Меню Рубрики

Можно ли играть на духовых при астме

Выбор духового инструмента при астме для многих кажется совершенно неочевидным решением. Оказывается, напротив, эта музыкальная специальность рекомендуется при данном заболевании. Есть ли какие-либо противопоказания для игры на духовых инструментах? Вот об этом пойдет разговор.

Духовые музыкальные инструменты — это семейство музыкальных инструментов, в которых извлечение звука происходит в результате вдувания в них воздушной струи. Их разделяют на деревянные и медные. К деревянно-духовым относят блокфлейту, флейту, гобой, кларнет, фагот, саксофон и многие народные духовые инструменты. К медно-духовым — трубу, валторну, тромбон, альт, тенор, баритон и тубу.

Сфера использования этих инструментов крайне широка: джазовые, духовые, симфонические оркестры, ансамбли различных составов академического, эстрадного, авангардного и других жанров. В настоящее время духовые инструменты часто используются в вокально-инструментальных коллективах различных поп- и рок-направлений.

Родители часто приводят своих детей в класс духовых в музыкальных школах ради оздоровления. Большим количеством исследований в разных странах установлено, что систематическая игра на духовых инструментах заметно улучшает самочувствие, уменьшает количество приступов.

Действительно, занятия на духовых инструментах способствуют оздоровлению системы дыхания. При игре на этих инструментах создается сопротивление воздуху, который выдыхается. Это помогает легочным альвеолам максимально раскрываться, что несет за собой улучшение газообмена в организме и развитию легочной ткани.

Программа обучения игре на любых духовых инструментах обязательно включает в себя специальные упражнения, которые обучают абдоминальному дыханию. Это такой способ дыхания, при котором вдох осуществляется диафрагмой, а выдох — брюшной полостью. Владение техникой брюшного дыхания полезно любому человеку: она позволяет расслабить мышцы, давящие на диафрагму и улучшить кровообращение. Кстати, это даже помогает снять напряжение в стрессовой ситуации.

Пациентам с легочными болезнями врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах в качестве дополнения к основному лечению и поддержки ремиссии в будущем. Это очень хорошая дыхательная гимнастика для легких. Однако, перед тем как повести ребенка в музыкальную школу, необходима обязательная консультация врача-пульмонолога, чтобы исключить противопоказания.

Самую большую нагрузку при игре на духовых инструментах испытывают легкие. При этом легочная ткань максимально растягивается, что недопустимо при некоторых заболеваниях. Внимательно изучите противопоказания: перенесенный рахит 2, 3 степени, многократные воспаления легких, грыжа брюшной полости, паховая или пахово-мошоночная грыжа, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, эмфизема легких.

Общепринятые возрастные рекомендации таковы:

  • с 3-4 лет – блокфлейта;
  • с 9-10 лет – флейта, гобой;
  • с 10-11 лет – кларнет, начинающий этап обучения — кларнет ми-бемоль (es);
  • с 11-12 лет – саксофон, альт, тенор, баритон, труба;
  • с 12-13 лет – валторна, туба;
  • с 14 лет – фагот, тромбон;

Обычно до перехода на основной духовой инструмент проводится обучение на блокфлейте, а до того – подготовительные или развивающие занятия музыкой.

Надеюсь, что эта статья поможет вам в выборе музыкальной специальности, учитывая особенности вашего ребенка.

источник

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Благотворное влияние игры на духовых инструментах на дыхательную систему человека

Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, и все родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Особенно популярны сейчас музыкальные кружки.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохраниться десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные.

Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Ребенок наверняка проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах.

Страдающим астмой особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна и прочие, а для детей трёх лет — блокфлейта). Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!

Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи.

Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.

В музыкальных школах — целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовом отделении школы, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны.

Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 12 лет – к этому возрасту ребенок достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 10 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или сопилке.

Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья, – рассказывает преподаватель по классу духовых инструментов Юрий Федоренко: «У меня было несколько учеников, которые игрой на саксофоне лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи».

То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на саксофоне или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна – все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное – развивается дыхание! Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Тут всегда (за исключением валторны – иногда) нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно будет следить преподаватель.

Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения.

Лечение астмы по-австралийски.

Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях главное – иметь с собой компактный баллончик-аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские медики обнаружили новый способ лечения астмы – игрой на духовых музыкальных инструментах.

Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда (Австралия), показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.

В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовало глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента.

Любопытно, что девочки в исследовании не участвовали: во многих аборигенских племенах Австралии диджериду считается исключительно «мужским» инструментом. А избавиться от симптомов астмы девочки и женщины могут, если будут брать уроки вокала. Опыты показали, что пение существенно облегчает состояние астматиков обоих полов.

Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструмент обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.

1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с.

2. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с.

источник

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Семейный детский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Личный семейный психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Крайне хорошо помогает при этом игра на кожаной флейте

Крайне хорошо помогает при этом игра на кожаной флейте

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Мне Пилатес помог(там хорошая дыхательная гимнастика), и солевая лампа.
Побывала как-то в соляной пещере, ОЧЕН помогло.
После этого, купила соляную лампу, вот сейчас сижу з компом, а рядом соляная лампа горит.

Кто про что,а вшивый про баню. Что,на вашей флейте,желающих играть,не находится?

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Автор, сколько вам лет? Если вы старше переходного возраста, то игра на духовых инструментах . ?

немного не по теме но все таки важно не волноваться во вторых зимой шарф лучше натягивать по детски на нос так защищаются легкие от агрессивного холодного воздуха и еще барсучий жир почитайте о нем тоже очень помогает

Астма это паразиты,игра на духовых инструментах это детский сад.

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характера)И какой нахрен детски сад?? У людей играющих на духовых инструментах, серьезно ( с детства к примеру) не бывает заболеваний органов дыхательной системы(и это факт)

Мне Пилатес помог(там хорошая дыхательная гимнастика), и солевая лампа.Побывала как-то в соляной пещере, ОЧЕН помогло.После этого, купила соляную лампу, вот сейчас сижу з компом, а рядом соляная лампа горит.

Серьёзно факт ? С детства если заниматься , но на каком именно духовом лучше ?

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характер)

Серьёзно факт ? С детства если заниматься , но на каком именно духовом лучше ?

если дефицит меди то на медном.если дефицит железа то на железном.к сожалению при дефиците SH-групп очень трудно подобрать инструмент, состоящий из них.

но вот я лично сакс рекомендую, он самый тяжелый (по дыхалке)И самый красивый по исполнению))))

Небольшая оговорка. Не сакс, а сeкc. Оральный. Тут нужны большие навыки. Советую.

Почему дет. Сад ? Кто вам это сказал ? При паразитах приступы бывают ?

Какие нахрен паразиты. Это аллергены в первую очередь (если она аллергического характера). Бывают еще и стрессы (если она психосоматического характера)И какой нахрен детски сад?? У людей играющих на духовых инструментах, серьезно ( с детства к примеру) не бывает заболеваний органов дыхательной системы(и это факт)

От чего же? На моей флейте постоянно играют. Но я, как истинный ценитель, постоянно ищу новых игроков. Как насчет того, чтобы, возможно, именно вам сыграть на этот раз?

Повторю еще раз астма это паразиты,если Вы не верите,что земля круглая,это еще не значит что она квадратная.

Про шарик читала , но ещё прочла , что его можно заменить этим способом . да,да я вот насчёт перерасти . А в каком возрасте уже поздно ? Переходный — это конкретно сколько лет ?

Земля,к вашему не круглая)))У моего ребенка астма. Паразитов нет. Смешно читать таких умников.

Я не умник,просто таких как Вы умников вылечила 15 человек от астмы,они тоже вначале кричали,что у них нет паразитов,а когда увидели их в унитазе,в транс впали.

Я поняла о чем вы. Паразиты могут и в бронхи попасть и могут просто кровь отправлять как аллергены. Эозинофилов проверяют в крови для этоготи сдают анализы. Я де писала видов и причин астмы много . Но это не бронхиальная . и плюс для того кого я интересуюсь человека ему делали зондирование , что бы исключить вероятность паразитов.

Читайте также:  Тетрациклин при бронхиальной астме

Зондирование ни о чем не говорит,не всех паразитов можно увидеть даже в микроскоп,но все астматики которые проходили антипаразитарную программу чудесно выздоравливали.

Вы имеете ввиду , что зачем искать если их можно сразу травить так ? А если ничего нет и вред только больше нанесешь ?

Повторю еще раз астма это паразиты,если Вы не верите,что земля круглая,это еще не значит что она квадратная.

Вы явно неверно используете терминологию. Астма это проявление аллергической (чаще всего) реакции в виде приступов удушья. Провоцировать такие приступы могут, например, пылевые клещи или клещи, живущие в постельном белье. Вы их называете паразитами? И о реакции на них пишите? В противном случае ваши слова-бред. Астма связана с недостатком в организме гормонов-глюкокортикостироидов, а паразиты даже физически, если и поселяются в организме, то не в легких.

Здравствуйте. Помогла ли кому-нибудь игра на духовых инструментах при бронхиальной астме ? Если да ,то на каком ? И в каком возрасте ?

я работаю в музыкальной школе 17 лет, преподаю флейту. В этом году у меня заканчивает школу пятнадцатилетний парень, который пришёл ко мне учиться в 5 лет именно по причине страшенных приступов астмы, с постоянным прибытием в стационарах. На протяжении занятий на блок флейте, а потом и на поперечной флейте приступы становились всё реже, а потом и совсем прошли. Теперь он помимо музыкальной школы, играет в городской хоккейной команде. И это не единственный случай в моей практике.

Дорогие женщины и девушки!
На протяжении долгого времени я занималась исследованием бронхиальной астмой, которой страдала с 16 лет. Я как и вы перепробовала все возможные варианты: западная медицина, восточная медицина, дыхательная гимнастика, диеты и многое другое, но решение я нашла в самой себе.
И только последние три года стали для меня предельно полезными в изучении и наблюдении астмы и самой себя.
Никакого шаманства, врачевания и тому подобной ерунды. В моем случае, это чистая психосоматика, осознанность своих эмоций и действий.
Я прошла этот путь и точно знаю, что кроме нас самих нам не помогут ни врачи, ни таблетки, ни травки, ни что-нибудь подобное. Вся сила в нас самих.
Я с огромным удовольствием поделюсь своим опытом со всеми желающими и совершенно бесплатно 🙂 прошу вас, не стесняйтесь и пиши мне на почту borisik@ymail.com. Давайте пройдём этот путь вместе и начнём вдыхать нашу жизнь в полном её проявлении 🙂

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5 13 лет в межприступном периоде, при котором проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовых музыкальных инструментах. Курс занятий продолжается 2 3 мес. трижды в день, по 10 30 мин каждое занятие. На занятиях производят дыхательные упражнения на инструменте под руководством педагога-музыканта и под наблюдением врача, при которых после грудобрюшного вдоха носом производят выдох в инструмент ртом и постепенно от занятия к занятию изменяют протяженность извлекаемого звука от 2 до 60 с и его звуковысотность. Через 2 3 мес занятий наступает длительный период улучшения самочувствия пациента, приступы прекращаются. 1 табл.

Изобретение относится к медицине, конкретнее к лечению бронхиальной астмы у детей нетрадиционным способом, и может быть использовано специально обученными педагогами-музыкантами под наблюдением врача-педиатра.

Известен способ лечения заболеваний по А.Н.Стрельниковой (Чайковский А. М. Шенкман С.В. Искусство быть здоровым. М. Физкультура и спорт, 1984. Глава «Парадоксальная дыхательная гимнастика», стр. 297-302) путем дыхательной гимнастики. По этому способу «вдох первичен, выдох вторичен, вдох причина, выдох. следствие. Надо тренировать вдох короткий, резкий, активный, ритмичный, по возможности эмоциональный». Выдох при этом пассивен, он идет без волевой регуляции. При этом способе дыхательной гимнастики используется полная жизненная емкость легких: как при игре на духовом инструменте, однако мышцы выдоха пассивны.

Известен способ лечения бронхиальной астмы у детей 7-13 лет по авт. св. N 1174025. При лечебной физкультуре по этому способу использовались ходьба, бег и упражнения для различных мышечных групп с акцентом на выдох и произношением гласных и согласных. Недостатком данного способа является применение препаратов наряду с гимнастикой и отсутствует целенаправленное укрепление мышц выдоха.

Известен способ волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по К.П.Бутейко, применяемый для лечения в том числе и бронхиальной астмы, который принимает за прототип ( З.Бутейко К.П. Метод Бутейко. М. Патриот, 1990, с. 148-165). Этот способ лечения заключается «в волевом постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки». Недостатком этого способа является сложность его применения для лечения детей, а именно: теория метода ВЛГД непонятна для сознания ребенка; однообразие упражнений по волевой регуляции процесса дыхания по Бутейко К.П. быстро утомляет маленьких пациентов; при самостоятельных занятиях ВЛГД отсутствуют простые критерии правильности выполнения дыхательных упражнений, особенно для понимания ребенка.

Сущность предлагаемого способа лечения больных бронхиальной астмой детей от 5 до 13 лет заключается в том, что с больным в течении 2-3 мес. проводят ежедневные индивидуальные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовом музыкальном инструменте. Занятия проводят 3 раза в день по 10-30 мин, причем постепенно от занятия к занятию увеличивают протяженность извлекаемого при выдохе в инструмент от 2 до 60 с и более, в зависимости от индивидуальных особенностей больного.

Способ лечения пригоден для больных бронхиальной астмой легкой и средней степени.

Способ может быть реализован специально обученным педагогом-музыкантом под наблюдением врача-педиатра.

Особенность способа заключается в том, что больному не внушают мысль о том, что игра на инструменте есть лечебная процедура, напротив, пациента заинтересовывают собственно игрой на музыкальном инструменте, что позволяет отвлечь его внимание от физических нагрузок, это в свою очередь дает возможность педагогу работать на пределе физических возможностей ребенка, постепенно расширяя их, и не акцентируя внимания на волевом компоненте процесса дыхания.

На первых занятиях ребенку педагог-музыкант ставит грудобрюшной вдох, отличающийся от обычного музыкального тем, что его производят не ртом, а носом без задержки в носоглотке. Затем ребенка учат выдоху «на опоре» ртом. Чувство опоры возникает в результате напряженного равновесия мышц вдоха и выдоха, т.е. ощущается, что в легких воздух сжат, а через сжатые губы посылают упругий сконцентрированный поток воздуха.

В период постановки дыхания, чтобы сделать занятия менее скучными и однообразными, пациента также обучают нотам и длительностям.

После закрепления навыков музыкального исполнительского дыхания переходят непосредственно к занятиям на духовом инструменте.

Каждое занятие условно делят на две части. Первая часть занятия представляет собой духовую гимнастику, при которой ребенок берет осознанный вдох и производит активный выдох в различных музыкальных длительностях от коротких к длинным в различных вариантах и на различных по высоте нотах. Извлечение различных по высоте нот требует различного напряжения мышц выдоха, что способствует постепенному, утонченному укреплению дыхательного аппарата.

Вторая часть занятия предусматривает игру на инструменте музыкальных упражнений и пьес, что повышает интерес к занятиям.

Наиболее эффективно проводить занятия на музыкальном инструменте с детьми трижды в день, хотя допустимо снижать число занятий в день. При снижении числа занятий эффективность лечения снижается, увеличивается продолжительность лечения.

Продолжительность каждого занятия не должна быть меньше 10 мин чистой игры на инструменте и не более 30 мин, так как к этому времени у детей наступает утомление.

Способ применим для лечения детей, начиная с 5-и летнего возраста, потому что в этом возрасте возникает интерес к игре на музыкальных инструментах, ребенка легко увлечь занятиями и улучшить его самочувствие.

Можно этим способом лечить подростков старше 15 лет и взрослых, но сформированную личность тяжелее заинтересовать регулярными занятиями на духовом инструменте.

По предложенному способу занятие по волевой регуляции процесса дыхания заключается в том, что точно дозируется объем воздуха, нужного для исполнения музыкальной фразы, и при вдохе, и при выдохе, причем правильность дыхания легко контролировать слухом по качеству звука как с педагогом, так и при самостоятельных занятиях.

Опыт работы с больными детьми и взрослыми показал, что за два месяца ежедневных трехразовых занятий по способу настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими или прекращаются, т.е. через 2 мес, занятий на духовом инструменте по предлагаемому способу наступает период длительной ремиссии у большинства больных бронхиальной астмой.

Улучшение состояния пациентов происходит за счет укрепления мышц выдоха, которые обеспечивают волевой выдох в самом начале приступа и приступа не происходит, поскольку обычно при приступе затруднен именно выдох. Если все же начался приступ бронхиальной астмы, то благодаря укрепленным мышцам дыхательного аппарата, его удается гасить волевым выдыханием воздуха, иммитирующим выдох на занятиях музыкой, и самочувствие пациента быстрее приходит в норму.

3-й месяц занятий необходим как реабилитационный период. Если прекратились приступы, нет отдышки, то рекомендуется в дальнейшем (после завершения занятий по способу) продолжать занятия музыкой на духовых инструментах в музыкальной школе или духовом оркестре.

Занятия музыкой по способу можно проводить со страдающими бронхиальной астмой на любых духовых инструментах, но необходимо учитывать возраст и состояние здоровья конкретного пациента.

Нежелательны занятия на таких инструментах, как труба, труба волторна, саксофон, так как игра на них требует очень высокого напряжения при выдохе во время игры.

П р и м е р. Больной Скрипалев Алеша, 12 лет направлен 2-й детской горбольницей г. Липецка на занятия по предлагаемому способу с диагнозом: аллергическая бронхиальная астма средней тяжести в послеприступный период. Страдает бронхиальной астмой с 4-х лет, аллергия на пищу, запах, сладкое. Каждую ночь отмечались непродолжительные приступы, которые снимались астмопеном. В 11 лет проходил курс лечения по методу К.П.Бутейко. Улучшение было незначительное, так как этот метод вызывал у ребенка отрицательные эмоции, связанные с трудностью выполнения волевых дыхательных упражнений. После окончания курса лечения по К.П.Бутейко вновь возобновились приступы.

Алеша стал заниматься на духовом инструменте 2 раза в неделю с педагогом-музыкантом по 30 мин, и 3 раза в день по 20 мин с мамой. Для домашних занятий был разработан точный поминутный план и показаны критерии определения правильного вдоха и выдоха. В течении первых 20 дней занятия заметных улучшений не наблюдалось, за это время был один приступ. Медикаменты были исключены полностью с началом занятий. Начиная с 21 дня занятий, приступы полностью прекратились. В дальнейшем (до окончания трехмесячного курса занятий) самочувствие было хорошее, приступов не наблюдалось ни днем, ни ночью. ОРЗ, которое перенес ребенок во время курса занятий музыкой, никаких осложнений не проявило.

Для оценки эффективности способа лечения по способу было проведено обследование пациента до начала занятий и повторно через 2 мес. Результаты обследования приведены ниже в таблице, из которой следует, что лечение по способу было эффективным.

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ, включающий регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания в межприступном периоде, отличающийся тем, что занятия по волевой регуляции процесса дыхания проводят при игре на духовых инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот, при этом занятия музыкой осуществляют трижды в день по 10-30 мин в течение 2-3 месяцев с постепенным увеличением протяженности извлекаемого звука от 2 до 60 с.

источник

«Мне поставили диагноз «бронхиальная астма». Врач, в числе прочих рекомендаций, дал и очень странную – петь. Желательно с преподавателем по вокалу, но можно и в домашнем караоке. Спросить я постеснялась, а теперь думаю, зачем мне пение при таком заболевании?»

Комментирует доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой доказательной медицины РГМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА Заурбек Рамазанович Айсанов.

– Врач дал вам верную рекомендацию. Дыхательные упражнения, которые человек выполняет на курсах вокала, действительно являются хорошим немедикаментозным методом оздоровления. Поэтому он может применяться в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких, сокращенно ХОБЛ.

Более того, сегодня подобные методики широко применяются в ведущих западных клиниках по лечению легочных проблем. Они называются «речевой терапией».

Читайте также:  Эффективное дыхание при бронхиальной астме

Однако стоит отметить, что занятия вокалом не могут назначаться отдельно. Только в комплексе с лекарствами, назначенными врачом. В этом случае они могут существенно повысить эффективность медикаментов, поскольку положительно влияют на функцию легких. И таким образом – снизить частоту обострений и госпитализаций у пациентов с ХОБЛ и астматиков.

Дело в том, что вокальная практика является разновидностью дыхательной гимнастики. Она учит пациента правильно дышать. Способна увеличить возможности легких по вентиляции и доставке кислорода разным органам и системам. Да и общее состояние организма и качество жизни в целом существенно улучшаются.

Комментирует одна из основателей и директор школы музыки в Москве «Music Story» Ольга Афанасьева.

– В моей работе было много случаев, когда ко мне приходили учиться петь люди, страдающие различными легочными заболеваниями. В том числе – и бронхиальной астмой. И я на своем опыте могу сказать, что вокальные уроки очень развивают дыхательную систему человека. И, что немаловажно, дают понять, как функционируют легкие. И как им помочь, учитывая все нагрузки, присущие болезням и жизни в городе.

Безусловно, если врач назначил лекарства, отказываться от них самовольно ни в коем случае не следует. Но помочь себе избежать приступов астмы можно с помощью тех упражнений, которые мы с учениками выполняем на уроках. К примеру, более глубокое дыхание, которое активизируется только вдохом через нос, помогает наполнить воздухом нижние отделы легких. Это уменьшает стресс, дает релаксацию и успокоение.

Такое дыхание способно также снизить давление, нормализовать пульс, стимулировать иммунитет. Более того, оно даже осуществляет своеобразный массаж сердца и всех внутренних органов за счет движения диафрагмы.

Заниматься пением я бы рекомендовала и людям без заболеваний легких и бронхов. Когда с помощью специальных упражнений вы научитесь дышать «животом», ваша жизнь изменится к лучшему. Как минимум, вы станете спокойнее, что в наше стрессовое время очень важно. А как максимум – еще и укрепите здоровье.

Единственный нюанс – домашнее караоке все же стоит предпочесть здоровым людям. Курсы профессионального вокала нужны именно для постановки правильного дыхания. А просто караоке такого навыка не даст. И эффект, возможно, будет противоположный. Ведь если органы дыхания не в порядке, порой трудно даже просто дышать – не то что петь!

Это интересно!

Эксперимент с пением проводился в одном из госпиталей Лондона. Пациентам с заболеваниями органов дыхания предложили на выбор два варианта проведения досуга: пение и просмотр кинофильмов. При этом и те, и другие получали совершенно одинаковое лечение.

После завершения испытаний выяснилось, что те, кто пел, субъективно лучше стали себя чувствовать. Исследователи полагают, что помогает не само пение, а определенные дыхательные упражнения, которые обязательно присутствуют на уроках вокала. Пациенты учатся регулировать свое дыхание и тем самым снижают частоту и интенсивность приступов.

источник

Автор: Алексей Шевченко 29 декабря 2016 23:54 Категория: Как сохранить здоровье подольше?

Доброго времени суток друзья и читатели блога «Здоровый образ жизни». Сегодня, заваривая свой любимый имбирный напиток, я вдруг поймал себя на мысли, что уже много лет совершенно не вспоминаю о том, что у меня диагностирована астма.

В далеком детстве мне пришлось помучиться от приступов удушья, но своевременное лечение и постоянное использование нехитрых народных средств позволило навсегда взять болезнь под контроль и жить нормальной жизнью. Поэтому сегодняшнюю статью я решил посвятить теме: как лечить астму народными средствами.

Успех лечения астмы зависит от образа жизни

Домашние лекарства от астмы могут быть очень эффективны

Улучшайте микроклимат в доме

Поддерживайте оптимальный уровень влажности в квартире

Ведите беспощадную борьбу с плесенью и грибком

Ежедневно выполняйте дыхательные упражнения

Учитесь играть на духовых инструментах

Всеми силами уничтожайте тараканов

Бронхиальная астма является настоящим бичом современного человечества. Ее диагностируют и у взрослых, и у детей. Этой болезнью страдает почти каждый десятый житель развитых стран, и ситуация с каждым годом только усугубляется.

Исследованием астмы сегодня занимаются огромные медицинские институты, но до сих пор даже самым блестящим ученым не удалось ни до конца понять природу этого заболевания, ни изобрести лекарства, которые бы излечивали астму раз и навсегда.

Но все же их усилия не пропадают впустую: вылечить астму пока невозможно, но с ней можно жить, совершенно не страдая от приступов. Для этого используется и комплекс инновационных препаратов, и множество старинных домашних средств.

В домашних условиях можно самостоятельно быстро приготовить довольно много лекарств, которые помогут держать болезнь под контролем, и не давать ей развиваться. Спазмы, изматывающий кашель, одышка, неприятная мокрота – все это не будет вас беспокоить, нужно только правильно себя вести.

Народные снадобья совершенно безопасны, и если человек не страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то их принимать можно каждый день. Но тем, у кого кроме астмы имеется еще и язва желудка, гастрит, заболевания печени или кишечника, придется проявлять большую осторожность и не использовать лекарства на основе чеснока, имбиря и других жгучих приправ. У маленьких детей должна быть своя диета, и эти рецепты тоже для них не подходят.

Эта замечательная пряность не только очень вкусна, но также является отличным лекарством от астмы практически в чистом виде. Исследования показали, что имбирь содержит множество веществ, которые уменьшают воспаление и в бронхах и улучшают их воздухопроводимость. К тому же они способны усиливать действие многих современных лекарств, снимающих спазмы бронхов.

Домашние лекарства на основе имбиря готовятся очень просто и, вообще говоря, являются вкусными лакомствами. Вот несколько рецептов.

  1. Размешайте молотый имбирь в воде (нужно 1 чайная ложка порошка и полторы чашки кипяченой воды) и принимайте по одной чайной ложки этой микстуры на ночь. Это удивительно простое средство поможет значительно снизить частоту ночных приступов, которые причиняют наибольшее неудобство и больному, и его близким.
  2. Порубите трехсантиметровый кусочек корня на мелкие кусочки, засыпьте их в кипящую воду и дайте покипеть около пяти минут. Остудите, и лекарство готово.
  3. Вскипятите чашку воды, добавив в нее 1 чайную ложку семян пажитника. Добавьте в отвар по одной чайной ложке имбирного сока и меда. Пейте эту микстуру утром и вечером.

А если у вас крепкий желудок, то вы можете просто съедать небольшие кусочки свежего имбиря с солью или с сахаром.

На начальных стадиях развития астмы чеснок является очень эффективным лекарством. Чтобы смягчить его жгучесть, можно использовать молоко. Рецепт лекарства следующий: вскипятите чашку молока с 2-3 зубчиками чеснока. Остудите до приятной температуры и выпейте.

Масло этого австралийского дерева обладает сильнейшим противоотечным действием, поэтому оно широко применяется для лечения астмы.

  1. Капните пару капель масла на полотенце и поместите его рядом у изголовья постели. Таким образом, вы всю ночь сможете дышать целебным маслом.
  2. Чтобы сделать ингаляцию, капните 3-4 капли масла в кастрюлю с кипящей водой и подышите над паром. Соблюдайте осторожность, чтобы не обжечь паром лицо и глаза.

В конце 80-х годов прошлого века ученые NASA проводили специальное исследование и пришли к выводу, что даже несколько небольших домашних растений способны работать как мощные очистители воздуха. При этом они не только насыщают его кислородом за счет фотосинтеза, но еще и отфильтровывают из него вредные летучие органические соединения, такие как формальдегид, бензол и трихлорэтилен. А ведь именно эти вещества обильно выделяются из современной недорогой мебели, игрушек и лакокрасочных покрытий.

Чтобы улучшить атмосферу, вовсе не обязательно превращать квартиру в оранжерею. Вполне достаточно выбрать несколько самых неприхотливых растений и украсить ими подоконники. Но если вы желаете подойти к делу озеленения дома на научной основе, то нужно так рассчитать количество, чтобы на каждые 10 квадратных метров площади приходилось минимум 2 растения средней величины.

источник

ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ПРИ АСТМЕ?

Ответить на вопрос «есть ли польза от дыхательных гимнастик при астме?» совсем не просто. Во-первых, дыхательных гимнастик много и рассмотреть их все чрезвычайно сложно. Поэтому мы проанализируем только самые известные, самые знаменитые дыхательные гимнастики.

Во-вторых, нас будут интересовать только те дыхательные гимнастики, про которые пишут и говорят, что они полезны при бронхиальной астме.

Начнем наше рассмотрение с дыхательных упражнений индийского учения хатха-йога. Конечная цель нашего исследования – впервые попытаться научно объяснить основной смысл этих упражнений, известных с незапамятных времен. Строго говоря, хатха-йога не является дыхательной гимнастикой, но она содержит в общем числе упражнений специально выделяемые дыхательные упражнения.

Мы воспользуемся описанием дыхательных упражнений хатха-йоги, которое дает В. И. Воронин. Полностью описание можно найти в журнале «Наука и жизнь» № 2 за 1990 год.

Наше внимание привлекают некоторые особенности упражнений.

Упражнение «Полное дыхание»: «Выдыхать и вдыхать медленно и плавно, но выдох в два раза дольше вдоха.

Пока подладитесь под наиболее удобный для вас ритм, вдыхайте 4 секунды, выдыхайте 8 секунд (или столько же шагов при ходьбе, на воле)».

Таким образом, на один цикл «вдох-выдох» рекомендуется тратить 12 секунд, то есть 5 дыхательных циклов в минуту. Здоровый взрослый человек в норме в покое делает 16-17 дыхательных циклов в минуту. Следовательно, упражнение «Полное дыхание» из хатха-йоги рекомендует замедлять дыхание более чем в 3 раза! Это очень важное наблюдение.

Упражнение «Бодрость»: «Сделав глубокий вдох, задержите дыхание и, напрягши руки, вращайте ими очень мелкими кругами сперва в одну, потом в другую сторону. Затем с руками вперед и смотря туда же, нагнувшись туловищем под углом 90 градусов, примитесь напряженно сжимать в кулаках воображаемую (или натуральную) трость. Побудьте так, пока хватает дыхания. Затем медленно выпрямляйтесь и выдыхайте».

Итак, в дыхательном упражнении «Бодрость» хатха-йога рекомендует задерживать дыхание, пока его хватает! Это еще одно важное наблюдение.

Упражнение «(Очищающее и голосовое дыхание»: «Сделав полный вдох – замрите. Через 10 секунд (шагов), предельно раскрыв рот и чуть согнувшись туловищем вперед, одним мощным толчком выдохнуть весь воздух с резким возгласом „Ха-а-а“. Успокоить дыхание так: снова набрав воздух, выталкивать его тоже резко, но теперь малыми порциями, через 1—2 секунды, сквозь плотно сжатые зубы и губы трубочкой».

И в этом упражнении хатха-йога рекомендует сначала значительную задержку дыхания, а затем затруднение выдоха! Это уже наше третье важное наблюдение.

Теперь наш общий главный вывод: все дыхательные упражнения хатха-йоги основаны на замедлениях, задержках и затруднениях дыхания!

Замедления, задержки и затруднения дыхания в сочетании с физическими упражнениями хатха-йоги, как это обычно сообщается, приводят к тому, что люди «неожиданным» образом избавляются от болезней, с которыми не могли справиться годами.

В последние годы ничего не печатают о дыхательной гимнастике О. Г. Лобановой. Сначала О. Г. Лобанова сама занималась в одном из филиалов «Школы правильного дыхания для певцов» немецкого певца Лео Кофлера, в конце XIX века ушедшего со сцены из-за туберкулеза и выздоровевшего, как сообщалось, благодаря дыхательной гимнастике. Затем О. Г. Лобанова разработала собственную дыхательную гимнастику, получившую известность.

Дыхательная гимнастика О. Г. Лобановой рекомендует следующее: после выдоха «не до дна» пауза в 1 секунду; вдох, затем пауза в 2-3 секунды.

Паузы на вдохе и особенно на выдохе и поверхностное дыхание (выдох «не до дна») – такова главная идея дыхательной гимнастики О. Г. Лобановой. Здесь нам снова встретилась задержка дыхания и новый элемент – поверхностное дыхание! Это наблюдение для нас важно.

В очень давнем номере газета «Неделя» заверяла, что постоянные занятия дыхательной гимнастикой О. Г. Лобановой резко улучшают здоровье, самочувствие человека, увеличивается количество кислорода в крови после физической нагрузки. В 30-е годы XX века в нашей стране было много поклонников дыхательной гимнастики И. Мюллера. Большой практик и знаток гимнастики датчанин И. Мюллер впервые опубликовал работу «Моя система» в 1904 году. Миллионные тиражи его работ на многих языках содержали заманчивые рекламные обещания.

Все свои тщательно продуманные и проверенные годами упражнения И. Мюллер называет дыхательными. Он многократно призывает к глубокому и ритмичному дыханию без каких-либо пауз, призывает не задерживать дыхания и не делать коротких вдохов и выдохов.

Однако дыхательная гимнастика И. Мюллера при ближайшем рассмотрении оказывается состоящей из двух групп упражнений прямо противоположного смысла.

Первая группа – медленные упражнения, при которых движения соответствуют ритму естественного дыхания. По одному упражнению приходится на каждый цикл «вдох-выдох». Дыхание сочетается с движениями (при наклонах туловища вперед – выдох, при выпрямлениях – вдох и т. п.).

Таким образом, эта группа дыхательных упражнений И. Мюллера является гимнастикой, рассчитанной на форсирование дыхания, и здесь призывы к глубокому дыханию без задержек вполне понятны и справедливы. Ничего особенного для дыхания эта часть гимнастики И. Мюллера не представляет. Вторая группа – быстрые упражнения: выполняется несколько повторных упражнений за время каждого вдоха и каждого выдоха. В быстрых упражнениях дыхание и движения не полностью согласованы, на каждый вдох и выдох выполняется, например, несколько и наклонов, и выпрямлений туловища. Это значит, что дыхание при быстрых упражнениях частично совпадает с движениями, а частично осуществляется «наоборот». И, кроме того, такое дыхание, безусловно, является затрудненным.

Именно эти быстрые упражнения и составляют особую ценность дыхательной гимнастики И. Мюллера, хотя и противоречат его призывам к глубокому дыханию. Он пишет, что «таких упражнений нет ни в какой другой „системе“. Однако они имеют громадное значение…».

Дыхание при медленных и быстрых упражнениях имеет у Мюллера противоположную направленность. При медленных упражнениях дыхание форсируется, при быстрых – затрудняется и частично выполняется «наоборот» по отношению к движениям, то есть затрудняется вдвойне. Итак, для гимнастики И. Мюллера характерны затруднения дыхания при быстрых движениях! Это очень важное наблюдение. Так каковы же результаты применения системы И. Мюллера?

Читайте также:  Профилактика бронхиальной астмы заключение

По этому вопросу мнение специалистов совпадает со следующим заявлением автора системы: «Можно считать достоверным фактом, что эта система, дополненная небольшой ежедневной прогулкой на свежем воздухе, позволяет не только сохранить полную работоспособность, но даже избавляет от большей части обычных хронических болезней» (Мюллер И. Моя система. 1937).

В 70-80-е годы XX века в газетах замелькали сообщения о парадоксальной гимнастике А. Н. Стрельниковой. Ленинградская «Смена» за 20 августа 1975 года, газета «Труд» за 21 апреля 1981 года и 21 мая 1981 года, «Советский спорт» за 26 октября 1986 года и многие другие газеты посвятили большие статьи этой дыхательной гимнастике.

В молодости Стрельникова была певицей, потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок, стала преподавать пение и осуществлять постановку голоса в ряде московских театров. Беспокойство за своих учеников привело ее к разработке своего комплекса дыхательных упражнений, помогающих восстановить голос. А. Н. Стрельниковой выдано авторское свидетельство на «способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Случайно Стрельникова обнаружила у своей дыхательной гимнастики дополнительные лечебные свойства.

Отправная идея этой гимнастики: человек в жизни часто работает «затаив дыхание». Такое дыхание в медицине называют поверхностным.

Главное – правильная организация вдоха и выдоха. Стрельникова рекомендует для этого быстрый вдох носом каждую секунду в сопровождении упражнений. Вдох активный, напряженный, короткий, обязательно шумный и обязательно через нос, «яростное нюханье воздуха». Выдох незаметный, о нем не надо думать, он происходит сам собой (иногда пишут – выдох через рот). После восьми повторений упражнений (затем после 16, 32 и до 96) следуют 1-2 секунды отдыха и снова упражнения. Описывают всего восемь упражнений: три упражнения для шеи, одно – для рук, три – для туловища, одно – полуприседы. Эти упражнения проделываются 400-500 и более раз за занятие, в день до 3000 движений в три приема. Упражнения дыхательные сменяются упражнениями звуковыми.

Своей дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельникова рекомендует заниматься постоянно.

В дыхательных упражнениях Стрельниковой самое главное – дыхание «наоборот». Отсюда и название гимнастики – парадоксальная. Обычно при наклонах вперед мы делаем выдох, у Стрельниковой – вдох; выпрямляясь, обычно делаем вдох, у Стрельниковой здесь выдох. Таким образом, дыхание и движения не сочетаются подобно тому, как это делается в традиционной гимнастике.

Дыхание «наоборот» у Стрельниковой – это затруднение дыхания, а ежесекундные короткие вдохи – это частое дыхание малым количеством воздуха, то есть хотя и частое, но поверхностное дыхание. И в этой дыхательной гимнастике мы имеем дело с затруднениями дыхания и поверхностным дыханием! Это очень важное наблюдение.

Замечательно указание самой А. Н. Стрельниковой: «Если вам трудно, значит, вы при вдохе берете много воздуха. Не делайте этого. Помните, вдох не объемный, а активный» (Советский спорт. 1986. 26 окт.). Еще Стрельникова рекомендует побольше и почаще петь: «Пение – прекрасное профилактическое средство от заболеваний органов дыхания: певцы, как известно, редко болеют бронхитами, астмами и пневмониями» (Труд. 1981. 21 мая). Но ведь пение тоже связано с затруднениями дыхания!

Любопытно физиологическое пояснение самой А. Н. Стрельниковой:

«Вспомним строение легкого. Оно имеет конусообразную форму. Распрямляя грудную клетку при вдохе, мы заполняем верхушку легкого. Наклоняясь и вдыхая одновременно, мы заполняем его более объемное основание. Разумеется, это очень грубая схема. Важно правильно „эксплуатировать“ легкие. Благодаря этому можно достичь самых неожиданных результатов» (Труд. 1981. 21 апр.).

Естественно, такое физиологическое пояснение ничего в дыхательной гимнастике Стрельниковой не поясняет. В результате, после широкой и многолетней газетной известности появилось скромное сообщение о том, что А. Н. Стрельникова была приглашена в Минздрав СССР, где ее убедили (доказать это невозможно) в том, что ее комплекс дыхательных упражнений не имеет никакого значения при бронхиальной астме и других заболеваниях, не связанных с потерей голоса. Стрельникова согласилась.

Результаты лечения заболеваний, связанных с потерей голоса, дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой «были ошеломляющими». Вместо двух-трех месяцев молчания при кровоизлиянии в обеих голосовых связках – выход на сцену через девять дней занятий. В результате занятий «в несколько раз увеличивается глубина вдоха, улучшается газообмен». «Как показала практика, новая гимнастика универсальна. Она помогает лечить заикание, противостоять простуде, повышать работоспособность» (Смена. 1975. 20 авг.).

«После первых упражнений объем вдоха пациентов увеличивается на 15—20 процентов, при регулярных же занятиях он возрастает в несколько раз. Судя по рассказам очевидцев, гимнастика эта помогает избавиться не только от астмы и бронхита, болезней голосовых связок, пневмонии – словом, всего, что имеет отношение к дыхательным путям, – но и таких сложных недугов, как гипертония и сердечно-сосудистые заболевания» (Труд. 1981. 21 апр.).

В подобных заявлениях очевидны преувеличения и непонимание медицинской стороны дела. В частности, излечивать астму дыхательная гимнастика Стрельниковой, конечно же, принципиально не может, но методу Бутейко эта гимнастика – ближайшая «родственница».

Теперь соберем воедино все важные наблюдения, которые мы сделали по ходу рассмотрения выбранных нами дыхательных гимнастик.

В хатха-йоге – замедления, задержки и затруднения дыхания.

У О. Г. Лобановой – задержки дыхания и поверхностное дыхание.

У И. Мюллера – затруднения дыхания.

У А. Н. Стрельниковой – затруднения дыхания и поверхностное дыхание.

Оказывается, все рассмотренные нами дыхательные гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются:

• искусственные затруднения дыхания;

• искусственные задержки дыхания;

• искусственные замедления дыхания;

• искусственное поверхностное дыхание.

Все эти элементы дыхательных гимнастик можно объединить одним общим названием – ослабление дыхания.

Перечисленные нами приемы ослабления дыхания являются исчерпывающими, и во всех дыхательных гимнастиках, которые когда-либо в будущем кто-то захочет придумать, уже не будет новых элементов, они будут содержать все те же затруднения, задержки, замедления дыхания и поверхностное дыхание, если эти дыхательные гимнастики будут направлены на ослабление дыхания.

Гимнастики, основанные на активизации, форсировании дыхания, всегда включают в себя более глубокое и частое дыхание.

Любопытно, что люди еще тысячи лет назад знали, что дыхательные гимнастики, основанные на ослаблении дыхания, помогают при многих внутренних заболеваниях (хатха-йога).

На первый взгляд кажется удивительным, что ослабление дыхания дает лечебный эффект, «самые неожиданные результаты» при разных заболеваниях. Получается, что дыхательная гимнастика полезна именно ослаблением дыхания! Это хоть и неожиданно, но результаты заставляют соглашаться. Однако необдуманно соглашаться нельзя, можно прийти к абсурду!

Здесь мы впервые делаем заявление: ни дыхательные упражнения хатха-йоги, ни дыхательные гимнастики О. Г. Лобановой, И. Мюллера, А. Н. Стрельниковой, никакие другие дыхательные гимнастики вообще (требующие ослабления или, наоборот, форсирования дыхания) не могут быть полезны всем без исключения людям. Если дыхательная гимнастика одного типа полезна определенной части людей, то она будет вредна другой части людей. Поэтому каждый, кто рекомендует ту или иную дыхательную гимнастику без строгого разделения людей на тех, кому она полезна и кому вредна, ничего не понимает в дыхании человека. Упражнений с нейтральным дыханием не существует! Нельзя верить никакой рекламе никакой дыхательной гимнастики. Сначала измерьте у себя ЧДД и узнайте, какая вам лично нужна дыхательная гимнастика в принципе: с ослаблением или с форсированием дыхания. Даже веками проверенные дыхательные упражнения хатха-йоги полезны только людям, имеющим усиленное функционирование правой части сердца (ЧДД увеличена). В то же время эти упражнения вредны людям с нормальным дыханием и особенно вредны при недостаточности правого желудочка сердца (при «антиастме»).

Теперь стоит только вспомнить то, что предлагает К. П. Бутейко, чтобы убедиться, что его метод есть самая обыкновенная дыхательная гимнастика на ослабление дыхания – она содержит искусственное поверхностное дыхание, искусственные задержки дыхания, искусственные замедления дыхания (до 6-8 в минуту) и искусственные затруднения дыхания вплоть до применения ограничивающих дыхание корсетов. И ничего больше. А это и есть главные элементы как рассмотренных нами, так и любых других дыхательных гимнастик с ослаблением дыхания. Напомним, что дыхательные упражнения хатха-йоги, включающие те же главные элементы, существуют тысячи лет!

Метод Бутейко – пример для тех, кто не прислушается к нашему предупреждению не изобретать «новейших» дыхательных гимнастик с ослаблением дыхания. При этом неизбежно повторяется то, что уже давно изобретено другими. Как раз это и произошло с Бутейко.

Л. А. Исаева в «Медицинской газете» (1987.13 мая) сообщила, что прием поверхностного дыхания для купирования приступа бронхиальной астмы не новый, впервые он описан еще Платоном, им пользовался С. П. Боткин и многие другие врачи.

Нужно отдать справедливость К. П. Бутейко: он оказался упорным бойцом-пропагандистом своей дыхательной гимнастики. Большую роль сыграла и необъяснимая с научных позиций поддержка медицинских авторитетов. Дважды публиковалась книга «Раздумья о здоровье» известного хирурга и ученого Н. М. Амосова. Он пишет:

«Не могу удержаться, чтобы не упомянуть о рекомендациях К. П. Бутейко: „меньше дышать“, тренироваться в задержках дыхания. Мне импонирует его идея о том, что современный человек „перетренировался“ на излишне глубоком дыхании, что от этого пониженное содержание углекислого газа в крови и развиваются всевозможные спазмы: бронхов, коронаров, кишечника. Резон в его идеях есть. Тест, который он предлагает, тоже заслуживает внимания. Вот он: задержите дыхание после нормального выдоха, насколько сможете, по секундной стрелке. Если меньше 20 секунд – плохо, от 20 до 40 – удовлетворительно, от 40 до 60 – хорошо, больше 60 – отлично».

Такая поддержка со стороны академика Н. М. Амосова, обошедшая ряд печатных изданий, многого стоит, хотя она и несостоятельна от начала до конца.

Все дыхательные гимнастики с ослаблением дыхания не устраняют усиления против нормы работы правой части сердца и не пригодны для излечения астмы. Эти гимнастики ослабляют дыхание, асним и легочный кровоток, уменьшают пропотевание плазмы в альвеолы и могут способствовать купированию приступов астмы. И только. Однако и это оказывает некоторую помощь, чем в определенной степени полезно.

В то же время для людей, не страдающих приступами бронхиальной астмы, применение дыхательных гимнастик, направленных на ослабление дыхания (дыхательные упражнения хатха-йоги и др.), просто вредно, особенно это относится к методу Бутейко. Кислородное голодание, навязываемое организму дыхательными гимнастиками на ослабление дыхания, не только дезорганизует процесс дыхания, но и действует канцерогенно на абсолютное большинство людей.

Особенно вредны дыхательные гимнастики на ослабление дыхания при ослабленной работе правой половины сердца (правожелудочковая сердечная недостаточность, «антиастма»), когда дальнейшее ослабление уже ослабленной правой части сердца может стать опасным. Таким образом, пользы в смысле излечения астмы от дыхательных гимнастик вообще нет. Некоторую пользу по части купирования отдельных приступов получить можно, но ценой усиления постоянного «малого» (по сравнению с удушьем) кислородного голодания, не связанного с приступами астмы, а с уменьшением кровотока и газообмена в легких. Единственным полноценным решением вопроса об астме является ее излечение, а для этого никакие дыхательные гимнастики не могут быть полезными.

Для любителей более глубокого понимания вопроса о гимнастических упражнениях и их влиянии на дыхание человека автор сообщает, что любые физические нагрузки полезны для легких тем, что делают легочный кровоток более равномерным, и в этом смысле полезны примерно в такой же степени, как и горизонтальное положение тела.

Легочный кровоток отличается выраженной местной (региональной) неравномерностью, степень которой зависит в основном от положения тела. Такие местные различия в легочном кровотоке являются нормальной особенностью организма человека. При вертикальном положении тела основания легких снабжаются кровью значительно лучше, чем верхушки легких. Это связано с разницей в гидростатическом давлении крови: верхушки легких располагаются примерно на 30 см выше оснований и по этой причине между сосудами верхних и нижних отделов легких создается перепад гидростатического давления крови примерно 23 мм рт. ст. Это означает, что артериальное давление в верхних отделах легких ниже, чем альвеолярное, поэтому капилляры здесь почти спадаются. В нижних же отделах капилляры более расширены, так как внутрисосудистое давление больше альвеолярного. Вследствие таких местных различий в сосудистом сопротивлении кровоток снижается в направлении от оснований легких к их верхушкам. При физической нагрузке и при горизонтальном положении тела легочный кровоток более равномерен. Этому учит нас физиология человека.

Дыхание – один из самых сложных процессов в организме человека. Оно не может быть полностью автоматическим, так как речь, пение, ныряние, игра на духовых музыкальных инструментах и т. п. требуют совершенно произвольного дыхания в самых невероятных его разновидностях. Для этого легкие человека всегда набирают большой запас воздуха, не требующийся для обеспечения организма кислородом. И в то же время дыхание должно оставаться в основе своей автоматическим.

Дыхание является, скорее всего, самым слабым местом в ряду автоматических процессов организма человека. То ли эволюция, совершенствуя человека, в особенности его речь, исторически еще не успела достичь большего, то ли достигнутое и есть высшее совершенство, то ли, с позиций наивысшей целесообразности, эволюция оставила сердечно-сосудистые регуляторы дыхания слабым местом организма, в числе других обеспечивающим смену поколений. Точного ответа мы, видимо, не будем иметь никогда.

Однако человек уже теперь в состоянии активно вмешиваться в процессы регуляции дыхания, продлевая таким образом здоровую часть жизни и саму жизнь. Умение излечивать астму займет среди таких достижений человека достойное место.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *