Число больных с заболеваниями органов дыхания стремительно растет. Причем во всех возрастных группах. Ухудшившаяся в последние годы экологическая обстановка негативно сказывается на возможностях человека адаптироваться к окружающей среде.
Наряду с острыми воспалительными реакциями дыхательных путей наблюдается тенденция к все большей хронизации процесса в бронхах и легких. Первое место занимают хронический бронхит, бронхиальная астма и большая группа других аллергических заболеваний органов дыхания. Потому понятен интерес людей к появляющимся время от времени в печати сообщениям о том или ином «новом чудодейственном» методе лечения легочных болезней.
Дышать по Бутейко, или по Стрельниковой, или лучше по Толкачеву? Письма с такими вопросами часто приходят в журнал «Здоровье». И редакция решила за «круглым столом» обсудить, как помочь больным облегчить их состояние, комфортнее чувствовать себя, избежать рецидивов болезни.
А. Г. ЧУЧАЛИН, академик АМН СССР, заведующий кафедрой госпитальной терапии 2-го Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова, вице-президент АМН СССР:
— Рецепта мгновенного исцеления от легочных заболевании нет. Поэтому мы призываем людей учиться понимать и знать себя, глубже анализировать состояние своего здоровья и ни в коем случае не преувеличивать значения какого-то одного метода.
Нужна система профилактики, лечения и реабилитации больного, следование которой в течение длительного времени помогло бы справиться с недугом. Для каждого человека она должна быть индивидуальной, в зависимости от характера его заболевания.
Не может всем без исключения помочь ни метод Стрельниковой, ни метод Бутейко. Ведь у одного больного преобладают бронхоспастические реакции, у другого — реакции, связанные с накоплением бронхиального секрета в дыхательных путях.
Одному требуется тренировка мускулатуры, обеспечивающая акт вдоха, а второму — акт выдоха и так далее. Так что порекомендовать больному дыхательные упражнения может только врач, который его наблюдает.
В порядке самокритики скажу, что мы — врачи, видимо, не всегда умеем убедить пациента заниматься дыхательной гимнастикой, а ведь она основа основ и профилактики, и лечения, и реабилитации заболевшего.
Давайте сначала подробнее поговорим о дыхательной гимнастике. Ведь давно установлено, что вдох не должен быть глубоким и форсированным. Мы рекомендуем задерживать дыхание после вдоха — именно в этот момент происходит интенсивный газообмен. Потом человек выдыхает углекислоту — снова нужна пауза.
На людей с неврозоподобными состояниями такой контроль за своим дыханием, переход с частого на нормальный ритм или даже на уреженный ритм дыхания сам по себе оказывает мощное психотерапевтическое воздействие, позволяет снять нежелательный синдром гипервентиляции. Это особенно важно для детей, да и для пожилых.
С. Ю. КАГАНОВ, профессор Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР:
— Сейчас хронические болезни помолодели астма диагностируется даже у детей первого года жизни. 1,5-2% детей в момент приступа астмы умирают, а ведь еще недавно говорили, что астма — болезнь долголетних. Лечебная физкультура и массаж, если их делать систематически, дают хороший эффект.
Мы знаем отдаленные результаты лечения детей по общепринятым методикам: к совершеннолетию они избавляются от приступов астмы в 45-50% случаев. Остальные больные продолжают лечение.
Но меня очень беспокоит, что некоторые родители, не задумываясь над тем, что могут навредить ребенку, следуют рекомендациям людей, не имеющих медицинского образования, не знающих особенностей детского организма.
А. Н. КОКОСОВ профессор ВНИИ пульмонологии Минздрава СССР, Ленинград:
— Когда человек здоров, он дышит как дышится. А вот когда заболел. Что лежит в основе астматического бронхита или бронхиальной астмы? Гиперреактивность бронхиального дерева. И мы учим больных сдерживать дыхание, дышать тихо, незаметно, чтобы не вызывать кашель, а затем приступ.
А если взять бронхит, бронхоэктазы и другие нагноительные, воспалительные заболевания, здесь кашель — друг. И дыхательная гимнастика другая: дренажная направленная на то, чтобы разжижать, откашливать секрет.
Ее нужно делать регулярно, 2-3 раза в неделю, не менее 2 часов, на фоне гидратации (регулярного приема жидкости), приема отхаркивающих средств, «пыхтения», то есть искусственного затруднения дыхания на выдохе, что лучше очищает бронхи от секрета.
Для больных эмфиземой, хроническим бронхитом решающее значение имеет образ жизни. Отказ от курения, комплекс дыхательной гимнастики, физической реабилитации, ходьба, бег, закаливающие процедуры, безусловно, положительно скажутся на улучшении состояния здоровья, и прежде всего дыхательной системы. Все это больные могут делать самостоятельно.
В нашем реабилитационном центре, который существует в Ленинграде 15 лет, подготовлена и вышла уже двумя изданиями книга для среднего медицинского персонала «Лечебная физкультура в реабилитации больных с заболеваниями легких» (1981, 1984 гг.). Многие наши пациенты успешно ею пользуются.
Е И. СОРОКИНА, доктор медицинских наук (Всесоюзный научный центр медицинской реабилитации и физиотерапии Минздрава СССР):
— Сейчас очень многие увлекаются дыханием по Стрельниковой. Мы у себя в институте проверяли эффективность этого метода. Преимуществ перед классической дыхательной гимнастикой не обнаружили. Мало того, были зарегистрированы даже случаи обострения бронхиальной астмы.
А вот при хроническом бронхите парадоксальную гимнастику Стрельниковой можно использовать более широко.
Вообще занятия дыхательной гимнастикой — это нелегкий труд. Он требует от пациента большого терпения и разумного подхода. Ведь у больных функция внешнего дыхания нарушена, и во время тренировок, если они слишком интенсивны, организм будет испытывать дефицит кислорода.
Я прочитала в книге Б. С Толкачева что большие физические нагрузки давать больному нужно даже в период острого бронхита или ОРВИ. А мы убеждены, что тренировать резервные возможности дыхания сердечно-сосудистой системы, иммунитета физиологичнее все же в период ремиссии.
Страдающим легочными заболеваниями мы советуем шире пользоваться климатолечением, причем в том регионе, где живет больной. Любой климат подходит для тренировки дыхания, снижения гиперреактивности бронхов.
Только, на наш взгляд, важно во всем соблюдать постепенность: начинать с воздушных ванн сначала в комнате, потом на балконе, сначала полу-, потом полностью обнаженным, при температуре до 16-18°С.
Контрастные ванны лучше начинать с ножных. Перепад температур — 5, 10, 15, 20°С.
Настоятельно рекомендуем летом ходить босиком по росе. В любую погоду совершать прогулки на воздухе в темпе, не учащающем дыхание. Полезно пребывание на берегу моря, у водопада возле запруды на реке, на палубе парохода, катера.
Рекомендуем также лечение скипидарными, терпинными, хвойными ваннами.
Н. А. ДИТКОВСКИЙ, доктор медицинских наук (Московская городская клиническая больница № 7):
— Я бы хотел добавить к сказанному несколько слов о пользе трав. Это особенно важно для больных, у которых лекарственные препараты вызывают аллергию. Учитывать приходится и сопутствующие заболевания, и характер легочной патологии. В общем, тут тоже важен индивидуальный подход.
Если у больного ведущие механизмы заболевания аллергические, повышена реактивность бронхиального дерева, то ему может помочь примерно такой набор трав: череда, трехцветная фиалка, шиповник, багульник, мята. Плюс травы, корректирующие состояние желудка и кишечника.
Если преобладают воспаление, выделение мокроты, лучше воспользоваться другим набором трав: мать-и-мачеха, шалфей, эвкалипт, зверобой, фенхель. Пить отвары надо постоянно, год-полтора, уменьшая или увеличивая дозу в зависимости от состояния.
В результате удлиняются ремиссии, урежаются обострения, укрепляются защитные силы организма даже без специальной медикаментозной коррекции иммунитета.
Б. Ч. ОГАЙ, кандидат медицинских наук (поликлиника МСЧ Автозавода имени Лихачева):
— В лечении бронхиальной астмы уже давно врачи применяют иглорефлексотерапию. Она позволяет уменьшить дозы лекарственных препаратов или вообще отказаться от них.
Но в восточной медицине веками накапливались традиции и своего рода самолечения: самомассаж рефлекторных зон и точек, дыхательная гимнастика, физические упражнения, регулярное выполнение которых позволяет сохранять достаточно хорошее самочувствие работоспособность, сопротивляемость болезням.
Для начала хорошо бы каждому пациенту проконсультироваться у рефлексотерапевта, освоить с ним основы массажа и дыхания, а потом уже регулярно этим заниматься.
Мы учим пациентов активно включаться в процесс дыхания сразу после сна, еще не вставая с постели. Во время сна в газообмене участвует одна треть резервной мощности дыхательного аппарата, во время бодрствования — две трети, а при нервно-физических нагрузках и в экстремальных условиях — полностью. Вот и надо подготовить свои легкие и бронхи к активной работе.
Причем мужчинам мы советуем освоить и женский тип дыхания — грудной, а женщинам — брюшной, диафрагмальный. И говорим: делайте вдох на 3 счета, пауза на 2 счета, выдох — на 4 и снова пауза на 2.
Подышите, лежа на спине, на боку, потом сидя. А там и вставайте, начинайте утреннюю зарядку.
Н. Д. СЕМЕНОВА, медицинский психолог (факультет психологии МГУ):
— Больной человек — это целый мир.
Выходя из клиники, где его лечили, он возвращается в свою обычную жизнь с ее жесткими требованиями, нагрузками.
Здоровым он себя не считает, долго оставаясь в позиции «я болен», замыкается в себе, «баюкает» свою ослабленность.
А больной должен уяснить, что черты его характера, его настроенность тоже влияют на ход болезни, на восстановление сил.
И помогут ему это осознать психотерапевт, специалисты центров реабилитации, где пациент сможет освоить и приемы аутотренинга.
И чем активнее он будет заниматься этим, тем скорее наступит реабилитация.
Н. К. БЫКОВА, ассистент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института, руководитель группы физической реабилитации:
— Три года я работаю по методу Толкачева с группой больных (от 17 до 60 лет), страдающих бронхиальной астмой средней и тяжелой степени. Прежде всего врачи и методисты обучили их самомассажу лица и грудной клетки.
В момент удушья или обострения несложные приемы аутомассажа носа, грудной клетки оказались очень эффективными. Отдаленные результаты трехлетнего наблюдения за группой так называемых неперспективных больных, активно занимающихся самомассажем, не могут не радовать.
Кроме того, наши больные выполняют комплекс дыхательных упражнений, стимулирующих диафрагмальное дыхание и другие физические упражнения, включая ходьбу и бег.
— Извините, я перебью. Я бывал на занятиях у Натальи Константиновны и окончательно убедился: каждый метод выживает на энтузиастах. Представьте себе наших пациентов: они сипят, кашляют, сбиваются с бега, но стараются.
Наталья Константиновна учитывает возможности каждого, кoro-тo подбадривает, кого-то останавливает. Вы знаете, на меня это произвело впечатление, может, даже большее, чем участие наших спортсменов на Олимпийских играх.
Там это тренированные атлеты, а здесь вот такие люди. И они так работают над собой только в присутствии заинтересованного лица, они идут за энтузиастом. Сами они были бы неспособны на подобные подвиги.
Тогда мне впервые пришла мысль: чтобы такая реабилитация проводилась повсюду, должны быть организованы своеобразные клубы для больных, такие, например, как «Астма-клуб» в Англии.
— В комплексе реабилитационных мер применяем и закаливание холодной водой: либо контрастный душ, либо контрастное обливание. Больные тратят на все 2 часа в день: на массаж, гимнастику, ходьбу, закаливающие процедуры. Это самостоятельно.
На стадионе встречаемся 2 раза в неделю, где нагрузки у каждого индивидуальные. На базе 57-й клинической больницы проводим этапные обследования функции внешнего дыхания, состояния сердечно-сосудистой системы тесты с физической нагрузкой.
Собственно, эти 3 года мы не очень-то увеличивали нагрузки, у всех была оптимальная поддерживающая тренировка, которая позволяет моим подопечным с минимумом лекарств чувствовать себя обыкновенными и если не совсем здоровыми, то почти здоровыми людьми.
Мы не вылечиваем больного, но за 3 года сокращаем прием лекарств на 80% — я считаю, это очень хорошо. У меня были больные которые пользовались ингалятором по 17 раз в день, сейчас 1-2 раза.
Думаю, надо быстрее создавать в стране центры реабилитации легочных больных, где бы совместно работали пациент, врач и методист.
— По холодовым нагрузкам дискуссия, я считаю, еще не закончена. Это требует основательного изучения, научного обоснования, эксперимент пока отрабатывается, и мы не можем сегодня рекомендовать холод так широко, как дыхательную гимнастику, самомассаж и другие элементы метода Толкачева. Самое ценное в этом методе — система.
Его авторы не только сформулировали полезные рекомендации, но и учат больных, как преодолеть безразличие и неверие в силу физической активности. Гуманизм нашей профессии и должен проявляться в системах, которые мы предлагаем больному.
Гимнастика по Толкачеву ПОДРОБНЕЕ >>>
Б. С. ТОЛКАЧЕВ, доцент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института:
— Здесь говорили, что нельзя нагружать больного в остром периоде. Но у нас за 12 лет применения метода накоплена огромная статистика, убеждающая в обратном. Нас поддерживаете и вы, Александр Григорьевич, и другие ученые.
Комплексный подход к реабилитации больного — самомассаж, активная лечебная физкультура, холод — дает, по нашим наблюдениям, хорошие результаты и в остром периоде болезни, и при появлении предвестников заболевания, и при хронических процессах.
А коль скоро метод хорошо работает в самых разных ситуациях, его нужно популяризировать. Я готов рассказать о нем подробно на страницах «Здоровья». К сожалению, моя книга «Физкультурный заслон ОРЗ», защищенная предисловием даже медицинских лидеров, не нашла, на мой взгляд, должного понимания и интереса у практических врачей на местах.
По-прежнему они считают, что я, не медик, берусь не за свое дело. А на стадион «Трудовые резервы» в Москве где мы с Ниной Константиновной работаем с группой, идут и идут больные люди, они ждут нашей помощи.
— Борис Сергеевич прав, мои коллеги еще часто с трудом воспринимают новые непривычные идеи, тем более, если они исходят не от медиков. Но в том и должно состоять наше искусство, чтобы шелуху и непрофессионализм отмести, а взять на вооружение рациональное зерно. Оно в методике Толкачева есть.
B. Е. НОНИКОВ, кандидат медицинских наук (4-е Главное управление при Минздраве СССР):
— Заболевший человек по неопытности делает много ошибок. Первая ошибка ограничивает физическую активность.
Вторая ошибка: переходит почти к «субтропическому» тепловому режиму, а нужен свежий воздух. Я спрашиваю больного: когда вы ложитесь спать, нет ли такого положения при котором появляется кашель и отделяется мокрота? Да, есть. И что вы делаете? 9 из 10, вместо того чтобы сказать: стараюсь остаться в этом положении и как следует откашляться, отвечают: переворачиваюсь на другой бок, чтобы кашель не беспокоил.
Вот и третья ошибка: больные не имеют элементарного представления ни об анатомии и физиологии больного органа, ни о том, как протекает болезнь и как надо с ней бороться.
Все усилия больных, направленные на тренировку дыхательных мышц, можно только приветствовать. Чтобы они осознанно подходили к занятиям, разъясняю каждому: редкое дыхание эффективно, а частое — вентилирует преимущественно мертвое пространство легких.
При обструктивных заболеваниях легких особенно эффективна гимнастика с сопротивлением на выдохе. Мы у себя в отделении придумали нехитрое устройство, им можно пользоваться и дома: трубочку из любого материала погрузить в воду, налитую в сосуд высотой 10-15 сантимеров, и через нее выдыхать.
Во время выдоха воздух идет через воду с сопротивлением не только по прямому направлению вдоль бронха, но и по направлению на стенку бронха. При этом мокрота как бы выдувается, быстрее отделяется от слизистой оболочки, легче откашливается.
Позиционная гимнастика эффективна в сочетании с массажем грудной клетки. Стоит один раз потратить час-два на поиск дренирующего положения, чтобы найти его и потом за 5 минут ежевечерне и ежеутренне откашливать мокроту.
Заключая, скажу, что больной с помощью врача может выработать необходимый ритуал жизни, помогающий лучше себя чувствовать. В самых общих чертах, например, такой: не снижая физической активности не кутаясь, соблюдать определенный режим дня.
Скажем, утром проснулся — выпил стакан горячей воды, принял назначенный врачом бронхолитак, сделал позиционный дренаж, откашлялся, 30-40 минут посвятил гимнастике, водным процедурам.
В течение дня нужно несколько раз повторять свои дыхательные упражнения. А перед сном — снова сделать позиционный дренаж.
С. А. ШАПОВАЛОВ, автор научно-популярной книги «Записки учителя физкультуры»:
— В лечебной физкультуре определяющее место ныне занимает методика, ориентированная на объем физиологических нагрузок. Такая методика может быть эффективна и безвредна только при строгом контроле врача и методиста то есть в условиях либо стационара, либо поликлиники.
В тех случаях, когда люди занимаются самостоятельно, критерием может быть только самочувствие человека. Почувствовал, допустим, больной бронхиальной астмой, что после десяти минут бега трусцой он перестал задыхаться — упражнение необходимо прекратить.
Передозировка для нездорового человека опасна. Именно ориентация в свое время на «объемную методику» привела к тому, что бег вызывал тяжелые последствия.
— Итак, мы обсудили много проблем. Встреча была полезной и для читателей журнала «Здоровье», и для нас, врачей. Мы еще раз убедились, что говорить с больным о простых вещах тоже надо учиться.
Мне приятно проинформировать вас что отечественная промышленность начала серийный выпуск комплекта устройств для регуляции дыхания и аэрозольтерапии. Аппарат позволяет направленно увеличивать сопротивление как на вдохе, так и на выдохе, менять режим, чтобы «научить» больного правильно дышать.
Достоинств у искусственного регулятора дыхания много, и главное в том, что его можно применять и для лекарственной, и для немедикаментозной терапии. В первую очередь устройствами будут оснащены центры реабилитации.
Е. Ю. МОНАКОВА, сотрудница отдела медицинской техники Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии, демонстрирует комплект устройства для регуляции дыхания и аэрозольтерапии.
Беседу за «круглым столом» записала Н. МОРОВА.
По материалам журнала «Здоровье» 01.1989 г.
источник
Гимнастика по Б. С. Толкачеву
Известный московский специалист по физической культуре, ученый-педагог Б. С. Толкачев предложил простую и эффективную методику лечения бронхитов и бронхиальной астмы, пневмоний и бронхоэктатической болезни.
Суть приемов, предложенных Б. Толкачевым, заключается в сжатии грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому приемы называются «выжиманием». Они значительно улучшают дренажную функцию бронхов и способствуют более быстрому очищению дыхательных путей от мокроты.
Взрослые и подростки выполняют их самостоятельно, малышам требуется помощь взрослого.
Гимнастика Любая система физических упражнений, если она применяется правильно, способствует развитию мышц, укреплению здоровья и повышению жизненного тонуса.Приведем несколько комплексов восточной гимнастики. Перед выполнением упражнений йоги обычно совершают
Гимнастика для ног Гимнастика для ног призвана, с одной стороны, расслабить мышцы ног, с другой – повысить их тонус и восстановить структуру. Такие простые упражнения, не требующие никакой специальной подготовки, способствуют ускорению кровообращения и предупреждают
Био-гимнастика Био-гимнастика – это современная разработка тренеров, которые поддерживают движение «зеленых». По их мнению, вегетарианство и эта гимнастика помогут сделать человека более совершенным: тело будет упругим и стройным, как стебель бамбука, а душа
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРИОДОВ ОБОСТРЕНИЯ БОЛЕЗНИ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
Гимнастика В этом возрасте малышу нужно создать условия для вставания – доступную опору.Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула, натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса, турничок
Гимнастика Хорошо ползать поможет следующее упражнение в ванне : положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Вода будет поднимать ребенка под животик, заставляя встать. Будьте при этом очень внимательны, чтобы кроха не наглотался воды и не
Гимнастика Упражнение 33 И. п. ребенка – стоя на твердой поверхности.Для выполнения упражнения понадобятся кольца.Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Подержите ребенка в таком положении 1–2 секунды и, снова
Гимнастика Упражнение 34 Парение на животе с упором в живот родителей. Уприте ноги ребенка в ваш живот, а свои ладони подведите под его таз и область живота. Приподнимите малыша над столом, поддерживая его под животик. Ребенок прогнется и с удовольствием будет висеть,
Гимнастика Качайте малыша на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом». Такие игры развивают чувство равновесия, и ребенок начинает контролировать свои движения. Под ритмичную потешку или музыку покачивайте сына или дочку вверх-вниз.
Гимнастика Упражнение 35 Возьмите ребенка под мышками и поставьте на стол, уперев стопами в его поверхность. Ноги должны быть прямыми. Слегка согните его ноги – малыш начнет «пританцовывать» или переступать ногами на месте. Задержитесь в этом положении на 5–7 секунд,
Гимнастика Приготовьте «полосу препятствий» , через которую малышу предстоит проползти. Для этого разные предметы расположите так, чтобы он мог ползти и над ними, и под ними, и вокруг них. А именно: положите на пол несколько подушек для ползания по ним; поставьте ребенка у
Гимнастика Пора форсировать обучение ходьбе и умению держать равновесие. Если вы решили потренироваться дома, возьмите легкий стул и покажите малышу, как его толкать перед собой, передвигаясь по дому. Пока он будет перемещать стул, читайте ему стишок: Вот я сам иду, иду,
Гимнастика Сейчас нужно обратить особое внимание на укрепление мышц рук и ног ребенка, развитие его двигательной активности.Положите малыша на коврик, затем приподнимите ножки ребенка с пола – пусть он попробует походить на одних руках. Потом возьмите малыша за руки,
Гимнастика Ходьба на четвереньках замечательно укрепляют все мышцы туловища, рук и ног, развивают координацию движений. Научите ребенка подражать ходьбе различных животных.Собачка. Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.Бычок. Малыш ходит на
Гимнастика Когда я решила изменить свой образ жизни, чтобы почувствовать себя лучше, то просто заставила себя делать утреннюю гимнастику. Знаете, я раньше думала, что это не для меня, что заниматься чем-то утром, раньше вставать — это что-то ужасное, что я не смогу. Однако я
источник
Профилактика простудных заболеваний по методу Бориса Толкачева
Толкачев Борис Сергеевич – педагог и тренер, доцент кафедры физического воспитания, автор методики закаливания организма человека, по которой более 30 лет работает сам и многие его соратники.
Физическая активность и закаливание – вот основа методики закаливания, которая включает физические упражнения, низкотемпературные водные процедуры, воздушные ванны, массаж и другие средства. Она помогает тренировать диафрагмальное дыхание, укрепляет организм, ослабляет болезнь; помогает преодолеть полную незащищенность человека перед любой инфекцией верхних дыхательных путей и бронхолегочного аппарата, перед сквозняками и холодовыми раздражителями.
Средства физической культуры и гигиенические мероприятия, применяемые в профилактике ОРВИ и в физической реабилитации детей и взрослых, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания и аллергией. (Таблица из книги Б.С. Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ». Условные обозначения: I – период предвестников заболевания; II – острый период заболевания; III – период выздоровления, IV – ремиссия; ПП – период приступа; МПП – период между приступами или междуприступный период).
Средства физической культуры и гигиенические мероприятия Периоды болезни
I II III IV ПП МПП
Закаливающие процедуры и мероприятия + + + + + +
Растирание или промокание тела полотенцем + + + + + +
Массаж лица + + + + + +
Массаж грудной клетки + + + + + +
Растирание подошв + + + +
Дыхательная гимнастика + + + + +
Физические приемы, направленные на дренаж бронхов и купирование приступов бронхиальной астмы + + + + + +
Бег трусцой с чередованием естественного и диафрагмального дыхания + + + +
Ходьба с чередованием естественного и диафрагмального дыхания + + + + + +
Общеразвивающие упражнения + + +
Отдых в постели после водных процедур или физическая активность + + + + + +
Комплексный уход за больным через час после засыпания и в ночные часы + + + + + +
Питание (рационы в суточном режиме, диета) + + +
Плавание + + +
Подвижные и спортивные игры + + + +
1. При остром рините:
1. И.п. ребенка (или взрослого) – сидя на стуле или стоя; и.п. родителя (или массажиста) – сидя на стуле или стоя лицом к массируемому. Выполняют поглаживание лба, волосистой части головы, шеи и плеч. Массаж проводят подушечками пальцев и ладонями 5–6 раз подряд на протяжении двух минут. Вначале надо касаться кончиками пальцев кожи лба и затем движением в направлении к затылку скользить за ушами на шею, на плечи и руки (все движение совершают за 20–25 с).
2. И.п. ребенка (взрослого) – лежа на спине на кровати или кушетке с высоким изголовьем (в случае большой слабости), или сидя на стуле, или стоя; и.п. родителя – сидя на стуле или стоя лицом к ребенку. Воздействуют на мягкие ткани носа (крылья носа и кожа на верхней челюсти, примыкающая к носу ниже переносицы). Массаж выполняют передней и боковой поверхностью средних фаланг согнутых указательных пальцев колебательными движениями в лучезапястных суставах, слегка нажимая, с частотой колебаний до 240 в 1 минуту. Спину держите прямо, не напрягайтесь. Плечи расслаблены. Плечо и предплечье составляют прямой угол. Кисти вместе, указательные пальцы достаточно плотно прижаты к массируемому участку лица. Массируемый вдыхает ртом, а выдыхает достаточно шумно и без особой экспрессии, но максимально долго, что возможно только при отменной работе мышц брюшного пресса (говорите ребенку «выдыхай животом», «теперь раздуй живот так, как будто арбуз проглотил»; «опять выдыхай животом, долго долго!» и т. д.). В результате массажа отек слизистой носа вскоре уменьшится, дыхание улучшится. С этого момента после 2–3 выдохов следует высморкаться.
Завершив выполнение первого приема массажа лица, приступайте ко второму, который дети называют «морзянкой», а специалисты – «пневмомассажем».
3. И.п. – то же. Воздействуют на мягкие ткани носа так же, как в первом приеме, но требуется плотно зажимать ноздри: при массаже больного – боковыми поверхностями основных фаланг указательных пальцев, при самомассаже – боковыми поверхностями ногтевых фаланг больших пальцев. Вдох делается ртом, выдох – сильно носом. Ваша задача – сыграть «морзянку» в ходе одного выдоха (произвольно получайте «точки» и «тире») и таким образом промассировать высоким давлением воздуха придаточные пазухи носа и сам нос. Повторить 3–5 раз. Массировать можно сразу обе стороны (обе ноздри одновременно плотно закрывайте, обе открывайте). Можно выполнять прием на одной стороне. В этом случае, оставляя правую ноздрю постоянно закрытой, «морзянку» «играйте» на левой, и наоборот. При этом иногда закладывает уши, и от несколько неприятного (как в самолете) ощущения легко избавиться, делая несколько глотательных движений.
Особенно полезно сочетать массаж лица с водными процедурами. Для этого после окончания массажа нужно качественно выполнить следующее:
а) умойтесь четырьмя пригоршнями холодной (водопроводной, колодезной или родниковой) воды, хорошенько разотрите водой лицо;
б) втяните носом воду из пригоршни. Стоя, наклонившись вперед, поднесите полную пригоршню к носу и резко втяните в себя воду носом. Оставаясь в наклоне, хорошо высморкайтесь. Повторить 4 раза;
в) прополощите горло холодной водой. Взяв в рот довольно много воды, запрокиньте голову и долго долго полощите горло. Затем, наклонившись вперед, выплюньте воду изо рта. Повторить 4 раза;
г) выпейте два больших глотка холодной воды.
При гайморите, фронтите, тонзиллите и ангине пользоваться холодной водой не только можно, но и нужно, потому что она для таких больных очень полезна, особенно в сочетании с массажем лица. И только при отите воздержитесь от резкого втягивания воды носом.
2. Массаж грудной клетки:
Поглаживание. Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам тыльной стороной кисти, достаточно легко в темпе до 200 движений в обоих направлениях в 1 мин.
Растирание «враздрай». И.п. – правая ладонь массажиста на правой лопатке массируемого, левая ладонь – на пояснице слева. Выполняется ладонями резкими встречными движениями продольно по всей спине. Темп до 240 движений каждой ладонью в обоих направлениях в 1 мин.
Лопатки – руки. Вращательными движениями ладоней «разогрейте» лопатки и затем дважды погладьте руки скольжением вниз по внешней поверхности и вверх по внутренней до подмышек.
Живот. – грудь. Под животом у бедер пальцы касаются подушечками друг друга. Движением вверх вперед с силой скользите кистями по животу и бокам, затем по груди. На 4 счета нужно пройти таким образом живот и грудь. Повторить 5 б раз.
источник
Массаж грудной клетки проводят у больных бронхиальной астмой для улучшения работы дыхательных мышц, усиления отхождения мокроты и повышения выносливости организма.
Исходное положение больного лежа на животе, по голеностопными суставами валик.
Прием 1. «Поглаживание». Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук от плеча к бедрам и тыльной стороной кисти — от бедер к плечам. Продолжительность до 30 сек.
Прием 2. Растирание «враздрай». Правая ладонь на правой лопатке массируемого, левая ладонь — на пояснице слева. Выполняется ладонями, резкими встречными движениями продольно по всей спине. Продолжительность — 30 сек.
Прием 3. «Лопатки-руки». Вращательными движениями массируется кожа на лопатках. Продолжительность — до 30 сек.
Прием 4. «Живот-грудь». Под животом у бедер пальцами (движением вверх-вперед) с силой скользят по животу и бокам, затем по груди. Повторяют до 5-6 раз.
Прием 5. «Плечо-шея». Выполняется поглаживающими движениями больших пальцев от плеча, к шее и в обратном порядке. Выполняется на правой и левой стороне по 15 сек.
Прием 6. «Растирание перекрестно». Выполняется вращательными движениями ладоней навстречу друг другу (исходное положение: правая рука на правой лопатке, левая рука на пояснице слева). Продолжительность — до 30 сек.
Прием 7. «Похлопывание». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки ладонями, сложенными «лодочкой». Продолжительность — до 1 мин.
Прием 8. «Рубление». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краями кистей. Пальцы при этом разведены и расслаблены. Ладони обращены друг к другу, движения очень быстрые (до 150 в мин). Продолжительность по 30 секунд с каждой стороны.
Прием 9. «Поколачивание». Выполняется на противоположной стороне от массажиста полураскрытыми кулаками. Движение вверх-вниз. Продолжительность 1 мин.
Прием 10. «Вибрация». Пальцы исходно в межреберных промежутках. Сохраняя давление, производят вибрирующие движения, не открывая пальцев. Вибрацию производят по протяженности межреберных промежутков.
Прием 11. «Выкручивание кожи в межлопаточной области спины». Захватывают кожу большими и указательными пальцами по линии нижних углов лопатки. Кожа оттягивается в стороны — вверх до образования наиболее высокого валика. Затем движение повторяют на уровне середины лопатки и уровне верхних углов.
Прием 12. «Поглаживание». Проводится легкими движениями ладоней по всей поверхности спины. Массаж лица необходимо проводить ежедневно 2 раза в день утром и вечером. При ОРВИ массаж с промыванием носовых ходов проводят до 4-х раз в сутки.
Массаж грудной клетки следует проводить ежедневно в период обострения 2-3 раза в сутки.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9466 — | 7500 — или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Информационный портал для заботливых родителей
Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5
|
|