Меню Рубрики

Принципы реабилитации больных с бронхиальной астмой

Заболевания органов дыхания. Принципы, цели и содержание реабилитации, ее комплексность, индивидуальность, этапность, непрерывность и преемственность. Амбулаторный, стационарный, санаторный и диспансерный этапы реабилитации больных с бронхиальной астмой.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Толчком для развития реабилитации, как науки послужили войны: Первая Мировая война и Вторая Мировая. В связи с достижениями медицины, санитарии, гигиены значительно снизились заболеваемость и смертность от острых инфекционных заболеваний. В то же время, ускорение научно-технического прогресса, быстрая индустриализация и урбанизация, загрязнения окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций привели к росту тяжелых неинфекционных заболеваний. Растет число пациентов с наследственной и врожденной патологией, с хроническими заболеваниями органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, аллергическими заболеваниями, с травмами и отравлениями. Но, на ряду с остальными категориями населения, инвалиды должны иметь физические, социальные и экономические возможности, позволяющие им, как минимум, вести полноценную в социально-экономическом и созидательную в умственном плане жизнь.

Значение дыхания для человека переоценить невозможно. Мы можем не есть и не спать сутками, некоторое время оставаться без воды, но оставаться без воздуха человек способен лишь несколько минут. Мы дышим, не задумываясь, «как дышится». Между тем, наше дыхание зависит от множества факторов: от состояния окружающей среды, любых неблагоприятных внешних воздействий или каких-либо повреждений.

Человек начинает дышать сразу после рождения, своим первым вдохом и криком он начинает жизнь, с последним выдохом заканчивает. Между первым и последним вдохом проходит целая жизнь, которая состоит из бесчисленного количества вдохов и выдохов, о которых мы не задумываемся, и без которых она невозможна.

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ

Реабилитация — это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания человека (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью). [3, С. 15]

Целями реабилитации при заболеваниях органов дыхания являются раннее начало и непрерывность реабилитации, комплексность и ее индивидуальность. Содержание реабилитации включает в себя функциональное восстановление, приспособление к повседневной жизни и трудотерапию, приобщение к трудовому процессу, диспансерный контроль реабилитируемых.

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

К основным принципам реабилитации относятся:

ѕ раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (далее РМ),

ѕ комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,

ѕ индивидуализация программы реабилитации,

ѕ непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

ѕ социальная направленность РМ,

ѕ использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможности дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например, надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии. [3, С. 28]

Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психиатров, адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будут, то есть реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ.

Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий боле или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходиться начинать все сначала.

Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого. [9, С. 35]

Социальная направленность РМ. Основная цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.

Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления, нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды:

а) медицинская диагностика,

б) функциональная диагностика,

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную, социально — медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинскую, физическую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально — экономическую.

2. ПОЭТАПНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется обратимой (спонтанной или под воздействием бронходилататоров) обструкцией и феноменом гиперреактивности бронхов. Воспалительный процесс протекает при участии эозинофилов, лимфоцитов, макрофагов, базофилов, тучных клеток, нейтрофилов; он сопровождается дисфункцией реснитчатого эпителия, деструкцией эпителиальных клеток, их десквамацией вплоть до базальной мембраны, дезорганизацией основной) вещества, гиперплазией и гипертрофией слизистых желез и бокаловидных клеток (определение экспертов ВОЗ).

Функциональная, или физическая, реабилитация при заболеваниях органов дыхания направлена на восстановление или улучшение функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и других органов, нарушенных в результате заболевания. Средства: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, курортные факторы. [1, С. 24]

Этапы реабилитации: амбулаторный, стационарный, санаторный и диспансерный.

I. Амбулаторный этап реабилитации.

Амбулаторный этап реабилитации длится с момента выявления больного и до его госпитализации. Задачами этого этапа реабилитации являются:

ѕ своевременное выявление заболевших и пострадавших;

ѕ уточнение характера заболевания;

ѕ взятие больного на диспансерный учет;

ѕ определение показаний для стационарного или санаторного лечения, выработка предполагаемых сроков и программы реабилитации;

ѕ проведение амбулаторного восстановительного лечения.

В содержание амбулаторного этапа реабилитации чаще всего входят применение медикаментозной и функциональной реабилитации (лекарственные препараты, аэрозоли, ЛФК, массаж, физиопроцедуры), но немаловажное значение н этом этапе имеют и элементы психологической (контакт врача с больным, вера больного в излечение) и профессионально-социальной реабилитации (освобождение от работы по листкам временной нетрудоспособности, сокращение рабочего дня и др.).

II. Стационарный этап реабилитации.

Продолжительность стационарного этапа реабилитации определяется формой и фазой основного заболевания, характером осложнений и сопутствующих болезней, возрастом больного. Не в каждом отдельном случае важен индивидуальный подход. [10, С. 33]

Основные задачи стационарного этапа реабилитации:

ѕ уточнение диагноза (формы, фазы, протяженности процесса, осложнений и сопутствующих заболеваний);

ѕ определение срока, выработка и проведение в жизнь наиболее оптимального варианта лечебно-восстановительных мероприятий;

ѕ в показанных случаях освидетельствование (переосвидетельствование) больного на ВТЭК;

ѕ подготовка организма больного к режиму реабилитационного отделения санатория или амбулаторного этапа реабилитации.

В содержание стационарного (клинического) этапа реабилитации входят:

ѕ применение этиопатогенетических лечебных средств (антимикробные препараты, методы санации воздухопроводящих путей и др.);

ѕ в показанных случаях проведение оперативного лечения;

ѕ раннее назначение физической культуры с постепенным увеличением физической нагрузки, массажа и физиотерапии;

ѕ использование симптоматических лечебных средств; направленных на излечение или уменьшение клинических симптомов сопутствующих заболеваний;

ѕ оценка результатов восстановительного лечения на основании комплексного динамического клинико-рентгенологического и лабораторного обследования;

ѕ выработка примерной схемы реабилитации для санаторного отделения реабилитации.

III. Санаторный этап реабилитации.

Санаторный этап реабилитации наиболее эффективен, если он производится в специализированном санаторном отделении реабилитации. Основной целью реабилитации в специализированном санаторном отделении является закрепление результатов восстановительного лечения, достигнутого на стационарном или амбулаторном этапах реабилитации, восстановление или улучшение функций организма, утраченных или нарушенных в результате заболевания, перенесенной травмы или операции, достижение профессиональной, бытовой и психологической реабилитации. [10, С. 38]

IV. Диспансерный этап реабилитации.

Диспансерный этап реабилитации проводится в поликлинике и заключается в наблюдении за состоянием здоровья больных, их условий труда и быта, соблюдением ими режима работы и отдыха, проведении мероприятий, направленных на профилактику обострений и рецидивов заболевания, лечение сопутствующих болезней, организации регулярных диспансерных осмотров. Для этого лечащий врач поликлиники совместно с заведующим пульмонологическим кабинетом и заместителем главного врача по лечебной работе составляет план диспансерного этапа реабилитации в соответствии с рекомендациями и результатами, полученными из санатория или стационара.

Реабилитация — динамический процесс от момента выявления заболевшего (пострадавшего) до восстановления или улучшения его здоровья в широком медико-социальном смысле этого понятия. Поэтому целесообразно различать и уровень исходов реабилитации, т. е. конечный ее результат.

Для удобства дипансерного наблюдения за лицами, которым применяется восстановительное лечение, можно выделять реабилитируемых (больные, подвергающиеся реабилитации), реабилитантов и анабилитантов (лица, прошедшие курс реабилитации). [11, С. 69]

Таким образом, к реабилитантам относятся те пациенты, у которых в результате реабилитации достигнуто полное восстановление здоровья (в клинико-функциональном, профессионально-социальном и психологическом смысле этого понятия) или улучшение функций организма, позволяющее ему продолжать общественно полезную трудовую деятельность. Анабилитантами считаются те больные, у которых, реабилитационные мероприятия в течение запланированного курса лечения оказались неэффективными.

реабилитация бронхиальный астма диспансерный

Диагноз «астма» или «астматический бронхит» в наше время становится все более распространенным. В России и в других странах мира, географически расположенных выше 58 широты северного полушария, нашей планеты много часто болеющих детей и астматиков. Астма — плод урбанизации и эры антибиотиков.

Нормальным образом сама по себе астма не возникает — этому предшествует период частных респираторных заболеваний, бронзиты, плавно переходящие в астматический бронхит, и только после этого появляется «подтвержденный диагноз». Длительно протекающие заболевания системы дыхания приводящие к бронхиальной астме, вызываются различными факторами. К ним можно отнести генетически обусловленную слабость защитных сил организма, экологическое воздействие, влияние геофизических особенностей данной местности, повреждающее действие космического излучения (особенно со стороны Солнца и Луны, как ближайших соседей нашей планеты).

Система реабилитации дает возможность пройти путь развития заболевания в обратном направлении от состояния с ярлыком «астма» к состоянию с ярлыком «здоровье» последовательно через все промежуточные состояния организма. Используя систему реабилитации, весь этот путь можно пройти за 3 — 4 месяца. Конечно, начав с ярлыка «ОРЗ» (а правильнее — частые простудные заболевания) время реабилитации сокращается до 2-х месяцев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. СПб., 2011. — 129 с.

2. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой. М., 2010. — 65 с.

3. Киселенко Т.Е., Назина Ю.В., Могилева И.А. Болезни органов дыхания. Ростов-на-Дону, 2011. — 288 с.

4. Молотков В.Н. Бронхиальная астма. М., 2010. — 224 с.

5. Молоткова В.И., Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма. Киев, 2010 120 с.

6. Некратевич М.И. Комплексная терапия бронхиальной астмы. М., 2010.

7. Практическая новейшая медицинская энциклопедия: Все лучшие средства и методы академической, традиционной и народной медицины / Пер. с англ. Ю.В. Безкановой. М., 2010. — 606 с.

8. Руина О.В. Медицинская энциклопедия для всей семьи: Все, что нужно знать о болезнях. М., 2013. — 399 с.

9. Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма. Киев, 2011. — 138 с.

10. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М., 2010. — 160 с.

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей причины симптомы лечение

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Этиология и патогенез хронического бронхита и бронхиальной астмы, их клиническая картина, отличительные особенности, причины возникновения и развития. Комплексы лечебной физкультуры, применяемые для больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.04.2010

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Сбор объективных данных о состоянии больного бронхиальной астмой. Оформление амбулаторной карты: паспортные данные, жалобы. Анамнез: факторы развития заболевания пациента, объективный статус. Осмотр больного, лабораторное обследование, диагноз, терапия.

презентация [276,7 K], добавлен 17.03.2016

Рост заболеваемости бронхиальной астмой у взрослых и у детей раннего возраста в ХХ веке. Причины аллергического воспаления в бронхах: ингаляционные аллергены, инфекционные заболевания органов дыхания. Применение фитотерапии для лечения бронхиальной астмы.

реферат [23,9 K], добавлен 28.12.2012

История исследования заболевания бронхиальной астмой. Этиология бронхиальной астмы и ее аллергическая природа. Патоморфологические изменения у больных. Роль инфекции в патогенезе бронхиальной астмы. Клинические наблюдения психогенной бронхиальной астмы.

реферат [17,8 K], добавлен 15.04.2010

Возникновение бронхиальной астмы у детей. Наследственность в происхождении бронхиальной астмы. Клиническая картина и схемы оценки статуса больного с бронхиальной астмой. Анализ заболеваемости бронхиальной астмой у детей ММУ ГП№ 9 ДПО-3 (участок 23).

реферат [122,9 K], добавлен 15.07.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Реабилитация необходима после любого заболевания, чтобы восстановить потраченные силы на болезнь.

Бронхиальная астма является тяжелой болезнью с периодами обострений и ремиссией, поэтому в период затишья нужно уделять много времени проведению реабилитационных мер.

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов, прежде всего эозинофилов, тучных клеток и Т-лимфоцитов.

Характерна гиперреактивность бронхов и бронхоспазмы, обструкция дыхательных путей является обратимой, что является отличительной чертой данного заболевания.

Болезнь часто развивается на фоне других аллергических болезней, поэтому бронхиальную астму нередко сопровождают:

  • аллергические риниты;
  • поллинозы;
  • аллергический дерматит;
  • крапивница;
  • отек Квинке.

Также появление астмы обусловлено генетическим наследованием от родителей. Среди детского населения заболевание встречается чаще, чем среди взрослых.

Способствуют развитию болезни:

  1. ухудшение экологической обстановки и увеличение в воздухе аллергенов;
  2. синтез новых веществ, обладающих высокой аллергенностью;
  3. употребление в пищу консервированных продуктов питания;
  4. распространение иммунодефицитных состояний среди населения, способствующих долгому сохранению и размножению вирусной инфекции внутри организма человека.

При тяжелом течении и несвоевременной оказании помощи больным возможны летальные исходы из-за закрытия просветов бронхов во время приступов удушья.

Бронхиальная астма, как и другие заболевания, имеет определенные причины и не появляется на пустом месте.

В данном случае играют важную роль в развитии болезни внешние и внутренние факторы, при сочетании которых запускается патологический процесс.

Внутренние факторы:

  1. генетическая предрасположенность организма к атопическим реакциям, то есть к повышенному выделению антител при воздействии аллергенов. У половины больных астмой выявляются сопутствующие атопические заболевания;
  2. предрасположенность к гиперреактивности бронхов, проявляющаяся в повышенном спазме гладкомышечных клеток при контакте с аллергенами, имеет связь с выделением антител в организме;
  3. генетическая предрасположенность к астме, практически у половины больных она определяется;
  4. у мальчиков астма встречается чаще в детском возрасте из-за узкого просвета дыхательных путей, а во взрослом состоянии чаще страдают женщины;
  5. нарушение обмена арахидоновой кислоты, обусловленное генетическими изменениями.

Внешние факторы:

  1. влияние бытовых аллергенов:
  • домашняя пыль;
  • перхоть и шерсть домашних животных;
  • корм для аквариумных рыбок;
  • плесневые и дрожжевые грибы;
  • клещи.
  1. влияние внешних факторов, приводящих к поллинозам:
  • пыльца деревьев;
  • пыльца цветов.
  1. профессиональные антигены;
  2. пищевые аллергены:
  • цитрусовые;
  • шоколад;
  • яичный белок;
  • орехи, особенно арахис;
  • рыба и морепродукты;
  • мед;
  • горчица;
  • коровье молоко и молочные продукты;
  • яркие овощи и фрукты.
  1. атмосферные аллергены:
  • пыль;
  • смог на улице;
  • скопление метаболитов сгорания газа на кухне и распространение по дому.
  1. вирусная и бактериальная инфекция.
  2. лекарственные препараты:
  • антибиотики;
  • аспирин; и препараты НПВП;
  • сыворотки;
  • вакцины;
  • ферментные препараты;
  • препараты для проведения диагностических мероприятий.

Развитие болезни может быть обусловлено сочетанным влиянием на организм разных факторов.

Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление всех функций больного.

При бронхиальной астме назначаются мероприятия, которые должны уменьшить частоту бронхоспазмов и синтез мокроты, тогда больной будет чувствовать себя хорошо и ощущать себя здоровым человеком.

Реабилитация также включает рациональное трудоустройство.

Реабилитация детей при бронхиальной астме особое внимание уделяет профилактике приступов, чтобы как можно меньше возникали приступы.

Повторяющиеся воспалительные процессы в бронхиальном дереве приведут к необратимым изменениям и развитии более тяжелой болезни.

Для детей проводят такие же мероприятия, как и для взрослых.

Реабилитацию проводят:

  • в стационаре при обострении;
  • в поликлинике при ремиссии болезни;
  • в санаториях и на курортах;
  • в домашних условиях.

Для восстановления здоровья усилия должны приложить врачи и сам больной, иначе не будет эффекта от лечения, поэтому большую роль играет то, как больной выполняет указания врача и занимается самостоятельно!

Реабилитация включает:

  1. физические упражнения;
  2. массаж;
  3. дыхательные упражнения;
  4. укрепление иммунитета;
  5. медикаментозную терапию;
  6. климатотерапию.

Физическая реабилитация при бронхиальной астме включает комплекс упражнений, способствующих:

  • укреплению мышц грудной клетки;
  • нормализации работы нервной системы;
  • повышению выносливости организма;
  • улучшению психического состояния, за счет улучшения работы головного мозга;
  • улучшению кровообращения во всем организме;
  • улучшение лимфотока;
  • улучшению процессов обмена веществ;
  • стимуляции гормонально-гуморального механизма.

Упражнения должны проводиться в период ремиссии, когда нет приступов. Занятия должны проходить под присмотром инструктора.

В начале выполняются легкие упражнения, когда инструктор определяет выносливость больного и его физическую подготовку. Постепенно происходит усложнение занятий, когда присоединяются упражнения с палкой и мячом.

Усиление кровообращения и тока лимфы обеспечивает более быстрое рассасывание скопившегося экссудата в бронхах.

Нормализация работы нервной системы приводит к уменьшению тонуса гладкомышечных клеток в бронхиальном дереве. Нельзя проводить упражнения и задерживать дыхание, чтобы не спровоцировать приступ удушья.

После занятий стоит принять душ, но температура воды не должна сильно отличаться от комнатной температуры. Холодная или горячая вода могут спровоцировать приступ.

Проводят дренажный массаж, способствующий удалению мокроты из бронхов.

Также прикосновение к коже стимулирует работу головного мозга и дыхательного центра, что приводить к рефлекторным кашлевым приступам.

Массаж необходимо сочетать с другими мероприятиями, проводить как закрепляющий этап при реабилитации. Длительность одного сеанса до 15 минут.

Проводится массаж со стороны спины и грудной клетки:

  1. Движения должны быть от ребер до затылка.
  2. Необходимо разминать все мышцы спины и плечевого пояса.
  3. На грудной клетке аккуратно работать с областью сосков и сердцем.
  4. Необходимо проводить приемы:
  • поглаживания;
  • разминания;
  • вибрации;
  • растирание.
  1. В заключении проводить поглаживание.
  2. Можно делать похлопывание.
  3. На область спины и грудной клетки выделять по 5-6 минут.

За счет вибрационных и похлопывающих движений происходит отделение мокроты и слизи из бронхиального дерева. Критерием эффективности массажа является кашель у пациента и лучшее отхаркивание.

Фото: Направление движений при массаже

Влияние массажа на организм:

  1. улучшение кровообращения;
  2. улучшение оттока лимфы;
  3. стимуляция работы нервной системы;
  4. расслабление организма;
  5. улучшение обменных процессов;
  6. укрепление мышечной системы в месте массирования.

Дыхательная гимнастика поможет больному укрепить диафрагму и очистить дыхательные пути от скопившихся вредных веществ.

После курса упражнений укрепляются стенки сосудов, что обеспечит меньшее проникновение через них антигенов и медиаторов воспаления.

  1. «Пробуждение». Лежа в кровати согните ноги в коленях и притяните к груди, одновременно делая выдох. Выполнять сразу после сна.
  2. Примните вертикальное положение и, совершая вдох, надувайте живот.
  3. Дышите, закрывая поочередно правую и левую ноздрю.
  4. Надувайте воздушные шары.
  5. Упражнения со звуками, когда на медленном выдохе, вы произносите шипящие или согласные. Упражнение выполняется стоя.
  6. Выдувайте через трубочку в сосуд с водой, сделав глубокий и медленный вдох.

Как проводят лфк при бронхиальной астме? Детали здесь.

Закаливание организма помогает справиться с любой болезнью.

Только в данном случае нужно помнить, что излишне холодная или горячая температура способны спровоцировать приступ удушья.

Иммуностимулирующие препараты лучше принимать после рекомендации врача, самостоятельно их не нужно принимать.

Лечебная физкультура и массаж также способствуют укреплению иммунитета.

Медикаменты назначаются врачом для уменьшения и предотвращения приступов.

Больные астмой обречены на постоянный прием лекарственных препаратов до момента полного исчезновения приступов и симптомов.

  1. Противовоспалительная терапия:
  • мембраностабилизирующие препараты;
  • антилейкотриеновые препараты;
  • ингаляционные глюкокортикостероиды, являющиеся базисными препаратами для лечения и профилактики приступов;
  • системные глюкокортикостероиды, когда не помогают ингаляционные.
  1. Бронхолитическая терапия.
  2. Антибактериальная терапия.
  3. Антигистаминные препараты.
  4. Энтеросорбенты.

Лечение подбирается индивидуально, что зависит от особенностей организма и степенью тяжести астмы.

Нахождение на чистом воздухе в санаториях и на курортах благоприятно влияет на состояние дыхательной системы.

Уменьшается влияние аллергенов и выделение антител в организме, следовательно, уменьшается частота приступов.

План реабилитации составляют на основании полученных данных:

  1. анамнеза больного;
  2. данных осмотра пациента;
  3. данных клинических исследований;
  4. данных об эффективности проводимой ранее терапии.

Определяется степень тяжести больного, после чего врач решает, где и как будет проходить реабилитация:

  1. тяжелая степень и приступы удушья лечат в стационаре до уменьшения приступов;
  2. легкая форма и форма средней тяжести – наблюдение состояние здоровья в поликлинике.

Назначение способов реабилитации также зависит от тяжести пациента. Например, физические упражнения будут приостановлены при обострении, а после приступов вновь начнутся с малых нагрузок.

  1. соблюдайте гипоаллергенную диету, потому что аллергены в продуктах питания обладают сильными аллергическими свойствами, особенное белки;
  2. не прерывайте назначенную терапию по своему желанию, если симптомы уменьшились или исчезли. Это может быть стадия затишья, всегда консультируйтесь со специалистами;
  3. не допускайте активного и пассивного курения!
  4. избавьтесь от всех вредных привычек, потому что силы ему нужны на борьбу с основным заболеванием;
  5. если у вас в семье болеет ребенок, то постарайтесь вести с ним одинаковый образ жизни и питаться теми же продуктами, чтобы он не чувствовал себя отлично от окружающих;
  6. не забывайте свои ингаляторы, они могут потребоваться в самый необходимый момент;
  7. не пропускайте приема лекарственных препаратов.

Детский организм характеризуется большей способностью к восстановлению поврежденных структур, поэтому выздоровление у детей возможно.

Но не стоит забывать о неустойчивости иммунной системы малышей, что может привести к появлению сопутствующих аллергических заболеваний при несоблюдении лечения.

Родители должны в свободное время проводить с детьми зарядку и массаж, так как это намного лучше, чем пить лекарственные препараты.

Только ребенку должны нравиться проводимые мероприятия, поэтому приучите своего малыша к физкультуре.

При постоянном выполнении упражнений победить недуг будет быстрее.

Дети подвержены инфекционным заболеваниям в садике и школе, что может усугубить состояние, поэтому во время болезни оградите ребенка от лишних и провоцирующих контактов.

Какой должна быть диета при бронхиальной астме у взрослых? Читайте далее.

Как оказать неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы? Узнать подробнее.

Профилактика – залог здоровья, поэтому нужно следить за собой и своими близкими.

  1. По возможности избегайте контактов с аллергенами:
  • уезжайте во время цветения растений;
  • соблюдайте гипоаллергенную диету;
  • уйди с работы, если астма развилась из-за нее;
  • будьте осторожны с лекарственными препаратами, всегда помните об аллергии.
  1. Укрепляйте организм, проводя физкультуру.
  2. Вовремя принимайте препараты.
  3. Чаще гуляйте на чистом воздухе, возможно лучше переехать в другое место.
  4. Лечите все заболевания, вызванные вирусами и бактериями, чтобы не было осложнений.
  5. Соблюдайте температурный режим комнатной температуры и воды при приеме душа.
  6. Не употребляйте алкогольные напитки.
  7. Периодически посещайте врача.

Бронхиальная астма поддается лечению, если приложить для этого усилия. Она не является смертельным приговором, поэтому, услышав этот диагноз, не пугайтесь, а настройтесь на выздоровление и следите за собой! Будьте здоровы!

Читайте также:  Как победить астму по программе кораллового клуба

источник

Реабилитация детей и подростков с бронхиальной астмой в условиях поликлиники. Физический и психологический аспекты реабилитации

1. Закаливающие мероприятия.

Основным методом повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам и тем самым уменьшения возможности провокации приступов БА служит закаливание. При охлаждении кожи происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов как кожи, так и слизистой оболочки носа, что снижает температуру воздуха в полости носа на 2°C.

При этом нарушаются функции защитных клеток, снижается поступление антител, что повышает риск развития инфекции. Закаливание тренирует реакцию сосудов, у закаленных при охлаждении температура воздуха в полости носа падает всего на 0,3 –0,5 °C.

Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10–20 минут, гораздо важнее его повторность и постепенность.

Большим закаливающим эффектом является ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27–28°С, снижая ее каждые 1–2 дня на 2–3°С до конечной температуры 15°С (немного холоднее комнатной). Хорошим закаливающим воздействием обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40°С 30–40 секунд) холодной (14–15°С) – удлиняя ее экспозицию от 15–20 секунд до 30 секунд.

Доводить холодовые воздействия до неприятных (т.е. применять слишком холодную воду или же оставлять ребенка под холодным душем дольше 30–40 секунд) недопустимо – не по причине возможной “простуды”, а из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, если ребенок “ежится ”, боится, его принуждать не следует.

Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14–15°С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату.

Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, температура в сауне должна быть около 90°С, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60°С с экспозицией 2–3 минуты повышать до 80°С в течение 6–8 минут). За один сеанс дети посещают парную 2–3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают (медленно) в бассейне с температурой воды около 25°.

Закаливание после нетяжелой ОРВИ можно возобновить (или начать) через 7–10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней – через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки – через 3–4 недели.

2. Респираторная терапия (дыхательная гимнастика) – лечение «дыхания через дыхание».

Дыхательные упражнения с применением различных методик:

2.1 — с произнесением звуков, удлиненных выдохом,

2.2 — диафрагмальным дыханием (гиповентиляционные упражнения),

2.3 — дыхание через сопротивление,

2.4 — медленный удлиненный вдох с пассивным выдохом,

2.6.- методы интервальной гипоксической тренировки.

2.7.- метод волевой ликвидации глубокого дыхания (по Бутейко),

2.8.- парадоксальная дыхательная гимнастика (по Стрельниковой),

2.9 — музыкальная школа по классу духовых инструментов.

3. Массаж грудной клетки (ручной, механический) № 8 –10.

Может быть классическим, точечным, сегментарным. Поглаживающий массаж, вибрационный, с использованием дренажных положений.

4. Лечебное плавание – важный фактор программы реабилитации детей с бронхиальной астмой (при наличии возможностей и по индивидуальным показаниям). Курс лечебного плавания для детей не умеющих плавать может быть представлен в виде двух периодов: подготовительного и основного. Первый период — изучение индивидуальных особенностей ребенка с использованием психологических тестов и данных медицинских обследований, закаливающие процедуры и специальные дыхательные упражнения, а также упражнения «сухого» плавания для овладения плавательной техникой.

Этот период занимает одну-две недели и проводится дома. Основной период проводится в бассейне, где дети обучаются технике плавания в основном способом брасс на груди. Характерно, что данный способ плавания наиболее благоприятствует полному дыханию с четко выраженными фазами: вдох-выдох-пауза.

Кроме того, во время вдоха пловцу приходится преодолевать давление воды на грудную клетку, а при выдохе в воду встречать ее сопротивление. В результате происходит заметная тренировка дыхательной мускулатуры, улучшается функция легких, повышается их емкость, что благоприятно сказывается на укреплении всего легочного аппарата.

5. Этапная аэрозольтерапия при БА не рекомендуется,

т.к. используемые муколитики могут усилить кашель и обструкцию дыхательных путей.

6. Использование преформированных физических факторов.

Аэроионотерапия – лечение ионизированным воздухом с целью уменьшения бронхоспастических явлений. Ионизированные частицы воздуха – аэроионы – вызывают значительную перестройку реактивности организма, действуют гипосенсибилизирующим образом, улучшают самочувствие ребенка, сосудисто-вегетативные показатели, ФВД.

Электросон – метод воздействия импульсным прямоугольным током низкой частоты на головной мозг, что вызывает сон или дремоту, улучшает кровоснабжение и оксигенацию мозга, способствует нормализации соотношения тормозных и возбудительных процессов. Широко применяется при реабилитации больных с БА.

Индуктотермия лечебный метод воздействия высокочастотным переменным индуцированным магнитным полем, в результате чего в тканях образуется тепло, усиливается крово- и лимфообращение, улучшается жизнедеятельность клеток. Индуктотермия показана при подострых и хронических заболеваниях органов дыхания.

Больным с БА в периоде стихания бронхообструктивных явлений, при нестойкой ремиссии и во внеприступном периоде болезни индуктотермия назначается для активизации глюкокортикоидной функции надпочечников особенно детям с тяжелым течением БА, ранее получавшим терапию ГК. Индуктотермия выполняется на область надпочечников, используется электрод вихревых токов (ЭВТ-1). Курс – 10-15 процедур, продолжительностью 10-12 мин., ежедневно или через день, желательно в первую половину дня (через 1-2 часа после завтрака).

Микроволновая терапия – лечение энергией микроволн дециметрового диапазона (ДМВ-терапия) и сантиметровых волн (СМВ-терапия). При поглощении энергии микроволн повышается температура тканей организма, усиливается кровоток, проницаемость мембран, обмен веществ. Микроволны оказывают противовоспалительное и болеутоляющее действие.

Энергия ДМВ (аппараты «Ромашка», «Ранет», «Волна») проникает на больщую глубину, чем СМВ (аппарат «Луч-2»), что обусловливает их преимущество. Хорошо себя зарекомендовало сочетание микроволновой терапии с лекарственным электрофорезом на грудную клетку. Волны дециметрового диапазона более эффективны при аллергической природе заболеваний и транзиторных иммунодефицитах, заметно ускоряют рассасывание воспалительных элементов

Магнитотерапия – метод, при котором на ткани больного воздействует переменное магнитное поле низкой частоты (ПеМП). Это сравнительно новый метод физиотерапии в педиатрии. Под влиянием магнитного поля в тканях организма происходит усиление физико-химических процессов, проницаемости мембран, возрастает уровень обменных процессов.

Важным эффектом ПеМП является усиление регенераторных процессов в поврежденных тканях. Магнитотерапия слабее действует на органы дыхания в сравнении микроволнами, но в случаях, когда нельзя назначить микроволны, лучше использовать магнитотерапию.

Ультразвуковая терапия – использование в лечебных целях механических упругих колебаний среды с частотой 880-2800 кГц, что выше акустического диапазона (20 кГц). Ультразвук не распространяется в воздухе, поэтому лечебное воздействие им производят через контактную среду – вазелиновое масло или воду.

Особенностью действия ультразвука на ткани являются переменные сжатия и разряжения, приводящие к пульсации внутриклеточных и внеклеточных микропотоков циркуляции, что оказывает своеобразный эффект «микромассажа» тканей. При БА используется методика воздействия на грудную клетку по Шеиной, курсом до 12 процедур, первые 6 процедур ежедневно, затем через день.

Кроме того показан ультразвук на область надпочечников до 8 проц. или на область селезенки до 8-10 проц. (по методике профессора Чиркина). На этапах реабилитации хорошо себя рекомендует чередование сеансов ультразвуковой терапии (1 день) с микроволновой терапией (другой день).

Электролечение – это гальванизация и лекарственный электрофорез. Лекарственный электрофорез традиционно используются на всех этапах реабилитации больных с бронхолегочной патологией. Применяют различное расположение электродов на грудной клетке – поперечное и продольное (на обе половины легких).

При БА используют электрофорез с магнием, папаверином, кальцием на грудную клетку, 8-10 процедур. С целью гипосенсибилизации и снижения патологической возбудимости нервных рецепторов рекомендуется назальный электрофорез 2% р-ра хлорида кальция или 2% р-ра сульфата магния или 0,1% р-ра димедрола (8-10 процедур).

Амплипульстерапия – лечение синусоидальными модулированными токами (СМТ-терапия) (апапараты «Амплипульс»). Эти токи свободно проникают через кожу, не вызывая неприятных ощущений, что является большим преимуществом для детей. Методики назначения: поперечно, на межлопаточную область, на область надпочечников, подлопаточно-подмышечно.

Можно использовать в процедуре воздействия на одно поле, либо на два поля, ежедневно или через день до 8 проц. Сочетанное применение комплекса процедур [микроволны + СМТ + ЛФК + массаж грудной клетки], по мнению специалистов, является мощным реабилитационным комплексом у детей с бронхолегочной патологией, включая БА.

КВЧ-терапия стала широко применяться при реабилитации детей и подростков с БА. Используется как монотерапия, так и комплексно. Курс — 6 — 12 процедур.

Лазеро- или магнитолазеротерапия – в настоящее время широко используется при реабилитации больных с заболеваниями легких. Эти методы позволяют улучшить микроциркуляцию тканей, уменьшить обструктивный компонент внешнего дыхания, оказывают местную и общую иммуностимуляцию. Методика заключается в воздействии гелий-неонового лазера на рефлексогенные зоны в сочетании с надвенным лазерным или магнитолазерным облучением крови в области кубитальной вены. Эффективным комплексом для диспансерных больных в поликлинике является сочетание: лазер + массаж грудной клетки.

Ультрафиолетовое облучение в эритемных дозах – при БА способствует гипосенсибилизирующему действию благодаря повышению антигистаминных свойств крови (увеличению гистаминопексии). Большей эффективностью обладает методика УФО-воздействия на определенные рефлексогенные зоны: 1 зона – воротниковая область, 2 зона – межлопа-точная область, 3 зона – область поясницы (проекция надпочечников). Зоны облучают поочередно по мере исчезновения эритемы (через 2-3 дня). Курс лечения состоит из 2-3 циклов по 3 процедуры (всего 6-9 облучений).

Наиболее выраженный эффект от ультрафиолетовой эритемотерапии отмечается при БА средней степени тяжести.

Биоптронтерапия – метод лечения с использованием противовоспалительного действия плоскополяризованного света с длиной волны от 400 до 2000 нм. Применение метода улучшает регионарную гемодинамику и лимфоток, усиливает обменные процессы в воспаленных тканях.

Парафиноозокеритолечение – по паравертебральной методике, продолжительность процедуры 15-20 мин, у детей старшего возраста – до 30 мин. Курс – 8-10 процедур, проводятся через день.

Ванны: морские (с морской солью), иодобромные, углекислые, «жемчужные», хвойные.

Души: дождевой, циркулярный, веерный, подводный (душ-массаж). Детям в стадии ремиссии рекомендуется на этапе реабилитации в условиях дневного стационара поликлиники проведение курса подводного душа-массажа на грудную клетку (по методике – снизу вверх), затем УВЧ на грудную клетку, через день, курс – 8-10 процедур. В зимнее время амбулаторно проведение указанного комплекса нежелательно.

В последние годы на этапах реабилитации больных с БА широкое применение нашло использование камер (палат) искусственно созданного микроклимата соляных шахт – галотерапия или естественного микроклимата соляных шахт – спелеотерапия (Республиканская больница спелеолечения, г.Солигорск).

Указанные варианты микроклимата оказывают многофакторное влияние на больных за счет мягкого воздействия на дыхательные пути ионов натрия, калия, хлора. Подобная безаллергенная среда оказывает мощное элиминационное воздействие особенно при аллергической форме астмы.

Применяются методы электро- лазеро- и магнитопунктуры. Иглорефлексотерапия (8-10 процедур) особенно показана при психозависимой форме БА, больным с сопутствующими неврологическими заболеваниями – тиками, энурезом, логоневрозами, СВД). На фоне рефлексотерапии отмечается положительная динамика клинического течения болезни, проявляющаяся уменьшением тяжести и частоты приступов, удлинением периода ремиссии. Рефлекторные воздействия на организм пациента с БА приводят к нормализации его психоэмоционального состояния.

Методы психологической коррекции применяются по необходимости, с учетом имеющихся возможностей (наличие в штате реабилитационной бригады специалиста-психолога). При этом используют индивидуальные подходы к больным, а также групповую психотерапию. Предварительно проводится психологическое тестирование с анализом личностных характеристик пациентов согласно разработанных и утвержденных методик.

Жерносек В.Ф., Василевский И.В., Кожарская Л.Г., Юшко В.Д., Кабанова М.В., Попова О.В., Рубан А.П., Новикова М.Е.

источник

Важнейшим, в случае болезни, является вопрос об этапах реабилитации при бронхиальной астме. Пациенту любого возраста необходимо как можно более просто и быстро адаптироваться к ритму современной жизни и научиться как можно меньше зависеть от собственного заболевания. Реабилитация детей с бронхиальной астмой, а также больных зрелого возраста, ныне занимают важное место в лечении и ведении пациентов.

Реабилитационные мероприятия проводятся везде. С каждым годом их диапазон расширяется и совершенствуется. Роль специфических, мягких воздействий на организм больного сложно переоценить: многие пациенты надолго забывают о своей болезни благодаря подобному подходу. Главными преимуществами для больных следует признать простоту, доступность и безболезненность реабилитационных методов.

В России болезнями дыхания, включая бронхиальную астму, ныне наиболее активно занимается Александр Георгиевич Чучалин.

Читайте также:  Как предупредить астму у взрослого

А.Г. Чучалин является действительным членом академии наук и директором московского НИИ пульмонологии. Достаточно много работ А.Г. Чучалин посвятил бронхиальной астме. Кроме того, существует национальное руководство Российской Федерации по пульмонологии, главным редактором которого явился А.Г. Чучалин. А в 2006 году А.Г. Чучалин руководил первой успешной трансплантацией легких, двусторонней, в России. Работы ученого доступны любому читателю. Есть смысл ознакомиться с ними, касаемо бронхиальной астмы, не только специалистам, но и пациентам. Это позволит глубже понять суть проблемы и грамотно подойти к ее решению.

Справа на схеме сужение бронхов обозначено стрелками.

Бронхиальной астмой называется болезнь, в основе которой лежит постоянный воспалительный процесс в дыхательном тракте, что развивается обычно на фоне аллергических заболеваний у людей, предрасположенных к последним. Бронхиальная чувствительность при этом у больных значительно повышена. Это проявляется приступами удушья, а также дыхательным дискомфортом, который проявляется сухим кашлем, одышкой и так называемыми свистящими хрипами, иногда слышимыми даже на расстоянии. Вызваны все эти явления бывают преходящим, то есть временным и обратимым, сужением дыхательного тракта в ответ на провоцирующий фактор

Таким фактором могут стать физическая нагрузка, сильные эмоции, использование негормональных противовоспалительных препаратов, вдыхание холодного воздуха, пыли, шерсти животных и других аллергенов.

Вместе с повышением реактивности слизистой оболочки бронхов разного калибра на раздражающее воздействие у больных нередко также наблюдаются изменения, связанные с работой иммунной, нервной и эндокринной систем. Это означает, что таких больных необходимо обследовать внимательнейшим образом, заостряя внимание не только на одном дыхательном аппарате. У больных нередко выявляется недостаток гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидных гормонов, которые могли бы препятствовать развитию воспаления. Может наблюдаться рассогласование в работе половых гормонов или гормонов щитовидной железы.

Нервная система участвует в развитии астмы так: усиливаются влияния ее отделов, для передачи импульса в которых используется вещество ацетилхолин, что приводит к бронхообструкции – суживанию просвета дыхательного тракта.

В воспалительном процессе в слизистой оболочки дыхательного тракта играют роль все типы иммунологических реакций. Специальные клетки мигрируют в область воспаления и выбрасывают особые вещества, которые называются медиаторами воспаления. Последние и поддерживают процесс перманентно. К ним относятся:

На схеме тучная клетка с гранулами, в которых находятся медиаторы воспаления.

Это приводит к повышенному выделению слизи, отеку, утолщению стенок бронхов, образованию не физиологичной для этих участков соединительной ткани, нарушению очистительной функции бронхиального дерева, которая называется мукоцилиарным клиренсом и осуществляется за счет реснитчатых клеток, а также утомлению дыхательных мышц, включая диафрагму.

Физическая реабилитация при бронхиальной астме направлена главным образом на уменьшение воспаления в стенках бронхиального дерева, снижение реактивности бронхов, что приводит к урежению приступов астмы и уменьшению ее симптомов у больных с тяжелыми формами болезни, когда последняя беспокоит их даже в периоды между приступами.

В реабилитации при бронхиальной астме можно выделить определенные этапы, которые важно исполнять последовательно по принципу усложнения нагрузки для больных. Это важно, так как каждый из этих этапов играет важную роль, однако, непоследовательность и бесструктурность воздействия на организм астматика может привести к срыву и только усугубить состояние пациента. Начинать реабилитационные мероприятия у больных следует с исключения из окружения пациента аллергенов, к которым он чувствителен, если это возможно. Далее необходимо назначить и строго придерживаться гипоаллергенной диеты. Несколько позже можно переходить к применению следующих методов: лечебной физкультуры, то есть лечебной гимнастики и пеших, и лыжных прогулок по ровной местности, физиотерапевтического лечения.

План действий для больных должен заключаться в движении от простого к сложному. Не нужно обрушивать на пациента все варианты немедикаментозных реабилитационных мер сразу. Важно помнить о том, что организм астматика не так устойчив к нагрузкам, как организм здорового человека, и на адаптацию к нагрузке ему необходимо затратить больше времени. Поэтому нужно начать с исключения аллергических факторов и с диеты для больного, после чего присоединить лечебную физкультуру и физические методы реабилитации.

Обычно у больных бронхиальной астмой имеются факторы, провоцирующие симптомы болезни, с которыми они вынуждены постоянно сталкиваться. К таким, обычно аллергическим, факторам могут относиться: домашняя пыль, шерсть животных, производственные летучие вещества, а также городские выхлопные газы. Если есть такая возможность, нужно постараться поместить больного в другую окружающую среду. Например, сменить место жительства на сельскую местность, изменить место работы с производства на место, где не приходится вдыхать вредоносные летучие смеси, убрать из дома собирающие пыль поверхности: ковры, мягкие игрушки, а также начать хранить меховые вещи в чехлах.

Если провоцирующим фактором является шерсть домашнего животного, могут возникать сложности с исключением контактов астматика с ним. Однако, нужно постараться убрать питомца из дома пациента.

Если исключить контакты полностью не получится, больному придется принимать противоаллергические лекарственные средства дополнительно. Противоаллергические препараты принимаются, как правило, длительным курсом и, как любой системный препарат, могут вызывать ряд побочных эффектов. Поэтому лучше просто убрать аллерген, а не предпринимать лечение дополнительно.

Роль диеты при аллергических формах бронхиальной астмы, составляющих статистическое большинство болезни, достаточно серьезна. Цель диеты заключается в том, чтобы исключить из употребления пищевые продукты, которые вызывают у больных аллергическую реакцию и усугубление симптомов астмы.

Наиболее распространенными аллергенами следует признать следующие:

  1. Яйца.
  2. Молоко.
  3. Арахис.
  4. Пшеница.
  5. Пищевые добавки и красители.
  6. Рыба копченая.
  7. Соя.

Иногда в возникновении приступа астмы играют роль лимонный сок, вино, пиво, сухофрукты, креветки и маринованные продукты.

Рассмотрим примерное меню, которое можно рекомендовать астматику, на целый день:

  • На завтрак – мясо отварное, каша гречневая, чай;
  • На второй завтрак – яблоко свежее;
  • На обед – овощной суп, отварное мясо и отвар шиповника;
  • На полдник – сок морковный;
  • На ужин – творог и тушеная капуста;
  • Перед сном – стакан кефира.

За весь день можно употребить 300 гр. белого хлеба или по 150 гр. белого и черного хлеба, а также немного сахара.

Конечно, придерживаться диеты в строгом порядке довольно сложно, особенно для пациентов небольших возрастных категорий. Однако, в случае тяжелой формы астмы, нужно все же соблюсти ограничения.

Роль лечебной физкультуры при адаптации к жизни у пациентов-астматиков достаточно велика. С течением времени организм больного привыкнет к тренировкам, станет более крепким и выносливым.

Дыхание пациента станет более редким и устойчивым к различным факторам, провоцирующим приступы болезни: к физическим и эмоциональным нагрузкам, температурным колебаниям. Больной получит возможность вести достаточно активный образ жизни, не отвлекаясь на дискомфорт в грудной клетке, затруднения в дыхании и сухой кашель.

Можно заканчивать каждое занятие массажем лица, грудной клетки и предплечий. Весь курс лечебной физкультуры включает в себя подготовительный этап, длительность которого обычно составляет 2-3 дня, а также тренировочный этап. Роль подготовительного этапа заключается в ознакомлении больного со специальным комплексом дыхательных упражнений, которые применяются для восстановления правильного механизма дыхания. Вместе с тем, медицинский работник, проводящий занятия лечебной физкультурой, во время подготовительного периода должен оценить функциональные возможности конкретного пациента.

Собственно дыхательные упражнения направлены обычно на формирование правильного диафрагмального дыхания и увеличение подвижности грудной клетки астматика, которая при бронхиальной астме значительно снижается.

Примеры комплексов упражнений:

  1. Должны быть использованы упражнения на полный выдох. Они заключаются в удлинении и замедлении выдоха. Это позволяет практически полностью удалять воздушную массу из расширенных дыхательных мешочков, а также способствует тренировке брюшной мускулатуры и диафрагмы. Именно эти мышцы принимают непосредственное участие в осуществлении полноценного выдоха.
  2. Применяются упражнения с произношением согласных и гласных звуков. Такие приемы способствуют тому, чтобы у больного развивалась способность волевого управления выдохом. Цель заключается в том, чтобы выдох стал равномерным, спокойным, а не прерывистым.
  3. Также используются упражнения для урежения дыхания, то есть уменьшения количества вдохов, осуществляемых пациентом за одну минуту. Это способствует переключению на выдох, которое как раз страдает во время приступа бронхиальной астмы. В основе этого переключения лежит удаление избыточного кислорода, уменьшение избыточной вентиляции легких.
  4. Упражнения, призванные улучшить показатели внешней функции дыхания. Они заключаются в последовательном надувании различных камер, грушевых и резиновых предметов.

Лучше не делать упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания и натуживанием. Кроме того, дыхательной гимнастикой не нужно заниматься в случае лихорадочных состояний, обострений бронхиальной астмы, частых приступов удушья, а также в том случае, если у пациента сформировалась тяжелая сердечно-легочная недостаточность.

Медицинская реабилитация заключается в использовании различных физических методов. Целая дисциплина занимается этим. Она называется «физиотерапия».

Физиотерапия для облегчения течения бронхиальной астмы включает несколько важных ответвлений.

На фото вакуумный массаж грудной клетки.

Целью воздействия является выведение излишней, спродуцированной бронхами, густой стеклообразной слизи и облегчение прохождения воздушного потока по бронхиальному дереву. Ингаляционным способом пациенту вводятся муколитики, проводится галоаэрозольная терапия. Галоаэрозольная терапия заключается в применении сухого аэрозоля поваренной соли. Предпринимается курсами. Кроме того, к муколитическим методам относятся вакуумный и вибрационный виды массажа.

Включает в себя ингаляции глюкокортикостероидами.Когда препарат попадает в дыхательные пути, он сразу же оказывает свое воздействие через поверхностные микрососуды слизистой оболочки бронхов. Снижается проницаемость сосудов, уменьшается активность клеток, детерминирующих воспаление, угнетается размножение фибробластов – клеток, которые производят коллаген. Наиболее часто используются такие средства, как триамцинолона ацетонид, флунизолид, беклометазона дипропионат или будесонид. Удобно проводить не ингаляции, а так называемую небулизацию при помощи прибора-небулайзера. Небулизация проходит быстрее, доступна для применения пациентам детского возраста, однако, для нее доступен только один глюкокортикостероид: будесонид или пульмикорт. Пульмикорт даже может иногда служить альтернативой системной терапии.

Это означает, что эффект его достаточно силен, чтобы быть сравненным с системным, а системных побочных эффектов нет.

Процедура проводится дважды в сутки, курсом 10-15 процедур.

Хорошим методом, который используется для расслабления мышечных клеток в стенке бронха с его последующим расширением, является вентилирование с непрерывным положительным давлением.Суть метода заключается в воздействии положительным давлением на дыхательный тракт больного на протяжении всего дыхательного маневра. При помощи такого вентилирования восстанавливается объем вентиляции, нормальный газообмен, а также происходит облегчение работы дыхательной мускулатуры.

Процедура длится 30 минут – 1,5 часа каждый день. Курс составляет 10-15 процедур.

Нередко применяется биоуправляемая аэроионотерапия.Суть метода заключается во вдыхании так называемых аэроионов. Благодаря воздействию этих частиц, усиливается движение ворсинок эпителия трахеи и бронхов, то есть усиливается мукоцилиарный клиренс – функция очищения. Специальные отрицательные аэроионы получают с помощью специальных аппаратов.

Чтобы аэроионы оказали лечебный эффект, необходимо поглотить 10 в 12 степени аэроионов.

Также применяется спелеотерапия – пребывание пациентов в микроклиматических условиях естественных пещер, соляных копей и шахт.

Место проведения спелеотерапии.

Роль подобного воздействия в том, чтобы благотворно повлиять на реактивность бронхов, уменьшив ее на некоторое время.

Воздействовать на организм больного желательно по 7 часов в день, в течение 24 дней.

Метод колоногидротерапии может быть полезным для пациентов с пищевым происхождением аллергии при астме. Процедура заключается в периодическом орошении стенок толстого кишечника жидкостью.

Это способствует восстановлению нормального соотношения микрофлоры кишечника, вымыванию токсинов и шлаков, адекватному синтезу витаминов группы В. Кровоток в стенке кишки при этом усиливается. Всасывание минеральных веществ восстанавливается. Всасывание аллергенов и токсинов уменьшается.

Для проведения процедуры применяют пресную воду, в которой растворяются лекарственные вещества при температуре 37 градусов, при давлении 12-14 кПа. Вводить раствор следует, увеличивая порции от полулитра до полутора литров. Иногда используется минеральная вода.

Заключается в приеме углекислых ванн. Диоксид углерода увеличивает парасимпатическое влияние на сердце больного, увеличивает выброс крови, способствует улучшению саморегуляции сердечного кровотока. Дыхание пациента урежается и становится глубже, за минуту астматик может вдыхать на 1-1,5 л больше, чем до процедуры.

На фото – процедура углекислой ванны.

В углекислых ваннах применяется концентрация углекислого газа до 1,2-1,4 г/л. Температура при этом снижается постепенно с 35 градусов до 32. Процедура длится 12-15 минут. Курс составляет 10-15 процедур.

Не следует проводить углекислые ванны пациентам с тяжелыми формами астмы нестабильного течения, при миокардитах, артериальной гипертензии, хронической недостаточности кровообращения.

Пациенты с нечастыми и не слишком затяжными приступами заболевания, при сердечно-легочной недостаточности не выше I степени, могут быть направлены на климатолечебные курорты, такие, как Кисловодск, Нальчик, Одесса, Феодосия, Албена, Мертвое море, а также в местные санатории.

На фото – санаторий «Солнечный» в г. Кисловодске.

Не стоит отправлять на санаторно-курортное лечение больных с тяжелым течением болезни.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *