Меню Рубрики

Практическая значимость бронхиальной астмы у детей

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В УХОДЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ

ВВЕДЕНИЕ Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте. За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отправляют домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страх перед приступами удушья усиливаются невежеством и несвоевременностью. Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть. Бронхиальная астма является после обструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. Анализ причин смерти от бронхиальной астмы свидетельствует о недостаточной базисной противовосполительной терапии у большинства больных и несвоевременной оказанной неотложной помощи при обострении. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой. В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей . Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания. Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста. Уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медицинской сестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей имеет свою цель нормализации состояния больного и последующего его обучения самостоятельному удовлетворению своих ежедневных потребностей. Цель дипломной работы: -определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с бронхиальной астмой. Предмет изучения: -медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой. Объект исследования: -сестринский уход при бронхиальной астме у детей. Цель исследования: -исследование особенностей сестринского ухода за ребенком, страдающим бронхиальной астмой. Задачи: Для достижения данной цели исследования необходимо изучить: -этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы; -клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы; -принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной астме; -методы обследований и подготовку к ним; -принципы лечения и профилактики данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой). Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать: -два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией; -основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств. Методы исследования: -научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме; -эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования: -организационный (сравнительный, комплексный) метод; -субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза); -объективные методы обследования пациента (инструментальные, лабораторные); -биографические (изучение медицинской документации); -психодиагностический (беседа). Практическое значение дипломной работы: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит медицинской сестре повысить уровень знаний родителей по вопросам профилактики бронхиальной астмы у детей, что поможет снизить риск развития и осложнения этого заболевания. Данная работа включает в себя следующие разделы: -Введение -Теоретическую часть: несет информацию о этиологии, патогенезе, классификации, клинической картине и диагностике. -Практическую часть: основана на исследованиях, проведении анкетирования, обработке результатов анкетирования и изложения основных рекомендаций по уходу и профилактике бронхиальной астмы у детей. -Заключение -Список использованной литературы -Приложения

источник

Особенности клинических проявлений бронхиальной астмы в детском возрасте. Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей. Диспансеризация детей с бронхиальной астмой. Анализ работы медицинской сестры педиатрического отделения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ

1.1 Особенности клинических проявлений бронхиальной астмы в детском возрасте

1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

1.3 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

1.4 Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

1.5 Диета при бронхиальной астме детского возраста

1.6 Профилактика бронхиальной астмы у детей

ГЛАВА 2. анализ работы медицинской сестры педиатрического отделения ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

2.1 Анализ статистических данных на примере педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгород

2.2 Исследование профессиональной деятельности медицинских сестер при бронхиальной астме у детей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность данной проблемы состоит в том, что бронхиальная астма — проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.

За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.

Бронхиальная астма появляется после обструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей.

Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.

Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста. С учетом этого была выбрана тема данной работы — «Роль медицинской сестры при бронхиальной астме».

Целью работы является определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Для достижения данной цели исследования поставлены следующие задачи:

— провести теоретический анализ у детей и родителей детей по проблеме бронхиальная астма;

— овладение приемов уменьшения приступов бронхиальной астмы;

— проведение исследования профессиональной деятельности медицинских сестер педиатрического отделения № 1 в ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода.

Для решения поставленных задач использовали объект исследования медицинских сестер педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода.

Предмет исследования: медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

-научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

-субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

-объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные);

-биографические (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);

-психодиагностический (беседа с родителями).

Практическая значимость состоит в определении роли медицинской сестры, направленной на профилактику бронхиальной астмы у детей.

Гипотеза исследования средний медицинский персонал играет существенную роль при уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Во введении определяется актуальность исследования, создаются цели и задачи, определяется объект и предмет исследования, гипотеза и задачи исследования.

В первой главе изучается научная литература, монографии по роли медицинской сестры, в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Во второй главе исследуется практический анализ деятельности медицинских сестер, направленной на уход за детьми с бронхиальной астмой, применяются методы исследования: статистические данные, ранжирование, анкетирование.

В заключении проводится анализ полученных данных.

В списке используемых источников перечисление авторов и монографии, которые использовались в исследовательской работе.

В приложение входит вспомогательный материал, не вошедший в основную часть курсовой работы из-за своего незначительного объема и справочного содержания информации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ

1.1 Особенности клинических проявлений в детском возрасте

Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания. Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.

У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.

Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.

Многие дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.

Особенности развития у детей

При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:

* Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.

* Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.

* Одышка после занятий спортом.

* Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.

Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.

Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.

Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.

Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.

У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.

Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.

Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).

Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.

Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.

1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

-инфекция верхних дыхательных путей;

-медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);

-факторы внешней среды (изменение погодных условий);

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).

Различают три формы бронхиальной астмы:

-инфекционно-аллергическая(обязательное присутствия хронического очага инфекции);

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

1.3 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

Если приступ бронхиальной астмы обусловлен аллергической реакцией, то в первую очередь медицинская сестра ограничивает контакт больного с аллергеном.

* Расстегивает ребенку ворот одежды или пояс. Это позволит немного облегчить дыхательный процесс.

* Если ребенок находится в помещении, то следует открыть окно или форточку для обеспечения притока свежего воздуха и выветривания возможного аллергена.

* Медицинская сестра помогает больному присесть, ноги при этом должны быть опущены вниз. Сидячее положение позволит легким значительно улучшить дыхательный процесс.

* Следует успокоить пациента. Поговорить на отвлеченные темы или рассказать, что во время приступа астмы нечего бояться.

* Если приступ только начался, то можно воспользоваться горячими ванночками. В теплую воду (40-45 градусов) можно опускать как руки, так и ноги (не более 10-15 минут).

* Затем следует купирование приступа бронхиальной астмы. Для этого медицинская сестра готовит противоастматическими средствами (карманные ингаляторы, небулайзер, медикаментозные препараты). Если ребенок сам не в состоянии выполнить эти действие, то необходимо помочь ему (примерно 2 вдоха на 1 минуту).

* Рекомендует производить теплое питье (вода, молоко), которое необходимо пить небольшими глоточками. Чтобы согреть больного ребенка можно укутать его пледом, поставить горчичники или банки.

* Обучает родственников легкого массажу. Помассирует пострадавшему в области крыльев носа, это позволит снизить развитие одышки.

Читайте также:  Оценка эффективности терапии при бронхиальной астме

* Если приступ случился впервые или после оказанной помощи больному не становится лучше, вызывает бригаду скорой помощи.

1.4 Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.

Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.

При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом — 1 раз в 1-2 месяца.

В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога (1 раз в год).

При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год ) посещать отоларинголога и стоматолога.

Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.

Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.

1.5 Диета при бронхиальной астме детского возраста

Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.

Потенциально аллергенными являются:

· рыба и другие морепродукты;

Именно эти продукты запрещены ребенку, страдающему бронхиальной астмой, и не должны присутствовать в его рационе в периоде обострения заболевания. Также стоит ограничить употребление:

· куриного, говяжьего и свиного мяса.

Эти продукты усиливают симптомы при аллергическом рините, дерматите и провоцируют зуд кожи.

В течение дня организму нужно получать полноценный рацион пищи. Здоровому ребенку и больному с астмой жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, микроэлементы.

Они обеспечивают их нужным зарядом сил и энергии для адекватного роста и развития. У детей различного возрасту нужно минимизировать употребление легкоусвояемых углеводов, ведь они не только могут вызвать аллергию, но приведут к обострению симптомов заболевания.

Больному ребенку с бронхиальной астмой, для полноценного питания, рекомендуют регулярно употреблять блюда из продуктов:

· мясо кролика, телятины, индюшки;

· фрукты и овощи различной кулинарной обработки (капуста, картофель, огурец, кабачок, груша, яблоко);

· каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая);

· растительные масла (кунжутное, оливковое, кукурузное, подсолнечное);

· кисломолочные продукты (йогурт с низким содержанием сахара, ряженка, нежирный кефир);

· компоты и отвары из фруктов и ягод, негазированная минеральная вода.

Витамины и микроэлементы будут поступать в организм малышей из овощей и фруктов, а ненасыщенные жирные кислоты — со сливочным и растительными маслами.

Особенности детского диетического питания:

Диета, страдающего бронхиальной астмой малыша, не должна содержать продукты, в состав которых входит тирамин и гистамин. Эти вещества при аллергическом рините или другом виде аллергии усугубляют их проявления.

Наибольшее содержание гистамина и тирамином отмечается в твердых сырах (чеддер, рокфор, камамбер), квашеной капусте, говяжьих сосисках и сардельках, рыбных консервах, копченых колбасах. Эти продукты противопоказаны больным астмой, как при ее обострении, так и в период ее ремиссии.

У детей с бронхиальной астмой, пища не должна солиться. Она готовится без использования различных усилителей вкуса и пряностей. Лук, чеснок, перец и горчица раздражают слизистую оболочку кишечника и вызывают в ней воспаление.

1.6 Профилактика бронхиальной астмы у детей

бронхиальный астма медицинский сестра

Первичная профилактика болезни — сочетание мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологии. С ее помощью снижается риск развития бронхиальной астмы.

Учитывая причинные факторы появления заболевания, стоит выделить аллергическую, инфекционно-аллергическую формы. Зная это, достаточно существенно снизить длительность, частоту контактов малыша с аллергенами, инфекционными агентами, не допуская хронизации болезни.

Первичная профилактика бронхиальной астмы у грудничков заключается в предотвращении формирования аллергического ответа в виде сыпи, диатеза, зуда, слезотечения.

С целью профилактики необходимо:

· своевременно вводить разрешенные по возрасту прикормы, исключая высокоаллергенные продукты. Осторожно следует добавлять яйца, соки, сладости.

· отдавать предпочтение грудному вскармливанию, особенно в первое полугодие, что обуславливает становление микрофлоры малыша, укрепление иммунной защиты.

· обеспечить комфортные условия проживания для малыша — исключить табачный дым, контакт с животными, проводить влажные уборки, часто проветривать комнаты, использовать гипоаллергенные шампуни, порошки.

· укреплять иммунитет, проводя достаточно времени на свежем воздухе, применять закаливание, массаж.

Более взрослым ребятам рекомендуется:

· поддерживать чистоту в квартире;

· избегать влияния табачного дыма;

· уделять время полноценному сну, физической активности;

· ежедневно прогуливаться на свежем воздухе;

· ограничить употребление «нездоровой» пищи, например, сухариков, чипсов, газированных напитков.

Предупреждение прогрессирования астмы:

В случае диагностирования «предастмы» у людей с отягощенной наследственностью, склонным к аллергиям необходимо проводить мероприятия по предотвращению дальнейшего развития патологии.

Вторичная профилактика бронхиальной прогрессированной астмы у детей позволяет избежать появления выраженных симптомов астмы.

К основным направлениям относится:

· своевременный визит к педиатру, аллергологу, пульмонологу для диагностики, подбора лечения;

· ограничить контакт с животными, пыльцой в весеннем периоде;

· отказ от курения, влияния табачного дыма;

· исключение высокоаллергенных продуктов;

· вовремя лечить легочную патологию, предупреждая хронизацию процесса;

· выполнение дыхательной гимнастики, массажа, физических упражнений.

Если же бронхиальная астма была диагностирована первичной и вторичной стадией, рекомендуется третичная профилактика.

Третичная профилактика представляет собой сочетание мероприятий, предупреждающих возникновение осложнений. Профилактика приступов бронхиальной астмы осуществляется с помощью медикаментов, дыхательных, физических упражнений.

Малыш перед приступом может становиться раздражительным, плаксивым. Такое состояние называется «аура», она предшествует возникновению приступообразного кашля, удушья.

Включает использование лекарственных средств, контролирующих активность патологического процесса, предупреждая развитие приступа.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме используется в качестве профилактической методики для предупреждения прогресса патологии, возникновения приступов.

Эффективность упражнений зависит от правильности выполнения, регулярности, учитывая состояние малыша. Гимнастика помогает укрепить организм, снизить реактивность бронхов и дозировки используемых медикаментов. Кроме того обогащение кислородом крови уменьшает одышку, хрипы, нормализует обменные процессы.

Упражнения можно выполнять по методике Бутейко, Стрельниковой, с помощью специальных тренажеров. В среднем занятие продолжается полчаса. Также можно выполнять комплекс трижды в сутки по 5- 10 минут.

Противопоказано проведение гимнастики на улице в плохую погоду, запыленном помещении, после интенсивного бега. Начинать занятия нужно с задержки дыхания с последующим спокойным дыханием.

Комплекс упражнений должен быть подобран врачом, основываясь на тяжести астмы, состоянии здоровья малыша, его возрасте.

Физкультура при бронхиальной астме предупреждает возникновение осложнений, например, эмфиземы, деформации грудной клетки. Она помогает повысить эластичность легочной ткани, обеспечивая полноценный акт дыхания.

Помимо этого упражнения стимулируют отхождение мокроты, нормализуют соотношение вдоха, выдоха. К противопоказаниям относится декомпенсированная сердечная, легочная недостаточность, астматический статус.

Вначале выполняются упражнения с участием мелких, средних мышечных групп, затем добавляют движения конечностями, ходьбу. При бронхиальной астме запрещено задерживать дыхание более чем на 5-7 секунд. Упражнения необходимо выполнять на выдохе.

При ремиссии комплекс упражнений при бронхиальной астме включает дополнительную нагрузку в виде отягощения, сопротивления, с использованием снарядов.

Помимо физической активности широко применяется массаж, галотерапия, физиотерапевтические процедуры, курортное лечение, климато-, бальнеотерапия. Учитывая аллергическую природу происхождения бронхиальной астмы, не стоит забывать об укреплении иммунной системы, что не только поможет справиться с болезнью, но и предотвратит появление другой патологии.

Глава 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

2.1 Анализ статистических данных на примере педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгород

Исследование проводилось на базе педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгород.

Педиатрическое отделение на 40 коек работает с 1976 года и выполняет функции оказания высокоспециализированной помощи детям области с различной патологией.

Структура коек представлена следующим образом:

В основном на нефрологические койки госпитализируются дети с различными вариантами гламерулонефрита; обменными нефропатиями, инфекцией мочевыводящих путей (хронический цистит, хронический пиелонефрит различного генеза); дети, страдающие дисфункцией мочевого пузыря, а также «беспричинной» гематурией.

Объем проводимых в отделении обследований включает развернутый биохимический анализ мочи, иммунологический спектр крови вне больницы, функциональные исследования мочевого пузыря, ультразвуковую диагностику, включая допплерографию, ренттгеноурологическое обследование, компьютерную томографию.

В отделении, как правило, проводится комплексное обследование больных с привлечением врачей и других специальностей.

Чаще всего это отоларинголог, уролог, гинеколог, окулист, а также врач-стоматолог.

На эндокринологических койках оказывается помощь детям при следующих патологиях:

· при патологии роста проводится дифференциальная диагностика конституционально-самотогенных, генетических и эндокринологических форм задержки роста;

· при врожденной дисфункции коры надпочечников проводится полный гормональный контроль с подбором дозы заместительной терапии на всех этапах детства и подросткового периода;

· при заболеваниях щитовидной железы проводится сканирование вне детской областной больницы, пункциональная биопсия.

Больным с сахарным диабетом в отделении проводится подбор инсулина. Функционирует «Школа диабета», которая призвана обучать больного и родителей пониманию своего заболевания и оказания неотложной помощи.

На пульмонологические койки госпитализируются дети для уточнения наличия хронических воспалений в легких, т.е. для проведения бронхоскопий, бронхографий, СКТ-легких, а также дети с бронхиальной астмой, с подозрением на муковисцедоз.

На педиатрические койки дана возможность госпитализировать детей с другой патологией (заболеваниями ЖКТ, кардиопатией, с заболеваниями суставов, сепсисом).

Для изучения проблем пациентов педиатрического возраста я провела анкетирование и проанализировав статистические данные я выявила, что БА стоит на 2 месте после заболеваний ЖКТ. Данные предоставлены в приложении №1 диаграмма №1.

Так же, проанализировав статистические данные за 5 лет, я выявила, что дети 4-7 и 8-15 лет болеют бронхиальной астмой чаще, чем дети других возрастов. Данные предоставлены в приложении №1 диаграмма № 2.

Среди детей с бронхиальной астмой играет наследственный фактор в развитии заболевания 75%, в 12% роль играет экологические факторы, в 7% аллергический фактор, 6% инфекция верхних дыхательных путей. Данные предоставлены в приложении №1 диаграмма № 3.

По результатам анкетирования мы выяснили, что из 13 страдающих бронхиальной астмой, находящихся в стационаре, 12 соблюдают диету и режим приема препаратов.

2.2 Исследование профессиональной деятельности медицинских сестер при бронхиальной астме у детей

Для того что бы выявить качество работы медицинской сестры, мной была составлена анкета-интервью, содержащая 12 вопросов, которая заполнялась методом опроса, представленная в приложении №2.

В обязанности медицинской сестры входит информирование пациентов о заболевании, при проведении опроса, на вопрос: «Источник получения информации о заболевании» , 80% ответили — медицинская сестра/врач, 5% — интернет, 15% — Астма-школа. Данные предоставлены в приложении №2 диаграмма № 4.

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и обеспечивает не только высокую эффективность комплекса терапевтических мероприятий, но и полное выздоровление больного. В стационаре уход за больным ребенком осуществляют медицинские работники и родственники больного. Взаимоотношения врачей, среднего и младшего медицинского персонала между собой, с больным ребенком и его родственниками должны базироваться на этико-деонтологических принципах.

Особенность педиатрии заключается в том, что помимо работы с ребенком медицинской сестре приходится работать и с его родителями и родственниками с той целью, чтобы донести до них потребности и нужды малыша. Современные родители, к примеру, до рождения малыша могут даже не подозревать о тех трудностях, нуждах и потребностях, которые ему необходимы. Обучить родственников особенностям ухода, объяснить проблемы ребенка в конкретном возрасте — это и есть задача медсестры педиатрического отделения.

Исходя из исследования, видно, что 96% родителей и родственников получили достаточно информации об особенностях ухода за ребенком с бронхиальной астмой, 4% затруднились ответить. Данные предоставлены в приложении №2 диаграмма № 5.

На вопрос, — «Какие качества преобладают в медицинском персонале?» 97% ответили, что это доброта, чуткость, отзывчивость, 3% затруднились ответить. Данные предоставлены в приложении №2 диаграмма № 6.

Мной был проведен анализ статистических данных в педиатрическом отделении №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода и на основании предоставленных данных, можно сделать вывод, что бронхиальная астма на сегодняшний день стоит на втором месте после заболеваний ЖКТ. Так же, в развитии заболевания в 75% случаев наследственный фактор на первом месте, а возникает это заболевание у детей чаще в 4-7 лет, чем в другом возрасте.

При проведении анализа профессиональной деятельности медицинской сестры педиатрического отделении №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода, было выявлено, что основным источником информации о заболевании является медицинский персонал. Я сделала вывод, что медицинская сестра играет неотъемлемую роль в лечении заболевания и уходе за пациентом.

Так же, 96% родителей и родственников получили достаточно информации об особенностях ухода за ребенком с бронхиальной астмой, а 97% родителей считают, что в медицинском персонале преобладают такие качества как доброта, отзывчивость, чуткость.

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей, характеризующееся изменённой реактивностью бронхов вследствие иммунологических или неиммунологических механизмов. Обязательным проявлением бронхиальной астмы являются приступы удушья экспираторного характера или астматческий статус, обусловленные прежде всего бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронхов.

В клиническом течении заболевании выделяются предастма и клинически оформленная астма (иммунологическая и неиммунологическая формы). Кроме того, следует учитывать основные патогенетические варианты бронхиальной астмы (атопический, инфекционный, аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический). По тяжести течения бронхиальная астма делится на лёгкую, средней степени тяжести и тяжёлую. В определении тактики лечения имеет значение фаза течения заболевания (обострение и ремиссия) и осложнение.

В последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов. Поскольку бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза надо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой.

Современный ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы включает в себя одновременно и терапию, и профилактику обострений заболевания, а так же значительно снижает риск осложнений. Участие пациента в лечебном процессе позволяет свести к минимуму влияние неблагоприятных этиологических факторов на организм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зелинская Д.И. Философия сестринского дела в педиатрии.// Медицинская сестра. 2011.- с. 3-6

2. Обзор Доклада о Соглашении в отношении диагностики и лечения бронхиальной астмы// Русский медицинский журнал 2011 №4-с.24-28

Читайте также:  Самое эффективное отхаркивающее средство при бронхиальной астме

3. Серия учебной литературы «Образование медсестер» издательский дом «Гэотар-мед» Эдмонтон Канада. Москва 2011, Модуль 2,10,15

4. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 113 с.

5. Таточенко К.М., Рачинский А. Г, Болезни органов дыхания у детей — М. Медицина 2012 — 321с.

6. Шлыкова М.Н., Петрова А.И. Обучение в астма-школе.//Медицинская сестра.2011.-№4- с.9-12

7. Эрман М.В. «Лекции по педиатрии»- С.-Петербург, 2011г.-470с

8. Н. А. Мокина Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. — в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2013.

источник

Роль медицинской сестры в организации школ здоровья для пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Понятие бронхиальной астмы, причины ее возникновения. Методы диагностики и лечение бронхиальной астмы. План обучения занятий в школе здоровья для пациентов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность темы заключается в том что бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой регистрируется более чем в 5% сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы. Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети — до 40 лет. Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.

Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Целями этой программы является — увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой. Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.

Цель исследования: изучить роль медицинской сестры в организации школ здоровья, для пациентов страдающих бронхиальной астмы.

Объект исследования: пациенты страдающие бронхиальной астмой, посещающие школу здоровья в Субханкуловской районной больнице № 3, ГБУЗ «Туймазинская ЦРБ».

Предмет исследования: роль медицинской сестры в организации школ здоровья для пациентов ,страдающих бронхиальной астмой.

Гипотеза исследования: сестринский процесс обучения в школе здоровья, для пациентов страдающих бронхиальной астмой позволяет понизить приступы обострения и повысить качество жизни пациентов.

1.Изучить теоретический материал по данной теме.

2.Провести статистическую обработку, оценить полученные данные сделать выводы.

3.Рассмотреть роль медицинской сестры в организации школ здоровья для пациентов ,страдающих бронхиальной астмой.

4.Разработать информационно-обучающий материал, позволяющий увеличивать эффективность работы медсестры в организациях школ, страдающих бронхиальной астмой

Теоретическая значимость: создание информационной базы где можно будет узнать о течении болезни, новых методах лечения, правильном использовании ингаляторов, пикфоуметром, небулайзером овладеть необходимыми навыками самоконтроля и само ведения заболевания.

Практическая значимость: подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи, и ее роль в профилактике и лечение бронхиальной астмы.

Методы исследования:— научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

— эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования:

— организационный (сравнительный, комплексный) метод;

— субъективный метод клинического обследования пациента

— объективные методы обследования пациента;

— биографические (изучение медицинской документации);

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

1.1 Понятие бронхиальной астмы, причины возникновения астмы

Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма — это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), главным признаком которого является приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов, из-за чего к легким поступает недостаточное количество воздуха. В результате этого появляются такие наиболее распространенные симптомы астмы как одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавленности в груди, свистящие хрипы, а также кашель, заложенность носа и раздражение глаз. Причин широкого распространения этой болезни много: плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, бетонные здания с железобетонными конструкциями, облицованными «не дышащими» магнитоёмкими материалами, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, изменения генетического материала населения, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни.

При наличии предрасположенности это воспаление вызывает повторяющиеся приступы кашля, хрипов, возникает чувство сдавливания в груди, дыхание затруднено. Воспаление делает респираторный тракт чувствительным к аллергенам, химическим раздражителям, табачному дыму, холодному воздуху или физической нагрузке. При их воздействии возникают отек и спазм дыхательных путей, в них вырабатывается, в повышенном количестве слизь и они становятся гиперчувствительными к внешнему воздействию. Возникающая при этом бронхиальная обструкция обратима (однако у некоторых больных не полностью) как спонтанно, так и под влиянием лечения. Если проводится адекватное лечение бронхиальной астмы, воспаление может уменьшиться на длительное время, а частота возникновения симптомов болезни стать минимальной: исчезают также сопутствующие проблемы, связанные с бронхиальной астмой. Бронхиальная астма характеризуется повышенной чувствительностью бронхов к различным аллергенам, а также неспецифическим раздражителям.

По современной классификации выделяют 3 основные формы болезни: неинфекционно-аллергическую (атопическую), инфекционно-аллергическую и смешанную. По тяжести течения различают легкую, среднетяжелую и тяжелую бронхиальную астму. Заболевание чаще протекает в классической форме: в виде приступов удушья, чередующихся с периодами ремиссии. При этом обычно можно выделить 4 периода: предприступный, постприступный и межприступный. При тяжелом течении бронхиальной астмы возникают не только отдельные приступы, но и астматические состояния. В ряде случаев бронхиальная астма протекает в виде астматического бронхита.

Причины возникновения астмы

Астма — заболевание легких, при котором больной дышит, подобно человеку, выполняющему тяжелую работу, т.е. слишком часто. Это заболевание принадлежит к тяжелым и, если оно развивается у пожилых людей, приводит к смерти. Заболевание носит характер периодических приступов. Причина его может быть как в сосудах легкого, так и в самой легочной ткани или легочной трубке. В некоторых случаях астма может развиться при слишком маленькой грудной клетке, которая не вмещает нужного количества воздуха. Зачастую астма осложняется воспалением легких.

Если причиной астмы является скопление жидкостей в самой дыхательной трубке, то в начале вдоха у больного наблюдается стеснение дыхания, которое сопровождается кашлем, хрипом, ощущением тяжести и отхаркиванием мокроты. Если жидкость скопилась из-за катара, то астма начинается внезапно. Если же причина болезни заключена в скоплении жидкости в сосудах, то у больного наблюдается неравномерный пульс и перебои сердца. При возникновении астмы из-за сухости больной жалуется на жажду и у него отсутствует мокрота.

Лечение астмы определяется вызвавшей ее причиной. Если заболевание началось из-за скопления жидкостей, то их по возможности нужно вывести из организма путем послабления. При сопутствующем заболевании печени больным рекомендуется применять вместе с грудными лекарствами горькую полынь. При астме у детей все лекарства лучше смешивать с молоком.

Больные астмой должны питаться в основном молочными продуктами, особенно сывороткой. Избегать волнений и больших физических напряжений, не курить, не употреблять спиртных напитков. Для разжижения тягучей мокроты во время приступа принять на кончике ножа соды. Можно также принимать по 15 — 20 капель валерьянки.

Во время приступа надо освободиться от тугой одежды, дать приток свежего воздуха, кисти рук и стопы ног опустить в горячую воду или поставить к ним горчичники, сердечную область растирать тряпкой, смоченной в холодной воде с уксусом и солью (если, конечно, нет легочного заболевания), виски больного натирают одеколоном.

Облегчает силу приступа массаж верхней части тела от головы вниз, до верха груди и спины. Массаж нужно делать чем-нибудь маслянистым.

При приступе можно применить такое средство: сварить до мягкости картофель, положить его горячим в миску, сесть, поставить миску перед собой, накрыться с головой одеялом и дышать паром. При этом все время пить очень горячие чаи из брусники (листья и ягоды, свежие или сухие). Когда станет легче дышать, сейчас же лечь в постель и хорошо укрыться.

При внезапном (большей частью ночью) приступе глотать ячменный кофе с кусками льда, нюхать нашатырный спирт, к икрам прикладывать горчичники, тело растирать щетками. В комнате больного воздух всегда должен быть свежим, не позволять в комнате курить, а если накурено, и нельзя открыть окно, то следует очень близко к изголовью кровати больного поставить блюдце, наполненное нашатырным спиртом.

При слабом приступе можно ограничиться только одним питьем очень горячего брусничного чая. Также хороши следующие народные средства: Ежедневно пить по чашке отвара из листьев крапивы. Для этого берется одна чайная ложка с верхом сухих листьев на стакан кипятка, дать раз вскипеть в глиняной или эмалированной посуде, пить как чай, дав немного настояться.

1.2 Клиническая картина, этапы развития астмы

Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы. Возникающие в дневное время приступы обусловлены контактом с различными аллергенами и раздражителями. Приступ удушья начинается с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой, появляются экспираторная одышка с участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, дистанционные хрипы. В легких с обеих сторон выслушиваются разнообразные сухие и разнокалиберные влажные хрипы, преимущественно на выдохе. Возникает тахикардия, повышается артериальное давление.

Выделяют около десяти клинических вариантов бронхиальной астмы:

1. Наследственная предрасположенность. Имеет место, когда родственники страдали астмой или такими аллергическими проявлениями, как крапивница, нейродермит, экзема, пыльцевые ринит и конъюнктивит, непереносимость некоторых видов лекарств или пищевых продуктов.

2.Инфекционно зависимая бронхиальная астма. Возникает у предрасположенных лиц от частых вирусных инфекций, в результате хронического бронхита или повторных пневмоний. У здорового человека простудные заболевания не должны быть частыми. В противном случае это говорит об определенном дефекте иммунной защиты «врожденного» или приобретенного характера.

3. Аллергическая (атопическая) астма. Вызывается аллергенами животного и растительного происхождения, а также относящимися к химическим веществам, в том числе лекарствам. Пищевые и паразитарные аллергены также могут вызвать сенсибилизацию. Наиболее часто при такой астме у взрослых выявляется аллергия к домашней пыли. Реже атопическая астма бывает проявлением аллергии к пыльце растений. Атопическая астма развивается, если человек с аллергической наследственностью неправильно питается (потребляет большое количество жареного мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада), живет и работает в неблагоприятных условиях, например, в запыленном помещении, а также содержит дома животных.

Эти три варианта бронхиальной астмы являются основными и наиболее часто встречающимися, но существуют и другие.

4. Аспириновая астма. Характеризуется непереносимостью аспирина и подобных ему по воздействию обезболивающих, приступами удушья, повторным появлением полипов в носу и придаточных пазухах. Такие пациенты часто не переносят окрашенные в желтый цвет таблетки или пищевые продукты из-за присутствия в них красителя тартразина, который вызывает приступы удушья, как и аспирин.

5. Астма физического усилия. Проявляется приступами удушья после физической нагрузки. Существуют виды физической нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра в футбол, баскетбол, бег) и наименее «астмогенные» (плавание, подъем тяжестей). Наличие такой астмы связывают с перестройкой эндокринного баланса, иногда возрастного характера, например, при климаксе.

6. Психогенная астма. Возникает при длительным психоэмоциональном перенапряжении или однократном тяжелом психическом потрясении. У этой группы больных невротические симптомы выражены особенно ярко.

Последние три варианта бронхиальной астмы редко встречаются в «чистом» виде, обычно они наблюдаются вместе с признаками инфекционно зависимой или атопической астмы. Имеют место случаи, когда на протяжении жизни больного один ведущий клинический вариант астмы сменяется другим.

Заболеваниями, которые напрямую связаны с аллергией, страдает примерно 10-15 процентов населения нашей планеты. При более конкретном рассмотрении заболеваний аллергического характера, наиболее «пикантное» место занимают специфические поражения респираторного тракта, из числа которых самое тяжелое — бронхиальная астма.

Попробуем разобраться, что такое бронхиальная астма. В основе данного заболевания заложено хроническое воспаление дыхательных путей, которое сопровождается резким изменением реактивности и чувствительности бронхов, а также проявляющееся астматическим статусом, приступами удушья.

Выделяют два этапа данного хронического заболевания. Начальный этап развития бронхиальной астмы можно выявить путем, суть которого заключается в проведении проб определенного назначения, роль которых заключается в определении измененной реактивности и чувствительности бронхов по отношению к физической нагрузке, вазоконстрикторным веществам, а также холодному воздуху. Частичные изменения чувствительности и реактивности бронхов имеют связь с нарушением состояния эндокринной, иммунной, а также нервной систем, которые в свою очередь не имеют клинических проявлений и выявляются лабораторными методами, чаще путем проведения нагрузочных проб. Второй этап является формирующим для астмы бронхиального характера. Он проявляется не у всех пациентов и предшествует довольно ярко выраженной астме у 20-ти — 40-ка процентов больных. Физическое состояние перед самим заболеванием является не нозологической формой, а определенным комплексом признаков, которые свидетельствуют о потенциальной угрозе заболевания бронхиальной астмой. Также яркое наличие рецидивирующих, острых либо хронических неспецифических заболеваний легких и бронхов с проявляющимся дыхательным дискомфортом и присущими явлениями обратимой обструкции бронхов, которые сочетаются со следующими 1-м или 2-мя признаками: наследственная предрасположенность к заболеваниям аллергического характера и бронхиальной астме, внелегочных проявлений аллергически измененной реактивности организма, мокроты или (и) эозинофилии крови. Явное наличие всех этих признаков напрямую может быть рассмотрено как наличие у пациента бесприступного течения болезни.

В течение последних нескольких лет в развитых странах отмечается стабильный рост распространенности и смертности, которые связанны с бронхиальной астмой. Это происходит, несмотря на постоянное увеличение количества специалистов: пульмонологов, аллергологов, прогресс в медицине, увеличение выпуска и реализации разных диагностических и противоастматических средств. Данные факты напрямую свидетельствует о слишком слабой эффективности существующей системы диагностики, профилактики и лечения бронхиальной астмы.

1.3 Методы диагностики бронхиальной астмы

Диагностика бронхиальной астмы это сложный и многоэтапный процесс. Начальным этапом диагностики является сбор анамнестических данных (опрос больного) и клинический осмотр пациента, позволяющие в большинстве случаев поставить предварительный диагноз бронхиальной астмы. Сбор анамнеза подразумевает уточнение жалоб больного и выявление эволюции заболевания на протяжении времени. Симптомы бронхиальной астмы весьма разнообразны и варьируют в зависимости от стадии болезни и индивидуальных особенностей каждого больного.

Читайте также:  Соляные шахты при лечении бронхиальной астмы

На начальных стадиях развития, бронхиальная астма проявляется приступами кашля, который может быть сухим или с небольшим количеством мокроты. Кашель возникает в основном в ночные или утренние часы, что связано с физиологическим повышением тонуса мускулатуры бронхов в утренние часы (3 — 4 часа ночи). Кашель может появиться после перенесенной инфекции дыхательных путей. Приступы кашля на начальных стадиях заболевания не сопровождаются затруднением дыхания. При аускультации (прослушивании больного) могут быть выявлены рассеянные сухие хрипы. Латентный (скрытый) бронхоспазм выявляется при помощи специальных методов исследования: при введении бета-адреномиметиков (лекарства которые вызывают расслабление мускулатуры бронхов) наблюдается увеличение фракции выдыхаемого воздуха (сирометрия).

На более поздних стадиях развития основным симптомом бронхиальной астмы становятся приступы удушья. Вначале больные могут отмечать некоторые индивидуальные симптомы наступающего приступа: насморк, першение в горле, зуд кожи и пр. Далее наступает прогрессивное затруднение дыхание. Сначала больной отмечает лишь затруднение на выдохе. Появляется сухой кашель и ощущение напряженности в груди. Нарушения дыхания заставляют больного сесть опершись руками, для того чтобы облегчить дыхание работой вспомогательных мышц плечевого пояса. Нарастание удушья сопровождается появлением хрипов, которые вначале могут быть выявлены только при аускультации больного, но потом становятся слышны на расстоянии от больного. Для приступа удушья при бронхиальной астме характерны так называемые «музыкальные хрипы» — состоящие из звуков различной высоты. Дальнейшее развитие приступа характеризуется затруднением вдоха из-за установки дыхательных мышц в положении глубокого вдоха (бронхоспазм препятствует выведению воздуха из легких во время выдоха и приводит к накоплению в легких большого количества воздуха).

Осмотр больного для диагностики на стадии предастмы не выявляет никаких характерных особенностей. У больных аллергической астмой могут быть обнаружены носовые полипы, экзема, атопический дерматит.

Наиболее характерные признаки выявляются при осмотре больного с приступом удушья. Как правило, больной стремится занять сидячее положение и опирается руками на стул. Дыхание удлиненное, напряженное, заметно участие в акте дыхания вспомогательных мышц. Яремные вены на шее вздуваются на выдохе и спадаются на вдохе.

При перкуссии (простукивании) грудной клетки выявляется высокий (коробочный) звук, свидетельствующий о накоплении в легких большого количества воздуха — играет важную роль в диагностике. Нижние границы легких опущены и малоподвижны. При прослушивании легких выявляется большое количество хрипов различной интенсивности и высоты.

Продолжительность приступа может быть различной — от нескольких минут до нескольких часов. Разрешение приступа сопровождается напряженным кашлем с выделением небольшого количества прозрачной мокроты.

Особенно тяжелым состоянием является астматический статус — при котором прогрессирующее удушье подвергает опасности жизнь больного. При астматическом статусе, все клинические симптомы более выражены чем при обычном приступе астмы. В добавок к ним развиваются симптомы прогрессивного удушья: цианоз (синюшность) кожных покровов, тахикардия (учащение сердцебиения), нарушения ритма работы сердца (экстрасистолы) апатия и сонливость (торможение функции центральной нервной системы).

При астматическом статусе больной может умереть от остановки дыхания или нарушений сердечного ритма.

Дополнительные методы диагностики бронхиальной астмы. Проведение предварительной диагностики бронхиальной астмы возможно на основе клинических данных собранных при помощи методов описанных выше. Определение конкретной формы бронхиальной астмы, а также установление патогенетических аспектов заболевания требует применения дополнительных методов исследования.

Исследование и диагностика функции внешнего дыхания при бронхиальной астме помогают определить степень обструкции бронхов и их реакцию на провоцирование гистамином, ацетилхолином (вещества вызывающие бронхоспазм), физической нагрузкой.

В частности, проводят определение объема форсированного выдоха за одну секунду (ОФВ1) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Соотношение этих величин (индекс Тиффно) позволяет судить о степени проходимости бронхов.

Существуют специальные аппараты позволяющие больным на дому самим определять объем форсированного выдоха. Контроль этого показателя важен для проведения адекватного лечения бронхиальной астмы, а также для предупреждения развития приступов (развитию приступа предшествует прогрессивное уменьшение ОФВ). Определение ОФВ проводят утром до принятия бронходилататора и после обеда после принятия лекарства. Разница более 20% между двумя величинами говорит о наличии бронхоспазма и о необходимости модифицировать лечение. Снижение ОФВ ниже 200 мл.выявляет выраженный бронхоспазм.

Радиография грудной клетки — дополнительный метод диагностики позволяет выявить признаки эмфиземы легких (повышение прозрачности легких) или пневмосклероза (разрастание в легких соединительной ткани). Наличие пневмосклероза более характерно для инфекционно-зависимой астмы. При аллергической астме радиологические изменения в легких (вне приступов удушья) могут отсутствовать длительное время.

Диагностика аллергической астмы — заключается в определении повышенной чувствительности организма по отношению к некоторым аллергенам. Выявление соответствующего аллергена и исключение его из окружения больного, в некоторых случаях, позволяет полностью излечить аллергическую астму. Для определения аллергического статуса проводят определение антител типа IgE в крови. Антитела этого типа определяют развитие немедленных симптомов при аллергической астме. Повышение уровня этих антител в крови свидетельствует о повышенной реактивности организма. Также, для астмы характерно увеличение количества эозинофилов крови и в мокроте в особенности.

Диагностика сопутствующих заболеваний дыхательной системы (риниты, синуситы, бронхиты) помогает составить общее представление о состоянии больного и назначить адекватное лечение.

1.4 Лечение бронхиальной астмы

Лечение бронхиальной астмы начинается с базисной терапии: негормональные препараты, к которым относятся интал (хромогликат натрия), тайлед (недокромил), аколат (зафирлукаст), кетотифен (задитен). Эти препараты не действуют, если приступ удушья уже развился. Они способны предотвращать его. Гормональные препараты (глюкокортикоиды коры надпочечников) оказывают быстрое эффективное противовоспалительное действие, помогают в качестве профилактики приступов бронхиальной астмы. Ингаляционные (бекотид, фликсотид, ингакорт, бенакорт) формы используются для длительного лечение бронхиальной астмы. Препараты в виде таблеток назначаются курсами только при тяжелом обострении бронхиальной астмы.

Существуют ещё немало более эффективных средств для лечения бронхиальной астмы, но их применение должно проходить строго под контролем врача. По медицинским показаниям используются эфферентные методы (гемосорбция, плазмаферез, плазмацитоферез). Они основаны на пропускании крови через специальные приспособления, чтобы изменить ее качество. Здесь также необходим стационарный врачебный контроль при лечении бронхиальной астмы. Другие методы, такие, как рефлексотерапия, специальные дыхательные методики, психотерапия могут широко применяться амбулаторно для лечения бронхиальной астмы.

Прежде всего, надо оградить больного от контакта с «виновным» аллергеном или провокатором приступа: пыли, пыльцы растений, шерсти животных, определенных продуктов, сигаретного дыма, пыльных матрасов и подушек, сильных запахов, в т.ч. запахи духов, распыляющихся лаков, пыльцы деревьев и цветов, переохлаждения и простуды, все, что благотворно влияет на развитие бронхиальной астмы.

Медикаментозное лечение бронхиальной астмы

Схема медикаментозного лечения бронхиальной астмы выглядит примерно так: назначение симптоматических лекарственных препаратов. Их действие направлено на восстановление бронхиальной проходимости и снятие бронхоспазма — это бронхолитики или бронходилататоры. Препараты применяются ситуационно при приступах удушья, дозировка подбирается врачом терапевтом или пульмонологом индивидуально с учётом тяжести и фазы бронхиальной астмы. Бронхолитики длительного действия применяются с целью профилактики бронхоспазма, то есть для длительного контроля бронхиальной астмы. Препараты базисной противовоспалительной терапии подавляют аллергическое воспаление в бронхах, уменьшают отёк стенок бронхов. К ним относятся: глюкокортикоидные гормоны, кромоны и антилейкотриеновые препараты. В отличие от препаратов «скорой помощи», препараты базисной терапии назначаются для длительной профилактики обострений астмы.

Среди всех препаратов для длительного лечения и контроля бронхиальной астмы наиболее эффективны гормональные средства. В настоящее время наибольше популярностью пользуются ингаляционные глюкокортикостероиды. Эти препараты применяются для лечения среднетяжелой и тяжелой формы бронхиальной астмы. Ингаляционные формы кромонов считаются самыми безопасными лекарствами для длительного лечения бронхиальной астмы, но оказываются эффективны лишь при легких формах заболевания.

Новые противоастматические препараты для приема внутрь.Системные стероидные гормоны — применяются при тяжелых случаях и в случае выраженных обострений.

Основная цель Школы здоровья — оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в школе, график проведения школы на год. Руководство школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью». Занятия в школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования — не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения школ несет руководитель ЛПУ. В школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с не осложненным течением артериальной гипертонии, бронхиальной астмой вне выраженного обострения, сахарным диабетом 2 типа без инсулина потребности и в отсутствие декомпенсации заболевания. Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

Организационные модели школы здоровья могут включать две схемы: 1 — обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

Основными задачами школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:

* повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;

* повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

* формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

* формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

* формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

* формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

1.6 Роль медсестры в первичной и вторичной профилактике бронхиальной астмы

Первичная профилактика бронхиальной астмы заключается в наблюдении за детьми, страдающими обструктивным бронхитом, бронхиолитом, стенозирующим ларингитом, пищевой и лекарственной аллергией. Вторичная профилактика направлена на предупреждение приступов у больных бронхиальной астмой.

Среди факторов окружающей среды, которые могут приводить к развитию бронхиальной астмы, особо важное значение придаётся пассивному курению в семье. Под влиянием табачного дыма происходит гипертрофия бронхиальных слизистых желёз, нарушается мукоцилиарный клиренс, замедляется продвижение слизи. Пассивное курение способствует деструкции эпителия бронхов. Табачный дым является ингибитором хемотаксиса нейтрофилов. При длительном воздействии табачный дым оказывает влияние на иммунную систему, снижает активность Т-лимфоцитов, угнетает синтез антител основных классов, стимулирует синтез иммуноглобулинов Е, повышает активность блуждающего нерва. Особенно ранимыми в этом плане считаются дети 1-го года жизни. Определённое влияние оказывает и алкоголизм родителей. Доказано, что алкоголь уменьшает скорость выведения патогенных микробов, вызывает атонию бронхов, тормозит развитие защитной воспалительной реакции.

Больные БА должны находиться на диспансерном учёте у участковых врачей, которые в случае необходимости консультируют их с пульмонологом и др. специалистами (аллергологом, дерматологом, ЛОР врачом), решают вопросы госпитализации, трудоустройства.

Санаторно-курортное лечение показано большинству больных лёгкого и среднетяжёлого течения в фазе ремиссии при удовлетворительных показаниях ФВД. БА тяжёлого течения, гормонозависимый вариант, являются противопоказаниями к направлению на СКЛ.

В диагностике БА важную роль играет — тщательно собранный анамнез. Что предшествует приступу удушья :

— контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА .

— воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно — зависимым вариантом.

— при гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов .

— нервно-психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно — психического варианта.

— физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов.

-приём аспирина или других НПВП.

— Отягощённая наследственность: наличие БА и аллергических заболеваний у кровных родственников.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напряжение), измеряется АД (снижено).

Определение проблем пациента:

· нарушение потребности дышать — экспираторная одышка, удушье вызванные спазмом мелких бронхов;

· непродуктивный кашель, вызванный появлением в бронхах вязкой мокроты;

· тахикардия и слабость пульса вследствие развития дыхательной недостаточности;

· цианоз (бледность) кожи, как результат гипоксии, вызванный нарушением дыхания.

Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, согласуй действия с врачом.

Если приступ купирован, все проблемы пациента решены, медсестра беседует с пациентом по восстановлению правильного дыхания — условия профилактики приступов.

Она обучает пациента правильно дышать:

· в состоянии относительного покоя или средней физической нагрузки дышать следует только через нос;

· выдох в норме длиннее вдоха;

· дыхание по возможности должно быть полным: верхним и нижнегрудным и брюшным; ежедневно — дыхательная гимнастика.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

2.1 Организация исследования и методика обучения

Наше исследование проводилось на базе Субханкуловской районной больницы № 3, ГБУЗ Туймазинская ЦРБ. В исследовании приняло участие 16 пациентов в возрасте от 18-60 лет, страдающих бронхиальной астмой и состоящие на диспансерном наблюдении на участке № 4 в кабинете 225 , где прием ведет участковый врач терапевт Мухаметзянова Алия Ирековна и участковая медсестра.

Цель нашего исследования явилось изучить роль медицинской сестры в организации школ здоровья для пациентов, страдающих бронхиальной астмой.

В начале изучили статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой в Субханкуловской районной больницы № 3, ГБУЗ Туймазинская ЦРБ за 2013-2015гг. ( таблица № 1) и выяснили что заболеваемость бронхиальной астмой среди населения, проживающего в Субханкулово составило:

— 2013 году с 18 лет и старше составила 48 случаев, из них на диспансерном учете состоит 37 пациентов.

-2014 году у людей с 18 лет и старше составила 50 случаев, из них на диспансерном учете 42 пациента.

-2015 году у людей с 18 лет и старше составило 59 случаев, из них на диспансерном учете 45 пациентов.

Таблица 1 Статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой в Субханкуловской районной больнице № 3 за 2013-2015 год.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *