Меню Рубрики

Методика дыхательной гимнастики при астме для детей

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение — специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.
  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное — правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе — выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

источник

Нарушение дыхательной функции является достаточно серьезным нарушением, поскольку дыхание — важный аспект жизнедеятельности любого живого организма. Дыхание — это то, что мы не контролируем осознанно. Однако, существуют заболевания, которые способны нарушить систему. Для их восстановления требуется выполнение различных упражнений и прием специальных препаратов.

При бронхиальной астме часто назначают дыхательную гимнастику, которая способствует и снижению симптоматики и улучшению самочувствия человека. Не только терапия гормональными препаратами дает улучшение протекания болезни. Медикаменты являются главным способом лечения данной патологии, однако, такие альтернативные методы, как специальное дыхание, обеспечивают стойкую ремиссию даже у тех, кто болеет уже очень давно.

Бронхиальная астма — достаточно серьезное заболевание. Однако, оно несомненно поддается лечению. Астма проявляется одышкой, кашлем. Дыхание при бронхиальной астме очень тяжелое, затрудненное. Нередко становится слишком тяжелым, что угрожает здоровью человека.

Для профилактики и лечения бронхиальной астмы врачи назначают специфические занятия для дыхания, способствующие улучшению состояния человека, помимо серьезных препаратов.

Дыхательная гимнастика — альтернативный метод для излечения недуга. Она является одним из важных методов для любого астматика.

Гимнастика для дыхания помогает улучшить общее состояние человека при астме, благодаря активизации кровообращения, улучшения работы иммунной системы и снятию стресса.

Плюсы дыхательной гимнастики:

  • Можно выполнять в любом возрасте.
  • Специальные условия не требуются.
  • Противопоказания практически отсутствуют.
  • При регулярных практиках обеспечивается длительная ремиссия болезни.
  • Улучшается вентиляция легких.
  • Снижается проявление аллергических реакций организма.
  • Восстанавливается частота и правильность дыхания.
  • Увеличивается количество кислорода в крови, а углекислого газа — снижается.
Читайте также:  Народные средства при лечении бронх астмы

Только врач сможет порекомендовать определенный комплекс действий, подобранный индивидуально для каждого человека, поэтому перед началом занятий следует обратиться к специалисту.

Помимо плюсов, занятия, несомненно, имеют свои особенности. К противопоказаниям относятся:

  • при смене погодных условий;
  • при стрессах и депрессии;
  • при вирусных инфекциях и высокой температуре;
  • воздержаться от занятий при сильном кашле.

Правильное дыхание обеспечивает улучшение состояния человека при болезни. Очень важно подбирать дыхательную гимнастику индивидуально, тем более при бронхиальной астме, чтобы не навредить организму. Занятия должны выполняться только в проветриваемом помещении, с доступом чистого воздуха. При слишком сухом и холодном воздухе ситуация может только усугубиться.

Существуют определенные правила, которых следует придерживаться во время занятий, особенно, если человек болеет бронхиальной астмой.

  • Лучше всего слушать вдохи и выдохи, основываясь на их звучании. Если человек не будет слышать звуки вдоха и выдоха, занятие будет осложнено. Поэтому проводить в тихом месте, без дополнительных лишних шумов.
  • Не разговаривать во время занятия.
  • Регулярность выполнения занятий.
  • Лучший эффект можно получить только совместно с физиопроцедурами и специальными препаратами, назначаемыми врачами при бронхиальной астме.

Правила выполнения дыхательной гимнастики

При регулярном выполнении гимнастики человек отмечает улучшение самочувствия уже через несколько занятий. Важно соблюдать все правила, чтобы не нанести вред организму.

Дыхательные упражнения имеют свою специфику, особенно для занятий при бронхиальной астме. Одни врачи рекомендуют один метод исполнения, другие — иной. Какой выбрать — может с точностью сказать доктор. Занятия направлены, прежде всего, на улучшение отхождения мокроты и снижения количества приступов у астматиков.

Дыхательная гимнастика имеет некоторые особенности исполнения при бронхиальной астме, однако у каждой техники есть общие правила. Первое правило — регулярность исполнения. Общие правила гласят, что заниматься лучше всего два раза в день для достижения наилучших результатов. Первое, что нужно сделать, встав с кровати утром — продышать поочередно каждой ноздрей. Сначала закрыть пальцем одну и сделать глубокий вдох, затем закрыть вторую и выдохнуть. Далее поменять.

Важное упражнение при бронхиальной астме — дыхание животом. Такую гимнастику часто используют йоги. Дыхание с помощью живота оказывает положительное влияние на состояние организма при бронхиальной астме.

Интересным упражнением является вдох носом, сильно выпучивая живот, как будто в нем надувается шарик. Количество повторов — до 8 раз. Еще один прием — глубокий вдох и обхватывание себя руками, будто совершается объятие. После чего необходимо постучать себя руками по спине и вернуться в положение.

Специальная уникальная методика, основанная на восстановлении голосовых связок носит название метода Стрельниковой. Часто используется для вокалистов и артистов для ускоренной регенерации после болезней.

Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой дают благоприятный эффект, благодаря общеукрепляющему действию на организм при астме и улучшению циркуляции крови в лор органах. Принципы гимнастики у взрослых: вдох с помощью носа. Выдох — мягкий и медленный, ртом. Выполняется на счет 4. Противопоказание к данному методу — заболевания глазного дна и глаукома.

Упражнений по Стрельниковой при бронхиальной астме масса. Все они направлены на улучшение дыхательной функции и регенерации тканей, с помощью улучшения кровообращения. Состояние больного улучшается и значительно снижается число приступов при астме.

Появление такой болезни, как бронхиальная астма, случается не только у взрослых. Дети тоже страдают этим недугом. Тренировки дыхания позитивно сказываются на детском организме, кроме того, они не имеют побочных явлений, в отличие от лекарственных препаратов.

Дыхательная гимнастика имеет свои особенности в исполнении для детей, болеющих бронхиальной астмой. Детям обычно сложнее контролировать свое дыхание, но можно выполнять технику в игровой форме, чтобы ребенку было интереснее.

Комплекс направлен, на произнесение определенных звуков во время дыхательных упражнений . Детям сложно выполнять движения животом, как взрослым или подъемы ног из определенного положения. Поэтому для них существует отдельный комплекс. Полезно для укрепления передней брюшной стенки выполнение таких дыхательных упражнений. Для малышей благоприятно сказывается на пищеварении.

Маленькие дети не могут длительное время выполнять дыхательную гимнастику при астме, им упражнения даются намного тяжелее, чем взрослым.

Однако, регулярные упражнения дают наилучший результат, поэтому родителям важно настроить ребенка на повседневное выполнение гимнастики.

Для усиления эффекта лекарственных препаратов врачи назначают дыхательную гимнастику. Это комплекс процедур, названных гимнастикой по Бутейко, направлен на снижение количества углекислого газа в крови и увеличение кислорода.

Метод Бутейко подразумевает полное расслабление диафрагмы при бронхиальной астме. Существует два правила по данному методу: уменьшение глубины вдоха и увеличение паузы после выдоха.

Научиться исполнять данное упражнение может каждый, однако для улучшения эффективности лучше всего получить консультацию специалиста. Он подскажет, как выполнять его правильно. После курса упражнений у человека может появиться некоторое затруднение для возвращения к привычному дыханию, поскольку требуется некоторое время для адаптации организма.

Йога-терапия оказывает положительный лечебный эффект при лечении патологии. Асаны, направленные на улучшение циркуляции крови и обеспечение клеток кислородом способствуют снижению количества приступов астмы. Йога лечит не только бронхо-легочные заболевания, она оказывает благотворное воздействие на весь организм в целом.

С помощью некоторых техник в практике можно нормализовать состояние человека при астме. Во время занятий необходимо следить за температурой воздуха в помещении. Йога должна выполняться в свободной теплой одежде, особенно при бронхиальной астме. Основу техник при бронхиальной астме, используемых в йоге, составляют несколько типов дыхания:

  • верхнее дыхание, выполняемое верхней частью легких, с помощью поднятия плечевого пояса на вдохе;
  • среднее дыхание, осуществляемое с помощью грудной клетки;
  • нижнее дыхание, которое подразумевает воздействие мышцами пресса;
  • полное, основанное на задействовании всех отделов легких.

Все занятия должны выполняться не ранее, чем через два часа после еды, но не на голодный желудок утром. Во время йоги можно применять и другие техники, например, включать дополнительную музыку, или мантры, использовать янтры и ароматические палочки. Необходимо помнить, что при бронхиальной астме разрешается использовать только специализированные гипоаллергенные палочки.

Дыхательная асана при бронхиальной астме

Одними из самых простых техник являются обыкновенные вдохи и выдохи, осуществляемые разными отделами живота и грудной клетки. Популярной позой является Ваджрасана, при которой необходимо одной рукой держаться за другую, расположив их за спиной, при этом, вдыхая, нужно производить движение назад, а на выдохе — вперед, совершая глубокий наклон.

Гимнастика обеспечивает стойкий положительный эффект при регулярных занятиях. Она оказывает не только местное действие на лор органы и легкие, но и общеукрепляющее действие на весь организм в целом. Бронхиальная астма успешно поддается лечению. Основу ее лечения составляет полный контроль над образом жизни болеющего человека. Только правильный образ жизни обеспечит снижение симптомов заболевания, вплоть до полного их исчезновения.

Люди, страдающие астмой, отмечают большое количество плюсов методики гимнастики, даже у детей, несмотря на некоторые сложности в ее исполнении малышами.

Противопоказания к проведению дыхательной гимнастики при бронхиальной астме настолько малы, что практически каждый может использовать ее для своего блага.

источник

Многие люди вне зависимости от возраста сталкиваются с диагнозом бронхиальная астма (БА). Виной тому и экологическая ситуация на планете, и постоянные стрессы. Но получить такой диагноз совсем не значит отказаться от счастливой и активной жизни. Наряду с медикаментозным лечением, квалифицированный врач обязательно порекомендует специальную дыхательную гимнастику при бронхиальной астме, которая принесет значительное облегчение больному.

С давних времен дыхательной гимнастике уделялась важная роль. К примеру, йоги считают, что правильное и «полное» дыхание — это основа душевного спокойствия, позитивной энергетики и продуктивности.

Наиболее популярные комплексы упражнений при бронхиальной астме разработаны на основе двух известных методик — врача-клинициста Константина Бутейко и оперной певицы Александры Стрельниковой.

Современные врачи отмечают, что дыхательная гимнастика для легких и бронхов Анастасии Стрельниковой до сих пор успешно используется для лечения органов дыхательной системы, а особенно обструктивных бронхитов и бронхиальной астмы. Очень часто ей пользуются исполнители и актеры с заболеваниями голосовых связок и это не удивительно. Ведь знаменитая певица выполняла эти лечебные упражнения, когда сама столкнулась с потерей голоса.

Методика Стрельниковой основана на овладении способностью дышать очень глубоко. Все упражнения включают в себя резкий вдох через нос. При этом человек должен делать какое-то движение, а затем выдыхать, но уже пассивно. Конечно, лучше начинать свое знакомство с методикой под руководством врача, но можно попробовать и самостоятельно, используя видеоупражнения.

Суть методики врача Бутейко почти противоположна, но это не мешает ей быть очень популярной в наше время. Цель дыхательной гимнастики для астматиков по методу Бутейко — дышать поверхностно и как можно реже. Врач считает, что заболевания дыхательных органов, а также аллергии происходят из-за излишней вентиляции организма. Когда мы дышим глубоко, то уменьшается концентрация углекислого газа, что, в свою очередь, приводит к спазму. Так, кислорода к органам поступает меньше и развивается кислородное голодание.

Чтобы разорвать этот порочный круг необходимо дышать поверхностно и увеличивать время между вдохами. Во время этой паузы организм будет отдыхать, а углекислый газ накапливаться. Нужно отметить, что большинство больных испытывают дискомфорт и ощущение нехватки воздуха, но спустя время это проходит, главное, не бросать тренировки.

Комплекс дыхательных упражнений по методикам Стрельниковой и Бутейко — это действенный способ борьбы с бронхиальной астмой, который рекомендуется больным уже много лет.

При регулярном повторении упражнения гарантируют вам:

  • облегчение симптомов болезни;
  • укрепление легких и бронхов;
  • насыщение клеток кислородом;
  • нормализация работы и регенерация органов дыхания;
  • очищение бронхов от слизи;
  • улучшение мышечного тонуса не только бронхов и легких, но и всего организма;
  • уменьшение аллергических реакций и количества спазмов.

Обобщив все пункты, можно сказать, что систематические занятия дыхательной гимнастикой помогут значительно снизить степень тяжести заболевания, а также улучшить отхождение мокроты и сократить число обострений, а это очень важно для улучшения качества жизни человека.

Упражнения показаны большинству больных БА, однако, есть и противопоказания:

  • обострение болезни;
  • острое инфекционно- воспалительное заболевание, которое сопровождается повышением температуры тела;
  • обострение любой хронической инфекции в организме;
  • сердечно-легочная недостаточность;
  • неподходящие погодные условия (слишком жарко или, наоборот, очень холодно).

Разные врачи разработали различные методики. Давайте рассмотрим наиболее популярные упражнения по методике Бутейко:

  1. Дышим поверхностно: вдох, выдох, 5 секунд перерыв, 10 раз.
  2. Массажируем нос кончиками пальцев, при этом задерживаем дыхание, 1 раз.
  3. Дышим сначала правой ноздрей, затем левой, 10 раз.
  4. Делаем вдох и выдох по 7.5 сек, паузу 5 сек. На вдохе живот втягиваем, на выдохе — выпячиваем, 10 раз.
  5. Выполняем 12 глубоких вдохов за минуту, на каждый вдох по 5 сек, 1 раз.
  6. Делаем перерывы между вдоха больше — 5 сек на вдох-выдох, 5 сек пауза, 4 раза по 60 секунд.
  7. Максимально задерживаем дыхание. Сначала в спокойном положении, затем сидя, затем при ходьбе и приседаниях.
  8. Заканчиваем занятие серией поверхностных вдохов и выдохов.

Дыхательные упражнения по методике Стрельченко характеризуются тем, что включают в себя не только дыхание, но и физическую активность. Со стороны это выглядит это как обычная зарядка с правильным дыханием. В некоторых упражнениях используется звуковое сопровождение (проговаривание звуков) и спортивный инвентарь, например, большие надувные мячи. Вот самые популярные упражнения:

  1. «Доброе утро» — выполняем утром, лежа в постели. Подтягиваем колени к груди, делаем медленный выдох ртом, затем выпрямляем колени.
  2. «Объятия» — становимся на носки, руки в стороны, делаем наклон вперед. Затем делаем глубокий выдох и в это же время скрещиваем руки на груди, как бы обнимая себя. Делаем вдох и возвращаемся в исходное положение.
  3. «Ладошки» — становимся прямо, сгибаем руки в локтях, поднимаем их параллельно грудной клетке (ладони должны быть разжаты). Делаем четыре резких выдоха носом и одновременно сжимаем ладони.
  4. «Погончики» — ноги на ширине плеч, руки на талии, сжаты в кулаки. Делаем вдох через нос и выпрямляем руки, как будто кидаем какой-то предмет вниз. Выдыхаем и возвращаемся в начальное положение.
  5. «Вдох-выдох» — становимся прямо, немного наклоняем корпус вперед, подбородок прижимаем к груди. Делаем короткий резкий вдох через нос, немного распрямляемся и выдыхаем.

Заниматься дыхательной физкультурой с детьми, которые больны астмой, не просто можно, а очень даже нужно! Ведь если начать борьбу с болезнью как можно раньше, то справиться с ней получится быстрее. Лечебные дыхательные упражнения разрешены детям с трех лет, но обязательно под контролем врача.

Специалист подскажет родителям, как заинтересовать ребенка, как правильно выполнять те или иные упражнения в игровой форме. Маленьким деткам нужно объяснить, как дышать через нос, а также научить задерживать дыхание.

Главное в занятиях с ребенком — не ускорять процесс, не нервничать и быть в хорошем настроении. Чаще всего залог успеха в борьбе с болезнью — это позитивный настрой и уверенность в своих силах.

источник

Дыхательная гимнастика при астме помогает укрепить организм без опасности спровоцировать удушье. Специальные упражнения повышают тонус, укрепляют систему дыхания и существенно снижают среднее количество астматических приступов в месяц.
Хотя лечебная гимнастика не может заменить медикаментозную терапию, она отлично справляется с ролью вспомогательного средства. И детям, и взрослым, страдающим от астмы, следует регулярно заниматься хотя бы по одному из общеизвестных курсов. Хорошо, если вы выучите не только стандартные движения, но и методики, помогающие восстановить дыхание при приступе: у вас появится помощь облегчить свое состояние даже в ситуации отсутствия ингалятора или противоаллергических препаратов.

Прежде, чем начать выполнять даже простейшие дыхательные упражнения при бронхиальной астме, убедитесь в отсутствии факторов, способных спровоцировать очередной астматический приступ. Занятия необходимо отложить в любом из следующих случаев:

  • Острый приступ удушья, характеризующийся постоянным сухим кашлем. Болезненное покашливание не может прекратиться из-за сильного спазма в бронхах. Устраните его медикаментами, а затем дайте своему организму отдохнуть – занимайтесь только после паузы.
  • Одышка, сбивчивое дыхание. Эти состояния провоцируются длительными забегами, интенсивной ходьбой, а иногда – пережитым стрессом. Успокойтесь, отдышитесь, проверьте пульс. Если Вы чувствуете себя подавленно, то одышка может возвращаться снова и снова, поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы оказаться в более благоприятной психологической ситуации. Нет такой возможности? Задумайтесь об альтернативных нагрузках. К примеру, йога при астме позволяет научиться контролировать дыхание без опасности усугубления симптомов заболевания.
  • Неблагоприятные погодные условия (если Вы занимаетесь на свежем воздухе). Холод, ветреная погода, удушливый зной, сырость – дополнительные угрозы для больного с астмой. В такие дни даже на простых прогулках следует сохранять повышенную бдительность. Если Вы не хотите переносить тренировку, выполняйте упражнения дома или в спортзале.
  • Душное помещение (для занятий внутри). Хорошая вентиляционная система или регулярное проветривание – неважно, как Вы этого добьетесь, но в зале должно быть достаточно свежего воздуха. Если помещение не проветривается, в нем скапливаются частицы кожи и пота, воздух быстро становится влажным. Следите за микросредой, иначе эффект от занятий будет обратным.
  • Острые заболевания дыхательной системы, как текущие, так и недавно перенесенные. Стандартные упражнения при бронхиальной астме не предполагают перегрузок, но некоторые усилия приложить все же придется. Если организм уже нагружен борьбой с болезнью, стоит дать себе выздороветь и дождаться завершения восстановительного периода.
Читайте также:  Умирают ли от приступов астмы

Поскольку гимнастические программы для астматиков рассчитаны на пациентов с любым уровнем физической подготовки, Вам не придется навсегда отказываться от тренировок из-за хронических заболеваний, индивидуальных особенностей физической подготовки и т.д. Как видно из списка выше, все противопоказания легко устранимы: в некоторых случаях необходимо сменить условия для занятий, в других – просто немного подождать.

Гимнастика при бронхиальной астме подразделяется на различные «школы» и ответвления: комплексы для детей и взрослых, программы от разных авторов и т.д. Следующие правила необходимо соблюдать при выполнении укрепляющих упражнений любого направления:

  • Дышите ртом, если нет противоположной инструкции. Так вы не только укрепите дыхательный аппарат, но и защитите себя от попадания выделений носоглотки в чувствительные бронхи. Пользуйтесь носовым дыханием только в том случае, если это специально указано в технике выполнения упражнения.
  • Откажитесь от глубоких вдохов. Забудьте обо всех рекомендациях в духе «дышите полной грудью». Любой комплекс дыхательных упражнений при астме выполняется на т.н. «поверхностном» дыхании, безопасном для пациентов, склонных к частым приступам удушья.
  • Совершайте движения сразу после вдоха, но до выдоха. На момент выполнения упражнения дыхательная система должна находиться в состоянии покоя. Это правило особенно актуально, если Вы страдаете от очередного астматического осложнения, и количество мокроты в бронхиальной системе повышено.

И помните: упражнения при астме дают максимальный положительный эффект только в результате регулярных тренировок. Количество подходов, как и оптимальную частоту занятий, можно обсудить с лечащим врачом.

Одобренная специалистами дыхательная гимнастика при бронхиальной астме доступна как детям, так и взрослым пациентам. Возрастного барьера здесь нет. Стандарты тренировок общие для всех: после принятия пищи необходимо подождать час-полтора, во время занятий нужно следить за своими ощущениями, при появлении недомогания – немедленно сообщить врачу.
Наибольшее распространение получили комплексы, разработанные Стрельниковой. На них и стоит сделать упор: в долгосрочной перспективе именно они дадут максимальный результат. Остальные техники могут выступать в качестве дополнительной стимулирующей нагрузки. Обучая ребенка дыхательной гимнастике любого типа, не забывайте, что для детей с бронхиальной астмой на первых порах желательны групповые занятия. В компании сверстников малыш быстро освоит упражнения для индивидуального выполнения дома под присмотром взрослых.

Если у Вас или Ваших близких диагностирована бронхиальная астма, то дыхательная гимнастика обязательна к освоению и регулярному выполнению. Чем быстрее вы включите в свою жизнь комплекс упражнений, тем быстрее получите первые результаты. Особое значение имеет дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме, позволяющая успокоить организм во время приступа.
Следующие движения выполняются при любом уровне физической подготовки. Они подходят как для облегчения дыхательной функции при удушье, так и в качестве профилактической меры:

  • «Насос». Встаньте прямо, ноги чуть уже, чем в положении по ширине плеч. Возьмите в руки продолговатый предмет – например, свернутую в трубочку газету. Если стоять тяжело, сядьте, обопритесь руками о колени для поддержки, но ноги расставьте так же. Выполните плавный прогиб к полу, округляя спину в процессе. Спина и шея должны быть расслаблены, голова – опущена, но не провисает. Оказавшись в нижней точке, резко и шумно вдохните воздух носом до 4 раз. Затем поднимайтесь в исходное положение. В верхней точке быстро и энергично выдохните ртом. Повторите 8-10 раз в частом, спокойном, ритмичном темпе, затем еще 10 раз. Двух подходов достаточно для начинающих и детей. Если чувствуете себя уверенно, можете выполнять упражнение по 3 подхода.
  • «Наклоны». Исходное положение – легкий наклон вперед с опущенной головой, руки согнуты в локтях. Выполните сильный, быстрый вдох и начинайте постепенно выпрямляться. В процессе подъема выталкивайте воздух из груди легкими, спокойными выдохами – до трех за движение. После второго подъема отдыхайте в течение 4-7 секунд, затем продолжайте. Упражнение не имеет четкой продолжительности: выполняйте его до тех пор, пока чувствуете себя комфортно, но не более четверти часа. Если чувствуете усталость при вдохе в нижней точке, замените исходное «стоячее положение»: сядьте на стул, округлите спину, обопритесь локтями на колени, затем выполняйте движение согласно обычной инструкции.
  • «Обнимаем плечи». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на одном уровне с плечами, слегка разведены, ладони повернуты к лицу. Резким движением сведите руки, не опуская их, так, чтобы одна рука коснулась противоположного плеча, а другая – ушла под противоположную подмышечную впадину. Руки сводятся одновременно, в момент выполнения движения обязателен быстрый, глубокий вдох, на расслаблении – выдох. Если чувствуете себя уверенно, дышите носом на вдохе.

Гимнастика Стрельниковой при астме позволяет проработать «носовое» дыхание, поскольку механика движений практически полностью исключает опасность попадания мокроты в бронхи. Тем не менее, первые занятия лучше проводить с инструктором, чтобы избежать ошибок при привыкании к новым упражнениям.

Основные упражнения можно и нужно перемежать дополнительными занятиями. Так Вы быстрее привыкните к правильным ощущениям на вдохе и выдохе, и научитесь дышать наиболее полезным образом. Следующие техники позволяют снизить количество астматических приступов и оптимизировать дыхательную систему:

  • Занятия по Бутейко. Упражнения направлены исключительно на развитие дыхания, выполняются стоя или сидя. Методика заключается в чередовании поверхностного носового дыхания с медленными и глубокими вдохами, при этом вырабатывается привычка к правильному дыхательному темпу. Первые занятия обязательно проводить под наблюдением врача или инструктора. Взрослый, получивший профессиональные рекомендации, может обучать технике дыхания детей после того, как освоит ее сам.
  • Звуковая гимнастика. При бронхиальной астме крайне важно научиться плавно выдыхать. Пение гласных и произнесение определенных согласных на выдохе способствует освоению данного навыка. Методика лучше всего подходит детям, но рекомендуется и взрослым – для стабилизации самочувствия и хорошего настроения. Втяните воздух носом, затем продолжительно пропевайте гласную или тяните согласный звук, стараясь опустошать легкие ровным потоком. Повторите. Для разогрева следует начинать с гласных, затем переходите на наиболее легко тянущиеся согласные (р, с, з), завершайте шипящими (ж, ш, щ).

Специальные тренажеры также могут повысить глубину вдоха, но чрезмерно увлекаться ими не следует: легко перенапрячься. Общий объем занятий в любом из направлений не должен превышать часа-двух в сутки. Как правило, лечебная физкультура занимает не более 20-40 минут – такой нагрузки достаточно для профилактических упражнений.

Сочетайте выбранную методику с приемом лекарств и обычными физическими нагрузками, и астматические приступы сведутся к минимуму. Если же удушье застанет врасплох, повторите одно из выученных движений для облегчения своего состояния. Есть ли у Вас любимые лечебные упражнения, и доводилось ли Вам использовать их для нейтрализации приступа? Ответы присылайте в комментарии.

источник

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
— улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
— улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
— улучшение и нормализация внешнего дыхания
— улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
— увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
— десенсибилизация организма ребёнка
— нормализация основных нервных процессов
— предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
— повышение неспецифической сопротивляемости.

Читайте также:  Лекарство от астмы тайлед

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков «О», «А», «У», «И», чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков «Д», «З», «Р», «Г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 — наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 — вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 — наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад — в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 — упор присев (мощный выдох). 2 — толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 — подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить «с-с». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 — повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук «м-м». Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 — руки опустить вниз.
3 — плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 — вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук «ф-ф». Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 — поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 — медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук «с-с». Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 — медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 — медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить «у-у-ух» до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 — руки с мячом к груди (вдох). 3-4 — толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха «б-р-у-ух». Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 — руки вверх за голову (вдох). 3-4 — бросок мяча вперёд с громким произнесением «ж-ж-о-х». Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте — 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 — руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: «м-м-м». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 — руки вперёд (вдох). 2-3 — наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: «з-з-з». Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 — вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 2 — вернуться в и.п. – вдох. 3 — наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 4 — и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 — вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: «п-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 — вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) — выдох. 2 — вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: «б-а-х-х». Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 — подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 — медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: «о-х-х-х». Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос — 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос — 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 — руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 — медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 — вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: «ф-ф-ф».
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение «Маятник»
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 — ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение «Тачка»
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *