Меню Рубрики

Обучение больных при бронхиальной астме

17 апреля, 2007 | Мачарадзе Д. Ш.

Бронхиальную астму (БА) определяют как хроническое воспаление дыхательных путей, которое вызывает их гиперреактивность, бронхиальную обструкцию и респираторные симптомы. Взрослые больные БА жалуются на одышку, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, выделение мокроты, кашель, особенно ночью и ранним утром. У детей с БА чаще отмечается атопический фон (атопический дерматит/экзема, наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями, пищевая аллергия и т.д.); повторяются эпизоды бронхиальной обструкции, нередко связанные с острой респираторной вирусной инфекцией. У больных всех возрастных групп БА иногда проявляется только повторными эпизодами кашля, особенно ночью, после физической нагрузки, однако такой характер течения БА больше характерен для астмы детского возраста.

В сущности, патофизиология БА у детей ничем не отличается от механизмов развития заболевания у взрослых. Установлено, что у детей иммунобилогические и структурные изменения дыхательных путей возникают за несколько лет до постановки диагноза БА.

Известно также, что структурно-морфологическая перестройка слизистой оболочки дыхательных путей у больных БА практически не поддается реверсии (обратному развитию) даже под действием таких мощных противовоспалительных средств, как ингаляционные глюкокортикостероиды (ГКС).

Все это диктует необходимость и важность своевременного и правильного диагностирования БА, а также ее лечения, особенно в детском возрасте.

Современный подход к терапии БА у взрослых и детей старше 5 лет, согласно рекомендациям Международного согласительного документа по БА практически одинаков и направлен, прежде всего, на контроль за заболеванием.

Целями контроля над астмой являются:

  • минимальная выраженность (в идеале — отсутствие) хронических симптомов, включая ночные проявления;
  • минимальные (нечастые обострения);
  • отсутствие необходимости в скорой и неотложной помощи;
  • минимальная потребность (в идеале — отсутствие) в применении ингаляционных ГКС (по мере необходимости);
  • отсутствие ограничения активности, в том числе физической;
  • суточные колебания пиковой скорости выдоха (ПСВ) менее 20%;
  • нормальные (близкие к нормальным) показатели ПСВ;
  • минимальная выраженность (или отсутствие) нежелательных эффектов от лекарственных препаратов.

Совершенно ясно, что все эти задачи недостижимы, если пациент/родители детей с БА не понимают:

  • что такое БА;
  • какие препараты следует применять при лечении БА и в каких случаях;
  • как правильно пользоваться ингаляционными устройствами;
  • какие действия необходимо предпринять, чтобы не ухудшилось течение БА;
  • каковы способы мониторирования, профилактики и т.д.

Всю эту информацию больному и членам его семьи следует предоставить. Многочисленные исследования, проведенные в разных странах мира, показали, что лишь

50% больных БА выполняют рекомендации врача, а у 74% пациентов, госпитализированных с тяжелыми ее формами, такое развитие событий можно было бы предотвратить. Отсюда ясно, насколько важно развивать партнерские отношения и хорошее взаимопонимание между пациентом и медицинским работником. Поэтому Международный согласительный документ GINA признает неотъемлемой частью ведения больных БА обучение пациента. Тогда он сможет контролировать свое состояние и действовать соответственно плану лечения, заранее разработанному врачом в каждом конкретном случае.

Пациенту необходима информация о:

  • диагнозе;
  • разнице между базисными противовоспалительными препаратами и средствами для купирования приступов;
  • использовании ингаляционных устройств;
  • профилактике;
  • признаках, предполагающих ухудшение БА, и действиях, которые необходимо предпринять в таких случаях;
  • способах мониторирования БА;
  • том, где и как получить медицинскую помощь.

Пациента необходимо обеспечить:

  • адекватным планом самостоятельного ведения заболевания;
  • регулярным руководством, повторными осмотрами, поощрениями и поддержкой.

Итак, пациента, родителей детей с БА необходимо вовлечь в обучающие мероприятия, которые должны быть нацелены на улучшение понимания болезни, навыков правильного использования антиастматических препаратов, повышение удовлетворенности результатами лечения, а также уровня самоведения в случае ухудшения течения БА.

В России с 1994–1995 гг. функционируют так называемые астма-школы. На занятия в астма-школу приглашаются пациенты и родители детей, больных БА (дети старше 3 лет уже сами могут усвоить простые навыки самопомощи и самооценки). В группу входят по 8–15 пациентов; врач и медсестра на протяжении нескольких недель проводят цикл семинаров, примерная тематика которых представлена в таблице.

С первых же занятий больным выдается образовательная медицинская литература: «Как победить астму», «У моего ребенка — бронхиальная астма», «Я знаю, как жить с аллергией» и т.д. В обучении самых маленьких пациентов важную помощь могут оказать сказки «Новые приключения Винни-Пуха и его друзей» — Н.Анина; «Почитаем вместе сказку» — Н.Машукова. С 1997 г. специально для больных БА регулярно издается журнал «Астма и аллергия» под редакцией акад. А.Г.Чучалина и проф. А.С.Белевского. При специализированных медицинских учреждениях в некоторых городах функционирует телефон «астма-помощи».

Для закрепления материала в соответствии с изучаемой тематикой на занятиях демонстрируют фрагменты видеофильма «Жизнь с астмой» (принципы элиминации аллергенов, использование пикфлоуметра, дозированных ингаляторов и т.д.).

Медсестра помогает больным освоить правильную технику пользования пикфлоуметром, ведения дневников самоконтроля.

Эффективности лечения способствует также правильное применение дозированного аэрозоля. Родителей детей моложе 5 лет обучают правильно использовать бэбихалер, другие виды приборов индивидуального пользования (спейсер, небулайзер и т.д.). На каждом приеме врач и медсестра выясняют у больного, соблюдаются ли в доме меры по снижению концентрации клеща домашней пыли, контакта с животными, табакокурения.

В большинстве исследований по оценке эффективности различных методов обучения при БА (обязательно совмещенных с индивидуальными консультациями больного!) получены впечатляющие результаты. Например, трех образовательных занятий, проведенных специально подготовленной медсестрой, может быть достаточно для уменьшения числа пациентов, повторно поступающих в отделения интенсивной терапии. Это исследование было проведено в Англии, где, несмотря на очень высокий уровень медицинского обслуживания и контроля, распространенность БА среди детей и взрослых за последние десятилетия прогрессивно растет.

В России аналогичное исследование показало, что после проведения обучающей программы частота госпитализаций и вызовов «скорой помощи» снижается более чем в 2–3 раза.

Однако даже после обучения некоторые больные не замечают у себя признаков утяжеления БА, хотя пугающие симптомы часто появляются за несколько дней до госпитализации. В зарубежной практике широко используются превентивные меры по предотвращению госпитализации больных с БА в реанимационные отделения: больные из группы высокого риска находятся под постоянным контролем со стороны медицинских работников; после разработки индивидуального плана лечения врач и медсестра направляют все усилия на достижение хорошего комплайенса (взаимопонимания) с больным и вовлечения его в управляемое самоведение.

Стратегия управляемого самоведения вносит важный вклад в успех лечения в целом. Она является результатом развития образовательных программ, в настоящее время ее основные принципы включены во все национальные и международные руководства по лечению БА.

Основные положения управляемого самоведения больных БА:

  • больных обучают правильному восприятию объективной оценки тяжести БА (по данным пикфлоуметрии) в комбинации с субъективной интерпретацией ключевых симптомов болезни;
  • пациентов обучают тому, какие лекарства следует принимать постоянно, а какие — только по необходимости; в список мер лечения и профилактики могут входить прием ингаляционных и системных кортикостероидов, кислородная терапия, медицинский осмотр;
  • больному выдаются письменные руководства по самооценке и самоведению как при длительной терапии, так и при лечении обострений.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Читайте также:  Как летать в самолете с астмой

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой – регулярная форма занятий с больными, которые в течение определенного периода времени изучают ряд тем.

для амбулаторных и стационарных больных;

как врачами, так и специально обученным средним медицинским персоналом;

для всех больных бронхиальной астмой – единственное требование – сохраненный интеллект и память (больной должен усвоить полученную информацию); в группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания.

для больных с тяжелой формой бронхиальной астмы необходимо дополнять групповые занятия индивидуальным обучением.

Набор в Школу здоровья для больных бронхиальной астмой осуществляется:

в стационаре: о начале работы Школы здоровья оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и направляют их на занятия.

на амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают больным предполагаемую дату начала занятий, затем по контактному телефону пациенты оповещаются о начале занятий.

Школа здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

статистические формы регистрации и учета;

закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Обязательным требованием является «недопуск» на последующие занятия тех пациентов, кто не посетил первого занятия, т.е. Школа должна быть «закрытым коллективом» и в процессе цикла занятий не присоединялись новые больные. Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, а затем набирается новая группа.

Количество больных в группе не должно быть более 8-10 человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для занятий лучше иметь учебный класс или другое помещение, где имеются столы, чтобы пациентам было удобнее производить записи.

К каждому занятию необходимо иметь демонстрационный материал: плакаты, буклеты, лекарства, видеофильм и др.

Цикл занятий может быть ограничен 5 уроками продолжительностью не более 1,5 часов. Общая продолжительность цикла должна составлять не более 7-10 дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в зависимости от потребности их может быть и больше. В летние месяцы обучение не проводится.

На первом занятии необходимо предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача прерывается вопросами и замечаниями больных, и занятие из лекции превращается в беседу.

Образовательная программа включает следующие темы:

Что такое бронхиальная астма?

Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.

Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.

Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.

Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.

Лечение обострения бронхиальной астмы.

Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.

Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

Строение дыхательных путей.

Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб. Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.

Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Читайте также:  Препараты от астмы улучшают

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

неаллергические причины бронхиальной астмы

К неаллергическим причинам, вызывающим приступ удушья у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональный стресс, резкая перемена погоды, выход на холодный воздух, вирусная инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, высокая влажность и др. Одним из характерных признаков бронхиальной астмы является повышенная чувствительность бронхиального дерева отвечать сужением просвета бронхов на воздействие различных неаллергических стимулов, при этом возникает приступ удушья. С гиперреактивностью дыхательных путей бороться очень сложно, и главный метод лечения – стараться избегать ситуаций, при которых возникает приступ удушья.

Известно, что нервный стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься физкультурой, закаливаться. Существует и ряд больных, которым нужно конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу.

Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холод, рекомендуется за 20-30 минут сделать ингаляцию сальбутамола. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Больным необходимо объяснить, что при астме можно заниматься спортом. Бронхиальная астма не является противопоказанием для занятий спортом, наоборот, физическая активность способствует улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плаванье.

Что такое пикфлоуметр? Цели и задачи пикфлоуметрии.

Методика использования пикфлоуметра.

Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

Правила использования дозированного ингалятора.

Правила использования спейсера.

Правила проведения бронхолитического теста.

научить слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером;

научить осуществлять полноценный контроль за бронхиальной астмой, используя график пикфлоуметрии.

Реквизит: ингаляторы, пикфлоуметр, спейсер, плакаты с вариантами построения графиков пикфлоуметрии, дневник самоконтроля.

В начале второго занятия необходимо кратко повторить те вопросы, которые обсуждались на предыдущем. Желательно предложить ответить группе на вопросы, касающиеся определения бронхиальной астмы и причин и механизмов развития приступа бронхиальной астмы.

Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной (пиковой) скорости выдоха (ПСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья. Показатель пикфлоуметрии напрямую зависит от того, насколько сужены бронхи.

Техника измерения пиковой скорости выдоха:

Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.

Необходимо сделать глубокий вдох.

Плотно обхватить мундштук прибора губами.

Сделать полный и резкий выдох.

Отметить показания прибора.

Повторить измерения ещё два раза и выбрать лучший.

Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

Больных необходимо обучить технике самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого надо научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии.

Цели и задачи дневника пикфлоуметрии:

С помощью динамической пикфлоуметрии можно выявить причинный аллерген (по падению ПСВ в течение дня).

Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель ПСВ с установленной для данного больного нормой).

Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей.

Распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы.

Оценить эффективность проводимого лечения.

На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания. Приблизительная схема поведения больного при обострении астмы обсуждается на занятии и записывается каждым слушателем индивидуально, после серийных измерений ПСВ.

Схема разграничения зон контроля

Общепринятым считается разграничение на 3 зоны, в соответствии с цветами светофора: зеленая, желтая и красная зона.

Зеленая зона: показатели ПСВ более 80% от лучших значений. При этом самочувствие хорошее. Рекомендация: использовать свое обычное лечение.

Желтая зона: усиление одышки, появление ночных приступов удушья, увеличение потребности в использовании бронхорасширяющих средств, усиление одышки при небольших физических нагрузках. ПСВ – 60-80% от лучшего значения. Рекомендация: удвоить дозу базисного препарата. Необходимо проконсультироваться с врачом.

Красная зона: выраженная одышка, в том числе при обычной физической нагрузке. Каждую ночь приступы удушья. Резко возрастает кратность применения бронхорасширяющих средств. ПСВ – 40-60%, чаще ниже 50% от лучших значений. Рекомендация: нужна срочная консультация врача, вызвать скорую помощь.

Следовать этой схеме рекомендуется после согласования с пульмонологом.

На занятии подчеркивается, что основным принципом поведения больного при обострении бронхиальной астмы является усиление базисного лечения и обязательное внимательное наблюдение за своим состоянием для того, чтобы вовремя распознать угрожающую жизни ситуацию.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно сотрудничать с врачом.

Правила использования дозированного ингалятора

На занятии пациенты обучаются технике применения дозированных ингаляторов. В начале занятия одному – двум больным предлагается продемонстрировать технику пользования ингалятором. Как показывает практика, только единичные больные могли правильно продемонстрировать технику использования ингалятора. Как правило, больные делают одни и те же принципиальные ошибки: не делают предварительный выдох, не четко синхронизируют начало вдоха и нажатие на дно баллончика и т. д. После этого преподаватель рассказывает правильную технику ингаляций и сам её демонстрирует (с этой целью используется плацебо).

Важно, чтобы больные освоили правильную технику ингаляции:

повернуть ингалятор вверх дном;

сделать полный выдох через слегка сомкнутые губы;

плотно обхватить мундштук ингалятора губами;

начиная делать вдох, нажать на дно ингалятора и глубоко вдохнуть лекарство (при этом должно возникнуть ощущение, что лекарство не осталось во рту, а попало в бронхи);

задержать дыхание на 10 секунд;

надеть на ингалятор защитный колпачок.

В настоящее время рекомендуется использовать пластиковые камеры – спейсеры, особенно тем, кто плохо синхронизирует вдох и нажатие на дно баллончика.

Правила пользования спейсером:

удалить защитный колпачок, встряхнуть ингалятор и вставить его в спейсер;

обхватить губами ротовой конец спейсера;

нажать на ингалятор, чтобы лекарство попало в спейсер;

глубоко и медленно сделать вдох;

задержать дыхание на 10 секунд, затем выдохнуть через ротовой конец;

повторить вдох, не нажимая на ингалятор;

отсоединиться от спейсера;

выждать 30 секунд, затем (при необходимости) впрыснуть вторую дозу аэрозоля и повторить все вышеперечисленные действия.

В конце занятия больных обучают проведению бронхолитического теста. Для этого предлагается тем пациентам, у кого имеется пикфлоуметр, провести трехкратное измерение ПСВ, при этом оценивая правильность выполнения маневра. Затем, при наличии сниженных показателей проводится ингаляция бронхолитического препарата (беротек или сальбутамол) с использованием спейсера. Повторное измерение ПСВ осуществляется через 15 минут и вычисляется прироста ПСВ. Если прирост скорости составил 15% и более, считается, что тест положительный, который свидетельствует о наличии у пациента бронхоспазма, что требует применения бронхорасширяющего средства. Всем пациентам рекомендуется проводить такой тест каждое утро, отмечая показатели на графике пикфлоуметрии для того, чтобы оценить степень бронхоспазма и необходимость применения бронхолитика.

Основные группы препаратов, использующиеся в ингаляторах.

Симптоматическая бронхолитическая терапия.

Принципы подбора ингалятора.

Применяемые дозы и симптомы передозировки.

ингаляторы дозированные: вентолин, беротек Н, атровент, беродуал Н;

дискхалеры: вентолин, серевент;

аэролайзер: форадил, небулайзер.

Для того чтобы слушателям были понятны механизмы действия бронхолитических препаратов, необходимо дать краткую информацию о механизмах регуляции тонуса бронхов у человека; рассказать о симпатическом и парасимпатическом отделе вегетативной нервной системы, о медиаторах адреналине и ацетилхолине и тех клинических эффектах, которые они вызывают при воздействии на бронхи и сердечно-сосудистую систему. Исходя из этих механизмов, приводятся сведения о группах бронхолитических средств, которые применяются на сегодняшний день.

Важно подчеркнуть, что при бронхиальной астме существует два вида лечения:

симптоматическое, применяющееся главным образом для купирования приступа (симпатомиметики, холинолитики и ксантины);

базовое – противовоспалительное (ингаляционные стероиды, антагонисты лейкотриеновых рецепторов и кромоны).

Обычно у пациентов сразу возникает множество вопросов по названиям препаратов. Надо сразу отвечать, не вдаваясь в подробности и не давая индивидуальных рекомендаций по лечению, так как это дело лечащего врача. Необходимо донести до каждого больного принципиальное отличие базисных противовоспалительных препаратов от бронходилататоров. Опыт показывает, что не весь материал, изложенный на предыдущих занятиях, одинаково хорошо усваивается всеми больными, поэтому надо чаще возвращаться к тем вопросам, которые вызвали непонимание с первого раза.

Больной должен знать, что подбирать лечение больному должен врач. Вредно пользоваться советами окружающих, т.к. существуют разные формы бронхиальной астмы и, соответственно, используется разное лечение. Однако, если трудно вовремя получить совет врача или при дефиците лекарств в аптеках, больные должны знать, какие ингаляторы являются взаимозаменяемыми.

Желательно, чтобы больные записали группы ингаляторов по механизму действия. Симпатомиметики: ФЕНОТЕРОЛ (беротек), САЛЬБУТАМОЛ (вентолин, саламол), ТЕРБУТАЛИН (бриканил).

Холинолитики: ипратропиум бромид – АТРОВЕН, ТРОВЕНТОЛ.

Комбинированный препарат: БЕРОДУАЛ, КОМБИВЕНТ.

Препараты продленного действияСАЛЬМЕТЕРОЛ (СЕРЕВЕНТ), ФОРМОТЕРОЛ (ФОРАДИЛ, ОКСИС), ТИОТРОПИЯ БРОМИД (СПИРИВА).

Понимание – какие ингаляторы являются взаимозаменяемыми – достигается путем тренинга. Эффект от применения дозированного ингалятора больной может самостоятельно оценить с помощью динамической пикфлоуметрии и бронхолитического теста.

На этом же занятии больным необходимо рассказать о бесфреоновых формах ингаляционных средств, о том, что в составе БЕРОТЕКА Н И БЕРОДУАЛА Н содержится другой носитель лекарства, который в отличие от фреона не разрушает защитный озоновый слой земли и имеет необычный запах, напоминающий алкоголь, хотя по механизму действия и эффективности не отличается от обычного беротека и беродуала. К использованию новых форм лекарств следует привыкать, так как на фреоновой основе препараты в ближайшее время выпускаться не будут.

Каждый больной использует индивидуально подобранную дозировку лекарственных препаратов. Важно подчеркнуть, что повышение кратности применения бронхорасширяющего препарата свидетельствует об обострении болезни или неадекватно подобранном лечении.

Основные побочные действия бронходилататоров: тахикардия, мышечный тремор, психомоторное возбуждение. Побочные действия больше выражены у симпатомиметиков неселективного действия: ИЗАДРИНА, АЛУПЕНТА, АСТМОПЕНТА. При проявлении таких эффектов желательно снизить дозу или поменять дозированный ингалятор.

Побочные действия атровента, связанные с его атропиноподобным действием, встречаются редко. Важно все время акцентировать внимание слушателей на соблюдении правильной техники ингаляций и наиболее частых ошибках при использовании дозированных аэрозолей:

делают два нажатия ингалятора подряд, после этого вдыхая препарат один раз;

не задерживают дыхание на вдохе.

Рекомендуется постоянно напоминать о том, насколько они правильно пользуются карманным ингалятором, ведь от этого зависит его эффективность.

Слушатели часто задают вопрос о том, существует ли привыкание к ингалятору и не может ли возникнуть ситуация, когда без него уже невозможно будет обойтись?

На этот вопрос следует отвечать следующим образом. Лекарства, которые находятся в ингаляторах, привыкания не вызывают. Другое дело, что течение бронхиальной астмы при неполном, неправильном лечении может быть таково, что постоянные обострения вынуждают больного прибегать к помощи ингалятора слишком часто. Частое использование ингалятора (больше 3-4 ингаляций в сутки) говорит о том, что контроль над астмой неполный, и является сигналом, что следует обратиться к врачу, чтобы пересмотреть программу лечения.

Другой частый вопрос: чем ингаляторы лучше других препаратов, например эуфиллина или теофедрина?

Эуфиллин и содержащий эуфиллин препарат теофедрин также относятся к препаратам, расширяющим бронхи, но применяются либо в виде инъекций (эуфиллин), либо таблеток (эуфиллин и теофедрин). Современные ингаляционные препараты попадают при ингаляции непосредственно в легкие. Вследствие этого:

именно в легких создается высокая концентрация лекарства;

они быстрее оказывают свое действие;

концентрируясь в легких, эти препараты при правильном применении практически не оказывают влияния на другие органы.

Принятой таблетке, чтобы подействовать, надо попасть в желудок, там раствориться, всосаться, с током крови попасть в легкие – причем туда попадает только маленькая её часть, а основная масса разнесется по всему организму. Эуфиллин в инъекциях применяют для лечения приступа астмы, но эту процедуру, в отличие от ингаляции, сам больной выполнить не может.

Однако это не значит, что эти препараты в лечении бронхиальной астмы не стоит использовать. Эуфиллин в виде таблеток, особенно его пролонгированные (длительнодействующие) препараты (теопэк, теотард, ретафил и др.) успешно применяются для постоянной терапии астмы, однако при лечении острого приступа ингаляторы предпочтительнее. Ведь для того, чтобы таблетка оказала свое действие, требуется время.

На занятии демонстрируются различные формы доставки лекарственных бронхолитических препаратов. Так, препарат ВЕНТОЛИН (сальбутамол) выпускается в виде порошка. Упакованный в виде дисков, он называется ВЕНТОДИСК, вдыхается через специальное распыляющее устройство – ДИСКХАЛЕР. При использовании этого устройства необходим активный вдох, только при таком условии препарат попадет в легкие. Существует форма вентолина в таблетках, выпускаемая под названием ВОЛЬМАКС, для детей в дозе 4 мг, а для взрослых 8 мг. Применяется 2 раза в день.

Продленного действия лекарственный препарат САЛЬМЕТЕРОЛ выпускается как в виде ингалятора, так и в виде порошка – дискхалера. ФОРМОТЕРОЛ или ФОРАДИЛ — бронхолитик длительного действия, применяется в виде порошка, доставка которого осуществляется с помощью АЭРОЛАЙЗЕРА. Двукратный прием в течение суток помогает успешно контролировать бронхиальную астму.

источник

Разработанные в «Глобальной стратегии по лечению и профилактике БА» принципы ступенчатой базисной противовоспалительной терапии БА оказались весьма эффективными, однако их применение сопряжено с необходимостью проведения объективного контроля и самоконтроля со стороны пациента за степенью выраженности воспалительного процесса в бронхах. Эту задачу удалось успешно решить при помощи измерений пикфлоуметра.

Таким образом, сложилась ситуация, когда для успешного применения эффективного метода лечения возникла необходимость формирования сознательного отношения больного к процессу лечения, выработке у него необходимых практических навыков использования современных средств доставки медикаментов, проведения пикфлоуметрического мониторинга и его оценки, изменения объёма лечения в зависимости от показателей пикфлоуметрии.

Элементы обучения всегда присутствуют при врачебной консультации или общении с пациентом, однако обучающий эффект неизмеримо выше, если эта работа проводится подготовленными специалистами по специально разработанной программе.

Обучение пациентов направлено на достижение взаимопонимания, обучение методам самоконтроля, выработку навыков пользования препаратами, возможность их гибкого дозирования.

Профилактика БА рассматривается как система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска ее развития, предотвращение или замедление прогрессирования астмы, уменьшения неблагоприятных исходов болезни. Всемирной организацией аллергии рассматриваются три уровня профилактики БА: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболевания, общих для всех групп населения. Первичная профилактика проводится преимущественно на пренатальном и постнатальном периодах, направлена на предотвращение образования IgE-антител и состоит из следующих мероприятий:

— исключение активного и пассивного курения во время беременности, присутствия беременных в задымленных помещениях;

— исключение воздействия на беременную аллергенов и ирритантов на рабочем месте;

— обязательное грудное вскармливание детей до 4-6 месяцев;

— уменьшение действия домашних поллютантов на детей с высоким риском атопии в первые годы жизни (домашняя пыль, животные, тараканы).

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации астмы и аллергии, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности от астмы и аллергии.

Читайте также:  Берут ли в армию с бронхиальной астмой в стадии ремиссии

Вторичная профилактика проводится после того, как произошла сенсибилизация к аллергену. Она направлена на прекращение контакта с причинно-значимыми аллергенами и сочетается с АСИТ и превентивной фармакотерапией.

Третичная профилактика (синоним – реабилитация) – комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Третичная профилактика предполагает правильное лечение имеющейся астмы и аллергии и совпадает с лечебно-реабилитационными программами.

Вакцинация может рассматриваться как одно из возможных направлений профилактики. Выделяются следующие целевые группы для проведения вакцинации:

— лица, проживающие в домах длительного ухода для престарелых;

— взрослые и дети, страдающие хроническими бронхолегочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями;

— взрослые и дети, подлежащие постоянному медицинскому наблюдению и находившиеся на стационарном лечении в предшествующем году по поводу метаболических расстройств (включая сахарный диабет), заболеваний почек, гемоглобинопатии, иммуносупрессии;

— дети и подростки, получающие длительную терапию аспирином;

— женщины во 2-3 триместре беременности;

— врачи, медсестры и другой медперсонал больниц и амбулаторных учреждений;

— сотрудники отделений сестринского ухода;

— члены семей, входящих в группу риска;

— медработники, осуществляющие уход на дому за лицами, входящими в группы риска.

Противогриппозная вакцинация должна проводиться ежегодно. Высокая степень очистки вакцин сделала реакции на них менее частыми.

В жилых помещениях не следует держать вещи, накапливающие домашнюю пыль: ковры, открытую одежду, книжные полки, мягкие игрушки, драпирующиеся занавесы, ворсовые, ковровые покрытия и прочие. В связи с тем, что излюбленная среда обитания наиболее агрессивных аллергенов: клещей домашней пыли — старая мягкая мебель, старые матрасы, перовые подушки, одеяла, перины, данные вещи следует изъять из употребления. Подушки и одеяла должны быть заменены на синтетические или зачехлены в специальные безаллергенные чехлы.

Не стоит разводить домашние цветы: в цветочных горшках присутствуют споры грибов, а цветущие растения могут вызывать аллергию. Не следует использовать духи и другие резко пахнущие вещества, особенно в спреях. При стирке вещей лучше использовать стирающие моющие средства без биодобавок, отдушек.

Отсутствие домашних животных, птиц, аквариумов – обязательное условие, даже если аллергия на них не была подтверждена аллергологическими пробами: серия эпидермального аллергена не всегда совпадает с аллергеном конкретно животного или птицы.

В помещении нельзя курить, запах табака может действовать как раздражающий фактор.

Покрытие стен в жилых помещениях не должно накапливать пыль, хорошо, если имеется возможность проводить влажную обработку стен. Не стоит использовать бумажные обои, а также латексный клей (аллергия на бумагу и резину — наиболее распространенный вид аллергии). Если в помещении установлен кондиционер, следует мыть фильтры не реже 1 раза в 2 недели: загрязненные фильтры являются прекрасной средой обитания для плесневых грибов и некоторых патогенных бактерий.

Следует чаще проводить влажную уборку или использовать для этого пылесосы с мощными фильтрами, проветривать помещения. Не стоит увлекаться использованием препаратов для уничтожения домашних клещей: бензилбензоат натрия (основной компонент препарата) сам может вызывать аллергию. В идеале жилые и рабочие помещения должны быть оснащены фильтрами для очистки воздуха.

Особенно важно соблюдение диеты в периоды обострения БА и до проведения аллергологического обследования.

Следует исключить из рациона питания:

Все сладкое (сахар, мед, конфеты), молоко, сливки, сыр, свинину, баранину, мясо птицы и бульоны, рыбу и рыбные бульоны, икру, крабы, раков, яйца, продукты, содержащие яичный белок, грибы, копченые изделия, помидоры, томатные консервы, соки, соусы, маринады, хрен, горчицу, майонез, пряности, цитрусовые, дыню, вишню, клубнику, землянику, смородину, соки и варенья из них, шоколадные изделия, кофе, какао, орехи, свеклу, морковь в сыром виде. Запрещены спиртные напитки.

Супы на вторичном бульоне,капусту свежую и квашеную, репу, картофель,отварную говядину, телятину, крольчатину,хлеб диабетический (несдобный),масло сливочное, растительное рафинированное, кисломолочные продукты, неострый плавленый сыр,кашу (овсяную, перловую, рисовую) на воде,яблоки без кожуры, кабачки,сахар заменяется на сорбит (ксилит).

Перекрестная пищевая аллергия:

Пациентам с сезонной аллергией на цветение растений важно помнить, что ряд продуктов может провоцировать приступы БА в течение всего года, что объясняется перекрестной пищевой аллергией. В тоже время, у больных с аллергической реакции на эти продукты, проявляющейся ринитом, конъюнктивитом, кожным зудом, высыпаниями, кашлем, не исключена пыльцевая аллергия на растения, сезон цветения которых приходится на отдельные месяцы года. Таким пациентам противопоказано лечение травами, а также использование БАДов на травяной основе (см. приложение).

Базисная терапии БА основана на ступенчатом подходе и предусматривает обязательное проведение комплекса элиминационных мероприятий.

Элиминационные мероприятия (исключение контакта с установленным или предполагаемым аллергеном) являются одним из основных требований при лечении БА. Нередко выполнение данных условий приводит к улучшению самочувствия и стабилизации БА в состоянии ремиссии.

Эти мероприятия предполагают:

— соблюдение гипоаллергенного быта;

— исключение использования лекарственных препаратов, наиболее часто ухудшающих самочувствие больных БА.

Данный метод применяется врачами аллергологами с 1911 г., и заключается во введении в организм пациента возрастающих доз того аллергена, к которому у больного выявлена повышенная чувствительность. Аллер­ген может быть использован в виде подкожных введений или приме­нен местно (ингаляционно, перорально, интраназально, сублингвально).

Учитывая довольно умеренную эффективность АСИТ по сравнению с другими методами лечения, следует учитывать риск развития побочных эффектов и неудобством длительного курса инъекционной терапии. Исследования, в которых бы проводилось сравнение специфической иммунотерапии с фармакологическим лечением БА, отсутствуют. Нет данных, подтверждающих эффективность иммунотерапии с использованием нескольких аллергенов. АСИТ проводиться только аллергологами-иммунологами в условиях аллергологического кабинета или стационара.

Противопоказания для АСИТ:

— тяжелые иммунопатологические состояния;

— тяжелые физиологические нарушения;

— серьезные сердечно-сосудистые заболевания;

— дети младше 5-летнего возраста;

— плохая переносимость АСИТ;

— тяжелая астма, плохо контролируемая фармакологическими пре­паратами.

Побочные эффекты АСИТ. Введение специфического аллергена может сопровождаться местными и системными побочными эффектами. Выраженность местной реакции может колебаться от немедленного появления небольшого волдыря и припухлости до обширного и болезненного поражения в рамках отсроченной аллергической реакции. Системные эффекты могут включать анафилактические реакции, в том числе опасные для жизни, а также тяжелые обострения БА. У больных с тяжелой БА были отмечены случаи смерти вследствие специфической иммунотерапии.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

ХОБЛ — заболевание, характеризующееся хроническим диффузным воспалением бронхов, ведущее к прогрессирующему нарушению вентиляции по обструктивному типу и проявляющееся кашлем, одышкой и выделением мокроты, не связанными с поражением других систем и органов.

ХОБЛ включает в себя несколько нозологических форм: хронический обструктивный бронхит (ХОБ), эмфизема легких, поражение малых дыхательных путей.

Хронический бронхит (ХБ) обычно определяется клинически, как наличие кашля с продукцией мокроты на протяжении, по крайней мере, 3 месяцев в течение последующих 2 лет.

Обострение ХОБЛ характеризуется нарастанием одышки, усилением кашля, нарастанием числа свистящих хрипов, увеличением продукции мокроты и повышением ее гнойности, появлением заложенности в грудной клетке. Инфекции бронхиального дерева традиционно рассматриваются, как ведущая причина обострения ХОБЛ выявляются в 50–60% случаев. Кроме того, примерно в половине всех случаев причинами обострения заболевания могут выступать неинфекционные факторы.

Основным признаком заболевания является генерализованная медленно прогрессирующая необратимая бронхиальная обструкция с нарастающими явлениями хронической дыхательной недостаточности. Необратимая бронхиальная обструкция характеризуется как распространенное сужение бронхов, наблюдающееся более года и не поддающееся лечению бронхорасширяющими средствами, а также кортикостероидами.

Критерием прогрессирования обструкции бронхов является ежегодное снижение показателя ОФВ1 более чем на 50 мл в год. В зрелом возрасте в норме (у здоровых людей) отмечается ежегодное снижение ОФВ1 в пределах 30 мл в год.

Факторы риска ХОБЛ:

1. Курение активное, пассивное

2. Профессиональные факторы

3. Атмосферные (длит холод, влажность)

4. Домашние (NO, влажность, накопление продуктов орган топлива)

5. Наследственность (дефицит α1- антитрипсина)

6. Болезни органов дыхания в детском возрасте, недоношенность, малый вес при рождении (низкая эластичность бронхов)

Факторы риска обострения:

3. Обострение сопутствующей патологии (ХСН, аритмии, СД, др.)

Эпидемиологические исследования подтверждают, что активное курение сигарет является наиболее важным фактором риска развития ХОБЛ. Лишь 10% случаев ХОБЛ связаны исключительно с другими факторами риска: профессиональная вредность, генетические факторы.

Роль пассивного курения в развитии заболеваний легких больше изучена у детей, чем у взрослых. Тем не менее, метаанализ 6 исследований, посвященных изучению связи пассивного курения с развитием респираторных симптомов, выявил, что взрослые некурящие, подвергающиеся экспозиции табачного дыма из окружающей среды, могут иметь небольшое снижение функции легких (приблизительно на 2,5% ниже должного значения ОФВ1), Связь пассивного курения с развитием респираторных симптомов у детей является доказанной. Влияние курения матери на внутриутробное развитие плода, а также пассивное курение в детском возрасте приводят к нарушению развития легочной ткани и роста легких, что в будущем становится причиной преждевременного падения функции легких. Особенно опасным для нормального развития легких является воздействие курения на плод, пассивное и активное курение до 12-летнего возраста. Результаты некоторых исследований показывают, что женщины более восприимчивы к влиянию табачного дыма, чем мужчины.

Значимая интенсивность курения 20 сигарет/сут в течение 20 лет и более (стандарт Американского Торакального Общества).

Существуют три механизма, приводящие к падению функции легких:

• замедление развития легких, что приводит к значительному снижению максимально достигаемого уровня функции легких;

• преждевременное начало естественного снижения функции легких;

• ускорение падения функции легких.

Каждый из перечисленных механизмов может действовать самостоятельно или в комбинации друг с другом в результате активного или пассивного курения. Доказано, что табакокурение (как активное, так и пассивное) вызывает увеличение чувствительности (восприимчивости) воздухоносных путей к разным агентам, являющимся факторами риска развития ХОБЛ (профессиональные факторы, химические вещества, различные воздушные полютанты). В этом случае их воздействие будет приводить к ускорению падения функции легких. Наиболее раннее развитие ХОБЛ с выраженной обструкцией наблюдается у активных курильщиков, имеющих повышенную восприимчивость к компонентам сигаретного дыма.

Бронходилатационный тест

При отмене β2-АМ за 6 часов, β2-АМП – за 12 часов, теофиллинов пролонг. – за сутки, М-ХЛ – за 8 часов

1. ингал. β2-АМ по 2-4 дозы (200-400 мкг) или через небулайзер – измерение ОФВ1 или ПЭП через 15-30 минут

2. Ипратропиум 4 дозы — ОФВ1 или ПЭП через 30 -45 минут

3. Беродуал – только через небулайзер — ОФВ1 или ПЭП через 30 -45 минут

Всем с хроническим кашлем и продукцией мокроты при ФР (в т.ч. в анамнезе) даже при отсутствии одышки.

1. Измеряется ФЖЕЛ, ОФВ1, т. Тиффно, ПЭП.

2. Обструкция считается хронической, если снижение скоростных показателей и индекса Тиффно регистрируется не менее 3 раз в год.

У здоровых людей – падение менее 30 мл в год. Больные ХОБЛ – падение > 10% или 50 мл в год.

В программе GOLD (Глобальная стратегия: диагностика, лечение и профилактика хронической обструктивной болезни легких, 2001, 2003), основанной на докладе рабочей группы Национального Института сердца легких и крови и Всемирной организации здравоохранения, дано определение ХОБЛ.

Ключевыми положениями определения ХОБЛ являются: клиническая картина, патофизиологические механизмы, морфологические изменения, факторы риска.

Клиническая картина:продолжительный кашель, продукция мокроты, одышка, усиливающаяся по мере прогрессирования заболевания; в терминальной стадии – тяжелая дыхательная недостаточность и декомпенсированное легочное сердце.

Патофизиологические механизмы:обструктивный тип нарушения вентиляционной функции легких, мукоцилиарная дисфункция, депонирование нейтрофилов в слизистой дыхательных путей, ремоделирование бронхов и поражение паренхимы легких.

Основные признаки нарушения ФВД:

• изменение экспираторной части кривой поток-объем;

• снижение соотношения ОФВ1/ФЖЕЛ 10-пачка лет – достоверный риск ХОБЛ.

Эксперты международной программы Глобальная инициатива по Хронической Обструктивной Болезни Легких (GOLD – Global Strategy for Chronic Obstructive Lung Disease) выделяют стадии ХОБЛ. Каждая стадия ХОБЛ характеризуется определенными морфологическими изменениями в бронхах и легочной ткани.

Стадия 0 (повышенный риск)– катаральное воспаление, гиперплазия и гипертрофия желез, гиперсекреция слизи в бронхах диаметром более 2 мм.

Стадия I (легкое течение)– катаральное воспаление и гиперсекреция слизи в бронхах диаметром более 2 мм с присоединением умеренно выраженного продуктивного воспаления в бронхиолах диаметром менее 2 мм, при отсутствии изменений в зоне ацинусов респираторного отдела легких.

Стадия II (среднетяжелое течение)– к изменениям, характерным для I стадии болезни мелких бронхов, присоединяются выраженное продуктивное воспаление в бронхиолах диаметром менее 2 мм, с утолщением стенок бронхиол, возможно наличие бронхиолоэктазов и полипозного бронхиолита, признаки центролобулярной эмфиземы, преимущественно верхних долей легких, запустевание капиллярного русла, сокращение капиллярного ложа, утолщение стенок артериол за счет пролиферации интимы, а в зонах эмфиземы – и мышечной оболочки артериол.

Стадия III (тяжелое течение)– наряду с изменениями характерными для I и II стадии, могут возникать бронхиолоэктазы, полипозный бронхиолит. Как правило, возникает центролобулярная эмфизема с захватом значительного объема легких, происходит еще более выраженное запустевание капиллярного русла альвеол, появляется множество артериол с утолщенными стенками за счет пролиферации интимы и мышечной оболочки сосуда. Появляется мозаичная гипертрофия кардиомиоцитов правого желудочка.

Стадия IV (крайне тяжелое течение) – к изменениям, характерным для I-III стадиий, присоединяются обструктивный бронхиолит (бронхи диаметром менее 2 мм), как правило, двусторонняя центролобулярная, панлобулярная или иррегулярная эмфизема, морфологические признаки артериальной легочной гипертензии. Легочное сердце, как правило, в стадии декомпенсации.

Классификация ХОБЛ и клинические варианты

степень тяжести (стад по GOLD) характеристика
0 – группа риска ФР., N ФВД, кашель, мокрота (морфологически – ХНБ)
1 – легкое ОФВ1 ≥ 80%, ОФВ1/ФЖЕЛ 4р/г
4 – очень тяжелое т. Тиффно 45), ± ХЛС

Бронхитический – «синие одутловатики»

— чаще мужчины старше 55 лет

— преобладает над одышкой цианоз

— ФВД – преобладает обструкция

— гипоксия, гиперкапния, втор. полицитемия

— обострение чаще инфекционного генеза

— раньше ХЛС и его декомпенсация

Эмфизематозный тип – «розовые пыхтелки»

— чаще мужчины старше 65 лет

— одышка преобладает над кашлем

— ФВД – смешанные нарушения (обструкция, рестрикция)

— R-графия и клиника: признаки эмфиземы

— обострение чаще неинфекционного генеза

Астматический – признаки астматического бронхита

— преобладание дыхательных пароксизмов над кашлем и одышкой

— ФВД – преобладает обструкция

— м.б. эозинофилия крови, мокроты, бронхоальвеолярной жидкости

— обострение чаще неинфекционного генеза

Смешанный тип это комбинация двух или трех типов ХОБЛ, одинаковых по выраженности:

У больных с тяжелым течением ХОБЛ, далеко зашедшими структурными изменениями дыхательных путей и паренхимы легких обострение основного заболевания приводит к развитию острой дыхательной недостаточности (ОДН). У таких больных потребность в проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) достигает 20–60%, а госпитальная летальность достигает 10–30%.

По данным проспективного исследования, проведенного N. Anthonisen и соавт., важнейшими факторами 3-х летней выживаемости больных ХОБЛ явились возраст больных и выраженность бронхиальной обструкции. Наличие сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний и более 4 обострений в предшествующий год являются фактором риска повторных госпитализаций. Тяжелая дыхательная недостаточность также связана с неэффективностью антибиотикотерапии.

Терапия ХОБЛ

ü Исключение ФР и факторов прогрессии .

ü Ступенчатое увеличение объема терапии по тяжести.

ü Бронходиляторы занимают центральное место.

ü Все бронходилаторы увеличивают ТФН даже без повышения ОФВ1.

ü Муколитики при мукостазе.

ü ИГКС (при клинике, или ОФВ1

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1231 | Нарушение авторских прав

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *