Меню Рубрики

Приложение для бронхиальной астмы

Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика.»

Программа ведения детей с БА предусматривает комплексный подход с назначением широкого круга мероприятий для достижения стойкой ремиссии и высокого качества жизни у всех пациентов вне зависимости от тяжести заболевания;

основные направления программы при бронхиальной астме у детей включают:

устранение воздействия причинных факторов (элиминация);

разработка индивидуальных планов базисной противовоспалительной терапии;

разработка индивидуальных планов купирования обострений;

разработка плана реабилитации и диспансерного наблюдения;

просвещение и обучение больных детей и членов семьи;

профилактика прогрессирования заболевания;

исходя из патогенеза бронхиальной астмы современная терапия направлена на устранение аллергического воспаления слизистой оболочки бронхов, уменьшение гиперреактивности бронхов, восстановление бронхиальной проходимости и предупреждение структурной перестройки стенки бронхов;

несвоевременная диагностика и неадекватная терапия — основные причины тяжелого течения и летальности при бронхиальной астме;

выбор лечения определяется тяжестью течения и периодом бронхиальной астмы, достижением контроля.

Однако в любом случае необходим индивидуальный подход в выборе средств и методов лечения;

этиопатогенетическим методом лечения бронхиальной астмы является аллергенспецифическая иммунотерапия;

при фармакотерапии бронхиальной астмы рекомендуется «ступенчатый» подход, который включает в себя увеличение или уменьшение объема терапии в зависимости от выраженности клинических симптомов;

в комплексной терапии следует использовать немедикаментозные методы лечения, хотя эффективность некоторых из них дискуссионна и нуждается в дальнейшем изучении;

успешное лечение бронхиальной астмы невозможно без установления партнерских, доверительных отношений между врачом, больным ребенком, его родителями и близкими.

Согласно современным представлениям элиминационные мероприятия должны быть индивидуальными для каждого больного, гибкими и экономически приемлемыми.

Пока нет достаточных доказательств для того, чтобы рекомендовать специфические экологические стратегии для предупреждения развития бронхиальной астмы (первичной профилактики), однако для пациентов с персистирующей бронхиальной астмой, у которых клинически предполагается роль аллергенов, в частности ингаляционных бытовых, необходимо:

выявить анамнестически возможный спектр аллергенов, ухудшающих течение бронхиальной астмы;

обследовать: кожные тесты или аллергенспецифические антитела (IgE).

В настоящее время получен более строгий уровень рекомендаций и доказательств того, что ограничение экспозиции к ингаляционным бытовым аллергенам может влиять на контроль бронхиальной астмы. Больше всего усилий следует тратить на создание гипоаллергенного быта в той комнате, где ребенок спит. Если ребенок делит комнату с родителями, требования по уходу за постельными принадлежностями распространяются и на постель родителей.

Мероприятия для уменьшения действия бытовых, клещевых аллергенов и аллергенов домашних животных:

снижение влажности в жилых помещениях с помощью соответствующего оборудования, адекватная вентиляция жилища, обеспечивающая поддержание влажности в доме до 50% и ниже;

регулярная стирка постельного белья (1–2 раза в неделю) при температуре 55–60 °C;

использование чехлов из непроницаемых для клещей тканей;

применение для уборки жилища вакуумных пылесосов;

замена ковров и ковровых покрытий на легко моющиеся линолеум или паркет, гардин и занавесок в спальне на моющиеся жалюзи, мебели с тканевым покрытием на моющуюся кожаную или виниловую;

устранение мягких игрушек из спальни, при необходимости их стирка в горячей воде 55–60 °C или замораживание в морозильной камере;

уничтожение тараканов с помощью соответствующих инсектицидов;

блокирование мест их обитания (шпаклевание трещин в стенах, потолках, полах);

устранение доступа насекомых к остаткам пищи;

мытье пола водой с детергентами для устранения загрязненности и аллергенов.

Современные противоаллергенные защитные чехлы изготавливаются из тонкой синтетической ткани сверхплотного плетения, благодаря чему полностью ограждают человека от аллергенов, находящихся в подушках, одеялах и матрацах. Чехлы хорошо «дышат» — пропускают воздух и влагу;

проветривание помещений в те часы, когда концентрация пыльцы в воздухе наименьшая (например, вечером) и закрывание окон днем в пик поллинации;

ношение солнцезащитных очков для уменьшения попадания пыльцы на слизистую глаз;

исключение контактов с травой, сеном, участия в сезонных сельхозработах;

проведение в квартире ежедневной влажной уборки;

ограничить прогулки в жаркую, сухую, ветреную погоду. Не выезжать в такую погоду в парк, поле, лес. Наилучшее время прогулки — после дождя;

придя домой с улицы, вымыть не только руки, но и лицо. Для умывания можно использовать только водопроводную воду. На поверхности водоемов и открытых емкостей с водой осаждается много пыльцы;

ежедневно вечером мыть голову и менять полотенце;

исключение из питания пищевых продуктов с перекрестной аллергенной реактивностью;

отказ от использования для лечения фитопрепаратов, от применения растительных косметических средств (мыло, шампуни, кремы, бальзамы и т. п.).

если возможно, найти для домашнего животного другого владельца и не заводить новых домашних животных;

после удаления животного из квартиры провести неоднократную тщательную уборку помещения для полного удаления следов слюны, экскрементов, перхоти, шерсти животного. Обычно симптомы бронхиальной астмы исчезают через 6 месяцев после того, как из дома удаляют любых домашних животных, которые могли быть источником аллергена, спровоцировавшего развитие заболевания;

не допускать животное в спальную комнату и, если возможно, содержать животное вне дома;

ковры, матрацы, покрытия подвергать регулярной вакуумной чистке;

не посещать цирк, зоопарк и дома, где есть животные;

не пользоваться одеждой из шерсти, меха животных;

использовать фильтры высокоэффективной очистки; использовать осушители воздуха для помещений с повышенной (более 50–60%) влажностью;

хранить книги, одежду, постельное белье только в закрытых шкафах. Несезонную одежду и обувь, неиспользуемые игрушки можно упаковать в полиэтилен;

ее держать много комнатных растений — в цветочных горшках размножаются плесневые грибы, что является источником грибковых аллергенов. Регулярно пересаживать цветы в свежий грунт;

использовать обогреватели, кондиционеры, вентиляторы для создания оптимальной влажности;

использовать противогрибковые средства для обработки поверхностей в ванной комнате и других помещениях для уничтожения грибов;

заменить ковровые покрытия и обои на легко моющиеся материалы;

незамедлительно устранять любые протечки воды в доме для предотвращения высокой влажности и появления пятен плесени;

не принимать участие в садовых работах осенью и весной, так как лежалые листья и трава служат источником плесневых грибков в воздухе;

устранять активное и пассивное курение;

проводить адекватную вентиляцию и применять вытяжные устройства, позволяющие снизить концентрацию оксида и диоксида азота, оксида и диоксида углерода, бытовых аэрозолей;

не проводить ремонт помещений в присутствии детей;

в периоды особо интенсивного загрязнения атмосферного воздуха (смог) в результате погодных и атмосферных условий стремиться оставаться дома в чистом, хорошо кондиционируемом помещении.

Мероприятия по снижению пищевой аллергии:

Пищевые продукты как триггеры бронхиальной астмы могут быть актуальными в группе детей раннего возраста или у больных с пыльцевой сенсибилизацией.

Подлежат полному исключению из применения лекарственные препараты, в особенности аспирин и другие нестероидные противовоспалительные средства, в связи с их способностью запускать особые механизмы аллергии, которые могут привести к тяжелым и жизнеугрожающим обострениям бронхиальной астмы (см. главу 5). Важным является анамнестическое выявление аллергии на антибиотики с последующим исключением этой группы препаратов ввиду угрозы развития анафилактических реакций. Консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы и лекарства, которые присутствуют в пищевых продуктах, вызывают тяжелые обострения бронхиальной астмы; поэтому такие продукты должны быть исключены из рациона пациентов с повышенной чувствительностью к ним.

Рекомендуется полностью избегать тех пищевых продуктов, роль которых доказана клинически и результатами аллергологического обследования в развитии бронхиальной обструкции. Ограничиваются газированные напитки, консервы, жевательные резинки и прочие «лакомства», содержащие различные эссенции, красители, консерванты, эмульгаторы. У детей с пыльцевой аллергией часто встречается непереносимость мёда, ряда фруктов и овощей. В указанных ситуациях ребенок должен получать индивидуально составленную с помощью специалиста диету. Важная цель при разработке диеты — не только выявить и исключить продукты, провоцирующие обострения, но и обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание.

источник

Загрузите бесплатно прямо сейчас

Корректно подобранный ингалятор позволяет предупредить симптомы бронхиальной астмы, такие как дыхательная недостаточность, а также начало приступа. MyTherapy вовремя напомнит пользователям с бронхиальной астмой о необходимости приёма препаратов для ингаляции (например, Беклометазон или Пульмикор).

Исследования показывают, что многие пациенты с бронхиальной астмой испытывают трудности при использовании ингалятора, в следствие чего доза принимается не целиком. Поэтому с каждым напоминанием о проведении ингаляции, MyTherapy показывает короткое видео с наглядной инструкцией по правильному использованию именно того ингалятора, которым Вы пользуетесь.

Регулярная проверка легких имеет особое значение для больных астмой, так как от нее зависит дальнейшая эффективность лечения. Заносите симптомы и значения пиковой скорости выдоха в дневник и отслеживайте показатели пикфлоуметрии.

MyTherapy напомнит Вам о предстоящем посещении врача. Перед очередным визитом к доктору выгрузите и распечатайте отчёт о состоянии Вашего здоровья, который содержит обзор значений пиковой скорости выдоха, симптомов и принимаемых препаратов.

«Отличное приложение. Нужно всего лишь сканировать код лекарства и внести дозировку. И еще очень помогают уведомления о пополнении лекарств.»

– Анонимный пользователь через Google Play

«Простое и интуитивно понятное в использовании! Спасибо.»

– Анонимный пользователь на Google Play

Ваше здоровье – это ваше личное дело. Поэтому мы никогда не передадим Ваши персональные данные третьим лицам. Для использования приложения MyTherapy, не требуется регистрация Вашей учётной записи. Мы придерживаемся строгих правил работы с личной информацией, разработанных для защиты персональных данных.

Мы считаем, что MyTherapy может улучшить состояние системы здравоохранения в целом. Мы сотрудничаем с ведущими научно-исследовательскими центрами, такими как университетский медицинский комплекс Шарите (Берлин), которые предоставляют нам результаты научных исследований на базе агрегированных персональных данных. Представленная при этом информация о персональных данных не разглашается и не может быть отслежена.

Приложение MyTherapy остается и всегда будет доступным для бесплатной загрузки. Для этого мы сотрудничаем с наши партнерами – фармацевтическими компаниями и медицинскими организациями, для которых соблюдение пациентом предписаний врачей в отношении приёма медикаментов является крайне важным. Предоставленная Вами информация никогда не будет передана нашим партнерам или третьим лицам.

источник

Приложение N 4
к приказу
министра здравоохранения
Свердловской области
от 19 марта 2012 г. N 250-п

Методика
проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ N 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

04 — медицинские услуги по профилактике;

03 — Школа для больных бронхиальной астмой.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; вопросники по оценке знаний пациентов; дневники самоконтроля для пациентов бронхиальной астмой (могут представлять собой обычную тетрадь); информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Анатомия дыхательных путей», «Вид бронхов вне приступа и во время приступа БА», «Упрощенная схема аллергической реакции»).

Структура и содержание занятия

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3. Оценка исходных знаний.

2.1. Определение бронхиальной астмы?

2.2. Как устроены дыхательные пути человека?

2.3. Что происходит с бронхами во время приступа БА?

Обсуждение факторов, провоцирующих приступ астмы.

Понятие и механизм развития аллергии.

5. Активная часть (вопросы-ответы)

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; пикфлоуметры (не менее 5), одноразовые картонные мундштуки; дневники пикфлоуметрии и самоконтроля, варианты кривых пикфлоуметрии; информационные материалы для пациентов (памятки «Наиболее аллергенные продукты», «Перекрестная аллергия»).

Структура и содержание занятия

Почему возникает бронхиальная астма?

Обсуждение аллергенов и факторов риска развития БА.

4.1. Что такое пикфлоуметрия и зачем она нужна?

4.3. Принципы ведения дневника пикфлоуметрии.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; технические средства элиминации — противоклещевые чехлы, акарициды, воздухоочиститель; различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер; информационные материалы для пациентов (памятки «Как избавиться от клеща домашней пыли», «Как правильно пользоваться дозированным аэрозольным ингалятором», «Физические упражнения для пациентов с бронхиальной астмой»).

Структура и содержание занятия

Проверка усвоения материала.

Формы доставки лекарственных препаратов.

Демонстрация техники использования ингалятора.

Обзор антиастматических препаратов.

7. Активная часть (вопросы-ответы)

Физические упражнения для пациентов с бронхиальной астмой.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия — по возможности; информационные материалы по теме занятия («Уровни контроля над астмой», «Тест по контролю над астмой», «План действий по поддержанию контроля над бронхиальной астмой») для каждого слушателя.

Структура и содержание занятия

2.1. Причины, вызывающие обострение БА.

2.2. Как распознать обострение БА?

3. Активная часть (вопросы-ответы)

Что делать при приступе удушья?

5.2. План самоведения при БА.

Тест по контролю над астмой, обсуждение результатов.

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений

Оснащение: дневники самоконтроля.

Структура и содержание занятия

1. Обсуждение слушателями элиминационных мероприятий, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла

2. Демонстрация и закрепление навыков техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем

3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии

4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения

5. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

6. Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

В результате сестринского обследования на момент осмотра были выявлены следующие проблемы пациента:

Физиологические:

Настоящие: приступы удушья, одышка, сухой непродуктивный кашель, нарушение аппетита из-за необходимости соблюдения гипоааллергенной диеты, трудно отделяемая мокрота, экспираторная одышка.

Читайте также:  Астматический статус клиника при бронхиальной астме

Приоритетная- приступы удушья

-Психологические:

-Страх при пользовании ингалятором

— нежелание принимать препараты

-невозможность посещения детского сада

Потенциальные проблемы.

-риск возникновения более частых приступов бронхиальной астмы,

-переход заболевания в астматический статус.

Возможные проблемы родителей:

2. Дефицит знаний о заболевании и уходе.

3.Дефицит знаний о создании гипоаллергенного быта.

4. Неумение пользоваться ингалятором

Программа сестринских вмешательств при решении проблем пациента с атопической бронхиальной астмой.

Проблема Цель сестринских вмешательств Независимые сестринские вмешательства (уход и наблюдение за пациентом) Зависимые сестринские вмешательства (выполнение врачебных назначений) Оценка эффективности сестринских вмешательств
Краткосрочная Долгосрочная
Приступы удушья Снизить приступы удушья в течение 3 дней Не допускать развития приступов удушья Успокоить больного и окружающих. · Обеспечивать приток свежего воздуха путём регулярного проветривания · Обеспечить оксигенотерапию · Во время приступа придать ребенку возвышенное положение в постели (приподнять головной конец кровати на 30°) · Расстегнуть стестняющую одежду · В качестве отвлекающей терапии провести простейшие физиопроцедуры: ножную ванну, массаж грудной клетки · Обеспечить постоянное динамическое наблюдение за ребенком · Создать атмосферу психологического комфорта, оказывать поддержку пациенту и его родственникам · Научить родителей правильно применять ингаляционные препараты для оказания неотложной помощи и комбинацию препаратов для контроля астмы, четко их дозировать. · Обучить родителей самоконтролю состояния: регистрировать данные в дневнике наблюдения · Ознакомить родителей с основными принципами гипо-аллергенной диеты · Консультация аллерголога Ингаляция через небулайзер с бронхолитиком (Сальмотек-100 мкр) Приготовить по назначению врача препараты: -эуфиллин 10 мг в/в струйно Приступ удушья прошел
Экспираторная одышка Родители ребенка отметят уменьшение одышки Родители ребенка будут знать причины появления одышки и методы самопомо щи. Возвышенное положение в постели, угол 30 градусов. Расстегнуть стесняющую одежду, открыть форточку. Объяснить необходимость приёма удобного положения — сидя, с упором на руки. Воспользоваться карманным ингалятором (См. Приложение 3.). Сделать больному тёплые ручные и ножные ванночки. Осуществлять динамическое наблюдение за дыханием, пульсом, АД, цветом кожных покровов, характером одышки. Проводить оксигенотерапию, по назначению врача. Обучить пациента дыхательной гимнастике, звуковой гимнастике, технике медленного дыхания. Оксигенотерапия. Ввести -внутривенно капельно 2,4 % раствор эуфиллина 5 мл. -внутривенно струйно преднизолон 120 Пациент отметил уменьшение одышки. Пациент знает причины появления одышки и методы самопомощи. Цель достигнута
Сухой непродуктивный кашель Кашель в течение суток перейдет во влажный Пройдет к моменту выписки Соблюдение СанЭпид режима в стационаре (поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат). · Применять обильное, теплое, щелочное питье. · Освободить от стесняющей одежды · Выполнять физиотерапевтические процедуры (ножные ванны, согревающий компресс), если у больного ребенка нет температуры · Проводить динамическое наблюдение за состоянием пациента (частота дыхания, пульс, характер кашля, цвет кожных покровов, температура тела) · Обучить родителей пациента гигиене кашля · Обеспечить ребенка индивидуальной плевательницей · Проводить массаж грудной клетки · Создать ребенку дренажное положение для улучшения отхождения мокроты · Ознакомить родителей с основными принципами гипо-аллергенной диеты · Посоветовать родителям приобрести увлажнитель воздуха · Развесить влажные полотенца на батарее или поставить таз с водой (для увлажнения воздуха в палате) -ингаляции физраствор 2 мл. с Беродуалом по 5 капель- 3 раза в день , но-шпа по 0,5 табл. 2 раза в день Кашель прошел
трудно отделяемая мокрота. В течении двух дней улучшение отхождения мокроты Мокрота у ребенка исчезнет к моменту выписки Обеспечить приток свежего воздуха. Соблюдение СанЭпид режима в стационаре (поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат). Чаще менять положения в постели. · Давать теплое обильное щелочное питье · Выполнять простейшие физиотерапевтические процеду­ры · Проводить вибрационный массаж грудной клетки · Обучить родителей ребенка комплексу упражнений дыхательной гимнастики · Соблюдать режим провет­ривания помещения ( не менее 4 раз в день) · Обеспечить оксигенотерапию · Создать удобное дренажное положение Муколитические средства, оказывающие влияние на эластичность и вязкость бронхиальной слизи Ингаляции с Беродуалом- по 5 кап. на физ. растворе. 3 р/день; Родители ребенка отметят улучшение отхождения мокроты к концу недели
Дефицит знаний о заболевании неумение пользоваться ингалятором Родители узнают о заболевании и уходе. К моменту выписки родители смогут самостоятельно ухаживать за ребенком Информировать родителей о факторах риска, клинических проявлениях периода предвестников приступа, обучить проведению неотложных мероприятий при развитии приступа. Обучить родителей девочки технике применения карманного ингалятора: (достать его, вынуть из упаковки, надеть насадку, перевернуть аэрозоль и сделать 1-2 нажатия таким образом, чтобы препарат во время распыления попал на область задней стенки глотки. В это время ребенок сделает несколько вдохов, и действующее вещество попадет в дыхательные пути). Оказать содействие в подборе спейсера. Порекомендовать родителям, постоянно контролировать прием лекарственных препаратов ребенком, акцентировать их внимание на том, что для достижения существенных результатов в лечении необходимо принимать препараты своевременно, рационально и бережно, правильно использовать их комбинации, систематически оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о побочных действиях. Создать атмосферу психологического комфорта, оказывать поддержку родителям, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству. Познакомить с другими пациентами , страдающими приступами Бронхиальной астмы Организовать беседу с врачом по вопросам, выходящим за рамки компетенции медсестры. Устранен страх родителей за ребёнка. Цель достигнута.
Страх при использовании инголятора Ребенок выполнит назначенные процедуры Ребенок будет выполнять назначенные процедуры без страха · Создать спокойную доброжелательную обстановку · Привлечь родителей · Объяснить ребенку суть процедуры · Показать на примере других детей безопасность проведения процедуры · Проводить физиопроцедуры только после согласия ребенка и его родителей Глицин 1 табл.-1 раз в день Ребенок охотно соглашается на выполнение процедур
нарушение аппетита из-за необходимости соблюдения гипоаллергенной диеты Аппетит появится в течение суток Девочка будет хорошо кушать к моменту выписки -Ознакомить родителей с основными принципами гипоаллергенной диеты, она должна соответствовать возрастным потребностям по калорийности, соотношению ингредиентов и оказывать десенсибилизирующее действие. Из пищевого рациона необходимо исключить облигатные пищевые аллергены: шоколад, какао, цитрусовые, гранаты, дыни, землянику, черную смородину, малину, помидоры, мед, рыбу, икру, орехи, грибы. Ограничить молоко и яйца (в 2 раза меньше по сравнению с возрастной нормой), но для снижения их аллергенной активности рекомендуется более длительная термическая обработка. Необходимо также исключить из диеты экстрактивные вещества, острые приправы, соленые блюда, пищевые добавки. Обеспечить пациента адекватным объемом жидкости в виде щелочной минеральной воды, разведенных соков, настоев из отхаркивающих трав. · Организовать прием пищи в спокойной обстановке (возможен просмотр мультиков) · Пища должна быть красиво оформлена · Поинтересоваться какие предпочтения в еде у ребенка Аппетит улучшился
Дефицит знаний о создании гипоаллергенного быта Восполнить дефицит знаний К моменту выписки родители создадут гипоаллергенный быт
  • Необходимо убедить изолировать ребенка от собаки, не допускать игр с собаками;
  • следует проветривать дом и не допускать высокой влажности;
  • ребенок имеет аллергию на клещей домашней пыли, то родителей необходимо ознакомить со следующими мерами, которые должны помочь уменьшить аллергическую реакцию:
  • регулярно стирать постельное белье при температуре минимум 60 градусов;
  • использовать специальное постельное белье для матрасов, покрывала и подушек;
  • по возможности не класть в постель мягкие игрушки или стирать их регулярно при температуре 60 градусов;
  • избегать „собирателей пыли“, включая ковры с длинным ворсом, особенно в спальной комнате;
  • необходимо применять специальный клещенепроницаемый чехол для изоляции матраса, одеяла и подушек, который немедленно и эффективно блокирует контакт с аллергическими возбудителями, клещами и их испражнениями;
  • желательно пользоваться увлажнителями для создания комфортных условий в комнате, воздухоочистителями для очистки воздуха в квартире и парогенераторами для уборки помещений;
  • необходимо обучить родителей ведению дневника бронхиальной астмы: Дневник по астме используется для фиксирования результатов измерений максимальной скорости выдоха. Кроме этих значений, в дневнике могут фиксироваться и другие особенности болезни, например: личные жалобы (кашель, мокрота, одышка); применение препаратов в случае неотложной ситуации;особенности, такие как одышка ночью и инфекции.

Тщательно записывая все полученные данные, родители смогут получить представление о течении болезни и лечении. Дневник помогает лучше понять болезнь и является очень полезным при обсуждении болезни с врачом.

Родители ознакомились с правилами ведения гипоаллергенного быта.

Программа сестринских вмешательств при решении потенциальных проблем пациента, страдающего атопической бронхиальной астмой.

Проблема Независимые сестринские вмешательства (сестринский уход и наблюдение) Зависимые сестринские вмешательства (выполнение врачебных назначений)
Астматичес Устранить действие По назначению врача введение
кий статус аллергена, обеспечить внутривенно 60—90 мг
доступ свежего воздуха, преднизолона. При необходимости
усадить больного в транспортировать пациента в
удобное положение, реанимационное отделение.
вызвать врача. Проведение оксигенотерапии.

Работа в медицине подразумевает под собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и в первую очередь не навредить ему.

Учитывая актуальность темы и изучив теоретический материал по вопросам сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой, проанализировав наблюдения из практики, можно прийти к заключению о том, что осуществляя сестринский процесс медсестра должна быть коммуникабельной, профессионально компетентной. Это необходимо для выявления проблем пациента, умения оценить тяжесть состояния больного, необходимость проведения плановой и экстренной терапии, профилактической работы.

Необходимо помнить, что пациенты с одинаковыми заболеваниями имеют различные приоритетные проблемы, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, чётко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит е только здоровье, но и жизнь пациента.

Бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии. Повышается педагогическая роль медсестры, потому что пациент должен много знать и уметь сам для улучшения качества жизни. С момента установления диагноза медсестра даёт больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизм действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, правилах пользования небулайзером, методам самоконтроля, чтобы предотвратить развитие обострений. В этом и заключается особенность сестринского процесса при бронхиальной астме.

Таким образом, на основании проделанной работы

1. Обобщены и систематизированы знания о бронхиальной астме и роли медсестры в уходе за данными больными.

2. Описана база преддипломной практики ГБУЗ НО «Детская городская больница №42» и соматического отделения, где была осуществлена курация пациента.

3. Составлена и реализована программа сестринских вмешательств в процессе курации пациента с атопической бронхиальной астмой.

4. Оценена эффективность реализации программы сестринских вмешательств в процессе курации пациента с атопической бронхиальной астмой.

Задачи решены в полном объеме, цель ВКР достигнута.

Практическая значимость. Данная работа может иметь практическое значение, и ее материалы могут быть использованы в качестве учебного пособия для углубленного изучения бронхиальной астмы, как студентами медицинского колледжа, так и практикующими медицинскими сестрами ЛПУ.

1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. — М., 2012. — 132 с.

2. Лещенко И.В. Распространенность бронхиальной астмы в Свердловской области//Пульмонология 2011; 2: 50-55.

3. Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Филатова Т.А.и др. Стандарты изучения эпидемиологии аллергических заболеваний у детей: бронхиальная астма // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири». — 2015. — №2.-С. 10-16.

А.Овчаренко С. И. Бронхиальная астма: диагностика и лечение. — РМЖ,

5.Чучапин А. Г. Бронхиальная астма. — 2015.

6.Бшиченко Т.Н. Эпидемиология бронхиальной астмы. В кн.: Чучалин А.Г. (ред.) Бронхиальная астма. М.: Агар; 2015; т. 1,- С. 400-423.

7.Бронхиальная астма у взрослых. Атопический дерматит. Под редакцией А.Г. Чучалина. Атмосфера, 2012.

8. Власенко С.Ю., Лебедин Ю.С. Изучение специфического IgE-ответа на бытовые, эпи-дермальные и грибковые аллергены у больных бронхиальной астмой // Иммунология. — 2016. — № 4. — С. 39-41.

9.Емельянов А.В., Федосеев Г.Б., Сергеева Г.Р.и др. Распространенность бронхиальной астмы и аллергического ринита среди взрослого населения Санкт-Петербурга // Аллергология. — 2012. — №2. — С. 10-15.

10.Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Филатова Т.А., Еавалов С.М. Возрастные аспекты эпидемиологии бронхиальной астмы у детей Новосибирска // Пульмонология. -2013г. — №1. — С. 38-43.

11.https://ш.wikipedia.org/wiki/Бронхиальная астма глава 1.2.

12.http://extremed.ш/skorpom/28-np-od/627-npbronch- астматический статус.

13. http://vadishu.com/asthma/obschee/sestrinskiv-protsess-pri-bronhialnov- astme.html — этапы сестринского процесса при бронхиальной астме.

14. http://medlec.org/lek-68075.html — особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.

16.http://tgp 1. ru/InformationF orPatients/Shkola-astmv/Pobedim-bronxialqnui u- astmu —

17. Комаров Ф. П., Даниляк И. Г. Подходы к лечению больных бронхиальной астмой. — Терх. арх., 2015, № 3, с. 9—13.

18. Кузнецова В. К. Механика дыхания. — В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания./Под ред, Н. Н. Канаева, Г. Г. Шика. — Л.: Медицина, 2010.

19. Путов Н. В., Бобков А. Г., Капаев Н. Н. и др. Руководство по пульмоно­логии./Под.ред. Н. В. Путова, Г. Б. Федосеева. — Л.: Медицина, 2017. — 504 с.

20. Канаев Н. И. Общие вопросы методики исследования и критерии оценки показателей дыхания. — В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания./Под ред. Н. Н. Канаева, Г. Г. Шика. — Л.: Медицина, 2010.

21. Канаев Н. И., Орлова А. Г. Методика и диагностические возможности спирографичеекого исследования. — В кн.: Функциональные методы исследования дыхания в пульмонологической практике. — Л.: Медицина,

22. Адо А. Д. Социальное и биологическое в проблеме бронхиальной астмы.— Клин, мед., 2010, № 2, с. 4—-10

источник

Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика.»

Программа ведения детей с БА предусматривает комплексный подход с назначением широкого круга мероприятий для достижения стойкой ремиссии и высокого качества жизни у всех пациентов вне зависимости от тяжести заболевания;

основные направления программы при бронхиальной астме у детей включают:

устранение воздействия причинных факторов (элиминация);

разработка индивидуальных планов базисной противовоспалительной терапии;

разработка индивидуальных планов купирования обострений;

Читайте также:  Причины бронхоспазма при бронхиальной астме

разработка плана реабилитации и диспансерного наблюдения;

просвещение и обучение больных детей и членов семьи;

профилактика прогрессирования заболевания;

исходя из патогенеза бронхиальной астмы современная терапия направлена на устранение аллергического воспаления слизистой оболочки бронхов, уменьшение гиперреактивности бронхов, восстановление бронхиальной проходимости и предупреждение структурной перестройки стенки бронхов;

несвоевременная диагностика и неадекватная терапия — основные причины тяжелого течения и летальности при бронхиальной астме;

выбор лечения определяется тяжестью течения и периодом бронхиальной астмы, достижением контроля.

Однако в любом случае необходим индивидуальный подход в выборе средств и методов лечения;

этиопатогенетическим методом лечения бронхиальной астмы является аллергенспецифическая иммунотерапия;

при фармакотерапии бронхиальной астмы рекомендуется «ступенчатый» подход, который включает в себя увеличение или уменьшение объема терапии в зависимости от выраженности клинических симптомов;

в комплексной терапии следует использовать немедикаментозные методы лечения, хотя эффективность некоторых из них дискуссионна и нуждается в дальнейшем изучении;

успешное лечение бронхиальной астмы невозможно без установления партнерских, доверительных отношений между врачом, больным ребенком, его родителями и близкими.

Согласно современным представлениям элиминационные мероприятия должны быть индивидуальными для каждого больного, гибкими и экономически приемлемыми.

Пока нет достаточных доказательств для того, чтобы рекомендовать специфические экологические стратегии для предупреждения развития бронхиальной астмы (первичной профилактики), однако для пациентов с персистирующей бронхиальной астмой, у которых клинически предполагается роль аллергенов, в частности ингаляционных бытовых, необходимо:

выявить анамнестически возможный спектр аллергенов, ухудшающих течение бронхиальной астмы;

обследовать: кожные тесты или аллергенспецифические антитела (IgE).

В настоящее время получен более строгий уровень рекомендаций и доказательств того, что ограничение экспозиции к ингаляционным бытовым аллергенам может влиять на контроль бронхиальной астмы. Больше всего усилий следует тратить на создание гипоаллергенного быта в той комнате, где ребенок спит. Если ребенок делит комнату с родителями, требования по уходу за постельными принадлежностями распространяются и на постель родителей.

Мероприятия для уменьшения действия бытовых, клещевых аллергенов и аллергенов домашних животных:

снижение влажности в жилых помещениях с помощью соответствующего оборудования, адекватная вентиляция жилища, обеспечивающая поддержание влажности в доме до 50% и ниже;

регулярная стирка постельного белья (1–2 раза в неделю) при температуре 55–60 °C;

использование чехлов из непроницаемых для клещей тканей;

применение для уборки жилища вакуумных пылесосов;

замена ковров и ковровых покрытий на легко моющиеся линолеум или паркет, гардин и занавесок в спальне на моющиеся жалюзи, мебели с тканевым покрытием на моющуюся кожаную или виниловую;

устранение мягких игрушек из спальни, при необходимости их стирка в горячей воде 55–60 °C или замораживание в морозильной камере;

уничтожение тараканов с помощью соответствующих инсектицидов;

блокирование мест их обитания (шпаклевание трещин в стенах, потолках, полах);

устранение доступа насекомых к остаткам пищи;

мытье пола водой с детергентами для устранения загрязненности и аллергенов.

Современные противоаллергенные защитные чехлы изготавливаются из тонкой синтетической ткани сверхплотного плетения, благодаря чему полностью ограждают человека от аллергенов, находящихся в подушках, одеялах и матрацах. Чехлы хорошо «дышат» — пропускают воздух и влагу;

проветривание помещений в те часы, когда концентрация пыльцы в воздухе наименьшая (например, вечером) и закрывание окон днем в пик поллинации;

ношение солнцезащитных очков для уменьшения попадания пыльцы на слизистую глаз;

исключение контактов с травой, сеном, участия в сезонных сельхозработах;

проведение в квартире ежедневной влажной уборки;

ограничить прогулки в жаркую, сухую, ветреную погоду. Не выезжать в такую погоду в парк, поле, лес. Наилучшее время прогулки — после дождя;

придя домой с улицы, вымыть не только руки, но и лицо. Для умывания можно использовать только водопроводную воду. На поверхности водоемов и открытых емкостей с водой осаждается много пыльцы;

ежедневно вечером мыть голову и менять полотенце;

исключение из питания пищевых продуктов с перекрестной аллергенной реактивностью;

отказ от использования для лечения фитопрепаратов, от применения растительных косметических средств (мыло, шампуни, кремы, бальзамы и т. п.).

если возможно, найти для домашнего животного другого владельца и не заводить новых домашних животных;

после удаления животного из квартиры провести неоднократную тщательную уборку помещения для полного удаления следов слюны, экскрементов, перхоти, шерсти животного. Обычно симптомы бронхиальной астмы исчезают через 6 месяцев после того, как из дома удаляют любых домашних животных, которые могли быть источником аллергена, спровоцировавшего развитие заболевания;

не допускать животное в спальную комнату и, если возможно, содержать животное вне дома;

ковры, матрацы, покрытия подвергать регулярной вакуумной чистке;

не посещать цирк, зоопарк и дома, где есть животные;

не пользоваться одеждой из шерсти, меха животных;

использовать фильтры высокоэффективной очистки; использовать осушители воздуха для помещений с повышенной (более 50–60%) влажностью;

хранить книги, одежду, постельное белье только в закрытых шкафах. Несезонную одежду и обувь, неиспользуемые игрушки можно упаковать в полиэтилен;

ее держать много комнатных растений — в цветочных горшках размножаются плесневые грибы, что является источником грибковых аллергенов. Регулярно пересаживать цветы в свежий грунт;

использовать обогреватели, кондиционеры, вентиляторы для создания оптимальной влажности;

использовать противогрибковые средства для обработки поверхностей в ванной комнате и других помещениях для уничтожения грибов;

заменить ковровые покрытия и обои на легко моющиеся материалы;

незамедлительно устранять любые протечки воды в доме для предотвращения высокой влажности и появления пятен плесени;

не принимать участие в садовых работах осенью и весной, так как лежалые листья и трава служат источником плесневых грибков в воздухе;

устранять активное и пассивное курение;

проводить адекватную вентиляцию и применять вытяжные устройства, позволяющие снизить концентрацию оксида и диоксида азота, оксида и диоксида углерода, бытовых аэрозолей;

не проводить ремонт помещений в присутствии детей;

в периоды особо интенсивного загрязнения атмосферного воздуха (смог) в результате погодных и атмосферных условий стремиться оставаться дома в чистом, хорошо кондиционируемом помещении.

Мероприятия по снижению пищевой аллергии:

Пищевые продукты как триггеры бронхиальной астмы могут быть актуальными в группе детей раннего возраста или у больных с пыльцевой сенсибилизацией.

Подлежат полному исключению из применения лекарственные препараты, в особенности аспирин и другие нестероидные противовоспалительные средства, в связи с их способностью запускать особые механизмы аллергии, которые могут привести к тяжелым и жизнеугрожающим обострениям бронхиальной астмы (см. главу 5). Важным является анамнестическое выявление аллергии на антибиотики с последующим исключением этой группы препаратов ввиду угрозы развития анафилактических реакций. Консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы и лекарства, которые присутствуют в пищевых продуктах, вызывают тяжелые обострения бронхиальной астмы; поэтому такие продукты должны быть исключены из рациона пациентов с повышенной чувствительностью к ним.

Рекомендуется полностью избегать тех пищевых продуктов, роль которых доказана клинически и результатами аллергологического обследования в развитии бронхиальной обструкции. Ограничиваются газированные напитки, консервы, жевательные резинки и прочие «лакомства», содержащие различные эссенции, красители, консерванты, эмульгаторы. У детей с пыльцевой аллергией часто встречается непереносимость мёда, ряда фруктов и овощей. В указанных ситуациях ребенок должен получать индивидуально составленную с помощью специалиста диету. Важная цель при разработке диеты — не только выявить и исключить продукты, провоцирующие обострения, но и обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание.

источник

300 млн людей в мире страдают от бронхиальной астмы. Но до сих пор, по статистике врачей, менее 40% пациентов-астматиков контролируют ее проявления, своевременно обращаются к врачу и выполняют все его указания в случаях обострения болезни. Многие пациенты даже не умеют распознавать ранние признаки ухудшения своего состояния и слишком поздно начинают прием препаратов.

Треть взрослых американцев пытаются оценивать состояние своего здоровья при помощи онлайн-тестов и текстовых описаний. В среднем за год больной астмой житель США трижды посещает врача, но тратит только на поиски информации о своем здоровье не менее 52 часов онлайн. 52% обладателей смартфонов получают медицинскую информацию именно с их помощью.

MedAboutMe выяснял, что ищут астматики в интернете и есть ли у них шансы найти это в русскоязычной «паутине» или на смартфоне?

Бронхиальная астма — хроническое заболевание, требующее от пациента постоянного самоконтроля и оценки окружающей среды на предмет появления возможных триггеров астматического приступа.

Астматики, как и многие другие больные с хроническим заболеванием, являются людьми уязвимыми и нуждаются в поддержке. Но поддержка бывает разной. Например, маркетологи давно «взяли под свое крыло» людей с бронхиальной астмой. На рынке можно найти широкий выбор товаров на любой вкус: суперпылесосы со специальными воздушными фильтрами, особую защита для матрасов, специальное постельное белье и другие противоастматические аксессуары. Однако исследования показали, что все эти приспособления лишь незначительно снижают уровень аллергенов в доме — не настолько значимо, чтобы это оказывало реальное влияние на частоту приступов. Можно сказать, что ни одно из подобных устройств не является достаточно эффективным для защиты астматиков от приступов, связанных с аллергией. Поэтому таким людям следует искать другие способы снижения аллергорисков.

Бронхиальная астма нередко связана не только с наличием аллергенов в воздухе, но и с психосоматическим компонентом. Например, под воздействием пыли голоса у астматиков меняются, становятся более хриплыми, сухими, но обследование при этом не выявляет никаких физиологических изменений.

Часто встречаются случаи, когда приступ бронхиальной астмы развивается на фоне определенных ситуаций, являющихся по той или иной причине стрессовыми для человека. Ряд ученых видят связь между стрессом и воспалительными реакциями организма, что объясняет, почему стресс так опасен для астматиков.

Сегодня социальные сети становятся прибежищем для все большего числа людей. Отношение к интернет-общению у врачей остается неоднозначным. Было доказано, что общение в соцсетях может становиться как причиной ухудшения состояния астматиков, так и, напротив, снимать стресс и снижать риски развития приступа. Тревожность, депрессия — эти состояния негативно влияют на самоконтроль у человека, больного астмой. И обострение этих состояний или уменьшение их проявлений также могут быть тесно связаны с интернет-общением. Впрочем, исследователи указывают, что некоторые черты характера, личности человека могут быть факторами риска развития приступов астмы вне зависимости от того, общается человек в соцсетях или нет. Речь идет об экстравертности и нейротизме, которые в немалой степени определяют психологию поведения пациента.

Кроме того, известно, что чем лучше человек понимает природу своего заболевания, тем тщательнее он выполняет указания врачей. Например, даже те пациенты, которые используют дозированные ингаляторы, не всегда делают это правильно. В результате эффект от такого лечения минимален, а качество жизни человека продолжает оставаться достаточно низким.

Наконец, было доказано, что люди с астмой, получающие социальную поддержку, в 3,6 раза чаще придерживаются плана действий при астме и назначенного курса лечения, чем те, у кого нет такой поддержки. Несоблюдение режима пациентами также наблюдается в 1,53 раза чаще на фоне дефицита социальных связей, дающих положительный отклик.

Итак, как следует из вышесказанного, астматикам важно:

  • Соблюдать план действий при астме и назначенный курс лечения.
  • Контролировать риски развития аллергических приступов.
  • Избегать стрессовых ситуаций и получать психологическую поддержку, снижающую вероятность развития стрессов.
  • Иметь возможность получать актуальную информацию по своему заболеванию: по новым маркерам недуга, его генетическим компонентам, по поступлению и наличию лекарств, их побочных эффектам, а также по различным альтернативным методикам лечения, включая возможность проверить степень их адекватности.

Что же из этого могут предложить интернет и мобильные технологии?

Анализ рынка мобильных приложений, ориентированных на жителей США, проведенный в 2014 году, позволяет сделать следующие выводы. Самые распространенные приложения по теме «бронхиальная астма» — это программы, акцентированные на обучении пользователей управлять своей болезнью (52%). Из них:

  • 39% приложений рассчитаны на приверженцев альтернативной медицины. Они предлагают обучение йоге, акупрессуре, различные системы дыхательных упражнений.
  • 22% приложений содержат общую информацию об астме в виде текстов, видео или аудио-файлов.
  • 17% приложений посвящены методам лечения астмы, в том числе нюансам ингаляции.
  • Наконец, 18% приложений, связанных с бронхиальной астмой, предназначены не для пациентов, а для клиник и врачей.

Согласно результатам исследования, пациенты, которые придерживались разработанного врачом плана действий при астме, реже посещали отделения скорой помощи и больницы. Такой план действий может быть представлен, в частности, в электронном виде, а также в форме дневника самоконтроля. Многие такие дневники предполагают, что пациент имеет под рукой индивидуальный прибор пикфлоуметр, предназначенный для измерения одного из ключевых показателей состояния человека — пиковой скорости выдоха.

Говоря о мобильных приложениях, доступных российскому пользователю, следует отметить несколько основных тенденций:

  • основная проблема российских мобильных приложений для пациентов с астмой — русификация. Далеко не все из них ориентированы на русскоязычных пользователей. В результате даже информационные приложения, призванные просвещать и обучать пациентов, выходят на английском языке, что не приемлемо для большинства российских больных;
  • приложений, пропагандирующих методы альтернативной медицины, больше, чем программ, в основе которых лежат рекомендации официальных врачей;
  • количество обучающих, образовательных, информационных приложений удивительно невелико.

Мобильное приложение, предназначенное для пациентов с бронхиальной астмой. Это американская разработка, позволяющая пациенту вести дневник своего состояния, контролировать прием препаратов и отслеживать триггеры астматических приступов. Цветная шкала по заданным параметрам указывает степень тяжести заболевания человека на данный момент. Приложение удобно тем, что записями и графическими выводами можно поделиться с лечащим врачом. Родители могут наблюдать за состоянием своего ребенка дистанционно. Аналогами являются также программы Asthma Tracker, Asthma Monitor и др.

Приложение, подразумевающее контакт врача и пациента. Предполагается, что человек, страдающий от астмы, будет дважды в день заполнять небольшой опрос, измерять пиковую скорость выдоха и указывать прием лекарств. Программа будет отслеживать изменения в состоянии пациента и сможет отправить сообщение об ухудшении врачу.

Популярное приложение сайта MedAboutMe, которое может в немалой степени облегчить жизнь астматику. Многие астматики являются людьми метеочувствительными, а приложение сообщает, в какие дни риск развития астматического приступа на фоне изменения погодных условий повышается. Кроме того, «Метеодоктор» позволяет оценить аллергическую обстановку в разных географических точках мира, так как указывает на моменты цветения различных растений.

Читайте также:  Обструктивный кашель при астме

Удивительно, но в русскоязычном интернете не так уж много ресурсов, куда можно пойти астматику и пообщаться со своими сообщниками без опасения получить кучу сомнительных рекомендаций от представителей альтернативной медицины. Немалая часть подобных проектов была закрыта за последние два года.

«Астма и аллергия — сообщество активных дилетантов». Проект, который также имеет свой паблик ВКонтакте, где объединяет почти 16 тысяч человек. Пожалуй, на сегодняшний день это один из самых активных ресурсов. Социальные сети явно побеждают: форум сайта Astmatik.net намного менее активен, чем сообщество ВКонтакте. Что радует в последнем, так это достаточно высокий средний уровень адекватности. Посетители сообщества вдумчиво оценивают опыт своих коллеги и умеют не соглашаться с представителями сомнительных методов лечения.

«Аллергия и иммунитет — Дозированная иммунотерапия». Сайт создан врачом-аллергологом из Ростова-на-Дону и представляет собой не самый популярный, но стабильно посещаемый ресурс. Главное, что на нем есть форум, на котором автор сайта отвечает на вопросы. Хотя бронхиальная астма является лишь одной из популярных тем данного ресурса, пациенты, страдающие от этого заболевания, всегда найдут тут поддержку и корректный совет.

Достаточно новый, но, тем не менее весьма информативный ресурс, имеющий также группу ВКонтакте. Форума на сайте нет, общение в соцсетях тоже практически отсутствует. Единственное преимущество — обширная подборка статей по теме бронхиальной астмы и ее лечения.

источник

• образовательные программы являются не­отъемлемой частью комплексного лечения детей с бронхиальной астмой; целью прове­дения программ является развитие сотрудни­чества между врачом и пациентом;

• особенностью таких программ в педиатрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы па­циентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии.

• существуют различные формы и методы обу­чения пациентов: индивидуальные и группо­вые методики, видеообучение, специализи­рованные Интернет-сайты, адаптированные программы для детей младшего возраста (сказкотерапия), тренинги с участием психо­логов. Одной из распространенных форм яв­ляется Астма-школа;

• обучение пациентов, их родителей и родст­венников должно проводиться на всех этапах оказания медицинской помощи пациентам с бронхиальной астмой;

• образовательные программы должны быть направлены не только на семью больного, но и на врачей, средний медперсонал, педаго­гов, постоянно занимающихся с ребенком, страдающим бронхиальной астмой;

• психологическая помощь, осуществляемая параллельно с занятиями в Астма-школе, су­щественно повышает эффективность образо­вательных программ и улучшает комплайнс.

Обучение пациентов и их родителей является не­отъемлемой частью комплексной программы лече­ния бронхиальной астмы. Основной целью проведения образовательных программ является повыше­ние мотивации лечения — активного и сознательно­го следования врачебным рекомендациям. Разви­тие сотрудничества между врачом и пациентом (комплайнс, кооперативность) — обязательное усло­вие успешного обучения.

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тща­тельного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Для достижения оптимального контроля бронхи­альной астмы и формирования высокого уровня ка­чества жизни больных недостаточно вклада только врача, необходимо сотрудничество с пациентом. Никакие самые современные методы лечения не окажут должного эффекта, если пациент не будет четко следовать врачебным рекомендациям. Недо­статочная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе разви­тия и обострений бронхиальной астмы, а также о су­ществующих современных методах лечения приво­дит к тому, что многие из пациентов игнорируют на­значения врачей, самостоятельно прекращают лече­ние или прибегают к услугам парамедиков.

Приверженность лечению характеризуется отно­шением количества реально принятого препарата к теоретически назначенному, выраженным в процен­тах. Возможны нарушения вследствие недостаточно­го комплайнса: передозировка, уменьшение дозы и беспорядочный прием лекарств. По данным ряда ис­следований комплайнс пациентов с бронхиальной астмой, не прошедших образовательные программы, составляет не более 40-50%. Обучение пациентов должно начинаться с момента постановки диагноза и продолжаться на протяжении всего периода наблю­дения для достижения высокого уровня комплайнса (>80% выполнения назначений). При выборе метода и формы обучающих программ должен учитываться возраст пациентов. При лечении детей младшего возраста главным объектом обучения являются ро­дители или лица, ухаживающие за ребенком. Исполь­зуя адаптированные программы для детей младшего возраста, можно научить простым навыкам контроля детей начиная с трехлетнего возраста. Подростки — это особая группа со специфической возрастной психологией, нуждающаяся в использовании специ­альных программ, наиболее эффективными из кото­рых являются тренинги с участием психолога.

Существуют различные формы и методы обуче­ния. Наиболее широко применимы такие формы обу­чения, как непосредственные занятия с больными (групповой или индивидуальный метод), различные виды печатных изданий для пациентов (книги, газеты, брошюры, буклеты, журнал «Астма и аллергия» и т.п.), аудио- и видеокассеты, специальные компьютерные программы, обучающие Интернет-сайты, консульта­тивные телефонные линии «Астма-помощи».

Индивидуальный метод обучения — один из са­мых продуктивных, но одновременно и наиболее тру­доемких. Индивидуальное обучение проводится ле­чащим врачом, который детально знает особенности течения заболевания у данного пациента, контроли­рует и совершенствует знания и навыки больного на каждом визите. Ключевыми моментами индивиду­ального обучения являются развитие партнерства, длительный обмен информацией, обсуждение полу­ченных результатов. Ведущая роль в данной про­грамме отводится первой консультации, во время которой рекомендуется дать информацию о диагно­зе и простые сведения о существующих видах лече­ния, продемонстрировать различные виды ингалято­ров, чтобы больной мог принять участие в выборе приспособления, которое наиболее ему подходит. Следует дать возможность пациенту высказать свои опасения по поводу бронхиальной астмы и ее лече­ния и обсудить их. На основании этого врач и боль­ной должны прийти к согласию по поводу целей ле­чения. Уже при первом визите проводится обучение пациентов правильной технике пикфлоуметрии и ве­дению дневников. В завершение первой консульта­ции рекомендуется предоставить больному пись­менную информацию о бронхиальной астме и ее ле­чении для закрепления полученной вербальной ин­формации. При последующих консультациях реко­мендовано разработать совместно с пациентом (или родителями) план самоведения. Текущие консульта­ции при индивидуальном обучении больного должны включать проверку техники ингаляционной терапии, проверку записей симптомов и показателей пикфло­уметрии в дневнике больного, а также проверку сле­дования медикаментозному плану и выполнения ре­комендаций по вторичной профилактике. Учитывая, что продолжительность первой консультации при этом варианте образовательной программы может превышать 1 ч, возможность ее реализации в усло­виях амбулаторного приема представляется не все­гда приемлемой.

Наиболее распространенным методом обучения в России стал групповой метод, позволяющий од­новременно вовлекать в процесс многих пациентов. Наиболее часто этот метод реализуется в Астма-школах. Группы Астма-школ могут быть сформиро­ваны как из родителей, так и из самих пациентов старше 7 лет. Основные принципы формирования групп больных для Астма-школ предполагают обяза­тельное подтверждение диагноза, учет возраста па­циентов (разброс не более 3 лет), оптимально — оди­наковую степень тяжести заболевания. Важно учи­тывать, что родители с депрессивными тенденциями и высоким уровнем тревожности, изначально ориен­тированные на немедикаментозные методы лече­ния, мало подходят для групповых занятий и должны обучаться индивидуально.

В организации работы Астма-школ очень важна подготовка специалистов для проведения занятий, желателен предыдущий педагогический опыт и зна­ние основ психологии, в том числе детского и подро­сткового возраста. Тематические курсы усовершен­ствования, дающие врачам коммуникативные навы­ки работы с пациентами, проводимые с участием психологов, — оптимальный вариант подготовки спе­циалистов для Астма-школ (подробности на сайте http://lech.mma.ru/child). Методически необходи­мо предусмотреть минимальное оборудование для занятий — печатные издания, плакаты, возможность видеообучения, наличие демонстрационных образ­цов различных средств доставки, пикфлоуметров и т.п. Необходимо, чтобы подходы к лечению у врача, проводящего занятия в Астма-школе, и врачей, на­правляющих пациентов на обучение, были едиными.

Несмотря на разнообразие вариантов проведе­ния Астма-школ по длительности и интенсивности обучения, программа для пациентов и родителей обязательно должна включать следующие темы:

• элементарные сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания;

• понимание бронхиальной астмы как хронического заболевания, а потому необходимости постоянно­го контроля и лечения;

• сведения об основных аллергенах и ирритантах, принципах элиминационной терапии и аллерген­специфической иммунотерапии;

• самоконтроль состояния: симптомы и оценка пикфлоуметрии, навык измерения ЧСС, ЧД, заполне­ния дневника самонаблюдения;

• базовые знания об основных группах препаратов для лечения бронхиальной астмы, понятие базис­ной и симптоматической терапии;

• знакомство с основными видами средств ингаля­ционной доставки препаратов и освоение техники ингаляции;

• разбор алгоритмов действий при приступе и обострении бронхиальной астмы, планы самокон­троля в «системе цветовых зон»;

• характеристика основных немедикаментозных ме­тодов лечения (различные методики дыхательных гимнастик, массажа, закаливания, физиолечения) как альтернативных и вспомогательных вариантов терапии;

• обучение родителей необходимым навыкам экс­тренной доврачебной помощи (устранение небла­гоприятных факторов, водный режим, классиче­ский массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевти­ческие приемы; медикаментозное лечение, обра­щение к врачу);

• обсуждение вопросов социальной и психологиче­ской адаптации детей с бронхиальной астмой и профориентации.

При изложении материала очень важно адапти­ровать терминологию, делая ее понятной для роди­телей и детей различных возрастных групп. Нет не­обходимости в излишней детализации материала. Во время занятий врач не должен переходить от рассмотрения общих вопросов к частным пробле­мам конкретного ребенка.

Весь этот объем необходимых знаний и навыков может быть реализован в процессе проведения раз­
личного количества занятий: от 2-3 до 8-10 и более. Число и интенсивность занятий зависит от организа­ционных возможностей ЛПУ, где проводится Астма-школа. В России есть опыт проведения таких школ на базах специализированных санаториев, стацио­наров, поликлиник. При этом надо понимать, что Астма-школа лишь базовый этап обучения. Совер­шенствование и контроль знаний и навыков должны длиться на протяжении всего наблюдения пациента.

Наиболее приемлемы и целесообразны комби­нированные методы обучения, когда базовые зна­ния даются пациенту в виде групповых занятий, а за­тем лечащий врач совершенствует и пополняет эти знания в процессе наблюдения.

Особенностью образовательных программ в педи­атрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы пациентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Уровень кооперативности пациента в зависимости от возраста*

Возраст Описание кооперативности пациента
Дети до 5 лет Способны пассивно выполнять просьбы взрослых (прием таблеток, ингаляция через спейсер с помощью родителя и т.п.)
5-7 лет Способны освоить большинство необходимых навыков (пикфлоуметрия, применение различных видов ингаляторов и т.п.), но под контролем и при напоминании взрослых членов семьи
8-10 лет Способны к пониманию целесообразности назначения лекарственных средств, ориентируются в их названиях, целях их применения, побочных эффектах, противопоказаниях
11-12 лет Правильно оценивают свое состояние до и после приема лекарственных средств и активно участвуют в подборе медикаментозной терапии под контролем взрослого, самостоятельно и регулярно используют пикфлоуметр и ведут дневник самонаблюдения
13-14 лет Способны не только демонстрировать хорошее знание препаратов, но и планировать свое лечение без участия взрослых членов семьи, без напоминания самостоятельно контролируют наличие необходимого препарата на неделю вперед, самостоятельно ведут и хранят дневники самоконтроля без участия взрослых членов семьи

* По данным Howell J.H. et al. (1992).

Легко воспроизводимы и эффективны методики для детей младшего возраста, такие как «Почитаем вместе сказку» с образным изложением материала по бронхиальной астме, которые могут быть реали­зованы как групповая сказкотерапия и как индивиду­альное обучение при активном участии родителей.

Особого такта и выдержки необходимо придержи­ваться при обучении подростков, и течение бронхи­альной астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичности лечения. Юношеский максимализм и негативизм способствуют отказу от наблюдения и лечения, формированию вредных при­вычек, таких как курение табака, тем самым расши­ряют спектр факторов риска. В данной группе непри­емлемы обычные формы и методы обучения. Россий­ское исследование продемонстрировало, что подро­стки считают наиболее привлекательной формой обучения Интернет-проекты, тренинги, буклеты, вы­держанные в определенном стиле. Для проведения тренингов для подростков необходимо привлечение психолога или обученного психологом врача. Учиты­вая высокую распространенность курения табака в подростковом возрасте и доказанное отрицательное влияние этой зависимости на течение бронхиальной астмы, все программы для подростков должны обя­зательно включать обсуждение этого аспекта.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффек­тивность лечения при условии образования как всей семьи, так и врачей, среднего медперсонала, педа­гогов, постоянно занимающихся с ребенком, стра­дающим бронхиальной астмой. Семейная реабили­тация должна стать основным методом реабилита­ции детей с бронхиальной астмой.

Обучение пациентов, их родителей и родственни­ков должно проводиться на всех этапах оказания ме­дицинской помощи.

Широкие возможности в отношении образования пациентов представляются на этапе реабилитации в специализированных санаториях, отделениях вос­становительного лечения.

Практика свидетельствует, что при осуществле­нии образовательных программ снижается:

• количество приступов бронхиальной астмы;

• частота обращений за медицинской помощью;

• количество пропусков школьных занятий;

• количество листов нетрудоспособности у родите­лей в связи с уходом за больными детьми;

Образовательные программы не должны ограни­чиваться только отношением врач-родители (врач-пациент). В педиатрии система межличност­ных контактов значительно раздвигает свои границы и может быть обозначена как:

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улуч­шить течение и прогноз заболевания, снизить про­цент инвалидизации и повысить качество жизни де­тей, страдающих бронхиальной астмой.

С учетом психологических проблем у многих де­тей, больных бронхиальной астмой, к работе с ними имеет смысл привлекать специалиста-психолога, владеющего методами индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции. Такая психологи­ческая помощь, осуществляемая параллельно с за­нятиями в Астма-школе, существенно повышает эф­фективность последней и улучшает комплайнс паци­ентов. Индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать возмож­ность консультации социальных работников, помо­гающих решить сложные проблемы социальной адаптации пациентов и их семей, касающиеся изме­нения жилищно-бытовых условий и т.п. Одной из важных сторон социальной адаптации является так­же своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой (с участием школьного врача, педагогов и родителей).

Представляется целесообразной организация образовательной работы во всех звеньях регио­нальных детских специализированных аллергологи­ческих и респираторных центров, что позволяет ме­тодически и организационно обеспечить проведе­ние комплексных согласованных лечебно-профи­лактических мероприятий в условиях конкретного региона, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового воз­раста), уменьшить финансовые затраты на дублиру­ющие друг друга медицинские службы и подразде­ления.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *