Меню Рубрики

Приступ бронхиальной астмы приоритетная проблема

30. Основная причина инфекционно-аллергической бронхиальной астмы:

31. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

32. Основная причина возникновения атопической бронхиальной астмы:

33 Приступ удушья развивается в результате:

4) сухого надсадного кашля

34. В патогенезе приступа удушья присутствует:

2) высокая температура тела

3) наличие гнойной мокроты

35. Характер мокроты при бронхиальной астме:

36. Один из распространенных бытовых аллергенов:

37. При бронхиальной астме наиболее часто затруднен:

38. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

39. Положение пациента в постели в момент приступа удушья:

40. Дыхание в момент приступа удушья:

41. При аускультации в легких в момент приступа выслушивается:

4) сухие разнообразные хрипы

42. При перкуссии звук над легкими при бронхиальной астме:

43. В мокроте кристаллы Шарко-Лейдена обнаруживаются при:

4) бронхоэктатической болезни

44. Признаки нарушения бронхиальной проходимости определяются при:

31. Спирали Куршмана в мокроте выявляются при:

45. Самое тяжелое осложнение бронхиальной астмы:

35. В патогенезе астматического статуса ведущая роль принадлежит:

1) диффузному нарушению проходимости бронхов

3) развитию «легочного сердца»

37. При лечении атопической бронхиальной астмы в первую очередь следует:

2) устранить контакт с аллергеном

3) проводить щелочные ингаляции

4) заниматься дыхательной гимнастикой

46. При тяжелом приступе удушья пациенту назначают:

1) беротек, дитек в ингаляторе

3) преднизолон, гидрокортизон

4) сульфокамфокаин, мезатон

44. При атопической астме приступ удушья можно купировать введением:

4) аминокапроновой кислоты

47. В межприступном периоде пациентам рекомендован прием препаратов:

4) амоксициллин, амоксиклав

48. Для подбора эффективного препарата при бронхиальной астме используют:

49. Аппарат, определяющий пиковую скорость выдоха:

50. Приоритетная проблема пациента при пневмотораксе:

1) сильная боль в грудной клетке, одышка

2) высокая температура тела

51. При пневмотораксе дыхание на пораженной стороне:

52. Пневмоторакс может осложниться:

1) почечной недостаточностью

3) сердечной недостаточностью

4) экссудативным плевритом

«Сестринское дело в терапии 150

СП в терапии

53. Субъективный метод исследования — это:

54. Объективные методы исследования — это:

в) рентгенография, бронхография

55. К патологическим типам грудной клетки относится:

5. Перкуссия – это метод обследования пациента с помощью:

56. Для выявления патологических изменений в легочной ткани применяют:

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

57. Для определения границ легких применяют

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

58. Число дыхательных движений в норме:

59. При аускультации легких у здорового человека выслушивается:

60. Патологически усиленное везикулярное дыхание называется:

61. Частота сердечных сокращений в норме:

62. К рентгенологическим методам исследования относится:

63. На общий анализ мокроту собирают:

а) в чистую широкогорлую банку с крышкой

в) в стерильную чашку Петри

64. На чувствительность к антибиотикам мокрота собирается:

а) в чистую широкогорлую банку

в) в стерильную чашку Петри

65. К методу функциональной диагностики при заболеваниях легких относится:

69. При экспираторной одышке затрудняется:

70. При инспираторной одышке затрудняется:

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1747 | Нарушение авторских прав

источник

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Читайте также:  Соль лечит суставы и связки астму ангину и бронхит остеохондроз

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

В результате сестринского обследования на момент осмотра были выявлены следующие проблемы пациента:

Физиологические:

Настоящие: приступы удушья, одышка, сухой непродуктивный кашель, нарушение аппетита из-за необходимости соблюдения гипоааллергенной диеты, трудно отделяемая мокрота, экспираторная одышка.

Приоритетная- приступы удушья

-Психологические:

-Страх при пользовании ингалятором

— нежелание принимать препараты

-невозможность посещения детского сада

Потенциальные проблемы.

-риск возникновения более частых приступов бронхиальной астмы,

-переход заболевания в астматический статус.

Возможные проблемы родителей:

2. Дефицит знаний о заболевании и уходе.

3.Дефицит знаний о создании гипоаллергенного быта.

4. Неумение пользоваться ингалятором

Программа сестринских вмешательств при решении проблем пациента с атопической бронхиальной астмой.

Проблема Цель сестринских вмешательств Независимые сестринские вмешательства (уход и наблюдение за пациентом) Зависимые сестринские вмешательства (выполнение врачебных назначений) Оценка эффективности сестринских вмешательств
Краткосрочная Долгосрочная
Приступы удушья Снизить приступы удушья в течение 3 дней Не допускать развития приступов удушья Успокоить больного и окружающих. · Обеспечивать приток свежего воздуха путём регулярного проветривания · Обеспечить оксигенотерапию · Во время приступа придать ребенку возвышенное положение в постели (приподнять головной конец кровати на 30°) · Расстегнуть стестняющую одежду · В качестве отвлекающей терапии провести простейшие физиопроцедуры: ножную ванну, массаж грудной клетки · Обеспечить постоянное динамическое наблюдение за ребенком · Создать атмосферу психологического комфорта, оказывать поддержку пациенту и его родственникам · Научить родителей правильно применять ингаляционные препараты для оказания неотложной помощи и комбинацию препаратов для контроля астмы, четко их дозировать. · Обучить родителей самоконтролю состояния: регистрировать данные в дневнике наблюдения · Ознакомить родителей с основными принципами гипо-аллергенной диеты · Консультация аллерголога Ингаляция через небулайзер с бронхолитиком (Сальмотек-100 мкр) Приготовить по назначению врача препараты: -эуфиллин 10 мг в/в струйно Приступ удушья прошел
Экспираторная одышка Родители ребенка отметят уменьшение одышки Родители ребенка будут знать причины появления одышки и методы самопомо щи. Возвышенное положение в постели, угол 30 градусов. Расстегнуть стесняющую одежду, открыть форточку. Объяснить необходимость приёма удобного положения — сидя, с упором на руки. Воспользоваться карманным ингалятором (См. Приложение 3.). Сделать больному тёплые ручные и ножные ванночки. Осуществлять динамическое наблюдение за дыханием, пульсом, АД, цветом кожных покровов, характером одышки. Проводить оксигенотерапию, по назначению врача. Обучить пациента дыхательной гимнастике, звуковой гимнастике, технике медленного дыхания. Оксигенотерапия. Ввести -внутривенно капельно 2,4 % раствор эуфиллина 5 мл. -внутривенно струйно преднизолон 120 Пациент отметил уменьшение одышки. Пациент знает причины появления одышки и методы самопомощи. Цель достигнута
Сухой непродуктивный кашель Кашель в течение суток перейдет во влажный Пройдет к моменту выписки Соблюдение СанЭпид режима в стационаре (поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат). · Применять обильное, теплое, щелочное питье. · Освободить от стесняющей одежды · Выполнять физиотерапевтические процедуры (ножные ванны, согревающий компресс), если у больного ребенка нет температуры · Проводить динамическое наблюдение за состоянием пациента (частота дыхания, пульс, характер кашля, цвет кожных покровов, температура тела) · Обучить родителей пациента гигиене кашля · Обеспечить ребенка индивидуальной плевательницей · Проводить массаж грудной клетки · Создать ребенку дренажное положение для улучшения отхождения мокроты · Ознакомить родителей с основными принципами гипо-аллергенной диеты · Посоветовать родителям приобрести увлажнитель воздуха · Развесить влажные полотенца на батарее или поставить таз с водой (для увлажнения воздуха в палате) -ингаляции физраствор 2 мл. с Беродуалом по 5 капель- 3 раза в день , но-шпа по 0,5 табл. 2 раза в день Кашель прошел
трудно отделяемая мокрота. В течении двух дней улучшение отхождения мокроты Мокрота у ребенка исчезнет к моменту выписки Обеспечить приток свежего воздуха. Соблюдение СанЭпид режима в стационаре (поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат). Чаще менять положения в постели. · Давать теплое обильное щелочное питье · Выполнять простейшие физиотерапевтические процеду­ры · Проводить вибрационный массаж грудной клетки · Обучить родителей ребенка комплексу упражнений дыхательной гимнастики · Соблюдать режим провет­ривания помещения ( не менее 4 раз в день) · Обеспечить оксигенотерапию · Создать удобное дренажное положение Муколитические средства, оказывающие влияние на эластичность и вязкость бронхиальной слизи Ингаляции с Беродуалом- по 5 кап. на физ. растворе. 3 р/день; Родители ребенка отметят улучшение отхождения мокроты к концу недели
Дефицит знаний о заболевании неумение пользоваться ингалятором Родители узнают о заболевании и уходе. К моменту выписки родители смогут самостоятельно ухаживать за ребенком Информировать родителей о факторах риска, клинических проявлениях периода предвестников приступа, обучить проведению неотложных мероприятий при развитии приступа. Обучить родителей девочки технике применения карманного ингалятора: (достать его, вынуть из упаковки, надеть насадку, перевернуть аэрозоль и сделать 1-2 нажатия таким образом, чтобы препарат во время распыления попал на область задней стенки глотки. В это время ребенок сделает несколько вдохов, и действующее вещество попадет в дыхательные пути). Оказать содействие в подборе спейсера. Порекомендовать родителям, постоянно контролировать прием лекарственных препаратов ребенком, акцентировать их внимание на том, что для достижения существенных результатов в лечении необходимо принимать препараты своевременно, рационально и бережно, правильно использовать их комбинации, систематически оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о побочных действиях. Создать атмосферу психологического комфорта, оказывать поддержку родителям, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству. Познакомить с другими пациентами , страдающими приступами Бронхиальной астмы Организовать беседу с врачом по вопросам, выходящим за рамки компетенции медсестры. Устранен страх родителей за ребёнка. Цель достигнута.
Страх при использовании инголятора Ребенок выполнит назначенные процедуры Ребенок будет выполнять назначенные процедуры без страха · Создать спокойную доброжелательную обстановку · Привлечь родителей · Объяснить ребенку суть процедуры · Показать на примере других детей безопасность проведения процедуры · Проводить физиопроцедуры только после согласия ребенка и его родителей Глицин 1 табл.-1 раз в день Ребенок охотно соглашается на выполнение процедур
нарушение аппетита из-за необходимости соблюдения гипоаллергенной диеты Аппетит появится в течение суток Девочка будет хорошо кушать к моменту выписки -Ознакомить родителей с основными принципами гипоаллергенной диеты, она должна соответствовать возрастным потребностям по калорийности, соотношению ингредиентов и оказывать десенсибилизирующее действие. Из пищевого рациона необходимо исключить облигатные пищевые аллергены: шоколад, какао, цитрусовые, гранаты, дыни, землянику, черную смородину, малину, помидоры, мед, рыбу, икру, орехи, грибы. Ограничить молоко и яйца (в 2 раза меньше по сравнению с возрастной нормой), но для снижения их аллергенной активности рекомендуется более длительная термическая обработка. Необходимо также исключить из диеты экстрактивные вещества, острые приправы, соленые блюда, пищевые добавки. Обеспечить пациента адекватным объемом жидкости в виде щелочной минеральной воды, разведенных соков, настоев из отхаркивающих трав. · Организовать прием пищи в спокойной обстановке (возможен просмотр мультиков) · Пища должна быть красиво оформлена · Поинтересоваться какие предпочтения в еде у ребенка Аппетит улучшился
Дефицит знаний о создании гипоаллергенного быта Восполнить дефицит знаний К моменту выписки родители создадут гипоаллергенный быт
  • Необходимо убедить изолировать ребенка от собаки, не допускать игр с собаками;
  • следует проветривать дом и не допускать высокой влажности;
  • ребенок имеет аллергию на клещей домашней пыли, то родителей необходимо ознакомить со следующими мерами, которые должны помочь уменьшить аллергическую реакцию:
  • регулярно стирать постельное белье при температуре минимум 60 градусов;
  • использовать специальное постельное белье для матрасов, покрывала и подушек;
  • по возможности не класть в постель мягкие игрушки или стирать их регулярно при температуре 60 градусов;
  • избегать „собирателей пыли“, включая ковры с длинным ворсом, особенно в спальной комнате;
  • необходимо применять специальный клещенепроницаемый чехол для изоляции матраса, одеяла и подушек, который немедленно и эффективно блокирует контакт с аллергическими возбудителями, клещами и их испражнениями;
  • желательно пользоваться увлажнителями для создания комфортных условий в комнате, воздухоочистителями для очистки воздуха в квартире и парогенераторами для уборки помещений;
  • необходимо обучить родителей ведению дневника бронхиальной астмы: Дневник по астме используется для фиксирования результатов измерений максимальной скорости выдоха. Кроме этих значений, в дневнике могут фиксироваться и другие особенности болезни, например: личные жалобы (кашель, мокрота, одышка); применение препаратов в случае неотложной ситуации;особенности, такие как одышка ночью и инфекции.

Тщательно записывая все полученные данные, родители смогут получить представление о течении болезни и лечении. Дневник помогает лучше понять болезнь и является очень полезным при обсуждении болезни с врачом.

Родители ознакомились с правилами ведения гипоаллергенного быта.

Программа сестринских вмешательств при решении потенциальных проблем пациента, страдающего атопической бронхиальной астмой.

Проблема Независимые сестринские вмешательства (сестринский уход и наблюдение) Зависимые сестринские вмешательства (выполнение врачебных назначений)
Астматичес Устранить действие По назначению врача введение
кий статус аллергена, обеспечить внутривенно 60—90 мг
доступ свежего воздуха, преднизолона. При необходимости
усадить больного в транспортировать пациента в
удобное положение, реанимационное отделение.
вызвать врача. Проведение оксигенотерапии.

Работа в медицине подразумевает под собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и в первую очередь не навредить ему.

Учитывая актуальность темы и изучив теоретический материал по вопросам сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой, проанализировав наблюдения из практики, можно прийти к заключению о том, что осуществляя сестринский процесс медсестра должна быть коммуникабельной, профессионально компетентной. Это необходимо для выявления проблем пациента, умения оценить тяжесть состояния больного, необходимость проведения плановой и экстренной терапии, профилактической работы.

Необходимо помнить, что пациенты с одинаковыми заболеваниями имеют различные приоритетные проблемы, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, чётко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит е только здоровье, но и жизнь пациента.

Бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии. Повышается педагогическая роль медсестры, потому что пациент должен много знать и уметь сам для улучшения качества жизни. С момента установления диагноза медсестра даёт больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизм действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, правилах пользования небулайзером, методам самоконтроля, чтобы предотвратить развитие обострений. В этом и заключается особенность сестринского процесса при бронхиальной астме.

Таким образом, на основании проделанной работы

1. Обобщены и систематизированы знания о бронхиальной астме и роли медсестры в уходе за данными больными.

2. Описана база преддипломной практики ГБУЗ НО «Детская городская больница №42» и соматического отделения, где была осуществлена курация пациента.

3. Составлена и реализована программа сестринских вмешательств в процессе курации пациента с атопической бронхиальной астмой.

4. Оценена эффективность реализации программы сестринских вмешательств в процессе курации пациента с атопической бронхиальной астмой.

Задачи решены в полном объеме, цель ВКР достигнута.

Практическая значимость. Данная работа может иметь практическое значение, и ее материалы могут быть использованы в качестве учебного пособия для углубленного изучения бронхиальной астмы, как студентами медицинского колледжа, так и практикующими медицинскими сестрами ЛПУ.

1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. — М., 2012. — 132 с.

2. Лещенко И.В. Распространенность бронхиальной астмы в Свердловской области//Пульмонология 2011; 2: 50-55.

3. Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Филатова Т.А.и др. Стандарты изучения эпидемиологии аллергических заболеваний у детей: бронхиальная астма // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири». — 2015. — №2.-С. 10-16.

А.Овчаренко С. И. Бронхиальная астма: диагностика и лечение. — РМЖ,

5.Чучапин А. Г. Бронхиальная астма. — 2015.

6.Бшиченко Т.Н. Эпидемиология бронхиальной астмы. В кн.: Чучалин А.Г. (ред.) Бронхиальная астма. М.: Агар; 2015; т. 1,- С. 400-423.

7.Бронхиальная астма у взрослых. Атопический дерматит. Под редакцией А.Г. Чучалина. Атмосфера, 2012.

8. Власенко С.Ю., Лебедин Ю.С. Изучение специфического IgE-ответа на бытовые, эпи-дермальные и грибковые аллергены у больных бронхиальной астмой // Иммунология. — 2016. — № 4. — С. 39-41.

Читайте также:  Астма как осложнение после бронхита

9.Емельянов А.В., Федосеев Г.Б., Сергеева Г.Р.и др. Распространенность бронхиальной астмы и аллергического ринита среди взрослого населения Санкт-Петербурга // Аллергология. — 2012. — №2. — С. 10-15.

10.Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Филатова Т.А., Еавалов С.М. Возрастные аспекты эпидемиологии бронхиальной астмы у детей Новосибирска // Пульмонология. -2013г. — №1. — С. 38-43.

11.https://ш.wikipedia.org/wiki/Бронхиальная астма глава 1.2.

12.http://extremed.ш/skorpom/28-np-od/627-npbronch- астматический статус.

13. http://vadishu.com/asthma/obschee/sestrinskiv-protsess-pri-bronhialnov- astme.html — этапы сестринского процесса при бронхиальной астме.

14. http://medlec.org/lek-68075.html — особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.

16.http://tgp 1. ru/InformationF orPatients/Shkola-astmv/Pobedim-bronxialqnui u- astmu —

17. Комаров Ф. П., Даниляк И. Г. Подходы к лечению больных бронхиальной астмой. — Терх. арх., 2015, № 3, с. 9—13.

18. Кузнецова В. К. Механика дыхания. — В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания./Под ред, Н. Н. Канаева, Г. Г. Шика. — Л.: Медицина, 2010.

19. Путов Н. В., Бобков А. Г., Капаев Н. Н. и др. Руководство по пульмоно­логии./Под.ред. Н. В. Путова, Г. Б. Федосеева. — Л.: Медицина, 2017. — 504 с.

20. Канаев Н. И. Общие вопросы методики исследования и критерии оценки показателей дыхания. — В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания./Под ред. Н. Н. Канаева, Г. Г. Шика. — Л.: Медицина, 2010.

21. Канаев Н. И., Орлова А. Г. Методика и диагностические возможности спирографичеекого исследования. — В кн.: Функциональные методы исследования дыхания в пульмонологической практике. — Л.: Медицина,

22. Адо А. Д. Социальное и биологическое в проблеме бронхиальной астмы.— Клин, мед., 2010, № 2, с. 4—-10

Приложение 1

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Нарушены потребности Проблемы пациента
Острый простой бронхит Обструктивный бронхит Бронхиолит Бронхиальная астма – приступный период Острая пневмония
очаговая сегментарная
1. Дышать к а ш е л ь нехватка воздуха сдавление в груди одышка одышка апноэ кашель боли в груди
шумное дыхание
одышка апноэ
2. Адекватно питаться рвота необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты снижение аппетита отказ от груди отставание в весе боли в животе
3. Выделять выделение мокроты неэффективное очищение дыхательных путей рвота выделение мокроты рвота срыгивание жидкий стул мокрота
4. Двигаться недомогание разбитость возбуждение возбуждение вялость адинамия судороги
вынужденное положение
5. Спать нарушение сна
6. Личная гигиена потливость затруднения при самоуходе
7.Поддерживать нормальную t 0 повышение температуры тела
8.Поддержание безопасности собственной и окружающих дефицит знаний ребёнка и родителей о заболевании, осложнениях, способах лечения и профилактики; дефицит общения со сверстниками
9. Адаптации беспокойство, тревога по поводу заболевания, страх по поводу исхода болезни
10. Общаться капризность плохой контакт
11. Труд, учёба быстрая утомляемость
12. Приоритетная проблема кашель удушье, одышка одышка
13. Потенциальные проблемы риск развития осложнений риск развития астматического статуса риск развития осложнений

III. Схемы базисного ухода.

III. 1.План сестринского ухода при обструктивном бронхите, бронхиолите, пневмонии.

Краткосрочная – не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, уменьшить выраженность одышки в течение недели

Долгосрочная – устранить симптомы болезни к моменту выписки.

План сестринского вмешательства Мотивация
Независимые вмешательства
— Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях — Обеспечение права пациента на информацию — Осознанное участие ребёнка и его родственников в мероприятиях ухода
— При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату (за ширму) до исчезновения катаральных явлений — Опасность заражения от больного ребёнка — Ограничение контактов
— При госпитализации ребёнка обеспечить «цикличное» заполнение палат — Опасность развития «перекрёстной» инфекции
— Организовать масочный режим — Предотвращается воздушно — капельный путь передачи
— Организовать в острый период постельный режим — Предупреждение развития осложнений
— Обеспечить доступ свежего воздуха — Устранение гипоксии
— Создать ребёнку возвышенное положение в постели — Для облегчения дыхания (за счёт уменьшения притока крови к лёгким, опущения диафрагмы)
— Обеспечить в помещении, где находится ребёнок температуру 18 — 20 0 — Для облегчения отхождения мокроты, облегчения дыхания
— Организовать проведение влажной уборки (не менее 2 раз в день), проветривание помещения (не менее 4 раз в день), кварцевание — Для улучшения чистоты воздуха, уменьшения концентрации возбудителей
— Организовать ребёнку двигательный режим, дренажное положение, удаление слизи и секрета верхних дыхательных путей — Для улучшения отхождения мокроты, предупреждения застойных явлений в лёгких
— Проводить туалет кожи, слизистых оболочек носоглотки, глаз — Для обеспечения выполнения кожей дыхательной функции и облегчения состояния больного
— Обеспечить регулярность физиологических отправлений — Ослабление и устранение симптомов интоксикации — Облегчения дыхания (при запорах отмечается подъём диафрагмы, что затрудняет экскурсию лёгких)
— При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки — Снижение дополнительных затрат кислорода и снижение риска развития дыхательной недостаточности
— Организовать питание малыми порциями (включать сок квашеной капусты, цитрусовые – лимоны, киви, мандарины, апельсины, грейпфруты, салат из свежей капусты) — Для облегчения экскурсии лёгких — Устранение симптомов интоксикации
— Организовать обильное питьё (горячий чай, клюквенный, брусничный морсы, щелочные минеральные воды с молоком и др.) — Для устранения интоксикации
Зависимые вмешательства
— Выполнить назначения врача: 1) антибактериальные средства через рот, в/м, в/в (пенициллины, амоксициллины, макролиды, цефалоспорины 1, 2 , 3 поколений) 2) противовирусные средства 3) парацетамол 10 – 15 мг/кг через рот; анальгин 50% раствор – 0,1 мл/год жизни в/м) 4) эуфиллин 2,4% раствор – 1 мл/год в/в, 2- 4 мг/кг через рот, 1% раствор – по 1 ч л 3 раза в день) 5) кальция пантотенат – по ½ — 1 драже 2 – 3 раза в день, кокарбоксилаза 50 – 100 мг в сутки в/м, 5% раствор аскорбиновой кислоты 200 – 400 мг в сутки в/м) 6) трава термопсиса, корень алтея, мукалтин, пертусин, грудной эликсир и др. 7) бромгексин, амброксол (лазолван) 8) гемодез 5 – 10 мл/кг в/в 9) коргликон 0,06% раствор, детям до 2 лет – 0,02 мл/кг, старше 2 лет 0,016 – 0,017 мл/кг) 10) витамины 11) преднизолон по показаниям 12) горчичники на грудную клетку, тёплые ножные ванны 13) оксигенотерапия 14) физиотерапия 15) вибромассаж, дыхательная гимнастика 16) иммунотерапия — Для лечения заболевания -При вирусной этиологии заболевания — Жаропонижающие препараты — Бронхолитическое действие — Средства, улучшающие тканевое дыхание — Отхаркивающие препараты — Муколитические препараты -Дезинтоксикационные — Сердечное средство (при выраженной тахикардии) — Противовоспалительное действие — Снятие отёка со слизистой — Устранение гипоксии — противовоспалительное, рассасывающее действие — Улучшение питания тканей — Стимуляция защитных сил организма

III. 2.План сестринского ухода при бронхиальной астме.

Краткосрочная – устранить приступ удушья при бронхиальной астме в течение 6 часов; уменьшить выраженность одышки в течение 3 – 5 дней.

Долгосрочная — не допустить развития осложнений, повторных приступов; ребёнок (родственники) продемонстрируют знания о заболевании, способах лечения и профилактики

План сестринских вмешательств Дозы лекарственных препаратов Мотивация
В приступном периоде
Независимые вмешательства
— Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях — Обеспечение права пациента на информацию — Осознанное участие ребёнка и его родственников в мероприятиях ухода
— Устранить причинно — значимый аллерген — Необходимое условие для ликвидации приступа удушья
— Обеспечить доступ свежего воздуха — Устранение гипоксии
— Создать ребёнку возвышенное положение в постели или положение с упором на руки — Для облегчения дыхания (за счёт уменьшения притока крови к лёгким, опущения диафрагмы)
Зависимые вмешательства
— Выполнить назначения врача: при приступе лёгкой и средней степени тяжести: b- ингаляции (1 – 2 вдоха) 2 – агонистов короткого действия – сальбутамол, беротек, атровент беродуал — через 15 – 20 минут провести пикфлоуметрию — если есть эффект – продолжить ингаляции каждые 4 – 6 часов в течение 1 – 2 суток и давать обильное питьё, в том числе минеральная вода; — если нет эффекта, через 20 минут повторить ингаляции бронхоспазмолитика двумя, максимум тремя вдохами — между вдохами – увлажнённый кислород через маску по 15 – 20 минут — провести пикфлоуметрию — если нет эффекта — пульмикорт (одновременно со 2 и 3 ингаляциями бронхолитика) — при отсутствии пульмикорта или его неэффективности- эуфиллин — пациентам высокого риска –преднизолон при приступе тяжёлой степени: — ингаляционные бронхоспазмолитики (лучше беродуал) — или беродуал + пульмикорт + физраствор — если нет эффекта – без промедления – преднизолон эуфиллин до 5 лет – 1 небула старше 5 лет – 2 небулы (1 небула – 2,5 мл) до 6 лет – 5 капель 6 – 12 лет – 5 – 8 капель старше 12 лет – 10 капель до 1 года – 1 капля/кг, но не более 10 капель старше года – 10 – 20 капель до 6 лет – 5 – 10 капель 6 – 14 лет – 10 – 15 капель старше 14 лет – 20 капель Примечание: до общего объёма 3 мл добавлять 0,9% раствор NaCl 250 – 500 мкг однократно 2,4% раствор – 0,15 мл/кг (4 мг/кг), разведённый в изотоническом растворе натрия хлорида, в/в медленно 3% раствор — 2 мг/кг в/м или в/в однократно максимально 3 вдоха подряд каждые 20 минут в чередовании с увлажнённым кислородом 2 мг/кг (чаще 20 – 60 мг), в/м или в/в, при необходимости повторить через 6 часов 2,4% раствор – 4 – 5 мг/кг в/в капельно на физрастворе — Снятие спазма гладкой мускулатуры бронхов. — Комбинированный бронхоспазмолитик — Контроль эффективности — Достижение эффекта — Устранение гипоксии — Контроль эффективности — Ингаляционный глюкокортикостероид — Бронхолитическое действие — Для усиления спазмолитического, бронхолитического эффекта; выраженное противовоспалительное и антиаллергическое действие — Бронхоспазмолитическое действие — Для усиления спазмолитического, бронхолитического эффекта; выраженное противовоспалительное и антиаллергическое действие — Бронхоспазмолитическое действие
В фазу ремиссии болезни: Зависимые вмешательства медикаментозная терапия: — беротек «по требованию» — дитек или кромолин перед физической нагрузкой или предстоящим воздействием аллергена — ингакорт — спиропент — кортикостероиды через рот — теолонг, ретард, теопек — фитотерапия * семена аниса – настой по ¼ стакана 3 – 4 раза в день за 30 минут до еды; * трава душицы – настой по ½ стакана 2 – 3 раза в день; * лист мать – и мачехи – настой по ¼ стакана 4 раза в день * лист подорожника – настой по 1/3 стакана 3 – 4 раза в день за 15 минут до еды; * корень солодки голой – настой – по 1 столовой ложке 4 – 5 раз в день; * трава чабреца – настой по ¼ стакана 4 – 5 раз в день; * репа огородная – 2 столовые ложки измельчённого корнеплода на 1 стакан воды, кипятить на водяной бане 15 минут, принимать по 1/ стакана 4 раза в день * сборы лекарственных растений:
  1. льняное семя, трава тимьяна обыкновенного – по 1 части, плоды аниса обыкновенного – 1,5, настой принимать по 1/3 – ¼ стакана 3 раза в день
  2. трава чабреца, лист мать — мачехи, трава фиалки трёхцветной, корень девясила высокого – поровну, настой принимать по ½ стакана 3 раза в день перед едой
  3. трава чистотела большого, горца птичьего, фиалки трёхцветной, сосновые почки – по 1 части, трава крапивы двудомной, багульника болотного, исландский мох – по 2 части, настой принимать по ¼ стакана 4 раза в день пред едой
  4. чага, корень солодки голой – по 1 части, лист подорожника большого, мяты перечной, шалфея лекарственного, цветки пижмы обыкновенной, корень аралии маньчжурской, трава тысячелистника обыкновенного – по 2 части, трава багульника болотного, зверобоя продырявленного – по 4, настой принимать по ¼ стакана 4 раза в день за 30 минут до еды.

* паровые ингаляции и полоскания с отваром ромашки, шалфея, календулы, тысячелистника, зверобоя, эвкалипта Независимые вмешательства оздоровление домашней обстановки — ежедневная влажная уборка — регулярное проветривание помещения — устранение возможных аллергенов (домашняя пыль, животные, табачный дым, шерстяные вещи, перовые подушки) соблюдение диетыизбегать приёма антибактериальных средств без назначения врачапрофилактика ОРВИ

— Профилактика приступов заболевания — Отхаркивающее, антисептическое действие — Спазмолитический, противовоспалительный, противоотёчный, жаропонижающий, отхаркивающий, антибактериальный, противокашлевой, успокаивающий эффекты. — Предупреждение развития приступов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8699 — | 7121 — или читать все.

источник

БА – это заболевание, в основе которого лежат гиперреактивность бронхов, иммунное воспаление, бронхиальная обструкция, гиперсекреция, дискриния.

Хр. обструктивный бронхит, вазомоторный ринит, крапивница

Читайте также:  Для диагностики бронхиальной астмы используется

Классификация БА: I. Формы: — иммунная (атопическая), неиммунная (инфекц.-аллерг). II. Клинико-патогенетические варианты: 1.Атопический. 2.Инфекционный. 3.Гормональный. 4.Нервно-психический. 5.Выраженный адренергический дисбаланс. 6.Аутоиммунный. 7.Первично измененная реактивность бронхов (аспириновая, физического усилия, холодовая и др.). III. Фазы: -обострения, затихающего обострения, -ремиссии. IV.Стадии: 1-без ЛС, 2-+ЛС. V.Осложнения: 1.легочные (эмфизема легких, ателектаз легкого, пневмоторакс), 2. — внелегочные: ЛС, СН, дистрофия миокарда. VI.Тяжесть течения: легкое, ср.тяжести, тяжелое.

Клиника

Жалобы: — повторяющиеся приступы экспираторного удушья

I – период предвестников: м.б. – раздражительность, приступообразный кашель, сухость во рту, носу, чихание, першение в горле, зуд кожи, одышка, учащенное мочеиспускание, ощущение особой «легкости», тошнота.

II. — период разгара: — экспираторное удушье, дистанционные хрипы, непродуктивный кашель, головная боль

Объективно: 1. Ортопноэ с фиксированным плечевым поясом.

2. Возбуждение. 3. Диффузный цианоз. 4. Холодный пот. 5.Бочкообразная гр.кл. (о. эмфизема легких). 6. ЧД>20 в мин 7.ЧСС>80 в мин. 8. АД повышено, м.б. ногти — «часовые» стекла, пальцы — «барабанные пал.»

Пальпация: — голосовое дрожание ослаблено

Перкуссия: — коробочный ПЗ, топографическая: опущена нижняя гр. лег., ↑высота стояния верхушек, широкие п.Кренига, ↓экскурсия нижнего края легких.

Аускультация: — ОВД, сухие свистящие и жужжащие хрипы, м.б. ВД с удлин. выдохом

III. – период обратного развития: — отхождение «бронхиальной» пробки, внезапное прекращение удушья

Методы лабораторной и инструментальной диагностики

Клин. ан. крови: отн.эритроцитоз, эозинофилия, лимфоцитоз.

Ан. мокроты: — вязкая, стекловидная, скудная, эозинофилы, кристаллы Шарко-Лейдена, спирали Куршмана, тельца Креола (пласты кл.бронх. эпителия)

Спирография: ↓РО выдоха, ↑ОО, ↓МВЛ, ↓пр.Тиффно, ↑времени выдоха.

Пневмотахометрия: меньше 3 л/сек.

Пневмотахография: нарушена бронхиальная проходимость на всех уровнях.

Возможные нарушения потребностей пациента.

Есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов).

Спать (приступы удушья по ночам, утром).

Двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке).

Общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами — запахи духов).

Нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни, страх инвалидизации).

Работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами).

Возможные проблемы пациента.

Кашель с трудноотделяемой мокротой.

Неэффективность очищения дыхательных путей.

источник

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *