1 Основные положения медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Концепция последствий болезни. Реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа реабилитации больных и инвалидов. Средства медицинской реабилитации. Основы технологии реабилитационного процесса
Название | 1 Основные положения медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Концепция последствий болезни. Реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа реабилитации больных и инвалидов. Средства медицинской реабилитации. Основы технологии реабилитационного процесса |
страница | 3/4 |
Дата публикации | 11.07.2013 |
Размер | 0.58 Mb. |
Тип | Программа |
vb2.userdocs.ru > Медицина > Программа
^ Реабилитация в клинике внутренних болезней (реабилитация в терапии) а)* переменное магнитное поле на шейно-воротниковую зону; б) амплипульс на шейно-воротниковую зону; в)* хвойно-валериановые ванны; г) радоновые ванны. а)* туризм на короткие дистанции; г) игры на месте. г) домашний. г) скипидарные. д) идиоматические тренировки; е) дыхание по Бутейко. а)* оранжевые и красные овощи и фрукты; е)* грибы. б)* желание перекладывать ответственность за принятые решения на других; в) излишняя противоречивость. д) электроэнцефалографию. а)* центральную электроаналгезию; в) амплипульс на область грудной клетки; г) хвойно-валериановые ванны. а)* мытье ног с посторонней помощью; б) мытье ног без посторонней помощи; в) поворот в постели на левый бок; г)* ходьба в пределах палаты. а) подъем по лестнице на один пролет; б) участие в малоподвижных играх; г) дозированная ходьба 1 км с ЧСС 90–110 ударов/в мин. д) туризм на короткие расстояния. а)* аортокоронарное шунтирование; г) медикаментозная коррекция. а) повышение толерантности сердечно-сосудистой системы пациента к физическим нагрузкам; б) восстановление и поддержание трудоспособности пациента; в)* лечение гипертензивных кризов; г) борьба с модифицируемыми факторами риска. а) достижение целевого уровня артериального давления; б) повышение физической работоспособности пациента; в) стабилизация течения заболевания у лиц с гипертензивными кризами; г) улучшение качества жизни пациента; д)* все перечисленное. а) артериальная гипертензия II степени, риск 2; б) артериальная гипертензия I степени, риск 1; в)* частые гипертензивные кризы; г) дискинезия желчевыводящих путей; д) хронический пиелонефрит вне обострения, без гипертензии и с сохраненной функцией почек. 17. К физическим факторам в восстановительном лечении артериальной гипертензии, действующим на нейрофизиологические и гемодинамические процессы в центральной нервной системе, относятся следующие, кроме одного: б) лекарственный электрофорез воротниковой области; в)* воздействие на поясничную область диадинамическими токами; г) переменное магнитное поле воротниковой области; д) гальванизация воротниковой области. д) тренирующий режим. а)* умственный труд умеренной тяжести; г) любая тяжелая физическая нагрузка. д) работа на высоте. д) ступенчатом. а) умеренная синусовая тахикардия; б) умеренная синусовая брадикардия; в) редкие монофокусные экстрасистолы; г) синусовая (дыхательная) аритмия; д)* недостаточность кровообращения II Б стадии (ФК–3 по NYHA). а) на расслабление мышечных групп; г) дыхательных динамических; д)* с большой амплитудой движения для головы. д) щадяще-тренирующем. а) электрофорез кофеина по воротниковой методике; б)* сероводородные ванны (100 мг/л); в) электросон с постепенно возрастающей частотой от 10 до 40 Гц; г) углекислые ванны высокой концентрации 2 г /л; д) минерально-жемчужные ванны (32–33С). г) медикаментозная терапия; д) подводный массаж. б) возникновение желудочковой экстрасистолии; в)* реверсия негативных зубцов Т; д) появление элевации сегмента ST. в)* зависит от класса тяжести инфаркта миокарда; д) на 5-й неделе. д)* до 2–3 км. г)* дыхательные упражнения динамического характера; д) дыхательные упражнения статического характера. д) 9–10 день. а)* стабильная стенокардия I функционального класса; б) пороки аортального клапана; в) сочетанный митральный порок с преобладанием стеноза; г) недостаточность кровообращения II Б стадии; д) нестабильная стенокардия. б) выраженной дыхательной недостаточности; в)* блокады ножек пучка Гиса; г) недостаточности кровообращения III стадии; д) острого периода инфаркта миокарда. а) учащение пульса не превышает 20 ударов в минуту; б) повышение систолического давления на 20–40 мм рт. ст.; в)* учащение дыхания не превышает на 10–12 в минуту; г) повышение диастолического давления на 10–12 мм рт. ст.; д) учащение дыхания не превышает на 6–9 в минуту. б) остановка при ходьбе усиливает боль; в)* остановка при ходьбе устраняет боль; д) поднятие тяжестей устраняет боль. а) отсутствие типичного болевого синдрома; б) определение эффективности проводимого лечения; в) отсутствие изменений на ЭКГ при подозрении на ИБС; г) гиперлипидемия у практически здоровых лиц; д)* все перечисленное. д) с пятой недели. б) предупреждение гиподинамии; в) подготовка к свободной ходьбе по коридору; г)* подготовка к полному самообслуживанию; д) щадящая тренировка кардиореспираторной системы. а) уменьшение интенсивности болевых приступов; б) уменьшение частоты болевых приступов; в)* острый период заболевания; г) уменьшение данных функционального обследования; д) брадикардия (менее 50 уд/мин). д) 200 –– 0,5 возраста. а) одышка при умеренной физической нагрузке; б) снижение профессиональной работоспособности; г)* инфекционные заболевания в острой стадии; д) снижение концентрации внимания. а) на санаторном этапе реабилитации; б) на поликлиническом этапе реабилитации; в)* к концу стационарного этапа реабилитации; г) при подготовке выхода на работу; д) в первые сутки после острого инфаркта миокарда. г) мелькание мушек перед глазами; д) колющая боль в области сердца. д) в зависимости от причин недостаточности кровообращения. а) нестабильная стенокардия; б)* стабильная стенокардия, ФК I; в) недостаточность кровообращения II А (ФК II по NYHA); д) устойчивые нарушения ритма сердца. а) инфаркт миокарда с давностью менее 1 месяца; г)* вегето-сосудистая дистония (соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы); д) хроническая почечная недостаточность. д)* 6–8 мес. д)* КРГ 1.1. а)* тяжелый физический труд; б)* работа с ночными сменами; в) тяжелый умственный труд; г)* работа со значительными эмоциональными нагрузками (диспетчер, машинист); д) работа в условиях производственных вредностей: шум. а) на расслабление мышечных групп; б) на тренировку равновесия; в) на координацию движения; д)* с большой амплитудой движения головы. д) №4. а) подготовка к ходьбе по коридору; б)* подготовка к полному самообслуживанию; в) профилактика застойной пневмонии; г) обучение дефекации с помощью «утки»; д)* тренирующий режим кардиореспираторной системы. источник Введение Бронхиальная астма (БА) – это актуальная проблема педиатрии и клинической медицины в целом [1; 8]. Она относится к числу самых распространенных заболеваний и имеет наибольший удельный вес среди аллергических заболеваний у детей. Начавшись у детей, болезнь часто продолжается в зрелом возрасте, становясь причиной инвалидности, а иногда и летального исхода. Бронхоэктатическая болезнь – характеризуется наследственно обусловленным диффузным расширением бронхов с образованием выпячиваний и вторичной инфекцией. В патогенезе ее имеет значение наследственная недостаточность эластической и хрящевой ткани бронхов (дисплазия), дефицит ?i-антитрипсина, а также тяжелая пневмония, коклюш в раннем возрасте. Для успешного осуществления процесса дыхания большое значение имеют подвижность грудной клетки, диафрагмы, эластичность легких. Изменить создавшуюся неблагополучную ситуацию может лишь активизация системы профилактики этих заболеваний. Одним из средств, применяемых с лечебной и профилактической целью, является лечебная гимнастика. Исходя из актуальности проблемы, на современном этапе и личного интереса к заболеваниям органов дыхания определена тема курсовой работы, «ЛФК и массаж при бронхиальной астме и бронхоэктатической болезни» Цель работы – изучение и выявление возможностей методик лечебной гимнастики и массажа при бронхиальной астме и бронхоэктатической болезни. Гипотеза исследования: бронхиальная астма и бронхоэктатическая болезнь, возможности профилактики лечебной гимнастикой и массажем при наличии условий. Основными задачами, являются:
Объект исследования: лечебная гимнастика и массаж Предмет: бронхиальная астма и бронхоэктатическая болезнь, особенности течения, особенности проведения лечебной гимнастики и массажа. Методологические основания работы – теоретические и клинические положения. В нашей работе мы использовали следующие методы – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний. Исходя из сформулированной темы, поставленной цели и задач, мы определили главы нашей работы следующим образом: 1глава Физиологические основы реабилитации больных, куда мы включили анализ основных направлений; 2глава Возможности массажа и смежные методики, куда мы включили описание методик исследования в современных условиях; Особенности течения бронхиальной астмы и бронхоэктатической болезни В настоящее время многие неспецифические заболевания легких развиваются на фоне первоначального поражения бронхиального дерева. Патогенез нарушений бронхиальной проходимости сложен. Нарушения происходят при спазме гладкой мускулатуры бронхов, воспалительной отечности в бронхиальном дереве, гипотонии стенки бронхов, при уменьшении эластической тяги легких, скопление в просвете бронхов патологического содержимого. Для успешного осуществления процесса дыхания большое значение имеют подвижность грудной клетки, диафрагмы, эластичность легких. При заболеваниях бронхов и легких все методики лечебной гимнастики и массажа, применяемые с целью долечивания и реабилитации больных, служат улучшению альвеолярной вентиляции, т. е. процессу дыхания. Среди бронхолегочных заболеваний неспецифической этиологии бронхиальная астма занимает одно из первых мест. По данным эпидемиологических исследований, бронхиальной астмой страдает от 2 до 10 % населения, и с каждым годом этот показатель увеличивается [27]. Причинами увеличения распространенности бронхиальной астмы являются: – БА – экологически обусловленное заболевание; – нарастающее ухудшение экологии жилых помещений также влияет на рост распространенности БА; – увеличение использования в питании продуктов промышленного консервирования и напитков, содержащих ксенобиотики; – увеличение частоты перинатальной патологии; – увеличение частоты искусственного вскармливания; – нарастающее распространение курения, в том числе пассивного; токсикомании и наркоманий; Важную роль в лечении, больных бронхиальной астмой, играют немедикаментозные методы: лечебная физическая культура (ЛФК), массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, иглорефлексотерапия и другие, то есть физическая реабилитация. В последние годы вопросам физической реабилитации больных бронхиальной астмой уделяется большое внимание [2; 14; 19; 20]. Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровление, нормализацию или улучшение показателей функции легочного дыхания и сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и трудоспособности [20]. Основная задача реабилитации при бронхиальной астме – купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период, нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к учебному процессу [16; 22]. Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим – медицинская и профессионально-социальная [14]. Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации [21]. Физическая реабилитация – необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функции легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма. Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации – ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни. 1.2 Бронхоэктатическая болезнь Заболевание чаще начинается в детском возрасте появлением кашля с выделением слизисто-гнойной или гнойной мокроты в основном по утрам. При физических нагрузках больные отмечают боли в грудной клетке. В стадии обострения появляется субфибрильная температура. При частых обострениях кожные покровы больных приобретают бледность с землистым оттенком, дети отстают в физическом развитии, пальцы приобретают форму барабанных палочек, а ногти напоминают часовое стекло. Вторичные бронхоэктазы могут развиваться при нарушении дренажной функции, гиперсекреции и присоединении вторичной инфекции (хронический бронхит, пневмокозы и др.) Бронхоэктазы – необратимые локальные расширения бронхов с изменением структуры их стенок. Форма расширенных бронхов различна, чаще наблюдаются цилиндрические и мешотчатые бронхоэктазы. Они могут быть (ограниченными, в одном сегменте и доле легкого) или распространенными (захватывают целое легкое и даже оба легких). Чаще бронхоэктазы наблюдаются в нижних долях легких. Различают врожденные и приобретенные бронхоэктазы. Врожденные бронхоэктазы возникают при нарушении развития бронхолегочной системы во внутриутробном периоде; иногда они сочетаются с другими пороками развития – стреловидным небом, расщеплением верхней губы. Приобретенные бронхоэктазы развиваются, после различных бронхолегочных заболеваний и при синдроме бронхиальной обструкции любого генеза. Изменение стенок бронхов обычно начинается с воспалительного процесса и заканчивается разрушением их мышечного и соединительнотканного каркаса, утолщением и нередко изъязвлением слизистой оболочки. Повышение внутрибронхиального давления бывает обусловлено сужением бронхов, скоплением в них секрета, длительным кашлем. Клиническая картина при врожденных и приобретенных бронхоэктазов часто бывает одинаковой, и дифференцировать их трудно. Симптомы определяются в основном степенью и распространенностью расширения бронхов, выраженностью деструкции бронхиальных стенок, активностью инфекции длительностью патологического процесса. При сухих бронхоэктазах клинические симптомы часто отсутствуют; иногда может возникать легочное кровотечение. В большинстве случаев в пораженных бронхах развивается периодически обостряющийся инфекционный процесс. Больные жалуются на кашель со слизисто-гнойной или гнойной мокротой иногда обильной, «полным ртом». Нередко наблюдается определенная регулярность возникновения приступов продуктивного кашля – он беспокоит больных по утрам при вставании, и по вечерам, в постели, в остальное время суток кашель может отсутствовать. При обострениях инфекционного процесса количество мокроты увеличивается и достигает 50-100 мл. в сутки и более. В ряде случаев мокрота приобретает неприятный, иногда зловонный запах, содержит примесь крови. При отстаивании такая мокрота разделяется на 3 слоя: внизу скапливается густой гной, в середине мутно-зеленоватая серозная жидкость, сверху слизисто-гнойная пена. Обострения инфекционного процесса сопровождается подъемами температуры тела особенно по вечерам, лейкоцитозом с нейтрофильным сдвигом, увеличение СОЭ. Нередко наблюдается отдышка, усиливающаяся по мере прогрессирования болезни, развитие хронического бронхита и эмфиземы легких, похудание, ухудшение аппетита, цианоз губ. У длительно болеющих при перкуссии – коробочный оттенок или притупление перкуторного звука; при аускультации – жесткое дыхание, рассеянные сухие хрипы, иногда влажные на ограниченном участке легкого. У некоторых больных периодически возникает легочное кровотечение. При многолетнем течении и прогрессировании заболевания могут развиваться амилоидоз внутренних органов, легочное сердце с исходом в легочно-сердечную недостаточность. При дифференциальной диагностике бронхоэктазов с хроническим бронхитом, абсцессом легкого, туберкулезом и раком легкого часто используют томографию и бронхоскопию; установить диагноз помогает бронхография. Лечение больных с бронхоэктазами комплексное, с использованием терапевтических бронхоскопических, а при необходимости – хирургических методов. Течение бронхоэктатической болезни длительное, рецидивирует заболевание весной и осенью. Осложнения бронхоэктатической болезни – легочные кровотечения, эмпиема плевры, злокачественные новообразования легких. Консервативное лечение состоит из профилактики инфекции и ликвидации ее вспышек. Для этого необходимо обеспечить хорошее опорожнение бронхиального дерева от патологического содержимого с помощью дыхательных упражнений, перкуссионного и вибрационного массажа и пасторального дренажа. С целью разжижения густой и вязкой мокроты назначают препараты йода, ингаляции щелочных и протеолитических средств. Для борьбы с инфекцией применяются антибиотики широкого спектра действия и сульфаниламидные препараты, оптимально определение чувствительности к ним микрофлоры. Большое значение имеет санация бронхов при бронхоскопии. В настоящее время накоплен большой опыт успешного применения лечебной гимнастики и массажа в комплексном лечении больных заболеваниями легких в условиях поликлиники, стационара, санатория. На отдельных этапах курса лечения массаж способствует: а) предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; б) воздействию на «локально» протекающие болезненные процессы, ускоряя ликвидацию анатомических и функциональных нарушений; в) сохранению, восстановлению или созданию новых условий для адаптации организма больного. 1.3 Показания и противопоказания Противопоказаниями к назначению лечебной гимнастики и массажа больным являются обострение воспалительного процесса и общие противопоказания к массажу, экссудативный плеврит в острой стадии; острые лихорадочные состояния: бронхоэктатическая болезнь в стадии тканевого распада; легочно-сердечная недостаточность III степени; кровохарканье или угроза его развития; активная форма туберкулеза; астматический статус, гнойные заболевания, новообразования и другие общие противопоказания. Противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с) При ранениях и заболеваниях органов дыхания лечебная гимнастика и массаж дает положительный результат. Своевременное применение лечебной гимнастики и массажа в период рассасывания экссудата (скопление мокроты) предупреждает развитие осложнений, благотворно сказывается на общем состоянии больного. Массаж назначается даже при субфебрильной температуре и дает положительные результаты. Физическая активность больных 2.1 Лечебная гимнастика при бронхиальной астме – восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения артериальной крови кислородом путем: а) снижения напряжения дыхательной мускулатуры; б) выработки нормальных соотношений дыхательных фаз; в) развития ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом; г) увеличения дыхательных – развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем: а) укрепления дыхательной мускулатуры; б) увеличения подвижности грудной – улучшение функции системы кровообращения; – адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке. Исходные положения: лежа на спине, на боку; сидя на кровати, опустив ноги. Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно изотонического характера, охватывающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения – статические и динамические, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности. Кроме того, используются УГГ, самостоятельные занятия, массаж (приемы поглаживания и растирания). Метод проведения ЛГ и УГГ – индивидуальный и малогрупповой. Полупостельный, или палатный, режим назначают выздоравливающим в раннем периоде выздоровления. Больные часть времени проводят, сидя в постели. При благоприятных реакциях на измененный режим разрешается вставать и передвигаться по палате и в отделении. – нормализация функции внешнего дыхания; – улучшение функций кардиореспираторной системы; – дальнейшая адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке. Исходные положения: сидя на стуле и стоя. Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично постельному режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника; используют гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Свободный режим назначают выздоравливающим, подготовляемым к выписке из больницы. Задача его – смягчить переход от больничного режима к домашнему и школьному. Задачи ЛФК: – восстановление функции внешнего дыхания; – дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке; – подготовка больного к бытовым и профессиональным нагрузкам. Исходные положения: сидя, стоя, свободное передвижение. Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Физические нагрузки средней интенсивности. Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов в минуту, велотренировки, тредмил, трудотерапию. Курс ЛФК в стационарных условиях имеет раз-личную продолжительность и включает подготовительный и тренировочный периоды [11; 23; 24]. Подготовительный период обычно непродолжителен – 2–3 дня. Задачи подготовительного периода: исследовать состояние больного и его функциональные возможности; разучить с больным специальные упражнения для восстановления механизма правильного дыхания В методике ЛФК при бронхоэктатической болезни главное место занимают дренажные упражнения и дренажные положения тела – постуральный дренаж – все это способствует более эффективному удалению из легких патологического секрета. В зависимости от локализации патологического процесса существуют различные положения и упражнения. Для создания лучшего оттока патологического секрета из пораженной верхней доли правого легкого необходимо, чтобы больной, сидя на стуле или лежа наклонял туловище влево с одновременным поворотом его на 45° вперед, при этом рука с больной стороны должна быть поднята вверх. В этом положении, откашливаясь, он задерживается на несколько секунд, а инструктор (или при самостоятельных занятиях другой больной, родственник) надавливает синхронно с кашлевыми толчками на верхнюю часть грудной клетки, механически способствуя выведению мокроты. Дренирование полости, находящейся в верхней доле, производится, когда больной лежит на здоровом боку. При этом головной конец кровати опущен на 25-30 см, рука со стороны поражения поднята вверх (вдох). На выдохе, чтобы предупредить затекание мокроты в здоровое легкое, больной медленно поворачивается на живот; в этом положении он находится несколько секунд и кашляет. Инструктор в это время синхронно с кашлевыми толчками надавливает на верхнюю часть грудной клетки. С учетом топографии бронхов средней доли для ее дренирования больному, сидящему на кушетке (ножной конец кушетки или кровати приподнят на 20-30 см), необходимо медленно полностью откинуться назад. Инструктор при этом легко надавливает на переднюю поверхность грудной клетки, способствуя продвижению мокроты на выдохе; покашливая, больной делает повороты туловища влево и вперед. Поднимаясь с кушетки, он наклоняется вперед, стремясь руками коснуться стоп. Во время наклонов вперед больной выделяет мокроту. Инструктор во время покашливания больного надавливает на область средней доли (переднебоковая поверхность грудной клетки) синхронно с кашлевыми толчками. Затем следует пауза от 30 с до 1 мин и повторение упражнения до 3-4 раз. Дренирование правой нижней доли легкого осуществляется из положения больного лежа на животе с опущенным головным концом кушетки или кровати на 30-40 см, руки опущены иногда до пола. При отведении правой руки в сторону, больной делает медленный полуповорот на левый бок, глубокий вдох, затем на медленном выдохе с покашливанием возвращается в исходное положение. Инструктор синхронно с кашлевыми толчками надавливает руками на нижние отделы грудной клетки. Также хорошо мокрота отделяется при поражении правой нижней доли легкого из положения больного на левом боку (ножной конец кровати поднят). На вдохе больной поднимает вверх правую руку, на выдохе – с покашливанием он надавливает ею на боковой и нижний отделы грудной клетки толчкообразно, синхронно с кашлем. Инструктор в это время слегка поколачивает по заднесреднему отделу грудной клетки между лопатками, способствуя тем самым отделению мокроты от стенок бронхов. Выполнение больным динамических дыхательных упражнений, стоя на четвереньках, способствует дренированию бронхов при двустороннем поражении бронхов. Рекомендуется следующее упражнение: на выдохе, сгибая руки, опустить верхнюю часть туловища, таз поднять как можно выше (имитация подлезания). В конце выдоха, покашливая, больной возвращается в исходное положение – вдох. Из основного положения на вдохе больной поочередно поднимает правую руку в сторону и вверх, одновременно опуская здоровую сторону туловища. На выдохе – наклон верхней части грудной клетки как можно ниже, таз поднять как можно выше (имитация подлезания). В конце выдоха – покашливание. Особенно важно следить за улучшением вентиляции и состоянием бронхиального дерева нижних долей легких, поскольку это самые активные в функциональном отношении отделы и именно нижнедолевые бронхоэктазы чаще всего встречаются при гнойных заболеваниях легких. Регулярное выполнение больным 4-5 упражнений сразу после ликвидации острого воспалительного процесса способствует быстрейшему удалению мокроты, восстановлению функции внешнего дыхания. Улучшению вентиляции нижних отделов легких и подвижности диафрагмы способствует выполнение больным упражнений из исходного положения сидя на стуле или лежа на кушетке: разводя руки в сторону, он делает глубокий вдох, затем на выдохе поочередно подтягивает к грудной клетке ноги, согнутые в коленях, в конце выдоха – покашливание и выведение мокроты. В этом же положении (или в исходном положении сидя или лежа) обучению больного правильному вдоху и выдоху способствует упражнение, когда, глубоко вдохнув, он делает медленный выдох, руками надавливая на нижние и средние отделы грудной клетки. Верхние дыхательные пути богаты разнообразными рецепторами. Важную роль играют рецепторы легких, грудной клетки и дыхательных мышц, они выполняют функцию обратной связи между дыхательным центром и вентиляционным аппаратом. Сюда прежде всего следует отнести чувствительные нервные окончания, которые возбуждаются при растяжении и спадении легочной ткани. В последнее время большое значение в регулировании усилия, развиваемого дыхательной мускулатурой, придают функции проприоцепторов межреберных мышц. Массаж дыхательных мышц вызывает усиление импульсации из первичных окончаний мышечных веретен и вовлечение большого числа мотонейронов, что приводит к усилению сокращения межреберных мышц. Афферентные стимулы от рецепторов мышечно-суставного аппарата грудной клетки направляются в дыхательный центр по восходящим путям спинного мозга. Весь двигательный аппарат дыхательной системы (конечно, за исключением гладкомышечных образований трахеи и бронхов) управляется так же, как и остальная поперечно-полосатая мускулатура. В этой связи для снятия утомления с дыхательной мускулатуры, улучшения бронхолегочной вентиляции, кровообращения, отхождения мокроты (при ее наличии) и для нормализации функции дыхания разработаны соответствующие методики массажа. У больных с преобладанием деструктивного процесса (бронхоэктазы) следует увеличить количество приёмов вибрации (непрерывистая лабильная вибрация, рубление, поколачивание, сотрясение). При этом на определенный участок грудной клетки кладется левая (или правая) кисть ладонной поверхностью, а сверху по ней наносят ритмичные удары кулаком. Начинается перкуссионный массаж спереди грудной клетки, а затем проводится со стороны спины. Осуществляются удары на симметричных участках. Спереди удары наносят в подключичной области и у нижней реберной дуги, а на спине — в надлопаточной, межлопаточной и подлопаточной областях. Наносятся два-три удара на каждый участок (зону). Затем осуществляется сжимание грудной клетки двумя руками. При этом руки массажиста находятся на нижнебоковом отделе ее, ближе к диафрагме. Во время вдоха больного руки массажиста скользят по межреберным мышцам к позвоночнику, а во время выдоха больного — к грудине (при этом к концу выдоха больного производится снимание грудной клетки). Затем обе руки массажист переносит к подмышечным впадинам, и вновь проводят те же движения. Такие приемы следует проводить в течение 2-3 минут. Для того чтобы больной не задерживал дыхания, массажист подает команду «вдох» (это когда его руки скользят по межреберным мышцам к позвоночнику), а затем команду «Выдох!» (когда его руки скользят к грудине); К концу выдоха проводится сдавление грудной клетки. До и после перкуссионного массажа проводят растирание грудной клетки и спины. При перкуссионном массаже создаются экстрапульмональные условия, улучшающие дыхание. Механические раздражения стимулируют дыхание и способствуют отхождению бронхиального секрета (мокроты). Сдавление грудной клетки раздражает рецепторы альвеол, корня легкого и плевры — это создает условия для повышения возбудимости дыхательного центра (инспираторных нейронов) и активного вдоха. При воздействии на дыхательные межреберные мышцы (проприорецепторы) происходит рефлекторное влияние на дыхательный центр, стимуляция акта дыхания. Продолжительность перкуссионного массажа 5-10 мин. При легочных заболеваниях его проводят в течение 10-15 дней. В первые дни перкуссионный массаж проводится 2-3 раза в сутки (особенно при наличии мокроты), в последующие дни однократно (лучше утром, после сна). Лечебная гимнастика при данных заболеваниях имеет –общетонизирующее воздействие: стимуляция процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановление и повышение толерантности к – профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение методикой управления дыханием, уменьшение интоксикации, стимуляция иммунных процессов, повышение защитной функции дыхательных путей; – патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция «механики» дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов. Для каждого больного строго индивидуально подбирают те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут решить задачи, поставленные для достижения лечебного эффекта.
11 Мокина Н.А. Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. Н. А. Мокина. / – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003. 12 Малявин А. Г. Респираторная медицинская реабилитация: [практическое руководство для врачей] / А. Г. Малявин. – М. : Практическая медицина, 2006. – 416 с. 13 Мартынов С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей / С. М. Мартынов. – М. : Владос, 2002. – 224 с. 14 Орлов С. И. Заболевания дыхательных путей. Выбор правильного лечения / С. И. Орлов. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 125 с.
кинези- и гидрокинезитерапии в лечении детей, больных бронхиальной астмой. Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук, Т. Я. Янсонс, С. Н. Ежов. / – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.
Приложение 1 Примерный комплекс упражнений при Б/эктатической болезни
Регулярное выполнение этого комплекса упражнений позволяет существенно улучшить отхождение мокроты, уменьшить утренний кашель и избежать частых простудных заболеваний. Однако гимнастика не может быть единственным способом лечения бронхоэктатической болезни. Это лишь дополнение к назначениям врача Схема лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста 1. «Ворона». Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза. 2. «Гуси». Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произношением звуков Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить 4-5 раз. 3. «Жук летит». Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад (выдох), на выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение; сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза в каждую сторону. 4. «Аист». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз. 5. «Журавль». Исходное положение: ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза. 6. «Игра в мяч». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х. Сделать 5-6 бросков. 7. «Коршун». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове (вдох). Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени (выдох). Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4 раза. 8. «Птица летит». Быстрая ходьба и бег по комнате (15-20 секунд), руки расставлены в стороны – движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением. 9. «Заблудился». Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза. Схема лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста 1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Одну ногу отставить назад на носок, одновременно руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь, хорошо прогнуться (вдох), затем руки медленно опустить в стороны вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно произносить звук М-М-М до полного выдоха. Повторить 4-5 раз. 2. Исходное положение: ноги расставить в стороны, руки вдоль туловища. Поднять руки вперед (вдох). Затем медленно наклонить туловище вперед и вниз. Покачиваясь в согнутом положении (ноги не сгибать в коленях!), несколько раз достать пол концами пальцев (выдох). На выдохе произносить звук З-З-З. Повторить 3-4 раза. 3. Исходное положение: ноги расставлены в стороны, руки с гимнастической палкой подняты вверх. Вдохнуть, затем наклонить влево туловище, руки и палку (выдох). Принять исходное положение (вдох), затем сделать такой же наклон в другую сторону (выдох). Выдох делать медленно. На выдохе протяжно произносить звук У-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза в каждую сторону. 4. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Сделать вдох, после чего ноги согнуть в коленных суставах, обхватить руками и сильно притянуть к груди (выдох). На выдохе произносить протяжно и громко звук П-Ф-Ф-Ф. Повторить 3-4 раза. 5. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вместе, руки вытянуть вверх (лежат на коврике). Сделать вдох, после чего взмахнуть прямыми руками и перейти в положение сидя, потянуться вперед – руки вытянуть, пытаясь достать пальцами рук носки ног. Выдох делать протяжный с одновременным громким произношением звука Б-А-А-Х-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза. 6. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Подняться на носки, плечи оттянуть назад, ладони повернуть от себя – наружу, хорошо прогнуться (вдох). Вернуться в исходное положение – сделать полный выдох с протяжным произношением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз. 7. Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх в стороны, хорошо прогнуться (вдох), затем медленно присесть, обхватить колени руками, прижать к груди, голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать до отказа, при этом громко произносить звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз. 8. Спокойная ходьба по комнате, дыхание произвольное через нос – 2-3 минуты. 9. Исходное положение: сидя на стуле, откинуться на спинку, руки опустить вниз. Мышцы расслабить. Затем руки развести широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд. источник
Различные факторы, такие, как пыль, химические вещества, антитела и физические нагрузки, могут вызвать приступ астмы в результате увеличения уровня кальция в выстилке тучных клеток бронхиол, что ведет к выделению химических посредников, таких, как гистамин. Эти химические посредники вызывают:
У большинства людей эти факторы не вызывают приступа астмы; необходимой предпосылкой приступа является «чувствительность», или сверхраздражительность дыхательных путей. Для профилактики или смягчения приступа астмы используют различные препараты и процедуры. Лицам, у которых приступ вызывают аллергические агенты, следует избегать аллергенов. Если это невозможно, следует учитывать тот факт, что восприимчивость к аллергенам снижает иммунотерапия. В настоящее время есть препараты, которые изменяют активность тучных клеток, — место, где возникает астматический приступ, а также расслабляют гладкую мышцу бронхиол, что уменьшает диаметр дыхательных путей. Это:
Результатом применения этих препаратов является блокирование воспалительной реакции и сужения гладкой мышцы бронхиол. Особый интерес представляет астма, обусловленная физической нагрузкой. Приступ вызывает физическая нагрузка. Он может возникнуть через 5—15 мин (ранняя фаза) или через 4-6 ч (поздняя фаза) после физической нагрузки. Приблизительно у 80 % астматиков наблюдается астма, обусловленная физическими нагрузками. Любопытно, что у 67 членов (11 %) Олимпийской команды США 1984 г. была астма, обусловленная физическими нагрузками, причем 41 из них (61 %) выиграл олимпийские медали, что свидетельствует о возможности контролирования астмы, обусловленной физическими нагрузками. Причинами возникновения астмы, обусловленной физическими нагрузками, являются холодный воздух, гипокапния(низкий РСО2), респираторный алкалоз и определенная интенсивность и продолжительность физической нагрузки. В настоящее время ученые исследуют роль охлаждения и высушивания дыхательных путей в возникновении астмы, обусловленной физическими нагрузками. При вдыхании большого объема сухого воздуха во время тренировочного занятия влага с поверхности дыхательных путей испаряется, что ведет к ее охлаждению. Когда сухой воздух удаляет влагу с поверхности тучных клеток, происходит увеличение осмолярности, что приводит к поступлению кальция, повышающего выделение химических посредников и вызывающего сужение дыхательных путей. Этот механизм подтверждают наблюдения, согласно которым вдыхание теплого влажного воздуха предотвращает возникновение астмы, обусловленной физическими нагрузками. Вероятность возникновения бронхоспазма вследствие физической нагрузки связана с типом физической нагрузки; временем после предыдущего выполнения нагрузки; временем после принятия лекарства; температурой и влажностью вдыхаемого воздуха. Результаты наблюдений показывают, что приступы астмы чаще возникают при занятиях бегом, чем ездой на велосипеде или ходьбой. При выборе физических нагрузок необходимо учитывать, что:
Таким образом, страдающим астмой следует принимать соответствующие препараты, чтобы предупредить возникновение приступа. Тренировочное занятие следует организовать таким образом, чтобы оно включало разминку и выполнение физических упражнений средней интенсивности в течение 5-минутных интервалов. Наиболее оптимальным видом двигательной активности является плавание, поскольку воздух над поверхностью воды, как правило, теплее и содержит больше влаги. Занимающийся должен иметь при себе ингалятор с агонистами бета-рецепторов и использовать его при первых признаках приступа. Рекомендуется также проводить занятия в присутствии тех, кто в случае необходимости мог бы оказать помощь. Люди, страдающие астмой, физически активные, должны:
источник Временная нетрудоспособность при заболеваниях органов дыхания приводит к существенной потере трудоспособности. Поэтому проблема лечения и реабилитации этой группы больных чрезвычайно важна и актуальна как в медицинском, так и в социальном плане. В настоящее время терапия бронхо-лёгочных заболеваний строится на принципах медикаментозного и немедикаментозного лечения, причём в комплекс последнего, как правило, включается КТ. Представление о патогенезе острых и хронических заболеваний системы органов дыхания имеет важное значение для применения этого метода, обладающего как патогенетическим так и саногенетическим действием. Нарушение дыхательной функции при заболеваниях органов дыхания связано с изменением механизма дыхательного акта (нарушение правильного сочетания фазы вдоха и выдоха, поверхностное и учащённое дыхание, дискоординация дыхательных движений). Эти изменения приводят к нарушению лёгочной вентиляции – процесса, обеспечивающего газообмен между наружным и альвеолярным воздухом и поддерживающего в нём определённое парциальное давление кислорода и двуокиси углерода. Последнее обеспечивает диффузию кислорода через альвеоло-капиллярную мембрану, выполняя важнейшую задачу внешнего дыхания – поддержание нормального напряжения кислорода и углекислоты в артериальной крови. В результате патологического процесса в лёгких нарушается функция внешнего дыхания, приводящая к дыхательной недостаточности. Нарушение газообмена при заболеваниях лёгких может быть обусловлено: воспалительным процессом, нарушением бронхиальной проходимости, наличием инфильтрата, развитием соединительной ткани, сдавлением лёгкого плевральным экссудатом, застойными явлениями в малом круге кровообращения. Нарушению легочной вентиляции способствуют: уменьшение экскурсии диафрагмы и грудной клетки, снижение силы основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры, затруднённое отхождение мокроты, гипокинезия. Кинезотерапия показана практически при всех заболеваниях органов дыхания (острая и хроническая пневмония, бронхиальная астма, бронхит, сухой и экссудативный плеврит). Лечебная гимнастика направлена на улучшение кровообращения и лимфооттока в целях ликвидации воспалительных явлений, нормализацию функции аппарата дыхания, улучшение дренажной функции бронхов, вентиляции и газообмена, стимуляцию иммунного ответа.
Основной формой КТ при заболеваниях органов дыхания является лечебная гимнастика, которая назначается при отсутствии противопоказаний на 2-3-й день после снижения температуры тела до субфебрильных цифр. При острой пневмонии и бронхите наибольший удельный вес занимают специальные дыхательные упражнения: статические грудного или диафрагмального типа (в зависимости от локализации и характера патологического процесса), динамические асимметричные при односторонней пневмонии и симметричные при двустороннем процессе, а также дренажные дыхательные упражнения в сочетании с упражнениями общего воздействия. Соотношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и общетонизирующим упражнениям в начале лечения должно составлять 2:1, а затем 3:1. Дозировка физической нагрузки зависит от характера процесса, степени тяжести и функциональных расстройств. Поэтому на постельном режиме исходные положения — лежа на спине или здоровом боку, сидя, на палатном — сидя или стоя, на свободном — преимущественно стоя. У больных с патологией органов дыхания занятие лечебной гимнастикой должно сопровождаться постоянным контролем функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем. С этой целью проводят пробы Штанге, Генчи, Розенталя, орто- и клиностатическую, дифференцированную пробу по Шалкову, Мартине-Кушелевского (перед выпиской из стационара). Хронический обструктивный бронхит и хроническая пневмония — наиболее частые осложнения острых заболеваний верхних дыхательных путей и бронхо-лёгочной системы. КТ назначается сразу после стихания острых явлений и носит характер поддерживающей и восстановительной терапии в период ремиссии. Задачи КТ: улучшение кровообращения в легких и бронхиальном дереве, восстановление соотношения фазы вдоха и выдоха, нормализация функции дыхательной системы, восстановление полного дыхания, укрепление основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности ребер и диафрагмы. Примерные комплексы лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания приведены в приложении (табл. 8-11). При бронхиальной астме лечебная гимнастика способствует восстановлению и уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, устраняет патологические кортиковисцеральные рефлексы и восстанавливает нормальный стереотип дыхания. Занятия лечебной гимнастикой нормализуют психо-эмоциональный статус больного, адаптируют к возрастающим физическим нагрузкам, способствуют сохранению трудо- и работоспособности. В указанных целях следует применять упражнения с произнесением различных шипящих и гласных звуков и их рациональных сочетаний; упражнения на расслабление мышц, особенно дыхательных; тренировку диафрагмального дыхания с соблюдением соотношения фаз вдоха и выдоха, задержки дыхания на выдохе. Учитывая психотерапевтическое воздействие самой процедуры лечебной гимнастики для больного бронхиальной астмой, при её проведении обращают особое внимание на повышение положительной эмоциональной окраски. Это достигается, в частности, подбором упражнений на внимание, точность, координацию движений, с элементами легких спортивных игр. Наиболее выгодное исходное положение – сидя на стуле. Особое внимание обращается на темп выполнения физических упражнений. Он должен быть вначале замедленным, а затем спокойным, с полноценным медленным выдохом. Тренировку дыхания следует проводить строго постепенно. Этому помогают упражнения с произношением звуков. В процессе проведения лечебной гимнастики для больных бронхиальной астмой, помимо специальных звуковых упражнений, необходимо по мере улучшения состояния больного включать простые, легко выполнимые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений конечностей, сгибаний и разгибаний туловища, наклонов вперед и в сторону. При улучшении состояния, отсутствии приступов бронхиальной астмы, улучшении функции аппарата внешнего дыхания, уменьшении явлений бронхоспазма занятия лечебной гимнастикой предлагаются с несколько большей нагрузкой. В комплекс включаются упражнения в исходном положении стоя (при значительно большем количестве гимнастических упражнений) и упражнений с предметами. Темп выполнения упражнений средний. По-прежнему включаются упражнения на расслабление и упражнения с произношением звуков. Учитывая сложность патогенеза бронхиальной астмы и не всегда удовлетворяющие результаты лечения больных, в настоящее время, наряду с классической лечебной гимнастикой применяются нетрадиционные варианты. 1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки скрестить перед грудью – короткий вдох; руки в стороны – выдох. 2. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, наклон вперед – вдох, исходное положение – выдох. 3. Исходное положение – выпад вперед, руки на поясе. Наклон вперед к ноге – вдох, исходное положение – выдох. 4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон головы вперед – вдох, исходное положение – выдох. 5. Исходное положение то же. Поворот головы влево – вдох, исходное положение – выдох, поворот головы вправо – вдох, исходное положение – выдох. Темп быстрый – одно упражнение в секунду, количество повторений – 8-12 без пауз (количество повторений постепенно увеличивается до 36 раз). Каждая серия упражнений повторяется 4 раза. При освоении всех движений в комплекс включается произношение звуков “хра”, “тра”, “бра” на выдохе. Гулько С.И. (1981) предложил комплексную немедикаментозную методику восстановительного лечения больных бронхиальной астмой и астматическим бронхитом. Она включает в себя четыре основных компонента: 1) воздействие на биологически активные точки тела, 2) произвольное управление дыханием и физические упражнения, 3) аутогенную тренировку и релаксацию, 4) разгрузочно-диетический режим. Автор предлагает больному сразу после купирования приступа приступать к специальным дыхательным упражнениям. Прежде всего внимание больного следует обратить на правильную тренировочную позу, оказывающую впоследствии выраженное влияние на его психоэмоциональное состояние. После спокойного вдоха, в начале выдоха больной концентрацией внимания максимально расслабляет дыхательную мускулатуру и удерживает её в расслабленном состоянии во время пассивного выдоха и последующей задержки дыхания. Последняя удерживается до начальных проявлений внутреннего субъективно тягостного возбуждения. Затем следует активный, но спокойный и плавный дополнительный выдох, преимущественно за счет сокращения мышечных групп передней брюшной стенки. Последующий вдох также осуществляется плавно, без напряжения. Он должен происходить автоматически, без концентрации на нем внимания и волевых усилий. Важнейшим звеном тренировки, определяющим её эффективность, является релаксация и продолжительность задержки дыхания, которая всегда должна быть в пределах хорошей переносимости на протяжении всех 30-60 минут занятий. При правильном проведении дыхательных упражнений, со всё нарастающей релаксацией, продолжительность тренировочной паузы можно ежедневно удлинять на 1-2 сек, постепенно доводя её до 25-30 сек. Общее время тренировки дыхания в течение дня должно достигать 10-12 часов, а общее время чистой тренировочной паузы на курс (около 3-х недель) – 50 часов. Продолжительность тренировочной паузы контролируется различными способами: равномерным счетом про себя, с помощью секундомера с накопителем, визуальным или слуховым дозатором ритма дыхания. В 80-х годах прошла клиническое испытание и рекомендована для лечения и реабилитации больных бронхиальной астмой методика волевой ликвидации глубокого дыхания (Бутейко К.П.). Методика заключается в тренировке уменьшения глубины дыхания и задержке его на выдохе. Для контроля эффективности лечения данным методом необходимо проведение пробы Генчи. Показаниями для проведения массажа при болезнях органов дыхания являются преимущественно хронические заболевания легких: эмфизема, пневмосклероз, пневмония, бронхиальная астма. В большинстве своем эти болезни развиваются вследствие инфицирования различными возбудителями и после острой патологии. Под влиянием массажа исчезает спазм дыхательной мускулатуры, восстанавливаются подвижность грудной клетки и диафрагмы, экскурсия легких, улучшается газообмен, активизируется микроциркуляция, рассасываются инфильтраты и экссудаты. План массажа. Воздействие на паравертебральные и рефлексогенные зоны грудной клетки, косвенный массаж диафрагмы, легких, сердца, дыхательные упражнения. Положение больного: лежа вначале на животе, затем на спине, далее на боку (при одностороннем поражении — на здоровом). Массаж паравертебральных зон L5-L1, D9-D3, С4-С3: поглаживание — плоскостное, поверхностное и глубокое (спиралевидное), растирание концами пальцев и локтевым краем ладони, штрихование, строгание, пиление, продольное сдвигание, надавливание, растяжение и сжатие, непрерывная вибрация, пунктирование. Массаж широчайших и трапециевидных мышц: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поперечное разминание снизу вверх широчайших мышц спины в области подмышечных впадин и надключичных краев трапециевидных мышц от затылка к плечевым суставам. Массаж грудино-ключично-сосцевидных мышц: щипцеобразное поглаживание и разминание, пунктирование и непрерывная вибрация концами пальцев. Пунктирование и поколачивание в области VII шейного позвонка. Массаж межлопаточной области и надлопаточных зон: поглаживание подушечками пальцев и ладонью в полукружных направлениях, растирание концами пальцев, опорной поверхностью и локтевым краем кисти, пиление, пунктирование концами пальцев, непрерывная вибрация. Массаж над- и подключичных зон: поглаживание концами пальцев и локтевым краем ладони от грудины к акромиально-ключичным сочленениям, спиралевидное циркулярное растирание концами пальцев, штрихование, растирание в продольном направлении ладонным краем кисти, пунктирование пальцами и непрерывная вибрация. Массаж акромиально- и грудино-ключичных суставов: поглаживание ладонными поверхностями пальцев в полукружных направлениях и в направлении к подключичным и подмышечным впадинам, растирание суставных сумок, непрерывная вибрация и пунктирование суставов. Массаж больших грудных и передних зубчатых мышц: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Массаж межреберных промежутков: граблеобразное поглаживание концами пальцев от грудины к позвоночнику, спиралевидное растирание и штрихование концами пальцев; ритмичные надавливания концами пальцев на межреберные промежутки, поглаживание и растирание реберных дуг. Массаж диафрагмы: непрерывная вибрация и ритмичные надавливания ладонями по ходу Х-XII ребер от грудины к позвоночнику. Косвенный массаж легких: непрерывная вибрация и ритмичные надавливания над легочными полями сзади и спереди. Массаж сердца: непрерывная вибрация области сердца, нежные толчкообразные ритмичные надавливания ладонью над сердцем и в нижней трети грудины. Сдавливание ладонями грудной клетки по аксиллярным линиям на уровне V-VI ребер. Сжатие, растяжение и сотрясение грудной клетки. Дыхательные упражнения. Продолжительность массажа 12-18 мин. Курс лечения 12 процедур, можно через день. Массаж при бронхиальной астме способствует снятию бронхоспазма, улучшению отхождения мокроты, нормализации соотношения фазы вдоха и выдоха, улучшению микроциркуляции и газообмена. Поэтому применяются такие приёмы массажа, которые расслабляют основную и вспомогательную дыхательную мускулатуру. Обязательно в процедуру массажа включаются приёмы надавливания, сжатия грудной клетки, непрерывная вибрация. Массаж противопоказан при экссудативном плеврите в острой стадии, при острых лихорадочных состояниях, бронхоэктатической болезни в стадии тканевого распада, легочно-сердечной недостаточности III степени, гнойных заболеваниях кожи, туберкулезе легких в острой и подострой стадиях, новообразованиях и др. источник |