Меню Рубрики

Профилактическая деятельность фельдшера при бронхиальной астме

Действия Фельдшера на вызове:

  • — Сколько времени продолжается приступ удушья?
  • — Что его спровоцировало?
  • — Больному труднее вдохнуть или выдохнуть?
  • — Отмечается ли свистящее дыхание, приступообразный кашель?
  • — Принимал ли больной какие -нибудь ЛС (если больной пользовался бронходилататорами, то уточнить пути введения:дозы, кратность,и время последнего приема препаратов)? Их эффективность?
  • -Были ли подобные приступы ранее?
  • — Когда был предыдущий приступ? Чем купировался?
  • — Диагностирована ли бронхиальная астма в анамнезе?
  • — Получает ли больной глюкокортикоиды ( ингаляционные, системные), в каких дозах?

Осмотр и физикальное обследование

Оценка общего состояния и жизненно важных функций: сознания, дыхания, кровообращения.

  • 1)Оценка положения больного: характерно ортопноэ.
  • 2)Визуальная оценка наличие:
    • -бочкообразной грудной клетке;
    • -участие в акте дыхания вспомогательных мышц грудной клетке;
    • -удлиненного выдоха;
    • -цианоза;
    • -набухание шейных вен;
    • -гипергидроза;
  • 3)Подсчет ЧДД (тахипноэ).
  • 4)Исследование пульса ( может быть парадоксальной), подсчет ЧСС,( тахикардия, в тяжелых случаях может быть брадикардия).
  • 5) Имерение АД (артериальная гипертензия, в тяжелых случаях может быть артериальная гипотензия).
  • 6) Перкуссия легких: может быть коробочный звук.
  • 7)Аускультация легких: жесткое дыхание, разнотональные сухие свистящие хрипы, преимущественно на выдохе; могут выслушиваться разнокалиберные влажные хрипы. При астматическом статусе отмечают резкое ослабление дыхания преимущественно в нижних отделах легких, а в более тяжелых случаях- полное отсутствие бронхиальной проводимости и хрипов («немое легкое»).

Исследование ПСВ с помощью пикфлоуметра.

Тактику лечения определяет выраженность обострения БА, поэтому при формулировке диагноза необходимо указывать степень тяжести обострения.

Цель неотложной терапии- купирование приступа удушья.

  • 1)По возможности исключают контакт с причинно-значимыми аллергенами и триггерами.
  • 2)Предпочтительно использовать ингаляционную терапию через небулайзер и инфузионные формы ЛС.
  • 3)Применяют бронходилататоры- селективные b2адреноагонисты короткого действия, если ЧСС меньше 130 в минуту.

Сальбутамол- ингаляции 2,5-5,0 мг через небулайзе в течение 10-15 минут. Начало действия через 5 минут, максимальный эффект в течение 30-90 мин, длительность 3-6 ч. При необходимости повторение ингаляции каждые 20 мин или до общей дозы 10-15мг/ч. Возможны частые побочные эффекты: тремор, тахикардия, сердцебиение, нервозность, двигательное беспокойство, тошнота. Возможны спазмы и подергивания мышц, редко- аритмии.

Противопоказания: гиперчувствительность; с осторожностью при ИБС, тахиаритмии, тиреотоксикозе

4) При тяжелом приступе удушья или астматическом статусе добавляют холинолитики:

Ипратропия бромид- ингаляции по 0,4-2,0, мл через небулайзе в течение 10-15 мин. Начало действия через 5-20 мин, максимальный эффект через 90 мин, длительность 3-4 ч. Возможные побочные эффекты: кашель, сухость в полости рта, неприятные вкусовые ощущения.

Противопоказания: гиперчувствительность, беременность( 1 триместр)

5)Целесообразно использовать комбинированные препараты селективных b2-агонистов короткого действия с холинолитиками ( при приступе любой степени тяжести).

Фенотерол+ ипратропия бромид- ингаляции 1-2 мл (20-40 капель) через небулайзер в течении 10-15 мин. Начало действия через 15 мин, максимальный эффект достигается через 1-2ч, длительность до 6ч.

Глюкокортикоиды- их применение зависит от тяжести приступа БА.

При среднетяжелом течении приступа показано применение:

Преднизолон- в/в 60-90мг, предварительно развести в 0,9% р-ре натрия хлорида до 10-20мл, вводить струйно, медленно. Клинический эффект глюкокортикоидов развивается через 1ч после введения.

Побочные эффекты при в/в введении: анафилаксия, покраснение лица и щек, судороги. Противопоказания: гиперчувствительность, язвенная болезнь желудка, и двенадцатиперстной кишки, тяжелая форма АГ, почечная недостаточность.

При тяжелом приступе и астматическом статусе-

Преднизалон в/в 90-150мг(до 300мг). По жизненным показаниям противопоказания отсутствуют.

При ухудшении состояния и угрозе остановки дыхания-

Эпинефрин 0,1%-0,3-0,5 мл в/м или п/к, при необходимости повторить через 20 мин до трех раз.

При астматическом статусе показана кислородотерапия (осторожно при цианозе) со скоростью 2-4 л/мин.

Контроль ЧДД, ЧСС, АД, а при тяжелом приступе и астматическом статусе ЭКГ из-за возможных осложнений со стороны сердца. Готовность к проведению ИВЛ и реанимационных мероприятий.

Критерии эффективности лечения:

А)После купирования приступа повторить определение ПСВ.

Хороший ответ на проводимую терапию: состояние стабильное, уменьшились одышка и количество сухих хрипов в легких, ПСВ увеличилось на 60л/мин.

  • Б) Не полный ответ на проводимую терапию: состояние нестабильное, симптомы выражены в прежней степени, нет прироста ПСВ.
  • В) Плохой ответ на проводимую терапию: симптомы выражены в прежней степени или нарастают, ПСВ уменьшается.

Показания к госпитализации:

После оказания неотложной терапии срочной госпитализации подлежат пациенты при:

  • -Тяжелом приступе БА, или астматическом статусе.
  • — Подозрении на развитие осложнений ;
  • -Отсутствии быстрого ответа на бронходилатационную терапию;
  • -дальнейшем ухудшении состояния больного на фоне начатого лечения;
  • -длительном использовании или недавно превращенном приеме системных глюкокортикоидов.

В стационар также следует направлять пациентов:

  • — Несколько раз госпитализированных в отделение интенсивной терапии в течении последнего года;
  • — не поддерживающих плана лечения БА;
  • — страдающих психическими заболеваниями;
Читайте также:  Гормон для снятия приступа бронхиальной астмы

При купировании легкого/среднетяжелого приступа БА , стабильном состоянии , отсутствии осложнений пациенты могут быть оставлены дома.

Рекомендации для оставленных дома:

  • -Исключить (или максимально ограничить) влияние неспецифических раздражителей: курения, профессиональных вредностей, поллютантов, резких запахов и других. При необходимости лимитировать физическую и психоэмоциональную нагрузку.
  • — Запретить приём р-адреноблокаторов.
  • — Амбулаторная консультация лечащего врача (пульмонолога, аллерголога-иммунолога) для определения дальнейшей тактики (обследования, лечения обострения бронхиальной астмы, подбора базисной терапии).
  • — Обучение в астмашколе
  • -Применение психотропных препаратов, наркотических анальгетиков, антигистаминных препаратов первого поколения.
  • -Массивная гидратация.
  • — Применение ацетилсалициловой кислоты.
  • -Рутинное применение аминофиллина (эуфиллина*) в/в при приступе бронхиальной астмы в дополнение к терапии Р2-агонистами не показано.

Это не приводит к дополнительному бронходилатирующему эффекту, но сопровождается увеличением частоты побочных эффектов (тремор, головная боль, тахикардия, тошнота и/или рвота, увеличение диуреза, гастроэзофагеальный рефлюкс, дерматит; из-за малой терапевтической широты возможна передозировка и риск внезапной смерти от аритмии или судорог). У взрослых допустимо назначение аминофиллина в составе комплексной терапии астматического статуса (небольшой дополнительный эффект), если пациент не принимал ранее теофиллин внутрь: 2,4% аминофиллин в/в — 10-20 мл, предварительно развести в 0,9% р-ре натрия хлорида — 10—20 мл и вводить в течение 10—20 мин.

У детей при тяжёлом приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе должна быть рассмотрена необходимость применения аминофиллина в/в (6—10 мгк/кг) как дополнение к системным глюко-кортикоидам, в2-агонистам и холинолитикам. Это дает небольшой дополнительный бронходилатирующий эффект, однако его ценой является четырёхкратное повышение риска развития рвоты.

источник

Контроль над бронхиальной астмой. Несоответствие данных официальной медицинской статистики с общепринятыми стандартами распространенности бронхиальной астмы. Снижение заболеваемости бронхиальной астмой у студентов и дополнительные факторы риска.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Возникновение бронхиальной астмы у детей. Наследственность в происхождении бронхиальной астмы. Клиническая картина и схемы оценки статуса больного с бронхиальной астмой. Анализ заболеваемости бронхиальной астмой у детей ММУ ГП№ 9 ДПО-3 (участок 23).

реферат [122,9 K], добавлен 15.07.2010

Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы. Тактика купирование приступа бронхиальной астмы. Дополнительные методы купирования бронхиальной астмы при легких приступах и астмоидном синдроме. Антигистаминные средства и адреномиметические препараты.

презентация [569,3 K], добавлен 10.05.2012

Рост заболеваемости бронхиальной астмой у взрослых и у детей раннего возраста в ХХ веке. Причины аллергического воспаления в бронхах: ингаляционные аллергены, инфекционные заболевания органов дыхания. Применение фитотерапии для лечения бронхиальной астмы.

реферат [23,9 K], добавлен 28.12.2012

История исследования заболевания бронхиальной астмой. Этиология бронхиальной астмы и ее аллергическая природа. Патоморфологические изменения у больных. Роль инфекции в патогенезе бронхиальной астмы. Клинические наблюдения психогенной бронхиальной астмы.

реферат [17,8 K], добавлен 15.04.2010

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Характеристика методов лечения больных бронхиальной астмой: этиотропная терапия, неспецифическая десенсибилизация, гистаминофизиотерапия и акупунктура. Особенности профилактики бронхиальной астмы, которая должна быть построена по принципу диспансеризации.

реферат [21,1 K], добавлен 17.04.2010

Факторы риска развития, триггеры бронхиальной астмы. Участие медицинской сестры в диагностике заболевания. Использование небулайзеров в лечении. Пикфлоуметрия и обучение пациента самоконтролю. Благоприятное воздействие спелеокамер, противопоказания.

дипломная работа [185,3 K], добавлен 27.06.2014

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и патогенез хронического бронхита и бронхиальной астмы, их клиническая картина, отличительные особенности, причины возникновения и развития. Комплексы лечебной физкультуры, применяемые для больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.04.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Бронхиальная астма (БА) – хроническая болезнь, с которой больные должны справляться в течение жизни и влияние которой может быть уменьшено или контролируемо в большинстве случаев. 235 млн человек во всем мире страдают от этого заболевания. Доступность медицинской помощи хорошего качества, включая своевременную постановку диагноза, понимание тактики ведения и доступности необходимых лекарств, помогает избегать неблагоприятных исходов и осложнений. Согласно эпидемиологическим и длительным наблюдениям, бремя БА росло за прошедшие 30 лет, особенно среди людей с низким и средним доходом. Проблема БА у детей чрезвычайно актуальна. В 2011 г. на совещании ООН по неинфекционным заболеваниям (Noncommunicable Diseases – NCDs) внимание было сосредоточено на увеличение угрозы БА и других неинфекционных заболеваний глобальному здоровью, социальному благополучию и экономическому развитию. БА обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки БА могут исчезнуть. Однако БА может развиться в любом возрастном периоде, включая взрослую жизнь. Хотя астма озадачивала врачей со времен Гиппократа и были четкие описания пациентов с обострениями астмы во II веке с различными факторами, приводящими к обструкции дыхательных путей, до настоящего момента продолжаются споры относительно этого заболевания. Программа ведения детей с БА предусматривает комплексный подход с назначением широкого круга мероприятий. Основные направления программы при БА у детей включают следующее: устранение воздействия причинных факторов (элиминация), разработка индивидуальных планов базисной противовоспалительной терапии, индивидуальных планов купирования обострений, плана реабилитации и диспансерного наблюдения, просвещение и обучение больных детей и членов семьи, профилактика прогрессирования заболевания Данная работы обладает практической значимостью, ибо результаты работы допустимо применить в индивидуальной профилактике пациентов. Объект исследования: процесс диагностики и профилактики бронхиальной астмы у детей. Предмет исследования: связь контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов о заболевании и профилактической самодиагностикой его признаков. Цель работы: выявить связь контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов о заболевании и профилактической самодиагностикой признаков бронхиальной астмы. Работа включает в себя решение следующих задач: 1) изучение литературных источников, описывающих проблему исследования; 2) выявление связи контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов об их заболевании; 3) выявление связи контролируемости симптомов бронхиальной астмы с профилактической самодиагностикой признаков болезни. Гипотеза: высокая степень информированности пациентов и регулярная профилактическая самодиагностика предположительно способствуют контролируемости симптомов бронхиальной астмы у детей. Методы исследования: анкетирование, логические (анализ, синтез, обобщение), сравнение и методы математической статистики. Метод анкетирования был выбран потому, что он достоверный, доступный, простой.

Читайте также:  Астма и саркоидоз легких

Подводя итоги работы, делаю следующие основные выводы. Бронхиальная астма – хроническое воспалительно-аллергическое заболевание дыхательных путей, обусловливающее у предрасположенных пациентов обструкцию бронхов и приступ удушья, проявляющееся, чаще всего, ночью, перед рассветом приступами экспираторной одышки, кашлем, свистящими хрипами, обратимыми как спонтанно, так и под воздействием лекарственных препаратов. Чтобы снизить риск возникновения заболевания у детей с атопией в анамнезе или при наличии страдающих бронхиальной астмой родственников, следует исключить пассивное курение, элиминировать аллергены пищевых продуктов, клеща, кошки, таракана, морской свинки. Заболеваемость поливалентной аллергией превалирует над моновалентной, что обусловливает прогностически утяжелённое течение бронхиальной астмы и ухудшенную поддаваемость её терапии. Чтобы уменьшить риск появления бронхиальной астмы у взрослых, нужно полностью исключить курение, регулярно проводить влажную уборку жилья, минимизировать воздействие промышленных и бытовых сенсибилизаторов, аллергенов, нормализовать массу тела. Чтобы заблаговременно упредить угрожающий приступ бронхиальной астмы, пациент должен ежедневно утром и вечером выполнять пикфлоуметрию и заносить показания в дневник самоконтроля. Разработанная методика астма-школы способствует улучшению эффективности лечения и повышению качества жизни больных детей. В качестве критериев эффективности обучения в астма-школе могут быть использованы динамика частоты обострений БА, комплексная оценка самоконтроля и повседневной активности, а также динамика параметров КЖ. Применение разработанной методики способствует более высокой степени сотрудничества семьи с лечащим врачом и улучшает восприятие врачебных рекомендаций по применению методов самоконтроля и использованию базисной противовоспалительной терапии, а также способствует более активному образу жизни больных детей. Наиболее эффективно использование разработанной методики у детей из полных семей, больных БА средней и тяжелой степени тяжести, матери которых имеют высшее или среднее специальное образование и недостаточно информированы по вопросам БА до курса обучения. Адекватному восприятию информации о заболевании и принятию рекомендуемых стратегий поведения по управлению БА на занятиях образовательной программы способствуют такие психологические особенности детей, как более низкая эмоциональная возбудимость, более высокие активность и темп реакций при отсутствии социальной дезадаптации, связанной с заболеванием, а также более высокая экстравертированность матерей. Разработанную методику астма-школы рекомендуется использовать в работе с детьми 7-12 лет, больных БА, и их родителями с целью улучшения эффективности комплексного лечения и повышения КЖ пациентов как в амбулаторных лечебно-профилактических учреждениях, так и в стационарах и санаториях. Критериями эффективности обучения по разработанной методике могут служить динамика частоты обострений БА, а также КО самоконтроля и повседневной активности детей. Использование психодиагностических методик помогает дифференцированно отбирать будущих участников обучения и способствует достижению большей эффективности образовательной программы в комплексном лечении БА. Дисгармоничное психоэмоциональное реагирование на заболевание детей и их родителей является показанием к предварительной психологической коррекции или семейной психотерапии с целью нормализации ВКБ с последующим обучением в астма-школе. Возможна также разработка индивидуализированных методик обучения этого контингента семей.

Читайте также:  Исследование крови на гормоны при бронхиальной астме

источник

Особенности профилактической деятельности фельдшера на амбулаторном этапе при бронхиальной астме. Грешкина В. ФШ- 111

  1. Дасько, Т. Г. Бронхиальная астма [Текст] / Т.Г. Дасько, Л.В. Суховий, В.Н. Петров // Медицинская сестра. — 2008. — №: 4. — С.6 — 10. — Библиогр. в конце ст.

  1. Стандарт медицинской помощи больным с бронхиальной астмой [Текст] // Справочник фельдшера и акушерки. — 2009. — 3 2. — С. 53 — 56

  1. Подорова, Т. Организация работы медсестры в школе бронхиальной астмы [Текст] / Татьяна Подорова // Сестринское дело. — 2009. — N 6. — С. 26-27

  1. Мачарадзе, Д. Ш. Бронхиальная астма и остеопороз: некоторые аспекты современной терапии [Текст] / Д. Ш. Мачарадзе // Лечащий врач : Медицинский научно-практический журнал. — 2010. — N 6. — С. 52-55

  1. Шарашкина, Н. В. Современные подходы к диагностике и лечению бронхиальной астмы при беременности [Текст] / Н. В. Шарашкина // Справочник фельдшера и акушерки. — 2011. — N 10. — С. 70 — 75

  1. Озерская, И. В. Мукоцилиарная система респираторного тракта при бронхиальной астме и аллергическом рините [Текст] / И. В. Озерская, Н. А. Геппе, У. С. Малявина // Лечащий врач : Медицинский научно-практический журнал. — 2011. — N 9. — С. 17 — 20

  1. Алексаандров, О. В. Аденозин как возможный маркер воспаления у больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью лёгких [Текст] / О. В. Алексаандров // Российский медицинский журнал. — 2011. — N 5. — С. 5 — 9

  1. Фридман, И. Л. Качество жизни у больных бронхиальной астмой средней степени тяжести [Текст] / И. Л. Фридман // Паллиативная медицина и реабилитация. — 2012. — N 1. — С. 16 — 19

  1. Баранов, А. А. АнтиIge-терапия тяжелой неконтролируемой бронхиальной астмы у детей и подростков [Текст] / А. А. Баранов // Педиатрия. — 2012. — Том 91, N 2. — С. 9 — 18

  1. Новик, Г. А. Бронхиальная астма физического напряжения и методы ее лечения [Текст] / Г. А. Новик // Лечащий врач : Медицинский научно-практический журнал. — 2012. — N 6. — С. 27 — 34

  1. Геппе, Н. А. Актуальность проблемы бронхиальной астмы у детей [Текст] / Н. А. Геппе // Педиатрия. — 2012. — Том 91, N 3. — С. 76 — 82

  1. Балаболкин, И.И. Современный взгляд на развитие бронхиальной астмы у детей [Текст] / И.И. Балаболкин, В. А. Булгакова, И. Е. Смирнов // Педиатрия. — 2014. — Том 93, N 3. — С. 92

  1. Плетминцева, Г. Б.
  2. Обучение пациентов с бронхиальной астмой [Текст] / Г. Б. Плетминцева, Е. с. Ефимова // Сестринское дело. — 2014. — N 2. — С. 36-45

  1. Сухова, Е. В Что нужно знать фельшеру о бронхиальной астме [Текст] / Е.В Сухова // Справочник фельдшера и акушерки. — 2014. — N 5. — С. 8

Неотложные состояния [Текст] / Г.А. Шершень. — Минск : Беларусь, 1995/1996. — 574 с.

Общая врачебная практика: внутренние болезни — интернология [Текст] / И.Н. Денисов, Б.Л. Мовшович. — М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 96 с.

Внутренние болезни [Текст] / В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко. — М. : Медицина, 1987. — 449 с.

Бронхиальная астма [Текст] / Г.Б. Федосеев, Г.П. Хлопотова. — СПб. : Медицина, 1988. — 272 с.

Бронхиальная астма [Текст]. Том. 1 / Под ред. А.Г. Чучалина. — М. : Агар, 1997. — 432 с.

Чучалин, А. Г. Бронхиальная астма [Текст]. Том. 2 / А.Г. Чучалин. — М. : Агар, 1997. — 396 с.

Педиатрия по Нельсону [Текст]. Том. 3 / Ричард Э. Берман, Роберт М. Клигман, Хол Б. Дженсон. — М: Рид Элсивер, 2009. — 1184 с.

  1. Полный медицинский справочник фельдшера [Электронный ресурс] http://www.universalinternetlibrary.ru/book/16592/ogl.shtml. – 04.03.2015. – заглавие с экрана.
  1. Неотложная помощь фельдшера общей практики [Электронный ресурс] /text/77/514/13132.php. – 04.03.2015. – заглавие с экрана.

Выполнила: библиотекарь Кучерявая Ю.А. 25.02.2015

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *