Меню Рубрики

Методическая разработка теоретического занятия бронхиальная астма

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА
Автор: Кулешова Марина Геннадьевна
Образовательная организация: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Красноярский базовый медицинский колледж им.В.М. Крутовского
Место: город Красноярск
Год издания: 2015
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КРАСНОЯРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
имени В.М. Крутовского»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК зам. директора по УР
________________ Роднина М.В.
«___»___________ __________________
протокол № _____ «___»_____________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин
Радел Пропедевтика в терапии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Тема 1.01. 04: «Диагностика бронхиальной астмы»

Составила:
преподаватель Кулешова М.Г.

1.Тема
2.Продолжительность занятия
3.Место проведения занятия
4.Цели занятия
5.Методы обучения
6.Форма организации учебного процесса
7.Междисциплинарные связи
8.Внутридисциплинарные связи
9.Оснащение занятия
10.Программа занятия
11.Описание хода занятия
12. Литература для преподавателя
13. План лекции.
13. Конспект лекции.

Тема: «Диагностика бронхиальной астмы»
Продолжительность лекции – 90 минут:
Место проведения лекции: лекционный зал.
Цель лекции: Ознакомить студентов с диагностикой бронхиальной астмы.
Образовательная цель (обучающая):
Студент должен знать:
Определение бронхиальной астмы, факторы риска, этиология, патогенез, патанатомия, классификация. Формулировка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями. Клиника. Диагностика. Лабораторно-инструментальные методы исследования и интерпретация результатов исследования.
Формировать общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК. 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различияпо отношению к природе, обществу, человеку.
ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК. 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формировать профессиональные компетенции:
ПК. 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК. 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК. 1.6. Проводить диагностику смерти.
ПК. 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
Развивающая цель: Новые понятия в области диагностики бронхиальной астмы, которые в дальнейшем помогут в освоении соответствующих заболеваний в терапии
Воспитывающая цель Понимать важность правильного обследования пациента.
Методическая цель: Организовать проведение теоретического занятия с применением объяснительно — иллюстративного и мутимейдийной презентации.
Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный метод и мутимейдийная презентация.
Форма организации учебного процесса: лекция

1
МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля
Лечение острого трахеита, острых и хронических бронхитов, эмфиземы легких дыхательной недостаточности
Лечение пневмоний, плевритов.
Лечение бронхиальной астмы

3.
МДК.02.01 Лечение пациентов инфекционного профиля
Лечение респираторных инфекций.

4.
МДК.02.01 Лечение пациентов гериатрического профиля
Лечение пациентов пожилого и старческого возраста с заболеваниями органов дыхания и с заболеваниями органов кровообращения

5.
МДК.02.02 Лечение пациентов хирургического профиля
Ведение пациентов в послеоперационном периоде

6.
МДК.02.02 Лечение пациентов с заболеваниями ЛОР-органов
Лечение острых и хронических заболеваний гортани и трахеи

1.
МДК.01.01.Пропедевтика внутренних болезней
Методика диагностики
заболеваний органов дыхания

2.
МДК.01.01.Пропедевтика внутренних болезней
Диагностика пневмонии, плевритов.
Диагностика острого трахеита, острых и хронических бронхитов, эмфиземы легких дыхательной недостаточности

Оснащение лекции: Мультимедийная презентация методическая разработка лекции.

2
Мотивация учебной деятельности

3
Формирование новых знаний

4
Обобщение и систематизация изученного материала

5
Подведение итога занятия. Задание на дом.

Описание этапа
Цель
Формируемые компетенции

Организация группы
Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия.
Подготовка студентов к работе
ОК. 1, 2, 12.

2
Мотивация учебной деятельности
Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника.
Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы
ОК. 1, 2, 3, 8, 11.

3
Формирование новых знаний
Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют.
Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать
ПК 1.1., 1.2., 1.7.
ОК 1 – 9, 11.

4
Валеологическая пауза
Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью
Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации)
ОК. 1, 2, 9, 12, 13.

5
Обобщение и систематизация изученного материала
Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции
Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию
ПК. 1.1., 1.2., 1.7. ОК. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

6
Подведение итога занятия. Задание на дом
Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов.
Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу
Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию.
ПК 1.1., 1.2., 1.7
ОК 1 – 9, 11

Список литературы для преподавателя:
Основная:
В.М.Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» «ГЭОТАР-Медиа»2011
В.Т.Ивашкин, А.А.Шептулин «Пропедевтика внутренних болезней» Москва, «МЕДпресс-информ» 2008
К.К. Шелехов, Э.В. Смолева, Л.А. Степанова «Фельдшер скорой помощи» 2009г.
Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский «Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика»
Дополнительная:
Ю.Ю.Елисеев «Справочник фельдшера» Москва «Эксмо» 2007 г.
И.В.Авдиенко «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры» 2009
Лазарева Справочник фельдшера 2010 г.
А.Л.Гребнев «Основы общего ухода за больными» 1999
Рекомендуемая литература для студентов:
Основная:
В.М.Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» «ГЭОТАР-Медиа»2011
В.Т.Ивашкин, А.А.Шептулин «Пропедевтика внутренних болезней» Москва, «МЕДпресс-информ» 2008
К.К. Шелехов, Э.В. Смолева, Л.А. Степанова «Фельдшер скорой помощи» 2009г.
Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский «Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика»
Дополнительная:
Ю.Ю.Елисеев «Справочник фельдшера» Москва «Эксмо» 2007 г.
И.В.Авдиенко «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры» 2009
Лазарева Справочник фельдшера 2010 г.
А.Л.Гребнев «Основы общего ухода за больными» 1999

1.Определение
2.Классификация
3. Этиология
4. Патогенез
5. Симптомы
6. Степени тяжести
7. Диагностика

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА – хроническое заболевание дыхательных путей, основным патогенетическим механизмом которого служит гиперреактивность бронхов, обусловленная воспалением.
МКБ-10
· J 45.
КЛАССИФИКАЦИЯ Общепринятой классификации не существует.
Классификация по форме:
— экзогенная (аллергическая) БА;
-эндогенная (неаллергическая) БА;
-смешанная БА.
Аллергическая БА обусловлена сенсибилизацией к аллергенам домашней пыли, библиотечной пыли, выделениям домашних животных и птиц, к плесневым и дрожжевым грибам, пыльце растений, профессиональным и пищевым аллергенам, инфекционным аллергенам.
Неаллергическая БА характеризуется отсутствием аллергической реакции в патогенезе (например «аспириновая» астма).
Смешанная БА подразумевает участие нескольких механизмов в патогенезе заболевания.
Факторы, индуцирующие бронхиальную астму.
Внутренние:
— генетическая предрасположенность;
— атопия (выработка повышенного количества антител иммуноглобулина Е);
— гиперреактивность дыхательных путей (состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком сильно в ответ на провоцирующие вещества);
— пол (в детском возрасте чаще встречается у мальчиков, в пубертатном и взрослом возрасте – чаще у девушек и женщин);
Внешние факторы:
— домашние аллергены (домашняя пыль, животные, тараканы, грибки, плесень, дрожжи);
— внешние аллергены (пыльца, плесень);
— профессиональные вредности;
-курение (активное и пассивное);
— респираторные инфекции.
Патогенез.
В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит хронический специфический воспалительный процесс в бронхиальной стенке, приводящий к спазму, отеку слизистой оболочки, гиперсекреции слизи и бронхиальной обструкции в ответ на воздействие различных триггеров.
Для воспаления при БА характерно увеличение в слизистой оболочке и просвете бронхиального дерева количества активированных эозинофилов, тучных клеток, макрофагов, лимфоцитов и нейтрофилов, а также дендритных клеток и тромбоцитов.
Признаки воспаления бронхов сохраняются даже в бессимптомный период заболевания. Воспаление бронхов при БА приводит к гиперреактивности бронхов. Это состояние, при котором просвет бронхов неадекватно мощно и легко спазмируется в ответ на воздействие триггеров. Вследствие острого бронхоспазма, отека стенки бронха, обтурации слизью развивается обструкция (обычно полностью обратимая). Клинически эти изменения проявляются повторяющимися эпизодами обструкции бронхов в виде одышки, чувства стеснения в груди, кашля, свистящих хрипов в легких, нередко слышных на расстоянии.
Таким образом, патогенетически астма двухкомпонентное заболевание, обусловленное воспалением дыхательных путей (отек, повреждение эпителия, инфильтрация клетками воспаления, утолщения базальной мембраны) и дисфункцией дыхательных мышц (бронхоконстрикция, гиперреактивность бронхов).
Результатом острого и хронического аллергического воспаления в дыхательных путях являются структурные и функциональные нарушения, характерные для БА. Структурные изменения в дыхательных путях, называемые ремоделированием, это гетерогенный процесс, приводящий к изменениям в соединительной ткани и нарушению структуры дыхательных путей вследствие динамического процесса дифференциации, миграции, развития и созревания структурных клеток.
Ремоделирование характеризуется увеличением массы гладких мышц, застоем в сосудистом русле и гипертрофией слизистых желез, что приводит к утолщению стенки и уменьшению диаметра просвета бронхов, а также повышением секреции слизи и воспалительного экссудата. Увеличение массы гладких мышц при астме происходит за счет гипертрофии и гиперплазии мышечных волокон либо дифференциации гладких мышц. Другим важным компонентом утолщения стенок является застой в сосудах, который также приводит к уменьшению диаметра бронхов. Избыточная секреция слизи результат не только гипертрофии слизистых желез, но и гиперплазии бокаловидных клеток. Повышенная продукция слизи вместе с воспалительным экссудатом формирует клейкие вязкие пробки, которые блокируют просвет бронхов.
СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ.
— приступообразный кашель продуктивный или малопродуктивный:
— одышка с затруднением выдоха;
— затруднённое свистящее дыхание;
— приступы экспираторного удушья, которым могут предшествовать предвестники: зуд в носоглотке, першение в горле, чихание, заложенность носа, зуд кожи;
— сердцебиение;
— снижение работоспособности.
СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Различают 3 степени тяжести заболевания. Оценивается до начала лечения.
— Лёгкая степень БА: симптомы болезни возникают реже 1 раза в день, обострения могут влиять на физическую активность и сон.
— Средняя степень тяжести БА: характерны ежедневные симптомы, ночные приступы чаще 1 раза в неделю, обострения могут влиять на физическую активность и сон, имеется потребность в ежедневном приёме
·2- адренорецепторов короткого действия (беротек, сальбутамол). Физическая активность и другие факторы могут провоцировать приступы удушья.
— Тяжёлая БА: беспокоят ежедневные симптомы, частые обострения, частые ночные приступы. Физическая активность ограничена.
Больные с любой степенью тяжести БА могут иметь лёгкое, средней степени тяжести и тяжёлое обострения. У больных с лёгкой степенью тяжести могу наблюдаться тяжёлые и угрожающие жизни обострении на фоне длительных бессимптомных периодов.
Астматический статус (тяжёлое и опасное для жизни состояние) – затянувшийся приступ экспираторного удушья, не купирующийся противоастматическими препаратами в течение нескольких часов.
Фазы течения БА.
— фаза обострения;
— фаза ремиссии.
ДИАГНОСТИКА.
1. Опрос больного.
Пациенты жалуются на периодические приступы удушья, одышку, кашель, свистящее дыхание, сердцебиение.
Имеется положительный аллергологический анамнез:
— наличие аллергического заболевания у пациента и его родственников;
— развитие симптомов провоцирует контакт с аллергеном (пыль, пыльца растений, шерсть животного и т.д.), воздействие неспецифических раздражителей (резкие запахи, лаки, краска, парфюмерия, холодный воздух, химические вещества, физическая или эмоциональная нагрузка), заболевание ОРВИ и другими воспалительными заболеваниями респираторного тракта (бронхит, пневмония);
— наличие профессиональной вредности;
— жилищно-бытовые условия (домашние животные, птицы).
2. Физикальное (объективное) обследование.
Зависит от степени тяжести и фазы заболевания.
В период ремиссии и при отсутствии осложнений никаких отклонений от нормы не отмечается.
При обострении и тяжёлом течении может отмечаться:
— увеличение ЧДД;
— участие в акте дыхания вспомогательных мышц;
— при перкуссии коробочный звук, уменьшение подвижности лёгочного края;
— при аускультации сухие свистящие хрипы, преимущественно на выдохе;
— появляется бронхиальный секрет вязкого «стекловидного» характера.
3. Лабораторные исследования.
— общий анализ крови (наличие эозинофилии в период обострения);
— общий анализ мокроты (наличие эозинофилии, спиралей Куршмана, кристаллов Шарко-Лейдена);
— бактериологичесое исследование мокроты с определением чувствительности микрофлоры к антибиотикам.
4. Аллергологическое обследование.
— кожные тесты с с атопическими и инфекционными аллергенами;
— определение концентрации общего IgЕ в крови и содержание специфических АТ класса IgЕ в крови.
5. Инструментальные исследования.
— Рентгенография органов грудной клетки: малоинформативна для диагностики БА, необходима для дифференциальной диагностики с другими заболеваниями дыхательной системы и для выявления осложнений (эмфизема);
— изучение функции внешнего дыхания с оценкой ОФВ1 и ПСВ (важный диагностический критерий – увеличение ОФВ1 и ПСВ более, чем на 20% после ингаляции беротеком);
-диагностическая бронхоскопия: проводится при необходимости дифференциации с другими заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

  • file 23
    Размер файла: 83 kB Загрузок: 5

источник

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ» О.В. Боярова, преподаватель высшей квалификационной категории Методическая . »

О.В. Боярова, преподаватель высшей квалификационной категории

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при бронхиальной астме» соответствует требованиям ФГОС СПО по реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) и составлена в соответствии с рабочей программой по ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. Сестринская помощь в терапии. Методическая разработка содержит 4 блока: методический, информационный, контролирующий блоки и приложения.

Читайте также:  Ребенок астма инвалидность положена

Педагогические технологии и методики: практико-ориентированный подход к обучению, частично-поисковый метод, организация групповой работы, применение ИКТ.

Технологическая карта занятия

Специальность, уровень подготовки Сестринское дело, базовая подготовка

Дисциплина/ПМ/МДК ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. Сестринская помощь в терапии

Количество часов 2 ч (90 мин.)

Тема занятия «Сестринская помощь при бронхиальной астме»

Вид занятия теоретическое

Тип занятия комбинированное

Место проведение занятия Кабинет 403, медицинский колледж филиала «Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова» МО РФ

Цели занятия. Изучить этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

Задачи Обучающая провести контроль теоретических знаний по теме «Острый бронхит»

дать определение понятий «бронхиальная астма», «астматический статус»

рассмотреть причины возникновения бронхиальной астмы

изучить клинические проявления и нарушенные потребности при бронхиальной астме и астматическом статусе

рассказать основные принципы сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой

предоставить обучающимся информацию о современных методах лабораторных и инструментальных исследований бронхиальной астмы.

Воспитательная воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента, осознанного выполнения будущих профессиональных обязанностей;

повышать чувство заинтересованного отношения к учёбе, и оценки значимости получаемого образования для развития личности, её социализации, самореализации;

воспитывать у обучающихся умение чётко выполнять инструкции, проявляя при этом аккуратность, точность, внимательность, последовательность.

Развивающая развивать клиническое мышление в пределах требуемых профессиональных полномочий

развивать словесно-логическую и двигательную (механическую) память и вербальный интеллект

развивать процессы синтеза и анализа информации для выполнения в дальнейшем практической деятельности

В результате занятия студенты должны:

Знать причины, клинические проявления и методы диагностики бронхиальной астмы и ее возможных осложнений (астматического статуса, ОДН)

проблемы пациента с бронхиальной астмой, организацию и методы оказания сестринской помощи;

пути введения лекарственных препаратов и основные принципы лечения;

Уметь выявлять факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы и ее осложнений

консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств, назначенных врачом

Формируемые компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Интеграционные связи:

обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология, МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела, МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03. Технологии оказания медицинских услуг.

обеспечиваемые: ПМ. 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Средства обучения:

Э. В. Смолева «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016 г. стр. 105-115

наглядные пособия Power point презентация «Сестринская помощь при бронхиальной астме», образцы лекарственных средств (карманный ингалятор, небулайзер, спинхаллер, эуфиллин, интал…)

раздаточный материал Тестовые задания по теме «Острый бронхит», ситуационная задача для закрепления материала.

Технические средства обучения: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Литература для преподавателя

основная: Смолева Э. В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи/Э.В. Смолева; под ред. к.м.н. Б. В. Карабухина. – Изд.19-е – Ростов н/Д: Феникс, 2016

дополнительная: Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие / Н. Ю. Корягина Н.Ю. и др. ; под ред. З. Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с.: ил.

Обуховец, Т.П., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/Т.П. Обуховец; под ред. Б. В. Карабухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011

ГОСТР 52623.3-2015 «технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода»

«Англо-русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд-во ВНИРО, 1995 г.

Кашель. Практическое пособие для врачей/А. А. зайцев, С.В. Оковитый, Е. В. Крюков, М.:Медиа Сфера, 2015

Электронные источники информации:

Электронно-библиотечная система для медицинского и фармацевтического образования «Консультант студента» (http/www.studmedlib.ru)

Домашнее задание:

для внеаудиторной самостоятельной работы Э. В. Смолева «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016 г. стр. 105-115

Составить памятку для пациента (родственников) по принципам обеспечения антиаллергенной среды в домашних условиях

Хронологическая карта занятия

№ Этапы занятия Время (в мин) Методы и приемы обучения Деятельность

Коммуникативный. Беседа. Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к занятию. Заполняет журнал. Объявляет план занятия Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, записывают дату занятия

2. Актуализация темы (мотивация к изучению) 2 Коммуникативный. Сообщает тему занятия, проводит ее актуализацию. Мотивирует обучающихся к изучению нового материала. Записывают в тетрадь тему занятия.

3. Формулировка целей и задач 3 Коммуникативный. Предлагает студентам сформулировать собственные цели занятия, зачитывает цели. Записывают цели и задачи в тетрадь

4. Контроль знаний по теме «Острый бронхит» 10 Программированный Раздает тесты для контроля знаний.

Комментирует ошибки Решают тестовые задания. Проверяют результаты с помощью взаимопроверки. Разбирают ошибки

5. Изложение нового материала 55 Иллюстративно-объяснительный.

Диалогичный Объясняет новый материал с использованием слайд-презентации. После каждого раздела выясняет уровень усвоения, если необходимо разъясняет «трудные места» (осуществляет принцип обратной связи с аудиторией) (Слайды 1-13) Конспектируют новый материал, задают вопросы по ходу изложения.

6. Закрепление и текущий контроль усвоения 10 Частично-поисковый

Работа в «малых группах» Разбор клинической ситуации — решение ситуационной задачи (слайд 14) Решают ситуационную задачу, обобщают изученное на занятии.

7. Рефлексия 5 Эвристическая беседа. Демонстрирует слайд по рефлексии и раздает анкеты по рефлексии (Слайд 15)

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать затруднения и успехи, оценить эффективность собственной работы на уроке. Осознают пройденный материал, определяют свою активность на уроке и общее впечатление от занятия.

8. Итог занятия 3 Коммуникативный: беседа. Оценивает работу группы, выставляет оценки, комментирует их и задает домашнюю работу. Записывают задание на дом.

Немного статистики (демонстрируется слайд с эпидемиологией БА): заболеваемость бронхиальной астмой в мире составляет от 4 до 10 % населения, в России распространённость среди взрослого населения колеблется от 2,2 до 5—7 %, а среди детей этот показатель составляет около 10 %. Заболевание может возникнуть в любом возрасте; примерно у половины больных бронхиальная астма развивается до 10 лет, ещё у трети — до 40 лет. Среди детей, больных бронхиальной астмой, мальчиков в два раза больше, чем девочек. К 30 годам соотношение полов выравнивается. Но с каждым годом заболеваемость бронхиальной астмой увеличивается. К этому приводит растущая урбанизация (с ее неблагоприятными факторами), повышение «аллергического фона» жизни, нарушение питания, изменчивая экология микроорганизмов и т.д.

Чем особенно это заболевание: оно полиэтиологично. И, как любое полиэтиологичное заболевание, может возникнуть исподволь и развиться в тяжелую форму достаточно быстро.

Бронхиальная астма проявляется приступами удушья, а значит сопровождается чувством страха и паники. В таком состоянии пациент не всегда может адекватно оказать себе первую помощь.

Обучить пациента контролю за своим состоянием, уметь предотвращать возможные действия триггеров, формировать вокруг себя «безопасную гипоаллергенную среду» и правильно оказывать себе помощь при приступе бронхиальной астмы – вот основная задача среднего медицинского работника.

Знание вопросов диагностики, лечения и ухода при бронхиальной астме позволяет современной медицинской сестре оказывать медицинскую помощь не только во время обострения болезни, но и проводить мероприятия по предотвращению обострений.

Изложение нового материала

Изложение нового материала идет в сопровождении слайд-презентации Power point «Сестринский процесс при бронхиальной астме». В тексте конспекта указана последовательность слайдов.

История изучения бронхиальной астмы.

Этиология бронхиальной астмы

Механизм развития бронхиальной астмы

Опорные клинические симптомы бронхиальной астмы

Основные принципы диагностики бронхиальной астмы

Принципы лечения и сестринского ухода при бронхиальной астме

Бронхиальная астма известна человечеству с древних времен. Слова «» и «» в значениях «тяжёлое дыхание» и «задыхаться» встречаются в древнегреческой литературе начиная с поэм Гомера и работ Гиппократа. Последний описал вынужденное «выпрямленное» положение больного во время приступов удушья — ортопноэ (др.-греч. ). Во все времена практически все известные врачи уделяли этой проблеме значительное место. Описание бронхиального удушья встречается у Галена, Цельса, Ибн Сины.

Очень долго эту болезнь относили к группе эпилептических болезней (из-за ее приступного характера), но уже в XVII веке Ван Гельмонт отметил, что приступы астмы провоцируются пылью и «жареной на масле рыбой» и впервые был предположен аллергический характер ее возникновения.

Большой вклад в новое время в изучение астмы внесли немецкие учёные Куршман и Лейден. Именно они систематизировали и описали клинические проявления астмы, выделив ряд случаев внезапного удушья в отдельную болезнь.

В начале XX века произошло создание аллергической теории бронхиальной астмы. Принадлежала она русским учёным Манойлову и Голубеву. К 1905 году относится первое задокументированное использование адреналина в лечении бронхиальной астмы. Советские учёные А. Д. Адо и П. К. Булатов в 1969 году первыми предложили классификацию бронхиальной астмы по причинам её возникновения.

Определение понятий (слайд 3)

хроническое заболевание, характеризующееся периодически возникающими приступами экспираторной одышки (удушья), связанными с нарушением бронхиальной проходимости. (по Ежовой).

рецидивирующее заболевание, характеризующееся приступами затруднённого дыхания (преимущественно на выдохе) вследствие генерализованного сужения воздухоносных путей за счёт спазма гладкой мускулатуры бронхов, гиперсекреции и дискринии (сгущения, изменение свойств) слизи, отёка слизистой оболочки бронхов (по Шабалову Н. П.).

Астматический статус (Status asthmatics) – приступ бронхиальной астмы, не купирующийся в течении 6 и более часов и/или эффективными для пациента бронхолитиками.

Триггер (триггерные факторы) — провоцирующий фактор, запускающий, например, неблагоприятные изменения в организме или провоцирующий обострение имеющегося хронического заболевания

Атопия – форма иммунного ответа, приводящая к повышенной чувствительности к каким-либо антигенам (аллергенам);

Термин «атопия» часто используют для обозначения наследственной предрасположенности к аллергическим (атопическим) заболеваниям.

Бронхиальная астма – это полиэтиологичекое заболевание. Основными причинами его развития можно считать:

наследственность (астма у родителей, аллергии у родственников)

неинфекционные аллергены (пищевая и лекарственная аллергия, домашняя пыль, пылевые клещи, пыльца растений, шерсть животных)

инфекционные аллергены (вирусы гриппа, парагриппа, РС, грибы, бактерии).

Сенсибилизация к аллергенам неинфекционной и инфекционной природы играет ведущую роль в развитии бронхиальной астмы. Кроме того, необходимо учитывать триггерные факторы:

аллергические проявления (атопические диатезы, поллинозы, аллергические конъюнктивиты);

особенности питания (искусственное вскармливание в период новорожденности, преимущественно углеводистая диета);

профессиональную вредность (работа в запыленных помещениях, с агрессивными запахами)

экологическая вредность (сухой ветреный климат, холод выхлопные газы, задымленность, смог…)

поведенческие факторы: курение, избыточный вес

частые респираторные заболевания

эмоциональные и физические нагрузки

Механизм развития (слайд 6)

NOTA BENE! В патогенезе лёгочной обструкции основное — обструкция мелких бронхов и бронхиол вязким секретом.

Патологические изменения, приводящие к обструкции бронхов, затрагивают слизистую оболочку, подслизистый слой и мышечную оболочку бронхиального дерева. Патологический процесс распространяется от трахеи и крупных бронхов к терминальным бронхиолам. К сужению бронхов приводят следующие причины:

образование слизистых пробок: образуется густая, вязкая слизь. Слизь может частично или полностью закупоривать просвет бронхов. С длительностью и тяжестью приступа из-за дегидратации слизь становится более вязкой.

изменения стенки бронхов: количество клеток мерцательного эпителия уменьшается, а бокаловидные клетки, секретирующие слизь – увеличиваются – возникает отек. Мышечная оболочка бронхов гипертрофируется.

спазм гладкой мускулатуры бронхов является наиболее вероятной причиной острых кратковременных приступов. Длительность приступов и невосприимчивость к лечению обусловлены закупоркой бронхов слизистыми пробками и отёком слизистой бронхов.

Обструкция усиливается на выдохе, так как в этом случае происходит динамическое сужение дыхательных путей. Из-за обструкции бронхов часть воздуха задерживается в альвеолах, что приводит к перерастяжению лёгких и удлинению выдоха. Избыточное сопротивление дыхательных путей приводит к увеличению работы дыхания, что ведёт к включению вспомогательных мышц, одышке.

В процесс могут быть вовлечены крупные и средние бронхи, однако чаще на первый план выступает обструкция мелких бронхов. Шумное, свистящее дыхание — признак обструкции крупных бронхов, а приступы одышки и кашля чаще возникают при обструкции мелких бронхов. Обструкция ведёт к увеличению остаточного объёма, уменьшению ЖЕЛ и постепенно развивается вторичная эмфизема лёгких.

Опорные клинические симптомы

Выделяют 3 основных формы бронхиальной астмы:

Читайте также:  Кто вылечил астму сингуляром

Кроме того, имеются «особые формы» астмы: кашлевая, «аспириновая», физических усилий, астма пожилых.

Клиническая картина (слайд 7-9) характеризуется появлением приступа удушья, который возникает или под действием триггерных факторов или самопроизвольно. В ходе приступа различают следующие периоды:

— период предвестников (предприступный) наступает за несколько минут или часов до приступа. Характерные признаки зависят от вида астмы. При атопической форме (после контакта с аллергеном): чихание, зуд глаз и кожи, заложенность и серозные выделения из носа. При инфекционно-аллергической (на фоне или после ОРВИ, переохлаждения): сухой кашель, головная боль. Из общих признаков надо отметить: беспокойство, раздражительность, психическая депрессия, нарушение сна.

— приступ удушья характеризуется: ощущение нехватки воздуха, чувство сдавления в груди, выраженная экспираторная одышка. Вдох — короткий, выдох – длинный (в 2-4 раза длиннее вдоха), сопровождается громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Пациенты принимают вынужденное положение: сидят, наклонившись вперёд, опираясь локтями на колени, “ловят” воздух ртом, речь почти невозможна.

Лицо бледное, может быть с синюшным оттенком, покрыто холодным потом. Крылья носа раздуваются при вдохе. Грудная клетка в положении максимального вдоха, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы (плечевого пояса, спины, передней брюшной стенки). Межрёберные промежутки и надключичные ямки втягиваются при вдохе. Может быть набухание шейных вен.

Кашель упорный с трудно отделяемой густой и вязкой мокротой (чаще отделяется в конце приступа).

По степени тяжести выделяют:

Лёгкое течение: приступы редкие, легко купируются.

Среднетяжёлое течение: приступы 1-2 раза в месяц, купируются противоастматическими средствами per os и парентерально.

Тяжёлое течение: приступы частые, длительные, труднокупируемые даже при парентеральном введении противоастматических средств и нередко переходящие в астматический статус.

Астматический статус (Status asthmatics):

Приступ удушья не купирующийся 6 часов и более или отсутствие эффекта от обычно эффективных у данного больного бронхолитиков (слайд 10).

Возможны 3 варианта начала астматического статуса:

переход в астматический статус затянувшегося приступа астмы,

медленное развитие прогрессирующего удушья, чаще всего у больных с инфекционно-зависимой бронхиальной астмой.

быстрое развитие комы (наблюдается иногда у больных после отмены глюкокортикоидов),

Различают стадии St. Asthmatics:

1 стадия – стадия относительной компенсации – чаще возникает не приступообразно, а постепенно и продолжается длительно. Устойчивая экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, упорный кашель, необильные свистящие сухие хрипы на выдохе, могут быть минимальные инспираторные хрипы. Кожа бледная, слабый акроцианоз. Характерна умеренные тахикардия и возбуждение. При повторных случаях пациенты адаптируются к такому состоянию.

Больные часто прибегают к повторным ингаляциям адреномиметиков, но последние лишь кратковременно облегчают удушье, не устраняя полностью экспираторную одышку, а через несколько часов утрачивается и это их действие. При избыточном применении адреномиметиков можно определить симптомы передозировки: резко выраженная тахикардия, тремор пальцев кистей, бледность, повышение систолического артериального давления; иногда экстрасистолия, расширение зрачков.

2 стадия – стадия субкомпенсации: нарастающая дыхательная недостаточность по обструктивному типу: бледный цианоз, выраженный периоральный и акроцианоз, экспираторно выраженная одышка, дыхание более частое, но поверхностное, количество хрипов снижается. Возможны тахикардия часто с экстрасистолией, пульс частый, слабый, АД снижено, отёки. Больной — в вынужденном положении: полулежит или сидит, опираясь на край кровати. Возбуждение начинает сменяться апатией.

3 стадия: гипоксемическая кома или асфиксический синдром.

Развивается из-за выраженной гиперкапнии и ацидоза (метаболического и респираторного). Прострация, ранняя потеря сознания, генерализованный цианоз, тахикардия и аритмия, пульс частый малый, одышка, постепенно утрачивающая экспираторный компонент, с постепенным угасанием дыхания, снижение АД, коллапс, набухание шейных вен, увеличение печени.

Аускультативно: “мёртвое лёгкое”, не выслушиваются ни хрипы, ни дыхание.

Летальный исход наступает от паралича дыхательного центра.

острая сердечная недостаточность;

деформация грудной клетки.

Основные принципы диагностики (слайд 11).

Диагностика бронхиальной астмы основана на клинических симптомах и лабораторных исследованиях: выявляются признаки сенсибилизации организма и гипервентиляции легких.

ОАК: эозинофилия, лимфоцитоз, может быть умеренная лейкоцитопения. В сыворотке крови высокий уровень Ig E.

Микроскопия секретов (носовой, конъюнктивальный, мокрота, бронхиальный): обнаруживаются эозинофилия, кристаллы Шарко-Лейдена, спирали Куршмана («слепки» мелких бронхов).

Кожные аллергические пробы для определения конкретного вида аллергена у пациента. При необходимости – провокационные пробы (ингаляционные, подъязычные, назальные, пищевые).

Рентгенография органов грудной клетки: повышенная прозрачность легочных полей, ограничение подвижности диафрагмы – низкое стояние (признаки гипервентиляции легких).

Важную роль имеет оценка внешнего дыхания.

Спирометрия — исследование функций легких с помощью выдыхания в специальный прибор спирометр. В данное время применяется редко.

Пикфлуометрия – измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью портативного прибора – пикфлуометра. Измерения проводят 2 раза в день и записывают в специальный график. Разброс данных более чем на 20% свидетельствуют о наличии приступа бронхиальной астмы.

Принципы лечения и сестринского ухода при бронхиальной астме (слайд 12-13)

Организация сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой в приступном периоде включает в себя:

Обеспечение лечебно-охранительного режима: режим по состоянию, диета гипоаллергенная, исключить контакт с непищевыми аллергенами и триггерами (создать спокойную обстановку, оптимальный температурный режим и влажность воздуха)

Обеспечение потребности в нормальном дыхании:

придание пациенту удобного положения (сидя, полусидя)

оксигенация любым доступным способом

улучшение проходимости бронхиального дерева (техника кашля, бронхоскопия)

медикаментозная терапия (по назначению врача) проводится по трем направлениям:

купирование приступа. Применяют бронхолитики: -адреномиметики (адреналин, сальбутамол, тербуталин, изадрин); препараты теофиллина (теофиллин, теопек, эуфиллин); холинолитики (атропин, платифиллин), комбинированные препараты (теофедрин, антастман, солутан, беродуал).

противорецидивное лечение. Применяют в межприступный период для предупреждения выделения медиаторов воспаления (интал, кетотифен и ингаляционные глюкокортикоиды).

специфическая иммунотерапия. При выявлении аллергена в межприступный период показана специфическая гипосенсибилизация с подкожным введением причинно-значимого аллергена. Показаны курсы неспецифической гипосенсибилизации гистоглобулином.

Обеспечение правильной подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям, применению диагностических и лечебных средств

Обеспечение ликвидации дефицита знания о заболевании, принципах диагностики, самоконтроля состояния, об организации бытовых условий, питания, ведения пищевого дневника и т.д.

Обеспечение мониторинга состояния пациента: ЧДД, характер дыхания, характер кашля, ЧСС, цвет кожи, АД, данных пикфлуометрии, пульсоксиметрии…

Организация «Школы астмы», оформление документов для санаторно-курортного лечения.

Существуют немедикаментозные методы лечения астмы, которые могут быть весьма эффективными, однако их применение должно быть строго согласовано с врачом. К ним относятся:

специальные методы дыхания и использование различных дыхательных устройств;

модификации рефлексотерапии (иглотерапия, электропунктура, прижигание полынными сигарами и прочее);

методики физической тренировки;

климатотерапия (спелеотерапия — лечение в соляных шахтах, использование так называемых гала-камер) и санаторно-курортное лечение.

Профилактика бронхиальной астмы:Существует первичная, вторичная и третичная профилактика бронхиальной астмы.

Первичная профилактика астмы направлена на возникновение астмы у здоровых людей, которая заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей (например, хронический бронхит).

Вторичная профилактика астмы включает меры по недопущению развития болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на стадии предастмы, но еще не болеющих астмой. Это лица, у которых есть аллергические заболевания (пищевая аллергия, атопический дерматит, экзема и др.), лица с предрасположенностью к астме (например, есть родные, болеющие астмой), или лица у которых сенсибилизация доказана при помощи иммунологических методов исследования.

Третичная профилактика астмы направлена на уменьшение тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы (элиминационный режим).

3.1 Тестовые задания по теме «Сестринский процесс при бронхитах»

Тестовые задания представлены двумя вариантами по 20 вопросов каждый. Первые три вопроса касаются общих принципов оценки состояния пациента с патологией органов дыхания. Остальные тесты позволяют оценить знания студента по теме «Сестринская помощь при бронхитах».

Каждый тест имеет 4 варианта ответа, из них правильный – 1 (один).

Время на решение 1 теста – 30 секунд. Общее время задания 10 минут. Тесты выполняются письменно.

За правильный ответ студент получает 1 балл, количество набранных баллов переводится в пятибалльную шкалу оценок по следующему принципу:

Оценка «5» соответствует 90% – 100% правильных ответов, (1-2 ошибки).

Оценка «4» соответствует 75% – 89% правильных ответов, (3-4-5 ошибки).

Оценка «3» соответствует 60% – 74% правильных ответов, (6-7-8 ошибок)

Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов, (9 и более ошибок)

Инструкция: прочитайте вопрос теста и выберете один правильный ответ

Экспираторная одышка – это:

трудно вдохнуть и выдохнуть

Повышенная воздушность легких – это:

Методом пальпации грудной клетки, определяется:

болезненность грудной клетки;

характер перкуторного тона;

Факторами риска заболеваний органов дыхания являются:

Основная причина развития хронических бронхитов:

бактериальная и вирусная инфекция

Основной симптом обструктивного бронхита:

Характер кашля в начальном периоде острого бронхита:

сухой, приглушенный, беззвучный

Пациент с острым бронхитом:

выделяет слизистую мокроту по утрам полным ртом

выделяет гнойную мокроту при кашле не зависимо от времени суток

выделяет «ржавую» мокроту после кашля

Пальцы в виде «барабанных палочек» и ногти в виде «часовых стекол» встречаются при:

При бронхите рентгенографию органов грудной клетки назначают с целью:

определения типа бронхита

выявления осложнения бронхита — пневмонии

11. Приоритетная проблема пациента с острым бронхитом:

повышение температуры тела до 37,20С;

Зависимое сестринское вмешательство при гнойном бронхите – это применение:

Частые случаи обструктивного бронхита могут привести к формированию:

Показания к госпитализации пациента с острым бронхитом:

легкая степень заболевания;

среднетяжелая степень заболевания;

тяжелая форма заболевания;

в любом случае госпитализируется

При бронхитах показаны паровые ингаляции с применением:

33. При остром бронхите назначают диету:

Травы, рекомендованные при лечении бронхита:

Длительность постановки горчичников (в мин)

При лечении гнойного бронхита используются:

При сухом мучительном кашле пациенту назначают:

препараты, содержащие кодеин

препараты, содержащие мукалтин

препараты, содержащие кофеин

препараты, содержащие соду

Инструкция: прочитайте вопрос теста и выберете один правильный ответ

Частота дыхания у взрослого в норме:

Инспираторная одышка – это:

трудно вдохнуть и выдохнуть

Учащение дыхательных движений за единицу времени называется:

Основным механизмом обструктивного бронхита является

дилатация просвета бронхов

пролабирование стенок бронхов

Основные причины гнойного бронхита:

Коклюшеподобный кашель, экспираторная одышка, зависимость от времени суток и метеоусловий характерно для:

острого обструктивного бронхита

хронического обструктивного бронхита

Цианоз при остром бронхите средней тяжести:

возникает при значительной физической нагрузке

возникает при незначительной физической нагрузке

Для острого бронхита характерны:

жужжащие и свистящие хрипы

мелко и среднепузырчатые хрипы

хрипящее дыхание, слышное на расстоянии

38. Характер мокроты при остром бронхите:

Для оценки функции внешнего дыхания проводится:

рентгенография органов грудной клетки

Наиболее частым осложнением острого бронхита является:

Основная потребность, нарушенная при бронхите:

Физиологические проблемы пациента с острым бронхитом:

сухой кашель, лихорадка, першение в горле;

кашель с гнойной мокротой, одышка в покое, слабость дыхания;

кашель с пенистой розовой мокротой, одышка, тахикардия;

экспираторная одышка, кашель со скудной стекловидной мокротой, цианоз.

Зависимое сестринское вмешательство при лихорадке:

измерение температуры тела

введение жаропонижающих препаратов

обеспечение питьевого режима

Независимое сестринское вмешательство при остром бронхите:

введение антибактериального препарата

введение бронхолитического препарата

проведение увлажнения воздуха в палате

проведение паровых ингаляций

Если у пациента с бронхитом кашель с мокротой, то ему противопоказано применение:

применение таблеток мукалтина;

применение горчичников на грудную клетку;

применение таблеток бромгексина.

Диетотерапия пациентов с бронхитами требует:

ограничить количество жидкости;

ограничить количество белка и простых углеводов;

увеличить количество жидкости;

увеличить количество белка и простых углеводов.

Дренажное положение придается пациенту с целью:

облегчения отхождения мокроты

Температура воды, используемая для смачивания горчичников (в град)

Способ подачи кислорода при тяжелой форме бронхита:

кислород подают через воду;

кислород подают через спирт;

кислород вводят энтерально.

Эталоны ответов на контрольные тестовые задания

для проведения контроля знаний студентов

по теме «Сестринская помощь при бронхитах».

№ вопроса Эталон ответа № вопроса Эталон ответа

3.2 Задание для закрепления новых знаний

Проводится в виде решения ситуационной задачи, работа идет в «малых» группах. Каждая малая группа обсуждает один вопрос в течении 2 минут, а затем представитель группы дает ответ. При необходимости другие студенты могут дополнять ответ.

Пациент М., 68 лет, предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой прозрачной мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.

Объективно: дыхание с затрудненным выдохом, свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 22 в минуту, пульс 90 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст. Пациент курит до 10 сигарет в день.

Из дальнейшего опроса медсестра выяснила, что пациент живет один, держит большой аквариум. Отмечает, что состояние ухудшается после кормления рыбок сухим кормом. Влажную уборку проводит 1 раз в неделю, так как дома много ковров, и в основном он их пылесосит. Пищевой и лекарственной аллергии не отмечает.

Имеются ли у пациента клинические симптомы характерные для бронхиальной астмы.

Выявите причины и предрасполагающие факторы для развития бронхиальной астмы.

Определите нарушенные потребности и проблемы пациента;

Составьте опорный план независимых сестринских вмешательств.

Эталон ответа на ситуационную задачу:

Да: периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой прозрачной мокроты, одышка (ЧДД 22 в мин.), затруднен выдох, свистящие хрипы слышны на расстоянии.

Аллергия на сухой рыбий корм, редкая влажная уборка дома (домашняя пыль, пылевые клещи), курение.

Нарушенные потребности: дышать, обеспечивать безопасность. Проблемы: одышка с затрудненным выдохом, приступы удушья, неэффективный кашель с вязкой мокротой, слабость, головокружение.

Читайте также:  Астма при переходном возрасте

Опорный план независимых сестринских вмешательств:

Придать пациенту удобное положение (сидя, полусидя)

Обеспечить дополнительную оксигенацию и увлажнение воздуха (проветривание и влажная уборка палаты)

Обучить пациента «технике кашля», обеспечить салфетками для мокроты

Провести беседы по разъяснению причин и механизма развития бронхиальной астмы, объяснить значимость курения в возникновении приступов астмы

Обучить пациента принципам режима дня и диетотерапии, важности выполнения назначений врача с целью ликвидации дефицита знаний

Научить вести пищевой дневник

Проводить мониторинг состояния пациента: ЧДД, характер дыхания, ЧСС, цвет кожи, АД…

Рефлексия на данном занятии относится к «рефлексии деятельности и содержания материала» и проводится в виде анкеты (см. таблицу). Студентам раздаются анкеты и предлагается отметить во втором столбце соответствующее определение.

Дата ________________ Тема занятия «Сестринская помощь при бронхиальной астме»

На занятии я работал работал активно / работал пассивно / скучал Своей работой на занятии я доволен / не доволен Занятие мне показалось интересным / не интересным (скучным) Материал занятия мне был понятен/ частично понятен / непонятен полезен / бесполезен / затрудняюсь ответить Домашнее задание мне понятно / не понятно достаточно / недостаточно / чрезмерно кажется легким/ кажется трудным Мое настроение улучшилось / ухудшилось / не изменилось Список использованной литературы.

Смолева Э. В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи/Э.В. Смолева; под ред. к.м.н. Б. В. Карабухина. – Изд.19-е – Ростов н/Д: Феникс, 2016

Шабалов Н. П. Детские болезни: Учебник для вузов. 6-е изд. В двух томах. Т. 1. — СПб.: Питер, 2011. — 928 с. Т. 2 – 928 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-459-00609-4 ISBN 978-5-459-00608-7

Дополнительная:

Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие / Н. Ю. Корягина Н.Ю. и др. ; под ред. З. Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с.: ил.

Обуховец, Т.П., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/Т.П. Обуховец; под ред. Б. В. Карабухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011

ГОСТР 52623.3-2015 «технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода»

«Англо-русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд-во ВНИРО,1995 г.

Исаев Ю., Мойсюк Л. Бронхиальная астма. Конвенциональные и неконвенциональные методы лечения. — М.: «КУДИЦ-ПРЕСС», 2008. — С. 168.

Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. — М.: «Атмосфера», 2007. — С. 104.

П. А. Фадеев Бронхиальная астма. — М.: Мир и Образование, Оникс, 2010. — с. 160.

Мельникова М.А., Березина И.С., Неволина О.М., Сестринское дело в терапии Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский медицинский колледж, 2008. – 225 с.

Электронные источники информации:

источник

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»

Название Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»
страница 1/6
Тип Методическая разработка

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области

«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»

РАССМОТРЕНО

Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Метод . совета

для преподавателя к практическому занятию

по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии

по теме «Бронхиальная астма»
Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».

На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.

Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.

Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.

Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

Тема занятия: «Бронхиальная астма».

Специальность: Лечебное дело

Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.

Место занятия: кабинет доклинической практики.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.

Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.

1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен

— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,

— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;

— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,

применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,

— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,

— оформлять направления и выписывать рецепты;

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,

— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,

— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра.

— развивать логическое мышление и познавательные процессы,

— развивать мыслительную активность обучающихся,

— развивать умения, применять полученные знания на практике,

— развивать способность к самостоятельной деятельности.

— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,

— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,

— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.

Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.

ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ОП 02 Анатомия и физиология человека.

Субъективные методы обследования пациента.

Объективные методы обследования пациента.

Лабораторные и инструментальные методы исследования.
Материально-техническое обеспечение занятия

1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».

2. «Пользование пикфлоуметром».

3. «Пользование карманным ингалятором».

Технические средства обучения:

— бланки направлений, бланки рецептов.

Мебель и медицинское оборудование:

— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,

— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,

— стол для преподавателя- 1 шт.,

— карманные ингаляторы – 5 шт.,

— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,

— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,

Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,

Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.

Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»

1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:

б) кашель с гнойной мокротой,

2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:

б) горизонтальное с приподнятыми ногами,

г) сидя, с упором руками на колени.

3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:

4. Стекловидная мокрота выделяется при:

5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме

6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:

г) прекращение контакта с аллергеном.

7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:

8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:

9. Пикфлоуметрия — это определение:

б) жизненной емкости легких,

г) пиковой скорости выдоха.

10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме:

11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:

в) кристаллы Шарко – Лейдена,

12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:

в) аллергенов животного происхождения,

г) аллергенов растительного происхождения.

13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:

а) везикулярное дыхание, хрипов нет,

б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,

в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,

г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.

14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:

15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:

а) контакт с пищевым аллергеном,

б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,

в) инфекционное заболевание,

г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.

16. Транспортировка больного с приступом удушья:

б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,

в) лежа с повернутой головой на бок,

г) лежа с возвышенными конечностями.

а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,

б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,

в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,

г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.

18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме:

19. При экспираторной одышке затруднен:

20. Экспираторный характер одышки отмечается при:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *