Меню Рубрики

Механизм действия физических упражнений при бронхиальной астме

К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол.

При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению.

Движение является естественным биологическим стимулятором процессов роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций человека. Ограничение двигательной активности у больных бронхиальной астмой приводит к уменьшению объема сердца, систолического объема крови и объема циркулирующей крови. В скелетных мышцах снижаются синтез белков при одновременном усилении их распада, окислительно-восстановительные процессы, что ведет к сдвигу кислотно основного состояния в сторону дыхательного, а потом и метаболического ацидоза, увеличивается выделение азота, серы, фосфора, кальция, натрия и калия из организма. Особенно страдает функция надпочечников.

В результате систематической тренировки повышается тонус центральной нервной системы, улучшается деятельность анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного. Любая реакция организма: двигательная, сосудистая, дыхательная — воспримимается двигательными нервными волокнами, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, где эта информация перерабатывается.

Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гилофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикостероидных гормонов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для усиленного синтеза биоферментов.

Физические упражнения способствуют нормализации обмена веществ, что связано с улучшением кровообращения, дыхания и деятельности других систем организма. Воздействуя на нервную систему и мышцы физическими упражнениями, добиваются восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов.

ЛФК может также действовать на психическое состояние больного, способствовать уравновешиванию процессов в коре большого мозга.

Таким образом, большинство исследователей в области физиологии дыхания в настоящее время признают, что основная роль в регуляции дыхания принадлежит нервным механизмам (схема 3). Установлено, что сокращение мышц при физической работе или во время физических упражнений активизирует дыхание. При мышечной работе нервные механизмы регуляции дыхания обеспечивают адекватную вентиляцию и постоянство напряжения СО2 в артериальной крови. При выполнении больными гимнастических упражнений движения рук, совпадающие с фазами дыхания, становятся условным раздражителем дыхательной системы, что способствует образованию условного рефлекса дыхательной системы. Кора головного мозга при мышечной деятельности оказывает не только пусковое, но и корригирующее действие, поскольку она в течение всей работы обеспечивает соответствующую легочную вентиляцию, темп и ритм дыхания.

Информация о газовом составе артериальной крови поступает в дыхательный центр из рефлексогенных зон преимущественно от хеморецепторов синокаротидных зон, а также от механорецепторов альвеол, бронхов, трахеи и дыхательной мускулатуры. При бронхиальной астме наблюдаются качественные и количественные изменения в сигнализации, поступающей в дыхательный центр, и в его ответной импульсации, направляющейся к системам, обеспечивающим дыхание.

В последнее время, отмечают выраженную корригирующую роль коры головного мозга в регуляции дыхания.

Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием занятий лечебной физической культурой повышается общий тонус и улучшается нервно-психическое состояние больного; тонизируется центральная нервная система; улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорковых центров; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех механизмов лечебного действия физических упражнений. Все это проявления тонизирующего действия лечебной физической культуры.

Систематически применяемые физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. При регенераторных процессах отмечается их стимуляция и приспособление структур регенерирующих тканей к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательных мышц, суставного аппарата грудной клетки и позвоночника. Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений является восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений активизирует обменные процессы в органах и тканях всего организма.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления организма формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться и автоматизироваться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Простые дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика с произнесением звуков рефлекторно уменьшают спазм бронхов и бронхиол — влияние носоглоточного рефлекса. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

При необходимости содействовать выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из легких или воздухоносных путей физические упражнения могут оказывать симптоматическое лечебное действие.

И, наконец, применение физических упражнений может способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. За счет произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигается полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина(уровень) дыхания, полноценное расправление легких (ликвидация ателектазов) и равномерная их вентиляция. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этого происходит за счет воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

Читайте также:  Профессиональная бронхиальная астма неаллергическая

источник

К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол.

При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению.

Лечебный классический массаж, самомассаж, точечный и сегментарный массаж оказывают хорошее воздействие на больных бронхиальной астмой.

Лечебный массаж — дозированное механическое воздействие на мягкие ткани обнаженного тела больного при помощи специальных приемов, выполняемых в определенной последовательности и сочетаниях. Возникающие при массаже механические напряжения изменяют жидкостно-кристаллическую структуру цитозоля клеток (тиксотропное действие), активируют регуляторы локального кровотока (брадикинин, гистамин, простагландины и др.), которые увеличивают количество функционально активных капилляров в коже и объемную скорость кровотока в них. Усиление лимфоперфузии тканей (в 7-8 раз) ускоряет выход продуктов метаболизма и аутолиза клеток, рассасывание выпотов и инфильтратов, устраняет застойные явления в легких и декомпрессию ноцицептивных проводников. Массаж грудной клетки вызывает брадикардию, нормализует ритм дыхания, увеличивает его глубину и вентиляцию находящихся в физиологическом ателектазе альвеол. Ускорение венозного оттока и увеличение скорости артериального кровотока приводят к повышению систолического и понижению диастолическкого артериального давлений.

Дозированное напряжение дыхательных мышц усиливает их сократительную функцию, нормализует контрактильный и пластический тонус и повышает работоспособность. Мышечный кровоток увеличивается после массажа с 4,2 до 6,3 мл на 100 мм2 в минуту, а внутримышечная температура повышается на 2,7±О,О2°С. Массаж увеличивает активность в мышцах ключевых ферментов клеточного дыхания (цитохромоксидаза), цикла Кребса (сукцинатдегидрогеназа), а также энзимов утилизации конечных продуктов метаболизма — лактатдегидрогеназы и перуватдегидрогеназы. Кроме того, поколачивания грудной клетки (лечебная перкуссия) способствует лучшему отхождению мокроты и субъективному улучшению состояния больного с бронхиальной астмой.

Лечебные эффекты, тонизирующий, актопротекторный, вазоактивный, трофический, метаболический, лимфодренирующий, иммуностимулирующий, седативный, анальгетический.

Физиотерапия

При бронхиальной астме неотъемлемой частью лечения являются ингаляции, способствующие разжижению и отхождению мокроты. С этой целью применяют щелочные ингаляции с бронхолитиками, а также используют отвары и настои трав, обладающих отхаркивающим, противовоспалительным и спазмолитическим действием .

Для достижения более легкого расслабления гладких мышц воздухопроводящих путей, противовоспалительного эффекта показаны УВЧ и СВЧ. Эффект этих методов связывается с воздействием электромагнитных колебаний на экстеpopeцепторы кожи и интерорецелторы легких, бронхов и плевры, что приводит к уменьшению и расслаблению мышечных волокон бронхиальной стенки. Процедуры проводят в олиготермической и атермической дозировке в течение 10-12 минут курсом в 5-6 процедур.

Для коррекции аллергической реактивности, улучшения функционального состояния организма рекомендуется электрофорез с магнием, кальцием, бромом по методике общего воздействия (№14-15), а с целью достижения бронхолитического эффекта — электрофорез с ганглиоблокаторами (ганглерон и др.). Процедуры электрофореза проводят пластинчатыми электродами, которые накладывают на грудино-ключично-сосцевидные мышцы и на паравертебральные точки шеи соответствующих сторон (ежедневно, 15 минут, при силе тока до 3 мА).

Для достижения бактерицидного и бактериостатического эффекта применяют дециметровые электромагнитные волны мощностью в 40-50 Вт в течение 12-15 минут (аппарат «Волна-2»).

Выбор и последовательность физиотерапевтических процедур обусловлены особенностями заболевания и физическим состоянием больного. У больных с бронхоспазмом, развившимся на фоне преимущественного поражения воздухопроводящих путей, восстановительные мероприятия лучше начинать с ингаляций бронхолитических средств, затем через час проводить индуктотермию на область надпочечников и межлопаточную область (иди диадинамические токи на шейные симпатические узлы).

Важное значение имеет сочетание ЛФК, массажа с гидротерапией и закаливанием организма, особенно, если учесть, что приступы бронхиальной астмы могут развиваться на фоне воспалительных заболеваний дыхательного аппарата.

В последнее время широкое распространение для лечения больных бронхиальной астмой получили скипидарные ванны. Особенно полезны контрастные ванны. Водные процедуры оказывают не только температурное, но и механическое действие, связанное с формированием спинномозговых рефлексов. Кожно-висцеральные рефлексы изменяют деятельность внутренних органов, в том числе дыхательной, сердечно-сосудистой систем, с благоприятным ответом на раздражение соответствующих участков кожи.

Наиболее верным средством профилактики и лечения воспалительных процессов дыхательного аппарата является закаливание организма. Закаливание больных бронхиальной астмой способствует восстановлению нормальной функции дыхательного аппарата путем рефлекторного воздействия на нарушенную деятельность коры больших полушарий. Доказано, что процессы мышечной тренировки и закаливание организма непосредственно связаны между собой. Физические упражнения влияют на ход проводимого закаливания, а метеорологические факторы изменяют результаты мышечной тренировки.

Закаливание больных следует проводить с большой осторожностью и обязательно с учетом требований: постепенности, последовательности, систематичности и строго индивидуального подхода.

Существуют следующие виды закаливания:

1.Прогулки на свежем воздухе в облегченной одежде (в зависимости от погоды).

.Сон на открытом воздухе (летом) и при открытой форточке (зимой).

3.Обтирание тела водой температуры 35-37 градусов с понижением ее до 18-20 градусов.

4.Купание в открытых водоемах — начинать при температуре не ниже 23 градусов с постепенным снижением ее до 18-19градусов; можно купаться и в морской воде.

5.Систематическое обмывание ног перед сном прохладной водой (27-29 градусов) с постепенным снижением ее до комнатной температуры.

.Систематическое полоскание рта и зева холодной водой, лучше кипяченой.

7.Катание на лыжах и коньках в облегченной одежде, лучше спортивной.

.Воздушные ванны — начинать с температуры не ниже 20-22 градусов с 10 минут и доводить до 1-2 часов.

Закаливание хорошо начинать в летнее время — период относительного благополучия для больных бронхиальной астмой, а затем продолжать осенью, зимой и весной.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав

источник

Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

  1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
  2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
  3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
  4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
  5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
  6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

  • регулярные приступы удушья;
  • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
  • кровотечения или опасность их возникновения;
  • злокачественные новообразования;
  • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

  1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
  2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
  3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
  4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
  5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.

При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

Упражнения в положении сидя:

  1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
  2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
  3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
  4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

  1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
  2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
  3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
  4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
  5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

  • не выполнять на холоде;
  • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
  • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

Основные особенности занятий с детьми:

  1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
  2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
  3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
  4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
  5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
  6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
  7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
  8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
  9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы с другими заболеваниями

Правила звуковой гимнастики:

  1. Вдох в 2-3 раза короче выдоха.
  2. Звуки произносятся во время выдыхания воздуха.
  3. Начинают занятия с произношения гласных – у, е, и, о, позже подключают з, р, с, заканчивать следует шипящими – щ, ш,ж.
  4. В процессе занятий присоединяют слоги с буквами б,р,х,д – «бахх», «друхх» и другие.
  5. Произносимый на выдохе звук следует постепенно удлинять. Начальное время – 4 секунды, дойти можно до 30 секунд.

Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Бронхиальная астма – хроническая патология воспалительной природы. Болезни присущи приступы удушья, которые без оказания необходимой помощи могут стать причиной смерти пациента.

ЛФК при бронхиальной астме входит в комплекс лечебных мероприятий, направленных на сокращение острых периодов, общее улучшение состояния органов дыхания.

Регулярная гимнастика, при условии соблюдения всех рекомендаций лечащего врача, способствует длительной ремиссии.

Комплекс упражнений разрабатывается таким образом, чтобы с помощью гимнастики можно было стабилизировать дыхательные процессы, снять симптоматику, уменьшить частоту приступов удушья.

В задачи ЛФК при бронхиальной астме входят:

  • нормализация дыхания;
  • укрепление мышц грудной клетки;
  • улучшение вентиляции легких;
  • восстановление функциональности бронхов;
  • профилактика осложнений (например, эмфиземы легких).

Гимнастика помогает стабилизировать работу дыхательного центра головного мозга, повышает стрессоустойчивость, толерантность к физическим нагрузкам.

Такое воздействие снижает риск приступа удушья при влиянии негативных факторов, повышает качество жизни больного.

Многочисленные исследования подтверждают, что нервным механизмам отведена главная роль в дыхательном процессе. ЛФК призвана улучшить работу не только легких, но и остальных систем организма.

Физические упражнения при астме стабилизируют работу головного мозга, нормализуют дыхательные рефлексы, что обеспечивает ритмичность дыхания, восстанавливает тонус сосудов. Это улучшает вентиляцию легких, предотвращает бронхоспазмы.

Зарядка укрепляет и тонизирует мускулатуру, активизирует кровоток в органах дыхания. Легкие становятся эластичнее, увеличивается их жизненная емкость.

У больных бронхиальной астмой выполнение упражнений улучшает проходимость бронхов, восстанавливая их способность к выводу мокроты. Нормализация легочного газообмена способствует полноценному насыщению тканей кислородом, активизирует сердечную деятельность, снимает отек слизистых оболочек.

Все это снижает зависимость дыхания от внешних факторов. Сокращается риск наступления приступа из-за воздействия аллергенов.

Выполнение гимнастики при астме успокаивает, психологическое состояние человека улучшается. Процессы торможения/возбуждения нервной системы нормализуются, снижается уязвимость дыхательного процесса к стрессовым состояниям.

Внимание: ЛФК не является самостоятельным лечением. Физкультуру необходимо сочетать с приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

Расстройство дыхательной функции запускает в организме процессы компенсации. Если начать выполнять комплекс правильно подобранных упражнений на ранних этапах заболевания, можно оптимизировать компенсационные механизмы.

Подвергшиеся незначительным атрофическим или дегенеративным изменениям легочные ткани и дыхательные мышцы могут частично восстановиться. Такое воздействие позволяет добиться устойчивой ремиссии.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме в сочетании с другими методами дает благоприятный лечебный эффект. Гимнастику назначают не только тем, у кого заболевание уже диагностировано.

В профилактических целях ЛФК рекомендована курильщикам, людям, склонным к аллергии либо развитию воспалительных процессов в верхних дыхательных путях.

Упражнения разрешены не всем пациентам. Противопоказаниями к физической нагрузке при бронхиальной астме являются:

  • астматический статус – продолжительный приступ тяжелого удушья;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • респираторные инфекции;
  • сердечная недостаточность 3-й степени;
  • наличие злокачественных новообразований в дыхательных органах;
  • высокая температура;
  • одышка, когда частота дыхания превышает 25 вдохов в минуту;
  • острая дыхательная недостаточность.

Внимание: пациентам с астмой запрещено приступать к тренировкам без консультации с лечащим врачом!

Комплекс занятий разрабатывается индивидуально с учетом тяжести состояния больного, наличия сопутствующих заболеваний.

Упражнения при астме подбираются с учетом степени тяжести состояния пациента. Это помогает избежать осложнений, быстро достичь существенного облегчения состояния больного.

Перед занятиями врач проведет полное обследование, определит оптимальную физнагрузку.

  • сесть ровно, на вдохе согнуть ногу в коленном суставе, руки развести в стороны. Выдохнуть, руками подтянуть колено к грудной клетке. Сделать три повтора;
  • делать поочередные полуобороты, разведя руки по сторонам, ладонями вверх;
  • встать ровно, ноги на ширине плеч, руки на талии, максимально сводить локти перед собой;
  • сесть на стул, руки опустить вдоль корпуса, вдохнуть. На долгом выдохе наклонять тело вправо, затем влево;
  • на вдохе согнуть руки в локтях, на выдохе — выпрямить;
  • встать, держась за спинку стула. На продолжительном выдохе приседать, на вдохе — возвращаться в исходную позицию. Сделать 10 приседов;
  • встать, выпрямить спину, ходить на месте 3 минуты. Довести количество повторов за тренировку до восьми;
  • взять мяч, поднять руки, резким движением бросить его вниз. Затем сделать выдох, расслабить мускулы;
  • поместить ладони под грудь, на выдохе наклониться вперед, на вдохе — выпрямиться;
  • на выдохе бросать мяч с замахом от плеча, поочередно меняя руки.

Делать полноценную зарядку разрешается только во время ремиссии, но есть специальные упражнения при бронхиальной астме, которые помогают купировать обострение:

  • лечь на высокую подушку. Вдыхать, надувая живот, затем выдыхать, втягивая его;
  • сесть на край стула. Глубоко дыша, сгибать/выпрямлять стопы и сжимать/разжимать кулаки;
  • сесть, поясницей опереться о спинку стула. Сделать вдох, согнуть руки в локтях, прикоснуться к плечам. Удерживать позу пару секунд. На выдохе скрестить руки на груди.

Количество подходов для каждого упражнения определяет физиотерапевт, исходя из уровня физподготовки пациента. Принимается во внимание также возраст человека.

Гимнастика при бронхиальной астме для взрослых и детей имеет некоторые отличия. Выполнять комплекс надо на протяжении всей жизни.

Очень важно освоить правильное диафрагменное дыхание (глубокий вдох при продолжительном, плавном выдохе). Это важнейшая составляющая ЛФК.

Дыхательная гимнастика при астме – один из основных вспомогательных методов профилактики осложнений заболевания, реабилитации пациентов.

Методика направлена непосредственно на нормализацию дыхания путем укрепления стенок легких и бронхов, улучшения кровотока в тканях органов.

Сегодня используются две самые распространенные методики, сочетающие двигательные и дыхательные техники:

  • система упражнений по Стрельниковой основана на выполнении простых движений на сжатие грудной клетки во время коротких вдохов через нос;
  • тренировка по Бутейко направлена на развитие поверхностного дыхания. По мнению автора техники, спазм провоцирует избыток кислорода, который возникает во время глубокого вдоха.

Обучить дыхательным упражнениям может только квалифицированный инструктор. Он же обучит подходящим для конкретного случая приемам.

Читайте также:  Категория годности к военной службе бронхиальная астма

Примеры некоторых эффективных упражнений:

  • 60 секунд глубоко спокойно дышать, постепенно снижая частоту вдоха-выдоха;
  • в положении стоя вытянуть руки в стороны, тело наклонить вперед. На выдохе обхватить себя руками, ладонями дотянувшись до лопаток, развести руки. Вдохнуть, вернуться в исходное положение;
  • встать, руки вытянуть вдоль тела. На вдохе поднимать плечи, на выдохе – опускать;
  • лечь на спину, ноги поочередно сгибать в коленях и подтягивать к животу на глубоком вдохе, на длинном выдохе – возвращать в начальное положение;
  • сесть перед емкостью с водой. Взять трубочку, глубоко вдохнуть через нее, опустить кончик в воду, выдыхать как можно дольше;
  • встать ровно, одну руку приложить к животу, другую к груди. Полминуты дышать, работая мышцами пресса;
  • выпрямить спину, взяться руками за спинку стула, глубоко вдохнуть через нос, напрягая пресс. Держать позу 15 секунд, медленно выдохнуть, расслабить мышцы;
  • вдыхать через левую ноздрю, выдыхать – через правую. Затем наоборот;
  • надувать воздушный шарик, пока он не лопнет. При малейшем головокружении упражнение прервать, восстановить дыхание.

Внимание: любые задания, связанные с задержкой дыхания, должны выполняться под контролем врача!

Все упражнения подбираются индивидуально, с постепенным увеличением нагрузки: с 3 на первой тренировке до 11.

Большое значение в процессе лечения бронхиальной астмы имеет звуковая гимнастика. Установлено, что произнесение определенных звуков в сочетании с контролем вдоха/выдоха создает в грудной клетке вибрацию, расслабляющую дыхательные пути, облегчает их очищение от мокроты.

Каждое упражнение начинается с 2-секундного вдоха, делается секундная пауза, затем следует длительный выдох, во время которого произносятся звуки и слоги в следующем порядке:

Комплекс упражнений в большинстве случаев начинается с воспроизведения звука «м». Время «звукового выдоха» на начальном этапе занятий составляет 5 секунд, постепенно увеличивается до 30 секунд. Мышцы тела должны быть в расслабленном состоянии.

ЛФК при бронхиальной астме у детей незначительно отличается от занятий для взрослых, но имеет некоторые нюансы. Главный – продолжительность физкультуры: одно занятие не должно занимать более 30 минут. Дыхательные тренировки разрешены с трехлетнего возраста.

Упражнения похожи на те, что выполняют люди старшего возраста, но проводятся в игровой форме. Важно научить ребенка дышать носом, задерживать дыхание.

Внимание: занятия обязательно должны проходить в присутствии родителей или инструктора!

Торопиться не нужно: как показывает практика, на освоение полного комплекса упражнений требуется примерно полтора месяца. Нельзя ругать и нервировать малыша, если что-то не удается с первого раза.

Большое значение имеет позитивный настрой, удовольствие от тренировок. Поэтому детская лечебная гимнастика при астме предполагает групповые занятия со сверстниками. Дома дополнить тренировки можно контрастным душем и растиранием тела сухим полотенцем.

Если малышу в раннем возрасте поставлен диагноз «бронхиальная астма», упражнения увеличивают шансы на то, что заболевание пройдет в подростковом возрасте. Главное — делать их правильно, с соблюдением всех врачебных рекомендаций.

ЛФК при астме дает положительный результат при лечении пациентов разного возраста, вне зависимости от стадии болезни. Даже при тяжелом течении заболевания занятия разрешены, но перед физкультурой рекомендуется принять бронходилатирующее средство (лекарство, расширяющее бронхи).

Вне зависимости от того, какая методика ЛФК при бронхиальной астме рекомендована пациенту, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • тренироваться только при отсутствии обострений;
  • начинать с легкой разминки: сначала разогревать конечности, затем мышцы тела;
  • еженедельно менять упражнения;
  • гимнастику делать регулярно: ежедневно от 2 до 5 занятий;
  • нагрузки увеличивать постепенно — от легких заданий к сложным;
  • технику дыхания осваивать под контролем врача;
  • выдох по продолжительности должен превышать вдох минимум в два раза;
  • заниматься лучше на природе. Когда погодные условия это не позволяют, надо хорошо проветрить помещение;
  • не делать упражнения при бронхиальной астме сразу после еды.

Резкая боль, общее ухудшение состояния – повод немедленно прервать занятия, обратиться к инструктору, чтобы скорректировать нагрузку. Хорошо сочетать ЛФК с плаваньем, ходьбой, ездой на велосипеде.

Лечебная физкультура при астме относится к категории мер вторичной профилактики. Она рекомендована больным в периоды устойчивой ремиссии.

Служит прекрасным дополнением консервативной терапии, снижает количество принимаемых лекарственных препаратов. Проведенные исследования показали, что после трех месяцев регулярного выполнения упражнений частота приступов удушья у пациентов с бронхиальной астмой снизилась на 40-50%, а спустя полгода – на 60-80%.

Без консультации с врачом заниматься нельзя! Бесконтрольные нагрузки могут спровоцировать начало приступа или развитие осложнений.

Добиться желаемого эффекта можно только в том случае, если составлением индивидуального комплекса упражнений и методики занятий будет заниматься лечащий врач. Если соблюдать все назначения, гимнастика поможет на долгие годы забыть о заболевании.

источник

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. Значительное место в системе комплекса лечебно-профилактических мер при бронхиальной астме принадлежит ЛФК.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются: нормализация тонуса центральной нервной системы (ликвидация застойного патологического очага возбуждения) и снижение общей напряженности; ликвидация патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление стереотипа регуляции дыхания; ликвидация или уменьшение спазма бронхов и бронхиол, снижение тонуса инспираторных мышц; восстановление функции дыхательной системы путем обучения больных управлять своим дыханием, развитием навыка ритмичного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха; укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки; обучение произвольному мышечному расслаблению; активизация трофических процессов и предупреждение развития эмфиземы легких; предупреждение и устранение нарушений функции различных органов и систем, вовлеченных в патологический процесс; повышение общей сопротивляемости организма к воздействию внешней среды.

Противопоказанием к назначению ЛФК является астматический статус, дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем, лихорадочные состояния.

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: процедура лечебной гимнастики, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки, облегченные спортивные игры, лыжные прогулки.

После окончания приступа для облегчения удаления трудно отделяющейся мокроты, устранения возникающих участков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом. В основном же ЛФК применяют в период между приступами при удовлетворительном общем состоянии больного.

Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность, что зависит от функционального состояния кардиореспираторной системы, особенностей клинического течения бронхиальной астмы, тяжести состояния, наличия сопутствующих заболеваний, частоты приступов, возраста и т.д., и условно подразделяется на подготовительный и тренировочный периоды.

В подготовительном периоде знакомятся с состоянием больного и его функциональными возможностями, обучают навыкам правильного дыхания, поведению при приближении приступа и во время его.

В комплексы процедуры лечебной гимнастики включают простые, легко выполняемые гимнастические упражнения (сгибания, разгибания, отведения, приведения и вращения конечностей), способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц верхних и нижних конечностей. Каждое упражнение повторяют 4-5 раз, темп медленный, амплитуда средняя. Исходные положения: лежа на спине с приподнятым изголовьем, стоя, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, в расслабленном состоянии, что способствует лучшей экскурсии грудной клетки и облегчает выдох. Значительное место в процедуре занимают упражнения в расслаблении мышц.

На фоне общеразвивающих упражнений и в расслаблении мышц применяют специальные статические и динамические дыхательные упражнения, к которым относятся:

— упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, которые обеспечивают более полное удаление воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и оказывают тренирующее действие на диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в осуществлении полного выдоха;

— звуковая гимнастика, которая увеличивает фазу выдоха и способствует расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол;

— упражнения в урежении дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких;

— упражнения, направленные на тренировку мышц выдоха;

Все специальные дыхательные упражнения, в конечном итоге, направлены на развитие у больного навыка волевого сознательного управления выдохом: сделать его равномерным и удлиненным вместо спастического и прерывистого.

Больного необходимо научить поверхностно дышать, не делая глубоких вдохов, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе следует задержать дыхание, чтобы «успокоить» рецепторы бронхиального дерева, уменьшить поток патологических импульсов в дыхательный центр. После задержки дыхания по той же причине не следует делать глубокий вдох, он опять должен быть поверхностным. Специально отрабатывают дыхательные паузы в спокойном состоянии после неполного выдоха, задерживая дыхание до появления неприятного чувства недостатка воздуха.

Больного обучают навыкам оптимального дыхания, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается одновременно или с дальнейшим подниманием грудной клетки, а на выдохе опускается, живот втягивается; приучают делать вдох и выдох через нос, используя бронхорасширяющий эффект носоглоточного рефлекса; дышать ритмично, с меньшей частотой и с удлиненным выдохом.

Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям с произношением звуков на выдохе, которые, вызывая дрожание голосовой и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж), приводят к снижению тонуса гладкой мускулатуры бронхов. Наиболее пригодными для произношения на выдохе на первых занятиях являются звуки «с», «з», «ш», «щ», потом — «ж», «р», «п», «ф», «б». «у». «е», «и», «а», «о». После овладения произношением на выдохе отдельных звуков, больной обучается произносить два или три звукосочетания («ша», «жу», «жр», «ау», «иу», «бру», «пру», «дра» и др.). По мере тренировки время произношения отдельных звуков и их сочетаний удлиняется с 5-7 с до 10-15 с.

Во время занятий нельзя допускать натуживания, глубоких вдохов и форсированных выдохов, так как они могут вызвать бронхоспазм и спровоцировать приступ бронхиальной астмы. При первых признаках утомления занимающихся следует прекратить занятия, расслабиться и выполнить «звуковые» упражнения.

Продолжительность процедуры лечебной гимнастики в подготовительном периоде составляет 7-10 минут, метод проведения — индивидуальный или малогрупповой.

В тренировочном периоде применяется широкий арсенал общеразвивающих упражнений для всех мышечных групп и суставов. К упражнениям предыдущего периода добавляют упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, упражнения для туловища (повороты, наклон вперед и в сторону и др.), приседания. Постепенно вводят упражнения с отягощением, с предметами и на снарядах, дозированную ходьбу, подвижные игры. Необходимо следить за тем, чтобы какая-то нагрузочная часть упражнения выполнялась на выдохе и после 2-3 упражнений больной расслаблял мышцы шеи, плечевого пояса, спины, грудной клетки, живота, конечностей. Отдельные упражнения следует выполнять во время задержки дыхания на умеренном выдохе и этот стереотип дыхания необходимо тренировать и совершенствовать. По-прежнему, значительное место в процедуре лечебной гимнастики отводится специальным дыхательным упражнениям. Темп выполнения упражнений средний, амплитуда движений средняя и большая, продолжительность процедуры лечебной гимнастики — 20-25 мин.

Кроме процедуры лечебной гимнастики назначают лечебную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управлять своим дыханием во время движения. Больной должен стремиться вначале на 1-2 шага сделать вдох, на 3-4 шага — выдох. После усвоения такого режима дыхания при ходьбе, дальше постепенно увеличивается число шагов на выдохе. Эта тренировка должна проводиться ежедневно. По мере адаптации организма больного к движению дистанция ходьбы увеличивается с постепенным повышением темпа и уменьшением числа остановок для отдыха. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе.

Занятия лечебной гимнастикой целесообразно сочетать с массажем, который способствует устранению или уменьшению бронхоспазма, расслаблению мышц плечевого пояса, грудной клетки и увеличению ее подвижности, стимуляции отхождения мокроты. Наиболее рационально назначать массаж за 1,5-2 часа до процедуры лечебной гимнастики, так как благодаря массажу резко возрастают функциональные возможности респираторной системы, что позволяет полнее использовать лечебное и тренирующее влияние физических упражнений. Используется сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхнегрудных и среднешейных сегментов и классический массаж. Массируют грудную клетку, спину, надплечья, используют непрямой массаж легких, сердца, диафрагмы. Выполняют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, сжатие и сотрясение грудной клетки. Массаж можно применять в начале или в конце процедуры лечебной гимнастики, а также в комплексе средств предупреждения и купирования астматического приступа.

Купировать или уменьшить приступ удушья, особенно на начальном этапе развития бронхиальной астмы, помогают короткие (2-3 с) и по возможности удлиненные (5-15 с) задержки дыхания на выдохе, которые выполняются с перерывами. Больной не должен после этого производить усиленный и форсированный вдох, так как это может привести к усилению бронхоспазма и ухудшению состояния больного.

После выписки из стационара больному рекомендуют продолжить занятия ЛФК, которая может проводиться в форме процедуры лечебной гимнастки, утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий по заданию, лечебной ходьбы, терренкура. В занятиях используются общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, на снарядах и с отягощением, специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения в расслаблении мышц. Продолжительность процедуры лечебной гимнастики постепенно увеличивается до 30-35 минут.

В межприступный период (период ремиссии) рекомендуются общеразвивающие физические упражнения, выполняемые как без гимнастических предметов, так и с различными гимнастическими предметами, на снарядах; упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки; специальные комплексы физических упражнений, способствующие увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, улучшению вентиляции легких, увеличению силы дыхательной мускулатуры, бронхиальной проходимости, удлинению выдоха. Если бронхиальная астма протекает с редкими приступами, длительной стойкой ремиссией и незначительными структурными изменениями в легких, то наряду с лечебной гимнастикой можно использовать плавание, бег, греблю, катание на коньках, ходьбу на лыжах и другие спортивно-прикладные упражнения, элементы спортивных игр.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 648 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *