Меню Рубрики

Освобождение от физкультуры в школе при бронхиальной астме

Причины бронхоспазма, возникающего при физической нагрузке у пациентов с бронхиальной астмой. Влияние активного образа жизни на улучшение течения болезни; противопоказания. Комплекс упражнений, улучшающий дренаж бронхов: техника, длительность, дыхание.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рекомендации по занятиям физической культурой при бронхиальной астме

Астма — серьезное заболевание, требующее постоянного медицинского контроля и поддерживающего лечения. Астма, которую правильно лечат, хорошо контролируется и не угрожает жизни. Встретив такого человека в спортзале или на теннисном корте, вы даже и не заподозрите о его заболевании. Астма, которую не лечат или лечат неадекватно, плохо контролируется и может закончиться трагедией. В этом случае ее можно узнать всегда: по плохой переносимости физической нагрузки, одышке возникающей у совсем молодых людей даже при подъеме на 2-3-й этаж по лестнице. А в самых запущенных случаях болезнь видна по прерывистому дыханию, бледности лица и синеве губ. Конечно, такому человеку надо посоветовать сначала сходить к врачу и подобрать адекватное лечение, прежде чем начать занятия спортом. У здорового человека после нагрузки бронхи расширяются.

У пациентов с бронхиальной астмой физическая нагрузка — характерный стимул, вызывающий приступ удушья. В основе бронхоспазма, возникающего при физической нагрузке, лежит повышенная реактивность бронхов. Частое дыхание приводит к охлаждению и высушиванию слизистой оболочки дыхательных путей. Многие испытывают затруднение дыхания во время занятий спортом, активных игр. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обратиться к спортивному врачу, который поможет определить тот уровень и вид физической нагрузки, при которой бы не возникало подобных проблем.

Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни способствует улучшению течения болезни.

Многие больные астмой часто задают вопрос: «Можно ли заниматься физкультурой или любительскими видами спорта?» Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Не следует, конечно, идти на тренировки, если началось обострение заболевания. Нельзя заниматься интенсивными физическими упражнениями, если у вас выявлены осложнения заболевания: легочное сердце с признаками недостаточности кровообращения, выраженная эмфизема, пневмосклероз, дыхательная недостаточность.

Но в то же время абсолютно необходимо с помощью физических упражнений (конечно, правильно подобранных врачом по ЛФК), даже с развившимися уже осложнениями, попытаться мобилизовать и реализовать те резервы, которые еще есть в организме. Накопленные наукой наблюдения подтверждают, что в начальной стадии заболевания можно заниматься любыми видами спорта, даже на профессиональном уровне.

В помещении, где проводится тренировка, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Недопустимо наличие аллергенов и пыли в помещении, где проводиться тренировка, особенно если БА носит аллергический характер. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья. Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхания.

Рекомендации по тренировкам:

Тренируйтесь, постепенно наращивая продолжительность нагрузки до тех пор, пока не сможете выполнять её достаточно долго без одышки. Если появилась одышка, чувство нехватки воздуха — это значит, что достигнут предел нагрузки или нужно сменить вид физической активности. Если чувствуете, что начинается одышка, сделайте перерыв в упражнениях. Рекомендуется удобно сесть, положить руки на стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 сек. во время выдоха — задержать дыхание. Проделайте упражнения по диафрагмальному дыханию, релаксации или другие дыхательные упражнения. При выполнении дыхательных упражнений следует регулировать соотношение фаз дыхания с помощью счета:

Примерный комплекс упражнений, улучшающий дренаж бронхов для самостоятельного использования:

Перед выполнением упражнений необходимо в положении стоя подсчитать частоту сердечных сокращений и частоту дыхания: пульс за 15 секунд (умножить на 4) и частоту дыхания за 30 секунд (умножить на 2). После выполнения данного комплекса пульс и частота дыхания не должны увеличиться более чем на 10-15%.

Сидя, опираясь на спинку стула 1-2. Вдох обычной глубины 3-4. Полный выдох. Затем зажать нос и задержать дыхание.

Сидя на краю стула. Руки на грудной клетке. Откашляться короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы 2-3 раза. Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхний, средний, нижний. бронхиальный астма физический упражнение

Сидя, опираясь на спинку стула. Диафрагмальное дыхание 1-1,5 мин. Для контроля одна рука на груди, другая на животе.

Сидя, опираясь на спинку стула. На выдохе произносить звуки «а», «о» или «и», «у» максимально долго 2-3 раза.

Сидя на краю стула 1-2. Поднять плечи (вдох) 3. И.п.* (выдох) 4-6. Пауза, расслабление. 3-5 раз.

1. Руки вверх (вдох). 2-8. И.п. с произнесением звука «ха». 3-5 раз.

2. Согнуть ногу. 3-6. Подтянуть ее к грудной клетке (выдох) 7-10 И.п., пауза, откашляться. 2-4 раза Если мокроты нет, сделать удлиненный выдох.

«Облегченное положение». Диафрагмальное дыхание: 1-2. Вдох. 3-6. Выдох. 7-8. Пауза. 1-1,5 мин. Темп медленный.

Сидя на краю стула, кисти к плечам 1-2. Поворот туловища направо 3-4. И.п. Затем налево по 5-6 раз Дыхание произвольное.

Сидя на краю стула 1-2. Руки к подмышечным впадинам (вдох) 3-4. Наклон туловища вперед, руки к стопам (выдох) 5-7. Пауза и расслабление — 8. И.п. 4-6 раз.

Сидя, опираясь на спинку стула, ноги прямые Диафрагмальное дыхание: 1-2. Вдох, 3-6. Выдох, 7-8. Пауза. 1-1,5 мин. Темп медленный.

Сидя на краю стула 1-2. Кисти к плечам, прогнуться (вдох) 3-4. Наклон туловища вправо, правая рука к полу (выдох) 5-6. И.п. Затем влево. По 3-5 раз в каждую сторону. Между повторениями пауза, расслабление мышц.

Сидя на краю стула. Руки согнуть, пальцы сжать в кулаки 1. Прогнуться (вдох) 2. Резко разогнуть правую руку с поворотом туловища влево (выдох) 3-4. И.п. То же левой рукой. По 5-10 раз каждой рукой.

Сидя, опираясь на спинку стула. Спокойное плавное дыхание, без задержек. 20-30 сек. Темп медленный. Общеукрепляющий комплекс упражнений при БА:

* Стоя,1- -руки в стороны — вдох, 2-3 — расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

* Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища — вдох, исходное положение, выдох. Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

* То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

* Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх — вдох, 2-3- наклон в сторону — выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

* Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад — вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

* Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

* То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

* То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны — вниз, локти назад — вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

* Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища — вдох, 2 -и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

* Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны — вдох, 3-4 — выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

* Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

* Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 — локти назад, прогнуться — вдох, 3-4-5-6 — локти вперед, голову опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

* Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

Если одышка появляется только при быстром подъеме по лестнице или медленном беге, быстро исчезает после прекращения нагрузки, легочный процесс находится в фазе ремиссии, вентиляционной недостаточности нет или имеются незначительные изменения отдельных спирографических показателей, то рекомендуются велотренировки, легкий бег, плавание.

Общедоступным способом тренировки является ходьба по лестнице. Больным БА с четвертой степенью двигательных возможностей назначается темп — на подъеме 50—60 ступ/мин, а при спуске — 110—120 ступ/мин. Продолжительность каждой тренировки до 30 мин.

Плавание проводится стилем брасс. Каждая тренировка состоит из 3—5-минутного подготовительного периода (выполняются в воде гимнастические упражнения и «плавание» на месте), основного и заключительного (медленное плавание в течение 3 мин) периодов. Плавание проводится интервальным методом.

В первой половине тренирующего курса рекомендуется бег на месте в темпе 150—160 шагов/мин. Если ТЧСС (тренировочная частота сердечных сокращений) не достигает заданной величины (рассчитать свою ТЧСС вы можете в кабинете спортивного врача), то темп увеличивают до 170—180 шагов/мин. В последующем используется бег трусцой по ровной местности со скоростью не более 7—8 км/ч, но наиболее оптимальным и достоверным ориентиром, выполняемой нагрузки будет — отслеживание своей ТЧСС во время нагрузки, с помощью монитора ЧСС «Polar».

Блочные тренажеры и упражнения с отягощениями

При выполнении упражнений необходимо следить за правильным дыханием. Наиболее благоприятное воздействие оказывают упражнения на развитие дыхательной мускулатуры: пуловер, разведение гантелей лежа, тренажер «бабочка», кроссовер, подтягивания на перекладине, тяга блока за голову; упражнения на развитие брюшного пресса: различного рода скручивания. (Технику выполнения упражнений, правильное дыхание во время выполнения упражнений вы можете узнать у инструкторов тренажерного зала или в кабинете спортивного врача).

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Развитие первичного бронхообструктивного синдрома при бронхиальной астме, вследствие спазма гладких мышц бронхов, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов. Осмотр грудной клетки для объективного подтверждения синдрома бронхиальной обструкции.

презентация [434,9 K], добавлен 05.10.2016

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Принципы здорового образа жизни в совокупности с физической культурой, позволяющие максимально эффективно раскрыть потенциал организма и значительно повысить его возможности. Особенности мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

реферат [108,2 K], добавлен 09.03.2017

Необходимость неотложной помощи при наступлении обострения бронхиальной астмы и проявлении удушья. Средства, действие которых направлено на устранение бронхоспазма из группы стимуляторов бета-адренорецепторов. Кислородотерапия при бронхиальной астме.

презентация [3,1 M], добавлен 20.04.2017

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Этиология и патогенез хронического бронхита и бронхиальной астмы, их клиническая картина, отличительные особенности, причины возникновения и развития. Комплексы лечебной физкультуры, применяемые для больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.04.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Бронхиальная астма представляет собой хроническое рецидивирующее заболевание воспалительного характера, при котором патологический процесс поражает слизистую оболочку бронхов, делая ее чрезвычайно чувствительной к воздействию различных раздражающих веществ и аллергенов.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы является приступ удушья, к которому приводит ряд патологических процессов (отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, образование густой мокроты), происходящих в бронхах под воздействием «запускающего» фактора.

Таким «запускающим» механизмом, провоцирующим развитие астматического приступа, могут стать различные аллергены (пыльца, шерсть животных, пыль и т. д. ), изменения влажности и температуры воздуха, бактериальные и вирусные заболевания дыхательных путей (острые и хронические бронхиты, пневмонии и т. д. ). Астматический приступ сопровождается чувством «стеснения» в груди, резкой нехваткой воздуха, сильным кашлем (с выделением мокроты или без него). Очень часто во время астматического приступа при дыхании больного слышны свистящие хрипы.

Читайте также:  Лечение бронхиальной астмы нашатырным спиртом отзывы

Болезнь бронхиальная астма чаще встречается в экономически благополучных странах. Заболеваемость бронхиальной астмой напрямую связана с аллергизацией населения, к которой приводит загрязнение окружающей среды, урбанизация, широкое применение в повседневной жизни различных химических веществ и прочие «прелести» цивилизации. В странах с низким уровнем развития промышленности, бронхиальная астма встречается гораздо реже. Однако в возникновении данного заболевания не последнюю роль играет и наследственный фактор, потому люди, имеющие прямых родственников, больных бронхиальной астмой, находятся в группе риска по данному заболеванию.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое и вылечить ее полностью пока не возможно, однако современная медицина предлагает целый ряд эффективных терапевтических методов, которые позволяют значительно сократить частоту и силу астматических приступов.

Последние годы отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой во всем мире, не составляет исключения и наша страна. Именно по этой причине каждый человек, заботящийся о своем здоровье, должен знать, что представляет собой это заболевание, каковы его симптомы, какие методы лечения и профилактики бронхиальной астмы предлагает сегодня медицина.

У вас или у кого-то из родных или знакомых бронхиальная астма, но этот человек очень любит спорт?

Не стоит думать, что он полностью противопоказан при данном заболевании. Есть, конечно, некоторые требования и ограничения, о которых следует знать, чтобы не навредить здоровью.

Так, даже если вы решили купить арбалет и заняться спортивной стрельбой, то заранее задайте себе несколько вопросов (это касается любого занятия, связанного с физическими нагрузками). Сможете ли дышать через нос, контролировать глубину и частоту дыхания? Не вызовут ли занятия сухости дыхательных путей или кашель? Можно ли будет отдохнуть или попить воды? Будут ли рядом люди, которые смогут оказать помощь, если возникнет такая необходимость?

Разрешенные виды спорта.

Астматикам можно выбрать любой из вариантов:

  • плавание;
  • гребля на байдарках;
  • парусный спорт;
  • рыбалка;
  • езда на велосипеде;
  • быстрая ходьба;
  • бег на короткие дистанции;
  • спортивная стрельба.

Если вы любите играть в команде и соревноваться, то не запрещены:

Хотите охотиться в лесу? Тогда нужно купить лук и стрелы. Но помните, что во время любых занятий вы должны чувствовать себя комфортно. Если раньше врачи в один голос твердили о том, что дайвинг противопоказан больным бронхиальной астмой, то сейчас этот вид спорта не запрещен. Можно нырять с аквалангом и изучать подводный мир, если холод или физические нагрузки не провоцируют приступы удушья, не нужно часто принимать медикаменты. И, конечно же, не погружайтесь в «преддверии» приступа.

Запрещенные виды спорта.

Медики считают, что спровоцировать приступ удушья могут те занятия, которые требуют от человека длительной физической нагрузки без перерывов. Это бег на дальние дистанции, хоккей, футбол, баскетбол, фигурное катание, лыжи и биатлон.

источник

Одна из серьезных проблем современных студентов – это физическая культура. Как это ни удивительно, но эта дисциплина, оставаясь, не смотря ни на что, обязательной в программе дневного отделения практически любого образовательного учреждения в нашей стране, год за годом обретает все больше противников. Физкультурой заниматься российские студенты не любят, часто игнорируют данные занятия, а потом сами же страдают из-за своего поведения. Мало, кто реально может каким-либо образом оправдать свои пропуски. Именно на этом, собственно, и зиждется сама проблема.

Студент просто-напросто прогуливают физкультуру, не являются туда без уважительных причин. Затем в конце семестра необходимо каким-то образом покрывать эти пропуски, необходимо каким-то образом осваивать программу по физической культуре. Здесь и начинаются серьезные проблемы, в результате которых немало студентов оказывается отчисленными или оставленными на пересдачи, многие переходят на следующий курс с «хвостами» и т.д.

Надо сказать, что добиться официального статуса студента, для которого физкультуры не существует, очень и очень тяжело. Полное освобождение от физкультуры допускается крайне редко, только в самых исключительных случаях. Для этого здоровье человека должно быть очень хрупким. Вообще часто те, кто имеет основания для полного освобождения от физкультуры на длительный период времени, имеют также право на отказ от традиционных форм обучения.

Освобождение от физкультуры – это мечта многих студентов. По их мнению, получить медицинское освобождение от физкультуры (таковое, впрочем, является фактически единственным вариантом освобождения), значит, избавиться от целого комплекса проблем. Причем совершенно необязательно, чтобы медицинское освобождение от физкультуры было целью слабого и неумелого в физическом отношении студента. Нередко студентам просто лень заниматься физической культурой, часто студентам не нравится сам процесс проведения занятий. Последнее имеет место, когда речь идет о спортсменах, которые знают другие формы тренировок, и которым обычная классическая физкультура кажется в высшей степени скучной. О ленивых же и говорить нечего, подчас их нежелание ходить на физкультуру приобретает самые разные формы.

Медицинское освобождение от физкультуры – это серьезная вещь. Не правы те, кто полагает, что получить его можно просто и быстро. На самом деле для этого необходимо пройти медицинский осмотр. Это может быть медицинский осмотр комплексного характера или же общий медосмотр, проведенный одним врачом. Все зависит от того, на какой срок и по какому основанию будет произведена выдача медсправки с освобождением от физкультуры.

Приведем несколько примеров для прояснения ситуации.

Итак, самый распространенный случай – это выдача медсправки с освобождением от физкультуры на короткий период после легкой формы болезни. Такое имеет место, например, после ОРВИ или мелкой травмы. В таком случае медицинское освобождение выдает терапевт, оформляя его на бланке медицинской справки о временной нетрудоспособности. То есть отдельно медицинские справки для освобождения от занятий по физкультуре не выдаются. Однако такое освобождение не может продлиться более десяти дней. Медицинское освобождение от физкультуры на несколько недель предполагается после лечения в стационаре (больнице, санатории). Соответственно, в таких ситуациях производится выдача медсправки формы 027/у – выписного эпикриза. Долгое или даже постоянное освобождение от физической культуры доступно студентам, прошедшим комплексное медицинское освидетельствование, по итогам которого были выявлены серьезные проблемы со здоровьем.

Клинико-экспертная комиссия, состоящая из врачей и приглашенных специалистов в области медицины, осматривают пациента, и принимает коллегиальные решения. Однако даже после того осмотра освобождение от физкультуры все равно выдается, максимум, на один год. Важно подчеркнуть, что перечень заболеваний, на основе которых можно оформить медицинские справки с освобождением от физкультуры на год, ежегодно утверждает Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, освободиться от физкультуры по медицинским показаниям могут только те, кому это действительно необходимо, только те, кто прошел врачебное освидетельствование, только те, кто не может заниматься. Любые попытки купить медицинские справки или подделать их – это прямое нарушение действующих законов, грозящее соответствующим наказанием.

· Какие перенесенные заболевания, дают право на освобождение от физкультуры студентам и школьникам?
Существует утвержденный перечень болезней, дающий право от освобождения занятиями физкультуры. Сроки же этого освобождения зависят от тяжести течения болезни и срока реабилитационного периода. Весь перечень заболеваний, предоставляющий освобождение от физкультуры в учебных, школьных, дошкольных и высших учебных заведениях утверждён Минздравом –

Все заболевания, связанные с высокой температурой тела, причём освобождение даётся до момента полного выздоровления. Это обусловлено тем, что заболевания могут вызывать осложнения. Также травмы, которые нарушают двигательную функцию организма. К ним можно отнести: ушибы, растяжения, вывихи, переломы и т.д. Заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Данные заболевания включены в перечень в связи с тем, что они существенно влияют на мышечный тонус человека. Заболевания органов дыхания (бронхит, бронхиальная астма, плеврит, пневмония и т.д.) и туберкулёз лёгких в том числе. Заболевания мочевыделительной системы (болезни почек и мочевого пузыря и т.д. Гнойные процессы (отит и т.д.) служат ограничением для занятий физ-рой. Заболевания пищеварительного тракта (гастриты, язвенная болезнь, холецистит и т.д.). Вышеперечисленные болезни могут служит основанием для освобождения от физ-ры, но этот список может расширяться по рекомендации лечащего врача, потому что любое серьезное заболевание может иметь разные последствия.

Частично этот перечень можно посмотреть в письме Минпроса РСФСР от 08.07.80 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.80 N 17-13-186 «О ПЕРЕЧНЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПО ПОВОДУ КОТОРЫХ ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ДОМУ И ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ». Хотя, с того времени и болезни чуть изменились и условия их приобретения. Освобождение дается на основании заключения врача.

· Многие учащиеся высших учебных заведений не могут посещать пары физической подготовки, поскольку большинство из них работают. Чтобы избежать проблем возникших из-за пропусков этих занятий, студентам легче купить справку освобождения от физкультуры.

· Школьникам и студентам, которые не имеют конкретного заболевания, освобождение от физкультуры не положено, и никакое государственное медучреждение его не выдаст. Если человек имеет противопоказания к занятиям физкультурой, то ему придется потратить много времени, прежде чем он получит справку освобождение.

· Министерством здравоохранения утвержден список заболеваний, при наличии которых учащимся противопоказано заниматься физкультурой. На один месяц освобождение от физкультуры выдается учащимся, которые перенесли следующие заболевания:

· — лакунарную и фолликулярную ангину;

· — если учащийся получил ушиб коленного сустава.

· Освобождение от физкультуры диагнозами до трех месяцев положено учащимся, которые болели бронхитом и пневмонией.

· До шести месяцев справка освобождение выдается школьникам и студентам, страдающим язвенной болезнью желудка, гастродуоденитом, вегето-сосудистой дистонией, астмой, псориазом, а также тем, у которых было сотрясение мозга.

· Освобождение от физкультуры диагнозами до одного года являются:
— пороки сердца;

· — заболевания почек (опущение, камни и т.д.);

· — гипермобильность шейных позвонков;

· — астма (в зависимости от тяжести заболевания);

· — пролапс митрального клапана и т.д.

· Для получения справки освобождения от физкультуры учащемуся необходимо пройти медицинскую комиссию, в состав которой входят несколько специалистов узких профилей и врач-терапевт, а также надо сдать лабораторные анализы и сделать флюорографию.

· Чтобы получить справку-освобождение на один год, в некоторых случаях обследуемому человеку потребуется заключение врачебной комиссии. Если нужна справка-освобождение от занятий физкультуры сроком до одного месяца, учащемуся в учебное заведение нужно предоставить форму 095у, до трех месяцев – форму 027у.

· Определенного заполнения бланка справки-освобождения от занятий физкультурой не существует, поскольку этот документ выдается на разные сроки. Однако есть пункты, которые заполняются одинаково во всех справках:

· — фамилия, имя, отчество обследуемого человека, а также дата его рождения;

· — место жительство получателя справки;

· — название медицинского заведения, которое выдает справку от физкультуры;
— данные о болезни пациента (заключения осмотров врачей, диагноз, результаты лабораторных исследований и других диагностических обследований);

· — рекомендации об освобождении от физкультуры на конкретный период (согласно утвержденному перечню диагнозов заболевания Министерства здравоохранения);

· — подписи и печати врачей-специалистов;

· — печать поликлиники, которая выдала этот документ.

Медицинскую справку освобождение от физкультуры диагнозы можно предоставлять в любом образовательном учреждении, а также в детском садике.

Дата добавления: 2016-10-23 ; просмотров: 7091 | Нарушение авторских прав

источник

полное освобождение от физкультуры — довольно редкий случай.

существует 4 группы занятий физической культурой:
1. Основная — без ограничений
2. Подготовительная — то же самое, что основная, но занимающиеся в данной группе освобождаются от сдачи нормативов.
3. Специальная — комплектуется из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения.
4. Группа ЛФК — комплектуется из учащихся, имеющих заболевания, которые требуют индивидуальную программу занятий или строгое ограничение физической нагрузки.

Заболевания центральной и периферической нервной системы:

* инсульты
* реабилитация после инсультов и черепно-мозговых травм
* последствия черепно-мозговой травмы (ЧМТ)
* острые и преходящие нарушения мозгового кровообращения
* травмы головного и спинного мозга и их последствия
* параличи и их последствия
* рассеянный склероз
* болезнь Паркинсона
* болезнь Альцгеймера
* болезнь Рейно, синдром Рейно
* миодистрофия
* мышечная дистрофия Дюшенна
* периферические нейропатии различного генеза
* невралгии
* ишиас
* нарушения сна
* синдром хронической усталости (СХУ)
* детский церебральный паралич (ДЦП)
* задержка психического развития (ЗПР)
* не генетически обусловленная умственная отсталость
* последствия менингита
* гипоксия новорожденных
* постгипоксическая энцефалопатия
* бульбарный синдром
* миастения
* альтернирующие синдромы
* боковой амиотрофический склероз (БАС)
* амиотрофический латеральный склероз (АЛС)
* инфаркт мозга
* ишемия мозга
* деменция
* туберозный склероз
* энцефалопатия

* васкулит
* ишемия конечностей
* предгангрена (критическая ишемия конечностей)

* псориаз
* косметические дефекты кожи
* ожоги, язвы и рубцы кожи
* последствия травм и ожогов
* дерматиты
* нейродермиты
* экземы
* атопический дерматит

* тапеторетинальная дистрофия
* атрофия зрительных нервов
* астигматизм
* травмы глаз
* ожоги глаз

* диабет второго типа
* последствия сахарного диабета первого и второго типа
* гипертиреоз
* тиреотоксикоз
* гипотиреоз

* красная волчанка
* болезнь Крона
* ревматоидный артрит
* аутоиммунный гломерулонефрит
* миастения

Заболевания сердечно-сосудистой системы:

* инфаркт миокарда в остром периоде и при последующей реабилитации
* длительно протекающая ишемическая болезнь сердца, сопровождающаяся кардиосклерозом и дистрофией кардиомиоцитов
* сердечная недостаточность
* миокардиодистрофии различного генеза
* кардиомиопатии
* артериальная гипертензия с ангиопатией сетчатки, атеросклерозом аорты и сосудов головного мозга
* ишемия сердца
* инфаркт мозга

Читайте также:  Берут ли в армию с бронхиальной астмой если нет приступов

Заболевания опорно-двигательного аппарата:

* остеохондроз позвоночника
* дегенеративные изменения в суставах
* остеопороз
* артроз
* артрит
* дисплазия тазобедренных суставов
* подагра
* коксартроз
* переломы
* травмы, последствия травм
* мышечные дистрофии

* нарушения иммунной системы у женщин с осложненным течением климактерического периода
* вторичные иммунодефициты различной этиологии
* иммунодефицит после химиотерапии при лечении онкологических заболеваний

* анемии, связанные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

Заболевания желудочно-кишечного тракта:

* гастродуоденит
* язвенная болезнь (язва) желудка и двенадцатиперстной кишки
* колиты различной этиологии
* дискинезии кишечника и желчевыводящих путей
* панкреатит
* дисбактериоз
* болезнь Крона
* предцирротические состояния
* цирроз печени
* последствия гепатитов В и С
* холецистит
* хронический активный гепатит
* острый гепатит при наличии выраженной желтухи и печеночно-клеточной недостаточности
* хроническая печеночно-клеточная недостаточность
* печеночная прекома и кома

Заболевания мочеполовой сферы:

* гломерулонефрит
* простатит
* нарушения репродуктивной функции у мужчин и женщин
* нарушения потенции
* дисфункция яичников

* пародонтиты тяжелой формы
* генерализованный пародонтит
* очаговый остеопороз

* предупреждение преждевременного старения
* омоложение организма
* ревитализация

В общем, смотрят по ситуации. Справку об освобождении оформляет врач. Назначается ЛФК (обычно после уроков), там упражнения на тренажерах, спорт. игры, и все такое.

источник

1. В задачи участкового педиатра входят:

— раннее выявление детей с бронхиальной астмой (БА);

— наблюдение детей с риском развития БА в декретированные сроки: на первом году – ежемесячно первые 6 месяцев, затем в 9 и 12 месяцев, далее ежегодно;

— нередко начальные проявления БА протекают под маской респираторных инфекций, в связи, с чем так называемые ЧБД требуют углубленного обследования и направления к специалистам;

— контроль за детьми с БА осуществляется в соответствии с индивидуальным планом наблюдения: пациенты с лёгкой формой БА осматриваются 1 раз в 12 месяцев, среднетяжёлая и тяжёлая формы БА – не реже 1 раза в 6 месяцев (с исследованием ФВД);

— амбулаторное лечение БА проводится по показаниям или по рекомендациям специалиста;

— оценка эффективности начальной противовоспалительной базисной терапии у детей со среднетяжёлой и тяжёлой формами БА проводится через 1 месяц, далее при эффективности терапии – через 3-6 месяцев. При неэффективности необходима госпитализация в специализированный стационар;

— план диспансерного наблюдения ребёнка страдающего БА необходимо согласовывать с аллергологом и/или пульмонологом. При наличии сопутствующего аллергического ринита, атопического дерматита – с отоларингологом, дерматологом.

2. Сроки наблюдения узкими специалистами:

— аллерголог – при лёгкой и средней тяжести БА – 2 раза в год; при тяжёлой – 4 раза в год;

— пульмонолог – 1 раз в год (по показаниям чаще);

— отоларинголог – 2 раза в год;

— фтизиатр 1 – 2 раза в год (при сомнительной и положительной пробе Манту);

— физиотерапевт — 1 – 2 раза в год.

— другие специалисты (гастроэнтеролог, кардиолог, офтальмолог) – по показаниям.

3. Уровень лабораторно-инструментального обследования:

— кал на яйца глистов, цисты лямблий, соскоб на острицы – 2 раза в год;

— спирометрия (у детей старше 5 лет) – 1 – 2 раза в год;

— рентгенологическое обследование легких – по показаниям;

— титр уровня общего IgE и специфических IgE-антител.

Детям старше 5 лет пикфлоуметрический мониторинг (функция внешнего дыхания).

4. Оздоровительные мероприятия. Гипоаллергеная диета. Элиминационный режим. Профилактика активного и пассивного курения. Аэрация, профилактика загрязнения воздуха. Витаминизация с учётом возможной реакции. Тщательная санация имеющихся очагов хронической инфекции. Профилактика и лечение гельминтозов.

Необходима известная осторожность в применении лекарственных препаратов, особенно антибиотиков пенициллиновой группы, аспирина и других НПВП.

Санаторно-курортное лечение показано в период ремиссии БА: Белокуриха (Алтайский край), детские курорты Краснодарского края (Анапа, Сочи), курорты Ставропольского края (Кисловодск, Пятигорск), детские санатории «Едел», «Златы горы» (Чехия), Бад Кёзен — Bad Kosen Реа-клиника для детей (Германия), Давос высокогорная клиника (Швейцария) и др.

5. Противорецидивное лечение. ЛФК, респираторная терапия (по методу Бутейко, дыхание через сопротивление, звуковая гимнастика, дыхательные тренажеры, метод интервальной гипоксической тренировки и пр.), массаж и вибромассаж, физиотерапия (магнито- и лазеротерапия), спелеотерапия и горноклиматическое лечение, фитотерапия (корневища и корни солодки голой) с учетом пыльцевой сенсибилизации, психотерапия.

Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ) уменьшает выраженность симптомов БА и потребность в лекарственных препаратах, снижает аллергенспецифическую и неспецифическую бронхиальную гиперреактивность (проводится аллергологом).

К препаратам базисной терапии относятся: ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) (табл.5,6), антагонисты антилейкотриеновых рецепторов, β2-агонисты длительно действующие в комбинации с ИГКС, кромоны, теофиллины, моноклональные антитела к IgE, системные глюкокортикостероиды, АСИТ. Объем базисной терапии определяется тяжестью и уровнем контроля БА, возрастом больных детей, характером сопутствующей патологии.

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии детей до 5 лет (по GINA 2010)

Препараты, форма выпуска Низкие /средние дозы Высокие дозы
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500
Флутиказон ДАИ 100-200 >200
Беклометазон ДАИ 100-200 >200

Примечание: ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии у детей старше 5 лет (по CINA 2006, 2010)

Препарат Низкие дозы Средние дозы Высокие дозы
до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет
Бекламетазон ДАИ 100-200 >200-400 >200-400 >400-600 >400 >600
Будесонид ДПИ 100-200 >200-400 >200-400 >400-800 >400 >800
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500-1000 >500-1000 >1000-1500 >1000 >1500
Флутиказон ДАИ 100-200 100-250 >200-500 >250-500 >500 >500
Мометазона фуроат ДПИ >200 >200-400 >400 >400
Циклесонид ДАИ 80-160 80-160 >160-320 >160-320 >320 >320

Примечания: ДПИ – дозированный порошковый ингалятор, ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Терапия неотложной помощи при обострении БА включает бронхолитики короткого действия (табл.7): быстродействующие β2-агонисты (короткодействующие – сальбутамол, фенотерол, длительнодействующие – формотерол, сальметерол, кленбутерол), метилксантины (теофиллин), холинолитики (ипратропия бромид), комбинированные препараты (фенотерол+ипратропия бромид, сальбутамол+ипратропия бромид).

Симпатомиметики (β2-агонисты) короткого действия

источник

Комплексная физическая реабилитация при бронхиальной астме

1. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме

Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровления, нормализации или улучшения показателей функции легочного дыхания и сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и профессиональной трудоспособности.

Основная цель реабилитации при бронхиальной астме — купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период, нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим — медицинская и профессионально-социальная.

Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации.

Чаще используют медикаментозное лечение больных астмой. Среди противоастматических препаратов наиболее признанными являются бронхоспазмолитики (симпатомиметики и теофиллин), глюкокортикоидные гормоны и кромолин-натрий (интал). Реже используются холинолитики, изучается действие антагонистов кальция. Особое место отводится попыткам воздействовать на иммунные процессы с помощью иммуномодуляторов и иммуннодепресантов, а также применению гемосорбции. Аллергологи проводят специфическую гипо-сенсибилизацию. У больных астмой часто применяют противокашлевые и отхаркивающие средства.

Важную роль играют немедикаментозные способы лечения больных: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, иглорефлексотерапия и другие, то есть физическая реабилитация.

Физическая реабилитация — необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функций легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма. Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации — ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.

Механизмы лечебного действия физических упражнений при бронхиальной астме

К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол.

При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению.

Движение является естественным биологическим стимулятором процессов роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций человека. Ограничение двигательной активности у больных бронхиальной астмой приводит к уменьшению объема сердца, систолического объема крови и объема циркулирующей крови. В скелетных мышцах снижаются синтез белков при одновременном усилении их распада, окислительно-восстановительные процессы, что ведет к сдвигу кислотно основного состояния в сторону дыхательного, а потом и метаболического ацидоза, увеличивается выделение азота, серы, фосфора, кальция, натрия и калия из организма. Особенно страдает функция надпочечников.

В результате систематической тренировки повышается тонус центральной нервной системы, улучшается деятельность анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного. Любая реакция организма: двигательная, сосудистая, дыхательная — воспримимается двигательными нервными волокнами, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, где эта информация перерабатывается.

Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гилофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикостероидных гормонов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для усиленного синтеза биоферментов.

Физические упражнения способствуют нормализации обмена веществ, что связано с улучшением кровообращения, дыхания и деятельности других систем организма. Воздействуя на нервную систему и мышцы физическими упражнениями, добиваются восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов.

ЛФК может также действовать на психическое состояние больного, способствовать уравновешиванию процессов в коре большого мозга.

Информация о газовом составе артериальной крови поступает в дыхательный центр из рефлексогенных зон преимущественно от хеморецепторов синокаротидных зон, а также от механорецепторов альвеол, бронхов, трахеи и дыхательной мускулатуры. При бронхиальной астме наблюдаются качественные и количественные изменения в сигнализации, поступающей в дыхательный центр, и в его ответной импульсации, направляющейся к системам, обеспечивающим дыхание.

В последнее время, отмечают выраженную корригирующую роль коры головного мозга в регуляции дыхания.

Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием занятий лечебной физической культурой повышается общий тонус и улучшается нервно-психическое состояние больного; тонизируется центральная нервная система; улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорковых центров; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех механизмов лечебного действия физических упражнений. Все это проявления тонизирующего действия лечебной физической культуры.

Систематически применяемые физические упражнения, улучшая крово — и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. При регенераторных процессах отмечается их стимуляция и приспособление структур регенерирующих тканей к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательных мышц, суставного аппарата грудной клетки и позвоночника. Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений является восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений активизирует обменные процессы в органах и тканях всего организма.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления организма формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться и автоматизироваться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Простые дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика с произнесением звуков рефлекторно уменьшают спазм бронхов и бронхиол — влияние носоглоточного рефлекса. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

При необходимости содействовать выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из легких или воздухоносных путей физические упражнения могут оказывать симптоматическое лечебное действие.

Читайте также:  Как отличить ларингит от астмы

И, наконец, применение физических упражнений может способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. За счет произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигается полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление легких (ликвидация ателектазов) и равномерная их вентиляция. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этого происходит за счет воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание.

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

  • 1. Способствовать уменьшению спазма бронхов и бронхиол.
  • 2. Обучить больного управлять своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа.
  • 3. Активизировать трофические процессы в тканях.
  • 4. Укрепить организм больного в целом, и в частности дыхательную мускулатуру, для предупреждения развития у больного эмфиземы легких.
  • 5. Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальный стереотип регуляции дыхательного аппарата.
  • 6. Повысить нервно-психический тонус больного.
  • 7. Повысить адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам, сохранение трудо — и работоспособности.

Основными средствами ЛФК при бронхиальной астме являются физические упражнения (в частности, дыхательные упражнения) в сочетании с естественными факторами природы. В условиях стационара чаще применяются гимнастические упражнения в форме урока или процедуры лечебной гимнастики и утренняя дыхательная гимнастика.

Перспективным, легко дозируемым упражнением при бронхиальной астме является ходьба. В стационаре она может применяться при выполнении лечебной гимнастики, а также в виде дозированной ходьбы и прогулок.

К дыхательным упражнениям, применяемым при бронхиальной астме, относятся статические (разновидности дыхания: верхнегрудное, реберное-нижнегрудное дыхание, дыхание диафрагмой и животом, полное дыхание; дыхательные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла продолжительность вдоха-выдоха, выдох через свисток или специально сконструированное сопротивление, выдох и вдох по счету, вдох через трубочку и т.д.; звуковые упражнения — произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе; произнесение скороговорок на выдохе и т.д.). Вторую группу составляют динамические дыхательные упражнения, то есть такие, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Третью группу составляют дренажные физические упражнения, способствующие отхождению мокроты.

Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом. Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании — улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов).

В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога:

  • 1) физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела — асаны;
  • 2) специальные дыхательные упражнения — пранайама.

Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК.

Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания — до 24-26 в 1 минуту.

При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами — соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массажа, иглотерапии в сочетании с ЛФК.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И. П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца.

Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища;

лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки;

лежа на спине с приподнятой верхней частью тела.

Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких.

В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы:

  • 1. Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного.
  • 2. Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения.
  • 3. Соблюдение дозировки упражнений.

При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками.

Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе — 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6).

Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1. Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно.
  • 2. Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы — более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры.
  • 3. После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение.
  • 4. Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища).

Так, как длительная работа одних и тех же мышечных групп вызывает утомление центральной нервной системы и самих мышц, необходимо чередование работы различных групп мышц, которое способствует поддержанию высокого уровня работоспособности организма и обеспечивает нужный эффект тренировки.

5. В процессе занятий ЛГ рекомендуется периодически обновлять и усложнять физические упражнения, помня, что положительный эффект тренировки достигается в результате постоянной выработки новых условно рефлекторных связей и только благодаря систематическим занятиям.

Таким образом, проведение лечебной физкультуры способствует нормализации работы дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и улучшению самочувствия и качества жизни людей, страдающих бронхиальной астмой.

источник

Бронхиальная астма представляет собой хроническое рецидивирующее заболевание воспалительного характера, при котором патологический процесс поражает слизистую оболочку бронхов, делая ее чрезвычайно чувствительной к воздействию различных раздражающих веществ и аллергенов.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы является приступ удушья, к которому приводит ряд патологических процессов (отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, образование густой мокроты), происходящих в бронхах под воздействием «запускающего» фактора.

Таким «запускающим» механизмом, провоцирующим развитие астматического приступа, могут стать различные аллергены (пыльца, шерсть животных, пыль и т. д. ), изменения влажности и температуры воздуха, бактериальные и вирусные заболевания дыхательных путей (острые и хронические бронхиты, пневмонии и т. д. ). Астматический приступ сопровождается чувством «стеснения» в груди, резкой нехваткой воздуха, сильным кашлем (с выделением мокроты или без него). Очень часто во время астматического приступа при дыхании больного слышны свистящие хрипы.

Болезнь бронхиальная астма чаще встречается в экономически благополучных странах. Заболеваемость бронхиальной астмой напрямую связана с аллергизацией населения, к которой приводит загрязнение окружающей среды, урбанизация, широкое применение в повседневной жизни различных химических веществ и прочие «прелести» цивилизации. В странах с низким уровнем развития промышленности, бронхиальная астма встречается гораздо реже. Однако в возникновении данного заболевания не последнюю роль играет и наследственный фактор, потому люди, имеющие прямых родственников, больных бронхиальной астмой, находятся в группе риска по данному заболеванию.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое и вылечить ее полностью пока не возможно, однако современная медицина предлагает целый ряд эффективных терапевтических методов, которые позволяют значительно сократить частоту и силу астматических приступов.

Последние годы отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой во всем мире, не составляет исключения и наша страна. Именно по этой причине каждый человек, заботящийся о своем здоровье, должен знать, что представляет собой это заболевание, каковы его симптомы, какие методы лечения и профилактики бронхиальной астмы предлагает сегодня медицина.

У вас или у кого-то из родных или знакомых бронхиальная астма, но этот человек очень любит спорт?

Не стоит думать, что он полностью противопоказан при данном заболевании. Есть, конечно, некоторые требования и ограничения, о которых следует знать, чтобы не навредить здоровью.

Так, даже если вы решили купить арбалет и заняться спортивной стрельбой, то заранее задайте себе несколько вопросов (это касается любого занятия, связанного с физическими нагрузками). Сможете ли дышать через нос, контролировать глубину и частоту дыхания? Не вызовут ли занятия сухости дыхательных путей или кашель? Можно ли будет отдохнуть или попить воды? Будут ли рядом люди, которые смогут оказать помощь, если возникнет такая необходимость?

Разрешенные виды спорта.

Астматикам можно выбрать любой из вариантов:

  • плавание;
  • гребля на байдарках;
  • парусный спорт;
  • рыбалка;
  • езда на велосипеде;
  • быстрая ходьба;
  • бег на короткие дистанции;
  • спортивная стрельба.

Если вы любите играть в команде и соревноваться, то не запрещены:

Хотите охотиться в лесу? Тогда нужно купить лук и стрелы. Но помните, что во время любых занятий вы должны чувствовать себя комфортно. Если раньше врачи в один голос твердили о том, что дайвинг противопоказан больным бронхиальной астмой, то сейчас этот вид спорта не запрещен. Можно нырять с аквалангом и изучать подводный мир, если холод или физические нагрузки не провоцируют приступы удушья, не нужно часто принимать медикаменты. И, конечно же, не погружайтесь в «преддверии» приступа.

Запрещенные виды спорта.

Медики считают, что спровоцировать приступ удушья могут те занятия, которые требуют от человека длительной физической нагрузки без перерывов. Это бег на дальние дистанции, хоккей, футбол, баскетбол, фигурное катание, лыжи и биатлон.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *