Меню Рубрики

Особенности методики лфк и массажа при бронхиальной астме

Массаж при бронхиальной астме – методика, которую одобряют и врачи, и приверженцы народной медицины. Пациентам этот способ лечения нравится больше, чем дыхательная гимнастика или специальная физкультура.

Излечить астму полностью не удается, но, несмотря на это, облегчить ее течение можно с помощью лечебных процедур. Массаж оказывает общеукрепляющее действие, его назначают в лечебных и профилактических целях.

Лучших результатов удается добиться, если применять его в комплексе с лекарственной терапией, растительными средствами и ЛФК.

Физиотерапевтическая процедура хорошо влияет на организм астматика и способствует снижению частоты приступов удушья.

Массаж грудной клетки, а также других частей тела взрослым и детям при бронхиальной астме назначается с целью нормализации дыхательного процесса. Это очень важно, так как при заболевании дыхательные пути больного сужаются, и уменьшается поступление в организм кислорода.

Кроме того, лечение и профилактика при помощи массажа укрепляют защитные силы организма, улучшают кровообращение и состояние мышц.

Проведение массажных процедур показано больным с интермиттирующим и персистирующим течением заболевания. Этот вид терапии также показан пациентам с осложнениями астмы.

Астма и любой массаж несовместимы в период обострение недуга. Когда приступы удушья случаются часто и проходят очень тяжело, то требуется оказывать экстренную помощь, при этом массажные действия могут только усугубить состояние пациента.

При легкой стадии астмы процедуру проводят в случае появления предвестников приступа с целью улучшения состояния или устранения риска развития удушья.

Противопоказаниями также являются:

  • туберкулез;
  • заболевания крови;
  • новообразования злокачественного характера.

Относительными противопоказаниями являются гнойничковые заболевания кожи, сердечная и легочная недостаточность, нарушения кровообращения.

Массажи при бронхиальной астме подразделяются на несколько видов. Тот или иной вариант выбирается в зависимости от характера течения болезни.

Применимы такие методики массажа при астме:

  • сегментарная;
  • классическая;
  • точечная;
  • интенсивная;
  • периостальная;
  • перкуссионная.

Большинство техник основано на использовании таких приемов:

  • поглаживание;
  • легкое разминание;
  • растирка;
  • вибрационные действия;
  • удары.

Массаж при астме предусматривает массирование пациента, лежащего на спине. Сначала проводят разогрев мышц посредством поглаживающих действий, при этом направление должно быть от живота и боков к подмышкам.

После разогревающих мероприятий переходят к процессу разминания. Подобные действия стоит проводить аккуратно, обходя молочные железы. Далее вторыми фалангами пальцев разминают грудные мышцы, подключичные впадины, при этом движения должны быть кольцевыми. Межреберные промежутки разрабатывают пальцами, двигаясь по прямой или зигзагообразно.

Затем начинают разминать воротниковую зону и трапециевидную мышцу. Человеку необходимо перевернуться на живот. Принцип такой же: сначала разогревают мышцы, потом активно массируют.

Крупные мышцы спины разминают щипковыми движениями. Особое внимание уделяют межпозвоночным, межреберным пространствам. Их следует разминать подушечками пальцев, двигаясь по прямой.

После этого человек возвращается в исходное положение, после чего разрабатывают грудную клетку. Заключительным действием является ее поглаживание.

Эта разновидность массажа для людей с бронхиальной астмой существенно отличается от предыдущей. В основе техники — теория о рефлекторной взаимосвязи кожи с органами, которая утверждает, что при выполнении сегментарной техники обеспечивается общеукрепляющий эффект.

Массаж выполняется при положении пациента сидя или стоя. Важно, чтобы спина была ровной. Перед тем как начать процедуру, врач должен определить, какие сегменты будут разминаться.

Принцип движений – от нижних участков спины и грудной клетки. При применении сегментарной техники применяются такие действия:

  • плоскостное поглаживание;
  • скольжение указательным и средним пальцем вдоль позвоночника от нижней части спины к позвонкам шейного отдела;
  • специалист большими и указательными пальцами перекатывает вдоль позвоночника складку кожи, имитируя движения пилы;
  • растирание кожи и мышц. Одну ладонь кладут на лопатку, при этом другую – на противоположную сторону, на поясницу. Выполняются встречные движения с небольшим приложением силы.

При выполнении этой процедуры нужно активно разминать плечевую области и межреберные промежутки.

Такому типу массажа при проявлениях бронхиальной астмы отдают предпочтение, если имеются противопоказания к проведению других подобных процедур. Для этого человеку необходимо лечь на спину.

Разминание начинают с нижней части грудной клетки. Массировать нужно каждую сторону отдельно. Далее переходят к разминанию верхней части груди. Затем пациенту надо перевернуться на живот для разминания поясничной области и лопаток.

Этот тип массажа при астме требует наличия особых навыков у массажиста. Пациент может сидеть или лежать. Перед тем как проводить процедуру, следует разогреть мышцы растирающими движениями, уделяя больше внимания груди.

Принцип перкуссионной техники: специалист воздействует на поверхность спины постукиванием кулака через вторую руку. Результатом таких действий является сокращение мышц грудной клетки.

Массажист делает поглаживания от ребер к позвоночному столбу при вдохе человека, при выдохе манипуляция осуществляется в обратном направлении.

Благодаря таким действиям межреберные мышцы лучше сокращаются, снимается усталость, нормализуется кровоток и обеспечивается легкое отхождение мокроты.

Этот массаж, применяемый при бронхиальной астме, оказывает воздействие благодаря активизации точек периоста (надкостницы) ключиц, связанных с дыхательной системой.

Пациент принимает положение лежа на спине. Сначала специалист прощупывает ключицы для обнаружения нужных точек.

Во время применения данной техники пальцами делают кругообразные движения на месте. За один сеанс задействуется несколько активных точек.

Эту процедуру проводят раз в два дня с постепенным увеличением количества точек. При появлении нестерпимой боли при воздействии силу нажатия следует уменьшить и немного переместить пальцы.

Специальный точечный массаж принято считать лучшим методом при бронхиальной астме. Суть манипуляции – физическое воздействие на несколько определенных активных точек больного.

Подобную манипуляцию проводят, если есть ощущения, что начинается приступ бронхиальной астмы. При воздействии на точки происходит расширение бронхов, улучшается дыхание.

Обратим внимание на точки, помогающие облегчить симптоматику при диагнозе «астма»:

  • между грудиной и ключицей;
  • на грудине ниже от ключицы;
  • между позвоночником и лопатками;
  • под большим пальцем на сгибе кисти;
  • между большим пальцем и ладонью.

Принцип точечного массажа – выполнение разминающих, надавливающих, поглаживающих, растирающих, толкательных и вибрационных движений. Подобную процедуру можно делать самостоятельно, так нет противопоказаний и риска нанесения вреда.

Массаж любого типа при бронхиальной астме у детей проводится с учетом самочувствия и возраста малыша. Грудничков можно класть в любое положение, также разрешается усаживать его на колени. Школьникам лучше нагнуться или встать на четвереньки.

Методика массажа при бронхиальной астме подбирается индивидуально, но важно действовать поэтапно:

  • Поглаживания следует делать ладонями по спине, начиная от бедер.
  • Растирание делается ладонями вдоль спины резко, встречными движениями.
  • Для разогрева лопаток используются круговые движения. После этого выполняют поглаживание рук в направлении снизу до подмышечных впадин.
  • Обхватывая ребенка руками, нужно соединить пальцы на животе. Ладонями следует выполнить скольжение по животу вверх, к позвоночнику. Также выполняются обратные действия.
  • Поглаживают плечи, лопатки и шейную зону, доходя до головы, потом в обратном направлении.
  • Чтобы сделать перекрестное растирание, следует правой рукой накрыть правую лопатку, вторую руку кладут справа на поясницу. Круговые движения нужно делать быстро, с незначительным надавливанием.
  • Движения, напоминающие разминание теста. Складывая ладони по типу лодочка, следует выполнять похлопывания на грудной клетке.
  • Краями кистей делают быстрые рубящие движения.
  • Полураскрытыми кулаками проводят поколачивание грудной клетки, равномерно проходясь по всей ее поверхности.
  • Для осуществления вибрационной процедуры массажист становится позади ребенка, кладет пальцы между ребрами, надавливает и делает вибрирующие движения кистями.
  • Большие пальцы находятся у позвоночника, при этом остальные – на пояснице. Перебирающими движениями пальцы двигаются в направлении шеи.
  • Выкручивающие действия выполняют между лопатками. Складку кожи захватывают двумя пальцами и оттягивают в стороны, пытаясь соединить.

Рекомендуется выполнять эти массажные действия, придерживаясь четкой последовательности.

В идеале массаж больному должен проводить квалифицированный специалист, но бывают ситуации, когда возникает необходимость помочь самому себе.

Медики утверждают, что астматик должен быть осведомлен, как сделать самомассаж при бронхиальной астме, чтобы облегчить свое состояние.

Уменьшить частоту и интенсивность приступов можно, если проводить массирование шеи и плеч. Такой массаж при бронхиальной астме оказывает общеукрепляющее действие. Также нормализуется работа дыхательной мускулатуры и улучшается подвижность ребер.

За счет самостоятельного массирования можно расслабиться и избавиться от чувства тревоги. Для достижения лучших результатов во время сеанса рекомендуется слушать спокойную музыку.

Последовательность самостоятельного массажа выглядит так:

  • растирают грудную клетку, межреберные пространства и область грудины;
  • массируют воротниковую зону;
  • разминают трапециевидную спинную и шейную мышцу;
  • делают массаж передней поверхности шеи и мышц грудной клетки.

Последним этапом самомассажа является несложная лечебная гимнастика или дыхательные упражнения.

  1. Во время сеанса массажа младенца или ребенка младшего возраста требуется укладывать на колени, детей постарше ставят на стул.
  2. Продолжительность первых массажных процедур составляет максимум 15 минут.
  3. Нельзя забывать, что у маленьких пациентов хрупкие косточки. Важно заранее рассчитывать силу.
  4. Если ребенок сопротивляется в момент массажа от астмы, то стоит приостановить или перенести процедуру.
  5. Некоторые массажные техники врач рекомендует выполнять самостоятельно в домашних условиях при соблюдении индивидуальных предписаний.
  6. Родители больных деток могут научиться выполнять лечебные процедуры дома. С целью профилактики массаж достаточно делать несколько раз в месяц.

Массаж является не отдельным методом лечения, а только вспомогательным. Контроль его эффективности осуществляет лечащий врач.

На ранней стадии развития болезни достаточно проводить до шести сеансов. Если диагностирована тяжелая форма недуга, то потребуется примерно 20 массажей.

В каждом конкретном случае доктор назначает определенный вид процедур, их количество и периодичность. Обычно для правильного проведения массажа требуется помощь высококвалифицированного специалиста.

источник

Методики ЛФК при атеросклерозе.

Это хроническое заболевание, поражающее стенки артерий (аорты, сердца, головного мозга), с формированием липидных отложений во внутренней оболочке и последующим разрастанием в ней соединительной ткани, кальцинозом стенки сосуда, понижением эластичности, сужением просвета вплоть до облитерации. Сосуды становятся хрупкими и склонны к разрывам. Кровоснабжение органа нарушается постепенно, и длительное время может протекать бессимптомно. При клинически выраженном атеросклерозе прогноз неблагоприятный (ИБС, инфаркт, инсульт, тяжелые формы диабета, склероз почек и почечная недостаточность ,гангрена и др.).

ЛФК при атеросклерозе ставит перед собой следующие основные задачи:

— способствовать активизации обмена веществ

— способствовать улучшению деятельности нервной и эндокринной систем, а также обменных процессов организма

— способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем.

Методика ЛФК при атеросклерозе, кроме индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, включает длительные ежедневные пешеходные прогулки, ,а также плавание 2—3 раза в неделю, ходьбу на лыжах, греблю, спортивные игры (волейбол, теннис и др.). Очень полезны физические упражнения, которые выполняются в аэробном режиме, то есть когда потребность работающих мышц в кислороде полностью удовлетворяется.

Физические нагрузки при атеросклерозе дозируются в зависимости от функционального состояния больного. Занятия следует проводить в группе здоровья, в клубе любителей бега или самостоятельно (3—4 раза в неделю по 1 —2 часа). Причем заниматься следует регулярно, так как атеросклероз протекает в виде хронического заболевания, а физические упражнения предупреждают его дальнейшее развитие. При выраженном проявлении атеросклероза в занятия лечебной гимнастикой необходимо включить упражнения для всех мышечных групп. В занятиях упражнения общетонизирующего характера должны чередоваться с упражнениями для мелких мышечных групп и дыхательными упражнениями. Однако, при недостаточности кровообращения головного мозга следует ограничить движения, которые связаны с резкой сменой положения головы, например, быстрые наклоны и повороты туловища и головы.

ЛГ (лечебная гимнастика) при атеросклерозе включаются общеразвивающие, дыхательные упражнения и упражнения для мелких мышечных групп рук и ног. Причем общеразвивающие упражнения и упражнения для мелких мышечных групп должны повторяться не менее 6—10 раз, а дыхательные — 3 раза, их следует чередовать через каждое общеразвивающее упражнение или через упражнения для мелких мышечных групп. Весь комплекс физических занятий при атеросклерозе следует выполнять 3 раза в день, добавляя к нему ежедневную пешеходную прогулку, плавание или спортивные игры

ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание дыхательной системы.

Астма — хроническое заболевание, при котором развивается воспаление в стенках мелких бронхов. Это воспаление приводит к отеку слизистой оболочки, появлению вязкой слизи в просвете, периодическому спазму гладких мышц бронхов. Указанные изменения вызывают сужение просвета мелких бронхов (бронхиальную обструкцию) и основные симптомы астмы: затрудненное дыхание или даже удушье, кашель с трудно отделяемой мокротой, появление хрипов в груди.

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория.

I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.

Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;

3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;

Читайте также:  Физ раствор при астме

5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20—30 с). Дозировка упражнений— 4—12 раз. Темп медленный и средний.

Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.

III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.

Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.

Таким образом, ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды. Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах

ЛФК при бронхите

Бронхит — это воспаление бронхов

Особенности дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика и упражнения при бронхите базируются на чередовании вдохов и выдохов разной интенсивности (малой, умеренной и большой), в зависимости от показаний. Во время вдоха легкие вентилируются, но неравномерно. Больше кислорода поступает в те отделы, которые прилегают к подвижным частям грудной клетки, именно поэтому их верхушки и прикорневая область вентилируются хуже.

Комплекс упражнений при бронхите

• Ложимся на спину, руки вдоль туловища. Медленно поднимаем руки вверх, делая вдох, и опускаем их за голову. Во время выдоха возвращаем их в исходное положение.

• Не меняя положения, заводим правую руку за голову, а левую оставляем лежать вдоль туловища. Дышим произвольно, но при этом руки меняем местами, соблюдая быстрый темп.

• По-прежнему остаемся в положении лежа. Делаем упражнение «велосипед», вращая невидимые педали. Продолжаем до ощущения усталости, после чего прекращаем.

• Ложимся на живот, руки на уровне груди, ладони прижаты к полу. Делаем поднятие и опускание корпуса, при этом опираясь на руки и прогибаясь в спине. Во время поднятия туловища делаем вдох, на выдохе – опускаем.

• Остаемся в положении лежа на животе, руки вдоль туловища. Делая вдох, без помощи рук пытаемся приподнять голову и плечи на максимально возможный уровень. На выдохе возвращаемся в исходное положение.

• Из положения лежа пытаемся достать воображаемый предмет, вытягивая руки вперед. Дыхание произвольное.

• Слегка согнувшись, лежа на правом боку, вытягиваем левую руку вверх, пытаясь распрямить при этом позвоночник. Делаем это на вдохе. На выдохе принимаем исходное положение, переворачиваемся на другую сторону.

Начинаем курс с пяти-семи повторений, постепенно доводя до двенадцати-четырнадцати раз. При остром бронхите упражнения делаются ежедневно до выздоровления. Но только после того, как температура пришла в норму, ушла слабость и минул острый период течения заболевания. При хроническом течении болезни лечебная физкультура делается курсами по две недели в месяц.

Через 2—3 недели занятий после упражнений звуковой гимнастики следует включать вдох и выдох с сопротивлением, вдох поочередно каждым углом рта, каждой ноздрей и т.п. Важное значение имеет применение массажа на грудной клетке, который способствует лучшему выделению мокроты, облегчает дыхание. Указанные меры будут способствовать «очищению» бронхов, улучшению их дренажной функции, нормализации дыхания, они же помогают мобилизовать компенсаторные механизмы вентиляции.

Необходимо помнить, что для занятий ЛФК при заболеваниях бронхолегочной системы существуют общие противопоказания: острый период течения болезни, злокачественные новообразования, склонность к кровотечению.

Для детей: надувание шариков, пускание пузырей, пускание корабликов 5-10 мин достаточно

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9024 — | 7190 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

Читайте также:  Бронхиальная астма недержание мочи

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Бронхиальную астму (БА) называют легочной чумой XХ – ХХI вв. По данным статистики, известно, что в мире БА болеет каждый 10 человек и каждые 10 лет это число удваивается. Ежегодно 2 млн человек погибают от астмы в приступе. БА характеризуется приступами удушья из-за сужения просвета мелких и средних бронхиол (спазм гладких мышц бронхов, набухание слизистой, появление в просвете бронхов патологического секрета). Дыхание затрудняется, особенно выдох (экспираторная одышка). Возникает ощущение нехватки воздуха, беспокойство, страх смерти. Воздух задерживается в легких, они растягиваются (эмфизема). Считается, что БА – инфекционно-аллергическое заболевание. Распад бактерий в органах дыхания человека, их токсины создают состояние повышенной чувствительности к ним (сенсибилизация). Аналогичное состояние возникает при аллергии к запаху цветов, сена, грибов, птичьему, рыбному кормам, к консервам, к пыли, в том числе бытовой, книжной, к холоду и т. д.

В приступе больной принимает характерную позу (сидя с упором на руки), страдание на лице. В дыхание включены дополнительные мышцы, затруднен выдох. В конце приступа уменьшается спазм бронхов, улучшается дыхание, отходит мокрота. Частота приступов разная: при легкой степени – один в несколько лет, при тяжелой – несколько раз в день. Длительность приступа от нескольких минут до нескольких часов. В механизме развития БА отмечают нарушения взаимоотношений между разными отделами ЦНС, которые регулируют тонус гладких мышц бронхов. Аллергены тоже возбуждают подкорку, блуждающий нерв, все это усиливает спазм мышц, формируется приступ.

ЛечениеБА комплексное: двигательный режим, психотерапия, малоаллергенная диета (исключить цитрусовые, красные плоды и овощи, яйца, рыбу и проч.), лекарства, расширяющие бронхи и улучшающие отхождение мокроты, физиолечение, ЛФК и массаж.

ЛФКспособствует нормализации тонуса ЦНС, ликвидации застойного патологического очага (уравновешивание процессов возбуждения и торможения к коре и подкорке), снятию мышечного спазма бронхов, умению управлять дыханием (спокойный неглубокий вдох и длинный плавный выдох), тренировке диафрагмального дыхания для увеличения подвижности грудной клетки, предупреждению осложнений, активизации трофических процессов в тканях, созданию психологического настроя на борьбу с болезнью, увеличению силы дыхательных мышц. ЛФК противопоказана при сильно выраженной (декомпенсированной) дыхательной недостаточности и декомпенсированной сердечно-сосудистой недостаточности.

Формы ЛФК при БА: лечебная гимнастика (ЛГ), утренняя гимнастика, дозированные прогулки. ЛФК назначается с учетом: возраста, тяжести и частоты приступов, функции кардиореспираторной системы.

Исходное положение в приступе: лежа на спине с приподнятым изголовьем, сидя на стуле, облокотившись на спинку; вне приступа – сидя, стоя. Курс ЛФК в стационаре состоит из двух периодов.

Подготовительный период (2–3 дня) – для ознакомления с функциональным состоянием больного.

Тренировочный период состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений. Делают дыхательные упражнения с произношением звуков (гласные, согласные, шипящие), простейшие гимнастические упражнения (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение конечностей и туловища, наклоны вперед, назад) и массаж. Подобные комплексы повторяются самостоятельно несколько раз в день.

Эти же упражнения рекомендуется выполнять при появлении предвестников приступа (напряженность, беспокойство, нарушение дыхания). При этом следует принять удобное положение: сесть, руки положить на стол, или на спинку стула, или на бедра. Кроме того, следует максимально расслабить мышцы спины, плечевого пояса, живота, диафрагмы, ног. Это облегчает выдох при удушье. Дышать больной должен без глубоких вдохов, так как они усиливают спазм; на выдохе следует задержать дыхание на 4–5 с для уменьшения потока патологических импульсов в дыхательный центр.

ЛГ начинается с легкого массажа лица, задней поверхности шеи, надплечий и грудной клетки. Включаются элементы самовнушения для мышечного расслабления. Общеукрепляющие упражнения чередуются со специальными: удлинение выдоха, произношение звуков (для детей подражания звукам самолета, паровоза, жука, комара), с сопротивлением на выдохе (через сжатые губы, зубы, через трубочку в воду, надувание резиновых игрушек). Необходимо уменьшить гипервентиляцию, так как потери углекислоты возбуждают дыхательный центр. Все упражнения выполняют в начале в покое, затем в сочетании с ходьбой. Если от этого приступ не снимается, то следует применять лекарство.

В межприступный период необходимо учиться поверхностно дышать с постепенным увеличением времени задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль по секундомеру). Тренировка дыхания в этот период должна проводиться осторожно, под контролем спирографии (метод исследования дыхательного аппарата), так как даже кратковременный бег, оптимальная ходьба, психическое напряжение приводят к приступам. Следует стремиться к увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, силы дыхательных мышц. После достижения стабильных показателей внешнего дыхания можно включать в занятие общеразвивающие упражнения, которые тренируют экстракардиальные факторы кровообращения, увеличивают силу мышц спины, конечностей. Эти упражнения (через 1–2) чередуются с упражнениями на расслабление.

Читайте также:  Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре

Оценка эффективности ЛФК ведется по числу и длительности приступов, по интенсивности применяемой лекарственной терапии (нужно ли и сколько препаратов), по пульсу, частоте дыхания, времени задержки дыхания на вдохе или выдохе (пробы Штанге, Генчи). Для улучшения адаптации к нагрузке аппарата внешнего дыхания упражнения выполняются при поверхностном дыхании (наклоны, повороты туловища, приседания, отведения ног назад). После каждого упражнения надо максимально расслабить мышцы спины, шеи, живота, грудной клетки. Отдельные упражнения следует выполнять на задержке дыхания, на выдохе. Тренировка дыхания должна быть длительной.

В межприступный период добавляют упражнения с предметами, с отягощением, на снарядах, с произношением звуков (пф, ррр, брор, дорох, брух). После умеренного вдоха на медленном выдохе сдавливается грудная клетка в средних и нижних отделах и произносятся звуки (особенно рр с 5–7 с до 25–30 с). Повторять с удлинением звуков с 4 до 10 раз. Выдох удлиняется с 4–5 с до 12–25 с. Выведение мокроты идет параллельно с кашлевыми толчками. Покашливание – без глубоких вдохов, чтобы не усилить спазм. Эти же упражнения можно делать с полотенцем (опоясать грудную клетку полотенцем, концы впереди) и сдавливать грудную клетку на выдохе и произносить звуки (6—10 раз). Возможно также в положении полусидя (в постели, на кушетке) после умеренного вдоха на медленном выдохе подтягивать ноги к животу и груди. После выдоха поверхностный вдох.

Спустя 1–2 месяца проводятся по 3–4 занятия в день и добавляются упражнения с отягощениями для укрепления дыхательных мышц.

Массаж шеи, грудной клеткии надплечий(поглаживание, растирание, разминание, прерывистая вибрация, сдвигание), вначале массируется передняя, затем задняя поверхность грудной клетки.

Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные, межреберные мышцы, мышцы живота). Проводится интенсивный массаж мышц спины (особенно паравертебральных областей) на кушетке с приподнятым ножным концом. Продолжительность массажа – 10–15 мин. Курс – 15–20 процедур в сочетании с оксигенотерапией, ЛФК, прогулками, ездой на велосипеде. Массаж проводится до выполнения мышечных нагрузок. В реабилитационном периоде в занятия лечебной гимнастикой включаются дозированная ходьба, плавание, лыжи, коньки, волейбол и др.

Инновационные упражнения (элементы фонационной гимнастики)

Под фонетической ритмикой понимается система социально направленных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Целью данных комплексов упражнений является развитие и укрепление аппарата внешнего дыхания у больных и ослабленных людей, профилактика и реабилитация заболеваний органов дыхания. При этом необходимо начинать с дыхательных упражнений (тренировка диафрагмального дыхания), затем переходить к фонационным упражнениям (произношение звуков, фраз, слов, слогов на выдохе); возможно сочетание движений с разным ритмом, темпом речи, голосом и интонацией. Элементы фонетической ритмики можно использовать также на занятиях в специальных медицинских группах, на статических и динамических уроках во время восстановительных пауз, а также в период самостоятельной (или совместно с родителями) работы в домашних условиях.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1506 | Нарушение авторских прав

источник

Физические упражнения, применяемые при лечении бронхиальной астмы, способствуют нормализации корковой динамики и тем самым нервной регуляции дыхательного акта. Произвольное урежение дыхания восстанавливает моторно-висцеральные рефлексы, регулирующие тонус бронхов при выполнении физической работы. Под влиянием дыхательных упражнений с произношением звуков рефлекторно уменьшается спазм бронхов и бронхиол (по механизму носо-легочного рефлекса). Этому же способствует повышение содержания адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности. Физические упражнения способствуют усилению обменных процессов и предупреждению эмфиземы легких. Укрепление дыхательных мышц, произвольное усиление выдоха, овладение различными типами дыхания — все это позволяет больному управлять своим дыханием, предупреждать или облегчать приступы.

Лечебная гимнастика назначается в периоды стихания приступов, при улучшении общего состояния больного, когда нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физическая культура решает задачи общего укрепления организма, нормализации протекания нервных процессов, снятия спазма бронхов и восстановления нормального дыхательного акта, укрепления дыхательной мускулатуры, нормализации экскурсии грудной клетки и восстановления навыка правильной осанки. Общий объем нагрузки зависит от возраста больного, тяжести заболевания (наличия органических изменений в легких, степени недостаточности дыхания и кровообращения) и физкультурного анамнеза.

Больным бронхиальной астмой противопоказны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. В занятиях используются общеукрепляющие упражнения; специальные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки; дыхательные упражнения, обеспечивающие восстановление полноценного дыхания и формирующие умение больных управлять дыхательным актом. Особое внимание следует обращать на тренировку удлиненного выдоха, диафрагмального дыхания и на укрепление мышц брюшного пресса для улучшения фазы выдоха. Рекомендуется применять дыхательные упражнения с произношением на выдохе согласных и гласных звуков: р, ж, ш, с, у, о, а, е, и (А. А. Лепорский, 1955, С. М. Иванов, 1970) в сочетании с сокращением мимической мускулатуры.

На занятиях лечебной гимнастикой больные обучаются урежать дыхание, что уменьшает или даже ликвидирует избыточную вентиляцию легких. Вначале обучение урежению дыхания производится в покое, а после овладения этим приемом — и во время выполнения гимнастических упражнений и ходьбы.

В занятиях используются простые гимнастические упражнения для конечностей и туловища, а также упражнения в расслаблении мышц, прежде всего мышц туловища и мимических мышц.

Лечебную гимнастику рекомендуется сочетать с массажем грудной клетки и мышц надплечья. Опыт показал, что массаж уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание. Целесообразно массажем начинать и заканчивать занятия лечебной гимнастикой.

Примерное занятие с больными, находящимися на палатном режиме.

Вначале проводится в основном поглаживание шеи, надплечий и верхней части грудной клетки. Затем выполняются упражнения в исходном положении сидя, руки на коленях.

1. Статическое дыхание с произвольным урежением его 30—40 сек.

2. Руки к плечам, сжимая кисти в кулак — вдох, и. п. — выдох. 8—10 раз в медленном темпе.

3. Согнуть одну ногу вперед, обхватив руками и подтянув к животу — выдох, и. п. — вдох. 5—6 раз каждой ногой.

4. Поворот в сторону с отведением одноименной руки ладонью вверх — вдох, и. п. — выдох. 3—4 раза в каждую сторону.

5. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «ш» и «ж» на выдохе. 5—6 раз.

6. Наклон в сторону, одноименная рука скользит по ножке стула вниз — выдох, и. п. — вдох. 3—4 раза в каждую сторону.

7. И. п. — стоя, ноги врозь, кисти на нижних ребрах сбоку. Отведение локтей назад, сдавливая руками грудную клетку — вдох, сведение локтей вперед — выдох. 4—5 раз.

8. И. п. —стоя, держась за спинку стула. Присесть — выдох, и. п. — вдох. 4—5 раз.

9. И. п.—стоя, ноги врозь, руки на пояс. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «а» и «о» на выдохе, вытянув губы «трубочкой». 5—6 раз.

10. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: 2 шага — вдох, 3—4 шага — выдох. 1 мин.

11. И. п. —стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, доставая руками сидение стула, — выдох. И. п. — вдох. 4—5 раз.

12. И. п.—лежа на спине. Приподнять руку — вдох, расслабить мышцы руки и «уронить» ее на постель — выдох. 3—4 раза каждой рукой.

13. И. п. — то же. Поднять ногу — выдох, и. п. — вдох. 5—6 раз каждой ногой.

14. И. п. —то же. Диафрагмальное дыхание с произвольным урежением его частоты. 30—40 сек.

15. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: 2 шага — вдох, 3—4 шага — выдох. 1 мин.

16. И. п.—сидя, руки на коленях. Наклон вперед, руки скользят по ногам вниз — выдох, и. п. — вдох. 6—7 раз.

17. И. п. —сидя, руки на пояс. Левую руку в сторону, правую вперед с одновременным выпрямлением левой ноги. То же в другую сторону. 6—7 раз. Дыхание произвольное.

18. И. п. — сидя, руки на коленях. Сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев в кулак. Дыхание произвольное. 12—16 раз.

19. Массаж (то же, что в начале занятая).

Если бронхиальная астма протекает с редкими приступами и незначительными анатомическими изменениями в легких, то наряду с лечебной гимнастикой можно использовать греблю, плавание, ходьбу на лыжах, катание на коньках, легкоатлетические упражнения и упражнения других видов спорта.

При бронхиальной задачи ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК:

— легочно-сердечная недостаточность III степени;

— тахикардия более 120 уд./мин;

— одышка более 25 дыханий в минуту;

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия — 2-3 раза в день.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим) ИП — сидя на стуле, руки на коленях

2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период) ИП — сидя на стуле

2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *