоить» рецепторы бронхиального дерева, уменьшить поток патологических импульсов в дыхательный центр. После задержки дыхания по той же причине не следует делать глубокий вдох, он опять должен быть поверхностным. Специально отрабатывают дыхательные паузы в спокойном состоянии после неполного выдоха, задерживая дыхание до появления неприятного чувства недостатка воздуха.

Больного обучают навыкам оптимального дыхания, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается одновременно или с дальнейшим подниманием грудной клетки, а на выдохе опускается, живот втягивается; приучают делать вдох и выдох через нос, используя бронхорасширяющий эффект носоглоточного рефлекса; дышать ритмично, с меньшей частотой и с удлиненным выдохом.

Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям с произношением звуков на выдохе, которые, вызывая дрожание голосовой и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж), приводят к снижению тонуса гладкой мускулатуры бронхов. Наиболее пригодными для произношения на выдохе на первых занятиях являются звуки «с», «з», «ш», «щ», потом — «ж», «р», «п», «ф», «б». «у». «е», «и», «а», «о». После овладения произношением на выдохе отдельных звуков, больной обучается произносить два или три звукосочетания («ша», «жу», «жр», «ау», «иу», «бру», «пру», «дра» и др.). По мере тренировки время произношения отдельных звуков и их сочетаний удлиняется с 5-7 с до 10-15 с.

Во время занятий нельзя допускать натуживания, глубоких вдохов и форсированных выдохов, так как они могут вызвать бронхоспазм и спровоцировать приступ бронхиальной астмы. При первых признаках утомления занимающихся следует прекратить занятия, расслабиться и выполнить «звуковые» упражнения.

Продолжительность процедуры лечебной гимнастики в подготовительном периоде составляет 7-10 минут, метод проведения — индивидуальный или малогрупповой.

В тренировочном периоде применяется широкий арсенал общеразвивающих упражнений для всех мышечных групп и суставов. К упражнениям предыдущего периода добавляют упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, упражнения для туловища (повороты, наклон вперед и в сторону и др.), приседания. Постепенно вводят упражнения с отягощением, с предметами и на снарядах, дозированную ходьбу, подвижные игры. Необходимо следить за тем, чтобы какая-то нагрузочная часть упражнения выполнялась на выдохе и после 2-3 упражнений больной расслаблял мышцы шеи, плечевого пояса, спины, грудной клетки, живота, конечностей. Отдельные упражнения следует выполнять во время задержки дыхания на умеренном выдохе и этот стереотип дыхания необходимо тренировать и совершенствовать. По-прежнему, значительное место в процедуре лечебной гимнастики отводится специальным дыхательным упражнениям. Темп выполнения упражнений средний, амплитуда движений средняя и большая, продолжительность процедуры лечебной гимнастики — 20-25 мин.

Кроме процедуры лечебной гимнастики назначают лечебную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управлять своим дыханием во время движения. Больной должен стремиться вначале на 1-2 шага сделать вдох, на 3-4 шага — выдох. После усвоения такого режима дыхания при ходьбе, дальше постепенно увеличивается число шагов на выдохе. Эта тренировка должна проводиться ежедневно. По мере адаптации организма больного к движению дистанция ходьбы увеличивается с постепенным повышением темпа и уменьшением числа остановок для отдыха. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе.

Занятия лечебной гимнастикой целесообразно сочетать с массажем, который способствует устранению или уменьшению бронхоспазма, расслаблению мышц плечевого пояса, грудной клетки и увеличению ее подвижности, стимуляции отхождения мокроты. Наиболее рационально назначать массаж за 1,5-2 часа до процедуры лечебной гимнастики, так как благодаря массажу резко возрастают функциональные возможности респираторной системы, что позволяет полнее использовать лечебное и тренирующее влияние физических упражнений. Используется сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхнегрудных и среднешейных сегментов и классический массаж. Массируют грудную клетку, спину, надплечья, используют непрямой массаж легких, сердца, диафрагмы. Выполняют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, сжатие и сотрясение грудной клетки. Массаж можно применять в начале или в конце процедуры лечебной гимнастики, а также в комплексе средств предупреждения и купирования астматического приступа.

Купировать или уменьшить приступ удушья, особенно на начальном этапе развития бронхиальной астмы, помогают короткие (2-3 с) и по возможности удлиненные (5-15 с) задержки дыхания на выдохе, которые выполняются с перерывами. Больной не должен после этого производить усиленный и форсированный вдох, так как это может привести к усилению бронхоспазма и ухудшению состояния больного.

После выписки из стационара больному рекомендуют продолжить занятия ЛФК, которая может проводиться в форме процедуры лечебной гимнастки, утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий по заданию, лечебной ходьбы, терренкура. В занятиях используются общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, на снарядах и с отягощением, специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения в расслаблении мышц. Продолжительность процедуры лечебной гимнастики постепенно увеличивается до 30-35 минут.

В межприступный период (период ремиссии) рекомендуются общеразвивающие физические упражнения, выполняемые как без гимнастических предметов, так и с различными гимнастическими предметами, на снарядах; упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки; специальные комплексы физических упражнений, способствующие увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, улучшению вентиляции легких, увеличению силы дыхательной мускулатуры, бронхиальной проходимости, удлинению выдоха. Если бронхиальная астма протекает с редкими приступами, длительной стойкой ремиссией и незначительными структурными изменениями в легких, то наряду с лечебной гимнастикой можно использовать плавание, бег, греблю, катание на коньках, ходьбу на лыжах и другие спортивно-прикладные упражнения, элементы спортивных игр.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 640 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.
Читайте также:  Какие ингаляторы надо при бронхиальной астме

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник

Физические упражнения, применяемые при лечении бронхиальной астмы, способствуют нормализации корковой динамики и тем самым нервной регуляции дыхательного акта. Произвольное урежение дыхания восстанавливает моторно-висцеральные рефлексы, регулирующие тонус бронхов при выполнении физической работы. Под влиянием дыхательных упражнений с произношением звуков рефлекторно уменьшается спазм бронхов и бронхиол (по механизму носо-легочного рефлекса). Этому же способствует повышение содержания адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности. Физические упражнения способствуют усилению обменных процессов и предупреждению эмфиземы легких. Укрепление дыхательных мышц, произвольное усиление выдоха, овладение различными типами дыхания — все это позволяет больному управлять своим дыханием, предупреждать или облегчать приступы.

Лечебная гимнастика назначается в периоды стихания приступов, при улучшении общего состояния больного, когда нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физическая культура решает задачи общего укрепления организма, нормализации протекания нервных процессов, снятия спазма бронхов и восстановления нормального дыхательного акта, укрепления дыхательной мускулатуры, нормализации экскурсии грудной клетки и восстановления навыка правильной осанки. Общий объем нагрузки зависит от возраста больного, тяжести заболевания (наличия органических изменений в легких, степени недостаточности дыхания и кровообращения) и физкультурного анамнеза.

Больным бронхиальной астмой противопоказны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. В занятиях используются общеукрепляющие упражнения; специальные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки; дыхательные упражнения, обеспечивающие восстановление полноценного дыхания и формирующие умение больных управлять дыхательным актом. Особое внимание следует обращать на тренировку удлиненного выдоха, диафрагмального дыхания и на укрепление мышц брюшного пресса для улучшения фазы выдоха. Рекомендуется применять дыхательные упражнения с произношением на выдохе согласных и гласных звуков: р, ж, ш, с, у, о, а, е, и (А. А. Лепорский, 1955, С. М. Иванов, 1970) в сочетании с сокращением мимической мускулатуры.

На занятиях лечебной гимнастикой больные обучаются урежать дыхание, что уменьшает или даже ликвидирует избыточную вентиляцию легких. Вначале обучение урежению дыхания производится в покое, а после овладения этим приемом — и во время выполнения гимнастических упражнений и ходьбы.

В занятиях используются простые гимнастические упражнения для конечностей и туловища, а также упражнения в расслаблении мышц, прежде всего мышц туловища и мимических мышц.

Лечебную гимнастику рекомендуется сочетать с массажем грудной клетки и мышц надплечья. Опыт показал, что массаж уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание. Целесообразно массажем начинать и заканчивать занятия лечебной гимнастикой.

Примерное занятие с больными, находящимися на палатном режиме.

Вначале проводится в основном поглаживание шеи, надплечий и верхней части грудной клетки. Затем выполняются упражнения в исходном положении сидя, руки на коленях.

1. Статическое дыхание с произвольным урежением его 30—40 сек.

2. Руки к плечам, сжимая кисти в кулак — вдох, и. п. — выдох. 8—10 раз в медленном темпе.

3. Согнуть одну ногу вперед, обхватив руками и подтянув к животу — выдох, и. п. — вдох. 5—6 раз каждой ногой.

4. Поворот в сторону с отведением одноименной руки ладонью вверх — вдох, и. п. — выдох. 3—4 раза в каждую сторону.

5. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «ш» и «ж» на выдохе. 5—6 раз.

6. Наклон в сторону, одноименная рука скользит по ножке стула вниз — выдох, и. п. — вдох. 3—4 раза в каждую сторону.

7. И. п. — стоя, ноги врозь, кисти на нижних ребрах сбоку. Отведение локтей назад, сдавливая руками грудную клетку — вдох, сведение локтей вперед — выдох. 4—5 раз.

8. И. п. —стоя, держась за спинку стула. Присесть — выдох, и. п. — вдох. 4—5 раз.

9. И. п.—стоя, ноги врозь, руки на пояс. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «а» и «о» на выдохе, вытянув губы «трубочкой». 5—6 раз.

10. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: 2 шага — вдох, 3—4 шага — выдох. 1 мин.

11. И. п. —стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, доставая руками сидение стула, — выдох. И. п. — вдох. 4—5 раз.

12. И. п.—лежа на спине. Приподнять руку — вдох, расслабить мышцы руки и «уронить» ее на постель — выдох. 3—4 раза каждой рукой.

13. И. п. — то же. Поднять ногу — выдох, и. п. — вдох. 5—6 раз каждой ногой.

14. И. п. —то же. Диафрагмальное дыхание с произвольным урежением его частоты. 30—40 сек.

15. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: 2 шага — вдох, 3—4 шага — выдох. 1 мин.

16. И. п.—сидя, руки на коленях. Наклон вперед, руки скользят по ногам вниз — выдох, и. п. — вдох. 6—7 раз.

17. И. п. —сидя, руки на пояс. Левую руку в сторону, правую вперед с одновременным выпрямлением левой ноги. То же в другую сторону. 6—7 раз. Дыхание произвольное.

18. И. п. — сидя, руки на коленях. Сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев в кулак. Дыхание произвольное. 12—16 раз.

19. Массаж (то же, что в начале занятая).

Если бронхиальная астма протекает с редкими приступами и незначительными анатомическими изменениями в легких, то наряду с лечебной гимнастикой можно использовать греблю, плавание, ходьбу на лыжах, катание на коньках, легкоатлетические упражнения и упражнения других видов спорта.

При бронхиальной задачи ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК:

— легочно-сердечная недостаточность III степени;

— тахикардия более 120 уд./мин;

— одышка более 25 дыханий в минуту;

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия — 2-3 раза в день.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим) ИП — сидя на стуле, руки на коленях

2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период) ИП — сидя на стуле

2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *