Меню Рубрики

Лфк при бронхиальной астме с приступами

Определение лечебной физической культуры. Описание строения дыхательной системы человека. Обоснование применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме. Приведение примеров упражнений, рассмотрение особенностей их выполнения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский Университет Дружбы Народов

Институт Иностранных Языков

на тему: «Лечебная физкультура при бронхиальной астме«

Строение дыхательной системы человека

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост числа заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на 3-4-е место среди причин смертности населения. Что же касается, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования. Такой подъем заболеваемости связан с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обуславливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание, которое проявляется приступами удушья. Основным условием, обуславливающим развитие бронхиальной астмы, является врожденная или приобретенная повышенная чувствительность бронхов к раздражителям различного вида. Провоцирующими факторами бронхиальной астмы называют инфекционные и неинфекционные экзоаллергены. Заболевание является следствием нестандартной реакции организма на различные раздражители, которые провоцируют изменения в бронхах — появляется удушье, кашель, отделяется вязкая мокрота.

В своем реферате я рассмотрю применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.

Термином «лечебная физическая культура» обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Лечебная физкультура воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины.

Строение дыхательной системы человека

Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих в организме человека внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций.

Главными органами дыхательной системы являются лёгкие. Легкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Легкие обеспечивают поступление кислорода в организм и удаление из него газообразного продукта жизнедеятельности — углекислого газа. Атмосферный воздух поступает в легкие и выводится из них благодаря системе трубок, называемых дыхательными путями.

Выделяют верхние и нижние дыхательные пути. Переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани. Система верхних дыхательных путей состоит из носа, носоглотки и ротоглотки, а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани, трахей, бронхов, бронхиол, альвеол.

Легкие занимают большую часть грудной клетки. Из двух легких правое объемнее, так как немалое место в левой стороне грудной клетки занимает сердце. Каждое легкое делится на доли. Правое легкое имеет три доли — верхнюю, среднюю и нижнюю. Левое легкое имеет две доли — верхнюю и нижнюю. Доли отделены друг от друга и имеют на поверхности желобки — борозды.

Легкие образуют достаточно плотную решетку трубок. Самые большие из них — это бронхи, которые в верхнем отделе легких отделяют трахею слева и справа, входя в вещество соответствующего легкого. Внутри легкого бронхи ветвятся на вторичные и третичные бронхи, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие трубки, называемые бронхиолами. Бронхиолы заканчиваются воздушными мешочками, называемыми альвеолами.

Если легкие удалить из груди, они сожмутся, как лопнувшие воздушные шарики. Легкие не сжимаются благодаря поверхностному натяжению. Оно создается жидкостью, выделяемой тонкой плевральной оболочкой, которая покрывает легкие и стенки грудной полости. В легких имеются два вида плевральных оболочек: внутренняя (висцеральная) плевра и внешняя (пристеночная) плевра. Висцеральная плевра покрывает само легкое, заходя в его борозды. Пристеночная плевра изнутри покрывает стенки грудной полости. Эти две оболочки стыкуются только у ворот легкого — там, где легкое соединяется с трахеей бронхом и с сердцем легочными кровеносными сосудами. Во всех других случаях плевральные оболочки отделены друг от друга.

Когда взрослый человек находится в состоянии покоя, частота его дыхания составляет в среднем 14 раз в минуту. За сутки человек вдыхает и выдыхает более 800 литров воздуха. Во время тяжелых физических упражнений дыхание учащается до 80 раз в минуту.

Целью вдыхания и выдыхания такого значительного количества воздуха является намерение заставить легкие выполнять две функции: извлекать из воздуха кислород, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма, и высвобождать углекислый газ — продукт обмена внутренних химических процессов. Процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

1. Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как «легочную вентиляцию».

2. Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание).

3. Обмен газов между кровью и тканями.

4. Переход газов внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание).

Выпадение любого из этих четырех процессов приводит к нарушениям дыхания и создает опасность для жизни человека.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Приступ возникает рефлекторным путем, за счет раздражения легочных ветвей блуждающего нерва. Известно, что в блуждающем нерве имеются волокна, сужающие бронхи и вызывающие повышенное выделение секреции, то есть слизи на внутренних стенках бронхов и бронхиол. Кроме того, повышенную возбудимость блуждающего нерва могут вызвать различные интоксикации и инфекции, а также аллергизация организма. Приступы бронхиальной астмы иногда носят не только рефлекторный характер, но и условно-рефлекторный; наблюдались случаи, когда приступ возникал не только после вдыхания больным запаха розы, но и при показе больному искусственной розы.

Другими словами, приступом удушья организм как бы защищает себя от воздействия внешних агрессивных факторов. Например, если даже абсолютно здоровый человек попадет в помещение с резко пониженной температурой, по отношению к той в которой он находился ранее, то у него на рефлекторном уровне произойдет сужение бронхов и просвет между стенками резко сократится. Если же в дыхательные пути попадет инородное тело, например пыль, то во избежание попадания ее в альвеолы произойдет выделение мокроты, которая поглотит инородное тело и сможет выйти с ним через дыхательные пути наружу, не повредив альвеол. У больных бронхиальной астмой организм также реагирует на внешние изменения, но имеет чрезмерную чувствительность и гиперреакцию, благодаря чему легочные волокна блуждающего нерва заставляют в несколько раз больше сужаться бронхи и бронхиолы и больше выделять мокроты, чем у здорового человека.

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

При лечении бронхиальной астмы применяется комплекс физических упражнений, которые способствуют нормализации корковой динамики и нервной регуляции дыхательного акта. В результате выполнения упражнений происходит урежение дыхания, восстановление моторно-висцеральных рефлексов, которые регулируют тонус бронхов во время физической работы. Дыхательные упражнения с произношением звуков способствуют уменьшению спазма бронхов и бронхиол. Повышение адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности также благотворно влияет на состояние пациента. Кроме этого, усиливаются обменные процессы, упражнения помогают предупредить эмфизему легких. За счет укрепления дыхательных мышц, произвольного усиления выдоха, а также овладения различными дыхательными техниками больной может контролировать наступление приступов и облегчать их течение.

лечебный дыхательный астма упражнение

Лечебная гимнастика обычно назначается в периоды стихания приступов, когда общее состояние больного улучшается, и нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физкультура призвана решать задачи общего укрепления организма, приводить в норму протекание нервных процессов, снимать спазмы бронхов, восстанавливать нормальный дыхательный акт. Лечебная физкультура также способствует укреплению дыхательной мускулатуры, восстановлению навыков правильной осанки, нормализации экскурсии грудной клетки. Объем нагрузки определяется в зависимости от возраста пациента, тяжести заболевания, уровня физической подготовки.

Людям с бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, которые влекут за собой натуживание, задержку дыхания. Комплекс упражнений обычно содержит в себе: общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения на увеличение подвижности грудной клетки, дыхательные упражнения, призванные привить пациенту способность контролировать и управлять собственным дыхательным актом. Особенное внимание в упражнениях отводится тренировке диафрагмального дыхания и удлиненного выдоха, укрепления мышц брюшного пресса. Рекомендуемые дыхательные упражнения заключаются в поочередном произношении гласных и согласных звуков, что сочетается с сокращением мимической мускулатуры.

Применение статического дыхания с произвольным урежением, длительность 30-40 сек.

Сжать кисти в кулак, руки поднести к плечам — сделать вдох. Принять исходное положение — выдох.

Согнуть ногу вперед, обхватить руками и подтянуть к животу — выдох, принять исходное положение — вдох.

Выполнить поворот в сторону с отведением руки ладонью вверх — вдох, исходное положение — выдох.

Упражнение на дыхание с удлинением выдоха и произношением звуков «ш», «ж».

Выполнить наклон в сторону, рука скользит вниз по ножке стула — выдох, вернуться в исходное положение — вдох.

Исходное положение — стоя, ноги врозь, кисти располагаются на нижних ребрах сбоку. Отвести локти назад, происходит сдавливание грудной клетки — вдох. Сведение локтей и выдох.

Исходное положение — стоя, руками держась за спинку стула. Приседаем — выдох, исходное положение — вдох.

Исходное положение — ноги врозь, руки на пояс. Выполняем дыхательные упражнения с удлинением выдоха, на выдохе, вытянув губы трубочкой, произносим звуки «а», «о».

Медленная ходьба, сочетаемая с дыханием.

Исходное положение — ноги врозь, руки на пояс. Выполнить наклон вперед, достать руками сидение стула, выдохнуть, вернуться в исходное положение — сделать вдох.

Исходное положение — лежа на спине. Руку приподнять — вдох, расслабить мышцы, уронить руку на постель — выдох.

Исходное положение — то же. Поднимаем ногу и выдох. И.п. и вдох.

То же исходное положение. Применяется диафрагмальное дыхание с урежением частоты.

Ходьба в сочетании с дыханием.

Исходное положение — сидя, положить руки на колени. Выполнить наклон вперед, руки мягко скользят по ногам — выдох, принять и.п и вдох.

Исходное положение — сидя, руки поставить на пояс. Отвести левую руку в сторону, а правую вперед, одновременно выпрямить левую ногу. Повторить в другую сторону.

Исходное положение — сидя, руки положить на колени. Сгибаем и разгибаем ноги в голеностопных суставах, одновременно сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме позволяет: расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, затылка; улучшить работу диафрагмы, облегчить откашливание, предупредить эмфизему легких, а также увеличить эластичность грудной клетки, обучить правильному дыханию. Следует отметить что, не смотря на огромную пользу, которую способна оказать лечебная физкультура на организм заболевшего, к ней имеются противопоказания. Среди основных противопоказаний выделяют дыхательную и сердечную недостаточность.

Чучалин А. Г. «Бронхиальная астма»

Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура»

Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Лечебная физкультура, ее виды и формы. ЛФК для опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультуре для дыхательной системы по методу Стрельниковой. Комплекс ЛФК при ожирении.

реферат [15,3 K], добавлен 15.03.2009

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Строение и функции дыхательной системы. Здоровое дыхание и методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, Бутейко при бронхиальной астме.

реферат [41,7 K], добавлен 16.04.2009

Классификация бронхиальной астмы, причины возникновения. Внешние факторы риска. Определение биомаркеров воспаления. Методы учета эффективности лечебной физкультуры. Специальные дыхательные упражнения. Занятия лечебной гимнастикой. Массаж грудной клетки.

презентация [233,9 K], добавлен 10.05.2016

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

Читайте также:  Прогревание при бронхиальной астме

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Анатомо-морфологические особенности женского организма. Этиопатогенез, клиника и классификация воспалительных заболеваний женских половых органов. Механизм лечебного действия физических упражнений. Задачи, средства, методика лечебной физической культуры.

курсовая работа [698,5 K], добавлен 25.05.2012

Понятие сахарного диабета. Роль лечебной физической культуры при сахарном диабете. Применение физических упражнений с целью восстановления нормальных моторно-висцеральных рефлексов, регулирующих обмен веществ. Особенности занятия лечебной гимнастикой.

реферат [16,2 K], добавлен 07.10.2009

Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

реферат [820,0 K], добавлен 06.05.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. Значительное место в системе комплекса лечебно-профилактических мер при бронхиальной астме принадлежит ЛФК.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются: нормализация тонуса центральной нервной системы (ликвидация застойного патологического очага возбуждения) и снижение общей напряженности; ликвидация патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление стереотипа регуляции дыхания; ликвидация или уменьшение спазма бронхов и бронхиол, снижение тонуса инспираторных мышц; восстановление функции дыхательной системы путем обучения больных управлять своим дыханием, развитием навыка ритмичного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха; укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки; обучение произвольному мышечному расслаблению; активизация трофических процессов и предупреждение развития эмфиземы легких; предупреждение и устранение нарушений функции различных органов и систем, вовлеченных в патологический процесс; повышение общей сопротивляемости организма к воздействию внешней среды.

Противопоказанием к назначению ЛФК является астматический статус, дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем, лихорадочные состояния.

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: процедура лечебной гимнастики, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки, облегченные спортивные игры, лыжные прогулки.

После окончания приступа для облегчения удаления трудно отделяющейся мокроты, устранения возникающих участков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом. В основном же ЛФК применяют в период между приступами при удовлетворительном общем состоянии больного.

Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность, что зависит от функционального состояния кардиореспираторной системы, особенностей клинического течения бронхиальной астмы, тяжести состояния, наличия сопутствующих заболеваний, частоты приступов, возраста и т.д., и условно подразделяется на подготовительный и тренировочный периоды.

В подготовительном периоде знакомятся с состоянием больного и его функциональными возможностями, обучают навыкам правильного дыхания, поведению при приближении приступа и во время его.

В комплексы процедуры лечебной гимнастики включают простые, легко выполняемые гимнастические упражнения (сгибания, разгибания, отведения, приведения и вращения конечностей), способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц верхних и нижних конечностей. Каждое упражнение повторяют 4-5 раз, темп медленный, амплитуда средняя. Исходные положения: лежа на спине с приподнятым изголовьем, стоя, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, в расслабленном состоянии, что способствует лучшей экскурсии грудной клетки и облегчает выдох. Значительное место в процедуре занимают упражнения в расслаблении мышц.

На фоне общеразвивающих упражнений и в расслаблении мышц применяют специальные статические и динамические дыхательные упражнения, к которым относятся:

— упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, которые обеспечивают более полное удаление воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и оказывают тренирующее действие на диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в осуществлении полного выдоха;

— звуковая гимнастика, которая увеличивает фазу выдоха и способствует расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол;

— упражнения в урежении дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких;

— упражнения, направленные на тренировку мышц выдоха;

Все специальные дыхательные упражнения, в конечном итоге, направлены на развитие у больного навыка волевого сознательного управления выдохом: сделать его равномерным и удлиненным вместо спастического и прерывистого.

Больного необходимо научить поверхностно дышать, не делая глубоких вдохов, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе следует задержать дыхание, чтобы «успокоить» рецепторы бронхиального дерева, уменьшить поток патологических импульсов в дыхательный центр. После задержки дыхания по той же причине не следует делать глубокий вдох, он опять должен быть поверхностным. Специально отрабатывают дыхательные паузы в спокойном состоянии после неполного выдоха, задерживая дыхание до появления неприятного чувства недостатка воздуха.

Больного обучают навыкам оптимального дыхания, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается одновременно или с дальнейшим подниманием грудной клетки, а на выдохе опускается, живот втягивается; приучают делать вдох и выдох через нос, используя бронхорасширяющий эффект носоглоточного рефлекса; дышать ритмично, с меньшей частотой и с удлиненным выдохом.

Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям с произношением звуков на выдохе, которые, вызывая дрожание голосовой и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж), приводят к снижению тонуса гладкой мускулатуры бронхов. Наиболее пригодными для произношения на выдохе на первых занятиях являются звуки «с», «з», «ш», «щ», потом — «ж», «р», «п», «ф», «б». «у». «е», «и», «а», «о». После овладения произношением на выдохе отдельных звуков, больной обучается произносить два или три звукосочетания («ша», «жу», «жр», «ау», «иу», «бру», «пру», «дра» и др.). По мере тренировки время произношения отдельных звуков и их сочетаний удлиняется с 5-7 с до 10-15 с.

Во время занятий нельзя допускать натуживания, глубоких вдохов и форсированных выдохов, так как они могут вызвать бронхоспазм и спровоцировать приступ бронхиальной астмы. При первых признаках утомления занимающихся следует прекратить занятия, расслабиться и выполнить «звуковые» упражнения.

Продолжительность процедуры лечебной гимнастики в подготовительном периоде составляет 7-10 минут, метод проведения — индивидуальный или малогрупповой.

В тренировочном периоде применяется широкий арсенал общеразвивающих упражнений для всех мышечных групп и суставов. К упражнениям предыдущего периода добавляют упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, упражнения для туловища (повороты, наклон вперед и в сторону и др.), приседания. Постепенно вводят упражнения с отягощением, с предметами и на снарядах, дозированную ходьбу, подвижные игры. Необходимо следить за тем, чтобы какая-то нагрузочная часть упражнения выполнялась на выдохе и после 2-3 упражнений больной расслаблял мышцы шеи, плечевого пояса, спины, грудной клетки, живота, конечностей. Отдельные упражнения следует выполнять во время задержки дыхания на умеренном выдохе и этот стереотип дыхания необходимо тренировать и совершенствовать. По-прежнему, значительное место в процедуре лечебной гимнастики отводится специальным дыхательным упражнениям. Темп выполнения упражнений средний, амплитуда движений средняя и большая, продолжительность процедуры лечебной гимнастики — 20-25 мин.

Кроме процедуры лечебной гимнастики назначают лечебную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управлять своим дыханием во время движения. Больной должен стремиться вначале на 1-2 шага сделать вдох, на 3-4 шага — выдох. После усвоения такого режима дыхания при ходьбе, дальше постепенно увеличивается число шагов на выдохе. Эта тренировка должна проводиться ежедневно. По мере адаптации организма больного к движению дистанция ходьбы увеличивается с постепенным повышением темпа и уменьшением числа остановок для отдыха. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе.

Занятия лечебной гимнастикой целесообразно сочетать с массажем, который способствует устранению или уменьшению бронхоспазма, расслаблению мышц плечевого пояса, грудной клетки и увеличению ее подвижности, стимуляции отхождения мокроты. Наиболее рационально назначать массаж за 1,5-2 часа до процедуры лечебной гимнастики, так как благодаря массажу резко возрастают функциональные возможности респираторной системы, что позволяет полнее использовать лечебное и тренирующее влияние физических упражнений. Используется сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхнегрудных и среднешейных сегментов и классический массаж. Массируют грудную клетку, спину, надплечья, используют непрямой массаж легких, сердца, диафрагмы. Выполняют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, сжатие и сотрясение грудной клетки. Массаж можно применять в начале или в конце процедуры лечебной гимнастики, а также в комплексе средств предупреждения и купирования астматического приступа.

Купировать или уменьшить приступ удушья, особенно на начальном этапе развития бронхиальной астмы, помогают короткие (2-3 с) и по возможности удлиненные (5-15 с) задержки дыхания на выдохе, которые выполняются с перерывами. Больной не должен после этого производить усиленный и форсированный вдох, так как это может привести к усилению бронхоспазма и ухудшению состояния больного.

После выписки из стационара больному рекомендуют продолжить занятия ЛФК, которая может проводиться в форме процедуры лечебной гимнастки, утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий по заданию, лечебной ходьбы, терренкура. В занятиях используются общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, на снарядах и с отягощением, специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения в расслаблении мышц. Продолжительность процедуры лечебной гимнастики постепенно увеличивается до 30-35 минут.

В межприступный период (период ремиссии) рекомендуются общеразвивающие физические упражнения, выполняемые как без гимнастических предметов, так и с различными гимнастическими предметами, на снарядах; упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки; специальные комплексы физических упражнений, способствующие увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, улучшению вентиляции легких, увеличению силы дыхательной мускулатуры, бронхиальной проходимости, удлинению выдоха. Если бронхиальная астма протекает с редкими приступами, длительной стойкой ремиссией и незначительными структурными изменениями в легких, то наряду с лечебной гимнастикой можно использовать плавание, бег, греблю, катание на коньках, ходьбу на лыжах и другие спортивно-прикладные упражнения, элементы спортивных игр.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 643 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Курс ЛФК при бронхиальной астме условно делится на два периода:

  • подготовительный период — проходит в стационаре, его продолжительность составляет не более 2-3-х недель;
  • тренировочный период — после выписки из стационара продолжается всю жизнь, так как навыки регуляции дыхания после прекращения занятий быстро утрачиваются.

Лечебную физкультуру при бронхиальной астме начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше.

  • Уменьшение спазма бронхов и бронхиол, ликвидация застойного патологического очага
  • Нормализация тонуса центральной нервной системы, регулирующее воздействие на дыхательный центр.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры
  • Снижение минутного объема дыхания (МОД), развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха.
  • Укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки.
  • Улучшение оксигенации и газообмена, стимуляция кровообращения.
  • Профилактика эмфиземы легких, пневмосклероза.
  • Астматический статус.
  • Тахикардия более 120 ударов в минуту.
  • Одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту.
  • Выраженная легочно-сердечная недостаточность, декомпенсация ХЛС.

Противопоказаны также упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

Дыхательную гимнастику целесообразнее проводить вне приступа бронхиальной астмы. Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы, тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Звуковая гимнастика способствует выработке соотношения вдоха и выдоха 1:2. При медленном спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное смешение вдыхаемого воздуха с альвеолярным (более продолжительная пауза после выдоха необходима потому, что в определенный момент выдоха происходит сдавливание бронхиол и перекрытие их просвета). Это является компенсаторной реакцией, направленной на недопущение уменьшения функциональной остаточной емкости, иначе развиваются нарушения газообмена. Вибрация, возникающая при произношении звуков в определенной последовательности, снимает бронхоспазм при выдохе.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления — мундштуки для пассивного выдоха и дыхание в сосуд с водой через трубочку. Этому же способствует надувание резиновых игрушек.

Для улучшения подвижности грудной клетки и легких — используются специальные дыхательные упражнения динамического характера с гимнастическими предметами. Гимнастические упражнения выполняются на выдохе, после нескольких повторений движений необходимо сделать паузу для отдыха и упражнения, направленного на расслабление мышц.

Особое место занимают релаксационные упражнения. Методика расслабления основывается на сознательном снижении тонуса мышц, проводится в положении лежа или сидя в позе релаксации (поза «кучера на козлах»). Расслабление можно проводить с помощью специальных движений (пассивные движения поочередно во всех суставах по осям движения: махи, качания, потряхивания)

Необходимо помнить, что физическая нагрузка сама по себе может вызвать приступ бронхиальной астмы (астма физического усилия). Приступ возникает через несколько минут после нагрузки и обусловлен охлаждением слизистой оболочки бронхов. Максимальный риск в этом отношении представляют быстрый бег, езда на велосипеде, лыжи, занятия на улице в холодное время года, плавание под водой, ныряние. Больным противопоказаны занятия экстремальными видами спорта.

Читайте также:  Пить жидкость при астме

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному нужно придать удобное положение, лучше сидя, положив руки на стол или спинку впереди стоящего стула, расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей.

Расслабление крупных групп скелетных мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проходимости.

Следует предупредить больного о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, приводит к усугублению и распространению спазма.

Для ограничения глубины дыхания грудную клетку рекомендуется зафиксировать бинтами.

На выдохе больному необходимо сознательно на 4-5 сек задерживать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр и создать условия для накопления углекислоты в крови, являющейся регулятором дыхательного центра.

Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Можно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, с преобладанием приемов поглаживания, растирания и непрерывистой вибрации.

В легких случаях приступ бронхиальной астмы купируется применением дыхательных упражнений (звуковая гимнастика, методика К.П. Бутейко) и точечного массажа.

Если приступ не купировался, необходима медикаментозная терапия.

Литература
1.Восстановительная медицина: учебник. Епифанов В.А. 2013. — 304 с.: ил.
2. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. — 2007. — 568 с.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

  1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
  2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
  3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
  4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
  5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
  6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

  • регулярные приступы удушья;
  • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
  • кровотечения или опасность их возникновения;
  • злокачественные новообразования;
  • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

Читайте также:  Можно ли брать с собой в самолет ингалятор от астмы

Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

  1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
  2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
  3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
  4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
  5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.

При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

Упражнения в положении сидя:

  1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
  2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
  3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
  4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

  1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
  2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
  3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
  4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
  5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

  • не выполнять на холоде;
  • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
  • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

Основные особенности занятий с детьми:

  1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
  2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
  3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
  4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
  5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
  6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
  7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
  8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
  9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

Правила звуковой гимнастики:

  1. Вдох в 2-3 раза короче выдоха.
  2. Звуки произносятся во время выдыхания воздуха.
  3. Начинают занятия с произношения гласных – у, е, и, о, позже подключают з, р, с, заканчивать следует шипящими – щ, ш,ж.
  4. В процессе занятий присоединяют слоги с буквами б,р,х,д – «бахх», «друхх» и другие.
  5. Произносимый на выдохе звук следует постепенно удлинять. Начальное время – 4 секунды, дойти можно до 30 секунд.

Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *