Детский организм очень уязвим к развитию различных заболеваний, в том числе и к бронхиальной астме. Недуг представляет собой хронический воспалительный процесс, который протекает с периодами ремиссий и обострений. Из-за того, что приступ может возникнуть внезапно, диспансерное наблюдение является необходимым для детей с бронхиальной астмой. Диспансеризация поможет предотвратить развитие серьезных осложнений и вовремя купировать приступы.
Краткое содержание статьи
Одну из важнейших ролей в развитии данного недуга играет наследственность. Если кто-то из родственников страдает от данного заболевания, то есть большая вероятность, что у ребенка могут также проявиться симптомы болезни. Существуют такие факторы, способствующие развитию бронхиальной астмы:
- внутренние факторы: ожирение, генетика, пол;
- внешние факторы: наличие аллергена, инфекции, контакт с табачным дымом, загрязнение воздуха, неправильное питание.
Если на внутренние факторы человек практически не в силе повлиять, то оградить себя от внешних можно постараться. В доме следует поддерживать чистоту, ведь это убережет от влияния пылевого клеща и различной плесени. Также не стоит заводить домашних животных и не допускать появления тараканов. Во время цветения растений следует принимать противоаллергенные препараты и избегать контакта с пыльцой. Необходимым условием является и ограждение от табачного дыма. Правильный рацион питания поможет укрепить иммунитет и предотвратит появление лишнего веса.
Главной целью диспансерного наблюдения малышей при бронхиальной астме является предотвращение развития недуга. Маленькие пациенты должны периодически проходить необходимые обследования, посещать участкового врача, который контролирует состояние пациента.
ВАЖНО! Диспансеризация проводиться не только для детей, у которых поставлен диагноз астмы, но и входящих в группу повышенного риска. В группу риска входят дети, которые склонны к аллергическим проявлениям атопического характера (крапивница, дерматит, ринит, отеки).
Диспансерное наблюдение за пациентами проводят врачи-педиатры и аллергологи в комплексе, что обеспечивает правильный подход к эффективному лечению. Также консультации могут давать отоларингологи, дерматологи и фтизиатры.
Для того, чтобы четко видеть состояние здоровья и развитие болезни, пациент проходит каждый год комплексные обследования, которое позволяет корректировать курс лечения. Помимо этого, дважды в год дети планово посещают врача при легкой форме заболевания. В тяжелых случаях диспансерное наблюдение требует визит в больницу раз в квартал, т.е. 4 раза в год.
В периоды ремиссий ребенок принимает назначенные врачом препараты и проводит процедуры, которые направлены на общее укрепление организма. К общеукрепляющим мероприятиям относятся:
- Массаж.
- Физические тренировки в легкой форме (ЛФК).
- Закаливание.
- Посещение оздоровительных курортов, которые размещены на морском побережье либо в лесу (особенно хвойном).
- Вакцинация (проводиться исключительно в период стойкой ремиссии, которая длиться около двух месяцев).
Для того, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал также следует придерживаться правильного питания и употреблять различные чаи с леченым эффектом.
Если у ребенка легкая либо средняя форма тяжести данного заболевания, то доктор назначает проведение ингаляций тайледом и инталом по определенной схеме. Препараты применяются также перед возможным контактом с аллергенами. Обязательным мероприятием является прием антигистаминных препаратов.
Дети с более тяжелой формой бронхиальной астмы нуждаются в назначении глюкокортикостероидных (гормональные) ингаляционных препаратов, которые способны вовремя купировать приступы. Помимо этого назначают бронхолитики и иммуностимуляторы.
Курс и схема лечения детей при бронхиальной астме практически не имеет отличий со схемой, которая показана взрослым с аналогичным заболеванием. Следует помнить, что в случае наличия тяжелых приступов удушья, ребенка следует госпитализировать.
Во время периодических визитов к врачу дети должны сдавать определенные анализы. Диспансерные мероприятия направлены на выявления осложнений состояния здоровья и своевременного устранения проблем.
ВАЖНО! Если придерживаться всех правил диспансерного наблюдения, то ребенок легко будет справляться с недугом. Состояние здоровья будет постоянно на контроле у лечащего врача, что обеспечит предотвращение осложнений.
Маленькие пациенты должны обследоваться следующим образом:
- один раз в год, а при тяжелой форме заболевания два раза, сдавать кровь на иммунограмму;
- дважды в год сдавать кровь на биохимический анализ;
- дважды в год сдавать анализ мокроты;
- дважды в год проходить спирографию для контроля состояния функции дыхания.
Помимо сдачи вышеуказанных анализов, дети в обязательном порядке должны периодически посещать врача стоматолога и отоларинголога. Данное мероприятие направлено на санацию очагов инфекции. Также следует посетить психотерапевта, ведь заболевание может вызвать нарушение нервной системы.
Диспансерное наблюдение является очень важным моментом в жизни малышей, которые имеют указанную проблему дыхательной системы либо находятся в группе риска. Для того, чтобы уберечь склонного к болезни малыша от ее развития, следует прилагать определенные усилия. Периодически отправлять ребенка в санаторные заведения, ведь чистый воздух благоприятно влияет на дыхательную систему и на весь организм в целом.
Во время делать вакцинацию от инфекционных болезней, а также укреплять иммунную систему. Питание должно быть сбалансированным и включать в себя все необходимые витамины и микроэлементы. Поддержание чистоты в доме также позволит уберечь малыша от проблем со здоровьем. Забота и любовь к детям позволит справиться со всеми возможными проблемами!
источник
Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.
Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.
При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или педиатра 2-3 раза в год, а при тяжелом – 1 раз в 1-2 месяца.
В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким детям показаны консультации аллерголога ( 1 раз в год).
При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год ) посещать отоларинголога и стоматолога.
Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.
Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.
Профилактика бронхиальной астмы.
1. Исключение причинно-значимых аллергенов.
2. Создание режимов максимального антигенного щажения: индивидуальный календарь прививок на фоне десинсибилизирующей терапии, гипоаллергенная диета , гипоаллергенный быт (частые влажные уборки, использование ионизаторов воздуха, отказ от перьевых подушек, ковров, избегать содержания домашних животных, рыбок и тп.)
3. Проведение специфической и неспецифической гипосенсебилизации. Ведение дневника жизни.
4. Санация хронических очагов инфекции.
5. Общеукрепляющие мероприятия: закаливание ЛФК, соблюдение режима дня.
Прогноз атопической бронхиальной астмы.
Прогноз атопической бронхиальной астмы в детском возрасте в основном благоприятный. Положительная динамика обьясняется снижением с возрастом аллергической реактивности. По мере возрастного повышения иммунитета к инфекциям у большей части детей приступы начинают урежаться и постепенно проходят, наступает выздоровление.
Выздоравливают до 51 % детей, у 36 % -отмечается улучшение, у 11% — без изменений, в 1,5% случаев течение атопической бронхиальной астмы ухудшается.
Всемирной организации аллергологии предложено 3 уровня профилактики:
Первичная — направлена на предупреждение заболевания, проводится в группах риска. Направлена, на устранение раздражающих факторов и лечение хронических заболеваний органов дыхания.
Вторичная- комплекс медицинских, социальных, санитарно- гигиенических, психологических мер по профилактике заболевания у больных на начальной стадии, но ещё не болеющих бронхиальной астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики имеет следующие критерии:
1. Лица, имеющие родственников болеющих бронхиальной астмой.
2. Наличие различных аллергических заболеваний (поллиноз, нейродермит).
3. Сенсибилизация доказанная иммунологическими исследованиями.
Третичная — комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью полного восстановления социального и профессионального статуса
1.7 Программа сестринских вмешательств.
Перечень проблем пациента с бронхиальной астмой.
o трудно отделяемая мокрота
o неумение пользоваться ингалятором
o социальная изоляция (одиночество)
Потенциальные проблемы.
1. Риск развития ателектаза
4. Риск развития сердечно- лёгочной недостаточности
Возможные проблемы родителей:
2. Дефицит знаний о заболевании и уходе.
3. Неадекватная оценка состояния ребенка.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
источник
Бронхиальная астма является опасным заболеванием, которое протекает в хронической форме. Пациенты с таким диагнозом страдают от приступов удушья, возникающих очень неожиданно. Чтобы снизить риск летального исхода из-за них, предусмотрена диспансеризация при бронхиальной астме.
Она представляет собой комплекс лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, разработанных для предупреждения осложнений и своевременной оценки состояния больного. Стоит выяснить, в чем заключаются ее особенности.
Это заболевание связано с воспалительным процессом в дыхательных путях. Оно обусловлено индивидуальными особенностями органов дыхания, из-за которых возрастает их чувствительность к неблагоприятным внешним воздействиям.
При астме просветы бронхов сужаются из-за отека тканей и чрезмерного накопления в них слизи. Чтобы избежать кислородного голодания, включается механизм гиперфункционирования, подразумевающий увеличение частоты вдохов. Это может вызывать раздражение дыхательных путей, особенно при содержании в воздухе патологических частиц, называемых аллергенами.
К ним относятся разнообразные реагенты: частицы пыли, химические вещества, шерсть домашних питомцев, пыльца растений и т. д. Чем больше таких частиц попадает в органы дыхания, тем сильнее раздражение и воспаление. Это опасно развитием бронхиальной обструкции и приступов удушья. При отсутствии помощи во время них пациенту грозит смерть. Поэтому при бронхиальной астме предусмотрена диспансеризация, направленная на предупреждение вероятных осложнений.
Диспансеризация для профилактики бронхиальной астмы предназначена не только для людей с этой патологией, но и для тех, кто принадлежит к группе риска. Выделить их помогает знание причин болезни и факторов, способствующих ее развитию. К ним относятся:
- Генетическая предрасположенность. Болезнь не считается сугубо наследственной. Но наличие ее у родителей повышает вероятность появления и у ребенка.
- Частые инфекционные заболевания. Под их влиянием может ослабиться иммунитет, из-за чего усиливается чувствительность к неблагоприятным воздействиям. А недолеченная инфекция дыхательных путей может стать причиной патологических изменений в них, из-за которых развивается астма.
- Аллергические реакции. Они возникают из-за повышенной чувствительности иммунной системы, что приводит к непереносимости отдельных веществ. Частые контакты с аллергенами усиливают патологический процесс. Симптоматика становится более разнообразной и может затрагивать дыхательные пути. Из-за постоянного воспаления в них возникает астма.
- Вредные привычки. Особенно это касается курения. Табачный дым раздражает слизистую оболочку органов дыхания и провоцирует сужение бронхов.
- Неблагоприятная экологическая ситуация. Из-за содержания большого количества вредных веществ в воздухе нарушения функционирования дыхательной системы приобретают массовый характер.
- Занятость на вредном производстве. Частые контакты с вредными веществами отражаются на состоянии всего организма в целом и на дыхательной системе в частности.
Перечисленные факторы могут действовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому выявить основную причину патологии не всегда удается. Из-за этого профилактические меры могут затрагивать разные области жизни.
Необходимость в диспансерном наблюдении детей и взрослых с бронхиальной астмой объясняется особенностями болезни. Она является хроническим заболеванием с периодами обострения. Полностью избавиться от этой патологии нельзя, удается лишь контролировать ее течение.
Основной целью диспансеризации считается предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни. Учащение приступов удушья создает значительный риск для жизни пациента, поэтому очень важно избегать травмирующих воздействий. В этом помогает диспансерное наблюдение.
Во время диспансеризации при бронхиальной астме устанавливаются причины возникновения удушья. Это происходит в результате комплексного обследования, когда пациент сдает необходимые анализы. Также оно позволяет выявить изменения в состояние больного. Благодаря полученным сведениям врачи могут построить правильную стратегию лечения.
Также мероприятия направлены на предотвращение развития патологии у людей из группы риска. К ним относятся пациенты со склонностью к аллергическим реакциям и инфекционно-воспалительным заболеваниям дыхательной системы. Им тоже рекомендовано проходить обследование не менее 1 раза в год, чтобы оценить состояние здоровья.
Особенно важно диспансерное наблюдение при бронхиальной астме у детей. Детский организм из-за своей слабости и несовершенства органов дыхания более уязвим. Но при этом именно у малышей есть возможность избавиться от болезни с возрастом. Это удается, если контролировать состояние ребенка и не допускать усиления патологических проявлений. По мере укрепления организма чувствительность дыхательных путей может снизиться, что способствует выздоровлению.
Диспансеризация детей с бронхиальной астмой подразумевает систематическое наблюдение за ними со стороны врачей. Для них предусмотрено проведение ежегодного комплексного обследования, благодаря которому выявляются особенности развития болезни. Согласно им осуществляют коррекцию терапии. Заниматься этим должен педиатр или аллерголог.
При легкой форме бронхиальной астмы ребенка нужно регулярно приводить на прием к специалисту. Оптимально это делать раз в полгода. При тяжелом течении болезни осмотры нужно проводить 4 раза в год. Не допускается пропускать плановые посещения врача независимо от периодов обострения и ремиссии.
Во время обследования обязательно проводят следующие виды обследований:
- иммунологический анализ крови;
- биохимическое исследование крови;
- исследование мокроты;
- спирографию.
Все эти исследования рекомендуется проводить дважды в год (за исключением первого — его осуществляют раз в году).
Диспансерное наблюдение предполагает взаимодействие специалистов разного профиля. Лечащий врач может направить ребенка на консультацию к дерматологу, стоматологу, отоларингологу или фтизиатру. Это позволяет предупредить развитие осложнений бронхиальной астмы из-за сопутствующих патологий. Также может потребоваться помощь психолога, поскольку болезнь может отразиться на психологическом состоянии ребенка.
Диспансерное наблюдение предназначено не только для детей с таким диагнозом. Оно распространяется также на пациентов, входящих в группу риска. Педиатр изучает медицинские карты малышей и выделяет тех, у кого могут возникнуть проблемы с органами дыхания. Их состояние тоже нужно контролировать.
Диспансеризация при бронхиальной астме осуществляется и в отношении взрослых пациентов. Несмотря на то что такие больные способны сами проконтролировать свое состояние, им не меньше, чем детям, требуется помощь врачей. У взрослых людей очень высок риск развития осложнений в связи с их профессиональной деятельностью, наличием сопутствующих заболеваний и высоким уровнем нервного напряжения. Поэтому им тоже необходимо посещать пульмонолога или терапевта для регулярного контроля.
Особенности проводимых мероприятий в рамках диспансеризации различаются в зависимости от того, к какой группе относится человек. Согласно классификации, выделяют три группы:
- В нее входят люди, считающиеся здоровыми. У них нет жалоб на функционирование органов дыхания, и анализы не выявляют отклонения в этой области. Хронические заболевания бронхолегочной системы у них отсутствуют. Это группа не подлежит диспансерному наблюдению. Для них предусматривается ежегодное плановое обследование, чтобы убедиться в отсутствии тенденции к развитию бронхиальной астмы. Также среди представителей этой категории полагается пропагандировать здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.
- Эти пациенты считаются группой риска. У них часто возникают инфекционные болезни дыхательной системы либо диагностированы хронические заболевания органов дыхания. Наличие в анамнезе склонности к аллергии тоже является поводом для занесения пациента в эту группу. Они подлежат диспансеризации и должны соблюдать все рекомендации, связанные с ней. Это подразумевает прохождение обследования 1-2 раза в год с исследованием крови и мокроты, измерением ФВД и проведением флюорографии. Изменения в их состоянии фиксируют и изучают. При необходимости назначают терапию.
- К этой группе относятся пациенты с диагнозом «астма». Им полагается наблюдаться в течение всей жизни. Частоту плановых осмотров определяют индивидуально, согласно клинической картине болезни. Они тоже должны ежегодно проходить полное обследование. Также им стоит дважды в год бывать в профилакториях для противорецидивного лечения. Во время обострений бронхиальной астмы пациентам следует обращаться к врачу. При легком и среднетяжелом состоянии терапия осуществляется амбулаторно, в тяжелых случаях рекомендуется лечиться в стационаре.
Среди всех подлежащих диспансеризации пациентов должна быть распространена информация о том, как можно предупредить дальнейшее развитие патологии. Врачи должны объяснять необходимость соблюдения мер безопасности. Таким пациентам не рекомендуется работать на предприятиях химической промышленности или заниматься деятельностью, требующей нахождения в запыленных помещениях или связанной с интенсивными физическими нагрузками. Также им противопоказано курение.
Кроме консультаций у терапевта, астматикам следует посещать аллерголога, поскольку бронхиальная астма часто связана с аллергией. Также необходимо предупреждать возникновение инфекционных заболеваний. В этом помогут визиты к отоларингологу и стоматологу. Эффективность лечение и профилактических мер зависит от слаженного взаимодействия специалистов разных профилей.
Во время диспансеризации при бронхиальной астме осуществляются мероприятия, направленные на разработку эффективной стратегии лечения заболевания и профилактику осложнений. В рамках ее проводят исследование состояния дыхательной системы больного, чтобы выявить степень рисков.
По результатам обследования оценивают результативность применяемой терапии и вносят необходимые коррективы. Также частью этой работы является распространение информации о мерах предосторожности, с помощью которых можно уменьшить угрозу обострения.
источник
2. Схема диспансеризации и реабилитации детей с рецидивирующим бронхитом.
3. Схема диспансеризации и реабилитации детей с хронической пневмонией.
4. Схема диспансеризации и реабилитации детей с респираторными аллергозами.
5. Схема диспансеризации и реабилитации детей с бронхиальной астмой.
6. Схема диспансеризации и реабилитации детей с атопическим дерматитом.
7. Схема диспансеризации и реабилитации детей с ревматизмом.
8. Схема диспансеризации и реабилитации детей с неревматическими кардитами.
9. Схема диспансеризации и реабилитации детей с врожденными пороками сердца.
10. Схема диспансеризации и реабилитации детей с первичной артериальной гипертензией.
11. Схема диспансеризации и реабилитации детей с язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
12. Схема диспансеризации и реабилитации детей с гастритом (повышенная кислотность).
13. Схема диспансеризации и реабилитации детей с гастритом (сниженная кислотность).
14. Схема диспансеризации и реабилитации детей с холецистохолангитом.
15. Схема диспансеризации и реабилитации детей с дискинезией желчевыводящих путей.
16. Схема диспансерного наблюдения и реабилитация детей с муковисцидозом.
17. Схема диспансерного наблюдения и реабилитация детей с целиакией.
18. Схема диспансерного наблюдения и реабилитация детей с экссудативной и идиопатической энтеропатией.
19. Схема диспансерного наблюдения и реабилитация детей с дисахаридазной недостаточностью.
20. Схема диспансеризации и реабилитации детей с хроническим пиелонефритом.
21. Схема диспансеризации и реабилитации детей с хроническим гломерулонефритом.
22. Схема диспансеризации и реабилитации детей с грануляционным циститом.
23. Схема диспансеризации и реабилитации детей с геморрагическим васкулитом.
24. Схема диспансеризации и реабилитации детей с гемофилией.
25. Схема диспансерного наблюдения и реабилитация детей с тромбоцитопенической пурпурой.
26. Схема диспансерного наблюдения и реабилитация детей с лейкозом.
27. Схема диспансеризации и реабилитации детей с ожирением.
28. Схема диспансеризации и реабилитации детей с сахарным диабетом.
29. Санаторно-курортное лечение: Основные бальнеологические курорты России, в которых организовано лечение детей. Применение минеральных вод в реабилитации детей с хронической патологией различных органов и систем.
ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПЕДИАТРИИ
Диспансеризация — активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья отдельных контингентов с целью раннего выявления заболеваний, взятия на учет, диспансерного наблюдения, комплексного лечения больных, проведения мероприятий по их оздоровлению. Поликлиника осуществляет вторичную профилактику, т. е — раннее выявление заболеваний и предупреждение их обострений. Она проводится первичным звеном системы детского здравоохранения – участковым педиатром.
В структуре детского населения дети с хроническими заболеваниями составляют до 15% , но, несмотря на сравнительно небольшой процент, эта группа формирует значительный раздел работы участкового педиатра.
Выявление и регистрация больных, а так же детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, осуществляется во время амбулаторного приема, при посещении ребенка на дому, в специализированных диспансерах, а так же на основании данных, полученных при ежегодных профилактических осмотрах ребенка в организованных коллективах.
Организатором диспансерного наблюдения больных своего участка является участковый педиатр. Он же несет ответственность за регулярное посещение больными диспансерной группы врачей- специалистов. К этой работе педиатр привлекает участковую медицинскую сестру, которая проводит патронажи и ежемесячно составляет списки детей для приглашения на диспансерный осмотр к врачу- педиатру или специалистам. Контроль эффективности диспансеризации совместно проводят заведующая отделением и участковые врачи.
Диспансеризация детей, требующих специальных методов профилактики и лечения (при туберкулезе, психических расстройствах, новообразованиях и т.д.) осуществляется соответствующими диспансерами. При их отсутствии этими больными занимаются врачи- специалисты детских поликлиник.
При выявлении детей с патологией, являющейся показанием для взятия на диспансерный учет, проводится тщательное, углубленное обследование в условиях поликлиники, диагностического центра или стационара.
Большую группу диспансерного наблюдения составляют дети, перенесшие острые заболевания органов дыхания (острая, затяжная, рецидивирующая пневмония, частые и острые длительные респираторные инфекции); острые кишечные инфекции (дизентерия, энтериты, колиты, инфекционный гепатит). Диспансерное наблюдение за этими детьми и их профилактическое лечение осуществляет врач- педиатр или врачи- специалисты тех стационаров, где ведется лечение ребенка.
При постановке ребенка на учет и затем весь период диспансеризации педиатр решает ряд задач, направленных на всестороннюю реабилитацию больного ребенка. Постановка на диспансерный учет фиксируется в двух медицинских документах: истории развития ребенка (форма 112/у) и контрольной карте диспансерного больного (форма 30/у).
Ежегодно педиатром составляется план наблюдения за ребенком. Он включает кратность осмотра педиатром и врачами специалистами соответствующего профиля; кратность и конкретные сроки осмотра другими специалистами или врачами смежных специальностей; объем и кратность необходимых клинических и параклинических исследований, перечень реабилитационных и противорецидивных мероприятий, их кратность в течение года (режим, диета, медикаментозная реабилитация, физиотерапия, санаторно-курортное лечение).
Врач разрабатывает тактику ведения ребенка на фоне интеркуррентных заболеваний, формулирует обоснование и сроки плановой госпитализации, определяет сроки и показания для снятия с диспансерного учета, проводит анализ эффективности реабилитации и диспансеризации. Дается рекомендация по допуску в детские коллективы, рекомендации по занятиям физической культурой и спортом, рекомендации по проведению профилактических прививок, по социальной адаптации и реабилитации (режим и обучение в школе, показания для освобождения от экзаменов, показания для организации обучения на дому, показания для оформления инвалидности), профориентации.
По окончании календарного года на каждого ребенка, находившегося на диспансерном наблюдении, составляется годовой эпикриз. В нем отражают длительность и динамику заболевания, наличие сопутствующих заболеваний, проведенное обследование и лечение, профилактические мероприятия, эффективность диспансеризации, которая оценивается, как «выздоровление», «улучшение», «состояние без перемен», «ухудшение». При ухудшении состояния анализируются причины отрицательной динамики.
Снятие ребенка с учета осуществляется при обязательном участии педиатра и специалиста, которым наблюдался ребенок. Если при истечении года больной не снимается с учета, то одновременно составляется план диспансеризации на следующий год. Участковый педиатр проводит анализ диспансеризации всех детей за истекший год в целом и по отдельным нозологическим группам. Итоги диспансеризации всего контингента за год обсуждают на медицинском совете детской поликлиники.
Одним из сложных вопросов диспансеризации больных детей является лечение их в период интеркуррентных заболеваний. В каждом конкретном случае лечение должно быть индивидуальным с учетом особенностей острого заболевания, течения основного хронического заболевания и фонового состояния. Однако существует ряд общих рекомендаций. В первую очередь они касаются необходимости избегать полипрогмазии, тем более что на фоне интеркуррентных заболеваний часто возникает необходимость курсов противорецидивной терапии. Практически все хронические соматические заболевания воспалительной и инфекционно- аллергической природы, системные заболевания, врожденные аномалии требуют в лечении интеркуррентных заболеваний антибактериальной терапии, противовоспалительных, седативных, иммуностимулирующих препаратов, адаптогенов. Конкретный спектр препаратов, сроки лечения определяются основной патологией.
Особенностью лечения интеркуррентных заболеваний на фоне хронической патологии является ограничение использования ряда лекарственных средств. Это касается патологии аллергической направленности, заболевания почек, печени.
Большое значение имеют режимные моменты, особенности диететики, режим максимального щажения в отношении физических нагрузок, пребывания в детски коллективах. Помимо этого, на фоне интеркуррентного заболевания обязателен лабораторный и инструментальный контроль течения основного заболевания.
Важным вопросом при диспансерном наблюдении является вопрос о дозировании физических нагрузок у организованных детей. Этот вопрос в большой степени решается педиатрами ДДУ и школы.
Контроль проведения диспансеризации, регламентированный нормативными документами МЗ РФ (1984, 1986), включает систематический анализ заболеваемости детей и подростков с изучением ее причини, последующей разработкой мероприятий по ее снижению; контроль качества лечебно- оздоровительной работы и эффективности диспансеризации детей, результатов их медицинского освидетельствования.
Показатели качества диспансеризации:
- Показатель охвата регулярными медицинскими осмотрами;
- Количество вновь выявленных больных детей;
- Частота заболеваний, выявленных при профилактических осмотрах;
- Структура заболеваемости, удельный вес заболеваний;
- Охват диспансерным наблюдением;
- Активность лечебно- оздоровительной работы;
К показателям эффективности диспансеризации больных детей
- Число больных, снятых с диспансерного учета по выздоровлению;
- Число больных, имевших улучшение в лечении основного заболевания;
- Процент ухудшений в состоянии здоровья у больных диспансерной группы.
Под реабилитацией в медицине подразумевают восстановление здоровья и трудоспособности больных и инвалидов. Реабилитационная педиатрия включает в себя систему государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий. Они направлены на полную ликвидацию патологических изменений, либо на максимально возможную компенсацию врождённых или приобретённых дефектов, а также на возвращение ребёнка к свойственному его возрасту образу жизни.
В настоящее время различают три основных взаимосвязанных аспекта реабилитации: медицинскую, социальную, профессиональную. Медицинская реабилитация составляют все лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья, включающие медикаментозное, санаторно-курортное лечение, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Не всегда можно чётко провести грань между собственно лечением больного и восстановительной терапией. В этом вопросе важна преемственность. Целью лечения любого ребёнка является не только сохранение его жизни, морфологическое восстановление органа или системы, но и обеспечение способности нормального существования в обычных условиях. Задача реабилитации в педиатрии заключается в том, чтобы развить физические и психические функции организма до оптимального уровня.
Важным разделом медицинской реабилитации является психологическая реабилитация, которую осуществляет лечащий врач, специалисты — психологи. Существенную роль в психологической реабилитации играет психотерапия. Социальная реабилитация предусматривает организацию соответствующего образа жизни, режима дня, возможности полноценного ухода за ребёнком близкими членами семьи.
Основная задача профессиональной реабилитации в преломлении к педиатрии заключается в подготовке детей к усвоению программы дошкольного учреждения или школы. Сюда включаются занятия с педагогом в стационаре, организация учебного процесса в санаториях, индивидуальные занятия в домашних условиях.
Основными организационными принципами реабилитации являются: непрерывность, комплексность и индивидуальный подход к больному. Предложены следующие этапы реабилитации: I этап — клинический, II- санаторный, III — адаптационный. На первом этапе обеспечивается не только клиническое выздоровление больного, но и восстановление функций поражённых систем. На втором этапе реабилитации (санаторном) нормализуется функция поражённой системы наряду с восстановлением функций других органов и систем.
На третьем этапе достигается полное восстановление здоровья ребёнка, обеспечивается адаптация к обычным для него условиям жизни, учёбы, занятиям физической культурой и спортом.
Наиболее оптимальной схемой реабилитации ребёнка, лечившегося в стационаре, является: стационар — санаторий (или аналогичные учреждения) — поликлиника; для детей, лечившихся дома: домашний стационар-поликлиника.
Как правило, третий этап проходит в семье или в том учреждении, которое посещает ребёнок, а также может осуществляться в реабилитационном центре.
Ведущими методами реабилитации являются физическая культура, закаливание, массаж и физиотерапия.
Физическая культура включает личную гигиену, режим дня, рациональное питание. Комплекс физических упражнений вовлекает в орбиту своего влияния все звенья нервной системы, начиная от коры головного мозга и кончая периферическими рецепторами, а также эндокринные и гуморальные механизмы.
Закаливание способствует выработке защитных приспособительных реакций организма, совершенствует механизмы терморегуляции. При назначении закаливающих процедур необходимо разделение детей на группы: к первой относятся здоровые, ранее закаливаемые дети (им можно назначать любые процедуры), ко второй — здоровые, ранее не закаливаемые (все мероприятия должны быть постепенными), к третьей группе — дети-реконвалесценты после заболеваний и с хронической патологией (им необходим щадящий метод закаливания).
В результате массажа появляются общие нейрогуморальные сдвиги в организме, которые обусловлены рефлекторными реакциями и выделением биологически активных веществ. Производится раздражение приёмами вибрации, надавливания и растирания определённых «активных точек», используемых в восточной медицине для иглоукалывания.
Физиотерапия использует физические факторы внешней среды в их естественном или преформированном виде. Под влиянием процедур в тканях происходят сложные физико-химические процессы и направленное восстановление нарушенных патологическим процессов, функций и систем организма. Среди немедикаментозных методов реабилитации заслуженное первенство держит фитотерапия. Её преимущество определяется отсутствием осложнений и возможностью длительного применения при хронических процессах.
Иглорефлексотерапия — эффективный метод лечения и реабилитации. В настоящее время применяется ряд методов рефлекторной терапии. К ним относятся: классический метод иглотерапии, прижигание, электроакупунктура и лазерорефлексотерапия. Механизм действия иглорефлексотерапии состоит в передаче возбуждения из активных точек через нервную систему во внутренние органы, что приводит к их восстановлению и нормальной деятельности Круг показаний широк: неврозы, аллергические заболевания, патология желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистая дистония, заболевания мышц и суставов. Противопоказаниями для иглорефлексотерапии являются: доброкачественные и злокачественные опухоли, наличие температуры, инфекционные заболевания, грипп, ангина, тяжёлые заболевания сердца, почек, активная форма туберкулёза.
Гомеопатия — один из древних методов, в основе применяемых препаратов — лекарственные растения и микроэлементы. Наиболее значимые результаты получают у детей с аллергическими и кожными заболеваниями, патологией желудочно-кишечного тракта, аномалиями конституции.
Метод бароадаптации, спелеошахта, авторские методики реабилитации по Толкачёвой и Бутейко применяются при бронхиальной астме и респираторных аллергозах у детей. Правильная организация режима и питания являются важнейшими факторами при проведении реабилитационных мероприятий. Целью методического пособия является краткое изложение схем диспансерного наблюдения и реабилитации детей группы риска.
Схема диспансеризации и реабилитации детей с рецидивирующим бронхитом.
Рецидивирующий бронхит- это бронхит без явлений обструкции или обструктивный, эпизоды которого появляются 2- 3 раза в течение 1-2 лет на фоне вирусной инфекции, с длительностью клинических проявлений 2 и более недели.
Критериями обострения рецидивирующего бронхита являются кашель, сухие и влажные разнокалиберные хрипы, отсутствие на рентгенограмме очаговых и инфильтративных теней в легких. В анализе периферической крови отклонения минимальны или отсутствуют вовсе. У некоторых больных в период обострения наблюдается синдром бронхообструкции. Однако необходимо учитывать, что свистящие хрипы, удлиненный выдох могут быть обусловлены как обструктивным (воспалительная инфильтрация стенки бронха, гиперсекреция слизи), так и истинно астматическим синдромом (аллергический отек, бронхоспазм, гиперсекреция). Для дифференциальной диагностики синдромов применяют пробу с бронходилятаторами. Эти больные составляют группу риска по развитию бронхиальной астмы.
Осмотр специалистами, методы обследования
Кратность наблюдения на первом году
Рентгенография грудной клетки
РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Режим щадящий, питание, обогащённое витаминами.
Дыхательная гимнастика, массаж грудной клетки общий, точечный. ЛФК.
Аэрозольная физиотерапия, ингаляции с ромашкой, календулой, тысячелистником, чабрецом, соком репчатого лука.
Озокеритовые аппликации на грудную клетку, кислородные коктейли, электрофорез магния сульфата.
Закаливающие процедуры: сухие и влажные обтирания, контрастные ножные ванны.
Иммунокоррекция: иммунал, бронхомунал, рибомунил, нуклеинат натрия, полиоксидоний.
Витаминотерапия: «Веторон», «Алфавит», «Золотой шар».
Фитотерапия: отвары мать-и-мачехи, подорожника, алтея лекарственного, шалфея, фиалки трёхцветной, солодки, бузины чёрной, настой из сосновых почек, плодов аниса, сок чёрной редьки.
Группа для занятий по физкультуре: освобождение на 1 месяц после обострения, далее — подготовительная.
Санаторно-курортное лечение: местный санаторий «Юность» в Бугуруслане, Анапа (вне обострения).
Вакцинация по заключению иммунолога.
Состоят на диспансерном учёте 5 лет или до передачи во взрослую поликлинику.
Схема диспансеризации и реабилитации детей с хронической пневмонией.
Хроническая пневмония — хронический рецидивирующий воспалительный неспецифический процесс, патоморфологической основой которого является пневмосклероз и деформация бронхов. У детей хроническая пневмония чаще формируется на фоне врожденных аномалий бронхолегочной системы, наследственный иммунодефицитов, болезней обмена веществ, внутриутробных инфекций, инородных тел дыхательных путей.
Критериями диагностики является кашель с мокротой, стабильный локализованные хрипы в легких, рецидивирующее течение, на рентгенограмме органов грудной клетки — деформация и расширение бронхов, пневмосклероз.
Обострения протекают с клиникой острой пневмонии и должны лечиться в стационаре. Вне обострения дети находятся под диспансерным наблюдением участкового педиатра в поликлинике.
Осмотр специалистами, методы обследования
Кратность наблюдения на первом году
неполной ремиссии 4-6 раз в год
Биохимические исследования крови
Посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам
Рентгенография органов грудной клетки
РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Достаточное пребывание на свежем воздухе, дневной сон, освобождение от последнего урока в школе на 2-3 месяца.
Диета, обогащенная витаминами и микроэлементами.
При наличии бронхоэкстазов проводится антибактериальная терапия с учетом чувствительности микрофлоры в аэрозолях или внутримышечно.
Ингаляции щелочно-солевые, трипсина, рибонуклеазы и др.
Муколитики: 2% р-р йодида калия, 10% р-р хлорида аммония, бромгексин, мукалтин, разбавленный сок лука и чеснока.
Постуральный дренаж имеет цель создать благоприятные условия для оттока мокроты из пораженного участка бронхиального дерева.
Наиболее распространенным методом является предание ребенку положения Квинке (головой вниз с приподнятым тазом) в течение 15-20 мин.
Вибрационный массаж у детей старшего возраста производится похлопыванием по грудной клетке над областью поражения ладонью. У детей младшего возраста вибрационный массаж выполняется путем нанесения ритмичных ударов кончиками пальцев одной руки по грудной клетке и пальцами другой руки вдоль межреберья.
Лечебная физкультура дает лучшие результаты при легкой и среднетяжелой формах хронической пневмонии по сравнению с бронхоэктатическими формами. Применяются как общие, так и специальные дыхательные упражнения. Дети школьного возраста без выраженных бронхоэктатических изменений, находящиеся в состоянии стойкой компенсации, могут заниматься физкультурой в школе и даже спортом, однако такие занятия должны проводиться под строгим врачебным контролем.
Физиотерапия: общие УФО, электрофорез йодида калия, лидазы, хлорида кальция, аскорбиновой кислоты, дионина, алоэ.
Неспецифические стимуляторы: пентоксил, метилурацил, нуклеинат натрия.
Иммунопрепараты: рибомунил, бронхомунал, ИРС-19.
Адаптогены, витамины В5, В15, А, РР.
Санация хронических очагов инфекции.
Фитотерапия: мать-и-мачеха, лист кипрея, сосновые почки, ромашка, подорожник, лист багульника, мята перечная, корень алтея. Сбор трав комбинированного действия: травы душицы, подорожник, мать-и-мачеха 2:1:1; чабрец, тысячелистник, крапива 1:1:1.
Закаливающие мероприятия: сухие и влажные обтирания, ножные ванны, с постепенным снижением температуры, контрастные ножные ванны, лечебное плавание.
Проводится 4 курса реабилитационной терапии в год, длительностью 3-4 недели.
При хронической пневмонии с явлениями дыхательной недостаточности выше 2 степени детям организуется домашнее обучение. Освобождение от переводных экзаменов постоянное при частых обострениях и наличии сердечно-легочной недостаточности. Выпускные экзамены сдаются в облегченной форме — два обязательных экзамена в конце учебного года в щадящем режиме.
Профориентация: противопоказаны профессии, связанные с неблагоприятными метео — климатическими условиями (повышенная /пониженная температура воздуха, высокая влажность, атмосферное давление) пылью, значительным физическим напряжением, воздействием токсических веществ раздражающего и сенсибилизирующего действия, всеми видами излучения и т.д.
Инвалидность назначают при стойкой дыхательной недостаточности выше 2 степени и выше сроком до 18 лет.
Физкультурная группа: для школьников — специальная, ЛФК, в период неполной ремиссии – специальная, в период ремиссии – общая.
Профилактические прививки по заключению иммунолога.
Санаторно-курортное лечение в Анапе, местном санатории «Юность» в г. Бугуруслане.
Срок наблюдения – до передачи во взрослую поликлинику.
Схема диспансеризации и реабилитации детей с респираторными аллергозами.
В последнее время резко возросло количество детей с респираторными аллергозами, проявляющимися в виде сезонных аллергических поражений верхних дыхательных путей. Возникновение их связанно с наследственной предрасположенностью, предшествующей пищевой аллергией, частыми ОРВИ. Характерно сезонность проявлений, связь с пребыванием вне помещений, в поле или лесу. Для южных регионов России основной природный аллерген – амброзия, цветущая с июля по октябрь, реже встречается сенсибилизация к другим сорным травам – полыни, лебеде, цветущим в августе – сентябре.
В группу респираторных аллергозов входят следующие нозологические формы:
- Аллергический ринит;
- Аллергический синусит;
- Аллергический аденоидит;
- Аллергический тонзилит;
- Аллергический фарингит;
- Аллергический ларингит;
- Аллергический трахеит;
- Аллергический бронхит;
- Аллергическая пневмония;
- Эозинофильный инфильтрат.
Осмотр специалистами, методы обследования
Кратность наблюдения на первом году
Дети первого года жизни: 1 раз в месяц;
На 2 – 4 году: 1 раз в 3 месяца;
Старше 5 лет: 2 раза в год.
С установленным спектром сенсибилизации: 1 раз в 6 месяцев;
При неустановленном спектре сенсибилизации: 1 раз в 3 месяца.
Рентгенография органов грудной клетки
РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Соблюдение режима дня, дневной сон после школы, достаточное пребывание на свежем воздухе. Одежда по сезону, белье хлопчатобумажное. Санация жилища, создание спокойной обстановки в семье, предотвращение контакта со значимыми аллергенами (на время цветения «опасных» растений рекомендовано, по возможности, сменить место жительства). Из видов спорта рекомендуется ходьба, плавание, ходьба на лыжах и коньках. Не рекомендуется занятие каратэ, хоккей, футбол, велосипед. Специфическая гипосенсибилизация с выявленным аллергеном.
Диетотерапия основана на принципах элиминации, детоксикации, гармонизации, динамичности и сбалансированности. Из диеты исключаются наиболее распространенные аллергизирующие продукты: цитрусы, яйца, мед, орехи, шоколад, какао, курица, рыба, сладости, клубника. Ограничить употребление в пищу продуктов содержащих гистамин: консервы, копчености, помидор, шпинат.
Специфическая гипосенсибилизация: если удается определить аллерген — курс специфической гипосенсибилизации заканчивается перед цветением соответствующих растений.
Неспецифическая гипосенсибилизация: тавегил, фенкарол, гисталонг, димибон, супрастин, кетотифен, интал.
При лечении интеркуррентных заболеваний нежелательно применение пенициллина и антибиотиков пенициллинового ряда, сульфаниламидов, аспирина, витаминов группы В, препаратов алоэ и других биологически активных препаратов.
Медикаментозная реабилитация. После обострения назначают интал первые 1 – 2 месяца в полной терапевтической дозировке, затем в течение месяца дозу снижают на 25%. При отсутствии обострений ребенка на 3 – 4-ом месяце подобной медикаментозной реабилитации переводят на половинную дозу препарата на срок 1 – 2 месяца. При сохранении ремиссии на половинной дозе стабилизаторов клеточных мембран можно полностью отменить препарат.
Физическая реабилитация, дыхательные упражнения по методикам (Толкачева, Бутейко, Стрельниковой, Дурманова), массаж грудной клетки, точечный массаж.
Физиотерапевтические методы: аэрозоли и электроаэрозоли бронхоспазмолитическими препаратами, 2% р-ром гидрокарбоната натрия, 3% р-ром натрия хлорида, унитиолом. Электрофорез с использованием 2% калия йодида (йод оказывает благоприятное влияние на дренажную функцию бронхов), индуктотермия на область надпочечников (стимулирует функцию глюкокортикоидных гормонов), магнитотерапия (магнитные поля).
При риносинусите – интал эндоназально (с отрицательного полюса) процедур. При трахеобронхите – гепарин (из расчта 300 Ед/кг массы на процедуру), разведенного в 10% растворе димексида (с анода) 8 – 9 процедур. При сочетании аллергоза и кожных проявлений назначают электрофорез с 2 – 3% р–ром сернокислого цинка и тиосульфата натрия (по поперечной методике) на курс 10- 12 процедур. Применение электрофореза наиболее эффективно в сочетании с использованием виброакустики (аппарат «Витафон»). При аллергическом синусите используют фонофорез с 1% гидрокортизоновой мазью на область пазух носа. На курс 8 – 10 процедур. Аллергический ларингостеноз купируют СВЧ- терапией на область гортани. На курс 5 – 8 процедур. Спелеотерапия (соляные шахты, соляные копи), галлотерапия, баротерапия, аромотерапия (по показаниям), ЛФК, закаливание (холодные обливания, контрастный душ).
Вакцинация по заключению врача иммунолога.
Санаторно-курортное лечение: местный санаторий, Анапа, Кисловодск.
Наблюдаются до перевода во взрослую поликлинику.
Схема диспансеризации и реабилитации детей с бронхиальной астмой.
Бронхиальная астма — инфекционно- аллергическое заболевание, возникающее в результате сенсибилизации аллергенами, характеризующееся периодическим возникновением нарушений бронхиальной проводимости в результате бронхоспазма, отека стенки бронхов и скопления секрета. В течение бронхиальной астмы различают несколько периодов: предприступный, приступный, послеприступный, межприступный.
В межприступный период дети находятся под наблюдением участкового педиатра. При установлении диагноз бронхиальная астма или при подозрении на него, ребенок направляется на консультацию к аллергологу.
Осмотр специалистами, методы обследования
Кратность наблюдения на первом году
При тяжелой форме 1 раз в 1-2 месяца, легкой и среднетяжелой форме 1 раз в 3 месяца.
При длительном межприступном периоде 2 раза в год.
Рентгенография органов грудной клетки
РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Соблюдение режима дня, дневной сон после школы, достаточное пребывание на свежем воздухе. Одежда по сезону, белье хлопчатобумажное. Санация жилища, создание спокойной обстановки в семье. Из видов спорта рекомендуется ходьба, плавание, ходьба на лыжах и коньках. Не рекомендуется занятие каратэ, хоккей, футбол, велосипед. Специфическая гипосенсибилизация с выявленным аллергеном, гистоглобулин – 5 инъекций с интервалом 3-4 дня.
Диетотерапия основана на принципах элиминации, детоксикации, гармонизации, динамичности и сбалансированности. Из диеты исключаются наиболее распространенные аллергизирующие продукты: цитрусы, яйца, мед, орехи, шоколад, какао, курица, рыба, сладости, клубника. Ограничить употребление в пищу продуктов содержащих гистамин: консервы, копчености, помидор, шпинат.
Специфическая гипосенсибилизация: если удается определить аллерген, как, например, при атипической бронхиальной астме, связанной с пыльцевыми аллергенами, курс специфической гипосенсибилизации заканчивается перед цветением соответствующих растений.
Неспецифическая гипосенсибилизация: тавегил, фенкарол, гисталонг, димибон, супрастин.
Интал в течение 3-6 месяцев, кетотифен – 0,025 мг/кг в течение 2-3 месяцев. Недокромил (тайленд) по 2 ингаляции 2 раза в день (курс 6-8 недель).
Витамины: В5, В15, аевит – 2 раза в год 2-3 недели.
Физическая реабилитация, дыхательные упражнения по методикам (Толкачева, Бутейко, Стрельниковой, Дурманова), массаж грудной клетки, точечный массаж.
Физиотерапевтические методы: аэрозоли и электроаэрозоли бронхоспазмолитическими препаратами, 2% р-ром гидрокарбоната натрия, 3% р-ром натрия хлорида, унитиолом. Электрофорез с использованием 2% калия йодида (йод оказывает благоприятное влияние на дренажную функцию бронхов), индуктотермия на область надпочечников (стимулирует функцию глюкокортикоидных гормонов), магнитотерапия (магнитные поля)
Лазерорефлексотерапия, спелеотерапия, барокамера, гомеопатия, психотерапия, метод интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) с использованием аппаратов гипоксикаторов, позволяющих создавать необходимую концентрацию кислорода во вдыхаемой смеси.
Иммунокоррегирующие средства: бронхомунал, рибомунил, ИРС-19.
Фитотерапия: корень солодки, корень лопуха, фиалка 3-х цветная, трава тимьяна, листья мяты перечной, корень валерианы, плоды фенхеля, цветы ромашки. Сбор: душица 5 г, мать и мачеха 10 г, цветы боярышника 5 г. двадцать грамм сбора на 200 мл кипятка заварить в термос, настоять 8-10 часов. Принимать по 1 столовой ложке в теплом виде 3-4- раза в день и на ночь; сбор: корень девясила 20 г, фиалка трехцветная 20 г, тимьян 20 г, анис 20 г, мать и мачеха 20 г. две столовые ложки сбора на 1/2литра кипятка. Настаивать 1 час. Пить теплым 3 раза в день по ½ стакана настоя.
В 400 мл отвара солодки (20 г на 400 мл) растворить в 0,5 г мумие. Принимать по 100 мл детям младшего возраста и по 200 мл старше 8 лет 1 раз утром. Отвар хранить в холодильнике. Через 2 дня готовить новый.
Настой травы медуницы лекарственной (10 г травы на стакан кипятка). Пить по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.
При легком и среднетяжелом течении бронхиальной астмы дети посещают школу, при тяжелом течении организуется обучение на дому или выделяется дополнительный выходной день. Освобождение от переводных экзаменов постоянное при частых приступах. Выпускные экзамены проводятся по щадящему режиму.
Физкультурная группа: первый год: освобождение на 1 месяц после приступа. При тяжелом течении далее — ЛФК, при среднетяжелом и легком — подготовительная.
Противопоказаны профессии, связанные с повышенным нервно- эмоциональным напряжением, высокой физической нагрузкой, воздействием неблагоприятных метеорологических условий (нагревающий/ охлаждающий климат и т.д.), воздействием ингаляционных и контактных аллергенов, веществами, оказывающими травмирующее и токсическое действие на эпителий бронхов (лаки, краски, цемент, шерсть, пух, асбест и т.д.)
Инвалидность при тяжело течении бронхиальной астмы сроком на 2 года, при гормонозависимой форме до 18 лет. Дети имеют право на бесплатный отпуск лекарств.
Вакцинация по заключению врача иммунолога.
Санаторно-курортное лечение: местный санаторий, Анапа, Кисловодск.
Снимается с учета через 5 лет стойкой ремиссии.
Схема диспансеризации и реабилитации детей с атопическим дерматитом.
Осмотр специалистами, методы обследования
Кратность наблюдения на первом году
аллерголог, дерматолог, невропатолог, вертебролог
ЭГДС, дуоденальное зондирование
РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Режим возрастной с максимальным пребыванием на свежем воздухе, дневной сон.
Диета с исключением облигатных аллергенов (яйца, шоколад, цитрусовые, кофе). Первый прикорм овощной, начинать с монопюре, лучше с картофеля, далее постепенно добавляя капусту, репу, и т.д. Используются нежирные сорта мяса (кролик, рябчик, нежирные сорта говядины). Каши соевые, перловые, овсяные. Готовить кашу на воде, а затем на половинном молоке. Смеси: соевые, “Нутрилат”, кисломолочные. Соки: из черной смородины, клюквенный, брусничный.
Очистительные клизмы, полифепан, смекта СУМС-1. Тюбаж по Демьянову, желчегонные (холензим, холосас). Ферментотерапия: панкреатин, мезим-форте, абомин.
Биопрепараты: бифидум-бактерин, бификол, лактобактерин – 3-4 недели. 5% интал по 50 мг 3 раза в течение 2 недель, задитен.
Десенсибилизирующая терапия: специфическая гипосенсибилизация; неспецифическая десенсибилизация: тавегил, супрастин, фенкарол.
Витаминотерапия: В6 (несколько капель до 1 ампулы.) по утрам, А, Е, В5, В15.
Хилак-форте, споробактерин, бактисубтил при сопутствующем дисбактериозе.
Фитотерапия: солодка голая, ряска малая, фиалка трёхцветная, кора дуба, лавровый лист, череда.
Противозудным действием обладает: базилик мятнолистный, боярышник колючий, бузина черная, вероника лекарственная, ежевика, петрушка, хмель, укроп.
При достижении терапевтического эффекта от лечения адвантаном, достигнутый эффект закрепляется применением разведенной мази адвантан детским кремом (1:1- 1:2), с нанесением этой комбинации 1 раз в 2-3 дня в течение -14 дней. Детям старшего возраста вместо детского крема можно применять 2-5 % дегтярную мазь.
При сильном зуде местно применяют сок лимона, уксус с водой в соотношении 1:3. Болеутоляющее и противозудное действие оказывает эфирное укропное масло (по 10 кап. 2 раза в день на кусочке сахара).
Санация хронических очагов инфекции.
Иглорефлексотерапия. Баротерапия. Глино -,- келоидотерапия.
Минеральная вода средней минерализации Смирновская, Славяновская, Ессентуки № 17 – 2-3 курса в год.
Группы физкультуры: ЛФК, затем подготовительная.
Санаторно-курортное лечение: Анапа, Сочи, Пятигорские минеральные воды.
Проф. прививки: по индивидуальному графику после консультации иммунолога. Состоят на диспансерном учете 3-5 лет или до передачи во взрослую поликлинику.
Схема диспансеризации и реабилитации детей с ревматизмом.
Ревматизм – это инфекционно- аллергическое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов. В этиологии заболевания ведущую роль играет B- гемолитический стрептококк гр. А.
Группа риска по развитию ревматизма:
- наличие ревматизма и /или диффузных заболеваний соединительной ткани у родственников первой степени родства;
- женский пол;
- возраст 7 – 15 лет;
- перенесенные стрептококковые инфекции, частые инфекции рото — и носоглотки.