Меню Рубрики

Обоснование упражнений при бронхиальной астме

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (эмфизема), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, и при бронхиальной астме в том числе, в порядке приспособления формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Более совершенные компенсации при сформировавшихся необратимых изменениях (эмфизема) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические упражнения содействуют выведению отделяемого гиперсекретирующих бронхов из воздухоносных путей.

Физические упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. Путем произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигаются полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходима глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление и равномерная вентиляция легких. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный двигательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этом происходит в результате воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание (повышение окислительных процессов на периферии и коэффициента утилизации кислорода под влиянием физических упражнений).

В исследовании Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук et al. показано, что после 6-9 месяцев тренировок 34% детей отказались от базисной терапии, при этом заболеваемость ОРВИ снизилась в младшей группе обследуемых детей в 3,7 раза, количество приступов бронхообструкции – в 4,3 раза, длительность обострений – в 2,4 раза, потребность в бронхолитиках – в 4,7 раза. У детей старшей возрастной группы с исходно лучшими показателями заболеваемость ОРВИ, количество обострений и дней болезни снизились почти в 2 раза на фоне улучшения качества жизни и снижения частоты и доз применяемых медикаментов. К концу 1-го года занятий в 2 раза и более сократилось число обращений к врачам специалистам, вызовов скорой медицинской помощи – с 3 до 0. После 1 года занятий дети в 2,5 раза реже госпитализировались с обострением бронхиальной астмы, после 2 лет занятий случаев госпитализации не было.

Кроме того, при бронхиальной астме страдают и многие другие системы организма, в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

Следовательно, задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

1. Нормализация механизма дыхательного акта.

2. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки

3. Повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

4. Повышение психологической устойчивости больного.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛФК

1. Общие противопоказания для проведения ЛФК.

2. Дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем.

СРЕДСТВА, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Исходное положение – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного позу с целью максимально возможного расслабления мышц); это способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния больного в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхательными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы больной выполняет упражнения с предметами.

Любое упражнение выполняют на выдохе (например, наклоны туловища, сгибание и разгибание рук etc.); после нескольких повторений движения следует предоставить паузу для отдыха или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с).

Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений должно быть равным 1:1, дыхательные упражнения не должны занимать более 40-50% общего времени процедуры. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После 1-2 общеразвивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц.

В период ремиссии включают также упражнения с небольшими отягощениями, дозированным сопротивлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхательными упражнениями.

При наличии такой клинико-этиологической формы бронхиальной астмы, как астмы физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

Одним из применяемых во всем мире методов немедикаментозной терапии, направленной на уменьшение этих симптомов, является массаж грудной клетки. Как неспецифический раздражитель он может использоваться по методикам местного и рефлекторного воздействия и включать в себя различные приемы, такие как перкуссия, вибрация, постуральный дренаж.

Во время приступа целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах развития бронхоспазма или как вспомогательное средство купирования приступа очень эффективны приемы точечного массажа. В межприступном периоде массаж биологически активных точек проводят 1 раз в день с превентивной целью.

Кроме того, в межприступный период используют сегментарный и баночный массаж, самомассаж.

Естественные факторы природы

Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных в Европе и России методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных карстовых пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.

Очень важным фактором является присутствие в соляных пещерах больших концентраций углекислого газа. В атмосфере содержатся очень низкие концентрации углекислого газа (0,03%), концентрация же его в соляной пещере в 5 или 10 раз выше, однако не является критической. В то же время более высокое содержание углекислого газа оказывает воздействие на вегетативную нервную систему и стимулирует более глубокое и интенсивное дыхание, что дает эффект дыхательной тренировки.

Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды. В лечебном помещении галокамеры создается и поддерживается лечебная аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия с преобладающей респирабельной фракцией частиц в определенных диапазонах концентрации, в результате чего реализуются такие лечебные эффекты, как противоотечный, бактерицидный, муколитический, гипосенсибилизирующий, седативный. Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно заряженных частиц сухого хлорида натрия, проникает в глубокие периферические отделы респираторного тракта и оказывает мукорегулирующее действие в самых труднодоступных зонах. При проведении повторных процедур галоаэрозоль действует как физиологический стимулятор защитных реакций дыхательных путей. Положительное действие при бронхиальной обструкции наблюдается независимо от ее характера, но наиболее отчетливо проявляется при выраженной ее степени. Эффективность действия галоаэрозольной терапии на бронхиальную проходимость обусловлена влиянием на воспалительный компонент, изменением реологических свойств мокроты, приводящим к повышению скорости мукоцилиарного клиренса. Улучшение дренажной функции и уменьшение воспаления дыхательных путей могут опосредованно способствовать снижению гиперреактивности бронхов и оказывать влияние на бронхообструктивный компонент.

Некоторые страны, например, Великобритания и США, не признают за этим методом каких-либо преимуществ и не используют его по причине отсутствия серьезных научных исследований. В странах Центральной Европы, например, в Германии, спелеотерапия переживает в течение последнего десятилетия всплеск популярности. Это, пожалуй, единственный метод, который позволяет создавать хотя бы на короткий промежуток времени «идеальные» условия окружающей среды, что очень важно для ребенка, страдающего бронхиальной астмой.

Одним из патогенетически обоснованных методов физиотерапии, наиболее часто применяемым при бронхиальной астме в России и за рубежом, являются аэрозольтерапия и ее разновидность – небулайзерная терапия. Для ингаляций применяют лекарственные препараты. Кроме того, в лечебно-реабилитационный комплекс при бронхиальной астме достаточно часто включают аэроионотерапию, электрофорез, импульсные токи, низкочастотную магнитотерапию (в том числе на область проекции надпочечников), лазерное излучение, высокочастотную терапию на область проекции корней леких, теплолечение. Однако ряд механизмов действия этих факторов еще недостаточно известен и требует дальнейшего изучения.

Видное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий занимает курортное лечение, климато-, бальнео-, пелоидотерапия. При назначении курортного лечения учитывается тяжесть клинического течения заболевания, сезон года и климатогеографические особенности курорта. На горных климатических курортах показано лечение больных бронхиальной астмой независимо от клинико-этиологической формы, с сопутствующими аллергическими заболеваниями, с явлениями выраженной реактивности бронхов, с нервно-психическими и эндокринными патогенетическими сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная гипоксия активирует функцию надпочечников как у здоровых людей, так и у больных бронхиальной астмой. На приморские курорты целесообразно направление больных с бронхиальной астмой, осложненной эмфиземой легких, и при наличии нестойкой ремиссии воспалительного процесса в бронхолегочном аппарате. При этом не рекомендуется вывозить детей на Черноморское побережье Кавказа. Лучшим выбором считается Кисловодск, далее – южный берег Крыма. Лечение в местных специализированных санаториях и отделениях, где микроклиматические условия мало отличаются от места постоянного жительства больных, проводится лицам с нестойкой ремиссией бронхиальной астмой, при выраженной легочной недостаточности и реконвалесцентам. Кроме того, в местные оздоровительные базы (санатории, дома отдыха, профилактории), расположенные в благоприятных микроклиматических зонах (сухая местность со смешанным лиственным лесом, подальше от сосновых массивов, так как замечено, что в ряде случаев резкий сосновый запах может поддерживать астматическое состояние), показано направление лиц, угрожаемых по бронхиальной астме, или с явлениями предболезни. В некоторых лечебных учреждениях внедрены так называемые безаллергенные палаты, в которых формируется воздушная среда со сниженным содержанием аллергенов с помощью воздухоочищающих аппаратов системы HEPA (High Efficiency Particulate Air), позволяющих элиминировать пыль, пыльцу растений, клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные газообразные вещества, такие, как окись азота, окись серы, табачный дым.

Поскольку часто бронхиальная астма носит инфекционно- аллергический характер, важно повышение общего иммунитета, что достигается закаливанием. С. М. Иванов для закаливания детей, страдающих бронхиальной астмой, рекомендует ежедневные ножные ванны по следующей схеме: перед сном погружают в таз с чуть теплой водой (37-38?) только ступни. Первый день вся процедура занимает только 1 минуту. Ноги из воды вынимают и насухо вытирают. На другой день ножные ванны проводят уже две минуты и так каждый день прибавляют по одной минуте. Через 10 дней температуру воды в тазу снижают до комнатной (18-20?). Еще через 10 дней в таз уже можно наливать воду прямо из водопроводного крана. В последующие дни ножную ванну проделывают в течение 10 минут.

источник

Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и других средств физической культуры и ЛФК при бронхиальной

Реферат по дисциплине Физическая культура на тему:

«Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и других средств физической культуры и ЛФК при бронхиальной астме»

1. Дыхательные упражнения 4

2. Физические упражнения 6

2.1 Комплекс физических упражнений при бронхиальной астме 6

3. Рекомендованные комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме 8

3.1 Первый комплекс упражнений: 8

3.2 Второй комплекс упражнений: 8

4. Противопоказания при занятиях физической культурой при бронхиальной астме. 10

Список использованной литературы 11

Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание бронхиального дерева на фоне нарушения иммунитета, аллергии и невроза. Бронхиальная астма сопровождается хроническим воспалением бронхов с инфекцией или без нее. Провоцировать развитие бронхиальной астмы может общая зашлакованность организма (печени, кишечника), наличие паразитов (токсоплазма, хламидия, аскариды) или хронических инфекций верхних дыхательных путей.

Обострение бронхиальной астмы может случаться от физической нагрузки, от холода, на фоне простуды, при перенасыщении организма аллергенами (с пищей. водой. воздухом).

Астма — заболевание, при котором периодически возникают приступы удушья из-за сужения бронхов. К сужению бронхов ведут три процесса: спазм мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки бронхов, избыточное образование слизи. Такие явления затрудняют дыхание, возникают одышка и удушья — основные симптомы приступа астмы. Характерные для приступа астмы хрипы — результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.

Как проявляется бронхиальная астма знают все. Это приступообразный кашель, с удушьем которое завершается отхождением скудной, вязкой мокроты. Астматический обструктивный бронхит — это предастма. Астматический бронхит наиболее хорошо поддается воздействию натуральных средств, поскольку главное в нем – активность инфекций, а ее можно убрать, через нормализации иммунитета.

Австралийские ученые из Сиднейского университета нашли простую и безопасную альтернативу ингаляторам, которая может помочь многим больным остановить развивающийся приступ удушья.

Правда, речь идет не о самых тяжелых больных. Новая методика помогает в основном пациентам с умеренным и легким течением астмы. Но благодаря своей простоте и безопасности она выглядит очень привлекательно. Речь идет о простых дыхательных упражнениях, не требующих никаких дополнительных тренажеров и устройств. Их выполнение в самом начале приступа астмы снижало частоту использования ингаляторов более чем на 80%.

В исследовании участвовали 57 добровольцев с умеренным течением астмы. Они были вынуждены пользоваться ингаляторами для лечения приступов удушья, по крайней мере, четыре раза в неделю. Всем им предложили в начале каждого приступа не хвататься сразу за ингалятор, а попытаться сделать несколько дыхательных упражнений. Если они не помогали в течение 3-5 минут, можно было воспользоваться привычным ингалятором. Больных наблюдали 28 недель, и за это время они стали пользоваться ингалятором меньше на 86%, чем до начала исследования.

Ученые предлагали пациентам использовать два типа дыхательных упражнений. При первом типе предлагалось как бы затруднить дыхание с помощью самых разных упражнений. Можно было дышать через нос, дышать поверхностно (это называется гиповентиляцией) или просто задерживать дыхание. Второй тип упражнений фиксировал все внимание пациента на темпе и ритме дыхания. Он должен был сосредоточиться на процессах вдоха и выдоха, совершая их ритмично с движениями рук, — поднимал их вверх, разводил в стороны, вращал.

И вот эти два типа незамысловатых упражнений помогали. Причем помогали одинаково. Почему? Некоторые усмотрят в первом типе упражнений, затрудняющих дыхание, нечто общее с лечением по Бутейко, весьма распространенным в России. И возможно, поклонники этого доктора попытаются объяснить это все целебным действием углекислого газа, накапливающегося в крови при затрудненном дыхании. С этой версией можно поспорить. Ведь углекислота точно так же накапливалась бы и при развивающемся приступе астмы, не оказывая никакого лечебного действия. С другой стороны, второй тип упражнений, не способствующий накоплению углекислого газа, помогал не хуже первого.

Читайте также:  Ингалятор при аллергической астме названия

Австралийские ученые предполагают, что лечебный механизм упражнений не связан ни с углекислым газом, ни с какими-либо другими физиологическими эффектами. Они объясняют его психологическим действием. Сосредотачиваясь на дыхательных упражнениях, пациент переключает свое сознание с развивающегося приступа, как бы отключается от него, и успокаивается. Ведь известно, что в развитии приступа часто большую роль играет психологический фактор, и в частности страх удушья, уже знакомый людям по предыдущим приступам.

Как бы то ни было, но эта методика часто работает. Конечно, она вряд ли остановит развитие серьезного приступа. Но вот те случаи одышки, которые бы легко прервались ингалятором, упражнения успешно останавливают. И это главное — ведь они помогают избежать приема ингаляций с бета- адреномиметиками. Такие препараты астматикам хорошо знакомы, среди них сальбутамол, вентолин, беротек, астмопент и многие другие лекарства, вызывающие немало побочных эффектов. А значит, дыхательная физра стоит свеч. И плюс ко всему упражнения почти вполовину сокращали дозу гормональных кортикостероидов, которые тоже принимают в форме ингаляций. Но эти лекарства используют не для лечения самих приступов, а для их профилактики — это лекарства на каждый день. И сокращение их дозы очень важно, ведь они тоже нередко вызывают побочные эффекты.

Все физические упражнения и нагрузки так или иначе могут вызывать одышку, но она очень скоро проходит. Когда речь идет об астме, то все выглядит несколько иначе. Почти все астматики знают, что если приступ начался, то любые физические упражнения только усугубят его. Этот эффект особенно сильно проявляется, когда холодно и сухо. Обычно принимается во внимание, однако, что в некоторых случаях именно физические упражнения и нагрузки могут спровоцировать появление приступа.

На занятиях необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— человек, страдающий бронхиальной астмой, должен всегда иметь при себе ингалятор;

— воздух в помещении, где проходят занятия, не должен быть сухим и холодным, так как вдыхание холодного сухого воздуха может вызвать рефлекторное сужение бронхов, что в свою очередь затрудняет выдох;

— необходимо обратить внимание на ровное правильное дыхание, акцентировать выдох;

— противопоказаны упражнения связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

2.1 Комплекс физических упражнений при бронхиальной астме

  1. Бег. Умеренные занятия легким бегом на длинные и короткие дистанции помогают больным бронхиальной астмой тренировать свою дыхательную систему, сердечнососудистую систему, а также развивают выносливость.
  2. Велотренировки. Велосипедные тренировки также способствуют общему укреплению организма и должны присутствовать в жизни каждого человека. Больные бронхиальной астмой не исключение. При астме показаны любые упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы. Однако стоит помнить о мерах предосторожности и ограничениях, которые накладывает данное заболевание. Строгая дозировка упражнений, готовность к приступам астмы. Необходимо всегда, занимаясь спортом, иметь с собой ингалятор. Если заболевание протекает в легкой форме, то как альтернативу ингаляторам, можно рассматривать дыхательную гимнастику (комплекс дыхательных упражнений, позволяющий остановить начинающийся приступ).
  3. Зимой бег заменяется лыжными прогулками.
  4. В любое время года, если есть такая возможность, нужно заниматься плаванием. Этот вид спорта к сожалению в нашем городе не так доступен, как например бег или лыжи, т.к. требует определенных затрат времени и материальных средств, но это не повод от него отказываться. Ведь плавание лучше, чем любой другой вид спорта способствует улучшению состояния больных астмой. Микроклимат бассейна, повышенная влажность, минимальное количество пыли, постоянные нагрузки, расширяющие объем легких. Все это помогает больным улучшать свое состояние от тренировки к тренировке.
  5. Если у больного бронхиальной астмой есть желание заниматься силовыми видами спорта, нужно искать подходящий. В нашем городе выбор залов просто огромен. В каждом районе их не меньше сотни. Это и любительские полуподвальные помещения, переделанные под спортивные залы, и почти профессиональные с новейшими тренажерами. Предпочтение стоит отдать спортзалам близким к профессиональным, ведь там производится регулярная влажная уборка и увлажнение воздуха, а значит больные бронхиальной астмой будут чувствовать себя наиболее комфортно именно в таких залах. Рекомендации и противопоказания здесь те же, что и для любого вида спорта. Умеренные нагрузки и готовность к предотвращению приступов.

    Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

    3.1 Первый комплекс упражнений:

    Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

    Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.

    Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом – вдох, опустить вниз — выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

    Стоя, правая рука на груди, левая – на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе – брюшная стенка поднимается, на выдохе – опускается.

    Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

    Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов – вдох, опустить вниз – выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

    Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

    Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

    Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

    3.2 Второй комплекс упражнений:

    Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

    То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

    Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

    Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

    То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

    То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

    Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

    Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

    Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

    Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

    1. http://www.lordoctor.ru/c23. htm

    2. http://www.sunhome.ru/journal/ 115084

    3. www.buteykomoscow.ru/pages_19. html

    4. http://www.alldeti.com/bol/ astma.htm

    5. Немцов В.И. «Бронхиальная астма» — 160 с. ISBN 5-8174-0250-5

    источник

    Клинико-физиологическое обоснование назначения лечебной физической культуры (ЛФК) при бронхиальной астме

    Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для улучшения вентиляции легких. Методика основных статических и динамических дыхательных упражнений. Рекомендованные комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме и их основные противопоказания.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

    С одной стороны, физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы). Однако с другой, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой. дыхательный гимнастика бронхиальный астма

    Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

    Лечебная физкультура способствует:

    · восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

    · уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

    · активизация трофических процессов в тканях;

    · обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

    · обучение удлиненному выдоху.

    Основные упражнения, используемые в лечебной гимнастике:

    · дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

    · дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

    · упражнения на расслабления мышц пояса верхних конечностей;

    · упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

    · массаж лица, грудной клетки и мышц предплечья.

    Дыхательная гимнастика — один из необходимых методов лечения бронхиальной астмы, направленных на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путем восстановления более свободного экономичного дыхания. При длительной обструкции дыхательных путей развивается повышенное напряжение всех дыхательных мышц, в результате может развиться напряжение всех мышц скелета. Диафрагма является основной инспираторной мышцей, обеспечивающей в состоянии покоя 60-90% дыхательного объема.

    Лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы, является важным наряду с медикаментозными препаратами, оказывающими действие на состояние дыхательной мускулатуры. Широко используются различные тренировки, обеспечивающие нормальный режим работы мышц. Лечебная физкультура, направленная на уменьшение мышечного тонуса и улучшение бронхиальной проходимости, дает наилучший эффект при бронхиальной обструкции. Для больных бронхиальной астмой характерно неблагоприятное соотношение фаз вдоха и выдоха, напряженный и укороченный вдох сменяется удлиненным и ослабленным выдохом. Следует различать варианты дыхательной гимнастики, в которых главное внимание обращается на умение включать соответствующие дыхательные мышцы во время вдоха, выдоха, задержки дыхания.

    Наиболее простым, но очень важным упражнением является тренировка дыхания с помощью создания положительного давления в конце выдоха (дыхательные упражнения с удлиненным выдохом). Эти упражнения показаны во все периоды болезни (при обострении и ремиссии), т.к. они улучшают механические свойства легких и нормализуют газообмен. Осуществить эти упражнения очень просто. Можно использовать негофрированные шланги различной длины, (например, коктейльную соломку), через которые дышит больной, и создать установку водяного затвора (банка, наполненная водой). После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через шланг в банку, наполненную водой. Эти упражнения желательно повторять 4-5 раз в день по 10-15 минут. Если у вас есть свисток Люкевича, то его также можно использовать для выполнения этой группы упражнений.

    Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для улучшения вентиляции легких

    Комплекс лечебной дыхательной гимнастики улучшит вентиляцию легких. Выполняется стоя или сидя. На протяжении всей процедуры можно выполнять все семь физических упражнений или некоторые из них.

    1. Исходное положение (ИП): стоя, руки опущены вниз, прямые ноги на ширине плеч. Фиксация позы: отведите назад руки с поднятыми вверх кистями, наклонитесь вперед, прогните поясницу, приподнимите голову, сохраните положение несколько минут. Дышите свободно.

    2. ИП: стоя, руки подняты вверх, кисти в замке, ноги немного шире плеч. Фиксация позы: наклоните корпус вперед, кисти в замке, прогните поясницу, приподнимите голову, сохраните положение несколько минут.

    3. ИП: то же. Фиксация позы: наклоните корпус в правую сторону на несколько минут, затем — в левую.

    4. ИП: то же. Фиксация позы: поворот корпуса вправо на несколько минут, затем — влево.

    5. ИП: стоя, ноги прямые на ширине плеч. Фиксация позы: наклон в правую сторону. Кисть правой руки скользит по правому бедру, затем по голени. Повторите позу, но с наклоном в левую сторону. Исключается излишнее физическое напряжение!

    6. ИП: стоя, ноги прямые широко в стороны. Корпус наклонен вперед. Пальцы одной руки касаются пола. Другая рука отведена в сторону. Фиксация позы: поворот корпуса вправо с опорой на левую руку, правая рука отведена вверх. Повторите ту же позу, но с наклоном в левую сторону. Облегченный вариант: при наклоне корпуса вперед руку опустите на сиденье стула.

    7. ИП: стоя, руки опушены вниз, ноги расставлены в стороны. Фиксация позы: наклонитесь назад, с поворотом вправо. Правой рукой коснитесь задней поверхности голени или пятки. Левую руку поднимите вверх, сохраните положение несколько минут. Повторите ту же позу, но с наклоном в левую сторону.

    У больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом обязательно имеются нарушения дренирования дыхательных путей, проявляющиеся повышенным образованием мокроты, изменением ее реологических свойств и нарушением механической очистки легких. Для улучшения дренажной функции легких используются специальные дренажные положения и упражнения с форсированным удлиненным выдохом и так называемое диафрагмальное дыхание. Известно, что с развитием приступа удушья у больных в просвет бронхов выделяется густая, вязкая мокрота, плотно оседающая на стенках бронхов. Возникающий при этом кашель для ее выведения, как правило, безуспешен. С помощью диафрагмального дыхания и глухого кашля в конце упражнения можно способствовать эффективному дренажу бронхов. Напротив, если не помочь больному освоить дренажные упражнения, то возникающий непродуктивный кашель будет вызывать рефлекторное распространение удушья.

    Статические дыхательные упражнения:

    · Диафрагмальное дыхание. Исходное положение (И.п.): лежа на спине. На счет 1-3 мощный, длительный, предельной глубины выдох силой мышц брюшного пресса (живот сильно втянуть), на счет 4 — диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем глухо, мгновенным сокращением мышц брюшного пресса кашлянуть. Это упражнение можно делать сидя, лежа, стоя и без кашля. Мы учим наших пациентов диафрагмальному дыханию во время бега и при ходьбе. Сочетание бега и ходьбы при диафрагмальном дыхании очень важно для полноценного дренажа бронхов. Диафрагмальное дыхание также показано проводить после других дыхательных упражнении.

    · Выжимание лежа: На счет раз — плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени, одновременно начать мощный выдох, завершить его на пределе, затем вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом, максимально выпячивая живот, глухо кашлянуть силой брюшного пресса. Выжимания проводят также стоя.

    Специальные динамические дыхательные упражнения:

    · И. п. — стоя на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы широко врозь. На счет 1 -мгновенно скрестить руки перед грудью, локти под подбородок так, что -кисти рук ударяют по лопаткам с одновременным громким и мощным выдохом.

    · И. п. — стоя на носках; прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны вверх. На счет 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). Затем развести руки в стороны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть по лопатам кистями, продолжая выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.

    · И. п. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет раз — опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлест руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох). На счет 2 — плавно вернуться в исходное положение.

    · И. п. — стоя на носках, слегка нагнувшись вперед, ноги на ширине «лыжни», руки вперед, кисти «сжимают лыжные палки.» На счет 1, опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки вниз-назад до отказа, кисти полураскрыть (мощных выдох), на счет 2-3 -оставаясь в наклоне, пружинить ногами и завершить выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.

    · И. п. — стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх ладонями наружу, кисти сжаты как для «гребка», на каждый счет, опускаясь на стопы, руки отводить назад — в стороны — вниз к бедрам (мощных выдох); поднимаясь на носки, вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным вдохом. Специальные статические и динамические упражнения должны проводиться ежедневно до 2-4 раз по 15-20 минут.

    Упражнения должны быть самыми простыми и легко выполнимыми. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу, что способствует отдыху и расслаблению мышц. Дозировка упражнений — 4-12, темп медленный и средний.

    Первый комплекс упражнений:

    1. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    2. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    3. Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

    4. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.

    5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом — вдох, опустить вниз — выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

    6. Стоя, правая рука на груди, левая — на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе — брюшная стенка поднимается, на выдохе — опускается.

    7. Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

    8. Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов — вдох, опустить вниз — выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

    9. Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

    10. Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

    11. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

    Второй комплекс упражнений:

    1. Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    2. Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    3. Стоя,1- -руки в стороны — вдох, 2-3 — расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    4. Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища — вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

    5. То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

    6. Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх — вдох, 2-3- наклон в сторону — выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

    7. Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад — вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    8. Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

    9. То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

    10. То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны — вниз, локти назад — вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    11. Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища — вдох, 2 -и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

    12. Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны — вдох, 3-4 — выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

    13. Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

    14. Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 — локти назад, прогнуться — вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    15. Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

    Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме

    · Противопоказаны любые перегрузки.

    · Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

    · Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

    · Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

    Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

    реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

    Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

    дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

    Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

    реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

    Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

    курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

    Основные клинические симптомы бронхиальной астмы как хронического воспалительного аллергического заболевания дыхательных путей. Этиология заболевания, классификация его форм. Сестринский процесс при бронхиальной астме (характеристика по периодам).

    презентация [864,6 K], добавлен 13.12.2016

    Общая характеристика метода лечебной физической культуры. Цели, принципы и средства физической реабилитации больного. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Исследование способов дозирования физической нагрузки.

    презентация [5,2 M], добавлен 16.05.2016

    Патофизиологические механизмы хронического воспаления при бронхиальной астме и биологические маркеры в оценке воспаления дыхательных путей. Роль лечебной физкультуры в реабилитации детей с данным заболеванием, основные средства и формы кинезотерапии.

    дипломная работа [569,8 K], добавлен 31.03.2018

    Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

    презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

    Строение и функции дыхательной системы. Здоровое дыхание и методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, Бутейко при бронхиальной астме.

    реферат [41,7 K], добавлен 16.04.2009

    Современные представления об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы. Определение газового состава артериальной крови. Исследование крови с подсчетом лейкоцитарной формулы на гематологическом анализаторе. Развитие гипоксии при бронхиальной астме.

    дипломная работа [1,0 M], добавлен 27.01.2018

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
    Рекомендуем скачать работу.

    источник

    Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

    Основными задачами лечебной физической культуры являются:

    1. Восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

    2. Уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

    3. Активизация трофических процессов в тканях;

    4. Обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

    5. Обучение удлиненному выдоху.

    В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

    · дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

    · дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

    · упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

    · упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

    · массаж грудной клетки и мышц предплечья.

    В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений — 4-12/мин, темп медленный и средний.

    3.2.1. Первый комплекс упражнений:

    Условные обозначения, используемые в тексте: ИП — исходное положение; ТМ — темп медленный; ТС — темп средний.

    1. ИП — лежа на спине, руки — на грудной клетке. На высоте вздоха сдавить грудную клетку руками. 5-7 раз.

    2. ИП — лежа. По очереди сгибание ног. Выдох делать медленно. 3-5 раз.

    3. ИП — лежа. Руки в стороны — вдох, обхватить себя — выдох. 3-6 раз.

    4. ИП — сидя. Сгибание ноги — вдох; выпрямление — выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

    5. ИП — сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево — вправо. 5-7 раз.

    6. ИП — сидя. Руки вверх — вдох, наклон вперед — выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

    7. ИП — сидя, руки на поясе. По очереди выпрямление ног и рук. 5-7 раз.

    8. ИП — сидя, руки на коленях. Отведение плеч назад — вдох; наклон вперед, плечи опущены — выдох. 4-6 раз.

    9. ИП — стоя. Наклоны туловища влево — вправо. 5-7 раз.

    10. ИП — стоя. По очереди отведение ног назад. 6-8 раз.

    11. ИП — стоя. Руки вверх — вдох, на­клон туловища, руки опущены — выдох. 3-6 раз. Акцент на выдох.

    12. ИП — стоя, руки «в замок». Вращение туловища. 5-8 раз.

    13. ИП — стоя. По очереди отведение ноги и рук. 5-7 раз. Дыхание свободное.

    14. ИП — стоя. Отведение рук и плеч назад — вдох, опустить голову и плечи — выдох. 4-6 раз.

    15. ИП — руки в стороны. Наклоны вперед, руки скрестить — выдох. 3-5 раз.

    16. ИП — сидя, руки к плечам. Отвести локти назад — вдох, наклон вперед, локти касаются грудной клетки — выдох. 4-6 раз.

    17. ИП — руки на поясе. Наклоны влево — вправо. 5-7 раз.

    18. ИП — стоя. Прогнуться — вдох, наклон вперед, руки расслаблены — выдох. 3-6 раз ТМ.

    19. Ходьба по комнате или на месте 30-60 сек. ТС.

    Примечание: кроме указанных упражнений, надо делать дыхательную гимнастику с выдохом через рот с одновременным произношением гласных 3.2.2. Второй комплекс упражнений:

    · Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    · Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    · Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    · Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

    · То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

    · Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

    · Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    · Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

    · То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

    · То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    · Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

    · Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

    · Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

    · Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    · Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

    3.2.3. Третий комплекс упражнений:

    · Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    · Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    · Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    · Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

    · То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

    · Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

    · Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    · Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

    · То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

    · То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    · Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

    · Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

    · Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

    · Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    · Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    ЛФК при заболеваниях дыхательного аппарата.

    При заболевании органов дыхания лечебная физкультура способствует ликвидации или уменьшению проявлений дыхательной недостаточности путем развития подвижности грудной клетки и увеличения жизненной емкости легких. В результате занятий исчезают застойные явления в легких, улучшается газообмен в тканях, восстанавливается полное глубокое дыхание. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо- и кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек. Лечение острых заболеваний органов дыхания (в подострой стадии) физическими упражнениями значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность, а при хронических заболеваниях легких позволяет добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. При применении физических упражнений надо учитывать, что вдох происходит активно, за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – пассивно: при расслаблении этих мышц грудной клетки.

    Классификация специальной гимнастики при заболеваниях органов дыхания

    1. Респираторная гимнастика – рациональное сочетание специальных статических и динамических дыхательных упражнений, тренирующих равномерно фазы вдоха и выдоха, с общеразвивающими.

    2. Экспираторная гимнастика – выработка и закрепление навыка удлиненного выдоха путем развития силы вспомогательных и основных мышц, участвующих в выдохе.

    3. Релаксационно-респираторная гимнастика – равное значение уделяют дыхательным упражнениям и упражнениям на расслабление мышц с элементами аутотренинга.

    1. улучшение дыхательной функции;

    2. укрепление дыхательной мускулатуры;

    3. увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

    4. растяжение плевральных спаек и очищение дыхательных путей от патологического секрета.

    КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

    Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

    Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

    Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (эмфизема), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

    Кроме того, при бронхиальной астме страдают и многие другие системы организма, в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

    Следовательно, задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

    1. Нормализация механизма дыхательного акта.

    2. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки

    3. Повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

    4. Повышение психологической устойчивости больного.

    Дата добавления: 2017-02-11 ; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав

    источник

    Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

    Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

    Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.
Читайте также:  Самое сильное средство от астмы

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Читайте также:  Физическая подготовленность дети бронхиальная астма

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *