Меню Рубрики

Методика лечения астмы толкачева

Число больных с заболеваниями органов дыхания стремительно растет. Причем во всех возрастных группах. Ухудшившаяся в последние годы экологическая обстановка негативно сказывается на возможностях человека адаптироваться к окружающей среде.

Наряду с острыми воспалительными реакциями дыхательных путей наблюдается тенденция к все большей хронизации процесса в бронхах и легких. Первое место занимают хронический бронхит, бронхиальная астма и большая группа других аллергических заболеваний органов дыхания. Потому понятен интерес людей к появляющимся время от времени в печати сообщениям о том или ином «новом чудодейственном» методе лечения легочных болезней.

Дышать по Бутейко, или по Стрельниковой, или лучше по Толкачеву? Письма с такими вопросами часто приходят в журнал «Здоровье». И редакция решила за «круглым столом» обсудить, как помочь больным облегчить их состояние, комфортнее чувствовать себя, избежать рецидивов болезни.

А. Г. ЧУЧАЛИН, академик АМН СССР, заведующий кафедрой госпитальной терапии 2-го Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова, вице-президент АМН СССР:

— Рецепта мгновенного исцеления от легочных заболевании нет. Поэтому мы призываем людей учиться понимать и знать себя, глубже анализировать состояние своего здоровья и ни в коем случае не преувеличивать значения какого-то одного метода.

Нужна система профилактики, лечения и реабилитации больного, следование которой в течение длительного времени помогло бы справиться с недугом. Для каждого человека она должна быть индивидуальной, в зависимости от характера его заболевания.

Не может всем без исключения помочь ни метод Стрельниковой, ни метод Бутейко. Ведь у одного больного преобладают бронхоспастические реакции, у другого — реакции, связанные с накоплением бронхиального секрета в дыхательных путях.

Одному требуется тренировка мускулатуры, обеспечивающая акт вдоха, а второму — акт выдоха и так далее. Так что порекомендовать больному дыхательные упражнения может только врач, который его наблюдает.

В порядке самокритики скажу, что мы — врачи, видимо, не всегда умеем убедить пациента заниматься дыхательной гимнастикой, а ведь она основа основ и профилактики, и лечения, и реабилитации заболевшего.

Давайте сначала подробнее поговорим о дыхательной гимнастике. Ведь давно установлено, что вдох не должен быть глубоким и форсированным. Мы рекомендуем задерживать дыхание после вдоха — именно в этот момент происходит интенсивный газообмен. Потом человек выдыхает углекислоту — снова нужна пауза.

На людей с неврозоподобными состояниями такой контроль за своим дыханием, переход с частого на нормальный ритм или даже на уреженный ритм дыхания сам по себе оказывает мощное психотерапевтическое воздействие, позволяет снять нежелательный синдром гипервентиляции. Это особенно важно для детей, да и для пожилых.

С. Ю. КАГАНОВ, профессор Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР:

— Сейчас хронические болезни помолодели астма диагностируется даже у детей первого года жизни. 1,5-2% детей в момент приступа астмы умирают, а ведь еще недавно говорили, что астма — болезнь долголетних. Лечебная физкультура и массаж, если их делать систематически, дают хороший эффект.

Мы знаем отдаленные результаты лечения детей по общепринятым методикам: к совершеннолетию они избавляются от приступов астмы в 45-50% случаев. Остальные больные продолжают лечение.

Но меня очень беспокоит, что некоторые родители, не задумываясь над тем, что могут навредить ребенку, следуют рекомендациям людей, не имеющих медицинского образования, не знающих особенностей детского организма.

А. Н. КОКОСОВ профессор ВНИИ пульмонологии Минздрава СССР, Ленинград:

— Когда человек здоров, он дышит как дышится. А вот когда заболел. Что лежит в основе астматического бронхита или бронхиальной астмы? Гиперреактивность бронхиального дерева. И мы учим больных сдерживать дыхание, дышать тихо, незаметно, чтобы не вызывать кашель, а затем приступ.

А если взять бронхит, бронхоэктазы и другие нагноительные, воспалительные заболевания, здесь кашель — друг. И дыхательная гимнастика другая: дренажная направленная на то, чтобы разжижать, откашливать секрет.

Ее нужно делать регулярно, 2-3 раза в неделю, не менее 2 часов, на фоне гидратации (регулярного приема жидкости), приема отхаркивающих средств, «пыхтения», то есть искусственного затруднения дыхания на выдохе, что лучше очищает бронхи от секрета.

Для больных эмфиземой, хроническим бронхитом решающее значение имеет образ жизни. Отказ от курения, комплекс дыхательной гимнастики, физической реабилитации, ходьба, бег, закаливающие процедуры, безусловно, положительно скажутся на улучшении состояния здоровья, и прежде всего дыхательной системы. Все это больные могут делать самостоятельно.

В нашем реабилитационном центре, который существует в Ленинграде 15 лет, подготовлена и вышла уже двумя изданиями книга для среднего медицинского персонала «Лечебная физкультура в реабилитации больных с заболеваниями легких» (1981, 1984 гг.). Многие наши пациенты успешно ею пользуются.

Е И. СОРОКИНА, доктор медицинских наук (Всесоюзный научный центр медицинской реабилитации и физиотерапии Минздрава СССР):

— Сейчас очень многие увлекаются дыханием по Стрельниковой. Мы у себя в институте проверяли эффективность этого метода. Преимуществ перед классической дыхательной гимнастикой не обнаружили. Мало того, были зарегистрированы даже случаи обострения бронхиальной астмы.

А вот при хроническом бронхите парадоксальную гимнастику Стрельниковой можно использовать более широко.

Вообще занятия дыхательной гимнастикой — это нелегкий труд. Он требует от пациента большого терпения и разумного подхода. Ведь у больных функция внешнего дыхания нарушена, и во время тренировок, если они слишком интенсивны, организм будет испытывать дефицит кислорода.

Я прочитала в книге Б. С Толкачева что большие физические нагрузки давать больному нужно даже в период острого бронхита или ОРВИ. А мы убеждены, что тренировать резервные возможности дыхания сердечно-сосудистой системы, иммунитета физиологичнее все же в период ремиссии.

Страдающим легочными заболеваниями мы советуем шире пользоваться климатолечением, причем в том регионе, где живет больной. Любой климат подходит для тренировки дыхания, снижения гиперреактивности бронхов.

Только, на наш взгляд, важно во всем соблюдать постепенность: начинать с воздушных ванн сначала в комнате, потом на балконе, сначала полу-, потом полностью обнаженным, при температуре до 16-18°С.

Контрастные ванны лучше начинать с ножных. Перепад температур — 5, 10, 15, 20°С.

Настоятельно рекомендуем летом ходить босиком по росе. В любую погоду совершать прогулки на воздухе в темпе, не учащающем дыхание. Полезно пребывание на берегу моря, у водопада возле запруды на реке, на палубе парохода, катера.

Рекомендуем также лечение скипидарными, терпинными, хвойными ваннами.

Н. А. ДИТКОВСКИЙ, доктор медицинских наук (Московская городская клиническая больница № 7):

— Я бы хотел добавить к сказанному несколько слов о пользе трав. Это особенно важно для больных, у которых лекарственные препараты вызывают аллергию. Учитывать приходится и сопутствующие заболевания, и характер легочной патологии. В общем, тут тоже важен индивидуальный подход.

Если у больного ведущие механизмы заболевания аллергические, повышена реактивность бронхиального дерева, то ему может помочь примерно такой набор трав: череда, трехцветная фиалка, шиповник, багульник, мята. Плюс травы, корректирующие состояние желудка и кишечника.

Если преобладают воспаление, выделение мокроты, лучше воспользоваться другим набором трав: мать-и-мачеха, шалфей, эвкалипт, зверобой, фенхель. Пить отвары надо постоянно, год-полтора, уменьшая или увеличивая дозу в зависимости от состояния.

В результате удлиняются ремиссии, урежаются обострения, укрепляются защитные силы организма даже без специальной медикаментозной коррекции иммунитета.

Б. Ч. ОГАЙ, кандидат медицинских наук (поликлиника МСЧ Автозавода имени Лихачева):

— В лечении бронхиальной астмы уже давно врачи применяют иглорефлексотерапию. Она позволяет уменьшить дозы лекарственных препаратов или вообще отказаться от них.

Но в восточной медицине веками накапливались традиции и своего рода самолечения: самомассаж рефлекторных зон и точек, дыхательная гимнастика, физические упражнения, регулярное выполнение которых позволяет сохранять достаточно хорошее самочувствие работоспособность, сопротивляемость болезням.

Для начала хорошо бы каждому пациенту проконсультироваться у рефлексотерапевта, освоить с ним основы массажа и дыхания, а потом уже регулярно этим заниматься.

Мы учим пациентов активно включаться в процесс дыхания сразу после сна, еще не вставая с постели. Во время сна в газообмене участвует одна треть резервной мощности дыхательного аппарата, во время бодрствования — две трети, а при нервно-физических нагрузках и в экстремальных условиях — полностью. Вот и надо подготовить свои легкие и бронхи к активной работе.

Причем мужчинам мы советуем освоить и женский тип дыхания — грудной, а женщинам — брюшной, диафрагмальный. И говорим: делайте вдох на 3 счета, пауза на 2 счета, выдох — на 4 и снова пауза на 2.

Подышите, лежа на спине, на боку, потом сидя. А там и вставайте, начинайте утреннюю зарядку.

Н. Д. СЕМЕНОВА, медицинский психолог (факультет психологии МГУ):

— Больной человек — это целый мир.

Выходя из клиники, где его лечили, он возвращается в свою обычную жизнь с ее жесткими требованиями, нагрузками.

Здоровым он себя не считает, долго оставаясь в позиции «я болен», замыкается в себе, «баюкает» свою ослабленность.

А больной должен уяснить, что черты его характера, его настроенность тоже влияют на ход болезни, на восстановление сил.

И помогут ему это осознать психотерапевт, специалисты центров реабилитации, где пациент сможет освоить и приемы аутотренинга.

И чем активнее он будет заниматься этим, тем скорее наступит реабилитация.

Н. К. БЫКОВА, ассистент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института, руководитель группы физической реабилитации:

— Три года я работаю по методу Толкачева с группой больных (от 17 до 60 лет), страдающих бронхиальной астмой средней и тяжелой степени. Прежде всего врачи и методисты обучили их самомассажу лица и грудной клетки.

В момент удушья или обострения несложные приемы аутомассажа носа, грудной клетки оказались очень эффективными. Отдаленные результаты трехлетнего наблюдения за группой так называемых неперспективных больных, активно занимающихся самомассажем, не могут не радовать.

Кроме того, наши больные выполняют комплекс дыхательных упражнений, стимулирующих диафрагмальное дыхание и другие физические упражнения, включая ходьбу и бег.

— Извините, я перебью. Я бывал на занятиях у Натальи Константиновны и окончательно убедился: каждый метод выживает на энтузиастах. Представьте себе наших пациентов: они сипят, кашляют, сбиваются с бега, но стараются.

Наталья Константиновна учитывает возможности каждого, кoro-тo подбадривает, кого-то останавливает. Вы знаете, на меня это произвело впечатление, может, даже большее, чем участие наших спортсменов на Олимпийских играх.

Там это тренированные атлеты, а здесь вот такие люди. И они так работают над собой только в присутствии заинтересованного лица, они идут за энтузиастом. Сами они были бы неспособны на подобные подвиги.

Тогда мне впервые пришла мысль: чтобы такая реабилитация проводилась повсюду, должны быть организованы своеобразные клубы для больных, такие, например, как «Астма-клуб» в Англии.

— В комплексе реабилитационных мер применяем и закаливание холодной водой: либо контрастный душ, либо контрастное обливание. Больные тратят на все 2 часа в день: на массаж, гимнастику, ходьбу, закаливающие процедуры. Это самостоятельно.

На стадионе встречаемся 2 раза в неделю, где нагрузки у каждого индивидуальные. На базе 57-й клинической больницы проводим этапные обследования функции внешнего дыхания, состояния сердечно-сосудистой системы тесты с физической нагрузкой.

Собственно, эти 3 года мы не очень-то увеличивали нагрузки, у всех была оптимальная поддерживающая тренировка, которая позволяет моим подопечным с минимумом лекарств чувствовать себя обыкновенными и если не совсем здоровыми, то почти здоровыми людьми.

Мы не вылечиваем больного, но за 3 года сокращаем прием лекарств на 80% — я считаю, это очень хорошо. У меня были больные которые пользовались ингалятором по 17 раз в день, сейчас 1-2 раза.

Думаю, надо быстрее создавать в стране центры реабилитации легочных больных, где бы совместно работали пациент, врач и методист.

— По холодовым нагрузкам дискуссия, я считаю, еще не закончена. Это требует основательного изучения, научного обоснования, эксперимент пока отрабатывается, и мы не можем сегодня рекомендовать холод так широко, как дыхательную гимнастику, самомассаж и другие элементы метода Толкачева. Самое ценное в этом методе — система.

Его авторы не только сформулировали полезные рекомендации, но и учат больных, как преодолеть безразличие и неверие в силу физической активности. Гуманизм нашей профессии и должен проявляться в системах, которые мы предлагаем больному.


Гимнастика по Толкачеву ПОДРОБНЕЕ >>>

Б. С. ТОЛКАЧЕВ, доцент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института:

— Здесь говорили, что нельзя нагружать больного в остром периоде. Но у нас за 12 лет применения метода накоплена огромная статистика, убеждающая в обратном. Нас поддерживаете и вы, Александр Григорьевич, и другие ученые.

Комплексный подход к реабилитации больного — самомассаж, активная лечебная физкультура, холод — дает, по нашим наблюдениям, хорошие результаты и в остром периоде болезни, и при появлении предвестников заболевания, и при хронических процессах.

А коль скоро метод хорошо работает в самых разных ситуациях, его нужно популяризировать. Я готов рассказать о нем подробно на страницах «Здоровья». К сожалению, моя книга «Физкультурный заслон ОРЗ», защищенная предисловием даже медицинских лидеров, не нашла, на мой взгляд, должного понимания и интереса у практических врачей на местах.

По-прежнему они считают, что я, не медик, берусь не за свое дело. А на стадион «Трудовые резервы» в Москве где мы с Ниной Константиновной работаем с группой, идут и идут больные люди, они ждут нашей помощи.

— Борис Сергеевич прав, мои коллеги еще часто с трудом воспринимают новые непривычные идеи, тем более, если они исходят не от медиков. Но в том и должно состоять наше искусство, чтобы шелуху и непрофессионализм отмести, а взять на вооружение рациональное зерно. Оно в методике Толкачева есть.

B. Е. НОНИКОВ, кандидат медицинских наук (4-е Главное управление при Минздраве СССР):

— Заболевший человек по неопытности делает много ошибок. Первая ошибка ограничивает физическую активность.

Вторая ошибка: переходит почти к «субтропическому» тепловому режиму, а нужен свежий воздух. Я спрашиваю больного: когда вы ложитесь спать, нет ли такого положения при котором появляется кашель и отделяется мокрота? Да, есть. И что вы делаете? 9 из 10, вместо того чтобы сказать: стараюсь остаться в этом положении и как следует откашляться, отвечают: переворачиваюсь на другой бок, чтобы кашель не беспокоил.

Вот и третья ошибка: больные не имеют элементарного представления ни об анатомии и физиологии больного органа, ни о том, как протекает болезнь и как надо с ней бороться.

Все усилия больных, направленные на тренировку дыхательных мышц, можно только приветствовать. Чтобы они осознанно подходили к занятиям, разъясняю каждому: редкое дыхание эффективно, а частое — вентилирует преимущественно мертвое пространство легких.

При обструктивных заболеваниях легких особенно эффективна гимнастика с сопротивлением на выдохе. Мы у себя в отделении придумали нехитрое устройство, им можно пользоваться и дома: трубочку из любого материала погрузить в воду, налитую в сосуд высотой 10-15 сантимеров, и через нее выдыхать.

Во время выдоха воздух идет через воду с сопротивлением не только по прямому направлению вдоль бронха, но и по направлению на стенку бронха. При этом мокрота как бы выдувается, быстрее отделяется от слизистой оболочки, легче откашливается.

Позиционная гимнастика эффективна в сочетании с массажем грудной клетки. Стоит один раз потратить час-два на поиск дренирующего положения, чтобы найти его и потом за 5 минут ежевечерне и ежеутренне откашливать мокроту.

Заключая, скажу, что больной с помощью врача может выработать необходимый ритуал жизни, помогающий лучше себя чувствовать. В самых общих чертах, например, такой: не снижая физической активности не кутаясь, соблюдать определенный режим дня.

Скажем, утром проснулся — выпил стакан горячей воды, принял назначенный врачом бронхолитак, сделал позиционный дренаж, откашлялся, 30-40 минут посвятил гимнастике, водным процедурам.

Читайте также:  Кому дают инвалидность детям при бронх астме

В течение дня нужно несколько раз повторять свои дыхательные упражнения. А перед сном — снова сделать позиционный дренаж.

С. А. ШАПОВАЛОВ, автор научно-популярной книги «Записки учителя физкультуры»:

— В лечебной физкультуре определяющее место ныне занимает методика, ориентированная на объем физиологических нагрузок. Такая методика может быть эффективна и безвредна только при строгом контроле врача и методиста то есть в условиях либо стационара, либо поликлиники.

В тех случаях, когда люди занимаются самостоятельно, критерием может быть только самочувствие человека. Почувствовал, допустим, больной бронхиальной астмой, что после десяти минут бега трусцой он перестал задыхаться — упражнение необходимо прекратить.

Передозировка для нездорового человека опасна. Именно ориентация в свое время на «объемную методику» привела к тому, что бег вызывал тяжелые последствия.

— Итак, мы обсудили много проблем. Встреча была полезной и для читателей журнала «Здоровье», и для нас, врачей. Мы еще раз убедились, что говорить с больным о простых вещах тоже надо учиться.

Мне приятно проинформировать вас что отечественная промышленность начала серийный выпуск комплекта устройств для регуляции дыхания и аэрозольтерапии. Аппарат позволяет направленно увеличивать сопротивление как на вдохе, так и на выдохе, менять режим, чтобы «научить» больного правильно дышать.

Достоинств у искусственного регулятора дыхания много, и главное в том, что его можно применять и для лекарственной, и для немедикаментозной терапии. В первую очередь устройствами будут оснащены центры реабилитации.

Е. Ю. МОНАКОВА, сотрудница отдела медицинской техники Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии, демонстрирует комплект устройства для регуляции дыхания и аэрозольтерапии.

Беседу за «круглым столом» записала Н. МОРОВА.

По материалам журнала «Здоровье» 01.1989 г.

источник

Гимнастика по Б. С. Толкачеву

Известный московский специалист по физической культуре, ученый-педагог Б. С. Толкачев предложил простую и эффективную методику лечения бронхитов и бронхиальной астмы, пневмоний и бронхоэктатической болезни.

Суть приемов, предложенных Б. Толкачевым, заключается в сжатии грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому приемы называются «выжиманием». Они значительно улучшают дренажную функцию бронхов и способствуют более быстрому очищению дыхательных путей от мокроты.

Взрослые и подростки выполняют их самостоятельно, малышам требуется помощь взрослого.

Гимнастика Любая система физических упражнений, если она применяется правильно, способствует развитию мышц, укреплению здоровья и повышению жизненного тонуса.Приведем несколько комплексов восточной гимнастики. Перед выполнением упражнений йоги обычно совершают

Гимнастика для ног Гимнастика для ног призвана, с одной стороны, расслабить мышцы ног, с другой – повысить их тонус и восстановить структуру. Такие простые упражнения, не требующие никакой специальной подготовки, способствуют ускорению кровообращения и предупреждают

Био-гимнастика Био-гимнастика – это современная разработка тренеров, которые поддерживают движение «зеленых». По их мнению, вегетарианство и эта гимнастика помогут сделать человека более совершенным: тело будет упругим и стройным, как стебель бамбука, а душа

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРИОДОВ ОБОСТРЕНИЯ БОЛЕЗНИ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

Гимнастика В этом возрасте малышу нужно создать условия для вставания – доступную опору.Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула, натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса, турничок

Гимнастика Хорошо ползать поможет следующее упражнение в ванне : положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Вода будет поднимать ребенка под животик, заставляя встать. Будьте при этом очень внимательны, чтобы кроха не наглотался воды и не

Гимнастика Упражнение 33 И. п. ребенка – стоя на твердой поверхности.Для выполнения упражнения понадобятся кольца.Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Подержите ребенка в таком положении 1–2 секунды и, снова

Гимнастика Упражнение 34 Парение на животе с упором в живот родителей. Уприте ноги ребенка в ваш живот, а свои ладони подведите под его таз и область живота. Приподнимите малыша над столом, поддерживая его под животик. Ребенок прогнется и с удовольствием будет висеть,

Гимнастика Качайте малыша на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом». Такие игры развивают чувство равновесия, и ребенок начинает контролировать свои движения. Под ритмичную потешку или музыку покачивайте сына или дочку вверх-вниз.

Гимнастика Упражнение 35 Возьмите ребенка под мышками и поставьте на стол, уперев стопами в его поверхность. Ноги должны быть прямыми. Слегка согните его ноги – малыш начнет «пританцовывать» или переступать ногами на месте. Задержитесь в этом положении на 5–7 секунд,

Гимнастика Приготовьте «полосу препятствий» , через которую малышу предстоит проползти. Для этого разные предметы расположите так, чтобы он мог ползти и над ними, и под ними, и вокруг них. А именно: положите на пол несколько подушек для ползания по ним; поставьте ребенка у

Гимнастика Пора форсировать обучение ходьбе и умению держать равновесие. Если вы решили потренироваться дома, возьмите легкий стул и покажите малышу, как его толкать перед собой, передвигаясь по дому. Пока он будет перемещать стул, читайте ему стишок: Вот я сам иду, иду,

Гимнастика Сейчас нужно обратить особое внимание на укрепление мышц рук и ног ребенка, развитие его двигательной активности.Положите малыша на коврик, затем приподнимите ножки ребенка с пола – пусть он попробует походить на одних руках. Потом возьмите малыша за руки,

Гимнастика Ходьба на четвереньках замечательно укрепляют все мышцы туловища, рук и ног, развивают координацию движений. Научите ребенка подражать ходьбе различных животных.Собачка. Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.Бычок. Малыш ходит на

Гимнастика Когда я решила изменить свой образ жизни, чтобы почувствовать себя лучше, то просто заставила себя делать утреннюю гимнастику. Знаете, я раньше думала, что это не для меня, что заниматься чем-то утром, раньше вставать — это что-то ужасное, что я не смогу. Однако я

источник

Профилактика простудных заболеваний по методу Бориса Толкачева

Толкачев Борис Сергеевич – педагог и тренер, доцент кафедры физического воспитания, автор методики закаливания организма человека, по которой более 30 лет работает сам и многие его соратники.

Физическая активность и закаливание – вот основа методики закаливания, которая включает физические упражнения, низкотемпературные водные процедуры, воздушные ванны, массаж и другие средства. Она помогает тренировать диафрагмальное дыхание, укрепляет организм, ослабляет болезнь; помогает преодолеть полную незащищенность человека перед любой инфекцией верхних дыхательных путей и бронхолегочного аппарата, перед сквозняками и холодовыми раздражителями.
Средства физической культуры и гигиенические мероприятия, применяемые в профилактике ОРВИ и в физической реабилитации детей и взрослых, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания и аллергией. (Таблица из книги Б.С. Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ». Условные обозначения: I – период предвестников заболевания; II – острый период заболевания; III – период выздоровления, IV – ремиссия; ПП – период приступа; МПП – период между приступами или междуприступный период).

Средства физической культуры и гигиенические мероприятия Периоды болезни
I II III IV ПП МПП
Закаливающие процедуры и мероприятия + + + + + +
Растирание или промокание тела полотенцем + + + + + +
Массаж лица + + + + + +
Массаж грудной клетки + + + + + +
Растирание подошв + + + +
Дыхательная гимнастика + + + + +
Физические приемы, направленные на дренаж бронхов и купирование приступов бронхиальной астмы + + + + + +
Бег трусцой с чередованием естественного и диафрагмального дыхания + + + +
Ходьба с чередованием естественного и диафрагмального дыхания + + + + + +
Общеразвивающие упражнения + + +
Отдых в постели после водных процедур или физическая активность + + + + + +
Комплексный уход за больным через час после засыпания и в ночные часы + + + + + +
Питание (рационы в суточном режиме, диета) + + +
Плавание + + +
Подвижные и спортивные игры + + + +

1. При остром рините:
1. И.п. ребенка (или взрослого) – сидя на стуле или стоя; и.п. родителя (или массажиста) – сидя на стуле или стоя лицом к массируемому. Выполняют поглаживание лба, волосистой части головы, шеи и плеч. Массаж проводят подушечками пальцев и ладонями 5–6 раз подряд на протяжении двух минут. Вначале надо касаться кончиками пальцев кожи лба и затем движением в направлении к затылку скользить за ушами на шею, на плечи и руки (все движение совершают за 20–25 с).
2. И.п. ребенка (взрослого) – лежа на спине на кровати или кушетке с высоким изголовьем (в случае большой слабости), или сидя на стуле, или стоя; и.п. родителя – сидя на стуле или стоя лицом к ребенку. Воздействуют на мягкие ткани носа (крылья носа и кожа на верхней челюсти, примыкающая к носу ниже переносицы). Массаж выполняют передней и боковой поверхностью средних фаланг согнутых указательных пальцев колебательными движениями в лучезапястных суставах, слегка нажимая, с частотой колебаний до 240 в 1 минуту. Спину держите прямо, не напрягайтесь. Плечи расслаблены. Плечо и предплечье составляют прямой угол. Кисти вместе, указательные пальцы достаточно плотно прижаты к массируемому участку лица. Массируемый вдыхает ртом, а выдыхает достаточно шумно и без особой экспрессии, но максимально долго, что возможно только при отменной работе мышц брюшного пресса (говорите ребенку «выдыхай животом», «теперь раздуй живот так, как будто арбуз проглотил»; «опять выдыхай животом, долго долго!» и т. д.). В результате массажа отек слизистой носа вскоре уменьшится, дыхание улучшится. С этого момента после 2–3 выдохов следует высморкаться.
Завершив выполнение первого приема массажа лица, приступайте ко второму, который дети называют «морзянкой», а специалисты – «пневмомассажем».
3. И.п. – то же. Воздействуют на мягкие ткани носа так же, как в первом приеме, но требуется плотно зажимать ноздри: при массаже больного – боковыми поверхностями основных фаланг указательных пальцев, при самомассаже – боковыми поверхностями ногтевых фаланг больших пальцев. Вдох делается ртом, выдох – сильно носом. Ваша задача – сыграть «морзянку» в ходе одного выдоха (произвольно получайте «точки» и «тире») и таким образом промассировать высоким давлением воздуха придаточные пазухи носа и сам нос. Повторить 3–5 раз. Массировать можно сразу обе стороны (обе ноздри одновременно плотно закрывайте, обе открывайте). Можно выполнять прием на одной стороне. В этом случае, оставляя правую ноздрю постоянно закрытой, «морзянку» «играйте» на левой, и наоборот. При этом иногда закладывает уши, и от несколько неприятного (как в самолете) ощущения легко избавиться, делая несколько глотательных движений.
Особенно полезно сочетать массаж лица с водными процедурами. Для этого после окончания массажа нужно качественно выполнить следующее:
а) умойтесь четырьмя пригоршнями холодной (водопроводной, колодезной или родниковой) воды, хорошенько разотрите водой лицо;
б) втяните носом воду из пригоршни. Стоя, наклонившись вперед, поднесите полную пригоршню к носу и резко втяните в себя воду носом. Оставаясь в наклоне, хорошо высморкайтесь. Повторить 4 раза;
в) прополощите горло холодной водой. Взяв в рот довольно много воды, запрокиньте голову и долго долго полощите горло. Затем, наклонившись вперед, выплюньте воду изо рта. Повторить 4 раза;
г) выпейте два больших глотка холодной воды.
При гайморите, фронтите, тонзиллите и ангине пользоваться холодной водой не только можно, но и нужно, потому что она для таких больных очень полезна, особенно в сочетании с массажем лица. И только при отите воздержитесь от резкого втягивания воды носом.

2. Массаж грудной клетки:
Поглаживание. Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам тыльной стороной кисти, достаточно легко в темпе до 200 движений в обоих направлениях в 1 мин.
Растирание «враздрай». И.п. – правая ладонь массажиста на правой лопатке массируемого, левая ладонь – на пояснице слева. Выполняется ладонями резкими встречными движениями продольно по всей спине. Темп до 240 движений каждой ладонью в обоих направлениях в 1 мин.
Лопатки – руки. Вращательными движениями ладоней «разогрейте» лопатки и затем дважды погладьте руки скольжением вниз по внешней поверхности и вверх по внутренней до подмышек.
Живот. – грудь. Под животом у бедер пальцы касаются подушечками друг друга. Движением вверх вперед с силой скользите кистями по животу и бокам, затем по груди. На 4 счета нужно пройти таким образом живот и грудь. Повторить 5 б раз.

источник

Массаж грудной клетки проводят у больных бронхиальной астмой для улучшения работы дыхательных мышц, усиления отхождения мокроты и повышения выносливости организма.

Исходное положение больного лежа на животе, по голеностопными суставами валик.

Прием 1. «Поглаживание». Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук от плеча к бедрам и тыльной стороной кисти — от бедер к плечам. Продолжительность до 30 сек.

Прием 2. Растирание «враздрай». Правая ладонь на правой лопатке массируемого, левая ладонь — на пояснице слева. Выполняется ладонями, резкими встречными движениями продольно по всей спине. Продолжительность — 30 сек.

Прием 3. «Лопатки-руки». Вращательными движениями массируется кожа на лопатках. Продолжительность — до 30 сек.

Прием 4. «Живот-грудь». Под животом у бедер пальцами (движением вверх-вперед) с силой скользят по животу и бокам, затем по груди. Повторяют до 5-6 раз.

Прием 5. «Плечо-шея». Выполняется поглаживающими движениями больших пальцев от плеча, к шее и в обратном порядке. Выполняется на правой и левой стороне по 15 сек.

Прием 6. «Растирание перекрестно». Выполняется вращательными движениями ладоней навстречу друг другу (исходное положение: правая рука на правой лопатке, левая рука на пояснице слева). Продолжительность — до 30 сек.

Прием 7. «Похлопывание». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки ладонями, сложенными «лодочкой». Продолжительность — до 1 мин.

Прием 8. «Рубление». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краями кистей. Пальцы при этом разведены и расслаблены. Ладони обращены друг к другу, движения очень быстрые (до 150 в мин). Продолжительность по 30 секунд с каждой стороны.

Прием 9. «Поколачивание». Выполняется на противоположной стороне от массажиста полураскрытыми кулаками. Движение вверх-вниз. Продолжительность 1 мин.

Прием 10. «Вибрация». Пальцы исходно в межреберных промежутках. Сохраняя давление, производят вибрирующие движения, не открывая пальцев. Вибрацию производят по протяженности межреберных промежутков.

Прием 11. «Выкручивание кожи в межлопаточной области спины». Захватывают кожу большими и указательными пальцами по линии нижних углов лопатки. Кожа оттягивается в стороны — вверх до образования наиболее высокого валика. Затем движение повторяют на уровне середины лопатки и уровне верхних углов.

Прием 12. «Поглаживание». Проводится легкими движениями ладоней по всей поверхности спины. Массаж лица необходимо проводить ежедневно 2 раза в день утром и вечером. При ОРВИ массаж с промыванием носовых ходов проводят до 4-х раз в сутки.

Массаж грудной клетки следует проводить ежедневно в период обострения 2-3 раза в сутки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9466 — | 7500 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Информационный портал для заботливых родителей

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

Кладовая >> Книги для родителей >> Борис Сергеевич Толкачев. «Физкультурный заслон ОРЗ»
Борис Сергеевич Толкачев. «Физкультурный заслон ОРЗ»
Введение

Когда в твоих руках дело, нужное буквально каждому человеку, когда ты понимаешь и чувствуешь чужую боль, то главной задачей становится стремление помочь незамедлительно и в полную меру своих сил. Именно поэтому появилась эта книга. Речь в ней пойдет о важных вещах — о профилактике острых респираторных заболеваний средствами физкультуры и о физической реабилитации детей и взрослых, здоровье которых серьезно страдает от дыхательных инфекций.

. Однажды четырехлетний москвич Илюша Островский удивил меня своей непосредственностью и эрудицией в совсем не детской области человеческих знаний. Нашу беседу с папой прервал телефонный звонок. Илья первым овладел трубкой: «Алло, здравствуйте! Нет-нет, она скоро будет дома. Да-да, позвоните позже. Простите, а какой у вас диагноз? О, это же все очень просто: принимайте то-то и то-то (на чистейшем «медицинском» языке последовало перечисление названий ряда лекарств), так-то и так-то. Что вы, не стоит благодарности. До свиданья».

Поразительно, но через полчаса тот же абонент и от мамы-доктора получил аналогичный совет по поводу своего лечения! Невольно подумалось: вот что значит родительские гены и острая детская память!

Маленький Илюша знаком с лекарственной терминологией, как оказалось, не только потому, что его мама врач. Где-то полгода назад (не сразу и не вдруг) приобрел огорчительный статус ребенка, страдающего бронхиальной астмой, как бы пошел по стопам своего отца. Весь вопрос заключался в том, что папа (в настоящем — мастер спорта по плаванию и скоростному подводному плаванию) заболел в более позднем возрасте и стал впоследствии здоровым только благодаря активным занятиям спортом. А здесь как быть? И возраст не тот, да и простуды — гораздо чаще. И вообще, чтоможно сделать родительскими руками до ожидаемого момента зачисления сына в спортивную школу?

Естественно, за советами по занятиям с ребенком домашней физкультурой дело не стало, за приобретением навыков — тоже. Был сделан и обоснованный расчет на благотворное влияние тренировок в плавании на организм больного мальчика, поскольку такие занятия должны были вот-вот начаться. И дела в этой семье пошли просто замечательно!

Достаточно быстро Илья закалился, окреп физически и стал делать завидные успехи в плавании. А через пять лет мальчик по конкурсному отбору был переведен из группы спортивного плавания в школу водного поло! А этим сказано все: слабым физически и тем более больным детям такая школа не может даже пригрезиться!

Таких историй я мог бы рассказать не один десяток, и даже не одну сотню. Конечно, ни в случае с Илюшей Островским, ни в других здоровье к детям и взрослым не пришло по мановению волшебной палочки. За ним — огромный каждодневный труд и ребят и их родителей. Да-да, труд — потому что совсем не легко (но обязательно надо!) проснуться ночью, чтобы принять холодную ванну, или встать задолго до обычного подъема, чтобы успеть проделать до школы (или детского сада) весь комплекс необходимых физкультурных мероприятий: специальные упражнения, массаж, водные процедуры.

Безусловно, принять решение о занятиях физкультурой — это только начало. Важно еще и в совершенстве овладеть разнообразными навыками и знаниями о применении той или иной методики. И если вы уже твердо приняли такое решение, пусть эта книга станет вашим добрым помощником.


Борис Сергеевич Толкачев, автор этой книги — педагог. Вот уже почти тридцать лет он проводит занятия физкультурой с детьми и взрослыми, страдающими. респираторными заболеваниями, на стадионе «Трудовые резервы» в Измайлове в Москве. Метод физической реабилитации, разработанный Б.С. Толкачевым, привлекает сейчас огромное внимание специалистов-медиков. Материал книги комментирует кандидат медицинских наук, аллерголог Нина Алексеевна Калганова:

Мое знакомство с Б. С. Толкачевым состоялось в один из морозных дней 1986 года, когда мы с двумя сотрудниками кафедры, возглавляемой профессором А. Г. Чучалиным, ныне академиком Академии медицинских наук СССР, большим сторонником физической культуры, подъехали на машине почти к самой беговой дорожке стадиона «Трудовые резервы» в Измайловском парке, где тренировалась группа детей, страдающих бронхиальной астмой. Вел занятия доцент кафедры физического воспитания одного из вузов, автор разработанной методики Б. С. Толкачев. Занятия проходили прямо на снегу, на свежем воздухе. Дышалось полной грудью, легко, красота была вокруг неописуемая, и, глядя на одетых в легкие спортивные костюмы детей, выполняющих упражнения, которые под силу лишь спортсменам, с трудом верилось, что еще недавно эти дети задыхались от приступов бронхиальной астмы.

Большой энтузиаст своего дела, Б. С. Толкачев многие годы с помощью физической культуры (массажа, закаливания, упражнений и других средств) возвращал здоровье больным с респираторными заболеваниями. Борис Сергеевич, имея педагогическую подготовку, не владел, однако, специальными медицинскими знаниями, которые позволили бы ему обобщить на научной основе результаты более чем двадцатилетнего опыта. Мы же, медики, наоборот, не владели навыками специальной физической подготовки, а имеющиеся в нашем арсенале программы по лечебной физкультуре для больных бронхиальной астмой отличались статичностью упражнений и были лишены того эмоционального заряда, который сопровождает занятия в Измайловском парке. На стадионе мы увидели веселую спортивную игру с «плясками» на снегу, детей, легко, непринужденно и с удовольствием бегавших по заснеженным дорожкам, в то время как их мамы и папы, одетые в шубы и меховые сапоги, пританцовывали от холода. Глядя на розовощеких ребят, трудно было представить, что еще недавно они и не помышляли о физкультуре и ежедневно их мучили тяжелые приступы удушья.

Тогда на стадионе и был заключен «союз медицины и педагогики». Мы пригласили Б. С. Толкачева к себе в клинику, где решили применить методику для взрослых людей, находившихся на лечении. Это был контингент тяжелых больных, многие из них имели II группу инвалидности из-за бронхиальной астмы. Мы отобрали тех, кто психологически был готов повести упорную борьбу за свое выздоровление с помощью физкультуры и закаливания, так как для этого требовались ежедневный труд, большое усердие.

За больными был установлен строгий медицинский контроль, все они прошли тщательное клиническое обследование с использованием современных методов. Компьютеры выявили и обсчитали все физиологические данные наших пациентов, определив тем самым параметры дыхания, кровообращения. Ультразвуковые аппараты заглянули внутрь сердца.

Педагог-методист по физической культуре Наталья Константиновна Быкова, работающая в тесном контакте с Борисом Сергеевичем, оценила физические возможности испытуемых. По-видимому, излишне даже говорить, что показатели были весьма плачевными. Многие из наших больных не только бегать, но и ходить быстро не могли, хотя основную часть составляли люди не старше 50 лет. О водных процедурах с использованием холодной воды раньше никто из них не смел и думать. Основная установка была — одеваться потеплее, избегать сквозняков и открытых форточек, чтобы не простудиться. Многие использовали ингаляторы от удушья до 10—12 раз в сутки. Большинство за год по нескольку раз успевали побывать в стационаре с обострениями. Были среди них и так называемые гормонально зависимые больные, постоянно принимающие сильнодействующие препараты — стероидные гормоны.

И вот началась совместная работа медиков, педагогов и самих больных. Программу оздоровительных занятий мы назвали физической реабилитацией больных бронхиальной астмой. Несомненно, эта программа подходит и для страдающих другими хроническими бронхолегочными заболеваниями, а также частыми респираторными заболеваниями. Она неприемлема лишь теми, кто ленив, непоследователен и недостаточно упорен в достижении цели.

Использование описанной в книге методики противопоказано людям с тяжелыми сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, такими, например, как стенокардия, тяжелые формы аритмии. Нельзя рекомендовать эту программу почечным больным, так как она включает низкотемпературные водные процедуры. Выраженные проявления дыхательной и сердечной недостаточности, тяжелые заболевания печени, крови также являются противопоказанием для применения данного метода, хотя некоторые элементы, например массаж носа и придаточных пазух, пневмомассаж, могут быть использованы. Словом, приступая к занятиям по этой программе, следует обязательно посоветоваться с врачом.

Методика Толкачева достаточно гибкая, программы построены с учетом возраста и состояния здоровья зан имающихся.

Успех данного метода в первую очередь — в комплексном подходе к реабилитации больных, включающем физические упражнения, тренирующие дыхательную мускулатуру грудной клетки и диафрагмальное дыхание, восстановление правильного носового дыхания, массаж с сильным раздражающим воздействием в зонах и точках кожной чувствительности, непосредственно связанных с дыханием.

Важный момент — закаливание с низкотемпературным режимом, направленным на быстрое приобретение устойчивости к холоду, простудным заболеваниям. Очень полезны специальные дренажные упражнения, позволяющие очищать бронхи от вязких, порой гнойных, выделений. Существенной стороной является меняющийся психологический настрой тяжелых больных, сильное психоэмоциональное воздействие с преобладанием положительных эмоций.

Если говорить о программе физической реабилитации с точки зрения специальных медицинских знаний, то занятия физкультурой по изложенному в книге методу — это сильное комплексное воздействие на симпатоадрена-ловую систему, способствующее закреплению стойкого рефлекса бронходилатации (расширение бронхов) благодаря регулярности и систематичности воздействия; это улучшение проходимости бронхов благодаря дренажным упражнениям и тренировке дыхательных мышц грудной клетки и диафрагмы; это расслабление и снятие синдрома утомления дыхательной мускулатуры; это повышение иммунитета (системы защитных механизмов организма) за счет закаливания и отказа от антибиотиков.

А вот результат проведенной нами совместно с педагогами работы: в группе больных, регулярно занимавшихся в течение двух лет, все сократили использование лекарственных препаратов вдвое- втрое, почти все прекратили прием гормонов, многие приступили к работе, отказавшись от инвалидности. Объективные показатели функции дыхания и кровообращения изменились в лучшую сторону, значительно уменьшилось число приступов. Увеличилась в 2—3 раза толерантность к физическим нагрузкам, более экономной стала работа сердца (по величинам сердечного выброса и пульса), отмечен прирост показателей функции внешнего дыхания.

Программа оказалась более эффективной, когда ее применяли на начальных стадиях заболевания. Это свидетельствует о том, что чем раньше человек приступил к занятиям физкультурой, тем выше эффект. Поэтому, если вы часто страдаете респираторными заболеваниями, бронхитами или другими бронхолегочными недугами, прочитайте и изучите эту книгу и, посоветовавшись с врачом, немедленно начинайте активную борьбу за свое здоровье. Желаем успеха!

Для того, чтобы прочитать книгу, скачайте ее, нажав здесь

Введение.
Глава I Природе вопреки.
Глава II Счастье в дом своими руками.
Глава III Без чего нельзя и дня прожить.
Периоды болезни
Закаливающие процедуры и мероприятия.
Закаливающие процедуры и мероприятия.
Растирание или промокание тела полотенцем.
Массаж лица.
Массаж грудной клетки.
Растирание подошв догоряча.
Дыхательная гимнастика.
Физические приемы, направленные на дренаж бронхов.
Физические приемы направленные на дренаж бронхов и купирование удушья у страдающих бронхиальной астмой
Бег трусцой с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания.
Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием.
Общеразвивающие упражнения и физическая работа.
Отдых в постели после водных процедур или физическая активность.
Комплексный уход за больным ночью.
Плавание.
Подвижные и спортивные игры.
Глава IV Если хочешь быть здоров.
Период предвестников заболевания.
Острый период респираторных заболеваний.
Глава V В копилку знаний.
Массаж грудной клетки.

источник

Приходит время, когда мы с вами начинаем задумываться о том, как повысить иммунитет ребенка – не секрет, что это сейчас проблема №1 для миллионов родителей.

И одним из путей укрепления иммунитета является закаливание ребенка, хотя, если спросить любого взрослого человека о том, как он себе его представляет, то однозначного и, тем более, одного и того же ответа вы не получите. Потому что для многих закаливание – это что-то очень абстрактное, малопонятное, неопределенное и, более того, опасное. Потому что все неизведанное всегда вызывает страх.

Поэтому, я и решила поделиться своим практическим и достаточно экстремальным опытом закаливания совсем маленьких детишек.
Во-первых, для того, чтобы многие смогли получить такой же положительный, замечательный результат как у нас, а во-вторых, для того, чтобы показать, что «не так страшен черт, как его малюют»:-)

Когда мои дети были маленькими (сыну было 3 года, дочери – 1.5), они очень серьезно болели. У обоих была жуткая аллергия — практически на всю еду и на все лекарства они покрывались корками, причем, все это расчесывалось до крови и доставляло им мучения. Кроме того, были постоянные бронхиты с удушьями, грозящими превратиться в астму, частые ангины, ларингиты и еще целый букет заболеваний, связанных с полным отсутствием иммунитета. От врачей мы просто не «вылезали» и, наконец, наступил момент, когда врачи опустили руки. Потому что, когда мы в очередной раз, после приступа, попадали в больницу, нас из-за нашей аллергии нечем было ни лечить, ни кормить

В этот момент я поняла, что мне придется взять ответственность за здоровье своих детей в свои руки, и начала искать «альтернативные» методы восстановления иммунитета для того, чтобы уйти от тех «болячек», которые так мешали нам жить. И именно тогда мне в руки попала книжка Бориса Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ». Тогда я бы назвала это случайностью, но теперь я знаю, что случайностей в нашей жизни не бывает – когда ты готов задавать правильные вопросы и их задаешь, тебе приходят правильные ответы.

В книге Бориса Толкачева (Автор: Толкачев Б.С.; Издательство: М: «Физкультура и спорт»; Год издания: 1992) была целая система закаливания, и она была очень экстремальной, во всяком случае, для меня. Метод Толкачева основывался на систематическом обливании ледяной водой. Отступать нам было некуда и мы с мужем, на свой страх и риск, решили начать применять эту систему.

В этот комплекс входило частое обливание с головой, массаж и специальные упражнения для органов дыхания. Итак, как же все это выглядело?

В период, когда дети были здоровы, процедуры надо было выполнять два раза в день – утром и вечером. В период болезни надо было обливать каждые 2-3 часа, причем, даже ночью. Так как наши дети болели не переставая, нам пришлось начать сразу со второго варианта, предварительно испробовав его на себе.

Еще раз повторю: использовать подобный метод нас заставила острая необходимость – сын как раз тяжело болел, температурил, задыхался, и мы знали, что врачи в этой ситуации нам кардинально помочь не могут. Во время очередного приступа удушья, мы вытащили ребенка из теплой постели, отнесли его в ванную комнату и облили с головы до ног ледяной водой из тазика. После этого мы сделали активный массаж грудной клетки, заставили малыша подышать определенным способом и со страхом стали ждать последствий. Скажу честно, я была готова к самому худшему, вплоть до воспаления легких, но… к нашему огромному облегчению ребенок стал нормально дышать, у него спала температура, и он спокойно заснул. Через три часа мы повторили эту процедуру… Через три дня мы поняли, что наш сын идет на поправку, а через неделю наш сын выздоровел окончательно. Это стало для нас победой.

С тех пор обливания, массаж и дыхательная гимнастика стали обязательной процедурой для наших детей. В течение трех лет мы с мужем, невзирая ни на что, два раза в день ставили сына и дочку по очереди в ванну, окатывали их ледяной водой (в Сибири вода из кранов холодная даже летом), потом давали несколько минут побегать по квартире, делали массаж, дыхательную гимнастику, носили вниз головой, помогали ходить на руках… В период болезни эти процедуры учащались и делались каждые три часа. Даже ночью!

В результате мы забыли и о диатезе, и о бронхитах, и об астме. Обязательным дополнением к нашим процедурам были свежий воздух и полноценное, сбалансированное питание. Помните, мы говорили с вами о том, что иммунитет обязательно надо «кормить»?

Дорогие родители! Я понимаю, что далеко не каждый из вас решится на такие меры. Но если вы все-таки возьмете на себя ответственность и будете это применять с терпением, любовью и разумной смелостью, вы получите отличные результаты. Я это точно знаю!

Будьте здоровы и расскажите, пожалуйста, какие способы закаливания знаете вы! И не забывайте делиться информацией с друзьями, нажимая на кнопки социальный сетей. Спасибо!

Подробно о массаже и дыхательной гимнастике по системе Толкачева вы можете прочитать ЗДЕСЬ.

Нажмите СЮДА , что скачать всю книгу Бориса Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ»

источник

В настоящей главе мы рассмотрим с вами некоторые вопросы немедикаментозной терапии бронхиальной астмы. Существуют различные безлекарственные методы лечения и профилактики этого заболевания: дыхательная гимнастика, закаливание, массаж, иглорефлексотерапия, физиотерапия и др. Эти виды лечения играют большую роль в профилактике бронхиальной астмы и способствуют удлинению межприступного периода. Применение этих методов, однако, не исключает использование медикаментозных препаратов. Напротив, сочетание медикаментозных и немедикаментозных методов дает наибольший эффект в лечении астмы.

Наибольшее значение в профилактике и лечении такого тяжелого недуга как бронхиальная астма играет дыхательная гимнастика. Зададим себе вопрос: что же такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика — один из необходимых методов лечения БА, направленный на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путем, прежде всего, восстановления более свободного экономичного дыхания.

При длительном течении заболевания развивается повышение напряжения всех дыхательных мышц. Диафрагма является основной мышцей, обеспечивающей в состоянии покоя 60-90% дыхания. Лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы, является крайне важным. Наряду с медикаментозными препаратами, оказывающими действие на состояние дыхательной мускулатуры, широко используются различные тренировки, обеспечивающие нормальный режим работы мышц. При бронхиальной астме напряженный и укороченный вдох сменяется удлиненным и ослабленным выдохом. Различные варианты дыхательной гимнастики обеспечивают возможность включать соответствующие дыхательные мышцы во время вдоха, выдоха, задержки дыхания.

Наиболее простым, но очень важным упражнением является тренировка дыхания с помощью создания положительного давления в конце выдоха. Эти упражнения показаны во все периоды болезни (при обострении и ремиссии), т.к. они улучшают механические свойства легких и нормализуют газообмен. Осуществить эти упражнения очень просто. Можно использовать негофрированные шланги различной длины, (например, коктейльную соломку), через которые дышит больной, и создать установку водяного затвора (банка, наполненная водой). После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через шланг в банку, наполненную водой. Эти упражнения желательно повторять 4-5 раз в день по 10-15 минут. Если у вас есть свисток Люкевича, то его также можно использовать для выполнения этой группы упражнений.

Увеличение образования мокроты, повышение ее вязкости и нарушение ее отхождения — постоянные механизмы бронхиальной астмы. Для улучшения отхождения мокроты используют специальные упражнения с форсированным удлиненным выдохом и так называемое диафрагмальное дыхание. Диафрагмальное дыхание и глухой кашель в конце упражнения способствуют эффективному дренажу бронхов.

Напротив, если не освоить дренажные упражнения, то возникающий непродуктивный кашель (то есть кашель без мокроты) будет вызывать рефлекторное распространение удушья. Мы даем методику основных дыхательных упражнений, направленных на отделение мокроты (Толкачев Б.С., 1984).

Статические дыхательные упражнения

1. Диафрагмальное дыхание

Исходное положение (И.П.) лежа на спине, на счет 1-3 мощный, длительный, предельной глубины выдох силой мыши брюшного пресса (живот сильно втянуть), на счет 4 — диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем глухо, мгновенным сокращением мышц брюшного пресса кашлянуть.

Диафрагмальное дыхание можно делать сидя, лежа, стоя, с кашлем и без него. Мы научили наших пациентов диафрагмальному дыханию во время бега и ходьбы.

Сочетание бега и ходьбы при диафрагмальном дыхании очень важно для полноценного дренажа бронхов. Диафрагмальное дыхание также показано проводить после других дыхательных упражнений.

2. Выжимание лежа

И.П. — лёжа на спине. Плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени одновременно начать мощный выдох и завершить выдох на его пределе, затем вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом, максимально выпячивая живот, затем глухо кашлянуть силой брюшного пресса.

Выжимания проводят также стоя. Специальные динамические дыхательные упражнения

Упражнение 1

И.П. — стоя на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы широко врозь. На счет 1 — мгновенно скрестить руки перед грудью, локти под подбородок так, что кисти рук ударяют по лопаткам, с одновременным громким и мощным выдохом.

Упражнение 2

И.П. — стоя на носках; прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны вверх. На счет 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). Затем развести руки в стороны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть по лопаткам кистями, продолжая выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.

Упражнение 3

И.П. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет раз опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлест руками вперед — вниз — назад, как рубка топором (громкий мощный выдох). На счет 2 — плавно вернуться в исходное положение.

Упражнение 4

И.П. — стоя на носках, слегка нагнувшись вперед, ноги на ширине «лыжни», руки вперед, кисти «сжимают лыжные палки». (На счет 1 опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки вниз — назад до отказа, кисти полураскрыть (мощный выдох), на счет 2-3 — оставаясь в наклоне, пружинить ногами и завершить выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.

Упражнение 5

И.П. — стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх ладонями наружу, кисти сжаты как для «гребка», на каждый счет, опускаясь на стопы, руки отводить назад — в стороны — вниз к бедрам (мощный выдох); поднимаясь на носки, вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным вдохом. Эти специальные статические и динамические упражнения должны проводиться ежедневно по 15-20 минут до 2-4 раз в сутки.

Что такое циклические виды физкультуры? Постараемся ответить на этот вопрос. К циклическим видам относятся бег, спортивная ходьба, плавание и т.д. В этой связи снова встает вопрос о том, может ли больной бронхиальной астмой заниматься активными видами физкультуры?

В настоящее время на этот вопрос мы можем дать однозначно положительный ответ. Больной бронхиальной астмой в период ремиссии заболевания не только может, но и должен заниматься физкультурой. Для развития общей выносливости используют дозированную ходьбу, бег в медленном темпе и смешанное передвижение (ходьба-бег-ходьба). С развитием адаптации к физическим нагрузкам значительно увеличиваются возможности различных систем организма, происходит совершенствование физиологических механизмов. С увеличением тренированности значительно повышается качество жизни больных бронхиальной астмой. Следует подчеркнуть необходимость постепенного увеличения физических нагрузок в процессе регулярных тренировок.

Занятия циклическими видами физкультуры нужно начинать в период относительной или стойкой ремиссии при ежедневном приеме базисных противоастматических препаратов. Необходимо напомнить, что снижение дозы или отмена поддерживающих противоастматических препаратов должны проводиться только под контролем врача. Рекомендуется ходьба, сочетающаяся с короткими пробежками (в начале программы — до 0,08-0,12 км). Во время занятий циклическими видами физкультуры частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать 160 в минуту после бега и восстановительный период не должен превышать 3-4 минут. Постепенно под контролем врача можно увеличить время бега, а затем полностью перейти на бег трусцой. Однако нам кажется, что оптимальным режимом циклических видов физкультуры является программа ходьба-бег-ходьба.

Важно сочетать циклические виды физкультуры с выполнением специальных дыхательных упражнений. Желательно, чтобы занятия физкультурой проводились не реже 2-х раз в неделю со средней продолжительностью занятий до 1,5-2 часов в спортивной форме, удобной обуви, на свежем воздухе.

Еще и еще раз мы напоминаем вам о необходимости постоянного и регулярного приема базисной противоастматической терапии, назначенной вам лечащим врачом.

Давайте теперь поговорим о массаже. Массаж известен с глубокой древности, в основе эффекта массажа лежат сложные механизмы взаимодействия многих систем организма. Ответные реакции, возникающие в нервной системе, способствуют нормализации регулирующей функции, происходит мобилизация и тренировка зашитно-приспособительных факторов организма.

Важным местом в физической реабилитации занимают массаж лица и мышц грудной клетки. Носовое дыхание — нормальный физиологический акт, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Тесные анатомо-физиологические связи верхних дыхательных путей и легких определяют большой интерес к массажу лица. Слизистая оболочка носа и пазух обладает сложным комплексом защитных приспособлений. Нарушение проходимости в полости носа, являющейся адекватным раздражителем рецепторов слизистой оболочки, вызывает реакцию в бронхиальных путях в виде приступов удушья или затрудненного дыхания. Приводим методику массажа лица (Толкачев Б.С., 1984).

Массаж лица

Массаж лица выполняется ежедневно в утренние и вечерние часы в следующей последовательности.

Прием 1. Воздействие на крылья носа и кожу верхней челюсти ниже переносицы. Массаж выполняется поверхностью согнутых первых пальцев. Совершаются колебательные движения с частотой 100-120 движений в минуту. При этом следует выдыхать носом шумно и максимально долго.

Прием 2. Вторым приемом массажа лица является «пневмомассаж». Движения такие же, как на примере I, но требуется плотно зажимать ноздри (медиальными поверхностями ногтевых фаланг больших пальцев). Вдох делается ртом, выдох — сильно носом. В ходе одного вдоха необходимо промассировать высоким давлением воздуха придаточные пазухи носа. Повторяют 3-5 раз.

Прием 3. Массаж кожи лба и под глазами. Массаж выполняется ладонной поверхностью II, III, IV, и V пальцев обеих рук круговыми движениями в быстром темпе от спинки носа к углу рта.

Прием 4. Массаж кожи лба. Массаж проводится подушечками пястно-фаланговых суставов II, III, IV и V пальцев круговыми движениями от середины лба к вискам. Повторяют 10-15 раз до появления у массируемого ощущения тепла.

Прием 5. Растирание кожи лба вращением ладоней по периметру лба (левой руки справа налево, правой — слева направо).

Прием 6. Растирание тыльными сторонами ладони нижней челюсти у подбородка. Ладони легко скользят по нижней челюсти к углам. Повторяют 10-1 5 раз до ощущения тепла.

Массаж грудной клетки

Массаж грудной клетки проводят у больных бронхиальной астмой для улучшения работы дыхательных мышц, усиления отхождения мокроты и повышения выносливости организма. Здесь мы приводим пример массажа грудной клетки, который может быть выполнен родственниками больного (Толкачев Б.С.,1984).

Прием 1. «Поглаживание». Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук от плеча к бедрам и тыльной стороной кисти — от бедер к плечам. Темп — до 120 движений в мин. Продолжительность до 30 сек.

Прием 2. Растирание «враздрай». Правая ладонь на правой лопатке массируемого, левая ладонь — на пояснице слева. Выполняется ладонями, резкими встречными движениями продольно по всей спине. Темп — до 120 движений в мин. Продолжительность — 30 сек.

Прием 3. «Лопатки-руки». Вращательными движениями массируется кожа на лопатках. Темп — до 100 движений в минуту. Продолжительность — до 30 сек.

Прием 4. «Живот-грудь». Под животом у бедер пальцами (движением вверх-вперед) с силой скользят по животу и бокам, затем по груди. Повторяют до 5-6 раз.

Прием 5. «Плечо-шея». Выполняется поглаживающими движениями больших пальцев от плеча, к шее и в обратном порядке. Выполняется на правой и левой стороне по 15 сек.

Прием 6. «Растирание перекрестно». Выполняется вращательными движениями ладоней навстречу друг другу (исходное положение: правая рука на правой лопатке, левая рука на пояснице слева). Продолжительность — до 30 сек.

Прием 7. «Похлопывание». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки ладонями, сложенными «лодочкой». Продолжительность — до 1 мин. Темп — до 100 движений в минуту.

Прием 8. «Рубление». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краями кистей. Пальцы при этом разведены и расслаблены. Ладони обращены друг к другу, движения очень быстрые (до 150 в мин). Продолжительность по 30 секунд с каждой стороны.

Прием 9. «Поколачивание». Выполняется на противоположной стороне от массажиста полураскрытыми кулаками. Движение вверх-вниз. Продолжительность 1 мин.

Прием 10. «Вибрация». Пальцы исходно в межреберных промежутках. Сохраняя давление, производят вибрирующие движения, не открывая пальцев. Вибрацию производят по протяженности межреберных промежутков.

Прием 11. «Выкручивание кожи в межлопаточной области спины». Захватывают кожу большими и указательными пальцами по линии нижних углов лопатки. Кожа оттягивается в стороны — вверх до образования наиболее высокого валика. Затем движение повторяют на уровне середины лопатки и уровне верхних углов.

Прием 12. «Поглаживание». Проводится легкими движениями ладоней по всей поверхности спины. Массаж лица необходимо проводить ежедневно 2 раза в день утром и вечером. При ОРВИ массаж с промыванием носовых ходов проводят до 4-х раз в сутки.

Массаж грудной клетки следует проводить ежедневно в период обострения 2-3 раза в сутки.

Закаливание — это тренировка физиологических механизмов адаптации путем периодически повторяющегося с возрастающей интенсивностью раздражения кожных покровов. Вода с температурой 33 o С ощущается человеком как безразличная, 23 o С — как прохладная, 13 o С — как холодная. Вода с температурой ниже 23 o С оказывает раздражающее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических механизмов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются, при интенсивном воздействии холода стимулируются функции надпочечников и щитовидной железы.

В существующих программах закаливания предполагается медленное снижение температуры воды, сроки для достижения температурной адаптации настолько растянуты, что не могут обеспечить закаливание пациентам, так как за это время наступает обострение заболевания. Наша методика предусматривает быстрое закаливание холодной водой. Больные должны быть тщательно обследованы для исключения тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, таких, как ИБС с приступами стенокардии, аритмические варианты ИБС (пароксизмы мерцательной аритмии, экстрасистолии и др.), заболеваний мочеполовой системы (хронический пиелонефрит, острый и хронический гломерулонефрит), поражения нервной системы.

Переход к принятию холодных водных процедур является произвольным. Для большинства больных переход к низкотемпературным режимам следует осуществлять постепенно через комфортный и контрастный душ, возможно начать холодные обливания без предварительной подготовки.

Водные процедуры нужно проводить ежедневно по 1-2 раза в сутки. Необходимо соблюдать следующие условия: если вы вспотели, то следует принять теплый душ и смыть пот мылом и мочалкой, если вы замерзли, то обливание холодной водой проводить нельзя. Таким образом, обливаться холодной водой можно только в комфортном состоянии. После обливания человек не испытывает чувство холода, напротив, при правильном выполнении процедуры возникает ощущение разливающегося приятного тепла.

После водной процедуры не нужно растираться полотенцем, а следует аккуратно протереть тело. При обострениях заболевания холодные обливания используют чаше (до 4-8 раз в сутки).

Необходимо предупредить вас о том, что в первые 3 месяца занятий возможны обострения астмы, поэтому в начале занятий по программе физической реабилитации отменять или уменьшать объем поддерживающей терапии не следует.

Настоящий раздел подготовлен на основе данных, любезно предоставленных доктором медицинских наук, профессором Белевским Андреем Станиславовичем, Главным пульмонологом Департамента здравоохранения г. Москвы.

Создание и поддержка сайта — Mars7 Интернет решения

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *